У ребенка страх ошибки

У требовательных и нетерпимых родителей-перфекционистов дети вряд ли научатся воспринимать ошибки спокойно

У требовательных и нетерпимых родителей-перфекционистов дети вряд ли научатся воспринимать ошибки спокойно

«Если не можешь сделать лучше всех, даже не берись», — множество людей живет с такой установкой. Для них любая ошибка становится почти трагедией. Как не передать детям свой страх и научить их относиться к ошибкам как к необходимому опыту?

Почему дети так боятся ошибок

Страх перед ошибкой формируется еще в раннем возрасте, когда ребенок в своих оценках и в восприятии мира ориентируется на родителей, объясняет детский психолог Мария Григорьева. Например, мама водит малыша на развивающие занятия и очень переживает, успешен ли ее ребенок, все ли у него получается аккуратно и четко. Для нее важнее результат, а не процесс обучения. Но именно процесс, интерес к процессу обучения формирует мотивацию и самооценку ребенка.

«Боязнь ошибок может возникать из-за установок родителей, которые сформировались у них еще в детстве, — говорит Мария Григорьева. — Если у взрослого синдром отличника и он привык все делать на пять с плюсом, то высока вероятность, что ребенок станет заложником этой установки. Соответственно, если родители хотят, чтобы их сын или дочь были свободны от нее, им придется для начала внимательно и чутко отнестись к самим себе, позволить себе быть несовершенными».

Например, все мы знаем, что редкий ребенок сможет ловко орудовать ложкой с первого раза. Никто из мам и пап, бабушек и дедушек не удивляется тому, что поначалу после самостоятельного завтрака стол, стул и сам ребенок покрыты слоем каши или пюре.

Со временем его навыки улучшаются, последствия использования ложки уже не так заметны, ребенок учится и постепенно овладевает столовыми приборами в совершенстве. Если же родители вдруг начнут стыдить ребенка, ругать его за пролитый суп, за кашу на столе, то в ответ на критику он может отказаться есть самостоятельно. Взрослым придется долго кормить ребенка самим или дожидаться возраста, когда его моторика разовьется настолько, чтобы он смог сразу есть аккуратно.

«Родителям хорошо бы постоянно себе напоминать, что освоение любого другого навыка — чтения, письма, счета — идет по тому же самому пути, что и освоение использования ложки, — замечает Мария Григорьева. — Успех в любом деле достигается через опыт, в том числе опыт проб и ошибок».

Почему взрослые требуют совершенства

Родители сами боятся

За требованием родителей, чтобы у ребенка все всегда было аккуратно, красиво и без ошибок, часто стоит их собственная тревога, собственный страх. Чаще всего родители боятся оценки других, тревожатся, что их сочтут плохими, некомпетентными родителями.

«Когда ребенок приходит с низкой оценкой из школы, а мама расстраивается и спрашивает, что получили другие дети, это, скорее всего, означает, что реакция мамы продиктована не самим результатом ребенка, а тревогой, что она оказалась не на высоте как мать. При этом ребенок, обнаруживая реакцию мамы, страдает — ему страшно будет ошибиться в следующий раз, он будет чувствовать себя виноватым, глупым, неправильным», — объясняет Мария Григорьева.

Ребенок хорошо считывает реакции значимых взрослых, и эти реакции на него влияют. Он довольно рано чувствует и понимает, что для его родителей «построить башенку неправильно» — плохо, «не доделать башенку и убежать играть в машинки» — ужасно, «получить „тройку“» — конец света. Даже если родители и не ругают ребенка, но испытывают раздражение, тревогу, что их ребенок «не такой, как все, а это стыдно», то ребенок чувствует это, начинает также тревожиться, испытывать страх, напряжение, теряет мотивацию и уверенность в себе.

У родителей завышенные ожидания

Бывает, что родители не готовы к ошибкам своих детей. Особенно если те быстро развиваются, начинают рано ходить, говорить, читать. Ожидания по отношению к таким детям изначально выше, и поэтому у них может быть сильнее выражен страх перед ошибками.

