Типичные ошибки при выполнении стойки на лопатках

Конспект на интерактивный видео-урок

Конспект на интерактивный видео-урок

по предмету «Физическая культура» для «10» класса

Урок №32. Стойка на лопатках

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

В теоретической части представлены:

  • значение стойки на лопатках;
  • техника выполнения стойки на лопатках.

Урок посвящён освоению упражнения «стойка на лопатках». Рассматриваются его основные особенности и возможные ошибки в процессе выполнения.

Глоссарий

Берёзка – традиционное российское название стойки на лопатках.

Йога – совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма.

Лопатка – кость пояса верхних конечностей, обеспечивающая сочленение плечевой кости с ключицей.

Мышца, поднимающая лопатку – мышца, которая поднимает лопатку, несколько поворачивая и смещая нижний угол лопатки в сторону позвоночного столба.

Сарвангасана – стойка на лопатках в хатха-йоге.

Свеча – традиционное европейское название стойки на лопатках.

Стойка – статичное положение.

Основная литература:

  • Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 237 с.

Дополнительная литература:

  • Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 271, [1] с.

Интернет-ресурсы:

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL:  http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018) 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Стойка на лопатках – акробатический элемент, включенный в обязательную программу уроков физической культуры. Помимо этого, стойка на лопатках активно используется в тренировках легкоатлетами, гимнастами, борцами и многими другими.

Польза стойки на лопатках была отмечена нашими дальними предками. В глубокой древности она стала неотъемлемым элементом индийской йоги, где получила название «сарвангасана» и рекомендовалась как средство от усталости, перевозбуждения или плохого настроения. Считалось, что она приводит к общему омоложению всего организма. В европейской лечебной гимнастике это упражнение тоже было достаточно популярно. Из-за сходства внешнего вида оно получило название «свеча». Считалось, что оно значительно ускоряет восстановление всех тканей и систем организма. А у спортсменов дореволюционной России это упражнение получило тёплое и близкое сердцу название «берёзка», и его выполнение считалось необходимым для достижения хорошей осанки и стройности.

Наши предки во многом были правы. Выполнение данного элемента гимнастики несёт значительную пользу для здоровья. Регулярное выполнение стойки на лопатках помогает снизить нагрузку в системе кровообращения; восстановить проходимость и эластичность сосудов; улучшить подвижность позвоночника; укрепить связки и суставы. Благодаря перевернутому положению тела, улучшается насыщение внутренних органов кислородом, происходит обновление клеток и тканей тела. Стойка на лопатках – прекрасное средство для развития гибкости и тренировки основных групп мышечной системы человека: мышц шеи, ног, спины и пресса.

В то же время не стоит выполнять её необдуманно. Стойка на лопатках противопоказана при травмах любого отдела позвоночника, смещении межпозвоночных дисков, других заболеваниях спины. Не рекомендуется практиковать упражнение людям, склонным к гипертонии и сопутствующим ей заболеваниям сердца.

Стойка на лопатках, при всей кажущейся простоте, имеет достаточно сложную технику выполнения. Чтобы выполнить стойку на лопатках, нужно лечь так, чтобы лопатки были на краю мата, а голова — на полу. Таким образом, шея будет в безопасности. Нужно вытянуть прямые руки вдоль корпуса. С выдохом нужно поднять колени к груди и перекатом, без помощи рук увести стопы за голову. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу. Разогнуть ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить. Нужно следить за своим телом. Оно должно быть от плеч до стоп перпендикулярно полу и вытянуто вверх. Стопы должны быть сдвинуты вместе, а бёдра стремиться «завернуться» внутрь. Ладони на спине должны лежать так, чтобы большие пальцы были направлены в стороны, а остальные — к позвоночнику.

Здоровому человеку для достижения эффекта в этой позе рекомендуется оставаться не менее 30 секунд, со временем увеличивая продолжительность. При самостоятельных занятиях необходимо следить за самочувствием и в зависимости от него определять время выполнения.

Если стойку на лопатках не получается выполнить сразу, существуют специальные подводящие упражнения, которые позволят усвоить технику и облегчить выполнение.

При выполнении стойки на лопатках возможны ошибки. Наиболее характерны из них следующие: отсутствие строго вертикального положения тела, расслабление ног, сгибание в тазобедренных суставах, большое расстояние между локтями. Помните – при выполнении любого упражнения самое главное – соблюдение техники безопасности и сохранение здоровья!

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Найдите слова по теме урока.

Решение:

Стойка – статичное положение.

Йога – совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма.

