Типичные ошибки семейного воспитания консультация для родителей

Нарушения семейных взаимоотношений, отклонения в воспитании оказывают негативное влияние на развитие и формирование личности ребенка. Данная консультация для родителей посвящена наиболее распространен

Ошибки семейного воспитания

    Консультация для родителей

Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному. Каждый родитель «причесывает» своего ребенка «под себя», подстраивая его под свои амбиции, мироощущение. Во взаимодействии с ребенком родитель непроизвольно компенсирует многие свои переживания (тревожность, боязнь одиночества, скрытые комплексы и т.д.). Очень часто родители неосознанно проецируют (переносят) свои проблемы на ребенка. Они обвиняют ребенка в своих неудачах, в том, что присуще им самим, т.е. они видят недостатки у ребенка, но не осознают, что малыш «научился» им именно у него, взрослого. Например, мама говорит, что дочь нервная, необщительная, часто конфликтует со сверстниками, а в действительности мама сама имеет узкий круг общения, придирчива к близким, резка с мужем.

Нарушение семейных взаимоотношений, отклонения в воспитании оказывают влияние на возникновение аномалий в формировании личности в детском возрасте.

Итак, наиболее часто встречающиеся ошибки воспитания в семье.

Непонимание особенностей личности ребенка, его характера. Например, мама-холерик постоянно «давит» на сына-флегматика: «копуша», «иди быстрее», «ну что же ты, подойди к мальчику, познакомься». А ребенок просто не может выполнить материнских требований, т.к. такое поведение не присуще его характеру. Или родители считают ребенка упрямым, а он просто пытается сохранить чувство собственного достоинства, независимость.

Непринятие начинается с того, что беременность нежеланная или произошла «не вовремя», либо ребенок родился «не того» пола. Далее родители не принимают особенности ребенка, его индивидуально своеобразие: «Мой ребенок не такой, как все, он не так говорит, не так двигается, все уже умеют читать, а мой все еще с игрушками возится…»

Непринятие — одна из причин возникновения у детей страхов, пониженного жизненного тонуса. Как он проявляется? Это прежде всего недостаточное грудное вскармливание (раннее отлучение от груди), малыша рано отдают в ясли без особых на то причин или поручают уход за ним родственникам, няне. В отношении с ребенком недостаточно любви, ласки, нежности. Описывая своего ребенка, мама легко вспоминает его отрицательные качества, но с трудом «ищет» положительные черты. Часто не учитываются возрастные особенности потребности (в 2 года ребенка говорят: «Ты уже большой, перестань плакать»). Отношения могут быть как попустительскими («безнадзорный» ребенок), так и очень строгими, формальными.

Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка: «Я ХОЧУ, чтобы мой ребенок умел играть на фортепиано, поэтому он ДОЛЖЕН поступить в музыкальную школу». Или: «Мы поступаем в школу с английским уклоном, ведь я в свое время туда не попал.

Негибкость выражается застреванием на проблемах («мой ребенок плохо говорит»), трафаретностью требований, отсутствием альтернатив в решениях, предвзятостью суждений, навязыванием мнений. Часто у родителей с «негибким» отношением к ребенку плохо развито воображение, они авторитарны, властны, эгоцентричны, излишне принципиальны.

Непоследовательность в обращении с детьми. Это переходы из одной крайности в другую (от тотального контроля до попустительства), бесконечные обещания и угрозы и их невыполнение, не доведение начатого дела до конца. Сюда же относится несогласованность между родителями, когда мать разрешает, а отец это же запрещает; отец наказывает, а бабушка тут же жалеет.

Аффективность проявляется избытком раздражения, тревоги, недовольства, беспокойства или страха. Эмоции родителей выходят из-под контроля и «выливаются» на ребенка. («Я понимаю, что не права, но не могу себя сдержать, чтобы не повысить голос; потом я переживаю, но все повторяется снова и снова…») Особенно склонны к такому поведению родители с темпераментом холерика. Чем больше мать настаивает, повышает голос, тем более возбудимым, или, наоборот, заторможенным становится ребенок.

Тревожность — это беспокойство, доходящее до паники по любому поводу; чрезмерная опека, подавление самостоятельности ребенка, стремление оградить от всех (часто воображаемых) опасностей и трудностей, неуверенность в правильности своих действий, но в тоже время потребность давать советы, предостерегать. Такие родители редко смеются, им явно не хватает оптимизма, все время ждут чего-то плохого, у них занижена самооценка. В такой семье ребенок, как правило, единственный, у него были или есть проблемы со здоровьем. Страх за ребенка может стать навязчивым. Тревожность обычно сочетается с гиперопекой, гиперсоциализацией.

Доминантность — требование безоговорочного подчинения, категоричность суждений, приказной тон, стремление подчинить ребенка, навязывание готовых решений, мнений, ограничение самостоятельности, использование физических наказаний, принуждения, постоянный контроль за ребенком, за его мыслями, действиями. Родители с властными чертами характера часто обвиняют детей в упрямстве, непослушании. В семье возникают споры по любому поводу (сон, еда, режим дня), но они не приводят к порядку, а участники конфликта устают, постоянно находятся на грани нервного срыва.

