Укажите наиболее распространенные ошибки при формулировании темы проекта

Тема дипломного проекта изначально определяет его судьбу. В зависимости от того, какой вопрос автор намерен рассматривать, у него могут возникнуть те или

15 ошибок при выборе темы дипломного проекта

Тема дипломного проекта изначально определяет его судьбу. В зависимости от того, какой вопрос автор намерен рассматривать, у него могут возникнуть те или иные сложности. Чтобы минимизировать их, важно правильно выбрать тему дипломного проекта.

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, возникающие при выборе темы ВКР.

Слишком длинный и витиеватый заголовок научно-исследовательской работы

Формулировка темы должна быть четкой, ясной и краткой. Если заглавие работы слишком длинное и красивое, то это может в значительной степени усложнить процесс раскрытия вопроса и решения проблемы. Витиеватость может привести к многозначности темы, что противоречит правилам грамотной формулировки.

Актуальность

Выбранная тема должна соответствовать потребностям общества (отрасли, объекта), реалиям. Если в ней не прослеживается актуальности, то определить проблему, выявить главную идею проекта просто не удастся.

Доступность источников информации

Не стоит выбирать темы, которые плохо или мало изучены. Данная проблема порождает некоторые трудности: дефицит информации, отсутствие достоверных и поверенных источников, недостаточный объем готового дипломного проекта и пр.

Выбор замысловатой темы чреват тем, что автору придется пользоваться неактуальным и архивными сведениями. При отсутствии актуальных источников литературы доказать эффективность рекомендаций будет сложно.

Слишком широкая тема

Если тема звучит слишком «обтекающее», то могут возникнуть вопросы относительно постановки цели, задач, предмета и объекта исследования. В одной ВКР должна рассматриваться конкретная проблема, а не целый комплекс вопросов. Важно детально проработать одну идею, выдвинуть конкретные предложения по ее решению или оптимизации.

Слишком узкая тема

В данном случае автор может в очередной раз столкнуться с проблемой нехватки информации, слабой изученностью вопроса. При таком раскладе доказать свою гипотезу не удастся, так как не будет достаточной доказательной базы.

Студент плохо разбирается в выбранной теме

При выборе темы диплома будет неплохо, если у выпускника будут иметь начальные или базовые знания по данному вопросу. Такой   подход позволит сразу же выявить наличие источников информации, возможности при написании ВКР.

Не стоит выбирать слишком популярную тему

Казалось бы, изучение таких тем будет даваться легко: множество литературы, ресурсов в рамках выбранного вопроса. На самом деле популярная тема создает гораздо больше сложностей, так как она подвергается серьезной и частой критике.

Учет интересов и предпочтений студента

Выполнять задание, которое приходится по душе или просто нравится, гораздо интереснее и проще, нежели писать проект «по принуждению». Этот принцип распространяется в целом по жизни, затрагивая процесс выполнения дипломной работы. Если студенту нравится тема исследования, он моментально (как при «любви с первого взгляда») начинает строить планы: что рассмотреть, в каком ракурсе, как преподнести, что показать, изучить, проанализировать, усовершенствовать и пр.

Слишком широкая область применения

В ВКР со слишком широкой темой можно буквально «утонуть». Результаты исследования предназначены для конкретной области, сферы деятельности. Разработать рекомендации с учетом реализации всего потенциала, всех возможностей дипломного проекта будет очень сложно, трудоемко и объемно. Студенту, скорее всего, не удастся «уложить» все решения проблемы или нескольких проблем в одну работу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Определение цели и задач дипломного проекта затруднительно

Если тема многогранна или многозначна, то поставить правильно цель и определить этапы ее достижения будет трудно.

Правильное определение предмета и объекта исследования

Слишком «мудреная» тема может быть распространена как на отдельные фрагменты, так и на отрасль в целом. Важно правильно и грамотно определить предмет и объект дипломного проекта. Нередко эти категории студенты путают, что является грубейшей ошибкой.

Не стоит выбирать тему схожую с темой исследования своего одногруппника или друга

Даже если Вы с кем-то из своих однокурсников проходили практику на одном и том же предприятии, имеете одни и те же данные на руках, не следует выбирать схожие темы. Написать разные дипломы в таком случае вряд ли удастся, а комиссия может счесть ваши усилия «одними на двоих» или вовсе не опустить к защите.

На предприятии или у объекта не может быть одной проблемы. Необходимо качественно проанализировать все стороны, определить достоинства и недостатки, отталкиваться от них.

Найти разные и при этом эффективные решения одной и той же проблемы в разных дипломах практически невозможно.

