Лексические нормы речи. Тренировочная работа.
Ресурс «Лексические нормы русского языка» представляет собой тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Дан теоретический материал по теме: «Речевая недостаточность, речевая избыточность, тавтология, паронимы». К каждому понятию добавлены тесты с ответами.
Просмотр содержимого документа
«Лексические нормы речи. Тренировочная работа.»
по теме « Лексические нормы речи»
Автор работы: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Яренская СШ»
Смысловая точность речи
Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком и ушиб колено.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.
1. Началась гражданская интервенция.
2. Интервенция способствовала обострению конфликта.
3. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.
4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.
5. Мой друг особенно уважает стихи.
6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.
7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.
8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.
9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.
10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.
1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.
2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.
3. У Базарова нет сообщников.
4. У Базарова нет единомышленников.
5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.
6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».
7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.
8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.
9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.
10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты.
Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм: Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной копейкой».
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.
1. Речь Нагульнова отличается от других героев.
2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.
3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.
4. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.
5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.
6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.
7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе.
8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами
1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются самодеятельностью.
2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!
3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.
4. В кабинете литературы висят великие писатели.
5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику безопасности.
6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.
7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпустить в боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.
8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного сторожа.
Разработка урока по русскому языку на тему» Лексические нормы русского литературного языка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План открытого урока
Дата проведения: 19.01.2016 г.
Тема: Лексические нормы русского литературного языка
Цели: создать условия для:
1) повторения и обобщения теоретических знаний по данной теме, закрепления умений, полученных в процессе изучения темы;
2) развития логического мышления и речи учащихся, расширения кругозора;
3) воспитания интереса к русскому языку, желания пополнять свой лексикон.
3.Задачи: отработать умения:
повторить основные термины и понятия лексики;
усвоить понятие лексических норм;
рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способы их предупреждения;
понять, как можно применить полученные знания на ЕГЭ по русскому языку.
4. Тип урока: урок обобщения и систематизации.
5. Вид урока: урок-практикум
6. Методы: словесные, наглядные, практические.
выполнение упражнений на предупреждение нарушений лексических норм;
исправление лексических ошибок;
выполнение тестовых заданий.
8. Виды контроля: текущий контроль.
9. Формы контроля: устные, практические, тесты (устный опрос, письменные упражнения, тестовые задания).
10. Наглядные пособия: задания на листах для каждого ученика.
11. Оборудование: доска, тетради, компьютер, проектор, экран, презентация.
I . Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II . Мотивация учебной деятельности
При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?» И в большинстве случаев слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?
— Что такое языковая норма? (Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего- — нибудь) Нормы пронизывают все уровни языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.
— Что вы понимаете под лексическими нормами? (Правильность выбора слова и уместность его применения)
Учитель: Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
-Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева?
Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово.
Сегодня, прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурия.
III . Постановка цели и задач урока.
Учитель: Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом лексическом значении. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.
IV . Лексическая разминка (обобщение знаний по теме «Лексика»).
Разгадывание кроссворда (слайды 3-11).
Раздел языкознания, где изучается лексика (лексикология) (слайд 4).
Слова, употребляемые только в данной местности (диалектизмы) (слайд 5).
Слова, связанные с особенностями работы представителей той или иной профессии (профессионализмы) (слайд 6).
Слова, близкие по значению (синонимы) (слайд 7).
Новые слова, появляющиеся в языке (неологизмы) (слайд 8).
Слова, близкие по звучанию и значению (чаще всего однокоренные) (паронимы) (слайд 9).
Слова, противоположные по значению (антонимы) (слайд 10).
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы) (слайд 11).
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и поговорим о способах их предупреждения.
По ходу работы нами будет заполняться таблица.
V . Актуализация опорных знаний.
Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;
2) уместность его использования в общепринятых в
языке сочетаниях. (слайд 12)
VI . Работа с таблицей. (слайд 13)
Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов.
— Что такое паронимы?
Результат домашнего задания. Ученики дают ответ, используя теоретический материал учебника. Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении.
Записывается вид ошибки и пример в таблицу.(слайд 14)
Письмо отправили адресанту по почте.
V . Задание: Умеете ли вы правильно использовать паронимы? Выберите одно из двух слов в скобках. (слайд 15)
Концертный (абонемент, абонент).
(Зрительные, зрительские) аплодисменты.
(Искусно, искусственно) рисовать.
(Экономика, экономия) времени.
(Одеть, надеть) пальто.
VI . Задание: Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов. (слайд 16)
Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.(осуждать)
Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.
Необходимо обеспечить командировочных общежитием.(командированных)
Мне выдали командировочное удостоверение.
VII . Работа с таблицей.
Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важное условие правильной речи. Поэтому при выборе слова следует учитывать лексическую сочетаемость. Запишем в таблицу ошибку под №2. (Слайд 17)
Верить в неминуемую победу (слово неминуемый близко по значению к слову неизбежный, но сочетается с чем-то нежелательным, следовало сказать: верить в неизбежную победу).
Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).
Запомните: иметь значение, играть роль.
VIII . Задание: Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости. (слайд 18)
Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.(установить)
Литература играет очень большое эстетическое значение.(имеет)
Учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор.(расширяют)
Дети страшно обрадовались.(очень)
IX . Задание: Выберите нужное слово. (слайд 19)
Дружба ( сильная, крепкая).
Высказать (мнение, вопрос).
