Труд создает человеку радость ошибка

Перепишите исправленное предложение, устранив лексическую/грамматическую ошибку. Запишите номер соответствующей ошибки. Ошибки 1) неправильное употребление предлогов 2) неправильное построение предложение с причастным оборотом 3) неправильное употребление фразеологизмов 4) плеоназм 5) ошибки с

Пробники ЕГЭ

Математика,
Физика,
Информатика,
Химия,
Русский,
Обществознание,
Литература,
История,
Иностранные языки,
География,
Биология

22 августа 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

Задание по теме «Лексические и грамматические ошибки»

Перепишите исправленное предложение, устранив лексическую/грамматическую ошибку. Запишите номер соответствующей ошибки.

oshibki.doc
oshibki.pdf

Ошибки

1) неправильное употребление предлогов
2) неправильное построение предложение с причастным оборотом
3) неправильное употребление фразеологизмов
4) плеоназм
5) ошибки с паронимами
6) неправильное употребление устойчивых сочетаний
7) употребление слова в несвойственном ему значении
8) речевая недостаточность

Образец

Исходный вариант:

Муж Катерины был человеком безвольным, полностью подчинившийся матери.

Исправляем:

Муж Катерины был человеком безвольным, полностью подчинившимся матери. – ошибка 2.

Для учителя: в конце предложения указаны ответы

1. Его гуманность и человеколюбие известны всем.4
2. А сейчас все пойдет по своим делам.3
3. Люди начинают сеять урожай.6
4. Большое значение он оказал на развитие литературы.6
5. Вся страна от мала до великого поднялась на борьбу с врагом.3
6. Он никогда не откладывал дела в длинный ящик.3
7. Он шел с товарищем со школы.1
8. От утра до вечера он делает кораблики из бумаги.1
9. Вопреки отца он не стал жениться. 1
10. Его героизм проявился при бое с врагами.1
11. Погода была дождевая и пасмурная. 5
12. Через шум мотора не было слышно крика детей.1
13. Благодаря борьбы красноармейцев, мы выиграли войну.1
14. Чацкий является единственным персонажем из передовых людей, появившийся на сцене. 2
15. Труд создает человеку радость.6
16. Выступление актеров нас приятно шокировало.7
17. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.3
18. По тропинкам, ведущих к озеру, шли люди. 2
19. Матрешка – кукла-праздник, имевшая большую роль в развитии русской культуры. 6
20. Атмосферный воздух здесь великолепен! 4
21. В кабинете висели русские писатели. 8
22. Лермонтов впервые дебютировал со стихотворением «Смерть поэта».4
23. В классе у Марии Ивановны 40 учеников. И каждое утро 40 внимательных глаз смотрят на учительницу. 4
24. В комплекте с инструментом шел гарантированный талон. 5
25. Погруженная Татьяна в свои мысли не решается поговорить с Евгением. 2
26. Меня поражает изумительная жадность Плюшкина.7
27. Гоголь много описывает о похождениях Чичикова.1
28. У него сразу вспотели ладони рук. 4

Автор: Капустина В.А.

«Речевые ошибки и их предупреждение»
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

В презентация «Речевые ошибки и их предупреждение» использован материал пособия Сергеева Ф.П. Презентация будет полезна учителям-словесникам для квалифицированного анализа речевых погрешностей и предупреждения их в сочинениях и изложениях учащихся.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_rechevye_oshibki_i_ikh_preduprezh.pptx 2.69 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МКОУ Николаевская СОШ ТЕМА: РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Учитель русского языка и литературы Полякова Т.А. Николаевка 2014 г..

МКОУ Николаевская СОШ ТЕМА: РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Учитель русского языка и литературы Полякова Т.А. Николаевка 2014 г..

ВИДЫ НОРМ Норма — центральное понятие учения о правильности речи и о ее культуре.

Нормы словоупотребления /употребление слов в соответствии с присущими им значениями, с учетом возможной сочетаемости с другими словами/. Нормы словоупотребления фиксируются в толковых словарях и закрепляются совокупностью правил, которые даются в вводных статьях к этим словарям. Лексические нормы Употребления устойчивых оборотов, имеющих, подобно словам, свою семантику и характеризующихся постоянством состава их компонентов. О фразеологических нормах можно справиться во фразеологических словарях Фразеологические нормы Употребление производных слов, в которых в период их появления произошло избирательное присоединение к производящим основам словообразовательных морфем Словообразовательные нормы Употребление устойчивых оборотов, имеющих свою семантику и характеризующихся постоянством их компонентов. Фразеологические нормы Общепринятое и обязательное употребление форм слов и синтаксических конструкций. Грамматические нормы Правила орфографии, правила написания слов. Орфографические нормы Правила пунктуации, правила постановки знаков препинания. Пунктуационные нормы Литературное произношение слов и их форм Орфоэпические нормы Целесообразное и уместное использование в речи /в том или ином стиле речи/ языковых средств. Стилистические норма

ХАРАКТЕРИСТИКА ОШИБОК В ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ УЧАЩИХСЯ

НЕСООТВЕТСТВИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ТЕМЕ Тема – тезис (главная мысль выражена в самом названии). Тема со скрытым главным тезисом (ученик в процессе анализа литературно художественных фактов выразить основной тезис).

НАРУШЕНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ Фактические ошибки: 1) ошибки в датах жизни и деятельности писателей, написания произведений, месте рождения писателя и т.д.: Пьеса «На дне» написана в 1912 году; Тургенев родился в 1905 году в Ясной Поляне; 2) смешение эпох, авторов, названий произведений: Фонвизин в комедии » Недоросль» описал забитость и тупость капиталистов ; Критическая статья «Луч света. » написана Белинским; 3) искажение фактов, описанных в произведениях: В основе взглядов Базарова были передовые идеи Чернышевского; Старуха Изергилъ — революционерка, рвется к свободе; 4) гиперболическое, преувеличенное освещение фактов: Грибо¬едов раскрыл все черты самодержавия XIX века и т.п.; 5) искажения в цитировании стихотворных строк: Онегин слег¬ка (?) манжурку (?) танцевал; Ярем он с барщиной (?) старинной с (?) оброком легким заменил. При передаче отрывка произведения своими словами ученики нередко неумело или неудачно перефразируют слова текста: Поэт вспоминает чудное мгновенье, когда перед ним явилась она (А.П. Керн), как мимолетное виденье, он называет ее » гением чистой красоты».

НАРУШЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ 1) Отсутствие логической связи между предложениями или частями предложения: Речь Базарова насыщена пословицами и поговоркоми . Базаров был лекарь и лечил крестьян бесплатно. Базаров отрицал искусство; Рахметов отличается выдержкой, смелостью ума, хотя спал он не более четырех часов в сутки; 2) в противоречиях и двусмыслицах. Ср.: В отрыве от народных масс передовое дворянство было бессильным. Результатом этого (?) явилось восстание декабрис¬тов ; Тургенев показал » нового человека «, разночинца с передовыми взглядами. Но Базаров отрицал искусство, литературу, науку. Это отрицание было несвойственно революционерам-разночинцам. Образ Базарова был типичен; 3) в бездоказательности (или неправильной доказательности).

— неточность употребления; — нарушение лексической сочетаемости слов; — ошибки в употреблении фразеологизмов; — нарушение стилевого единства текста; — погрешности, ослабляющие выразительность текста; — однообразие словаря, нарушение благозвучия ЛЕКСИЧЕСКИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ

Характеристика типичных Лексических ошибок

Употребление того или иного слова в значении, ему не свойственном или не подходящем к данному контексту 1. Чацкий особенно глубоко выступает против крепостников (вместо страстно ); Грибоедов изобразил в комедии разложение дворянского класса на два лагеря (вместо расслоение); Чацкий не одинок > у него много сообщников ( вместо единомышленников). Наблюдаются случаи ошибочного употребления иноязычных слов:72 апреля весь мир потрясла величайшая ассоциация ( вместо сенсация ); Фамусов действует по лозунгу : «подписано, так с плеч долой» ( вместо по принципу ). Ошибки, вызванные смешением в употреблении паронимов Алеша безропотно переносил все тяжести жизни ( вместо тяготы ); Онегин ведет праздничный образ жизни ( вместо праздный ); Бакенбарды у Базарова были песчаного цвета (вместо песочного). Употребление лишних слов (плеоназмы). Плеоназмы различны по структуре. Среди них выделяются: а) сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых учеником как обозначения разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и ругательства; б) сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключенное в существительном: Наступил темный мрак в) сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помнили и не забывали его советов; г) сочетание двух однозначных ( синонимичных ) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой каморке’, д) сочетание глагола и наречия: Враги приближались все ближе.

Лексические анахронизмы Печорин получил путевку на Кавказ; Чацкий поехал в командировку за границу; Простакова била домработниц; Однажды Чичикова сняли с работы; Павел достал дефицитную в то время гармошку. Употребление омонимов и многозначных слов, приводящих к двусмысленности, нелепости Готовясь к экзаменам, я перечитала все книги (( прочитала повторно или прочитала все подряд? ); Павел и его друзья сели за стол и стали разбирать прочитанные книги (приводить в порядок? анализировать? брать себе?): Она никак не управляла домом ( жильцами дома? семьей? хозяйством своей семьи?). Нарушение лексической сочетаемости слов Смысло­вая несовместимости ( ср.: мякиш тишины ); в силу их грамматической природы (например, прилага­тельные не вступают в связь с глаголами или наречиями, не соединяются с числительными и т.п.); из-за лексических особенностей (слова не вступают в связи друг с другом, хотя и обозначают соединимые понятия; ср.: можно сказать глубокая старость, глубокая зима, но нельзя — глубокая юность, глубокая весна).

Ошибки в употреблении фразеологизмов Вся страна от малого до великого поднялась на борьбу с врагом (вместо от мала до велика); Книга — оружие с неграмотностью (вместо Книга — оружие в борьбе с неграмотностью); Он никогда не откладывал дела в длинный ящик (вместо долгий ящик ). Имеются случаи искажения пословиц и поговорок: Честь сберегают смолоду; Рукой руку моют; Из огня да из полымя; Басни со­ловья не кормят. Нарушение стилевого единства 1. Но как могла понять Печорина, жизнь которого проходила в борьбе с собой и светом, эта светская дамочка, искренне преданная идеалам общества ? 2. Ноздрев, когда играл с Чичиковым в шашки, хотел обвести его вокруг пальца. В первом предложении слово дамочка и во втором -фразеологизм обвести вокруг пальца являются неуместными потому, что, будучи разговорными, разрушают единство стиля контекста Неправильное употребление уча­щимися выразительных и изобразительных средств художественной речи. . 1) неудачные эпитеты: Читателя поражает изумительная жадностъ Плюшкина; Татьяна отличалась бесконечной честностью. Плохо согласованы друг с другом и тройные эпитеты: Раздался глубочайщий , громкий, оглушительный удар грома; У Чапаева была железная, непреклонная, безответная воля: 2) неудачные и неуместные метафоры: Перед нами встает тра­гическая судьба людей, задавленных тяжелым утюгом жизни: Любовь Анны к Вронскому уже не сияла красотою и счастьем, а теперь она до­горала и лишь только умирает и теплится: 3) не всегда удачные сравнения: Дом Кабановых — это одно и то же, что и могила: Ксения Ивановна такая же добрая, простая, скромная. как ее комната: 4) безвкусные и неудачные гиперболы: Кутузов — гений челове­чества: Анна и Катерина — люди бесконечной честности.

Канцеляризмы Имеют место и другие подвиги партизан; Ниловна бросает все силы на то, чтобы продолжить дело сына; В мое распоряжение перешла библиотека отца. Речевые штампы На данном этапе, в данный отрезок времени, на сегодняшний день, подчеркнуть со всей остротой, поднять на долж­ный уровень, в данный момент, целиком и полностью, в общем и целом Нарушение благозвучия Неблагозвучие (какофонию) порождает: 1. Случайное скопление, ненужное нагромождение шипящих и свистящих звуков: Тяжело жилось женщине в доме мужа. 2. Скопление в словах гласных или согласных звуков: А у Андрея Болконского мы отмечаем такие черты характера. 3. Стечения одинаковых слогов в рядом стоящих словах: Он ру­чался за этого человека, как за друга, 4. Случайное созвучие, рифмующиеся слова или слоги в проза­ическом тексте: И мать начинает понимать, почему так изменилось поведение сына. К явлениям неблагозвучия относится и многократное повторе­ние отдельных слов в речи ( в том числе фамилий писателей, героев произведений и т.д.).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НЕДОЧЕТОВ

