Упражнение исправь ошибку для дошкольников

Игра «Исправь ошибку в предложении», применяемая в области «Речевое развитие», позволяет воспитателям и родителям формировать у дошкольников лексические и грамматические компоненты речи, закреплять предложные и падежные конструкции.

Перейти к содержанию

Незнайка

Игры «Исправь предложение» для развития речи у старших дошкольников

Игра «Исправь ошибку в предложении», применяемая в области «Речевое развитие», позволяет воспитателям и родителям формировать у дошкольников лексические и грамматические компоненты речи, закреплять предложные и падежные конструкции. В логопедии занятия используются для профилактики нарушения письменной речи. Пособия предназначены для детей старшей и подготовительной группы детского сада, первоклассников.

Цели и задачи

Цель игр «Исправь ошибку» – улучшение лексики и грамматического строя речи.

Задачи:

  • обучение согласованию слов;
  • формирование умения выявлять причинно-следственные связи;
  • развитие логического мышления;
  • улучшение памяти, зрительной оценки, концентрации внимания;
  • формирование связной речи, умения выстраивать диалог;
  • развитие любознательности.

Игра «Исправь ошибку в предложении»

Скажи правильно

Для игры подготовьте слайды, изображающие действия людей и неправильные подписи, обратные реальным. Когда слайд появится на экране, прочитайте то, что делают персонажи. Предложите воспитанникам исправить сказанное вами, произнести правильное предложение. Когда дети выполнят задачу, на экране исчезает первый слайд, вместо него появляется аналогичный, но с правильной надписью.

Неправильные предложения для заполнения слайдов:

  • мама готовит музыку и слушает суп;
  • Маша заваривает оладьи и печет чай;
  • бабушка жарит молоко и кипятит котлеты;
  • Аня решает куклу и одевает задачу;
  • друзья идут по песне и распевают тропинку;
  • тетя поливает белье и стирает цветы;
  • Коля пьет ватрушку и ест кисель;
  • Вика чистит тесто и размешивает картошку.

Скажи правильно

Нелепицы

Воспитанники садятся в круг. Ведущий произносит предложения со смысловыми ошибками, а каждый ребенок по очереди объясняет, что неправильно, исправляет фразу. Участник, не услышавший ошибки, выбывает из круга, а право говорить переходит следующему игроку. Победителем оказывается последний оставшийся участник.

Примеры неправильных предложений:

  • заяц бежит за волком;
  • кружка моет Юлю;
  • в августе пошел снег;
  • снеговик вылепил Мишу;
  • рыба ловит рыбака;
  • зимой расцвел сад;
  • над холмом лежало болото;
  • вечером солнце поднималось над горизонтом;
  • кукла рисовала девочку;
  • свитер связал бабушку.

Нелепицы

Причина и следствие

Это занятие, как и дидактическая игра «Закончи предложение», развивает логику мышления, учит дошкольников выявлять причинно-следственные связи, корректно строить сложные предложения.

Примеры с ошибками для исправления детьми:

  • сосульки растаяли, потому что потекли ручьи;
  • идет дождь, потому что Петя идет под зонтом;
  • одежда стала грязной, потому что мама ее постирала;
  • дедушка заболел, потому что оказался в больнице;
  • наступил март, потому что прилетели грачи;
  • во дворе похолодало, потому что Наташа надела куртку;
  • Костя порвал штаны, потому что его отругала мама;
  • прилетели скворцы, потому что школьники прибили к деревьям скворечники;
  • на светофоре зажегся красный, потому что автомобили остановились.

Причина и следствие для детей

Исправь сказанное

Произносите предложения, а дети должны указать на ошибки в роде, числе и падежном склонении:

  • бабушка купила сковородка;
  • Света и Оля гуляет в парке;
  • лягушка словил муха;
  • столяр сделала скамейка;
  • мама связала шапка;
  • цыпленок вылупился из яйцо;
  • журавли улетает на юг;
  • Катя делают букет для мама;
  • старик сидит с удочка;
  • ласточки ест мошкара.

Исправь сказанное

При выполнении заданий не употребляйте принятый в педагогике термин «деформированный текст». Говорите с детьми проще: «Исправь ошибку», «Сделай предложение правильным».



Игра «Исправь ошибку в предложении», применяемая в области «Речевое развитие», позволяет воспитателям и родителям формировать у дошкольников лексические и грамматические компоненты речи, закреплять предложные и падежные конструкции. В логопедии занятия используются для профилактики нарушения письменной речи. Пособие предназначено для детей старшей и подготовительной группы детского сада, первоклассников.

Цели и задачи

Цель игр «Исправь ошибку» – улучшение лексики и грамматического строя речи.

Задачи:

  • обучение согласованию слов;
  • формирование умения выявлять причинно-следственные связи;
  • развитие логического мышления;
  • улучшение памяти, зрительной оценки, концентрации внимания;
  • формирование связной речи, умения выстраивать диалог;
  • развитие любознательности.

Игра «Исправь ошибку в предложении»

Скажи правильно

Для игры подготовьте слайды, изображающие действия людей и неправильные подписи, обратные реальным. Когда слайд появится на экране, прочитайте то, что делают персонажи. Предложите воспитанникам исправить сказанное вами, произнести правильное предложение. Когда дети выполнят задачу, на экране исчезает первый слайд, вместо него появляется аналогичный, но с правильной надписью.

Неправильные предложения для заполнения слайдов:

  • мама готовит музыку и слушает суп;
  • Маша заваривает оладьи и печет чай;
  • бабушка жарит молоко и кипятит котлеты;
  • Аня решает куклу и одевает задачу;
  • друзья идут по песне и распевают тропинку;
  • тетя поливает белье и стирает цветы;
  • Коля пьет ватрушку и ест кисель;
  • Вика чистит тесто и размешивает картошку.

Скажи правильно

Нелепицы

Воспитанники садятся в круг. Ведущий произносит предложения со смысловыми ошибками, а каждый ребенок по очереди объясняет, что неправильно, исправляет фразу. Участник, не услышавший ошибки, выбывает из круга, а право говорить переходит следующему игроку. Победителем оказывается последний оставшийся участник.

Примеры неправильных предложений:

  • заяц бежит за волком;
  • кружка моет Юлю;
  • в августе пошел снег;
  • снеговик вылепил Мишу;
  • рыба ловит рыбака;
  • зимой расцвел сад;
  • над холмом лежало болото;
  • вечером солнце поднималось над горизонтом;
  • кукла рисовала девочку;
  • свитер связал бабушку.

Нелепицы

Причина и следствие

Это занятие, как и дидактическая игра «Закончи предложение», развивает логику мышления, учит дошкольников выявлять причинно-следственные связи, корректно строить сложные предложения.

