Опубликовано 3 года назад по предмету
Русский язык
от саша2112
-
Ответ
Ответ дан
zloi4ebyrawka3)лексическое значение словаэто то что обозначает
-
Ответ
Ответ дан
anytka25093) Лексическое значение слова это то, что обозначает.
Не тот ответ, который вам нужен?
Найди нужный
Самые новые вопросы
Математика — 2 года назад
Сколько здесь прямоугольников
История — 3 года назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература — 3 года назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык — 3 года назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Русский язык — 3 года назад
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Русский язык — 3 года назад
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика — 3 года назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?
Задай вопрос
Все предметы
Математика
Литература
Алгебра
Русский язык
Геометрия
Английский язык
Химия
Физика
Биология
История
Обществознание
Окружающий мир
География
Українська мова
Информатика
Українська література
Қазақ тiлi
Экономика
Музыка
Право
Беларуская мова
Французский язык
Немецкий язык
МХК
ОБЖ
Психология
Оʻzbek tili
Кыргыз тили
Астрономия
Физкультура и спорт
Другие предметы
destheremai53
Вопрос по русскому языку:
укажите ошибочное утверждение 1)лексика совакупность слов языка 2) лексиколог_спецеолист изучающий лексику 3)лексическое значение словаэто то что обозначает
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 2
intholomatse721
3)лексическое значение словаэто то что обозначает
jurckid
3) Лексическое значение слова это то, что обозначает.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
ФГОС. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. 5 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
1 ВАРИАНТ
Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.
Я немножко прихворнул и сидел на солнышке, закутавшись в шинель. Внизу появились мальчишки. Один мальчуган держал пичугу такой непередаваемой окраски, что я решил: это галчонок. Однако пичуга оказалась голубем. Но это был не домашний голубь, а дикий. Голубятники относятся к ним со смешанным чувством почтения и насмешки. Улыбку вызывают длинный тонкий нос «дикаря», голые коротковатые ноги, плосковатая голова. Но все эти недостатки вознаграждаются отличными крыльями, которые позволяют ему покрывать большие расстояния.
Голубёнок спрыгнул на землю и заковылял к стене.
-Возьмите, — сказал мальчишка. – А то сидит возле дороги и пищит. Видно, решил крылышки попробовать раньше времени.
Голубёнок не мог ни летать, ни есть, ни пить. Но скоро голод начал мучить его, и он подошёл к кормушке, осторожно клюнул зерно. Получилось! С водой было хуже. Подражая голубям, «дикарь» опустил клюв в воду, но не тут-то было! Он долго тыкал клювиком в воду и вдруг случайно глотнул мутноватой теплой жидкости. Наверное, ему стало очень хорошо, потому что голубёнок захлопал крыльями и весело запищал. Подошёл ко мне и уставился своими блестящими глазками: благодарил. (По М. Гроссману)
- Озаглавьте текст.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- На что указывает название (на тему, основную мысль)?
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- Выпишите из предложений первого абзаца разговорные слова.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- Попробуйте определить роль разговорных слов в выражении отношения автора к описываемому.
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выпишите из предложений первого абзаца антонимы.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- Повредил ли голубёнок ногу? Чтобы ответить на этот вопрос, подберите не менее 2 синонимов к слову заковылял.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- Укажите ошибочное утверждение.
1)Лексика – совокупность слов языка.
2)Лексиколог – специалист, изучающий лексику.
3)Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.
4)Лексическое значение слова разъясняется в орфографическом словаре.
8. Являются ли выделенные слова омонимами? Ответ подчеркните.
Мой руки чаще. – Мой портфель. ДА – НЕТ
Ответьте: выделенные слова ________________________________ омонимами, потому что____________________________________________________________________________________________
9.Распределите в два столбика.
Задремали звёзды, спят кувшинки, шляпка гвоздя.
10. Укажите ряд, в котором содержатся только синонимы.
1)огонь, пламя, дым 3) алфавит, чистописание, азбука
2) внимательный, заботливый, чуткий 4) ветер, ураган, ураганный
11. Укажите, какое явление русского языка иллюстрируют приведённые ниже пары слов. Заполните таблицу.
А)победа – поражение 1)синонимы
Б)открыть ключом – студёный ключ 2) антонимы
В)поразительный, удивительный 3) многозначные слова
Г)деревянный стол – лечебный стол 4) омонимы
Пары слов |
А |
Б |
В |
Г |
Лексическая группа |
12. Допишите предложение.
Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете, — это__________________________________________________________________________________
Подчеркните такие прилагательные.
Роса утренняя, прозрачная, хрустальная.
Колокольчики лесные, фиолетовые, звонкие.
13. В каком выражении использовано слово научного стиля?
1) На уроке не отвлекайтесь. 3) Затранскрибируйте слова.
2) Выучите правило. 4) Запомните авторов учебника.
14. В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении?
1)ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек.
2)ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.
3) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.
4) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер.
15. В каком примере значение фразеологизма определено неверно?
1) Проба пера – первый литературный опыт. 2) Жить своим умом – быть хитрым.
3) Ждать у моря погоды – бездействовать. 4) Проще пареной репы – очень просто.
16. Синонимы могут различаться своей стилистической окраской и в зависимости от этого использоваться в различных ситуациях. Рассмотрите таблицу и дополните её. Используйте слова: разреветься, заплакать, возрыдать; рука, длань, лапа.
Нейтральные слова употребляются в ______________ |
Книжные слова употребляются в ______________________________ |
Разговорные слова употребляются в ____________________________ |
есть |
вкушать |
лопать |
17. В каком варианте содержится речевая ошибка?
1) Грустные очи. 2) Я готовлюсь к предстоящему уроку.
3) Богатство русской синонимии. 4) Вчера был небольшой ураган.
18.Укажите предложение с диалектным словом. Подчеркните его.
1) Девочка держит на руках маленького ребёнка.
2) Было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать (по Л. Толстому)
19. Укажите предложение с профессиональным словом. Подчеркните его.
1) Из штурманской рубки вышел человек.
2) В романе изображена жизнь столичного дворянства.
ФГОС. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. 5 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
2 ВАРИАНТ
Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.
За деревней весело играла кошка со своими котятами.
Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орёл. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества: крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Орёл покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка. (По К. Ушинскому)
- Озаглавьте текст.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- На что указывает название (на тему, основную мысль)?
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- Выпишите из предложений третьего абзаца заимствованное слово.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- Выпишите из предложений третьего абзаца синонимы.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- Попробуйте определить роль этих синонимов в тексте.
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Укажите ошибочное утверждение.
1)Многозначные слова имеют несколько лексических значений.
2)Лексическое значение многозначного слова правильно понять можно в его сочетании с другими словами или в предложении.
3)Значения многозначного слова не связаны между собой.
4)Среди значений многозначного слова есть переносное.
7. Являются ли выделенные слова омонимами? Ответ подчеркните.
Выйти на аллею. — От стыда я алею. ДА – НЕТ
Ответьте: выделенные слова ________________________________ омонимами, потому что____________________________________________________________________________________________
- Распределите в два столбика.
Ножка стула, снег идёт, дорога змейкой вьётся.
- В каком ряду предложения соединяются с помощью антонимов?
- Как воет ветер! Как стонет ветер!
- Впереди бежал белый пудель Арго. За собакой плёлся уставший мальчик.
- Вот какая легенда ужасная! Вот какая принцесса прекрасная!
- Они взглянули друг на друга и рассмеялись. Сначала захохотал Сергей. Потом улыбнулся Володя.
10. Укажите, какое явление русского языка иллюстрируют приведённые ниже пары слов. Заполните таблицу.
А)вверх – вниз 1)синонимы
Б)большой – огромный 2) антонимы
В)идти (в школу) – (часы) идут 3) многозначные слова
Г)приятное лицо – лицо глагола 4) омонимы
Пары слов |
А |
Б |
В |
Г |
Лексическая группа |
11. Допишите предложение.
Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете, — это__________________________________________________________________________________
Подчеркните такие прилагательные.
Мороз сильный, январский, трескучий.
Туча свинцовая, грозовая, тёмная.
12. В каком выражении использовано слово научного стиля?
1) драгоценный камень 3) выполнить упражнение
2) грамматическая основа 4) прибрежные камыши
13. В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении?
1) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер.
2) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.
3) ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.
4) ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек.
14. В каком примере значение фразеологизма определено неверно?
1) Не лезть за словом в карман – молчать. 2) Ждать у моря погоды – бездействовать.
