Тся ться вид ошибки

Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык», раздел «Медиа».

Всего найдено: 43

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, какая должна быть пунктуация в предложении «Он видел ветку и как с нее опадали листья». Нет ли здесь ошибки и не нужна ли запятая? По какому правилу?

Ответ справочной службы русского языка

В предложении в качестве однородных членов выступают слово и придаточное предложение. Это грамматическая ошибка

Здравствуйте. Есть ли здесь грамматическая ошибка в словосочетании «не найдется идей»? Если больше не найдется идей, то попробуйте сделать стадион Маракана. Он считается достопримечательностью в Рио-де-Жанейро.

Ответ справочной службы русского языка

Грамматической ошибки в сочетании нет. 

Здравствуйте. Помогите классифицировать ошибку в тся/ться в глаголах. Это орфографическая или грамматическая ошибка? У нас с коллегами мнения разделились, а в справочниках нигде именно это правило не описывается.

Ответ справочной службы русского языка

Эту ошибку относят к орфографическим, так как проблема выбора написания традиционно включается в орфографию. Соответствующие правила можно найти и в своде 1956 года, и в справочниках Д. Э. Розенталя, и в полном академическом справочнике под ред. В. В. Лопатина, и в справочнике для школьников «Русский язык» М. Т. Баранова, Т. А. Костяевой, А. В. Прудниковой.

Спрашивала много раз, но ответа нет. Ответьте срочно, пожалуйста! Есть ли в предложении «Автор хотел показать в Печорине образ человека того времени» грамматическая ошибка?

Ответ справочной службы русского языка

Грамматической ошибки здесь нет.

Сын (14 лет) написал в сочинении «не ранить чувства других». Ему засчитали грамматическую ошибку. Я написала администрации школы, что это не ошибка. Сочинение сына дали на проверку ещё четырём учителям, все они являются экспертами ЕГЭ. Однако все они тоже ответили, что после «не ранить» обязательно должен стоять родительный падеж, правилен только вариант «Нужно стараться не ранить чувств других», А если написано «не ранить чувства других», получается, что речь идёт об одном чувстве. Я с этим категорически несогласна. Правильны оба варианта. Более того – вариант с родительным падежом устаревший, уже давно в данной конструкции чаще употребляется винительный падеж. Считаю, что в предложении «Нужно стараться не ранить чувства других» однозначно понятно, что имеется в виду не одно чувство. Так как же правильно? И что делать, если 5 экспертов ЕГЭ уверяют, что это грамматическая ошибка? Как ребёнок может доказать им и администрации школы свою правоту?

Ответ справочной службы русского языка

Выбор винительного и родительного падежа при глаголе с отрицанием – это довольно сложная область русской грамматики. «Единая старая норма обязательного родительного падежа при глаголах с отрицанием в современном языке под влиянием разговорной речи не выдерживается: во многих случаях употребление винительного падежа не только предпочитается, но и является единственно правильным» – так написано в академической «Русской грамматике» 1980 года. За прошедшие с того времени 40 лет эта тенденция только укрепилась и усилилась.

Есть ситуации, в которых может употребляться или только родительный, или только винительный падеж. Однако часто можно говорить лишь о предпочтительности одной из форм или о равных возможностях для их употребления. Во многих случаях несколько факторов, влияющих на выбор формы, действуют разнонаправленно. Эти факторы описаны в научной и справочной литературе («Русская грамматика» 1980 г., «Словарь грамматических вариантов русского языка» Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича, Л. П. Катлинской, «Практическая стилистика современного русского языка» Ю. А. Бельчикова и др.). Обобщение рекомендаций сделано в «Письмовнике».

В сочетании не ранить чувства других нет признаков, которые указывали бы на обязательность родительного падежа. Винительный падеж подчеркивает конкретность объекта, на который направлено действие. Ю. А. Бельчиков показывает эту особенность на таких примерах: Не делай ошибок и Поупражняйся в написании глагольных форм и больше не делай ошибки. В первом предложении речь идет об ошибках вообще, а во втором – о конкретных орфографических ошибках. В современной нехудожественной литературе сочетание не ранить чувства кого-то (о многих) довольно частотно. Встречается и синонимичное сочетание: не оскорбить чувства других (В. Пелевин), не оскорбить чувства христиан (журн. «Знание – сила»). Возникающая омонимия форм род. падежа ед. числа (такое употребление немного архаично) и вин. падежа множ. числа обычно снимается контекстом.

Мы обсудили Ваш пример с коллегами из отдела культуры русской речи Института русского языка РАН. Е. М. Лазуткина, ведущий научный сотрудник, считает, что в Вашем случае винительный падеж предпочтителен. Другие коллеги склонны принять оба варианта как допустимые. Однако все согласны в том, что сочетание не ранить чувства других не следует считать ошибкой в экзаменационном сочинении.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, будет ли присутствовать грамматическая ошибка, если на информационной табличке написать «не» раздельно от краткого прилагательного «Оборудование не исправно»? Взяв во внимание то, что оборудование имеет какую-либо неисправность, то есть в этом случае отрицаем его полную исправность, а не подтверждаем того, что оборудование полностью сломано.

Ответ справочной службы русского языка

На табличке следует писать слитно: сообщается, что оборудование сломано (без оттенков значения).

Добрый день! В сочинении ученики иногда пропускают слова. Скажите, пожалуйста, пропуск слова — это речевая или грамматическая ошибка?

Ответ справочной службы русского языка

Такую ошибку можно считать речевой.

