У меня дома двое котиков егэ ошибка

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. В СТА метрах около ПОЛУТО
  • Home
  • ЕГЭ 2023 — Русский язык
  • Новые варианты 2023
  • Типовое задание 7

Задание №7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В СТА метрах
около ПОЛУТОРА часов
ДВОЕ котят
самый ВЫСОЧАЙШИЙ
ПОЙДЁМТЕ в театр

Нажмите чтобы посмотреть ответ

◀ Предыдущее задание
Открыть тест полностью
Следующее задание ▶

Следующее задание

Предыдущее задание

Открыть тест полностью



Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  ошибка в построении предложения с однородными членами

Б)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В)  неправильное построение предложения с косвенной речью

Г)  нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Д)  ошибка в употреблении имени числительного

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчёркивал, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору.

2)  Поутру обои подруги отправились в институт, чтобы пересдать экзамен.

3)  В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники.

4)  Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ.

5)  Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы.

6)  Древнегреческий философ Платон узнал об Атлантиде от своего деда Крития, который, в свою очередь, прослышал об этом от «мудреца мудрецов» Солона.

7)  Незнакомец спросил у прохожего, «как мне добраться к вокзалу.»

8)  Артём очень любит своего четвероногого друга, появившегося в его жизни столь загадочным образом, и позаботится о нём

9)  Пьеса Горького «На дне», которая была написана в 1902 году, изображала жизнь «бывших людей».

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: высокая

Раздел кодификатора: Синтаксические нормы согласования и управления

Правило: Задание 8. Синтаксические нормы


2

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г)  ошибка в построении сложного предложения

Д)  нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  На уроке все, кто прочитал учебник, смог выполнить самостоятельную работу.

2)  Вечером мы уже были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти полпарка.

3)  Я не заметил, что был ли кто-нибудь ещё так расстроен, как она.

4)  Тех, кто в ХVIII столетии высказал предположение о возможности передачи энергии по проводам, считали фантазёрами.

5)  Об истории создания Третьяковской галереи рассказывает Л. Волынский в книге «Лицо времени».

6)  Согласно плану операции, мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

7)  Никто не удивился, что он идёт и стал копать вместе с рабочими

8)  В журнале «Юности» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

9)  Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Источник: ЕГЭ по русскому языку 21.04.2014. Досрочная волна. Вариант 1

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: высокая

Раздел кодификатора: Синтаксические нормы согласования и управления

Правило: Задание 8. Синтаксические нормы


3

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  ошибка в построении предложения с однородными членами

Б)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В)  ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г)  неправильное построение предложения с косвенной речью

Д)  ошибка в употреблении имени числительного

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также леность мысли.

2)  Дом находился в полутора часах езды, и мы, посовещавшись, решили выезжать немедленно.

3)  Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успехом используются в косметологии.

4)  Спрятавшись за старый дом, находившийся на пустыре, всё было видно.

5)  Для Пушкина Татьяна, одна из главных героинь «Евгения Онегина», является идеалом русской женщины и образцом нравственной чистоты.

6)  По утверждению К. И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность.

7)  Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда нашёл архивы деда и начал заниматься их изучением».

8)  Пользуясь советами специалистов, я смог придумать собственное решение проблемы.

9)  Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Источник: ЕГЭ по русскому языку 21.04.2014. Досрочная волна. Вариант 1

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: высокая

Раздел кодификатора: Синтаксические нормы согласования и управления

Правило: Задание 8. Синтаксические нормы


4

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)  ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

В)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)  неправильное построение предложения с косвенной речью.

Д)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  По окончанию гастролей у музыкантов было уже довольно много идей для записи нового альбома.

2)  Жизнь Пришвина- доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, по велению своего сердца.

3)  Рецепт нашего любимого праздничного пирога был когда-то вычитан бабушкой в журнале «Огоньке».

4)  Выслеживая добычу, в душе охотника просыпаются чувства предков, рисковавших жизнью ради пропитания.

5)  Мы измеряем счётчиком Гейгера степень радиации, определяем загрязнение среды и обмеление озёр, но чем измерить духовное обмеление, когда о Калигуле или Моцарте узнают лишь из видеокассет при почти поголовном непрочтении целиком «Войны и мира»?!

6)  В этом стихотворении Сергей Есенин говорит, что я последний поэт деревни.

7)  Эта проблема возникает при поиске информации в сети Интернет, которая стала всемирным хранилищем разнотипных информационных документов.

8)  Алексей не мог подобрать слов, передававшие всю глубину его чувства.

9)  Природа требует пристального глаза и напряжённой внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго» мира природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Источник: ЕГЭ по русскому языку 21.04.2014. Досрочная волна. Вариант 1

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: высокая

Раздел кодификатора: Синтаксические нормы согласования и управления

Правило: Задание 8. Синтаксические нормы


5

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В)  ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Д)  ошибка в построении предложения с однородными членами.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  В конце лекции студентка прочитала доклад о повести Булгакова «Собачьем сердце».

2)  В рукописи, относящейся к 1700 году, Ньютон подсчитывает дату Апокалипсиса и приходит к выводу, что конец света возможен не раньше 2060 года.

3)  Создавая проект ландшафтного дизайна участка, архитектором не были учтены климатические особенности местности.

4)  Согласно правил современного делового этикета, первым из лифта выходит тот, кто находится ближе к двери, и неважно, мужчина это или женщина.

5)  Исаак писал, что не собирается предсказать точную дату, а лишь хочет покончить с нелепыми предположениями фанатиков, неоднократно заявлявших о приближении конца света.

6)  Если вести речь о животных, то следует обратить внимание читателя на этого знаменитого исследователя, обладавшего необычайной любознательностью.

7)Те, кто знал Николая до войны, не мог не заметить перемен в его характере.

8)   Необычна и сама история создания произведения «Мастер и Маргарита»: подобно герою своей книги, писатель бросил в огонь первую редакцию романа.