X . Работа с таблицей.
Мы используем в своей речи слова иноязычного происхождения. Но употребление этих слов должно быть оправданным. Запомним это и запишем в таблицу новый вид лексической ошибки. (слайд 20)
Ошибочное употребление иноязычных слов
Девушка конфиденциально ( необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации) призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует (производить положительное впечатление, внушать уважение, нравиться) её внешности. ( Слово конфиденциально следует заменить русским – доверительно, импонирует – соответствует).
XI . Задание: Подберите русские синонимы к иностранным словам. (слайды 21-25)
Вердикт (решение), пунктуальный (точный), реставрация (восстановление), экспорт (вывоз товаров за границу).
Исправьте лексические ошибки. (слайд 26)
Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.(перерыв)
В этом тексте выступления много дефектов .(недостатков)
Срок выполнения заказа может быть пролонгирован .(продолжен)
XII . Работа с таблицей. (слайд 27)
Типы лексических ошибок
ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК
Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.
Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.
Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».
Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.
Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
источники:
http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-leksicheskie-normi-russkogo-literaturnogo-yazika-769729.html
http://grammatika-rus.ru/tipy-leksicheskih-oshibok/
Задание 6 проверяет знание лексических норм.
В этом задании нужно исправить лексическую ошибку: заменить неуместное слово или исключить лишнее. Лексическая ошибка – это неуместное употребление слова, использование слова в неверном значении, нарушение сочетаемости.
hidden head
Использование слова в неверном значении
Важно употреблять слово в его точном значении. Иногда люди не знают значение слова, и тогда возникает ошибка.
Он бежал по экскаватору в метро.
Экскаватор – неуместное слово, ведь экскаватор – это машина для рытья земли, по ней невозможно бежать в метро. Очевидно, имелся в виду эскалатор – движущаяся лестница.
Он очень нелицеприятный человек: всё время обманывает, грубит.
Слово нелицеприятный употреблено в значении ‘неприятный’. Это неверно, поскольку нелицеприятный – беспристрастный, справедливый. Обычно с помощью этого слова характеризуют какое-либо действие, которое можно оценить, например, нелицеприятная критика, дискуссия.
Чтобы найти ошибку этого типа, нужно проверить, в точном ли значении употреблены все слова в предложении. Если на экзамене попадется слово, в значении которого ты сомневаешься, подбери другие контексты его употребления. В каких еще предложениях обычно употребляют это слово? Контексты подскажут тебе его значение.
hidden head
Нарушение лексической сочетаемости
Слова в предложении должны сочетаться. Ошибочны выражения это играет значение или черствый шоколад, потому что в них нарушена лексическая сочетаемость.
Правила сочетания слов
- Слова должны сочетаться по смыслу, соответствовать логике жизни.
Например, ошибочны выражения быстро плестись, спрыгнуть вверх, огромный домик. - Некоторые слова могут сочетаться только с ограниченным рядом других слов.
Например, карими могут быть только глаза, а волосы не могут; можно причинить ущерб, боль, но нельзя причинить удовольствие, радость.
ИНТЕНСИВ ПО 9-15 ЗАДАНИЯМ ЕГЭ
Видеоуроки, много практических заданий с подробными объяснениями и шпаргалка.
Улучши свой балл с нами! Узнать подробности
hidden head
Речевая избыточность
Избыточное повторение одного и того же смысла в нескольких словах называется плеоназмом.
Примеры плеоназма
Май месяц – это плеоназм, поскольку в слове май уже есть значение ‘месяц’. Слово май лишнее. Первый дебют – плеоназм, так как дебют – это первое выступление, значение ‘первый’ уже содержится в слове дебют. Внутренний интерьер – плеоназм, так как интерьер – это внутренний вид помещения.
Тавтология – избыточное повторение одного и того же смысла в однокоренных словах.
Примеры тавтологии
Трудоёмкий труд, спросить вопрос, танцевать танец.
hidden head
Неверное употребление фразеологизмов
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания с образным (небуквальным) смыслом.
Денис задирает нос не означает, что Денис поднимает вверх нос. Это выражение значит, что Денис ведет себя высокомерно, зазнаётся.
На контрольной Алиса считала ворон и допустила кучу ошибок. Выражение считать ворон не стоит понимать буквально: Алиса не рассматривала птиц в окно. Выражение значит, что девушка была невнимательна, рассеянна.
Ошибки, связанные с фразеологизмами
- Использование фразеологизма в неверном значении
Подросток был невысокий и выглядел совсем ребенком: словом, косая сажень в плечах.
Косая сажень в плечах означает крепкое, богатырское телосложение, но в предложении употреблено в противоположном смысле. Это ошибка.
Косая сажень – это расстояние от пятки до вытянутой вверх руки. Это больше 2 метров! А теперь представь человека, у которого такое расстояние “в плечах”, то есть между вытянутыми руками. - Изменение слов во фразеологизме
Большинство фразеологизмов не имеет вариантов употребления. Это значит, что во фразеологизме не стоит менять слова даже на синонимичные.
Ошибка: он был не в своем блюде; правильно: он был не в своей тарелке.
Ошибка: у них было шляпное знакомство; правильно: шапочное знакомство.
ИНТЕНСИВ ПО 9-15 ЗАДАНИЯМ ЕГЭ
Видеоуроки, много практических заданий с подробными объяснениями и шпаргалка.
