1. Подъехав к пристани, парохода уже не было видно.
(неверное употребление деепричастного оборота:
деепричастие не обозначает добавочного действия к основному, выраженному
глаголом).
Когда подъехали к пристани, парохода уже не было видно.
2. О всех достоинствах этой киноленты не отметишь.
(неверное употребление формы дополнения).
Всех достоинств этой киноленты не отметишь.
3. В психологопедагогической конференции приняли
участие первокурсники и студенты.
(первокурсники входит в понятие студентов – невозможно
употребить как однородные).
В психологопедагогической конференции приняли участие
студенты, в том числе первокурсники.
4. Особое чувство привета пострадавшие от наводнения
крестьяне выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам.
(лексическая ошибка, неверный подбор слова)
Особое чувство блаодарности пострадавшие от наводнения
крестьяне выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам.
5. Принятая программа на конференции успешно
выполнена.
(разбит причастный оборот, возникает смысловая двоякость)
Программа, принятая на конференции, успешно выполнена.
6. Большой театр отправил его на пенсию, где он больше
не танцевал.
(ошибка в употреблении местоимений, возникает двоякий
смысл)
Большой театр, где он больше не танцевал, отправил его
на пенсию.
7. Есть проблемы именно о том, чтобы о нас узнали на
мировом рынке.
(неверно подобран предлог)
Есть проблемы именно В том, чтобы о нас узнали на
мировом рынке.
8. Завтра заявим о тех решениях, которые к вам на ум
пришли сегодня.
(лишний предлог, неверное построение)
Завтра заявим о тех решениях, что сегодня пришли вам на ум.
9. Мы не хотим тормозить переговоров.
(неверная форма
прямого дополнения)
Мы не хотим тормозить переговорЫ.
10. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что
рухнет потолок.
(неверное употребление деепричастного оборота:
добавочное действие не относится к основному)
Торговый зал был очищен от людей из-за опасений, что
рухнет потолок.
Исправьте ошибки в образовании и употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
Исправьте ошибки в образовании и употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
1. Вспомня решение совета, я предвидел долговременное заключение в тюремных стенах. 2. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 3. Так, готовясь к походу, проходили дни. 4. Кто-то прислушивался, притаясь изнутри и приложа ухо к двери. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить бенгальские огни. 6. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 7. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 8. И только присмотрясь внимательно, замечаешь в серых глазах мягкое, спокойное упрямство. 9. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 10. Заметя, что хозяйка внимательно прислушивается к его словам, он почувствовал себя просто и свободно. 11. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 12. «Этак и я могу…» – прибавил он хриплым голосом, уткнув лицо вперед и растопыря пальцы. 13. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 14. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.
Вспомнив решение совета, я предвидел долговременное заключение в тюремных стенах. 2. Прочитав вторично рукопись, я подумал, что она нуждается в серьезной доработке. 3. Так, пока мы готовились к походу, проходили дни. 4. Кто-то прислушивался, притаившись изнутри и приложив ухо к двери. 5. Собираясь на праздник, не забудьте купить бенгальские огни. 6. Торговый зал был очищен от людей, так как опасались, что рухнет потолок. 7. Будучи председателем комиссии, я принимал экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 8. И только присмотревшись внимательно, замечаешь в серых глазах мягкое, спокойное упрямство. 9 Когда . выяснили, что объем производства уменьшился, у нас возник вопрос о причине этого. 10. Заметив, что хозяйка внимательно прислушивается к его словам, он почувствовал себя просто и свободно. 11. Если употребить существительные в различном роде, меняется смысл. 12. «Этак и я могу… » – прибавил он хриплым голосом, уткнув лицо вперед и растопырив пальцы. 13. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, мы на основе формул выводим сжатие Земли. 14. Придавая большое значение методологии исследования, мы выполнили ряд экспериментов.
Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота
Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.
Ошибки в употреблении деепричастных оборотов
Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:
- Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.
Неправильное употребление причастных оборотов
Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
которые читают вместе с этой
- Неверное согласование причастия с определяемым словом.
Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.
Как определить, какой оборот употребляется в предложении?
Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:
- Найти причастие или деепричастие;
- Поставить к обороту вопрос ( Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
- Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
- Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).
Ошибки при использовании деепричастного оборота
Поскольку деепричастие – книжная форма, то её употребление часто вызывает затруднения.
Следует помнить, что действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему. Действующее лицо должно быть одно и то же – и для глагола, и для деепричастия; оба действия должны происходить в одно время.
Попрощавшись с друзьями, один из них сообщает мне важную новость (я прощался, а сообщает кто-то другой; попрощавшись — деепричастие СВ, то есть действие от глагола СВ «попрощался» в прош. вр., друг «сообщает» — глагол в наст. вр.). Исправление: Когда я прощался с друзьями, один из них сообщил мне важную новость.
— Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа. Ошибка: Выпив крепкого кофе, мне не спалось. Исправление: Из-за выпитого крепкого кофе мне не спалось.
— По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия. Ошибка: Предупреждая образование пробки из-за снегопада, дорога очищается спецтехникой. Исправление: Предупреждая образование пробки из-за снегопада, спецтехника очищает дорогу.
— При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым: Пример: Поставив укол, медсестра дезинфицирует место инъекции. (Порядок действий не соответствует фактическому). Исправление: Ставя укол, медсестра дезинфицирует место инъекции. Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым.
Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени. Ошибка: Увидев расставленные по полкам книги, читатель быстро найдет нужную. Исправление: Когда читатель увидит расставленные по полкам книги, он быстро найдет нужную.
— Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым. В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века: Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л. Толстой).
источники:
http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/oshibki-v-upotreblenii-deeprichastnyh-oborotov
http://grammatika-rus.ru/oshibki-pri-ispolzovanii-deeprichastnogo-oborota/
Согласуйте определения с определяемыми словами, допишите окончания.
1. Загоревш(ие). и окрепш(ие) брат и сестра вернулись из деревни. 2. Он с гордостью говорил об успехах сво(его) сына и дочери. 3. Раставрированн(ый) музей и галерея открыты для посетителей. 4. Языков(ая) краткость и точность – вот на чем основывается мастерство писателя. 5. Наш(а) наука и культура нуждаются в государственной поддержке. 6. Экспонаты были размещены в больш(ом) зале и коридоре. 7. Проводился конкурс на решение шахматн(ого) этюда и задачи. 8. Пушист(ая) верба и черемуха встречают нас на краю деревни.
Задание 46. Внесите исправления в данные предложения, объясните причины возникновения ошибок.
1. Он думал, что, изменив место жительства, у него изменится и образ жизни.
Мой вариант: Он думал, что, когда он изменит место жительства, у него изменится и образ жизни.
Обоснование: Нельзя употреблять деепричастный оборот если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам
2. Даже сейчас, перечитывая старые письма, на глазах наворачиваются слезы.
Мой вариант: Даже сейчас, когда я перечитываю старые письма, на глазах наворачиваются слезы
Обоснование: Нельзя употреблять деепричастный оборот если если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам
3. И даже сейчас, находясь в болезненном состоянии, Евгению не отказывает его сила воли.
Мой вариант: И даже сейчас,несмотря на, болезненное состояние, Евгению не отказывает его сила воли.