«Когда ребенок развивается медленнее, испытывая проблемы в каких-то областях, родители чаще оказываются готовы к ошибкам, к несовершенству, они не ставят ребенку слишком высокую планку, не ждут выдающихся результатов, но при этом радуются достижениям. Ребенок имеет возможность развиваться в своем темпе, без завышенных ожиданий, — объясняет Мария Григорьева. — А вот родители детей „со способностями“ пребывают в некоторой иллюзии, что их ребенок может справляться со всеми задачами с первого раза, легко и без ошибок. Когда ошибки случаются, а они неизбежны, у родителей происходит крушение этой иллюзии. Разочарование родителей может повредить ребенку, ведь если родители растеряны и расстроены, то поддержки от них ребенок может и не дождаться».

К чему приводит страх ошибки

Боязнь сделать ошибку — выученная реакция ребенка, сначала воспринятая от родителей, а затем закрепленная в школе, где мерилом хорошего и плохого служит успеваемость, а за ошибки и помарки снижают оценки.

Чем сильнее страх разочаровать взрослых, тем сильнее внутренняя тревога, напряжение. Постоянный стресс, заниженная самооценка, потеря мотивации — это последствия страха сделать ошибку, ощущения собственной «неидеальности», «плохости».

Любому человеку с низкой самооценкой, и ребенку тоже, приходится самоутверждаться за счет других. Необходимость быть хорошим для всех рано или поздно может привести к потере внутренней мотивации развиваться, к апатии, прокрастинации, полному отказу действовать.

Как помочь ребенку справиться со страхом

Мария Григорьева предлагает родителям исследовать свою реакцию на ошибки ребенка, спросить себя: «Почему это так меня задевает? Чего я боюсь на самом деле?» И начинать с себя. Если вы понимаете, что ваш ребенок впадает в ступор перед возможной неудачей, — может быть, вы сами излишне критикуете себя за ошибки.

Постарайтесь избегать сравнения ребенка с другими детьми, иначе он не будет ощущать себя ценным и нужным, а свои потребности значимыми. «Важно понимать, что когда взрослые сравнивают детей друг с другом как „плохого“ и „хорошего“, „глупого“ и „умного“, то они пытаются „натянуть“ на своего ребенка желанный образ, который может никогда не совпасть с реальностью».

Если ребенок жалуется, что ему страшно отвечать у доски, говорит, что боится ошибиться в контрольной, тревожится за свои оценки, прислушайтесь к его словам. Психолог Светлана Бельская советует родителям в такой ситуации прежде всего работать со своими чувствами и реакциями.

  1. Не отрицать проблему. Вы говорите ребенку: «Что это за ерунда?», «Не выдумывай!», «У тебя все хорошо». Это может привести к тому, что ребенок станет ощущать не только тревогу, но и одиночество, отсутствие поддержки.
  2. Напоминать себе, что ребенок без вас не справится со своим страхом, ему понадобится ваша помощь, а возможно, и помощь психолога.

Способы поддержать ребенка

1. Позвольте ребенку испытывать страх, говорите с ним об этом. Мягко убеждайте его, что делать ошибки — неприятно, но такое бывает у каждого человека. Приводите примеры из собственной жизни — это не только придаст ребенку сил, утешит, но и сделает вас ближе.

2. Отслеживайте, как часто вы упрекаете или стыдите ребенка за его промахи. Чем реже это будет происходить, тем меньше он будет чувствовать себя несчастным и думать, что с ним «что-то не так».

3. Обращайте внимание ребенка на то, в чем он силен, что у него получается хорошо — тогда он будет понимать, что у него есть сильные стороны и что ими можно компенсировать недостатки. Отмечайте любые успехи — даже самые маленькие достижения. Попробуйте смягчить его переживания от ошибки, например, с помощью фразы: «Ты ошибся, но я вижу, как ты старался, — это здорово!»


