У базарова нет сообщников он трагически одинок лексическая ошибка

Перепишите фразы, исправив грамматические (морфологические и синтаксические) ошибки. Укажите тип ошибки. Перепишите фразы, исправив лексические ошибки и

Перепишите фразы, исправив грамматические (морфологические и синтаксические) ошибки. Укажите тип ошибки.

Перепишите фразы, исправив лексические ошибки и недочеты. Укажите тип лексической ошибки (незнание значения слова, лексическая несочетаемость, смешение паронимов, тавтология, плеоназм и т. д.).

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Оригинал Исправленный вариант Тип ошибки
Добавьте в разогретое вино яблочную и апельсиновую цедру. Добавьте в подогретое вино яблочную мякоть и апельсиновую цедру. Яблочная и апельсиновая цедра – это лексическая ошибка, связанная с непониманием значения слова цедра. Подогретое (разогретое )-аналогично!
– Он ведёт себя как мадригал: не учится, не работает, ничем не интересуется. Он ведет себя как маргинал: не учится, не работает, ничем не интересуется. Смешение паронимов: мадригал — «музыкально-поэтическое произведение, обычно любовного характера». Маргинал — «человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.»
В коридоре филологического корпуса висели русские критики В коридоре корпуса филологического факультета висели портреты русских критиков. Речевая недостаточность – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания висели русских критиков, в коридоре филологического .
И вновь наша команда отправилась домой без голов И вновь наша команда отправилась домой без забитых голов. Омонимия «без голов» – отсутствие головы и отсутствие забитых голов (шайб).
Врачи собрали консенсус. Врачи достигли консенсуса. Лексическая ошибка, связанная с непониманием значения слова. Консенсус — «общее согласие по основным вопросам, к которому приходят участники конференции, заседания, переговоров и т.п.»
Мой брат всегда всех удивлял удивительной честностью и правдивостью. Мой брат всегда всех удивлял честностью и правдивостью. Тавтология. Удивлял удивительной. повторение того же.
Начинаем конференцию: форум уже есть Начинаем конференцию: кворум уже есть Смешение паронимов: форум – «место дискуссий», кворум – «установленное законом число участников собрания»
– В принципе, это не принципиально В принципе, это не важно Тавтология, повторение одного и того же.
Подтверждаю, что в апреле месяце мною были проведены семинарские занятия со студентами второго потока. Подтверждаю, что в апреле мною были проведены семинарские занятия со студентами второго потока. Плеоназм, слово «месяц» лишнее
– Можно спросить вопрос? – Можно задать вопрос? Тавтология.
Мы рады представить вам свои услуги по редактированию и вёрстке Мы рады предоставить вам свои услуги по редактированию и вёрстке Смешение паронимов: представить – «предъявлять, показать», предоставить – «дать кому-то какое то право»
Поднимем тост в честь молодожёнов! Произнесем тост в честь молодожёнов! Лексическая несочетаемость. Здесь уместен глагол произнесем, т.к. тост – один из жанров речи.
Оденьте шапку, вы же простудитесь! Наденьте шапку, вы же простудитесь! Смешение паронимов: надеть – «натянуть, надвинуть (одежду, обувь)», одевать – «облечь кого-либо в одежду»
У Базарова нет сообщников – он трагически одинок. У Базарова нет единомышленников – он трагически одинок. Смешение паронимов: единомышленник – «человек, имеющий одинаковые с кем-либо мысли, взгляды, убеждения», сообщник – «соучастник преступного замысла или деяния»
Нападавшие, пригрозив пинать ногами, отобрали у Н. часы. Нападавшие, пригрозив, пнув, отобрали у Н. часы. Тавтология – «пинать ногами». Неверное употребление глагола «пинать».

Перепишите фразы, исправив грамматические (морфологические и синтаксические) ошибки. Укажите тип ошибки.

6.3. Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов и слов, близких по значению

Упражнение 107. С приведёнными ниже паронимами составьте словосочетания. Укажите, в чём специфика каждого паронима (разное значение, лексическая сочетаемость, участие в устойчивых сочетаниях, постоянный или временный характер признака и т.д.).

Отдельный – отдельский; диктат – диктант; демократичный – демократический; запасный – запасливый; осудить – обсудить; генеральный – генеральский; скрытый – скрытный; экономия – экономика; безответный – безответственный; злой – злостный; явный – явственный; остатки – останки; рыбий – рыбный; логичный – логический; покупательный – покупательский; представить – предоставить; оклик – отклик; эффектный – эффективный; невежа – невежда.

Упражнение 108. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Составьте с этими сочетаниями предложения.

Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный); дипломант – дипломат (хладнокровный, юный, конкурса); описка – отписка (возмутительная, непростительная, досадная, неубедительная); советник – советчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный); фабрикат – фабрикант (дешё- вый, богатый, зарубежный, высококачественный); кожный – кожаный (портфель, заболевание); классный – классовый (характер, руководитель, строй); удачный – удачливый (день, охотник, намёк, операция); расчётный – расчётливый (человек, книжка, характер, система); экономичный – экономический (базис, машина, метод, закон, затраты); нетерпимый – нестерпимый (холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение); исполнительный – исполнительский (работник, стиль, мастерство, лист, талант, комитет, орган, манера).

Упражнение 109. Объясните разницу в значении словосочетаний.

Молодой советник – молодой советчик; опасный человек – опасливый человек; кардинальное решение – кардинальское решение; осудить поступок – обсудить поступок; соседний дом – соседский дом; хозяйские интересы – хозяйственные интересы; мелкие придирки – мелочные придирки; абсолютный невежа – абсолютный невежда; годовой отпуск – годичный отпуск.

