Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к доу

В уголок для родителей.

Антонова Наталья Николаевна

Скачать:

Предварительный просмотр:

Типичные ошибки родителей во время

адаптации ребенка к ДОУ

  • Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
  • Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.
  • Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.
  • Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего, им надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.
  • Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Психология

Ребенок идет в детский сад. Ошибки родителей, признаки успешной адаптации и чек-лист

19 августа 2021
72 864 просмотра

В первой части статьи про адаптацию детей к детскому саду психолог Нина Ливенцова объяснила, как минимизировать стресс для ребенка и правильно подготовиться к новому укладу жизни. Сегодня Нина расскажет о самых распространенных ошибках родителей и даст маркеры, по которым легко понять, насколько успешно проходит адаптация.

Самые распространенные ошибки

Факторы, которые могут затруднять адаптацию и которые нужно по возможности не допускать или устранять.

1. Отсутствие каких-либо подготовительных мероприятий вообще. Идти в садик, как говорится, с места в карьер.

2. Резкое погружение в жизнь садика (сразу на полный день).

3. Внезапное исчезновение мамы, отсутствие ритуала прощания.

4. Неподготовленность ребенка к режиму.

5. Питание. Ребенок привык есть только протертую пищу.

6. Нет навыков самообслуживания у детей от трех лет (ребенок ждет, когда его покормят, оденут).

7. Угрозы детским садиком, негативная атмосфера вокруг темы детского садика.

8. Наложение стрессов — переезд, кризис трех лет. Бывает, что этого трудно избежать, просто учитывайте, что нагрузка на нервную систему повышена. Период адаптации может затягиваться.

9. Повышенная нагрузка на нервную систему в период адаптации. Например, ребенка записывают еще и в новые кружки.

10. Тревожность мамы, отсутствие твердого решения о нужности детского сада.

11. Игнорирование потребностей ребенка, отсутствие компенсации разлуки. При расставании создавайте тактильный контакт, что-то оставляйте за себя, проговаривайте, что будете делать, когда встретитесь после детского сада.


  1. Можно дать с собой в садик игрушку. Источник

12. Незаинтересованность в адаптации (выгодно взрослым).

13. Несерьезное отношение к адаптации, непоследовательность взрослых (проспали — не пошли).

14. Неготовность родителя к негативной реакции ребенка, ругань за эмоции ребенка, негатив утром при сборах и при прощании.

15. Нереалистичные ожидания родителей от ребенка.

16. Какие-то негативные родительские установки о садике.

Как понять, что адаптация закончилась благополучно

Адаптация занимает от 2 недель до 3 месяцев. Если вы были в длительной болезни, то адаптацию приходится начинать заново.

Следующие признаки подскажут, что ребенок привык к новой обстановке.

Ребенок усвоил правила пребывания в саду: он знает, что нужно сначала переодеться, затем сделать зарядку, потом позавтракать и так далее.

Ребенку психологически комфортно, он играет, ест, спит. При расставании может какое-то время плакать, но быстро успокаивается в группе и включается в игру. Или уже спокойно прощается с мамой и идет к воспитателю, общается.

Как понять, что ребенок не может адаптироваться

  • Ребенок ни с кем не общается, не идет на контакт. Он замкнут, никого к себе не подпускает, даже если прошло уже 1-2 месяца.
  • Ребенок ничего не ест, отказывается от воды. Не ходит в туалет даже пописать. Терпит до последнего.
  • Ребенок плачет, не успокаивается до тех пор, пока не придет мама.
  • Длительный, стойкий регресс в развитии (в речи, в навыках самообслуживания, появились навязчивости, ночные кошмары, которые не проходят совсем или проходят, когда ребенок, например, болеет и не посещает садик).

Если случилось так, что прошло 1-3 месяца, а прогресса в адаптации нет, то нужно разбираться в причинах. Вам помогут следующие шаги.

  1. Беседа с воспитателем и с садовским психологом. Обычно к малышам приставляется психолог, который следит, как проходит процесс адаптации.
  2. Проективная диагностика. Игра в садик, рисование, придумывание совместной сказки.
  3. Наблюдение (может, это реакция на одного из воспитателей или стресс, который истощил его. Тогда надо взять перерыв, восстановить организм).

Также обратите внимание на свои тревоги.

К чему нужно быть готовым

Даже если все складывается более-менее удачно, нужно быть готовым к некоторым вполне нормальным, но не совсем приятным вещам.