Как преодолеть страх ошибок и неудач у ребенка

Как преодолеть страх ошибок и неудач у ребенка

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • работа над ошибками
  • страх неудачи
  • решаем проблемы
  • ребенок в обществе
  • отношения в семье

Как преодолеть страх ошибок и неудач у ребенка

Детям очень хочется быть лучше всех, быстрее всех, сильнее всех. И до определенного момента они такими себя и ощущают, пока находится в зоне комфорта под опекой родителей. Они чувствуют себя исключительными. Но ребенок подрастает, начинает общаться со сверстниками на детских площадках, идет в детский сад, затем в школу, и вдруг осознает, что у него не всегда получается быть «самым- самым»!

Наш разговор о дошкольниках и младших школьниках. Итак, одни дети, потерпев неудачу, огорчаются, но сравнительно быстро успокаиваются. Бывает даже, что неудачи могут мотивировать их делать новые попытки, пока не станет получаться намного лучше. Но есть дети, для которых неудача становится настоящим ударом. Они не в состоянии справиться со своими эмоциями, испытывают обиду, разочарование и даже злость. И поскольку они еще не умеют управлять своими эмоциями, то поражение может вызвать истерику, плач, в некоторых случаях злость и агрессию. Малыш может драться или ломать все вокруг.

Такую реакцию ребенка нельзя игнорировать. Задача родителей – научить ребенка принимать поражение и двигаться к успеху. Ели не сделать этого вовремя, то у ребенка могут возникнуть серьезные проблемы с социализацией в школе и во взрослой жизни.

Основные причины острой реакции детей на ошибки

  • Зависимость от похвалы старших. У многих родителей слово «Молодец!» по отношению к своему ребенку можно сравнить со словом-паразитом. Необоснованная похвала не приносит пользы, а делает ребенка зависимым от нее. Формальная похвала не стимулирует к совершенствованию и развитию, потому и не требует усилий для такого одобрения.
  • Особенная детская самооценка. Дети дошкольного возраста часто имеют завышенную самооценку. Вполне естественно, что в семье они чувствуют себя исключительными и самыми лучшими. Возможности объективно оценить свои возможности и таланты у них нет.
  • Пример родителей. Дети интуитивно стараются копировать поведение родителей. Если взрослые очень эмоционально и реагируют на свои неудачи, то ребенок перенимает такое поведение.
  • Гиперопека. Стремление создать вокруг малыша идеальный мир без проблем и поражений может нанести ему огромный вред: когда этот мир рухнет, он окажется не приспособленным к существованию в социуме. Задача родителей — знакомить чадо с объективной реальностью.
  • Сравнение с другими детьми. Когда ребенку постоянно ставят в пример достижения других детей, его стремление всегда побеждать может приобрести болезненную форму. А «конкурентов» он буквально возненавидит.
  • Завышенные амбиции родителей. У родителей стремление сделать своего ребенка лучшим может принимать нездоровую форму. Удовлетворяя свои личные амбиции, они с раннего детства прививают ребенку «комплекс отличника» и растят маленького перфекциониста. Ребенок очень болезненно переживает ошибки и неудачи, потому что боится, что родители перестанут им гордиться и любить его.

Читайте также

Как помочь ребенку преодолеть страх ошибок?

Важно, чтобы ребенок в случае неудачи или ошибки умел сравнительно спокойно принять ситуацию. Конечно, он будет расстраиваться и огорчаться. Но это не должно становится катастрофой. Часто неудачи рождают страх совершать новые ошибки. Если не получилось один раз, он готов просто отказаться попробовать еще раз. И родители могут и должны помочь побороть ему этот страх. Как это сделать? Предлагаю несколько рекомендаций.

  • Объясните ребенку, что неудача – это возможность для развития и совершенствования. Не ограждайте его от ошибок – он должен научиться их принимать.
  • Делайте акцент на достижениях. Подчеркивайте, что сегодня получается лучше, чем вчера, а, значит, скоро все получится.
  • Не увлекайтесь похвалой. Она должна быть оправданной. Ребенку нужно научиться критически оценивать свои усилия.
  • Если хвалите, то делайте похвалу конкретной. Она не должна быть размытой типа «Молодец!». Постарайтесь включать в похвалу пояснения. Например: «У тебя получилось раскрасить этот рисунок намного лучше, ты совсем не вышел за линии».
  • Акцент похвалы должен быть на усилиях ребенка, а не на способностях: «Ты постарался, и быстро и правильно справился с заданием», а не: «Ты умный, раз выполнил задание». Иначе ребенок начнет избегать более сложных заданий, боясь потерпеть неудачу и не получить похвалы.