Словарная работа 1 . Составьте предложения с данными словами. Доверие, дарование, удовлетворение, достижения, обязатель­ства, покров, сочувствие, сожаление, жалость, культурный, грамот­ный, жюри. 2. Выясните значение слов при помощи толкового словаря. Единомышленник, соратник, сообщник, подчиненный, суще­ствование, сосуществование, смертный, смертельный, владеть, обла­дать, закоренелый, соотечественник. 3. Подберите синонимы к словам. Бранить, безграничный, любоваться, восхищаться, рассеянный, сообщение, тайна, праздный, праздничный. Для справок: ругать, беспредельный, восхищаться, вос­торгаться, невнимательный, известие, загадка, бездельный, торже­ственный. 4. Замените иноязычные слова русскими. Аналогия, абстрактный, гипотеза, декрет, ресурсы, архитектор. Для справок: сходство, отвлеченный, предположение, указ, средства, зодчий. Учащимся 9-11 классов можно предложить такие упражнения: 1. Составьте предложения, употребив в них данные слова. Взгляды (прогрессивные, консервативные), мнения, кругозор, мировоззрение, поглотиться, вращаться, общаться, самосознание, самолюбие, себялюбие. 2. Запомните правописание слов. Используйте некоторые из них при характеристике Татьяны Лариной. Безыскусственность, гармоничная натура, отчужденность, предрассудок, самобытность, самообладание, самоотверженность, своенравный, своеобразие, суеверие, сентиментальный роман, цель­ная натура.

Исправьте ошибки в предложениях На одно мгновение мальчики забылись. 2 . Печорин обладает талантом творческого доверия. 3 . У Базарова нет сообщников. 4 . Па­вел видел в Саше соотечественника по борьбе. 5 . Грибоедов хорошо разбирает нам образ Чацкого. 6 . К Павлу стали обращаться с уваже­нием. 7. Перед нами возникает мещанская семья. Длясправок : растерялись, дарования, единомышленников, соратник, раскрывает, относиться, предстает. Работа над паронимами 1. Объясните значение созвучных слов. Адресат — адресант, абонент — абонемент, дипломат -дипломант, искусный — искусственный, континент — контингент, материальный — материалистический, практик — практикант, фабрикант — фабрикат. 2 . Подберите к каждому прилагательному существительное; суффиксы в прилагательных подчеркните. Бережный — бережливый, деловой — деловитый, идеальный -идеалистический, классный — классовый, обидный • обидчивый, понятный — понятливый, практический — практичный, реальный -реалистический, соседний — соседский, скрытый — скрытный, сытый -сытный, фамильный — фамильярный, фронтовой — фронтальный, эффектный — эффективный. Исправьте недочеты в следующих предложениях. Пушкин выразил характеры людей того времени. 2 . Фон­визин изображает свои взгляды в критических статьях . 3. Простакова груба со своими придворными . 4 . Узнав, что крепостница Палашка заболела, она приходит в ярость. 5.Умственное ограничение Коробочки. 6 . Онегин вел паразитический образ жизни. 7 . Народ тер­пел двойственный гнет. 8 . Тургенев завоевал мировую призна­тельность.

Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их. Она поборола боязнь и страх. 2 . Манилов много думал и размышлял. 3 . Вскоре он воротился обратно. 4 . Она очень с великой любовью полюбила Бориса. 5 . Он негодовал от возмущения. 6.,Светило огненное, как огонь солнце». 7 . Они проявили свою ини­циативу. Исправьте предложения , избежав повторений 1. Герасим пошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5.Потом он пришел к реке. Потом увидел плот. 6, На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять. Приведите возможные Варианты исправления ошибок в пред­ложениях. Островский решил изобразить образ молодого человека, своего современника. 2. Черты характера, характерные для врагов. 3 . Какие ошибки допустил Толстой в изображении образа Платона Каратаева? 4 . Для него характерны те черты, которыми характеризовались новые люди.

Речевые ошибки и их предупреждение на уроках русского языка

Речевые ошибки и их предупреждение на уроках русского языка.
В речевой практике нормой считается употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Существуют нормы лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические. Орфоэпические (произносительные)

Нарушение тех или иных литературных норм квалифицируются как речевые ошибки (в широком смысле слова). Каждая разновидность этих ошибок характеризуется прямой связью с соответствующими нормами. В «Нормах оценки знаний, умений, навыков учащихся 5-11 классов по русскому языку» выделяются 5 типов ошибок:

Ошибки в содержании изложения и сочинения Речевые ошибки (недочёты) Грамматические Орфографические Пунктуационные

Выбирая тему самообразования «Речевые ошибки и их предупреждение на уроках русского языка», я ставила перед собой задачу не только расширить словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемые богатства русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатствами устной и письменной речи, повышение культуры учащихся.

Анализируя типичные ошибки в содержании изложений и сочинений, в речевом оформлении высказываний, грамматические, пунктуационные ошибки,

    выясняю основные причины, порождающие эти ошибки указываю пути их исправления провожу специальные формы работы по обогащению активного словаря учащихся и предупреждению ошибок на занятиях по русскому языку и литературе в 5-11 классах

Считаю, что такая работа полезна для учащихся: учитываю разнообразные отклонения от норм литературного языка, при создании своих речевых произведений учащиеся будут осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций.

Школьная практика знает многие приёмы исправления ошибок разных типов в сочинениях и изложениях. Можно представить некоторые пути анализа ошибок, выбранных мною.

Анализ и затем исправление ошибок складывается из 4 последовательных и взаимосвязанных действий и этапов:

чтение высказывания с ошибкой анализ допущенной ошибки выбор правильного варианта выписывание всего предложения в новой редакции

1 этап. Зачитывается предложение из школьного сочинения, содержащее речевой недочёт или грамматическую ошибку, даётся возможность учащимся заметить эту ошибку. Так, в предложении Горький в начале романа описывает о жизни рабочих слободки – они находят неточность в сочетании слов описывает о жизни.

2 этап. Учащиеся анализируют ошибку – объясняют её, раскрывают сущность (здесь ошибка на глагольное управление: глагол описывать требует существительного в винительном падеже без предлога описывать жизнь; ошибка возникла под влиянием предложной конструкции говорить (рассказывать) о жизни…

3 этап. Выбор правильного варианта (описывает жизнь или рассказывает, повествует о жизни).

4 этап. Предложение выписывается с новой строки в исправленном виде.

