Спорить до победного, опускать руки, наступать на одни и те же грабли — если что-то из этого вам знакомо, задумайтесь о развитии навыка саморефлексии. Рассказываем, как его развить и почему это главный навык в обучении
Об эксперте: Надежда Хорт — преподаватель НИУ ВШЭ. Автор Телеграм канала о самопознании и осознанном обучении «Учись, пока немолодой».
Аудиоверсия материала:
Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер
.
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое саморефлексия
Каждый человек рефлексирует о своей жизни, поступках и собственном развитии, даже не осознавая этого. Но только те, кто мастерски пользуются навыком саморефлексии, извлекают уроки из своего опыта и учатся на собственных ошибках.
Пример саморефлексии героя романа Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота»:
«Уже много лет моя главная проблема — как избавиться от всех этих мыслей и чувств самому, оставив свой так называемый внутренний мир на какой-нибудь помойке. Но даже если допустить на миг, что он представляет какую-то ценность, хотя бы эстетическую, это ничего не меняет — все прекрасное, что может быть в человеке, недоступно другим, потому что по-настоящему оно недоступно даже тому, в ком оно есть».
Понятие рефлексии как осознанного познания себя появилось еще в Древней Греции. Сократ считал, что самопознание — наиболее важная задача человека. Платон связывал понятие рефлексии с благоразумием — знанием о самом себе. Позже Джон Локк определял рефлексию как основу жизненного опыта, который помогает человеку развиваться.
Саморефлексия — это способность разбираться в себе. Смотреть на свои поступки, чувства и эмоции со стороны и на их основе делать выводы, чтобы идти дальше, конструктивно проживая разные жизненные события. С развитым навыком саморефлексии вы контролируете свои мысли, а не они вас.
Преимущества саморефлексии
Согласно исследованию Гарвардской школы бизнеса, если сотрудники в конце дня рефлексировали об извлеченных уроках по 15 минут, то через 10 дней они работали на 23% лучше, чем те, кто не рефлексировал. Британское исследование это подтверждает: люди, которые размышляли о своем плане на день по дороге на работу, счастливее, продуктивнее и реже выгорают.
Навык саморефлексии помогает:
- понять свои ошибки и причины неудачного опыта;
- выявить сильные и слабые стороны, ценности и приоритеты;
- научиться принимать правильные решения;
- раскрыть свой потенциал;
- понять других людей;
- избавиться от эмоциональных привязанностей и препятствий;
- видеть проблемы на ранних стадиях;
- изменить характер.
Саморефлексия — основа обучения и образования
Помимо психологии, саморефлексию используют в обучении. Навык помогает специалистам выйти на новые уровни профессионального и личного развития.
Цикл Колба. Роль саморефлексии в процессе обучения описал американский теоретик образования Дэвид Колб в своей модели в 1970-е годы. Колб утверждал, что мы учимся, когда получаем конкретный опыт и через осмысление или рефлексию преобразуем его в теоретическую концепцию. Эту концепцию мы пробуем на практике, обновляя «цикл Колба».
Если вы привыкли учиться с изучения теории, обратите внимание на эту модель. Цикл обучения может начаться с любого этапа, но именно приобретение опыта, а не теории — отправная точка развития.
Петля обучения Арджириса. В теории двойной петли обучения Криса Арджириса саморефлексия — триггер, который помогает выйти на новый уровень осознания своих компетенций и действий.
Одинарная петля — это базовая форма обучения. Вы исправляете ошибки и учитесь решать похожие задачи чуть лучше в будущем. Часто программы корпоративного или профессионального обучения строят только на основе одинарной петли — исправлении ошибок. Из-за этого квалифицированные специалисты могут годами оставаться на месте в профессиональном развитии. По мнению Арджириса, им не хватает навыка саморефлексии, чтобы провести переоценку ценностей и найти новые способы решения задачи или отказаться от них.
Двойная петля — обучение, когда вы задумываетесь о ценности тех или иных правил, нормативов и целей. Проще говоря, вы совершаете переход от стереотипного к более свободному мышлению. Согласно Арджирису, на второй уровень обучения возможно перейти только с развитым навыков саморефлексии.
Наши убеждения влияют на данные, которые мы выберем в следующий раз при принятии решений. Поэтому рефлексия играет ключевую роль в процессе размышлений и принятия решений в условиях ограниченных данных. Если рефлексировать о своих убеждениях, вы сможете увидеть картину целиком и принять лучшее решение.
- Блок Assumptions — Предположения, ценности и убеждения (Почему мы делаем то, что мы делаем)
- Блок Goals — Цели, стратегии, техники (Как мы действуем)
- Single Loop Learning — одинарная петля обучения
- Блок Results — Результаты и выводы
- Double Loop Learning — двойная петля обучения
- Блок Defensive — Защитная реакция (что нужно преодолеть)
Почему так мало людей развивают саморефлексию?
Многие люди не умеют размышлять и не понимают, как это делать. Другим, не нравится процесс, они склонны действовать или не видят быстрых результатов.
Не нравится процесс. Рефлексия требует делать вещи, которые могут не нравятся: замедлиться, принять образ незнания и любопытства, терпеть беспорядок и неэффективность, брать личную ответственность. Рефлексия может привести к ценным открытиям и прорывам или вызвать чувство дискомфорта, уязвимости и защитную реакцию.
Склонны действовать. Многие люди настроены действовать, как и футбольные вратари. Исследователи изучили действия профессиональных вратарей во время пенальти и выяснили, что у голкиперов, которые остаются в центре ворот, шанс отбить мяч — 33%. И только 6%, если они прыгают вправо или влево. Дело в том, что вратарям становится легче, когда они «что-то делают». То же самое происходит с рефлексией — кажется, что стоять на месте неверно.
Не видят результата. Иногда трудно увидеть немедленную окупаемость усилий и результат, но именно замедление и размышления помогают вырваться вперед.
Саморефлексия как soft skills: как развить навык
Чтобы проверить уровень развития навыка саморефлексии, Арджирис предлагает подняться по «лестнице умозаключения» — шести этапам мыслительной деятельности:
- выбираете данные — смотрите прогноз погоды на определенном сайте;
- интерпретируете их — сравниваете погоду за окном и прогноз дождя вечером;
- проверяете предположение — просматриваете другие сайты;
- формулируете выводы — по прогнозу дождь будет, но предпосылок не видно;
- решаете: что делать и почему — на «всякий случай» берете с собой зонт, чтобы не промокнуть.
В повседневной жизни вы можете «подняться по лестнице» за секунды, даже не задумываясь об этапах. Если навык рефлексии развит слабо, такая скорость может привести к ложным выводам и конфликтам. Например, вы не проверите прогноз погоды на других сайтах и не возьмете с собой зонт — перейдете со второй ступени на пятую.
Подробный разбор «Лестницы выводов» Арджириса
Например, вам кажется, что руководитель игнорирует ваши аргументы и мнение, поэтому вы не ощущаете своего вклада в общий проект. Это изматывает, чувство неудовлетворенности растет. В какой-то момент вы задумаетесь о новой работе, где вас будут ценить больше. Это финальная ступень лестницы — «действие». В таком случае важно последовательно «пройтись вниз» по всем ступеням и удостовериться, что вы ничего не упустили. Можно проверить себя с помощью этих вопросов:
- Почему я выбрал такой образ действий? Есть ли другие действия, которые следует рассмотреть? — можно поработать над другим проектом или в другом отделе.
- Какие убеждения привели меня к такому действию? Это обоснованно? — ваши последние предложения не приняли.
- Почему я сделал такой вывод? Вывод верный? — вспомнили рабочие ситуации и проекты. В голове прочно засела мысль: начальник вас точно не ценит.
- Что я предполагаю и почему? Верны ли мои предположения? — перечитали переписку с руководителем, предложили новую идею, но ее снова не приняли. На основе собранных данных сделали предположение. Здесь стоит задуматься: это действительно так или происходит что-то другое и нужно собрать больше данных?
- Какие данные я выбрал и почему? Тщательно ли я выбирал данные? — вы сделали предположение на основе личных ощущений, но ведь можно поговорить с коллегами или с самим руководителем.
- Какие реальные факты использовать? Какие еще факты следует учесть? — возможно, вы сделали вывод только на видимых фактах. На самом деле у вашего руководителя случилась личная трагедия, из-за которой он уделяет меньше внимания работе. И дело вовсе не вас.
Упражнение кажется громоздким, но если практиковаться регулярно, вы будете «проходить» по всем ступеням лестницы за несколько минут. Спрашивайте себя на каждом этапе: о чем вы думаете и почему. Анализ поможет скорректировать рассуждения — изменить предположения или расширить данные.
Ведите дневник рефлексии. Ведение дневника может показаться несерьезным или детским занятием. Но регулярные записи и письменные практики помогают привести мысли в порядок, посмотреть на них со стороны и развить навык рефлексии. Главное здесь — регулярность. Даже пяти минут в день будет достаточно, чтобы записать ключевую мысль дня или ответить на один из рефлексивных вопросов. Если не любите писать от руки, попробуйте завести личный блог на сайте или в соцсетях.
Дополнить дневник рефлексии можно чек-листом для анализа недели 365 done:
Задавайте критические вопросы. Одно из лучших упражнений для развития саморефлексии — задавать рефлексивные вопросы себе и окружающим. Это вопросы, которые помогают взглянуть в суть ситуации, убеждения или эмоции, понять их истоки.
Формулируйте актуальные, конкретные вопросы в позитивном ключе. Такие вопросы можно использовать для дневника. Например:
- что для меня по-настоящему важно?
- как часто меня подводит интуиция и почему?
- что или кто может мне помочь?
- кому и как могу помочь я?
- какой урок я извлеку из этой ситуации?
- как изменить эту привычку?
Учитесь получать и слышать обратную связь. Спрашивайте у коллег, друзей и знакомых обратную связь — отзыв о ваших действиях. Так вы получите взгляд и критику со стороны. Например, попросите честную обратную связь у своей команды и сделайте выводы. Вот вопросы, которые помогут ее получить:
- Если бы вы были на моем месте, что бы подумали об этом?
- С вашей точки зрения, какую информацию я не учел?
