Укажите ошибочное утверждение лексика совокупность слов языка

укажите ошибочное утверждение                 1)лексика совакупность слов языка     2) лексиколог_спецеолист изучающий лексику 3)лексическое значение словаэто то что обозначает, получи быстрый ответ на вопрос у нас ответило 2 человека — Знания Орг.

Опубликовано 3 года назад по предмету
Русский язык
от саша2112

  1. Ответ

    Ответ дан
    zloi4ebyrawka

    3)лексическое значение словаэто то что обозначает

  2. Ответ

    Ответ дан
    anytka2509

    3) Лексическое значение слова это то, что обозначает.

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 2 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?

Задай вопрос

Все предметы

Математика

Литература

Алгебра

Русский язык

Геометрия

Английский язык

Химия

Физика

Биология

История

Обществознание

Окружающий мир

География

Українська мова

Информатика

Українська література

Қазақ тiлi

Экономика

Музыка

Право

Беларуская мова

Французский язык

Немецкий язык

МХК

ОБЖ

Психология

Оʻzbek tili

Кыргыз тили

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы

destheremai53

destheremai53

Вопрос по русскому языку:

укажите ошибочное утверждение 1)лексика совакупность слов языка 2) лексиколог_спецеолист изучающий лексику 3)лексическое значение словаэто то что обозначает

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 2

intholomatse721

intholomatse721

3)лексическое значение словаэто то что обозначает

jurckid

jurckid

3) Лексическое значение слова это то, что обозначает.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

ФГОС. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ.                                                                  5 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1 ВАРИАНТ

Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

Я немножко прихворнул и сидел на солнышке, закутавшись в шинель. Внизу появились мальчишки. Один мальчуган держал пичугу такой непередаваемой окраски, что я решил: это галчонок. Однако пичуга оказалась голубем. Но это был не домашний голубь, а дикий. Голубятники относятся к ним со смешанным чувством почтения и насмешки. Улыбку вызывают длинный тонкий нос «дикаря», голые коротковатые ноги, плосковатая голова. Но все эти недостатки вознаграждаются отличными крыльями, которые позволяют ему покрывать большие расстояния.

Голубёнок спрыгнул на землю и заковылял к стене.        

-Возьмите, — сказал мальчишка. – А то сидит возле дороги и пищит. Видно, решил крылышки попробовать раньше времени.

Голубёнок не мог ни летать, ни есть, ни пить. Но скоро голод начал мучить его, и он подошёл к кормушке, осторожно клюнул зерно. Получилось! С водой было хуже. Подражая голубям, «дикарь» опустил клюв в воду, но не тут-то было! Он долго тыкал клювиком в воду и вдруг случайно глотнул мутноватой теплой жидкости. Наверное, ему стало очень хорошо, потому что голубёнок захлопал крыльями и весело запищал. Подошёл ко мне и уставился своими блестящими глазками: благодарил.     (По М. Гроссману)

  1. Озаглавьте текст.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. На что указывает название (на тему, основную мысль)?

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из предложений первого абзаца разговорные слова.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Попробуйте определить роль разговорных слов в выражении отношения автора к описываемому.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из предложений первого абзаца антонимы.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Повредил ли голубёнок ногу? Чтобы ответить на этот вопрос, подберите не менее 2 синонимов к слову заковылял.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Укажите ошибочное утверждение.

1)Лексика – совокупность слов языка.

2)Лексиколог – специалист, изучающий лексику.

3)Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.

4)Лексическое значение слова разъясняется в орфографическом словаре.

8. Являются ли выделенные слова омонимами? Ответ подчеркните.

Мой руки чаще.  – Мой портфель.                                                                        ДА – НЕТ

Ответьте: выделенные слова ________________________________ омонимами, потому что____________________________________________________________________________________________

9.Распределите в два столбика.

Задремали звёзды, спят кувшинки, шляпка гвоздя.

10. Укажите ряд, в котором содержатся только синонимы.

     1)огонь, пламя, дым                                                                           3) алфавит, чистописание, азбука

    2) внимательный, заботливый, чуткий                                             4) ветер, ураган, ураганный

11. Укажите, какое явление русского языка иллюстрируют приведённые ниже пары слов. Заполните таблицу.

    А)победа – поражение                                                                    1)синонимы

    Б)открыть ключом – студёный ключ                                            2) антонимы

    В)поразительный, удивительный                                                  3) многозначные слова

    Г)деревянный стол – лечебный стол                                            4) омонимы

Пары слов

А

Б

В

Г

Лексическая группа

12. Допишите предложение.

Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете, — это__________________________________________________________________________________

Подчеркните такие прилагательные.

Роса утренняя, прозрачная, хрустальная.

Колокольчики лесные, фиолетовые, звонкие.

13. В каком выражении использовано слово научного стиля?

     1) На уроке не отвлекайтесь.                                                         3) Затранскрибируйте слова.

    2) Выучите правило.                                                                        4) Запомните авторов учебника.

14. В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении?

     1)ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек.

    2)ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.

    3) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.

   4) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер.

15. В каком примере значение фразеологизма определено неверно?

  1) Проба пера – первый литературный опыт.         2) Жить своим умом – быть хитрым.

  3)  Ждать у моря погоды – бездействовать.            4) Проще пареной репы – очень просто.

16. Синонимы могут различаться своей стилистической окраской и в зависимости от этого использоваться в различных ситуациях. Рассмотрите таблицу и дополните её. Используйте слова: разреветься, заплакать, возрыдать; рука, длань, лапа.

Нейтральные слова употребляются в ______________

Книжные слова употребляются в ______________________________

Разговорные слова употребляются в  ____________________________

есть

вкушать

лопать

17. В каком варианте содержится речевая ошибка?

    1) Грустные очи.                                                                      2) Я готовлюсь к предстоящему уроку.

   3) Богатство русской синонимии.                                          4) Вчера был небольшой ураган.

18.Укажите предложение с диалектным словом. Подчеркните его.

   1)  Девочка держит на руках маленького ребёнка.

   2) Было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать (по Л. Толстому)

19. Укажите предложение с профессиональным словом. Подчеркните его.

    1) Из штурманской рубки вышел человек.

    2) В романе изображена жизнь столичного дворянства.

ФГОС. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ.                                                                  5 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

2 ВАРИАНТ

Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орёл. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества: крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Орёл покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка.                                                                                                                                          (По К. Ушинскому)

  1. Озаглавьте текст.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. На что указывает название (на тему, основную мысль)?

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из предложений третьего абзаца заимствованное слово.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из предложений третьего абзаца синонимы.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Попробуйте определить роль этих синонимов в тексте.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Укажите ошибочное утверждение.

1)Многозначные слова имеют несколько лексических значений.