9)  Международная общественность хорошо понимает и заботится о решении социальных проблем в развивающихся странах.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Источник: ЕГЭ по русскому языку 21.04.2014. Досрочная волна. Вариант 1

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: высокая

Раздел кодификатора: Синтаксические нормы согласования и управления

Правило: Задание 8. Синтаксические нормы

Пройти тестирование по этим заданиям

Собирательные числительные в русском языке

Собирательные чис­ли­тель­ные — это сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют коли­че­ство лиц или пред­ме­тов как еди­ное целое.

Что такое собирательные числительные?

Имя чис­ли­тель­ное как часть речи объ­еди­ня­ет сло­ва с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем, кото­рые отве­ча­ют на вопро­сы сколь­ко? кото­рый по счёту?

Среди этих слов выде­ля­ют­ся сво­ей спе­ци­фич­но­стью соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные. Наряду с целы­ми и дроб­ны­ми чис­ла­ми они так­же обо­зна­ча­ют коли­че­ство лиц и пред­ме­тов, но выра­жа­ют их чис­лен­ность как нечто еди­ное или совокупность.

  • (сколь­ко?) трое ребят;
  • семе­ро мудрецов;
  • девя­те­ро друзей.

Собирательные числительные

К раз­ря­ду соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных в рус­ском язы­ке при­над­ле­жат 11 слов:

Собирательные чис­ли­тель­ные «двое» — «деся­те­ро» явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от одно­ко­рен­ных слов, обо­зна­ча­ю­щих целые чис­ла. Числительные «двое», «трое» обра­зо­ва­ны с помо­щью суф­фик­са -ой-, а все осталь­ные — с помо­щью суф­фик­са -ер-:

  • два → дв[ ой’ э ]
  • три → тр[ ой’ э ]
  • четы­ре → четв ер о
  • пять → пят ер о.

Все соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные не изме­ня­ют­ся по чис­лам, а толь­ко по падежам.

Таблица

Склонение собирательных числительных

Рассмотрим грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти соби­ра­тель­ных числительных.

Собирательные числительные «оба», «обе»

Среди соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных толь­ко сло­ва «оба», «обе» име­ют кате­го­рию рода:

  • сиг­нал — оба сигнала;
  • зда­ние — оба здания;
  • сту­пень — обе ступени.

Числительное «оба» соче­та­ет­ся с суще­стви­тель­ны­ми муж­ско­го и сред­не­го рода, а сло­во «обе» — с суще­стви­тель­ны­ми жен­ско­го рода.

При скло­не­нии у чис­ли­тель­но­го «оба» пишет­ся в осно­ве бук­ва «о», а у чис­ли­тель­но­го «обе» — бук­ва «е».

Понаблюдаем, как изме­ня­ют­ся эти соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные с оду­шев­лен­ны­ми и неоду­шев­лен­ны­ми существительными:

  • и. п. оба сына, оба зна­ка, обе девоч­ки, обе монеты
  • р. п. обо­их сыно­вей, обо­их зна­ков, обе­их дево­чек, обе­их монет
  • д. п. обо­им сыно­вьям, обо­им зна­кам, обе­им девоч­кам, обе­им монетам
  • в. п. обо­их сыно­вей, оба зна­ка, обе­их дево­чек, обе монеты
  • т. п. с обо­и­ми сыно­вья­ми, с обо­и­ми зна­ка­ми, с обе­и­ми девоч­ка­ми, с обе­и­ми монетами
  • п. п. об обо­их сыно­вьях, об обо­их зна­ках, об обе­их девоч­ках, об обе­их монетах

В име­ни­тель­ном паде­же соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные «оба», «обе» управ­ля­ют оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, а в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа тре­бу­ют от него фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла. В дру­гих кос­вен­ных паде­жах чис­ли­тель­ные согла­су­ют­ся с существительными.

Склонение числительных «двое» — «десятеро»

Собирательные чис­ли­тель­ные «двое» — «деся­те­ро» скло­ня­ют­ся как име­на при­ла­га­тель­ные в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла. В име­ни­тель­ном и вини­тель­ном паде­жах они управ­ля­ют суще­стви­тель­ным, тре­буя от него фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла, а в осталь­ных кос­вен­ных паде­жах согла­су­ют­ся с суще­стви­тель­ным. Понаблюдаем за этой зако­но­мер­но­стью, взяв в каче­стве при­ме­ра чис­ли­тель­ное «двое»:

  • и. п. двое цып­лят, двое суток
  • р. п. дво­их цып­лят, двух суток
  • д. п. дво­им цып­ля­там, двум суткам
  • в. п. дво­их цып­лят, двое суток
  • т. п. дво­и­ми цып­ля­та­ми, дву­мя сутками
  • п. п. о дво­их цып­ля­тах, о двух сутках

Собирательные чис­ли­тель­ные, если упо­треб­ля­ют­ся без име­ни суще­стви­тель­но­го, при­об­ре­та­ют веще­ствен­ность и ста­но­вят­ся существительными.

Сочетаемость собирательных числительных

Собирательные чис­ли­тель­ные харак­те­ри­зу­ют­ся сво­ей изби­ра­тель­но­стью в соче­та­е­мо­сти с име­на­ми существительными.

Неправильно Правильно
двое кавы­чек две, обе кавычки
трое зве­ру­шек три зве­руш­ки
чет­ве­ро дочерей четы­ре дочери
пяте­ро спиц пять спиц
шесте­ро варежек шесть варе­жек
семе­ро конфет семь кон­фет
вось­ме­ро клавиш восемь кла­виш
девя­те­ро кукол девять кукол
деся­те­ро сотрудниц десять сотруд­ниц

Собирательные чис­ли­тель­ные сочетаются

1. с лич­ны­ми местоимениями:

  • их трое;
  • нас шесте­ро;

2. с суще­стви­тель­ны­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми лиц муж­ско­го пола:

  • двое уче­ни­ков;
  • трое сол­дат;
  • пяте­ро матросов;

3. с назва­ни­я­ми детё­ны­шей животных:

  • чет­ве­ро котят;
  • семе­ро козлят;

4. с суще­стви­тель­ны­ми, име­ю­щи­ми фор­му толь­ко мно­же­ствен­но­го числа:

  • сани — трое саней;
  • вилы — вось­ме­ро вил;

5. с суще­стви­тель­ны­ми, назы­ва­ю­щи­ми пар­ные предметы:

  • сапо­ги — двое сапог;
  • очки — трое очков;
  • чул­ки — шесте­ро чулок;

6. с при­ла­га­тель­ны­ми и при­ча­сти­я­ми, пере­шед­ши­ми в имя суще­стви­тель­ное, в фор­ме мно­же­ствен­но­го числа:

  • пяте­ро загорающих;
  • шесте­ро прохожих;
  • деся­те­ро встречающих.

