Типовая ошибка при формировании цели проекта

Анализ типичных ошибок формулировки цели проекта и советы по их исправлению

Педагогическое конструкторское бюро

Как ставить цель и формулировать задачи проекта?

Краткий анализ ошибок начинающих проектных групп и практические советы опытных проектировщиков

Вернуться к списку ошибок и советов.

«Препятствия могут остановить только тех, кто не стремится к поставленной цели достаточно сильно».

Рэнди Пауш

Здесь мы проанализируем ошибки, связанные с формулировкой цели проекта и ее разбивку на конкретные задачи

«Оказавшись в тупике, ставьте под сомнение все, кроме способности выбраться из него».

Ошибка 1. Размытая формулировка цели

Часто причиной, по которой поставленная цель проекта остается не реализованной, является ее неконкретность.

Группа использует общие фразы, например, «улучшить экологическую ситуацию в городе».

Основные причины данной ошибки

1. Отсутствие четко сформулированного конкретного результата, на который ориентированы все мероприятия проекта

2. Отсутствие показателей и инструментов измерения результатов проекта

3. Отсутствие четко определенных сроков реализации проекта

Наш совет

Конкретизируйте цель, фиксируя конкретные достижимые результаты и способы из измерения, а также указывая реальные сроки реализации проекта.
Для этого:

  • Проанализируйте первый вариант формулировки цели проекта, используя приведенные ниже примеры постановки цели: первый — «Проводить веселые перемены для младших школьников», второй — «Проводить по две веселые перемены для младших школьников каждый учебный день».

  • Сформулируйте цель своего проекта, используя технологию SMART — конкретность, измеримость, достижимость, значимость, определенность по времени.

Хотите, чтобы бумажные карточки «Конструктор проекта» появились
в вашей копилке?

Ошибка 2. Отсутствие письменного варианта цели

Группа считает, что сможет, формулируя цель своего проекта, удерживать ее в голове без всяких записей в любом виде: бумажном или электронном. Но, как правило, такие цели смело можно отнести к разряду мечтаний, потому что трудно двигаться к достижению того, что не видишь, а каждый раз «вспоминаешь» что нужно делать. У зафиксированной цели шансов стать реализованной значительно больше.

Основные причины данной ошибки

1. Отсутствие навыков письменного оформления своих мыслей

2. Стремление быстрее «пройти» этот этап, который кажется группе формальностью

Наш совет:

Обязательно записывайте цели (блокнот, ежедневник, дневник — бумажные и электронные варианты).

Для этого:

  • 1. Помните поговорку «Что написано пером, не вырубить топором»

  • 2. Приступая к работе над формулировкой цели, обязательно используйте карандаш (ручку, фломастер и т.д.)

  • 3. Храните записанную формулировку цели и обращайтесь к ней во время дальнейшей работы над социальным проектом

Ошибка 3. Негативная формулировка цели

При работе над формулировкой цели своего проекта группа основной акцент делает на устранении негативных явлений. И поэтому по инерции использует глаголы с негативным значением — «сократить, ликвидировать, уменьшить, бороться» и т.д.

Основные причины данной ошибки

1. Восприятие замысла проекта только как борьбы с отрицательными явлениями.

2. Следование примерам уже реализованных проектов, где именно в этом залоге сформулирована цель

Наш совет:

Работая над целью, используйте только утвердительные позитивные формулировки
Для этого:

  • 1. Используйте правило «Аффирмация», то есть говорите о том, чего вы хотите, а не о том, чего вы не хотите. Например, правильное начало формулировки цели – «Сделать веселыми перемены …», а не «Бороться с беготней младших школьников …».

  • 2. Не употребляйте слова, обозначающие долженствование — «Нам нужно». Замените «Нам необходимо» на «Мы хотим», «Мы должны» на «Мы сделаем».

Ошибка 4. Формулировка цели в терминах процесса

Формулировка цели содержит только указание на действия, которые планирует предпринять группа в ходе реализации своего проекта

Основные причины данной ошибки

1. Не понимание смысла цели

Для группы проект — это не конечный результат, который достигается в процессе реализации проекта, а сам процесс проведения мероприятий

2. Уже имеющийся опыт формулировки целей

Группа ранее уже описывала цели проектов именно в терминах процесса «улучшить», «поддерживать» и т.д.

Наш совет:

Формулируйте цель в терминах результата, а не процесса: то есть «сделать то-то», а не «лучше работать».
Для этого:

  • 1. Сначала конкретно опишите тот конечный результат, который вы планируете получить по окончании проекта

  • 2. Затем сформулируйте действия вашей группы, которые приведут к достижению этого результата.

Ошибка 5. Задачи не соответствуют цели проекта или не полностью раскрывают ее

Любая цель кажется недостижимой до той поры, пока ее не начинаешь разделять на части. Например, желание помочь педагогам, ветеранам своей школы кажется на первый взгляд неосуществимым. Но если двигаться к поставленной цели небольшими шагами, будет проще ее достигнуть. Можно для начала поставить задачу помочь с покупками одному ветерану в день, потом двум и т.д. И так шаг за шагом вы достигните цели и проект будет успешно реализован.

Но группы часто при формулировке задач, которые должны раскрывать все аспекты достижения цели проекта, забывают об этом и описывают задачи, или не имеющие отношения к проекту, или раскрывающие цель только частично.

Основные причины данной ошибки

1. Отсутствие «правильного» опыта корректной формулировки цели и задач проекта

2. Непонимание соотношения цели и задач проекта, восприятие этих формулировок, как практически не связанных между собой

3. Стремление написать красивые предложения, имеющие отношение к проекту

Наш совет:

Разбивайте цель на конкретные задачи. Это называется «декомпозиция» цели. И проверяйте их соподчиненность.
Для этого:

  • 1. Используйте технологию «Дерево целей», которая позволяет ясно видеть как каждая задача становится частью «корневой системы» цели вашего проекта.

  • 2. Проверяйте каждую цель — какой аспект цели проекта она помогает решать.

  • 3. Если какая-то задача не «работает» на достижение цели, сразу убирайте ее и заменяйте новой.

Ошибка 6. Слишком глобальная цель

Формулируя цель своего проекта, группа не до конца понимает, что вся ответственность за ее реализацию ложится целиком на ее плечи. И поэтому появляются формулировки глобальных целей. Например, «Оказание помощи в культурном развитии молодежи города».

Основные причины данной ошибки

  • Стремление решить серьезную проблему, искреннее желание помочь максимальному числу людей

  • Непонимание уровня ответственности в случае неудачи проекта

  • Наивный расчет на помощь социальных партнеров, которые готовы оказывать посильную заранее согласованную помощь, но не делать всё за саму группу.