  • Скорее всего, ребенок будет плакать: при расставании, в садике без вас, во время утренних сборов, по дороге в детский сад. На самом деле ему есть что оплакивать (хороший признак, если плач имеет тенденцию к постепенному сокращению). Слезы, грусть — это нормально. Не надо за это стыдить, ругать, раздражаться, проявлять агрессию. Почему ребенок плачет? Ему страшно, он чувствует угрозу своей потребности в безопасности, он остается один, без мамы. Он может чувствовать одиночество (пока не познакомился с воспитателем и не завел друзей), напряжение при расставании с мамой. Как помочь ему почувствовать себя лучше? Тактильный контакт. Уверять, что вернетесь обязательно. Оставлять «себя» ребенку. Сочувствовать. Не жалеть времени на эмоциональное общение вечером.


В период адаптации проводите с ребенком больше времени. Источник

  • Короткий по времени откат в развитии и регресс в навыках (речь, туалет, ночной энурез, промашки во время игр в детском саду), могут быть даже какие-то навязчивые движения или действия. Принимайте это как временное явление. Не заостряйте на этом внимание. Не ругайте, не стыдите. Давайте ребенку больше тактильного контакта, эмоционального общения.
  • Страхи, агрессия в саду или дома, капризы после садика, ночные пробуждения с плачем и криками, непослушание дома. Ребенок рад, когда вы приходите в садик, а через минуту выказывает к вам враждебность и обиду. Ваша задача смягчить его эмоции, сказать, как вы соскучились, как любите своего малыша. Не торопиться собираться домой, а минут 10-15 посидеть обнявшись.

Это все нормальные, временные явления, которые пройдут, как только ребенок адаптируется к новым обстоятельствам. Вам, как родителю, понадобится немного терпения и спокойствия.

Резюме

Адаптация — способность организма приспосабливаться к окружающей среде. Эта способность есть у детей. Дети довольно гибкие.

Есть факторы, на которые вы можете повлиять — это ваш вклад в легкую и благополучную адаптацию ребенка к детскому саду. Есть факторы, которые мешают адаптации, — минимизируйте их.

Период адаптации длится от 2 недель до 3 месяцев.

Некоторые негативные явления в период адаптации — норма. Сохраняйте спокойствие. Будьте терпеливы. Поддерживайте ребенка. Будьте уверены, что ему под силу адаптироваться к детскому саду. Никакой маминой вины, тревогу держите под контролем.

И все сложится наилучшим образом! Чего я вам всем и желаю!

На основе материалов от психолога Нины Ливенцовой мы подготовили чек-листы по адаптации к детскому саду. Скачать их можно здесь→

Обложка поста: unsplash.com

Многие мамы с нетерпением ждут того момента, когда их чадо пойдёт в детский сад, чтобы скорее выйти на работу. Другие же стремятся определить ребёнка в детский коллектив, чтобы он приобрёл навыки социализации, всесторонне развивался. И тем и другим хочется, чтобы кроха спокойно воспринял эту перемену в своей жизни, поладил с воспитателями и другими детками, по утрам шёл в садик с радостью. Однако порой родители и сотрудники ДОУ ведут себя не совсем правильно, совершают досадные ошибки, которые мешают адаптации крохи к новым условиям.

Изначально неправильный настрой на посещение садика

Некоторые мамы заранее рисуют ребёнку идиллическую картину пребывания в садике (море игрушек, развлечения и прогулки с утра до вечера). Естественно, доверчивый малыш настраивается на всё это, а затем сталкивается с «суровой» реальностью.

Противоположный вариант — взрослые, наоборот, пугают садиком за непослушание («Вот скоро пойдёшь в детский сад — там воспитатели не будут терпеть такое поведение!»).

Мама грозит мальчику пальцем

Иногда родители изначально запугивают ребёнка садиком, обещают, что там у него не получится баловаться так, как дома

Иногда, когда малыша уже начал ходить в садик, мама при ребёнке позволяет себе высказывать негатив в адрес сотрудников ДОУ («Не повезло нам с воспитательницей!»).

Лучшая позиция в данном случае — осознанная необходимость. Рассказывать о садике нужно честно, без негатива и чрезмерного восторга. Можно почитать малышу рассказы и стихотворения о детском саде, показать картинки.

Исчезновение мамы — грубейшая ошибка воспитателей

Когда кроха впервые приходит в ДОУ, чаще всего он заинтересован и смело отходит от мамы, увлечённый детьми и новыми игрушками. И та, часто по совету воспитателя или нянечки, тихонечко убегает, чтобы не «спугнуть» своё чадо, даже не попрощавшись с ним, не сказав, когда придёт.