2)Лексическое значение многозначного слова правильно понять можно в его сочетании с другими словами или в предложении.

3)Значения многозначного слова не связаны между собой.

4)Среди значений многозначного слова есть переносное.

7. Являются ли выделенные слова омонимами? Ответ подчеркните.

Выйти на аллею. —  От стыда я алею.                                                         ДА – НЕТ

Ответьте: выделенные слова ________________________________ омонимами, потому что____________________________________________________________________________________________

  1. Распределите в два столбика.

Ножка стула, снег идёт, дорога змейкой вьётся.

  1. В каком ряду предложения соединяются с помощью антонимов?
  1. Как воет ветер! Как стонет ветер!
  2. Впереди бежал белый пудель Арго. За собакой плёлся уставший мальчик.
  3. Вот какая легенда ужасная! Вот какая принцесса прекрасная!
  4. Они взглянули друг на друга и рассмеялись. Сначала захохотал Сергей. Потом улыбнулся Володя.

10. Укажите, какое явление русского языка иллюстрируют приведённые ниже пары слов. Заполните таблицу.

    А)вверх – вниз                                                                                  1)синонимы

    Б)большой – огромный                                                                    2) антонимы

    В)идти (в школу) – (часы)  идут                                                     3) многозначные слова

    Г)приятное лицо – лицо глагола                                                    4) омонимы

Пары слов

А

Б

В

Г

Лексическая группа

11. Допишите предложение.

Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете, — это__________________________________________________________________________________

Подчеркните такие прилагательные.

Мороз сильный, январский, трескучий.

Туча свинцовая, грозовая, тёмная.

12. В каком выражении использовано слово научного стиля?

     1) драгоценный камень                                                                  3) выполнить упражнение

    2) грамматическая основа                                                              4) прибрежные камыши

13. В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении?

     1) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер.

    2) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.

    3) ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.

   4) ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек.

14. В каком примере значение фразеологизма определено неверно?

  1) Не лезть за словом в карман – молчать.                2) Ждать у моря погоды – бездействовать.

  3)  Ни пуха ни пера – пожелание удачи, успеха.     4) Далеко пойти – добиться больших успехов.

15. Синонимы могут различаться своей стилистической окраской и в зависимости от этого использоваться в различных ситуациях. Рассмотрите таблицу и дополните её. Используйте слова: клянчить, просить, ходатайствовать; идти, топать, шествовать.

Нейтральные слова употребляются в ______________

Книжные слова употребляются в ______________________________

Разговорные слова употребляются в  _____________

есть

вкушать

лопать

16. В каком варианте содержится речевая ошибка?

   1) Грустные очи.                                                                     2) Я готовлюсь к предстоящему уроку

   3) Богатство русской синонимии.                                          4) Отдай другу большую половину яблока.

17.Укажите предложение с диалектным словом. Подчеркните его.

   1) Было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать (по Л. Толстому)

  2) Девочка держит на руках маленького ребёнка.

18. Укажите предложение с профессиональным словом. Подчеркните его.

    1) В романе изображена жизнь столичного дворянства.

    2)Из штурманской рубки вышел человек.

19. Укажите предложение с фразеологизмом. Подчеркните его.

    1) У меня голова идёт кругом, я ничего сообразить не могу. (И.С. Тургенев)

    2) Он занимал просторную  и светлую комнату.  (по А.К. Воронскому)

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. 5 -6 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1 ВАРИАНТ

Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

Я немножко прихворнул и сидел на солнышке, закутавшись в шинель. Внизу появились мальчишки. Один мальчуган держал пичугу такой непередаваемой окраски, что я решил: это галчонок. Однако пичуга оказалась голубем. Но это был не домашний голубь, а дикий. Голубятники относятся к ним со смешанным чувством почтения и насмешки. Улыбку вызывают длинный тонкий нос «дикаря», голые коротковатые ноги, плосковатая голова. Но все эти недостатки вознаграждаются отличными крыльями, которые позволяют ему покрывать большие расстояния.

Голубёнок спрыгнул на землю и заковылял к стене.

-Возьмите, — сказал мальчишка. – А то сидит возле дороги и пищит. Видно, решил крылышки попробовать раньше времени.

Голубёнок не мог ни летать, ни есть, ни пить. Но скоро голод начал мучить его, и он подошёл к кормушке, осторожно клюнул зерно. Получилось! С водой было хуже. Подражая голубям, «дикарь» опустил клюв в воду, но не тут-то было! Он долго тыкал клювиком в воду и вдруг случайно глотнул мутноватой теплой жидкости. Наверное, ему стало очень хорошо, потому что голубёнок захлопал крыльями и весело запищал. Подошёл ко мне и уставился своими блестящими глазками: благодарил. (По М. Гроссману)

  1. Озаглавьте текст.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. На что указывает название (на тему, основную мысль)?

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из предложений первого абзаца разговорные слова.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Попробуйте определить роль разговорных слов в выражении отношения автора к описываемому.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из предложений первого абзаца антонимы.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Повредил ли голубёнок ногу? Чтобы ответить на этот вопрос, подберите не менее 2 синонимов к слову заковылял.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Укажите ошибочное утверждение.

1)Лексика – совокупность слов языка.

2)Лексиколог – специалист, изучающий лексику.

3)Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.

4)Лексическое значение слова разъясняется в орфографическом словаре.

8. Являются ли выделенные слова омонимами? Ответ подчеркните.

Мой руки чаще. – Мой портфель. ДА – НЕТ

Ответьте: выделенные слова ________________________________ омонимами, потому что____________________________________________________________________________________________

9.Распределите в два столбика.

Задремали звёзды, спят кувшинки, шляпка гвоздя.

МЕТАФОРА

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

10. Укажите ряд, в котором содержатся только синонимы.

1)огонь, пламя, дым 3) алфавит, чистописание, азбука

2) внимательный, заботливый, чуткий 4) ветер, ураган, ураганный

11. Укажите, какое явление русского языка иллюстрируют приведённые ниже пары слов. Заполните таблицу.

А)победа – поражение 1)синонимы

Б)открыть ключом – студёный ключ 2) антонимы

В)поразительный, удивительный 3) многозначные слова

Г)деревянный стол – лечебный стол 4) омонимы

Пары слов

А

Б

В

Г

Лексическая группа

12. Допишите предложение.

Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете, — это__________________________________________________________________________________

Подчеркните такие прилагательные.

Роса утренняя, прозрачная, хрустальная.

Колокольчики лесные, фиолетовые, звонкие.

13. В каком выражении использовано слово научного стиля?

1) На уроке не отвлекайтесь. 3) Затранскрибируйте слова.

2) Выучите правило. 4) Запомните авторов учебника.

14. В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении?