Рассчитывайте только на собственные силы. Это основное условие успешности вашего проекта.
Для этого:

  • 1. Потенциал группы

    Детально проанализируйте потенциал членов своей группы, и сделайте вывод о том, сколько времени вы готовы вкладывать в свой проект

  • 2. Материальные ресурсы

    То же самое сделайте с материальными ресурсами, которые необходимы для реализации вашего проекта в полном объеме.

  • 3. Финансовые ресурсы

    Составьте смету проекта, конкретно указав, сколько вам потребуется по каждой статье расходов

  • 4. Источники ресурсов

    Определите конкретные источники получения всех материальных и финансовых ресурсов

«Цель и результаты, к которым приведет ее достижение, должны вас привлекать».

Питер Друкер

Вернуться к списку ошибок и советов.

  • Иоганн Вольфганг фон Гете

    Если вы мечтаете о том, что можете сделать — сделайте это.

  • Питер Друкер

    Осуществление наших желаний, во многом зависит от того, как правильно мы ставим цели.

  • Ли Якокка

    Выбирайте цели, которые вас манят, вдохновляют и окрыляют.

С какими трудностями ваша группа столкнулась при формулировке цели проекта? О чем спорили при обсуждении задач? И главное — как вы справились с трудностями на этом этапе?

Что вы конкретно советуете тем, кто только планирует заниматься разработкой своего первого проекта. Как правильно сформулировать цели и разбить ее на конкретные задачи?

Наша команда

Педагогическое конструкторское бюро

  • Прутченкова Светлана Александровна

    Руководитель
    Педагогического конструкторского бюро

  • Прутченков Александр Сергеевич

    Главный научный сотрудник
    Педагогического конструкторского бюро

  • Павлова Анна Алексеевна

    Event-менеджер, преподаватель Педагогического конструкторского бюро

Вернуться к списку ошибок и советов.

Вариант I

1. Основоположником метода проектов в обучении был:

а. К. Д. Ушинский;

б. Дж. Дьюи;

в. Дж. Джонсон;

г. Коллингс.
 

2. Какое из приведённых определений проекта верно:

а. Проект — уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;

б. Проект — совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;

в. Проект — процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;

г. Проект — совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.

3. Соотнесите определения и типы проектов:

Типы проектов:

1.  социальный проект;

2.  учебный проект;

3.  телекоммуникационный проект.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Определения:

а.  совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные

методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для

участников проекта; 

б.  это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов

информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы

деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. 

в.  самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы,

способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;
 

4. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:

а. Глагол;

б. Прилагательное;

в. Существительное;

г.  Наречие.

5. Задачи проекта — это:

а. Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;

б. Цели проекта;

в. Результат проекта

г. Путь создания проектной папки.

6. Соотнесите этапы работы над проектом с содержанием деятельности: 

Содержание деятельности:

1. Рефлексия;

2. Поиск необходимой информации; сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач;            изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.; изготовление продукта;

3. Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности;

4. Способы обработки полученных данных; демонстрация творческой работы;

5. Определение направления работы, распределение ролей; формулировка задачи для каждой группы; способы источников информации          по каждому направлению; составление детального плана работы.

Этапы работы над проектом:

а. Погружение в проект;

б. Организационный;

в. Осуществление деятельности;

г. Оформление результатов проекта и презентация;

д. Обсуждение полученных результатов. 

7. Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:

а. Смешанные;

б. Краткосрочные;

в. Годичные

г. Мини-проекты.

8. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):

а. Формирование специфических умений и навыков проектирования;

б. Личностное развитие обучающихся (проектантов);

в. Подготовленный продукт работы над проектом;

г. Все вышеназванные варианты.
 

9. Непосредственное решение реальной прикладной задачи и получение социально- значимого результата — это особенности…

а. прикладного проекта,

б. информационного проекта

в. исследовательского проекта

10. Назовите типовую ошибку при формулировании цели проекта

а. цель включает много задач,

б. цель не предполагает результат,

в. цель не содержит научных терминов.

Вариант II

1. Деятельность — связанная с решением творческих исследовательских задач,  с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов — это…?

а. исследовательская деятельность

б. научная деятельность

в. проектная работа

г. познавательная деятельность

2. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает:

а. самый главный,

б. предшествующий действию,

в. брошенный вперед.

3. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:

а. прикладной проект,

б. информационный проект

в. творческий проект

4. Установите, к какому этапу работы над творческим проектом относятся перечисленные виды деятельности.

Деятельность:

1.Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив;

2.Постановка проблемы, определение темы и целей проекта;

3.Обработка полученной информации, отбор. Решение промежуточных задач. Формулировка выводов;

4.Обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов. Выдвижение первичных идей и разрешение спорных вопросов; распределение ролей;

5.Анализ выполнения проекта;

6.Представление полученных результатов, демонстрация приобретенных знаний и умений.

Этап:

а. Мотивационный;

б. Планирование;

в. Информационно-аналитический;

г. Выполнение проекта;

д. Заключительный (защита проекта);

е. Рефлексивный.

5. Выберите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли обучающихся:

а. поисковый;

б. ролевой;

в. информационный;

г. творческий.

6. Установите последовательность деятельности в процессе работы над проектом.

а. исправлять ошибки;

б. выдвигать идеи и выполнять эскизы;

в. подбирать материалы и инструменты;

г. подсчитывать затраты;

д. оценивать свою работу;

е. организовывать своё рабочее место;

ж. изготовлять вещи своими руками.

7. Выберите правильное выражение:

а. цель проекта может быть неконкретной и иметь различное понимание;

б. ошибка в постановке цели проекта не влияет на результат;

в. достижимость цели проекта обозначает, что она должна быть реалистичной.

8. Соотнесите определения и типы проектов:

Типы проектов:

1.  социальный проект;

2.  учебный проект;

3.  телекоммуникационный проект.

Определения:

а.  совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные

методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для

участников проекта;

б.  это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов

информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы

деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. 

в.  самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы,

способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью; 

9. Компонентами творческой деятельности являются:

а. интуиция;

б. фантазия;

в. воображение;

г. строгое следование инструкции.

10. Выберите лишнее. Типы проектов по содержанию:

а. монопредметный;

б. деятельностный;

в. индивидуальный;

г. метапредметный.

Ответы

Вариант I

1. б

2. а

3. а-2, б-3, в-1.

