Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается какая ошибка

Он записал песни коренных аборигенов Севера. 2. Уровень несчастных случаев на шахтах...

Найдите нарушения лексических норм ⇐ Высшее образование

Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.

Автор темы

Валерий LittlFut

Всего сообщений: 2
Зарегистрирован: 07.01.2011
Образование: студент
Профессия: менеджмент организации
Откуда: г.Братск
Возраст: 36

 

Найдите нарушения лексических норм

Он записал песни коренных аборигенов Севера. 2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается. 3. В школах Москвы родилась новая традиция. 4. Мы вышли к лесистому озеру. 5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой. 6. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. 7. Нервы охотников напряжены. Палец на мушке. 8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре с Марсиа Персокс. Свою напарницу она обошла почти на полкруга. 9. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации. 10. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.

Аватара пользователя

Марго

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 13772
Зарегистрирован: 11.11.2009

Лучшие Ответы: 2

Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Моcква

 

Re: Найдите нарушения лексических норм

Сообщение

Марго » 07 янв 2011, 12:21

Информация

Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано

Айрана

Всего сообщений: 2
Зарегистрирован: 21.10.2012
Образование: студент
Откуда: Красноярск

 

Re: Найдите нарушения лексических норм

Сообщение

Айрана » 21 окт 2012, 18:59

Найдите пожалуйста нарушения лексических норм в предложениях.
1.Он записал песни коренных аборигенов Севера. 2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается. 3. В школах Москвы родилась новая традиция. 4. Мы вышли к лесистому озеру. 5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой. 6. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. 7. Нервы охотников напряжены. Палец на мушке. 8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре с Марсиа Персокс. Свою напарницу она обошла почти на полкруга. 9. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации. 10. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.
Мой вариант:
1. Он написал песни коренных аборигенов Севера. 2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается.?
3. В школах Москвы появилась новая традиция. 4. Мы вышли к лесистому прибережью озера. 5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой.?
6. Сегодня у нас гости из Мадрида. 7. Нервы охотников напряжены, палец на спусковом крючке.
8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре с Марсиа Персокс.
Свою напарницу она обошла почти на полкруга.?
9. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации.? 10. В субботу бутик «Ягуар» устроит показ мод.

slava1947

по чётным — академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1310
Зарегистрирован: 24.03.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва

 

Re: Найдите нарушения лексических норм

Сообщение

slava1947 » 21 окт 2012, 19:57

Айрана:2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается.

Из «Учебного пособия по стилистике и литературному редактированию» Никольского:

«Здесь две логические несообразности, вызвавшие ошибки и в употреблении слов: 1) может быть число, количество несчастных случаев, но не уровень их; 2) уровень может повышаться или понижаться, но не увеличиваться или уменьшаться.»

Вариант:

2. Количество несчастных случаев на шахтах увеличивается.

Аватара пользователя

Марго

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 13772
Зарегистрирован: 11.11.2009

Лучшие Ответы: 2

Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Моcква

 

Re: Найдите нарушения лексических норм

Сообщение

Марго » 21 окт 2012, 21:54

1. Он записал песни аборигенов Севера. (Аборигены — это и есть коренные жители.)
4. Мы вышли к лесному озеру.
5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нестерпимой.
8. Нашей спортсменке выпал жребий бежать в первой паре с Марсиа Персокс.
9. В связи с праздником проходят манифестации и демонстрации. (И то и другое — массовые мероприятия по определению.)

Аватара пользователя

alex-ter

ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2490
Зарегистрирован: 26.01.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: программист
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 65

 

Re: Найдите нарушения лексических норм

Сообщение

alex-ter » 21 окт 2012, 22:17

Валерий LittlFut:8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре с Марсиа Персокс. Свою напарницу она обошла почти на полкруга.

Думаю, здесь дело в том, что неясно — кто кого обошел? Марго, а разве выпало бежать — нарушение лексических норм?
Это мог быть и не жребий.

Patriot Хренов

ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 4497
Зарегистрирован: 16.04.2011
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: безвременно безработный
Откуда: Волжский, Волгоградской, Россия
Возраст: 64

 

Re: Найдите нарушения лексических норм

Сообщение

Patriot Хренов » 21 окт 2012, 22:25

alex-ter:Свою напарницу она обошла почти на полкруга.

Был такой анекдот…
По советским СМИ прошло сообщение: «Вчера Леонид Ильич Брежнев бегал наперегонки с сороковым президентом США Рональдом Рейганом. Леонид Ильич пришёл к финишу вторым. Рейган — предпоследним.»

H_N

лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 958
Зарегистрирован: 14.03.2012
Образование: высшее естественно-научное

 

Re: Найдите нарушения лексических норм

Сообщение

H_N » 22 окт 2012, 00:19

А гвинеец Сэм Брук
Обошел меня на круг, —
А вчера все вокруг
Говорили: «Сэм — друг!
Сэм — наш гвинейский друг!»
(В. Высоцкий)

Аватара пользователя

Марго

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 13772
Зарегистрирован: 11.11.2009

Лучшие Ответы: 2

Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Моcква

 

Re: Найдите нарушения лексических норм

Сообщение

Марго » 22 окт 2012, 22:00

alex-ter:Думаю, здесь дело в том, что неясно — кто кого обошел? Марго, а разве выпало бежать — нарушение лексических норм?

Да, Вы правы, alex-ter. Это я насчет неясности. А «выпало бежать» — разве что в разговорном.

H_N

лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 958
Зарегистрирован: 14.03.2012
Образование: высшее естественно-научное

 

Re: Найдите нарушения лексических норм

Сообщение

H_N » 23 окт 2012, 08:37

8. В забеге — отставшая соперница Марсиа Персокс.

Аватара пользователя

Марго

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 13772
Зарегистрирован: 11.11.2009

Лучшие Ответы: 2

Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Моcква

 

Re: Найдите нарушения лексических норм

Сообщение

Марго » 23 окт 2012, 11:06

Да, конечно, соперница, какая там напарница… :)

Аватара пользователя

alex-ter

ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2490
Зарегистрирован: 26.01.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: программист
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 65

 

Re: Найдите нарушения лексических норм

Сообщение

alex-ter » 23 окт 2012, 18:58

Нет, говорят и напарница. Это же наверняка конькобежки, они «помогают» друг дружке бежать, особенно на длинных дистанциях.

H_N

лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 958
Зарегистрирован: 14.03.2012
Образование: высшее естественно-научное

 

Re: Найдите нарушения лексических норм

Сообщение

H_N » 23 окт 2012, 19:33

alex-ter, если Марсиа Персокс (уникальное имя, кстати, только в этом задании и фигурирует на всю вселенскую Сеть) выступает здесь для нашей спортсменки напарницей (без кавычек и шуток), то зачем вообще это второе предложение в задании?
На самом стадионе отнесение М. П. в напарницы в лаконичных разговорах соревнующихся и зрителей, в игривом репортаже комментатора было бы и уместным.
Но в задании…

Высоцкий ещё когда прошёлся иронией относительно таких друзей
(Недавно Россия списала им, нахл… напарникам по соцстроительству, $20 млрд старых долгов.)