Лопатка – кость пояса верхних конечностей, обеспечивающая сочленение плечевой кости с ключицей.

2. Расположите в правильном временном порядке последовательность действий при стойке на лопатках:

1. Разогнуть ноги.

2. Коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу.

3. Поднять колени к груди и перекатом, без помощи рук увести стопы за голову.

Решение.

3, 2, 1

Разбор решения: Разогнуть ноги нужно в конце – значит это третий этап. Коснуться пола лопатками, опереться руками в поясницу на первом этапе невозможно. Значит, первым этапом будет «Поднять колени к груди и перекатом, без помощи рук увести стопы за голову».

Кувырок вперед

Техника
выполнения.
Из
упора присев (с опорой руками впере­ди
стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести
массу тела на ру­ки. Сгибая руки и
наклоняя голову вперед, оттолкнуться
ногами и, переворачиваясь через голову,
сделать перекат на шею и лопат­ки.
Опираясь лопатками о пол, резко согнуть
ноги и взять группи­ровку. Заканчивая
кувырок, принять упор присев (рис. 73).

Последовательность
обучения.

  1. Группировка из
    различных и. п.

  2. Из упора присев
    перекат назад и перекатом вперед сед
    в группировке.

277

  1. Из упора присев
    кувырок вперед в сед в группировке.

  2. Из упора присев
    перекат назад и перекатом вперед упор
    присев.

5. Из
упора присев кувырок вперед в упор
присев.
Типичные
ошибки.

  1. Опора руками
    близко к ступням (приводит к удару
    спиной).

  2. Отсутствие
    отталкивания ногами.

  3. Недостаточная
    группировка.

  4. Неправильное
    положение рук.

  5. Опора руками сзади
    при переходе в упор присев. Страховка
    и помощь. В
    большинстве
    случаев это упражнение

доступно для
самостоятельного исполнения. Обычно
помощь нужна только отдельным учащимся.
При этом партнер, стоя на одном колене,
сбоку одной рукой помогает выполняющему
на­клонить голову вперед на грудь, а
другой, поддерживая под грудь или плечо,
обеспечивает мягкое опускание на лопатки
и увеличивает вращение вперед.

Кувырок в сторону

Техника выполнения.
Выполняется
из упора стоя на коленях или упора
присев. Первая часть кувырка такая же,
как и у пе­реката в сторону из упора
стоя на коленях, однако вращение те­ла
необходимо продолжить в том же направлении
и, перевора­чиваясь через спину, прийти
снова в упор стоя на коленях или в упор
присев.

Последовательность
обучения.

  1. Группировка из
    положения лежа на спине.

  2. Из упора стоя на
    коленях перекат в сторону.

  3. Из упора стоя на
    коленях кувырок в сторону.

  4. Из упора присев
    кувырок в сторону в упор присев.

278

Типичные ошибки.

  1. В начале
    кувырка рука не ставится на предплечье.

  2. Неплотная
    группировка.

Страховка и
помощь.
Стоя
сзади, помогать переворачиванию,
поддерживая около тазобедренных
суставов.

Стойка на лопатках согнув ноги

Техника выполнения.
Стойка на
лопатках выполняется пере­катом назад
в группировке. В момент опоры лопатками
и затыл­ком подставить руки под
поясницу (большими пальцами впе­ред),
ноги согнуты, голени вертикально. Это
подводящее упраж­нение для обучения
стойке на лопатках (рис. 74).

Последовательность
обучения.

  1. Из упора присев
    перекаты назад и вперед.

  2. Из упора сидя
    сзади перекатом назад сгибая ноги
    стойка на лопатках согнув ноги.

  3. Из упора присев
    перекатом назад стойка на лопатках
    со­гнув ноги.

Типичные ошибки.

  1. Перекат выполняется
    с откидыванием плеч и головы назад.

  2. Руки ставятся под
    спину рано, локти широко разведены.

  3. Туловище не
    принимает вертикального положения.

  1. Голени отклоняются
    от вертикального положения, носки не
    оттянуты.

Страховка и
помощь.
Помогать,
стоя сбоку от ученика, одной рукой
поддерживая под спину, другой за ноги.

Из стойки на
лопатках согнув ноги перекатом вперед
упор присев

Техника выполнения.
Убрав руки
с поясницы, начать пере­кат вперед,
одновременно взять группировку. В конце
переката

279

выполнить энергичное
движение плечами вперед и принять упор
присев.

Последовательность
обучения.

  1. Из упора присев
    перекат назад и перекатом вперед сед
    в группировке.

  2. Из упора присев
    перекат назад в группировке и перекатом
    вперед упор присев.