4. а

5. а

6. а-3, б-5, в-2, г-4, д-1

7. а

8. г 

9. а

10. б

Вариант II

1. а

2. в

3. б

4. а-2,  б-4, в-1, г-3, д-6, е-5.

5. а

6. б, в, е, ж, г, а, д.

7.в

8. а-2, б-3, в-1.

9. а, б, в

10. в

Критерии оценки

За каждый правильный ответ ставится 1 балл.

Оценка: «5» — 8-10 баллов,

              «4» — 6 — 7 баллов,

              «3» — 3 — 5 баллов,

              «2» — менее 2 балла.

Автор: Алла Гончарова

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Смотрите

Типичные ошибки при постановке целей

1.
Игнорирование
стратегической цели
.
Во многих компаниях уделяется внимание
преимущественно тактическим (финансовым)
целям, тогда как о стратегических
зачастую забывают.

Примеры
тактических целей:

ускорить
темпы роста прибыли;

повысить
рентабельность;

увеличить
объем денежных поступлений.

Но
финансовое будущее организации
обеспечивают стратегические цели, а их
постановка и достижение требуют
существенных затрат времени и ресурсов.

Примеры
стратегических целей:

увеличить
долю рынка;

улучшить
качество продукции/услуг;

заботиться
о репутации компании;

повысить
стоимость компании.

2.
Негативная
формулировка цели
.
Эта весьма распространенная ошибка
продиктована свойством человека
реагировать на проблему бегством от
нее, а не устранением причины. Но корректно
поставленная цель должна отражать
движение к желаемому результату, а не
на стремление убежать от проблемы.

Примеры
негативной формулировки целей:

минимизировать
риски в определенной области деятельности
фирмы;

сократить
число опозданий на работу;

уменьшить
численность рекламаций.

При
такой постановке целей возникает большое
количество запретов, что зачастую
сковывает инициативу сотрудников. В
итоге они боятся действовать, чтобы не
навлечь на себя гнев руководителя.
Избежать негативных последствий помогут
позитивные формулировки, предлагающие
в качестве цели желательную для компании
перспективу, к которой она должна
стремиться. Если приведенные выше
примеры целей представить как позитивные,
то получим примерно следующее:

разработать
и применить процедуру управления
рисками;

выделить
транспортное средство для развозки
сотрудников;

улучшить
качество выпускаемой продукции.

3.
Размытая
формулировка цели
.
Часто встречаются формулировки целей
вроде «повысить эффективность», «наладить
трудовую дисциплину», «стать лучшими
на рынке» и т.п. В протоколе совещания
одной компании была зафиксирована и
такая цель: «В связи с разветвлением
структуры организовать более четкое
взаимодействие между подразделениями».
Это цели из разряда недостижимых.
Например, директор компании поставил
цель — наладить оперативный обмен
информацией между коммерческим и
логистическим отделами. Через некоторое
время их начальники доложили, что цель
достигнута. Когда же директор захотел
узнать, в чем заключается обмен
информацией, выяснилось, что люди просто
стали чаще общаться.

Руководитель
ожидал другого результата, но, поскольку
цель не соответствовала критериям SMART
(в частности, не был определен критерий
оценки ее достижения), то подчиненные
не знали, чего именно от них ожидают.
Директору нужно было сформулировать
цель, к примеру, таким образом: наладить
оперативный обмен информацией между
коммерческим отделом и отделом логистики
путем еженедельного предоставления
друг другу отчетов о проделанной работе
по следующей форме (перечислить, какие
показатели каждый отдел должен включить
в свой отчет).

4.
Частичное
применение концепции управления по
целям
.
Игнорирование любого из аспектов МВО
приводит к тому, что все усилия,
направленные на его внедрение, оказываются
бесполезными.

Причины
этого кроются в следующем:

цели
нижнего уровня недостаточно четко
сформулированы;

эти
цели не отражают потребностей компании
(не связаны с целями более высокого
уровня);

не
назначены ответственные за каждый
участок работы.

Чтобы
устранить эти причины, руководитель
компании должен согласовывать цели для
подразделений с их руководителями,
практику же единоличной постановки
целей и донесения их до исполнителей
необходимо искоренить.

5.
Официально заявленные цели не отвечают
реальности. Нередки ситуации, когда
руководитель, официально декларируя
определенные цели, игнорирует их,
принимая управленческие решения.
Например, цель своей работы компания
может определить так: «Мы должны любить
нашего клиента», а начальник одного из
ее отделов даже не собирается реагировать
на поступающие рекламации…

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

«Вижу цель — не вижу препятствий» — эта фраза очень хорошо описывает работу проектного менеджера. Вам нужно помочь клиенту решить его бизнес-потребность. Для этого вы ставите цель, планируете и идете к успеху. Звучит красиво, но на практике не все так радужно. Причина в том, что PM-ы часто неверно определяют цели проекта или вовсе о них забывают. В статье рассмотрим, как определять и планировать цели, и разберем частые ошибки менеджеров в проработке Project Objectives.

Почему важно правильно определять цели проекта

как определять цели проекта

PM постоянно работает со скоупами продукта и проекта:

  • Product Scope определяет, что вы должны разработать и какой результат предоставить заказчику.
  • Project Scope ориентирован на работы.

Это «зачем» по сути и есть цели проекта или Project Objectives, которые в итоге должны сложиться воедино, чтобы помочь бизнесу достичь основную бизнес-цель.

В целом картинка выглядит логично и реалистично: сначала вы определяете, что, как и зачем разрабатывать, а дальше — распределяете ресурсы и двигаетесь по плану работ. На практике же цели проекта часто остаются «за кадром». Вспомните документ, который вы как PM пишете первым делом в начале проекта — устав. В нем есть блок под названием «Цели проекта». Многие менеджеры заполняют его на свое усмотрение, иногда забывая о самой сути этого пункта, что часто приводит к ошибочному построению дальнейших процессов. Поэтому так важно понимать, что такое проект и для чего он нужен.

Варианты трактовки понятия проекта и его целей из открытых источников:

  • Field & Keller (1998) описывает проект как «организованную работу по достижению заранее определенной цели или задачи».
  • Британский институт стандартов (2000) характеризует проект как «предприятие, задуманное для достижения цели».
  • PMI (2008): «Конец проекта настает, когда цели проекта достигнуты, или когда он прекращен, потому что его цели не могут быть достигнуты». 

Иногда в медиапространстве также используют концепцию целей для определения процесса проджект менеджмента. Например, по мнению Pinto & Kharbanda (1995), «руководство проекта управляет процессами и людьми в достижении целей проекта». Если возьмем трактовку Kerzner (2003), то Project Management — это управление «ресурсами для относительно краткосрочной цели». Morris (1988) же пишет «управление проектом учит, что для достижения желаемой цели проекта необходимо пройти определенный процесс».