3) Ни пуха ни пера – пожелание удачи, успеха. 4) Далеко пойти – добиться больших успехов.
15. Синонимы могут различаться своей стилистической окраской и в зависимости от этого использоваться в различных ситуациях. Рассмотрите таблицу и дополните её. Используйте слова: клянчить, просить, ходатайствовать; идти, топать, шествовать.
Нейтральные слова употребляются в ______________ |
Книжные слова употребляются в ______________________________ |
Разговорные слова употребляются в _____________ |
есть |
вкушать |
лопать |
16. В каком варианте содержится речевая ошибка?
1) Грустные очи. 2) Я готовлюсь к предстоящему уроку
3) Богатство русской синонимии. 4) Отдай другу большую половину яблока.
17.Укажите предложение с диалектным словом. Подчеркните его.
1) Было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать (по Л. Толстому)
2) Девочка держит на руках маленького ребёнка.
18. Укажите предложение с профессиональным словом. Подчеркните его.
1) В романе изображена жизнь столичного дворянства.
2)Из штурманской рубки вышел человек.
19. Укажите предложение с фразеологизмом. Подчеркните его.
1) У меня голова идёт кругом, я ничего сообразить не могу. (И.С. Тургенев)
2) Он занимал просторную и светлую комнату. (по А.К. Воронскому)
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. 5 -6 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
1 ВАРИАНТ
Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.
Я немножко прихворнул и сидел на солнышке, закутавшись в шинель. Внизу появились мальчишки. Один мальчуган держал пичугу такой непередаваемой окраски, что я решил: это галчонок. Однако пичуга оказалась голубем. Но это был не домашний голубь, а дикий. Голубятники относятся к ним со смешанным чувством почтения и насмешки. Улыбку вызывают длинный тонкий нос «дикаря», голые коротковатые ноги, плосковатая голова. Но все эти недостатки вознаграждаются отличными крыльями, которые позволяют ему покрывать большие расстояния.
Голубёнок спрыгнул на землю и заковылял к стене.
-Возьмите, — сказал мальчишка. – А то сидит возле дороги и пищит. Видно, решил крылышки попробовать раньше времени.
Голубёнок не мог ни летать, ни есть, ни пить. Но скоро голод начал мучить его, и он подошёл к кормушке, осторожно клюнул зерно. Получилось! С водой было хуже. Подражая голубям, «дикарь» опустил клюв в воду, но не тут-то было! Он долго тыкал клювиком в воду и вдруг случайно глотнул мутноватой теплой жидкости. Наверное, ему стало очень хорошо, потому что голубёнок захлопал крыльями и весело запищал. Подошёл ко мне и уставился своими блестящими глазками: благодарил. (По М. Гроссману)
-
Озаглавьте текст.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
-
На что указывает название (на тему, основную мысль)?
Ответ: _________________________________________________________________________________________
-
Выпишите из предложений первого абзаца разговорные слова.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
-
Попробуйте определить роль разговорных слов в выражении отношения автора к описываемому.
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Выпишите из предложений первого абзаца антонимы.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
-
Повредил ли голубёнок ногу? Чтобы ответить на этот вопрос, подберите не менее 2 синонимов к слову заковылял.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
-
Укажите ошибочное утверждение.
1)Лексика – совокупность слов языка.
2)Лексиколог – специалист, изучающий лексику.
3)Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.
4)Лексическое значение слова разъясняется в орфографическом словаре.
8. Являются ли выделенные слова омонимами? Ответ подчеркните.
Мой руки чаще. – Мой портфель. ДА – НЕТ
Ответьте: выделенные слова ________________________________ омонимами, потому что____________________________________________________________________________________________
9.Распределите в два столбика.
Задремали звёзды, спят кувшинки, шляпка гвоздя.
МЕТАФОРА |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ |
10. Укажите ряд, в котором содержатся только синонимы.
1)огонь, пламя, дым 3) алфавит, чистописание, азбука
2) внимательный, заботливый, чуткий 4) ветер, ураган, ураганный
11. Укажите, какое явление русского языка иллюстрируют приведённые ниже пары слов. Заполните таблицу.
А)победа – поражение 1)синонимы
Б)открыть ключом – студёный ключ 2) антонимы
В)поразительный, удивительный 3) многозначные слова
Г)деревянный стол – лечебный стол 4) омонимы
Пары слов |
А |
Б |
В |
Г |
Лексическая группа |
12. Допишите предложение.
Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете, — это__________________________________________________________________________________
Подчеркните такие прилагательные.
Роса утренняя, прозрачная, хрустальная.
Колокольчики лесные, фиолетовые, звонкие.
13. В каком выражении использовано слово научного стиля?
1) На уроке не отвлекайтесь. 3) Затранскрибируйте слова.
2) Выучите правило. 4) Запомните авторов учебника.
14. В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении?
1)ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек.
2)ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.
3) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.
4) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер.
15. В каком примере значение фразеологизма определено неверно?
1) Проба пера – первый литературный опыт. 2) Жить своим умом – быть хитрым.
3) Ждать у моря погоды – бездействовать. 4) Проще пареной репы – очень просто.
16. Синонимы могут различаться своей стилистической окраской и в зависимости от этого использоваться в различных ситуациях. Рассмотрите таблицу и дополните её. Используйте слова: разреветься, заплакать, возрыдать; рука, длань, лапа.
Нейтральные слова употребляются в ______________ |
Книжные слова употребляются в ______________________________ |
Разговорные слова употребляются в ____________________________ |
есть |
вкушать |
лопать |
17.Укажите предложение с диалектным словом. Подчеркните его.
1) Девочка держит на руках маленького ребёнка.
2) Было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать (по Л. Толстому)
18. Укажите предложение с профессиональным словом. Подчеркните его.
1) Из штурманской рубки вышел человек.
2) В романе изображена жизнь столичного дворянства.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. 5-6 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
2 ВАРИАНТ
Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.
За деревней весело играла кошка со своими котятами.
Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орёл. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества: крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Орёл покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка. (По К. Ушинскому)
-
Озаглавьте текст.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
-
На что указывает название (на тему, основную мысль)?
Ответ: _________________________________________________________________________________________
-
Выпишите из предложений третьего абзаца заимствованное слово.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
-
Выпишите из предложений третьего абзаца синонимы.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
-
Попробуйте определить роль этих синонимов в тексте.
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Укажите ошибочное утверждение.
1)Многозначные слова имеют несколько лексических значений.
2)Лексическое значение многозначного слова правильно понять можно в его сочетании с другими словами или в предложении.
3)Значения многозначного слова не связаны между собой.
4)Среди значений многозначного слова есть переносное.
7. Являются ли выделенные слова омонимами? Ответ подчеркните.
Выйти на аллею. — От стыда я алею. ДА – НЕТ
Ответьте: выделенные слова ________________________________ омонимами, потому что____________________________________________________________________________________________
-
Распределите в два столбика.
Ножка стула, снег идёт, дорога змейкой вьётся.
МЕТАФОРА |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ |
-
В каком ряду предложения соединяются с помощью антонимов?
-
Как воет ветер! Как стонет ветер!
-
Впереди бежал белый пудель Арго. За собакой плёлся уставший мальчик.
-
Вот какая легенда ужасная! Вот какая принцесса прекрасная!
-
Они взглянули друг на друга и рассмеялись. Сначала захохотал Сергей. Потом улыбнулся Володя.
10. Укажите, какое явление русского языка иллюстрируют приведённые ниже пары слов. Заполните таблицу.
А)вверх – вниз 1)синонимы
Б)большой – огромный 2) антонимы
В)идти (в школу) – (часы) идут 3) многозначные слова
Г)приятное лицо – лицо глагола 4) омонимы
Пары слов |
А |
Б |
В |
Г |
Лексическая группа |
11. Допишите предложение.
Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете, — это__________________________________________________________________________________
Подчеркните такие прилагательные.
Мороз сильный, январский, трескучий.
Туча свинцовая, грозовая, тёмная.
12. В каком выражении использовано слово научного стиля?
1) драгоценный камень 3) выполнить упражнение
2) грамматическая основа 4) прибрежные камыши
13. В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении?
1) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер.
2) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.
3) ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.
4) ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек.
14. В каком примере значение фразеологизма определено неверно?
1) Не лезть за словом в карман – молчать. 2) Ждать у моря погоды – бездействовать.
3) Ни пуха ни пера – пожелание удачи, успеха. 4) Далеко пойти – добиться больших успехов.