Здравствуйте. Необходим не столько ответ, сколько комментарий. Возникла неясность с правильностью написания названия праздника Дня защитника Отечества. Несмотря на данные и с вашего портала, и с вики, распространена версия про «защитникОВ». Как оказалось, адепты этого написания ссылаются на сайт президента РБ, где за его подписью есть поздравление именно в таком варианте. Естественно, многие ведущие СМИ и сайты гос. учреждений подхватывают эту тенденцию. Является ли тогда написание этого праздника вариативным, или вариант с множественным числом — грамматическая ошибка? И, в таком случае, есть ли правило, регулирующее это написание, или же «так исторически сложилось»? Насколько адекватно апеллировать к параллели с Днем учителя, физкультурника, юриста, энергетика, спасателя и пр.?

Ответ справочной службы русского языка

Поскольку в России День защитника Отечества — государственный праздник, его написание регламентируется не только словарями, но и официальными документами. В частности, именно такая форма указана в «Справочнике по оформлению нормативных правовых актов в Администрации Президента Российской Федерации».

Вероятно, название праздника, которое официально закреплено на территории Республики Беларусь, немного отличается от российского названия.

Грамматически обе формы возможны.

Какое правило русского языка действует при склонении слова «подтверждающих» при написании фразы: «Предоставить копии документов, подтверждающих право собственности». Правильно склонять от слова «документов»? Будет ли считаться ошибкой, если склонять от слова «копии»? (т.е. предоставить копии документов, подтверждающие право собственности). Это грамматическая ошибка или нет?

Ответ справочной службы русского языка

Поскольку право собственности подтверждают документы, а не копии, верно: …копии документов, подтверждающих право собственности.

В трех поколения ни кто не склонял нашу фамилию ни в разговорной речи ни в документах. Помогите разъяснить новому начальнику что оставляя мою фамилию в оригинале на документах не будет являться ошибкой русского языка Усок (ударение на О)

Ответ справочной службы русского языка

Если речь идет о мужской фамилии, то несклонение ее — грамматическая ошибка. Мужская фамилия Усок склоняется. Если ее до этого не склоняли, это означает всего лишь, что грамматическая ошибка повторялась из документа в документ.

Есть правильное выражение «черный ход». А «черный вход» — это грамматическая ошибка?

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание черный вход неупотребительно, при этом есть служебный вход.

Здравствуйте, уважаемая Грамота! У нас такой вопрос — может ли фамилия Чипилка для женского рода не склоняться? Автор говорит, что её фамилия не склоняется и настаивает, чтобы при указании авторства — оставить — Стихи А. Чипилка. Не будет ли это ошибкой?

Ответ справочной службы русского языка

Фамилию Чипилка надо склонять, ее несклонение – грамматическая ошибка. Это плохо и для самого автора, ведь именительный падеж фамилии должен выводиться из косвенных падежей. Фразу стихи А. Чипилка можно понять так: автор стихов – А. Чипилок (мужчина).

Может ли союз «также» начинать предложение? Или это грамматическая ошибка?

Ответ справочной службы русского языка

Это не ошибка (но в некоторых случаях — небрежность).

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, есть ли в данной фразе грамматическая ошибка? Пострадавшие от коллекторов люди, как правило, сами спровоцировали коллекторов на преступления ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕМ ПРОСТЕЙШИХ ПРАВИЛ безопасности и неприменением упреждающих мер.

Ответ справочной службы русского языка

Предложение неудачно: оно содержит и грамматические, и лексические погрешности.

«Сумасшедший, основавший свою киностудию, на которой снял фильм, но он так и не был выпущен.» — «он» — фильм или сумасшедший? Присутствует ли здесь грамматическая ошибка?

Ответ справочной службы русского языка

Как правило, местоимение указывает на ближайшее существительное соответствующего рода и в соответствующей форме. В данном случае это слово фильм. Однако фраза построена стилистически небезупречно, ее необходимо перестроить.

Возможный вариант: Сумасшедший, основавший свою киностудию, снял на ней фильм, который, однако, так и не был выпущен.

Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки «тся» и «ться» в глаголах на конце. Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке. 

Но многие все равно продолжают употреблять неверные буквы, путаться и порой пребывают в недоумении, из-за чего допускают ещё больше ошибок. Поэтому следует разобраться раз и навсегда, когда надо в глаголах, оканчивающихся на «тся», писать мягкий знак, а когда так делать не правильно.

Правописание «тся» и «ться» в глаголах

Следующее правило — одно из самых простых и не требует особого напряжения не только в запоминании, но и в понимании. 

Правописание «тся» и «ться» в глаголах

Для того, чтобы верно писать суффиксы «тся» и «ться» необходимо знать:

Глагол, стоящий в 3-м лице, мягкого знака в окончании не имеет.

Как определить, что глагол относится к 3-му лицу? Нужно поставить перед ним местоимение (он / она / оно) и задать один из вопросов: «Что делает? Что сделает?»;

Глагол инфинитива (неопределенная форма) будет иметь на конце суффикс «ться».

К таким глаголам можно задать вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Следовательно, эти глаголы пишутся с «ь» на конце.

Интересно, что в глаголах инфинитива ошибок не допускают и спокойно ставят «ь»: «обучать», «строить», «баловать». А при добавлении постфикса «ся», люди входят в ступор. Однако здесь нет ничего сложного. 

От постфикса ничего не изменится, у глаголов в 3-м лице от постфикса «ся» мягкий знак не добавится: «обучаются», «строится», «балуются». Также у глаголов неопределенной формы при появлении постфикса «ся» мягкий знак не пропадет: «обучаться», «строиться», «баловаться».

Примеры написания «ться» и «тся»

Для закрепления правила верной постановки в суффиксах «ться» и «тся» мягкого знака, приведена следующая таблица с примерами:

ТЬСЯ (что делать? что сделать?)