Как вести себя родителям, если ребенок расстроился из-за неудачи

  • Сохранять спокойствие. Ребенок, видя недовольство или разочарование родителей, будет переживать еще больше.
  • Проговорить ребенку вслух его чувства. Скажите, что вы понимаете, что он сейчас испытывает. Окажите поддержку: погрустите вместе с ним, и убедите, что не сердитесь.
  • Объяснить, что все люди иногда терпят неудачи. Но это не означает, что они становятся лучше или хуже, и это ни в коем случае не меняет отношение к нему близких.
  • Рассказать о личных примерах поражений. Обсудите, что можно сделать для того, чтобы в следующий раз результат был лучше.

Как нельзя себя вести родителям, когда ребенок остро реагирует на неудачу

  • Не игнорируйте. Не говорите, что уйдете и оставите его одного, если он так кричит и плачет.
  • Не ругайте и не наказывайте. Проявление эмоций – это нормально для любого человека. Просто ребенок еще не умеет их контролировать.
  • Не угрожайте ограничениями. Например, нельзя говорить, что мы больше не будем играть в эту игру, раз он не умеет проигрывать.
  • Не ставьте в пример других детей. Это вызывает комплексы и чувство ущербности, ненужности.
  • Не смейтесь над переживаниями малыша, не обесценивайте его страхи. То, что вам кажется ерундой, для него на данный момент является катастрофой вселенского масштаба.

Ребенку очень нужна поддержка родителей, чтобы научиться переживать неудачи и поражения. Не последнюю роль играет и личный пример взрослых — зачастую дети перенимают эту же модель поведения. Итак, мы снова пришли к тому, что воспитание ребенка надо начинать с воспитания самого себя.

София Шевченко

Фото с сайта onetrystory.ru

Некоторые дети часто врут: по поводу домашнего задания, того, что они ели на обед, действительно ли они почистили зубы. Но родители не всегда могут различить, что правда, а что ложь. Пройдите тест и узнайте, как часто ваш ребенок говорит неправду.

Пройти тест

В ноябре 2020 мы провели вебинар с детским и подростковым психологом Анной Табаковой. На нём наши подписчики узнали: от чего зависит самооценка ребёнка, как отношение к ошибкам влияет на успехи в учёбе и жизни и что поможет унять волнение перед экзаменом. Всё важное из выступления Анны мы собрали в статье.

Как страх ошибки влияет на самочувствие и поведение

Боязнь допустить ошибку у детей и взрослых иногда вызывает заметные телесные реакции. Если стресс провоцирует у ребёнка тошноту, диарею, учащённое сердцебиение, затруднённое дыхание или озноб, ему нужна помощь. Признаки страха не всегда отражаются на здоровье.

Ребёнок, который боится сделать ошибку, часто отказывается пробовать себя в новых видах деятельности. Он хочет заниматься только тем, что у него уже хорошо получается. Особенно часто из боязни дети избегают коллективных мероприятий, где свидетелями промаха могут стать сразу много людей.

Почему ошибаться полезно

Страх сковывает не только тело, он ограничивает и интеллектуальные ресурсы человека. Тот, кто боится, не осмеливается на перемены, недополучает свежих впечатлений и лишается положительного опыта. Более смелые люди охотнее покидают зону комфорта и пополняют свой багаж практических навыков. Они допускают ошибки, но всё-таки чаще добиваются успеха.

не надо бояться ошибок

Зелёное поле — успех, красное — ошибки

Тот, кто боится ошибиться, лишает себя возможности расширить пространство положительного опыта. Ошибки будут в любом случае, но их значительно меньше. Без них невозможно представить эффективное обучение. Мы получаем знания, когда анализируем свои недочёты, и улучшаем навыки, когда исправляем ошибки. Весь процесс образования — это работа над ошибками. Тот, кто избегает промахов, упускает возможность научиться новому.

