То что ты делаешь сизифов старание абсолютно бессмысленное ошибка

Ответ на вопрос здесь, Количество ответов:2: исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов 1)успехи этого ученика желают лучшего. 2)Правильная речь всегда оказывает эффект на слушающего. 3)Хоть кол на голове чеши , а он стоит на своём 4)Он знаю всю мою подноготную жизнь. 5)Всё у них было шито-крыто белыми нитками, так что комар носа не подсунет 6)Этот тяжёлый сизифов труд не для меня 7)Хоть и был он семи пядей на лбу, ноне осторожное слово вырвалось у него с языка — Знания.site

Сизифов труд и миф о Сизифе

«Сизифов труд» — эта фраза знакома многим из нас: кому-то – понаслышке, а кому-то – по собственному опыту. И, конечно же, значение её известно – обычно о Сизифовом труде говорят, когда речь идёт о долгой, мучительной и безрезультатной работе и муках. Но почему именно Сизиф? Что за образ послужил для столь знаменитого фразеологизма? Вот об этом знает далеко не каждый, и мы бы хотели рассказать вам, откуда произошло выражение «Сизифов труд».

Сизиф

Сифиф лицоДля начала дадим краткую справку:

Сизиф, а если выражаться правильнее, Сисиф – это один из персонажей мифологии Древней Греции. Он был сыном Энареты и Эола, супругом дочери Атланта – плеяды Меропы, от которой у него были сыновья: Альм, Ферсандр, Орнитион и Главк.

Сизиф был строителем и царём древнегреческого полиса (города) Коринфа (сегодня он называется Эфирой), которого после смерти боги приговорили к «каторжным работам» — закатыванию на гору, расположенную в находящейся под царством Аида глубочайшей бездне под названием Тартар, тяжёлого камня, который как только достигает вершины, постоянно скатывается вниз. Отсюда, собственно, и пошло рассмотренное нами выше выражение.

По словам легендарного древнегреческого поэта-сказителя Гомера, Сизиф был хитрым, корыстолюбивым и порочным человеком, который впервые среди греков (эллинов) воспользовался обманом и хитростью.

Мифов, связанных с Сизифом, существует несколько вариантов, каждый из которых довольно интересен.

Мифы о Сизифе

Все имеющиеся мифы о Сизифе дают нам объяснение того, почему он был так жестоко наказан богами.

Согласно одной версии, причиной наказания Сизифа послужила дочь Асопа – Эгина. После того как её похитил Зевс, Асоп начал её искать, но всё безрезультатно. Тогда Сизиф сказал Асопу, что знает, как найти Эгину, но расскажет, только если Асоп согласится дать ему воду в акрополь Коринфа – Акрокоринф.

Другая версия гласит, что Сизиф находился во враждебных отношениях со своим братом Салмонеем, и, как и было предсказано Аполлоном, изнасиловал его дочь Тиро, родившую впоследствии ему двух сыновей. Тиро же, узнав о том, что её сыновья хотят убить Салмонея по наставлению Сизифа, убила их самих. За всё это Сизиф и был наказан.

Самой же распространённой версией считается такая: однажды Сизиф путём обмана похищает Танатоса (бога смерти), заковывает и оставляет у себя в плену (есть также версия, где Сизиф обманывает и заковывает в цепи не Танатоса, а Аида). По причине отсутствия Танатоса, на планете люди больше не умирают. Из-за этого начинают беспокоиться боги, но предпринять ничего не могут. Однако несколько лет спустя, богу войны Аресу удаётся спасти Танатоса. Чтобы отомстить Сизифу, Танатос исторгает его душу, а затем уводит в царство теней умерших людей.

Но Сизиф отличился снова: перед тем как умереть, он запретил жене совершать обряд погребения в случае его смерти. Не сумев дождаться погребальных подношений, Аид с Персефоной разрешают Сизифу на некоторое время вернуться в мир живых, чтобы он наказал жену за то, что он нарушила сакральные обычаи, и после устроила традиционные похороны с жертвоприношениями.

Затем Сизиф должен был возвратиться в царство Аида. Но он не вернулся, а продолжал пребывать в своём дворце, радуясь тому, что он является единственным из всех смертных, кому удалось вернуться в мир живых из царства теней. Время шло, и то, что Сизиф не вернулся, было обнаружено только несколько лет спустя. За тем, чтобы вернуть обманщика, был послан Гермес.