- Что из того, что только что произошло, было правильно?
- Что мне следует улучшить?
Отмечайте свои достижения. Из-за быстрого темпа жизни мы можем забыть оценить проделанную работу. Отслеживайте свой прогресс, хвалите и отмечайте достижения. Например, вкусной едой, путешествиями или выходными.
Не бойтесь своих и чужих провалов. Спокойное отношение к провалам — признак развитого навыка саморефлексии. Если вы умеете учиться на своих ошибках, провалы станут полем для развития, а не трагедией.
О провалах можно и нужно говорить. Например, гости подкаста «Это провал» открыто обсуждают свои провалы, ошибки и страхи.
Будьте открыты новому и неизведанному. Пробуйте адаптироваться к психологическому или социальному дискомфорту из-за новых людей или других взглядов. Это отличная тренировка навыка саморефлексии.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Вы, вероятно, много раз слышали о том, что совершать ошибки и извлекать из них уроки — лучший способ достичь совершенства. Но сказать легче, чем сделать. Общество порой очень жестко наказывает человека за ошибки. Да и уметь из них извлекать уроки — целое искусство, специально которому никто не учит. Так что овладеть им нужно самому. Вот шесть способов для этого.
1
Будьте готовы признавать свои ошибки
Кэтрин Шульц, американский журналист и писатель, в своей лекции «On Being Wrong» на TED говорит, что мы, когда думаем о самих себе, редко признаем свою неправоту. У себя в мыслях мы почти всегда правы.
Осознание того, что мы ошибаемся, приносит боль. Это вызывает неловкость и заставляет чувствовать себя глупо. Но еще хуже, когда мы совершаем ошибки и пытаемся не испытывать чувство вины, придумывая для себя оправдания. Желание чувствовать, что мы всегда правы, делает нас зависимыми. Эта привязанность не позволяет предотвращать ошибки и учиться на них, чтобы не допускать в будущем.
Первым шагом к «выздоровлению» является признание, что вы ошиблись. Скажите себе: «Я неправ» и терпите дискомфорт, который приходит вместе с этим. Окружающие воспринимают такое поведение как признак интеллекта и честности.
Признание своих ошибок также тренирует осознанность — способность замечать свои действия и понимать, когда они приводят к неудачам.
2
Избегайте руминации
Дискомфорт, о котором говорилось выше, временный. Сьюзан Нолен-Хоексема, доктор философии, психолог и профессор Йельского университета, указывает, что вместо того, чтобы зацикливаться на своих ошибках, нужно практиковать адаптивный самоанализ.
Это означает, что необходимо выделить время, чтобы подумать об ошибке и изменить свое поведение, не допустить повторения ситуации в будущем. Не можете понять, когда в голове играет заезженная пластинка с записью произошедшего, а когда происходит адаптивный самоанализ? Вот два вопроса, которые помогут разобраться:
- Это удерживает меня в прошлом? Если да, то это заезженная пластинка для ваших мыслей («руминация», на языке психологов).
- Это помогает мне учиться и расти? Если да, то это адаптивный самоанализ.
Самый лучший способ практиковать адаптивный самоанализ — задавать правильные вопросы.
3
Задавайте правильные вопросы
Когда вы допустили ошибку, чтобы отрефлексировать ее, нужно задать себе несколько вопросов. Вот некоторые из них:
- Есть ли что-то, что поможет исправить ошибку?
- Что можно спасти в этой ситуации?
- Есть ли скрытая возможность в ошибке?
- В чем была причина ошибки?
- Вы допустили ошибку в стратегии или методе, который выбрали?
- Вы совершили ошибку, выполняя план?
- Что можно сделать иначе?
- Были ли какие-нибудь предупреждающие знаки, которые вы пропустили?
- Вы сделали какие-то предположения, которые оказались неправильными?
- Эта ошибка выявила что-то, о чем вы не знали до ее совершения?
- Что сработало? Что не сработало?
- Эта ошибка показала, что вам не хватает навыков? Или практики?
- Эта ошибка указала на черту характера, которая тянет вас назад? Например, высокомерие или негибкость в мышлении.
- Что вы сделаете, чтобы не повторять эту ошибку снова?
Изучите свои ошибки, тщательно проанализировав ответы, которые дадите.
4
Сочувствуйте себе
Как только вы задали себе вопросы и определили уроки, которые можете извлечь из сделанной ошибки, отпустите все оставшиеся отрицательные чувства, которые могут возникнуть; проявите сострадание к себе.
Исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Беркли, показало, что сострадание к себе может быть очень полезным. Они выяснили, что те ученики, которые совершили ошибку в тестах и которым позже дали возможность пожалеть себя, быстрее справлялись с негативными эмоциями и принимались за учебу снова.
Что они делали? Просто повторяли аффирмации. Вот некоторые фразы, которые вы можете использовать в следующий раз, когда совершите ошибку:
- Мои ошибки не определяют мою личность.
- Никто никогда не преуспевал в жизни, не совершая ошибок.
- Ошибки — часть человеческого существования.
- Я горд тем, что попробовал.
- Я сделал ошибку, но не собираюсь долго корить себя за это.
- Теперь я лучше подготовлен к своей следующей попытке.
- Я благодарен этой ошибке за то, что стал лучше.
- Я собираюсь понять, в чем заключается ошибка и попробовать еще раз.
5
Учитесь на ошибках и двигайтесь без страха
Худшее, что может произойти — дать ошибкам возможность влиять на ваши дальнейшие действия.
Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу однажды сказал: «Жизнь, наполненная ошибками, не только более почетная, но и более полезная, чем жизнь, потраченная на то, чтобы ничего не делать».
У вас должен быть страх перед отсутствием действием, а не боязнь ошибиться. Даже если вы все тщательно спланировали и избегаете ошибок, рано или поздно они все равно будут. Это абсолютно нормально. Будьте готовы сделать выводы и, вооружившись новыми знаниями, пробуйте еще и еще.
6
Применяйте пробный подход к жизни
Мир невероятно сложный. Никто, даже самые умные люди на планете, не знают, что будет завтра, ведь слишком много факторов влияют на ближайшее будущее. Метод проб и ошибок — лучшая техника решения проблем на все времена:
- Когда вы столкнулись с проблемой, примите решение использовать несколько разных подходов.
- Создайте систематический способ определить, что работает, а что нет.
- Проанализируйте полученные данные, внесите необходимые изменения и повторите попытку.
Помните, жизнь требует смелых, постоянных экспериментов. Не останавливайтесь. Желаем вам удачи!
Download Article
Download Article
Do you have trouble accepting yourself when you make mistakes? Do you find it hard to learn from your mistakes, so that you keep falling into the same old habits? It can be challenging to accept that we’ve made mistakes, especially if we’re coming from a perfectionistic background where «excellence» is confused with «never making a mistake.» Making a mistake is also sometimes different from failure; failure is a result of not succeeding at a conscious effort, but mistakes can be unconscious. Fortunately, there are steps you can take to be more accepting of your mistakes, and there are also techniques you can use to make the most of your mistakes.
-
1
Give yourself permission to mess up. There are many reasons you should give yourself permission to make mistakes. Making mistakes is inevitable and part of being human. It’s also a valuable source of instruction and will enrich your life. It can teach you to try new things and expand your horizons.[1]
- For example, you may want to learn how to cook. Starting out, say to yourself “I’m new at this cooking stuff and I’ll probably make mistakes. That’s okay. It’s all part of the process.”
- Sometimes, the fear of making mistakes—perfectionism—can keep you from trying new things or completing projects because you’re so afraid of not doing well that you can’t bring yourself to act. Don’t let this happen to you.
-
2
Acknowledge the force of habit. Sometimes, mistakes are not caused by an effort on our part, but the lack of it. We can’t exert maximum effort every single day in every element of our lives. Things that we do frequently, such as driving to work or making breakfast, can become so habitual that we don’t focus on them. This is actually helpful, because it allows us to spend energy on other things that require more attention. However, sometimes this force of habit can lead us into making mistakes. Acknowledge that this is part of being a human with finite energy and attention resources.
- For example, perhaps you drive the same way to work every day, 5 days a week. On the weekend, you are supposed to drive your kid to soccer practice, but you realize you’ve gone on “autopilot” and have started driving to work instead. This is a natural mistake, the result of habit. Beating yourself up for this mistake is unhelpful. Instead, acknowledge your slip-up and move on.
- Studies suggest that you may be able to compensate for mistakes made on autopilot, even when you aren’t aware of them consciously. Studies conducted with skilled typists suggest that you slow down when you make a mistake typing, even if you are not consciously aware of doing so.[2]
- Studies also suggest that about 47% of the time, people are “checked out”, or allowing their minds to wander from the task at hand. This is often when mistakes happen. If you find that you’re frequently making mistakes due to “mind wandering,” consider trying some mindfulness exercises to bring your attention back to the present moment.[3]
Advertisement
-
3
Distinguish between errors of commission and errors of omission. Mistakes aren’t always the result of some effort you’ve made. Sometimes, you can make a mistake by not doing something, too. Laws generally distinguish between commission (doing something that shouldn’t have been done) and omission (not doing something that should have been done), with commission usually being seen as more severe.[4]
Errors of omission are usually more common than errors of commission.[5]
- Errors of omission can still have an effect on your life, however. For example, if your company does not keep up with the latest developments in technology, it could impact your financial future.
- It’s important to acknowledge both types of mistakes, because you can learn from both of them. Some people try to avoid errors of commission by doing as little as possible and taking no responsibility, but this doesn’t keep you from errors of omission, and it’s also not a very helpful way to live or grow.
-
4
Distinguish between mistakes and bad decisions. It’s important to know the difference between mistakes and bad decisions. Mistakes are simple errors, like reading a map wrong and taking the wrong exit. Bad decisions are more intentional, like taking the scenic route to a meeting and inconveniencing the other person by being late. Mistakes are understandable and may require less focus on correcting. You should accept bad decisions just like mistakes, but it pays to pay more attention to them.