Аватара пользователя

alex-ter

ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2490
Зарегистрирован: 26.01.2012
Образование: высшее техническое
Профессия: программист
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 65

 

Re: Найдите нарушения лексических норм

Сообщение

alex-ter » 23 окт 2012, 21:18

H_N:зачем вообще это второе предложение в задании?

Я думаю, что в нем и ошибка. Только дело не в слове «напарница», а просто неясно, кто кого обошел.

H_N:На самом стадионе отнесение М. П. в напарницы в лаконичных разговорах соревнующихся и зрителей, в игривом репортаже комментатора было бы и уместным. Но в задании…

Да это вполне уместное слово, его часто употребляют. Конькобежцы бегут парой, а если вдруг в одиночку (такое тоже бывает), то результат получается гораздо хуже. :)

Patriot Хренов

ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 4497
Зарегистрирован: 16.04.2011
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: безвременно безработный
Откуда: Волжский, Волгоградской, Россия
Возраст: 64

 

Re: Найдите нарушения лексических норм

Сообщение

Patriot Хренов » 23 окт 2012, 21:36

Айрана:Свою напарницу она обошла почти на полкруга.

Левая пристяжная обошла коренника версты на две. А правая вообще не вышла на старт… Судьи выставили оценку «тройка» — в смысле, удовлетворительно.

А меня вчера моя напарница напарила тонны на две… да не рублей, а евро!

H_N

лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 958
Зарегистрирован: 14.03.2012
Образование: высшее естественно-научное

 

Re: Найдите нарушения лексических норм

Сообщение

H_N » 23 окт 2012, 22:34

alex-ter, а если первое предложение сократить?
Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре. Свою напарницу она обошла почти на полкруга.
Неужели и здесь наша спортсменка останется отставшей напарницей?
Да и зачем чураться явной же, законной лояльности? Нашу спортсменку вдруг заносить в свою, в смысле её, соперницы напарницу?
Нет уж: один убегает, другой догоняет. Классика инстинктов. Деточкин и гаишник при естественном исполнении.
Напарники — только на велосипеде с двумя сёдлами.

slava1947

по чётным — академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1310
Зарегистрирован: 24.03.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва

 

Re: Найдите нарушения лексических норм

Сообщение

slava1947 » 23 окт 2012, 23:06

«Напарниками», «напарницами» называются люди, работающие в содружестве, сообща (на пару), выполняющие общую работу. Ошибкой является использование этих слов для обозначения двух человек, являющихся конкурентами по отношению друг к другу, соперниками, а не помощниками…
(Вакуров В. Н. «Трудности русского языка», М., 2011)

Вариант:

8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре. Свою соперницу Марсиа Персокс она обошла почти на полкруга.

Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

  • 0 Ответы
    1355 Просмотры
    Последнее сообщение Кваки

    02 фев 2011, 16:23

  • 3 Ответы
    4479 Просмотры
    Последнее сообщение H_N

    22 окт 2012, 00:34

  • 1 Ответы
    1962 Просмотры
    Последнее сообщение vadim_i_z

    14 дек 2011, 13:49

  • 1 Ответы
    4822 Просмотры
    Последнее сообщение Марго

    30 ноя 2009, 20:05

  • 1 Ответы
    1237 Просмотры
    Последнее сообщение Марго

    16 ноя 2010, 13:45

Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях 1?

Русский язык | 10 — 11 классы

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях 1.

Он записал песни коренных аборигенов Севера.

2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается.

3. В школах Москвы родилась новая традиция.

4. Мы вышли к лесистому озеру.

5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой.

6. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида.

7. Нервы охотников напряжены.

8. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации.

9. В субботу бутик “Ягуар” учинит показ мод.

1) аборигены — априори коренные.

Лучше сказать «коренных жителей Севера»

3) Родилась традиция — — появилась

4)Озеро не может быть лесистым.

5)Нетерпимым может быть человек, жизнь — нет.

6) В гостях гости — — в гостях жители

7)Палец на мушке

8) здесь проблема в манифестации и демонстрации

9) Вместо «учинит» — проведёт.

Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях?

Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях.

Объясните причины речевых ошибок.

1. Он записал песни коренных аборигенов Севера.

2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается.

3. В школах Москвы родилась новая традиция.

4. Мы вышли к лесистому озеру.

5. Жизнь старойкрестьянки постепенно стала нетерпимой.

6. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида.

7. Нервы охотников напряжены.

8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре с Марсиа Персокс.

Свою напарницу она обошла почти на полкруга.

9. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации.

10. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.

Корень слова гость гостил гостинец угостил?

Корень слова гость гостил гостинец угостил.

Чем является слово из Москвы в предложение : Мы принимаем гостей из Москвы?

Чем является слово из Москвы в предложение : Мы принимаем гостей из Москвы.

Предложение со словосочетанием демонстрация мод?

Предложение со словосочетанием демонстрация мод.

Помогите найти нарушение лексических норм?

Помогите найти нарушение лексических норм.

Объяснить причины речевых ошибок.

1 В школах Москвы родилась новая традиция.

2 Мы вышли к лесистому озеру.

3 Сегодня у нас в гостях гости из Литвы.

Какая лексическая ошибка допущена в предложении?

Какая лексическая ошибка допущена в предложении?

У нас в гостях гость из Белорусии.

Исправить ошибки, связанные с нарушением лексических норм?

Исправить ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу.

Составьте предложение со словосочетаниями демонстрация мод?

Составьте предложение со словосочетаниями демонстрация мод.

Добрый день?

Друзья, подскажите, кто чем может) Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях.

Объясните причины речевых ошибок.

1. Он записал песни коренных аборигенов Севера.

Абориген — коренной житель 2.

Уровень несчастных случаев на шахтах увеличился.

Может быть число, количество несчастных случаев, но не уровень их ; 2) уровень может повышаться или понижаться, но не увеличиваться или уменьшаться.

» 3. Мы вышли к лесистому озеру.

Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида.

В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.

Все демократические силы мира должны соединиться воедино.

7. Оценивая работу отдела, директор не стал придираться к мизерным мелочам и незначительным погрешностям.

8. Закончил образование с золотой медалью.

9. Перед своей смертью он написал завещание.

10. В парке было заложено тридцать два дерева.

11. Депутаты приняли важное решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков.

12. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом.

13. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека.

Спешите предложение разберите его по членам предложения?

Спешите предложение разберите его по членам предложения.

С дальнего севера прилетели зимнее гости .