Естественно, малыш очень быстро обнаруживает мамино исчезновение, его охватывает тревога, паника, страшные предположения («А вдруг мама больше никогда не придёт, вдруг она меня бросила!»). Для крохи это равносильно тому, что потеряться в гипермаркете. После таких «хитростей» ребёнок, наоборот, надолго «прилипнет» к родному человеку, будет бояться упустить маму из виду (само слово «садик» долгое время может вызывать плач, а то и истерику).

Мальчик горько плачет в группе детского сада

Когда мама исчезает, не попрощавшись, малыша охватывает страх, паника — ему кажется, что его бросили здесь навсегда

Поэтому никогда не нужно уходить незаметно — это нечестно по отношению к ребёнку. Лучше всё ему объяснить и спокойно попрощаться («Мне нужно идти на работу, чтобы зарабатывать денежки тебе на игрушки, как только освобожусь, я тебе сразу заберу»).

Очень важно, чтобы до сада у малыша был опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

Долгие проводы — лишние слёзы

Это противоположная крайность. Мамы, которым, как правило, никуда не нужно спешить, устраивают в раздевалке многоминутные прощания с объятиями, поцелуями, обеспокоенным выражением лица. Такое поведение вызывает у малыша подозрения: что-то здесь не так, «дело нечисто».

Рекомендации будут такими же, как и в предыдущем пункте. И очень важно — спокойный тон, уверенность в себе, улыбка на лице.

Долгое пребывание в детском саду в период адаптации

Отдельные родители полагают, что приучать малыша к садику нужно не постепенно, а сразу оставлять его там на целый день. Мол, так он быстрее привыкнет к новой обстановке, воспитателю, детям. На самом деле такая тактика ошибочна. Ведь кроха попадает в совершенно новые условия, это нагрузка для его психики, а её нужно щадить.

Грустная девочка сидит на лавочке, вдали играют другие дети

Ребёнка, не приученного к садику, недопустимо сразу же оставлять там на целый день

Психологи советуют выбирать именно плавное приучение. Вначале ребёнка оставляют в садике всего на пару часов, затем на полдня, после забрать кроху можно сразу после тихого часа, а потом уже и оставить на целый день. Каждый из указанных этапов может занимать разное время — какое точно, подскажет самочувствие малыша и мамина интуиция.

Неправильный домашний режим дня

Некоторые семьи не уделяют большого внимания режиму дня ребёнка. И когда он начинает ходить в ДОУ, появляются проблемы. Например, малыш привык ложиться спать вместе со взрослыми после 22.00. Конечно же, ему будет очень сложно подняться в 7, а то и 6 часов утра. В садике он будет сонным, раздражительным.

Поэтому чтобы облегчить своему чаду адаптацию, нужно заблаговременно перевести его на правильный режим, в том числе и в выходные дни.

Быстрые сборы, или спим до последнего

В принципе, эта ошибка — следствие предыдущей. Сердобольная мама до последнего оттягивает момент пробуждения малыша, чтобы он лучше выспался. В результате его будят буквально за 5 минут до выхода из дома. В результате получаются нервные сборы, родители раздражаются, нет времени уделить ребёнку ласку и нежность. Кроха только и слышит: «Одевайся быстрее!», «Бежим, а то опоздаем в садик!». В садик ребёнок приходит с испорченным настроением, равно как и мама.

Девочка плачет дома, сидя на полу

Если ребёнка будят в последний момент, всей семье обеспечено нервное утро, а малышу испорченное настроение в садике

Просыпаться в садик нужно заранее. Пусть малыш понежится в постели, можно сделать ему массаж, погладить головку, поцеловать его и пр. На дорогу также нужно оставить достаточно времени, что полюбоваться деревьями, небом, птичками и пр. В итоге ребёнок будет бодрым, в хорошем настроении.

Несистематичное посещение

Обычно это бывает, когда мама не работает или есть бабушка, всегда готовая посидеть с малышом. Один день детский сад пропускается потому, что очень хочется спать, в другой раз просто лень идти, потом будет дождливая погода и пр. Дети же быстро понимают такие вещи и начинают манипулировать, идти на хитрости («хочу спать», «болит головка (ножка, пальчик)» и пр.).

Вывод: посещение ДОУ должно быть систематичным. Нужно объяснить ребёнку, что это его работа, ходить в садик нужно каждый день (как, например, папа ходит на службу).