Улучши свой балл с нами! Узнать подробности
hidden head
Стилистическая неуместность
Разные условия общения требуют разных слов. Некоторые слова можно использовать в любой ситуации. Это нейтральные слова, например: окно, учиться, экзамен.
Некоторые слова подходят для книг (воспевать, воздвигнуть). Некоторые – только для бытовой речи (абитура, велик, дурак). Для общения группы людей может использоваться сленг (краш, флексить, криповый). Использование сленга в официально-деловой или публицистической речи – это ошибка.
Важно не путать стили речи. В заданиях ЕГЭ тексты относятся к газетно-публицистическому или художественному стилям. В газетно-публицистическом неуместно использовать слова разговорно-бытового или официально-делового стиля. В художественном можно использовать лексику этих стилей, но только как особый приём, например, для описания речи персонажа.
Тренировочные работы
по теме « Лексические нормы речи»
Русский язык
10 класс
Автор работы: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Яренская СШ»
Селиванова Г.Г.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Смысловая точность речи
Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком и ушиб колено.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.
1. Началась гражданская интервенция.
2. Интервенция способствовала обострению конфликта.
3. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.
4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.
5. Мой друг особенно уважает стихи.
6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.
7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.
8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.
9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.
10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.
1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.
2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.
3. У Базарова нет сообщников.
4. У Базарова нет единомышленников.
5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.
6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».
7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.
8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.
9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.
10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты.
ОТВЕТ: Тест 1 — 1,3,5,6.7,8,9,10 |
Ответ: тест 2- 1,3,5,7,8,9,10 |
Речевая недостаточность
Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм: Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной копейкой».
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.
1. Речь Нагульнова отличается от других героев.
2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.
3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.
4. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.
5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.
6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.
7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе.
8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами
1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются самодеятельностью.
2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!
3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.
4. В кабинете литературы висят великие писатели.
5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику безопасности.
6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.
7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпустить в боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.
8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного сторожа.
ОТВЕТ: Тест 1 — 1,3,5,7 |
Ответ: тест 2- : 1,3,4,5, 6,7,8 |
Речевая избыточность
Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц, период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе), повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, спросить вопрос).
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с плеоназмами.
1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с коллегами по работе.
2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.
3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур.
4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту.
5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого.
6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров.
7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.
8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.
9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного времени.
10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с плеоназмами.
1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе.
2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее результативно выступают спортсмены.
3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных художников.
4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.
5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.
6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена.
7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия.
8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными аплодисментами.
ОТВЕТ: Тест 1 — 1,2,3,5,7,8.9,10 |
Ответ: тест 2- 1,2,3.4,5.6,8 |
ТЕСТ 3. Отметьте предложения с тавтологией.
1. Мы всё ближе подходим к пещере.
2. Лодки приближались всё ближе.
3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.
4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс.
5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами.
6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей правоты.
7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край.
8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб.
9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.
10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.
ОТВЕТ: 2,3,5,7,9,10
ТЕСТ 4. Отметьте предложения с тавтологией.
1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание.
2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу.
3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.
4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого поколения России.
5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.
6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.
7. Следует различать различные подходы к данной проблеме.
8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю.
9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования.
10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много сверхплановой продукции.
ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,7,10
Лексическая сочетаемость
Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь рояль, играть знамение. Следует употреблять: иметь значение, играть роль.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.
1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
3. Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.
4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги?
5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.
6. Задача, поставленная нами, достигнута.
7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом.
8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий.
9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо.
10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.
ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,9,10
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.
1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.
2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.
3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.
4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие годы работал в области электроники.
5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.
6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение которых поможет в работе.
7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.
8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.
9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.
10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.
ОТВЕТ:1,4,6,7,8,9,10
Смешение паронимов
Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и заглавная буква.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения со смешением паронимов.
1. Близорукость, возрастающая в течение жизни,– прогрессивная близорукость.
2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени.
3. Петров был человек очень практический.
4. В сентябре в вузе проходила научно-практическая конференция.
5. Новая попытка опять оказалась неудачливой.
6. Я, по-моему, очень неудачливый человек.
7. Я проблудил по лесу два часа.
8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску.
9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно.
10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.
ОТВЕТ: 1,3,5,7,8,9,10
ТЕСТ 2. Отметьте предложения со смешением паронимов.
1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.
2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.
3. Взошло солнце и ярко высветило сад.
4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.
5. Этот список можно продолжить.
6. Выношу благодарность моему научному руководителю.
7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.
8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее настроение больных.
9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году.
10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.
ОТВЕТ:1,3,5,7,8,9,10
ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ
Отметьте нарушения лексических норм.
1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.
2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.
4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.
5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.
8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот.
9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.
10. В этом тексте выступления много дефектов.
ОТВЕТ:1,2,3,5,6,7,8,9,10
Тест 8. Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм.
1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения.
2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.
3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.
4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.
5. В статье изложены основные положения новой концепции.
6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу.
7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.
8. Черты ее лица четко очерчены.
9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.
10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться совершенству.
11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.
12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания.
13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.
14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.
15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.
16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.
17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.
18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.
19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.
20. С приятным человеком и поговорить приятно.
21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России.
ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21
Использованные источники
В.И. Капинос, Л.И. Пучкова Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, М.: Интеллект-Центр, 2004
8
Лексические нормы
Лексические
нормы, или
нормы словоупотребления, — это правильность
выбора слова и уместность применения
его в общественном значении и в
общепринятых сочетаниях.