При выборе темы не учитывают особенности объекта

Как правило, тема дипломного проекта подбирается под уже выбранный объект (место практики), о котором у студента уже есть определенные представления, сведения. Не стоит пренебрегать данным правилом.

Тема исследования должна быть реалистичной и выполнимой

Если студент не в силах доказать целесообразность реформ, эффективность предлагаемых действий, то подтвердить правильность своих суждений и предложений будет невозможно, а значит, дипломный проект будет несостоятельным.

Дипломный проект – научно-исследовательская работ, которая должна иметь практическую значимость. Показать роль проекта и его эффективность можно с помощью расчетов спецкоэффициентов, анализа ситуации «до» и «после».

Тема должна показать профпригодность, компетентность автора исследования

Данный постулат предполагает, что при раскрытии главного вопроса автору необходимо показать, что он предпринял, изучил, как пришел к выводам, приложениям, что разработал, предложил и пр.

Таким образом, при выборе темы дипломного проекта выпускнику предстоит учесть все возможные факторы, чтобы облегчить процесс написания ВКР.

Лукьянец,
Н.Г.

к.п.н.,
профессор,

ФГБОУ
ВО«Челябинский государственный университет»

Костанайский
филиал

О НЕКОТОРЫХ ТИПИЧНЫХ ОШИБКАХ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Характерной чертой
современного мира является бурное развитие научно-технического прогресса,
интенсивное увеличение объема научной и научно-технической информации, быстрая
сменяемость и обновляемость знаний.

В данных условиях
особое значение приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов,
имеющих хорошую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к
самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс
новейших и прогрессивных результатов, реализуя одну из функций науки –
производительную, следовательно, формирование методологической культуры
студентов сегодня является актуальным вопросом.

В процессе
обучения в ВУЗе, обучающиеся должны овладеть такими компетенциями как способность
самостоятельно осуществлять сбор, анализ, оценку информации, интерпретацию
результатов, обоснование выводов, необходимых для постановки и решения
профессиональных задач.

Важным направлением совершенствования теоретической и
практической подготовки студентов является выполнение ими различных научных
работ.

Спектр творческих работ студентов, способствующих
развитию исследовательских умений достаточно широк. К ним относятся,
например,
реферат, научная, (проблемная) статья, эссе, отзыв, рецензия, доклады, и
сообщения.

При этом, навыки, приобретенные в процессе подготовки
творческих работ, помогают студентам выполнять плановые учебно-научные работы
на более высоком качественном уровне, такие как курсовая и выпускная
квалификационная работы.

Между тем, первые опыты научно-исследовательской
работы студентов показывают недостаточное владение методологическими знаниями
научно-исследовательской работы, что отрицательно сказывается на результатах.

Исследование — вид
познавательной деятельности, заключающийся в целенаправленном изучении
малоизвестных или неизвестных явлений и фактов, получения новой информации о
чем-либо.

Под исследовательской
деятельностью понимается деятельность студентов, связанная с решением
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и
предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной
сфере, являющихся нормой проведения исследования, таких как:

— постановка проблемы;

— изучение теории,
связанной с выбранной темой;

— подбор методик
исследования и практическое овладение ими; 

— сбор собственного
материала, его анализ и обобщение;

— собственные выводы.

Любое исследование, независимо,
в какой области оно выполняется, имеет подобную структуру

Исследовательская
деятельность способствует развитию личностного мировоззрения студента, формируя
культурно-мировоззренческую функцию науки.

Основная
особенность исследования в образовательном процессе — то, что оно является учебным.
Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение
объективно нового результата, как в «большой» науке.

Самым первым звеном в формировании навыков
учебно-исследовательской работы является реферативная работа,
в которой обучающемуся
следует отразить:

—  выбор темы исследования; определение актуальности, проблемного
поля;

— объектная область;

— структура;

— умение работать с информационно-библиографическими
источниками;

— составить развернутый план, который ляжет в основу
содержания;

— использование научного стиля языка;

— оформление реферата.  

Требования к оформлению рефератов
аналогичны правилам оформления курсовых работ и дипломных работ.

Структура реферата должна способствовать
раскрытию избранной темы иметь: титульный лист, содержание, введение, основную
часть, заключение, список использованной литературы, приложения.

Подготовка любой
письменной работы может сопровождаться ошибками, не исключением является и
реферат.

Ошибки
учебных научных работ можно классифицировать по различным осн
ованиям. Остановимся на следующей классификации:

1)   требования к структуре;

2)    требования к оформлению;

3)    требования к содержанию.