Разные требования дома и в садике

Очень часто дети оказываются не приучены к садовскому питанию. Есть те, кого до 2–3 лет кормят пюре из баночек, растворимыми кашками и пр. В результате у ребёнка почти не развит жевательный навык, а в детском саду ему сразу предлагают запеканку, котлету, гуляш и пр. Опять-таки у малыша слёзы (его заставляют всё это есть), а воспитатели и няня раздражены.

Ещё один момент — некоторые дети дома приучены есть только у телевизора (под мультик), или в процессе приёма пищи мама разрешает расхаживать по комнате. Конечно же, в ДОУ будут неизбежны проблемы с адаптацией.

Ещё одна головная боль воспитателей — малыши, которые привыкли засыпать только с укачиванием.

Девочка отворачивается от ложки с картофельным пюре и плачет

Некоторых детей до 2–3 лет кормят протёртой пищей, конечно же, садовская еда вызывает у них протест

Поэтому задача родителей — опять-таки заранее подготовить кроху к новым условиям и требованиям.

Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого

Бывает, что мама рано выходит на работу, а малыша к садику приучает няня, которая давно с ним сидит или бабушка, которой только в радость понянчиться с любимым внуком (родители же настаивают на социализации ребёнка). В обоих случаях провожающие в садик могут быть не заинтересованы в адаптации: няне не хочется терять работу, а бабушка желает заботиться о внуке сама.

Бабушка рядом с внучкой за столом

Некоторым бабушкам только в радость сидеть с внуком или внучкой, а родители зачем-то определяют малыша в детский сад

Вывод: приучать к садику ребёнка желательно само́й маме, ведь это очень ответственный этап в жизни крохи.

В период подготовки к детскому саду и во время привыкания к нему родители часто совершают массу ошибок. В отдельных случаях их подталкивают к этому сами сотрудники ДОУ. Между тем от успешной адаптации зависит дальнейшее пребывание ребёнка в дошкольном учреждении. И от взрослых зависит, будет ли он ходить туда с радостью или с унылым видом.

  • Автор: Лариса Морозова
  • Распечатать

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(9 голосов, среднее: 3.8 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Иногда родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при условии, что ребенок послушен, самостоятелен, «удобен».
Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет.
И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, когда ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги.
Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой.
Без правильной родительской поддержки не обойтись!
Например, ребенок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет».
Или будет носить в садик любимую игрушку…

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ родителей в период адаптации ребенка

1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ (дошкольного образовательного учреждения).
Когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам.
В это время маме предпочтительнее находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры)

Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду?
Нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка.
Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами». Предпочитительно ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.

2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять»).
Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.

3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания.
Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома.
Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.

4. Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания.
Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать садовское овощное рагу и запеканку.

5. Несоблюдение единства требований дома и в детсаду. Например, кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте.
Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.

6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад.
В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.

7. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста.
Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате).

8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован).
Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. Д
о садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

9. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.
Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.

10. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

11. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок.
Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.

12. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку.
Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

13. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста.
Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована.
Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке.

14.Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.

15.Отсутствие необходимости в посещении детского сада. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.

16. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма.
И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.

И еще раз о целесообразности. Детский сад до 3 лет оправдан только необходимостью освободить маму для выхода на работу. Для общения, развития и социализации садик нужен не раньше 3-4 лет! Ну не нужны двухлетке игры со сверстниками.
Они в этом возрасте все равно не играют вместе, а просто рядом. Всю прелесть совместных игр с друзьями малыш может оценить ближе к 4 годам.
И тогда, очень возможно, в садике ему станет веселее, чем дома.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Советы родителям на период
адаптации детей к ДОУ.

    
В присутствии ребенка
избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
 

    
Старайтесь не
нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения детского сада
 

    
В выходные дни не
меняйте резко режим дня ребенка.
 

    
Не отучайте ребенка от
вредных привычек в адаптационный период.
 

    
Создайте спокойную,
бесконфликтную обстановку в семье.
 

    
На время прекратите
посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр телевизора,
старайтесь щадить его ослабленную нервную систему.
 

    
Эмоционально
поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми
именами. 

    
Будьте терпимее к его
капризам.
 

    
Выполняйте советы и
рекомендации воспитателя.
 

    
Не наказывайте, « не
пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя.
 

    
Когда ребенок
привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез –
это может быть вызвано просто плохим настроением.
 

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной
обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение
поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. В возрасте 1-3 лет
ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период
характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом
новизны. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это
обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с
рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество
незнакомых людей. Приспособление организма к новым условиям социального
существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций
ребенка, расстройством сна, аппетита. Семья ребенка также требует какое-то
время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. 

