Найдите нарушения лексических норм ⇐ Высшее образование
Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
-
Автор темы
Валерий LittlFut
- Всего сообщений: 2
- Зарегистрирован: 07.01.2011
- Образование: студент
- Профессия: менеджмент организации
- Откуда: г.Братск
- Возраст: 36
Найдите нарушения лексических норм
Он записал песни коренных аборигенов Севера. 2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается. 3. В школах Москвы родилась новая традиция. 4. Мы вышли к лесистому озеру. 5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой. 6. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. 7. Нервы охотников напряжены. Палец на мушке. 8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре с Марсиа Персокс. Свою напарницу она обошла почти на полкруга. 9. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации. 10. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
-
Лучшие Ответы: 2
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Найдите нарушения лексических норм
Сообщение
Марго » 07 янв 2011, 12:21
Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано
-
Айрана
- Всего сообщений: 2
- Зарегистрирован: 21.10.2012
- Образование: студент
- Откуда: Красноярск
Re: Найдите нарушения лексических норм
Сообщение
Айрана » 21 окт 2012, 18:59
Найдите пожалуйста нарушения лексических норм в предложениях.
1.Он записал песни коренных аборигенов Севера. 2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается. 3. В школах Москвы родилась новая традиция. 4. Мы вышли к лесистому озеру. 5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой. 6. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. 7. Нервы охотников напряжены. Палец на мушке. 8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре с Марсиа Персокс. Свою напарницу она обошла почти на полкруга. 9. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации. 10. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.
Мой вариант:
1. Он написал песни коренных аборигенов Севера. 2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается.?
3. В школах Москвы появилась новая традиция. 4. Мы вышли к лесистому прибережью озера. 5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой.?
6. Сегодня у нас гости из Мадрида. 7. Нервы охотников напряжены, палец на спусковом крючке.
8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре с Марсиа Персокс.
Свою напарницу она обошла почти на полкруга.?
9. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации.? 10. В субботу бутик «Ягуар» устроит показ мод.
-
slava1947
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1310
- Зарегистрирован: 24.03.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Москва
Re: Найдите нарушения лексических норм
Сообщение
slava1947 » 21 окт 2012, 19:57
Айрана:2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается.
Из «Учебного пособия по стилистике и литературному редактированию» Никольского:
«Здесь две логические несообразности, вызвавшие ошибки и в употреблении слов: 1) может быть число, количество несчастных случаев, но не уровень их; 2) уровень может повышаться или понижаться, но не увеличиваться или уменьшаться.»
Вариант:
2. Количество несчастных случаев на шахтах увеличивается.
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
-
Лучшие Ответы: 2
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Найдите нарушения лексических норм
Сообщение
Марго » 21 окт 2012, 21:54
1. Он записал песни аборигенов Севера. (Аборигены — это и есть коренные жители.)
4. Мы вышли к лесному озеру.
5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нестерпимой.
8. Нашей спортсменке выпал жребий бежать в первой паре с Марсиа Персокс.
9. В связи с праздником проходят манифестации и демонстрации. (И то и другое — массовые мероприятия по определению.)
-
alex-ter
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2490
- Зарегистрирован: 26.01.2012
- Образование: высшее техническое
- Профессия: программист
- Откуда: Санкт-Петербург
- Возраст: 65
Re: Найдите нарушения лексических норм
Сообщение
alex-ter » 21 окт 2012, 22:17
Валерий LittlFut:8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре с Марсиа Персокс. Свою напарницу она обошла почти на полкруга.
Думаю, здесь дело в том, что неясно — кто кого обошел? Марго, а разве выпало бежать — нарушение лексических норм?
Это мог быть и не жребий.
-
Patriot Хренов
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4497
- Зарегистрирован: 16.04.2011
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: безвременно безработный
- Откуда: Волжский, Волгоградской, Россия
- Возраст: 64
Re: Найдите нарушения лексических норм
Сообщение
Patriot Хренов » 21 окт 2012, 22:25
alex-ter:Свою напарницу она обошла почти на полкруга.
Был такой анекдот…
По советским СМИ прошло сообщение: «Вчера Леонид Ильич Брежнев бегал наперегонки с сороковым президентом США Рональдом Рейганом. Леонид Ильич пришёл к финишу вторым. Рейган — предпоследним.»
-
H_N
- лауреат и орденоносец
- Всего сообщений: 958
- Зарегистрирован: 14.03.2012
- Образование: высшее естественно-научное
Re: Найдите нарушения лексических норм
Сообщение
H_N » 22 окт 2012, 00:19
А гвинеец Сэм Брук
Обошел меня на круг, —
А вчера все вокруг
Говорили: «Сэм — друг!