1)ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек.

2)ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.

3) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.

4) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер.

15. В каком примере значение фразеологизма определено неверно?

1) Проба пера – первый литературный опыт. 2) Жить своим умом – быть хитрым.

3) Ждать у моря погоды – бездействовать. 4) Проще пареной репы – очень просто.

16. Синонимы могут различаться своей стилистической окраской и в зависимости от этого использоваться в различных ситуациях. Рассмотрите таблицу и дополните её. Используйте слова: разреветься, заплакать, возрыдать; рука, длань, лапа.

Нейтральные слова употребляются в ______________

Книжные слова употребляются в ______________________________

Разговорные слова употребляются в ____________________________

есть

вкушать

лопать

17.Укажите предложение с диалектным словом. Подчеркните его.

1) Девочка держит на руках маленького ребёнка.

2) Было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать (по Л. Толстому)

18. Укажите предложение с профессиональным словом. Подчеркните его.

1) Из штурманской рубки вышел человек.

2) В романе изображена жизнь столичного дворянства.

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. 5-6 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

2 ВАРИАНТ

Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орёл. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества: крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Орёл покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка. (По К. Ушинскому)

  1. Озаглавьте текст.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. На что указывает название (на тему, основную мысль)?

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из предложений третьего абзаца заимствованное слово.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из предложений третьего абзаца синонимы.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Попробуйте определить роль этих синонимов в тексте.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Укажите ошибочное утверждение.

1)Многозначные слова имеют несколько лексических значений.

2)Лексическое значение многозначного слова правильно понять можно в его сочетании с другими словами или в предложении.

3)Значения многозначного слова не связаны между собой.

4)Среди значений многозначного слова есть переносное.

7. Являются ли выделенные слова омонимами? Ответ подчеркните.

Выйти на аллею. — От стыда я алею. ДА – НЕТ

Ответьте: выделенные слова ________________________________ омонимами, потому что____________________________________________________________________________________________

  1. Распределите в два столбика.

Ножка стула, снег идёт, дорога змейкой вьётся.

МЕТАФОРА

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

  1. В каком ряду предложения соединяются с помощью антонимов?

  1. Как воет ветер! Как стонет ветер!

  2. Впереди бежал белый пудель Арго. За собакой плёлся уставший мальчик.

  3. Вот какая легенда ужасная! Вот какая принцесса прекрасная!

  4. Они взглянули друг на друга и рассмеялись. Сначала захохотал Сергей. Потом улыбнулся Володя.

10. Укажите, какое явление русского языка иллюстрируют приведённые ниже пары слов. Заполните таблицу.

А)вверх – вниз 1)синонимы

Б)большой – огромный 2) антонимы

В)идти (в школу) – (часы) идут 3) многозначные слова

Г)приятное лицо – лицо глагола 4) омонимы

Пары слов

А

Б

В

Г

Лексическая группа

11. Допишите предложение.

Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете, — это__________________________________________________________________________________

Подчеркните такие прилагательные.

Мороз сильный, январский, трескучий.

Туча свинцовая, грозовая, тёмная.

12. В каком выражении использовано слово научного стиля?

1) драгоценный камень 3) выполнить упражнение

2) грамматическая основа 4) прибрежные камыши

13. В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении?

1) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер.

2) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.

3) ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.

4) ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек.

14. В каком примере значение фразеологизма определено неверно?

1) Не лезть за словом в карман – молчать. 2) Ждать у моря погоды – бездействовать.

3) Ни пуха ни пера – пожелание удачи, успеха. 4) Далеко пойти – добиться больших успехов.

15. Синонимы могут различаться своей стилистической окраской и в зависимости от этого использоваться в различных ситуациях. Рассмотрите таблицу и дополните её. Используйте слова: клянчить, просить, ходатайствовать; идти, топать, шествовать.

Нейтральные слова употребляются в ______________

Книжные слова употребляются в ______________________________

Разговорные слова употребляются в _____________

есть

вкушать

лопать

16.Укажите предложение с диалектным словом. Подчеркните его.

1) Было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать (по Л. Толстому)

2) Девочка держит на руках маленького ребёнка.

17. Укажите предложение с профессиональным словом. Подчеркните его.

1) В романе изображена жизнь столичного дворянства.

2)Из штурманской рубки вышел человек.

18. Укажите предложение с фразеологизмом. Подчеркните его.

1) У меня голова идёт кругом, я ничего сообразить не могу. (И.С. Тургенев)

2) Он занимал просторную и светлую комнату. (по А.К. Воронскому)

Тематический контроль по русскому языку в 5 классе

по теме «Лексика. Культура речи»

Часть 1

  1. Укажите ошибочное утверждение:
  1. Лексика – совокупность слов языка
  2. Лексиколог – специалист, изучающий лексику.
  3. Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает
  4. Лексическое значение слова разъясняется в  орфографическом словаре
  1. В каком ряду значение слова определено НЕВЕРНО?
  1. Жюри – группа специалистов, присуждающих премии на выставках, конкурсах.
  2. Ветеран – это человек, который любит свою Родину.
  3. Колебание – дрожание
  4. Кабриолет – автомобиль с откидывающимся верхом.
  1. Укажите ошибочное утверждение.
  1. Однозначными называются слова, которые имеют одно значение.
  2. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется переносные значения.
  3. Переносные значения слова е связаны между собой.
  4. Многозначные слова в словаре располагаются в одной словарной статье.
  1. Какое из перечисленных слов является многозначным?

      1) зависть                                                                               3) карапуз

      2) мускулатура                                                                      4) земля

  1. В каком предложении вместо слова великий нужно употребить величественный?
  1. Именно эта замечательная роль великого актёра принесла ему поистине всенародную любовь и славу.
  2. Наступит великий час объединения наших народов.
  3. Мы поселились в доме, расположенном неподалёку от универсама, а такое соседство  — великое дело, так как позволяет экономить время на покупки.
  4. Красивая женщина с великой осанкой царственным шагом вошла в комнату.
  1. Какое из перечисленных слов является однозначным?
  1. Скальпель                                                   3) Словарь
  2. Сказка                                                           4) Свет
  1. Какое из перечисленных слов имеет значение «не проявляющий склонности, пристрастия, внимания, интереса к чему-либо, равнодушный?»
  1. Бестолковый                                             3) Беспристрастный
  2. Безучастный                                             4) Безнравственный
  1. Укажите ряд, в котором содержатся только синонимы?
  1. Огонь, пламя, дым                                                   3) алфавит, чистописание, азбука
  2. Внимательный, заботливый, чуткий                       4) ветер, ураган, ураганный
  1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:
  1. Синонимы                                                   3) Омонимы
  2. Антонимы                                                   4) Разные значения многозначного слова
  1. В каком ряду содержатся антонимы?
  1. Холодный – теплый                                         3) овощи — фрукты
  2. Молодежь – старость                                      4) грубость — вежливость
  1. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются:
  1. Синонимы                                                           3) Омонимы
  2. Антонимы                                                              4) Разные значения многозначного слова
  1. В  каком ряду есть «лишнее» слово?
  1. Источник, ключ, родник
  2. Живучий, жизнеспособный, здоровый
  3. Жить, обитать, проживать
  4. Объяснять, разъяснять, истолковать
  1. В каком варианте ответа указаны антонимы к слову лёгкий (учитывайте его многозначность)