  3. Из упора присев
    перекатом назад стойка на лопатках
    со­гнув ноги (держать), перекатом
    вперед сед в группировке.

  4. Из упора присев
    перекатом назад стопйка на лопатках
    со­гнув ноги (держать), перекатом
    вперед, упор присев.

Типичные ошибки.
Аналогичны
ошибкам при выполнении стойки на лопатках
согнув ноги и второй половины кувырка
вперед.

Страховка и
помощь.
Помогать
стоя сбоку в момент перехода в упор
присев, подталкивая под спину или плечо.

Комбинация для
совершенствования и контрольного урока

Из упора присев
кувырок вперед в упор присев — перекатом
назад стойка на лопатках согнув ноги —
перекатом вперед упор присев — кувырок
в стороны в упор присев и о. с.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


25 чел. помогло.

скачать

Типичные ошибки.

  1. Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).
  2. Отсутствие отталкивания ногами.
  3. Недостаточная группировка.
  4. Неправильное положение рук.
  5. Опора руками сзади при переходе в упор присев. Страховка и помощь. В большинстве случаев это упражнение

доступно для самостоятельного исполнения. Обычно помощь нужна только отдельным учащимся. При этом партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему на­клонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.

^

Техника выполнения. Выполняется из упора стоя на коленях или упора присев. Первая часть кувырка такая же, как и у пе­реката в сторону из упора стоя на коленях, однако вращение те­ла необходимо продолжить в том же направлении и, перевора­чиваясь через спину, прийти снова в упор стоя на коленях или в упор присев.

Последовательность обучения.

  1. Группировка из положения лежа на спине.
  2. Из упора стоя на коленях перекат в сторону.
  3. Из упора стоя на коленях кувырок в сторону.
  4. Из упора присев кувырок в сторону в упор присев.

278

Типичные ошибки.

  1. В начале кувырка рука не ставится на предплечье.
  2. Неплотная группировка.

Страховка и помощь. Стоя сзади, помогать переворачиванию, поддерживая около тазобедренных суставов.

^

Техника выполнения. Стойка на лопатках выполняется пере­катом назад в группировке. В момент опоры лопатками и затыл­ком подставить руки под поясницу (большими пальцами впе­ред), ноги согнуты, голени вертикально. Это подводящее упраж­нение для обучения стойке на лопатках (рис. 74).

Последовательность обучения.

  1. Из упора присев перекаты назад и вперед.
  2. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.
  3. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках со­гнув ноги.

Типичные ошибки.

  1. Перекат выполняется с откидыванием плеч и головы назад.
  2. Руки ставятся под спину рано, локти широко разведены.
  3. Туловище не принимает вертикального положения.
  4. Голени отклоняются от вертикального положения, носки не оттянуты.

Страховка и помощь. Помогать, стоя сбоку от ученика, одной рукой поддерживая под спину, другой за ноги.

^

Техника выполнения. Убрав руки с поясницы, начать пере­кат вперед, одновременно взять группировку. В конце переката

279


выполнить энергичное движение плечами вперед и принять упор присев.

Последовательность обучения.

  1. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке.
  2. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед упор присев.
  3. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках со­гнув ноги (держать), перекатом вперед сед в группировке.
  4. Из упора присев перекатом назад стопйка на лопатках со­гнув ноги (держать), перекатом вперед, упор присев.

^ Аналогичны ошибкам при выполнении стойки на лопатках согнув ноги и второй половины кувырка вперед.

Страховка и помощь. Помогать стоя сбоку в момент перехода в упор присев, подталкивая под спину или плечо.

^

Из упора присев кувырок вперед в упор присев — перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги — перекатом вперед упор присев — кувырок в стороны в упор присев и о. с.

^ КЛАСС

Осваиваются следующие упражнения: 2-3 кувырка вперед, стойка на лопатках, из положения лежа на спине «мост», перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой.

^

Техника выполнения. После первого кувырка, который вы­полняется несколько энергичнее, чем обычно, поставить руки на пол и, не задерживаясь, выполнить второй, третий кувырок.

Последовательность обучения.

  1. Из упора присев кувырок вперед в упор присев.
  2. Из упора присев кувырок вперед в упор присев и прыжок вверх.

3. Из упора присев два кувырка вперед в упор присев.
Типичные ошибки.

  1. Остановка между кувырками.
  2. Ошибки, типичные при выполнении кувырка вперед.

280

Стойка на лопатках

Техника выполнения. Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и, разогнув ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище долж­но быть прямым, локти широко не разводить (рис. 75).

