Укажите предложения где допущены речевые ошибки тавтология плеоназм

Сборник тренировочный упражнений с ответами. ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ Отметьте нарушения лексических норм. 1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины. 2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере. 3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель. 4.

23 сентября 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Тренировочные работы по теме «Лексические нормы речи»

Сборник тренировочный упражнений с ответами.

l-norm.doc
l-norm.pdf

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ

Отметьте нарушения лексических норм.

1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.
2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.
4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.
5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.
8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот.
9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.
10. В этом тексте выступления много дефектов.

ОТВЕТЫ:1,2,3,5,6,7,8,9,10

Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм.

1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения.
2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.
3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.
4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.
5. В статье изложены основные положения новой концепции.
6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу.
7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.
8. Черты ее лица четко очерчены.
9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.
10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться совершенству.
11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.
12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания.
13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.
14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.
15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.
16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.
17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.
18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.
19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.
20. С приятным человеком и поговорить приятно.
21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России.

ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21

Автор: Красиченко Ирина Анатольевна.

1. В «Грозе» обличается самодурство купцов.

2. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов.

3. В киосках нашего города можно купить  сувениры, подарки.

4. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность.

5. Мы его видели  в профиль.

6. Старые методы руководства были признаны ошибочными.

7. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов.

8. Обмен опытом был очень полезен.

9. Между природой и человеком уже не существует разницы.

10. В прошлом году они окончили университет.

11. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность.

12. «Кого я вижу! Какой неожиданный сюрприз!» – услышал я и с удивлением обернулся.

13. С Леонидом Дмитриевичем Зыковым меня  познакомил мой двоюродный кузен.

14. В совместном разговоре выяснилось, что среди коллег  у нас есть общие знакомые.

15. У Зыкова была приятная  внешность, мимика  передавала все его чувства, с ним интересно было беседовать.

16. По моему  мнению, мы сразу понравились друг другу.

17. Узнав, что я задержусь здесь на два дня, он пригласил меня в гости.

18. Вечером я отправился в гостиницу, где остановилась семья Зыковых.

19. На мой стук дверь немного приоткрылась, а затем  юноша пригласил меня войти.

20. Интерьер номера отличался  роскошью отделки и старинной мебелью,  бра давали мягкий  свет.

21. В номере пахло лёгкими  духами.

22. Сказав лестный комплимент Алине Алексеевне, блондинке со вздёрнутым кверху носиком, я вручил ей букет, а сыну – диск со  шлягерами, который уже стал бестселлером.

23. На операцию считывания такого отрезка информации машина затрачивает три секунды.

24. Судьбы этих людей похожи как две капли воды.

25. Им предстояло в срок выполнить  работу.

26. Не исключено, что скрипка Страдивари находится сейчас у кого-то из деревенских скрипачей.

27. Чичикову был чужд  моветон.

28. Мне показали мой рабочий стол.

29. Сторонники этого метода объединились.

30. Катерина предчувствует свою гибель.

31. Невыносимый смрад и  спертый воздух сдавили горло.

32. Особенность художественной речи в том, что в ней много образных слов и выражений.

Русский язык

Тавтология и плеоназм, речевая избыточность

03.09.2021

Комментариев нет

Когда в коротком высказывании масса ненужных слов, то это называется речевой избыточностью или многословием. Например, в течение последних суток были сильные снегопады и выпало большое количество снега.

Когда в письменной или устной речи много лишних слов, то это называется стилистической небрежностью. Она доказывает, что автор не имеет представления об объекте, который описывает. Между многословием и пустословием тонкая грань.

Пример речевой избыточности. Спортивный комментатор соревнований уведомляет: спортсмены, прибывшие на спортивные соревнования, принимают участие в соревнованиях с иностранными спортсменами.

Примеры явных тавтологий

Многословие выступает в виде:

  • плеоназмов — использование слов, которые имеют одинаковый смысл, но лишние в тексте (в результате повседневной обыденности, поднялся вверх, главная суть).
  • тавтологии (вариация плеоназма). Повторный термин, только другими словами (дважды умножаем, необъяснимые феномены). Тавтология явно выражена в соединении слов с одним корнем: Как спросить правильно вопрос?

Лексический повтор, встречающийся в тексте — признак того, что писателю не хватает четкости, лаконичности для формулирования мысли, возможно эпитетов. Иногда лексический повтор способен помочь автору сконцентрировать внимание на чем-то главном, например: Век живи, век учись.