Упражнение

Отыщите ошиб­ки в упо­треб­ле­нии соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных в предложениях.

За дома­ми ока­зал­ся тени­стый дво­рик, куда выхо­ди­ли две­ри обе­их подъездов.

Дедушка сма­сте­рил проч­ную ска­ме­еч­ку из чет­ве­рых досок.

У Артёма дома живут трое хомяч­ков и двое кошек.

Этот древ­ний город вырос по обо­им сто­ро­нам реки ещё в XII веке.

Двое малы­шей игра­ют в песочнице.

Эту труд­ную зада­чу не смог­ли решить даже пяте­ро умниц.

Во вре­мя про­гул­ки дети заме­ти­ли дво­их белок.

Синтаксическая роль собирательных числительных

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, каким чле­ном пред­ло­же­ния явля­ет­ся соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное, име­ем в виду, что с име­нем суще­стви­тель­ным оно обра­зу­ет спа­ян­ное сло­во­со­че­та­ние, кото­рое высту­па­ет в роли одно­го чле­на предложения.

Примеры

Спозаранку оба рыба­ка уже сиде­ли на бере­гу озе­ра с удочками.

Ко дню рож­де­ния Сергею пода­ри­ли двое джин­сов .

Квартет — это чет­ве­ро пев­цов или музы­кан­тов .

Возле тро­их арти­стов собра­лись поклон­ни­ки, что­бы полу­чить их автографы.

На кон­церт при­гла­си­ли вось­ме­рых музы­кан­тов .

Видеоурок «Собирательные числительные»

Двух или двоих? Трое или трех? Как правильно использовать собирательные числительные

Двое или два? Три или трех? Правила собирательных числительных

Заводить двоих или двух детей? Может ли быть трое сестер? И почему собирательные числительные могут «собрать» далеко не всех и не всё? Давайте разбираться вместе.

В этот разряд входит всего 9 слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро . Некоторые ученые относят еще и слова «оба» и «обе».

Но лингвисты до сих пор не могут договориться, поэтому в данной статье эти случаи рассматривать не будем.

Эти 9 вышеуказанных слов обозначают количество. Используются далеко не со всеми существительными. Зачем они тогда вообще нужны, если у нас есть «универсальные солдаты» – количественные числительные?

Когда правильно «ДВОЕ»

Случаи, когда собирательные числительные – единственно правильный вариант:

1. Используем «двое», «трое», «четверо», если существительное имеет форму только множественного числа :

  • В ящике лежало трое ножниц (неправильно говорить «три ножниц», «три ножницы»).
  • В дорогу он взял с собой четверо брюк (неправильно «четыре брюк» и уж тем более «четыре брюков»).

2. В именительном и винительном падеже со словами «дети», «ребята», «люди», «лица» (когда обозначает человека), и если говорим о детёнышах животных :

  • У него было трое детей.
  • В деле фигурировали двое неизвестных лиц.
  • Охотник обнаружил в норе семерых зайчат.

3.Если нам надо сказать о группе лиц, не называя их :

  • Эти трое подошли из-за угла.
  • В комнате было семь человек. Двое болтали и смеялись, а остальные трое смотрели телевизор.

4. С местоимениями мы, вы, они :

  • нас двое;
  • вас семеро;
  • их пятеро.

Когда правильно и «ДВОЕ», и «ДВА»

Варианты считаются равноправными, если:

1.Речь идет о лицах мужского пола :

  • Двоими сыновьями = двумя сыновьями
  • На семинаре он встретил троих начинающих копирайтеров = На семинаре он встретил трех начинающих копирайтеров

2.Используем одушевленные существительные мужского рода (кроме животных) :

  • Двоим коллегам = двум коллегам
  • Семерым рабочим = семи рабочим

3. Используем слова «дети», «ребята», «люди», «лица» (когда обозначает человека), и если говорим о детёнышах животных – только в косвенных падежах :

  • Троих ребят = трех ребят
  • Троим лицам = трем лицам
  • Четверым лисятам = четырем лисятами

Когда правильно «ДВА», «ТРИ» и так далее

Используются только количественные числительные, если:

  • В момент происшествия в квартире №14 находились семь мужчин (не «семеро»).

2.Речь идет о лицах женского пола :

  • Трех сестер (а не «троих сестер»).
  • Четыре школьницы (а не «четверо школьниц»).

3.Используем существительные женского рода :

  • Он прочитал не более трех страниц.
  • Здесь не хватает двух запятых.

4.Говорим о неодушевленных предметах или о животных :

  • Нам не хватило двух стульев.
  • На ветке сидят три голубя.

Как мы видим, собирательные числительные довольно «капризны» в употреблении. Необходимо учитывать одушевленность, род, число и даже падеж, чтобы сделать правильный выбор.

  • Например, детей может быть только ДВОЕ.
  • Завести можно как ДВОИХ, так и ДВУХ сыновей.
  • Но дочерей получится завести только ДВУХ.

И все же использование в тексте содержательных числительных не относится к разряду “высших сфер”. Для этого достаточно заучить правила, чтобы потом постоянно писать правильно.

Двое учениц или две ученицы, как правильно пишется?

«Двое уче­ниц» или «две уче­ни­цы» — эти сло­во­со­че­та­ния состав­ля­ют чис­ли­тель­ные с суще­стви­тель­ным. Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор чис­ли­тель­но­го, опре­де­лим его раз­ряд по зна­че­нию.

В рас­смат­ри­ва­е­мом сло­во­со­че­та­нии кон­ку­ри­ру­ют меж­ду собой одно­ко­рен­ные чис­ли­тель­ные «двое» и «два», кото­рые обо­зна­ча­ют чис­ло или коли­че­ство пред­ме­тов и отве­ча­ют на вопрос: сколь­ко?

Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор чис­ли­тель­но­го, опре­де­лим его раз­ряд по зна­че­нию. Это име­ет прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние, так как в рус­ском язы­ке не все чис­ли­тель­ные могут соче­тать­ся с суще­стви­тель­ны­ми жен­ско­го рода.

Разряд числительного «двое»

В рус­ском язы­ке чис­ли­тель­ные исполь­зу­ют­ся для обо­зна­че­ния чис­ла пред­ме­тов или их поряд­ка при сче­те. В свя­зи с этим раз­ли­ча­ют коли­че­ствен­ные, соби­ра­тель­ные и поряд­ко­вые чис­ли­тель­ные.

Количественные и соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные исполь­зу­ют­ся для сче­та пред­ме­тов и отве­ча­ют на вопрос: сколь­ко?

  • два ябло­ка,
  • три мед­ве­дя,
  • пять­де­сят копе­ек.

Собирательные чис­ли­тель­ные обо­зна­ча­ют коли­че­ство пред­ме­тов как сово­куп­ность, напри­мер:

  • двое детей,
  • трое маль­чи­ков,
  • пяте­ро про­во­жа­ю­щих,
  • шесте­ро вале­нок.

Числительное «двое» явля­ет­ся соби­ра­тель­ным по зна­че­нию.

Сочетаемость числительного «двое» со словами

Это чис­ли­тель­ное огра­ни­че­но в сво­ей соче­та­е­мо­сти с суще­стви­тель­ны­ми. Перечислим те сло­ва, с кото­ры­ми может упо­треб­лять­ся соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное «двое», а так­же «трое», «чет­ве­ро», «пяте­ро», «шесте­ро», «семе­ро», «вось­ме­ро», «девя­те­ро», «деся­те­ро». Во-первых, это

суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода или назы­ва­ю­щие лиц муж­ско­го пола:

  • двое сту­ден­тов,
  • двое сирот Ваня и Саша,
  • трое рыба­ков,
  • шесте­ро тен­ни­си­стов,

суще­стви­тель­ные, име­ю­щие фор­му толь­ко мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • двое носи­лок,
  • трое щип­цов,
  • пяте­ро брюк,

суще­стви­тель­ные, назы­ва­ю­щие детей и дете­ны­шей живот­ных:

  • трое детей,
  • пяте­ро ребя­ти­шек,
  • трое мед­ве­жат,
  • семе­ро коз­лят.

Во-вторых, соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные соче­та­ют­ся с лич­ны­ми место­име­ни­я­ми:

  • двое вас,
  • трое нас,
  • их пяте­ро.

В-третьих, эти чис­ли­тель­ные могут упо­треб­лять­ся с при­ла­га­тель­ны­ми или при­ча­сти­я­ми, став­ши­ми суще­стви­тель­ны­ми:

  • двое воен­ных,
  • трое про­хо­жих,
  • трое отды­ха­ю­щих,
  • чет­ве­ро сме­лых,
  • чет­ве­ро про­во­жа­ю­щих.

Собирательные чис­ли­тель­ные «двое», «трое» и т.д. не упо­треб­ля­ют­ся с суще­стви­тель­ны­ми жен­ско­го рода.

Слово «уче­ни­ца» явля­ет­ся суще­стви­тель­ным жен­ско­го рода. Значит, с этим сло­вом рас­смат­ри­ва­е­мое соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное не соче­та­ет­ся, как и в ана­ло­гич­ных парах слов:

  • две барыш­ни, а не двое бары­шень,
  • две бале­ри­ны, а не двое бале­рин,
  • две руки, а не двое рук,
  • две малыш­ки, а не двое малы­шек.

Исходя из этой нор­мы упо­треб­ле­ния соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных с суще­стви­тель­ны­ми, выбе­рем сло­во­со­че­та­ние «две уче­ни­цы» как един­ствен­но пра­виль­ное.

Две ученицы

Сидели на опуш­ке
На сол­неч­ной полян­ке,
Две девочки-подружки,
Две юных горо­жан­ки.
Звенели пти­чьи тре­ли,
И девоч­ки смот­ре­ли,
Как всё вокруг бле­сте­ло,
Сверкало, шеле­сте­ло,
Как пле­щут­ся вер­хуш­ки
Зелёною вол­ною…
Сказали две подруж­ки:
-Как хоро­шо вес­ною!

Склонение собирательных числительных

Собирательные чис­ли­тель­ные скло­ня­ют­ся как при­ла­га­тель­ные в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

  • и.п. (сколь­ко?) трое ребят
  • р.п. нет (сколь­ких?) тро­их ребят
  • д.п. рас­ска­жу (сколь­ким?) тро­им ребя­там
  • в. п. вижу (сколь­ких?) тро­их ребят
  • т.п. любу­юсь (сколь­ки­ми?) тро­и­ми ребя­та­ми,
  • п.п. забо­чусь (о сколь­ких?) о тро­их ребя­тах.

Однако в кос­вен­ных паде­жах жела­тель­но упо­треб­лять не соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные, а одно­ко­рен­ные коли­че­ствен­ные:

источники:

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/chislitelnoe/sobiratelnye-chislitelnye.html

https://petr-panda.ru/dvux-ili-dvoix-troe-ili-trex-kak-pravilno-ispolzovat-sobiratelnye-chislitelnye/

https://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/dvoe-uchenits-ili-dve-uchenitsy-kak-pravilno-pishetsya.html

Всего найдено: 19

Здравствуйте! У меня большая рукопись и если в ней что-то переделывать прежде чем подавать в издательство, хочется быть уверенными, что все верно. Как правильно писать притяжательные прилагательные: например «он не отпускал танину руку»или «он оставил катину сумку» или «это была чисто антоновская хитрость» — «танину», «катину», «антоновская» — писать с большой или с маленькой буквы? Мне чисто зрительно большая буква мешает, осталось в памяти, что буква маленькая в этом случае, но, возможно, я ошибаюсь. Спасибо! Очень жду Вашего ответа! с уважением, Екатерина

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Танина рука, Катина сумка, антоновская хитрость.