-
5
Focus on your strengths as well. It’s important to avoid getting bogged down in what you’re doing wrong. Try to balance self-criticism with celebrating what you do well.[6]
This can be celebrating things you’re already good at or celebrating areas where you’re seeing improvement. There’s no point trying to improve if you can’t appreciate the result of your efforts.- You may be new to cooking, but perhaps there’s something that clicks instantly with you. Maybe you can tell just what spice a recipe needs simply by tasting. Give yourself credit for these strengths.
-
6
View mistakes as an opportunity. There are mechanisms in the brain that help us detect when we do something wrong. The brain signals to us when we make an error. This can be really helpful during the learning process. Making mistakes can help us focus more closely on what we’re doing and try to do our absolute best.[7]
- Research even suggests that some experts, like doctors, can fail to correct mistakes because they trust their own judgment too much. There are benefits to being open to mistakes and viewing them as an opportunity, even after you’ve become really good at something.[8]
- Research even suggests that some experts, like doctors, can fail to correct mistakes because they trust their own judgment too much. There are benefits to being open to mistakes and viewing them as an opportunity, even after you’ve become really good at something.[8]
-
7
Look at how long it takes to become an expert. Research suggests that it can take ten years of experimenting with a skill and making mistakes to become truly good at it. This is true for everyone from the composer Mozart to the basketball player Kobe Bryant.[9]
Go easy on yourself if at first you don’t succeed, because that’s normal. It takes a lot of effort over a long period of time to achieve greatness at something. -
8
Reframe decisions as experiments. Part of the problem with not allowing yourself to make mistakes is thinking that you have to make the perfect decision every time. Instead of this unrealistic goal, try to reframe your decisions as experiments instead. An experiment may have good or bad consequences. You can still do your best to achieve good consequences, of course, but this will take some of the pressure off.[10]
- For example, with cooking, approach recipes with an experimental attitude. Avoid expecting the perfect dish. Instead, see it as an opportunity to experiment and learn more about the whole cooking process. This will help you avoid judging yourself for messing up, which you undoubtedly will at some point.
-
9
Discover how the brain deals with mistakes. The brain actually has specific nerve cells that help us watch our performance, detect mistakes, and then learn from what we did wrong.[11]
The brain also has difficulty accepting that it has made an error, however. The brain can reframe an experience into something positive in order to avoid accepting that it has made a mistake. If you have difficulty recognizing and accepting your mistakes, this is probably why.[12]
Understanding how your brain deals with mistakes can help you be more aware of your own experience.- Your brain has essentially two responses to mistakes: problem-solving mode (“Why did this happen? How can I make it not happen again?”) and shut-down mode (“I’m going to ignore this mistake”). The problem-solving mode, unsurprisingly, helps you learn from your mistakes and correct them in the future. It is commonly seen in people who believe intelligence is flexible, and that everyone is capable of development. The shut-down mode is often seen when you believe that your intelligence is “fixed”: you’re either good or bad at something, and that’s that. This type of thinking keeps you from learning and growing.[13]
- Your brain has essentially two responses to mistakes: problem-solving mode (“Why did this happen? How can I make it not happen again?”) and shut-down mode (“I’m going to ignore this mistake”). The problem-solving mode, unsurprisingly, helps you learn from your mistakes and correct them in the future. It is commonly seen in people who believe intelligence is flexible, and that everyone is capable of development. The shut-down mode is often seen when you believe that your intelligence is “fixed”: you’re either good or bad at something, and that’s that. This type of thinking keeps you from learning and growing.[13]
-
10
Understand how society views mistakes. We live in a society that’s afraid of making mistakes.[14]
We grow up being encouraged to make as few mistakes as possible. People who manage to get ahead are those who take this seriously. Do well in high school and you’ll get scholarships to university. Do well in university and you’ll graduate with a high GPA and honors. There’s little room for messing up. So if you have a hard time accepting your mistakes at first, go easy on yourself, because it’s not all your fault. You’ve probably been taught to be hard on yourself.- Remind yourself that the belief that you must never make a mistake is flawed. Mistakes are the only way we learn; if you don’t make (many) mistakes, it’s because you already know something inside out and backwards. If you want to learn and grow, mistakes are part of the package.
- Remind yourself that perfectionism holds you and others to unreasonable standards. Making a mistake does not make you “a failure” or negate your efforts. Relax your standards to allow room for mistakes—it’s a more helpful, more effective way to pursue excellence.[15]
Advertisement
-
1
Correct your mistakes. Mistakes can help you learn, but only if you make sure they are corrected.[16]
For example, if you use the wrong ingredient while cooking, be sure to ask your mother or a knowledgeable person about the correct way to use the ingredient, so that you can revise the information in your memory. -
2
Keep a journal of your mistakes and successes. It can be helpful to write down when, where, and how you’re making mistakes in your life. This will create additional awareness of your patterns, which may be difficult to notice in the heat of the moment. Carry a small pocket journal around with you and make note of times that you did something wrong. Review the entries later when you have free time, and explore options for what you could have done differently.[17]
- For example, if you’re working on a new recipe and things keep going poorly, make a note of where you’re messing up. Think about it later that evening and see if you can come up with ways to prepare the dish differently.
- You should also keep track of your successes. You will be more motivated to continue learning despite making mistakes if you can track your progress over time and celebrate what you’re good at. A solely negative focus is unhelpful.
-
3
Focus on “get-better” goals rather than “be-good” goals. “Be-good” goals set unrealistic expectations for yourself, especially if you’re just starting out with an activity. If you set “be-good” goals, you are raising the stakes and telling yourself that you need to succeed in order to be a good person. “Get-better” goals, on the other hand, are all about improvement. With these goals, you don’t need ridiculously high achievements in order to feel good about yourself. You’re aiming for improvement, not perfection.[18]
- For example, focus on the “get-better” goal of learning how different spices affect the taste of food, rather than the “be-good” goal of being a master chef right off the bat.
-
4
Engage in deliberate practice. Time isn’t the only ingredient necessary to learn from your mistakes. You will also benefit from going forward with a specific purpose. This is why it’s important that you locate your mistakes and the reasons behind them. Being aware of what you’re doing wrong, and why, will help you create a plan to practice and increase your competence.[19]
- For example, if you’re trying to perfect a basic cooking skill like boiling pasta, do it over and over until you get the timing right. It may take a while to get the desired softness of the pasta, but the more you practice, the closer you will get.
-
5
Ask for help. There’s no shame in asking for help with something you haven’t gotten the hang of yet. Putting your ego aside and learning from someone who has more experience than you is a great way to improve, especially if you find yourself in a rut and don’t know how to proceed.[20]
- For example, ask a chef at your favorite restaurant or a family member with a lot of cooking experience if you are having trouble with a cooking basic.
-
6
Believe in your abilities. Research suggests that people who believe they can learn from mistakes are actually more likely to learn from mistakes. Knowing that it’s possible for you to learn from mistakes is a good step toward actually doing it.[21]
- After a mistake such as burning a dish, tell yourself “I can learn from this. It’s possible to use this experience. Now I know to use a lower oven temperature.”
-
7
Know that reasons are not the same as excuses. We’re told not to make excuses for our mistakes, but that’s different from knowing about the reasons for our mistakes.[22]
If a meal you are cooking doesn’t come out right, it’s okay to recognize the fact that you made a mistake such as not following the recipe closely enough or reaching for the salt instead of sugar. That’s a reason, not an excuse. Searching for the reasons behind your mistakes can help you do better in the future, because it will show you where you went wrong. Some more reasons to look out for:- Being late to events because of not getting up early enough.
- Getting written up for messing up a project because you didn’t ask for clarification.
- Failing a test because you neglected to study, or didn’t prioritize your studying well.
-
8
Give yourself time. Sometimes all it takes to learn from a mistake is one pass. This isn’t always the case, however. Many times, in order to learn from a mistake, we have to make it several times over. It can be difficult to catch on at first, so give yourself leeway to make the same mistake a few times before getting frustrated.[23]
Advertisement
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
-
Forgive yourself if you keep making the same mistake. It’s okay to have one area that gives you a lot of difficulty.
Advertisement
-
Avoid thinking you’re immune to mistakes, even if you’re good at something. This can make it harder for you if you do mess up.
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
To accept mistakes and learn from them, you first need to tell yourself that it’s okay to mess up. Try and remember that we all make mistakes, especially when we’re trying new things. Instead of focusing on what you do wrong, think about what you do well. For example, maybe you didn’t cook the perfect dish but you were able to tell exactly what spice it needed just from tasting it. To learn from your mistakes, you should make an effort to correct them or figure out what to do differently next time. Keeping a journal of mistakes and successes can help you do that! For more advice from our co-author, including how to differentiate between a mistake and a bad decision, scroll down.
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 160,186 times.
Reader Success Stories
-
«I put a lot of effort into my presentation. Due to this, my presentation was so good and my boss is happy.»
Did this article help you?
Download Article
Download Article
Do you have trouble accepting yourself when you make mistakes? Do you find it hard to learn from your mistakes, so that you keep falling into the same old habits? It can be challenging to accept that we’ve made mistakes, especially if we’re coming from a perfectionistic background where «excellence» is confused with «never making a mistake.» Making a mistake is also sometimes different from failure; failure is a result of not succeeding at a conscious effort, but mistakes can be unconscious. Fortunately, there are steps you can take to be more accepting of your mistakes, and there are also techniques you can use to make the most of your mistakes.
-
1
Give yourself permission to mess up. There are many reasons you should give yourself permission to make mistakes. Making mistakes is inevitable and part of being human. It’s also a valuable source of instruction and will enrich your life. It can teach you to try new things and expand your horizons.[1]
- For example, you may want to learn how to cook. Starting out, say to yourself “I’m new at this cooking stuff and I’ll probably make mistakes. That’s okay. It’s all part of the process.”
- Sometimes, the fear of making mistakes—perfectionism—can keep you from trying new things or completing projects because you’re so afraid of not doing well that you can’t bring yourself to act. Don’t let this happen to you.
-
2
Acknowledge the force of habit. Sometimes, mistakes are not caused by an effort on our part, but the lack of it. We can’t exert maximum effort every single day in every element of our lives. Things that we do frequently, such as driving to work or making breakfast, can become so habitual that we don’t focus on them. This is actually helpful, because it allows us to spend energy on other things that require more attention. However, sometimes this force of habit can lead us into making mistakes. Acknowledge that this is part of being a human with finite energy and attention resources.
