Типичные ошибки спп

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

 

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение,  состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 8.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

 

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

 и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

Таблица

Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

Который, какой

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

                                               Обстоятельственные

Образа действия

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Что.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как?  В какой  степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

Причины

Почему?

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

Следствия

Что из этого следует?

Так что

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы,

 для того чтобы,

 с тем чтобы, дабы.

Условия

При каком условии?

Если,

когда, раз.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

Сопоставительные.

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

 если – то.

Присоединительные

______

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор»

Ошибки в сложноподчиненных предложениях

  1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».
  2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».
  3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: « Я мечтаю, чтобы в школе были только интересные предметы, чтобы по ним были только одни пятерки».
  4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».
  5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».
  6. Неправильное использование союзов и союзных слов:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;
б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении: «На двух полочках — художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

  1. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала верх килем».
  2. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они вдаль».

Ошибки в СПП (комментируются примеры из табл.):
Несоответствие вида придаточного предложения значению главного.
Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП.
Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений.
Пропуск необходимого указательного слова.
Неоправданное употребление указательного слова.
Неправильное использование союзов и союзных слов: употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения; нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении.
Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении.
Использование придаточного предложения как самостоятельного.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Нарушения при построении предложений
Тесты на тему»Синтаксические нормы»

Тест на тему Сложное предложение. Обобщение

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор«

  1. Типичные ошибки при построении сложных предложений и способы их устранения

Сложное предложение
– имеющее в своем составе два или
несколько простых предложений, образующих
в смысловом и интонационном отношении
единое целое.

Сложносочиненное
предложение (ССП)

– сложное предложение, части которого
связаны между собой сочинительными
союзами.

Сложноподчиненное
сложное предложение (СПП)

– сложное предложение, части которого
связаны между собой подчинительными
союзами или союзными словами.

Ошибки в построении
сложного предложения
чаще
всего связаны с неточным употреблением
союзных средств, с нарушением соотношения
видовременных форм глаголов-сказуемых,
а также с неправильном порядком слов в
предложении. Различаются ошибки в
построении сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.

Ошибки в построении
сложносочиненных предложений:

  1. Употребление
    противительных союзов а,но
    вместо соединительного союза и:
    Тигр вскочил
    на спину слона, но задел лапами дрова,
    но дрова упали на него.

  2. Употребление
    соединительного союза и
    вместо противительных союзов а,но:
    Ундина была
    огорчена изменой своего возлюбленного,
    и он ничего не понимал.

  3. Употребление лишнего
    союза, в том числе постановка рядом
    однозначных союзов: Всем
    предприятиям было предложено представить
    заявки на потребное сырье,
    но
    однако
    некоторые
    из них своевременно этого не сделали.

  4. Тавтологическое
    употребление сочинительных союзов:
    Искали его
    три дня, но все напрасно, но(лишний союз)
    потом нашли в степи без чувств.

  5. Неправильное
    употребление двойных повторяющихся
    разделительных союзов: То
    озеро становится черным, вздувается,
    но (должно быть то) вот оно тихое,
    ласковое, нежное.

  6. Объединение
    сочинительной связью разнотипных
    синтаксических структур (простого и
    сложного предложения): Ум
    тогда понимали не только как просвещенность,
    интеллигентность, но и с понятием
    «умный» связывали представление о
    вольнодумстве (
    правильно:
    но и как вольнодумство).

Ошибки в построении
сложноподчиненных предложений:

  1. Одновременное
    употребление подчинительных и
    сочинительных союзов: Как только
    перестал дождь, и мы отправились домой.
    Как только
    перестал дождь, мы отправились домой;
    Только хозяин откинул руку назад, но
    вдруг из чащи леса вышел огромный тигр.
    — Только хозяин откинул руку назад, как
    вдруг из чащи леса вышел огромный тигр.

  2. Пропуск соотносительных
    местоимений и наречий в главной части
    сложноподчиненного предложения: В
    армии Петя стремился быть в опасных
    местах, он просился ___,где опаснее.
    (туда).

  3. Пропуск союза:
    Преданность
    его Маше Мироновой проявлялась в том,
    __ когда маша была в руках злодеев, он
    спас ее (союз что).

  4. Употребление лишних
    союзов, в том числе постановка рядом
    однозначных союзов; автор пишет, что
    будто бы его теоретические положения
    проверены на практике (либо что,
    либо будто
    бы
    ).