На этой странице находится ответ на вопрос Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях 1?, из категории Русский язык, соответствующий программе для 10 — 11 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.

Контрольная работа по теме «Грамматика»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Грамматика — один из разделов языкознания, который делится на морфологию и синтаксис. Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа существительных, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц словосочетаний и предложений.

1) Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных?

Авеню, бра, безе, евро, жюри, кенгуру, киви, кольраби, коммюнике, кофе, пенальти, салями, сирокко, табу, цеце, цунами, Батуми, Калахари, Миссисипи. Ответ: широкая авеню, хрустальное бра, легкое безе, коллекционный евро, строгое жюри, быстрый кенгуру, вкусный киви, незрелая кольраби, содержательное коммюнике, чёрный кофе, повторный пенальти, вкусная салями, знойный сирокко, первобытное табу, африканская цеце, опасное цунами, солнечный Батуми, знойная Калахари, широкая Миссисипи.

2) Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных:

Корпус. (здания, войскового соединения) – корпус. (туловища); образ. (иконы) – образ. (художественно-литературные); орден. (знаки отличия) – орден. (рыцарские и монашеские общества); повод. (поводья) – повод. (побуждения).

Ответ: Корпуса (здания, войскового соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (художественно-литературные); ордена (знаки отличия) – ордены (рыцарские и монашеские общества); повода (поводья) – поводы (побуждения).

3) Раскройте скобки, выберите подходящий вариант:

1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лекторы – лектора). 2. Крупные (лоскуты, лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперёд, (лоскуты, лоскутья) его одежды развевались на ветру. 5. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны, тона). 6. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие тёмно-синие (тоны, тона). 7. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры, шофера). 8. Многочисленные (прожекторы, прожектора) ярко освещали площади и улицы города. 9. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, (учители, учителя), (бухгалтеры, бухгалтера), (инженеры, инженера), (кондукторы, кондуктора) железнодорожных поездов. 11. Важнейшие (секторы, сектора) института были реорганизованы. 12. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы, кузова) их до краёв были наполнены мешками и ящиками. Ответ: 1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные лекторы. 2. Крупные лоскуты разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперёд, лоскутья его одежды развевались на ветру. 5. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые тоны. 6. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие тёмно-синие тона. 7. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шофёры. 8. Многочисленные прожектора ярко освещали площади и улицы города. 9. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, учителя, бухгалтеры, инженеры, кондуктора железнодорожных поездов. 11. Важнейшие секторы, института были реорганизованы. 12. Из ворот выехали пятитонные грузовики, кузова их до краёв были наполнены мешками и ящиками.

4)От данных существительных образуйте формы Им.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч. Выделите существительные, имеющие варианты.

Апельсин, бухгалтер, гектар, год,гусар, доктор, катер, килограмм, мандарин, отпуск, полотенце, рельс, томат, торт, англичанин, баклажан, бурят, вафля, гренадер, кочерга, носок, чулок, сапог, свеча, туфель, цапля, ясли.

Ответ: им. п. мн.ч. р.п. мн. ч.

существительные имеющие варианты: год-лет

5) Какую из двух конструкций: Хирург сделал операцию или Хирург сделала операцию — если речь идет о женщине, вы предпочтете: а) в строгой деловой речи; б)в научной речи; в) в устной беседе с друзьями? Ответ: Хирург сделал операцию (а, б) или Хирург сделала операцию (в)

6) Подчеркните прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень. Образуйте от них простую и сложные формы сравнительной степени, если это возможно.

Каталог выпускных платьев 2018 В наличии и пошив на заказ! Дизайнер Svetlana Zaitseva! Бесплатная примерка Контакты в Воронежеsvetlanazaitseva.ruАдрес и телефон ВоронежСкрыть объявление

Ломоносовская школа -пансион Ломоносовская школа -пансион-главная инвестиция в будущее ребенка. Выбор за Вами! Обучение 1-11 классДетский садДошкольное отделениеБлизко от Москвыlomonpansion.ruАдрес и телефон Скрыть объявление

Большой, бойкий, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, плохой, полосатый, робкий, смелый, скверный, сверхмощный, ультраправый, фиолетовый. Ответ: большой-больше, более/менее большой

бойкий-бойче, более/менее бойчее

звонкий-звонче, более/менее звонкий

злющий-это уже прост. сравнение степени

ловкий-ловче,ловчее, более ловкий

полосатый-исключение, нет степени

робкий-робче, более робкий

смелый-смелее, более смелый

7) Раскройте скобки и выберите нужную падежную форму. Укажите возможные варианты: Ждать (автобус, автобуса), ждать (встречу, встречи), ждать (решение, решения), искать (поддержку, поддержки), искать (дорогу, дороги), искать (спасение, спасения), искать (славу, славы). Ответ: Ждать автобус, ждать встречи, ждать решения, искать поддержку, искать дорогу, искать спасения, искать славы.

8) Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях.
Объясните, с действием каких норм они связаны.

1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 2. Им руководила жажда в деятельности. 3. Следует уделять большое внимание на орфографию. 4. Первоклассники уже отличают звук и букву. 5. Мать тревожилась о ребенке. 6. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 7. В наше время женщина должна занять важную роль в политике. 8. Мы говорим, что мы достигли в Думе. 9. В дискуссии участвовали много ученых. 10. Посмотрев фильм, началась работа над рецензией о нем. 11. Нелепые, но порой труднопреодолимые препятствия отцу в воспитании детей, особенно когда они знают и любят их, калечат психику ребенка. 12. Мы доводим закон от начала до конца. Ответ: 1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победе (п.п.). 2. Им руководила жажда деятельности (р.п.). 3. Следует уделять большее внимание орфографии. 4. Первоклассники уже отличают звук от буквы. 5. Мать тревожилась о ребенке. 6. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 7. В наше время женщина должна занять важное место в политике. 8. В Думе мы говорили о том, чего достигли. 9. В дискуссии участвовали многие ученые. 10. После просмотра фильма началась работа над рецензией о нем. 11. Нелепые, но порой труднопреодолимые препятствия в воспитании, особоенно когда дети знают и любят отца, калечат психику ребенка. 12. Мы проводим закон от начала до конца.

9) Выберите один из вариантов:

1. Крыша была покрыта (толем – толью). 2. Портниха пришила к рукаву (манжет – манжету). 3. Из вазы (торчал – торчала) (свежий – свежая) (георгин – георгина). 4. На пальце (вырос – выросла) (толстый – толстая) мозоль. 5. Плотник починил (вольер – вольеру). 6. От сильного мороза (рельс – рельса) (лопнул – лопнула). 7. Ветер хлопал (ставнем – ставней). Ответ: 1. Крыша была покрыта толем . 2. Портниха пришила к рукаву манжету. 3. Из вазы торчал свежий георгин . 4. На пальце выросла толстая мозоль. 5. Плотник починил вольер. 6. От сильного мороза рельс лопнул . 7. Ветер хлопал ставней.