Гиперсоциальность. Воспитание слишком «правильное». В отношениях не хватает тепла, ласки, родители боятся «испортить» ребенка, не проявляют любовь к нему открыто. Ребенок страдает от нехватки поцелуев, объятий. Простое поглаживание по головке нужно заслужить примерным поведением. Ребенку навязывается большое количество правил, которые необходимо выполнять, чтобы «соответствовать» ожиданиям родителей. В семье не поддерживается выражение эмоций (как положительных, так и отрицательных), детский шум, веселье, жизнерадостность и непосредственность. Родители не прощают оплошности, не терпят недостатки и слабости ребенка, стараясь их искоренить. К ребенку относятся, как ко взрослому, требуя от него поведения взрослого. Фразы «ты должен, обязан», «как тебе не стыдно» встречаются очень часто. Жизнь ребенка спланирована и расписана до мелочей уже с самого рождения. Ребенка отдают в детский сад, чтобы он привыкал выполнять правила, учился соблюдать дисциплину. Воспитатель выбирается требовательный и строгий. Максимум дополнительных занятий. Усиленный контроль за успеваемостью.

Недостаточная отзывчивость (нечуткость). Несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы, потребности, эмоции ребенка. Подобное отношение сочетается с неприятием ребенка, с принципиальностью и гиперсоциальностью. Бывает, что родители моментально реагируют на неудачи ребенка, нарушения поведения, но «не замечают» его успехов, не умеют вовремя похвалить, поддержать. Противоречивость в отношениях проявляется сочетанием различных форм поведения: аффективность уживается с недостаточной отзывчивостью; тревожность — с доминантностью; завышенные требования — с родительской беспомощностью.

Описанные выше ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания:

  • гиперсоциальное воспитание;
  • эгоцентрическое воспитание или все для ребенка;
  • воспитание без любви;
  • тревожно-мнительное воспитание.

Советы родителям, нашедшим у себя что-то из вышеперечисленного

Вспомните свое детство, ведь наше поведение, страхи, комплексы зарождаются именно в детстве. Поэтому, чтобы исправить отношения с ребенком, необходимо разобраться в себе. Многим взрослым стоит научиться быть самостоятельными и независимыми от мнения окружающих. Часто встречающийся аргумент «меня так воспитывали» не уместен! Естественно, взрослый человек склонен повторять то, что закладывалось в него в детстве. Это относится и к манере поведения, и к стилю общения. Хорошо, если в детстве родители воспитывали его, опираясь на любовь, стремление понять, учитывали индивидуальные особенности. Но, к сожалению, часто выросшие уже дети «передают» своим малышам тревожность, авторитарность, телесные наказания, неумение и нежелание слушать. Мы — взрослые люди и способны разобраться в своих детских впечатлениях, простить своих родителей за допущенные ими ошибки и не повторять их со своими детьми!

Учитесь договариваться, идти на компромисс. Не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится.

  • Не бойтесь любить своего ребенка и показывать ему свои чувства. Говорите, что в нем Вам нравится. Чаще обнимайте и целуйте. Простое поглаживание по голове способно показать маленькому ребенку, что Вы его любите.
  • Учитесь справляться со своими негативными эмоциями без агрессии, без выплёскивания злости. Позволяйте себе иногда побыть ребенком. Расслабьтесь, повозитесь вместе со своим малышом, порисуйте, подурачьтесь, слепите из пластилина смешную фигурку, поиграйте в мяч, просто громко посмейтесь. Так Вы сможете приблизиться к своему ребенку, лучше понять его и себя.
  • Не выливайте свое плохое настроение, проблемы на ребенка. Ведь он не виноват в том, что в магазине Вам нахамили! Дети итак очень чувствительны к настроениям родителей, перенимают их тревогу, низкую самооценку. Поэтому для начала займитесь своим «воспитанием», разберитесь со своими внутренними проблемами. В этом Вам может помочь семейный психолог либо человек, который Вас понимает.
  • Четко формулируйте свои требования к ребенку. Их не должно быть много, но те, что есть, должны соблюдаться. Не увлекайтесь словом «нельзя».
  • Оцените степень своей родительской опеки. Возможно, Ваш ребенок уже вырос, а Вы все еще заботитесь о нем, как о младенце, контролируя каждый шаг, оберегая от возможных неудач.
  • Предоставьте ребенку больше свободы: он вполне может сам помириться с товарищем, выбрать дополнительный кружок в школе и т.д.
  • Поощряйте самостоятельность! Ее развитие начинается с малого – сам поставил на место стул, сам оделся. Чем взрослее ребенок, тем больше самостоятельных действий он способен выполнять. Но самостоятельными должны быть не только действия, но и мысли!
  • Не зацикливайтесь на ребенке. Займитесь собой!  Интересное дело, хобби принесут большую пользу и маме, и ребенку: мама чувствует себя более уверенной, независимой, у нее повышается самооценка, как следствие — улучшается настроение; когда ребенок видит довольную, спокойную, «сильную» маму, он тоже чувствует себя спокойным и уверенным. Здесь важно соблюдать золотую середину: не слишком замыкаться на ребенке, но и не лишать его необходимого внимания, ласки, общения.
  • Меняйтесь с ребенком ролями. Это можно делать и в повседневной жизни, и во время игры. Поощряйте его желание заботиться о Вас, о животном, о близких людях. Игра в «дочки-матери» наоборот, где Вы — дочь, а ребенок – мама (или папа), очень показательна. В поведении ребенка Вы узнаете знакомые черты.
  • Не позволяйте ребенку обижать (особенно незаслуженно) других людей. Если карапуз замахнулся палкой на бабушку, не нужно смеяться, оправдывать его («он еще маленький, не понимает»), нужно спокойно, но уверенно сказать, что Вы недовольны поведением малыша. Возможно, он захочет повторить свой эксперимент, но Вы должны быть непреклонны.
  • Часто скрываемые родителями от детей чувства (горе, тревога, растерянность, нежность и т.д.) ради их спокойствия выливаются в проблему. Скрывая истинные эмоции, человек заменяет их другими, показными, как правило это проявляется в требовательности, жесткости, раздражительности. Ребенку будет намного легче, если Вы будете естественны в проявлении эмоций, открыты для него. Тогда и он будет иметь возможность проявлять свои положительные и отрицательные эмоции. Строгий, требовательный отец на самом деле может за этой «маской» скрывать свою тревожность, неуверенность, страх за детей.