Примеры с ошибками для исправления детьми:

  • сосульки растаяли, потому что потекли ручьи;
  • идет дождь, потому что Петя идет под зонтом;
  • одежда стала грязной, потому что мама ее постирала;
  • дедушка заболел, потому что оказался в больнице;
  • наступил март, потому что прилетели грачи;
  • во дворе похолодало, потому что Наташа надела куртку;
  • Костя порвал штаны, потому что его отругала мама;
  • прилетели скворцы, потому что школьники прибили к деревьям скворечники;
  • на светофоре зажегся красный, потому что автомобили остановились.

Причина и следствие для детей

Исправь сказанное

Произносите предложения, а дети должны указать на ошибки в роде, числе и падежном склонении:

  • бабушка купила сковородка;
  • Света и Оля гуляет в парке;
  • лягушка словил муха;
  • столяр сделала скамейка;
  • мама связала шапка;
  • цыпленок вылупился из яйцо;
  • журавли улетает на юг;
  • Катя делают букет для мама;
  • старик сидит с удочка;
  • ласточки ест мошкара.

Исправь сказанное

При выполнении заданий не употребляйте принятый в педагогике термин «деформированный текст». Говорите с детьми проще: «Исправь ошибку», «Сделай предложение правильным».

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

         Дидактический
материал «Картотека деформированных текстов» составлен на основе методических
разработок С.В., В.В.Коноваленко, И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой.

          Цель пособия: формирование лексико-грамматических
компонентов речи, профилактика нарушений письменной речи у дошкольников.
Материал составлен с учетом комплексно-тематического планирования в старшей и
подготовительной логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

·       
Понятие деформированный
текст в работе с дошкольниками не дается.  Используются приемы: «Исправь
ошибки», «Предложение сломалось». В самом начале коррекционно-развивающей
работы обязательно используется наглядность (предметные и сюжетные картинки).
При освоении детьми навыка работы над деформированными предложениями, текстами
работа может проводиться на слух.

Пособие может быть использовано педагогами, родителями в
работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

·       
Ефименкова
Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. — М.:
Просвещение, 1991.

·       
.Коноваленко С.В., В.В.
Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. – М.:
Гном, 2001.

·       
.Коноваленко С.В., В.В.
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. –
М.: Гном, 2001.

·       
Садовникова  И.Н.
Нарушения письменной речи и их преодоление у малдших школьников. – М.: Владос,
1997.

Тема: Овощи. Числительные «Один»,
«Одна».

Игра
«Исправь ошибки гнома»

На грядке растет один
луковица, одна баклажан

один редиска. В саду поспели одна абрикос и один
черешня.

На блюде лежит одна апельсин
и одна лимон.

В магазине продается одна
арбуз и один тыква.

Тема: Именительный падеж

множественного числа
существительных.

Игра «Доскажи
предложение».

На заборе сидит
и кукарекает …

В деревне по
утрам голосисто поют ….

У Тани на голове
белая ….

В магазине
продают детские летние ….

На листке сидят
… .

Во всех углах
плетут паутину ….

В вазе на столе
стоит ….

На лугу расцвели
алые … .

На лугу пасутся
… .

В нашем доме
большие светлые … .

На центральной
улице многоэтажные … .

Тема: Винительный падеж

единственного числа
существительных.

  Игра «Путаница»

Чашка моет Катю.

Зайка лепит Витю.

Чашка роняет Петю.

Заяц ловит лису.

Рыба ловит рыбака.

Рыба ловит старика.

Пряжа прядет старуху.

Рыбка позвала старика.

Старик бранил старуху.

Бабочка рисует девочку.

 Игра
«Потерялись слова» — договаривание предложений

с существительными в винительном
падеже

единственного числа.

Старик ловил неводом … . Старуха
пряла свою … . Раз старик закинул в море свою … .  Стал он кликать …

Тема: Родительный падеж

единственного числа
существительных.

Игра «Составь предложения»

Лена, не бояться, гроза. Рабочие,
выполнять, работа. Алеша никогда не видеть слона. В лесу расти гриб. Мы
набрать много спелая малина. Наташа взять кусочек сахара. У стол одна ножка. Миша
выпить стакан кисель.

Игра «Закончи предложения»

Поздней осенью на деревьях нет …
листья. В зале нет … стулья. В поле нет … люди. В книжке нет … картинки. Не
слышны голоса … птицы. На болоте много … комары. В нашем лесу  нет … змеи. В
дальней лесу много … ужи. У птиц нет .. зубы. В пустыне нет … лес.  В нашей
реке нет … кувшинка.

Тема: Приставочные глаголы.

Игра «Наоборот» — преобразование
приставочных глаголов-антонимов по образцу.

Налить воду в стакан – вылить воду
из стакана.

Войти в комнату –

Открыть дверь –

Принести игрушку –

Подойти к столу –

Приехать в гости –

Прилететь в порт –

Подъехать к воротам -.

Игра «Потерялись
слова».

1.     Ваня (переходит) улицу. Ваня (подходит) к дому. Ваня
(входит) в дом. Ваня (выходит) из дома.
Ваня (обходит)
дом.

2.     Таня (прыгает) на площадке. Таня (перепрыгивает) через
ручей.
Таня (спрыгивает) со скамейки.

3.     Птичка (вылетает) из клетки. Птичка (подлетает) к клетке. Птичка
(влетает) в клетку.

4.     Ваня (наливает) воду в стакан. Ваня (выливает) воду из
стакана. Ваня (переливает) воду из стакана в стакан.
Ваня
поливает клумбу.

5.     Машина (подъезжает) к гаражу. Машина (выезжает) из гаража.
Машина (объезжает) вокруг гаража. Машина (переезжает) реку.
Машина
(едет) по дороге между домами.

Тема: Предлог «На».

Игра
«Составь предложение».

Сели, озеро, утки. Огурцы, зреют,
на, грядка. Лужи, на, дороге, большие. На, висят,  ветках, яблоки. Посадили,
на картошку, огороде. Созрела, на, клюква, болоте. Рыба, на приманку, клюет. 
На, висит, картина, стене. Березе, красивые, на, сережки. Охотились, на, уток,
диких, охотники. Не рисуй, обложке, на
.

Игра
«Вставь предлог»

Дети катались … лодке. … берегу
росла сосна. Аисты построили гнездо … крыше.  … вышке стоял часовой. … болоте
созрела клюква. Портрет висел … стене. Куры сели … насест.  …. севере ездят …
оленях. Саша играет … балалайке
.

Тема: Предлог «В».

Игра
«Составь предложение».

Спала,
в, белка, дупле. В, шумели, березы, роще. Машины поле, в загудели.
Ежика кустах в мальчики нашли. Люди жили в первобытные
пещерах. Чистом классе работать в приятно. Журчал в  чистый овраге ручеек.