Проступки, которые Сизиф совершил при жизни (включая посмертные) стали причиной наказания Сизифа: на протяжении вечности он должен был закатывать на гору огромный валун, который всё время скатывался вниз, и повторять это действие раз за разом.

С течением времени образ Сизифа прочно вошёл в творчество различных деятелей искусства. Например, он стал одним из персонажей в сатировских драмах Эсхила, таких как «Сисиф-камнекат», «Сисиф-беглец» и «Феоры, или Истмийские состязания», а также в пьесе Софокла «Сисиф», сатировской драме Еврипида «Сисиф» и пьесе Крития «Сисиф». Но кроме своего отражения в драматургии Древней Греции, образ Сизифа был отражён и в творчестве деятелей нового времени – литераторов (Робер Мерль и Альбер Камю) и художников (Тициан).

И не будет лишним рассмотреть образ Сизифа в работе одного из самых ярких представителей абсурдизма – Альбера Камю. Далее вы поймёте, почему.

Сизиф в эссе Альбера Камю

альбер камюЕсли вы когда-нибудь интересовались абсурдизмом, то знаете, что это философское представление о существовании человека заключается в том, что его бытие не имеет смысла. И именно у Камю Сизиф становится человеком, поднявшимся над бессмысленностью жизни и обретшим в ней своё собственное предназначение, а также гордость. Речь идёт о философском эссе Адьбера Камю 1942 года «Миф о Сизифе». Кстати, «Миф о Сизифе» — это программное произведение в философии абсурдизма.

В своей работе Камю делает попытки ответить на вопрос: «Стоит ли жизнь труда того, чтобы её проживать?» — единственный вопрос, согласно мнению Камю, который имеет значение в философии.

Учитывая то, что боги, наказавшие Сизифа, считали, что тяжёлый и бесполезный труд – это самое ужасное, что только может быть, Камю рассматривает Сизифа как абсурдного героя, живущего полноценной жизнью, ненавидящего смерть и обречённого на бессмысленную работу.

Наибольший интерес герой мифов вызывает у писателя, когда первый вновь и вновь спускается с горы к её подножию, чтобы найти скатившийся камень. Данный момент является наиболее трагическим, т.к. именно в этот миг Сизиф приходит к полному осознанию своего безнадёжного положения. Сизиф потерял надежду, но также у него нет и судьбы, которую он не мог бы преодолеть, испытывая к ней презрение.

У Сизифа есть его камень, представляющий собой целое достояние, и даже малейший кусочек которого является для него целым миром. В конце концов, Альбер Камю приходит к заключению, что в действительности «всё хорошо», и единственное, что Сизифу нужно сделать, это представить себя счастливым человеком.

Необычно и интересно то, что Камю предлагает смотреть на бесконечную и бессмысленную работу Сизифа, как на своеобразную метафору жизни современного человека, которая впустую тратится им на офисы, конторы, цехи заводов и другие подобные этим места. Камю говорил: «Сегодняшний рабочий каждый день своей жизни трудится над одной и той же задачей, и эта судьба не менее абсурдна. Но это трагично только в редкие моменты, когда это осознаётся».

Автор данной статьи не претендует на звание писателя, творящего шедевральные произведения, или философа, который может высказать суть проблемы в нескольких фразах, поэтому не судите его строго за то, что будет сказано ниже.

А сказать хочется о том, что сравнение Сизифова труда Альбером Камю с жизнью человека нового мира, несмотря на то, что сделано оно было более полувека назад, даже сегодня является очень актуальным. Миллионы людей проводят свои жизни в бетонных коробушках, пытаясь свести концы с концами, выполняя работу, нужную кому угодно, только не им, зарабатывая деньги на ежедневные и зачастую сиюминутные нужды. Это ли не Сизифов труд? И это ли не абсурдизм во всей его красе? Неужели в этом есть смысл? Многие из нас вкатывают свой «камень» на свою «гору» каждый в своём «Тартаре», и тратят на это целую жизнь. Это действительно так, ведь такая жизнь представляется тяжкой ношей, постоянно требующей внимания и действий.