Вы как проектный менеджер должны четко понимать разницу между целями и процессами. Например, прочтение данной статьи — это действие, которое вы совершаете для получения новых знаний, но это промежуточный результат. Ваша цель — повышение собственного уровня экспертности. Вот такая логическая цепочка присутствует в каждом проекте: определение цели ➡️ процесс ➡️ влияние, результат ➡️ достижение цели ➡️ тот, кто хочет это все получить.

Вы должны понимать, что не получится экспертно контролировать все движения в проекте, пока четко не определите цели, ради которых это делается. Goals обусловливают дальнейшую разработку функциональности, приоритезацию, ЦА, монетизацию продукта. От того, насколько вы и ваша команда понимаете цели, зависит скорость и правильность реализации проекта.

Если говорить глобально, любой продукт создают, чтобы изменить мир либо состояние окружения/процесса/услуги. Ваша задача — понять, зачем вы делаете проект, и как он встроится в бизнес клиента и глобальную систему. Как только вы это поймете, можете переходить к планированию и дальнейшей проработке целей. Это поможет вам составить правильные требования, которые описывают, каким должен быть в итоге проект, что он должен делать, или какому качеству должен соответствовать.

Планирование целей в Agile

В старых бизнес-книгах часто можно прочесть, что долгосрочное планирование — это про 10, 25, 50 лет. Особенно, когда речь идет про энтерпрайз. В IT-сфере разрабатывать инициативы на десятилетия вперед в мире быстрых технологий рискованно. То, что актуально на сегодня или завтра, уже послезавтра может быть устаревшим или вовсе забытым. 

Одна из причин, почему компании, большая часть поставок у которых связана с разработкой, хотят становиться гибкими и выбирают Agile для IT-проектов — возможность устанавливать и планировать промежуточные цели, которые формулируются в том числе с помощью Impact Mapping. По достижению каждой из них вы проводите определенный кросс-чек, пересматривая выполнение и актуальность OKR-ов. Если все «зачекано», значит проект можно считать сделанным, если что-то не так — легко внести коррективы.

Учитывая, что в Agile Goals выстраиваются сверху вниз, весь процесс прохождения цепочки промежуточных целей нагляден и удобен:

  • Вверху находится главная цель — инициатива условно на год.
  • Дальше идет что-то, что вас приведет к ней. Темы, если речь про требования, или OKR-ы, если говорим о способе формирования цели.
  • Ниже находятся фичи, которые законтрибьютят в OKR-ы.
  • После идут какие-то User Stories, которые добавят в фичи. Здесь как раз смотрим на Sprint Review.
  • В самом низу tasks, которые затем «вложат» в User Stories.

Такой подход позволяет уже на старте проекта достаточно четко спланировать весь путь к главной цели проекта и понять, где есть слабое звено. 

Пример планирования

пример планирования

На картинке О — это Objectives, KR —  Key Results. В данном примере нас интересуют именно цели. Они амбициозны, но при этом оставляют место для маневра и числительно подкреплены конкретными показателями. Также мы наглядно видим, где возможна определенная гибкость в работе. Например, если рассмотреть OKR самой компании, видим план по выполнению продаж от 0 и выше — то есть понимаем, что есть главным, а что следующим по порядку.

Система работы с целями OKR эффективна, если вы:

  • разрабатываете большой продукт;
  • не вдохновляетесь целями типа Smart;
  • сотрудничаете со специалистами, которые производят что-то неисчислимое;
  • ставите Goals, которые должны мотивировать. 

Вы всегда должны учитывать зависимость бизнеса от проекта и наоборот, и ставить цели с учетом бизнес-потребностей. В этом случае работа вашей команды позволит заказчику получить конечную выгоду, ради которой он и затевал все.

бизнес и проекты

Помните, что при разработке проектов всегда исходят из того, что через какой-то процесс команда должна прийти к практическим результатам. Например, у вас есть идея, как сделать так, чтобы у уличных котов всегда была еда. Это не потребности вашего бизнеса, но при этом вы владеете или управляете магазином кошачьего корма, и у вас огромное желание помочь животным. По предварительным расчетам вы понимаете, что цель в итоге может привести к репутационным и финансовым выгодам. Вам остается объединить все это в стройную систему и понять, что вы должны разработать и для чего. Главное, не допускать частых ошибок PM-ов во время определения целей проекта.

PM Hard Skills_ Planning

Основные ошибки при постановке целей

Определение цели — это очень важный шаг к созданию фундамента будущего проекта. Ошибка на этом этапе может привести не только к срывам сроков, но и к полному провалу, когда клиент всерьез запрашивает компенсацию.

Подмена целей процессом

Например, вы учитесь на курсе PM Hard Skills. Можно определить вашу цель как «Успешное прохождение курса», но зачем? Что вам дадут прослушанные вебинары, выполненные домашние задания и полученный сертификат? Или, например, вы разрабатываете программное обеспечение для бухгалтеров. Можно сказать, что завершение этого процесса — цель вашего проекта, но снова непонятно, для чего все делаете? Если Goals не отвечают на вопрос «Зачем?», ищите другие.

Подмена целей миссией

Часто менеджеры проектов мыслят очень глобально. Например, хотят спасти планету от экологической катастрофы или накормить всех котиков в мире. Это миссия, но не цель проекта. Чтобы спасти кого-то, нужно разработать или улучшить что-то: ПО, процесс, услугу. Уход же к глобальным вещам мешает команде фокусироваться на конкретных действиях, а также непонятно, как менеджер будет контролировать процесс и измерять результат.

Подмена целей финансовыми показателями

Большинство бизнесов, кроме редких исключений, создают продукты для получения прибыли, но «заработать 1 миллион долларов» — это не цель проекта. Этот запрос не отвечает на вопросы «Как это сделать? Как вы в качестве PM-а будете производить контроль?» Цель проекта — это то, что вы как Project Manager отслеживаете каждый день, что можете просчитать и на что повлиять. Единственное исключение, когда «заработать 1 миллион долларов» будет целью проекта, — если вы сможете непосредственно этот процесс отслеживать и контролировать.

Невозможность измерения

Нельзя управлять тем, что нельзя измерить. 

Если ставите цели, вы должны четко понимать, как узнать о ее достижении. Пример из практики: у одной логистической компании проблема в приоритезации файлов, которые обрабатывают менеджеры. IT-команда предложила разработать специальное ПО, которое бы отслеживало и правильно распределяло документы по уровню важности с учетом будущей интеграции в CRM. Вроде все понятно, но как оценить, «пощупать» результат? Прошлая цель не позволяла это сделать, и тогда была сформулирована новая — через три месяца после внедрения ПО увидеть, что больше 90% файлов обрабатываются в нужном приоритете.