Рекомендации родителям, на период когда ребенок начал впервые посещать
детский сад:

        
Привести домашний режим в соответствие с режимом группы; 

        
Познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания
малыша новые для него блюда; 

        
Расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские
площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у
бабушки и т. п.; 

        
По возможности приучать ребенка к самостоятельности при
самообслуживании; 

        
Отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров; 

        
Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет; 

        
Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с
воспитателями группы, куда он скоро придет; 

        
Стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с
которыми он раньше играл дома или во дворе; 

        
Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский
сад; 

        
Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание; 

        
Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в
детский сад; 

        
Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового
коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день; 

        
Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и
любим. 

        
Настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень здорово,
что он дорос до детского сада и стал таким большим; 

        
Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше
забирать детей домой; 

        
Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье; 

        
Щадить его ослабленную нервную систему; 

        
Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на его нервную систему. На время прекратить
походы в театр, в цирк, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных
передач; 

        
Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях
малыша; 

        
Создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском
учреждении; 

        
Не наказывать ребенка за детские капризы; 

        
Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы. 

Как не надо: 

        
отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;

        
не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;

        
препятствовать контактам с другими детьми; 

        
увеличивать нагрузку на нервную систему; 

        
одевать ребенка не по сезону; Хочу такой сайт

        
конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с
родителями:

        
Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду; 

        
Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства; 

        
Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет; 

        
Принесите в группу свою фотографию; 

        
Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например,
воздушный поцелуй, поглаживание по спинке); 

        
Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада; 

        
После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской
площадке; 

        
Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу; 

        
Будьте терпеливы. 

Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к ДОУ: 

        
Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное
учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома
он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это
первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что
плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому
саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой. 

        
Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От
старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это
адаптация к новым условиям. 

        
Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому
саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать, что сын или дочь
могут привыкать к садику 2-3 месяца. 

        
Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они
заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются,
что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им надо
успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это
состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит
адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с
другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень
маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне
чувствуют обеспокоенность мамы и это еще больше усиливает детскую
тревогу. 

        
Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей.
Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много
внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше
времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что
нечего бояться, потому что она все так же рядом. 

Когда малыш начинает весело говорить о садике,
читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак
того, что он освоился.

Сколько
по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что
все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это
также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать
ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
 

Рекомендации
родителям по подготовке ребенка к детскому саду
 

     Заранее
попытайтесь приблизить режим своего ребенка к режиму детского сада, постепенно
измените его рацион так, чтобы он был более похож на питание в саду. Выясните,
в какое время вам лучше всего придти в первый день и какой режим посещения
будет в первые дни. В нашем детском саду в первый день вам предложат привести
ребенка к 8.00. В последующие дни время пребывания ребенка в группе будет
увеличиваться в индивидуальном порядке, предложенном воспитателем. 

     Сделайте все
приготовления заранее. Накануне вечером сложите необходимые вещи, решите, что
ваш ребенок наденет и какие вещи он возьмет в качестве запасных. 

     Заведите
будильник с таким расчетом, чтобы утром было достаточно времени на сборы и
приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в
садик, сколько времени она занимает и когда надо выйти из дома. 

     Заранее
подготовьте детский гардероб, посоветуйтесь с воспитательницей. Не очень удобны
брючки на бретельках и боди – ребенок не сможет самостоятельно раздеться, чтобы
сесть на горшок. Слишком дорогая одежда, требующая особого ухода, может быстро
прийти в негодность от столкновения с песком, пластилином, красками и супом.
Обувь лучше всего покупать с застежкой на «липучках», тогда ребенок быстро
научится сам снимать и надевать ее. 

     Убедитесь,
что в распоряжении воспитательницы есть список всех ваших телефонов (домашний,
рабочий, мобильный, телефон мужа, бабушки и т.д.) на случай, если вы срочно
понадобитесь. 

     Если ваш
малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно
поставьте персонал садика в известность и убедитесь, что эта информация
правильно и четко записана. 

     Часто
ребенок из всех воспитательниц выбирает одну и в ней видит временную замену
маме. Постарайтесь выяснить, кому именно он оказывает предпочтение, и общайтесь
с ней как можно больше – тогда вам удастся услышать массу милых подробностей о
своей крохе. 