ТСЯ (что делает? что сделает?)

1.      Я люблю заботиться о животных;

2.      Обливаться холодной водой — значит закаляться;

3.      Поклониться, распрямиться и опять начать трудиться;

4.      Он перестал меня слушаться;

5.      На небе начали проявляться звезды.

1.      Она с удовольствием заботится о животных;

2.      Он закаляется: обливается холодной водой по утрам;

3.      Он поклонится в конце выступления;

4.      Надя слушается маму и папу;

5.       На небе скоро проявятся звезды.

Рекомендуется распечатать таблицу для использования в качестве подсказки на первое время.

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глаголов

Множество ошибок совершается при изучении правил написания мягкого знака, выполняющего функцию не разделительную, а смягчающую, в окончании глаголов. Не всегда получается заполнить тест или выполнить упражнение на отличную оценку.

Мягкий знак в глаголах

Поэтому важно учесть следующие правила:

  • когда виден глагол во 2-м лице настоящего или будущего времени, то после шипящих в конце слова ставится «ь»: «берешь – берешься», «бреешь – бреешься»;

  • у глагола, выражающего приказ (совет), мягкий знак остается после добавления постфикса «ся»: «намажь – намажься», «утешь – утешься», «встревожь – встревожься»

Особо сложно многим ученикам расставить «ь» в случаях с несколькими типами глаголов в одном предложении:

  • «Он (что делает?) пытается (что делать?) кататься на коньках изо всех сил»;

  • «Маша (что делает?) старается (что делать?) сдерживаться, иначе заплачет».

В этом случае в предложении есть подлежащее (местоимение) и вопрос задать возможно.

Но могут возникнуть случаи, когда в предложении подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:

  • «Не годится ей молодиться»;

  • «Ему приходится мириться с новым начальством». 

Упражнения

Упражнения

Для закрепления материала предлагается вставить вместо пропусков «тся» или «ться»:

  1. Не стоит боя… перемен.

  2. Не могу реши… выйти к доске.

  3. Дамы и господа, концерт продолжае…

  4. Ей нужно верну… домой к вечеру.

  5. Он идет, все, спряч… за диван!

  6. Не смей сдава…!

  7. Обуча… нужно смолоду.

  8. Прекратите шепта… за моей спиной!

  9. Земля скоро покрое… снегом.

  10. У него дело из рук вали… 

Ответы:

  • бояться;

  • решиться;

  • продолжается;

  • вернуться;

  • прячься;

  • сдаваться;

  • обучаться;

  • шептаться;

  • покроется;

  • валится.

Правила русского языка необходимо выучить еще в детском возрасте, чтобы вырасти грамотным и образованным человеком. Если вы находите какие-то пробелы в своих знаниях, то никогда не поздно взять в руки учебник, открыть тест или тренажер, и выучить раз и навсегда основные правила. 

Знания могут пригодиться всегда и везде: начиная от повседневной жизни (при общении, переписке в чатах и мессенджерах) до профессиональных обязанностей (написать деловое письмо, заключить контракт, верно сформулировать речь перед выступлением и др.).

Учитесь, ведь как говорится, «С грамотой вскачь, без грамоты — хоть плачь»!

Правописание тся или ться Самая частая ошибка.

Веб разработка » Блоггинг 30 Апр 2013, 16:06

(Всего: 650, сегодня: 1 )

Самая популярная по частоте допускаемых грамматических ошибок это именно окончания в глаголах на тся или ться! Сам некогда угадывал, пока не переборол лень и не разобрался! Запоминается очень просто, буквально пол часа и любой уменьшит частоту данной ошибки минимум на 95%.

Из года в год, миллионы людей регулярно допускают такую ошибку, причем там, где меньше всего ее ждешь. На популярных блогах, на витринах магазинов или даже в электронных приборах и газетах.

Если на сайтах это не сильно страшно, то в более менее крупных публичных изданиях это стыдно и унизительно. Так вот, можно избавиться от этой ошибки. Совсем, конечно, вряд ли, но ощутимо сократить ее частоту может любой! Достаточно сначала прочитать правило данной особенности русского языка:

Ь ставится

  • В неопределённой форме глагола (инфинитиве): «умывать(ся)», «беречь(ся)»;
  • В окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: «умываешь(ся)», «бережёшь(ся)»;
  • После согласных (кроме «й» и «г» — ляг(те)) в формах повелительного наклонения: «исправь(те)»;
  • В возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука: «вернусь», «вернитесь», «вернулись», «вернувшись»;
  • В остальных случаях в глагольных окончаниях ь не ставится: «он пошёл умываться», но: «он умывается»;

А теперь забыть и выкинуть, ибо нужно было в школе учиться, а не просто ее посещать, да бы не впадать в ступор перед строками правил выше! В нашем случае есть одно простейшее условие:

Глаголу нужно задать вопрос и если в этом вопросе есть мягкий знак — его поместить в ться, в противном же случае – мягкий знак не ставится

  • Мягкий знак не ставится — Что делает?
  • Будем учиться, начинаем тренироваться — Что делать?

А есть и подвохи, которые можно запихнуть в одно предложение:

На нашей улице строится дом, который, как обещает застройщик, закончит строиться к следующему году!

На нашей улице что делает? Закончит что делать?

Вот и все. Больше читайте и приобретете автоматизированный “сенсор” для распознавания и исключения подобных ошибок.

Этот пост написан по просьбе жителя портала Клик Квея.

Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки -тся и -ться в глаголах на конце. 

Правило:

Если глагол отвечает на вопросы «что делает?, что сделает?», то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед -ся мягкий знак не пишется. То есть глагол оканчивается на -тся.