Если ребенок Вас часто, почти постоянно раздражает, если ловите себя на том, что постоянно «выговариваете», ругаете его — ищите причины неприятия малыша в себе. Даже если ребенок будет делать все так, как Вы требуете, все равно найдется причина его поругать. Признаться себе, что проблема не в ребенке, а в Вас — первый шаг к ее решению.

  • Старайтесь не переносить (не проецировать) на ребенка недостатки другого человека («Сын похож на бывшего мужа, из него тоже не получится ничего толкового, такой же хлюпик…»).
  • Помните, что если ребенком постоянно (или большую часть времени) занимается бабушка, няня, их тип воспитания воздействует на него так же, как и Ваш. Бабушки часто бывают мнительными, тревожными, стараются оградить внука от всех возможных неприятностей, не поощряют общения со сверстниками. Поэтому дети, долго бывшие на попечении такой бабушки, имеют высокую тревожность, неуверенность в себе, у них много страхов, проблемы в общении со сверстниками.

Консультация для родителей

«Ошибки семейного воспитания»

Все что, мы вкладываем в наших детей, все возвращается к нам же. В семье, где на первом месте стоит любовь, доверие и искренность, ребенок растет внимательным и добрым, отзывчивым.

Но многие взрослые совершают странные ошибки, не подумав, чем это может обернуться в маленькой детской душе…

Уважаемые родители, мне хотелось узнать ваше мнение, ответив на вопросы, какого стиля воспитания придерживаетесь вы? А затем обсудить правильный ли он?

Опросник для родителей

Уважаемые родители, выберите пункты, утверждающие с вашей точки зрения, правильное воспитание ребенка.

  • не обращать и не уделять нужного внимания ребенку (сам вырастит и поймет).

  • постоянно держать под контролем, (опекать его).

  • Объяснять ситуации и поведение ребенка вызывающее у вас тревогу (обговаривать и договариваться)

  • не обращать внимания на ребенка в течение длительного времени (игнорировать его)

  • преждевременная похвала за поведение ребенка

  • наказывать за любой проступок (осуждать, выговаривать).

  • применять физическое наказания.

Семейное воспитание играет огромную роль в развитии ребенка как личности. Говоря иначе это снова будущего. Если эту основу заложить не правильно, могут произойти серьезные, неповторимые последствия. Чтобы не допустить ошибки, нужно знать, что относиться к неправильному воспитанию.

Пояснение к опроснику

Бесконтрольность или безнадзорность – при таком воспитании родители не уделяют внимание ребенку в должной мере, так как очень заняты своими проблемами и делами. В итоге ребенок остается один, предоставленный самому себе. Он начинает искать способы, как бы ему развлечься. Такие дети часто попадают в плохие компании.

Гиперопека – напротив, родители слишком сильно опекают и следят за своим чадом. При этом они все время отдают строгие указания и многочисленные запреты. Это приводит к тому, что ребенок становится нерешительным и боязливым. У него пропадает инициатива. Он не может и не умеет постоять за себя и свои интересы. Со временем появляется обида за то, что другим разрешено все, а ему ничего. В подростковом возрасте это может проявиться в агрессию против родителей. Дети начинают нарушать запреты из принципа и часто уходят из дома.