Но вот с чем не согласен автор, так это с тем, что жизнь лишена смысла. Жизнь дана каждому из нас не просто так – у всего в этом мире есть предназначение, от маленькой букашки до самых высоких и неприступных гор, от ничего не значащего клерка до большого начальника – каждый является частью целого. Пусть это и покажется слишком идеалистическим, но в жизни любой человек может найти своё предназначение, дабы не быть человеком абсурда.

Если нравится жить, то нужно стремиться к тому, чтобы наполнить жизнь яркими красками и эмоциями, или хотя бы предпринимать попытки к этому. Если жизнь кажется «пустой тратой времени», то посвятить её можно подготовке к «жизни после». Единственное и главное – суметь найти себя, понять, что нравится, к чему лежит душа. А если даже это не помогает, то можно непрестанно наблюдать за своим «камнем», который ты пытаешься взгромоздить на вершину. Возможно, по прошествии времени, и для вас в одном миллиметре этого камня будет заключена целая вселенная.

Но всё же, не стоит делать свою жизнь абсурдной. Не превращайте её в Сизифов труд. Живите!

Сизифов труд — значение и происхождение фразеологизма. Миф о Сизифе

3 года назад · 28111 просмотров

Значение и происхождение фразеологизма «сизифова работа». Легенда о сизифовом труде — кратко. «Миф о Сизифе» Альбера Камю — содержание и смысл философского эссе экзистенциалиста.

Сизифов труд - значение и происхождение фразеологизма. Миф о Сизифе

Сизифов труд — это значит бессмысленная и бесконечная работа, тяжелое и безрезультатное занятие.

Фразеологизм пришел из древнегреческой мифологии: царь Сизиф после смерти был обречен вечно вкатывать на гору огромный камень, который с вершины скатывается обратно вниз.

Ударение ставится на второй слог: сизи́фов труд.

Сизифов труд - значение и происхождение фразеологизма. Миф о Сизифе

Тициан. Наказание Сизифа

Сизифов труд — примеры потребления

Говорить бывало, когда мы останемся одни, ужасно трудно. Какая-то это была сизифова работа. Только выдумаешь, что сказать, скажешь, опять надо молчать, придумывать.
Л.Н. Толстой. «Крейцерова соната»

Занят я теперь громадной, но увы, кажется, сизифовой работой, составлением каталога о товарах, привозимых в таможню.
Ал.П. Чехов. Письма Антону Павловичу Чехову

Год за годом, сизифовыми трудами строй, возводи, недосыпай, а этот пришел, и ему все равно, что он дунет, плюнет и все разлетится вдребезги!
Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго»

Зачем делать бессмысленную работу? Какой-то сизифов труд…
Ю. Трифонов. «Исчезновение»

Происхождение выражения: за что боги наказали Сизифа?

Царь Коринфа Сизиф (Σίσυφος) при жизни был известен корыстолюбием и хитростью. В загробном мире его приговорили к бесконечному и бессмысленному труду — вкатывать на гору огромный камень. Едва достигнув вершины, камень срывался вниз, и Сизиф начинал каторжную работу заново.

Этот миф излагается в «Одиссее» Гомера:

Видел я также Сизифа, казнимого страшною казнью:
Тяжкий камень снизу обеими влек он руками
В гору; напрягши мышцы, ногами в землю упершись,
Камень двигал он вверх; но едва достигал до вершины
С тяжкой ношей, назад устремленный невидимой силой,
Вниз по горе на равнину катился обманчивый камень.
Снова силился вздвинуть тяжесть он, мышцы напрягши,
Тело в поту, голова вся покрытая черною пылью.

«Одиссея» в переводе В.А. Жуковского

Выражение «сизифов труд» в переносном смысле первым употребил древнеримский поэт Проперций в I веке до н.э.

Древние авторы по-разному описывают, за что именно боги наказали Сизифа. По одной из версий, за то, что выдал похищение Зевсом Эгины, по другой — за изнасилование Тиро, возлюбленной Посейдона, которая в дальнейшем совершила детоубийство.

Еще одна популярная версия гласит, что Сизиф был наказан за попытку избежать смерти. Однажды царь пленил и заковал в цепи бога смерти Танатоса. Люди перестали умирать, и тогда обеспокоенные олимпийцы послали бога войны Ареса, чтобы освободить Танатоса. Душа Сизифа отправилась в мир мертвых.