Если глагол отвечает на вопросы «что делать?, что сделать?», то этот глагол в неопределенной форме (инфинитив) и в нем перед -ся пишется мягкий знак. То есть глагол оканчивается -ться

Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке. 

Для определения, что глагол относится к 3-му лицу нужно просто поставить перед ним местоимение (он / она / они) и задать один из вопросов: «что делает?, что сделает?». 

Дочка учится в институте.

(Она) дочка (что делает?) учится в институте.

Товар появится в магазине завтра.

(Он) товар (что сделает?) появится в магазине завтра.

Дети радуются новым игрушкам.

(Они) дети (что делают?) радуются новым игрушкам.

Сегодня мама собирается заниматься приготовлением нового салата.

Сегодня (она) мама (что делает?) собирается (что делать?) заниматься приготовлением нового салата. 

Друзья решили встретиться вечером в кафе.

(Они) друзья решили (что сделать?) встретиться вечером в кафе.

Но с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться. 

Имеются предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся довольно трудно. Чаще всего в таком случае он пишется без мягкого знака

Учись – всегда пригодится!

Иногда встречаются случаи с несколькими типами глаголов в предложении, когда подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:

Ему приходится мириться с новым начальством.

(Вопрос к глаголу приходится не задать, так как нет подлежащего) ему приходится (что делать?) мириться с новым начальством.

Другая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Малыш старается улыбаться, когда видит родителей.

(Он) малыш (что делает?) старается (что сделать?) улыбаться, когда видит родителей.

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению.
Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Вывод:

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив (неопределенная форма), то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

P.S.  Остальные посты можно посмотреть в сборнике «Повторение — мать учения» ссылка https://author.today/work/114789

Ться-тся.jpg

-ться/-тся — символ и вектор всей борьбы отечественных граммар-наци; ультимативная ошибка, которая допускается миллионами русскоязычных людей хотя бы раз в жизни. Если поглядеть на -ться/-тся пристально, то получается, что эта ошибка — одна из тех, которая порой допускается чаще, чем не допускается.

Как так получаеться[править]

Ошибка эта является самой частой в первую очередь вовсе не благодаря тому, что плохо запоминается правило, где надо писать -тся, а где -ться; всему виной банальная русская лень. Причем здесь самое смешное заключается в том, что для этого вовсе не обязательно оглядываться на малограмотных детей, которые сдабривают свою речь странными скобочками и многоточиями: их конечной целью оказывается, по обыкновению, вовсе не соблюдение забитых в башку доброй и понимающей учительницей законов — которые в итоге потом одинаково забываются, если применять их некуда — а обычный словесный понос, который все равно ими распознается. Как говорится, содержание превыше формы.

Другая причина заключается в простом факте: ошибка рано или поздно допускается даже взрослыми и умудренными опытом людьми — да, даже таким парадоксам никто не запрещал случаться. Если вчитаться в желтую прессу, ошибку можно наковырять буквально в каждом третьем предложении — тем лучше, если набор плохо проверяется редактором.

Многие при этом оправдываются, что, дескать, они просто быстро пишут и им нет времени вчитываться в каждую строчку и уж тем более в букву, но обычно это произносится тоном не менее искренним, чем признания политиканов с трибуны. Конечно же, встречаются такие случаи, когда человек на скорость молотит таким мелким и корявым почерком, что сам черт не разберется, и ошибаться здесь ему еще простительно — ну мало ли, сам же в своих каракулях не разберется, сам же виноват — но обычно же все случается по вышеозначенной причине, а именно: народ не хочет учиться. Тем более — на своих ошибках.

Но основная причина в том, что системы проверки правописания не могут ничем помочь. Не получается у них вычислять форму глагола по смыслу предложения. Так что даже если поциент и пытается подключить ИИ для помощи в грамматике, результат предсказывается сам собой.

Как инструмент[править]

Даже повидавшие на своем веку граммар-наци бесятся и хватаются за деревянную ручку панцерфауста, едва лишь видят, как кто-то рассыпает налево и направо эту ошибку — так чего уж тут говорить о молодых. Академические музыканты давно доказали, что музыку можно делать из всего — подобным образом и эта ошибка может использоваться как простой и эффективный метод провокации. Достаточно лишь намеренно наошибаться прямо перед глазами у граммар-нациста, а потом любоваться, как он грозится убить вашу кошку и пытается обучать вас общеизвестным фактам.

Только без дураков: все граммар-наци в какой-то мере откликаются на тся/ться, эффект зависит лишь от частоты повторения. Сравните, например, с любителем дарк-фолка, который порывается послушать радио, но каждые 5 минут там включается что-то невыносимо попсовое:

Я не зануда и не grammar-nazi, но меня удручает ошибка тся/ться. Пропущенные запятые ещё можно терпеть, но элементарная орфография должна быть на нормальном уровне.
Я понимаю, что существенная доля читателей и писателей на хабре пишут с Украины, где мягкий знак может стоять там, где в русском он неприемлем, но мы здесь всё же по-русски пишем. Проверяйте посты, комментарии и вопросы на http://www.orfo.ru/online/
Хочу кнопку «тся!» где-то между «звездой» и «твиттером». Набрал 25 «тся» — получай рид-онлы RO, пока не сдашь экзамен по русскому языку.
Заскриптовать несколько последних ЕГ будет несложно, мне кажется.

Хабранаци в ярости

Как надо[править]

Для тех, кто не любит читать.