«Золушка» — этот вид неправильного воспитания характеризуется атмосферой безразличия и холодности, эмоционального равнодушия к ребенку. Ребенок это понимает, как отсутствие родительской любви. При этом со стороны этого можно и не увидеть. Ребенок всегда чувствует притворство. Особенно сильно это действует на него, если в семье кого-то любят больше.

Жесткое воспитание – характеризуется тем, что ребенка наказывают за любой проступок. Из-за этого он растет в постоянном страхе, что в результате выльется в такую же неоправданную жесткость и озлобленность.

Повышенная моральная ответственность – с раннего возраста ребенку начинает даваться установка на то, что он непременно должен оправдать надежды родителей. При этом на него могут возлагаться непосильные обязанности. Такие дети вырастают с необоснованным страхом за свое благополучие и благополучие близких ему людей.

Физическое наказание – самый недопустимый метод семейного воспитания. Такого рода наказания вызывают психические и физические травмы, которые, в конце концов, изменяют поведение. Это может проявиться в сложной адаптации к людям, исчезновение интереса к учебе, появлению жестокости.

Мы всегда задаемся вопросом. Как воспитывать ребенка без физического наказания?

Как показывает статистика, примерно 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, и только 8-10% из них считают наказания эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как. Попробуем вместе разобраться, в что может послужить причиной неповиновения ребёнка и как найти с ним общий язык, минуя меры физического наказания.

Сторонники «Физических мер» в своё оправдание часто ссылаться на Биб­лию. Но библейские пророки говори­ли, что палка должна использоваться не для того, чтобы наказывать, а для того, чтобы направлять на правильный путь. Дети нуждаются не в физическом нака­зании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей.

Взрослым действительно подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребёнка. Многие задают шлепки и подзатыльники не задумываясь, по привычке. Что же к этому приводит?

10 возможных причин развития конф­ликта между детьми и взрослыми:

1) ребёнок не слушается, дерётся, ведёт себя вызывающе;

2) ребёнок обманывает;

3) ребёнок ворует;

4) ребёнок не выполняет домашних обя­занностей;

5) ребёнок ломает игрушки, портит вещи;

6) ребёнок капризничает во время еды, при отходе ко сну;

7) ребёнок надоедает, постоянно пристаёт, требует чего-то;

8) ребёнок делает всё медленно;

9) ребёнок плохо учится;

10) ребёнок всё время ноет, хнычет.

Прав ли во всех этих поведенческих ситуациях ребёнок? Как должны реагировать на них взрослый?

Родители обычно уверены, что они всегда знают, как ребёнок должен себя вести в каждом конкретном случае. Часто у них есть образ «идеального ребенка», с которым они и сравнивают своего реаль­ного. Взрослые при этом не учитыва­ют, что малыш может быть счастливым, только будучи самим собой, а не таким, каким они его себе воображают. Непра­вильные представления о том, каким должен быть ребёнок, завышенные требова­ния к нему очень часто ведут к неверным реакциям на поведение своего, а не иде­ального ребёнка. Отсюда отрицательные чувства родителей: раздражение, гнев, ярость, которые в конечном итоге могут спровоцировать физическое наказание непослушного ребёнка.

К чему это приводит?

Родители, которые часто использу­ют физические наказания, добиваются только видимости послушания со сторо­ны детей.

Каким может быть ответ ребёнка на физическое наказание?

Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправить­ся, а совсем другие чувства.

• Возмущение, обиду: «Это несправед­ливо. Я не заслужил такого отноше­ния».

• Месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними сквитаюсь».

• Протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право посту­пать по-своему».

• Изворотливость, трусость: «В следую­щий раз я постараюсь не попасться».

• Снижение самооценки: «Я плохой, Я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие».

Как изменить ситуацию, когда ребё­нок проявляет непослушание? Как пре­рвать цепь наказания?

  1. Измените ситуацию так, чтобы ребёнку незачем было вести себя непра­вильно (например, если он постоянно обращается с требованиями, просьбами, не даёт родителям поговорить друг с другом). Не дожидайтесь, пока ребёнок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделите ему хотя бы 15 минут, поиграйте, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы проявить свои тёплые чувства к нему (чаще улыбайтесь; проходя мимо, просто погладьте ребёнка по руке).

  2. Не предъявляйте ребёнку требо­ваний, которые не соответствуют его возрасту и возможностям. (Например, папа шлёпает свою двухлетнюю дочь, чтобы «научить» её не выбегать на шумную улицу.) Присматривайте за детьми в опасных ситуациях, пока они не достиг­нут возраста шести-семи лет и сами смо­гут оценить степень опасности.

  3. Не доводите ситуацию непонима­ния своего ребёнка до такого состояния, когда он чувствует себя загнанным в угол и поэтому постоянно обманывает. Постарайтесь понять, что ребёнок не родился лгуном, а у него должны быть причины для вранья.