Рассмотрим наиболее
часто встречающиеся (типичные) ошибки на примерах рефератов студентов первого
курса по дисциплине Основы научного исследования.

1.                 
Требования к структуре:

Первая распространенная
ошибка

это нарушение структуры реферата:

Довольно часто у
студента не хватает времени на все структурные элементы, поэтому реферат
оказывается без содержания, введения, заключения или без списка использованной
литературы.

Но еще чаще
нарушается структура введения – когда отсутствует один компонент из структуры
введения, либо отсутствуют все элементы структуры (актуальность, проблема темы,
объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы).

Стоит ли говорить
о том, что такая работа попросту не будет принята

Типичные
ошибками, допускаемые по структуре:

·                   
Объем меньше или больше
относительно требований;

·                   
Пропуски структурных
элементов в реферате;

·                   
Пропуски структурных
элементов введения;

·                   
Нарушение пропорций
построения работы.

2.                 
Требования
к оформлению:

I.                  
На втором месте располагаются ошибки, которые допустить очень
просто, особенно если реферат был, хотя бы частично скачан из сети – это
нарушение требований оформления (
Все письменные работы студентов должны
быть выполнены в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2017 и ГОСТ 2.105-1995)
.

ВУЗы имеют свои требования к оформлению
(Костанайский филиал ЧЕЛГУ
методическая инструкция по
составлению методических рекомендаций по написанию и оформлению курсовых работ СМК
МИ 05 – 2018г.),
поэтому реферат должен быть приведен в
соответствие с ними.

В том случае если
реферат качался из сети (полностью или частично) необходимо самым внимательным
образом проследить за оформлением, особое внимание уделяем таким моментам:
интервал, шрифт, кегль, выравнивание текста, тип ссылок.

3.                 
Требования к содержанию:

I.                  
Особую
трудность обучающиеся испытывают при выборе темы исследования.

При выборе темы студент должен учитывать
что:

Во-первых, тема
должна быть интересна, должна увлекать, и во время работы над исследовательским
проектом обучающиеся должны овладеть новыми знаниями. 

Во-вторых, от удачно выбранной темы зависит возможность
успеха работы в целом. Если тема выбрана неудачно, то работа студента обречена
на неуспех.

Важнейшим критерием правильности
выбора темы является ее актуальность.

Если не определена актуальность, то возникает
несоответствие темы и объектной области

Типичными ошибками
формулирования темы являются:

·                    
Трудность
при выборе темы;

·                    
Рассогласование между названием темы, структурой научной работы;

·                    
Несоответствие темы исследования и объектной области;.

·                    
Отсутствие в теме объяснения цели исследования.

II. Неправильная
формулировка цели и задач исследования

Существенную
трудность для студентов представляет формулировка цели и задач исследования.

Цель
научной работы — предвосхищение результата в сознании человека, на достижение
которого направлены исследовательские действия, каким он его видит.

Типичными
ошибками формулирования цели работы являются следующие:

·                    
Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

·                    
Определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

·                    
Предполагается получить уже известные знания, то есть цель
банальна.

·                    
Включение в состав ключевых слов темы неопределенностей или
слов, не несущих смысловой нагрузки.

Грамотная
формулировка цели очень важна. Здесь я применяю такую схему.

1.                 
Выберите
одно из слов типа: изучить, исследовать, выяснить, определить,
проанализировать, установить, показать, проверить, обосновать, обобщить,
описать, узнать и др.

2.                 
Добавьте
название объекта исследования.

Например:

Тема реферата: Социометрический метод

Объектом настоящего
исследования выступают социометрические методы.

Предметом данной работы
являются социометрические методы в юриспруденции.

Целью исследования
является изучение применения социометрического метода в юридической
деятельности.

В соответствии с поставленной
целью был определен ряд задач:

Цель конкретизируется и
развивается в задачах исследования. Задач ставится несколько, и каждая из них
четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению.
Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь.

Как правило, каждая
задача формулируется в виде поручения: «Изучить.».., «Разработать.»..,
«Выявить.».., «Установить.».., «Обосновать.».., «Определить.».., «Проверить…»,
«Доказать…» и т.п.

Задачи отражают последовательность исследования, т.е.
как сформулирована первая задача, соответственно так и должна быть названа
первая глава и т.д. 