Игра
«Вставь предлог»

Волк живет … логове. … лесной чаще
расцвели ландыши.  … пищали птенцы. Машин пап работает … пекарне. Форель
водится … горных реках. Орлы живут … горах. Щенок тащил палку … зубах. …
синем небе звезды блещут, … синем море волны плещут. Высоко … горах лежит
снег. … тишине трещали кузнечики.

Тема: Предлоги  «С (СО)».

Игра «Вставь
предлог»

У меня сестренок
семь.

У меня сестренок
семь.

Помогать я буду
всем.

… Олей сеять,

… пашей жать.

… Дашей куклу
наряжать.

… Леной
стряпать.

… Нюрой шить,

… Шурой сено ворошить.

Песни петь …
Марусенькой.

Самою
малюсенькой.

***

Посуду
убрали … стола.

Сотри
пыль … книг.

Лена
… Светой – подруги.

Ложка
упала … стола.

Маша
любит клубнику … сливками.

Мама
любит клубнику … молоком. 

Лена
пойдет … мной гулять.

Ребята
пошили купаться и взяли … собой собаку.

Жеребенок
… испугом прижимался к матери.

Тема: Предлоги  «ЗА, ИЗ-ЗА».

Игра
«Составь предложение».

Солнышко выглянуть из-за туч. 
Кусты из-за выскочить заяц. Гости встать из-за стол.  Из-за поворот выехать
машина. Из-за леса, из-за гор ехать дедушка Егор.

Игра
«Вставь предлог»

Пошла
.. ягодами. Пошел … орехами. Пошли … грибами. Наблюдал … муравьями. Следил …
работой. Получил … работу. Выполнил … полчаса. Сидел … столом. Скрылось …
горизонтом.

Ребята
не пошли в поход … плохой погоды. .. леса показалось солнце. Лена не пошла в
театр … болезни. … холодного ветра нельзя было продолжать путешествие.
Маленькая
обезьянка выглядывала …. Плеча дрессировщика.

Тема : Осень.
Глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени
.

Работа над деформированным текстом
по картине
:

Стоит последние теплые дни осени. С
кленов, лип, дубов, берез падает на землю желтые листья. Таня и Петя гуляет в
осеннем саду. Птицы уже не поет. Они улетает на юг. Таня поднимают с земли
опавшие листья. Они хотят сделать красивый букет для мамы.

Тема : Глаголы
прошедшего времени.

Игра «Исправь
ошибки гнома»

Ваня проснулась, сделала зарядку,
умылась, выпила чай, пошла в школу.

Таня встал, после зарядки и
завтрака пошел в магазин, за продуктами, купил хлеб, масло, сыр, вернулся
домой, убрал в квартире.

Тема: Винительный падеж

                
единственного числа существительных.

Игра «Найди ошибки в рассказе»

Ежик.

Тимоша и Гриша были в лесу. Тимоша
ловил жуки. Гриша нашел ежик. Гриша принес ежик домой. В доме были мыши. Ежик
ловли мыши
.

Рассказ «Зоопарк».

Дети ходили в зоопарк. Там они
видели огромный слон, полосатая зебра. Забавные обезьяны. Слон обливаля
холодная вода. Зебры жевали свежая трава. Обезьяны корчили смешные рожицы.

Игра «Исправь предложение»

Мама купила кастрюля. Коля видел
жаба. Жаба ловил комар. Ласточки едят мошки. Столяр сделал табуретка. Таня
связала кофта. Витали смастерил лодочка. Ястреб унес цыпленок. Саша забросил
удочка
.

Игра «составь предложения»

Сестра, сварить, варенье. Капитан,
подавать, команда. Матросы, мыть, палуба. Брат, встречать, сестра. Дождь,
смочить, земля. Маша и Лена видеть, радуга. Трава, роса, покрывать. Дерево,
сломать, ветер. Карасик, поймать, щука. Электричка, ждать, пассажиры.

Тема: Родительный падеж

единственного числа существительных.

Игра «Потерялись слова» —
договаривание предложений с существительными в родительном падеже
единственного числа.

Таня и Ваня собирают для букета
листья (каштан). Таня подняла лист (клен). Ваня увидел лист (береза). На
поляне лежали сухие листья (осина). В траве лежали сухие листья (тополь). На
траве лежали желуди (дуб). Ветер шелестел листьями (тополь). К воде
наклонились ветки (ива). Ярко краснеют ягоды (калина). В траву упали шишки
(сосна, ель).

Тема: Приставочные глаголы.

Игра «Исправь ошибку».

Дети наливают цветы на клумбе.

Мама поливает суп в тарелку.

Ваня заливает воду из лейки.

Повар выливает запеканку подливой.

           Таня обливает воду в
стакан

Тема: Дательный
падеж существительных.

Игра «Составь предложение».

Подарить дедушка шарф. Купить мама цветы. Дать товарищ
книга.  Дать собака еда.  Дать кошка молоко. Расчесать сестренка волосы.
Заплести подруга косы. Смастерить птицы скворечник. Поменять рыбы вода.
Накрошить цыплята яйцо.

Игра «Закончи предложение»

Расскажи  … (сказка, сестренка).

Дай … (морковка, кролик).

Прочитай … (книга, Витя).

Отдай … (книга, Дима).

 Дай … (лекарство, дедушка).

Налей … (вода, собака).

Нарисуй … (картинка, сестра).

Спой … (Мишутка, песенка).

Позвони … (тетя, Вера).

Отнеси … (трава, коза).

Принеси … (полотенце, брат).

Сделай … (клетка, кролики).

Помоги … (Наталья Сергеевна).

Помогай … (мама и папа).

Тема: Творительный падеж».

Игра «Закончи предложение».

Траву косят … . Суп едят …. Котлеты едят …. Лук режут ….
Суп мешают ….  Траву косят … гвозди вытаскивают …. Огонь заливают …. Тесто
месят …. Машинист управляет …. Пилот управляет ….

Игра «Составь предложение»

Дорожки посыпать снег.
Улица освещать фонарь. Крыша крыть железо.  Волосы мыть шампунь.  Трава
сгребать грабли. Трава косить косилка. Пруд затянуть тонкий лед. Руки мыть
туалетное мыло.  Кусты подрезать садовые ножницы. Дорожки посыпать песок. Елку
наряжать елочные игрушки.

Тема: Предлоги  «под, из-под».

Игра «Составь
предложение».

Под срубили елку корень.  Маленький
пробивался из-под росток земли. Щука большая ушла под воду. Платье виднелось
из-под пальто. Выползла из-под пня змея. Мы грибы под сухими листьями нашли.
Под было яблоней много  яблок.