Обоснование: Нельзя употреблять деепричастный оборот в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее
4. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события.
Мой вариант: Объяснение этих явлений может быть найдено, если взять в качестве иллюстрации последние события.
Обоснование: Нельзя употреблять деепричастный оборот если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают
5. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции.
Мой вариант: Поднятие цен на машины и топливо, прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции.
Обоснование: ???
6. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.
Мой вариант: Ряд экспериментов был выполнен, учитывая большое значение методологии исследования
Обоснование: Нельзя употреблять деепричастный оборот если если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам
7. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.
Мой вариант: При изучении процесса разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.
Обоснование: Нельзя употреблять деепричастный оборот если если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам
8. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее.
Мой вариант: После рассмотрения функциональных характеристик структур муниципалитета, предлагается следующее.
Обоснование: ???
9. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.
Мой вариант:Торговый зал был очищен от людей, из-за возможного обрушения потолка
Обоснование: Нельзя употреблять деепричастный оборот в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее
10. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке.
Мой вариант: После повторного прочтения рукописи, мне думается, она нуждается в серьезной доработке
Обоснование: Нельзя употреблять деепричастный оборот если если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам
11. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности.
Мой вариант: При применении той или иной формы организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности.
Обоснование: Нельзя употреблять деепричастный оборот если если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам
12. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого.
Мой вариант: Выяснилось, что объем производства уменьшился,после чего возникает вопрос о причине этого.
Обоснование: Нельзя употреблять деепричастный оборот в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее
Деепричастный
оборот считается правильно употребленным
в следующих случаях:
1)
если он примыкает к другому глаголу
(личной форме, инфинитиву или причастию),
вместе с ним обозначая действие, которое
совершается субъектом, названным в
подлежащем:
Выйдя к лесной опушке, разведчики увидели
шоссе;
2)
в безличном предложении, содержащем
инфинитив, который обозначает действие
неназванного объекта: Лишь
практикуясь ежедневно, можно овладеть
иностранным языком;
3)
если он относится к причастию, выступающему
в функции определения: Она
не ответила ему, задумчиво следя за
игрой волн, взбегавших на берег, колыхая
тяжелый баркас.
Ошибки
в использовании деепричастного оборота
чаще всего связаны с нарушением данных
правил, например: Совершив
кражу, он тотчас был схвачен
(логические субъекты не совпадают, т.к.
действия производятся разными лицами);
Выйдя
на улицу, ему стало холоодно
(нет основного действия, к которому
могло бы примыкать второстепенное;
кроме того, к словам категории состояния
деепричастный оборот относиться не
может).
Задание
1.
Укажите
ошибки, связанные с нарушением порядка
слов в предложении, исправьте их.
1.
Текучесть кадров порождает невнимательное
отношение администрации. 2. Обсуждался
вопрос о подготовке к выборам Центральной
избирательной комиссии. 3. В стихотворениях
употребляются обращения к неодушевленным
предметам с целью повышения их
выразительности и эмоциональности. 4.
Иванов отказался со всеми студентами
сдавать
зимнюю сессию. 5. Кутузов, как показал
Л.Н.
Толстой, находясь на поле боя, больше
всего заботился о поддержании боевого
духа в солдатах. 6. Газета назвала этот
указ горькой пилюлей для сторонников
«шоковой терапии», которая должна
быть проглочена. 7. Можно без преувеличения
сказать, что в столице садоводов и
огородников миллионы. 8. Бурное обсуждение
вызывает вопрос о способности президента
управлять страной по медицинским
показателям.
Задание
2.
Составьте
предложения с приведенными ниже словами,
требующими разных падежей дополнения
(обстоятельства). Отметьте
семантико-стилистические различия
между синонимическими парами.
Ручаться
–
гарантировать. Начать –
приступить. Одевать –
надевать. Спрос –
потребность. Беспокоиться –
тревожиться. Примириться –
смириться. Преимущество –
превосходство. Вера –
уверенность. Расфасовать –
упаковать. Тормозить –
препятствовать. Обосновать –
основать. Сходный –
идентичный. Опираться –
базироваться. Поражаться –
удивляться. Полон –
наполнен. Предупреждать –
предостерегать. Ценить –
дорожить.
Задание
3.
Найдите
и исправьте ошибки, вызванные нарушением
норм управления.
1.
Среди психологов широкое распространение
получила точка зрения о творческом
процессе как явлении психологическом.
2. Этот человек всегда был неприятен для
меня своим эгоизмом и себялюбием. 3.
Делаются выводы по получению различных
химических соединений. 4. В борьбе по
снижению преступности мы занимаем не
последнее место. 5. В этом проявилось
преимущество Печорина над окружающей
средой. 6. Журналисты получили ответы
по всем интересующим их вопросам. 7. Он
не оплатил за проезд в автобусе. 8. Этот
факт показывает о том, насколько
экономически опасны неплатежи. 9. В нашей
стране женщины равноправны мужчинам.
10. Получить приказ за подписью директора.
11. Красоту Москвы не опишешь и не
расскажешь. 12. Ему удалось заинтересовать
и отвлечь ребят от дурных поступков.
13. Эти воспитатели способны воспитывать
и обеспечить надлежащий уход за детьми.
Задание
4.
Поставьте
сказуемое в нужной форме. Объясните
свой выбор.
I.
1. Большинство приехал… в четверг. 2.
Только меньшинство отряда выбрал…сь
из леса. 3. Ряд отечественных кинокартин,
например «Мимино», «Подранки» и др., с
успехом демонстрировал…сь на различных
фестивалях. 4. Большинство приятелей,
знавших их отношения, во всем обвинял…
Лукина Александра. 5. Большинство
установок был… направлен… на Грозненский
нефтеперерабатывающий завод. 6. Ряд
исследователей, занимающихся этой
проблемой, полага…т, что Уральская
складчатая система через Новоземельскую
геосинклиналь продолжается далее на
восток. 7. Часть отряда занял… позицию
на этом берегу. 8. Бóльшая
часть выступавших не согласил…сь с
докладчиком. 9. Подавляющее большинство
электората в этот день отправил…сь на
свои дачные участки. 10. Большинство
пассажиров пользу…тся услугами агентств
воздушного флота.
II.
1. На выставке экспониру…тся более
тридцати различных моделей, каждая из
которых –
точная копия корабля. 2. В санях сидел…
четыре мужика и баба. 3. Три молодых
дерева раст…т под моим окном. 4. В
Измайлове стро…тся десять 12-этажных
домов. 5. Двадцать два различных решения
был… принят… в Якутии по отсрочке
платежей в Пенсионный фонд. 6. Незаметно
промелькнул… десять дней. 7. По стенам
навешан… был… несколько картин. 8. Все
пять студентов пришл… вовремя. 9.
Несколько разведчиков погибл… в этой
рискованной операции. 10. Немало наших
учеников готовил…сь в Архитектурный
институт, поступил… в него и теперь
работа…т по специальности.
III.