  4. Не реагируйте на непослушание ребёнка, даже если его поведение вызва­ло у вас гнев, раздражение (например, он постоянно ноет). Используйте те приё­мы релаксации, которые вы знаете: глу­бокий вдох, счёт до десяти, расслабление мышц и т.д.

  5. Никогда не забывайте, что если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физи­ческое наказание. (Например, ребёнок всё время толкается, возится, шумит и успокаивается лишь тогда, когда его отшлёпают.) Примените другие меры воздействия (кроме физического наказа­ния), которые вы ещё не испробовали.

  6. Не действуйте сгоряча. Останови­тесь и проанализируйте, отчего ваш ребё­нок ведёт себя не так, как вам хочется.

  7. Подумайте: не требуете ли вы от него слишком многого?

  8. Может быть, поступок ребёнка, за который вы его наказываете, — это сиг­нал тревоги, говорящий, что ваш воспи­танник попал в трудную ситуацию?

  9. Постарайтесь помочь своему ребёнку, поддержать его в затруднитель­ной для него ситуации, не прибегая к наказанию.

  10. Помните: самый короткий путь к уму ребёнка ведёт не «через ягодицы», а через глаза и уши.

А теперь лишь на секундочку задумайтесь о том, как ваш ребенок улыбается вам по утрам, что за мысли блуждают в его голове, когда он целует вас в щеку! Вы — его поддержка, тот человек который поможет чувствовать в себе силы и быть лучше!

Любите ваших детей и они обязательно будут стараться быть для вас лучше, ведь они ваше продолжение!

Использованная литература:

  1. О некоторых ошибках взрослых. сайт Детский сад .Ру

  2. Ошибки семейного воспитания. сайт Детский сад .Ру

  3. Шестеринина Н.Л. Как воспитывать ребенка без физического наказания / Дошкольники 2004 стр. 40-41

Как правильно воспитать ребенка? У каждого родителя свои методы на этот счет, но цель всегда сводится к одному – сформировать соответствующую нормам морали личность. Ошибки в воспитании не обходят стороной ни одну семью.

Но каждая стремиться применять самые правильные способы воздействия. И далеко не все понимают, что именно является правильным: кто – то следует советам окружающих, а кто – то советам ведущих педагогов. И наша задача познакомить родителей с часто встречающимися ошибками.

Ошибка 1. Физическое насилие

У строгих родителей самым действенным способом является использование физической силы. Но они забывают, что это приводит к агрессии в будущем.

Ошибка 2. Чрезмерная холодность

Безграничная любовь и потакание во всем ребенку – тоже не есть правильно, нужно просто соблюдать меру. И пользоваться этими проявлениями только в моменты особой необходимости. Слишком большая занятость родителей и невнимание – ведет к утрате их авторитета в глазах ребенка.

Ошибка 3. Обилие любви

Возрастные родители, опекающие от всего ребенка, просто рискуют не только стать неавторитетными в детских глазах, но и превратиться в слуг своего повелителя.

Ошибка 4. Много запретов

Все дети привыкают к беспрекословному исполнению своих желаний родителями. И чем он взрослее, тем выше его требования. Но применение в практике слова «нельзя» важно не допустить двух ошибок: слишком частое его применение просто потеряет для ребенка смысл — он перестанет с ним считаться, или приведет к закомплексованности и трусливости. Родителям надо четко определить несколько запретов, которым ребёнок будет следовать. И если он решит их нарушить, то это должно произойти под присмотром родителя.

Ошибка 5. Отсутствие запретов

Великая вседозволенность очень близко перекликается с чрезмерной любовью, но здесь родители ничего не запрещают своему ребенку совершенно осознанно. При этом ребенок ведет себя так, как посчитает нужным, не смотря на окружающих людей, и не зная — что делать можно или нельзя. А ответственность за совершенные поступки ложится на плечи его родителей. Иногда родители пытаются лояльно объяснять своему ребенку чего делать не нужно, но в конце концов исполняют требование этого маленького «хочу». Хотя правильным считается строгое «нет», которое ребенок обязан принимать как должное.

Ошибка 6. Непоследовательное воспитание

Наказав ребенка нельзя сразу его прощать, или наоборот, категоричное «нет» – поощрять требуемым. Родитель должен отдавать отчет своим действиям и быть последовательным.

В результате приходит понимание, что воспитание ребенка – это тяжелый трудовой процесс. И чтобы избежать типичных ошибок, надо стараться выдерживать золотую середину.

Картинки по запросу счастливая семья

Если ребёнок тревожный…

Если нет времени на ребёнка…

Оглянись во гневе (буклет)

Основные ошибки семейного воспитания

Неправильные представления родителей о семейном образе жизни отрицательно сказывается на уровне воспитанности личности ребенка в целом. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, стремится быть похожим на мать и отца.

На формирование личности подрастающего человека сильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается не только на формировании отдельных качеств ребенка, а на уровне воспитанности личности ребенка в целом. В результате ошибок семейного воспитания формируется трудная личность ребенка, начинается конфликт ребенка в семье, в школе, в обществе.