курица под
неслась крыльцом.

Игра «Вставь предлог»

Большой белый
гриб вырос … ель. … снега пробивались первые подснежники. Метро строят …
землей. … стола выскочил маленький котенок. Подземные реки текут … землей.
Котенок выполз … шляпы. Большая собака выскочила … подворотни. … кронами
деревьев было прохладно. Во время грозы не стой… деревьями.

Тема: Предлоги  «над, под».

Игра «Составь
предложение».

Солнышко выглянуть из-за туч. 
Кусты из-за выскочить заяц. Гости встать из-за стол.  Из-за поворот выехать
машина. Из-за леса, из-за гор ехать дедушка Егор.

          
Игра «Вставь предлог»

Крот прорыл ход
… землей. … рекой поднимался густой туман. … ногами шуршала трава. Дрова
убрали … навес. Крот живет … землей. Собака спала … столом. Ласточка свила
гнездо … крышей. … озером резвились стрекозы. Серый волк … горой не пускает
нас домой. Самолет летел … лесом. … нами кружились бабочки.

Игра «Исправь ошибку в предложении», применяемая в области «Речевое развитие», позволяет воспитателям и родителям формировать у дошкольников лексические и грамматические компоненты речи, закреплять предложные и падежные конструкции. В логопедии занятия используются для профилактики нарушения письменной речи. Пособие предназначено для детей старшей и подготовительной группы детского сада, первоклассников.

Цели и задачи

Цель игр «Исправь ошибку» – улучшение лексики и грамматического строя речи.

Задачи:

  • обучение согласованию слов;
  • формирование умения выявлять причинно-следственные связи;
  • развитие логического мышления;
  • улучшение памяти, зрительной оценки, концентрации внимания;
  • формирование связной речи, умения выстраивать диалог;
  • развитие любознательности.

Игра «Исправь ошибку в предложении»

Скажи правильно

Для игры подготовьте слайды, изображающие действия людей и неправильные подписи, обратные реальным. Когда слайд появится на экране, прочитайте то, что делают персонажи. Предложите воспитанникам исправить сказанное вами, произнести правильное предложение. Когда дети выполнят задачу, на экране исчезает первый слайд, вместо него появляется аналогичный, но с правильной надписью.

Неправильные предложения для заполнения слайдов:

  • мама готовит музыку и слушает суп;
  • Маша заваривает оладьи и печет чай;
  • бабушка жарит молоко и кипятит котлеты;
  • Аня решает куклу и одевает задачу;
  • друзья идут по песне и распевают тропинку;
  • тетя поливает белье и стирает цветы;
  • Коля пьет ватрушку и ест кисель;
  • Вика чистит тесто и размешивает картошку.

Скажи правильно

Нелепицы

Воспитанники садятся в круг. Ведущий произносит предложения со смысловыми ошибками, а каждый ребенок по очереди объясняет, что неправильно, исправляет фразу. Участник, не услышавший ошибки, выбывает из круга, а право говорить переходит следующему игроку. Победителем оказывается последний оставшийся участник.

Примеры неправильных предложений:

  • заяц бежит за волком;
  • кружка моет Юлю;
  • в августе пошел снег;
  • снеговик вылепил Мишу;
  • рыба ловит рыбака;
  • зимой расцвел сад;
  • над холмом лежало болото;
  • вечером солнце поднималось над горизонтом;
  • кукла рисовала девочку;
  • свитер связал бабушку.

Нелепицы

Причина и следствие

Это занятие, как и дидактическая игра «Закончи предложение», развивает логику мышления, учит дошкольников выявлять причинно-следственные связи, корректно строить сложные предложения.

Примеры с ошибками для исправления детьми:

  • сосульки растаяли, потому что потекли ручьи;
  • идет дождь, потому что Петя идет под зонтом;
  • одежда стала грязной, потому что мама ее постирала;
  • дедушка заболел, потому что оказался в больнице;
  • наступил март, потому что прилетели грачи;
  • во дворе похолодало, потому что Наташа надела куртку;
  • Костя порвал штаны, потому что его отругала мама;
  • прилетели скворцы, потому что школьники прибили к деревьям скворечники;
  • на светофоре зажегся красный, потому что автомобили остановились.

Причина и следствие для детей

Исправь сказанное

Произносите предложения, а дети должны указать на ошибки в роде, числе и падежном склонении:

  • бабушка купила сковородка;
  • Света и Оля гуляет в парке;
  • лягушка словил муха;
  • столяр сделала скамейка;
  • мама связала шапка;
  • цыпленок вылупился из яйцо;
  • журавли улетает на юг;
  • Катя делают букет для мама;
  • старик сидит с удочка;
  • ласточки ест мошкара.

Исправь сказанное

При выполнении заданий не употребляйте принятый в педагогике термин «деформированный текст». Говорите с детьми проще: «Исправь ошибку», «Сделай предложение правильным».

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

10 игр для предупреждения и исправления грамматических ошибок в речи малышей: играя, развиваемся.

10 грамматических игр для малышей

10  игр для предупреждения грамматических ошибок в речи малышей.

Игра 1. Употребление слов «звонИть», «звонИт».

Неправильно: телефон звОнит (ударение на первом слоге).

Правильно: телефон звонИт.

Как предупредить или исправить речевую ошибку? Игра «Разбуди Винни-Пуха».

Поиграйте с малышом в сказку. Выберите для игры две любимых игрушки ребенка (например,  Винни-Пух и Пятачок).  Разыграйте ситуацию. Винни-Пух собрался на День рождения к Пятачку и … проспал! Пятачок не дождался гостя и стал звонить ему по телефону. Телефон звонИт, а Винни-Пух его не слышит – так крепко он спит. Давай его разбудим: «Винни-Пух! Телефон звонИт! Вставай!».  Попросите ребенка повторить фразу несколько раз. Винни-Пух сердито отвечает малышу: «Я еще посплю» и переворачивается на другой бок. Ой, какой сонный! Придется снова его будить: «Пятачок тебя ждет, он тебе звонИт! Телефон звонИт!». Снова повторяем фразу, теребим медвежонка, ласково будим. Винни-Пух не слышит нас и продолжает спать. Что же делать? Придется еще раз повторить эту фразу сонному мишке, чтобы его разбудить! Будим Винни-Пуха  с ребенком 4-6 раз. В конце игры Винни-Пух просыпается, благодарит малыша за помощь и отправляется в гости к Пятачку. Многократное повторение слова в этой веселой игре позволяет детям очень легко запомнить правильный вариант.

Игра 2. Употребление слов «надеть» и «одеть».

Неправильно: одевать на куклу.

Правильно: одевать куклу, ребенка, в шубу, в платье, но: надевать на себя.