10) Слова, заключённые в скобки, поставьте в нужной форме:

1. Оба абитуриента (Петров) успешно сдали вступительные экзамены в университет. 2. Широко внедряется опыт футбольного тренера Олега (Волк). 3. Супруги (Сазерленд) побывали в гостях у российского писателя Николаева. 5. В трудах японского учёного (Никамура). 6. У кубинского шахматиста (Капабланка) был неповторимый стиль игры. 7. Сёстры Эмма и Катарина (Штольц) недавно вернулись из путешествия в Австралию. 8. Наш научный руководитель переписывается с английской исследовательницей Барбарой (Трэверс). 9. У сибирского краеведа (Белых) есть интересные документы об истории родного края. 10. С директором металлургического комбината Сергеем (Масло) журналист беседовал около часа. Ответ: 1. Оба абитуриента Петровых успешно сдали вступительные экзамены в университет. 2. Широко внедряется опыт футбольного тренера Олега Волка. 3. Супруги Сазерленд побывали в гостях у российского писателя Николаева. 5. В трудах японского учёного Никамуры. 6. У кубинского шахматиста Капабланки был неповторимый стиль игры. 7. Сёстры Эмма и Катарина Штольц недавно вернулись из путешествия в Австралию. 8. Наш научный руководитель переписывается с английской исследовательницей Барбарой Трэверс. 9. У сибирского краеведа Белых есть интересные документы об истории родного края. 10. С директором металлургического комбината Сергеем Масло журналист беседовал около часа.

11) Исправьте предложения, учитывая нормы образования степеней сравнения прилагательных:

1. Это наиболее простейший способ решения проблемы. 2. Этот пример является более лучшим. 3. Это открытие является самым величайшим. 4. Более худшего варианта развития событий нельзя и представить. Ответ: 1. Это наиболее простой способ решения проблемы. 2. Этот пример является лучшим. 3. Это открытие является самым великим. 4. Более плохой варианта развития событий нельзя и представить

12) Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, устраните неправильные формы:

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четырёх сирот – четверых сирот). 3. В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента – двое доцентов). Ответ: 1. Радостно встретились после долгой разлуки двое друзей. 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи четверых сирот. 3. В семье было трое сыновей, все три – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними троими приедет мать. 5. При больном неотлучно находились трое слуг. 6. Семинар вели два доцента.

Тема 3. Лексические нормы .

Лексические нормы — это правила применения слов в речи: 1) правильность выбора слов из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; 2) употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; 3) уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях. Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и ее правильности.

1) Найдите предложения, в которых слова не соответствуют тем предметам, признакам и явлениям, которые они обозначают. Исправьте
ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

1. Началась избирательная фиеста. 2. Он познакомился с плеядой новых компьюте-ров. 3. Депутаты приняли решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков. 4. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. 5. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека. 6. На очередном заседании клуба Книголюбов прошла презентация первых номеров альманаха «Владикавказ».

Ответ: 1. Началась избирательная кампания. 2. Он познакомился с несколькими моделями новейших компьютеров. 3. Депутаты приняли важное решение, которое поможет устранить имеющиеся недостатки. 4. Бабушка ласково кивает лицом. 5. Эта борьба ведется под эгидой защиты прав человека. 6. На очередном заседании клуба Книголюбов прошла презентация первого номера альманаха «Владикавказ».

2) Определите по толковым словарям значения следующих синонимов, их стилистическую окраску, а также их происхождение в русском языке: в каких прямых и переносных значениях и устойчивых контекстах употребления они могут заменять друг друга, а в каких нет и почему (приведите для подтверждения своего ответа примеры словосочетаний и предложений с этими словами):

Восстановление – реставрация, агитация – пропаганда, авария — катастрофа, осваивать — обживать, сотрудничество – взаимодействие, импульс — толчок, регион — район, реформа — изменение . Ответ: Восстановление – реставрация (позд. лат.). Востановление/реставрация здании. Востановление(спец.)

Агитация (лат.)-пропаганда (лат.). Антигосударственная пропаганда/агитация. Пропаганда здорового образа жизни. Агитация-распространение, к-либо настроения в пользу, к-либо идеи. Пропаганда-распространение идей.

Авария(фран.)-катастрофа(греч.). Авария- повреждение. Катастрофа-1) неожиданное событие в романах, драмах, служащее разведкой. 2) ужасное проишествие. Имеет большуюэкспрессию и трагизм, чем авария. Автомобильная авария/катастрофа. Натянутое отношение супругов должно же было наконец разрешиться в какую-нибудь катастрофу.

Осваивать- обживать. Осваивать- учиться пользоваться чем-либо. Обживать-осваивать новые места. Осваивать новый компьютер. Обживать новый дом.

Сотрудничество-взаимодействие. Сотрудничество-участие в каком-либо общем деле. Взаимодействие (книж.) -взаимная связь;(психол.)-процесснепосредственного воздействия объектов друг га друга, порожающий их взаимную обусловленность и всязь. Наша компания сотрудничает/взаимодействует с редакцией газеты «К». После появления квант. теории поля представление о взаимодействии существенно изменилось.

Импульс-толчок(лат.). Импульс-1) мера механического движения 2) внушение, побуждение. Толчок-резкий короткий удар, производимый движением от себя. Дать толчка кому-либо. Посылать электрические импульсы.

Регион(лат.)-район(фран.). Регион-1) область, район, частьстраны,отчичающая от других областей совокупностьюестественных или исторических сложившихся особенностей. 2) группа близлежащих стран . Экономико-географический или близкий по состату район мира. Район-извесный округ. Определённая часть местности.

Реформа-изменение(лат.). Реформа- преобразование, вводимое законодательным путем. Изменение- превращение в нечто другое. Реформа образования. Изменение показаний счетчика.

3) Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов, исправьте их, определив значения неправильно употребленного и нужного в данном случае слова по толковому словарю:

В полку царило воинствуюшее настроение. Народ терпел двойственный гнет. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. В конце собрания слово представили профессору Дьяконову. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растений. Ответ: В полку царило воинственное настроение. Народ терпел двойной гнет. Хищническое истребление лесов привело к образованию оврагов. В конце собрания слово предоставили профессору Дьяконову. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияет на развитие растений.

4) Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях и исправьте их, определите, какие типы лексических норм нарушены в каждом случае, значения неправильно употребленных слов определите по толковому словарю:

Он записал песни коренных аборигенов Севера. В школах Сыктывкара родилась новая традиция. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. Нервы охотников напряжены: палец на мушке. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод. Ответ: Он записал песни коренных жителей Севера. В школах Сыктывкара появилось новая традиция. Жизнь старой крестьянки постепенно стала невыносимой. Сегодня у нас гости из Мадрида. Нервы охотников напряжены: палец на курке. В субботу бутик «Ягуар» устроит показ мод.