Часто встречающимися ошибками являются:

на воспитание ребенка обращалось мало внимания;

отсутствие единых требований  и четкой линии воспитания (родители по-разному воспитывали детей);

слепая, неразумная любовь;

единственный ребенок является  чрезмерным центром внимания всех взрослых членов семьи;

у родителей было трудное детство, поэтому они считают, что детство их ребенка должно быть беззаботным, легким;

нетребовательность родителей к  детям;

чрезмерная строгость;

деление родителями детей на любимых и нелюбимых.

К ошибкам семейного воспитания можно отнести:

стремление родителей переложить заботы по воспитанию детей на учебные заведения;

отстранение детей от посильного домашнего труда;

ссоры родителей в присутствии детей;

вредные привычки родителей (алкоголизм, наркомания).

Отрицательное влияние допущенных ошибок родителями распространяется не только на учебные успехи, но и на нравственные качества ребенка, в том числе и на его общественную активность.

Характерные ошибки, которые допускаются родителями в воспитательном процессе:

1.Обещание больше не любить

Родители часто не довольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. По их мнению, дети делают это назло, и призывать их к здравому смыслу бессмысленно. Угроза больше не любить ребёнка, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь.

Вывод: обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка.

2. Безразличие

 «Делай, что хочешь, мне все равно», — часто говорят родители, устав от капризов сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, так как ребенку пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступком критика.

Вывод: Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится помощь, можешь спросить у меня совета».

3. Слишком много строгости

Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это сделать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются и их общение с родителями нарушается. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря  контакта.

Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом.

Вывод: Убеждение лучше чрезмерной строгости. При необходимости можно сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как говорю я, а вечером мы спокойно все обсудим».

4.Детей надо баловать

Некоторым родителям приятно угадывать и исполнять любое желание своего чада. Но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем.  Гиперопека –излишняя  забота о ребенке , приводит к пассивности, несостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Вследствие гиперопеки, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество.

Вывод: «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», – вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

5. Навязанная роль

«Мой ребенок – мой лучший друг»,- заявляют иногда родители. Для них ребенок – главное в жизни, с ним можно поговорить обо всем. Он понимает их, как настоящий взрослый. Действительно, дети – самое прекрасное что у нас есть. Однако это дети!

Вывод: У них должны  быть свои друзья, свои интересы, свои секреты. Да, дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Они даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

6.Денежная

 «Больше денег – лучше воспитание»,- убеждены некоторые родители. Но любовь не купить за деньги. В семьях с невысоким достатком взрослые, бывает, делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Родители не должны чувствовать угрызений совести, если не могут исполнить любое его желание. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей.

Вывод: Счастливым ребенка делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.

7.Наполеоновские планы

Мечта многих любящих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис. Став родителями, они задались целью дать детям самое лучшее образование. Их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Такие родители убеждены, что со временем дети оценят старания взрослых. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Он слушается взрослых, пока он маленький, но затем… С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Желая вырваться из клетки родительской любви, ребенок начинает выражать протест доступными ему способами – грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков.

Вывод: Поэтому при заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.

8.Слишком мало ласки

Некоторые родители считают, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что, кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи.

Вывод: следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.

9.Ваше настроение

Родители часто срываются на детях при неприятностях в семье или на работе, думая, что это останется незамеченным детьми. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать  или купить давно обещанную вещь – и все будет в порядке.

Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение.

Вывод: если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А при плохом – постарайся быть ко мне снисходительным».

10.Слишком мало времени для воспитания ребенка

Ссылаясь на нехватку времени, родители уделяют мало внимания своему ребенку. В противном случае их чадо будет искать родственные души среди чужих людей и быстро отдалится от собственных родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а может быть, и вражды. Разрушить такую стену бывает очень сложно.

Вывод: Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть с ребенком, поговорить с ним, напомнить о том, что, несмотря на вашу занятость, ребенок всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.

11. Еще одна распространенная ошибка семейного воспитания- это непоследовательность в воспитании.

Сегодня можно одно, завтра другое, а послезавтра – нельзя ни первое, ни второе. В результате у ребенка нет четких границ дозволенного, внутри которых он мог бы спокойно существовать.

Вывод: Такой подход подрывает основы основ – ощущение безопасности и доверие к миру. Устранение ошибок семейного воспитания:

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка  и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания,  родителям необходимо помнить общие внутрисемейные  психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

1) принимать активное участие в жизни семьи;

2) всегда находить время , чтобы поговорить с ребенком;

3) интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

4) уважать права ребенка на собственное мнение

5) не оказывать нажима на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решение

6) уметь сдерживать собственнические  инстинкты и относится к ребенку как к равноправному  партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