Сэм — наш гвинейский друг!» (В. Высоцкий)
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
-
Лучшие Ответы: 2
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Найдите нарушения лексических норм
Сообщение
Марго » 22 окт 2012, 22:00
alex-ter:Думаю, здесь дело в том, что неясно — кто кого обошел? Марго, а разве выпало бежать — нарушение лексических норм?
Да, Вы правы, alex-ter. Это я насчет неясности. А «выпало бежать» — разве что в разговорном.
-
H_N
- лауреат и орденоносец
- Всего сообщений: 958
- Зарегистрирован: 14.03.2012
- Образование: высшее естественно-научное
Re: Найдите нарушения лексических норм
Сообщение
H_N » 23 окт 2012, 08:37
8. В забеге — отставшая соперница Марсиа Персокс.
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
-
Лучшие Ответы: 2
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Найдите нарушения лексических норм
Сообщение
Марго » 23 окт 2012, 11:06
Да, конечно, соперница, какая там напарница…
-
alex-ter
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2490
- Зарегистрирован: 26.01.2012
- Образование: высшее техническое
- Профессия: программист
- Откуда: Санкт-Петербург
- Возраст: 65
Re: Найдите нарушения лексических норм
Сообщение
alex-ter » 23 окт 2012, 18:58
Нет, говорят и напарница. Это же наверняка конькобежки, они «помогают» друг дружке бежать, особенно на длинных дистанциях.
-
H_N
- лауреат и орденоносец
- Всего сообщений: 958
- Зарегистрирован: 14.03.2012
- Образование: высшее естественно-научное
Re: Найдите нарушения лексических норм
Сообщение
H_N » 23 окт 2012, 19:33
alex-ter, если Марсиа Персокс (уникальное имя, кстати, только в этом задании и фигурирует на всю вселенскую Сеть) выступает здесь для нашей спортсменки напарницей (без кавычек и шуток), то зачем вообще это второе предложение в задании?
На самом стадионе отнесение М. П. в напарницы в лаконичных разговорах соревнующихся и зрителей, в игривом репортаже комментатора было бы и уместным.
Но в задании…
Высоцкий ещё когда прошёлся иронией относительно таких друзей…
(Недавно Россия списала им, нахл… напарникам по соцстроительству, $20 млрд старых долгов.)
-
alex-ter
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2490
- Зарегистрирован: 26.01.2012
- Образование: высшее техническое
- Профессия: программист
- Откуда: Санкт-Петербург
- Возраст: 65
Re: Найдите нарушения лексических норм
Сообщение
alex-ter » 23 окт 2012, 21:18
H_N:зачем вообще это второе предложение в задании?
Я думаю, что в нем и ошибка. Только дело не в слове «напарница», а просто неясно, кто кого обошел.
H_N:На самом стадионе отнесение М. П. в напарницы в лаконичных разговорах соревнующихся и зрителей, в игривом репортаже комментатора было бы и уместным. Но в задании…
Да это вполне уместное слово, его часто употребляют. Конькобежцы бегут парой, а если вдруг в одиночку (такое тоже бывает), то результат получается гораздо хуже.
-
Patriot Хренов
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4497
- Зарегистрирован: 16.04.2011
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: безвременно безработный
- Откуда: Волжский, Волгоградской, Россия
- Возраст: 64
Re: Найдите нарушения лексических норм
Сообщение
Patriot Хренов » 23 окт 2012, 21:36
Айрана:Свою напарницу она обошла почти на полкруга.
Левая пристяжная обошла коренника версты на две. А правая вообще не вышла на старт… Судьи выставили оценку «тройка» — в смысле, удовлетворительно.
А меня вчера моя напарница напарила тонны на две… да не рублей, а евро!
-
H_N
- лауреат и орденоносец
- Всего сообщений: 958
- Зарегистрирован: 14.03.2012
- Образование: высшее естественно-научное
Re: Найдите нарушения лексических норм
Сообщение
H_N » 23 окт 2012, 22:34
alex-ter, а если первое предложение сократить?
Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре. Свою напарницу она обошла почти на полкруга.
Неужели и здесь наша спортсменка останется отставшей напарницей?
Да и зачем чураться явной же, законной лояльности? Нашу спортсменку вдруг заносить в свою, в смысле её, соперницы напарницу?
Нет уж: один убегает, другой догоняет. Классика инстинктов. Деточкин и гаишник при естественном исполнении.
Напарники — только на велосипеде с двумя сёдлами.