Абориген-это коренной житель.

5) Оцените целесообразность использования иноязычных слов вследующих предложениях, аргументируйте свою позицию при помощи толкового словаря и словаря иностранных слов:

1. В понедельник состоится fashion-show (показ моделей) модельера Ярослава Куриленко под названием «Цветы Востока». 2. Своей балетной харизмой Плисецкая осеняет тех, кому танцевать дальше. 3. Новый триллер создает в зрительном зале атмосферу саспенса (напряжения). 4. Важную роль в современном обществе играет создание опережающих технологий, ноу-хау. 5. Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у голубых экранов в ожидании хеппи-энда?

Ответ: 1. В понедельник состоится (показ моделей) модельера Ярослава Куриленко под названием «Цветы Востока». 2. Своей харизмой Плисецкая осеняет тех, кому танцевать дальше. 3. Новый триллер создает в зрительном зале атмосферу саспенса (напряжения). 4. Важную роль в современном обществе играет создание опережающих технологий. 5. Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у голубых экранов в ожидании хеппи-энда?

4) Ноу-хоу- секрет производства.

6) Найдите и устраните ошибки, связанные с неточным выбором слова и нарушением норм лексической сочетаемости:

1. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 2. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха. 3. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 4. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла I. 5. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека. 6. Пора подвести результаты встречи.. 7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора.

Ответ: 1. На предприятии использовалось оборудование. 2. У людей появилась уверенностьвозможностииметь частную собственность своими силами добиться успеха. 3. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 4. Благоприятно сказался на промышленниках Указ императора Павла I. 5. Сейчас эти функции возможны на одного человека. 6. Пора подвести итоги встречи.. 7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял функции кладовщика и экспедитора.

7) Устраните речевую избыточность и тавтологию:

1. Федеральные подразделения углубились вглубь республики. 2. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. 3. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 4. Реформа ведётся при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 5. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация.

Ответ: 1. Федеральные подразделения продвинулись вглубь республики. 2. Пресса высоко оценивает результаты выборов. 3. Если это предположить, то ситуация видится в ином свете. 4. Реформа ведётся при одновременном существовании старых и новых структур управления. 5. Инициатором движения является экономическая ассоциация.

8) Объясните, почему неправильно следующее словоупотребление:

Более изощрённее; в мае месяце; в самое ближайшее время; взаимное сотрудничество, иметь полный кворум; видеть воочию; впервые познакомиться; госпитализировать в больницу; опубликовать в печати; отступить назад; патриот родины; полный аншлаг; прейскурант цен; самый оптимальный; художественное оформление интерьера; народный фольклор; огромная махина.

Ответ: Изощрённее; в мае; в ближайшее время; сотрудничество, иметь полный кворум; воочию; познакомиться; госпитализировать; опубликовать; отступить; патриот; аншлаг; прейскурант; оптимальный; оформление интерьера; фольклор; махина.

9). Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним:

1. Он привык работать без надрыва (методически, методично), чётко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 2. мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении. 3. (Критичный, критический) анализ этого исследования был не очень (критичный, критический). 4. Осторожно, во дворе (злой, злостный) собака. 5. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть (спасательный, спасительный) жилеты. 6. Я посмотрел ваш (фактичный, фактический) материал и нахожу его не очень (фактический, фактичный). 7. Он проявил (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность в решении этих (хозяйственный, хозяйский) вопросов.

Ответ: 1. Он привык работать без надрыва методично, чётко выполняя все методический рекомендации. 2. мы с вами должны собраться и обговорить те вопросы, которые не были оговорены в соглашении. 3. Критический анализ этого исследования был не очень критичный.4. Осторожно, во дворе злая собака. 5. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть спасательный жилеты. 6. Я посмотрел ваш фактический материал и нахожу его не очень фактичный. 7. Он проявил хозяйскую заинтересованность в решении этих хозяйственных вопросов.

10). Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов, антонимов и паронимов:

1. Старые порядки и прежние организационные структуры уже отброшены. 2. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значительным. 3. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 4. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. 5. Недостоверные факты должны нас настораживать. 6. На псарне у Троекурова были гоночные собаки. 7. Полярники дрейфили на льдине. 8. Наташа кричала, онемев от страха. 9. Дубровский родился в бедной, но довольно-таки зажиточной семье. 10. Над городом стоял сильный смокинг – результат вредных выбросов.

Ответ: 1. Старые порядки организационные структуры уже отброшены. 2. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значимым. 3. Этот агрегат позволяет значительно снизить температуру соединения материалов. 4. Он признался в том, что было скрыто от нас. 5. Недостоверные факты должны нас настораживать. 6. На псарне у Троекурова были гончие собаки. 7. Полярники дрейфовали на льдине. 8. Наташа кричала от страха. 9. Дубровский родился в довольно-таки зажиточной семье. 10. Над городом стоял сильный смок – результат вредных выбросов.

11). Подберите к следующим словам пары с противоположным значением:

Тупой, шум, тишина, ветер, темнеет, расцветает, весна, ум.

12) Укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях и устраните её:

1. После повторного анализа были получены отличные данные. 2. Вы как редактор можете оставить этот термин.

1. После повторного анализа были получены другие данные. 2. Вы как редактор можете оставить этот термин.

*отличные 1)в значении хорошие 2) разные

13). Устраните речевую недостаточность в предложениях:

1. Язык героев Шукшина резко отличается от персонажей других авторов. 2. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере.

Ответ: 1. Язык героев Шукшина резко отличается от языка персонажей других авторов. 2. Левоцентристский блок пока не имеет лидера, но очень нуждается в нём.

Помогите найти лексические ошибки в предложениях

Традиция вновь стала возрождаться.
Это сложившаяся ситуации сложилась сейчас в России.
Автор пытается вникнуть в Древнюю Русь.
Депутаты пришли на встречу с главным мэром города.
После удачного выступления я впервые узрел свою силу.
Все деревенские новости концентрируются у колодца.
Студентам представлены все условия для занятий.