К типовым ошибкам можно отнести следующие
неточности:

•          в задаче отражается выполняемое
исследователем действие, а не определяемое знание;

•          в задачи вносятся слова второстепенной
значимости, либо слова, означающие неопределенность. («Пустое слово» невозможно
анализировать, в неопределенном явлении невозможно выявить границ.);

•          задачи выходят за рамки предмета
исследования (нарушаются целостность и системность);

•          формулируется чрезмерно большое количество
задач, что приводит к проблемам при защите.

III.           
Объект и предмет исследования

Объект исследования – это
то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования
может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта
исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет— это особая
проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не
выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Именно
предмет исследования определяет тему исследования.

Типичными
ошибками формулирования объекта и предмета:

·                   
не понимают что объект шире, чем предмет, что
предмет находится в поле объекта.

IV.            
Ошибки,
допускаемые при написании теоретической части
.

Достаточно часто встречаются ошибки,
связанные с нарушениями содержательной части работы, тех требований, которые
должны обеспечить логику развертывания определенного текста. Недостаточная
осмысленность этих аспектов влечет за собой появление разных типов ошибок.

Такие недоработки
встречаются практически в каждом исследовании, однако типизировать и
квалифицировать их в полной мере не удается в силу значительных различий по
содержанию.

1. Эклектическое стыкование (смешение, соединение разнородных
стилей, идей, взглядов и т. п.
)
непереработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания
авторов.

2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных
подходов без анализа и обобщения.

3. Представление описания от 1 лица ед. числа
(«Я считаю…»), а не от 1 лица мн. числа («Мы
считаем…»).

4. Отсутствие чётких выводов по результатам
теоретического анализа литературы.

V.               
Работа с литературой

Эффективность работы с
литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска,
соответствующей методики изучения и конспектирования. Под «литературным
источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография,
статья, тезисы, книга, диссертации и т. п.).

Типичными ошибками в оформление списка использованной литературы

1.                 
Отсутствие ссылки на источник информации. Такие
уловки имеют место быть, поэтому при использовании любых источников необходимо
всегда оформлять ссылку.

2.                 
Это поверхностное и неполное рассмотрение литературы по заданной
теме.

3.                 
Используют литературу старше 5 лет, неправильно
оформляют список литературы.

4.                 
Наличие в списке используемой литературы менее 15
источников.

VI.            
 Еще одна группа традиционных ошибок связана с недостаточно
качественно проведенной рефлексией полученных результатов и недоработками по
сведению результатов в единую и целостную систему

Недоработки этого
типа в основном касаются:

1.                 
Актуальности проведенного исследования;

2.                 
Полнота раскрытия исследуемой темы;

3.                 
Четкость в формулировании основных положений, объем
проанализированного исследовательского материала;

4.                 
Композиционная целостность работы, соблюдение требований,
предъявляемых к структуре работы, рубрикация;

5.                 
Качество оформления работы;

6.                 
Несоответствие содержания и выводов

7.                 
Не связывают цель с результатом работы.

Список
использованной литературы:

1. https:// multiurok.ru
/ files / mietodichieskiie-riekomiendatsii

Педагогическое конструкторское бюро

Как назвать свой проект?

Краткий анализ ошибок начинающих проектных групп и практические советы опытных проектировщиков

Вернуться к списку ошибок и советов.

«Никогда не позволяйте страху стать на вашем пути».

Бейб Рут

«Как корабль назовешь, так он и поплывет».

Капитан Врунгель

Ошибка 1. Тема проекта не соответствует его содержанию

Группа увлекается поиском красивой формулировки и даже находит такое название.

Но при этом содержание проекта почти никак не отражается в нем.

Основные причины данной ошибки

1. Увлечение красивыми формулировками в ущерб основному замыслу проекта

2. Группа уверена в том, что красивая формулировка темы — это почти половина успеха

3. Группа не до конца понимает основной замысел своего проекта

Наш совет

При формулировке темы основное внимание уделяйте именно содержанию вашего проекта.
Для этого:

  • Кратко, одним предложением опишите основной замысел вашего проекта

  • Подберите несколько вариантов названия, в которых будут ключевые слова (смыслы) вашего проекта

  • Предложите нескольким ровесникам и/или педагогам прочитать название вашего проекта, а потом попросите их объяснить, что они поняли из вашей формулировки темы проекта

Ошибка 2. Невыразительное, «казенное» название проекта

Группа решает не тратить время на поиски оригинального названия проекта, которое в максимальной степени отражает его содержание, а довольствуется самым первым вариантом, которое приходит в голову.