- For example, perhaps you drive the same way to work every day, 5 days a week. On the weekend, you are supposed to drive your kid to soccer practice, but you realize you’ve gone on “autopilot” and have started driving to work instead. This is a natural mistake, the result of habit. Beating yourself up for this mistake is unhelpful. Instead, acknowledge your slip-up and move on.
- Studies suggest that you may be able to compensate for mistakes made on autopilot, even when you aren’t aware of them consciously. Studies conducted with skilled typists suggest that you slow down when you make a mistake typing, even if you are not consciously aware of doing so.[2]
- Studies also suggest that about 47% of the time, people are “checked out”, or allowing their minds to wander from the task at hand. This is often when mistakes happen. If you find that you’re frequently making mistakes due to “mind wandering,” consider trying some mindfulness exercises to bring your attention back to the present moment.[3]
Advertisement
-
3
Distinguish between errors of commission and errors of omission. Mistakes aren’t always the result of some effort you’ve made. Sometimes, you can make a mistake by not doing something, too. Laws generally distinguish between commission (doing something that shouldn’t have been done) and omission (not doing something that should have been done), with commission usually being seen as more severe.[4]
Errors of omission are usually more common than errors of commission.[5]
- Errors of omission can still have an effect on your life, however. For example, if your company does not keep up with the latest developments in technology, it could impact your financial future.
- It’s important to acknowledge both types of mistakes, because you can learn from both of them. Some people try to avoid errors of commission by doing as little as possible and taking no responsibility, but this doesn’t keep you from errors of omission, and it’s also not a very helpful way to live or grow.
-
4
Distinguish between mistakes and bad decisions. It’s important to know the difference between mistakes and bad decisions. Mistakes are simple errors, like reading a map wrong and taking the wrong exit. Bad decisions are more intentional, like taking the scenic route to a meeting and inconveniencing the other person by being late. Mistakes are understandable and may require less focus on correcting. You should accept bad decisions just like mistakes, but it pays to pay more attention to them.
-
5
Focus on your strengths as well. It’s important to avoid getting bogged down in what you’re doing wrong. Try to balance self-criticism with celebrating what you do well.[6]
This can be celebrating things you’re already good at or celebrating areas where you’re seeing improvement. There’s no point trying to improve if you can’t appreciate the result of your efforts.- You may be new to cooking, but perhaps there’s something that clicks instantly with you. Maybe you can tell just what spice a recipe needs simply by tasting. Give yourself credit for these strengths.
-
6
View mistakes as an opportunity. There are mechanisms in the brain that help us detect when we do something wrong. The brain signals to us when we make an error. This can be really helpful during the learning process. Making mistakes can help us focus more closely on what we’re doing and try to do our absolute best.[7]
- Research even suggests that some experts, like doctors, can fail to correct mistakes because they trust their own judgment too much. There are benefits to being open to mistakes and viewing them as an opportunity, even after you’ve become really good at something.[8]
- Research even suggests that some experts, like doctors, can fail to correct mistakes because they trust their own judgment too much. There are benefits to being open to mistakes and viewing them as an opportunity, even after you’ve become really good at something.[8]
-
7
Look at how long it takes to become an expert. Research suggests that it can take ten years of experimenting with a skill and making mistakes to become truly good at it. This is true for everyone from the composer Mozart to the basketball player Kobe Bryant.[9]
Go easy on yourself if at first you don’t succeed, because that’s normal. It takes a lot of effort over a long period of time to achieve greatness at something. -
8
Reframe decisions as experiments. Part of the problem with not allowing yourself to make mistakes is thinking that you have to make the perfect decision every time. Instead of this unrealistic goal, try to reframe your decisions as experiments instead. An experiment may have good or bad consequences. You can still do your best to achieve good consequences, of course, but this will take some of the pressure off.[10]
- For example, with cooking, approach recipes with an experimental attitude. Avoid expecting the perfect dish. Instead, see it as an opportunity to experiment and learn more about the whole cooking process. This will help you avoid judging yourself for messing up, which you undoubtedly will at some point.
-
9
Discover how the brain deals with mistakes. The brain actually has specific nerve cells that help us watch our performance, detect mistakes, and then learn from what we did wrong.[11]
The brain also has difficulty accepting that it has made an error, however. The brain can reframe an experience into something positive in order to avoid accepting that it has made a mistake. If you have difficulty recognizing and accepting your mistakes, this is probably why.[12]
Understanding how your brain deals with mistakes can help you be more aware of your own experience.- Your brain has essentially two responses to mistakes: problem-solving mode (“Why did this happen? How can I make it not happen again?”) and shut-down mode (“I’m going to ignore this mistake”). The problem-solving mode, unsurprisingly, helps you learn from your mistakes and correct them in the future. It is commonly seen in people who believe intelligence is flexible, and that everyone is capable of development. The shut-down mode is often seen when you believe that your intelligence is “fixed”: you’re either good or bad at something, and that’s that. This type of thinking keeps you from learning and growing.[13]
- Your brain has essentially two responses to mistakes: problem-solving mode (“Why did this happen? How can I make it not happen again?”) and shut-down mode (“I’m going to ignore this mistake”). The problem-solving mode, unsurprisingly, helps you learn from your mistakes and correct them in the future. It is commonly seen in people who believe intelligence is flexible, and that everyone is capable of development. The shut-down mode is often seen when you believe that your intelligence is “fixed”: you’re either good or bad at something, and that’s that. This type of thinking keeps you from learning and growing.[13]
-
10
Understand how society views mistakes. We live in a society that’s afraid of making mistakes.[14]
We grow up being encouraged to make as few mistakes as possible. People who manage to get ahead are those who take this seriously. Do well in high school and you’ll get scholarships to university. Do well in university and you’ll graduate with a high GPA and honors. There’s little room for messing up. So if you have a hard time accepting your mistakes at first, go easy on yourself, because it’s not all your fault. You’ve probably been taught to be hard on yourself.- Remind yourself that the belief that you must never make a mistake is flawed. Mistakes are the only way we learn; if you don’t make (many) mistakes, it’s because you already know something inside out and backwards. If you want to learn and grow, mistakes are part of the package.
- Remind yourself that perfectionism holds you and others to unreasonable standards. Making a mistake does not make you “a failure” or negate your efforts. Relax your standards to allow room for mistakes—it’s a more helpful, more effective way to pursue excellence.[15]
Advertisement
-
1
Correct your mistakes. Mistakes can help you learn, but only if you make sure they are corrected.[16]
For example, if you use the wrong ingredient while cooking, be sure to ask your mother or a knowledgeable person about the correct way to use the ingredient, so that you can revise the information in your memory. -
2
Keep a journal of your mistakes and successes. It can be helpful to write down when, where, and how you’re making mistakes in your life. This will create additional awareness of your patterns, which may be difficult to notice in the heat of the moment. Carry a small pocket journal around with you and make note of times that you did something wrong. Review the entries later when you have free time, and explore options for what you could have done differently.[17]
- For example, if you’re working on a new recipe and things keep going poorly, make a note of where you’re messing up. Think about it later that evening and see if you can come up with ways to prepare the dish differently.
- You should also keep track of your successes. You will be more motivated to continue learning despite making mistakes if you can track your progress over time and celebrate what you’re good at. A solely negative focus is unhelpful.
-
3
Focus on “get-better” goals rather than “be-good” goals. “Be-good” goals set unrealistic expectations for yourself, especially if you’re just starting out with an activity. If you set “be-good” goals, you are raising the stakes and telling yourself that you need to succeed in order to be a good person. “Get-better” goals, on the other hand, are all about improvement. With these goals, you don’t need ridiculously high achievements in order to feel good about yourself. You’re aiming for improvement, not perfection.[18]
- For example, focus on the “get-better” goal of learning how different spices affect the taste of food, rather than the “be-good” goal of being a master chef right off the bat.
-
4
Engage in deliberate practice. Time isn’t the only ingredient necessary to learn from your mistakes. You will also benefit from going forward with a specific purpose. This is why it’s important that you locate your mistakes and the reasons behind them. Being aware of what you’re doing wrong, and why, will help you create a plan to practice and increase your competence.[19]
- For example, if you’re trying to perfect a basic cooking skill like boiling pasta, do it over and over until you get the timing right. It may take a while to get the desired softness of the pasta, but the more you practice, the closer you will get.
-
5
Ask for help. There’s no shame in asking for help with something you haven’t gotten the hang of yet. Putting your ego aside and learning from someone who has more experience than you is a great way to improve, especially if you find yourself in a rut and don’t know how to proceed.[20]
- For example, ask a chef at your favorite restaurant or a family member with a lot of cooking experience if you are having trouble with a cooking basic.
-
6
Believe in your abilities. Research suggests that people who believe they can learn from mistakes are actually more likely to learn from mistakes. Knowing that it’s possible for you to learn from mistakes is a good step toward actually doing it.[21]
- After a mistake such as burning a dish, tell yourself “I can learn from this. It’s possible to use this experience. Now I know to use a lower oven temperature.”
-
7
Know that reasons are not the same as excuses. We’re told not to make excuses for our mistakes, but that’s different from knowing about the reasons for our mistakes.[22]
If a meal you are cooking doesn’t come out right, it’s okay to recognize the fact that you made a mistake such as not following the recipe closely enough or reaching for the salt instead of sugar. That’s a reason, not an excuse. Searching for the reasons behind your mistakes can help you do better in the future, because it will show you where you went wrong. Some more reasons to look out for:- Being late to events because of not getting up early enough.
- Getting written up for messing up a project because you didn’t ask for clarification.
- Failing a test because you neglected to study, or didn’t prioritize your studying well.
-
8
Give yourself time. Sometimes all it takes to learn from a mistake is one pass. This isn’t always the case, however. Many times, in order to learn from a mistake, we have to make it several times over. It can be difficult to catch on at first, so give yourself leeway to make the same mistake a few times before getting frustrated.[23]
Advertisement
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
-
Forgive yourself if you keep making the same mistake. It’s okay to have one area that gives you a lot of difficulty.