А. Светлый                                                  1). А, Б                       2) Б, В

Б. Тяжелый                                                  3) А, В, Г                    4) Б, В, Г    

В. Трудный

Г. Тяжеловесный

  1. Укажите синоним к слову уникальность
  1. Разноплановость                                           3) Неповторимость
  2. Великолепие                                                  4) Таинственность
  1. В какой строке выделенные слова являются омонимами?
  1. Косяк лошадей – косяк двери
  2. Красивый пейзаж – прекрасная картина
  3. Ручка ребёнка – ручной зверь
  4. Сухой климат – влажный воздух
  1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются
  1. Синонимы                                                3) Омонимы
  2. Антонимы                                                4) Разные значения многозначного слова
  1. В каком ряду слова НЕ являются синонимами?
  1. Покорить – пленить                                            3) подумать — рассчитать
  2. Прекратить – оборвать                                       4) спешить — торопиться
  1. В каком варианте ответа указаны синонимы к слову зелёный (учитывайте его многозначность)

              А. молодой                                               1) А, Б, В                           2)   Б,Г

              Б. неспелый                                              3) Г                                    4) В, Г

              В. Изумрудный

              Г. синий

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

Как и все обезьяны, Малышка была очень жадная. (2)Меня она совсем перестала бояться, и когда я входила в клетку с кормом, она щипала мне руки, если я давала не ей. (3)А щипалась Малышка очень больно, и у меня руки часто были в синяках. (4) Она не боялась даже Гришки.

(5)Гришка – это тоже обезьяна. (6)Но он был вожак. (7)На воле многие обезьяны живут стаями; из них самая большая и сильная обезьяна бывает вожаком. (8)Она охраняет от опасности всю стаю, защищает ее. (9)своего вожака обезьяны слушаются и боятся. (10)Так и тут, в клетке, Гришку тоже слушались и боялись. (11)Когда обезьян кормили, ни одна не смела раньше его взять корм. (12)Все ждали, пока наестся Гришка. (13)А Гришка неторопливо выбирал самое вкусное и, наевшись, медленно и важно взбирался на свою любимую полочку. (14)Тогда, осторожно оглядываясь на него, слезали остальные обезьяны. (15)они торопливо совали себе за щёки все, что попадало под руки, и спешили разбежаться по местам. (16)Держал всех Гришка в страхе. (17)Он мог безнаказанно бить и кусать обезьян, но другим драться не позволял. (18)Горе тому, кто попытался бы обидеть обезьяну из его стаи! (19)Тут уж Гришка не разбирал, какой враг был перед ним, и первый бросался на защиту. (20)Зато когда Гришке было холодно, он собирал обезьян в кучу, заставлял их себя греть или искать у него блох.

(В. Чаплина)

1. В каком из предложений 4-8 использованы синонимы. Запишите номер этого предложения. _________________________________________________________________________

          2. Из предложения 11 выпишите выделенное слово, поставьте в нём ударение, учитывая его значение. Рядом запишите омоним к этому слову, выделите в нём ударную гласную.

__________________________________________________________________________

         3. К слову холодно (предложение 20) подберите синоним и запишите его. Какое ещё значение имеет слово холодно? Запишите синоним к этому значению.

_________________________________________________________________________

КЛЮЧИ

Часть 1

1 (4)              6 (1)                         11 (2)                16 (1)

2 (2)              7 (2)                         12 (2)                17 (3)

3 (3)              8 (2)                         13 (4)                18 (1)

4 (4)              9 (3)                         14 (3)

5 (4)              10 (4)                       15 (1)

Часть 2

№ задания /

№ части

1

2

3

2

8

Смела, смела

Прохладно; недоброжелательно (возможны варианты)

Вариант 1

1. Укажите неверное утверждение.
    
1)    Части речи выделяются на основе определённой общности лексического и грамматического значений слова.
2)    Могут быть лексические и контекстуальные омонимы.
3)    Омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омонимии.
4)    Могут быть контекстуальные антонимы.
5)    Среди неологизмов встречаются и устаревшие слова.
6)    Историзмы и архаизмы в речи используются по-разному.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение.

1)    умница
2)    города
3)    отличница
4)    папаша
5)    листва
6)    осина

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в прямом значении.

1)    защита диссертации
2)    класс работает
3)    чувство локтя
4)    переход через горы
5)    играли Шекспира
6)    простые люди

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами.

1)    коренной житель – коренной вопрос
2)    человек худой – характер худой
3)    больной заснул – больной ребёнок
4)    спутник Марса – спутник в дороге
5)    пачка папирос – пачка балерины
6)    звезда эстрады – звезда на небе

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении.

Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима (В. Маяковский).

1)    омоформы
2)    омофоны
3)    омографы

6. Выберите правильную последовательность пропущенных букв.

дружеская к_мпания, нефтяная к_мпания, прятный комлп_мент, компл_мент в сыворотке

1)    а, а, и, и
2)    о, о, е, и
3)    а, о, е, е
4)    о, а, и, е
5)    а, о, и, и

7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке.

Ворон ворону в ответ:
«Знаю, будет нам обед…»
                       (А. С. Пушкин)

1)    эпитет
2)    олицетворение
3)    метафора

8. Подберите к выделенным словам соответствующие антонимы.

1)    тонкая работа

а.    толстая
б.    топорная
в.    заметная

2)    простой фасон

а.    сложный
б.    бедный
в.    ювелирный

3)    сильный художник

а.    неубедительный
б.    заурядный
в.    поверхностный

4)    суровый тон

а.    лёгкий
б.    мягкий
в.    тихий

9. Укажите предложение, в котором синоним к слову ЧУВСТВОВАТЬ является стилистическим.

1)    Сегодня ей нездоровится.
2)    Он ощутил прилив небывалой силы.
3)    Почуяв опасность, зверь притаился.
4)    Мы пережили то же, что и они.

10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется оксюморон.

1)    И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (М. Лермонтов).
2)    Будь счастлива несчастием моим (М. Лермонтов).
3)    О, если б я нищ был! Как миллиардер! (В. Маяковский).
4)    Мы сёла – в пепел; грады – в прах; в мечи – серпы и плуги (В. Жуковский).
5)    Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти (Г. Поженян).