Письменный анализ речевой или грамматической ошибки с её исправлением выполняется кратко, строго по форме. В тетради он имеет такой вид: он поразил Татьяну взыскательными манерами. Неправильно применено слово взыскательными (смешение слов близких по звучанию – взыскательный и изысканный). Правильный вариант: изысканными. Редакция: Он поразил Татьяну изысканными манерами.

Как известно, в предложении может быть не одна, а несколько ошибок. В этом случае ошибка анализируется и снабжается вариантом правки особо. Затем даётся общая редакция предложения: Образ главного героя показал большое воспитательное влияние для молодёжи.

Показать влияние – нарушено устойчивое словосочетание. Правильно: оказать влияние. Влияние для молодёжи – неправильное управление. Правильно: влияние на молодёжь.

Редакция: Образ главного героя оказал большое воспитательное влияние на молодёжь.

В случае, если речевой недочёт образуют несколько слов (обычно это тавтология), то осуществляется правка всей фразы в целом: замену повторяющихся однокоренных слов проводим путём подбора или разнокоренных синонимов, или слов, не являющихся синонимами, но имеющую общую содержательную сторону предложения. Например, в высказывании: Приступая к написанию поэмы, Маяковский писал, что её очень трудно писать, чтобы избежать тавтологии, модно употребить вместо к написанию – к работе, вместо писал – отмечал.

Редакция: Приступая к работе над поэмой, Маяковский отмечал, что её очень трудно писать.

Осуществляя правку предложения, необходимо обратить внимание учащихся на ошибку, устранение которой ещё не делает конструкцию отвечающей литературным нормам. Но и оставлять эту ошибку незамеченной не следует. Сравните: Чтобы лучше понять поэта-бунтаря, обратим внимание к тексту его произведений; в сочетании обратим внимание – ошибка в управлении; следует: обратим внимание на текст. Но оборот — обратим внимание — неправильно применён в данном предложении: здесь требуется глагол обратимся (к…).

Редакция: Чтобы лучше понять поэта-бунтаря, обратимся к тексту его произведений.

Бывает так, что проведена правка одних ошибок и не замечена другая. В таких случаях необходимо тщательно проверять отредактированный текст. Сравните: Несмотря что Онегин и Печорин живут в разных эпохах, у них было много общего. Исправили ошибку на употребление составного союза несмотря на то что – и падежной формы – они живут в разные эпохи. Но не заметили нарушение употребления временных форм сказуемых в сложноподчинённом предложении; следует: жили, было.

Для анализа в классе отбираются наиболее типичные и сложные ошибки; одни из них подлежат письменному исправлению по схеме; другие – комментируются устно учащимися. Индивидуальные ошибки ученики (каждый в своём сочинении)

Исправляют и объясняют, чаще всего, дома, а также выполняю специальные задания (Приложение 1).

При наличии в предложении двух и более ошибок подчёркивается и делается условная пометка на полях лишь одной из них; замечанием «См.» и «Найди другую ошибку» данная пометка побуждает ученика обнаружить другую ошибку самостоятельно. К самостоятельной правке отмеченных ошибок своего сочинения ученик переходит лишь после достаточного овладения логическими операциями описанной схемы и практического ознакомления с наиболее распространёнными разновидностями речевых и грамматических ошибок. Сильному ученику предлагается исправить на отдельном листе ошибки, допущенные в сочинении или изложении слабым учащимся, и обосновать свою правку.

Такой анализ типичных речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях и изложениях учащихся позволяет учителю лучше разобраться в отклонениях от литературных норм в устной и письменной речи учащихся. Описанные приёмы устранения погрешностей приучает школьников, особенно старших классов, вдумываться в отбираемый ими материал для конструирования предложений, разбираться в способах построения предложений.

Использование лексико-грамматического материала для работы по предупреждению речевых и других видов ошибок в связи с изучением русского языка и литературы приносит огромную пользу. Так, тренировочные упражнения по лексике направлены на обогащение активного словаря учащихся. Материалы к разделам словообразования и морфологии даёт возможность вдумчиво относиться к образованию и выбору грамматических форм. Упражнения к разделам синтаксиса способствуют развитию у учащихся языкового чутья при конструировании высказываний.

При планировании уроков предусматривается проведение работ по стилистике почти на каждом занятии, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения. Лозунг уроков: «Языку мы учимся и должны учиться непременно до последних дней своей жизни».

Объясните значение паронимов (созвучных слов).

Адресат – адресант, абонент – абонемент, дипломат – дипломант, искусный – искусственный, континент – контингент, материальный – материалистический, практик – практикант, факультативный — факультетский, фабрикант – фабрикат, яблочный – яблоневый.

Составьте словосочетание с глаголами, управляющими двумя падежами.

Вооружать (кого? чем?), выразить (что? чем?), доверять (что? кому?), запечатлеть (что? в чём?), известить (кого? о чём?), нарушать (что? чему?), поздравить (кого? с чем?) познакомить (кого? с кем?).

Найдите и исправьте тавтологию, плеоназмы (ненужные уточняющие слова).

Наружная внешность героини «Лёгкого дыхания» очень привлекательна. Ведущим лейтмотивом рассказа является мысль о неоправданности претензий на мировое господство. Господин из Сан-Франциско, мечтающий о возможности быть господином над другими, целеустремлённо стремится к своей цели. Будущая перспектива приятно будоражила сознание.

Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

На одно мгновение мальчики забылись. Печорин обладал талантом творческого доверия. У Базарова нет сообщников. Павел видел в Саше соотечественника по борьбе. Грибоедов хорошо разбирает образ Чацкого. К Павлу стали обращаться с уважением. Перед нами возникает мещанская семья.

Д л я с п р а в о к:растерялись. Дарования, единомышленников, соратник, раскрывает, относиться, предстоит.

Исправьте недочёты в предложениях.

Она поборола боязнь и страх. Манилов много думал и размышлял. Вскоре он воротился обратно. Она негодовала от возмущения. Она очень с великой любовью полюбила Бориса. Светило огненное, как огонь солнце. Они проявили свою инициативу.

Исправьте предложения, избежав повторений.

Герасим пошёл к реке и увидел в воде щенка. Герасим взял его и принёс домой. Ребята проснулись рано и задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. Потом он пошёл к реке. Потом увидел плот. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.

Приведите возможные варианты исправления ошибок в предложениях.

Островский решил изобразить образ молодого человека, своего современника. Черты характера, характерные для врагов, были описаны писателем. Какие ошибки допустил Толстой в изображении образа Платона Каратаева? Для него характерны те черты, которыми характеризовались новые люди.