     Мамино
сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно когда этот
плач сопровождает ее каждое утро в течение нескольких недель и весь день звучит
в памяти. Через это надо пройти, если вам действительно нужен садик, а иначе не
стоит начинать! Уходя – уходите. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой
из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются
сразу после того, как мама исчезает из поля зрения. 

     Первые дни
или даже недели могут быть тяжелыми — ребенок может отказываться от
«детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать, много плакать, выглядеть
вялым и подавленным… Естественные чувства любой матери – жалость, сострадание
и, возможно, даже чувство вины за причиненные страдания. Как справиться с этим
состоянием?

     Будьте уверены и последовательны в своем решении.
Будьте оптимистичны сами и заражайте этим оптимизмом окружающих. Не показывайте
ребенку своей тревоги. Поделитесь переживаниями с мужем, своими или его
родителями, подругами и коллегами по работе. Вы услышите много утешительных
историй про то, как дети привыкали к детскому садику и потом не хотели оттуда уходить.
Вы с удивлением обнаружите, что по прошествии нескольких лет родители вообще с
трудом вспоминают о трудностях первых дней посещения детского сада. 

     Если вы сами
посещали садик, попытайтесь вспомнить свое детство — многие взрослые помнят
только последние пару лет перед школой и их воспоминания включают только игры и
утренники. Боль расставания с родителями в памяти не сохраняется. Если вы
помните какие-то отрицательные моменты, подумайте, как вы можете помочь
своему ребенку, чего вы ожидали от своих родителей, когда были ребенком. 

     Не
переносите на малыша свой детский негативный опыт. Если вам было плохо, вас
обижали дети или воспитатели были жестки, не справедливы — это не значит, что
ваш ребенок пройдет тот же путь. В конце концов, сейчас другие времена, другие
условия и , наверняка, вы нашли лучший садик из всех вариантов. 

     Не
совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении – неделька дома не только
не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть
другой вариант, которого можно всеми силами добиться. После недельного
пребывания все результаты, которых достиг ребенок по привыканию к детскому саду
могут исчезнуть и придется начинать все с самого начала! 

     Пройдет
немного времени и возможно, вам покажется, что поведение малыша поменялось. Он
стал более капризным. По вечерам вас могут ждать неожиданные истерики по поводу
и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швыряние предметов и
т.д. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой
перемены и обвинить в ней садик. Причин же может быть несколько. 

Адаптация
к садику — большой стресс для малыша, его нервы напряжены и им требуется
разрядка. Кроме того, в окружении посторонних кроха часто старается сдерживать
негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы
родителям.

Еще одной причиной «плохого»
поведения малыша может быть… его возраст. Все наслышаны о знаменитом кризисе.
Садик может ускорить взросление ребенка, и этот самый кризис свалится вам на
голову без предупреждения вместе с проблемами адаптации крохи в коллективе.

Единственный совет, который можно
дать родителям в этот период – терпение и еще раз терпение. Помните, что
маленькому человеку очень тяжело, пытайтесь помочь ему справится с эмоциями, не
провоцируйте его лишний раз, старайтесь сохранять в доме спокойную обстановку.

Главное – помнить, что это все тот
же малыш. Проводите с ним все время, побольше обнимайте его, лежите и сидите
рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенку, Вы быстро заметите и
положительное влияние садика на развитие ребенка. Он станет более
самостоятельным, научится есть, одеваться и обуваться самостоятельно, сам
скатываться с горки и забираться на стульчик. Он принесет из садика новые слова,
новые выражения лица и жесты. Не грустите, когда-то это должно было произойти,
ваш птенец понемногу расправляет крылышки и пробует вылететь из теплого и
мягкого маминого гнездышка.

«Ошибки» родителей при адаптации ребенка к детскому саду

Ошибка № 1. Внезапный уход

Первый день в детском саду обычно нравится всем детям, ведь вокруг столько всего нового и интересного. Да и привлечь внимание двух- или трехлетнего малыша очень легко. Он смело идет к тете-воспитательнице, глядя на играющих сверстников. Мама, обрадованная подобной сговорчивостью, осторожно уходит, не попрощавшись с крохой. Я часто видела следующую детскую реакцию:

— ребенок, не обнаружив мать, приходит в ужас, начинает плакать. Уговорить его «подождать мамочку» невозможно – не помогают ни сладости, ни игрушки. В лучшем случае он просто сядет возле двери в ожидании прихода родителей;

— в долгосрочной перспективе у малыша возникает ощущение, что он может потерять маму навсегда, даже если она решила отойти на минутку. Ребенок липнет к ней, ходит попятам, не отпуская от себя ни на шаг. Посещение садика откладывается на неопределенное время.