Основные причины данной ошибки

1. Стремление быстро «пройти» этот этап работы над проектом

Группа уверена, что обсуждение названия проекта не требует серьезной работы, достаточно найти простую формулировку, по принципу «Главное, чтобы было»

2. Использование формулировки, найденной в поисковой системе интернета

Группа использует свои навыки поиска информации в интернете и в качестве названия берет те формулировки, которые, по ее мнению, в той или иной степени подходят для проекта

3. Непонимание значения точного названия проекта

Группа не понимает, что от максимально точного названия проекта зависит его дальнейшее продвижение и отношение потенциальных партнеров

  • 1. Введите в поисковой системе название вашего проекта, которое вы планируете использовать. И если оно там найдется, причем несколько тысяч раз, значит ваше название уже не является оригинальным

  • 2. Запишите несколько самых интересных формулировок и вернитесь к их обсуждению через несколько часов или дней

Ошибка 3. Очень общий характер формулировки темы

Группа использует стиль лозунгов и призывов, например, «Экологическое просвещение каждому школьнику». Но такое название кроме направления проекта ни о чем не говорит, особенно тем, кто пытается понять его основное содержание с первой титульной страницы (слайда).

Основные причины данной ошибки

1. Группа настроена на решение глобальной проблемы, поэтому в названии проекта отражается именно этот масштаб

2. Группа уверена в том, что максимально широкая формулировка темы позволит в дальнейшем внести некоторые исправления, если они потребуются в ходе реализации проекта

Наш совет:

Избегайте общих фраз и лозунгов при формулировке темы проекта.
Для этого:

  • 1. Внимательно посмотрите на каждое слово, из которых состоит название вашего проекта для того, чтобы исключить слишком общие или даже лишние

  • 2. Замените общие слова на более конкретные, например, «молодежь» на «обучающиеся 10-11 классов»

Хотите, чтобы бумажные карточки «Конструктор проекта» появились
в вашей копилке?

«Единственный способ делать великие дела — любить то, что вы делаете».

Стив Джобс

Вернуться к списку ошибок и советов.

  • Карл Сэндберг

    Все, что существует на свете, когда-то было мечтой.

  • Пауло Коэльо

    Когда мы стараемся стать лучше, чем есть, все вокруг нас становится лучше.

  • Питер Динклэйдж

    Не трудитесь говорить миру о том, что вы готовы. Сделайте это.

С какими трудностями столкнулась ваша команда? О чем спорили при обсуждении вариантов названия проекта? И главное — как вы справились с трудностями на этом этапе?

Что вы конкретно советуете тем, кто только планирует заниматься разработкой своего первого проекта. Как правильно сформулировать тему проекта?

Наша команда

Педагогическое конструкторское бюро

  • Прутченкова Светлана Александровна

    Руководитель
    Педагогического конструкторского бюро

  • Прутченков Александр Сергеевич

    Главный научный сотрудник
    Педагогического конструкторского бюро

  • Павлова Анна Алексеевна

    Event-менеджер, преподаватель Педагогического конструкторского бюро

Вернуться к списку ошибок и советов.

Тема работы

Все темы можно условно объединить в три группы:

  • фантастические — темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях
  • экспериментальные — темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов
  • теоретические — темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

  • В одних случаях учителя определяют тему по своему предмету, естественных профессиональных интересов, ваших интересов и способностей.
  • В других — тема проекта может быть предложена вами.

Тема проекта может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний по этому вопросу:

  • например, проблема гуманизма конца XIX — начала XX столетия;
  • причины и следствия распада империй;
  • проблема питания, экологии в мегаполисе и т.д.

Темы проектов могут посвящены какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения ваших знаний не по одному предмету, а из разных областей:

  • например, очень острая проблема городов — загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика.
  • Отечественные войны 1812 и 1941 — 1945 годов — проблема патриотизма народа и ответственности власти. Здесь не только история, но и политика, этика.
  • проблема государственного устройства США, России, Швейцарии, Великобритании с позиций демократического устройства общества. Здесь потребуются знания из области государства и права, международного права, географии, демографии, этноса.

Как выбрать тему исследования?

  1. Тема должна быть актуальной, необходим элемент новизны.
  2. Тема должна быть интересной и увлекательной.
  3. Тема должна быть достаточно узкой.
  4. Тема должна быть оригинальной, с элементом неожиданности.

Требования к выбору темы проекта

  • актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;
  • содержательность, информативность и разработанность в науке;
  • возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;
  • формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках;
  • название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;
  • тема должна быть конкретной.