1. Живым организмам одинаково необходим…
влага и тепло. 2. Текст рукописи строится
так, чтобы совершенно четко усматривал…сь
взаимосвязь и соподчиненность отдельных
ее частей. 3. Установка нового и
реконструкция действующего оборудования
вед…тся одновременно. 4. Меня мучил…
не голод, а жажда. 5. Старинным песням
присущ… замечательное богатство и
разнообразие ритмического строения.
6. Каждый шаг, каждое движение причинял…
раненому сильную боль. 7. Ни топот копыт,
ни звон колокольчиков не разда…тся
больше на опустевшей дороге. 8. Для
иллюстрации на рисунках показан… схема
и общий вид машины с полным комплектом
оборудования. 9. Исчезл… ревность и
досада (А.С.Пушкин). 10. Расход материала
и вес деталей уменьшен… в два раза.
Задание
5.
Проанализируйте
грамматическую координацию главных
членов предложения. В случае необходимости
устраните речевые ошибки.
1.
Выставка-просмотр эскизов монумента
открыт ежедневно, кроме понедельника.
2. В углу, за карточным столом, сидело
трое из генералов пикника: тучный,
снисходительный и раздражительный
(И.С. Тургенев). 3. Деревня показалась ему
довольно велика: два леса были у ней
справа и слева (Н.В. Гоголь). 4. Американцы
с помощью радиопередатчиков попытались
проследить за перемещением животных и
их судьбой. За короткое время восемнадцать
погибли, в пятнадцати случаях они стали
жертвой охоты. 5. Калитка заскрипела,
несколько щенков дружно залаяли (И.С.
Тургенев). 6. По данным на 1 декабря 1996
г., в собственности граждан находятся
15 млн. 200 тыс. легковых автомобилей. 7.
Большинство лиц, получивших письма,
подозревая гнусность, их ко мне не
пересылали (А.С. Пушкин). 8. В бараке стояло
пять лошадей (Л.Н. Толстой). 9. В 1997 г. на
учительских курсах у нас прошли
переподготовку 51 человек. 10. Большинство
проголосовали до двенадцати часов дня.
Задание
6.
Объясните
ошибки в сочетании однородных членов
предложения. Приведите правильные
варианты.
1.
Перед нами сборник коротких, но правдивых
новелл. 2. Шопену казалось, что в этом
крупнейшем центре европейской музыки,
литературы, культуры он сможет добиться
достойного признания. 3. Лаборатория
пополнилась приборами, установками и
молодыми специалистами. 4. Для того чтобы
удобнее было конспектировать лекцию,
следует использовать различные
вспомогательные приемы: 1) оставлять в
тетради поля; 2) подразделять запись; 3)
опытом оправдан прием сокращения слов
в записи. 5. Занятия будут проводить
научные работники, агрономы, лесоводы,
ботаники, энтомологи и другие специалисты.
6. Теперь можно перейти к очень необходимой
и нужной проблеме. 7. За короткий срок в
городе-спутнике построены не только
новые школы, больница, а также драматический
театр и библиотека.
Задание
7.
Исправьте
предложения, в которых в качестве
однородных соединены разные синтаксические
конструкции.
1.
Только приходя домой, Саша чувствовал,
как слипаются от усталости глаза и
страшную ломоту в теле. 2. Я люблю читать
научно-фантастические книги и которые
описывают путешествия. 3. В брошюре
рассказывается о детских болезнях и о
мерах борьбы с ними, как сохранить
здоровье и предупредить болезнь. 4. Новое
и ценное в этой теории заключается в
том, что в ней показан не только маршрут
полинезийцев, но и как они плавали к
берегам Южной Америки и обратно. 5. Цель
беседы –
общее знакомство с основными правилами
безопасности движения на улицах и какой
вред наносит нарушение этих правил. 6.
Выходец из знатной семьи и блистательно
начавший свою карьеру юриста, Ярнфельт
порвал со светским обществом и поступил
учеником сначала в сапожную мастерскую,
а затем в железнодорожное депо. 7. На
комбинате много работников, хорошо
показавших себя в труде и характер
работы которых соответствует избранной
ими специальности. 8. На совещании
осуждались вопросы улучшения качества
продукции и нет ли возможности снизить
ее себестоимость.
Задание
8.
Определите
отклонения от грамматических норм,
вызванные неправильным употреблением
причастных форм. Исправьте предложения.
1.
Пушкин создал образ человека, не пошедшего
ни по одному из этих путей. 2. Работы,
выполняющиеся полировщиком, являются
отделочными. 3. Мировая наука располагает
пока единственным спектром свечения
ночного неба, полученным пулковским
астрономом, говорящим о наличии в
атмосфере Венеры азота. 4. Размещенный
вокзал в центре города хорошо связан
общегородским транспортом с пристанями
и морскими вокзалами. 5. Чешская книга
была в то время редким явлением,
драгоценностью, передававшейся из рук
в руки, хранившейся и читавшейся в
дружеской среде. 6. Среди каперов особенно
выделяются англичане, приобревшие
большой опыт мореходства благодаря
рыболовству в открытом море. 7. Министр
рассказал об изменениях в программе,
готовящейся им к обсуждению в Думе. 8.
При проверке изложенные факты в заявлении
не подтвердились. 9. Автор опубликовал
документы, освещающие события, имеющие
место в 15 веке.
10. Двоеточие ставится в предложениях с
однородными членами, расположенных
после обобщающего слова.
Задание
9.
Исправьте
грамматико-стилистические ошибки в
употреблении деепричастных оборотов.
1.
Приведя в колебательное движение один
из маятников, начнет колебаться и второй
маятник. 2. Водитель должен помнить, что,
повернув с проспекта направо, ему
придется пересечь трамвайные пути. 3.
Потеряв под Смоленском очень много
войск, дальнейшее продвижение французов
было затруднено. 4. Увидев отца в тяжелом
состоянии, ему стало жаль его. 5. Приехав
во Владивосток, молодой коммерсант на
второй день был найден убитым. 6. Слушая
эту волнующую музыку, представляется
мне картина урагана. 7. Подъезжая к
городу, начался сильный ветер, подымавший
тучи пыли и срывавший шляпы с редких
прохожих. 8. Пользуясь этими формулами,
были построены графики зависимости. 9.
Работы на станке выполняются, используя
одновременно оба вала. 10. Прочитав
вторично рукопись, мне думается, что
она нуждается в серьезной доработке.
Задание
10. Найдите
деепричастные формы, не соответствующие
нормам
современного литературного
языка. Какие формы используются в
качестве нормы в современном русском
языке?
1.
Сапожник мой, схватя мешок, скорей домой
(Крылов). 2. Я долго стоял неподвижно, в
далекие звезды вглядясь (Фет). 3. Она,
хохотав и вязав чулок, жила себе беззаботно
и припеваючи (Герцен). 4. Собакевич
согласился охотно и тут же, подошед к
бюро, собственноручно принялся выписывать
(Гоголь). 5. Березы от леса, от хат, бегут,
листками вороча (Маяковский). 6. Вот луч,
покатись с паутины, залег в крапиве
(Пастернак). 7. Прощальных слез не
осуша и плакав вечер целый, уходит с
запада душа, ей нечего там делать
(Пастернак). 8. Барометр, своим умом дошед
до истины, что жарко, тем же делом и
мнением занят (Ахмадулина).
Задание
11.