15. Синонимы могут различаться своей стилистической окраской и в зависимости от этого использоваться в различных ситуациях. Рассмотрите таблицу и дополните её. Используйте слова: клянчить, просить, ходатайствовать; идти, топать, шествовать.
Нейтральные слова употребляются в ______________ |
Книжные слова употребляются в ______________________________ |
Разговорные слова употребляются в _____________ |
есть |
вкушать |
лопать |
16.Укажите предложение с диалектным словом. Подчеркните его.
1) Было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать (по Л. Толстому)
2) Девочка держит на руках маленького ребёнка.
17. Укажите предложение с профессиональным словом. Подчеркните его.
1) В романе изображена жизнь столичного дворянства.
2)Из штурманской рубки вышел человек.
18. Укажите предложение с фразеологизмом. Подчеркните его.
1) У меня голова идёт кругом, я ничего сообразить не могу. (И.С. Тургенев)
2) Он занимал просторную и светлую комнату. (по А.К. Воронскому)
Тематический контроль по русскому языку в 5 классе
по теме «Лексика. Культура речи»
Часть 1
- Укажите ошибочное утверждение:
- Лексика – совокупность слов языка
- Лексиколог – специалист, изучающий лексику.
- Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает
- Лексическое значение слова разъясняется в орфографическом словаре
- В каком ряду значение слова определено НЕВЕРНО?
- Жюри – группа специалистов, присуждающих премии на выставках, конкурсах.
- Ветеран – это человек, который любит свою Родину.
- Колебание – дрожание
- Кабриолет – автомобиль с откидывающимся верхом.
- Укажите ошибочное утверждение.
- Однозначными называются слова, которые имеют одно значение.
- Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется переносные значения.
- Переносные значения слова е связаны между собой.
- Многозначные слова в словаре располагаются в одной словарной статье.
- Какое из перечисленных слов является многозначным?
1) зависть 3) карапуз
2) мускулатура 4) земля
- В каком предложении вместо слова великий нужно употребить величественный?
- Именно эта замечательная роль великого актёра принесла ему поистине всенародную любовь и славу.
- Наступит великий час объединения наших народов.
- Мы поселились в доме, расположенном неподалёку от универсама, а такое соседство — великое дело, так как позволяет экономить время на покупки.
- Красивая женщина с великой осанкой царственным шагом вошла в комнату.
- Какое из перечисленных слов является однозначным?
- Скальпель 3) Словарь
- Сказка 4) Свет
- Какое из перечисленных слов имеет значение «не проявляющий склонности, пристрастия, внимания, интереса к чему-либо, равнодушный?»
- Бестолковый 3) Беспристрастный
- Безучастный 4) Безнравственный
- Укажите ряд, в котором содержатся только синонимы?
- Огонь, пламя, дым 3) алфавит, чистописание, азбука
- Внимательный, заботливый, чуткий 4) ветер, ураган, ураганный
- Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:
- Синонимы 3) Омонимы
- Антонимы 4) Разные значения многозначного слова
- В каком ряду содержатся антонимы?
- Холодный – теплый 3) овощи — фрукты
- Молодежь – старость 4) грубость — вежливость
- Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются:
- Синонимы 3) Омонимы
- Антонимы 4) Разные значения многозначного слова
- В каком ряду есть «лишнее» слово?
- Источник, ключ, родник
- Живучий, жизнеспособный, здоровый
- Жить, обитать, проживать
- Объяснять, разъяснять, истолковать
- В каком варианте ответа указаны антонимы к слову лёгкий (учитывайте его многозначность)
А. Светлый 1). А, Б 2) Б, В
Б. Тяжелый 3) А, В, Г 4) Б, В, Г
В. Трудный
Г. Тяжеловесный
- Укажите синоним к слову уникальность
- Разноплановость 3) Неповторимость
- Великолепие 4) Таинственность
- В какой строке выделенные слова являются омонимами?
- Косяк лошадей – косяк двери
- Красивый пейзаж – прекрасная картина
- Ручка ребёнка – ручной зверь
- Сухой климат – влажный воздух
- Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются
- Синонимы 3) Омонимы
- Антонимы 4) Разные значения многозначного слова
- В каком ряду слова НЕ являются синонимами?