Advertisement
-
Avoid thinking you’re immune to mistakes, even if you’re good at something. This can make it harder for you if you do mess up.
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
To accept mistakes and learn from them, you first need to tell yourself that it’s okay to mess up. Try and remember that we all make mistakes, especially when we’re trying new things. Instead of focusing on what you do wrong, think about what you do well. For example, maybe you didn’t cook the perfect dish but you were able to tell exactly what spice it needed just from tasting it. To learn from your mistakes, you should make an effort to correct them or figure out what to do differently next time. Keeping a journal of mistakes and successes can help you do that! For more advice from our co-author, including how to differentiate between a mistake and a bad decision, scroll down.
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 160,186 times.
Reader Success Stories
-
«I put a lot of effort into my presentation. Due to this, my presentation was so good and my boss is happy.»
Did this article help you?
Ошибаться нормально. Это делают все люди. В некоторых случаях именно ошибка приводит к шагу вперед. Так, например, забытые в лаборатории колбы с бактериями привели к открытию пенициллина, а неправильно проложенный курс привел Колумба в Америку вместо Индии.
Все это так. Но увлекаясь идеями «ошибаться — это даже хорошо» и «подумаешь, ошибся, со всеми бывает», не стоит забывать и о другом. Ведь иногда цена ошибки довольно велика для нас или другого человека. В пример можно привести невнимательность водителя на дороге.
Бывают и не столь трагичные ситуации, когда мы совершаем ошибки и, избегая чувства вины или стыда перед другими, отмахиваемся: «Ошибаться — это же нормально». Конечно, нормально. Но важно проводить и работу над ошибками.
Психотерапевт Эми Морин, автор бестселлера «13 вещей, которые делают люди, сильные духом», предлагает программу из пяти шагов.
1. Осознайте глубину ошибки
Если мы на корпоративе поцеловались с коллегой, изменив партнеру, не стоит искать себе оправдания в количестве выпитого. А если из-за небрежности мы подвели команду, не надо начинать со слов «все равно там мало платят».
Хранить верность (если вы договаривались о моногамии) и выполнять свои обязанности — ваша задача. Если растратили всю зарплату и нечем платить за ипотеку — не нужно ругать банки за высокий процент. Пора брать на себя ответственность за поступки.
2. Мотивируйте себя
Для того чтобы действовать дальше, нам важно понять: зачем, собственно, нам нужна эта работа над ошибками? Мы сожалеем о случившемся на корпоративе и хотим сохранить отношения? Настроены заслужить репутацию ответственного сотрудника? Хотим вписаться в бюджет в следующем месяце? Намерены жить в гармонии со своими ценностями и в ладу с совестью?
3. Задайте себе неудобные вопросы
Мы поняли, что ошиблись, и досадуем на себя. Но на каком этапе «все пошло не так»? Детальный анализ ситуации поможет избежать ее повторения. Поэтому спросите себя…
- В какой момент ситуация повернулась так, что привела к ошибке?
- Что в подобной ситуации я мог бы сделать иначе?
- Чему я научился?
4. Составьте план действий
Осознание ответственности не означает самобичевания. Здоровое чувство вины за причинение неудобства или душевной боли другим не должно перерастать в токсичный стыд. От этого не будет никакой пользы ни вам, ни другим.
Гораздо эффективнее будет составить план действий. Он может начинаться с проработки здорового чувства вины. Обычно она включает извинения перед тем, комы мы причинили вред, и поиска возможности компенсировать его.
Основная часть плана должна быть посвящена тому, как действовать, чтобы в будущем не допустить подобной ошибки. Причем чем подробнее мы его составим, тем эффективнее сработает эта практика.
5. Усложните себе путь к ошибке
Это касается ошибок, которые мы повторяем регулярно. Эми Морин приводит в пример свою клиентку, которая регулярно выходила за рамки месячного бюджета, совершая онлайн-покупки и тратя деньги на ненужные ей товары.
Женщина поступила креативно: заморозила свои кредитные карты в большом кубике льда и положила в морозилку. Перед оплатой в интернет-магазине ей приходилось ждать, пока лед растает, и за это время она успевала одуматься, вспомнить о своем плане и избежать очередной бестолковой траты.
Конечно, все мы ошибаемся, ведь мы живые люди. Однако лишь признавая свои ошибки и проводя работу над ними, мы снижаем риск того, что наши действия принесут вред нам самим и окружающим нас людям.
Мы больше не живем в мире фабрик и заводов, когда от человека можно было требовать четко выполнять свою работу и не ошибаться. В современном мире необходимо, чтобы человек решал нетиповые задачи. А это означает, что он будет ошибаться. С другой стороны, мы не можем быть полностью толерантны к ошибкам, ведь для компании нужен конкретный результат в конкретные сроки.
Из этой статьи вы узнаете, как добиться того, чтобы люди учились на своих ошибках и не повторяли их в будущем, а также — как соблюсти баланс между требовательностью к результату и открытостью к экспериментированию.
一 Ошибки — это хорошо или плохо?
Всю историю человечества считалось, что ошибки — это плохо, а последние 200 лет — что очень плохо. Должны ли мы сейчас поверить вдохновляющим раскраскам личностного роста, что нам нужно найти свой внутренний голос, расправить крылья, выпустить на свободу художника, экспериментировать и совершать ошибки? И да, и нет.
Это кринж, когда в 21-м веке в школе учат выходить в туалет по поднятой руке, не возражать учителю и верить тому, что написано в учебнике. Не потому, что это плохо само по себе, а потому, что те заводы, на которые нужны такие люди, остались в где-то глубине прошлого века.
В 21-м веке у нас большая неопределенность, и мы хотим учить детей через эксперименты. Мы хотим, чтобы дети сначала в школе, а потом в университете не доверяли тому, что написано в толстой книге из 50-х, а попробовали и убедились на своем опыте.
– Папа, папа, а как идет эта функция?
– Ну давай откроем Wolfram Alpha и посмотрим!
– Йей!
«Сколько мячиков поместится в школьный автобус, который везет настройщик пианино из Чикаго, объезжая круглые канализационные люки?» — такие вопросы задавали в Google до тех пор, пока не поняли их бесполезность. Так почему это все еще продолжают делать многие HR-ы? Может быть, потому что с детства привыкли копировать чужие мысли и у них нет даже желания придумать что-то свое. Что-то, что будет работать именно для их компании лучше всего?
Культура подчинения приводит к тому, что люди боятся ставить эксперименты и делать ошибки. Потому что «ошибки делают некомпетентные сотрудники», и за эти ошибки их будут потом штрафовать, лишать премии и, возможно, даже увольнять. Человек не может позволить себе потерять лицо, поэтому действует самым надежным способом. Но не самым эффективным.
Тем не менее, говорить, что эксперименты и ошибки, это однозначно хорошо, тоже не стоит. Ошибки сотрудника — это потери для компании: меньше денег, больше недовольных клиентов, пишущих жалобы, и недополученная выгода.
Ошибки – это хорошо. Но только в том случае, если они не банальные, не фатальные и люди на них учатся.
Этой формулой может пользоваться инновационная компания. Нельзя позволять людям ставить эксперимент, который может уничтожить всю компанию. Нужно, чтобы люди, перед тем как что-то проверять, сначала выяснили, какие есть best practices. И нужно, чтобы люди были готовы учиться на своих ошибках.
Рабочий, который не готов меняться и боится ошибаться — это как раз тот человек, который получается в результате применения системы образования. Содержать такого человека в IT-команде дорого. Это вечный джун.
Энциклопедисты — это люди, которые боятся ошибаться, но готовы менять свои представления, если получают новые знания. Именно они знают, какие есть best practices. Если такие люди доминируют в команде, то команда будет двигаться медленно, но надежно. При проектировании атомных станций — самое то!
Самый опасный квадрант — это Шизофазист. Именно такие люди предлагают попробовать новую технологию, которая оказывается сырой, имеющей плохо документированный API и разработчиков, которые уверены, что никакого бага тут нет, несмотря на все ваши попытки убедить их в том, что он есть. Такому человеку интересно пробовать новое — это ценно. К несчастью, такой человек редко думает о том, что его эксперимент стоит $450 на разработчика за каждый потерянный час.
Когда вы дочитали до этого места, подумайте, находитесь ли вы в последнем квадранте. Я надеюсь, что да: у вас готовность ставить эксперименты соседствует с готовностью изменить свое мнение после этих экспериментов. Иначе бы вас не сделали тимлидом.
В США сейчас нарастает мнение, что Agile не работает. Agile, конечно, работает, но не для всех. Agile предполагает, что все люди в команде находятся в квадранте «Тимлид», а это зачастую не так. Если у вас такая команда, в которой люди готовы экспериментировать и совершать ошибки, а потом учится на них, то у вас Agile пройдет как по книжкам. Теперь давайте посмотрим, что делать в реальном случае.
二 Как мы учимся, и почему это не работает?
Цикл Деминга-Шухарта внедрения инноваций, OODA-цикл принятия решений, HADI-цикл проверки гипотез и еще множество других аналогичных циклов строятся по одному и тому же принципу: сначала человек что-то планирует, потом выполняет, а потом смотрит, что у него получилось. После чего делает выводы, разрабатывает улучшения и снова повторяет.
На этапе планирования команда должна выбрать баги для фикса и фичи для разработки, опираясь на обратную связь от заказчика, приоритезацию бэклога и на свое внутреннее представление о должном и правильном. На этапе выполнения команда вjobывает и смотрит на диаграмму сгорания, смотрит и вjobывает. По возможности не нарушая восьмой принцип Agile про переработки.
На этапе обзора спринта команда смотрит, что у нее получилось, и выясняет, что думают все стейкхолдеры об этом. Стейкхолдеры у нас уже обученные, поэтому говорят не матом, а сразу User Stories, самые продвинутые – Job Stories. В конце команда на ретроспективе решает, как ей улучшить свою работу: то, что пошло хорошо, нужно закрепить, а что пошло плохо — ликвидировать.