11. Выберите подходящие по смыслу слова.

1)    сделать … стрижку

а.    фасонистую
б.    фасонную

2)    сохранить … великой страны

а.    статус
б.    статут

3)    у него … друзья

а.    скрытые
б.    скрытные

4)    ни на чём не … претензии

а.    обоснованные
б.    основанные

5)    учащийся … школу

а.    окончил
б.    закончил

12. Укажите строку, в которой все слова являются исконно русскими.

1)    свеча, солнце, утюг, тулуп
2)    браслет, ласточка, сестра, овраг
3)    кружево, корзина, невод, зодчий
4)    ребёнок, сказка, шуба, зонтик

13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами.

1)    здравый, мощь, добродетель, чуждый
2)    здоровый, мощь, зима, чужой
3)    здравый, мочь, добродетель, чужой
4)    здоровый, мочь, зима, чуждый

14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

1)    По прошествии немногих лет он был избран губернатором… (Ю. Нагибин).
2)    В тот же час Пётр отдал приказ воеводам (А. Платонов).
3)    Всем до казначейства есть дело, а он – душа казначейства (М. С.-Щедрин).
4)    Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! (А. Чехов).
5)    Барин с гувернанткой рыбу ловят-с (А. Чехов).

15. Определите, каким является каждое слово.

1)    фломастер
2)    компьютер
3)    свингер
4)    нарком
5)    маркетинг
6)    видеомагнитофон

а. устаревшее
б. общеупотребительное
в. неологизм

16. Укажите предложение, в котором диалектизмы не встречаются.

1)    Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький (И. Тургенев).
2)    Там ведь есть бучило, знаешь, оно ещё всё камышом заросло (И. Тургенев).
3)    За высоким яром виднелась за городьбой крыша бани (В. Распутин).
4)    Взалкал отец Фёдор. Захотелось ему богатства (И. Ильф, Е. Петров).

17. Найдите слова, относящиеся к литературоведческим терминам.

1)    плеоназм
2)    аорист
3)    триолет
4)    парадигма
5)    амфибрахий
6)    сонорный

18. Укажите, как называются выделенные в предложениях слова.

Ну, ты даёшь, В НАТУРЕ!
Я в полном ОТПАДЕ!

1)    архаизмы
2)    диалектизмы
3)    жаргонизмы
4)    профессионализмы

Вариант 2

1. Укажите неверное утверждение.

1)    Лексика — словарный запас языка.
2)    Каждое слово имеет своё лексическое и грамматическое значение.
3)    Слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений.
4)    Антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи.
5)    Старославянизмы — группа исконно русских слов.
6)    Жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение.

1)    справа
2)    судьба
3)    играла
4)    у брата
5)    ворота
6)    красота

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.

1)    золотой медальон
2)    пустая голова
3)    говор ручья
4)    хвост кометы
5)    быстрый бег
6)    цветущий сад

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами.

1)    металлургический завод – часовой завод
2)    тихий час – тихая погода
3)    идут торги – идут часы
4)    счастливый брак – заводской брак
5)    корень слова – корень растения
6)    мягкий знак – мягкий климат

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в скороговорке. 

Мы ели-ели линьков у ели, их еле-еле у ели доели.

1)    омоформы
2)    омофоны
3)    омографы

6. Выберите правильную последовательность пропущенных букв.

сп_шите к нам, сп_шите задание, зап_вать песню, зап_вать молоком

1)    е, е, е, е
2)    и, и, и, и
3)    е, и, е, и
4)    и, е, и, е
5)    и, е, е, и

7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке.

Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.

            (А. С. Пушкин)

1)    эпитет
2)    олицетворение
3)    метафора

8. Подберите к выделенным словам соответствующие антонимы.

1)    бедная растительность

а.    маленькая
б.    скромная
в.    пышная

2)    богатый опыт

а.    ничтожный
б.    убогий
в.    скудный

3)    волшебный голос

а.    божественный
б.    раздражающий
в.    безропотный

4)    полный ответ

а.    пустой
б.    частичный
в.    жирный

9. Укажите предложение, в котором синоним к слову ИСЧЕЗНУТЬ является стилистическим.

1)    Множество людей пропало без вести во время войны.
2)    Многие слова утратили свое первоначальное значение.
3)    С появлением первых лучей солнца туман развеялся.
4)    Куда запропастилась эта книга?

10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза.

1)    Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда… (Ф. Тютчев).
2)    Где стол бы яств, там гроб стоит (Г. Державин).
3)    Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем… (М. Лермонтов).
4)    Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты (А. Чехов).
5)    О как мучительно тобою счастлив я… (А. Пушкин).

11. Подберите к данным словам соответствующие по употреблению.

1)    одеть

а.    пальто
б.    ребёнка
в.    на голову

2)    объёмная

а.    книга
б.    сумка
в.    информация

3)    дипломатичная 

а.    нота
б.    женщина
в.    служба

4)    дефективные

а.    люди
б.    деньги
в.    книги

12. Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными.

1)    фельдфебель, комфорт, лекарь, земля
2)    ватрушка, жнец, мичман, галстук
3)    медальон, мольберт, либретто, гитара
4)    пудинг, квас, одуванчик, хоккей

13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами.

1)    город, одежда, брег, един
2)    град, одёжа, берег, один
3)    город, одёжа, берег, один
4)    град, одежда, брег, един

14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

1)    Майор Ковалёв приехал в Петербург по надобности… (Н. Гоголь).
2)    Тут же стоял окольничий, приставленный к полю (А. К. Толстой).
3)    Страшись, о рать иноплеменных! (А. Пушкин).
4)    Видит око, да зуб неймёт (И. Крылов).
5)    Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал (А. Пушкин).

15. Укажите, каким является каждое слово.

1)    космонавт
2)    ультразвук
3)    интернет
4)    паровоз
5)    ликбез
6)    инвестиция

а. устаревшее
б. общеупотребительное
в. неологизм

16. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы.

1)    Настал день, назначенный для судного поединка (А. К. Толстой).
2)    По базам мычали, не наевшись молодой зелёнки, коровы (М. Шолохов).
3)    В Москву переведён через моё содейство (А. Грибоедов).
4)    Увы! Куда ни брошу взор – везде бичи, везде железы… (А. Пушкин).

17. Найдите слова, относящиеся к лингвистическим терминам.

1)    паронимы
2)    хорей
3)    баллада
4)    сарказм
5)    полисемия
6)    фабула

18. Укажите, как называются выделенные слова.

Слушай сюда, дело ГЛУХО, надо сматываться.
Давай только без ЗАКИДОНОВ, ладно?