Прочитайте текст. Сколько нарушений
грамматических норм в этой стихотворной
пародии? Аргументируйте свой ответ.
Вспыхает
небо, разбужая ветер, Проснувший гомон
птичьих голосов -Проклинывая все на
белом свете, Я вновь бежу в нетоптанность
лесов. Шуршат зверушки, выбегнув
навстречу, Приветливыми лапками маша:
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша. Но, выползя
на миг из тины зыбкой, Болотная, зеленовая
тварь Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Орфографический словарь.
(А.
Матюшкин-Герке)
Задание
12. В
повести Л.Н. Толстого «Юность»
встречается
употребление деепричастных
оборотов, которое не соответствует
нормам современного русского литературного
языка и связано с влиянием синтаксиса
французского языка. Определите, в чем
заключается неправильность использования
этих оборотов с точки зрения современных
норм.
1.
Вообразив себе, что трубка для меня
смертельна, мне показалось, что я
умираю. 2. Проснувшись на другой день,
первою мыслию моею было приключение с
Колпиковым. 3. Второго рода любовь —
любовь самоотверженная, заключается в
любви к процессу жертвования собой для
любимого предмета, не обращая никакого
внимания на то, хуже или лучше от этих
жертв любимому предмету.
Задание
13 .
Перепишите, вставляя, где нужно, начальное
н в личных местоимениях.
1.
«Нельзя, нельзя!» — закричала вслед
…ему служанка (Пушкин). 2. Захар
воротился и, косясь на Тарантьева,
проворно шмыгнул мимо …его (Гончаров).
3. Гости были уже посредине залы, когда
навстречу …им вышел сам хозяин (Гранин).
4. Не одну слезу пролили по поводу …его
(Салтыков-Щедрин). 5. Все идет мимо …ее
воли (Боборыкин). 6. Относительно …ее я
не имел никаких определенных намерений
(Чехов). 1. Видишь разницу между нами и
…ими (М. Горький). 8. Мать, дама полная и
добродушная, смотрела на всех …их
(Чириков). 9. Несмотря на свои мысли или,
может быть, благодаря …им, он глядел на
сержанта враждебно (Казакевич). 10. А
он шел впереди …их — и был бодр и ясен
(М. Горький).
Задание
14.
Укажите
недочеты в построении сложных предложений.
Дайте правильные варианты. В случае
необходимости упростите конструкцию,
заменив сложное предложение простым.
1.
У которых учеников были лопаты, они рыли
ямы для деревьев. 2. Цитаты эти –
неизвестно откуда автор их взял. 3. Еще
ужаснее была судьба детей, работавших
на фабриках, которые были обречены на
медленное умирание. 4. Вопрос к господину
Закаеву, который не может не волновать
россиян… 5. Главное, чему необходимо
уделить внимание, –
это художественной стороне произведения.
6. Агапов вошел в контору с видом такого
работника, полностью выполнившего
поручение. 7. Комиссия не приняла ряд
объектов, на строительство которых были
выделены денежные средства, которые,
однако, были использованы не по назначению.
8. Кто нуждается в дополнительных
занятиях, необходимо тому обеспечить
их. 9. Все эти мужчины были молодыми
людьми специфической внешности, такие,
как обычно содержат владельцы игорных
домов и ночных баров. 10. –
А вот чтобы упорядочить с названием
улицы и номером дома, у коменданта Гурова
еще не дошли руки, –
сказал Максимов.
Задание
15.
Обратите
внимание на правильность употребления
союзов и союзных слов в сложных
предложениях. Исправьте ошибки.
1.
Мы пошли в ту сторону, где доносились
голоса людей. 2. Если пассажир хочет,
чтобы ребенок имел отдельное место, он
должен купить детский билет и плацкарту,
которая стоит столько же, как и для
взрослых пассажиров. 3. Я знаю, что ты
скажешь, что я был не прав. 4. И горе ее
от того больше, чем она осознает свою
вину. 5. Можно согласиться лишь с теми
положениями доклада, где не содержится
никаких внутренних противоречий. 6. Мне
сообщили, что будто бы Сергей болен. 7.
Создалась обстановка, когда мало что
благоприятствовало улучшению работы.
8. Мы договорились, чтобы встретиться у
самого входа в театр. 9. Хотя в прошлом
году мы и неплохо поработали, но однако
у нас есть все возможности трудиться
еще лучше. 10. С тех пор, когда он приехал,
он ни разу к нам не зашел.
Задание
16. В
следующих примерах согласуйте определение
с определяемым словом. Вставьте
пропущенные буквы.
I.
1. В комнате стояли два небольш… стола,
три красн… кресла и две высок… тумбочки.
2. Две лопнувш… струны издали жалобный
звук. 3. За истекш.. три месяца план был
перевыполнен. 4. Последн… три слова были
приписаны рукой Сергея. 5. Два письма,
отправленн… давно, затерялись. 6. Три
прибора, изготовленн… разными фирмами,
–
перед нами. 7. Две нов… столов… открыты
в августе. 8. Три бабушкин… шали сохранились
до сих пор.
II.
1. Я люблю конькобежный и лыжный спорт…
2. Золотая и серебряная медал… были
вручены российским легкоатлетам. 3.
Исследовалась работа установки в
переходном и аварийном режим… 4.
Строительство первой и второй очеред…
было закончено в срок. 5. В той и другой
команд…, казалось, господствовал культ
атлетизма. 6. Затылочная и теменная
кост…, расположенн… в черепной коробке,
находятся рядом. 7. Сценарий был написан
не стихотворным, а прозаическим текст…
8. То на северной, то на западной трибун…
вспыхивали бурные аплодисменты.
III.
1. Необыкновенн… голос и дикция актера
позволили ему стать ведущим артистом
театра. 2. Прочитанн… роман и повесть
стали предметом из спора. 3. Молод…
береза и осина склонились друг к другу.
4. В комнате стояли коричнев… комод и
шкаф. 5. Мне хочется посмотреть хорош…
фильм или спектакль. 6. На тарелке лежат
сочн… яблоко и груша. 7. Занятия кружка
будут вести опытн… хирург или терапевт.
8. В качестве гостей на конференции
присутствовали представители зарубежн…
медицины и биологии.
Задание
17.
Объясните,
как отражаются на логичности речи
отступления от морфологических и
синтаксических норм.
1.
Было раннее, несмотря на середину марта,
морозное утро. 2. При нахождении рабочих
в кузовах машин следует иметь багры и
оттяжки для их разгрузки. 3. Жирные волосы
доставляют много неприятностей.
Избавиться от них поможет препарат
«Лондэкс». 4. Наш девиз –
работать без браков. 5. Просим произвести
механические испытания на растяжение
и изгиб нижеследующих электросварщиков
и газосварщиков: Артемьева, Кузнецова,
Парамонова. 6. В этом году решено большую
часть площади засеять переоборудованными
сеялками по методу черемисиновцев.
Задание
18. В
предложении исправьте ошибки на
употребление причастий. Расставьте
недостающие запятые.
-
Вариант:
1) Владельцы участков вносят в казну
города земельный налог устанавливающийся
в соответствии с законодательством.
2) Отдельные предприятия в прошлом
пользующиеся большой популярностью
в настоящее время ухудшили работу.