Имена прилагательные, образованные от личных имен, фамилий, кличек при помощи суффиксов -ов (-ев) или -ин и обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, напр.: Рафаэлева Мадонна, Шекспировы трагедии, Гегелева «Логика», Далев словарь, Иваново детство, Танина книга, Муркины котята.

Имена прилагательные, образованные от личных имен и фамилий при помощи суффиксов -ск-, -овск- (-евск-), -инск-, пишутся со строчной буквы, напр.: далевский словарь, дарвиновское учение, бетховенская соната, шекспировские трагедии, пришвинская проза, пушкинская гармония, суворовские традиции.

Подробнее читайте в справочнике Д. Э. Розенталя или справочнике под ред. В. В. Лопатина.

Почему пятеро лисят — это верно, а шестеро лосей — нет?

Ответ справочной службы русского языка

Дело в том, что собирательные числительные (двое, трое, четверо…) в русском языке имеют ограниченную сочетаемость. Они употребляются не со всеми словами. С существительными мужского рода, обозначающими детенышей животных, собирательные числительные сочетаются, а со словами, обозначающими взрослых животных, – нет. Поэтому пятеро лисят, трое котят, семеро козлят – корректно, а трое котов, семеро козлов (о животных) – ошибка.

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, как правильно трое котят или три котенка?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны.

Брошенные котята — одна или две «н»?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: брошенные котята.

Где ещё поставить запятые: Ах какие милые котята, прелесть как хороши!

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Ах, какие милые котята, прелесть как хороши!

Котята, добрый вечер! Помогите с дилеммой, нужна ли запятая в этом предложении: После загрузки нового файла (,) существующие объявления станут неактивными.

Ответ справочной службы русского языка

Указанная запятая не требуется.

Подскажите, пожалуйста, как правильно писать прилагательные, образованные от имён собственных — с прописной или строчной буквы? Пример: катин дневник, муркины котята, байроновские строки. Какое здесь применимо правило?
С уважением,
Мария

Ответ справочной службы русского языка

Имена прилагательные, образованные от личных имен, фамилий, кличек при помощи суффиксов -ов (-ев) или -ин и обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы: Катин, Муркины.

Имена прилагательные, образованные от личных имен и фамилий при помощи суффиксов —ск-, -овск- (-евск-), -инск-, пишутся со строчной буквы: байроновские.

Здравствуйте, как правильно называть маленьких жителей Мурманска? Азбука, которую выдали первоклашкам называется «Азбука для юных мурманчат»), звучит очень странно, но может такое название имеет право на существование?

Ответ справочной службы русского языка

Жители Мурманска — мурманчане, мурманцы. Можно в шутку назвать детей мурманчатами (ср.: зайчата, медвежата, котята), но тогда избыточно слово «юные» (престарелых мурманчат быть не может).

Какой способ подчинительной связи в словосочетаниях ДВОЕ КОТЯТ, ПЯТЬ ЯБЛОК?

Ответ справочной службы русского языка

При именительном падеже собирательного числительного связь – управление. В косвенных падежах — согласование (двоих котят, двоим котятам).

Как будет правильно Щекотят или Щекочут?
пример: я смеюсь когда меня щекотят.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: щекочут.

Добрый день.

Как правильно, кошка родила котят или принесла котят?

Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта правильны.

Помогите сделать задание, у меня особая проблема с обоснованием.
Выберите числительное собирательное или количественное, свой выбор обоснуйте.
На кафедре работают (три профессора – трое профессоров). Человек может прожить без еды более (четырёх — четверых) суток. У нашей кошки родилось (пять — пятеро) котят. Это сложное дело вели (два судьи – двое судей). Орден «Мать-героиня» получает женщина, имеющая (десять — десятерых) детей.

Ответ справочной службы русского языка

Любой учебник по практической стилистике поможет Вам с выбором ответа.

Скажите, пожалуйста, правильно ли говорить: лазят котята? Если нет, то как правильно?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: лазят и лазают.

Здравствуйте! Образует ли существительное «окрас» (применительно к животным, конечно) форму множественного числа? Грамотно ли употреблять форму «окрасов» в следующем словосочетании: котята разных пород и окрасов? Или же правильно «окраса» и еще раз употребить прилагательное «разного», согласовав с ним: котята разных пород и разного окраса? Если правильный второй вариант, как избежать тавтологии? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Можно использовать и форму множественного, и форму единственного числа существительного окрас.

Сочетаются ли нижеперечисленные слова с собирательными числительными?
Неряхи, слоны, очки, водолазы, котята, люди, красавицы.

Ответ справочной службы русского языка

Нет, все эти существительные нельзя считать собирательными.

Всего найдено: 22

Как правильно Задержали и передали в следственные органы четырёх объектов оперативной заинтересованности или четыре объекта?

Ответ справочной службы русского языка

Слово объект, будучи неодушевленным существительным, может сочетаться с количественным числительным (например: два, три, четыре) и не может сочетаться с собирательным (например: двое, трое, четверо). Подробнее о сочетаемости с числительными см. в «Письмовнике».

Здравствуйте. Как правильно обозначить памятник на могиле, в которой похоронено несколько человек? (Речь не о нескольких могилах, расположенных рядом, с одним большим памятником. Речь об одной могиле, в которую с разницей в несколько лет или десятков лет «подхоранивают» членов одной семьи.) Например, памятник двум/ трем/ четырем людям? Памятник двоим/ троим/ четырем людям? Или человекам? Или как-то иначе?

Ответ справочной службы русского языка

Собирательные числительные (двое, трое, четверо…) имеют легкий оттенок разговорности. Стилистически нейтральны количественные числительные (два, три, четыре…). Корректны сочетания: двум (трем…) людям.

Добрый день. Мой вопрос о склонении числительных. Мы говорим: двое, трое, пятеро … десятеро детей. А 11 и далее как произносится?

Ответ справочной службы русского языка

Соответствующее собирательное числительное неупотребительно, используется количественное числительное (одиннадцать).

Здравствуйте! Подскажите, как правильно сказать: «Экспертам понравились трое жеребцов или три жеребца» ?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: три жеребца. О том, с какими словами сочетаются собирательные числительные (двое, трое и др.), см. в «Письмовнике».