1)    архаизмы
2)    диалектизмы
3)    жаргонизмы
4)    профессионализмы


Тест -4

1. Найдите верные утверждения.

1)    Лексика — раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.
2)    Лексика — совокупность слов того или иного языка.
3)    Лексикология — раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, устанавливается значения слов и их употребление в речи.
4)    Лексикология — совокупность слов данного языка или какой-либо его разновидности.

2. Найдите неверное утверждение.

1)    Слова имеют лексическое и грамматическое значение.
2)    Лексические значения слов изучаются лексикологией.
3)    Грамматические значения слов изучаются лексикологией.
4)    Лексическое значение слова индивидуально: оно присуще данному слову и отличает его от других.
5)    Грамматическое значение слова характеризует не одно слово, а целые разряды или классы слов.

3. С чем можно согласиться?

Лексическое значение слова можно узнать

1)    в орфографическом словаре
2)    в толковом словаре
3)    в орфоэпическом словаре

4. Какое из приведенных ниже лексических значений принадлежит слову ДИПЛОМАНТ?

1)    должностное лицо ведомства иностранных дел
2)    человек, награжденный дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т.п.
3)    кожаный портфель для деловых бумаг
4)    человек, действующий тонко и умело

5. Какое из приведенных ниже лексических значений принадлежит слову ПРЕЦЕДЕНТ?

1)    лицо, добивающееся получения какой-либо должности, звания и т.д.
2)    случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода

6. Какое суждение неверно?

1)    Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Такие слова называются многозначными.
2)    Лексические значения слов бывают прямыми и переносными.
3)    Лексические значения, возникающие в результате переноса данного наименования с одного предмета, действия, свойства на другие, называются переносными.
4)    Отличительный признак переносного значения — его конкретность, отличительный признак прямого значения — его отвлеченность.

7. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?

А. К однозначным можно отнести слова:
 
1)    арба
2)    аудиенция
3)    архив
4)    альпинизм

Б. К многозначным можно отнести слова:

а) арена
б) ария
в) аргумент
г) аквариум

8. Какие значения слова КРОВНЫЙ являются переносными?
 
1)    происходящий от одних предков, родной по крови
2)    очень близко касающийся, глубоко затрагивающий кого-либо
3)    прочный, неразрывный благодаря общим интересам, духовной близости
4)    породистый, чистокровный (о лошадях)

9. В каких словосочетаниях выделенные слова употребляются в прямом значении?

1)    ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье
2)    ГРОЗА мальчишек
3)    ГИБКОСТЬ политики
4)    неуловимая ГРАЦИЯ движений
5)    ДРАГОЦЕННОЕ время

10. В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в переносном значении?

1)    ДУБОВЫЙ лист
2)    ДУБОВЫЙ стиль
3)    КАЗЕННЫЙ подход
4)    КАЗЕННЫЕ деньги

11. В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в прямом значении?

1)    ГЛАДКИЕ стихи
2)    ГЛАДКАЯ поверхность
3)    ГАЛЕРЕЯ персонажей
4)    стеклянная ГАЛЕРЕЯ

12. В каких словосочетаниях прилагательное КИСЛЫЙ употреблено в переносном значении?

1)    КИСЛОЕ яблоко
2)    КИСЛАЯ картошка
3)    КИСЛОЕ тесто
4)    КИСЛОЕ настроение
5)    КИСЛОЕ выражение лица
6)    КИСЛАЯ среда

13. Найдите верное определение.

Омонимы — это

1)    слова, различные по своему звучанию, но близкие или одинаковые по своему значению
2)    слова, одинаковые звучащие, но не имеющие ничего общего в своем значении
3)    слова, противоположные по значению
 
14. Как называются слова, обыгранные в четверостишии:

Мне снится, что я ЛЕЧУ
долбить высоту намеченную.
Мне снится, что я ЛЕЧУ
раненых и вылечиваю.

1)    многозначные слова
2)    синонимы
3)    омонимы
4)    антонимы

15. Как называются слова, обыгранные в четверостишии:

Рыбачьей удалью БЛЕСНУ
И в речке возле ЛЕСА
Поймаю щуку на БЛЕСНУ.
Э, выдержала б ЛЕСА!

1)    многозначные слова
2)    синонимы
3)    омонимы
4)    антонимы

16. Как называются слова, принадлежащие одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу тождественны или очень близки?

1)    многозначные слова
2)    однозначные слова
3)    омонимы
4)    антонимы
5)    синонимы

17. Найдите лишнее.
 
1)    лингвистика
2)    языкознание
3)    языковедение
4)    филология

18. Какое понятие обобщает слова?

Важный, существенный, значительный, значимый, весомый, первостепенный, многозначительный, исторический, эпохальный.
 
1)    многозначные слова
2)    однозначные слова
3)    омонимы
4)    антонимы
5)    синонимы

19. Найдите слово, не имеющее отношение к остальным.
 
1)    серьезный
2)    вдумчивый
3)    основной
4)    сосредоточенный
5)    основательный

20. Определите, в каких случаях к выделенным словам правильно подобраны синонимы?

1)    Снегурочка ЗАПЛАКАЛА, да так горько, словно сестра по родному брату. — Заревела.
2)    Они жили в ВЕТХОЙ землянке ровно тридцать лет и три года. — Маленькой.
3)    От вороны КАРАПУЗ убежал, заохав. — Пузатый.
4)    Баба бросила ведра и давай волка БИТЬ коромыслом. — Колотить.21. Какие суждения не верны?
 
1)    Антонимы — слова, имеющие противоположные значения.
2)    Антонимы принадлежат к разным частям речи.
3)    Антонимами могут быть слова, обозначающие конкретные предметы.
4)    Антонимами могут быть слова, обозначающие степень признака.
5)    Антонимические отношения в наибольшей степени свойственны качественным прилагательным и наречиям.

22. Составьте пары антонимов.
 
1) далекий
2) мягко
3) мертвец
4) разрушить
5) вчера

а) завтра
б) жестко
в) строить
г) близкий
д) живой

23. Какие пары являются антонимами?
 
1) веселье — горе
2) упрёк — похвала
3) зной — прохладный
4) помнить — забвение
5) вёдро — ненастье

24. Укажите, в каких случаях к выделенным словам неправильно подобраны антонимы?
 
1) ГРУБЫМ (нежным) дается РАДОСТЬ (печаль).
2) РАБОТАЕШЬ (отдыхаешь) — СЫТЫМ (голодным) будешь, БОЛТАЕШЬ (молчишь) — день ПОТЕРЯЕШЬ (найдешь).
3) В ущелье ЛЕЖА (стоя), Уж ДОЛГО (медленно) думал о СМЕРТИ (жизни) птицы.