Как использовать речевую избыточность?

Речевая недостаточность и речевая избыточность не во всех ситуациях оказывается погрешностью во время написания художественных произведений. Еще хуже, когда человек использует речевые штампы и канцеляризм.

Плеоназмы и тавтологии используются в стилистике для усиления результативности и воодушевления высказываний, а также, чтобы выделить афористичность речи. К этим приемам прибегают литераторы юмористы, чтобы создать шутку.

Главная цель речевой избыточности и тавтологии в стилистике:

  • указать на бедность речи, необразованность определенных героев;
  • усилить смысловую значимость ситуации;
  • выделить определенную мысль в тексте;
  • тавтологическое повторение подчеркивает насыщенность или длительность ситуации, например: “Мы шли и шли”;
  • подчеркнуть плеоназмами признаки предмета или его характеристику. Авторы могут использовать для того, чтобы уточнить чрезмерное количество предметов, например: “А повсюду шарики, шарики, шарики, шарики…”;
  • создание смешных ситуаций, например:“Разрешите мне не разрешать”.

Тавтология

Тавтология — мысль, представленная необоснованными повторениями одних и тех же однокоренных слов. Есть такое понятие, как тавтологическая рифма — повторение одного слова в измененном виде в стихотворной форме. Но для риторики — это нельзя использовать.

Тавтология в названии масла

Однокоренные слова в одном предложении, создающие тавтологию — одна из распространенных ошибок. Таким образом, в одном предложении мы топчемся на одном месте. Это похоже на переспам в тексте.

Чтобы в предложении выделить определенную мысль, необходимо очистить его от лишнего, то есть избавиться от тавтологии, примеры: … совершенно закономерно могут вытекать определения, указывающие, что производительность трудового процесса на определенной ступени развития технического процесса определяется совершенно определенной закономерностью.

В данном предложении все  запутанно и слишком много повторений. Очищаем его от мусора и получаем:
Производительность труда на разной степени развития технического процесса определена объективной закономерностью — это обоснованный вывод.

Не во всех ситуациях стоит воспринимать слова с одним корнем, как ошибку стилистики. Их не всегда нужно заменять синонимами в одном суждении, в некоторых ситуациях это невозможно, тест может обеднеть.
Пару слов с одним корнем, которые упомянуты в одном отрывке текста стилистически оправдываются, когда считаются единственными носителями значения. Приходится смириться с тем, что в предложении присутствует тавтология, примеры: на кустах расцветают розовые цветы, тренировать команду будет главный тренер.

В русском языке существуют тавтологические совмещения, которые неизбежны: словарь русских слов, бригадир двух бригад, следователи оперативной группы вели расследование.

Когда авторы сталкиваются с такой проблемой, как сочетание русского слова и иностранного, то не понимают точного смысла второго, например: маленький вундеркинд, ведущие лидеры. Прежде чем сочетать иностранные слова с другими, надо думать об их значении.

Тавтологию можно встретить в русском фольклоре и пословицах. Писатели намеренно применяют их для лексической выразительности: дружба дружбой, а служба службой; ходить ходуном; жизнь прожить не поле перейти.

Плеоназм

Этот термин имеет греческие корни и переводится, как “чрезмерный”, “избыточный”.
Разберемся, что такое плеоназм?  Означает переизбыток в одном суждении слов одинакового смысла.

Примеры: они увидели мертвый труп; я познакомился с темной брюнеткой; он сидел без слов и молчал.

Перечисленные суждения усложнены лишними уточнениями. Как и другие формы речевой избыточности, плеоназм указывает на недостаточную образованность автора. Нужно проанализировать лексику и научиться вовремя устранять ошибки.

В русском языке существует такой тезис, как “мнимый плеоназм”. Писатели используют его сознательно, чтобы усилить выразительность речи и эффект восприятия.

Плеонастические сочетания используются для фольклора. Еще ранее авторы пользовались экспрессивно окрашенными плеоназмами в рассказах, например: море-океан, пути-дорожки, жили- были.

Типичные примеры плеоназмов

Ляпалиссиады

Одной из форм речевой избыточности выступают ляпалиссиады. Они создают эффект юмора в трагической (неуместной) ситуации,

Например:
Мертвое тело лежало и не подавало признаков жизни, слепой человек абсолютно ничего не видел.