- Покорить – пленить 3) подумать — рассчитать
- Прекратить – оборвать 4) спешить — торопиться
- В каком варианте ответа указаны синонимы к слову зелёный (учитывайте его многозначность)
А. молодой 1) А, Б, В 2) Б,Г
Б. неспелый 3) Г 4) В, Г
В. Изумрудный
Г. синий
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
Как и все обезьяны, Малышка была очень жадная. (2)Меня она совсем перестала бояться, и когда я входила в клетку с кормом, она щипала мне руки, если я давала не ей. (3)А щипалась Малышка очень больно, и у меня руки часто были в синяках. (4) Она не боялась даже Гришки.
(5)Гришка – это тоже обезьяна. (6)Но он был вожак. (7)На воле многие обезьяны живут стаями; из них самая большая и сильная обезьяна бывает вожаком. (8)Она охраняет от опасности всю стаю, защищает ее. (9)своего вожака обезьяны слушаются и боятся. (10)Так и тут, в клетке, Гришку тоже слушались и боялись. (11)Когда обезьян кормили, ни одна не смела раньше его взять корм. (12)Все ждали, пока наестся Гришка. (13)А Гришка неторопливо выбирал самое вкусное и, наевшись, медленно и важно взбирался на свою любимую полочку. (14)Тогда, осторожно оглядываясь на него, слезали остальные обезьяны. (15)они торопливо совали себе за щёки все, что попадало под руки, и спешили разбежаться по местам. (16)Держал всех Гришка в страхе. (17)Он мог безнаказанно бить и кусать обезьян, но другим драться не позволял. (18)Горе тому, кто попытался бы обидеть обезьяну из его стаи! (19)Тут уж Гришка не разбирал, какой враг был перед ним, и первый бросался на защиту. (20)Зато когда Гришке было холодно, он собирал обезьян в кучу, заставлял их себя греть или искать у него блох.
(В. Чаплина)
1. В каком из предложений 4-8 использованы синонимы. Запишите номер этого предложения. _________________________________________________________________________
2. Из предложения 11 выпишите выделенное слово, поставьте в нём ударение, учитывая его значение. Рядом запишите омоним к этому слову, выделите в нём ударную гласную.
__________________________________________________________________________
3. К слову холодно (предложение 20) подберите синоним и запишите его. Какое ещё значение имеет слово холодно? Запишите синоним к этому значению.
_________________________________________________________________________
КЛЮЧИ
Часть 1
1 (4) 6 (1) 11 (2) 16 (1)
2 (2) 7 (2) 12 (2) 17 (3)
3 (3) 8 (2) 13 (4) 18 (1)
4 (4) 9 (3) 14 (3)
5 (4) 10 (4) 15 (1)
Часть 2
№ задания / № части |
1 |
2 |
3 |
2 |
8 |
Смела, смела |
Прохладно; недоброжелательно (возможны варианты) |
Вариант 1 1. Укажите неверное утверждение. 2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение. 3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в прямом значении. 4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами. 1) коренной житель – коренной вопрос 5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении. Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима (В. Маяковский). 1) омоформы 6. Выберите правильную последовательность пропущенных букв. дружеская к_мпания, нефтяная к_мпания, прятный комлп_мент, компл_мент в сыворотке 1) а, а, и, и 7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке. Ворон ворону в ответ: 1) эпитет 8. Подберите к выделенным словам соответствующие антонимы. 1) тонкая работа
2) простой фасон
3) сильный художник
4) суровый тон
9. Укажите предложение, в котором синоним к слову ЧУВСТВОВАТЬ является стилистическим. 10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется оксюморон. 1) И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (М. Лермонтов). 11. Выберите подходящие по смыслу слова. 1) сделать … стрижку
2) сохранить … великой страны
3) у него … друзья
4) ни на чём не … претензии
5) учащийся … школу
12. Укажите строку, в которой все слова являются исконно русскими. 13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами. 14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами. 15. Определите, каким является каждое слово. 1) фломастер
16. Укажите предложение, в котором диалектизмы не встречаются. 17. Найдите слова, относящиеся к литературоведческим терминам. 18. Укажите, как называются выделенные в предложениях слова. |
Вариант 2 1. Укажите неверное утверждение. 2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение. 3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении. 4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами. 5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в скороговорке. 6. Выберите правильную последовательность пропущенных букв. 7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке.
1) эпитет 8. Подберите к выделенным словам соответствующие антонимы.