Как надо — сообщается в гугле; причем сообщается это одинаковым тоном на всех сайтах, а количество сайтов исчисляется чуть ли не тысячами. На всякий случай можно отметиться и здесь в тысяча первый раз:

-тся пишется в том случае, если глагол отвечает на вопрос «что делает».
-ться же обычно положено появляться в глаголе, если он отвечает на вопрос «что делать».

Зри в корень: если есть мягкий знак, его писать нужно. А если нет — то не нужно.

Ь ставится:
В неопределённой форме глагола (инфинитиве): «умывать(ся)», «беречь(ся)».
В окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: «умываешь(ся)», «бережёшь(ся)».
После согласных (кроме «й» и «г» — ляг(те)) в формах повелительного наклонения: «исправь(те)».
В возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука: «вернусь», «вернитесь», «вернулись», «вернувшись».
В остальных случаях в глагольных окончаниях ь не ставится: «он пошёл умываться», но: «он умывается»

tsya.ru

Если же вам не хочется запоминать весь этот нудный текст, просто… еще раз перечитайте эту статью и запомните, что где.

Для тех, кто не понял[править]

Все очень просто.

«-ся» — возвратная частица, сокращение от «себя».

Произнесите это «себя» полностью, и все сразу встанет на свои места:

  • он умывается = он умываеТ себя (вы же никогда не скажете «умываеть», верно?)
  • давайте умываться = давайте умываТЬ себя («умыват себя» тоже звучит по-олбански)
  • напиток готовится = напиток готовиТ себя
  • напиток будет готовиться = напиток будет готовиТЬ себя
  • давайте ебаться = давайте… нет, об этом не будем.

Как видите, все просто. И не засоряйте себе моск всякими «инфинитивами».

И напоследок[править]

Они пробрались и в Facebook!

Ошибка -ться/-тся в свое время тоже была подвергнута албанизации, поэтому окончания вроде «-ца» и «-цца» в то время были в ходу. При делах они и поныне, в отличие от многих других падонкаффских терминов.

thesunbeam: А вод есле я буду песать таг: «Приффет! Как дилишги? Сюси-пуси» и т. п., делоть очинь-отчинь мноха ашыбак и упатриблять олбанцккий, — тагда я смагу сайти за бландинку-фкольнетсу-малаледку или какуюнить другую силёдку? Далжно жы уминя палучица, наканетс-та?

ekkoni: Не-а. Настолько правильно писать по-албански может только человек, идеально знающий русский  :) По-другому ТАК извратить русский язык невозможно  ;) И потом, знаки препинания тебя выдают с головой :Р

thesunbeam: Чёрт… Сафсем-сафсем нипалучицца? :'(

ekkoni: *WALL* Маша!!! ты даже на албанском ухитряешься писать «цца» вместо «тся» и «ца» вместо «ться». Это неизлечимо…

Bashorgrufavicon.png401359

Галерея[править]

  • Tsya2.jpg

  • Tsya3.jpg

  • Красноречиво

  • Tsya5.jpg

  • Tsya6.jpg

  • Проследив за ошибкой, не забудьте о других.

  • Tsya9.jpg

  • Эпик фейл

См. также[править]

  • Расстрельный грамматический список
  • Невыносимо отвратительные слова
  • S — как доллар
  • Днявка

Ссылки[править]

  • Целый сайт про ошибку
  • Альтернативное мнение
  • И не только у нас
Mouth with tongue.png Языки – non penis canina, тащемта
Натуральные Английский (Middle English) • Латынь • Мунспик • Рунглиш • Суржик • Тарашкевица • Французский
Плановые Leet • Lolspeak • «Албанский» • «Боярский» • «Гопотятский» • «Йожиный» • «Онотолица» • «Сибирский» • Эсперанто
Жаргон Компьютерный • Геймерский (MMORPG • MUDаков) • Местный • Музыкальный • Офенский • Хулиганский
Лексемы Бармаглот • Батарея • Вуглускр • Глокая куздра • Же не манж па сис жур • Обапол • Росатый
Прочее Grammar nazi (Расстрельный список) • /fl/ • Kekeke • Lorem ipsum • QWERTY • Russian Reversal • (sic!) • TEH • T9 • Who are you to fucking lecture me? • Алфавит Анны-Софии • Алфавит Двача • В/на • Грамматикалия • Ё • Иероглиф • КЛБ • Косил косой косой косой • Ку • Н • Неприличный жест • Пилить • Приставки • Рукопись Войнича • Санскрипт иероглифами • Типографика • Фаллический редукционизм • Фонетизм • Шнурки в стакане • Ы • Эвфемизм • Ъ • Ѣ • ಠ • …
Перевод All your base are belong to us • Misheard lyrics • Peacedoorball • Squirrel institute • Блджад • Буллшит • Былинно • Быстро, решительно! • Герцог мира • Гуртовщики мыши • Двиньте вперёд • Кузинатра • Макаку чешет • Машинный перевод • Надмозг • Нет пути • Ногохуйц • Покрытия • Самка собаки • Система Поливанова • Транслит • Тяни-толкай
Дефекты речи Amirite • GAR • LOLI HAET PIZZA • O RLY? • NO WAI • Pretty cool guy • P. S. • Pwned • S — как доллар • Аваф • А также линия • бНОПНЯ • Вонни • Гы • Диалог с собой • Ебал её рука • Лец ми спик фром май харт ин инглиш • Мну • Мурсики • Невыносимо отвратительные слова • Ня • Опечатка • Паук • Пиздоблядское мудоёбище • Позязя • Синдром Туретта • Словесный понос • Сома • Срук • Сцуко • Ться/тся • Черномырдин • Шизофазия

Легендарный мелкий паразит: сбивает читателя всего одним символом — лишним или пропущенным.