Типы лексических ошибок
-
Употребление
слова в несвойственном ему значении.
Эта ошибка связана
с непониманием значения слова.
Произведениями
Н.В.Гоголя восхищались не только
современники писателя, но и его
«предшественники».
Не предшественники,
а потомки.
Предшественник – тот, кто предшествовал
кому-либо, предшествовать — происходить,
существовать раньше, прежде чего-либо.
А потомки — люди будущих поколений.
Значит, произведениями Гоголя никак не
могли восхищаться предшественники, так
как тогда еще не было ни Гоголя, ни его
произведений.
2. Нарушение лексической сочетаемости слов.
Сочетаемость
определяется смысловыми признаками,
лексическими значениями слов, а также
традицией их употребления.
Одним
словам свойственна практически
неограниченная сочетаемость, которая
обусловлена их предметно-логическими
связями. Например: деревянный стол,
стул, пол, деревянная кровать, дверь…
Другие же слова ограничены в своей
сочетаемости. Перочинный
может быть только нож; закадычный — друг;
играть роль, оказать помощь, иметь
значение.
3.
Употребление слова иной стилистической
окраски. Многие
слова могут быть употреблены в любой
ситуации: белый,
далеко, идти и др. Но
есть и такие, употребление которых
уместно только в разговорной речи, в
бытовом общении: деляга,
ругаться.
Слова,
обладающие различной стилевой окраской,
могут случайно оказаться рядом, и тогда
получится что-нибудь вроде:
Королева
Елизавета имеет зуб против средств
массовой информации.
Свинарник
воздвигнут в кратчайший срок.
4.
Плеоназм – сочетание
сходных по значению слов, одно из которых
дублирует смысл другого:
-
неожиданный
сюрприз, -
первая
премьера, -
электорат
избирателей, -
весь
цвет элиты, -
саммит
на высшем
уровне, -
свободная
вакансия, -
успех
победы, -
агрессивный
экстремизм, -
платежи
по выплате
зарплаты, -
иммунитет
неприкосновенности, -
положительный
успех, -
на
самом переднем
фронте, -
городской
градоначальник, -
главный
приоритет, -
первый
лидер.
5.
Тавтология –
стечение в одной фразе однокоренных
слов:
Кто предложит
другое предложение; трудоемкий труд.
6. Смешение паронимов.
Паронимы
– это близкие, но не тождественные по
значению однокоренные слова, ошибочно
употребляемые одно вместо другого:
дипломат –
дипломант; одеть – надеть; главный –
заглавный и
т.д.
Одним
из либеральных начинаний Александра 1
было «освоение»
лицея.
Конечно,
здесь нужно не освоение
(от глагола освоить
— научится пользоваться чем-либо, овладеть
чем-либо; приобрести какие-либо знания,
усвоить), а
основания —
от глагола основать,
то есть положить начало, учредить.
Австрийский
географ Людвиг Кренек, вспоминая о своем
пребывании в Индии, рассказывает: «Мы
давно уже перестали называть себя
австрийцами, потому что об Австрии никто
здесь и понятия не имел, и все принимались
сразу говорить об Австралии» В данном
случае паронимами будут Австрия –
Австралия, австрийцы и австралийцы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1
Тренировочные работы
по теме « Лексические нормы речи»
Русский язык
10 класс
2
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Смысловая точность речи
Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой
лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему
значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком
и ушиб колено.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном
им значении.
1. Началась гражданская интервенция.
2. Интервенция способствовала обострению конфликта.
3. Писатели—либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению
народа.
4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.
5. Мой друг особенно уважает стихи.
6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.
7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.
8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.
9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.
10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном
им значении.
1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.
2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.
3. У Базарова нет сообщников.
4. У Базарова нет единомышленников.
5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.
6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».
7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.
8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.
9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести
из этого баланса.
10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в
солдаты.
ОТВЕТ:
Тест 1 — 1,3,5,6.7,8,9,10
ОТВЕТ:
ТЕСТ 2- 1,3,5,7,8,9,10
3
РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм:
Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует
употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной
копейкой».
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.
1. Речь Нагульнова отличается от других героев.
2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.
3. Лопата уперлась во что—то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два
ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.
4. Лопата уперлась во что—то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два
ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.
5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.
6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.
7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на
автобусе.
8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас
езжу на автобусе.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами
1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются
самодеятельностью.
2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!
3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.
4. В кабинете литературы висят великие писатели.
5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику
безопасности.
6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.
7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпустить в
боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.
8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного
сторожа.
ОТВЕТ:
ТЕСТ 2- : 1,3,4,5, 6,7,8
4
РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ
Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц,
период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе),
повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, спросить
вопрос).
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с плеоназмами.
1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с
коллегами по работе.
2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней
много образных слов и выражений.
3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания
сельскохозяйственных культур.
4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту.
5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от
другого.
6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров.
7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.
8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.
9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного
времени.
10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с плеоназмами.
1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе.
2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее
результативно выступают спортсмены.
3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных
художников.
4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.
5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.
6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена.
7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия.
8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными
аплодисментами.
ОТВЕТ:
Тест 1 — 1,2,3,5,7,8.9,10
ОТВЕТ:
ТЕСТ 2- 1,2,3.4,5.6,8
5
ТЕСТ 3. Отметьте предложения с тавтологией.