Последовательность обучения.

  1. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.
  2. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках со­гнув ноги — разогнув ноги стойка на лопатках — держать.
  3. Из упора сидя сзади перекатом назад стойка на лопатках.

4. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках.
Типичные ошибки.

  1. Сгибание в тазобедренных суставах.
  2. Тело отклонено от вертикальной плоскости.
  3. Широко разведены локти.

Страховка и помощь. Стоя сбоку от ученика у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках до­полнительно (по мере необходимости) поддержи­вать сзади за бедро, добиваясь более точного верти­кального положения тела с вытянутыми носками (рис. 76).

^

Техника выполнения. Лежа на спине, сильно согнуть ноги и развести их (на длину стопы), носки развернуть кнаружи, рука-

281

ми опереться у плеч (пальцами к плечам). Выпрямляя одновре­менно руки и ноги, прогнуться и наклонить голову назад.

Сгибая руки и ноги, наклоняя голову вперед, медленно опус­титься на спину в исходное положение. При выполнении стре­миться полностью разогнуть ноги и перевести массу тела на ру­ки (рис. 77).

Последовательность обучения.

  1. Предварительно размять мышцы спины и плечевого пояса (наклоны туловища вперед, назад, в стороны, вращения тулови­щем, круги и рывковые движения руками).
  2. Освоить исходное положение и наклон головы назад, стоя ноги врозь у гимнастической стенки, опираясь о нее.
  3. Из положения лежа на спине выполнить «мост» с помо­щью.
  4. Из положения лежа на спине выполнить «мост» самостоя­тельно.

Первое время повторять «мост» 3-5 раз, затем увеличивать до 8-12 раз, чередуя с наклонами вперед, кувырками, стойка­ми.

Типичные ошибки.

  1. Ноги в коленях согнуты, ступни на носках (рис. 78).
  2. Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от точек опоры кистей (рис. 79).

  1. Руки и ноги широко расставлены.
  2. Голова наклонена вперед.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопаток, другой под поясницу.

282

^

Техника выполнения. Это упражнение является подводящим для освоения первой части кувырка назад. Из упора присев сгруппиро­ваться и выполнять перекат назад, в конце переката опереться ла­донями о пол у головы, держа локтя и кисти параллельно (рис. 80).

^

  1. На расстоянии полушага от стенки, наклоняясь назад, по­ставить согнутые в локтях руки у головы.
  2. Из положения лежа на спине повторить и. п. для выполне­ния «моста», т. е. согнуть ноги в коленях и поставить согнутые в локтях руки на пол кистями около головы.
  3. Из упора присев перекат назад в группировке с последую­щей опорой руками за головой и перекат вперед.

Типичные ошибки.

  1. При постановке кистей сильно разведены локти.
  2. Локти и кисти непараллельны.
  3. Неодновременная постановка кистей. Страховка и помощь. При появлении)шибок помогать, стоя у головы, параллельно держать локти.

^

Из упора присев два кувырка вперед в группировке в упор присев — перекатом назад стойка на лопатках (держать) — пе­рекатом вперед лечь и «мост» — лечь, перекат назад с опорой руками за головой — перекатом вперед упор присев и о. с.

IV КЛАСС

Кувырок назад в группировке

^ Из упора присев, руки несколько впе­реди — тяжесть тела перенести на руки; затем, отталкиваясь

283

руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий мо­мент за счет плотной группировки; в момент касания опоры ло­патками поставить кисти за плечами и, опираясь на них, пере­вернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор при­сев (рис. 81).

Последовательность обучения.

  1. Кувырок вперед.
  2. Из упора присев перекат назад в группировке с последую­щей опорой руками за головой.
  3. Из упора присев кувырок назад в группировке в упор при­сев.

Типичные ошибки.

  1. Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону . кистей, непараллельная постановка кистей и локтей).
  2. Разгибание ног в момент постановки рук и переворачива­ния через голову.
  3. Неплотная группировка.
  4. Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент перево­рачивания через голову.
  5. Медленное переворачивание.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, при необходимости, подтолкнуть под спину.

^

Эта связка состоит из разученных ранее элементов. Поэтому необ­ходимо предварительно повторить их отдельно, а затем соединить. Требования к технике выполнения, страховке и помощи те же.

^

Из упора присев кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках — перекатом вперед лечь и «мост» — опуститься в по-

284

ложение лежа на спине — сесть, руки в стороны — опираясь слева поворот в упор присев — кувырок вперед в упор присев — прыжок вверх прогибаясь и о. с.