Какая похвала ослабляет самооценку

Ни один родитель не пытается специально подрывать самооценку своего ребёнка, однако иногда даже похвала бывает демотивирующей. Любое действие и слово родителя — это послание ребёнку о том, как ему воспринимать самого себя. Каждое послание несёт установку либо на фиксацию результата, либо на дальнейшее развитие.

Когда родитель даёт установку с фиксацией, ребёнок слышит: «Твои качества неизменны, и я тебя оцениваю». Установка на рост и развитие звучит так: «Ты развивающаяся личность, и я хочу, чтобы ты двигался вперёд». Истинное содержание похвалы не всегда легко распознать.

Как распознать установку с фиксацией

Рассмотрим, как звучит восторженная реплика довольного родителя и как на неё мог бы отреагировать ребёнок.

— Ты так быстро сделал уроки, какой ты умный!

— Значит, если я не смогу выучить уроки быстро, то я глупый.

— Только посмотрите на эту картину! Да у тебя талант! Ты просто Пикассо!

— У-у, мне не следует рисовать ничего сложного, иначе все увидят, что я никакой не Пикассо и что особых талантов у меня нет.

— Какая ты умница — получила пятёрку, хотя совсем даже и не готовилась!

— Стоит перестать готовиться, а то все заметят, что я не такая уж хорошая и умная без усилий, сама по себе.

При таких формулировках успех означает, что дети умны — тогда ошибки будут признаком глупости. Похвала приятна, но эффект от неё длится недолго. При малейшей трудности уверенность ребёнка улетучивается, а мотивация стремится к нулю.

Как хвалить и поддерживать правильно

Лучше отказаться от оценки ума и талантов ребёнка и сместить акцент на труд, который он вложил. Говорить не «ты отличный художник», а «я вижу, ты долго трудился над своей работой». Вместо «Маша у нас круглая отличница!» стоит отметить, как много и усердно школьница занимается ради высоких оценок.

Самооценка ребёнка может падать и после провалов и неудач. Например, после олимпиады по предмету, творческого конкурса или спортивного соревнования можно услышать:

— Твоё выступление нам понравилось больше, чем другие. 

Неглупый ребёнок сразу распознает в этих словах неискренность.

— Тебе несправедливо не дали первое место!

Перекладывание вины на других не принесёт пользы ребёнку.

— Да спорт вообще не самое главное в жизни.

Такой фразой родители обесценивают то, что интересно ребёнку.

— У тебя есть всё, чтобы в следующий раз победить!

Такая формулировка несколько переоценивает способности ребёнка: не стимулирует тренироваться, а говорит «оставайся на том же уровне, и тебе повезёт».

Самый экологичный вариант — признать чувства ребёнка, сказать: «Я вижу, что ты разочарован, и я сочувствую тебе». После этого нужно дать понять, что вы верите в его способности и трудолюбие. Если постараться, в будущем он может показать более высокий результат.

Чтобы хвалить ребёнка правильно, нужно честно говорить о его сильных и слабых сторонах. Со временем он будет более реалистично оценивать свои ресурсы и понимать, что ему многое по плечу. Разобраться в этом поможет упражнение «Зато». Предложите ребёнку написать на листе своё негативное качество: например, «медленно читаю» или «теряю телефон» — тогда вы можете добавить «зато ты хороший друг». Потом вы пишете свою слабость, а ребёнок дописывает «зато…». В результате, помимо списка известных недостатков, у вас появится лист достоинств, благодаря которым самооценка ребёнка укрепится.

Как страх ошибки влияет на самочувствие и поведение

Боязнь допустить ошибку у детей и взрослых иногда вызывает заметные телесные реакции. Если стресс провоцирует у ребёнка тошноту, диарею, учащённое сердцебиение, затруднённое дыхание или озноб, ему нужна помощь. Признаки страха не всегда отражаются на здоровье.