  5. Употребление одних
    союзов и союзных слов вместо других:
    Шел третий
    урок, как (когда) в окно класса заглянуло
    солнышко.

  6. Тавтологическое
    употребление союзов и союзных слов и
    загромождение сложного предложения
    придаточным: Когда
    утром встали все казаки, Тарас очень
    удивился, когда увидел, что среди казаков
    не было Андрия. — Когда утром все казаки
    встали, Тарас очень удивился, что среди
    них не было Андрия.

  7. Употребление
    разнотипных придаточных частей в
    качестве однородных: Для
    замены кислотной линии просим дать
    указание: а) о выделении труб нержавеющей
    стали небольшого размера; в) оплата
    монтажной бригады должна производиться
    (о выделении, об оплате…).

  8. Объединение
    сочинительной связью членов простого
    предложения и придаточных частей
    сложноподчиненного предложения: Он
    увидел молодую девушку, пришедшую за
    водой и которая поразила его своей
    красотой (пришедшую за водой поразившую
    его).

  9. Смещение конструкции
    (конец предложения дается в ином
    синтаксическом плане, чем начало):
    Последнее, на
    чем я остановлюсь, это на вопросе об
    использовании цитат (это вопрос об
    использовании цитат).

  10. Нарушение порядка
    слов (отделение придаточной определительной
    части от определяемого слова): Состоялся
    новый спектакль в Доме культуры, какого
    мы никогда прежде не видели (в доме
    культура состоялся новый спектакль,
    какого…).

Общей ошибкой при
построении всех типов сложных предложений

является несоотнесенность видовременных
форм глаголов-сказуемых: Вдруг
ударил гром, сверкнула молния и женщины
кричали (закричали). В сосновом лесу
обычно бывает темно, еле-еле сквозь
деревья пробивался луч солнца
(пробивается).

Способы устранения
ошибок при построении сложных предложений:

Если выбор
синтаксической конструкции не связан
с проблемой сохранения авторского
стиля, редактор вправе упорядочить
структуру сложного предложения, уточнить
союзную связь, сократить количество
придаточных частей: Среди
частей и соединений флота, какие
отличились на побережье Черного моря,
был и артиллерийский дивизион, которым
командовал Солуянов. — Среди частей и
соединений флота, которые отличились
на побережье Черного моря, был и
артиллерийский дивизион под командованием
Солуянова.

В первом примере
потребовалась замена союзного слова:
вместо относительного местоимения
какие (привносящего добавочный оттенок
уподобления, сравнения) употреблено
местоимение которые, вторая придаточная
часть заменена параллельной конструкцией.
Во втором примере редактор сокращает
количество придаточных частей, устраняет
повторение союзного слова который,
соединяющего неоднородные придаточные
при последовательном их подчинении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Сложное предложение1. В сложном предложении не следует употреблять несколько союзов с одним значением, это приводит к избыточности, т.е. к ошибке. Неправильно: Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его. Правильно: Лучше переоценить риск, чем не заметить его.

2. Распространённая ошибка — избыточное употребление частицы бы. Неправильно: Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе. Помните, что союз чтобы включает в себя частицу бы, поэтому повторять её не нужно. Неправильно: Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.3. Распространённая ошибка — неоправданное употребление соотносительного слова то. Неправильно: Я понимаю о том, что встречу перенесли из-за разногласий участников. Или: Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников. Правильно: Я понимаю, что встречу перенесли из-за разногласий участников.

4. Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой. Неправильно: Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи. Чтобы не повторять союз, надо пользоваться синонимическими конструкциями, например: Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи.

5. Определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом. Неправильно: Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел. Правильно: Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.

6. Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное, то обратите внимание на то, к какому слову в главном предложении относится который, иначе может возникнуть двусмысленность. Неудачно: Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. (Кто дрог — автограф или писатель?).
В таких предложениях нужно внимательно проверить и форму слова который (род, число, падеж): форма определяется его ролью в предложении (если оно является подлежащим, то именительный падеж, если дополнением, то форму диктует управляющее слово). Неправильно: Это был тот самый аргумент, который нам так не хватало. Правильно: Это был тот самый аргумент, которого нам так не хватало.

7. Будьте внимательны к предложениям с косвенной речью: нередко косвенную речь смешивают с прямой. Неправильно: Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что мы готовы сдать работы. Правильно: Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что они готовы сдать работы.