Почему пятеро лисят — это верно, а шестеро лосей — нет?

Ответ справочной службы русского языка

Дело в том, что собирательные числительные (двое, трое, четверо…) в русском языке имеют ограниченную сочетаемость. Они употребляются не со всеми словами. С существительными мужского рода, обозначающими детенышей животных, собирательные числительные сочетаются, а со словами, обозначающими взрослых животных, – нет. Поэтому пятеро лисят, трое котят, семеро козлят – корректно, а трое котов, семеро козлов (о животных) – ошибка.

Добрый день! Из статьи: «…на сей раз трое сотрудниц ведомства постановили…» Насколько корректно использование числительных двое, трое, четверо и т. д. относительно группы лиц, состоящей исключительно из женщин? В текстах встречается часто, но воспринимается как ошибка.

Ответ справочной службы русского языка

Это ошибка. Верно: три сотрудницы.

См. также: http://new.gramota.ru/spravka/letters/61-rubric-92

Здравствуйте. Как правильно написать «Трое сотрудниц ушли в декрет»?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Три сотрудницы ушли в декрет. Собирательные числительные (двое, трое, четверо…) в литературном языке не употребляются со словами, называющими лиц женского пола.

Добрый вечер, уважаемая «Справка»! Прошу прощения, если подобный вопрос задавался, но в «поиске ответов» я похожего не нашла. Помогите, пожалуйста, разобраться. Как правильно склоняется числительное «двое» с глаголами? Как правильно: «Двое детей игралО в прятки» или «Двое детей игралИ в прятки». С уважением, Мария

Ответ справочной службы русского языка

Грамматическая проблема, с которой Вы столкнулись, называется «согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием». Здесь возникает сложность с выбором формы сказуемого, а не со склонением числительного. 

Если подлежащее выражено собирательным числительным (двое, трое, четверо и т. д.) с зависимым существительным в форме род. падежа мн. числа, то глагол-сказуемое, стоящий после подлежащего, ставится в форму мн. числа: двое детей играли.

Как правильно: мужья четырех сестер Петровых или мужья четверых сестер Петровых (имеются в виду мужья всех сестер в семье Петровых)

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: мужья четырех сестер Петровых. Собирательные числительные (двое, трое, четверо…) не употребляются с существительными женского рода, называющими лиц.

Уважаемая Грамота, можно ли говорить «два юноши» или только —«двое юношей»?

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание два юноши возможно, но менее желательно, чем двое юношей. С существительными мужского рода, имеющими окончание -а, предпочтительно употребление собирательных числительных (двое, трое, четверо…).

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, как правильно оперировать словом «джинсы» и на каких источниках можно основываться?
У меня одни джинсы. У меня трое джинсов?
У меня пара джинсов?
Последнее как-то путает, они всё-таки одни, или их двое.
В ответе на Вопрос № 234487 говорится, что слово «пара» избыточное. Но меня кто-то учил, что его нужно использовать. В каких справочниках можно посмотреть такую информацию?

Ответ справочной службы русского языка

У меня одни джинсы, у меня двое, трое, четверо джинсов. У меня пять джинсов.

В каких случаях употребляется два, а в каких — двое?

Ответ справочной службы русского языка

Собирательные числительные (двое, трое, четверо…) используются:

1) в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: пятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей; семь зевак;

2) в сочетании с существительными дети, ребята, люди, лица в значении ‘люди’: у Марии Николаевны пятеро детей, встретил троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц. Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц;

3) в роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в серых шинелях, нас пятеро;

4) в сочетании с неодушевленными существительными pluralia tantum (т. е. употребляющимися только в форме множественного числа) и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков. В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками.

Уважаемые эксперты помогите пожалуйста как будет правильно: Парохода ждали только (четверо женщин или четыре женщины).

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: четыре женщины. Собирательные числительные (двое, трое, четверо…) не употребляются со словами женского рода, называющими лиц.

заголовок с сайта РБК — «Четверым фигурантам дела о пожаре в клубе «Хромая лошадь» в Перми предъявлены обвинения».
А как грамотно писать, «четверым фигурантам» или «четырем фигурантам»?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны. Употребление собирательных числительных (двое, трое, четверо…) с существительными мужского рода, называющими лиц, корректно (в том числе в косвенных падежах); употребление количественных числительных (два, три, четыре) в этих случаях тоже возможно.

Как правильно говорить: «Я потерял два документа» или «Я потерял двое документов»?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: два документа. Собирательные числительные (двое, трое, четверо…) употребляются с одушевленными существительными, называющими лиц или животных, а из неодушевленных – только со словами pluralia tantum (употребляющимися лишь в форме множественного числа) и с названиями парных предметов (пятеро ножниц, трое щипцов, двое носков и т. п.).

16 задание ЕГЭ по русскому языку 2023. Практика. Тесты созданы на основе демоверсии ФИПИ.

1. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Над нами теперь торжественно шумели темно-зелеными вершинами красивые стройные кедры.
 2) Я запутался в поводках упал и они разбежались.
 3) Пастуший сезон кончился и пастух был озабочен поисками работы на зиму.
 4) Безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
 5) Пушкинские рисунки намного превосходят в свободе и живости иллюстрации его современников.

2. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) В каждом листочке подорожника сверкает крупная драгоценная капля.
 2) Теперь откройте в учебниках карты номер три и пять сравните их и попробуйте разделить территорию страны на экономические районы.
 3) Он двигался вскакивал вглядывался через плечо кучера вперед.
 4) Во все стороны высоко разлетелись мелкие брызги и среди этих брызг на мгновение возникла крошечная радуга.
 5) Прохожие сидят дома и не показывают носа на улицу.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Не только в настоящем но даже в будущем им улыбалось счастье. 
 2) Багрец и золото лесов и рощ редеют осенью. 
 3) Мокрые тяжелые грозди душистой сирени от влаги к земле клонятся.
 4) Абогин тяжело и широко шагнул на середину гостиной согнулся и потряс кулаками. 
 5) Пахнет молодой травкой дымом плесенью всевозможной дрянью степью и чем-то этаким особенным… 

4. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 1) На письменном столе сидел большой пушистый серый кот и спокойно глядел на суету немигающими жёлтыми глазами.
 2) Старые ветлы с почти черными от ливня стволами блестят мерцают узенькими молодыми листочками.
 3) Долго задерживаться на лугу было опасно и они наугад подались по перелескам на запад.
 4) Они уже раза три обменялись рукопожатиями и хозяин раза три собирался отворить дверь а гость всё не мог закончить мысль.
 5) Под знойным солнцем иссохшее дерево источало слабый запах не то смолы не то краски.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) На нем была новенькая синяя сатиновая рубашка и черные штаны.
 2) В траве стрекотали кузнечики а в воздухе жужжали слепни мухи. 
 3) И день и ночь жуки-древоточцы прилежно грызли деревянные стены дома. 
 4) Спать она легла поздно а в понедельник вскочила ни свет ни заря и тут же кинулась к телевизору. 
 5) Роскошь гостиной приятный полумрак и само его присутствие в незнакомом доме не трогали его. 

6. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.
 2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина.
 3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользнёт из комнаты.
 4) Дружинник надеялся на соседей как слева так и справа чувствовал их поддержку.
 5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 1) На вольном просторе блеск и движение грохот и гром.
 2) Скоро он превратился в типичного уездного чиновника.
 3) Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя.
 4) Человек велик и прекрасен и полон стремлений.
 5) Художники и скульпторы объединились и создали свою ассоциацию.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Что ж вы смирнёхонько сидите да небо коптите зря?
 2) Мы проводили мрачную и грустную зиму в нашем старом покровском доме.
 3) И меня поразила не столько её красота сколько необыкновенное никем не виданное одиночество в глазах.
 4) Зазеленели деревья и вскоре расцвели подтопленные луга.
 5) Первые лучи солнца озарили и берег и море.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
 2) Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный смелый дар?
 3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
 4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
 5) И рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 1) О роли собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
 2) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники.
 3) После темного деревянного барака новый светлый каменный дом покажется дворцом.
 4) На улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков.
 5) И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени.

11. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Нежданов глядел слушал втягивал воздух сквозь раскрытые похолодевшие губы.
 2) Под актёрской игрой понимается искусство представления персонажа на сцене или перед камерой посредством мимики жестов и голоса.
 3) Искусство Возрождения стремилось не только наполнить храмы и дворцы но и найти себе место на городских площадях перекрёстках улиц и фасадах домов.
 4) Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир и всё нам тогда казалось ярким.
 5) Вечером пройдёт майский дождь и прогремит гроза.

12. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) В осенние вечера приятнее всего было читать трогательные романы Диккенса или перелистывать журналы за прошлые годы.
 2) Интеллектуальное и духовное развитие поэтов золотого века базировалось как на идеологии французских просветителей так и на традициях русской литературы XVIII века.
 3) В холодное осеннее ненастье к длинной избе подкатил закиданный грязью тарантас с поднятым верхом.
 4) Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и находили то ящик от масляных красок то сломанный веер то большую книгу с красивыми иллюстрациями.
 5) Видала я удальцов да ты удалей и краше их лицом.

13. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Осенью улетели грачи а зимовать остались смелые воробьи. 
 2) Она снилась ему довольно часто и в такие дни он по ней сильно скучал и даже забывал короткой детской памятью.
 3) Хозяйка поглядела на нее и вспомнила свое прекрасное девичье время и свой первый бал.
 4) Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности.
 5) Не только в госпиталь но даже близко к санчасти его не подпустили. 

14. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Старые ветлы с почти черными от ливня стволами блестят мерцают узенькими молодыми листочками.
 2) Они встречались почти каждый день пили чай и говорили о том о сем.
 3) Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги.
 4) Батюшка прочел его со вниманием положил перед собою на стол и начал свое письмо.
 5) Она не была похожа ни на Людмилу ни на Ирочку ни даже на Серафиму.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей. 
 2) В конце октября или в начале ноября этот оригинальнейший уголок пестрой русской империи начинает жить своеобразной жизнью.
 3) Кум стоял ни жив ни мертв. 
 4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения. 
 5) Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо. 

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 1) Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах. 
 2) От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом. 
 3) Современный русский литературный язык богат устойчивыми словосочетаниями.
 4) Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил Соне тоненькую книжечку Блока и ушёл добровольцем на фронт. 
 5) Болото было неглубоким и Лиза успела успокоиться и даже повеселела. 

17. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Суриков явился не только наследником но и великим новатором русской исторической живописи.  
 2) Высокие столетние сосны будто сами расступились перед путешественником.
 3) На долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение широкая популярность и непонимание. 
 4) И стар и млад приобщается к красоте пейзажей Куинджи. 
 5) На выставке картин Куинджи выступали художники и горячо спорили критики.

18. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей.
 2) Илья Репин любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал своё громкое имя. 
 3) Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен загудел и завыл в печных трубах. 
 4) После чемпионата мира по футболу радовались и тренер и футболисты и болельщики команды. 
 5) Тринадцатилетним мальчиком Репин попал на выучку к иконописцу и через три года его стали приглашать в соседние губернии расписывать церкви и писать образа. 

19. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Мне жилось плохо и я часто плакал тайком. 
 2) Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях этого человека и его заблуждениях. 
 3) Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита да молодая берёзка. 
 4) На подоконнике колючий кактус цвел желтыми красивыми цветами.
 5) А в лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.  

20. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) У каменных колодцев часами судачат о своих маленьких хозяйских делах худые большеглазые гречанки.
 2) Месяц и звёзды кротко и ясно смотрели на спящее село и лес. 
 3) Как мой отец так и дедушка не поддержали решение матери уйти с работы. 
 4) За стеной выл ветер и грозно шумело море. 
 5) Уже давно смерилось и мне отчаянно захотелось вернуться в тепло и уют. 

21. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) В утреннем воздухе звенели птицы и голова была полна романтических историй. 
 2) Всё блестит нежится и страстно тянется к солнцу. 
 3) На заросшей ромашками поляне перед домом была туго натянута белая волейбольная сетка.
 4) Под огромным старым клёном росли фиалки и стелился по земле вьюнок. 
 5) Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка.

22. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Орден святого Андрея Первозванного мог быть получен и за военные и за штатские заслуги. 
 2) Георгиевский крест давался только военным за боевые заслуги и его никогда нельзя было снимать. 
 3) Многочисленная и разнородная по своему составу знать противостояла в целом мелким чиновникам и купцам. 
 4) Косой серебряный луч отлого скользнул по воде и надвое рассек туман.
 5) Любовь гоголевской эпохи — это и вечная человеческая любовь и любовь Чичикова и любовь Хлестакова. 

  • Практика ЕГЭ (по заданиям)
  • Варианты ЕГЭ

До недавнего времени проверка пунктуации была делом не просто сложным, но практически невыполнимым. На что только не шли тысячи людей, чтобы суметь разобраться в правильной расстановке знаков препинания… Написание текстов становилось достаточно большой проблемой, ведь даже при полном отсутствии орфографических и стилистических ошибок были еще и пунктуационные. Самые коварные, вредные и незаметные… В принципе, особых вариантов правильно расставить запятые не было: нужно было или досконально знать правила русской пунктуации или же надеяться на WORD, который зачастую очень своеобразно относится к расстановке знаков препинания в тексте.

Полуавтоматический сервис пунктуации на сайте TEXTIS

Как мы уже с вами выяснили, далеко не всегда стоит доверять программам вроде Ворд при проверке правильной расстановки запятых в тексте. Как правило, программа не учитывает множественных особенностей и наличия массы правил и исключений, а потому ставит запятые автоматически, нарушая подчас все очевидные требования и нормы.Естественно, что при таком подходе страдает зачастую качество работы, отсутствует гарантия, что знаки в статье расставлены действительно верно.

Далеко не каждому под силу и перерыть сотни правил русского языка, чтобы разобраться в том, стоит ли ставить запятую в тексте или же можно вполне прожить без оной. Увы, не все идеально знают школьную программу по русскому языку и, естественно, не могут сразу же четко ответить на вопрос о том, нужна ли запятая в каком-то конкретном случае или нет. Проблема? Да еще какая! Даже если текст написан без ошибок, неумение правильно расставить пунктуацию совершенно девальвирует его качество, что, конечно же, недопустимо. Деловые документы и письма компаньонам, труды по копирайтингу и статьи для сайтов, sms послания и посты в социальных сетях – все это требует проверки пунктуации.

К счастью, сегодня эти проблемы уже в прошлом, ведь появился новый уникальный сервис проверки пунктуации русского языка в режиме онлайн! Отныне вам не страшны даже самые каверзные правила, ведь теперь расставить запятые в тексте стало действительно просто! Деепричастия, местоимения, частицы, сложносочиненные предложения, предлоги, глаголы, наречия — все это теперь можно безбоязненно писать так, как хочется, не искажая смысл текста подбором похожих слов, где вы знаете, как расставить знаки пунктуации.

Важно, что онлайн проверка пунктуации осуществляется в полуавтоматическом режиме, что позволяет не только правильно расставить нужные знаки препинания, но и выучить правила русской пунктуации. Первое время будет казаться, что правил так много, что запомнить их все попросту невозможно. Нет, это только кажется! Уже через несколько посещений сервиса вы заметите, что значили улучшили свои навыки и знания, можете уже самостоятельно определиться с тем, как поставить запятую в каждом конкретном случае. Сайт помогает не только создавать грамотные тексты, но еще и постепенно изучать правила русского языка. Двойная польза!

Принципы работы сервиса по расстановке запятых в тексте

Как именно осуществляется онлайн проверка пунктуации в этом сервисе? Все достаточно просто: в специальном окошечке вы пишете ключевое слово, которое хотите проверить на правильность. Например «что», «когда» и так далее. Система онлайн проверки необходимости простановки запятых сама подбирает для вас все правила, связанные с конкретным словом или выражением. Даже если нужного слова не нашлось, вполне возможно, что вам подойдет аналогичное правило для другого слова. Просто включите интуицию и немного подумайте о том, чем можно заменить нужный вам пример. Как правило, обязательно находятся альтернативы, по которым можно определить необходимость использования правил в каждом конкретном случае.

Теперь вам не нужно тратить свое время на долгие поиски нужных пунктов правил в словарях и справочниках, ведь проверка пунктуации в режиме он-лайн обязательно поможет вам правильно расставить запятые и узнать требования, по которым они необходимы в каждом конкретном случае. Не нужно больше и надеяться на Word, который хоть и осуществляет быструю автоматическую проверку необходимости расстановки и использования запятых в тексте, но зачастую грешит многочисленными неточностями. Плюс к этому, вы не только теперь занимаетесь анализом корректности применения знаков препинания. Вы еще и учитесь, ведь все правила даны с массой примеров, а потому усвоенные знания отлично откладываются в памяти.

И еще одно преимущество сервиса пунктуации

Не нужно больше вводить различные поисковые запросы в Яндекс или Google, пытаясь найти сервис для проверки знаков препинания. Русский язык становится одной большой зоной комфорта вместе с этой удобной и полезной программой. Главное же его преимущество в том, что здесь все абсолютно бесплатно, да и регистрация для работы с сервисом совершенно необязательно. Можно зайти на страничку сайта и сразу же начать онлайн проверку запятых.

Пользуйтесь, ставьте like, делитесь с друзьями. Искренне надеюсь, что сервис расстановки запятых в тексте и отдельных предложениях будет вам действительно полезен. Кстати, если разместить страничку в закладки (слева серенький ряд кнопочек, ваша – со звездочкой), то не придется искать его снова. Также можно отправить ссылку на сайт через любые социальные сети, чтобы ваши друзья и коллеги тоже оценили удобство этого простого и надежного сервиса проверки запятых.

Да пребудут с нами Лопатин, Розенталь и Полный академический справочник пунктуации!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • У меня возник вопрос посмотрев кино ошибка
  • Туарег ошибка p3012
  • У малыша кривые ножки как исправить
  • Туарег ошибка p0299
  • У лифчика заворачивается край чашечки как исправить