Главная особенность Тся-Тьси — она обитает во множестве текстов, хотя избавиться от неё совсем просто.

Неопределённая форма глагола (инфинитив) не указывает на категории лица, времени, числа, рода. Пример: из инфинитива «делать» можно получить слова «делает», «делают», «делали» и т. д. — разные рода, времена, числа.

Тся-Ться-путаница смешивает инфинитивную возвратную форму («делаться») с формой настоящего времени единственного («делается») или множественного («делаются») числа. Получаются уродцы: делатся, делаеться, делаються. Это ослабляет или разрывает связь между субъектом и действием, иногда возникает и двусмысленность: «делатся» — это написанное с ошибкой «делаться» или написанное с ошибкой «делается»?

Мы ждём тех, кто верит в изменения и стремиться к ним!

Мы ждём тех, кто верит в изменения и стремится к ним!

На самом деле обычной фотографии недостаточно: нужно поделится ею со всем миром.

На самом деле обычной фотографии недостаточно: нужно поделиться ею со всем миром.

Это были два обычнейших экземпляра.

Что Борька любил, так это поскалится — и если сначала это всех забавляло, то когда он подрос, стал уже всех пугать.

Что Борька любил, так это поскалиться — и если сначала это всех забавляло, то когда он подрос, стало уже всех пугать.

Ваше окружение — люди, которые могут находится под влиянием недавней с вами ссоры.

Ваше окружение — люди, которые могут находиться под влиянием недавней с вами ссоры

В связке с глаголом вида «могут», «смочь», «будет», «любит» и т. д. — т(ь)ся-глагол имеет мягкий знак.

Ответ на первый взгляд прост — сталкиваться приходиться с двумя разработчиками.

Ответ на первый взгляд прост — сталкиваться приходится с двумя разработчиками.

Запомните: такое удвоенное —т(ь)ся «неповторимо»! Либо —ться + -тся, либо —тся + -ться. Повторения, пары одинаковых окончаний быть не может.

Нужно научится справляться с рутиной так, чтобы она занимала как можно меньше времени.

Нужно научиться справляться с рутиной так, чтобы она занимала как можно меньше времени.

Исключение: если до двухглагольного сочетания поставить третье действие — те же «могут», «будет», «любит», «нравится», «стал» или даже наречия «важно», «нужно» и подобные им — значит, в сочетании будет двойное —т(ь)ся.

Впрочем, связка из трёх глаголов — стилистически плохое решение, см. Трёхглаголие.

Некоторые пламеннные граждане утверждают что «-ся» всегда является сокращением от «себя» (умывается = умывает себя и т. д.). Неправда: есть безличные глаголы вроде «смеркается», которые и инфинитивом не являются, и категории лица не имеют, и никакого «себя» не содержат. Впрочем, они подчиняются общей мнемонике (см. ниже).

Как побороть ошибку?

Используйте мнемонику с сайта tsya.ru: «спросите себя, на какой вопрос отвечает этот глагол – «что делать?» или «что делает?». Если в вопросе есть мягкий знак, значит он есть и в глаголе».

Задаётся вопросом. Что делает? Без ь.
Задаваться вопросом. Что делать? Тут ь.

Нужно научиться справляться. Нужно что сделать? + Научиться делать что? Мягкий знак в вопросах сохраняется — сохраняем его и в проверяемых словах.

Дополнительные примеры (потренируйтесь на них)

Но стоит помнить, что любая бизнес-идея может провалится.

Нашли ошибку? Проверьте

Но стоит помнить, что любая бизнес-идея может провалиться.

Очень важно уметь подстроится под собеседника по темпу речи.

Нашли ошибку? Проверьте

Очень важно уметь подстроиться под собеседника по темпу речи.

Криптовалюты же были созданы в первую очередь, чтобы избавится от контроля государства и правительственных органов.

Нашли ошибку? Проверьте

Криптовалюты же были созданы в первую очередь, чтобы избавиться от контроля государства и правительственных органов.

Заранее получила указания от Артёма, как выбрать снаряжение и что вообще мне понадобиться для начала.

Нашли ошибку? Проверьте

Заранее получила указания от Артёма, как выбрать снаряжение и что вообще мне понадобится в начале.

Но меня не отпускала мысль, что всё могло сложится по-другому.

Нашли ошибку? Проверьте

Но меня не отпускала мысль, что всё могло сложиться по-другому.

Родственные ошибки:

Сценарий
урока

Предмет:
Русский язык

Класс:

УМК:
Перспективная начальная школа

Тема: Написание
Ь перед частицей –ся

Тип
урока:

урок изучения нового материала

Вид
урока:

проблемный урок

Цели урока:

образовательная: познакомиться с правописанием глаголов,
оканчивающихся на –тся и –ться;  научиться задавать вопросы к глаголам;

развивающая: развивать умение
самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её
графически, объяснять правописание;

воспитательная: воспитывать интерес к
самостоятельной исследовательской деятельности;

Ожидаемые результаты урока:

  Личностные: формировать интерес к
учению.

  Метапредметные:

  Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.

  Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в
устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать
совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения

 Регулятивные УУД:  уметь формулировать цель
на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по
коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения
действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной
задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё
предположение.

   Предметные: уметь  задавать вопросы
к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой
орфограммы.  

  
Задачи урока: — учить самостоятельному выводу о правиле правописания —
тся и – ться;

                            
— развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

                            
— добиваться аккуратности в работе.

Методы
обучения:

проблемный, аналитический, поисковой

Форма
организации познавательной деятельности:
групповая,
фронтальная, самостоятельная

Ход
урока

1.Самоопределение
к деятельности.
Организационный момент

Включение
в деловой ритм.