1. Мы всё ближе подходим к пещере.
2. Лодки приближались всё ближе.
3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.
4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс.
5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами.
6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей
правоты.
7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край.
8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб.
9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.
10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.
ОТВЕТ: 2,3,5,7,9,10
ТЕСТ 4. Отметьте предложения с тавтологией.
1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание.
2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу.
3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.
4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого
поколения России.
5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.
6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество
иллюстративного материала.
7. Следует различать различные подходы к данной проблеме.
8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю.
9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования.
10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много
сверхплановой продукции.
ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,7,10
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ
Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической
сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь рояль, играть знамение.
Следует употреблять: иметь значение, играть роль.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.
1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
3. Он хотел что—то сказать, но у него остолбенел язык.
4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги?
5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.
6
6. Задача, поставленная нами, достигнута.
7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом.
8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий.
9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо.
10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.
ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,9,10
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.
1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.
2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.
3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.
4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие
годы работал в области электроники.
5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.
6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение
которых поможет в работе.
7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.
8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.
9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.
10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.
ОТВЕТ:1,4,6,7,8,9,10
СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ
Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу
слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и
заглавная буква.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения со смешением паронимов.
1. Близорукость, возрастающая в течение жизни,– прогрессивная близорукость.
2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени.
3. Петров был человек очень практический.
4. В сентябре в вузе проходила научно—практическая конференция.
5. Новая попытка опять оказалась неудачливой.
6. Я, по—моему, очень неудачливый человек.
7. Я проблудил по лесу два часа.
8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску.
9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно.
10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.
ОТВЕТ: 1,3,5,7,8,9,10
ТЕСТ 2. Отметьте предложения со смешением паронимов.
1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.
2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.
7
3. Взошло солнце и ярко высветило сад.
4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.
5. Этот список можно продолжить.
6. Выношу благодарность моему научному руководителю.
7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.
8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее
настроение больных.
9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году.
10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.
ОТВЕТ:1,3,5,7,8,9,10
ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ
Отметьте нарушения лексических норм.
1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.
2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.
4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.
5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов
элитарной пшеницы.
8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в
результате попал в цейтнот.
9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.
10. В этом тексте выступления много дефектов.
ОТВЕТ:1,2,3,5,6,7,8,9,10
Тест 8. Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены
речевые ошибки – тавтология или плеоназм.
1. У моей мамы в феврале—месяце день рождения.
2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.
3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.
4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.
5. В статье изложены основные положения новой концепции.
6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на
белом снегу.
7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.
8. Черты ее лица четко очерчены.
9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.
10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться
совершенству.
11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.
8
12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой
области знания.
13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.
14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.
15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.
16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.
17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.
18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.
19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.
20. С приятным человеком и поговорить приятно.
21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать
историю России.
ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21
Тема: Литературные нормы русского языка
Цель: повторить многообразие языковых норм на базе имеющихся знаний (орфоэпические, акцентологические, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические языковые нормы литературного языка); тренироваться в их применении; расширять словарный запас,
УУД:
-
Воспитывать критическое отношение к ошибкам в собственной речи;
следить за уместным употреблением слов;
-
воспитывать точность, грамотность речи, культуры речи;
-
ориентация на формирование у учащихся критического мышления в результате создания кластера (наглядный «мозговой» штурм):
-
выделять главное;
-
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
-
сравнивать и анализировать;
-
проводить аналогии.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала
Формы работы на уроке: фронтальная, в парах, индивидуальная
Виды самостоятельной работы учащихся: исследовательские работы детей.
Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, работа в группах, по составленному плану, сообщения учащихся, индивидуальные задания.
Ход урока
-
Организационный момент (мотивация учебной деятельности)
Веселый школьный звонок пригласил всех на урок!
На наших гостей вы сейчас оглянитесь.
Доброй улыбкой всем улыбнитесь.
Много работы сегодня у нас.
И всем я желаю успехов сейчас!
Сегодня у нас с вами необычный урок!
-
Актуализация знаний. (На данном этапе урока учащиеся разгадывают кроссворд, заранее выведенный на мультимедийный проектор)
Кластер – (кроссворд)
Кроссворд является интеллектуальной игрой, обладающей существенными дидактическими возможностями. Работа с кроссвордом на занятии предполагает решение двух задач. Первая – игровая, подразумевающая разгадывание или разработку кроссворда. Вторая является учебной, связанной с получением или демонстрацией определенных знаний и умений. Использование кроссвордов помогает обучающимся в игровой ситуации вспомнить изученный материал, развивает умение быстро ориентироваться в приобретенных знаниях.
Кластер как метод обучения целесообразно применять как на этапе пробуждения интереса к теме занятия, так и в момент рефлексии деятельности.
Вопросы к кроссворду:
По горизонтали:
1. Соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений.
2. Лингвистическая наука, изучающая строение языка, состоит из морфологии и синтаксиса.
3. Раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения.
По вертикали:
4. Общепринятая система правил написания слов данного языка.
5. Один из элементов культуры речи, соблюдение норм русского языка.
6. Узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь.
7. Раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строения предложений.
8. Раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.
9. Однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением.
(слайд )
-
Постановка цели и задач урока.
Эпиграф
Единственное средство умственного общения людей есть слово… Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками.