Как предупредить или исправить ошибку в речи ребенка? Игра со словом «одеть».

Предложите ребенку поиграть. В игре Вы будете жестами показывать, как Вы ОДЕВАЕТЕ мишку или зайку на прогулку, а малышу нужно будет догадаться по Вашим жестам, что это за одежда.  Например, покажите, как Вы завязываете мишке шарф (шарфа нет, только показ жестами) и спросите: «Во что я одеваю мишку?». Или покажите, что Вы одеваете Мишку в брючки и спросите «А теперь я во что одела Мишку?». Можно показать жестом, как Вы одели рубашечку, застегиваете пуговки на рукавах.

Потом пусть малыш загадает подобные загадки Вам. В этой игре нужно часто использовать слово «одеть», и чем чаще – тем лучше! «Что я одела?» — «Ты одела  мишку в куртку?». – «Нет, я в куртку мишку не одевала. Это что-то  другое, но похожее на куртку. Отгадай, что это» — «Ты его одела в пальто?» и т.д.

Аналогично проведите игру со словом «надеть» с угадыванием действия по жестам, имитируя надевание одежды на себя – угадай, что я сейчас на себя надела?

Многократное естественное повторение слова в игре запомнится малышу. Запомнится ему и разница в ситуациях использования этих похожих слов,  и он не будет больше ошибаться.

 Игра 3. Ошибки употребления существительных во множественном числе.

Типичная детская ошибка: много яблоков, сливов, грушев, мандарин, апельсин, карандашев, ботинков, щетков и т.д.

Правильно: много яблок, груш, слив, мандаринов, апельсинов, бананов, ананасов, карандашей, щеток и т.д.

Как предупредить или исправить эти речевые ошибки в речи ребенка?

Вариант 1. Поиграйте в игру «Чего не стало». Выложите на стол 5-6 картинок, на каждой из которой изображено несколько фруктов или других предметов. Например, груши, сливы, яблоки, ананасы, бананы, мандарины. Для игры нужно подобрать те картинки, в названии которых ребенок допускает ошибки.

Попросите ребенка закрыть глаза и в это время уберите одну картинку. Попросите малыша открыть глаза, посмотреть на картинки и догадаться, чего не стало? Малыш отвечает: «Не стало груш» или «Не стало карандашей». Если он ошибается, то нужно исправить его ошибку, назвав правильный вариант. Ни в коем случае не повторяйте в своей речи ошибки ребенка! Для малыша очень важно слышать грамотную речь взрослых людей, которые его окружают.

Вариант 2. Вам понадобятся два одинаковых набора картинок. Рассмотрите с ребенком картинки и назовите, что на них нарисовано. Один набор выложите перед ребенком. Карточки из другого набора положите стопкой друг на друга. Вы берете из стопки одну картинку так, чтобы ребенок не видел, что на ней нарисовано. Попросите малыша угадать, что у Вас.

Ребенок спрашивает: «У тебя много слив?» — «Нет, у меня нет слив». – «У тебя много яблок?»  — «Нет! У меня нет яблок». – «У тебя много груш» — «Да, у меня много груш!» Как только малыш угадал картинку, поменяйтесь ролями в игре.

Многократно повторяя слова в этой увлекательной игре, ребенок их легко запоминает.

 Игра 4. Ошибки согласования прилагательных и существительных в роде, числе.

Типичная ошибка детей: зеленыя платье, красныя чашка и т.д.

Правильный вариант: зеленАЯ чашка, зеленЫЕ чашки, зеленЫЙ стаканчи, зеленОЕ стекло

Как предупредить или исправить эти ошибки в речи детей?

Поиграем в игру «Грамматические загадки». Попросите малыша отгадать, что Вы загадали:

  • зеленАЯ, красивАЯ – это лампа или абажур?
  • зеленЫЙ, красивЫЙ – это лес или полянка?
  • зеленЫЕ, красивЫЕ – это поля или сад?
  • зеленОЕ, красивОЕ – это дерево или куст?

Игра учит ребенка прислушиваться к окончаниям слов и ориентироваться на них при определении рода. В первый раз большинство малышей ошибается в отгадывании. В случае ошибки спросите ребенка: «А мы так говорим – зеленАЯ абажур? Нет. Как мы говорим – зеле….НЫЙ абажур. Значит, зеленАЯ – это что? Конечно, лампа». Достаточно быстро малыш поймет принцип выполнения задания, и ошибки согласования слов исчезнут из его речи. Чтобы игра была результативной, в ней обязательно надо очень четко интонационно выделять окончания всех слов.

Игра 5. Употребление в речи слова «пианино»

Типичная ошибка детей: «играю на пианине», «к нам привезли вчера пианину», «у пианины стоит диван», «у нас дома есть пианина».

Правильный вариант: слова «пианино» не изменяется: играю на пианино, к нам вчера привезли новое пианино, у пианино стоит диван.

Как предупредить или исправить ошибку в речи детей?

Игра «Отгадай по звуку». Возьмите разные детские музыкальные инструменты. Можете использовать аудиозаписи. Попросите ребенка на слух отгадать, на каком инструменте Вы играете (или на каком инструменте играет музыкант в аудиозаписи). Ребенок отвечает: «На барабане», «На дудочке», «На скрипке», «На пианино». Скажите малышу, что слово «пианино» — это особое слово. Оно никогда не изменяется. Мы так всегда и говорим: Я учусь играть на пианино,  пройди мимо пианино, у пианино стоит диван.

Игра 6. Употребление в речи повелительного наклонения глаголов.

Типичные ошибки: ляжь (вместо ляг), поскакай (вместо поскачи), спей (вместо спой), побежи (вместо побегай) и т.д.

Правильный вариант: поскачи, побегай, попрыгай, потанцуй, спой, спляши, покатай, положи, стой, ляг, наклонись.

Как предупредить или исправить ошибку в речи детей?

Поиграйте в игру «Мишка – физкультурник». В гости к ребенку пришел мишка, он очень любит спорт и умеет выполнять разные команды. Малыш командует, а мишка выполняет его команды: «Присядь. Стой. Побегай. Ляг». Мишка выполняет команду только в том случае, если в речи ребенка нет ошибок.

Взрослый в игре: а) дает возможность малышу самому придумать задания мишке, б) просит: «Попроси мишку лечь. Как нужно сказать? Правильно: «Мишка, ляг!» Попроси мишку спеть. А теперь попроси его потанцевать».

Игра 7. Правильное употребление глагола «хотеть».

Типичные ошибки: хочете (вместо «хотите»), «хочем» (вместо «хотим»)

Правильный вариант: мы хотим, они хотят, я хочу, ты хочешь.

Как предупредить или исправить ошибки в речи детей?  Игра «Вы хотите – мы хотим».