Это хорошая схема, и если команда идет по ней, то от спринта к спринту пишется лучший код, принимаются лучшие решения, общение со стейкхолдерами протекает все быстрее, радостней и продуктивнее, графики эффективности идут вверх, диаграммы сгорания — вниз, улыбающихся смайликов становится все больше и даже офисный фикус, чувствуя всеобщий заряд позитива, тянется вверх и вширь.
К несчастью, эта схема не работает. Точнее, она не работает так, как описано в книгах и так, как я только что описал. Потому что людям мешает уже собранный опыт, их ментальные модели. «Так не принято», «Это просто месяц плохой», «Это просто заказчик понял все не так», «Это просто коронавирусный год», «Это просто Меркурий в пятом доме» — практически любая трудность представляется локальной и не повторяющейся.
Людям проще проигнорировать свой командный провал или объявить его крайне редким. Раньше считалось, что сотрудники должны приходить на работу в 9.00 и уходить в 17.00. Хьюлетт и Паккард сломали эту ментальную модель: оказывается, если дать сотрудникам возможность приходить и уходить в удобное для них время, то они работают лучше! Собственно, Agile почти полностью состоит из утверждений, не совпадающих с ментальными моделями типичного представителя корпоративного мира из 90-х. Команда не должна перерабатывать? Маркетологи и разработчики в одной команде? Команда сама выбирает, что делать? Да вы что, сумасшедших таблеток объелись?!
Собственно, если персонаж, который предполагает злоупотребление таблетками, будет работать по этому циклу, то он увидит, что люди работают лучше, если их не микроменеджить. Что люди реже повторяют ошибки, если дать им самим дойти до осознания этой ошибки. Но будет ли этому человеку легко прийти к выводу, что самоорганизующаяся кросс-функциональная команда работает лучше и не нуждается в менеджере? Скорее всего, от такого вывода человек будет убегать. «Если менеджер не нужен, то зачем тогда я? Если я все не контролирую, то какой же я менеджер?»
Осень — это пора желтых листьев, летящей паутинки, Октоберфеста и госзаказчиков, которые вернулись из отпуска и начинают срочно дозаказывать новый функционал в уже купленный продукт для того, чтобы потратить бюджет.
У продуктовой команды ближе к осени начинает портиться настроение – уже больше 10 лет в декабре у них режим ошпаренного кота, сопровождающийся костыльными решениями, гарантийными письмами, работой со спичками в глазах, самоувольнением разработчиков, которых это достало.
Какие ментальные модели мешают людям что-то изменить? Цикл повторяется уже больше 10 лет. Начать работать с заказчиками, с которыми уже налажена работа, еще в апреле, чтобы понять, что они закажут в октябре? Давать скидки весной и повышать цены осенью? Внедрить схему оценки доработок, чтобы брать только самые высокомаржинальные контракты? Увы, эти подходы встречают сопротивление. Потому что заказчики так не работают, мы тоже так не работаем, точную оценку дать нельзя, и, конечно, не имеет смысла брать контракты весной, потому что летом все всё равно в отпусках и никто работать не будет.
Ментальные модели мешают команде найти лучшее из доступных решений. Давайте посмотрим, что может сделать тимлид с этим своими силами!
三 Принцип Эффективности
Что самое главное в команде? Если задать такой вопрос, то можно получить множество ответов, что важны общие цели, гармония и доверие. В целом, да… Но нет. В команде самое важное — это эффективность. Команда создается не для того, чтобы генеральный директор мог хвастаться тем, что у него в компании есть команды, а чтобы работа работалась эффективнее.
Если команда не стремится к эффективности, то анализ своих провалов превратится в утомительное обсуждение мелких трудностей, имеющих тривиальное решение.
Если люди в команде не стремятся работать еще эффективнее, то у них не будет даже желания преодолевать свои ментальные модели. И под эффективностью мы подразумеваем именно эффективность доставки ценности, а не рабочую суету, если кому-то такое пришло в голову…
Что может сделать с этим тимлид? Если ваши коллеги не хотят работать эффективно, то нужно искать новую команду, а лучше — новую компанию. А вот если люди готовы работать эффективнее, то вы можете им в этом помочь.
Что вы можете сделать самостоятельно
Уделять внимание планированию и риск-менеджменту. Вместо того, чтобы в пятницу вечером доделывать что-то за джуном, распределите эти задачи на ваших коллег, а сами займитесь стратегией: а что будет, если у заказчика что-то сломается? Мы запланировали ресурсы на это? А что будет, если на нас сразу упадет три контракта вместо двух, к которым мы привыкли? У нас есть на это ресурсы?
Что вам стоит начать или прекратить делать 1:1
Есть два замечательных вопроса:
-
Знает ли ваш сотрудник цели компании?
-
Почему у компании цели для команды именно такие?
Если мы хотим, чтобы люди работали эффективно, то они должны эффективно не пол мыть, а эффективно достигать целей. Может оказаться, что участники команды вообще не знают, какие у компании цели, то есть они не знают, что им нужно делать еще эффективно. Поэтому эффективнее наводят суету.
И нет, цель компании — это не деньги зарабатывать. И у Майкрософта, и у шавермочной на углу есть цель зарабатывать деньги, но это не то, что отличает одну компанию от другой. Цель компании — зарабатывать деньги, осуществляя определенную деятельность при определенных ограничениях.
Что можно сделать вместе с командой
Вместе с командой можно поставить адекватные цели для команды. Не навязанные сверху, а свои. Это позволит людям понять, что им нужно делать быстрее / выше / сильнее. То ли хороший код писать, чтобы сэкономить ресурсы на поддержке. То ли уменьшать time-to-market, чтобы обогнать конкурентов. То ли создавать больше фич для Бога Фич. Когда люди поймут, какие цели стоят перед командой, они смогут понять, как их достигать эффективнее.
四 Принцип Ответственности
Есть популярное мнение, что тимлид должен защищать команду. В целом, да, защищать команду от постоянно меняющихся целей и требований. Но не от опыта.
У меня были случаи, когда желание тимлида побыстрее уйти в отпуск привело к возникновению конкурента, который в итоге превзошел наш проект. Был случай, когда тестировщик поругался с девушкой, что привело к тому, что в ядре оказался critical bug. Был случай, когда желание побыстрее уйти на Новый Год привело к принятию быстрого решения на переговорах, что привело к потере нескольких миллионов долларов. Люди редко думают, как их небольшое быстрое решение приведет к большой катастрофе через год.
Команда должна знать и понимать цену ошибки. Для этого важно, чтобы люди не только имели смелость открыто говорить об ошибках, но и чтобы они испытывали на себе их последствия.
Именно здесь мы сталкиваемся с обучением Шизофазиста, который любит экспериментировать, но не любит менять свои ментальные модели. Принцип не означает, что нужно свалить всю ответственность на человека, который предложил инновацию — так не будет никаких инноваций. Это значит, что необходимо включить человека в процесс ликвидации последствий эксперимента.
Что вы можете сделать самостоятельно
Не делать задачи за коллег, а помогать им научиться выполнять их. А как иногда хочется сделать иначе! Вы — опытный человек и думаете: «Господи, я это сделаю за 15 минут, а на объяснение коллеге уйдет 30 минут. Потом он еще сделает неправильно и придется переделывать». Хочется сделать самому. Не надо.
Один из моих любимых примеров: новый техлид обучает команду писать хороший код. И его способ вызывает раздражение у многих участников. Дело в том, что в ходе ревью техлид исправляет ошибки коллег, показывает им, как лучше написать, объясняет, почему именно так, а потом… возвращает все назад. Коллеги возмущаются: «Зачем он это делает?! Все уже было в порядке, мы теряем время, мы теряем эффективность!» Да, теряют, в краткосрочной перспективе. Зато получают опыт.
Что вам стоит начать или прекратить делать 1:1
Не говорить коллеге, что делать, а спросить, что он или она предполагает нужным сделать.
– Нам нужен сайт.
– Ага. Как его сделать?
– Не знаю, я не разработчик!
– Что можно сделать?
– Ну… Можно погуглить…
В результате выяснилось, что не нужно быть разработчиком, чтобы сделать сайт на Тильде. А этого вполне хватает.
Если у вас люди спрашивают: «А что с этим багом делать?», «А что с этим заказчиком делать?», «А у нас база упала — что делать?», то первая реакция: «А ты как думаешь, что делать?» В большинстве случаев человек сам знает, что делать.
Есть еще один волшебный вопрос: «Что мешает это сделать прямо сейчас?» Человек отвечает, что ничего, и вы разводите руками. Это роль тимлида: вы спросили, что человек хочет сделать, что ему мешает это сделать, а потом киваете. И он, вдохновленный, уходит делать, а вы вдохновленный идете пить пиво. Или выполнять рекомендации из пункта про эффективность.
Что можно сделать вместе с командой
Поощрять участников команды помогать друг другу. Может создаться впечатление, что если человек профокапился, то пусть сам с этим и разбирается. Так вот — нет. В эффективной команде люди помогают друг другу. И ваша задача организовать совместную работу, если она не организовывается без вас.
五 Принцип Обучения (желательно с первого раза)
Даже в бирюзовой Agile-команде работают простые люди. А людям сложно сказать: «Я ошибся». Даже если их за это не будут харассить, самооценке все равно будет больно. Поэтому принцип обучения для тимлида требует баланса: с одной стороны, нельзя обесценивать ошибку и делать вид, что она ничего не стоит. С другой — нужно сделать так, чтобы человек сделал выводы и изменил свое поведение. Это сложно.
Проблема возникает не тогда, когда люди совершают ошибки, а тогда, когда они на них не учатся.
Что вы можете сделать самостоятельно
Показывать пример и признавать свои ошибки. Людям страшно терять лицо, но руководителю терять лицо еще страшнее — он же руководитель! Нужно себя пересилить и признать — да, я совершил ошибку. Показать пример того, как признать ошибку, как сделал выводы и как изменить свое поведение.
Что вам стоит начать или прекратить делать 1:1
Начать говорить о том, что вас расстраивает. Люди берегут чувства других людей. Терпят опоздания, срывы сроков и низкое качество, а потом взрываются и высказывают сотруднику такую обратную связь, что он или она идет плакать в туалет. Да, стоит уважительно относиться к чувствам других людей. Нет, не стоит скрывать от них ваше отношение.