3) Раскрылись набухавшие на деревьях
почки. 4) Организации, первыми
заасфальтирующие подъездные пути,
будут отмечены премией. 5) Каждый
студент, пожелавший бы участвовать
в работе кружка, должен подать заявление
в деканат. 6) Человек привыкнувший ко
всеобщему вниманию становится
эгоистом. 7) Все увидящие эту картину
не могут не возмутиться. Нелегко
найти научного сотрудника, взявшегося
бы за эту сложную тему. 9) Проблема
обсуждающаяся на страницах газеты
очень не простая. 10) Лесную тишину
временами нарушали сорвавшиеся с
высоких стволов комья снега. -
Вариант:
1) В этом году произошло событие, важное
для всего предприятия: мы стали
выпускать обувь удостоившуюся знака
качества. 2) К автобусу бежала одевающаяся
модно женщина. 3) Монтаж турбины был
выполнен на 3 недели раньше намечаемых
планом сроков. 4) Лица, попытающиеся
ночью пройти к причалу, будут задержаны.
5) Заказ выполняющийся нашей фирмой
особый. 6) Студенты, сумеющие выполнить
задание в срок, будут допущены к
сессии. 7) Смельчаки, попытающиеся
совершить восхождение на вершину
этой горы, поплатятся жизнью. Свиньи
отправляющиеся на убой нагуляли много
жира. 9) Грязь в город несут грузовики
въезжающие на асфальт с проселочной
дороги и машины остановившиеся на
обочине. 10) Все, купящие 3 банки кофе
в нашем магазине, четвертую получат
бесплатно. -
Вариант:
1) Он говорил о порядках господствующих
здесь до революции. 2) Кругом меня были
улыбающие лица. 3) На фабрике есть
немало работников, охотно занимавшихся
бы аэробикой в группах здоровья. 4)
Приезжающие гости хотят осмотреть
достопримечательности города. 5)
Правительство подготовило ноту срочно
направляющуюся в зону конфликта. 6)
Монтаж турбины был выполнен на 3 недели
раньше намечаемых планом сроков. 7)
Человек привыкнувший ко всеобщему
вниманию становится эгоистом. Перед
нами стояла березка колеблющаяся
ветром. 9) А вот и купола собора
сверкавшие в лучах солнца. 10) Владельцы
участков вносят в казну города
земельный налог устанавливающий в
соответствии с законодательством. -
Вариант:
1) Роман вскрывает всю глубину
социального неравенства господствующего
до революции в Казахстане. 2) Задание
выполняющееся нами не вызывает особых
затруднений. 3) Писатель рассказал об
изменениях в книге, готовящейся к
переизданию. 4) В ближайшее время будет
показана новая постановка создающаяся
силами членов школьного кружка. 5)
Наша регулярно выпускающаяся стенгазета
сообщает инитересные сведения о жизни
школьного коллектива. 6) Смельчаки,
попытающиеся совершить восхождение
на вершину этой горы в зимних условиях,
поплатятся жизнью. 7) Ученики, напишущие
слабо домашнее сочинение, должны
будут его переделать. Каждый студент,
пожелавший бы участвовать в работе
научного кружка, должен подать об
этом заявление. 9) Прочитанная лекция
для участников о мирном использовании
атомной энергии вызвала большой
интерес. 10) Через несколько дней после
ссоры Дубровский поймал крестьян
Троекурова в своих лесах кравших
дрова. -
Вариант:
1) Нации, прежде угнетавшиеся царизмом,
не имели своей письменности. 2) Посылки,
отправляющиеся в Москву на самолетах,
прибывают туда в тот же день. 3)
Разъясняющий свою мысль лектор рисовал
диаграмму. 4) Наконец-то я получил
давно мечтаемую должность. 5) Облака
гонявшиеся ветром быстро неслись по
небу. 6) Специалисты единодушно отметили
положительные сдвиги в этой прежде
отстающей отрасли хозяйства. 7) Мы
увидели гнездо чайки разоряемое
хищниками. Дети достигнувшие
семилетнего возраста должны учиться.
9) Промокнувший до нитки мальчик
добежал до дома. 10) Студент прочитающий
книгу передал ее содержание.
Задание
19.
Исправьте ошибки, связанные с неправильным
употреблением деепричастий и деепричастных
оборотов.
1.
Вариант:
1) Прочитав внимательно произведение
каждому станет понятна его основная
мысль. 2) Открыв сборник произведений,
меня сразу заинтересовал рассказ. 3)
Слушая музыку, у него слезы были на
глазах. 4) Сотрудничая с нами, вам
гарантируется успех. 50 Торговый зал был
очищен от людей, опасаясь, что рухнет
потолок. 6) Вспоминая эти встречи, мне
думается, что они были для меня отличной
школой. 7) Имея право выбирать своего
руководителя, судьба коллектива во
многом зависела от самих людей.
Отдохнув, мысли лучше идут на ум. 9)
Возвращаясь домой, меня застиг дождь.
10) Удовлетворяя просьбу машиниста
Дьяконова, ниже публикуются ответы
инженера.
-
Вариант:
1) Получив тяжелую рану, солдат был
спасен своими товарищами. 2) Так и не
взлетев, самолеты были уничтожены
врагом. 3) Отправляя в командировку в
Чечню наших товарищей, у каждого из нас
сжимается сердце. 4) Находясь в лагере,
рацион у них был богаче и разнообразнее.
5) Выяснив, что объем производства
уменьшился, возникает вопрос о причинах
этого. 6) Вспоминая эти встречи, мне
думается, что они были для меня отличной
школой. 7) Окончив десятилетку, меня
осенью призвали в армию. Открыв сборник
произведений, меня сразу заинтересовал
рассказ. 9) Переводя на другой язык
стихотворение, оно теряет свою красоту.
10) Поняв свою беспомощность, ему стало
страшно. -
Вариант:
1) Расставив знаки препинания неправильно,
предложение может потерять смысл. 2)
Прочитав пьесу, передо мной витали
образы персонажей. 3) Сыграв роль сильной
женщины, актрисе стали предлагать
аналогичные роли. 4) Изучая процесс
разгосударствления, обнаруживается
определенная закономерность. 5) Вернувшись
в родные края, их жизнь будет в
безопасности. 6) Читая эту комедию,
просто не верится, что написана она в
наши дни. 7) Пройдя первый обжиг, изделие
покрывается глазурью. Танк, получив
большое количество пробоин, был подожжен.
9) Изучая иностранный язык, необходимо
много читать. 10) . Проработав всего два
месяца, у него возникли сложности с
начальником цеха.