{«id»:13847,»url»:»/distributions/13847/click?bit=1&hash=ccbcf186ae6c3a0383fc6d98c83371a774b20605a9943111d78c0086348a61e1″,»title»:»u042du0442u043eu0442 u043fu043bu0430u0442u0451u0436u043du044bu0439 u0441u0435u0440u0432u0438u0441 u0432u0441u0442u0440u043eu0438u0442u0441u044f u0432 u043bu044eu0431u0443u044e u043fu0440u043eu0433u0440u0430u043cu043cu0443 u043bu043eu044fu043bu044cu043du043eu0441u0442u0438″,»buttonText»:»u041au0430u043a u044du0442u043e?»,»imageUuid»:»f2ed9ee2-eea1-5d53-8b9b-f03732a710b1″,»isPaidAndBannersEnabled»:false}

Типичные ошибки семейного воспитания

Фото из интернета

Каждая семья уникальна по-своему и в каждой семье есть свои традиции и меры воспитания. Все хотят, чтобы их ребёнок был самым лучшим и поэту воспитывают детей, опираясь на свой жизненный опыт. К сожалению, на воспитание детей никто не писал инструкцию, однако есть типичные ошибки, которые делают многие родители. Какие? Об это расскажет специалист по социальной работе Семейного центра «Хорошевский» Макаренко Вера.

1. Физическое насилие

Некоторые родители считают, что воспитание при помощи «кнута» очень помогает. Но, при применении такого метода воспитания, дети просто начинают бояться своих родителей, что в дальнейшей жизни сказывается на них в плохую сторону. Дети становятся озлобленными, замкнутыми и с травмированной психикой.

2. Прививание своих желаний

Очень часто родители навязывают детям свои желания и мечты, не хотя видеть индивидуальную черту ребёнка. Ребёнка нужно воспитывать, опираясь на его характер и мнение, чтобы в дальнейшем он мог высказать своё желание и отстаивать его. Чрезмерная любовь и излишнее баловство тоже влияет на характер ребёнка в плохую сторону, ведь все получая, ребёнок не учится добиваться своего.

3. Сомнение в успехе ребёнка

Самой главной проблемой воспитания считается сомнение и безразличие к успехам ребёнка. Поощрение и вера в успех — самая сильная мотивация.

4. Сверх ожидание и завышенные требования

Ребёнок, на которого возлагали сильные успехи и требования от него столько, сколько он не смог сделать, переживает сильный стресс. Из-за это у него падает самооценка и падают любые предпосылки к развитию, ведь ребёнок старается все больше и больше, но не может оправдать данную задачу родителями.

5. Эгоизм родителей

Ещё одной частой проблемой родителей по отношению к ребёнку считается обсуждение удач и неудач их друзей, не спрашивая мнения у ребёнка. Обычно это приводит к сомнению ребёнка к самому себе.

6. Запрет на собственные взгляды и бесконечные нотации

Когда ребёнок самостоятельно принимает решение, и оно не совпадает с вашим, не нужно его винить в этом, ведь он старается развиваться и думать, как вы. Но обычно, в таких случаях ребёнок получает только наказание и постоянные нотации, что он не прав. В дальнейшем такой ребёнок не будет иметь свою точку зрения и будет полагаться на других, нежели решить проблему самостоятельно, ведь будет бояться получить наказание и осуждение.

7. Гиперопека Гиперопека выражается в:

· Излишнее внимание;

· Постоянный контроль;

· Защита от несуществующих или маловероятных рисков;

· Удерживание возле себя;

· Воздвижение достижений в категорию исключительных способностей.

В таких случаях ребёнок не может принимать собственное решение и не имеет собственного мнения.

Консультация для родителей
Типичные ошибки семейного воспитания
Любой   родитель   хочет   быть
хорошим родителем. Но что значит быть
хорошим?   Слышать   одобрение   со
стороны   родственников,
  друзей   и
просто   знакомых?   Или   вырастить
самостоятельную
нравственную
личность? Определенно ­ второе.
 
Для   современного   семейного
воспитания
ряд
заблуждений, которые мешают быть по­
настоящему хорошими родителями. Эти
заблуждения,   пожалуй,   были   всегда.   Каждый   родитель   воспитывает   детей   по
собственному   разумению,   в   лучшем   случае   обращаясь   к   методикам   известных
педагогов, в худшем — к советам окружающих. И то, и другое не гарантирует, что
ваших детей не затронут типичные  ошибки  семейного  воспитания.  Без сомнения,
необходимо   хотя   бы   иметь   представление   о   наиболее   часто   встречающихся
воспитательных заблуждениях: кто предупрежден, тот вооружен.
характерен
 
 
Ошибка 1. Физическое насилие
Физическое насилие
 
 
наказание
Физическое
­
эффективный   способ   воздействия.
Такая   воспитательная   модель   чаще
всего   избирается   в   семьях   с
авторитарным   укладом.   Вот   только   в
гневе   родители   забывают:   насилие
нередко   ведет   к   психологическим
травмам,
способствует
агрессивному   поведению   ребенка   в
что
 