Я советую обязательно прощаться с маленьким дошкольником, даже если вы предупреждали его заранее о расставании. Разработайте особый ритуал прощания, который успокоит все страхи и тревоги. Не забывайте сообщать ему, когда вы его заберете (после завтрака, после сна и т.д.).

Ошибка № 2. «Полное погружение»

Мнение о том, что ребенок быстрее привыкнет к ребятам и воспитателю, если оставить его на весь день, ошибочно. Некоторые мамы, наслушавшись советов подруг («Мой сразу на целый день остался»), отказываются от постепенного посещения. И получают, в итоге, истерики и нежелание идти в садик.

Рекомендую ориентироваться только на своего малыша, его характер и самостоятельность. Путь к 9-часовому «рабочему» дню у каждого ребенка свой, но общая схема посещения такова:

— предварительные прогулки на территории садика и детской площадки;

— свободная получасовая игра с детьми в группе (мама ждет в коридоре);

— двухчасовая игровая деятельность под руководством воспитателя;

— нахождение с 8.00 до обеда;

— обед в группе;

— знакомство с кроваткой, сончас;

— полный день.

Ошибка № 3. Разные требования дома и в садике

Часто приходится сталкиваться с мамами, которые считают, что воспитание детей – это задача только образовательных учреждений. Мало того, что родители не подготавливают кроху к новым условиям, они еще не следуют рекомендациям педагогов по объединению усилий.

В моей практике были ситуации, когда дома ребенка кормили бессистемно, включая к тому же мультики, чтобы его заинтересовать. В садике такой малыш не может сосредоточиться на каше или запеканке, требуя поставить любимый мультфильм. Еще одна головная боль для воспитателя – дети, которые засыпают только в процессе укачивания.

Заранее поинтересуйтесь у педагогов, в какое время проходят режимные моменты: завтрак, прогулка, обед и дневной сон. Это поможет подготовиться к садику и упорядочить детскую жизнь. И, конечно, воспринимайте воспитателя, как своего союзника в вопросе развития детей.

Ошибка № 4. Неправильный настрой на посещение садика

Создание неверного настроя способствует негативные высказывания о дошкольном учреждении, недовольство его работниками в присутствии малыша: «Какая плохая воспитательница нам досталась!» Я также не советую чрезмерно восхвалять садик и статус дошкольника.

Рассказывать о детском саде нужно, поскольку незнакомое и новое всегда пугает детей. Избегайте сгущения красок и рисования идеальной картинки: лучшая политика – это честность. Например: «Скоро ты пойдешь в садик, будешь играть с детками, а тетя-воспитатель будет учить тебя читать и писать». Замечательные помощники в этом деле – развивающие книжки и пособия со стихотворениями и картинками, рассказывающими о детсадовской жизни.

Ошибка № 5. Неготовность взрослых к детским слезам

Многие родители пугаются плаксивости малыша, который прежде с радостью посещал детскую площадку, общался со сверстниками, охотно шел в садик. Растерявшись, взрослые начинают ругать и даже наказывать его за слезы: «Такой большой, а все равно плачешь!»

Между тем, я смогла убедиться, что слезы в этот период – естественная защитная реакция детей. Намного хуже, если ребенок замыкается в себе, вообще не реагируя на столь серьезные перемены в жизни. Поэтому будьте терпеливы, скоро слезы прекратятся, и малыш будет заходить в группу без опаски и капризов.

Ошибка № 6. Несистематичное посещение

Иногда мамы относятся к вопросу посещения садика несерьезно: проспали, не хочется рано вставать, малыш закапризничал, решили отдать его на недельку бабушке. Через некоторое время ребенок понимает, что посещать сад не обязательно, и начинает манипулировать взрослыми через крики и слезы.

Не забывайте, что детский сад – это своего рода работа для детей, а значит, ходить в дошкольное учреждение нужно каждый день. Систематичность и регулярность посещения поможет крохе скорее привыкнуть к новому статусу и новым обязанностям.

Ошибка № 7. Неправильный режим дня

В садик нужно вставать рано, что становится реальной проблемой для родителей, чьи дети привыкли засыпать после 22.00. Сонный ребенок трет глаза, хнычет, капризничает, не понимая, чего он хочет. Так же он ведет себя и в группе, болезненно реагируя на уговоры мамы, педагога.