25. Укажите соответствия.

1) 
СИЯЛО солнце, вздыхала степь,
БЛЕСТЕЛА трава в бриллиантах дождя,
и золотом СВЕРКАЛА река.

2) 
Полюбил БОГАТЫЙ — БЕДНУЮ,
Полюбил УЧЕНЫЙ — ГЛУПУЮ,
Полюбил РУМЯНЫЙ — БЛЕДНУЮ,
Полюбил ХОРОШИЙ — ВРЕДНУЮ;
ЗОЛОТОЙ — полушку МЕДНУЮ.

3)    
Справа лес всё ЧАЩЕ.
Конь несется РЫСЬЮ,
Услыхав, что в ЧАЩЕ
Ветер фыркнул РЫСЬЮ.

а) обыгрываются омонимы
б) обыгрываются синонимы
в) обыгрываются антонимы

Вариант 3

1. Укажите неверное утверждение.
    
1)    Центральная единица лексикологии – слово.
2)    Лексическое и грамматическое значения слова не связаны между собой.
3)    Могут быть лексические и контекстуальные синонимы.
4)    Различаются омонимы полные и частичные.
5)    Архаизмы и неологизмы составляют пассивный словарь языка.
6)    Многие заимствованные слова имеют русские синонимы.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение.

1)    крестьяне
2)    поле
3)    в море
4)    насекомое
5)    накануне
6)    нигде

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.

1)    чёрные мысли
2)    седой старик
3)    искры костра
4)    рёв водопада
5)    тянутся дни
6)    красный закат

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами.

1)    годы прошли – воины прошли
2)    площадь треугольника – городская площадь
3)    крутой кипяток – крутой характер
4)    сборка конструкции – сборка на юбке
5)    строевой лес – строевая песня
6)    холодное молоко – холодный взгляд

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении.

Лет до ста расти нам без старости (В. Маяковский).

1)    омоформы
2)    омофоны
3)    омографы

6. Выберите правильную последовательность пропущенных букв.

ч_стота колебаний, ч_стота белья, посв_тить фонарём, посв_тить идее

1)    и, и, е, е
2)    а, е, и, я
3)    и, а, я, и
4)    а, и, е, я
5)    е, е, я, е

7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в приведённом отрывке.

О чём ты воешь, ветер…
О чём ты сетуешь безумно? 
                        (Ф. И. Тютчев)

1)    эпитет
2)    олицетворение
3)    метафора

8. Подберите к выделенным словам соответствующие антонимы.

1)    полное ведро

а.    частичное
б.    худое
в.    пустое

2)    разные вкусы

а.    однотипные
б.    тождественные
в.    схожие

3)    сильное чувство

а.    вялое
б.    неубедительное
в.    слабое

4)    громкая слава

а.    незаметная
б.    неслышная
в.    слабая

9. Укажите предложение, в котором синоним к слову ЛЕГКО является стилистическим.

1)    Играючи он поднимал двухпудовую гирю.
2)    Несложно справиться с данной задачей.
3)    Он безболезненно перенёс дальний перелёт.
4)    Она свободно владела несколькими языками.

10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза.

1)    Люблю я пышное природы увяданье… (А. Пушкин).
2)    Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (поговорка).
3)    Не знаю, жить мне долго или мало, иду я к свету иль во мрак ночной… (В. Брюсов).
4)    Пришёл мой час, пришла моя пора. Свалилась с плеч тяжёлая гора (В. Смирнов).
5)    Минувшего нельзя нам воротить, грядущему нельзя не доверяться (А. Фет).

11. Подберите к данным словам соответствующие по употреблению.

1)    воинская

а.    наука
б.    обязанность
в.    разведка

2)    годичные

а.    оценки
б.    кольца
в.    доходы

3)    проступок

а.    неблаговидный
б.    честный
в.    невольный

4)    цветовая

а.    фотография
б.    гамма
в.    ручка

12. Укажите строку, в которой все слова заимствованные.

1)    флот, шайба, картофель, брат
2)    кладовая, кочерга, абажур, аркан
3)    вексель, деньги, карнавал, комедия
4)    капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло

13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами.

1)    глава, хождение, ворота, ягнёнок
2)    голова, хожу, врата, агнец
3)    голова, хождение, ворота, ягнёнок
4)    глава, хождение, врата, агнец

14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

1)    Кто-то держал развёрнутый судебник (А. К. Толстой).
2)    В толпе могучих сыновей, с друзьями, в гриднице высокой Владимир-Солнце пировал… (А. Пушкин).
3)    Все море — как жемчужное зерцало (И. Бунин).
4)    Шуми, шуми, послушное ветрило… (А. Пушкин).
5)    Царь двумя перстами брал обритых за щёку (А. Н. Толстой).

15. Укажите, каким является каждое слово.

1)    продналог
2)    акваланг
3)    аэроплан
4)    эквалайзер
5)    маклер
6)    программирование

а. устаревшее
б. общеупотребительное
в. неологизм

16. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы.

1)    Восстань, пророк, и виждь, и внемли… (А. Пушкин).
2)    Поговорив, казаки разошлись по куреням (Н. Гоголь).
3)    Здесь тягостный ярем до гроба все влекут… (А. Пушкин).
4)    Торчавшие копья и рогатины принадлежали опричникам (А. К. Толстой).

17. Найдите слова, относящиеся к литературоведческим терминам.

1)    полногласие
2)    ремарка
3)    имажинизм
4)    оканье
5)    аффикс
6)    фразеологизм

18. Укажите, как называются выделенные в предложениях слова.

А цена ему – ЛИМОН.
Полный ОБЛОМ: УПЁРСЯ РОГАМИ В ЗЕМЛЮ – и ни в какую.
1)    архаизмы
2)    диалектизмы
3)    жаргонизмы
4)    профессионализмы

Тест — 5

1. С чем нельзя согласиться?

 
1)    С точки зрения активного и пассивного запаса лексики современного русского языка слова делятся на исконные и заимствованные.
2)    Одной из причин заимствования слов являются тесные политические, торгово-экономические, промышленные и культурные связи между народами — носителями языков.
3)    Старославянизмы — это слова, которые вошли в древнерусский язык из родственного старославянского (или церковно-славянского) языка.

2. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?

А. Исконно русские слова:

1)    потолок
2)    жаворонок
3)    кемпинг
4)    сорока

Б. Заимствованные слова:

а) преамбула
б) бизнес
в) предисловие
г) импорт

3. Найдите слово, не имеющее отношения к остальным с точки зрения происхождения.

1)    азбука
2)    мать
3)    большевик
4)    бульон
5)    незабудка

4. Найдите слово, не имеющее отношения к остальным с точки зрения происхождения.