-
slava1947
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1310
- Зарегистрирован: 24.03.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Москва
Re: Найдите нарушения лексических норм
Сообщение
slava1947 » 23 окт 2012, 23:06
«Напарниками», «напарницами» называются люди, работающие в содружестве, сообща (на пару), выполняющие общую работу. Ошибкой является использование этих слов для обозначения двух человек, являющихся конкурентами по отношению друг к другу, соперниками, а не помощниками…
(Вакуров В. Н. «Трудности русского языка», М., 2011)
Вариант:
8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре. Свою соперницу Марсиа Персокс она обошла почти на полкруга.
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 0 Ответы
- 1355 Просмотры
-
Последнее сообщение Кваки
02 фев 2011, 16:23
-
- 3 Ответы
- 4479 Просмотры
-
Последнее сообщение H_N
22 окт 2012, 00:34
-
- 1 Ответы
- 1962 Просмотры
-
Последнее сообщение vadim_i_z
14 дек 2011, 13:49
-
- 1 Ответы
- 4822 Просмотры
-
Последнее сообщение Марго
30 ноя 2009, 20:05
-
- 1 Ответы
- 1237 Просмотры
-
Последнее сообщение Марго
16 ноя 2010, 13:45
Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях 1?
Русский язык | 10 — 11 классы
Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях 1.
Он записал песни коренных аборигенов Севера.
2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается.
3. В школах Москвы родилась новая традиция.
4. Мы вышли к лесистому озеру.
5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой.
6. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида.
7. Нервы охотников напряжены.
8. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации.
9. В субботу бутик “Ягуар” учинит показ мод.
1) аборигены — априори коренные.
Лучше сказать «коренных жителей Севера»
3) Родилась традиция — — появилась
4)Озеро не может быть лесистым.
5)Нетерпимым может быть человек, жизнь — нет.
6) В гостях гости — — в гостях жители
7)Палец на мушке
здесь проблема в манифестации и демонстрации
9) Вместо «учинит» — проведёт.
Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях?
Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях.
Объясните причины речевых ошибок.
1. Он записал песни коренных аборигенов Севера.
2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается.
3. В школах Москвы родилась новая традиция.
4. Мы вышли к лесистому озеру.
5. Жизнь старойкрестьянки постепенно стала нетерпимой.
6. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида.
7. Нервы охотников напряжены.
8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре с Марсиа Персокс.
Свою напарницу она обошла почти на полкруга.
9. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации.
10. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.
Корень слова гость гостил гостинец угостил?
Корень слова гость гостил гостинец угостил.
Чем является слово из Москвы в предложение : Мы принимаем гостей из Москвы?
Чем является слово из Москвы в предложение : Мы принимаем гостей из Москвы.
Предложение со словосочетанием демонстрация мод?
Предложение со словосочетанием демонстрация мод.
Помогите найти нарушение лексических норм?
Помогите найти нарушение лексических норм.
Объяснить причины речевых ошибок.
1 В школах Москвы родилась новая традиция.
2 Мы вышли к лесистому озеру.
3 Сегодня у нас в гостях гости из Литвы.
Какая лексическая ошибка допущена в предложении?
Какая лексическая ошибка допущена в предложении?
У нас в гостях гость из Белорусии.
Исправить ошибки, связанные с нарушением лексических норм?
Исправить ошибки, связанные с нарушением лексических норм.
Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу.
Составьте предложение со словосочетаниями демонстрация мод?
Составьте предложение со словосочетаниями демонстрация мод.
Добрый день?
Друзья, подскажите, кто чем может) Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях.
Объясните причины речевых ошибок.
1. Он записал песни коренных аборигенов Севера.
Абориген — коренной житель 2.
Уровень несчастных случаев на шахтах увеличился.
Может быть число, количество несчастных случаев, но не уровень их ; 2) уровень может повышаться или понижаться, но не увеличиваться или уменьшаться.
» 3. Мы вышли к лесистому озеру.
Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида.
В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.
Все демократические силы мира должны соединиться воедино.
7. Оценивая работу отдела, директор не стал придираться к мизерным мелочам и незначительным погрешностям.
8. Закончил образование с золотой медалью.
9. Перед своей смертью он написал завещание.
10. В парке было заложено тридцать два дерева.
11. Депутаты приняли важное решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков.
12. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом.
13. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека.
Спешите предложение разберите его по членам предложения?
Спешите предложение разберите его по членам предложения.
С дальнего севера прилетели зимнее гости .
На этой странице находится ответ на вопрос Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях 1?, из категории Русский язык, соответствующий программе для 10 — 11 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.
Контрольная работа по теме «Грамматика»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Грамматика — один из разделов языкознания, который делится на морфологию и синтаксис. Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа существительных, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц словосочетаний и предложений.
1) Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных?