V КЛАСС

В этом классе идет совершенствование кувырков вперед и на­зад, стойки на лопатках.

Комбинация для совершенствования и контрольного урока

1. Кувырок вперед, правая скрестно перед левой

и поворот кругом в упор присев — 2,5 балла.

  1. Кувырок назад _ 3,0 балла.
  2. Перекатом назад стойка на лопатках — 3,0 балла.
  3. Перекатом вперед упор присев и о. с. — 1,5 балла.

VI КЛАСС

Учащиеся данного класса должны научиться выполнять «мост» из положения стоя с помощью, совершенствовать ку­вырки вперед и ранее изученные элементы.

^

Техника выполнения. Выполняется из стойки ноги врозь, ру­ки вверх. Наклоняясь назад, подать таз вперед и медленно опус­титься в положение «мост». При опускании голову наклонить назад до отказа (рис. 82).

285

Последовательность обучения.

  1. Выполнить «мост» из положения лежа на спине.
  2. Из и. п., стоя спиной к гимнастической стенке на расстоя­нии полушага, наклон назад с захватом руками за рейку.
  3. То же на большем расстоянии и, поочередно перехватывая руками рейки гимнастической стенки, опуститься как можно ниже. Помогать стоя сбоку, поддерживая под лопатки при опус­кании и поднимании туловища.

4. «Мост» наклоном назад с поддержкой стоя лицом друг к другу.
Типичные ошибки.

1. При наклоне туловища назад и опускании в «мост» голова
не полностью отведена назад.

2. В положении «мост» типичные ошибки описаны выше.
Страховка и помощь. Страховку осуществлять стоя сбоку,

поддерживая одной рукой под лопатки, другой под поясницу. Упражнение выполняют со страховкой до полного освоения.

^

1. Из стойки ноги врозь, руки вверх, наклоном

назад «мост» с помощью — 3,0 балла.

  1. Лечь и, поднимая туловище, упор сидя сзади, перекатом назад стойка на лопатках (держать) — 1,5 балла.
  2. Перекатом вперед упор присев — 1,5 балла.
  3. Кувырок назад в упор присев — 2,0 балла.
  4. Кувырок вперед и прыжок вверх прогибаясь— 2,0 балла.

Комбинация для совершенствования и контрольного урока для девочек

  1. Два кувырка вперед и, выпрямляясь, руки вверх— 2,0 балла.
  2. Опуститься в «мост» — 3,5 балла.
  3. Лечь и стойка на лопатках — 2,0 балла.
  4. Перекат вперед в упор присев и прыжок

прогибаясь ноги врозь — 2,5 балла.

^ КЛАСС

С этого класса мальчики и девочки начинают осваивать раз­ные упражнения. Мальчики должны освоить кувырок вперед в стойку на лопатках и стойку на голове и руках согнув ноги. Де­вочкам предстоит освоение кувырка назад в полушпагат.

286

^

Техника выполнения. Из упора присев или упора стоя на ко­ленях, разгибая ноги, согнуться в тазобедренных суставах и, на­клоняя голову на грудь, опуститься на шею и лопатки. Далее, не отрывая носки от пола, подставляя руки под спину, поднять ноги в стойку на лопатках, перекатом вперед в группировке встать (рис. 83).

Последовательность обучения.

  1. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках.
  2. Из упора стоя на коленях кувырок вперед в стойку на лопатках.
  3. Из упора присев кувырок вперед в стойку на лопатках. Типичные ошибки.
  1. Преждевременный отрыв ног от опоры и падение вперед.
  2. Постановка рук с широко разведенными локтями.
  3. Ошибки, типичные для стойки на лопатках.

Страховка и помощь. Во избежание сильного вращения и воз­можного опускания таза, стоя сбоку, поддерживать за голень, помогая перейти в стойку на лопатках, далее помогать, как при выполнении стойки на лопатках.

^

Техника выполнения. Упражнение является подводящим для освоения стойки на голове и руках. Из упора присев, разги­бая ноги, опереться головой о мат, перенося массу тела на руки и голову, без толчка и маха согнуть к груди сначала одну ногу, затем другую, принимая стойку на голове согнув ноги (рис. 84).

^

1. Руки и голова должны образовать равносторонний тре­угольник. Кисти располагаются на ширине плеч. Голова опира­ется верхней частью лба.

287

2. Из упора присев стойка на голове с согнутыми ногами с по­
мощью.

3. Из упора присев стойка на голове самостоятельно.
Типичные ошибки.