Но Сизиф смог обмануть богов. Он запретил жене совершать похоронные обряды, велев бросить непоребенное тело на площади. Тогда хтонические божества Аид и Персефона, не дождавшись положенных жертв, разрешили Сизифу ненадолго вернуться в мир живых, чтобы наказать жену за непочтительность и организовать собственное погребение. Хитрец Сизиф возвратился во дворец и остался на земле.

Лишь через несколько лет коринфского царя вернули в загробное царство. За попытку обмануть богов он и был наказан вечной пыткой — бесплодной работой.

Сизифов труд - значение и происхождение фразеологизма. Миф о Сизифе

Персефона наблюдает за трудом Сизифа. Древнегреческая амфора, около 530 г. до н.э. Фото: Wikimedia / Bibi Saint-Pol

«Миф о Сизифе» Альбера Камю

«Миф о Сизифе» — эссе экзистенциалиста Альбера Камю, опубликованное в 1942 году. В этой работе Камю задается главным экзистенциальным вопросом: если человеческая жизнь лишена смысла, то зачем жить?

Сизиф — абсурдный герой. Таков он и в своих страстях, и в страданиях. Его презрение к богам, ненависть к смерти и желание жить стоили ему несказан­ных мучений — он вынужден бесцельно напрягать силы. Такова цена земных страстей.

Альбер Камю. «Миф о Сизифе»

Автор полагает, что Сизиф — оптимистичный, жизнеутверждающий образ. Сознавая бесплодность своей работы и бесконечность своих мучений, царь мужественно принимает их и сознает себя хозяином собственной судьбы, свободным человеком.

Сизифов труд - значение и происхождение фразеологизма. Миф о Сизифе

Сизиф. Картина Франца фон Штука.

Сизиф смотрит, как в считанные мгно­вения камень скатывается к подножию горы, откуда его опять при­дется поднимать к вершине. Он спускается вниз.

Сизиф интересует меня во время этой паузы. Его изможден­ное лицо едва отличимо от камня! Я вижу этого человека, спус­кающегося тяжелым, но ровным шагом к страданиям, которым нет конца. В это время вместе с дыханием к нему возвращает­ся сознание, неотвратимое, как его бедствия. И в каждое мгнове­ние, спускаясь с вершины в логово богов, он выше своей судьбы. Он тверже своего камня.

<…>

Я оставляю Сизифа у подножия его горы! Ноша всегда найдется. Но Сизиф учит высшей верности, которая отвергает бо­гов и двигает камни. Он тоже считает, что все хорошо. Эта вселенная, отныне лишенная властелина, не кажется ему ни бес­плодной, ни ничтожной. Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце челове­ка. Сизифа следует представлять себе счастливым.

Альбер Камю. «Миф о Сизифе»

Сизифов труд — значение и происхождение фразеологизма. Миф о Сизифе

3 года назад · 28347 просмотров

Значение и происхождение фразеологизма «сизифова работа». Легенда о сизифовом труде — кратко. «Миф о Сизифе» Альбера Камю — содержание и смысл философского эссе экзистенциалиста.

Сизифов труд - значение и происхождение фразеологизма. Миф о Сизифе

Сизифов труд — это значит бессмысленная и бесконечная работа, тяжелое и безрезультатное занятие.

Фразеологизм пришел из древнегреческой мифологии: царь Сизиф после смерти был обречен вечно вкатывать на гору огромный камень, который с вершины скатывается обратно вниз.

Ударение ставится на второй слог: сизи́фов труд.

Сизифов труд - значение и происхождение фразеологизма. Миф о Сизифе

Тициан. Наказание Сизифа

Сизифов труд — примеры потребления

Говорить бывало, когда мы останемся одни, ужасно трудно. Какая-то это была сизифова работа. Только выдумаешь, что сказать, скажешь, опять надо молчать, придумывать.
Л.Н. Толстой. «Крейцерова соната»

Занят я теперь громадной, но увы, кажется, сизифовой работой, составлением каталога о товарах, привозимых в таможню.
Ал.П. Чехов. Письма Антону Павловичу Чехову

Год за годом, сизифовыми трудами строй, возводи, недосыпай, а этот пришел, и ему все равно, что он дунет, плюнет и все разлетится вдребезги!
Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго»

Зачем делать бессмысленную работу? Какой-то сизифов труд…
Ю. Трифонов. «Исчезновение»

Происхождение выражения: за что боги наказали Сизифа?