Примеры сложных предложений для самопроверки:

1. Любому человеку полезнее прогуляться в парке, чем нежели сидеть целый вечер за компьютером.
2. Ей пришлось вернуться в город, в котором она провела детство, которое теперь казалось таким далёким. 
3. В анкету нужно внести паспортные данные и в какой должности работаете в настоящее время.
4. Если бы в эту минуту в комнату заглянул бы какой-нибудь взрослый, он увидел бы странное зрелище.
5. О том, что ЕГЭ станет основной формой вступительных испытаний в большинстве вузов страны, ожидали немногие.

Проведём практическую работу, чтобы определить типичные ошибки в построении сложных предложений.

Автор: Полякова Татьяна Владимировна 

ТЕМА: Определение и исправление типичных ошибок в построении сложных предложений

Цель работы:  совершенствовать  умения анализировать и исправлять ошибки в построении сложных предложений

Для выполнения работы необходимо знать:  понятия «предложение», «сложное предложение», «сложносочиненное предложение», «сложноподчиненное предложение», «бессоюзное предложение»

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают: сложносочинённые (ССП), сложноподчинённые (СПП), бессоюзные (СБП).

Сложносочинённым называется сложное предложение (ССП), состоящее из двух или более синтаксически равноправных частей, которые связаны интонацией и сочинительными союзами (соединительными: и, да(=и), ни…ни, также, тоже; противительными: а, но, да(=но), однако, зато, же; разделительными: или, либо, ли…ли, то…то; присоединительными: и, да и; пояснительными: то есть, а именно).

В сложносочиненном предложении нельзя поставить вопрос от одного предложения к другому.

Из длинных трав встает луна щитом краснеющим героя, и буйной музыки волна плеснула в море заревое (А. Блок).

Сложноподчинённым называется предложение (СПП), части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами. Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, называется придаточным предложением. Часть сложноподчинённого предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением.

Над пространствами оледенелыми, (каким?) 2) где студёная блещет звезда, пролетают калёными стрелами огнедышащие поезда. (Н. Асеев)

Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов.

Он встревоженно ходил по комнате: ему не давали покоя новости, которые сообщил друг.

К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.

Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:

–союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода;

– составные союзы не должны быть искаженными;

– в предложении нельзя употреблять лишние союзы;

– неверно подобранный подчинительный союз.

Примеры:

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.

Верный вариант 1: Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Верный вариант 2: Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».

Верный вариант: Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части. Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин), становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из предложения.

Верный вариант: Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части.  Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».

Верный вариант: Мама всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1.  Найдите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Спишите, исправляя ошибки в данных предложениях.

1) Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ.

2) С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами.

3) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.

4) В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа ещё не налажена.

5) На другой день Петя пошёл к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет, который тоже поступил в полк.

6) Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов, откуда должно было начаться восхождение на Эльбрус.

7) Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили теплоходы.

8) Посёлок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов.

9) Разведчики тихо подползли к реке, спуск к которой был покрыт густой и высокой травой, и решили перебраться на другой берег, который зарос камышом.

10) Авторские ремарки указывают на разные детали, например на стук топора, который доносится из-за кулис.

11) Тренер сказал нам, чтобы мы передали пловцам, чтобы они пришли в бассейн в субботу вечером.

Задание 2.  Выполните тестовое задание. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Запишите предложение с ошибкой в исправленном виде.

1.

1) Мой соперник выиграл партию в шахматы благодаря тонкого понимания сложной позиции.

2) Студенты проходили практику в одном из цехов завода, недавно реконструированном.

3) В. Стасов, который был известен как музыкальный критик, уделял в своей публицистике много внимания и изобразительному искусству.

4) Одновременно с работой над «Явлением Христа народу» Иванов создавал эскизы на библейские сюжеты и рисунки-акварели «Сотворение мира».

2.

1) По окончании переговоров между странами установились дипломатические отношения.

2) Мы должны радоваться жизни и ценить, ведь она у нас одна и пережить ее заново возможности уже не будет.

3) В.Г. Перов создал рисунок «Похороны Гоголя героями его произведений», в котором на небольшом художественном пространстве собрал в одну группу основных персонажей писателя.

4) Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.

3.

1) Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» была показана на всемирных выставках 1873 и 1878 годов и имела большой успех.

2) Воспитанники Академии художеств очень любили и уважали своего учителя Павла Петровича Чистякова.

3) Идея всемирного братства людей, золотого века, всеобщего счастья – самые дорогие мечты писателя с юношеских лет и до конца его дней.