1.Традиция вновь стала возрождаться. Лишнее слово «вновь» поскольку традиция и так стала «возрождаться». Т. е. существовала ранее, потом исчезла, и ВНОВЬ появилась. Тавтология.
Надо: Традиция стала возрождаться.
2.Это сложившаяся ситуации сложилась сейчас в России.
Во-первых, не этО ситуация, а этА (слово «ситуация» женского рода)
Во-вторых, опять масло масляное — «сложившаяся сложилась»
Надо: Такова сложившаяся в России ситуация.
3. Автор пытается вникнуть в Древнюю Русь.
Невозможно вникнуть в Русь, даже древнюю:) )
Надо: Автор пытается понять Древнюю Русь.
4..Депутаты пришли на встречу с главным мэром города. лишнее слово — «главный» Мэр не может быть «главным» или «не главным». Он ОДИН на весь город
Надо: Депутаты пришли на встречу с мэром. Слово «город» тоже избыточно.
5.После удачного выступления я впервые узрел свою силу. Глагол «узреть» стилистически выбивается из общего контекста фразы. Это раз. Во-вторых, силу вообще невозможно «узреть». ее можно «осознать». Нарушена словосочетаемость.
Надо: После удачного выступления я впервые осознал свою силу
6.Все деревенские новости концентрируются у колодца.
Глагол «концентрироваться» неуместен. Новости не могут концентрироваться — раз, и тем более, у колодца — два. Нарушение словосочетаемости.
Надо: Все деревенские новости можно узнать у колодца.
7. Студентам представлены все условия для занятий. Не «представлены», а предОставлены.
Надо: Студентам предОставлены все условия для занятий.
представляют кого-то кому-то, предоставляют что-то кому-то.
Неправильное употребление глагола из-за явления паронимии.

Традиция вновь стала возрождаться. — ок
Это сложившаяся ситуации сложилась сейчас в России. — тафтология сложившаяся . сложилась
Автор пытается вникнуть в Древнюю Русь. — нельзя в не вникнуть, можно вникать в ее культуру, историю и т. п.
Депутаты пришли на встречу с главным мэром города. — главного мера не бывает, он всего один
После удачного выступления я впервые узрел свою силу. — силу нельзя узреть, лишь ее последствия/результат
Все деревенские новости концентрируются у колодца. — стиль хромает
Студентам представлены все условия для занятий. — ок

Традиция начала возрождаться.
Это ситуации сложилась сейчас в России.
Автор пытается мысленно перенестись в Древнюю Русь.
Депутаты пришли на встречу с мэром города.
После удачного выступления я впервые ощутил
свою силу.
Все деревенские новости обсуждаются у колодца.
Студентам предоставлены все условия для занятий.

Эта ситуация сейчас сложилась в России.
Автор пытается вникнуть в историю Древней Руси.
Депутаты пришли на встречу с мэром города.
После удачного выступления я впервые ощутил свою силу.
Все деревенские новости обсуждаются у колодца.

Традиция (вновь) стала возрождаться.
ЭтА (сложившаяся) ситуациЯ сложилась сейчас в России.
Автор пытается (вникнуть) в Древнюю Русь.
Депутаты пришли на встречу с (главным) мэром города.
После удачного выступления я впервые (узрел) свою силу.
Все деревенские новости (концентрируются) у колодца.
Студентам (представлены) все условия для занятий.

Вновь возрождаться.
Сложившаяся сложилась.
Пытается вникнуть в Дренюю Русь.
Главный мэр.
Узрел свою силу.
Деревенские новости концентрируются.
Представлены.

источники:

http://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-teme-grammatika-4659262.html

http://sprashivalka.com/tqa/q/22582205

Речевые ошибки

Задание 1.
Известно,
что слова, оканчивающиеся на -провод
(типа водопровод и др.), имеют ударение
на последнем слоге. Приведите примеры
таких слов (не менее пяти). Почему в слове
электропровод ударение падает на
предпоследний слог?

Задание 2.
Прочитайте с ударением на предпоследнем
слоге.

Автометрия,
психометрия, телеметрия, аутоскопия,
аутоскопия, рентгено­скопия, буржуазия,
полиграфия, деспотия, индустрия.

Задание 3.
Поставьте в разные формы слова, учитывая,
что ударение в них неподвижно во всех
формах.

Средство, торт,
шарф, бант, брелок, каучук.

Составьте предложения
с данными словами, используя их в формах
косвен­ных падежей единственного и
множественного числа (если это возможно).

Задание 4.
Поставьте в указанную форму слова.
Учитывайте подвижность или непод­вижность
ударения.

Ударение на
основе.

Например: вижу бороду.

Вижу (вода,
доска, земля, нога, спина, сторона, цена,
щека).

Ударение на
окончании.

Например: вижу версту.

Вижу (гроза,
зола, семья, серьга, сковорода, строка).

Ударение на
основе во множественном числе.

Например: нет ёмкостей.

Нет (кабель,
местность, отрасль, поверхность, прибыль,
ружьё, связь, та­бель, цель).

Ударение на
окончании во множественном числе.

Например: нет ведо­мостей.

Нет (вексель,
должность, китель, козырь, крепость,
лопасть, мелочь, по­весть, скорость,
степень).

Задание 5.
Поставьте в форму множественного числа
существительные, если известно, что они
имеют окончания:

  • -И, -Ы: вектор,
    возраст, джемпер, полюс, почерк, рапорт,
    свитер, сектор, склад, кочерга, мольба,
    стопа, фронт, ход, шофёр;

  • -А, -Я: купол,
    окорок, округ, тормоз, шулер, якорь,
    директор, доктор, отпуск, сторож,
    профессор, паспорт.

Задание 6.
Известно
правило произношения кратких
прилагательных: они сохраняют ударение
на основе во всех формах, кроме форм
женского рода, в которых уда­рение на
окончании. Пользуясь этим правилом,
поставьте во все возможные краткие
формы следующие прилагательные.

Быстрый,
весёлый, гладкий, глупый, глухой, горький,
грубый, дорогой, звон­кий, краткий,
крепкий, кривой, мелкий, мягкий, правый,
редкий, робкий, слабый, сухой, тихий,
целый, юный.

Задание 7.
В некоторых
глаголах ударение с приставки сдвигается
на окончание в формах женского рода
прошедшего времени: занять
– занял,
заняло,
заняла,
заняли.
По аналогии с данным примером измените
следующие глаголы:

Дожить, задать,
занять, нанять, начать, отбыть, отнять,
отпереть, передать, подать, понять,
пре­дать, прибыть, принять, пробыть,
создать, умереть.

Задание
8.
Раскрывая скобки, выберите подхо­дящие
слова; свой выбор мотивируйте, при
наличии вариантов укажите различия.

1. Оратор медленно
произносил слова, придавая каждому из
них (особое
значение, особенную значимость, особенную
значи­тельность)
.
2. Люди простодушные принимают (желаемое,
желательное)

за действительное. 3. Автор брошюры не
приводит никаких (обоснований,
оснований)

для своих выводов. 4. В толковых словарях
даются различного рода стили­стические
(пометы,
пометки).
5.
Многим студентам нашей группы
(представилась,
предоставилась)

возможность принять участие в
археологической экспедиции. 6. Предложенное
в статье решение кажется (проблемным,
проблематичным).