Ребёнок, который боится сделать ошибку, часто отказывается пробовать себя в новых видах деятельности. Он хочет заниматься только тем, что у него уже хорошо получается. Особенно часто из боязни дети избегают коллективных мероприятий, где свидетелями промаха могут стать сразу много людей.

Почему ошибаться полезно

Страх сковывает не только тело, он ограничивает и интеллектуальные ресурсы человека. Тот, кто боится, не осмеливается на перемены, недополучает свежих впечатлений и лишается положительного опыта. Более смелые люди охотнее покидают зону комфорта и пополняют свой багаж практических навыков. Они допускают ошибки, но всё-таки чаще добиваются успеха.

не надо бояться ошибок
не надо бояться ошибок

Зелёное поле — успех, красное — ошибки. Тот, кто боится ошибиться, лишает себя возможности расширить пространство положительного опыта. Ошибки будут в любом случае, но их значительно меньше. Без них невозможно представить эффективное обучение. Мы получаем знания, когда анализируем свои недочёты, и улучшаем навыки, когда исправляем ошибки. Весь процесс образования — это работа над ошибками. Тот, кто избегает промахов, упускает возможность научиться новому.

Какая похвала ослабляет самооценку

Ни один родитель не пытается специально подрывать самооценку своего ребёнка, однако иногда даже похвала бывает демотивирующей. Любое действие и слово родителя — это послание ребёнку о том, как ему воспринимать самого себя. Каждое послание несёт установку либо на фиксацию результата, либо на дальнейшее развитие.

Когда родитель даёт установку с фиксацией, ребёнок слышит: «Твои качества неизменны, и я тебя оцениваю». Установка на рост и развитие звучит так: «Ты развивающаяся личность, и я хочу, чтобы ты двигался вперёд». Истинное содержание похвалы не всегда легко распознать.

Как распознать установку с фиксацией

Рассмотрим, как звучит восторженная реплика довольного родителя и как на неё мог бы отреагировать ребёнок.

— Ты так быстро сделал уроки, какой ты умный!

— Значит, если я не смогу выучить уроки быстро, то я глупый.

— Только посмотрите на эту картину! Да у тебя талант! Ты просто Пикассо!

— У-у, мне не следует рисовать ничего сложного, иначе все увидят, что я никакой не Пикассо и что особых талантов у меня нет.

— Какая ты умница — получила пятёрку, хотя совсем даже и не готовилась!

— Стоит перестать готовиться, а то все заметят, что я не такая уж хорошая и умная без усилий, сама по себе.

При таких формулировках успех означает, что дети умны — тогда ошибки будут признаком глупости. Похвала приятна, но эффект от неё длится недолго. При малейшей трудности уверенность ребёнка улетучивается, а мотивация стремится к нулю.

Как хвалить и поддерживать правильно

Лучше отказаться от оценки ума и талантов ребёнка и сместить акцент на труд, который он вложил. Говорить не «ты отличный художник», а «я вижу, ты долго трудился над своей работой». Вместо «Маша у нас круглая отличница!» стоит отметить, как много и усердно школьница занимается ради высоких оценок.

Самооценка ребёнка может падать и после провалов и неудач. Например, после олимпиады по предмету, творческого конкурса или спортивного соревнования можно услышать:

— Твоё выступление нам понравилось больше, чем другие. 

Неглупый ребёнок сразу распознает в этих словах неискренность.

— Тебе несправедливо не дали первое место!

Перекладывание вины на других не принесёт пользы ребёнку.

— Да спорт вообще не самое главное в жизни.

Такой фразой родители обесценивают то, что интересно ребёнку.

— У тебя есть всё, чтобы в следующий раз победить!

Такая формулировка несколько переоценивает способности ребёнка: не стимулирует тренироваться, а говорит «оставайся на том же уровне, и тебе повезёт».

Самый экологичный вариант — признать чувства ребёнка, сказать: «Я вижу, что ты разочарован, и я сочувствую тебе». После этого нужно дать понять, что вы верите в его способности и трудолюбие. Если постараться, в будущем он может показать более высокий результат.