Первые дни в дошкольном учреждении накладывают отпечаток на дальнейшее отношение к этому месту. Чтобы начальный опыт малыша был только позитивным, позаботьтесь о заблаговременном его переводе на правильный распорядок дня. В этом случае он станет легко просыпаться и будет ходить в садик в замечательном настроении.

Ошибка № 8. Быстрый сбор

Эта родительская недоработка плавно вытекает из предыдущей. Маме жалко будить сладко спящего ребенка, она сама хочет подольше полежать в кровати. В результате сборы проходят в спешке, родители подгоняют дошкольника: «Собирайся быстрее», «Некогда разговаривать», «Потом тебя поцелую» и т.д. Малыш же не понимает, почему мама раздражена, он выходит из дома в плохом настроении.

Просыпаться следует заранее, чтобы вы сумели уделить немного времени крохе: погладить ножки и ручки, сделать веселую зарядку, потанцевать. Выходить в детский сад тоже необходимо заблаговременно, обеспечив запас времени. В этом случае вы не будете нервничать по дороге и не передадите свою тревогу детям.

Здравствуй, детский сад!

Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить. И хотя воспитатели и говорят, что для садика ребенку уметь ничего не нужно (всему научим), все-таки ребенку будет лучше, если он уже будет уметь самостоятельно пользоваться ложкой и горшком, принимать активное участие в одевании, мытье рук. Будет готов к общению со сверстниками (хотя бы на уровне: поздороваться, попросить игрушку), не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада.

На мой взгляд, приводить ребенка в садик лучше летом (конец июля — август или в самом начале учебного года), наихудший — конец осени, зима, начало весны — на этот период приходится наибольшая заболеваемость гриппом и ОРВИ. Муниципальные садики, как и другие образовательные учреждения, занятия проводят с сентября по май, поэтому желательно, чтобы до начала учебного года ребенок уже привык к садику, тогда он сможет принимать активное участие в занятиях вместе с другими детьми.

Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика — часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже «регрессировать» — они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно.

В это период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова «впал в детство», стал хуже себя вести — отнеситесь к этому с пониманием.

Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Деткам — интровертам привыкать к садику сложнее, чем детям-экстравертам, дети с ослабленным здоровьем (даже если им нравится в садике) часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.

Как подготовить ребенка к детскому саду: советы психолога и мамы


Содержание:

  • Адаптация ребенка к детскому саду: типичные ошибки родителей
  • Режим и питание в детском саду: чего не учитывают родители
  • Когда трудности с адаптацией исходят от родителей

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:

  1. Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
  2. Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду

Как подготовить ребенка к детскому саду

Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги.

Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно — если он умеет справляться с внутренней тревогой. Например, выработает особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить с собой любимую игрушку…

С проблемой адаптации ребенка к детскому саду я сталкивалась неоднократно и с разных сторон: как воспитатель, как психолог, как мама. Точнее, как дважды мама. С адаптацией Арсения я совершила много ошибок. Сашка дал мне шанс все их исправить.

Адаптация ребенка к детскому саду: типичные ошибки родителей

  1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду детского сада. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры).

Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами». Я предпочитала бы ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.

  1. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять»). Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.
  2. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки — формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.
  3. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

Режим и питание в детском саду: чего не учитывают родители

Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу, приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать овощное рагу и запеканку.

А кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация — ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания, — становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.

Важно: приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале ребенок должен сам просыпаться в нужное время — это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.

Конечно, научить ребенка полностью себя обслуживать — это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате).

Как подготовить ребенка к детскому саду

Когда трудности с адаптацией исходят от родителей

  1. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию, другие угрожают детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.
  2. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.
  3. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью, и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.
  4. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания — ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
  5. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик и сама желает заботиться о внуке.
  6. Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.
  7. Отсутствие необходимости в посещении детского сада. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания», и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.
  8. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно ни звучало, но плач при адаптации — это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.

И еще раз о целесообразности. Детский сад до 3 лет оправдан только необходимостью освободить маму для выхода на работу или других дел. Для общения, развития и социализации садик нужен не раньше 3-4 лет. Ну не нужны двухлетке игры со сверстниками. Они в этом возрасте все равно играют не вместе, а просто рядом. Всю прелесть совместных игр с друзьями малыш может оценить ближе к 4 годам. И тогда, очень возможно, в садике ему станет веселее, чем дома.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Типичные ошибки при заполнении денежного чека
  • Тигуан ошибка 0883
  • Типичные ошибки при формировании схем бизнес процессов
  • Типичные ошибки при выполнении стойки на лопатках
  • Тигуан ошибка 008581