7. С героем фильма постоянно происходят
какие-то (романические,
романтические)

истории. 8. Работа написана простым
языком, сразу уясняется (существо,
сущность)

вопроса. 9. В работах художников и
скульпторов (отражается,
отображается
)
труд, быт и отдых забайкальцев. 10. Идеалом
счастья Обломов считал (сытую,
сытную)

жизнь. 11. Письмо дошло до (адресата,
адресанта)

вовремя. 12. В короткий срок удалось
(освоить,
усвоить)

многие методики исследования. 13. Тем,
кто спускался в глубь Баренцева моря
(одели, надели)
теплое белье,
а поверх него (искусно,
искусственно)

сделанные гидрокостюмы. 14. Когда слово
(представили,
предоставили)

известному поэту, зал (зааплодировал,
поаплодировал)
.
15. Бухгалтерия должна (оплатить,
платить
)
временному сотруднику зарплату. 16.
Команда, непрерывно работая, (обрела,
приобрела)

свое лицо. 17. Этот руководитель всегда
проявля­ет (внимательность,
внимание
) к
людям. 18. Климат и особенность произношения
в английском языке пагубно отражаются
на (голосовых,
голосистых)

связках. 19. На участке значительная
часть почвы (каменная,
камени­стая)
.
20. Я (оцениваю,
расцениваю)

ваше выступление как клевету. 21. У
билетной кассы предъявляли свои
(командировочные,
командированные
)
удостоверения. 22. Пока шло расследование,
злоумышленник надеялся, что его (поступок,
проступок)

останется безнаказанным. 23. Поэт с
(раздражитель­ностью,
раздражением)

воспринял несправедливое вы­ступление
критики. 24. Мне кажется, что я припоминаю
(лицо, личность)
этого человека. 25. Нужно уметь находить
и использовать (скрытые,
скрытные)

резервы производства. 26. Молодой актер
играет (главную,
заглавную)

роль в спектакле «Волки и овцы» А.Н.
Островского. 27. В озере (отображались,
отражались)

при­брежные деревья и кустарники,
камыши и облака. 28. Черные цвета вперемешку
с бурыми и белыми полосками делают
оперение селезня очень (эффективным,
эффектным).

29. Перед собранием (встал,
стал)
такой
принципи­альный вопрос. 30. Перед
подвигом защитни­ков Отечества мы
(преклоняем,
склоняем)

голову.

Задание 9.
Найдите в
данных ниже предложениях приме­ры
неуместного использования иноязычных
слов. Ис­правьте предложения, заменяя,
где это возможно и целе­сообразно,
заимствованные слова русскими.

1. Родители порой
индифферентно относятся к внут­реннему
миру своих детей и делают акцент только
на хорошую учебу. 2. Брат решил презентовать
маме на ее день рождения картину, которую
написал сам инкогнито от всех. 3. Моя
грусть в эти дни была специфическая. 4.
Родителям не импонирует моя манера
одеваться, и мы часто дебатируем по
этому поводу. 5. Своих домашних я всегда
информирую, где базируюсь. 6. Не хочу
утриро­вать ситуацию, но положение
серьезное. 7. На уроке учитель скрупулезно
проанализировал все дефекты на­ших
сочинений. 8. В моем сочинении превалируют
сти­листические ошибки. 9. Пора наконец
прийти к консен­сусу в наших семейных
распрях. 10. Кульминацией дол­гой
дискуссии явилось предложение сестры
пойти не в кино, а просто погулять по
городу. 11. Брат форсировал накал страстей
своим контрпредложением вообще нику­да
не выходить из дому. 12. Наши возможности
были лимитированы слишком мизерной
суммой. 13. Стадион уже функционировал,
и мы пошли на матч. 14. Напа­дающий
бездумно адресовал мяч игроку в центре
по­ля.

Задание 10.
Исправьте
предложения, устраняя повторение
однокоренных слов или употребление
слов, не вносящих нового значения.

1. Руководители
предприятий по-прежнему надеются на
руководящие указания министерств. 2.
Всем при­шлось работать напряженно,
чтобы в срок выполнить срочную работу.
3. Корабли приближались все ближе и ближе
к берегу. 4. Строители внезапно и неожиданно
ускорили темпы строительства больницы
и теперь строят даже в выходные дни, так
как знают, что стройка крайне нужна
жителям района. 5. Новая техника помогает
сде­лать более легким трудоемкий труд
рабочих. 6. Для дос­тижения намеченной
цели пришлось объединить воеди­но
усилия всех участников. 7. Мое внимание
привлекла талантливо выполненная
сатирическая карикатура, по­мещенная
на последней странице газеты. 8. Всем
гостям из-за рубежа были вручены памятные
сувениры. 9. Боль­ную мать поддерживала
в трудную минуту всеобщая лю­бовь
всех родных. 10. Наверное, в Онегине
заговорила своя собственная совесть,
и он уезжает.

Задание 11.
Проанализируйте
причины недостаточной информативности
пред­ложений и отредактируйте их.

1. Сдается квартира
с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая
старушка ходит в сарай по проволоке. 3.
В первый месяц жизни дети ходят гулять
только на руках. 4. Студенты, прошедшие
давление и сварку, могут записаться на
об­работку резанием. 5. Женщине присудили
пятьдесят процентов мужа. 6. Про­дажа
сока прекращена по техническим причинам:
застрял в лифте. 7. Доставка груза
производится вертолетом по бездорожью.
8. Промежуток между шко­лой и жизнью
занимает короткое время, а в памяти
остается надолго. 9. На пле­чи фермера
ложится ответственность за содержание
и сохранность. 10. На ка­чество направлены
многие темы, разрабатываемые нашими
учеными.

Задание 12.
Устраните
нарушения лексических норм в следующих
предложениях. Объясните причины ошибок.

1. Он записал песни
коренных аборигенов Севера. 2. Уровень
несчастных случаев на шахтах увеличивается.
3. В школах Москвы родилась новая традиция.
4. Мы вышли к лесистому озеру. 5. Жизнь
крестьянки стала нетерпимой. 6. Сегодня
у нас в гостях гости из Мадрида. 7. В
субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.
8. Бывшие заслуги здесь во внимание не
принимаются. 9. Толпа людей ворвалась в
здание. 10. Закоренелые москвичи особенно
сильно любят свой город. 11. Депутаты
приняли важное решение, которое
способствует улучшению отмеченных
недостатков. 12. Напрягая последние
усилия, путники выбрались, наконец, на
ровную дорогу. 13. Моя мама работает
почтальоном. За 30 минут она разносит 4
подъезда. 14. У моего товарища нос с
горбушкой. 15. Если бы люди перестали
загрязнять экологию! 16. Онегин вел
праздничную жизнь. 17. Один поступок
Чацкого привел меня в неясность. 18.
Зарисовки также помогают читателю лучше
понять текст. 19. Студенты могут сами
поставить вопросы выступающему. 20. В
Риге выявлен притон наркомании. 21. В
парке стоит архитектура. 22. Учитель
принужден был еще раз объяснить материал.
23. Искусство влияет на рост культурности
человека. 24. Большая половина игры уже
прошла. 25. Подскажите, который час. 26.
После тяжкого приступа больной начал
отходить. 27. Врач обошел седьмую палату.
28. Наши сверхзвуковые аэропланы были
представлены на международной выставке.