Л.Н. Толстой
— Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого (обращение к эпиграфу урока)
-Что такое языковые нормы? (Слайд )
(Предполагаемый ответ:
Норма – это узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь. Есть определенный нормы и у языка. Они обязательны и едины для всех стилей речи. Норма литературного языка в сознании говорящих обладает качествами особой правильности, общеобязательности, точности. Культура речи складывается из различных элементов: правильности, чистоты, точности, логичности, выразительности разнообразия речевых приемов.)
(Правильность речи – соблюдение норм русского языка. Любая нация имеет литературную норму языка, которая характеризуется устойчивостью и обязательностью для всех говорящих.
Точность – одно из основных коммуникативных качеств, которое достигается четким подходящих слов, их сочетанием в пределах текста. Синонимы уточняют нашу речь и помогают избежать повторов.)
Литературная норма – это мерило стабильности литературного языка. Она тесно связана с культурой носителей языка.
— На протяжении всего урока мы будем с вами составлять кластер общий по теме нашего урока. (Кластер – схема «Планета и спутники»: (основной кластер на весь урок по теме «Языковые нормы»
Шаг 1-ый: В центре классной доски или большого листа бумаги пишется ключевое слово, понятие.
Шаг 2-ой: Вокруг этого понятия размещаются его характеристики, признаки, образы.
Шаг 3-ий: Устанавливаются подходящие связи между ключевым понятием и идеями.)
— Какие виды норм русского языка вы знаете?
Нормы пронизывают все уровни литературного языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические)
(Учащиеся составляют кластер — (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы.
Кластер предполагает:
-
выделение смысловых единиц текста
-
графическое оформление их в виде схемы.
Кластер является отражением нелинейной формы мышления, позволяет показать смысловые поля того или иного понятия. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).
Применение кластера имеет следующие достоинства:
-
он позволяет охватить большой объем информации;
-
вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
-
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
-
умение ставить вопросы;
-
выделять главное;
-
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
-
переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
-
сравнивать и анализировать;
-
проводить аналогии.
Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
— Вы, наверно, заметили, что тему урока сегодня я не озвучила. Попробуйте её сформулировать.
(Языковые нормы. Нормы литературного языка.)
-
Повторение и обобщение изученного материала.
— Ребята, повторим орфоэпические нормы, задание 4 на ЕГЭ -постановка ударения. Разминка — акцентологическое списывание.
(слайд )
Задание. Спишите, самостоятельно расставляя ударение в словах.
Зубчатый, трубопровод, закупоренный, завидно, сироты, давнишний, включишь, сливовый, каталог, премировать.
ЗубчАтый, нефтепровОд, закУпоренный, завИдно, сирОты, давнИшний, включИшь, слИвовый, каталОг, премировАть.
Игра «Кастинг дикторов», (телеведущих )
— Представьте, что двум ребятам из класса предстоит пройти кастинг в школу дикторов, чтобы работать на телевидении, для этого вам необходимо прочитать приготовленный текст не только эмоционально, но, в первую очередь, с правильными орфоэпическими нормами русского литературного языка. Задача остальных учеников — найти и записать слова неправильно употребленные дикторами на записи передачи.
( Двум желающим раздаются тесты для озвучивания, учащиеся решают, как правильно расставить ударение в словах. На слайдах представлены 2 варианта.)
Оставшиеся учащиеся записывают неправильно употребленные слова в телепередаче.
На данном этапе урока в тетрадь записываются слова с орфоэпическими пометами.
— Какие неправильно употребленные слова в телепередачи вы услышали?
Тексты№1
Сегодня победительнице конкурса вручАт в качестве приза договор(а,Ы) о рекламном туре на год. Также жюри решило её премировАть: фотографии будущей звезды бесплатно разместят в каталОге. Как Мария воспринялА эту победу, мы узнаем из следующего выпуска новостей.
А сейчас расскажем вам о том, как проводят свой досуг юные необычные россияне. Ещё совсем молодые, не окончившие кОлледж, они вовсе не смущаются, когда дают интервью. А ведь они не просто учащиеся из обычных семей, они сирОты. Задание чЕрпать знания – для них не обязанность, а увлечение, так как всё свободное время ребята проводят в научном центре. Все они экспЕрты в школьных науках.
Текст№2
Сегодня мы находимся на кондитерской фабрике. Конфеты, тОрты, рулеты – продукция данной фабрики. На производство постоянно поступают цЕнтнеры сахарного песка и муки. ХАос тут недопустим. Процесс изготовления сладкой продукции идёт по чёткому расписанию в определённых цехах. Что же внутри «сладкого цеха»?
Большой стол на фабрике лишь отдаленно похож на кУхонный. Над нами, как вы видите, находится трубопровОд. На окнах – жалюзИ.
А работы у тружениц ещё непочАтый край: украсить торт. Для красного оттенка использован краситель, добытый из свЁклы, для синего – слИвовый. Какой торт самый лучший, определит экспЕртная комиссия – вы, покупатель.
— Какую языковую норму мы с вами повторили, играя в «Кастинг дикторов»?
— На данном этапе урока мы можем с вами составить один из блоков нашего кластера. (Орфоэпическая норма)
После повторения орфоэпической нормы русского языка заранее заготовленный листок с название «Орфоэпическая норма» составляет одну из частей кластера.
После повторения орфографической нормы русского языка заранее заготовленный листок с название «Орфографические нормы» составляет одну из частей кластера.