  1. Неправильная постановка головы: не на лоб, а на темя.
  2. Близкая постановка головы к рукам (нарушен принцип равностороннего треугольника).
  3. Сгибание ног не к груди, а за спину.

Страховка и помощь. Помогать, стоя сбоку на коленях, под­держивая одной рукой под спину, другой за голени.

^

Техника выполнения. Заканчивая кувырок назад, согнуть од­ну ногу к груди и, опираясь на руки, поставить ее на колено, другую ногу не сгибать и не опускать; выпрямиться, разогнуть руки в упор стоя на колене. Опуская ногу и отодвигаясь, выпря­миться, скользя руками по полу, — полушпагат (рис. 85).

^

1. Из упора присев кувырок назад в упор присев.

  1. Из упора присев кувырок назад в упор стоя на коленях.
  2. Из упора присев кувырок назад в упор стоя на одном колене, другую назад.
  3. Из упора стоя на коленях, опираясь ру­ками о пол, выдвигая вперед левое (правое) колено и отводя назад другую ногу, коснуть-

ся тазом пятки левой (правой) ноги; выпрямиться, руки в сто­роны, смотреть вперед (рис. 86).

5. Из упора стоя на одном колене, другую назад, опуская од­
ну ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу,
и принять полушпагат.

6. Из упора присев кувырок назад в полушпагат.
Типичные ошибки.

  1. Резкое опускание согнутой и прямой ноги.
  2. Сгибание ноги, отведенной назад.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, поддерживать под бедро прямой ноги и под плечо.

Комбинация для совершенствования и контрольного урока для мальчиков

1. Из упора присев кувырком вперед стойка

на лопатках — 2,5 балла.

  1. Перекат вперед в сед с наклоном — 1,0 балл.
  2. Кувырок назад в упор присев — 2,0 балла.
  3. Стойка на голове согнув ноги — 3,0 балла.
  4. Опускаясь в упор присев, прыжок вверх

прогибаясь — 1,5 балла.

Комбинация для совершенствования и контрольного урока для девочек

  1. Из упора присев кувырок вперед — 1,0 балл.
  2. Кувырок вперед в сед с наклоном — 1,5 балла.
  3. Лечь и «мост» — 3,0 балла.
  4. Лечь и стойка на лопатках — 2,0 балла.
  5. Перекатом вперед сед с наклоном — 1,0 балл.
  6. Кувырок назад в полушпагат — 1,5 балла.

^ КЛАСС

Мальчики должны освоить кувырок назад в упор стоя ноги врозь, длинный кувырок, стойку на голове. Девочки — «мост» и поворот в упор стоя на одном колене.

^ Из упора присев, заканчивая кувырок назад, развести ноги, не сгибая их в коленях, и, выпрямляя ру­ки, выйти в упор стоя ноги врозь.

10 Методика преподавания гпг

гимнастики в школе 289

Последовательность обучения.

  1. Из упора присев кувырок назад в упор присев.
  2. Из седа в группировке перекат назад до упора согнувшись ноги врозь и возвратиться в и. п.
  3. Из упора присев перекат назад в группировке до упора со­гнувшись ноги врозь и возвратиться в и. п.
  4. Из упора стоя ноги врозь согнувшись сгибание и разгиба­ние рук до касания головой матов.

5. Из упора присев кувырок назад в упор стоя ноги врозь.
Типичные ошибки.

  1. Неправильная постановка рук, как при выполнении ку­вырка назад.
  2. Слишком запоздалое разведение ног.
  3. Неполное разгибание ног в момент разведения.

Страховка и помощь. Помогать, стоя сбоку на коленях, под­держивая под спину в момент переворачивания через голову. Чтобы выполняющий не задел страхующего ногами при их разведении, последний должен находиться рядом с выполняю­щим в и. п.

^

Техника выполнения. Длинный кувырок вперед выполняет: ся из полуприседа, руки назад, махом руками вперед разгибая ноги, поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и выполнить кувырок в группиров­ке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в коленях происходило в момент касания пола лопатками (рис. 87).

Последовательность обучения.

  1. Из упора присев кувырок вперед в упор присев.
  2. Из упора присев кувырок вперед с постепенным увеличени­ем расстояния между ногами и руками в упор присев.

290

3. Из полуприседа длинный кувырок вперед в упор присев с линии, находящейся на расстоянии 60-80 см до постановки рук.

Типичные ошибки.

1. Близкая постановка рук, что приводит к выполнению
обычного кувырка вперед.

  1. Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью.
  2. Появление фазы полета из-за слишком большого расстоя­ния между стопами и местом постановки рук.
  3. Ошибки, типичные при выполнении группировок, перека­тов и кувырка вперед.