В приведённых предложениях найдите нарушения сочетаний слов. Исправьте ошибки.

Пьеса «На дне» произвела большой резонанс на читателей. Молчалин поставил перед собой задачу составить карьеру. Постановки пьесы «На дне» заняла у зрителей большой успех. Фашисты расчесали лес. Ода «Вольность» оказала большое значение.

Д л я с п р а в о к: произвела большое впечатление или вызвала резонанс у читателей (в читательских кругах0, сделать, имела, прочесали, имела.

Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении. Запишите предложения в исправленном виде.

Стукнул по голове волка Яша. Беззаветную стойкость показали в непрерывных боях моряки. Каждый вечер рассказывала мать дочери сказки. Он подыскивал надёжного себе помощника. Негодование народа всё усиливалось против поработителей. Партизаны вагоны пустили под откос с гитлеровскими солдатами. Враг был отброшен и разбит от границы нашего государства.

Найдите в предложениях ошибки. Исправьте их.

В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся мастерами. Мы встретили много народу, гуляемого в парке. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом в войне. Он сделал очень много для своего народа, отдавший свою жизнь служению ему.

Лексические нормы литературного языка

Лексические нормы регулируют употребление и сочетание слов. Среди лексических ошибок можно выделить: неточное употребление слова, нарушение лексической сочетаемости, ошибки в употреблении фразеологизмов. Наиболее часто слово употребляется в значении, ему не свойственном. Чацкий особенно глубоко выступает против крепостников (вместо страстно); Грибоедов изобразил в комедии разложение дворянского класса на два лагеря (вместо расслоение). Часто в несвойственном им значении употребляются иноязычные слова: Фамусов действовал по лозунгу: подписано и с плеч долой (принципу). Иногда происходит смешение слов, близких по звучанию: Онегин вел праздничный (праздный) образ жизни; Бакенбарды у Базарова были песчаного (песочного) цвета.

Употребление слов не должно быть излишним. Нельзя соединять слова близкие по значению, или различающиеся несущественными оттенками значения: Базаров был несколько резковат ( лишнее несколько); Слышалась брань и ругательства; Наступил темный мрак; Раскольников жил в небольшой маленькой каморке.

Употребление слов должно соответствовать эпохе: Печорин получил путевку на Кавказ; Простакова била домработниц; Однажды Чичикова сняли с работы.

Для правильного употребления слов в речи необходимо не только знать их точное значение, но и учитывать особенности лексической сочетаемости слов, т.е. их способность соединяться друг с другом. Соединение слов может быть невозможным из-за смысловой несовместимости (мякиш тишины, обедать потолок), в силу их грамматической природы (прилагательные не вступают в связь с глаголами или наречиями), из-за лексических особенностей (можно сказать глубокая старость, но глубокая юность). Кроме того, соединение слов в словосочетании может наталкиваться на ограничения, регулируемые стилистическими законами (тщетно артачиться).

В русском языке существует два типа сочетаемости: свободная и связанная. Слова со свободным значением имеют широкие связи с другими словами, слова со связанным значением имеют ограниченную сочетаемость, (злость берет, охота берет, страх берет, но нельзя радость берет, удовольствие берет, наслаждение берет) Можно сказать одержать победу, одержать верх, но нельзя одержать успех, одержать хороший результат. Часто слова со свободной сочетаемостью соединяются со словами со связанной. Поэтому возникают ошибки: Скоро колхозники будут сажать ячмень, пшеницу, просо и другие культурные растения. В русском языке существуют нормы сочетаемости: сеять яровые, озимые, рожь; выращивать, ожидать, собирать урожай; (исправьте ошибки: Я узнал, когда и как пропалывают землю; Труд создает человеку радость- приносит, доставляет).

Кроме лексической сочетаемости необходимо соблюдать принцип стилистического единства. Стилевое единство речи создается за счет отбора языковых единиц в соответствии с задачей высказывания. Стилистические ошибки заключаются в нарушении единства стиля: Но как могла понять Печорина, жизнь которого проходила в борьбе с собой и светом, эта светская дамочка, искренне преданная идеалам общества? Просторечные слова из-за некоторой грубости стоят за пределами литературного языка: Татьяна поглощена своей любовью, не болтает о ней; Мы с папой крутили пластинки; Они не стыдятся никаких способов, чтобы получить выше чин, подлизываются и даже бьют головой об пол. Ошибки в употреблении фразеологизмов заключаются в основном в искажении состава, в неудачном построении словосочетаний по образцу известных оборотов: Вся страна от малого до великого поднялась на борьбу с врагом; Книга- оружие с неграмотностью; Он никогда не откладывал дела в длинный ящик.

Задания на закрепление темы «лексические нормы русского языка».

  • 1. Исправьте ошибки в предложениях:
  • 1) На одно мгновение мальчики забылись. 2) Печорин обладает талантом творческого доверия. 3) У Базарова нет сообщников. 4) Павел видел в Саше соотечественника по борьбе. 5) Грибоедов хорошо разбирает нам образ Чацкого 6) К Павлу стали обращаться с уважением. 7) Перед нами возникает мещанская семья.

Для справок: растерялись, дарование, единомышленников, соратник, раскрывает, относиться, предстает.

  • 2. Исправьте недочеты в следующих предложениях:
  • 1) Пушкин выразил характеры людей того времени. 2) Фонвизин изображает свои взгляды в критических статьях. 3) Простакова груба со своими придворными. 4) Узнав, что крепостница Палашка заболела, она приходит в ярость. 5) Умственное ограничение Коробочки. 6) Онегин вел паразитический образ жизни. 7) Народ терпел двойственный гнет. 8) Тургенев завоевал мировую признательность. 9) Она поборола боязнь и страх. 10) Манилов много думал и размышлял. 11) Вскоре он воротился обратно. 12) Она с великой любовью полюбила Бориса. 13) Он негодовал от возмущения. 14) Светило огненное, как огонь солнце.
  • 2. Найдите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов: 1) Раненый только под утро вошел в себя. 2) Он не пускал туман в глаза. 3) А ведь и тут зарыт секрет самовоспитания в коллективе. 4) Базаров работал не складая рук. 5) Он не откладывал дела в долгий ящик. 6) Прошел взад и вперед свою страну.