В этом примере есть все нужное для определения Project Objectives:

  • что делаем — разрабатываем и внедряем ПО;
  • зачем — для оптимизации процесса работы;
  • как именно измеряем — через три месяца менеджеры обрабатывают больше 90% файлов. 

Итог

Правильно определенные и спланированные цели проекта — это одна из важных составляющих будущего успеха. Старайтесь не путать их с процессом или миссией и помните, что «просто заработать деньги» нельзя назвать Project Objectives. Отслеживание, контроль, возможность влияния и направленность на решение проблемы клиенты — вот составляющие правильной цели любого проекта.

В некоторых случаях человек ставит перед собой цель и достигает результата, но он почему-то оказывается совсем не таким, как представлялся изначально. Чаще всего причина заключается в неправильном целеполагании.

Когда человек ставит перед собой определенную цель, он сам пишет сценарий своего собственного будущего. Этот принцип работает и в бизнесе, и в личной жизни. Если же целевые ориентиры изначально расставляются неправильно, это может привести к непредсказуемому результату, регрессу и отсутствию роста и развития. Такие ситуации происходят довольно часто. 

Модели целеполагания 

Модели целеполагания бывают разными. Так, например, большой популярностью пользуется модель SMART. Это аббревиатура, которая расшифровывается следующим образом:

  • Specific – определенная, точная;
  • Measurable – та, которую можно измерить;
  • Achievable – реально достижимая, а не фантастическая;
  • Realistic – реалистичная;
  • Timed – имеющая четкие временные рамки. 

Ставить цель, руководствуясь этими принципами, несложно. Главное – следить, чтобы целевой ориентир строго соответствовал пяти описанным выше критериям. Гораздо сложнее не спутать ошибочную цель с истинной. Только в этом случае человек получит именно тот результат, к которому он изначально стремился. 

Основные ошибки

Существует пять распространенных ошибок при постановке цели, которые могут значительно замедлить рост и развитие бизнеса. Вот эти ошибки:

  • целевой ориентир недостаточно конкретен;
  • цель формулируется как задача или процесс;
  • цель основана на негативном утверждении или на позиции ухода от проблемы, ее избегания;
  • цель неэкологична;
  • целевой ориентир сформулирован не в настоящем времени. 

Главное – не допускать этих ошибок, планируя развитие собственного бизнеса.

Недостаточно конкретная цель

В этом случае в формулировке целевого ориентира отсутствуют четкие параметры и критерии, которые должны обеспечить ожидаемый результат. 

Например, бизнесмен ставит перед собой цель на 10 % уменьшить количество убытков к 31 мая 2021 года. На первый взгляд, может показаться, что этот ориентир достаточно конкретен. Тем не менее, в его формулировке отсутствует четко заданный параметр – точка отсчета, от которой необходимо считать снижение убытков на 10 %. За то время, которое отводится для достижения цели, процент убытков может то повышаться, то понижаться. В какой-то момент убытки могут достигнуть 15–17 %, а потом уже могут уменьшиться на 10 %. Тогда в подсознании человека отложится, что поставленная цель уже достигнута, но результат на самом деле будет не тот, что ожидался. 

В этом случае правильная формулировка будет звучать следующим образом: к 31 мая 2021 года процент убытков фирмы будет составлять 10 %. 

Еще один пример недостаточно конкретного целевого ориентира – усовершенствовать управленческие компетенции к 1 апреля 2021 года. Четкая задача здесь отсутствует. Непонятно, какие именно управленческие компетенции нуждаются в усовершенствовании. Непонятно, что именно стоит подразумевать под понятием «усовершенствовать». Непонятно, по каким критериям будет ясно, что к 1 апреля 2021 года управленческие компетенции усовершенствуются. 

В первую очередь, необходимо расшифровать недостаточно четко сформулированные понятия, тогда будет проще разработать конкретный план действий, иначе такая цель будет подсознательно непонятна тому, кто поставил ее перед собой. Если же нет четкого понимания цели, то и качественный план действий разработать не получится. Человек просто не будет понимать, куда он должен в итоге прийти, и в любом случае останется недоволен результатом собственной работы. 

Цель формулируется как задача или как процесс

Не стоит путать цели с задачами. Эта ошибка довольно распространенная, ее часто совершают начинающие бизнесмены. Вот примеры неудачно сформулированных целевых ориентиров такого плана:

  • ежедневно увеличивать объем продаж;
  • зарабатывать пять тысяч долларов в месяц;
  • эффективно выполнять свою работу. 

Эти цели неудачны, потому что у них отсутствует конечная точка. Скорее, это шаг, задача или действие, направленные на достижение конкретного результата.

В первую очередь, человек должен задать себе вопросы: для чего необходимы эти действия, к чему они приведут, и какой от них должен быть результат. Также необходимо установить четкие временные рамки достижения цели. 

Каждый шаг должен вести к какой-то конечной точке. В противном случае, через какое-то время мотивация резко упадет. Человек поймет, что он топчется на месте, и предпринимаемые действия утратят для него всякий смысл. 

Цель основана на негативе или избегании проблемы

Вот примеры таких неудачных целевых ориентиров:

  • не бояться финансовых проверок и инспекций;
  • избавиться от неэффективного сотрудника.

Для того чтобы получить желаемый результат, надо убрать картинку того, что именно не устраивает, и вместо нее представить себе картину, которая будет устраивать полностью. 

Это действительно важно; если человек говорит о том, чего он не хочет, его фокус внимания находится на результате, прямо противоположном от желаемого. Таким образом, человек подсознательно притягивает к себе и к своему бизнесу негатив. 

Также следует иметь в виду, что уход от проблемы или ее избегание, является действительно сильной мотивацией. Но при этом необходимо четко знать, куда надо прийти в конечном итоге. Находящийся в постоянном процессе, не развивается, его движение подобно бегу на месте. 

Формулировка цели не в настоящем времени

Вот пример неудачно сформулированного целевого ориентира. К 1 декабря 2021 года у нашей компании будет три филиала. К 1 января 2022 года годовой доход нашей компании будет составлять 200 тысяч долларов. 

Для того чтобы достигнуть цели, нельзя формулировать ее в прошедшем или будущем времени, можно только в настоящем. Например: «К 1 декабря 2021 года у нашей фирмы есть три филиала». Человек живет в настоящем времени, здесь и сейчас. В настоящем времени люди живут, чувствуют и действуют. Будущего еще нет, а прошлого уже нет. 