^ Стоя сбоку у места постановки рук, од­ной рукой, накладывая ее на затылок выполняющего, помогать ему наклонять голову вперед, а другой поддерживать снизу под живот или бедро.

^

Техника выполнения. Из упора присев, опираясь головой (верхней частью лба) впереди рук, образуя равносторонний тре­угольник, толчком стойка на голове согнув ноги с последующим выпрямлением туловища до прямого вертикального положения (рис. 88).

Последовательность обучения.

  1. Из упора присев стойка на голове согнув ноги (упражнение VII класса).
  2. Из упора присев стойка на голове согнув ноги с последую­щим выпрямлением тела до прямого положения.
  3. Из упора присев толчком двумя ногами стойка на голове и возвратиться в и. п.

Типичные ошибки.

1. Неправильная постановка головы (не на лоб, а на темя).

10*

291


2. Голова поставлена близко или далеко от рук.

3. Неполное разгибание в тазобедренных суста­
вах.

  1. Излишнее прогибание в пояснице.
  2. Ноги согнуты в коленях, носки не оттянуты.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой под­держивать за голень снизу, другой под спину. При выходе в стойку поддерживать одной рукой за бедро, а другой за голень, добиваясь точного вертикального положения (рис. 89).

«Мост» и поворот кругом в упор стоя на одном колене

Техника выполнения. Описание техники выполнения «мос­та» из положения лежа на спине и из положения стоя с помо­щью приведены для учащихся III и VI классов. Поэтому здесь остановимся на технике поворота в упор стоя на одном колене из положения «мост». Перенося тяжесть тела на правую (ле­вую) руку и правую (левую) ногу, оттолкнуться левой (правой) рукой и начать поворот направо (налево). Повернувшись на 90°, согнуться и закончить упражнение в упоре стоя на правом (ле­вом) колене, другую назад. Завершая поворот, опереться на ле» вую (правую) руку и вернуть кисть правой (левой) руки в обыч­ное положение.

Последовательность обучения.

  1. Повторить «мост» из положения лежа на спине.
  2. Повторить «мост» из положения стоя с по­мощью.
  3. В положении «мост» научить переносить тя­жесть тела с руки на руку, приподнимая одну ру­ку от пола (рис. 90).
  4. Повторить положение упора стоя на одном колене.

5. «Мост» и поворот кругом в упор стоя на одном колене с по­мощью и самостоятельно. Типичные ошибки.

  1. Недостаточная передача тяжести тела на руки.
  2. Слишком широкая постановка рук на пол.
  3. При повороте нет толчка ногой, противоположной поворо­ту от пола.
  4. Опускание и сгибание ноги сзади.

292

Страховка и помощь. Помогать, стоя с противоположной по­вороту стороны, поддерживая под спину и за ногу.

^

1. Из упора присев кувырок назад в упор

стоя ноги врозь — 3,0 балла.

2. Наклон вперед прогнувшись, руки

в стороны — 1,0 балл.

3. Упор присев и стойка на голове толчком

двумя — 3,0 балла.

4. Опускание в упор присев и кувырок

вперед —1,0 балл.

5. Длинный кувырок и прыжок вверх

прогибаясь — 2,0 балла.

Комбинация для совершенствования и контрольного урока для девочек

  1. Из упора присев кувырок назад — 2,0 балла.
  2. Перекатом назад стойка на лопатках — 1,5 балла.
  3. Перекатом вперед лечь и «мост» — 2,5 балла.
  4. Поворот в упор стоя на правом колене,

левую назад — 2,0 балла.

5. Махом левой упор присев и кувырок

вперед — 1,0 балл.

6. Прыжок вверх прогибаясь и о. с. — 1,0 балл.

IX КЛАСС

В этом классе мальчики осваивают из упора присев силой стойку на голове и руках и с трех шагов разбега кувырок вперед прыжком, а девочки — равновесие на одной, выпад вперед и ку­вырок вперед.

^

Техника выполнения. Из упора присев (голову и руки необхо­димо поставить так же, как и при выполнении стойки на голо­ве и руках согнув ноги (VII кл.), стойку силой можно выполнить с согнутыми или прямыми ногами (согнувшись). Но в обоих ва­риантах из упора присев, предварительно разогнув ноги и не от-

293

рывая их от пола, необходимо поставить вертикально тулови­ще, а затем поднять ноги: в первом случае — сгибая их в коле­нях через стойку, согнув ноги (рис. 91), а во втором — разгиба­ясь в тазобедренных суставах с прямыми ногами (рис. 92).