Упражнение 110. Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Мотивируйте свой выбор. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты.

1. В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу. Он сразу решил (пойти, пройти) на (рыбью, рыбную) ловлю, надеясь на (удачный, удачливый) лов. (Скрытый, скрытный) от глаз прохожих, мальчик садится на (опасном, опасливом) обрыве. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце. Ожидание (поглотило, проглотило) мальчика. 2. На ковровом предприятии в (прошлом, прошедшем, минувшем) году производство наладилось. (Экономичный, экономический) эффект (перешёл, превзошёл) все ожидания! Уже (выпущено, изготовлено, произведено, сделано) 867 кв. метров (продукции, ковров и дорожек, ковровых изделий). 3. На месте небольшого завода, согласно (генеральному, генеральскому) плану реконструкции, скоро будет (построен, возведён, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. Уже в начале будущего года он сможет (отгружать, сдавать) продукцию потребителям. 4. Известно (любому, каждому, всякому), что даже самые (хорошие, отличные, великолепные, превосходные) условия работы ещё не (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 5. Как показывает многолетний (учёный, учительский) опыт, в (доверчивой, доверительной) беседе дети рассказывают о своих (проблемах, задачах) с (большей откровенностью, большим откровением). 6. Этот (недостаток, порок, дефект) в детали можно (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооружённым (глазом, взглядом). 7. Победителю конкурса (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 8. В новом отеле (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей. 9. В этом романе М. Булгакову удалось (раскрыть, вскрыть, изобразить, описать, воспеть, представить) (трагичные, трагические) события в жизни (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 10. Весьма (эффектными, эффективными) оказались меры, (принятые, предпринятые) заводоуправлением для (повышения, увеличения) уровня рентабельности производства. 11. Идти одному по ночному городу (боязно, боязливо, страшно). 12. При старом руководстве в нашем коллективе (бытовали, происходили, случались) срывы в работе. 13. В (будние, будничные) дни я обычно встаю около шести часов. 14. Оратор уже (вошёл, взошёл) на трибуну, но говорить не смог: ему мешали (окрики, выкрики) из зала. 15. На общем собрании было решено (возвести, построить, сдать в эксплуатацию) новый курятник. 16. Кони пошли шагом и (встали, стали). 17. Мать (воспретила, запретила) детям играть со спичками. 18. После недельной оттепели завтра из-за резкого похолодания на дорогах (возможен гололёд, возможна гололедица). 19. (Дискуссия, диспут) о школьной реформе продолжается и после того, как на специальном заседании Правительства (обсуждался, осуждался) этот вопрос. 20. Спорные вопросы (доложит, расскажет, разъяснит, пояснит) мой заместитель. 21. В городе активно ведётся (жилое, жилищное) строительство. 22. (Главную, заглавную) роль в пьесе «Маскарад» исполнит молодой артист. 23. О работе мне пока думать рано, надо сначала (закончить, кончить, получить) среднее образование. 24. Минеральные и витаминные добавки, введённые в рацион, очень (калорийны, полезны). 25. Платиновые термометры сопротивления (применяются, работают) в сложных условиях. 26. Мы заботимся (о развитии, об улучшении) качества продукции.

Упражнение 111. Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного использования слова исправьте предложения.

1. Череда первоклашек теснилась у крупного аквариума. 2. Чашка выпала из рук матери и раскололась на мелкие кусочки. 3. Наш город характерен старинными парками, за что его уважают все жители. 4. Наш завод славится возделыванием комфортабельных троллейбусов. 5. В транспортировке кормов участвует семь подвод. 6. Декада французской музыки продлится две недели. 7. Нерадивых водителей неизменно встречает авария. 8. Мой брат увлекается мифами Древней Греции и знает фамилии всех античных героев и богов. 9. Наша спортсменка явно устала, а у неё впереди – бо́льшая половина дистанции. 10. С конца VI века до н. э. поток туристов устремился в Египет. 11. Неуютно в нашем цехе, он находится в аварийном состоянии. 12. Благодаря майским заморозкам урожай был уничтожен почти полностью. 13. Где-то в горах слышались одинокие выстрелы. 14. Аншлаги о наборе учащихся в наше профтехучилище уже развешаны по всему городу. 15. Заседание оперативного штаба намечено на 1 октября. Именно с этой даты традиционно начинается отопительный сезон в нашем регионе. 16. Медики бьют тревогу: заболевание туберкулезом возросло в несколько раз, а противотуберкулезный диспансер – один на весь регион. 17. Какие только чудеса не вытворяет современная наука! 18. У нас ещё довлеет ошибочное мнение, что без реконструкции всей экономики можно выйти из кризиса. 19. У Базарова нет сообщников – он трагически одинок. 20. Татьяна воспитывалась в глуши, и её выходки просты и естественны, только в конце романа она приобретает аристократические замашки. 21. Закоренелого петербуржца сразу узнаешь по какой-то врождённой сдержанности и интеллигенции. 22. Островский задумывал «Грозу» как комедию, но впоследствии прозвал пьесу драмой. 23. Мы вышли к лесистому озеру. 24. Наша спортсменка бежала в паре с канадкой. Свою напарницу она обошла почти на полкруга. 25. И стоят наши дальневосточные берёзки в своём подвенечном саване. 26. Нам рассказали о жизни писателя и прочитали отрывки из его творчества. 27. Новогодняя ёлка стала любимым праздником нашего детства.