4) По прошествии многих лет с момента создания произведения искусства могут оцениваться иначе.

4.

1) Многочисленные факты, накопленные наукой, подтвердили правильность гипотезы, выдвинутой молодым ученым.

2) Мужество и отчаяние, скорбь, тоску и одиночество – все эти чувства выражают глаза матери в эскизе М.А. Врубеля.

3) Главные темы «Униженных и оскорбленных», «Записок из Мертвого дома», «Записок из подполья» – тема бунта и тема героя-индивидуалиста – синтезировались потом в «Преступлении и наказании».

4) Открытие памятника Пушкина в Москве в июне 1880 года было незаурядное событие в истории русской культуры.

5.

1) Мой подопечный был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией.

2) Картина В.Г. Перова «Проводы покойника» проникнута чувством боли, сострадания, настроением безысходной тоски.

3) Те, кто не набрал нужного количества баллов, будут вынуждены выполнить зачетную работу еще раз.

4) На мой взгляд, в любой школе должно работать достаточное количество учителей-мужчин, которые бы могли своей строгостью и сдержанностью дополнить такие качества, как мягкость и безмерную любовь к детям, присущие почти всем учителям-женщинам.

6.

1) Талант Паустовского фиксирует наше внимание на прекрасном.

2) Тихон Кабанов, муж Катерины, был человек безвольный, полностью подчинившимся матери.

3) В 1859 году «исповедь-роман» Достоевского «Записки из Мертвого дома» еще не был начат.

4) Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг.

7.

1) Все передовое, что было в русской литературе 60-х годов XIX века, сосредоточивалось в журнале «Современник».

2) Истоки «Преступления и наказания» восходят ко времени каторги.

3) Взрослея, все лучше начинаешь понимать своего учителя; так же, как и прежде, восхищаешься и стремишься быть похожим на него.

4) Нам порой кажется, что мы не только знаем все, но нас ничем не удивишь.

8.

1) Речь Достоевского сделала открытие памятника Пушкину в Москве выдающимся, грандиозным событием как в истории русской, так и мировой культуры.

2) В общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет.

3) Для «Прогулки короля» А.Н. Бенуа выбирает таинственное время года – осень – и самое таинственное время суток – вечер.

4) Вами своевременно оплачен проезд в маршрутном такси?

9.

1) Живая крыса, о которой рассказывает Ю.Трифонов, должна быть разрезана, чтобы учиться анатомии, в так называемой «пригодинской» школе.

2) Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна.

3) Пришлось с трудом пробираться сквозь заросли, постоянно заслонявшие нам дорогу.

4) Железнодорожный состав отправляется с третьего пути согласно расписанию.

10. 

1) Никто больше не нарушал тишину протоков и рек, не обрывал блесной холодные речные лилии и не восторгался вслух тем, чем лучше всего восторгаться без слов.

2) Достоевский принадлежит к тем писателям, биография которого тесно связана с творчеством.

3) Благодаря установившейся ясной погоде урожай был собран вовремя.

4) Все, кто интересуется художественной жизнью России конца XIX – начала XX века, слышали о творческом объединении молодых художников, известном под названием «Мир искусства».

ВЫВОД по результатам работы: какие виды ошибок в построении сложного предложения встречаются наиболее часто в речи?

Контрольные вопросы:

1.В чем сложность определения ошибки при построении сложного предложения?

2. При построении какого сложного предложения (ССП, СПП, СБП) допускается наибольшее количество ошибок?

Сложное предложение включает несколько простых и может быть:

  • сложносочиненным (ССП);
  • сложноподчиненным (СПП);
  • бессоюзным.

Наиболее простые по своей структуре бессоюзные и сложносочиненные, поэтому ошибки в них крайне редки. А вот в построении сложноподчиненных предложений часто встречаются «ляпы». Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые  можно увидеть при составлении СПП.

СПП состоит из нескольких простых предложений, объединенных подчинительной связью.

Ошибка 1. Неправильное или лишнее употребление союзов и дополнительных слов в зависимых предложениях.

Примеры:

Неверно: Мы волновались за то, что опоздаем на урок.

              Она восхищалась, что он был так талантлив.

Верно: Мы волновались о том, что опоздаем на урок.

           Она восхищалась его талантом.

Ошибка 2. Употребление похожих по смыслу подчинительных и сочинительных союзов.