 
будущем.
Ошибка 2. Чрезмерная холодность
Чрезмерная холодность
Некоторые   родители   считают,   что
проявляя любовь и эмоции в отношениях с
ребенком, они рискуют воспитать эгоиста и
хулигана.   Это   не   совсем   верно,   важно
просто   знать   меру.  Отказывать   ребенку   в
1 помощи   и   поддержке   в   те   моменты,  когда   он   наиболее   в   этом   нуждается  –   это
неправильная установка.
Нередко   равнодушие   к   ребенку   наблюдается   в   семьях,   где   родители   заняты
решением своих личных проблем. Ребенок предоставлен себе и вынужден сам о себе
же   и   заботиться.   Родителям   попросту   не   хватает   времени,   чтобы   заниматься
ребенком, и это естественно отражается
на их авторитете.
Ошибка 3. Обилие любви
Обилие любви
Педагоги   давно   заметили,   что
ребенок,   поздно   рожденный   матерью,
чаще   всего   вырастает   эгоистичным,
избалованным.   Немолодые   родители
щадят   дитя,   абсолютно   ничего   не
запрещая,   все   его   прихоти   выполняют
сразу   же,   а   он   буквально   купается   во
внимании и заботе. Опасайтесь делать из ребенка бога, иначе вы станете всего лишь
его слугами.
Ошибка 4. Много запретов
                        Много запретов
Совсем   не   удивительно,
  что
ребенок   хочет   удовлетворять   свои
потребности,   ведь   это   свойственно
практически всем живым существам на
планете.   Едва   начав   осознавать   себя,
ребенок   стремится   осуществить   свои
желания: сначала они «безобидные», но
дальше   больше.   Еще   в   дошкольном
возрасте важно выработать правильную
реакцию   на   слово   «нельзя».   Если
употреблять   его   слишком   часто   можно   вызвать   два   последствия:   либо   внимание
ребенка к слову «нельзя» атрофируется, и он просто перестанет на него реагировать,
либо малыш станет бояться сделать что­нибудь, что «нельзя», и вырастет забитым и
нерешительным.   С   самого   начала   необходимо   определить   самые   обязательные
запреты,   нарушив   которые,   ребенок
навредит себе. Их не должно быть много
– максимум три­четыре. И лучше  пусть
малыш
удовлетворять
 
 
будет
2 любопытство под присмотром взрослых, чем он все равно сделает это, когда вас не
будет рядом, ведь запретный плод сладок.
Ошибка 5. Отсутствие запретов
Отсутствие запретов
Ребенок­кумир   –   еще   одна   крайность   в   воспитании.   Мы   уже   говорили   о
вседозволенности, когда упоминали о гипертрофированной любви к ребенку, но здесь
ситуация   иная.   Родители   отказываются   от   каких­либо   запретов   в   принципе,
сознательно   выбирая   такую   модель   воспитания,   еще   и   с   гордостью   говорят
окружающим: «Я своему ничего не запрещаю».
Ребенку   дозволено   все,   и   он   активно   пользуется   своей   свободой,   доставляя
неудобство и проблемы окружающим. Помните, что именно родители отвечают за
включение ребенка в социум, и только с вашей помощью он сможет усвоить, что
можно и что нельзя, как следует вести себя дома, а как на улице.
Нередко   наблюдается   более   сглаженная   ситуация,   когда   родители   пытаются
запретить ребенку что­то, но делают это очень мягко, с помощью уговоров, когда
нужно проявить твердость и решительность. Например, ребенок в магазине клянчит у
матери очередную игрушку, а она объясняет ему, что у него уже есть игрушки, что
нет денег, в общем, придумывает всевозможные отговорки, в конце концов, устает от
морального давления и покупает то, что просит ребенок. Такое поведение в корне
неправильно: ребенок будет выпрашивать желаемое каждый раз, зная, что своего он
добьется. Можно бесконечно долго объяснять ребенку что­либо и увещевать его, а
можно сразу пресечь «нытье» категоричным «нет».
                     
Ошибка 6. Непоследовательное воспитание
Непоследовательное воспитание
Бывает,   что   родители   не   выдерживают
психологической   нагрузки.
  Категоричность
сменяется   уступчивостью,   наказание   –   лаской.
Воспитательного   эффекта   от   таких   действий
ждать   не   приходится.   Ребенку   необходимо
последовательное и продуманное воспитание.
Как   видим,   типичные   ошибки   семейного
воспитания   –   это   крайности,   которых   нужно
избегать. Самое верное средство – найти золотую
середину: где­то поддержать и пожалеть, где­то
проявить   стойкость,  что­то   запретить,  а  что­то
разрешить. Да для этого потребуется железная выдержка и море терпения, но ведь
никто   и   не   обещал,   что   воспитание   ребенка   будет   легким   –   это   тяжелый   труд,
требующий огромных моральных и физических затрат со стороны родителей.
3 Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь
Материал взят с интернета
4

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тигуан ошибка 10333
  • Типичные ошибки руководителя тайм менеджмент
  • Типичные ошибки при заполнении уведомления роскомнадзор
  • Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к доу
  • Типичные ошибки при заполнении денежного чека