источники:

http://pandia.ru/text/80/601/48240.php

http://m.studref.com/418432/literatura/leksicheskie_normy_literaturnogo_yazyka

Многие стороны жизни требуют от человека умения трудиться. Например, общение с другими людьми – это уже труд. Как приучить ребенка к труду? Об этом мы беседуем со старшим духовником Московской епархии протоиереем Валерианом Кречетовым.

– Отец Валериан, наверное, мы не ошибемся, сказав, что труд в жизни каждого человека и в жизни общества в целом имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. Скажите, пожалуйста, взаимосвязаны ли труд обычный, земной, и труд духовный?

– Начнем с того, что Господь – Творец мира и человека. Больше того, человек создан по Его образу и по подобию. Господь взял персть от земли, сотворил человека и вдунул в него душу живую, дух жизни. Человек был сотворен сразу взрослым, и тело его было совершенно. Так как в основе видимого мира было положено земное, плоть, то возрастание души человека не могло происходить без телесного труда. «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Так что труд человеческий был заповедан как необходимое условие для жизни человека на земле.

Собственно, этим человечество и занимается на протяжении всей истории своего существования. Растения, приносящие плоды, которые были рассеяны повсюду, человеку хочется собрать в одном месте: он делает посевы, грядки. Поскольку Господь Сам творил видимый мир от простого к сложному, то и человеку, сотворенному по Своему подобию, Он дал возможность творчества: например, из диких яблонь человек научился культивировать самые разнообразные садовые сорта.

И вот еще один важный момент. Бог есть любовь, и Он хочет, чтобы Его любовь распространялась на творение, чтобы все сотворенные существа могли воспринимать ее. Поэтому в основе всей человеческой жизни лежит любовь. В раю была только любовь – смерти не было. А свойство любви таково, что без проявления себя, без деятельности она не может существовать, без этого она погибает. Вот почему любовь и дела любви всегда связаны, вот почему мы говорим: «Свидетельство любви – дела». А дела – это труд, поэтому совершенствование, возрастание без труда невозможно. И именно поэтому труд был заповедан даже безгрешным первозданным людям.

Другое дело, что преступление человеком заповеди воздержания обусловило кардинальные изменения во всем. Труд после грехопадения стал некоторым наказанием, земля стала взращивать волчцы и тернии. Теперь нужно было полоть сорняки, бороться с вредителями – в раю ничего этого не было.

Мы подошли к труду духовному – к молитве. В раю человеку была дана заповедь воздержания для того, чтобы он укреплял свою волю в добре. Человек преступил, нарушил эту заповедь, и воля его склонилась к злу. Поэтому с тех пор, как напоминание человеку о его непослушании Творцу, труд стал тяготой, которая, однако, при духовном к нему отношении облегчается: бремя становится легким. Почему молящиеся люди в труде не ропщут, не раздражаются? Труд молитвой облегчается. Почему сейчас для многих труд стал чуть ли не непосильным бременем? Потому что их духовное состояние плачевно.

– Получается, что всякий труд может быть творческим и всегда имеет духовную составляющую, и нет труда бесполезного, бессмысленного?

– Любой труд должен быть творческим, потому что человек создан по образу Творца. Примеры святых показывают, что физический труд – необходимый элемент жизни, а точнее низшая ступень, подводящая к духовному, возводящая на высшие ступени. Потому святые иногда песок таскали, камни перекладывали, заставляя тело подчиняться душе. И, конечно, пост телесный – воздержание плоти, помогает духовному, они переплетаются. Как тело и душа переплетены непостижимым образом, так телесное и духовное соединены между собой: совершается телесное – что-то происходит с душой, и наоборот. Немощствует тело – немощствует и душа; немощствует душа – сохнет тело.

Труд – необходимое условие духовного возрастания, без которого человек не может жить – мышцы атрофируются, а душа мертвеет.

– Вы сказали, что Адам был создан в совершенном теле, а младенец рождается в слабом? С какого возраста надо приучать его к труду?

– Дело в том, что труд начинается уже с рождения человека. У новорожденного появляется потребность в еде, грудное вскармливание для него труд, он потеет, трудится. При этом у младенца вырабатывается терпение, особенно если его не кормят беспорядочно, если есть режим. Правда, у нас теперь чуть ребенок пикнет, к нему бросаются и исполняют все его прихоти.

Сама жизнь свидетельствует: очень редко нужно спешить исполнять желание ребенка, даже грудного. Я не имею в виду, когда он болеет и поэтому надрывается, плачет. Но он часто проявляет характер, вполне понимая, что вот сейчас крякнул, вякнул – тут же прибегут, тут же принесут. Ну, так он и кричит, пока не дадут желаемое. Я часто вижу семьи, где ребенок, как повелитель, вокруг которого все пляшут. Такая избалованность и есть отсутствие труда родителей по воспитанию к воздержанию.

– Получается, что младенец уже в своем младенчестве начинает духовно трудиться?

– Первая заповедь, которая человеку была дана, заповедь труда – возделывать рай и хранить его. Вторая заповедь духовная – пост, воздержание: хочется телу, а душа говорит: нет, нельзя этого. Адаму, сотворенному телесно взрослым, первой была дана телесная заповедь, а затем и духовная. Младенцу, рожденному в немощном теле, – сначала духовное, а затем телесное! Он хочет – а ему не дают, это труд терпения, воздержания! Родителям, конечно, нужно следить за тем, чтобы у младенца не было надрыва, но важно знать, что ребенок начинает раздражаться очень рано.

Будем помнить, что один из первых и последних моментов духовного труда – это сдерживание гнева, раздражения. И младенец, и взрослый, и даже старый могут раздражаться: гнев – самое любимое дьявольское оружие. Если можно раздражить младенца и старика, то взрослого тем более. Чуть что – раздражение. Потому и пеленание детей приучает детей к неполной свободе, к неполной вольности. Физический труд начинается с того момента, когда ребенок начинает что-то соображать и двигаться: пирамидки собирать, игрушки за собой убирать – это очень серьезный труд.

– А у нас теперь почти повсеместно принято не пеленать детей. Может быть, с этого начинается своеволие?

– Не то, чтобы с этого, но в этом кроется один из серьезных элементов детской своевольности. Вообще причин много всяких, но самое главное – это состояние родителей и личный пример. Мы знаем, когда Адам и Ева вышли обиженные, что их изгнали из рая, у них родился Каин, но потом, когда они осознали свое грехопадение – у них родился Авель, первый мученик!

– Многие подростки сегодня не хотят учиться, не могут учиться, не могут заставить себя трудиться.