-
Вариант:
1) Закончив работу, мне стало радостно
на душе. 2) Закончив рукопись, она была
передана редактору. 3) Объяснение может
быть найдено взяв в качестве иллюстрации
последние события. 4) Торговый зал был
очищен от людей, опасаясь, что рухнет
потолок. 5) Прочитав рукопись, мне
думается, что она нуждается в серьезной
доработке. 6) Выяснив,
что объем производства уменьшился,
возникает вопрос о причине этого. 7) В
чемпионате мира по шахматам Г.Каспаров,
встречаясь с А.Карповым, одержал
блестящую победу. Рассуждая таким
образом, постепенно отпадали различные
варианты. 9) Так, готовясь к походу,
проходили дни. 10) Они зорко читают
инструкции, беря на заметку все новое,
интересное. -
Вариант:
1) Курс лечения рассчитан на три месяца
ежедневного приема двух таблеток во
время еды, запивая их водой. 2) Я думаю,
что, окончив институт, моя мечта
сбудется. 3) Слушая эти сообщения, меня
все время сверлила одна мысль. 4)
Употребляя существительные в различном
роде, меняется смысл. 5) Собравшись на
праздник, не забудьте купить трещотки
и бенгальские огни. 6) Приехав на
турбазу, было еще темно. 7) Поднявшись
еще раз на трибуну, аспирант нашего
факультета был встречен аплодисментами.
Крайне недисциплинированный, он был
отчислен, едва приступив к работе. 9)
Приходя домой, у Петра слипались глаза
от усталости. 10) Пообедав в студенческой
столовой, к ней подошел староста.
Задание
20. Прочитайте
предложения. Найдите в них
грамматико-стилистические ошибки и
отредактируйте.
1.
Глава администрации распределяет и
управляет имуществом и финансами.
2. Читать и конспектировать научную
литературу лучше всего по утрам. 3.
Новация стала объективно полезной,
так как она регламентировала и вносила
новый порядок во взаимоотношения
властных структур. 4. Уполномоченные
мэром органы самостоятельно образуют
и распоряжаются внебюджетными
фондами. 5. Рыночные отношения формируют
у производителей и потребителей
самостоятельность, заинтересованность
и ответственность за конечные результаты.
6. Для успешной защиты диссертации
необходимо составить и изучить
библиографию по своей теме. 7.
Левоцентристский блок пока не имеет
и очень нуждается в лидере. 8. Марксизм
утверждал, что государство будет отмирать
с исчезновением классов, поскольку оно
возникло в связи и в результате классового
раскола общества. 9. Научная работа
требует умелого подбора и изучения
фактов.
Тема
4. функциональные
стили
Задание
1.
Узнайте
стили по их характеристике.
1.
Логично (последовательно и аргументированно),
беспристрастно, точно (исключая
приблизительность) передается информация,
сообщаются знания.
2. Точно (исключая
двусмысленность), официально, по
общепринятому стандарту, в виде документа
излагается что-либо.
3.
Непринужденно, без особых забот о
литературной правильности речи выражается
личное отношение к чему-либо или
сообщается что-либо в процессе общения
людей.
4. Прямо и призывно,
с целью воздействия на читателя
(слушателя) выражается гражданская
позиция автора в связи с чем-либо.
5.
Опосредованно, через систему художественных
образов в отшлифованной форме речевого
произведения как вида словесного
искусства повествуется о чем-либо для
воздействия авторской поэтической
мыслью на читателя.
Задание
2.
Для каких
языковых стилей приведенные языковые
средства являются характерными (заполните
таблицу, помня, что одно и то же средство
может быть характерно для двух и даже
трех стилей).
Научный |
Деловой стиль |
Публицист. |
Разговорный |
Язык литературы |
Слова
и сочетания слов:
разговорные, профессиональные, термины,
канцеляризмы, общественно-политическая
лексика и фразеология, отвлеченные,
просторечные, слова в переносно-образных
значениях, слова в основных (понятийных)
значениях, книжные, диалектные, жаргонные,
созданные автором, междометные,
слова-сокращения, штампы, устаревшие,
заимствованные, неологизмы, стилистически
окрашенные, уменьшительно-ласкательные.
Предложения:
восклицательные, с обращением, с
однородными членами, с вводными словами,
с прямой речью, вопросительные,
побудительные, определенно-личные,
неопределенно-личные, безличные,
назывные, неполные, с обособленными
членами предложения, реплики, цитаты,
сложносочиненные, сложноподчиненные,
сложные бессоюзные, сложные предложения
с различными видами связи.
Задание
3. Замените
выражения книжного стиля нейтральными
вариантами:
1.
Футболисты французской команды уверенно
держали оборону. 2. Российские хоккеисты
в очередной раз потерпели поражение от
финнов. 3. В финальной игре корейская
команда взяла верх. 4. В Чемпионате мира
по футболу пальма первенства досталась
команде из Германии. 5. Этот профессор
читает лекции по современному
изобразительному искусству. 6. Мастерство
зодчих Древней Руси вызывает восхищение
у туристов из разных стран. 7. Я давно не
был в Музее изобразительных искусств
имени А.С.Пушкина. 8. Молодые супруги
решили провести отдых за границей. 9.
Профессору исполнилось семьдесят лет.
Юбиляру вручили ценный подарок. 10.
Сколько высших учебных заведений в
столице Вашей республики? 11. В России
среднее образование обязательно для
всех граждан, поэтому все люди должны
окончить среднее учебное заведение.
12. В новом районе города недостаточно
детских дошкольных учреждений.
Задание
4. Замените
выражения разговорного стиля нейтральными
вариантами.
1.
В Третьяковке собраны лучшие картины
русских художников. 2. – Сколько ей лет,
она выглядит так молодо? – Тридцать с
хвостиком. 3. – У тебя сегодня день
рожденья. Сколько тебе стукнуло? 4. Мне
не повезло, я провалился на вступительном
экзамене в университет. 5. Этот профессор
очень строгий, получить у него на экзамене
пятерку очень трудно. 6. – Ты знаешь, это
лучший студент на нашем курсе, у него в
зачетке одни пятерки, поэтому он получает
повышенную стипендию. 7. – Где ты обычно
занимаешься, когда готовишься к экзаменам?
– В читалке, там очень удобно; много
книг и очень тихо. 8. Мои родители окончили
медицинский. 9. На юридическом всегда
большой конкурс. 10. Учиться в
финансово-экономическом сейчас в России
очень престижно.
Задание
5.
К каким
стилям относятся данные жанры речи?
Заполните таблицу по образцу.
Книжный |
Разговорный |
Язык |
||
научный |
деловой |
публицист. |
||
тезисы |
протокол |
очерк |
реплика |
повесть |
Диссертация,
реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж,
поэма, повестка, заявление, акт, открытое
письмо, конспект, докладная, сопроводительное
письмо, обвинительное заключение,
диалог, басня, фраза, лозунг, листовка,
закон, постановление, анкета, характеристика,
ода, сказка, статья, заметка, объявление,
договор, указ, речь (выступление).
Задание
6.
Определите
стилистическую принадлежность
(официально-деловое, поэтическое,
специальное, просторечное, разговорное,
канцелярское) следующих слов и
фразеологизмов.
Претворить
в жизнь, труженики полей, ширь русской
земли, беззаветно преданные, обратиться
в суд, подать кассацию, дремучая глушь,
розыск лиц, отлынивать от работы, пагубно
сказаться на работе, творческая манера,
за короткий срок, автосамосвалы, пастушок,
дезинфекция, властвовать, серебряные
цепи снеговых вершин, ферромарганец,
ликование, диспут, приютиться, гипербола,
увертюра, казарма, заброшенный,
абстрактность, деваха, харч,
рыба, глухомань, обутка, тянуться,
партитура, чувство законной гордости,
спрыснуть, эфир, облака, стелющиеся у
подножия гор, забрезжил рассвет, озеленим
наши села, ядро кометы, надоесть, при
сем представляю исполнительный лист.