Упражнение 112. Дайте оценку использованию лексических средств в следующих предложениях. Выделите употребление слова без учёта его значения, анахронизм, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1. Мы знакомы с Галей с первого класса, она моя главная подруга. 2. Для того чтобы завод заработал ритмично, нам придётся решить не одну дилемму, а десятки дилемм. 3. Пятнадцатый маршрут трамвая здесь не ездит. 4. Устаревшие слова писатели часто используют, чтобы создать колорит древности. 5. Определился восьмой участник четвертьфинальной дуэли. 6. Те, кто обладают детьми и внуками, знают, как ребята больше любят смотреть телевизор, чем читать книги. 7. Балерина создаёт проникновенный образ Жизели – от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини. 8. Погода сопутствовала хорошему отдыху. 9. Владельцам вишнёвого сада грозит разорительство. 10. С удручающей ясностью понял я, что два года учёбы прошли впустую. 11. У меня всегда, ещё с юношеских лет, было ощущение, что я живу в историчное время. 12. Это доставило чиновникам большие неприятства. 13. Командир решил взять новобранца в испытательский полёт вместо опытного бортинженера. 14. Почтовое отделение переведено в помещение, расположенное в выстроенном многоэтажном доме. 15. Московское управление банка получило участок для застройки жилого дома в Химках. 16. Добрый человек плачет от радости, а злостный – от зависти. 17. Костя был совершенно лишён музыкального слуха. 18. Лишь досадливые промашки не позволили ему занять первое место. 19. В вечернем воздухе слышался запах сирени. 20. Книга является обогатителем нашей души. 21. В стране идёт восстановление разрухи. 22. Он ставит перед собой цель не только личную – жить полноценно, но и другую – быть корыстным людям. 23. В. Маяковский пишет о неименуемой гибели буржуазного строя. 24. Хозяйство у Манилова забросанное. 25. Левая нога Пушкина свешивается с пьедестала. 26. Ради счастья народа Саша отказывается от своего происхождения. 27. Тургенев считал, что не время ещё для появления революционеров-демократов в России, поэтому он сознательно умерщвляет Базарова. 28. Фамусов – закоренелый дворянин. 29. У Ленина мысли больше нашего морщат кожу. 30. По дороге бежали босые ноги девочки. 31. Распаханные снарядами поля заколосились хлебами. 32. Всё смешалось в один очистительный водопад: солдаты, матросы, крестьяне. 33. При исполнении этого прыжка надо опираться на всю ступню. 34. В грядущем году завод наметил провести реконструкцию третьего цеха. 35. Гарри Хайт считается самым высоким человеком в США. Именно благодаря своим габаритам ему удалось найти работу швейцара. 36. В романе описывается борьба, которую ведут партизаны против японской интервенщины. 37. Испытания нового прибора прошли без затруднений. 38. По степи неслись крики перепела и медвяные запахи скошенных трав. 39. Зрительская память у меня феноменальная. 40. С каждым годом росло исполнительное мастерство музыканта. 41. Вперёд подумай, потом – отвечай. 42. Почва – часть единственной природы, где всё взаимосвязано. 43. Несмотря на долгие годы, проведенные ею в добровольческом изгнании, она сохранила прежнюю красоту и величавость. 44. На именины Татьяны съехались соседи – дворовые, владельцы соседних земельных участков. 45. Жители микрорайона трудились на возрождённом субботнике с большим желанием. 46. Вблизи села геологи обнаружили минеральные истоки. 47. В квартирах злых неплательщиков будет отключена горячая вода. 48. Как я уже сказал выше, реконструкцию завода надо начинать немедленно. 49. Судить о причинах взрыва можно только предположительно. 50. В нашем коллективе всегда старались поддержать зачинщиков любого интересного дела. 51. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. 52. Я знаю, что ещё живы предки А.С. Пушкина. 53. В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий. 54. В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги. 55. Приближения дня премьеры в театре ждут с нетерпением. 56. Плохо, когда по всем каналам демонстрируется одно и то же название хорошего, но уже поднадоевшего всем фильма. 57. Раневская, приехав, целуется со шкафом. 58. Анна Керн – это девушка Пушкина.

ТЕСТЫ,ВЕЗДЕ 1 ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
1. Укажите, в каком предложении нарушены лексические нормы:
1) Вопреки прогнозам синоптиков ветер стих и потеплело.
2) У Базарова нет сообщников – он трагически одинок.
3) Свечи пылали, дрожа огнями, отражаясь в зеркале.
4) Я шел, ничего не замечая, как в тумане.

2.. Найдите предложение без нарушения лексических норм
1) Он записал песни коренных аборигенов Севера
2) На мне был теплый клетчатый халат с бархатными отворотами
3) Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида
4) В школах Москвы родилась новая традиция

3. Нормативным ударение должно быть на последнем слоге в слове
1) Начал;
2) Горьки;
3) Отнял;
4) Приговор;

4. Укажите случай, в котором наблюдаются отклонения от орфоэпической нормы современного русского языка:
1) Ольга нАчала выполнять домашнее задание;
2) Законопроект, прИнятый в прошлом месяце;
3) В соседней комнате звонИт телефон;
4) Олега прИняли на новое место работы.

5. Найдите просторечие:
1) Полуклиника;
2) Риторика, красноречие;
3) Перо в значении нож;
4) Простое предложение.

6. Укажите форму существительного, соответствующую литературным нормам современного русского языка:
1) Профессора;
2) Шофера;
3) Лектора;
4) Редактора.