Лучше всего играть с несколькими детьми. Если у Вас один малыш, то можно поиграть  с игрушками – друзьями малыша. В игре мы будем вести диалог с друзьями о том, что они хотят: «Мишки, а вы хотите потанцевать? А мёда хотите?» — «Мы хотим поесть вкусной малины». – «А вы, зайки что хотите?» — «Мы хотим морковки. А вы что хотите? Хотите морковки?» — «Нет, мы хотим пойти на улицу».

Договоритесь вместе с малышом в паре о том, что вы вместе хотите делать: мы  хотим спеть (мы  хотим поехать в зоопарк, покататься на самокате и др.). Спросите у других членов семьи: «А вы хотите с нами (спеть, поехать в зоопарк и т.д.)

Игра 8. Правильное употребление неизменяемого слова «пальто».

Типичная ошибка детей: в пальте (вместо «в пальто», польты (вместо «пальто» во мн. числе).

Правильно: слово «пальто» никогда не изменяется.

Как предупредить или исправить ошибку в речи детей?

Поиграем в ателье. Делаем «конструктор» — берем кусочки ткани или цветной бумаги, клей, ножницы и бумажный трафарет для пальто. Понадобится и картон для фона будущей аппликации. И начинаем обсуждать наше будущее пальто: «У нашего пальто будут карманы? Где будут карманы у пальто? А какие будут пуговицы на пальто? Рукава у пальто будут широкими или узкими? Какого цвета будет пальто? Какой воротник у пальто?». Когда всё обсудим, вырезаем по трафарету силуэт пальто, наклеиваем его на фон, дорисовываем или приклеиваем элементы декора. Приклеивая, обговариваем все действия, многократно употребляя слово «пальто».

В конце игры спрашиваем ребенка: «Ты заметил, какое интересное слово – слово «пальто». Оно никогда не изменяется! Мы так говорим: «В шкафу висят пальто. У меня есть пальто. У пальто длинные рукава. Сегодня холодно, поэтому я пойду гулять в пальто».

 Игра 9. Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (собрался – собирается, поиграл – играет  и др.)

Типичные ошибки: вставает (вместо «встает») и другие.

Правильный вариант: собрался – собирается, умылся – умывается, идет – пришел, ест – поел, поет – спел, чистит – почистил.

Как предупредить или исправить ошибки в речи детей?

Расскажите ребенку сказку о двух зайчатах: «Жили — были два зайчика. Одного из них звали Шустрик. Как ты думаешь, почему? А другого – Догоняйка. Почему его так назвали? Да, потому что он был очень неторопливый, всё делал медленно и всегда всех догонял. Шустрик уже встал с постели, а Догоняйка еще… что делает? (встает). Шустрик уже умылся, а Догоняйка еще …? (умывается). Шустрик уже почистил зубы, а Догоняйка еще… что делает? (чистит зубы). Шустрик уже позавтракал, а Догоняйка еще… что делает? (завтракает). Шустрик уже собрался на прогулку, а Догоняйка еще…. Что делает? (собирается на прогулку)». Продолжите сюжет сказки сами, вставляя в текст сказки разные глаголы

 Игра 10. Правильное употребление неизменяемого слова «кофе»

Типичные ошибки детей: облился кофеем, кофий.

Правильный вариант: слово «кофе» не изменяется.

Как предупредить или исправить ошибки в речи детей? Играем в кафе.

Предложите ребенку открыть у Вас дома кафе. Позовите в кафе любимых друзей  и игрушки. Сначала Вы сами возьмите на себя роль официанта: «Вам чаю или кофе? Вам кофе с молоком или черный кофе? Вы больше любите сладкий кофе или несладкий? Вот Ваш кофе!» Потом эту роль выполняет ребенок, угощая Вас и всех других участников игры.

В конце игры спросите ребенка: «Ты заметил, что слово кофе никогда не изменяется? Мы так и говорим: хочу выпить кофе, мне понравился кофе».

Аналогично можно провести игру со словом «какао»

Желаем Вам успехов в развитии речи Ваших малышей! В основе всех игр, данных в этой статье — комплексный подход к развитию речи детей, разработанный в Лаборатории развития речи и творческих способностей  детей ИПППД РАО под руководством доктора педагогических наук О.С. Ушаковой.

Интересные игры для развития речи детей Вы найдете в статьях сайта:

Игры со словами: коллекция веселых речевых игр в стихах для детей. С подробным пошаговым описанием всех заданий.

Речевые игры для старших дошкольников (плюс карточка для скачивания к играм)

20 идей развития речи малышей для  занятых мам: как развивать речь детей в повседневном речевом общении, без лишних затрат денег, времени  и сил.

Речевая игра с кубиками «Составь предложение». 

Речевая готовность к школе

Грамматические игры с детьми и картинки к ним Вы также можете найти в статьях рубрики «Библиотека игр, картинок и практических материалов для занятий с детьми» .  также в статьях рубрик «Мир вокруг нас» и «Развитие речи детей 3-4 лет».

Грамматика для детей 3-4 лет.

Развитие речи: игрушки. Речевые игры для дошкольников.

Ориентация в пространстве: учимся употреблять предлоги за, перед, между — игры для малышей.

Учимся правильно употреблять предлоги в, на, под, около

О типичных речевых ошибках взрослых в общении с маленькими детьми и их преодолении Вы можете прочитать в статье: «Культура речи родителя и воспитателя»

Спасибо за интерес к развитию речи малышей :)!  Какие еще вопросы Вас волнуют? Какие ошибки в речи допускают Ваши дети? Есть ли у Вас опыт проведения грамматических игр с детьми? Приглашаю поделиться в комментариях.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

10 игр для предупреждения и исправления грамматических ошибок в речи малышей: играя, развиваемся.

 10 грамматических игр для малышей

10  игр для предупреждения грамматических ошибок в речи малышей.

Игра 1. Употребление слов «звонИть», «звонИт».

Неправильно: телефон звОнит (ударение на первом слоге).

Правильно: телефон звонИт.

Как предупредить или исправить речевую ошибку? Игра «Разбуди Винни-Пуха».