Царь Коринфа Сизиф (Σίσυφος) при жизни был известен корыстолюбием и хитростью. В загробном мире его приговорили к бесконечному и бессмысленному труду — вкатывать на гору огромный камень. Едва достигнув вершины, камень срывался вниз, и Сизиф начинал каторжную работу заново.

Этот миф излагается в «Одиссее» Гомера:

Видел я также Сизифа, казнимого страшною казнью:
Тяжкий камень снизу обеими влек он руками
В гору; напрягши мышцы, ногами в землю упершись,
Камень двигал он вверх; но едва достигал до вершины
С тяжкой ношей, назад устремленный невидимой силой,
Вниз по горе на равнину катился обманчивый камень.
Снова силился вздвинуть тяжесть он, мышцы напрягши,
Тело в поту, голова вся покрытая черною пылью.

«Одиссея» в переводе В.А. Жуковского

Выражение «сизифов труд» в переносном смысле первым употребил древнеримский поэт Проперций в I веке до н.э.

Древние авторы по-разному описывают, за что именно боги наказали Сизифа. По одной из версий, за то, что выдал похищение Зевсом Эгины, по другой — за изнасилование Тиро, возлюбленной Посейдона, которая в дальнейшем совершила детоубийство.

Еще одна популярная версия гласит, что Сизиф был наказан за попытку избежать смерти. Однажды царь пленил и заковал в цепи бога смерти Танатоса. Люди перестали умирать, и тогда обеспокоенные олимпийцы послали бога войны Ареса, чтобы освободить Танатоса. Душа Сизифа отправилась в мир мертвых.

Но Сизиф смог обмануть богов. Он запретил жене совершать похоронные обряды, велев бросить непоребенное тело на площади. Тогда хтонические божества Аид и Персефона, не дождавшись положенных жертв, разрешили Сизифу ненадолго вернуться в мир живых, чтобы наказать жену за непочтительность и организовать собственное погребение. Хитрец Сизиф возвратился во дворец и остался на земле.

Лишь через несколько лет коринфского царя вернули в загробное царство. За попытку обмануть богов он и был наказан вечной пыткой — бесплодной работой.

Сизифов труд - значение и происхождение фразеологизма. Миф о Сизифе

Персефона наблюдает за трудом Сизифа. Древнегреческая амфора, около 530 г. до н.э. Фото: Wikimedia / Bibi Saint-Pol

«Миф о Сизифе» Альбера Камю

«Миф о Сизифе» — эссе экзистенциалиста Альбера Камю, опубликованное в 1942 году. В этой работе Камю задается главным экзистенциальным вопросом: если человеческая жизнь лишена смысла, то зачем жить?

Сизиф — абсурдный герой. Таков он и в своих страстях, и в страданиях. Его презрение к богам, ненависть к смерти и желание жить стоили ему несказан­ных мучений — он вынужден бесцельно напрягать силы. Такова цена земных страстей.

Альбер Камю. «Миф о Сизифе»

Автор полагает, что Сизиф — оптимистичный, жизнеутверждающий образ. Сознавая бесплодность своей работы и бесконечность своих мучений, царь мужественно принимает их и сознает себя хозяином собственной судьбы, свободным человеком.

Сизифов труд - значение и происхождение фразеологизма. Миф о Сизифе

Сизиф. Картина Франца фон Штука.

Сизиф смотрит, как в считанные мгно­вения камень скатывается к подножию горы, откуда его опять при­дется поднимать к вершине. Он спускается вниз.

Сизиф интересует меня во время этой паузы. Его изможден­ное лицо едва отличимо от камня! Я вижу этого человека, спус­кающегося тяжелым, но ровным шагом к страданиям, которым нет конца. В это время вместе с дыханием к нему возвращает­ся сознание, неотвратимое, как его бедствия. И в каждое мгнове­ние, спускаясь с вершины в логово богов, он выше своей судьбы. Он тверже своего камня.

<…>

Я оставляю Сизифа у подножия его горы! Ноша всегда найдется. Но Сизиф учит высшей верности, которая отвергает бо­гов и двигает камни. Он тоже считает, что все хорошо. Эта вселенная, отныне лишенная властелина, не кажется ему ни бес­плодной, ни ничтожной. Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце челове­ка. Сизифа следует представлять себе счастливым.