Неэкологичная цель

Для того чтобы целевой ориентир был экологичным, он должен соответствовать другим целям и не должен негативно влиять на жизнь или бизнес. 

Например, человек хочет стать руководителем и занять соответствующий пост в отделе информационных технологий. Но в то же время ему не нравится специфика работы в этой сфере, хочется сменить и компанию, и вид деятельности. 

В этом случае между несколькими целями существует явное противоречие. Нужно понять, что именно хочется, а потом уже работать с одним выбранным целевым ориентиром. В противном случае, достигнутый результат не принесет ни счастья, ни даже простой удовлетворенности. 

Еще один пример неудачной постановки цели: создать собственный бизнес. Нужно понять, как именно изменится жизнь с достижением цели. Ведь открытие бизнеса связано с большой ответственностью, затратами, при этом придется уделять меньше времени семье и близким. Не каждый, кто мечтает о своем деле, по факту оказывается готов на такие жертвы. 

Полезные советы

Для того чтобы достичь цели, следует обязательно зафиксировать ее в письменном виде, иначе она останется просто мечтой. Необходимо определить четкие временные рамки достижения поставленного целевого ориентира. Также стоит определиться с количественными характеристиками цели, иначе может возникнуть чувство переизбытка и недостаточности. 

Признаки ошибочной цели

Если целевые ориентиры определены неправильно, сотрудники, как правило, становятся недовольны стратегией компании. На это же указывают прорывы конкурентов, ранее казавшиеся нереальными, упущенные возможности и сложности в поиске решений. Во всех случаях необходимо, в первую очередь, пересмотреть целевые ориентиры. 

Самыми серьезными последствиями ошибочно поставленной цели могут стать уменьшение прибыли и резкое падение финансовых показателей эффективности компании. Это, как правило, результаты уже выполненных действий – этапов на пути к ошибочно поставленной цели. К тому моменту, как проблема становится очевидной, она уже успевает нанести работе компании серьезный ущерб. В этом случае решать вопрос очень сложно, понадобится много времени и усилий. 

В формулировке целевого ориентира главное – простота. Необходимо направить энергию на ключевые решения, которые влияют на компанию. Один из лучших вариантов – фокусировка на клиентах. Необходимо четко определиться с целевой аудиторией и с методами создания ценности товара или услуги для потребителя. 

Именно от грамотно сформулированной и правильно поставлено цели в значительной мере зависит эффективность работы любой компании, любого бизнеса. Поэтому целеполаганию необходимо специально учиться. Можно проанализировать целевые ориентиры конкурентов и выбрать те, которые наиболее соответствуют концепции развития компании на данный момент.

Опыт менеджеров Redmadrobot.

Мы, электрические, запускаем проекты с 2009 года, и за 11 лет сформировали сильную команду робоменеджеров. Прокачивать железных помогают боевые задачи и одна из самых сложных — управлять проектом.

Ситуации, при которых появляется необходимость взять на себя обязанности PM (project manager), бывают разные: в маркетинге — при создании сайта, в HR — при организации мероприятий. Мы вспомнили десятки подобных случаев и подготовили список ошибок, которые допускают новоиспеченные руководители проектов.

Описания ошибок мы дополнили своими рекомендациями по их решению: простыми и не очень. Второй вариант для тех, кто хочет заморочиться — с референсами и ссылками на полезные ресурсы. Надеемся, что это позволит сделать ваш проект проще, качественнее и внесёт предсказуемость в процесс его создания.

На самом старте

Удачный старт — половина успеха. Вот несколько ошибок, которые могут негативно повлиять на дальнейшее развитие проекта.

Ошибка № 1: отсутствие фиксации договорённостей со стейкхолдерами

Момент, которым нельзя пренебрегать в самом начале — обсуждение ожиданий от продукта со стейкхолдерами — людьми или организациями, которые способны оказать влияние на развитие проекта.

На старте определите и согласуйте со всеми стейкхолдерами цели и планируемые результаты.

Ожидания от продукта задают требования к результату и существенно влияют на дальнейшую работу всей команды. Согласование помогает избежать возможных недопониманий и разногласий по развитию проекта.

Простое решение: составьте текстовый документ или таблицу, где будут собраны ожидания стейкхолдеров. Чтобы упростить себе жизнь, вы можете воспользоваться нашей подсказкой по структурированию содержания.

В документе важно не просто зафиксировать ожидания всех и каждого, но и привести пожелания к общему знаменателю. Цель должна быть единой, понятной и одобрена всеми участниками.

После формирования документа синхронизируйте его с командой (наверняка вам подкинут ещё пару-тройку идей) и смело отправляйте стейкхолдерам, чтобы финально согласовать все моменты.

Вариант посложнее: железная команда аналитиков и дизайнеров Redmadrobot на этапе старта проекта всегда собирает паспорт продукта — документ с описанием характеристик и основных целей.

Он содержит в себе ключевые показатели и выступает в роли ориентира для дальнейшего развития проекта или группы проектов. Если хотите избежать проблем, то его нужно проработать, синхронизировать с командой (собрать всевозможные идеи) и согласовать со стейкхолдерами.

После этого итоги согласования нужно зафиксировать для всех — разослать письма, выложить документ в облако или создать борд в Miro.

Чтобы использовать шаблон паспорта в своих целях, дополните его нужными вопросами исходя из вашей специфики​

Ошибка № 2: бездумное формулирование целей и задач в команде

Одна из причин, почему идеи не выдерживают проверку временем — отсутствие «моста реализуемости». Менеджер может понимать цели стейкхолдеров и то, как их достичь, но не представлять вижн результата. Или, всё же видеть желаемый результат, но не учитывать всех трудностей, которые, вероятно, возникнут в будущем.

На выходе мы имеем старое доброе «ничего», а прикрываемся «внешними факторами», «незапланированными активностями» и «кто-то виноват, а мы не подозревали».

Шаг за шагом подробно опишите, как планируете осуществить намеченные планы.

Простое решение: вариант для самостоятельного использования — воспользуйтесь одной из проверенных временем методологий постановки задач, например, SMART. Мы часто используем в работе подходы DoD и DoR .

Но проект — дело командное, поэтому, если есть возможность планировать и думать над реализацией всем вместе, её нужно обязательно использовать.

Вариант посложнее: изучите вместе с коллегами одну из методологий постановки задач и грамотно её внедрите. Для этого разделите планирование результатов на несколько итераций, после чего сделайте deep dive (погружение в проект) всей команды по методологии постановки задач.