Последовательность обучения.

  1. Повторить стойку на голове согнув ноги (VIII кл.).
  2. Повторить стойку на голове толчком двумя из упора присев с согнутыми ногами.
  3. Из упора присев стойка на голове согнув ноги силой.
  4. Из упора присев стойка на голове согнувшись (с прямыми ногами) силой.

Типичные ошибки.

  1. Неправильное положение рук и головы, описанное ранее.
  2. Стойка выполняется толчком двумя или махом одной и толчком другой.
  3. Слишком далеко или близко поставлены руки от ног, и при разгибании ног туловище принимает наклонное положение: ли­бо вперед (когда руки поставлены слишком близко к ногам), ли­бо назад (когда руки поставлены слишком далеко от ног).
  4. Преждевременное разгибание в тазобедренных суставах (до того момента, когда туловище еще не примет вертикального по­ложения).

^ Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под спину, другой под ногу.

294

С трех шагов разбега кувырок вперед прыжком

Техника выполнения. Характерной особенностью техники является наличие полетной фазы после толчка ногами, в без­опорном положении тело слегка согнуто в тазобедренных суста­вах. После касания руками опоры выполняется кувырок впе­ред. Кувырок вперед прыжком выполняется из полуприседа, с шага, с разбега на горку из 2-3 матов (рис. 93).

Последовательность обучения.

  1. Из упора присев кувырок вперед.
  2. Из упора присев длинный кувырок вперед в упор присев.
  3. Из полуприседа руки назад, кувырок прыжком в упор присев.
  4. С трех шагов разбега кувырок вперед прыжком в упор присев. Типичные ошибки.
  1. Ошибки, типичные при выполнении кувырка в группиров­ке, длинного кувырка.
  2. Слишком высокая или низкая траектория в полетной фазе.

3. Постановка рук под себя и резкое их сгибание.

страница 16/21
Дата 30.09.2011
Размер 5,08 Mb.
Тип Документы, Образовательные материалы

 Техника и методика обучения «стойка на лопатках»

          Техника выполнения. Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и разогнуть ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить.

Подводящие упражнения:

  1. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги. Выпрямить ноги, согнуть.
  2. Перекатом назад из упора присев стойка на лопатках. Скрестное движения  в лицевой плоскости.
  3. То же, но скрестные движения в боковой плоскости.
  4. То же, повороты туловища и ног влево и вправо.
  5. Из стойки на лопатках с опорой руками о поясницу поочередно выпрямляя руки перейти в стойку на лопатках с опорой на пол.

Типичные ошибки:

  1. Сгибание в тазобедренных суставах.
  2. Тело отведено от вертикальной плоскости.
  3. Широко разведены локти.

Страховка и помощь:

                   Стоя сбоку у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках дополнительно ( по мере необходимости ) поддерживать сзади за бедро, добиваясь более точного вертикального положения тела с вытянутыми носками.

Комплекс общеразвивающих упражнений:

        1. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги, выпрямить.

        2. И. П.- то же, что упр. 1. Скрестные движения ногами в боковой плоскости.

        З. То же, что упр. 2, но скрестные движения в лицевой плоскости.

        4. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги в коленях и коснуться пола за головой, в и. п.

        5. И. п. —  стойка на лопатках. Носками коснуться пола за головой, в и. п.

        6. И. П.- стойка на лопатках. Поворот туловища и ног влево;  то же — вправо.

7. И. П.- стойка на лопатках, ноги врозь пошире. Коснуться носками разведенных ног пола справа и слева от головы, в и. п.

8. И. П.- стойка на лопатках. Носками обеих ног коснуться пола слева, в и. п.; то же, но справа, в и. п.

9. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги и опереться ладонями о пол, пальцами к лопаткам у плеч, в и.п.

10. И., П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги, опереться коленями о пол за головой, опереться ладонями о пол, пальцами к лопаткам у плеч, выпрямляя руки, перекат назад через голову или плечо в упор присев на коленях, перекат вперед в положение лежа на спине, ноги вперед.

11. И. П.- стойка на лопатках. Носком правой (левой) прямой ноги коснуться пола за головой подальше, согнуть ее и опереться коленом, голову наклонить к левому (правому) плечу, перекат через правое (левое) плечо в упор на правом колене, левую ногу назад, перекат вперед в стойку на лопатках.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тигуан ошибка 008581
  • Типичные ошибки при телефонном разговоре
  • Типичные ошибки при выборе профессии сообщение
  • Типичные ошибки при телефонном общении
  • Типичные ошибки при выборе профессии реферат