Альбер Камю. «Миф о Сизифе»

#статьи

  • 16 фев 2022

  • 0

Сизифов труд: почему мы не доводим дела до конца

Кандидат психологических наук Елена Иванова — о том, как эту проблему объясняет теория Берна и как научиться завершать начатое.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Дарья Чепурнова

Обозреватель Skillbox Media, отраслевой журналист. Работала с TexTerra, SMMplanner, «Нетологией», «ПланФактом», Semantica. Написала больше 60 текстов для рекламных кампаний в «Дзене». Вела нишевой канал на YouTube.


об эксперте

Кандидат психологических наук. Автор курса по психологической грамотности «Pro баланс».



Бывает, что человек не доводит дела до конца. Начал изучать английский, но бросил. Захотел заняться велоспортом, но дальше пары поездок дело не пошло. Решил поехать отдыхать в другую страну и начал читать обзоры путешественников, но в итоге остался дома.

Как мифический персонаж Сизиф не может закатить камень на гору, так и люди иногда топчутся на месте, при этом обижаясь на невыполнимую задачу, обстоятельства и окружающих, а потом разочаровываются в себе.

Есть разные теории, которые объясняют, почему это происходит. Одну из них предложил американский психолог и психиатр Эрик Берн. Разбираем, как с помощью теории Берна научиться доводить дела до конца.

Из статьи вы узнаете:

  • почему люди бросают начатое и всегда ли это плохо;
  • как родители приучают ребёнка не завершать начатое;
  • существует ли боязнь успеха;
  • как научиться доводить дела до логического завершения.

Эрик Берн считал, что дело в жизненном сценарии. Его формируют родители, а потом сценарий хранится в подсознании и руководит действиями человека. Берн пришёл к такому выводу во время работы над транзактным анализом в 1960–1970 годах. Он подробно описал теорию сценариев в книге «What Do You Say After You Say Hello?».

Согласно теории, сценарии ребёнку могут предложить не только родители, но и общество. На выбор сценария влияют как внешние факторы, так и воля ребёнка.

Ситуация, когда человек не доводит дела до конца, — один из самых распространённых негативных сценариев по Берну. Его называют «Сизиф». У этого сценария есть пять вариантов, когда человек:

  • бросает всё, за что берётся, практически сразу;
  • бросает начатое на половине пути;
  • бросает начатое в тот момент, когда уже близок к завершению;
  • доводит дело до конца, но вместо развития результата начинает что-то другое;
  • доводит дело до конца, некоторое время пользуется результатом, но всё равно бросает его и берётся за новое.

Человек поступает в университет, заканчивает учёбу, получает диплом и ни дня не работает по профессии. Или работает по специальности пару лет, а потом разочаровывается в ней и переключается на другой вид деятельности. Это — четвёртая и пятая вариации «Сизифа».

Люди не всегда бросают дела из-за «Сизифа». Многие дела неплохо начинать с теста. Попробовать новое занятие, чтобы понять, нравится оно вам или нет, — это нормально.

Берн считал, что сценарий формируется, когда родители регулярно обрывают деятельность ребёнка и не дают ему завершить начатое.

Представьте, что ребёнок погружён в игру. Он строит из кубиков дом и хочет достроить его до конца. Но посреди процесса появляется строгая мама. Она требует немедленно бросить всё и заняться чем-то другим — пойти поесть или убраться в комнате. Протест и желание закончить игру раздражают её и приводят в гнев.

Ребёнок получает негативные эмоции, поэтому неосознанно запоминает ситуацию
Фото: KAY4YK / Shutterstock

Так происходит не раз и не два. В голове у ребёнка формируется цепочка заключений: чтобы мама любила и была довольна, нужно бросать все свои дела и подчиняться.

Ещё одна иллюстрация. Ребёнок учится сам себя обслуживать, пытается завязать шнурки и застегнуть пуговицы. Делает это неумело и долго. Мама снова сердится на его медлительность и опять не позволяет завершать начатое. Она завязывает и застёгивает всё сама.

Потом мама принимает за ребёнка все важные решения. Она отменяет его кружки и секции, если видит, что он плохо занимается или чего-то не успевает. Снова и снова действия ребёнка остаются незавершёнными и безрезультатными. Постепенно формируется бессознательный сценарий.

Берн предполагал, что иногда достаточно одного эмоционально окрашенного эпизода, чтобы у ребёнка сформировался сценарий «Сизиф».