Одной из главных ошибок в письменной речи выступает речевая избыточность — это проявление тавтологии и плеоназма. Такие ошибки придают словарному запасу скудности и бедности. Но их используют в написании художественной литературы, с целью придать ей ярких красок.

При работе  с текстом всегда нужно стремиться к тому, чтобы своевременно устранять тавтологию и плеоназм. В этом случае тексты читаются быстрее и будут интереснее.  Маленький словарный запас и речевая избыточность ухудшают подачу информации.

Если вам понравилась статья на Редачим, оставляйте комментарии и делитесь с друзьями.

Автор информационных сайтов Юлия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Интересное:

кто хочет в группу единомышленников присоединяйтесь к нам

Присоединиться

1. Пассажиры, проезжающие по проездным
билетам или документам на право
бесплатного проезда, оплачивают стоимость
провоза каждого места багажа на общих
основаниях. 2. Спортсмены завода не
могут похвастаться спортивными
достижениями. 3. Игорь демобилизовался
из армии и пришел к нам на завод. Слесарное
дело он начал постигать с самых начальных
азов. 3. В ледяной холод и стужу Павел
работает на этой стройке узкоколейки.
4. В дальнейшем развитии сюжета нас
ожидает немало неожиданностей и
интересных сюрпризов. 5. Когда люди
сотрудничают и вместе работают, они
должны взаимно уважать друг друга, быть
взаимно внимательными, предупредительными,
чуткими. 6. Она плакала и не спешила
вытирать свои слезы. 7. Какой же судья
захочет быть подсудимым? (Заголовок
газетной статьи.)

Правильно:

1. Пассажиры, имеющие проездные билеты
или документы, оплачивают стоимость
каждого места багажа на общих основаниях.
2. Спортсмены завода не могут похвастаться
достижениями. 3. Игорь демобилизовался
и пришел к нам на завод. Слесарное дело
он начал постигать с азов. 3. В холод и
стужу Павел работает на этой стройке
узкоколейки. 4. В развитии сюжета нас
ожидает немало неожиданностей и
интересных сюрпризов. 5. Когда люди
сотрудничают и вместе работают, они
должны взаимно уважать друг друга, быть
внимательными, предупредительными,
чуткими. 6. Она плакала и не спешила
вытирать слезы. 7. Какой же судья захочет
быть судимым? (Заголовок
газетной статьи.)

11. Восстановите паронимические пары,
объясните значение каждого слова,
со
ставьте с ним словосочетание:

нетерпимый –

основание –

факт –

бережный –

методичный

статичный –

одеть –

усвоить –

представить

проблемный

доходный –

болотный –

искусно –

заглавный –

романтичный

дипломат –
дипломант – дипломник;

цветистый –
цветной – цветочный – цветастый

каменистый

удачливый –

иронический

злой –

Образец
выполнения
:

Командированный –
командировочный

Командированный
– лицо, находящееся в командировке
(командированный специалист).

Командировочный
– относящийся к командированному
(командировочные расходы)

12. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов:

1.
Учитель принуждён
был еще раз объяснить новый материал.
2. Ученый стоял у источников
ракетостроения. 3. Работая в системе
профсоюзов, он занимал выборочные
должности. 4. Артист завоевал признательность
зрителей. 5. Искусство влияет на рост
культурности
человека. 6. Главное для писателя –
душевный
мир человека. 7. Взгляд у него не то
умоляющий, не то серьезный, не то
возмутительный.
8. Его исполнительный
талант был высоко оценен критикой.

Правильно:

1.
Учитель вынужден
был еще раз объяснить новый материал.
2. Ученый стоял у истоков
ракетостроения. 3. Работая в системе
профсоюзов, он занимал выборные
должности. 4. Артист завоевал признание
зрителей. 5. Искусство влияет на рост
культуры
человека. 6. Главное для писателя –
духовный
мир человека. 7. Взгляд у него не то
умоляющий, не то серьезный, не то
возмущённый.
8. Его исполнительский
талант был высоко оценен критикой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Укажите порядок подключения службы error reporting
  • Укажите понятие уголовно правовой ошибки
  • Укажите ошибочный эквивалент наказания к 1 дню лишения свободы
  • Укажите ошибочный вариант пары страна столица швейцария берн
  • Укажите ошибочный вариант ответа экватор пересекает африку посередине это привело к тому что африка