Примеры:

  1. «Алхимики – колдуны или ученые?» (химия),
  2. «Все знают, что курить вредно, почему же люди курят?» (биология),
  3. «Климат будущего. Москва под водой?» (география),
  4. «Граффити: за и против» (иностранный язык),
  5. «Деньги правят миром?» (экономика);
  6. «Большой адронный коллайдер – конец или начало?» (физика).

Темы проекта и исследования

может быть отражена разными способами. Для информационных и исследовательских проектов она может быть вынесена в название в виде проблемного вопроса:

  • «Граффити — искусство или вандализм»,
  • «Декоративная косметика в школе — за и против».

Можно отразить в теме предполагаемый продукт:

  • «Разработка проекта школьной формы»,
  • «Коллекция одежды в технике лоскутного шитья «Уральская радуга»,
  • «Интерьерные подушки для детской комнаты «Веселый зоопарк».

Допускается наличие двух названий. Творческое название призвано «зацепить» читателя, эксперта, члена жюри. Рабочее название расшифровывает суть проекта:

  • Ретро и современность: разработка и изготовление платья со съемными деталями.
  • «Семь бед — один ответ» (Разработка платья-трансформера для девушки-подростка).

Конструктор формулировок тем работы

Примеры наиболее распространенных ошибок в формулировании темы

Виды ошибок:

1. Очень общее название

  • Культура индейцев майя
  • Зачем нужна археология?
  • Слово о полку Игореве

2. Отсутствие проблематики

  • Шариковая ручка: вчера, сегодня, завтра
  • Типичные ошибки в подготовке презентаций
  • Дорожные знаки в России и Европе

3. Метафорические названия

  • Издалека долго течет река Волга
  • От улыбки станет всем светлей
  • Кот Леопольд в современном мире

4. Глобальность проблемы

  • Книги: вчера, сегодня, завтра
  • Влияние экологии на здоровье человека
  • Исторические события в произведениях искусства

5. Ориентированность на описание, нет научной составляющей

  • Алгоритмы в быту
  • Типичные ошибки в речи дикторов
  • Как работает дозатор мыла?

 Проектная и исследовательская деятельность учащихся на базе областной предметной лаборатории «Биология. Экология»  Анализ типичных ошибок в проектных и исследовательских работах учащихся

Проектная и исследовательская деятельность учащихся на базе областной предметной лаборатории «Биология. Экология»

Анализ типичных ошибок в проектных и исследовательских работах учащихся

Предметная эколого-биологическая лаборатория школы создана как инновационная структура, педагогов, осваивающих новые методы и технологии обучения в 2012 году

  • Предметная эколого-биологическая лаборатория школы создана как инновационная структура, педагогов, осваивающих новые методы и технологии обучения в 2012 году

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.

Организуй свою жизнь как ПРОЕКТ

Организуй свою жизнь как ПРОЕКТ

перспективный универсальный метод легкомысленное прожектерство Ведущий

перспективный

универсальный метод

легкомысленное прожектерство

Ведущий

≠ Доклад ≠ Проект ? Реферат

Доклад

Проект

?

Реферат

Доклад - устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Реферат  - сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который является лишь частью всего проекта.  Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Доклад — устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

Реферат  — сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который является лишь частью всего проекта.

Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Этапы работы методом проектов 1 Погружение в проект    Мероприятия,  методы, способы «Как?» Результат «Что получиться?» (мы это (как решится  можем делать) проблема)    Проблема проекта  «Почему?» (это важно  для меня лично) Цель проекта «Зачем?»  (мы делаем проект)  2 организация деятельности Планирование деятельности по решению задач проекта  Планирование Распределение возможной формы заданий презентации результатов  в группах   Организация  рабочих групп   3  Изучение осуществление и анализ деятельности  информации   Исследование наблюдения эксперимент Поиск информации 4 презентация проекта

Этапы работы методом проектов

1

Погружение

в проект

Мероприятия,

методы, способы

«Как?»

Результат

«Что получиться?»

(мы это

(как решится

можем делать)

проблема)

Проблема проекта

«Почему?»

(это важно

для меня лично)

Цель проекта

«Зачем?»

(мы делаем проект)

2

организация

деятельности

Планирование

деятельности по

решению

задач проекта

Планирование

Распределение

возможной формы

заданий

презентации

результатов

в группах

Организация

рабочих групп

3

Изучение

осуществление

и анализ

деятельности

информации

Исследование

наблюдения

эксперимент

Поиск

информации

4

презентация

проекта

Проектирование Исследование 1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния 2. Решение практической проблемы 1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта 3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды 2. Создание нового интеллектуального продукта 3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания

Проектирование

Исследование

1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния

2. Решение практической проблемы

1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта

3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды

2. Создание нового интеллектуального продукта

3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания

Научно-исследовательская деятельность учащихся – это перспективная форма организации детей. Это и учеба, и работа одновременно

Научно-исследовательская деятельность учащихся – это перспективная форма организации детей. Это и учеба, и работа одновременно

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Этапы исследовательской работы введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы) основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть) заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации) список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей) приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, и т.д.)