– Когда не хотят и не могут – это как раз паралич воли, поэтому трудолюбие нужно воспитывать, к нему нужно ребенка приучать. С младенчества нужно давать задания, которые воспитывают, например: «Вот уберешь игрушки – тогда получишь, а нет, значит, не получишь!» Приучать к тому, чтобы с трудом, заслуженно он получал то, что ему нравится, то, что ему нужно.

– Как быть, если уже пропустили момент, если ребенок уже ленив?

– Ну, голод не тетка! В основном-то, ему всегда чего-то хочется. Принцип тот же – вот сделаешь дело – и получишь. Как мы росли? У нас всегда было какое-то задание: вот прополешь грядку – побегаешь. А так просто – никаких игр. Должна быть последовательность в воспитании.

– Батюшка, расскажите, как вас в детстве приучали к труду.

– У нас было задание, например, по огороду. Надо было сначала вскопать, потом посадить, потом окучить, потом прополоть. Обязанности были распределены: это твое, а это твое. И правило такое было установлено: сначала сделать дело по дому, по хозяйству. Никуда без этого. И никакого другого разговора не было. Надо полить огород – так и поливали. Я, например, даже и не задумывался: нужно, значит нужно. Вот теперь, оглядываясь назад, вспоминаю и удивляюсь: до реки было метров сто, и когда пятьдесят раз сбегаешь с коромыслом туда и обратно – я помножил – получалось десять километров, из них пять – с полными ведрами! Ничего себе!

Конечно, такое трудовое воспитание современной молодежи и не снилось, наверное. Я помню, что и другие в то время так же жили, никого не нежили. У моего свояка с четырех лет по дому трудились, а с десяти лет – на поле.

Но вот сейчас в городах с их многоэтажками картина печальная: трудно воспитывать трудом – огорода нет, надо что-то придумывать. На самом деле деревенским в этом смысле было легче.

Да и школа мало помогает семье, из школы изгоняется труд, хотя это один из важнейших элементов духовного развития человека, без него человек деградирует как личность.

– Уже давно в родительской практике появилась такая «воспитательная мера» – платить детям за выполнение домашней работы и за оценки в школе…

– Не-е-ет! Этого нельзя делать! Ни в коем случае! Ни в коем! Деньги до сознательного возраста не должны участвовать в воспитании. В отношении детей в семье не может быть вообще разговора о денежных вознаграждениях: дети должны понимать, что они с ног до головы обязаны своим родителям, домашняя работа и учеба – их обязанность. У нас к несчастью, и родители-то не всегда понимают свои обязанности. Нужно внушать ребенку понятие долга.

– Стало быть, карманные деньгиэто плохо?

– По-моему, очень вредно. Это ни к чему. У нас их не было. Да их и у родителей наших почти не было, и мы боялись истратить родительские деньги…

– А если поработать в каникулы, заработать?

– Да, это, конечно, труд. Но дело все в том, куда ребенок эти деньги понесет и на что использует. Очень важно, чтобы человек понимал, как использовать деньги. Пока он не понимает этого, по-настоящему ему нельзя давать деньги в руки. Вот вспомнилось мне, что в молодости я ездил на целину, а на заработанные деньги купил костюм, в котором венчался.

– Батюшка, а как правильно распределять обязанности в семье?

– Ну, по-настоящему, главным должен быть отец. Молитва «Отче наш», говорит, что главный у нас отец. Он – как бы законодательный утверждающий орган в семье, правда не всегда бывает дома при детях. Он зарабатывает, обеспечивает пропитание. А контролирующая, исполнительная роль остается за матерью: она с детьми. А уж когда она не справляется, ребенок выходит из послушания, привлекается отец, который должен строго наказывать. Об этом в Ветхом завете прямо сказано.

– Отец Валериан, вы часто сталкиваетесь с семейными проблемами. В чем, по-вашему, заключается основная ошибка родителей, бабушек, дедушек?

– Основная ошибка… Дело в том, что ошибки сплошные, мало правильного. Только Господь и поправляет своим Промыслом. Главное, что у нас, к несчастью, утеряно традиционное понимание роли отца и матери. Вот мы говорим: кто должен, что должен? Слово отца всегда было законом, за матерью – контроль и исполнение. Родители должны свои обязанности знать, а у нас, как правило, стараются знать свои права. Беда современных людей в том, что все, как говорится, «права качают». Обязанностей почти никто не знает, даже когда на работу устраиваются, спрашивают, в первую очередь, о зарплате, а не о самой работе. Я часто наблюдаю, как люди на работе говорят: «А этого я не должен!» Куда какую ложку положить и куда веник поставить заранее не распишешь. Получается, государство, в котором множество инструкций и законов на каждый шаг – это государство, в котором народ развращен.

Во всех фирмах круг обязанностей жестко прописывается. А человек сам должен видеть то, что необходимо делать! И в семье так.

И ребенка нужно научить самостоятельно, без подсказки, делать необходимое. Как этому научить? Как родители поступают, так и он поступает – дети копируют родителей. Какие родители – такие и результаты.

– Можно ли исправить ленивого?

– С Божией помощью, думаю, можно! Но нельзя сказать, что всегда. Тут присутствует главный фактор – сам человек. Как говорится, Господь помогает, но насильно не спасает. Тут должен быть совместный труд отца, матери, родных и нельзя допускать разногласий, потому что лень искусно ищет слабое место.

– Случается, что некоторые родители придерживаются мнения, что не особенно и нужно учиться, главное, чтобы он в храм ходил

– Учение необходимо для всех: не считай себя умным, век живи и век учись. Конечно, ребенок должен стать хорошим человеком, но и учиться он должен. Если он хороший, то он не посчитает себя самодостаточным, самым умным, а если это не так, то он уже не умный человек.

Хорошо ходить в церковь, молиться. Но плохая учеба в школе как раз часто вредит самому главному, потому что, по большому счету, ребенок, который не хочет учиться, и в духовной области ничего не может достигнуть. Да, он приходит в церковь, стоит, вроде молится. Но это состояние еще далеко от настоящей молитвы. Сказано: труднее всего Богу молится. Учеба и молитва друг другу не только не помеха, но и подспорье. Другое дело, что человеку может не даваться ученье, но не учиться – это лень. А лень в числе смертных грехов.

– Как научить ребенка духовно трудиться?