Задание 13.
Определите род существительных, согласуя
с ними определения.

Черн… кофе, больн…
мозоль, густ… тушь, травян… шампунь,
розов… фламинго, бел… лебедь, маринованн…
иваси, зелен… Сочи, м… протеже, звучащ…
банджо, ярк… индиго, юн… кабальеро,
больш… гну, забавн… гризли, крошечн…
колибри, бескрыл… киви-киви, остроумн…
конферансье, уважаем… кюре, сед…
маэстро, заброшенн… ранчо, справедлив…
рефери, маленьк… цеце, увлекательн…
шоу, приятн… контральто, широк… авеню,
железн… алиби, строг… жюри, точн…
пенальти, вкусн… салями, дружелюбн…
хиппи, легк… эсперанто.

Задание 14.
Подберите,
если это возможно, к существительным
родовые пары.

Адвокат, аспирант,
бригадир, врач, генерал, директор, доктор,
доктор наук, инженер, корреспондент,
космонавт, кондуктор, лаборант, машинист,
научный сотрудник, преподаватель, повар,
продавец, шофер, шеф.

Балерина, доярка,
массажистка, маникюрша, санитарка,
секретарша, сиделка, солистка, студентка,
ткачиха, чемпионка.

Задание 15.
Укажите в
приведенном списке прилагательные, от
которых можно образовать сравнительную
степень. Образуйте от них простую и
сложную формы сравнительной степени,
если это возможно.

Большой, бойкий,
звонкий, злющий, клетчатый, ловкий,
плохой, полосатый, робкий, смелый,
скверный, сверхмощный, ультраправый,
фиолетовый.

16.
Исправьте речевую ошибку:

Это самый добрейший
человек из всех, кого я знаю.

Это ещё более
худший вариант решения проблемы.

Комендант велел
дворнику отнести вещи жильца к себе.

Мать велела дочери
налить себе воды.

Боясь грозы,
старушка спрятала голову под подушку
и держала её там до тех пор, пока она не
кончилась.

17. Образуйте
форму повелительного наклонения от
глаголов:

Лечь, ехать, стереть,
класть, положить, вынуть, выйти, высыпать,
видеть, слышать, хотеть, мочь, гнить.

18. Образуйте
форму 1 лица ед.числа от глаголов:

Победить, убедить,
затмить, дерзить, очутиться, пылесосить,
висеть.

19. Образуйте
форму 3 лица ед.числа настоящего времени:

Колыхать, махать,
плакать, полоскать, плескать, сыпать,
щипать, дремать, двигать, капать.

Задание
20.

Отметьте недочеты в строе предложений
(нарушение связи меж­ду словами,
смещение конструкции, пропуск членов
предложения, нарушение порядка слов и
т.д.). Отредактируй­те предложения.

1. Обсуждался вопрос
о подготовке к выборам Цент­ральной
избирательной комиссии. 2. В район приехал
инструктор для подго­товки специалистов
по борьбе с сельскохозяйственными
вредителями из местных жителей. 3. Иванов
отказался со всеми студентами сдавать
зимнюю сессию. 4. Вошла горничная с
накрахмаленной на голове наколкой. 5.
Поздно вечером к амбару подкатило 2
машины, груженные мукой. 6. Несколько
книг из библиотеки отца оказалось
утерянными. 7. Операцию сделал молодой
хирург Иванова Г.М., недавно защитившая
кандидатскую диссертацию. 8. Студент
или студентка должна прийти за справкой?
9. Село Погореловка расположена недалеко
от райцентра. 10. Лодка плыла по живописным
берегам реки. 11. Статья написана по этой
же теме. 12. Эти факты говорят за то, что
на заводе нет хорошего хозяина. 13.
Необходимо точно определить потребность
кирпича и других материалов. 14. Студент
представил отчет в проделанной им
работе. 15. Уволены те, кто тормозил
движению вперед. 16. Люди жалуются на
правоохранительные органы: стражи
порядка часто грубят с задержанными
гражданами. 17. У него были голубые глаза
с родинкой на правой щеке. 18. Условия
кредитования освещаются в специальных
выпусках газеты, лекциях и брошюрах,
докладах и журналах. 19. Я дал щенку
молока, поел немного и пошел под диван.
20. Слушая лекцию, у студента возникают
образы. 21. Лай собаки раздавался за
забором, виляя хвостом. 22. Прочитав
рукопись, мне думается, что она нуждается
в серьезной доработке. 23. Благодаря
тому, что не хватает времени думать о
воспитании, растет преступность. 24. Где
проходила наша экспедиция, то были
глухие места. 25. На шелкоткацкой фабрике
установлено 500 новых станков, а также
для выработки объемной полиэфир­ной
нити. 26. Ставшая популярной вексельная
программа банков она успешно работает
уже на протяжении двух лет.

Задание
21
.
Вставьте
пропущенные буквы, объясните написание.

Пол_гать, соб_рется,
к_снуться, зам_рать, р_стёт, к_сались,
оз_рить, выр_щенный, заг_релый, распол_жился,
зап_рать, обм_кнёт, отп_реть, бл_стательный,
накл_нение, выр_стать, зад_раться,
подн_маться, зар_сли, заст_лать, выр_внять,
оз_рение, отр_слевой, ст_рать, заж_гать,
бл_снуть, пог_рельцы, поч_тать старших.

Задание 22.
Раскройте скобки.

(не) по плечу
работа

Отнюдь (не) верное
решение

Ничем (не)
мотивированный поступок

Очень (не) глупо

Почти (не) нужный
разговор

Поздоровался (не)
приветливо

(не) приятель, а
знакомый

(не) лёгкий труд
ожидал его

В высшей степени
(не) прилично

(не) плохая вещь

(не) досмотреть
спектакль

(не) шутя

Никем (не) любимый

(не) досолить
жаркое

(не) утвердили
план

Костёр (не) потушен

Весьма (не) обычный
поступок

(не) рад встрече

(не) досыпать всю
зиму

Ещё (не) распустившийся
бутон

Мелодия (не)
благозвучна

(не) брежность в
работе

(не) осилив груз

(не) широкая, но
глубокая река

Трава (не) скошена

(не) ощутимые
затраты

Ни в чём (не)
заинтересованный товарищ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Уровень недоверия уровень вероятности ошибок первого рода для проверяемой математической гипотезы
  • Уровень критерия вероятность допустить ошибку первого рода
  • Уровень значимости p это вероятность ошибочно
  • Уровень бит ошибки на телевизоре samsung
  • Усилитель сигнала ошибки