Почему действия родителей так важны? Ребёнок зависит от взрослых. У него ещё не развито критическое мышление, поэтому он не может правильно оценить их действия. Ребёнок не понимает причин, но из-за реакции взрослых чувствует, что доводить то, чем он занимается, до конечного результата — значит злить их.

Когда взрослые раздражены, ребёнку некомфортно. Он старается исправить ситуацию
Фото: fizkes / Shutterstock

Любовь мамы — это условие для выживания, а её недовольство — угроза жизни. Бессознательное здесь решает главную биологическую задачу — выжить любым способом. А затем всю последующую жизнь отыгрывает сценарий «Сизиф».

Какой вариант сценария раскроется, зависит от обстоятельств. Дело не в отсутствии самодисциплины и мотивации: у человека, живущего по сценарию «Сизиф», может быть и то, и другое. Но бессознательное либо отключает их, либо запускает мощное внутреннее сопротивление. Чтобы преодолеть его, человеку нужно колоссальное количество энергии. Результат — усталость, бессилие, опустошённость и апатия.

Почти всегда родители, которые сформировали у ребёнка сценарий «Сизиф», сами отыгрывают сценарий неуспешного человека. Берн утверждал: когда такие родители разговаривают с ребёнком, контекст их слов противоречит тексту.

На словах родители добиваются того, чтобы ребёнок был успешным. Но подлинный, неосознанный смысл их действий — другой. Родители стремятся к тому, чтобы ребёнок не превзошёл их самих. Ребёнок бессознательно фиксирует это и принимает решение не быть успешным, чтобы мама и папа не перестали любить.

Есть ещё один механизм, формирующий сценарий «Сизиф», — это бессознательный страх успеха. Иногда страх достижений намного сильнее желания что-либо сделать — и поэтому человек решает не делать ничего.

Берн уточнял, что почти всегда в «Сизифе» есть перфекционизм. Ничто так не способствует укреплению сценария, как убеждённость в том, что работа должна быть сделана идеально. Не получается идеально — значит, надо бросить или вообще не начинать. А поскольку совершенству не бывает предела, всегда будет к чему придраться.

Эрик Берн считал — выйти из сценария «Сизиф» могут помочь три вещи: работа с психологом, разрешения себе и ритуалы.

Работа с психологом или психотерапевтом развивает психологическую грамотность и добавляет осознанности. Можно пройти терапию в групповом или индивидуальном формате: специалист поможет принять сценарий и выйти из него. Так можно научиться доводить дела до конца.

Разрешение себе помогает осознанно действовать по новому сценарию, а не погружаться в старый. Разрешите себе:

Завершать дела. Помните, что незавершённое дело считается неначатым.

Отдыхать. Делайте творческие паузы и отдыхайте, когда возникает кризис. Возьмите на вооружение принцип Скарлетт О’Хара: «Я подумаю об этом завтра».

Быть успешным. Родителям стоит говорить детям: «Я разрешаю тебе быть успешным, разрешаю тебе быть богатым, разрешаю тебе быть счастливым». Если таких разрешений в детстве не звучало, скорректируйте бессознательное и дайте разрешение самому себе. Скажите: «Я разрешаю себе быть успешным и богатым. Я больше не боюсь, что родители перестанут меня любить, если я стану успешным человеком».

Делать что-то неидеально. Будет достаточно приемлемого уровня качества. Старайтесь выполнять идеально и для своего удовольствия только некоторые задачи в исключительных случаях. Отдавайте себе отчёт в том, что идеал недостижим. Чем проще и понятнее установка, тем быстрее она войдёт в бессознательное. Поэтому полезно взять на вооружение такой принцип: «Немножко — это лучше, чем ничего».

Делать что-то последовательно. Учитесь есть слона по частям: составлять планы и совершать маленькие шаги в направлении цели. В этом поможет разрешение делать только одно дело в единицу времени — например, уделить час английскому языку и не отвлекаться ни на что больше.

Ритуалы, помогающие завершить начатое, тоже способствуют изменению сценария. Например, можно что-нибудь на себя надеть и не снимать, пока дело не будет закончено. Либо всегда отмечать завершённое действие — праздновать и хвалить себя за любые проекты, даже если они незначительные.