Поиграйте с малышом в сказку. Выберите для игры две любимых игрушки ребенка (например,  Винни-Пух и Пятачок).  Разыграйте ситуацию. Винни-Пух собрался на День рождения к Пятачку и … проспал! Пятачок не дождался гостя и стал звонить ему по телефону. Телефон звонИт, а Винни-Пух его не слышит – так крепко он спит. Давай его разбудим: «Винни-Пух! Телефон звонИт! Вставай!».  Попросите ребенка повторить фразу несколько раз. Винни-Пух сердито отвечает малышу: «Я еще посплю» и переворачивается на другой бок. Ой, какой сонный! Придется снова его будить: «Пятачок тебя ждет, он тебе звонИт! Телефон звонИт!». Снова повторяем фразу, теребим медвежонка, ласково будим. Винни-Пух не слышит нас и продолжает спать. Что же делать? Придется еще раз повторить эту фразу сонному мишке, чтобы его разбудить! Будим Винни-Пуха  с ребенком 4-6 раз. В конце игры Винни-Пух просыпается, благодарит малыша за помощь и отправляется в гости к Пятачку. Многократное повторение слова в этой веселой игре позволяет детям очень легко запомнить правильный вариант.

Игра 2. Употребление слов «надеть» и «одеть».

Неправильно: одевать на куклу.

Правильно: одевать куклу, ребенка, в шубу, в платье, но: надевать на себя.

Как предупредить или исправить ошибку в речи ребенка? Игра со словом «одеть».

Предложите ребенку поиграть. В игре Вы будете жестами показывать, как Вы ОДЕВАЕТЕ мишку или зайку на прогулку, а малышу нужно будет догадаться по Вашим жестам, что это за одежда.  Например, покажите, как Вы завязываете мишке шарф (шарфа нет, только показ жестами) и спросите: «Во что я одеваю мишку?». Или покажите, что Вы одеваете Мишку в брючки и спросите «А теперь я во что одела Мишку?». Можно показать жестом, как Вы одели рубашечку, застегиваете пуговки на рукавах.

Потом пусть малыш загадает подобные загадки Вам. В этой игре нужно часто использовать слово «одеть», и чем чаще – тем лучше! «Что я одела?» — «Ты одела  мишку в куртку?». – «Нет, я в куртку мишку не одевала. Это что-то  другое, но похожее на куртку. Отгадай, что это» — «Ты его одела в пальто?» и т.д.

Аналогично проведите игру со словом «надеть» с угадыванием действия по жестам, имитируя надевание одежды на себя – угадай, что я сейчас на себя надела?

Многократное естественное повторение слова в игре запомнится малышу. Запомнится ему и разница в ситуациях использования этих похожих слов,  и он не будет больше ошибаться.

 Игра 3. Ошибки употребления существительных во множественном числе.

Типичная детская ошибка: много яблоков, сливов, грушев, мандарин, апельсин, карандашев, ботинков, щетков и т.д.

Правильно: много яблок, груш, слив, мандаринов, апельсинов, бананов, ананасов, карандашей, щеток и т.д.

Как предупредить или исправить эти речевые ошибки в речи ребенка?

Вариант 1. Поиграйте в игру «Чего не стало». Выложите на стол 5-6 картинок, на каждой из которой изображено несколько фруктов или других предметов. Например, груши, сливы, яблоки, ананасы, бананы, мандарины. Для игры нужно подобрать те картинки, в названии которых ребенок допускает ошибки.

Попросите ребенка закрыть глаза и в это время уберите одну картинку. Попросите малыша открыть глаза, посмотреть на картинки и догадаться, чего не стало? Малыш отвечает: «Не стало груш» или «Не стало карандашей». Если он ошибается, то нужно исправить его ошибку, назвав правильный вариант. Ни в коем случае не повторяйте в своей речи ошибки ребенка! Для малыша очень важно слышать грамотную речь взрослых людей, которые его окружают.

Вариант 2. Вам понадобятся два одинаковых набора картинок. Рассмотрите с ребенком картинки и назовите, что на них нарисовано. Один набор выложите перед ребенком. Карточки из другого набора положите стопкой друг на друга. Вы берете из стопки одну картинку так, чтобы ребенок не видел, что на ней нарисовано. Попросите малыша угадать, что у Вас.

Ребенок спрашивает: «У тебя много слив?» — «Нет, у меня нет слив». – «У тебя много яблок?»  — «Нет! У меня нет яблок». – «У тебя много груш» — «Да, у меня много груш!» Как только малыш угадал картинку, поменяйтесь ролями в игре.

Многократно повторяя слова в этой увлекательной игре, ребенок их легко запоминает.

 Игра 4. Ошибки согласования прилагательных и существительных в роде, числе.

Типичная ошибка детей: зеленыя платье, красныя чашка и т.д.

Правильный вариант: зеленАЯ чашка, зеленЫЕ чашки, зеленЫЙ стаканчи, зеленОЕ стекло

Как предупредить или исправить эти ошибки в речи детей?

Поиграем в игру «Грамматические загадки». Попросите малыша отгадать, что Вы загадали:

  • зеленАЯ, красивАЯ – это лампа или абажур?
  • зеленЫЙ, красивЫЙ – это лес или полянка?
  • зеленЫЕ, красивЫЕ – это поля или сад?
  • зеленОЕ, красивОЕ – это дерево или куст?

Игра учит ребенка прислушиваться к окончаниям слов и ориентироваться на них при определении рода. В первый раз большинство малышей ошибается в отгадывании. В случае ошибки спросите ребенка: «А мы так говорим – зеленАЯ абажур? Нет. Как мы говорим – зеле….НЫЙ абажур. Значит, зеленАЯ – это что? Конечно, лампа». Достаточно быстро малыш поймет принцип выполнения задания, и ошибки согласования слов исчезнут из его речи. Чтобы игра была результативной, в ней обязательно надо очень четко интонационно выделять окончания всех слов.

Игра 5. Употребление в речи слова «пианино»

Типичная ошибка детей: «играю на пианине», «к нам привезли вчера пианину», «у пианины стоит диван», «у нас дома есть пианина».

Правильный вариант: слова «пианино» не изменяется: играю на пианино, к нам вчера привезли новое пианино, у пианино стоит диван.

Как предупредить или исправить ошибку в речи детей?

Игра «Отгадай по звуку». Возьмите разные детские музыкальные инструменты. Можете использовать аудиозаписи. Попросите ребенка на слух отгадать, на каком инструменте Вы играете (или на каком инструменте играет музыкант в аудиозаписи). Ребенок отвечает: «На барабане», «На дудочке», «На скрипке», «На пианино». Скажите малышу, что слово «пианино» — это особое слово. Оно никогда не изменяется. Мы так всегда и говорим: Я учусь играть на пианино,  пройди мимо пианино, у пианино стоит диван.

Игра 6. Употребление в речи повелительного наклонения глаголов.

Типичные ошибки: ляжь (вместо ляг), поскакай (вместо поскачи), спей (вместо спой), побежи (вместо побегай) и т.д.

Правильный вариант: поскачи, побегай, попрыгай, потанцуй, спой, спляши, покатай, положи, стой, ляг, наклонись.

Как предупредить или исправить ошибку в речи детей?