-Добрый день!
-Дети, вам тепло? (Да!)
В нашем классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)—
Только начался урок? (Да!)
А хотите ли вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!

2.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

2.1
Минутка чистописания.

С
какой частью речи познакомились на прошлом уроке?

Назовите
последний звук в слове глагол. Дайте ему характеристику.

Запишите
в тетрадь следующие сочетания букв.

Лл
Ла ли лн ле

Запишите,
продолжив до конца строки.

2.2 Я предлагаю вам поиграть. К нам в
класс пришёл корреспондент (ученик 7 класса), и он хочет узнать, что вы знаете
о глаголе.

 «Блиц
опрос» по теме ГЛАГОЛ

-Здравствуйте! Меня зовут…..      Я
корреспондент журнала «Школьный мир», и хотел(а) задать вам несколько вопросов.

Примерные вопросы:

-Скажите пожалуйста

1.     
Что такое глагол?

2.     
Что обозначает глагол?

3.     
На какие вопросы отвечают глаголы в начальной
форме?

4.     
Как пишется не с глаголами?

5.     
Какую роль играет глагол в предложении?

-Спасибо!
Вы уже много знаете о данной части речи. Но есть еще много нового и
интересного, что вы ещё узнаете о глаголе. А я с вами прощаюсь. До свидания!

3.Постановка
учебной задачи.

Активизация
знаний учащихся. Создание проблемной ситуации

-Прочтите предложения.

Солнце улыбается.

Не стоит улыбаться.

 -Какие слова похожи?

-Как произносятся? (одинаково)

— А как пишутся, одинаково или по
–разному?

-В чем вы видите разницу?

-Как вы думаете почему один глагол написан
с ь знаком, а другой без? Нет ли тут ошибки? А как правильно писать такие
слова?

-Вызвало ли у вас это задание проблему?

-Какую? (где поставить Ь, а где нет)

-Можете вы её
сейчас сразу решить? Почему? (нам не хватает знаний)

-Я думаю, вы
поняли, какая тема сегодняшнего урока и чем будем заниматься? (Тема-правописание
-тся, -ться)

4.
Целеполагание

-Давайте 
определим цели нашего урока?

У
— учиться
….Чему мы сегодня будем учиться? учиться правильно писать Ь в
глаголах

Р-
развивать
….Что будем развивать? – будем развивать внимание и орфографическую
зоркость

О-
объяснить
…..Что будем объяснять? -написание слов

К-
контролировать
…..Что будем контролировать?- ответы
товарищей

5.
Открытие детьми новых знаний.

Организация
учащихся по исследованию проблемной ситуации

На сколько
групп можно разделить глаголы? (на 2, с ь знаком и без)

Разделите  на группы.

Учиться, ленится, учится, лениться,
бросится, броситься.

Учиться                                                     
учится

лениться                                                  
ленится

броситься                                                 
бросится

-Задайте к глаголам вопросы.

      Что делать?                                              
Что
делает?

       Что
сделать?
                                          
  Что сделает?

-Что заметили?

       — Сделайте
вывод, когда пишется ь в глаголах?

Проверьте свои
предположения по учебнику на стр.160. Сделайте вывод.

Составим
алгоритм

1)      Задаем
вопросы: Что делать? Что делает?

2)      Если в
вопросе к глаголу есть ь (что делать?), то и в глаголе он будет писаться.

3)      Если в
вопросе к глаголу нет ь (что делает?), то и в глаголе он не будет писаться.

6.Первичное
закрепление

Устанавливается
осознанность восприятия. Первичное обобщение

Работа в
группах. Стр. 160 упр 183

-Запиши
предложения правильно. В скобках перед каждым глаголам пиши вопрос

1-я группа: Он (…) не здоровае(т,ть)ся.

                      Надо (…)
здорова(т,ть)ся!

2-я группа: Они (…) возвращаю(т,ть)ся.

                      Они не хотят (…)
возвраща(т,ть)ся.

Физминутка

7.Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону

Организация
деятельности по применению новых знаний

Самостоятельная
работа с самопроверкой

Дифференцированные
задания с правом на выбор.

1 ур. Если вы
считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то
выбирайте уровень 1.
(Приложение 1)

2 ур. Если вы
поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2.
(Приложение
2)

3 ур. Если вы
уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3.
(Приложение
3)

Проверка 1 и 2 уровня вместе с учителем

Проверка 3 уровня самостоятельно по
образцу. (Приложение 4)

1
уровень.

Задай
вопрос и правильно напиши ться или тся.

Образец:
Друзья (что делают?) познаются в беде.

Трус
своей тени (__________________?) боит______ .

Всякий
человек в деле (__________________?) познаёт_____ .

Не
стыдно не знать, стыдно (__________________?)не учит______ .

2
уровень.

Замени
словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме

Проявлять
стремление — что делать? стремиться

Испытывать
волнение — ______________________

Допускать
ошибки — _______________________

Чувствовать
радость- _______________________

 3
уровень.

Запиши
текст без ошибок.

Взоопарке
проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львёнок
Сенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит.
Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

8.
Рефлексия деятельности

Домашнее
задание на выбор

Всем:   с. 160, 
повторить правило

Группа 1:
стр. 160 упр.184

Группа 2:
стр. 161 упр. 185

Рефлексия

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Было трудно….

Я понял, что…

Теперь я могу…

9.
Выставление отметок за урок

(Приложение 1)

1
уровень.

Задай
вопрос и правильно напиши ться или тся.

Образец:
Друзья (что делают?) познаются в беде.

Трус
своей тени (__________________?) боит______ .