К ритуалам можно добавить аффирмации, то есть положительные суждения. Осознайте негативные установки вроде «я не справлюсь» и переформулируйте их в позитивные вроде «у меня всё получится». Запишите аффирмации на листок и повесьте на видное место, например на холодильник, и каждый день читайте их вслух.

Другие материалы Skillbox Media о саморазвитии

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Школа дронов для всех
Учим программировать беспилотники и управлять ими.

Узнать больше

Очень часто в повседневной жизни можно услышать устойчивые выражения, но они не всегда до конца понятны. И всегда важно знать как правильно их употреблять. Выражение «Сизифов труд» означает тяжёлую, рутинную, но безрезультатную работу, не имеющую весомого значения.

Этот фразеологизм берет свое начало из древнегреческой мифологии. Чтобы до конца понять его смысл нужно обратиться к мифу про Царя Сизифа.

Согласно легенде, Сизиф был сыном бога Эола, повелителя ветров. Сизиф построил город Эфир ( Позже он стал называться Коринф). Но этот царь был очень хитрым и коварным. Собрал он богатства несметные и драгоценности разные у себя в Коринфе.

О подлостях его знали не только смертные люди, но и боги. Однажды Громовержец похитил дочь у бога рек Асопа. А Сизиф видел это, и корысти ради, рассказал, где Зевс спрятал девушку её отцу. В замен попросил воду для своего нового города. Асоп затопил всю местность, где находился Зевс, гибли люди и животные.

Зевс разгневался на смертного и послал к нему Танатоса, бога смерти, чтобы он забрал его в подземное царство Аида. Но обманным путем царь заковал Танатоса, и на земле начался беспорядок, смертные перестали умирать. Души не стали больше переноситься в подземный мир, в похоронах никто не нуждался, а значит богам не приносилась жертвы.

Аид потребовал от Зевса навести порядок, восстановить баланс. Отправил Зевс к Сизифу бога войны Ареса. Освобождённый Танатос отправил хитреца в царство теней. Но перед смертью Сизиф завещал семье, не хоронить тело и не приносить дань подземный богам. А потом обманул ещё и Аида с Персифоной. Он просил отпустить его на землю, чтобы приказать похоронить тело. Обещал вернуться с богатыми жертвами. Но, конечно же он скрылся в своём городе, устраивал пиры во дворце. Тогда Танатос снова забрал душу коринфского Царя в загробный мир, уже навсегда. А разгневанный Аид наказал его за хитрость: он должен поднять камень на вершину горы.

Теперь Сзиф катит в гору огромный камень. Но каждый раз почти у самой вершины, камень снова и снова скатывается вниз. Трудный и долгий путь делает царь, прилагая огромные усилия, но все напрасно.

С тех пор бессмысленную и бесполезную работу называют «Сизифов труд».

Это выражение употребляют как о собственной деятельности, так и о занятости другого человека. Его употребляют, как в обычной жизни, так и в литературе.

Рассказ Михаила Зощенко «Галоша» отлично иллюстрирует данное выражение. Герой рассказа потерял галошу в трамвае, и целую неделю пытался её вернуть. Когда же ему вернули пропажу, оказалось, что другую он потерял. Получается, все его старания — сизифов труд.

Выражение «сизифов труд» можно заменить другим фразеологизмом, например: «мартышкин труд», «толочь воду в ступе» или «носить воду в решете». Также можно трактовать и такие выражения: «в лес дрова возить», «биться как рыба об лёд». И если в остальными фразеологизмами все понятно, то выражение «мартышкин труд» появилось благодаря басне Крылова. Обезьяна наблюдала, как крестьянин трудиться в поле не покладая рук, с упорством, и как все его хвалят и восхищаются его выдержкой. Мартышка тоже хотела похвалы, и решила перетаскивать тяжёлый чурбак из стороны в сторону. Вот ещё один пример бесполезной и бессмысленной работы.

Говоря об антонимах фразеологизма, то их можно разделить по различным значениям. «Работа не бей лежачего», “плевое дело», «непыльная работенка» обозначает лёгкую, не трудную работу. Если говорить о качественной, быстрой работе, можно употребить «в руках горит“ или «доводить до ума».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Толстые ногти на ногах как исправить
  • То что речевая ошибка или нет
  • Толстые ляшки как исправить
  • Толстое наращивание ногтей как исправить
  • Толстая шея как исправить