7.Найдите слово, имеющее окраску высокого стиля:
1) современный;
2) орфоэпия;
3) орфограмма;
4) предощущать.

8. Укажите неправильно употребленную форму в выделенных словах:
1) Грохот ружий,
2) Много страданий,
3) Снисхождение судей,
4) Стрелы молний.

9. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если
1) Подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом .
2) Подлежащее выражено существительным, сказуемое – сравнительным оборотом.
3) Подлежащее выражено существительным, сказуемое – составное глагольное.
4) Подлежащее и сказуемое выражены существительным.

10.Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если
1) Подлежащее выражено местоимением
2) В составе подлежащего есть определение
3) Сказуемое выражено устойчивым оборотом
4) В составе сказуемого есть наречие

11. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если
1) После сказуемого с отрицанием, выраженного существительным есть противопоставление
2) Перед сказуемым, выраженным существительным, есть связанное с ним дополнение в дательном падеже
3) Перед сказуемым есть слова это значит
4) При выделительной интонации между подлежащим, выраженным местоимением и сказуемым, выраженным существительным

12. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если
1) Подлежащее выражено существительным, сказуемое – числительным
2) Один из главных членов выражен числительным
3) Подлежащее выражено личным местоимением, сказуемое – существительным
4) Перед сказуемым есть слова: это, это значит, вот, вот что

13. Тире между подлежащим и сказуемым ставится
1) При обратном порядке слов – сказуемое, выраженное существительным, предшествует подлежащему
2) Если в состав сказуемого входит глагол- связка
3) Если сказуемое выражено кратким прилагательным
4) При выделительной интонации между подлежащим, выраженным личным местоимением и сказуемым, выраженным существительным

14. Отметить неправильные высказывания.
1) Море и небо сливались в синюю бесконечность
2) Бобров маленькими глотками прихлебывал чай
3) Снова пошли затяжные дожди, обрекшие нас на бездействие
4) Не могу согласиться о том, что говорил предыдущий докладчик

15. Отметить неправильные высказывания.
1) Селихов разбогател и прославился беспощадным ростовщичеством.
2) В современных переводах много языкувых погрешностей.
3) Шульгин не выносил бессмысленных слов.
4) Земля вокруг была истоптана солдатскими сапогами.

16. Отметить неправильные высказывания:
1) Наконец вся компания опомнилась и увидела, что заболталась уже чересчур
2) Древний камень потом долго подпирал ворота его дома, пока окончательно не развалился.
3) Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению.
4) Мы сами провели предварительные исследования, обратившись к безотказному профессору – Интернету

17. Отметить неправильные высказывания.
1) В пьесе «На дне» показана жизнь ночлежки и ихние нравы.
2) Прогнозы на паводок с каждым днем становятся все более «многообещающими»
3) С нас проводник не взял ни копейки
4) Помимо рядовых граждан спасателям двух областей пришлось откапывать делегацию министерства транспорта и коммуникаций

18. Отметить неправильные высказывания.
1) Детство провел у деда и бабки по матери
2) Кругом лежат морские звезды, испускающие таинственное сияние
3) Мы, с опущенными и обнаженными головами, последовали за носилками
4) Раскольников пришел к своей теории в глубокой молодости

19. Отметить неправильные высказывания.
1) Нищие, бродившие по деревне, раньше всех узнали о смерти князя
2) Были приняты все мероприятия для повышения грамотности студентов.
3) Месяц, небольшой, белый, ясный, уже высоко стоял над темным садом
4) Низко и плоско рассыпанные на темном берегу огни плыли назад

источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/952-63_leksicheskie_oshibki__svyazannye_s_upotrebleniem_paronimov__sinonimov_i_slov__blizkih_po_znacheniyu.html

http://znaniya.site/russkii-yazyk/29338921.html

1. Укажите, в каком предложении нарушены лексические нормы:

2) У Базарова нет сообщников (ВЕРНО: единомышленников, последователей) – он трагически одинок.

2. Найдите предложение без нарушения лексических норм

2) На мне был теплый клетчатый халат с бархатными отворотами

3. Нормативным ударение должно быть на последнем слоге в слове

4) Приговор

4. Укажите случай, в котором наблюдаются отклонения от орфоэпической нормы современного русского языка:

1) Ольга нАчала (ВЕРНО — началА) выполнять домашнее задание;

5. Найдите просторечие:

1) Полуклиника (искажённое — полИклиника);

6. Укажите форму сущ-ного, соответствующую литературным нормам современного русского языка:

1) Профессора;

4) Редактора. (словарь Аванесова разрешает такую такую форму, словарь Агеенко даёт только редакторЫ)

7. Найдите слово, имеющее окраску высокого стиля:

4) предощущать.

8. Укажите неправильно употребленную форму в выделенных словах:

1) Грохот ружий (ВЕРНО — ружЕй),

9. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если

1) Подлежащее выражено сущ., сказуемое – глаг .

2) Подлежащее выражено сущ, сказуемое – сравнительным оборотом.

3) Подлежащее выражено сущ, сказуемое – составное глагольное.

4) Подлежащее и сказуемое выражены существительным.

10. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если

1) Подлежащее выражено местоимением (в некоторых случаях — да, интонационное выделение, например: Это – начало всех начал. Я – фабрикант, ты – судовладелец)

2) В составе подлежащего есть определение

3) Сказуемое выражено устойчивым оборотом

4) В составе сказуемого есть наречие

11. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если

1) После сказуемого с отрицанием, выраженного существительным есть противопоставление

2) Перед сказуемым, выраженным сущ, есть связанное с ним дополнение в Д.п.