Задание
7.
Определите
стиль текста и его жанр. Выпишите слова
и сочетания слов, характерные для этого
стиля: обозначения людей по деловым
отношениям; названия операций
делопроизводства; названия учреждений
и организаций, документов, отвлеченных
понятий юридической сферы; собирательные
обозначения, совокупно называющие
группы, виды чего-либо. Уместно ли
довольно большое количество таких слов
в этом тексте? Почему?
Почему весь
текст состоит из одного предложения?
Можно ли расчленить его на большее число
предложений?
Если
ко времени рассмотрения дела должностное
лицо прекратит трудовые отношения с
организацией, работая в которой оно
издало с явным нарушением закона приказ
об увольнении или переводе работника
на другую работу либо задержало исполнение
решения суда или вышестоящего в порядке
подчиненности органа о восстановлении
на работе, суд вправе возложить на это
лицо материальную ответственность по
основаниям ст. 215 КЗоТ, поскольку
расторжение трудового договора не
освобождает от обязанности возместить
ущерб.
Кодекс
законов о труде
Задание
8.
О каком
стиле идет речь в статье академика Л.В.
Щербы1?
Проанализируйте содержание текста:
покажите, что его основной стилевой
чертой является логичность
(последовательность
в изложении, аргументированность каждого
вывода, положения).
Основная
разновидность канцелярского стиля
имеет своей задачей представить все
обстоятельства дела во всех их логических
взаимоотношениях вместе с выводом из
них в одном целом. Отсюда вытекает
культура сложных предложений по способу
подчинения в канцелярском стиле. И в
самом деле, подобным образом хорошо
построенные предложения дают возможность
читателю все сразу понять и сразу же
принять соответственное решение. Если
изложить содержание такого сложного
предложения в виде независимых друг от
друга элементов, то читателю потребуется
значительное количество времени и
энергии на то, чтобы свести эти элементы
в единое логическое целое и сделать
соответственные выводы.
Язык
законов требует прежде всего точности
и невозможности каких-либо кривотолков:
быстрота понимания не является уже в
таком случае исключительно важной, так
как заинтересованный человек безо
всякого понукания прочтет всякую статью
закона и два и три раза.
Задание
9.
Сравните два текста на одну тему,
предназначенные
для разных читателей: первый –
для специалистов по лингвистике
(собственно-научный стиль), второй –
для учащихся (научно-популярный стиль).
Определите основные различия в построении
этих текстов и в отборе языковых средств
–
лексических и грамматических. С какой
целью использовано сравнение во втором
тексте?
§180.
Не обусловленная фонологической позицией
закономерная мена фонем в алломорфах
одной и той же морфемы при слово- и
формообразовании называется чередованием
фонем (морфонологическим чередованием).
Так, чередованием является мена фонем
[к
–
ч],
[г
–
ж],
[х
–
ш]
перед суффиксом -к(а) в словах типа ру[к]а
–
ру[ч]ка,
но[г]а
–
но[ж]ка,
со [х]а
–
со[ш]ка.
Русская
грамматика
Звуки,
как вы знаете, чередуются: поскакал
–
поскачу.
Корень -скак-,
но он же и —скач-.
В одном слове такой, в другом –
почти такой же. Значение одинаковое и
там, и здесь. Но в одном звуке разница:
-скак-/-скач-…
Это и есть чередование. Итак:
Даны в языке два
слова.
И
у них корни –
с одним значением.
И звуки, из которых
корень, у них те же.
Значит, у них один
и тот же корень.
Но есть различие
в одном-двух звуках.
Звуки явно
принадлежат этим одинаковым корням.
Но
–
разные.
Тогда говорят:
чередуются эти звуки.
Говорят: это
чередование.
Бывает
в квартире –
все жильцы постоянные, а одна комната
сдается. То один в нее въедет, то другой.
А квартира-то, конечно, та же, только в
одной комнате жильцы чередуются.
М.
Панов. Занимательная орфография
Задание
10. Прочитайте
рекламу газеты «Комсомольская правда»,
обращенную к молодым читателям. Определите
ее стиль. Аргументируйте свой ответ.
Исправьте ошибки в образовании и употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
1. Вспомня решение совета, я предвидел долговременное заключение в тюремных стенах. 2. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 3. Так, готовясь к походу, проходили дни. 4. Кто-то прислушивался, притаясь изнутри и приложа ухо к двери. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить бенгальские огни. 6. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 7. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 8. И только присмотрясь внимательно, замечаешь в серых глазах мягкое, спокойное упрямство. 9. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 10. Заметя, что хозяйка внимательно прислушивается к его словам, он почувствовал себя просто и свободно. 11. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 12. «Этак и я могу…» – прибавил он хриплым голосом, уткнув лицо вперед и растопыря пальцы. 13. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 14. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.
Вспомнив решение совета, я предвидел долговременное заключение в тюремных стенах. 2. Прочитав вторично рукопись, я подумал, что она нуждается в серьезной доработке. 3. Так, пока мы готовились к походу, проходили дни. 4. Кто-то прислушивался, притаившись изнутри и приложив ухо к двери. 5. Собираясь на праздник, не забудьте купить бенгальские огни. 6. Торговый зал был очищен от людей, так как опасались, что рухнет потолок. 7. Будучи председателем комиссии, я принимал экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 8. И только присмотревшись внимательно, замечаешь в серых глазах мягкое, спокойное упрямство. 9 Когда . выяснили, что объем производства уменьшился, у нас возник вопрос о причине этого. 10. Заметив, что хозяйка внимательно прислушивается к его словам, он почувствовал себя просто и свободно. 11. Если употребить существительные в различном роде, меняется смысл. 12. «Этак и я могу… » – прибавил он хриплым голосом, уткнув лицо вперед и растопырив пальцы. 13. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, мы на основе формул выводим сжатие Земли. 14. Придавая большое значение методологии исследования, мы выполнили ряд экспериментов.
Исправьте ошибки в образовании и употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
1. Вспомня решение совета, я предвидел долговременное заключение в тюремных стенах. 2. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 3. Так, готовясь к походу, проходили дни. 4. Кто-то прислушивался, притаясь изнутри и приложа ухо к двери. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить бенгальские огни. 6. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 7. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 8. И только присмотрясь внимательно, замечаешь в серых глазах мягкое, спокойное упрямство. 9. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 10. Заметя, что хозяйка внимательно прислушивается к его словам, он почувствовал себя просто и свободно. 11. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 12. «Этак и я могу…» – прибавил он хриплым голосом, уткнув лицо вперед и растопыря пальцы. 13. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 14. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.
1. Образуйте формы 1-го и 2-го лица ед.ч., найдите и назовите различия в образовании форм каждого слова из данных пар. Чем различаются полученные формы?