Всякий
человек в деле (__________________?) познаёт_____ .

Не
стыдно не знать, стыдно (__________________?)не учит______ .

________________________________________________________________________________

1
уровень.

Задай
вопрос и правильно напиши ться или тся.

Образец:
Друзья (что делают?) познаются в беде.

Трус
своей тени (__________________?) боит______ .

Всякий
человек в деле (__________________?) познаёт_____ .

Не
стыдно не знать, стыдно (__________________?)не учит______ .

________________________________________________________________________________

1
уровень.

Задай
вопрос и правильно напиши ться или тся.

Образец:
Друзья (что делают?) познаются в беде.

Трус
своей тени (__________________?) боит______ .

Всякий
человек в деле (__________________?) познаёт_____ .

Не
стыдно не знать, стыдно (__________________?)не учит______ .

________________________________________________________________________________

1
уровень.

Задай
вопрос и правильно напиши ться или тся.

Образец:
Друзья (что делают?) познаются в беде.

Трус
своей тени (__________________?) боит______ .

Всякий
человек в деле (__________________?) познаёт_____ .

Не
стыдно не знать, стыдно (__________________?)не учит______ .

________________________________________________________________________________

1
уровень.

Задай
вопрос и правильно напиши ться или тся.

Образец:
Друзья (что делают?) познаются в беде.

Трус
своей тени (__________________?) боит______ .

Всякий
человек в деле (__________________?) познаёт_____ .

Не
стыдно не знать, стыдно (__________________?)не учит______ .

________________________________________________________________________________

1
уровень.

Задай
вопрос и правильно напиши ться или тся.

Образец:
Друзья (что делают?) познаются в беде.

Трус
своей тени (__________________?) боит______ .

Всякий
человек в деле (__________________?) познаёт_____ .

Не
стыдно не знать, стыдно (__________________?)не учит______ .

_______________________________________________________________________________

(Приложение 2)

2
уровень.

Замени
словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме

Проявлять
стремление — что делать? стремиться

Испытывать
волнение — ______________________

Допускать
ошибки — _______________________

Чувствовать
радость- _______________________

________________________________________________________________________________

2
уровень.

Замени
словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме

Проявлять
стремление — что делать? стремиться

Испытывать
волнение — ______________________

Допускать
ошибки — _______________________

Чувствовать
радость- _______________________

________________________________________________________________________________

2
уровень.

Замени
словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме

Проявлять
стремление — что делать? стремиться

Испытывать
волнение — ______________________

Допускать
ошибки — _______________________

Чувствовать
радость- _______________________

________________________________________________________________________________

2
уровень.

Замени
словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме

Проявлять
стремление — что делать? стремиться

Испытывать
волнение — ______________________

Допускать
ошибки — _______________________

Чувствовать
радость- _______________________

________________________________________________________________________________

2
уровень.

Замени
словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме

Проявлять
стремление — что делать? стремиться

Испытывать
волнение — ______________________

Допускать
ошибки — _______________________

Чувствовать
радость- _______________________

________________________________________________________________________________

2
уровень.

Замени
словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме

Проявлять
стремление — что делать? стремиться

Испытывать
волнение — ______________________

Допускать
ошибки — _______________________

Чувствовать
радость- _______________________

________________________________________________________________________________

(Приложение
3)

 3
уровень.

Запиши
текст без ошибок.

Взоопарке
проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львёнок
Сенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит.
Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

________________________________________________________________________________

 3
уровень.

Запиши
текст без ошибок.

Взоопарке
проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львёнок
Сенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Интерестно
ухаживать за животными и заботится о них.

________________________________________________________________________________

 3
уровень.

Запиши
текст без ошибок.

Взоопарке
проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львёнок
Сенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит.
Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

________________________________________________________________________________

 3
уровень.

Запиши
текст без ошибок.

Взоопарке
проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львёнок
Сенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит.
Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

________________________________________________________________________________

 3
уровень.

Запиши
текст без ошибок.

Взоопарке
проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львёнок
Сенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит.
Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

________________________________________________________________________________

 3
уровень.

Запиши
текст без ошибок.

Взоопарке
проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львёнок
Сенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит.
Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

________________________________________________________________________________

 3
уровень.

Запиши
текст без ошибок.

Взоопарке
проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львёнок
Сенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит.
Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

________________________________________________________________________________

(Приложение
4)

 3
уровень.

Проверь!

В
зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в своей клетке.
Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держится за ветку и сладко
спит. Интересно ухаживать за животными и заботиться о них.

________________________________________________________________________________

 3
уровень.

Проверь!

В
зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в своей клетке.
Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держится за ветку и сладко
спит. Интересно ухаживать за животными и заботиться о них.

________________________________________________________________________________

 3
уровень.

Проверь!

В
зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в своей клетке.
Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держится за ветку и сладко
спит. Интересно ухаживать за животными и заботиться о них.

________________________________________________________________________________

 3
уровень.

Проверь!

В
зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в своей клетке.
Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держится за ветку и сладко
спит. Интересно ухаживать за животными и заботиться о них.

________________________________________________________________________________

 3
уровень.

Проверь!

В
зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в своей клетке.
Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держится за ветку и сладко
спит. Интересно ухаживать за животными и заботиться о них.

________________________________________________________________________________

 3
уровень.

Проверь!

В
зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в своей клетке.
Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держится за ветку и сладко
спит. Интересно ухаживать за животными и заботиться о них.

________________________________________________________________________________

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тяга верхнего блока ошибки
  • Туркру тв мистер ошибка
  • Тюль коротко обрезала как исправить
  • Тюль длиннее штор как исправить
  • Тюбинг надувается неравномерно как исправить