Чтобы хвалить ребёнка правильно, нужно честно говорить о его сильных и слабых сторонах. Со временем он будет более реалистично оценивать свои ресурсы и понимать, что ему многое по плечу. Разобраться в этом поможет упражнение «Зато». Предложите ребёнку написать на листе своё негативное качество: например, «медленно читаю» или «теряю телефон» — тогда вы можете добавить «зато ты хороший друг». Потом вы пишете свою слабость, а ребёнок дописывает «зато…» В результате, помимо списка известных недостатков, у вас появится лист достоинств, благодаря которым самооценка ребёнка укрепится. 

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Как помочь ребёнку пережить страх перед ошибками?

Время прочтения 4 мин

431

Как помочь ребёнку пережить страх перед ошибками?

Каждый день нам приходится принимать решения и не всегда они оказываются верными — мы ошибаемся. Все мы: и взрослые, и дети. Без этого невозможно прожить жизнь, а тем более — научиться чему-то. Но не все из нас умеют принимать поражения и собственные недочёты спокойно.

Дети всё происходящее в их жизни воспринимают острее. Часто им кажется, что если ошибка произошла, то её уже больше невозможно будет исправить. Это страшно. Почему?

  • Потому что многим из нас с детства твердили: «Не умеешь — не берись!»;
  • Потому что в детском коллективе оценивают постоянно. Ошибка может изменить всё: круг общения и наличие друзей. Ребёнок может очень быстро почувствовать себя изолированным от привычного общества, но не всегда он способен оценить, что происходит и как с этим можно справиться;

Как помочь ребёнку пережить страх перед ошибками? - onlineschool-1

  • Дети в своих оценках часто ориентируются на родителей, и, если родители сами боятся ошибаться, то ребёнок может воспринимать ошибку как риск разрыва отношений с его значимым взрослым. А эта связь является базовой потребностью для ребёнка.

Страх парализует, снижает уровень мотивации, а совершённая ошибка может привести к боязни вообще заниматься каким-либо делом.

Но есть в этом всём один плюс, который должен помнить каждый родитель: страх — это выученная реакция. А это значит, что с ним можно справляться!

Как справиться со страхом?

  1. Наблюдайте за своей реакцией на собственные ошибки и на недочёты ребёнка. Как сильно расстраиваетесь вы, если у вас что-то не получается? Ожидаете ли вы от ребёнка, что он должен сделать лучше? Почему вас задевает его ошибка? Чего вы действительно боитесь? Что может вам помочь справиться с этим страхом?
  2. Утешайте ребёнка, когда он расстраивается. Спросите его, почему он так переживает? Скажите, что очень хотели бы ему помочь. Пусть у ребёнка будет выход эмоциям. Ни в коем случае не нужно отрицать проблему. Если для ребёнка она большая и серьёзная, значит, это действительно так.
  3. Убедитесь, что ребёнок знает, как можно иначе выражать свои эмоции. Периодически проговаривайте с ним, что каждый человек совершает ошибки, это неприятно, но именно так мы растём и становимся лучше. Расстраиваться — это нормально.
  4. Хвалите ребёнка, если у него получилось справиться. Обращайте внимание на успехи и победы. Фиксируйте и празднуйте эти моменты вместе. Делитесь радостями друг с другом!

Как помочь ребёнку пережить страх перед ошибками? - onlineschool-1

Страх перед ошибкой — это совершенно нормальная реакция. Мы все хотим быть лучше, но часто сами не знаем, что это значит. Позвольте ребёнку прожить этот опыт, поддерживайте и помните, что на пути к успеху невозможно не оступиться.

Дата публикации

6 июня 2021

form free

Похожие статьи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • У ребенка одно плечо выше другого что делать как исправить
  • У ребенка нет зачатка 5 го зуба как исправить
  • У ребенка нарушен фонематический слух как исправить
  • У ребенка на ногах пальцы кривые как исправить
  • У ребенка кривой позвоночник как исправить