Неверно: Пробежав однажды марафон, я понял: для того чтобы победить нужно регулярно заниматься, причем с тренером.

Верно: Пробежав однажды марафон, я понял: для того чтобы победить нужно регулярно заниматься с тренером.

Ошибка 3. Использование одинаковых слов в придаточных предложениях.

Неверно: Мы завели кошку, которая была очень подвижной, которая легко забегала вверх на карниз, который, в конце концов, отвалился.

Верно: Мы завели кошку, которая была очень подвижной: она легко забегала вверх на карниз, и, в конце концов, он отвалился.

Ошибка 4. Одновременное использование подчинительных и сочинительных союзов.

Пример:

Неверно: Она радовалась как дождю, так и солнцу, как будто ребенок.

Верно: Она радовалась дождю и солнцу, как будто ребенок.

Ошибка 5. Употребление в зависимой части предложения союза «что» одновременно с частицей «ли».

Неверно: Они не гадали, что будет ли в этом году снежная зима.

Верно: Они не гадали, будет ли в этом году снежная зима.

Ошибка 6. Пропуск указательных слов в главной части, в связи с чем, грамматически и по смыслу предложение не закончено.

Неверно: Она училась в школе, где французский был профилирующим предметом.

Верно: Она училась в той школе, где французский был профилирующим предметом.

Ошибка 7. Лишнее употребление указательных слов в главном предложении.

Неверно: У нее было такое чувство, что она где-то уже слышала эту песню.

Верно: У нее было чувство, что она где-то уже слышала эту песню

Ошибка 8. Некорректное присоединение зависимого предложения.

Неверно: Бабушка сказала, что везет кошку на дачу, за которой нужно будет следить. (Следить нужно будет за дачей или кошкой?)

Верно: Бабушка сказала, что везет кошку, за которой нужно будет следить, на дачу.

Ошибка 9. Употребление союзного слова «который» в неверной форме.

Неверно: Клюква была тем витамином, которая очень полезна для иммунитета в зимнее время.

Верно: Клюква была тем витамином, который очень полезен для иммунитета в зимнее время.

Ошибка 10. Излишнее использование частицы «бы». Обратите внимание, что союз «чтобы» уже включает «бы», поэтому не нужно ее употреблять дополнительно.

Неверно: Если бы мы вышли на пять минут раньше, то мы бы успели бы на электричку.

Верно: Если бы мы вышли на пять минут раньше, то успели на электричку.

Ошибка 11. Путаница с косвенной и прямой речью.

Неверно: Посмотрев фильм 15 минут, друзья подумали, что лучше бы мы остались дома.

Верно: Посмотрев фильм 15 минут, друзья подумали, что лучше бы они остались дома.

Загрузка…

Тема урока: «Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений»

Тема урока: "Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений"

Тема урока: «Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений».

Здравствуйте, ребята
Мы выучили, как можно различить виды сложноподчиненных обстоятельственных предложений. Сегодня вам предстоит научиться определять и исправлять ошибки в построении сложноподчиненных предложений.
Данный урок практической направленности, поэтому сначала ознакомьтесь с типичными грамматическими ошибками в построении сложноподчиненных предложений и путями их устранения, а затем выполните упражнения .

Типичные грамматические ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Типичные грамматические ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Типичные грамматические ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.

НЕПРАВИЛЬНО:
Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.
ПРАВИЛЬНО:
Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.

НЕПРАВИЛЬНО: Когд а гроза уже закончилась, но кое-где ещё слышны были отдельные раскаты грома

НЕПРАВИЛЬНО: Когд а гроза уже закончилась, но кое-где ещё слышны были отдельные раскаты грома

НЕПРАВИЛЬНО:
Когда гроза уже закончилась, но кое-где ещё слышны были отдельные раскаты грома. 

ПРАВИЛЬНО:
Когда гроза уже закончилась, кое-где ещё слышны были отдельные раскаты грома. 

2. Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении

НЕПРАВИЛЬНО: Ася знала то , что в её поступках есть не только дурное, но и прекрасное

НЕПРАВИЛЬНО: Ася знала то , что в её поступках есть не только дурное, но и прекрасное

НЕПРАВИЛЬНО:
Ася знала то, что в её поступках есть не только дурное, но и прекрасное. 


ПРАВИЛЬНО:
Ася знала , что в её поступках есть не только дурное, но и прекрасное. 