1)    шампиньон
2)    портье
3)    носорог
4)    оратория
5)    гиппопотам

5. Какое определение какому термину соответствует?
 
1)    Это слова, обозначающие предметы и явления, которые существуют в современной жизни. Они вышли из активного употребления, не выдержав конкуренции с более употребительными словами, обозначающими те же предметы и явления.
2)    Это слова, обозначающие предметы или явления, которые ушли из жизни.
3)    Это слова, возникающие в языке для обозначения новых предметов и явлений, новых общественных отношений, открытий в науке и технике.

а) историзмы
б) неологизмы
в) архаизмы
 
6. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?

А. Архаизмами являются слова:
 
1)    опочить
2)    полон
3)    кафтан
4)    десница

Б. Историзмами являются слова:

а) бурса
б) урядник
в) вирши
г) нэпман

7. Найдите слово, не имеющее отношения к остальным с точки зрения активного или пассивного употребления.

1)    уста
2)    ланиты
3)    вельми
4)    барщина
5)    всуе
6)    чрево

8. Укажите строку, в которой все слова являются устаревшими.
 
1)    редут, холоп, династия, пищаль
2)    боярин, фимиам, вратарь, пансион
3)    армяк, шуйца, рыбарь, выя
4)    стрелец, сибирка, целовальник, спутник
 
9.  Укажите верный ответ.

Слова, употребление которых свойственно людям, живущим в определенной местности, составляют

1)    общенародную лексику
2)    профессиональную лексику
3)    диалектную лексику
4)    жаргонную лексику

10. Укажите верный вариант.

Слова, употребление которых свойственно всем говорящим и не ограничено какой-либо территорией, профессиональной или социальной средой, составляют:

1)    общенародную лексику
2)    профессиональную лексику
3)    диалектную лексику
4)    жаргонную лексику

11. Составьте определения.

1)    Это слова, употребление которых свойственно людям определенных профессий.
2)    Это слова, употребление которых свойственно людям, образующим обособленные социальные группы.

а) жаргонная лексика
б) профессиональная лексика

12. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?

А. К общеупотребительным словам относятся:
 
1)    работать
2)    вода
3)    намедни
4)    говорить

Б. К диалектной лексике относятся слова:
    
а) кочет
б) гутарить
в) деятельность
г) вечерять

13. Укажите строку, в которой все слова являются диалектными.
 
1)    назём, целовек, клёвый, инда
2)    очеп, телик, ишо, шпора
3)    на-скорях, пущай, зоревать, рыбалить
4)    покель, посля, хохма, надысь

14. Укажите строку, в которой все слова являются жаргонными.

1)    предки, бытовка (помещение), запаска (запасной механизм)
2)    телик, бабки (деньги), гирла (девушка), липа (фальшивка)
3)    френд (друг), одиночник (фигурист), недопоставка, потрясно
4)    тачка (автомобиль), шкурка (наждачная бумага), степуха

15. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?

А. К лингвистическим можно отнести термины:

1)    морфология
2)    дифтонг
3)    жанр
4)    омонимия

Б. К литературоведческим можно отнести термины:

а) артикуляция
б) трилогий
в) ямб
г) персонификация

16. Чем является выделенное слово? 

— …навалены
КОСУЛИ *, грабли, бороны,
багры, станки, тележные
ободья, топоры.

*Косуля — соха.

1)    диалектизм
2)    профессионализм
3)    жаргонизм
17. Сопоставьте определения с терминами.

1)    Это раздел науки о языке, занимающийся теорией и практикой составления словарей.
2)    Это раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
3)    Это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов, обозначающих нечто единое по смыслу.

а) лексикология
б) лексикография
в) фразеология

18. С чем нельзя согласиться?

Устойчивые сочетания слов, обозначающие нечто единое целое по смыслу, называются:

1)    идиомами
2)    фразеологизмами
3)    профессионализмами
4)    фразеологическими оборотами

19. Определите, какие сочетания слов являются фразеологическими оборотами.

1)    голубая кровь
2)    с гулькин нос
3)    выносить мебель из комнаты
4)    выносить сор из избы

20. Найдите свободные словосочетания.

1)    за словом в карман не лезет
2)    лезть на крышу дома
3)    ни в какие ворота не лезет
4)    из кожи вон лезть
5)    лезть по канату
6)    лезть в бутылку
7)    лезть на рожон
8)     лезть в душу

21. Найдите фразеологические обороты.

1)    бросать взгляд
2)    бросать курить
3)    бросать камешки в огород
4)    бросать на ветер
5)    бросать копьё
6)    бросать перчатку
7)    бросать комья земли
8)     бросать свет

22. Сопоставьте фразеологические обороты и их значения.

1)    как свои пять пальцев
2)    точно из-за угла мешком
3)    кровь с молоком
4)    стреляный воробей

а) цветущий
б) придурковатый, со странностями, прибитый
в) бывалый, очень опытный человек
г) досконально, основательно

23. Определите, в каких случаях правильно даны значения фразеологических оборотов.

1)    Королевская дочка, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе. — Он ей понравился.
2)    И королю стало не по себе: ему казалось, что люди правы. — Король стал сам не свой.
3)    Бить баклуши. — Бить лентяев.
4)    Кот был в восторге от того, что всё идет как по маслу. — Все идет очень хорошо.
5)    Ушел волк несолоно хлебавши. — Ушел, невкусно поев.

24. Составьте фразеологические обороты.

1)    разводить турусы
2)    толочь воду
3)    наводить тень
4)    обобрать

а) на плетень
б) на колёсах
в) до нитки
г) в ступе

25. Составьте пары синонимичных фразеологизмов.

1)    ни за какие блага
2)    висеть на плечах
3)    поминай как звали
4)    держать пари

а) и след простыл
б) ни за какие коврижки
в) биться об заклад
г) наступать на пятки

26. Укажите правильный вариант.

1)    Он  для порядка всем ставит фонари под глазами.
       ── ·─·─·─·─·─·─· —— ═════ ———————— 
2)    Он  для порядка всем ставит фонари под глазами.
       ── ·─·─·─·─·─·─·  —— ═══════════ —————-
3)    Он  для порядка всем ставит фонари под глазами.
       ── ·─·─·─·─·─·─·  —— ═════════════════════
4)    Он  для порядка всем ставит фонари под глазами.
       ── ·─·─·─·─·─·─·  —— ═════ ——— ·─·─·─·─·─·─·  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ультра исо выдает ошибку
  • Умный учится на чужих ошибках дурак на своих кто сказал
  • Укажите ошибочное утверждение деепричастный оборот выделяется запятыми независимо от его места
  • Улыбка радуги личный кабинет как изменить номер телефона
  • Умные часы как изменить время