– Это надо во всех случаях и всякий раз разъяснять. Вот мои дети были маленькими. Как-то прихожу – они все в кроватках лежат, игрушки валяются, маме некогда. Я говорю: «Вот видите, вы сейчас лежите, игрушки валяются, а ведь вы за них недавно так дрались. Оказывается, все лишь для того, чтобы отнять. Чтобы отнять – нужна сила, а чтобы отдать – нужно смирение, нужна сила воли – а это выше». Они запомнили.

Другой раз двое схватились за игрушку, я говорю: «Ну, у кого смирение?» – игрушка между ними и упала, вспомнили! Дети все прекрасно понимают. А как-то раз один у другого отнимает, третий подходит: «Отдай, – говорит, – ему она не нужна, ему просто нужно ее отнять у тебя!» Тот отпустил. Вот это и есть духовный труд.

– Что нужно сделать родителям, чтобы ребенок понял необходимость духовного труда и смог воспроизвести опыт самостоятельного духовного делания?

– Родители должны приложить все усилия, чтобы как-то показать, рассказать, разъяснить, как жить и как трудиться, а все остальное делает Господь. И нужно усердно молиться за своих детей, тогда Господь создает обстоятельства, через которые ребенок начинает понимать, что и как.

Я с детства вырос в Церкви и вроде бы привык к молитве. Но вот я поступаю в институт, а мой брат мне говорит: «Вот к такому-то преподавателю математику не ходи сдавать – не поступишь». Я готовился: математика профилирующая. Прихожу на экзамен, сажусь, готовлюсь по билету. А подготовлен я был неплохо, думаю: сейчас сдам. А тут приходит как раз тот самый человек, к которому лучше не попадать. Он смотрит на меня и говорит: «Ну, идите отвечать».

Поначалу все шло неплохо, а потом просит построить отрезок функции. Сижу и ничего не соображаю! Кто-то рядом тоже «сыпется», я прошу: «Разрешите подумать». Он: «Пожалуйста, пожалуйста!» А что тут думать, когда в голове ничего нет? Вот тут я взмолился! И Господь послал мне решение. Я получил у этого преподавателя пятерку и на ней въехал в институт, потому что у этого преподавателя получить «отлично» было сверх всякого. Я понял, что нужно молиться. Да, на своем опыте я убедился в этом.

– Как научить ребенка молиться?

– Это, по-моему, самое сложное. Во-первых, самому нужно молиться. Я многих людей знал, которые в старости, вспоминая своих родителей, говорили: «Открою глаза – а папа или мама стоят, молятся!» Я тоже всегда вспоминаю, как молилась моя мама.

В семье, я бы так сказал, должна быть молитвенно-трудовая атмосфера, и главное, во всем нужен личный пример, а в молитве особенно, ребенок потом поймет!

– К сожалению, подростки начинают реже ходить в храм. Что можно сделать, чтобы они не избегали посещения храма?

– Общего рецепта нет. Правда, во всех случаях нужно стараться слегка удерживать ребенка рядом с храмом. Сколько ты удержишь, это вопрос… Не надо забывать, что мы живем в духовном мире, он совершенно реально существует и действует на каждого, враг воюет, старается детей с родителями столкнуть, нужно видеть действие другой силы. Иногда ребенок не то чтобы не хочет в храме быть, его просто подзуживают, выталкивают. Иногда надо просто поддержать: устал – посиди. Иногда отвлечь ребенка от сосредоточенности на своем усталом состоянии. Помнится мне, как я был духовником в одной паломнической поездке. Мы плыли на пароходе, была качка, всех укачало, побежали за таблетками. Тут я что-то интересное стал рассказывать, и, пока рассказывал, уже забыли про качку. Рассказать быть может о понятии «второе дыхание», которое есть у спортсменов: вот уже падаешь, уже нет сил – ничего подобного, не упадешь, дотянешь… Так и тут.

Но когда появляется «не хочу» – нужно понуждать.

– Можно ли трудиться духовно, не будучи церковным человеком? Часто приходится слышать: «Главное, что в душе, что внутри самого себя» или «Бог у меня в душе».

– Трудиться-то можно, только какой результат будет? Такой пример из жизни есть: одного ругают, а тот спокойно выслушивает. Кто-то удивился: такой молодой, а достиг такого состояния, и спросил у него, как он этого достиг. А тот отвечает: «Да кто они такие, чтобы на них обращать внимание?» Спрашивающий ужаснулся такому состоянию. Спрашивает другого, которого ругают, и тот тоже спокоен: «Почему ты спокоен, когда они тебя так ненавидят?» А тот отвечает: «Да ведь они меня тренируют!»

Видите, и здесь, и там есть какой-то духовный труд, только последний нашел правильный выход из положения, а первый – таблетку, и у него нет ничего общего с любовью, одно только презрение и пренебрежение к людям. В духовной области без духовного руководства и наставления очень легко заблудиться и ошибиться и можно прийти не в то состояние, хотя внешне все покажется нормальным. Так, например, внешнее спокойствие в йоге отличается от спокойствия в христианстве: там человек стремится погасить желание, сделать себя бесчувственным, а в христианстве наоборот, очистить чувства при сохранении полноты жизни.

А потом, все-таки, уж простите, сказано же: теория без практики мертва, а практика без теории слепа – это относится и к вашему вопросу. Достичь чего-то существенного даже в области внешнего труда без учителей, наставников наивно, а в области духовной, по-моему, невозможно: как осенние листья сыплются те, у кого нет духовного руководства. Весь опыт духовной жизни – в сокровищнице Церкви! И не только это. Самое главное: нужна благодать, ведь можно все это понимать, но не иметь возможности справиться с самим собой. А благодать дается через молитву, через таинства – исповедь, причастие. Справиться в духовном мире без Церкви, все равно что воевать одному.

– Связан ли сегодняшний кризис с отношением современного человека к труду?

– Кризис – это суд системы. Кроме того, экономический кризис – это производная от духовного кризиса. В сущности, получается, что безработица, сокращение учебных заведений – это результат того, что никто не хочет ни трудиться, ни учиться: «да даст тебе Господь по сердцу твоему». Бог попускает это, чтобы люди смогли оценить по-настоящему труд и учение. Не будешь учиться, не будешь трудиться – жизнь станет каторгой. Чем ближе человек к Богу, тем труд для него радостнее, а чем дальше, тем невыносимее.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Троттлинг процессора как исправить amd
  • Троттлинг видеокарты как исправить
  • Тротлит процессор как исправить
  • Тройка ошибка чтения карты через nfc
  • Троит двигатель как исправить