3) Перед сказуемым есть слова это значит

4) При выделительной интонации между подлежащим, выраженным местоимением и сказуемым, выраженным существительным

12. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если

1) Подлежащее выражено сущ, сказуемое – числ.

2) Один из главных членов выражен числ.

3) Подлежащее выражено личным местоимением, сказуемое – существительным (в некоторых случаях ставится, при интонац. выделении, например: Я – фабрикант, ты – судовладелец)

4) Перед сказуемым есть слова: это, это значит, вот, вот что

13. Тире между подлежащим и сказуемым ставится

1) При обратном порядке слов – сказуемое, выраженное существительным, предшествует подлежащему

2) Если в состав сказуемого входит глагол- связка

3) Если сказуемое выражено кратким прилагательным

4) При выделительной интонации между подлежащим, выраженным личным местоимением и сказуемым, выраженным существительным

14. Отметить неправильные высказывания.

1) Море и небо сливались в синюю бесконечность

2) Бобров маленькими глотками прихлебывал чай

3) Снова пошли затяжные дожди, обрекшие нас на бездействие

4) Не могу согласиться о том (ВЕРНО: с тем), что говорил предыдущий докладчик


15. Отметить неправильные высказывания.

1) Селихов разбогател и прославился беспощадным ростовщичеством. (ВЕРНО: Селихов разбогател с помощью беспощадного ростовщичества и прославился благодаря ему)

2) В современных переводах много языкувых (ВЕРНО: языкОвых) погрешностей.

3) Шульгин не выносил бессмысленных слов.

4) Земля вокруг была истоптана солдатскими сапогами.

16. Отметить неправильные высказывания:

1) Наконец вся компания опомнилась и увидела, что заболталась уже чересчур
(ВЕРНО: увидеть болтовню нельзя!) компания опомнилась и ПОНЯЛА

2) Древний камень потом долго подпирал ворота его дома, пока окончательно не развалился.

3) Такого(ОЙ) разностороннего(ИЙ) органа(ОРГАН), как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению.

4) Мы сами провели предварительные исследования, обратившись к безотказному профессору – Интернету

17. Отметить неправильные высказывания.

1) В пьесе «На дне» показана жизнь ночлежки и ихние нравы (ВЕРНО: их нравы).

2) Прогнозы на паводок с каждым днем становятся все более «многообещающими»
(ВЕРНО: прогнозы о паводке)

3) С нас проводник не взял ни копейки

4) Помимо рядовых граждан спасателям двух областей пришлось откапывать делегацию министерства транспорта и коммуникаций

18. Отметить неправильные высказывания.

1) Детство провел у деда и бабки по матери

2) Кругом лежат морские звезды, испускающие таинственное сияние

3) Мы, с опущенными и обнаженными головами, последовали за носилками
(лишний союз И, это НЕ однородные члены) ВЕРНО: Мы, с опущенными _ обнаженными головами, последовали за носилками

4) Раскольников пришел к своей теории в глубокой (глубокой — лишнее слово, ГЛУБОКОЙ бывает не молодость, а старость) молодости.

19. Отметить неправильные высказывания.

1) Нищие, бродившие по деревне, раньше всех узнали о смерти князя

2) Были приняты все мероприятия (ВЕРНО: приняты МЕРЫ) для повышения грамотности студентов.

3) Месяц, небольшой, белый, ясный, уже высоко стоял над темным садом

4) Низко и плоско рассыпанные (как это? плоско рассыпанные? такого НЕ бывает) на темном берегу огни плыли назад

У Базарова нет
сообщников – он трагически одинок.
Татьяна воспитывалась в сельской глуши,
и ее выходки просты и естественны; только
в конце романа она приобретает
аристократические замашки. Закоренелые
москвичи особенно сильно любят свой
город. Какие только чудеса не вытворяет
современная наука! Космические корабли
– новое чудище человеческого разума.

3. Объясните, в
чем заключается причина речевой
избыточности в следующих сочетаниях:
Главная суть, первое боевое крещение,
ландшафт местности, памятный сувенир,
демобилизоваться из армии, впервые
дебютировать, ввести новое понятие,
спросить вопрос, постоянные еженедельные
рубрики, свободная вакансия, обыденная
повседневность, странный парадокс,
биография жизни – моя автобиография,
сегодняшний день, два часа времени,
поселиться жить, пинать ногами, народная
демократия, патриот своей родины,
экспонаты выставки, прейскурант цен,
огромная махина, народный фольклор,
взаимно друг к другу, габаритные размеры,
кавалькада всадников.

4. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью и речевой недостаточностью.

1. Собака укусила
его зубами за руку. 2. Классным руководителям
обеспечить явку своих родителей (из
объявления). 3. Войскам пришлось отступать
назад. 4. Следует отметить следующие
недостатки. 5. Язык героев Шолохова резко
отличается от героев других писателей.
6. В связи с холодом в помещении делаем
только срочные переломы (из объявления
на двери ренгтген-кабинета). 7. Больной
был немедленно госпитализирован в
больницу. 8. Во время сессии трудно
приходится тем студентам, у которых
много пропусков и прогулов, недоработок
и пробелов.

5. Исправьте
ошибки, связанные с нарушением лексической
сочетаемости:
1. Работы Лейбница
сыграли значительное влияние на развитие
математической логики. 2. Ставится упор
на более глубокое изучение математики.
3. Хотя наши фигуристы одержали поражение,
зрители приветствуют их стоя. 4. Вы должны
туда собственноручно сходить. 5. Особенно
важную роль призван выполнить новый
Закон об образовании.

6. Объясните
различия в значениях паронимов
(используйте словари паронимов и толковые
словари). С каждым из слов составьте
словосочетание.
Абонент – абонемент,
адресат – адресант, больной – болезненный,
дельный – деловой – деловитый, единичный
– единый – единственный, жилой –
жилищный, здравица – здравница, понятность
– понятливость, невежа – невежда, одеть
– надеть, представить – предоставить,
существо – сущность, статус – статут,
факт – фактор, эффективный – эффектный.

7. Раскройте скобки, выбрав подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справкой обращайтесь к словарям.

1. Огюстен Коши
доказал многие (фундаментные /
фундаментальные) теоремы анализа. 2.
Система единиц измерения должна быть
удобной для (практичных / практических)
целей. 3. Измерение любой физической
величины сводится к (экспериментаторскому
/ экспериментальному) определению
отношения данной величины к другой,
принятой за единицу. 4. Длительность
промежутков времени и расстояния –
величины (разного / различного) рода. 5.
Доказанная опытом, (гипотетичность /
гипотеза) становится научной теорией.
6. Математический анализ возник в XVII
веке, но полное его (основание / обоснование)
было дано лишь в конце XIX
века. 7. Предстояло еще дать (логические
/ логичные) основы нового исчисления.
8. В результате (длинной / длительной)
работы удалось создать Международную
систему (СИ). 9. В создании Международной
системы принимали участие многие
(метеорологические / метрологические)
организации многих стран. 10. (Систематичное
/ систематическое) учение о производных
развито Лейбницем и Ньютоном.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Материал для работы по теме «Работа над грамматическими ошибками в работах учащихся».

Упражнение 1.

Предложенные задания помогут учащимся в работе с паронимами в речи. Тренировка задания 5 в ЕГЭ.

Исправьте ошибки в употреблении паронимов в следующих предложениях:

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

2. Герой все время находится в подвесном состоянии.

3. В этот день я услышала много обидчивых слов.

4. Любой поступок заслуживает осуждения.

5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.

6. Студент быстро освоил материал.

7. Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

10. Она приготовила сытый завтрак.

11. Болотистый ил является отличным удобрением.

12. Она пришла в цветистом платье.

13. Соседний кот важно прошел на кухню.

14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.

15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.

16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

17. Землю надо обезводеть.

18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.

19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.

21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

22. Ему была представлена возможность поехать на юг.

23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.

24. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».

25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.

26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.

27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

28. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.

29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

30. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.

Упражнение 2.

Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Объясните Ваш выбор. Следует иметь в виду, что в некоторых случаях возможны варианты:

1. В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу. Он сразу решил (пойти, пройти) на (рыбью, рыбную) ловлю, надеясь на (удачный, удачливый) лов. (Скрытый, скрытный) от глаз прохожих, мальчик садится на (опасном, опасливом) обрыве. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце. Ожидание (поглотило, проглотило) мальчика.

2. На ковровом предприятии в (прошлом, прошедшем, минувшем) году производство наладилось. (Экономичный, экономический) эффект (перешёл, превзошёл) все ожидания! Уже (выпущено, изготовлено, произведено, сделано) 867 кв. метров (продукции, ковров и дорожек, ковровых изделий).

3. На месте небольшого завода, согласно (генеральному, генеральскому) плану реконструкции, скоро будет (построен, возведён, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. Уже в начале будущего года он сможет (отгружать, сдавать) продукцию потребителям.

4. Известно (любому, каждому, всякому), что даже самые (хорошие, отличные, великолепные, превосходные) условия работы ещё не (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха.

5. Как показывает многолетний (учёный, учительский) опыт, в (доверчивой, доверительной) беседе дети рассказывают о своих (проблемах, задачах) с (большей откровенностью, большим откровением).

6. Этот (недостаток, порок, дефект) в детали можно (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооружённым (глазом, взглядом).

7. Победителю конкурса (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия.

8. В новом отеле (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.

9. В этом романе М. Булгакову удалось (раскрыть, вскрыть, изобразить, описать, воспеть, представить) (трагичные, трагические) события в жизни (своего поколения, своих сверстников, своих современников).

10. Весьма (эффектными, эффективными) оказались меры, (принятые, предпринятые) заводоуправлением для (повышения, увеличения) уровня рентабельности производства.

11. Идти одному по ночному городу (боязно, боязливо, страшно).

12. При старом руководстве в нашем коллективе (бытовали, происходили, случались) срывы в работе.

13. В (будние, будничные) дни я обычно встаю около шести часов.

14. Оратор уже (вошёл, взошёл) на трибуну, но говорить не смог: ему мешали (окрики, выкрики) из зала.

15. На общем собрании было решено (возвести, построить, сдать в эксплуатацию) новый курятник.

16. Кони пошли шагом и (встали, стали).

17. Мать (воспретила, запретила) детям играть со спичками.

18. После недельной оттепели завтра из-за резкого похолодания на дорогах (возможен гололёд, возможна гололедица).

19. (Дискуссия, диспут) о школьной реформе продолжается и после того, как на специальном заседании Правительства (обсуждался, осуждался) этот вопрос.

20. Спорные вопросы (доложит, расскажет, разъяснит, пояснит) мой заместитель.

21. В городе активно ведётся (жилое, жилищное) строительство.

22. (Главную, заглавную) роль в пьесе «Маскарад» исполнит молодой артист.

23. О работе мне пока думать рано, надо сначала (закончить, кончить, получить) среднее образование.

24. Минеральные и витаминные добавки, введённые в рацион, очень (калорийны, полезны).

25. Платиновые термометры сопротивления (применяются, работают) в сложных условиях.

26. Мы заботимся (о развитии, об улучшении) качества продукции.

Упражнение 3.

Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного использования слова исправьте предложения.

1. Череда первоклашек теснилась у крупного аквариума.

2. Наш город характерен старинными парками, за что его уважают все жители.

3. Наш завод славится возделыванием комфортабельных троллейбусов.

4. В транспортировке кормов участвует семь подвод.

5. Декада французской музыки продлится две недели.

6. Нерадивых водителей неизменно встречает авария.

7. Мой брат увлекается мифами Древней Греции и знает фамилии всех античных героев и богов.

8. Наша спортсменка явно устала, а у неё впереди – бо́льшая половина дистанции.

9. С конца VI века до н. э. поток туристов устремился в Египет.

10. Неуютно в нашем цехе, он находится в аварийном состоянии.

11. Благодаря майским заморозкам урожай был уничтожен почти полностью.

12. Где-то в горах слышались одинокие выстрелы.

13. Аншлаги о наборе учащихся в наше профтехучилище уже развешаны по всему городу.

14. Медики бьют тревогу: заболевание туберкулезом возросло в несколько раз, а противотуберкулезный диспансер – один на весь регион.

15. Какие только чудеса не вытворяет современная наука!

16. У нас ещё довлеет ошибочное мнение, что без реконструкции всей экономики можно выйти из кризиса.

17. У Базарова нет сообщников – он трагически одинок.

18. Татьяна воспитывалась в глуши, и её выходки просты и естественны, только в конце романа она приобретает аристократические замашки.

19. Закоренелого петербуржца сразу узнаешь по какой-то врождённой сдержанности и интеллигенции.

20. Островский задумывал «Грозу» как комедию, но впоследствии прозвал пьесу драмой.

21. Мы вышли к лесистому озеру.

22. Наша спортсменка бежала в паре с канадкой. Свою напарницу она обошла почти на полкруга.

23. И стоят наши дальневосточные берёзки в своём подвенечном саване.

24. Нам рассказали о жизни писателя и прочитали отрывки из его творчества.

25. Новогодняя ёлка стала любимым праздником нашего детства.

Упражнение 4.

В данных предложениях есть ошибки у потреблении грамматических форм рахличных частей речи. Найдите эти ошибки и исправьте их.

1. В данном тексте автор поднимает проблему необходимости говорить людям слова, которые помогут воспрять духом, понять, что ты не один и кому-то нужен.

2. Сейчас, не брав в руки книжку, можно все узнать с помощью компьютера.

3. Именно при чтении настоящей поэзии мы начинаем чувствовать глуботу слов, употребляемых в произведении.

4. Автор пытается подробно разобрать проблему и ставит вопрос о том, кто и зачем уезжает из России. Он рассматривает двадцатый век, когда были эмигрированы такие люди, как Ростропович, Барышников, Бродский, и многие другие.

5. Человек не может жить без природы, без взаимоотношения с ней.

6. Заведующая библиотекой имени Достоевского испытывала глубокое любопытство к нескладистым подросткам.

7. Невольно задумываешься о жизни людей, как им тяжело жить, считав себя ненужными.

8. Почему люди на праздники приносят букеты? Зачем мы, гуляя, нарываем полевые цветы и ставим их в вазу на подоконник?

9. В данном тексте Лаптев поднимает проблему невостребования великих людей в свое время.

10. Ехав угрюмо в карете мимо ревущей толпы и глотая горькие слезы, Барклай-де-Толли верил в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку.

11. Я согласна с автором, что истории Прометея и Барклая-де-Толли являются яркими примерами непонимания, а порой равнодушности и жестокости людей.

12. Бесстрастное время всем воздаст по заслугам, справедливый суд истории обязательно оправдает тех, кто был несправедливо обвинен, оклевечен.

Упражнение 5.

Дайте оценку использованию лексических средств в следующих предложениях. Выделите употребление слова без учёта его значения, анахронизм, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1. Мы знакомы с Галей с первого класса, она моя главная подруга.

2. Для того чтобы завод заработал ритмично, нам придётся решить не одну дилемму, а десятки дилемм.

3. Пятнадцатый маршрут трамвая здесь не ездит.

4. Устаревшие слова писатели часто используют, чтобы создать колорит древности.

5. Определился восьмой участник четвертьфинальной дуэли.

6. Те, кто обладают детьми и внуками, знают, как ребята больше любят смотреть телевизор, чем читать книги.

7. Балерина создаёт проникновенный образ Жизели – от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини.

8. Погода сопутствовала хорошему отдыху.

9. Владельцам вишнёвого сада грозит разорительство.

10. С удручающей ясностью понял я, что два года учёбы прошли впустую.

11. У меня всегда, ещё с юношеских лет, было ощущение, что я живу в историчное время.

12. Это доставило чиновникам большие неприятства.

13. Командир решил взять новобранца в испытательский полёт вместо опытного бортинженера.

14. Почтовое отделение переведено в помещение, расположенное в выстроенном многоэтажном доме.

15. Московское управление банка получило участок для застройки жилого дома в Химках.

16. Добрый человек плачет от радости, а злостный – от зависти.

17. Костя был совершенно лишён музыкального слуха.

18. Лишь досадливые промашки не позволили ему занять первое место.

19. В вечернем воздухе слышался запах сирени.

20. Книга является обогатителем нашей души.

21. В стране идёт восстановление разрухи.

22. Он ставит перед собой цель не только личную – жить полноценно, но и другую – быть корыстным людям.

23. В. Маяковский пишет о неименуемой гибели буржуазного строя.

24. Хозяйство у Манилова забросанное.

25. Левая нога Пушкина свешивается с пьедестала.

26. Ради счастья народа Саша отказывается от своего происхождения.

27. Тургенев считал, что не время ещё для появления революционеров-демократов в России, поэтому он сознательно умерщвляет Базарова.

28. Фамусов – закоренелый дворянин.

29. У Ленина мысли больше нашего морщат кожу.

30. По дороге бежали босые ноги девочки.

31. Распаханные снарядами поля заколосились хлебами.

32. Всё смешалось в один очистительный водопад: солдаты, матросы, крестьяне.

33. При исполнении этого прыжка надо опираться на всю ступню.

34. В грядущем году завод наметил провести реконструкцию третьего цеха.

35. Гарри Хайт считается самым высоким человеком в США. Именно благодаря своим габаритам ему удалось найти работу швейцара.

36. В романе описывается борьба, которую ведут партизаны против японской интервенщины.

37. Испытания нового прибора прошли без затруднений.

38. По степи неслись крики перепела и медвяные запахи скошенных трав.

39. Зрительская память у меня феноменальная.

40. С каждым годом росло исполнительное мастерство музыканта.

41. Вперёд подумай, потом – отвечай.

42. Почва – часть единственной природы, где всё взаимосвязано.

43. Несмотря на долгие годы, проведенные ею в добровольческом изгнании, она сохранила прежнюю красоту и величавость.

44. На именины Татьяны съехались соседи – дворовые, владельцы соседних земельных участков.

45. Жители микрорайона трудились на возрождённом субботнике с большим желанием.

46. Вблизи села геологи обнаружили минеральные истоки.

47. В квартирах злых неплательщиков будет отключена горячая вода.

48. Как я уже сказал выше, реконструкцию завода надо начинать немедленно.

49. Судить о причинах взрыва можно только предположительно.

50. В нашем коллективе всегда старались поддержать зачинщиков любого интересного дела.

51. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов.

52. Я знаю, что ещё живы предки А.С. Пушкина.

53. В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.

54. В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.

55. Приближения дня премьеры в театре ждут с нетерпением.

56. Плохо, когда по всем каналам демонстрируется одно и то же название хорошего, но уже поднадоевшего всем фильма.

57. Раневская, приехав, целуется со шкафом.

58. Анна Керн – это девушка Пушкина.

Упражнение 6.

Упражнение на знание значения фразеологизмов и правильного употребления фразеологических оборотов в речи.

I. В данных ниже сочетаниях слов отметьте фразеологизмы. Объясните их значение.

1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.

2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах,

3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.

II. Отметьте фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Запишите эти фразеологизмы в исправленном виде.

1. Восьми пядей во лбу. 2. Только пятки засверкали. 3. Проще пареной моркови. 4. Медведь на ухо наступил. 5. Мозолить глаза. 6. Как акула в воде. 7. Воду толочь в ступе. 8. Вот где собака зарыта. 9. Считать голубей. 10. Ловить на лету.

III. Замените выделенные фразеологизмы одним словом.

1. Все бежали как на пожар.

2. Туристы берегли спички как зеницу ока.

3. Рыбы в нашем озере пруд пруди.

4. Для Сережиного друга починить велосипед – раз плюнуть.

5. Из похода мы возвращались черепашьим шагом.

6. Маслята попадались грибникам на каждом шагу.

7. Услышав в кустах треск, ребята показали пятки.

8. Для спасения урожая колхозники трудились не покладая рук.

9. Бабушка встречала нас всегда с распростертыми объятиями.

10. Пуговица на куртке держалась на честном слове.

IV. О каком человеке так говорят в народе?

Мастер на все руки. Тише воды, ниже травы. Из другого теста. Ни рыба, ни мясо. Косая сажень в плечах. Святая простота. Стреляный воробей. Кровь с молоком. Тепличное растение. Ходячая энциклопедия. Семи пядей во лбу. Ноль без палочки. Мухи не обидит. Казанская сирота. За словом в карман не лезет. Правая рука. Лиса Патрикеевна.

Собаку съел. Слова не вытянешь. Себе на уме. Олух царя небесного. Заячья душа. Не лыком шит. Горе луковое.

V. . Вместо точек напишите названия животных, птиц, насекомых.

… носа не подточит; как … в воде; делать … слона; когда … на горе свистнет; … на смех; как … на сене; биться как … об лед; … съел; как сонная …; морской …; … отпущения; стреляный …; как … в бочке; куда … костей не заносил; как угорелая …; дразнить …; пускать … в огород; делить шкуру неубитого …; не в … корм; брать … за рога; черная … пробежала; … в павлиньих перьях; куда Макар … не гонял; белая …; … в овечьей шкуре; вертеться как … в колесе; подложить …; как … дробина; показать где … зимуют; драть как сидорову …; писать как … лапой

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тушеная капуста очень кислая как исправить
  • У вас установлен запрет на определение местоположения как изменить
  • Туарег ошибка 00182
  • Тянут петли бабочки на двери как исправить
  • Тушеная говядина получилась жесткой как исправить