Также не стоит стесняться расставаться с сотрудниками. Джек Уэлч говорил, что если вы держите у себя сотрудника, который не может расти и плохо работает, а вам это не нравится — то это наказание и для вас, и для сотрудника. Отпустите его. Может быть, он найдет хорошее место, где ему будет комфортно работать. Не превращайте работу сотрудника в ад.
Что можно сделать вместе с командой
Не обвинять коллег и убедиться, что они не обвиняют друг друга. Обвинения лучше всего разрушают обучаемость.
Когда вы обвиняете коллег, они начинают защищаться: «Это не моя зона ответственности», «Мне слишком поздно переслали данные», «В сервер ударила молния». И начинается игра в горячую картошку, когда каждый перекидывает друг другу ответственность до тех пор, пока все окончательно не запутаются и просто не забьют на это. Не надо так.
Не обвиняйте людей, потому что если вы хоть как-то начнете обвинять людей, они тут же начнут оправдываться. Когда они оправдываются, включается та самая ментальная модель — «Это не моя вина», «Я здесь ни при чем».
Проводите ретроспективы, для этого они и придуманы. Но… не всегда их проводят правильно. Я полагаю, что одна из лучших инвестиций в свое образование — это чтение книги Норма Керта «Ретроспектива Проекта». Она не про Agile, но мысли там правильные.
六 Outro
Компании существуют для того, чтобы эффективно зарабатывать деньги при определенных ограничениях. Компании не существуют для того, чтобы сотрудники учились на ошибках. Поэтому важно не допускать те ошибки, которые можно легко предвидеть.
Для компании важно не обучение на ошибках, а эффективность. Если трудность можно предвидеть — ее стоит предвидеть.
Если команда не учится на ошибках — это потери, а не Agile / Teal / Holo. Ошибка — это инвестиция компании в развитие сотрудника, которую сотрудник возвращает тем, что в будущем принимает лучшие решения. Если люди не знают цену ошибке, они не будут стремиться ни к предвидению, ни к обучению. Не экранируйте людей от опыта!
七 У вас все получится!
Трудно поверить, что команда может работать без авралов, люди могут брать на себя задачи и выполнять их в срок, приходить не с проблемами, а с предложениями решений. Хотя… Может, кто-то из вас уже живет в таком мире — напишите об этом в комментариях, поддержите коллег. В этой таблице тезисно то, что было в статье:
Самая лучшая инвестиция — в свое психологическое здоровье. Вторая лучшая — в свое образование. Акции Газпрома и Биткоин идут потом, несмотря на кликбейты от банков. Проще всего фокусироваться на том, чтобы менять других людей и фокусироваться на третьей и четвертой колонках. А эффективнее всего — фокусироваться на второй!
В этом году конференция для тимлидов поменяла свое название на TeamLead Conf Foundation, потому что стала прочным основанием, главной точкой сбора, сохранения и передачи менеджерских знаний в IT-индустрии.
Конференция пройдет на двух этажах Крокус-Экспо в Москве с 21 по 22 марта. Отдельным треком будут Knowledge-доклады. Расписание уже готово, а купить билет можно здесь.
Учиться на своих ошибках не так-то просто хотя бы потому, что многие не знают, как правильно это делать. Обычно весь алгоритм строится из двух простых шагов: совершить ошибку — а затем понять, что сделал что-то не так, и стараться больше этого не повторять.
Но это ложный путь, ведь в нём отсутствует осознание действия, нет движения к истинному пониманию проблемы и правильному её решению. И сегодня мы расскажем о нескольких шагах, которые помогут тебе более эффективно учиться на своих ошибках.
1. Пойми, что ты допустил ошибку
Самый первый и самый важный шаг — понять, что ты сделал что-то не так. Помни, что делать ошибки — это нормально, главное — признаться самому себе, что ты допустил оплошность (неважно, умышленно это было или случайно). На этом этапе пока что не важны причины и последствия, главное — уяснить суть: ты облажался.
Пришло понимание проблемы? Отлично, теперь нужно установить ограничение на количество повторных попыток, прежде чем переходить к устранению проблемы. Возможно, ты просто упустил небольшую деталь в не особо важном деле, до которой дойдёшь с определённой попытки, и дальнейшие действия не потребуются. Но для более серьёзных вещей требуется погрузиться немного глубже.
2. Найди причину ошибки
Далее, после понимания, что ты допустил ошибку, необходимо определить, что же стало её причиной. Выдели конкретное действие, которое привело к провалу. Возможно, оно станет причиной не только одной, но даже серии ошибок в дальнейшем.
К примеру, ты часто опаздываешь на работу. Ты понимаешь, что делаешь что-то не так, но в чём причина? Скорее всего, ты просто не следуешь графику или отвлекаешься на что-то либо же являешься необязательным человеком.
Другой пример — поиск работы. Ты пришёл на собеседование, после которого тебе отказали в трудоустройстве. Что стало причиной? Возможно, ты допустил какой-либо безобидный, на твой взгляд, комментарий, который менеджер по персоналу посчитал неуместным. Возможно, ты был не слишком вежливым, спешил с ответами на вопросы, твоя речь не соответствовала корпоративному стилю и так далее.
Понимание того, что стало причиной ошибки, поможет тебе в дальнейшем в схожих ситуациях не допускать подобных действий.
11 важных советов для тех, кто собирается на собеседование
3. Определи недостатки в своём мышлении
Легче всего найти их, когда поймёшь, на что ты надеялся, решая ту или иную задачу. Здесь следует разделить уже свершившуюся реальность на два момента: как ты себе представлял исход события и как всё произошло на самом деле.
Следует задать себе следующие вопросы:
— Были ли цели, которые ты ставил перед собой, разумными и достижимыми?
— Был ли ты точен в своих суждениях об имеющихся возможностях и предполагаемых сложностях?
— Правильно ли ты оценил ситуацию в целом?
— Не ошибся ли ты с выбором курса движения и методов достижения цели?
— Насколько логичным было выполнения плана действий?
Если хотя бы на один из перечисленных вопросов нельзя однозначно ответить «да», то следует более тщательно рассмотреть его и раскрыть.
4. Трезво оцени себя
Лучше всего сделать это как бы глядя со стороны других людей. Подумай о том, что ты сделал, принимал ли ты правильные решения, обязательно учитывай тот уровень осведомлённости, который был у тебя во время выполнения действия, приведшего к ошибке. Оцени свои сильные и слабые стороны, проанализируй подход. И обязательно определи, была ли у тебя возможность избежать ошибок. Таким образом ты сможешь увидеть всю картину практически беспристрастно, исключив бесполезную подсознательную жалость или ненависть к себе, и понять, что ты должен был сделать вместо того, что уже сделал.
И да, речь идёт не о том, чтобы признавать свои ошибки перед другими людьми, а именно о твоём личном понимании случившегося. Просто поразмысли над проблемой, оцени её со всех сторон — и тогда в будущем в аналогичной ситуации риск повторения провала будет гораздо ниже. По крайней мере, снизится вероятность допустить ошибку из-за лично твоих действий.
5 вещей, которые ты захочешь узнать о себе
5. Изучи опыт других
Учиться на своих ошибках невозможно без чужого подобного опыта, иначе как ты на сто процентов будешь уверен в том, что это был провал, а не просто какие-то небольшие и вполне обычные трудности на пути к цели? Узнай, как другие люди подходят к решению ситуации, похожей на твою. Да, скорее всего, ты не найдёшь точного решения проблемы, но зато будешь знать, какие факторы следует учитывать и в каком направлении двигаться для исправления ошибки.
Особенно это полезно в тех случаях, когда ошибка касается нескольких людей. Таким образом, в обсуждении проблемы ты покажешь осведомлённость и то, что ты рассмотрел суть вопроса и варианты его решения.
6. Прислушайся к мнению экспертов
Не зря говорится, что одна голова хорошо, а две — лучше. Помощь людей со стороны нередко помогает осознать, что же конкретно ты сделал неправильно. В таком случае посторонний человек сможет указать на твои ошибки максимально отстранённо (особенно полезно, если ты не можешь трезво оценить свои действия, как это нужно сделать в четвёртом шаге) и даже даст тебе ценную информацию. Но не всегда информация от обычного человека может быть действительно полезной, и если слышишь что-то вроде универсального совета из паблика «Вконтакте» или «Инстаграма», то его применение может даже помешать пониманию проблемы.
Поэтому лучший способ максимально эффективно учиться на своих ошибках — обращаться за советами к экспертам в той сфере, где у тебя возникли трудности. И это должны быть не какие-то условные «лидеры мнений», которые нередко выдают поверхностные знания за великую жизненную мудрость, а настоящий специалист, который добился реального успеха в своём деле.
7. Примени на деле то, что узнал
Теперь, когда ты узнал причину ошибки, нашёл недостатки в своём подходе, трезво оценил себя и обратился за помощью к уже имеющемуся опыту, попробуй подойти к проблеме с другой стороны. Необязательно исправлять ошибку сразу целиком. Раздели проблему на несколько отрезков и постепенно вноси коррективы.
После ты увидишь, что устранение одной ошибки даёт тебе понимание того, как решать другие аналогичные проблемы. Это как математика: зная конечный ответ на задание, но не понимая алгоритма, ты не сможешь решать аналогичные задачи.
И главное, помни, что совершать ошибки — это нормально, они неизбежны как часть богатого жизненного опыта любого человека. Успешного человека и неудачника в этом плане отличает только то, что первый понимает причину ошибок, умеет их решать, а главное, учится на них и в дальнейшем не допускает подобных ситуаций.
Как не позволить ошибкам сделать из тебя неудачника
Сам процесс обучения основан на ошибках. Мы не просто учимся на них — не существует другого способа учиться, кроме как совершая ошибки. Во время обучения и приобретения нового жизненного опыта ошибки даже не неизбежны — они составляют суть процесса. Соответственно, если нет ошибок, нет и обучения и вообще мы мертвы.
Ошибки играют ключевую роль в обучении с точки зрения и психологии, и нейробиологии.