Определитесь, как вовлечь в процесс планирования и достижения результатов всех коллег и, самое важное, — проследите за тем, чтобы это сработало на нужный вам результат.

Ошибка № 3: перекладывание ответственности

Здесь всё просто: ответственность и распределение ролей в команде должны быть понятны всем участникам. В какой-то момент (а он точно может наступить, поверьте) придётся разбираться, почему что-то пошло не так и кто-то не выполнил важную задачу.

Чтобы это происходило как можно реже (а лучше не происходило вовсе) сделайте распределение ответственности в команде прозрачным. Тогда каждый сможет понять свои задачи и как от его работы зависит судьба проекта.

А в том случае, если в проекте что-то пойдёт не по плану, менеджер должен чётко понимать, в какой его части произошёл сбой. Иначе PM рискует поставить под угрозу результаты работы и деморализовать всю команду.

Одно из лучших решений для создания «прозрачности» — использовать матрицу ответственности. Её можно выбрать исходя из сложности проекта, размера команды и предпочтений.

Простое решение, если не хотите заморачиваться и у вас небольшой проект:

  1. Соберитесь вместе с коллегами и обозначьте, какие могут быть роли в команде. Например, менеджер — делает заметки во время встреч, а дизайнер — потом согласовывает их со стейкхолдерами — роли могут быть какими угодно, придумайте их сами.
  2. Прикиньте какие роли на себя может взять каждый участник команды.
  3. Проговорите основные обязанности каждой роли и за какой результат отвечает. Например, договоритесь, что именно менеджер назначает встречи, ведёт заметки по ходу встреч, и фиксирует их результаты; аналитик (так уж получилось, что он у нас очень чёткий парень) заводит задачи в таск-трекере и описывает их для команды; разработчики самостоятельно собирают прототипы на «Тильде», чтобы показать их стейкхолдерам или пользователям).

Главное — договоритесь о том, как планируете взаимодействовать в команде и зафиксируйте это любым удобным способом: текстом, в Miro или, например, набросайте mind map — как вам удобно.

Вариант посложнее: для крупных проектов можно сделать ролевую модель проекта в виде карты и добавить описание функций каждой роли (это можно сделать, например, в Miro).

Но сама по себе матрица принесёт мало пользы. Чтобы выстроенная система ответственности дала плоды, нужно постоянно контролировать её исполнение. Например, решать возможные последствия её распределения: избавляться от ненужного, улучшать текущее и добавлять новое.

По ходу реализации: про реализацию

Главная задача менеджера в ходе реализации проекта — выполнить запланированные задачи, которые приведут его и всю команду к нужному результату. Этого можно добиться, если грамотно управлять изменениями, внедрять качественные улучшения в процессах, избавляться от лишнего и постоянно получать промежуточный результат. А вот короткий список того, что может помешать вам на этом непростом пути.

Ошибка № 4: отсутствие инструментов для командной работы

В любой работе нужны инструменты, но важно внедрять лишь те, что будут способствовать развитию проекта. К сожалению, часто происходит наоборот, когда новые возможности добавляют в жизнь команды лишнюю бюрократию, вредные регламенты и другие неприятные вещи.

Применяйте в работе только те инструменты, которые жизненно необходимы для реализации проекта. Встройте их в ваши процессы и расскажите команде, как ими пользоваться.

Потом определите ответственных за техническую поддержку и актуальность работы инструментов. Вся информация в них должна периодически обновляться, быть упорядочена в соответствии с возможными правилами и доступна команде.

Простое решение: не гонитесь за модой — используйте доступные и универсальные инструменты, такие как Trello или Google-таблицы.

Благодаря своей системе карточек, Trello отлично подойдёт для распределения задач. В них вы можете фиксировать важные части проекта: процесс выполнения работ, ведение сделок и заявок, организацию документооборота и другие вещи. Ну а Google-таблицы хороши своей многозадачностью. В Redmadrobot команды часто используют их в самых разных делах:

  1. Планируют и ведут бюджеты проектов.
  2. Формируют и контролируют план, и ход простых проектов.
  3. Распределяют задачи.
  4. Фиксируют итоги ретроспектив.
  5. Формируют бэклог продукта.
  6. Планируют ресурсную загрузку всех сотрудников и отдельно каждого проекта.
  7. Собирают мониторы продукта и дефектов системы, и так далее.

Задача эффективного инструмента — упростить жизнь команде. Trello и Google-таблицы хорошо с этим справляются. Но независимо от ваших предпочтений, есть типы инструментов, которые понадобятся вам в любом проекте: делегирование, встречи или «синки», риск-менеджмент, каналы коммуникации и взаимодействия.

Вариант посложнее: за долгие годы нанесения непоправимой пользы нашим клиентам мы создали систему инструментов. Её может использовать любая команда, работающая в проектах разного уровня и сложности. Вы можете использовать её как базу при формировании собственного списка нужных сервисов.

Ошибка № 5: отсутствие чётких приоритетов

В ситуации, когда приоритетно всё — на самом деле никаких приоритетов не существует. Если работа кипит и проект развивается, то это ещё не значит, что команда идёт к нужному результату.

Точно определите приоритет для каждой задачи, чтобы команда понимала, что нужно сделать в первую очередь.

Так вы будете знать, как распределены усилия между коллегами и убедитесь, что цели и задачи в вашей голове совпадают с их приоритетами.

Простое решение: если у вас небольшой проект, то используйте методологию MоSCоW — она хорошо подходит для определения приоритезации. Также обратите внимание на методологии RICE и ICE.

Вариант посложнее: в крупном проекте поможет формирование собственной системы приоритезации входящих задач. Её можно построить на базе Google-таблиц или Trello.

С помощью Google-таблиц или Trello можно собрать систему с упором на потребности команды. Например, Google-таблицы позволяют настроить фильтры и формулы, которые автоматизируют учёт. Исходя из баллов, выставленных по конкретному параметру, фильтры и формулы могут автоматически выстраивать итоговый список с приоритетами, что значительно экономит время.

Ошибка № 6: отсутствие контрольных точек и оценки результата

Если путь длинный, то его нужно делить на отрезки. Менеджеру такой приём помогает лучше контролировать процесс работы, а команда видит результат и мотивирована работать не снижая темп.

Разделите каждую задачу на микрозадачи и определите сроки их выполнения. Чем больше внимания вы уделяете «чекпоинтам», тем меньше вероятность, что какой-то кусок работы останется без внимания.

Решение:

  1. Определите важные контрольные точки для сдачи проекта.