-
Постановка цели и задачи следующей части урока на этапе повторения и обобщения изученного материала.
— Слов в русском языке не одна сотня тысяч. Только словарь С.И. Ожегова включает десятки тысяч слов. Но каждый человек при общении должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определенном лексическом значении. Наша с вами задача – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.
Как справедливо отметил Н.А. Некрасов: «Нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого, и всегда досадую, когда встречаю фразу «нет слов выразить»… Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив…
-Вспомните, пожалуйста, как выполняется задание 5 на ЕГЭ – это задание на употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости, употребление паронимов.
(Что повторяем
-
Паронимы
-
Способы разграничения паронимов
Как выполняем
-
Перед тем как выполнить задание, советуем изучить список паронимов, можно обратиться к сайту: www.fipi.ru
-
Внимательно прочитайте все предложения, приведённые в задании. Найдите среди них то, в котором, по вашему мнению, при употреблении выделенного слова допущена ошибка
-
Вспомните пароним к ошибочно употребленному.
-
Определите различия в значениях этих слов. Найти их легко, если подобрать к каждому слова, с которыми они сочетаются, т.е. составить с каждым словосочетание.
-
Подставьте найденное слово в предложение и проверьте, не изменился ли смысл предложения.)
Игра «Редактор»
— После повторения алгоритма выполнения задания 5 ЕГЭ предлагаю вам следующую игру – «Редактор» . Отредактируйте предложенный текст.
(Учащимся предложено отредактировать текст, используя знания лексической языковой нормы).
Тренируемся!
Ребятам предложены карточки с заданием:
Задание. В одном из ниже приведённых предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Я и по сей день полный НЕВЕЖДА в музыке.
У её ног высился недостроенный ПЕСОЧНЫЙ замок.
Перед входом в величественный собор росла роща африканских пальм.
Испытание может определить ЭФФЕКТНОСТЬ существующих средств защиты от информационных атак.
Настроение исполнителей немедленно находило ОТКЛИК в зрительном зале.
Эффектность-способность производить впечатление своим видом или действием.
Эффективность –результативность, действенность.
Задание. В одном из ниже приведённых предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В весеннюю пору наш старый ЯБЛОНЕВЫЙ сад весь бывал охвачен густым цветением.
Чага – это ДРЕВЕСНЫЙ гриб, который растёт на стволе берёзы.
КРАСОЧНЫЙ цвет этих утёсов в зависимости от солнечного освещения разный.
Вместе с тихою вечернею прохладою в воздухе разнеслась ЖИВАЯ свежесть.
Его дед был настоящий ГРЕЧЕСКИЙ пират и где-то зарыл огромные сокровища.
Живительный — укрепляющий силы, оживляющий.
Живой – обладающий жизнью, не мёртвый
Слайд
-
Актуализация новых знаний.
Задание 20 –это новое задание, включенное в спецификацию ЕГЭ на 2018 год, оно проверяет владении лексическими нормами. Формулировка задания 20 возможна в 2-х вариантах: или исключение лишнего слова, или замена неверно употреблённого слова.
Выполнение этого задания потребует особого алгоритма: найди смысловое противоречие (сигнал ошибки) – распознай ошибку, укажи её вид (не смешивать со средствами выразительности) – если это ошибка, исправь её.
Задание 20 формирует умение не допускать речевой избыточности и других видов речевых ошибок.
Речевая избыточность, или многословие, — это употребление лишних слов, свидетельствующее о неопределенности представлений автора о предмете речи.
Плеоназм (от греч. рleonasmos – избыток, чрезмерность) – оборот речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном.
Например: моя автобиография, первая премьера. (автобиография – это описание собственной жизни, поэтому слова «моя» в данном случае лишнее, первая премьера (словом премьера называют только первое представление спектакля, фильма, любой другой программы, премьера не м.б. второй, третьей, поэтому слово «первый» -лишнее.)
Причиной появления плеоназма является незнание лексического значения слова.
Речевой избыточностью является и тавтология – (от греч. tautos — «то же самое» и logos – «слово») — это неоправданное употребление однокоренных слов.
Например: умножить во много раз; трудоёмкий труд
К речевым ошибкам относится парономазия. Парономазы – разнокоренные слова, имеющие отчасти сходное звучание и вследствие этого смешиваемые в речи.
Например: Эскалатор – экскаватор; корнет – кларнет; кворум –форум.
(Лексическая работа
Кворум — установленное законом, уставом организации или регламентом число участников собрания (заседания), достаточное для признания данного собрания правомочным принимать решения по вопросам его повестки дня. Форум — (площадь) — типология общественного пространства в древнеримском градостроительстве; центральная городская площадь, где проходила городская жизнь, заключались сделки, велись переговоры. Римский форум. Ф- это специальный сайт, или раздел на сайте или портале, который организован для общения и обмена мнениями.
Корне́т (фр. cornette — штандарт, штандартный офицер) — младший офицерский чин, существовавший в кавалерии некоторых стран с XV до начала XX века. Кларне́т (итал. clarinetto, фр. clarinette, нем. Klarinette, англ. clarinet или clarionet) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. )
Задание 20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Впервые чёрную икру привез во Францию Пётр I, угостив этим изысканным деликатесом своего царственного брата –короля Людовика XIV.