3.Употребление лишнего указательного слова в главном предложении

НЕПРАВИЛЬНО: Дети благодарны родителям, что они дали им жизнь

НЕПРАВИЛЬНО: Дети благодарны родителям, что они дали им жизнь

НЕПРАВИЛЬНО:
Дети благодарны родителям, что они дали им жизнь.

ПРАВИЛЬНО:
Дети благодарны родителям за то, что они дали им жизнь.

4. Отсутствие в главном предложении указательного слова;

НЕПРАВИЛЬНО: Снегирёв не приехал на занятие, потому автобус из-за грозы не вышел на рейс

НЕПРАВИЛЬНО: Снегирёв не приехал на занятие, потому автобус из-за грозы не вышел на рейс

НЕПРАВИЛЬНО:
Снегирёв не приехал на занятие, потому автобус из-за грозы не вышел на рейс. 

ПРАВИЛЬНО:
Снегирёв не приехал на занятие, потому что автобус из-за грозы не вышел на рейс. 

5.Пропуск части составного союза

НЕПРАВИЛЬНО: Владлен увидел обрыв, который выделялся над скалами, которых ещё не разрушили ветры и волны бушующих приливов

НЕПРАВИЛЬНО: Владлен увидел обрыв, который выделялся над скалами, которых ещё не разрушили ветры и волны бушующих приливов

НЕПРАВИЛЬНО:
Владлен увидел обрыв, который выделялся над скалами, которых ещё не разрушили ветры и волны бушующих приливов.


ПРАВИЛЬНО:
Владлен увидел обрыв, который выделялся над скалами, ещё не разрушенных ветрами и волнами бушующих приливов.

6.Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология)

НЕПРАВИЛЬНО: (сов

НЕПРАВИЛЬНО: (сов

НЕПРАВИЛЬНО:
(сов. вид) (несов. вид)
Если пророк погиб, народы страдают.


ПРАВИЛЬНО:
(несов. вид) (несов. вид)
Если пророк погибает, народ страдает. 

7.Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях 

НЕПРАВИЛЬНО: Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись

НЕПРАВИЛЬНО: Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись

НЕПРАВИЛЬНО:
Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

ПРАВИЛЬНО:
Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты.

8.Придаточное определительное со словом который стоит не на месте

НЕПРАВИЛЬНО: Вечером мы были на туристкой базе, которая стояла на берегу моря занимавшей почти полпарка

НЕПРАВИЛЬНО: Вечером мы были на туристкой базе, которая стояла на берегу моря занимавшей почти полпарка

НЕПРАВИЛЬНО:
Вечером мы были на туристкой базе, которая стояла на берегу моря занимавшей почти полпарка.

НЕПРАВИЛЬНО:
Вечером мы были на туристкой базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти половину парка.

9. Неправильно совмещается придаточное предложение и причастный оборот

Упражнение 1. Используя средства связи, данные в скобках, составьте сложные предложения

Упражнение 1. Используя средства связи, данные в скобках, составьте сложные предложения

Упражнение 1. Используя средства связи, данные в скобках, составьте сложные предложения. Укажите количество грамматических основ в каждом. Укажите союзы и союзные слова.

1. Первой заботой двух уцелевших друзей было извлечь двух злополучных спутников из кустов, (в которых, где) они застряли; это был процесс, (что, который) доставил им несказанное удовольствие, особенно (когда, после чего) они убедились, (что, где) никто не получил никаких повреждений, не считая нескольких дыр на платье и лёгких царапин. (Ч. Диккенс)
2. Шляпа мистера Пиквика катилась и катилась, (будто, словно) проворный дельфин на волнах прибоя, и она укатилась бы далеко от него, (когда бы, если бы) по воле провидения как раз в тот момент, (в который, когда) этот джентльмен готов был бросить её на произвол судьбы, не появилось на её пути препятствие. (Ч. Диккенс).

Упражнение 2. Прочитайте. Укажите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений

Упражнение 2. Прочитайте. Укажите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений

Упражнение 2. Прочитайте. Укажите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Перепишите, исправляя данные примеры.

1. Книга рассказывала нам интересную историю жизни, которую подарил мне товарищ. 2. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами. 3. Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни. 4. В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа ещё не налажена.5. Посёлок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Типичные ошибки при написании диктанта 3 класс
  • Тигуан ошибка 9474161
  • Типичные ошибки совершаемые при контроле ответ на тест
  • Типичные ошибки при мотивации персонала
  • Типичные ошибки семейного воспитания кратко