Психология о роли ошибок в процессе обучения
Кэрол Двек, профессор психологии в Стэнфордском университете, предложила теорию о существовании двух полярных подходов к обучению, которые соответствуют двум типам мышления: фиксированному (fixed mindset) и гибкому (growth mindset).
Люди с фиксированным мышлением считают, что обладают определенным уровнем интеллекта и не могут заметно его изменить. Они руководствуются принципом «выше себя не прыгнешь», а ошибку воспринимают как знак того, что они недостаточно способны. Те же, кто обладают гибким мышлением, ориентированы на процесс развития. Они полагают, что если приложат усилия и проявят трудолюбие и терпение, то смогут значительно улучшить свои способности. Ошибка для них — это повод учиться.
Теория Кэрол Двек основана на ее психологических экспериментах. В одном из них поучаствовали более 400 пятиклассников. Дети проходили несложный тест, состоящий из невербальных пазлов, после чего им сообщали результат. Половину детей хвалили за то, что они умные, а другую половину — за старание. Затем детям предложили выбрать между двумя тестами разной сложности. Около 90% детей, которых похвалили за ум, выбрали более простой тест, предпочтя остановиться на уже достигнутом и не потерять репутацию умных. Дети, которых похвалили за усилия, были более безжалостны к себе — они выбрали тест посложнее, который позволил им продемонстрировать свое стремление прилагать усилия.
Затем Двек предложила тем же пятиклассникам пройти очень сложный тест, рассчитанный на 8-й класс. Ученики, которых хвалили за старательность, настойчиво пытались решить задания и добивались значительных успехов. Те же, кого похвалили за ум, быстро разочаровывались в себе и переставали прилагать усилия. Свои ошибки они воспринимали как признак поражения и доказательство того, что не такие уж они и умные.
Таким образом, боязнь совершить ошибку отрицательно влияет на образовательный процесс, в то время как отсутствие этого страха и готовность работать над ошибками гарантирует эффективное обучение.
Согласившись с идеей Двек о разграничении фиксированного и гибкого мышления, психолог из Мичиганского университета Джейсон Мозер исследовал нейронные механизмы, лежащие в основе разных типов реакций на ошибки. Он проследил взаимосвязь между типом мышления человека и его реакцией на ошибки.
Участники его эксперимента должны были выполнять задания, в которых легко ошибиться. В это время Мозер с помощью энцефалограммы анализировал нейронные сигналы, участвующие в обработке ошибок: рефлекторную регистрацию ошибки ERN (error-related negativity) и осознанную реакцию на ошибку Pe (error positivity). Первый сигнал показывает конфликт между правильным и ошибочным ответом, он возникает приблизительно через 50 миллисекунд после допущения ошибки. Второй сигнал регистрируется через 100–600 миллисекунд после ответа и указывает на осознание ошибки и концентрацию внимания на ней.
Согласно исследованиям сигналы ERN и Pe, скорее всего, генерирует передняя поясная извилина коры — зона, которая участвует в мониторинге поведения и сигнализирует о том, что нужно усилить когнитивный контроль.
В эксперименте Мозера уровни сигналов ERN и Pe коррелировали с более сосредоточенными и более точными ответами, следующими за ошибками. Оказалось, что чем выше амплитуда ERN- и Pe-сигналов, тем более эффективен процесс обучения.
Мозер подтвердил теорию Кэрол Двек: его эксперимент доказал, что обладатели гибкого мышления больше сосредотачиваются на ошибках и демонстрируют большую точность ответов после ошибок, то есть лучше учатся. Амплитуда сигнала Pe у них в среднем равна 15 пунктам, тогда как у носителей фиксированного мышления — 5. Ошибившись, «гибкие» люди сразу же сосредотачиваются, обрабатывают ошибку и после этого демонстрируют прирост точности.
Работа Мозера показала, что ошибки являются важной составной обучения и развития. Если их избегают или воспринимают как показатель отсутствия способностей к определенному занятию, эффективность обучения заметно снижается.
Именно ошибки запускают нейроактивность, отражающую процесс обучения. На субъективном уровне мы воспринимаем ошибку как «что-то пошло не так», но именно это «не так» на нейронном уровне содействует наиболее активным процессам. Для обучения ценнее всего именно ошибки: этот процесс построен на провалах, а не на успехе. Упускать возможность неудачи, пытаясь всё делать правильно и безошибочно, — значит упустить возможность обучения и развития.
Ниже на схеме из эксперимента Мозера видна разница в уровне интенсивности реакции мозга на ошибку у людей с фиксированным и гибким мышлением.
Кэрол Двек описала это различие так:
«Слева вы видите студентов с фиксированным мышлением. Активность практически отсутствует. Они бегут от ошибок. Они не хотят с ними связываться. Справа же вы видите студентов с гибким мышлением — тех, кто убежден, что способности можно развивать. Они полностью погружены в процесс. Их мозг охвачен идеей „пока нет“. Они глубоко вовлечены. Они обрабатывают ошибку. Они на ней учатся и исправляют ее».
Как ни странно, теория Двек о гибком и фиксированном мышлении и ключевой роли ошибок в его усовершенствовании крайне популярна. Вероятно, это связано с тем, что Двек предлагает путь к успеху (от фиксированного мышления к гибкому), утверждая, что способность нашего мозга к преобразованию ограничена только нашими внутренними барьерами, которые можно преодолеть, перестав бояться ошибок.
Но в действительности поводов для оптимизма в теории Двек мало, ведь она констатирует, что для освоения нового знания нет другого пути, кроме как пройти через изматывающую фазу ошибок, и чем больше растет гибкость, тем болезненнее эта фаза.
Ошибки с точки зрения нейробиологии
Есть основания утверждать, что ошибки играют определяющую роль не только в процессе обучения и приобретения навыков, но и в том, насколько высока нейропластичность мозга. Более того, такой подход может перевернуть представление о человеке и вписать его в эволюционную перспективу, тем самым высвободив из перспективы теологии, в которую он был традиционно вписан.
Биологической основой обучения является нейрональная пластичность. Эта концепция относится к способности нервной системы изменять силу синапсов — соединений между нейронами.
Основная теория, с помощью которой сейчас объясняют понятие нейропластичности, была разработана американским психологом Дональдом Хеббом. Согласно теории Хебба в основе способности нашего мозга меняться лежит изменение силы синапсов, то есть связей между нейронами.
Правило Хебба гласит: если два нейрона активны примерно в одно и то же время, их связи усиливаются (Cells that fire together, wire together).
Процесс, благодаря которому усиливаются синаптические связи между нейронами, называется долгосрочным потенцированием.
Именно долгосрочное потенцирование считается ключевым процессом в объяснении нейропластичности. Хотя известно, что модификация силы синапсов включает также процесс его угнетения — долгосрочную депрессию. Однако если при рассмотрении темы нейропластичности упомянуть потенцирование считается обязательным, то о депрессии синапсов либо говорят во вторую очередь, либо не говорят вообще.
Модификация силы связей нейронов предполагает как их усиление, так и ослабление. Мы склонны забывать об этом втором аспекте, поскольку привыкли считать генеративные процессы ключевыми, а дегенеративные — вторичными.
Впрочем, в истории нейробиологии были и попытки свергнуть общую перспективу. Некоторые исследователи утверждают, что именно долгосрочную депрессию следует рассматривать как ключевой процесс, лежащий в основе обучения и формирования памяти.
Общая логика здесь такова: конфигурация существующего объема знаний в человеческом мозге оставалась бы неизменной, если бы нейронные контакты не обладали способностью ослабевать и в конечном итоге исчезать. Другими словами, механизм обучения и формирования знаний, синаптическая пластичность обязательно включает в себя способность ослаблять синаптические связи.
Так, американский инженер Джеймс С. Альбус, работавший над созданием модели мозжечка, предположил, что «хранение паттернов должно осуществляться главным образом за счет ослабления синаптических весов, а не их усиления».
Английский ученый Ричард Докинз полагает, что избирательная смерть нейронов может лежать в основе хранения памяти. Французский нейробиолог Жан-Пьер Шанжё в книге «Нейрональный человек» утверждает, что «учиться — значит стабилизировать заранее установленные синаптические комбинации и устранять излишки».
В своей статье Learning from Mistakes ученые Данте Чиалво (Аргентина) и Пер Бак (Дания) продвигались дальше по этому пути. По их мнению, то, как мы сегодня понимаем биологические механизмы, обусловлено нашей склонностью к телеологическому (то есть предполагающему, что у всего происходящего есть конечная цель) мышлению. Оно не позволяет нам перенастроить наше мышление так, чтобы оно было выгодно для изучаемого процесса, а не служило нашему удобству.
Чиалво и Бак пересмотрели общепринятое мнение о том, что для обучения обязательно требуется усиление синапсов и что долгосрочное потенцирование — это ключевой процесс:
«Хотя можно представить, что долгосрочное потенцирование является определяющим явлением для хранения информации и что долгосрочная депрессия может существовать просто для перезагрузки долгосрочного потенцирования, следует отметить, что также можно представить, что противоположное может быть правдой».
Ученые предложили схему понимания нейронных процессов обучения, которая переворачивает всё с ног на голову, утверждая, что именно снижение синаптической активности является фундаментальным динамическим механизмом, а потенциация играет только вспомогательную роль. Именно долгосрочная депрессия имеет формообразующую силу.
«Вера в подкрепление Хебба долгое время оказывала влияние на исследования, препятствуя объективному изучению альтернативных сценариев. Мы утверждаем, что отрицательное подкрепление имеет важное значение и, кроме того, любое положительное подкрепление снижает способность к адаптации».
Согласно Чиалво и Баку обучение в основном происходит путем исправления ошибок. «Окружающая среда действует как критик, а не как учитель».
Это означает, что негативный фидбек (который коррелирует с долгосрочной депрессией синапсов) — это основа обучения. В соответствии с альтернативным взглядом Чиалво и Бака в процессе обучения активные синаптические соединения временно «помечаются» и, если получаемый результат оказывается неудачным, впоследствии подавляются. Учась чему-то, мы не формируем новые синапсы, а в первую очередь уничтожаем лишние. Таким образом, любое обучение в основании предполагает ошибку.