Ответ:______________________(изысканным) Пример исключения
Задание20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
По тропе, совершенно бесшумно и не глядя по сторонам, какой-то странной печальной чередой шли семь необычно одетых людей – не людей, а семь теней в зелёных балдахинах, с серьёзными бледными лицами.
Ответ:______________________ (балахонах) Пример замены
Лексическая работа
Балдахин (итал. baldacchino — «шёлковая ткань из Багдада») — нарядный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарём
Балахон — 1. Старинная крестьянская верхняя одежда свободного покроя из холста, парусины и т.п. 2. разг. Длинная, очень свободная, бесформенная одежда
— Какую языковую норму мы с вами повторили, выполняя задание 5 ЕГЭ?
— На данном этапе урока мы можем с вами составить один из блоков нашего кластера. (Лексическая норма)
После повторения лексической нормы русского языка заранее заготовленный листок с название «лексическая норма» составляет одну из частей кластера.
— Что такое морфологические нормы. (Грамматические нормы)
— Что повторяем при изучении морфологических норм?
Морфологические нормы — это правила, согласно которым происходит образование грамматических форм слов различных частей речи.
(Повторяем трудные случаи формообразования существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, деепричастий)
-
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Две пары ДЖИНСОВ
САМЫЕ РАЗГОВОРЧИВЫЕ
Обуть ТУФЛЮ
ПРОМОКНУЛ под дождем
ТРЕМЯСТАМИ абитуриентами
Ответ:_____________________
2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Десять АМПЕР
Нырнуть ГЛУБЖЕ
По ОБЕИМ сторонам
Более ДВУХСОТ лет
ЕХАЙТЕ в город
Ответ:_____________________
— Какую языковую норму мы с вами повторили, выполняя задание 6 ЕГЭ?
— На данном этапе урока мы можем с вами составить один из блоков нашего кластера. (Морфологические нормы)
После повторения морфологической нормы русского языка заранее заготовленный листок с название «морфологическая норма» составляет одну из частей кластера.
-Что такое синтаксические нормы? Что мы повторяем?
(Синтаксические нормы – это это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Мы повторяем:
-
типичные грамматические ошибки
-
виды подчинительной связи согласование и управление
-
построение предложения с однородными членами
-
построение предложения с причастным и деепричастным оборотами
-
построение сложного предложения
-
построение предложения с прямой и косвенной речью
Грамматические ошибки – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Кластер – схема «Перепутанная логическая цепочка»
(Учащимся раздается задания 7 ЕГЭ, необходимо расположить в правильном порядке виды ошибок и примеры- составление кластера.)
Грамматические ошибки |
Предложения |
А. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
По приезду в Москву мы отправились на Красную площадь |
Б. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
Весь день вода в реке стремительно прибывает и затопила несколько деревень |
В. Неправильное построение предложения с косвенной речью |
Не случайно герой говорит, что я никогда не совершаю необдуманных поступков. |
Г. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Все, кто хотя бы раз побывал в Санкт-Петербурге, снова хочет вернуться в этот удивительный город. |
Д. Нарушение построения предложения с причастным оборотом |
Одним из самых роскошных растений, украшающим нашу оранжерею, по праву считается азалия. |
Е. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
О романе М. Булгакова «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей. |
Ответ правильный:
Грамматические ошибки |
Предложения |
А. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
По приезд(е) в Москву мы отправились на Красную площадь |
Б. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
Весь день вода в реке стремительно прибыва(ла) и затопила несколько деревень |
В. Неправильное построение предложения с косвенной речью |
Не случайно герой говорит, что (он) никогда не соверш(ет) необдуманных поступков. |
Г. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Все, кто хотя раз побывал в Санкт-Петербурге, снова (хотят) вернуться в этот удивительный город. |
Д. Нарушение построения предложения с причастным оборотом |
Одним из самых роскошных растений, (украшающих) нашу оранжерею, по праву считается азалия. |
Е. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
О романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» написаны сотни критических статей. |
— Какую языковую норму мы с вами повторили, выполняя задание 6 ЕГЭ?
— На данном этапе урока мы можем с вами составить один из блоков нашего кластера. (Синтаксические нормы)
После повторения синтаксической нормы русского языка заранее заготовленный листок с название «Синтаксические нормы» составляет одну из частей кластера.
-Итак, ребята, мы с вами закончили составлять наш кластер по теме «Языковые нормы».
Рефлексия содержания материала, которая дает осознать содержание пройденного материала, оценить эффективность собственной работы на уроке. Ученикам предложено «облако тегов», которое необходимо заполнить. Га доске слайд, где указаны варианты:
-
сегодня я узнал(а)…
-
было трудно…
-
я научился(лась)…
-
меня удивило…
-
мне захотелось…
Грамматические ошибки |
Предложения |
А. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
5.По приезду в Москву мы отправились на Красную площадь. |
Б. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
3. Весь день вода в реке стремительно прибывает и затопила несколько деревень. |
В. Неправильное построение предложения с косвенной речью |
1. Не случайно герой говорит, что я никогда не совершаю необдуманных поступков. |
Г. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
6. Все, кто хотя бы раз побывал в Санкт-Петербурге, снова хочет вернуться в этот удивительный город. |
Д. Нарушение построения предложения с причастным оборотом |
2. Одним из самых роскошных растений, украшающим нашу оранжерею, по праву считается азалия. |
Е. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
4. О романе М. Булгакова «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей. |
Приложение
12