Этапы исследовательской работы

  • введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
  • основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
  • заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
  • список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
  • приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, и т.д.)

В педагогической литературе нередко проект и исследования используются как синонимы Неудачные названия Адекватные правильные названия Метеориты – гости из космоса (журналистское, очень широкое) Изучение метеоритов в современной науке и их классификация Как компьютер появился на свет (примитивное, ненаучное, не связывает с предметом исследования) История преодоления проблем при создании компьютеров Внимание, Акулы! (журналистское, очень широкое, не связывает с предметом исследования) Исследование причин и факторов нападения акул на человека Радуга в доме (ненаучное, примитивное, журналистское, не связывает с предметом исследования) Исследования условий возникновения радуги

В педагогической литературе нередко проект и исследования используются как синонимы

Неудачные названия

Адекватные правильные названия

Метеориты – гости из космоса (журналистское, очень широкое)

Изучение метеоритов в современной науке и их классификация

Как компьютер появился на свет (примитивное, ненаучное, не связывает с предметом исследования)

История преодоления проблем при создании компьютеров

Внимание, Акулы! (журналистское, очень широкое, не связывает с предметом исследования)

Исследование причин и факторов нападения акул на человека

Радуга в доме (ненаучное, примитивное, журналистское, не связывает с предметом исследования)

Исследования условий возникновения радуги

ВВЕДЕНИЕ фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы .

ВВЕДЕНИЕ

фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы .

Объект  Предмет Глаз Свойства и структура глаза как оптического инструмента Магнитное поле Магнитное поле в школьных учебных кабинетах   Два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря. Адаптация тюленей к условиям зоопарка.

Объект

Предмет

Глаз

Свойства и структура глаза как оптического инструмента

Магнитное поле

Магнитное поле в школьных учебных кабинетах

  Два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря.

Адаптация тюленей к условиям зоопарка.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:  быть проверяемой;  содержать предположение;  быть логически непротиворечивой;  соответствовать фактам.        При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:  «если..., то...»;  «так..., как ...»;  «при условии, что...»

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

быть проверяемой;

содержать предположение;

быть логически непротиворечивой;

соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:

«если…, то…»;

«так…, как …»;

«при условии, что…»

 Пример Тема: «Русская кухня: вчера, сегодня, завтра…» Положительная гипотеза: рецептура блюд русской кухни изменилась с течением времени. Отрицательная гипотеза: рецептура блюд русской кухни не изменилась с течением времени.

Пример

Тема: «Русская кухня: вчера, сегодня, завтра…»

Положительная гипотеза: рецептура блюд русской кухни изменилась с течением времени.

Отрицательная гипотеза: рецептура блюд русской кухни не изменилась с течением времени.

Цель и задачи Формулировку цели рекомендуется обычно начинать существительным. Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования. Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика

Цель и задачи

Формулировку цели рекомендуется обычно начинать существительным.

Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования. Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика

Пример из пособия «Школа исследователей»  Тема: « Символический образ моря в искусстве »  Цель исследования : изучение символики моря в литературе, живописи, музыке.   Предмет исследования : символический образ моря в искусстве.  Объекты исследования:  стихотворения, музыкальные произведения, художественные полотна.  Задачи: - проанализировать тексты поэтов: В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. А. Языкова, Д. Г. Байрона с точки зрения символической составляющей. -проанализировать музыкальные композиции Н. А. Римского- Корсакова, К. Дебюсси с точки зрения символической составляющей. -проанализировать художественные композиции И. К. Айвазовского, К. Моне с точки зрения символической составляющей.

Пример из пособия «Школа исследователей»

Тема: « Символический образ моря в искусстве »

Цель исследования : изучение символики моря в литературе, живописи, музыке.

Предмет исследования : символический образ моря в искусстве.

Объекты исследования: стихотворения, музыкальные произведения, художественные полотна.

Задачи:

— проанализировать тексты поэтов: В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. А. Языкова, Д. Г. Байрона с точки зрения символической составляющей.

-проанализировать музыкальные композиции Н. А. Римского- Корсакова, К. Дебюсси с точки зрения символической составляющей.