  2. Для каждого «чекпоинта» определите желаемый результат.
  3. Двигайтесь к каждой контрольной точке небольшими итерациями, корректируйте результат по мере необходимости.
  4. Смело убирайте ненужное.

Проект — это про управление изменениями, поэтому не бойтесь рисковать. Главное, убедитесь, что планируемый результат того стоит и команда одобрила вашу идею. И не переусердствуйте с ответственностью. Тотальный контроль — ваш абсолютный враг, который ведёт к хроническому недоверию к коллегам и созданию враждебной атмосферы в команде.

По ходу реализации: про взаимодействие

Проекты реализовываются людьми, которые постоянно взаимодействуют друг с другом. Ваша задача, как менеджера — понять, как нивелировать проблемную «человеческую» часть — коммуникацию и взаимодействие. Не допускайте следующих ошибок.

Ошибка № 7: неинформирование команды

Чтобы чётко определить вектор развития проекта, эскалацию, решение проблем и запросов, важно рассказывать команде обо всех рабочих изменениях. Это касается не только коллег, но и стейкхолдеров.

Если вы узнали об изменениях в проекте, то не поленитесь рассказать об этом команде, для этого организуйте постоянное информирование всех её участников.

Решение:

  1. Обязательно отправляйте письма на всех участников со статусом выполнения проекта. Раскрывайте: короткий текущий статус, над какими ключевыми задачами работает сейчас команда, где есть проблемы и блокеры (где требуется внимание стейкхолдеров) и каких результатов уже достигла команда.
  2. Определите периодичность таких писем.
  3. Продумайте процесс информирования с точки зрения производства. Например, при проектировании интерфейса, согласовании важных результатов или сдаче работ, вспомните про матрицу распределения ответственности и убедитесь, что на мероприятии задействованы все необходимые стейкхолдеры.
  4. Помните, что в нашем мире и без того много информации и каналов коммуникации. Определитесь, в какой форме и в какое время лучше информировать людей, чтобы они смогли эффективно и своевременно отреагировать на ваши сообщения.

Ошибка № 8: отсутствие реакции на изменения или критичные ситуации

Проблемы сами по себе не исчезают и не утихают, а как правило накапливаются и создают эффект бомбы с замедленным действием. Наивно полагать, что если проблему или конфликт не провоцировать, то он исчезнет.

Поэтому, каждой команде нужен понятный механизм эскалации вопросов и конфликтов. Менеджер проектов должен уметь принимать верные решения в критических и незапланированных ситуациях, и находить пути выхода из «застоя» (в ситуациях, которые требуют пересмотра).

Создайте внутри команды понятный механизм эскалации вопросов и конфликтов. Так коллеги поймут, что в любой ситуации они будут услышаны и их точка зрения имеет значение для окружающих.

Простое решение: расскажите команде про базовые правила эскалации. Для этого сформулируйте, как вы видите процесс эскалации в идеале, зафиксируйте его в виде простых тезисов. Разместите информацию в «общем пространстве», чтобы в нужный момент у всех был доступ к документу.

Вариант посложнее: сформируйте собственную систему эскалации. Для этого составьте список коллег, которые будут помогать вам в решении проблемных ситуаций и конфликтов, а также в определении стратегических действий. О возможностях инструмента эскалации и способах его организации написано много статей, поэтому, если вам интересна эта тема, просто «загуглите».

Помните, что от ваших решений зависит успех продукта. Профилактика конфликта — сигнал к тому, что команда готова открыто говорить о своих проблемах.

И в конце

Проект всегда имеет конечные точки и финал. Соберитесь силами и не допустите в них последних двух ошибок.

Ошибки № 9 и № 10: отсутствие рефлексии и подведения итогов

В условиях проекта, к ошибкам часто приводит отсутствие анализа: проделанных действий, применённых подходов и практик, а также построенных недавно процессов.

Вам, как менеджеру, необходимо слушать и слышать что происходит в вашей команде в разных отрезках времени, и своевременно вносить качественные изменения в её работу. В таких случаях помогает рефлексия, которая позволяет осмыслить пройденный путь.

Простое решение: контролируйте эмоциональный фон команды, подводите итоги на итерационной и постоянной основах. Например, проводите еженедельные или двухнедельные «синки». При подведении итогов не забывайте делать срез по выполненным и планируемым задачам.

Всегда отмечайте успехи команды и не бойтесь говорить про неудачи. И проговаривайте проблемы, не только текущие, но и уже решённые. Обязательно фиксируйте итоги с подобных встреч и преобразовывайте их в задачи на развитие.

Вариант посложнее: мы в Redmadrobot пользуемся двумя инструментами: ретроспектива проекта команды и индивидуальная рефлексия для руководителя. Ретроспектива помогает регулировать эмоциональный фон команды, снимать обратную связь по прошедшему периоду и, что важно, — благодарить друг друга.

Индивидуальная рефлексия — это инструмент управленца, помогающий проводить анализ его действий в проекте за прошедший период. Здесь важно проанализировать, что вы планировали сделать, что получили в итоге и как будете действовать в следующий раз. Достаточно простая формула успеха, если ей пользоваться вовремя и с пониманием.

Вопросы рефлексии корректируются в зависимости от ситуации, но стандарт при их составлении один. Постарайтесь найти ответ на каждый из них:

  1. Куда я попал?
  2. Что я планировал сделать?
  3. Что получил в итоге?
  4. Что получилось и не получилось?
  5. Что я буду делать дальше?

У нас получился не самый полный список ошибок, но если вы сможете не совершать хотя бы их, то сделаете работу над проектом проще и эффективнее. Мы, роботы, убеждены, что совершение ошибок — это путь к совершенству, ведь мы постоянно на них учимся. Поэтому, советуем вам не бояться рисковать. А ещё, не забывайте прислушиваться не только к коллегам, но и к самому себе. Согласны?

Кристина Борисова

менеджер проектов в Redmadrobot

Какую из перечисленных ошибок вы совершали чаще всего?

Игнорировал мнения стейкхолдеров.

Не уделял должного внимания планированию.

Перекладывал ответственность на других.

Не использовал необходимые инструменты в работе.

Не ставил чётких приоритетов.

Не прописывал контрольных точек.

Не информировал команду.

Не реагировал на изменения или критичные ситуации.

Не проводил рефлексию.

Редко подводил итоги.

Показать результаты

Переголосовать

Проголосовать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тигуан ошибка адаптивного света
  • Типичными ошибками при аграмматической дисграфии являются
  • Типичные ошибки при постановке целей
  • Типичные ошибки человека ведущие к потерям их времени
  • Типичные ошибки при начислении заработной платы