Поиграйте в игру «Мишка – физкультурник». В гости к ребенку пришел мишка, он очень любит спорт и умеет выполнять разные команды. Малыш командует, а мишка выполняет его команды: «Присядь. Стой. Побегай. Ляг». Мишка выполняет команду только в том случае, если в речи ребенка нет ошибок.

Взрослый в игре: а) дает возможность малышу самому придумать задания мишке, б) просит: «Попроси мишку лечь. Как нужно сказать? Правильно: «Мишка, ляг!» Попроси мишку спеть. А теперь попроси его потанцевать».

Игра 7. Правильное употребление глагола «хотеть».

Типичные ошибки: хочете (вместо «хотите»), «хочем» (вместо «хотим»)

Правильный вариант: мы хотим, они хотят, я хочу, ты хочешь.

Как предупредить или исправить ошибки в речи детей?  Игра «Вы хотите – мы хотим».

Лучше всего играть с несколькими детьми. Если у Вас один малыш, то можно поиграть  с игрушками – друзьями малыша. В игре мы будем вести диалог с друзьями о том, что они хотят: «Мишки, а вы хотите потанцевать? А мёда хотите?» — «Мы хотим поесть вкусной малины». – «А вы, зайки что хотите?» — «Мы хотим морковки. А вы что хотите? Хотите морковки?» — «Нет, мы хотим пойти на улицу».

Договоритесь вместе с малышом в паре о том, что вы вместе хотите делать: мы  хотим спеть (мы  хотим поехать в зоопарк, покататься на самокате и др.). Спросите у других членов семьи: «А вы хотите с нами (спеть, поехать в зоопарк и т.д.)

Игра 8. Правильное употребление неизменяемого слова «пальто».

Типичная ошибка детей: в пальте (вместо «в пальто», польты (вместо «пальто» во мн. числе).

Правильно: слово «пальто» никогда не изменяется.

Как предупредить или исправить ошибку в речи детей?

Поиграем в ателье. Делаем «конструктор» — берем кусочки ткани или цветной бумаги, клей, ножницы и бумажный трафарет для пальто. Понадобится и картон для фона будущей аппликации. И начинаем обсуждать наше будущее пальто: «У нашего пальто будут карманы? Где будут карманы у пальто? А какие будут пуговицы на пальто? Рукава у пальто будут широкими или узкими? Какого цвета будет пальто? Какой воротник у пальто?». Когда всё обсудим, вырезаем по трафарету силуэт пальто, наклеиваем его на фон, дорисовываем или приклеиваем элементы декора. Приклеивая, обговариваем все действия, многократно употребляя слово «пальто».

В конце игры спрашиваем ребенка: «Ты заметил, какое интересное слово – слово «пальто». Оно никогда не изменяется! Мы так говорим: «В шкафу висят пальто. У меня есть пальто. У пальто длинные рукава. Сегодня холодно, поэтому я пойду гулять в пальто».

 Игра 9. Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (собрался – собирается, поиграл – играет  и др.)

Типичные ошибки: вставает (вместо «встает») и другие.

Правильный вариант: собрался – собирается, умылся – умывается, идет – пришел, ест – поел, поет – спел, чистит – почистил.

Как предупредить или исправить ошибки в речи детей?

Расскажите ребенку сказку о двух зайчатах: «Жили — были два зайчика. Одного из них звали Шустрик. Как ты думаешь, почему? А другого – Догоняйка. Почему его так назвали? Да, потому что он был очень неторопливый, всё делал медленно и всегда всех догонял. Шустрик уже встал с постели, а Догоняйка еще… что делает? (встает). Шустрик уже умылся, а Догоняйка еще …? (умывается). Шустрик уже почистил зубы, а Догоняйка еще… что делает? (чистит зубы). Шустрик уже позавтракал, а Догоняйка еще… что делает? (завтракает). Шустрик уже собрался на прогулку, а Догоняйка еще…. Что делает? (собирается на прогулку)». Продолжите сюжет сказки сами, вставляя в текст сказки разные глаголы

 Игра 10. Правильное употребление неизменяемого слова «кофе»

Типичные ошибки детей: облился кофеем, кофий.

Правильный вариант: слово «кофе» не изменяется.

Как предупредить или исправить ошибки в речи детей? Играем в кафе.

Предложите ребенку открыть у Вас дома кафе. Позовите в кафе любимых друзей  и игрушки. Сначала Вы сами возьмите на себя роль официанта: «Вам чаю или кофе? Вам кофе с молоком или черный кофе? Вы больше любите сладкий кофе или несладкий? Вот Ваш кофе!» Потом эту роль выполняет ребенок, угощая Вас и всех других участников игры.

В конце игры спросите ребенка: «Ты заметил, что слово кофе никогда не изменяется? Мы так и говорим: хочу выпить кофе, мне понравился кофе».

Аналогично можно провести игру со словом «какао»

Желаем Вам успехов в развитии речи Ваших малышей! В основе всех игр, данных в этой статье — комплексный подход к развитию речи детей, разработанный в Лаборатории развития речи и творческих способностей  детей ИПППД РАО под руководством доктора педагогических наук О.С. Ушаковой.

Интересные игры для развития речи детей Вы найдете в статьях сайта:

Игры со словами: коллекция веселых речевых игр в стихах для детей. С подробным пошаговым описанием всех заданий.

Речевые игры для старших дошкольников (плюс карточка для скачивания к играм)

20 идей развития речи малышей для  занятых мам: как развивать речь детей в повседневном речевом общении, без лишних затрат денег, времени  и сил.

Речевая игра с кубиками «Составь предложение». 

Речевая готовность к школе

Грамматические игры с детьми и картинки к ним Вы также можете найти в статьях рубрики «Библиотека игр, картинок и практических материалов для занятий с детьми» .  также в статьях рубрик «Мир вокруг нас» и «Развитие речи детей 3-4 лет».

Грамматика для детей 3-4 лет.

Развитие речи: игрушки. Речевые игры для дошкольников.

Ориентация в пространстве: учимся употреблять предлоги за, перед, между — игры для малышей.

Учимся правильно употреблять предлоги в, на, под, около

О типичных речевых ошибках взрослых в общении с маленькими детьми и их преодолении Вы можете прочитать в статье: «Культура речи родителя и воспитателя»

Спасибо за интерес к развитию речи малышей :)!  Какие еще вопросы Вас волнуют? Какие ошибки в речи допускают Ваши дети? Есть ли у Вас опыт проведения грамматических игр с детьми? Приглашаю поделиться в комментариях.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Упражнение исправь ошибки 2 класс
  • Управляющий департаментом ошибка
  • Управление устройством недоступно ошибка upnp 705
  • Управление сообществом запрашивает доступ к вашему аккаунту ошибка доступа
  • Управление согласование примыкание как изменить