-проанализировать художественные композиции И. К. Айвазовского, К. Моне с точки зрения символической составляющей.

Типичные ошибки при написании Введения • Слишком большой объем раздела (во введении присутствует часть обзора литературы). • Отсутствие четкой формулировки проблемы, актуальности работы.  Некорректная формулировка цели и задач исследования, несоответствие цели работы теме; несоответствие пунктов плана задачам и цели исследования.

Типичные ошибки при написании Введения

Слишком большой объем раздела (во введении присутствует часть обзора литературы). • Отсутствие четкой формулировки проблемы, актуальности работы.

  • Некорректная формулировка цели и задач исследования, несоответствие цели работы теме; несоответствие пунктов плана задачам и цели исследования.

Содержание основной части должно представлять собой анализ, исследование, сравнение мнений (приветствуется мнение автора-ученика, его согласие и несогласие с учеными). В содержании основной части должны быть сноски на литературу и приложения.

Содержание основной части должно представлять собой анализ, исследование, сравнение мнений (приветствуется мнение автора-ученика, его согласие и несогласие с учеными). В содержании основной части должны быть сноски на литературу и приложения.

Наиболее типичные ошибки: содержание представляет собой реферат – копирование текстов из научных трудов, без их анализа и часто без соответствующих сносок; глава представляет собой «Словарь» терминов и понятий или классификацию без логического начала и завершения; или носит характер школьного сочинения на заданную тему, а не исследование.

Наиболее типичные ошибки:

содержание представляет собой реферат – копирование текстов из научных трудов, без их анализа и часто без соответствующих сносок; глава представляет собой «Словарь» терминов и понятий или классификацию без логического начала и завершения; или носит характер школьного сочинения на заданную тему, а не исследование.

Выводы и заключение Любая работа требует выводов и заключения(1-2 страницы)  Это логическое завершение всей работы. При написании заключения необходимо держать перед глазами введение работы. В заключение указывается: была ли достигнута цель исследования и были ли решены все задачи, указанные в введении.

Выводы и заключение

  • Любая работа требует выводов и заключения(1-2 страницы)
  • Это логическое завершение всей работы. При написании заключения необходимо держать перед глазами введение работы.
  • В заключение указывается: была ли достигнута цель исследования и были ли решены все задачи, указанные в введении.

Ошибки при написании выводов: Формальные фразы или формальные выводы никак не связанные с основной частью работы. Краткое перечисление выводов, без соответствующих пояснений. Количество выводов обычно соответствует количеству задач, но это не абсолютно обязательно. В выводах не должно быть общеизвестных фактов из учебников, упоминаний о методах, особенностях исследованных групп, обсуждения результатов, собственных соображений и рекомендаций. Невозможно формулировка глобальных выводов на основе единичных экспериментов

Ошибки при написании выводов:

  • Формальные фразы или формальные выводы никак не связанные с основной частью работы.
  • Краткое перечисление выводов, без соответствующих пояснений.
  • Количество выводов обычно соответствует количеству задач, но это не абсолютно обязательно.
  • В выводах не должно быть общеизвестных фактов из учебников, упоминаний о методах, особенностях исследованных групп, обсуждения результатов, собственных соображений и рекомендаций. Невозможно формулировка глобальных выводов на основе единичных экспериментов

Каждый вывод – это обычно одна достаточно короткая фраза, в которой цитируются конкретные результаты, формальные фразы или формальные выводы никак не связанные с основной частью работы. Не должно быть перечислений выводов, без соответствующих пояснений.. Если выводы не соответствуют исходным задачам, надо изменить формулировку задач в окончательном тексте работы в соответствии с полученными результатами и сформулированными выводами.

  • Каждый вывод – это обычно одна достаточно короткая фраза, в которой цитируются конкретные результаты, формальные фразы или формальные выводы никак не связанные с основной частью работы.
  • Не должно быть перечислений выводов, без соответствующих пояснений.. Если выводы не соответствуют исходным задачам, надо изменить формулировку задач в окончательном тексте работы в соответствии с полученными результатами и сформулированными выводами.

 Защита  работ юных исследователей

Защита работ юных исследователей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Укажите на ошибку при определении спряжения глагола брить стелить
  • Укажите тип речевой ошибки к которой относится следующее высказывание я уже ездил на самолете
  • Укажите субъективные причины врачебных ошибок
  • Укажите строки не содержащие ошибок синтаксиса
  • Укажите код ошибки неисправность клавиатуры при после включения при начальном тестировании кпд 3па