Родиться1л родился, родились
2л родился, родились
Рождаться 1л рождаюсь, рождаемся
2л рождаешься, рождаетесь
зажигать 1л зажигаю, зажигаем
2л зажигаешь зажигаете
Зажечь 1л зажгу, зажжем
2л зажжешь, зажжете
выслать 1л вышлю, вышлем
2л вышлешь, вышлете
Высылать 1л высылаю, высылаем
2л высылаешь, высылаете
сослать-ссылать – у слов одинаковые формы 1ого и 2ого лица
Сослать 1л сошлю, сошлем
Каждые из образованных пар различаются временем.
2. Составьте предложения с глагольными формами, объясните, почему нельзя смешивать и взаимозаменять эти формы.
Спортсмены блещут талантами на олимпиаде
На небе блистают яркие звёзды
В этом случае, можно употреблять и ту, и другую форму, т.е они взаимозаменимы
внемлют – это устар. форма, поэтому нужно употреблять в определённом контексте
Ученики Пифагора внемлют его речам
Дочери внимают каждому слову матери
каплют – это устар. форма, поэтому нужно употреблять в определённом контексте
Дождь каплет на кровлю дома
Эти слова капают ей на нервы
страждут – это устар. форма, поэтому нужно употреблять в определённом контексте
И страждут озими от бешеной забавы. (Пушкин)
Люди страдают от любви
сыплют – это разговорное
Бабушка с дедушкой сыплют муку из мешка
Колхозники сыпят зерно на землю
В этом случае, можно употреблять и ту, и другую форму, т.е они взаимозаменимы
Люди чтят (чтут) память героев
3. Составьте предложения или мини-тексты, позволяющие определить видовое значение приведенных ниже глаголов.
Атаковать рыцаря им не удалось – несов.в
Им пришлось долго атаковать башню – сов.в
Использовать эту землю уже нельзя –сов.в
Мы уже не можем его использовать – несов.в
В мае жениться не советуют – несов.в
Они сильно волновались, поэтому жениться сегодня не смогли – сов.в
На площади сегодня его будут казнить – несов.в
Сказали, что его нужно казнить – сов.в
Ранить можно даже словом – сов.в
Ранить – значит причинять боль – несов.в
Не каждому суждено родиться под счастливой звездой – сов.в
Телеграфировать об этом будут сегодня – несов.в
Телеграфировать об этом надо было вчера – сов.в
4.Образуйте форму прошедшего времени. Отметьте глаголы, имеющие особенности в образовании данной формы.
5. Образуйте все возможные формы причастий. Образец: читать – читающий, читавший, читаемый, читанный, читан.
Лечить – лечащий – лечивший – леченный
Гнать – гонящий – гонявший – гоняемый
Лететь – летающий – летавший
Блистать – блистающий – блиставший – блистаемый
Петь – поющий – певший
6. Проанализируйте выражение залоговых значений в причастиях, устраните ошибки в их образовании и употреблении. Отредактируйте предложения.
1.Мы покажем вам кадры из нового фильма, снимающегося на киностудии «Мосфильм».
Мы покажем вам кадры из нового фильма, снятого на киностудии «Мосфильм»
2. Разместившись на острове, омываемом рукавами реки, выставка займет площадь 40 гектар.
3. Не оставляйте топящие печи без присмотра. Последнее важно для всех, но особенно для школ, больниц, детских учреждений, а также овощехранилищ.
Не оставляйте топящиеся печи без присмотра. Последнее важно для всех, но особенно для школ, больниц, детских учреждений, а также овощехранилищ.
4. Моряки, направляющиеся на судно, идущее в рейсы, выполняющиеся судами нашего пароходства, должны иметь возможность быстрого прохождения медкомиссии.
Моряки, направляющиеся на судно, идущее в рейсы, выполняемые судами нашего пароходства, должны иметь возможность быстрого прохождения медкомиссии
7. В предложениях определите субъект действия для сказуемого и для деепричастия. Объясните, в чем состоят ошибки в построении деепричастных оборотов; отредактируйте предложения
1.Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени.
Из-за занятий в секции, у мальчика оставалось мало времени.
2. Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется.
Я думаю, что по окончании института, моя мечта сбудется.
3. Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль.
Когда я слушал эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль.
4. Так, готовясь к походу, проходили дни.
В подготовке к походу проходили дни.
5. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл.
При употреблении существительных в различном роде меняется смысл.
8. Укажите стилистические недочеты и ошибки в употреблении наречий (немотивированное использование сниженного (устаревшего)варианта, плеонастические сочетания при употреблении степеней сравнения, просторечные их формы, неправильный выбор наречия и т.п..); исправьте их.
1. Это большая, дружная семья, воспитывающая восемь детей: самой старшей сестре еще не исполнилось 15 лет, а младшая – только почти родилась.
Это большая, дружная семья, воспитывающая восемь детей: старшей дочке еще не исполнилось 15 лет, а младшая – только родилась.
2. Новый метод оказался простее и экономичнее, но освоение его потребовало более лучше организовать нашу работу.
Новый метод оказался проще и экономичнее, но освоение его потребовало лучше организовать нашу работу.
просторечные формы и плеонастические сочетания
3. Никто в бригаде не может выполнить эту операцию ловчее, чем Нина Петровна
Никто в бригаде не может выполнить эту операцию лучше, чем Нина Петровна
неправильный выбор наречия
4. Вторая выкройка была выполнена несколько получше, но замечаний все же было еще многовато.
Вторая выкройка была выполнена несколько лучше, но замечаний все же было многовато.
5. К завтраму надо было сдавать работу, но на успешное ее завершение мы надеялись все менее.
К завтрашнему дню надо было сдавать работу, но на успешное ее завершение мы надеялись все менее.
9. Определите, от каких слов категории состояния возможно образование форм степеней сравнения и субъективной оценки. Образуйте эти формы, составьте с ними предложения.
1)В комнате стало светлее, когда он принес свечу. (сравн. степень от прил. «светлый»).
2) Под теплым пледом мне стало теплее и я перестал дрожать. (сравн. степень от прил. «теплый»).
3) Отцу виднее, как надо поступить. (Сравн. степень от прил. «видный»)
4) Он стоял дальше чем казалось на первый взгляд.. (сравн. Степень от прил. «далекий»)
5) От слова «жаль» не образуется.
6) Он молча смотрел на меня, но от этого взгляда мне стало еще страшнее (сравн. степень от прил. «страшный»).
10. Составьте и запишите предложения со словами
Ввиду засухи понесёт урон сельское хозяйство
в виду заморозков нужно позаботиться о теплолюбивых растениях
Вместо Димы, сегодня выступает Алёша
В место, где мы раньше встречались, я больше не хожу
Вроде всё хорошо, но всё равно что-то тревожит
В роде Ивановых были князья
Вследствие этого мы не можем выдать вам документ
В следствие по этому делу были внесены изменения
Мы идём навстречу ветру
Сегодня на встречу с директорами я не поиду.
Несмотря на сильный дождь, было тепло
Она переходит дорогу не смотря на движение вокруг
Стоять сбоку от стола
Контрольная работа по морфологии (часть вторая)
Источник статьи: http://www.bestreferat.ru/referat-274612.html
Adblock
detector
Название: Контрольная работа по Морфологии Раздел: Топики по английскому языку Тип: контрольная работа Добавлен 20:05:24 13 сентября 2011 Похожие работы Просмотров: 1050 Комментариев: 13 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |