У бога не бывает ошибок

Православный интернет-журнал «Прихожанин»

У Бога не бывает ошибок

Елена Кучеренко

Недавно я зашла на форум родителей, которые отказались от своих детей. Оставили в роддомах или отдали позже в Дом малютки, или куда там их отдают… И теперь я знаю, как выглядит ад.

***

Отказываются от разных малышей – не только от больных, но и от здоровых. Понятно, что от больных чаще. Меня больше интересовало, что пишут бывшие родители детей с синдромом Дауна.

У нас с мужем пятеро дочерей. У младшей, восьмимесячной Марии, синдром Дауна. И, наверное, сначала надо рассказать немного о себе.

…Я часто вспоминаю ту беременность. Она была волшебной.

У меня совсем не было токсикоза и отеков, как в предыдущие четыре раза. Анализы, УЗИ и КТГ были прекрасными. Я почти не набрала вес, расцвела и похорошела, совершенно не чувствовала живот и летала как на крыльях. Мы со старшими дочками перебирали детские вещи, радовались, что скоро у нас будет малышка. И мечтали, как будем с ней возиться. Мы ласково обращались к моему пузу по имени Машенька и слушали, как она пинается в ответ.

А потом неожиданно отошли воды, начались схватки и меня отвезли на скорой.

Роды были долгими и тяжелыми. Но, когда я услышала первый крик моей малышки, у меня внутри всё запело. Но ненадолго.

– По всем признакам у Вашей девочки синдром Дауна! – сказал врач через несколько секунд после ее появления на свет.

И для меня наступила жуткая пугающая темнота…

***

Сейчас я держу нашу Машу на руках, такую родную и такую любимую, вспоминаю те дни, и мне кажется, что всё это было не со мной. Я пыталась спать, но не могла. Я не могла ни плакать, ни думать, ни поверить. Я просто лежала. А потом позвонила мужу:

– Привет! Я родила!

– Ой, поздравляю!

– У нее синдром Дауна!

Муж замолчал…

– Я не сильно переживал, хотя тоже не сразу поверил, – рассказал он мне уже дома.

Я больше переживал за тебя. Ты помнишь, что ты написала мне?

– Нет.

– Ты написала: «Ты же нас не бросишь?» И я понял, как тебе плохо…

Да, мне было очень плохо! Как никогда.

Знаете, раньше я очень легко рассуждала со стороны о семьях с «особыми» детьми. Что вот оно, спасение. Не плакать надо, а радоваться. Господь посетил. Но как же сложно, как страшно было мне принять, что Господь посетил не других, а меня. В первые минуты забываешь не только о спасении. Забываешь обо всем! И только вопль отчаяния. Боль, разрывающая сердце и душу. Нереальность происходящего, невозможность поверить, что всё это происходит со мной, а не с кем-то другим.

Помню, я тогда смотрела на дочь и не хотела брать ее на руки. Какое-то маленькое «нелепое» существо, которое вот так взяло и перечеркнуло всю мою благополучную жизнь. Врач сказала, что, к счастью, у нее нет порока сердца, который часто встречается у таких деток. А я вместо облегчения почувствовала еще большее отчаяние. Значит, она будет долго жить. И мучить меня. Понимаю, что пишу чудовищные вещи, но я не хочу врать. Мне хочется рассказать, как это бывает НА САМОМ ДЕЛЕ.

Отвернувшись к стене, я кричала про себя: «Господи, исцели ее! Или забери. Я не готова! Я не смогу! Я НЕ ХОЧУ!»

Машенька чувствовала, что не нужна. Она не брала грудь, за двое суток ни разу не открыла глаз и сильно потеряла в весе. Она даже не плакала. Вообще. А зачем? Она же понимала, что мне не до ее слез. Мне есть дело только до МОИХ страданий. А потом, когда я вся зеленая от своих дум, стояла в коридоре, какая-то дама из персонала спросила:

– Ты чего такая? Тебе плохо?

– Плохо!

– Что случилось?

– У моей дочери синдром Дауна!

Женщина сочувственно захлопала ресницами и запричитала:

– Ой, беда! Так где ты раньше была? Нужно было пятьдесят раз всё перепроверить на УЗИ, чтобы аборт сделать если что.

Я не знаю почему, но в этот момент меня прямо как обухом по голове ударили. Я подумала, что там, в палате, моя дочь, уж какая есть, а тут кто-то посторонний жалеет, что я ее не убила. Не дослушав, я побежала к Машеньке. Я взяла ее на руки, целовала, прижимала к себе и повторяла: «Доченька, хорошая моя. Прости меня!» И плакала. Впервые за это время. С этими слезами изнутри выходил черный жуткий кошмар.

И тут Маша открыла глазки. В первый раз. Слабо улыбнулась и начала что-то пищать. Она поняла, что я ее люблю и никому не отдам. И ей есть смысл бороться и жить…

***

Много чего случилось потом. Страшно было рассказывать о Маше нашим детям. Они хорошие девочки, мы стараемся воспитывать их, как нам кажется, в правильном отношении к миру и людям. В том числе к «особым» людям. Но это всё была теория. Инвалиды всегда были «где-то там», в другой жизни. Не только для них, но и для нас.

А теперь это «где-то там» пришло в наш дом. Навсегда. Это то, с чем нам всем предстоит жить, и путь, с которого не сойти.

В один из дней домашние приехали меня проведать. Девочки расспрашивали что и как и очень радовались, что у них теперь есть маленькая сестренка. Муж прятал слезы и героически держался.

– Всё хорошо! Только Машенька будет не совсем такая, как вы. У нее синдром Дауна, – сказала я.

Младшие ничего не поняли, старшая – подросток Варвара – позже признается, что для нее это было настоящим шоком. Она много расспрашивала потом, почему Господь не исцеляет всех таких деток. Почему допускает, чтобы люди были инвалидами. Даже роптала.

– Не очень приятно, когда у тебя сестра – даун, – сказала она как-то.

А потом у нас случилось чудо. Когда Маше было полтора месяца, старшие принесли из школы коклюш. Заболевание это очень заразное, тяжелое, а для детей до года часто смертельное. Для грудничков с синдромом Дауна это в большинстве случаев приговор: у них особое строение носоглотки, которое усугубляет ситуацию. Мы понимали, что можем потерять Машеньку.

– Мама, пусть у нее будет синдром Дауна – что угодно. Только пусть живет! – плакала Варя.

И девчонки решили читать акафист Николаю Чудотворцу. Каждый день мы все вместе молились. А когда никто не видел, я становилась на колени перед иконой и просила: «Святой Николай, миленький! Не посрами! Видишь, как мои дети верят тебе! Господи! Не оставь!» И Маша не заболела. Это было, действительно, чудо. Потому что при контакте с этой «заразой» заболевают все: и привитые, и нет.

Эта история многое изменила. Девочки очень испугались тогда за сестру и одновременно увидели, как помогают Бог и святые. Они больше не задают вопросов «почему Маша такая?». Они просто ее любят. Машу вообще все очень любят.

***

В первые дни мы очень переживали, как воспримут это наши друзья и знакомые. А потом почувствовали, что ОБЯЗАТЕЛЬНО должны рассказать о Маше ВСЕМ. Если мы сейчас промолчим, то проблема станет еще большей проблемой. А если скажем, то перейдем какой-то важный для себя рубеж и станет легче. И мы написали об этом в соцсетях.

Сначала была пауза. А потом люди начали нам отвечать, поддерживать, ободрять, делиться опытом. И мы наконец смогли свободно говорить о нашей боли. Плакать, бояться, надеяться, а не давить это в себе. Они сопереживали и брали себе «по кусочку».

И наша беда становилась меньше.

Когда я появилась с коляской в нашем храме, все уже знали. Многие всплакнули. Кто-то подходил и просто обнимал. Кто-то что-то дарил, кто-то предлагал помощь. А главное, нам не надо было ничего скрывать. Мы могли проживать это и быть собой.

Я хочу до земли поклониться всем тем, кто нас тогда поддержал и поддерживает сейчас.

Нам всегда грех было жаловаться на отношение к нашей семье. Оно было прекрасным. Но сейчас, после рождения Маши, мы получили столько тепла, любви, поддержки, что иногда мне в голову даже приходит мысль: «Это стоило того!»

«Не переживай – вырастим», – сказали мне в храме. И мы поняли, что мы не одни. Наша Маша – «дочь прихода», как и все наши дети. Ее приняли так, что теперь я уверена: всё будет хорошо. Она будет счастлива! Мы все будем счастливы! Мы и так счастливы. Боли уже нет. Есть море любви.

***

Прошло еще время, и я с удивлением поняла, что я уже не то что не переживаю, что Маша особый ребенок. Я сейчас благодарна Богу как никогда. Я чувствую себя так, как будто вылетела наконец из клетки на волю. Господь вырвал меня из какого-то бесконечного искусственного нарисованного бега по кругу в погоне за «нормами счастья». И показал, что жизнь разная. Она шире и богаче моих представлений о ней. И мне уже не надо «соответствовать», а можно просто жить.

Сейчас для меня наступило время удивительных открытий. Я поняла, что мы, люди, не только мало знаем о жизни. Мы еще мало знаем о себе. В действительности человек намного лучше, сильнее, гибче, радостнее, чем он о себе думает. Но мы сами себя ограничиваем. Мы всегда чего-то боимся, думаем: «Как с этим жить? Мы не сможем!» А потом оказывается, что возможно всё. А самое удивительное, что то, что казалось горем, оказывается великим подарком Божиим. После четырех здоровых детей мне нужен был пятый с синдромом Дауна, чтобы я это почувствовала.

Я ни в коем случае не обесцениваю всё то, что было у меня до Маши, – любимого мужа, любимых старших детей. Это было и есть. И это счастье, и подарок Божий – с Машей или без. Но мне казалось, что хорошо так и только так. А шаг вправо, шаг влево – неизвестность и страх. Страх… Каким же жутким, липким, холодным невыносимым он был, когда я услышала: «У Вашей девочки синдром Дауна». Мне показалось, что я падаю в пропасть. Но на самом деле это было начало полета.

С какой грустью я вспоминаю сейчас свои слезы в первое время, страхи, боль… Сколько же нервов было потрачено зря, сколько внутренних сил ушло непонятно на что.

Сейчас, когда я вижу Машеньку, мне хочется схватить ее и целовать-целовать… Я люблю в ней всё! Я и диагноз ее люблю. Хотя понимаю, что это звучит странно. Но без синдрома Дауна я ее не представляю и не могу отделить одно от другого. А главное, уже не хочу.

Понятно, что мы с мужем и старшими детьми любим Машу не за то, что она даун, а за то, что она человек, дочь и сестра. Но и ее «даунские» черты мы просто обожаем. Ее раскосые глаза, в которых море любви, и ее медлительность, и философское спокойствие, и нетребовательность, и такую нежную улыбку, тепло, которым она охотно делится со всеми вокруг, и жизнерадостность… И ее щеки, и чуб…

Недавно старшая, Варвара, сказала мне: «Мама, я раньше всегда боялась оступиться, совершить ошибку. Что случится что-то плохое. А с рождением Маши поняла, что у Бога не бывает ошибок. И уже не страшно жить. А еще я не представляю, как мы были без ТАКОЙ нашей Маши». Я тоже не представляю. И нам не страшно! Когда любишь, ничего не страшно.

Да и в чем, собственно, проблема? Что ребенок будет развиваться медленнее? Что у нее будет умственная отсталость? Что она не будет «нормальной»? А что такое «норма»? Но ответы на все эти вопросы – это уже другая большая статья.

***

А теперь я хочу вернуться к «аду», с которого начала.

Рядом с детским садом, куда ходят две мои дочери, находится детский дом для малышей с отклонениями в развитии. Недавно я шла мимо и увидела, как за забором воспитатели гуляют с группой деток с синдромом Дауна. Я тогда остановилась, смотрела и думала: «Зачем их родители лишили себя такого счастья растить этих прекрасных солнечных детей? И как они сейчас себя чувствуют, зная, что предали, бросили, отказались? Как с этим вообще можно жить?» Как христианка я, конечно, не могу их осуждать, но признаюсь, осуждала. Сильно. И буквально через несколько дней подруга прислала мне ссылку на форум мам-отказниц. Да, есть и такой. Форум родителей, которые бросили своих детей. И, знаете, сейчас мне их жалко, этих мам. До слез. Потому что теперь я знаю, как они живут. Плохо! Страшно! Они живут в аду. Каждый день, каждую минуту, каждую секунду они в аду. Уже здесь, на земле.

Я часто слышу, что ребенок-инвалид – это крест, нести который под силу не всем. И на том форуме некоторые участницы говорили то же самое. Сейчас, окунувшись в эту тему, я, наверное, имею право об этом рассуждать. У всех по-разному. Для кого-то больной ребёнок – это и не крест вовсе, как сейчас для нас наша Маша. Это просто дочь. Родная, любимая, как и остальные. Кому-то тяжело, но он всё равно несет. Как, например, родители паллиативных детей. И даже находят в себе силы благодарить Бога. Одна моя подруга, у которой умер в пять лет сын с тяжелой инвалидностью, говорит, что те годы самые счастливые в ее жизни. Мальчик всю свою короткую жизнь мог делать то, что делает двухнедельный ребенок. То есть ничего. Он только увеличивался в размерах. Его кормили через зонд, через день вызывали скорую. Его нужно было постоянно реанимировать. И всё равно она благодарна Богу. Потому что была любовь, была вера и откуда-то брались силы. А кому-то, действительно, не поднять креста, который дал Господь. Такое тоже бывает. Самому Христу его крест был не по силам. Он упал под его тяжестью. И только с помощью Симона Киринеянина смог донести. Но это не значит, что «неподъемные» кресты надо бросать. Просто людям надо нести их вместе. Помогать друг другу. Не оставлять ближнего в беде. Когда кто-то «лежит», раздавленный горем, не говорить это наше коронное: «Господь не дает креста не по силам». Еще как дает! Но дает Он его для того, чтобы ты, умник, понес его вместе со страждущим. И тогда по силам всё.

***

Но, читая тот форум, я поняла, что есть один крест, который не по силам НИКОМУ. Это крест предательства своего ребенка. Растить ребенка-инвалида может быть тяжело, невыносимо. Но бросить его и жить спокойно НЕВОЗМОЖНО! Неподъемно!

Совсем уж циничных мало. Я лично наткнулась на одну. Такую, которая отказалась от ребенка с синдромом Дауна, потом родила второго и хочет материнский капитал. Она же МАТЬ ДВОИХ ДЕТЕЙ. Остальные – те, кто никогда теперь не сможет спать спокойно. И они это понимают. Они и ни туда, и ни сюда. И забрать малыша-инвалида не в силах, и забыть его тоже не смогут. «Я никогда не смогу жить с таким ребенком». И через две строки: «Я не могу даже думать, как он там один». Они оправдываются, пытаются что-то доказать. Что такие дети не развиваются, что они, «что ни делай, клиенты психдиспансера». Что их всё равно придется в итоге «сдать», а это стресс и для таких детей, и для всей семьи. Они ищут в интернете страшное видео, где дети-инвалиды показаны в самом жутком виде. Они пишут, что никогда не смогли бы поднять такого ребенка. Нет денег, нет сил, нет помощников, нет чего-то еще…Они много лет после отказа от своего малыша ездят в детдом, чтобы доказать себе, что там ему лучше. И сами себе не верят. Они понимают, что к прежней жизни возврата нет. И всё!!! Всё!!

Это и есть та самая «сковородка». «Тьма кромешная и скрежет зубов». Вечные муки.

Знаете, какой самый частый вопрос, который задают мамы-отказницы на том форуме? «Смогу ли я когда-нибудь простить себя?»

Я читала всё это, и мне прямо хотелось кричать: «Нет! Не сможете! Вы никогда не сможете себя простить! Не бросайте своих детей! Не только ради них. Им будет без вас плохо, но у них есть маленький шанс попасть в хорошую семью и прожить счастливую жизнь. Не делайте это ради вас же самих! Да, я понимаю, что вы переживаете, услышав диагноз. Я сама это пережила. Возможно, с таким малышом вам будет очень тяжело, ночами вы будете выть в подушку, как я в первые дни с Машей. Будет казаться, что жизнь кончена. И будет хотеться удавиться. Но есть шанс, что это пройдёт. Опять же как случилось со мной. А если не пройдет до конца, светлые лучики всё равно будут. И будет чиста совесть.

Но, если вы предадите своего ребёнка, у вас не будет НИ ОДНОГО ШАНСА не только на счастливую, но и даже на обычную серую жизнь. Даже свободными, богатыми, молодыми, красивыми, на яхте, где угодно – в душе у вас будет ад! Вы будете улыбаться, пить, есть, а внутри у вас будет всё гореть! Уже здесь, в этой жизни. Уже сейчас вы познаете вечные муки. Не делайте этого! Пожалейте себя!»

***

Я понимаю, что бросить своего ребёнка, тем более ребенка-инвалида, поступок чудовищный. Он не только антихристианский, он просто античеловеческий. Но мне хочется попробовать если не оправдать, то попытаться понять этих людей.

Знаете, мне кажется, что почти никто не отказывался бы от таких малышей, если бы у нас в стране было бы другое отношение к инвалидам. Я сама помню, что первой моей мыслью было: «Как мне теперь смотреть в глаза людям?» Как будто, родив Машу с синдромом Дауна, я сделала что-то неприличное. Где-то же в «подкорке» это сидело.

Сейчас мы продолжаем пожинать плоды советского времени, когда «инвалидов не было». Когда строили молодое здоровое общество, а всех «кривых, косых, убогих» прятали подальше. Бабушке одной моей знакомой, когда у нее родился больной ребенок, звонили из парткома и требовали отказаться от него, чтобы не позорить страну Советов таким «приплодом».

Вроде бы и страна сейчас другая, но для многих «особый» ребёнок – это позор, клеймо, то, что надо прятать, чему не место среди нормальных людей.

Недавно в Сочи из бассейна по просьбе отдыхающих выгнали группу деток-инвалидов, аргументировав это тем, что «здесь купаются нормальные люди».

Вспоминаю случай, когда в передаче Первого канала было сказано, что дети-инвалиды рождаются исключительно в семьях алкоголиков.

А недавно в соцсетях прогремел скандал, связанный с высказываниями журналистки «Подмосковья сегодня» Анны Пенкиной. Она позволила себе назвать людей с инвалидностью «нежизнеспособным скотом», а также не людьми, а «существами», у которых «нет мозга» и которые «хуже убийц». «Мамы недоумков», – обращалась она к родителям таких детей.

Можно было бы пройти мимо как мимо частного высказывания недалекого человека, но сама Пенкина пишет, что говорит как журналист, который получил премию за цикл статей о таких людях. То есть она говорит как профессионал. Как журналист, как человек, который в теме и формирует общественное мнение.

Позже Союз журналистов Подмосковья на своем сайте жестко осудил ее слова. Но ни от Пенкиной, ни от издания, где она работает, не удалось добиться ни слова. Напрашивается вывод, что люди уверены, что могут безнаказанно оскорблять, унижать и так самую социально уязвимую часть населения нашей страны, и им ничего за это не будет. Они могут глумиться, а потом делать вид, что инвалиды не люди, «скот». Их можно игнорировать. Их просто нет!

Как при таком отношении люди не будут бояться оставлять в семьях детей-инвалидов? Ведь они от журналистов слышат, что такие их дети – «недоумки», «нежизнеспособный скот». Я не снимаю с них ответственности за то, что они откатались от своих малышей, но в том, что столько детей-инвалидов остается в Домах малютки, виноваты и такие пенкины.

Многие сказали: «Подумаешь, кто она такая? Никому неизвестный корреспондент мелкой газетенки. Ну ее».

Но на примере «мелкой» частной истории можно увидеть то, что порой происходит во всем нашем обществе. Да, лично нам с Машей повезло. Я не заметила ни одного косого взгляда – нас только поддерживали. Но отношение бывает и другое, и люди даже не считают нужным его скрывать. Бывает так, как в Сочи. А это надо менять – нельзя проходить мимо. Мне хочется, чтобы мои дети жили в духовно здоровом цивилизованном человечном обществе, где не обижают и не предают слабых, где все мы разные, но никто не делит нас на первый и второй сорт. Все мы дети Божии.

Добавить комментарий

Распечатать

ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ

О ПОСЛУШАНИИ

Недоверие к себе и спасение

Если мы хотим спастись, никогда не будем доверять себе.

Послушание и логика

На службе у послушания должно находиться сердце, а не логика. Не думайте: «Отец Епифаний сказал так, но имел в виду совсем иное, или же он сказал неверно». Рассуждая так, вы даете в себе место лукавому.

* * *

Добродетель послушания только тогда имеет цену, когда мы ради нее делаем нечто противоречащее нашей логике. Если же послушание отвечает нашим собственным намерениям, то это уже будет не послушание, а согласие. И в этом случае было бы странно, если бы кто-нибудь проявил непослушание.

Послушание христианское и коммунистическое

– Геронда, чем отличается послушание коммуниста своей партии от послушания христианина своему духовнику?

– Послушание христианина несет ему освобождение от страстей.

Предоставь Богу руководить тобой

Совет одному юноше, который самоуверенно составил план своей помощи Церкви и хотел знать, есть ли воля Божия на то, чтобы осуществить его:

– Дитя мое, не доверяй своей логике. Предоставь Богу руководить тобой. Если человек стремится исполнить волю Божию, то Бог найдет возможность открыть ему Свою волю. Бог не имеет в нас нужды. Он заботится о Своей Церкви и может из камней сделать людей, которые поведут Его народ.

Умиление и послушание

Некий послушник, преуспев в послушании отцу Епифанию, часто испытывал на молитве сильное умиление. Оно не покидало его даже в пути, когда он творил Иисусову молитву. Однажды по действию диавола он проявил непослушание батюшке и отправился на Святую Гору Афон, чтобы узнать, кто был прав в том, что произошло. Естественно, умиления на молитве он уже не испытывал.

На Святой Горе Старец, разумеется, указал на его ошибку, посоветовав ему вернуться назад и попросить прощения у отца Епифания. По дороге послушник говорил себе:

– Приду, поклонюсь батюшке и попрошу у него прощения за те переживания, которые я ему причинил.

И прежде чем он осуществил это намерение, Господь посетил его на пути и вновь даровал утраченное умиление.

Посмертное послушание

Как-то раз, – рассказывает некто из духовных чад отца Епифания, – мне надо было подписать одно заявление. Однако я затруднялся писать все начистоту, так как в этом случае расстраивалось одно очень важное для меня дело. Я поведал Старцу, что собираюсь сделать заведомо ложное заявление. Он сказал, что не следует писать ложь, так как, во-первых, это противно христианской нравственности, а во-вторых, может вызвать судебное расследование.

Я сильно колебался, однако решил все-таки последовать совету Старца. И вот, о чудо! В последний момент нашелся выход. Мое дело ничуть не пострадало, и мне не пришлось лгать.

В подобной же ситуации я оказался вновь уже после смерти батюшки. Но и здесь, когда я проявил уже как бы посмертное послушание Старцу, вопрос разрешился сам собой.

ОБ ИСПОВЕДИ

О тайнах

Если вы хотите преуспеть в духовной жизни, ничего не держите в тайне от своего духовника.

Бог и духовник

Лучше быть в плохих отношениях с Богом, чем с духовником, так как в этом случае духовник примирит тебя с Ним. Разойдясь же с духовником, ты пресечешь свой путь к Богу.

«Се ныне день спасения»

Тем, кто из стыда откладывал исповедь «на потом», батюшка говорил:

– Если уже сейчас ты стыдишься исповедоваться в своих грехах, что же будет потом, когда ты еще больше закоснеешь в них?

* * *

– Зачем ты весь цвет своей молодости даришь греху, а Господу оставляешь одну лишь старость? Что ты сказал бы, увидев дряхлого старичка, который просит царя принять его себе в услужение? «Если, – говорит блаженный Августин, – ты каешься, уже состарившись, то не ты оставляешь грех, а он оставляет тебя».

Ответственны прежде всего мы сами

Справедливы строгие слова преподобного Никодима Святогорца32. В своем «Эксомологитарии»33 он говорит, что прежде всего мы сами несем ответственность за свою духовную жизнь. Конечно, и одно «простите» спасает человека, как, скажем, благочестивого разбойника или святую Таисию, но они долгое время пребывали вне Церкви. Что же касается членов Церкви, то они связаны определенными обязательствами, и этого для них недостаточно.

Это действительно Таинство

Однажды батюшка доверительно сказал своим духовным чадам:

– Часто, когда вы исповедуетесь и рассказываете о своих трудностях, я стараюсь подготовить для вас какой-то ответ. Но, начиная говорить, произношу совсем иное. Вот свидетельство того, что здесь действительно совершается Таинство.

Подготовка к исповеди

– Геронда, о чем мы должны молиться перед исповедью?

– Перед исповедью молитесь, чтобы Бог открыл вам ваши грехи, дал дерзновение исповедовать их и принял ваше покаяние.

Исповедь за невестку

Одна женщина, придя на исповедь, начала осуждать свою невестку. Батюшка неоднократно ее останавливал:

– Оставь в покое свою невестку. Рассказывай о своих грехах.

Но та, как будто ничего не слыша, продолжала говорить свое. Тогда батюшка поднялся и произнес:

– Скажи своей невестке, пусть придет ко мне, я прочитаю ей разрешительную молитву.

Женщина в недоумении спросила:

– А мне?

– А тебе я прочитаю тогда, когда ты расскажешь мне о своих собственных грехах.

Бог ждет нас

Однажды в исповедальню к отцу Епифанию пришел старик, который исповедовался впервые. Он рассказал, что много лет назад задушил своего собственного новорожденного ребенка.

– Геронда, простит ли Бог мне это зверство? – взволнованно спросил он.

– Дедушка, Бог прощает всякий грех, о котором человек искренно сокрушается и который исповедует. Когда произошло это?

– Много лет назад.

– Подумайте, как человеколюбив Бог, Который столько лет ждал вашего покаяния!

Истинное покаяние

Ты обратил внимание на человека, который сейчас вышел из исповедальни? – спросил как-то батюшка у одного юноши.

– Да, – ответил тот, – меня удивила произошедшая с ним перемена.

– Его исповедь, – продолжил батюшка, – всякий раз поражает меня, потому что в ней каждый грех омыт слезами покаяния. А ведь он занимает один из высших государственных постов. Есть ли у меня такое смирение?

Выбор духовника

Один известный богослов как-то признался батюшке, что у него были проблемы с выбором старца. Тогда отец Епифаний сказал ему:

– Дорогой мой, у тебя проблемы не со старцем, а с самим собой. Если бы все дело было лишь в духовнике, то ты бы вышел на дорогу, свернул на право, прошел сто метров, затем свернул бы налево, прошел еще пятьдесят метров, остановился бы и ждал. И первому встреченному тобой духовнику оказал бы полное послушание, без рассуждения. Нам не столько нужны святые старцы, сколько святое послушание. Вот чего нам не хватает. Разве все великие святые нашей Церкви имели святых старцев? Нет! Но они имели святое смирение и святое послушание, поэтому и стали святыми.

* * *

– Геронда, если кто-нибудь, несмотря на все свои старания выбрать духовника, потерпит неудачу, как ему быть с послушанием?

– Неужели, чадо мое, ты думаешь, что Бог оставит такого человека без Своей помощи? Видя его благое произволение, Он просветит духовника, и тот даст ему нужный совет. Даже если батюшка ошибется, Бог почтит оказанное послушание и этот совет будет иметь благие последствия.

* * *

– Геронда, что делать, если духовник требует от нас того, что противоречит Священному Писанию или Святым Канонам?

– Раз мы находимся под послушанием, то Бог не попустит, чтобы с нами произошло нечто худое. Я расскажу тебе две истории из жизни подвижников, которые послужат подтверждением моих слов.

Вот первый случай. Некий отец, взяв своего малолетнего сына, пошел с ним поступать в монастырь. Игумен обители, следуя посетившему его внутреннему извещению, дабы испытать послушание родителя, велел ему бросить ребенка в горящую печь. Но, когда тот безоговорочно кинул дитя в печь, она немедленно погасла.

Второй случай. Игумен повелел одному человеку бросить свое чадо в реку с крокодилами, но при этом послал на реку монаха, чтобы остановить отца, когда тот готов будет исполнить послушание. Таким образом Бог одновременно явил полное послушание будущего монаха и не допустил произойти убийству.

Если оказывается послушание, пусть даже оно содержит в себе нечто противное Закону Божию, как, например, убийство в описанных выше случаях, оно никогда не вызовет пагубных последствий.

И наоборот. Преслушание в подобных случаях подлежит наказанию. Вот тебе пример из Ветхого Завета: некий пророк по повелению Божию велел одному человеку ударить его, но тот отказался это сделать. Тогда пророк сказал ему: «За то, что ты не слушаешь гласа Господня, убьет тебя лев, когда пойдешь от меня» (3Цар. 20, 36). Так и произошло.

* * *

Одна женщина, впервые исповедавшись у отца Епифания, уходя, сказала ему:

– Я, батюшка, предпочла бы исповедоваться у старого и слепого духовника.

– А если бы еще и у глухого, было бы совсем хорошо, – с готовностью продолжил батюшка.

О МОЛИТВЕ

«Не якоже аз хощу»

К каждому нашему прошению будем добавлять: «…не якоже аз хощу, но якоже Ты» (Мф. 26, 39). Эти слова излишни только в одном случае, когда мы молимся о своем спасении, так как Бог «всем человекам хощет спастися и в разум истины прийти» (1Тим. 2, 4).

Молитва и внимание

Когда творите Иисусову молитву, вникайте в каждое произносимое вами слово.

Работа и молитва

Во время работы позволительно, и даже необходимо, молиться. Но во время молитвы ничем другим заниматься нельзя.

Доказательство существования бесов

Любой человек может часами сосредоточенно обдумывать свои проблемы. Раньше, когда не было калькуляторов, бухгалтеры трудились по восемь часов, часто без перерыва, и ничто, даже работающие рядом отбойные молотки, не рассеивало их внимания. То же самое бывает со школьниками и студентами, когда они готовятся к занятиям.

Но как только человек встанет на молитву, все трудности, с которыми он сталкивается в семье, на работе, начинают притягивать к себе его внимание.

Это и служит доказательством существования диавола. Молитва его попаляет, поэтому он всеми силами и восстает против нее.

Никогда не оставляйте молитву

– Геронда, – сказали батюшке супруги, работающие на предприятии, – когда мы вечером, усталые, возвращаемся с работы, у нас уже нет никакого желания молиться.

– Но вы же не теряете аппетит? Какими бы усталыми вы ни были, вы никогда не отказываетесь от ужина. Точно так же, и даже больше, мы должны заботиться о пище для души. Этой пищей является общение с Богом.

* * *

Никогда не оставляйте молитву. Молитесь перед едой и после еды, утром, днем, вечером. Особое внимание обратите на чтение повечерия. Какими бы занятыми или уставшими вы ни были, не опускайте его. Это ваша жертва и, в первую очередь, выражение вашей любви. Так, когда поздней ночью вам звонит по телефону близкий человек, вы, забыв о своей усталости, можете часами говорить с ним. И ничуть не негодуете на него из-за позднего звонка, но, напротив, вы счастливы, разве не так?

Побуждение к молитве

Когда отцу Епифанию говорили:

– Геронда, мои дела зашли в тупик. Мои силы на пределе.

Он отвечал:

– Молись, дитя мое, больше молись. Бог может и забрать у тебя этот крест, и дать тебе силу нести его до конца. И не забывай: то, что для человека – тупик, для Бога – исключительно благоприятная возможность, открывающая Ему широкое поле деятельности.

* * *

– Вы думаете: в моем тяжелом положении легко молиться? – возразил батюшке кто-то из его духовных чад.

– Молись и о том, чтобы Господь дал тебе молитву, – ответил он.

Неотступность молитвы

– Геронда, как нам исправляться? Мы как жили, так и живем.

– Чадо мое, больше молись, и ты заметишь, что потихоньку меняешься. А как иначе? Нет такого чудесного жезла, от удара которого в нас бы забил источник христианских добродетелей.

Не все время вниз

Некто из духовных чад отца Епифания, работая до позднего вечера, пропускал Всенощные бдения. Часто батюшка увещевал его, говоря:

– Сын мой, нельзя же все время смотреть вниз, хоть изредка поглядывай и вверх. Позаботься хоть немного о своей душе.

– Батюшка, – упорствовал тот, – у меня сейчас нет возможности, мне некогда.

Однажды этот молодой человек заболел, и Старец зашел в больницу проведать его. Постучал пальцем по лбу больного и сказал:

– Помнишь, что я тебе говорил?

– Вы были правы, Геронда.

– Сейчас ты поневоле смотришь вверх, – продолжил отец Епифаний. – Но, когда поправишься, не забывай и сам, по собственной воле, посматривать туда.

ПОСТ

Необходимость поста

Боюсь, что тот, кто сознательно уклоняется от поста – я имею в виду, естественно, здоровых людей, – не заботится всерьез о своем спасении.

Законодатели

Как-то раз отец Епифаний рассказал нам следующий случай:

– Некто из моих духовных детей однажды сказал мне: «Вы знаете, Геронда, я не согласен с постом. Какой он имеет смысл?» – «Пост, – ответил я, – является одним из церковных установлений. Он был установлен еще в Раю. Постились пророки, Моисей, Сам Господь, апостолы, святые отцы… Если ты не начнешь соблюдать посты и останешься при своих убеждениях, то тебе надо будет поискать другого духовника».

Однако если бы он мне сказал: «Вы знаете, Геронда, я принимаю пост таким, каким его установила Церковь, но мне трудно так строго соблюдать пост, и я пощусь как могу», то я ответил бы ему: «Твое усердие принимается, дитя мое. Насколько это в твоих силах, старайся приблизиться к такому посту, каким его установила Церковь». Но разве можно говорить: «Я не принимаю пост»? Кто ты такой, чтобы так говорить? Прислушайся к тому, что я тебе сказал!»

* * *

Подобный же ответ отец Епифаний дал на исповеди одному человеку, который заявил, что он старается исполнять главнейшие установления нашей веры, пост же считает чем-то маловажным и поэтому не соблюдает его.

– Скажи мне, ты пришел сюда в качестве кающегося грешника или в качестве законодателя? – спросил батюшка. – Если верно первое, то ты не можешь признавать пост за нечто второстепенное, а если второе, тогда ты не ученик Христа и я не могу прочитать над тобой разрешительную молитву.

Серьезный проступок

Успенским постом 1967 года, – вспоминают супруги, духовные чада батюшки, – мы гостили у родственников и, следуя заведенным у них обычаям, не постились. Считая свое поведение естественным, мы как бы простили сами себя, и когда спустя время пришли на исповедь к батюшке, то ничего не сказали ему об этом. Отец Епифаний прочитал разрешительную молитву, и мы стали обсуждать волнующие нас вопросы. В ходе беседы батюшка узнал, что мы не постились. Лучше нам было провалиться сквозь землю, чем услышать строгие слова Старца:

– Вы думаете, что, умолчав о столь тяжком грехе, вы исповедались?

Постовой тест

Когда люди рассказывали отцу Епифанию о своей болезни и о том, что врач не рекомендует постную пищу, он всегда, не вдаваясь в скрупулезное исследование недуга, делал послабления, вплоть до полного упразднения поста. Некоторые упрекали его в чрезмерной мягкости. Кто-то однажды сказал батюшке:

– Согласно святым отцам Церкви, духовник, учитывая состояние здоровья больного, только тогда может освободить его от поста, когда тот немощен и даже в случае пожара не сможет самостоятельно выбраться из огня. Отменять пост можно только тяжелобольным.

– У святых отцов этого нет, – ответил Старец.

– Есть, – настаивал тот.

– Нет, потому что отцы не пишут глупостей. Мне приходится исповедовать лежачих больных, перенесших черепно-мозговые травмы, инфаркты, инвалидов с наследственными неврологическими болезнями. И все они не только могут поститься, но пост в медицинских целях даже предписывается им при таких заболеваниях. И наоборот. У меня есть духовные чада, которые кажутся совершенно здоровыми, они полны сил, работают, но им предписано употреблять скоромное в силу болезней, которые на первый взгляд незаметны, как, например, сахарный диабет. Таким образом, разрешать или не разрешать пост – зависит не от нашего восприятия больного: прикован он к постели или может ходить, а от его болезни и заключения верующих врачей, которые и несут ответственность за строгость соблюдения поста больным.

И добавил:

– Цель поста – укротить бесчинные телесные порывы и склонности и тем самым смирить человека. Если же Бог попустил ему болезнь, то эта цель уже достигнута. Что ему еще может дать пост?

Батюшка с улыбкой вспомнил, как однажды он рассказал об этом случае известному афонскому старцу отцу Паисию. В ответ он услышал следующие шутливые слова:

– Вот ты так и поступай. Всегда носи с собой канистру с бензином, и когда кто-либо из больных будет просить у тебя послабления в посте, скажи ему: «Подожди-ка минутку». Затем разлей бензин по всему дому, брось спичку и смотри. Если заметишь, что больной остается недвижим в своей постели и ему угрожает опасность сгореть, то позволь ему не поститься. Если же увидишь, что он вскочил и бежит от огня к выходу, тогда скажи ему: «Нет, нет, нет! Ты должен поститься!»

Пересмотр установлений о посте

Отец Епифаний был непримиримым противником настойчивых попыток некоторых обмирщенных церковных деятелей пересмотреть и смягчить церковные установления, касающиеся поста. Он говорил:

– Пост настолько ценен, что, если бы он и не был установлен Церковью, его следовало бы установить сегодня. Но уж никак нельзя ни изменять, ни тем более упразднять это утвержденное веками церковное правило, которого держались столь многие святые.

Пост и страсти

Зараженные духом мира сего люди, некоторые даже из церковных кругов, используют святоотеческие изречения, которые, по их мнению, умаляют значение поста для духовного роста христианина. Они приводят мысли отцов о том, что пост не приносит пользы, когда он сопряжен с фарисейским высокомерием, злословием, клеветой, человеконенавистничеством, мстительностью или же с гортанобесием и неумеренностью в еде, пусть даже постной.

По мнению батюшки, эти изречения святых отцов не только не умаляют, но, наоборот, усиливают значение поста, потому что диавол, зная истинную ценность воздержания, противопоставляет ему все вышеупомянутые пороки. Святые отцы нигде не говорят о том, что те, кто свободен от этих грехов и украшен противоположными им добродетелями, может уже не поститься. Они не говорят и о том, что для тех, кто имеет вышеназванные пороки, пост бесполезен. Напротив, несоблюдение поста в последнем случае повлечет за собой только лишь усиление этих грехов.

Пост и диета

Часто Старцу приходилось отвечать на различные провокационные вопросы, касающиеся поста. Так, однажды его спросили:

– Геронда, кто лучше соблюдает пост: тот, кто ест по две тарелки фасоли без масла, халву и т.д., или тот, кто съедает лишь одно яйцо всмятку?

– Первый! Второй просто держит диету. И далее отец Епифаний пояснил:

– Пост преследует две цели: подвиг воздержания для тела через ограничение в пище и подвиг для души, который состоит в подчинении церковным установлениям. Тот, кто во время поста съедает одно яйцо не по причине болезни, безусловно, нарушает заповедь Церкви. Так же поступают и те, кто, стремясь к полноценной и разнообразной диете, ест по вторникам и четвергам овощи и бобовые, а по средам и пятницам – скоромное. Тут пренебрежение Церковью просто вызывающее, ведь ничего не стоит согласовать свою диету с постными днями. Здесь, как мы видим, проявляется полное незнание и безразличие к тому, что установила Церковь, если не худшее – сатанинское высокомерие. Надо только, наоборот, по вторникам и четвергам есть скоромное, а по средам и пятницам – постное. В этом случае и пост не остался бы в пренебрежении, и диета не по страдала бы.

Разумеется, батюшка не приветствовал ни невоздержанности в постной пище, ни роскоши и изысканности постных блюд. Он советовал как монахам, так и мирянам всегда: и в постные и в скоромные дни – придерживаться умеренности в еде. Но часто батюшка указывал на самоограничения в пище, которые устанавливают для себя многие мирские люди не по болезни, а ради моды, чтобы «сохранить фигуру».

Пост и именины

Часто возникает вопрос, можно ли подавать скоромное постом в дни именин, принимая гостей и т.д. Батюшка всегда говорил, что гостеприимство – великая добродетель и нельзя пренебрегать ею даже во время поста, но на столе должно быть только постное. Разумеется, в дни праздников и приема гостей пища может быть более изысканной и вкусной, но всегда обязательно постной.

Гостеприимство и пост

Многие считают, что при приеме гостей позволительно нарушить пост. В качестве примера они приводят обычай отцов-пустынников, которые оставляли пост, когда им надо было принять брата или когда сами находились в пути.

Объясняя эти патериковые случаи, отец Епифаний говорил:

– Патерик нигде не одобряет и не ставит в пример ни одного отца, отказавшегося от поста ради гостеприимства. Упоминается лишь о том, что святые подвижники, пустынники оставляли свой личный подвиг поста, который был намного строже, чем этого требует Святая Церковь. К примеру, они ели, и то не досыта, либо моченые бобы, либо обваренные травы, либо размоченные сухари. И это не каждый день, но один раз в два-три дня, а иногда и того реже.

Таким образом, когда им приходилось принимать кого-либо, они варили бобы или траву, а если день был скоромный, то добавляли в пищу немного масла или выпивали немного вина. Отцы делали это для того, чтобы почтить гостя. Подвижники и сами со смирением принимали оказываемое им гостеприимство, если им иногда приходилось выходить из своих келий. Однако, как только гость уходил, они вновь начинали подвиг воздержания, часто даже усугубляя его для того, чтобы вернуться к своему прежнему суровому образу пощения. Отцы боялись впасть в самообман, опасаясь, как бы не стало для них гостеприимство поводом к ослаблению постнического подвига.

Когда одному пустыннику случалось в дороге посещать других отцов, те подавали к столу немного вина (либо потому, что дни были непостные, либо по снисхождению, принимая во внимание труд путешествия). Он всегда выпивал предложенное, вежливо благодарил угощавшего, но, возвратившись в свою келью, оставался без воды столько дней, сколько стаканов вина ему случилось выпить в дороге. Поэтому послушник, сопутствуя своему авве в путешествиях, из сострадания к нему всегда старался незаметно предупредить хозяев о том, чтобы этому старцу не предлагали вина.

* * *

– Много лет назад, – вспоминает одна из духовных дочерей отца Епифания, – я исповедалась батюшке в том, что мы не держали поста, когда у нас гостил мой двоюродный брат, человек довольно светский. Батюшка очень строго заметил:

– Сегодня двоюродный брат, завтра товарищ, послезавтра свояк, друг… Если так дело пойдет и дальше, то вы совсем оставите пост. Весьма похвально, что вы не отказываетесь принимать гостей даже в постные дни, и я искренне рад этому. Но и угощать их следует тоже постной пищей. Если вам как-то особенно хочется услужить гостю, пусть пища будет приготовлена вкусно и с любовью, однако она непременно должна быть постной. Скажите просто: «Сегодня постный день, поэтому вся пища постная. Мы не хотим нарушать церковные установления».

Пост и гражданские мероприятия

Многим из духовных чад Старца, которым необходимо было участвовать в профессиональных или дружеских встречах (научных конференциях, вечерах школьных друзей и т.д.), приходилось сталкиваться с проблемой поста. Уже давно замечено, что в современном, далеком от христианства, обществе на Западе такие встречи организуются, как правило, по средам или еще чаще по пятницам, в конце рабочей недели (батюшка усматривал в этом скрытое бесовское влияние. «Разве не существует других дней?» – спрашивал он). Естественно, там никто не считается с постом и не заботится о том, чтобы в меню были представлены и постные блюда. Вероятно, различные салаты могут быть выходом из положения для тех, кто все-таки решается сохранить пост.

В своем мнении отец Епифаний всегда оставался непреклонен:

– Если вы желаете участвовать в таких встречах, то я вас на это благословляю. Но там следует соблюдать пост и есть только постные блюда. Если же вы будете голодны, то после окончания собрания можете поесть дома или же в столовой. Кто не может сохранить пост, пусть не ходит на эти встречи.

Пост как повод к соблазну

Некоторые говорят:

– Принимая участие в различных конференциях, мы не соблюдаем пост, чтобы никому не подать повода к какому-либо смущению или соблазну. Иначе нас будут осуждать. Сам Христос велел не поступать по примеру лицемерных фарисеев, которые делали явным свой пост.

В таких случаях батюшка отвечал так:

– Когда мы соблюдаем пост или упражняемся в какой-либо добродетели, мы должны делать это со смирением, как «рабы неключимые», находясь в послушании церковным установлениям. И это независимо от того, видит нас кто-нибудь или нет. Как мы не должны стремиться к славе, так же не следует нам бояться и человеческих упреков и обвинений, когда мы исполняем свой долг – соблюдаем заповеди Божии. Будет неверно в этом вопросе зависеть от мысли, что мы создаем кому-то проблемы или подаем повод к соблазну.

Если мы исполняем свой долг, то всю ответственность за соблазн несет сам соблазнившийся, который либо не признает владычества Христа и Его Церкви в нашей жизни, либо просто старается оправдать свою слабость. Мы переживаем о тех, которые, увидев нас постящимися, соблазнятся этим, и вовсе не думаем о тех, кто, зная о наших принципах, увидит нас нарушающими пост. В последнем случае ответственность за соблазн полностью ложится на нас, так как здесь мы нарушаем заповеди.

К тому же если мы это рассуждение перенесем и на другие церковные постановления, то придется отказаться от всего нравственного закона Божия. Так, например, я хочу пойти в церковь. По дороге мне, конечно же, придется с кем-нибудь встретиться. Я рассуждаю так: «Если безбожники и атеисты увидят, что я вхожу в храм, то это вызовет у них лишь раздражение и негодование. Если же меня увидят благочестивые верующие, то они скажут: «Какой хороший христианин, вот он идет в храм», – и такая похвала лишит мое благое начинание награды. Итак, лучше я пойду в церковь не сегодня, а когда-нибудь потом, когда меня никто не заметит». Таким образом я лишаю себя церковной службы. Но где это слыхано? Какое Евангелие советует так поступать?

О МИЛОСЕРДИИ

Безопасный вклад

Свои деньги, дети мои, помещайте в Небесный банк.

Превзойдем праведность фарисеев

Мы должны быть милостивыми, чтобы и сами были помилованы. Будем давать даже более десятины (10-ю часть наших доходов) нуждающимся – чтобы наша праведность превзошла праведность книжников и фарисеев, которые давали лишь десятину – и так наследуем Царство Небесное.

Возросшие расходы

– Давай десятину бедным, – неоднократно советовал Старец одному состоятельному человеку.

Однако тот либо подавал какую-нибудь мелочь, либо отмалчивался. Наконец он совсем пропал, и батюшка не встречал его довольно долго. Однажды он появился вновь.

– Где ты пропадал столько времени?

– И не спрашивайте, мне стыдно об этом говорить.

Ничего, рассказывай, не стесняйся.

– Помните, Вы все время твердили мне о десятине… Тогда у меня возникла мысль, а разве нет других духовников? И я сменил духовника. Как прошло все это время? Заболела моя супруга. Мы поехали лечиться за границу и потратили намного больше, чем обошлась бы мне десятина, розданная бедным. Только сейчас я это понял. Бог преподал мне хороший урок.

– Итак, впредь будь внимателен, соблюдай эту заповедь Божию.

В нужный момент

Накануне Рождества 1968 года, – рассказывает духовное чадо отца Епифания, – находясь в своей исповедальне, батюшка вдруг заметил, что для раздачи милостыни у него осталось всего лишь 50 драхм. Тогда он остановил исповедь и стал молиться: «Господи, если ко мне на исповедь придет бедняк, как я отпущу его с пустыми руками? Я прошу Тебя, пошли мне деньги». После этой молитвы он продолжил исповедь. Вскоре в дверь постучали:

– Геронда, некий господин сильно торопился и просил передать Вам этот конверт.

Батюшка открыл конверт. В нем было 20 000 драхм и записка: «Для Ваших бедняков». Старец сам рассказал мне этот случай, а также и то, куда он употребил эти деньги. И закончил:

– Сейчас я снова без денег. Но… есть Бог.

Вечером, в день нашего разговора, отец Епифаний возвратился из храма Трех Святителей весь в слезах. Я спросил, что его так растрогало. И услышал:

– Чадо мое, неужели мы достойны таких чудес? Тот же самый человек тем же способом прислал мне сегодня 15 000 драхм!

Ты воруешь у бедняков

Некий господин каждый месяц раздавал милостыню. Однажды он изменил своему правилу и сказал отцу Епифанию:

– Геронда, в этот месяц я не давал милостыню, потому что у меня в доме испортился водопровод и все деньги ушли на ремонт.

– Своим поступком ты как будто обокрал бедняков, – сказал ему Старец. – Мы не должны тратить десятину на свои личные нужды. Десятина принадлежит Богу, Который раздает ее бедным.

Пол, изъеденный червями

Как-то в разговоре с духовным сыном батюшка стал говорить ему, чтобы тот не забывал подавать нищим десятину. Его собеседник ответил, что сейчас он занят постройкой нового дома: у него много расходов и дорога каждая копейка. Батюшка уверял, что Бог Сам все устроит и найдет возможность помочь ему, но тот оставался при своем мнении. Спустя время он пришел к отцу Епифанию и рассказал, что его новый паркетный пол источили черви.

– Вот что случается с теми, кто не дает милостыни! – воскликнул Старец. – Дай десятину Богу, и Он воздаст тебе сторицею.

Не ты, а они тебя оставляют

Однажды к батюшке пришел состоятельный пожилой человек за советом о распределении своего имущества в завещании. Детей у него не было, и отец Епифаний посоветовал ему раздавать свое состояние нуждающимся прямо сейчас, при жизни. Однако тот стал возражать, говоря, что деньги нужны ему и его супруге на старость.

– Геронда, если заболеет моя жена, что я буду делать?

– Бог, видя твое любящее сердце, не попустит ей заболеть, – ответил Старец.

К сожалению, никакие увещевания не помогали. Когда умерла супруга этого человека, отец Епифаний снова стал склонять его к тому, чтобы тот раздавал милостыню.

– Геронда, – оправдывался тот, – по завещанию после смерти мои деньги отойдут различным благотворительным обществам.

– Хорошо, но тогда не ты оставишь деньги, а они оставят тебя! – с улыбкой возразил Старец.

– Как так? Ведь я сам своей рукой напишу завещание!

– Нет, дорогой мой. Если ты их раздашь сейчас, то ты действительно оставишь их. Если же завещаешь раздать их после своей смерти, тогда они оставят тебя. Чтобы ты это лучше понял, скажу тебе вот что: я позволяю тебе взять все свои деньги с собой. Сможешь ли ты это сделать?

– Конечно, нет.

– Видишь? Они тебя оставляют, а не ты их! Услышав это, собеседник сдался.

ОБ ИСПЫТАНИЯХ

Это благословение Божие

Те события, которые мы в настоящий момент воспринимаем как большое несчастье, впоследствии могут оказаться благословением Божиим.

Испытание и награда

Не надо совмещать несовместимое – нести крест и сохранять свой покой. Не будем пытаться усыпить свою совесть, потому что тогда Бог может лишить нас небесной награды и попустить прийти еще более тяжким испытаниям.

Смысл скорбей

Если бы не было скорбей, мы не искали бы Рая.

Операция

Мы должны принимать скорби подобно тому, как, заботясь о своем здоровье, терпим боли во время хирургической операции. Страдания смиряют человека, и насколько он смирится, настолько ближе будет к нему Бог.

Единственный Утешитель

В великих скорбях только Бог может дать утешение. Поэтому молитва лучше любых слов утешения.

* * *

Во время скорби взирайте на распятого Христа.

У Бога нет ошибок

Духовная дочь батюшки вспоминает:

– У одной женщины за пять лет умерли один за другим супруг и трое детей. Причем одна из ее дочерей вышла замуж всего лишь за несколько дней до своей смерти. Хоть я и знала, что возникающий во мне вопрос: «Боже мой, но почему же так происходит?» – является богохульством, в те дни он прочно засел в моем сознании. Наконец я исповедовала этот помысл. Слова батюшки были очень просты и в то же время полны мудрости:

– Помни только одно, – сказал он, – у Бога не бывает ошибок.

Отношение к смерти

Характерны слова, сказанные отцом Епифанием о смерти в автомобильной катастрофе одного из его любимых духовных чад:

– Слава Тебе, Боже! – трижды сказал он, а затем, спросив о подробностях аварии, утешил скорбящих.

* * *

В другой раз батюшка так сказал одному из своих духовных чад о смерти его отца:

– Чадо мое, твой отец, прежде всего, дитя Божие и уже потом – твой отец. Итак, Господь, которому он принадлежит, призвал его к Себе.

Скорби праведных

– Геронда, для чего Бог попускает тяжкие болезни праведным и добродетельным людям?

– Для того, чтобы они очистились от малейших следов своих страстей и получили больший венец на Небесах. Если Бог благоволил Сыну Своему возлюбленному пострадать и умереть на Кресте, то что же можно сказать о людях, которые, как бы святы они ни были, имеют нечистоту греха?

Давай поменяемся

Один юноша учился на офицерских курсах и столкнулся там с большими трудностями. Он настойчиво упрашивал батюшку благословить его уволиться и отслужить в армии простым солдатом. Отец Епифаний сказал ему:

– Если бы ты, чадо мое, сходил в дом инвалидов и сказал прикованному к постели больному: «Друг, давай поменяемся: ты иди на офицерские курсы, а я лягу в твою постель», то инвалид, как пружина, вскочил бы и побежал в училище. Ах, дитя мое! Мы здоровы, но все жалуемся и ворчим.

От батюшки юноша ушел окрыленным.

* * *

32

Выдающийся просветитель греческого народа, церковный писатель, богослов (1749–1809). – Прим перев.

33

Замечательный труд преподобного Никодима, посвященный теме исповеди и покаяния. Со времени своего издания является настольной книгой греческих духовников, одновременно предназначен для кающихся, которым непосредственно адресована вторая его часть. – Прим. перев.

Источник: Заветы жизни. Из жизни и учения архимандрита Епифания Феодоропулоса / перевод.: Иеромонах Агафангел (Легач). — Москва : Святая Гора, 2005. — 320 с.

Комментарии для сайта Cackle

Бог не допускает ошибок. Его совершенство и величие исключают их: «Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо» (Псалом 144:3). На языке оригинала слово, переведенное как «неисследимо», подразумевает невозможность выяснить или измерить. Иными словами, величие Бога бесконечно. Это утверждение не может относиться к несовершенному человеку, потому что даже с одной ошибкой его величие будет конечным и поддающимся количественному определению.

Божье всемогущество и всезнание также исключают ошибки: «Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его неизмерим» (Псалом 146:5). Тут Священное Писание снова указывает, что Он безошибочен. Ограниченное знание приводит к ошибкам, но Господь владеет всезнанием.

Бог не допустил ошибок при творении мира. Его бесконечные мудрость, сила и доброта объединились для создания совершенного мира. В конце шести дней творения Господь рассмотрел все, совершенное Им, и сказал: «хорошо весьма» (Бытие 1:31). Не было каких-либо исключений, оговорок или разочарований. Только утверждение «хорошо весьма».

«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, что Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Числа 23:19). В отличие от человека, Господь не допускает ошибок и не изменяет Своего мнения. Он не отменяет Свои указания из-за того, что не учел все последствия или не смог что-то исполнить. Кроме того, Он не похож на человека, чья греховность требует суда. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Иоанна 1:5). «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» (Псалом 144:17).

Некоторые люди утверждают, что Библия описывает Божье раскаяние относительно Своего творения: «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Бытие 6:5-7).

Важно понимать значение слова «раскаиваться» в данном отрывке. По отношению к Богу раскаяние подразумевает сострадательную скорбь и предпринимаемые действия. Господь не проявлял слабости, не признавал ошибок и не сожалел о каком-либо упущении. Скорее, Он выражал необходимость совершить конкретные, решительные действия, чтобы противодействовать нечестию человечества: «Все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Бытие 6:5). Тот факт, что Бог не считал Свое создание ошибкой, подтверждается тем, что мир продолжил свое существование. Мы все еще здесь, хотя и грешные. Слава Господу за Его благодать: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Римлянам 5:20); «Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Бытие 6:8).

Бог никогда не допускал ошибок. У Него была цель во всем, и результаты не удивляли Его, потому что Он объявил конец с самого начала: «Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Исаии 46:9-10).

Кто-то может подумать, что Господь совершил ошибку в их собственной жизни. Определенные переживания и обстоятельства, находящиеся вне нашего контроля, заставляют нас задумываться о том, что, возможно, Бог просчитался. Однако мы «знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римлянам 8:28). Чтобы принять это, требуется вера, но «мы ходим верою, а не видением» (2 Коринфянам 5:7). Во всем мы должны понимать, что дела этой жизни конечны и используются ради нашей вечной награды в соответствии с мудростью Того, Кто может «соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости» (Иуды 1:24). Мы можем радоваться тому, что Господь Бог не совершает ошибок в нашей жизни, но имеет добрую и любящую цель во всем, что Он допускает.

В нашем Боге нет недостатка, Он не совершает ошибок. И недостатка нет в Его Сыне; Иисус не совершал греха ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках (Евреям 4:15). Сатана отчаянно пытался найти хотя бы одну ошибку в Нем, но потерпел полную неудачу (Матфея 4:1-11). Христос оставался безупречным Агнцем Божьим (1 Петра 1:19). В конце Его жизни земной судья, Понтий Пилат, заявил: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке» (Луки 23:4).

Вся наша жизнь исполнена ошибок, больших и маленьких, незначительных и катастрофических, и мы привыкли к ним. Но мы служим непогрешимому, безошибочному Богу, чье величие невозможно понять. «Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобится Тебе! – хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число» (Псалом 39:6). Как приятно осознавать, что Тот, кто не совершает ошибок, может с преизбытком компенсировать наши.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Туарег ошибка 004128
  • У водолазки растянулся воротник как исправить
  • У блузки глубокий вырез как исправить
  • Тушеная капуста получилась кислой как исправить
  • Туарег ошибка 00353 фольксваген