2) богатый опыт
3) волшебный голос
4) полный ответ
9. Укажите предложение, в котором синоним к слову ИСЧЕЗНУТЬ является стилистическим. 10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза. 1) Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда… (Ф. Тютчев). 11. Подберите к данным словам соответствующие по употреблению. 1) одеть
2) объёмная
3) дипломатичная
4) дефективные
12. Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными. 13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами. 14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами. 15. Укажите, каким является каждое слово.
16. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы. 17. Найдите слова, относящиеся к лингвистическим терминам. 18. Укажите, как называются выделенные слова.
1. Найдите верные утверждения. 2. Найдите неверное утверждение. 3. С чем можно согласиться? 4. Какое из приведенных ниже лексических значений принадлежит слову ДИПЛОМАНТ? 5. Какое из приведенных ниже лексических значений принадлежит слову ПРЕЦЕДЕНТ? 6. Какое суждение неверно? Б. К многозначным можно отнести слова: 8. Какие значения слова КРОВНЫЙ являются переносными? 9. В каких словосочетаниях выделенные слова употребляются в прямом значении? 10. В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в переносном значении? 11. В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в прямом значении? 12. В каких словосочетаниях прилагательное КИСЛЫЙ употреблено в переносном значении? 13. Найдите верное определение.
1) многозначные слова 15. Как называются слова, обыгранные в четверостишии:
1) многозначные слова 16. Как называются слова, принадлежащие одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу тождественны или очень близки? 17. Найдите лишнее. 18. Какое понятие обобщает слова? 19. Найдите слово, не имеющее отношение к остальным. 20. Определите, в каких случаях к выделенным словам правильно подобраны синонимы? 22. Составьте пары антонимов. а) завтра 23. Какие пары являются антонимами? 24. Укажите, в каких случаях к выделенным словам неправильно подобраны антонимы? 25. Укажите соответствия. 2) 3) а) обыгрываются омонимы |
Вариант 3 1. Укажите неверное утверждение. 2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение. 3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении. 4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами. 5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении. Лет до ста расти нам без старости (В. Маяковский). 1) омоформы 6. Выберите правильную последовательность пропущенных букв. ч_стота колебаний, ч_стота белья, посв_тить фонарём, посв_тить идее 1) и, и, е, е 7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в приведённом отрывке. О чём ты воешь, ветер… 8. Подберите к выделенным словам соответствующие антонимы.
2) разные вкусы
3) сильное чувство
4) громкая слава
9. Укажите предложение, в котором синоним к слову ЛЕГКО является стилистическим. 10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза. 11. Подберите к данным словам соответствующие по употреблению.
2) годичные
3) проступок
4) цветовая
12. Укажите строку, в которой все слова заимствованные. 13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами. 14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами. 15. Укажите, каким является каждое слово. 1) продналог
16. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы. 17. Найдите слова, относящиеся к литературоведческим терминам. 18. Укажите, как называются выделенные в предложениях слова.
Тест — 5 1. С чем нельзя согласиться? 2. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными? Б. Заимствованные слова: 3. Найдите слово, не имеющее отношения к остальным с точки зрения происхождения. 4. Найдите слово, не имеющее отношения к остальным с точки зрения происхождения. 5. Какое определение какому термину соответствует? а) историзмы Б. Историзмами являются слова: 7. Найдите слово, не имеющее отношения к остальным с точки зрения активного или пассивного употребления. 8. Укажите строку, в которой все слова являются устаревшими. 10. Укажите верный вариант. 11. Составьте определения. а) жаргонная лексика 12. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными? Б. К диалектной лексике относятся слова: 13. Укажите строку, в которой все слова являются диалектными. 14. Укажите строку, в которой все слова являются жаргонными. 15. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными? Б. К литературоведческим можно отнести термины: 16. Чем является выделенное слово? 1) диалектизм а) лексикология 18. С чем нельзя согласиться? 19. Определите, какие сочетания слов являются фразеологическими оборотами. 20. Найдите свободные словосочетания. 21. Найдите фразеологические обороты. 22. Сопоставьте фразеологические обороты и их значения. а) цветущий 23. Определите, в каких случаях правильно даны значения фразеологических оборотов. 24. Составьте фразеологические обороты. а) на плетень 25. Составьте пары синонимичных фразеологизмов. а) и след простыл 26. Укажите правильный вариант. |