Авеню, бра, безе, евро, жюри, кенгуру, киви, кольраби, коммюнике, кофе, пенальти, салями, сирокко, табу, цеце, цунами, Батуми, Калахари, Миссисипи. Ответ: широкая авеню, хрустальное бра, легкое безе, коллекционный евро, строгое жюри, быстрый кенгуру, вкусный киви, незрелая кольраби, содержательное коммюнике, чёрный кофе, повторный пенальти, вкусная салями, знойный сирокко, первобытное табу, африканская цеце, опасное цунами, солнечный Батуми, знойная Калахари, широкая Миссисипи.
2) Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных:
Корпус. (здания, войскового соединения) – корпус. (туловища); образ. (иконы) – образ. (художественно-литературные); орден. (знаки отличия) – орден. (рыцарские и монашеские общества); повод. (поводья) – повод. (побуждения).
Ответ: Корпуса (здания, войскового соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (художественно-литературные); ордена (знаки отличия) – ордены (рыцарские и монашеские общества); повода (поводья) – поводы (побуждения).
3) Раскройте скобки, выберите подходящий вариант:
1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лекторы – лектора). 2. Крупные (лоскуты, лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперёд, (лоскуты, лоскутья) его одежды развевались на ветру. 5. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны, тона). 6. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие тёмно-синие (тоны, тона). 7. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры, шофера). 8. Многочисленные (прожекторы, прожектора) ярко освещали площади и улицы города. 9. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, (учители, учителя), (бухгалтеры, бухгалтера), (инженеры, инженера), (кондукторы, кондуктора) железнодорожных поездов. 11. Важнейшие (секторы, сектора) института были реорганизованы. 12. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы, кузова) их до краёв были наполнены мешками и ящиками. Ответ: 1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные лекторы. 2. Крупные лоскуты разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперёд, лоскутья его одежды развевались на ветру. 5. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые тоны. 6. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие тёмно-синие тона. 7. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шофёры. 8. Многочисленные прожектора ярко освещали площади и улицы города. 9. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, учителя, бухгалтеры, инженеры, кондуктора железнодорожных поездов. 11. Важнейшие секторы, института были реорганизованы. 12. Из ворот выехали пятитонные грузовики, кузова их до краёв были наполнены мешками и ящиками.
4)От данных существительных образуйте формы Им.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч. Выделите существительные, имеющие варианты.
Апельсин, бухгалтер, гектар, год,гусар, доктор, катер, килограмм, мандарин, отпуск, полотенце, рельс, томат, торт, англичанин, баклажан, бурят, вафля, гренадер, кочерга, носок, чулок, сапог, свеча, туфель, цапля, ясли.
Ответ: им. п. мн.ч. р.п. мн. ч.
существительные имеющие варианты: год-лет
5) Какую из двух конструкций: Хирург сделал операцию или Хирург сделала операцию — если речь идет о женщине, вы предпочтете: а) в строгой деловой речи; б)в научной речи; в) в устной беседе с друзьями? Ответ: Хирург сделал операцию (а, б) или Хирург сделала операцию (в)
6) Подчеркните прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень. Образуйте от них простую и сложные формы сравнительной степени, если это возможно.
Каталог выпускных платьев 2018 В наличии и пошив на заказ! Дизайнер Svetlana Zaitseva! Бесплатная примерка Контакты в Воронежеsvetlanazaitseva.ruАдрес и телефон ВоронежСкрыть объявление
Ломоносовская школа -пансион Ломоносовская школа -пансион-главная инвестиция в будущее ребенка. Выбор за Вами! Обучение 1-11 классДетский садДошкольное отделениеБлизко от Москвыlomonpansion.ruАдрес и телефон Скрыть объявление
Большой, бойкий, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, плохой, полосатый, робкий, смелый, скверный, сверхмощный, ультраправый, фиолетовый. Ответ: большой-больше, более/менее большой
бойкий-бойче, более/менее бойчее
звонкий-звонче, более/менее звонкий
злющий-это уже прост. сравнение степени
ловкий-ловче,ловчее, более ловкий
полосатый-исключение, нет степени
робкий-робче, более робкий
смелый-смелее, более смелый
7) Раскройте скобки и выберите нужную падежную форму. Укажите возможные варианты: Ждать (автобус, автобуса), ждать (встречу, встречи), ждать (решение, решения), искать (поддержку, поддержки), искать (дорогу, дороги), искать (спасение, спасения), искать (славу, славы). Ответ: Ждать автобус, ждать встречи, ждать решения, искать поддержку, искать дорогу, искать спасения, искать славы.
Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях.
Объясните, с действием каких норм они связаны.
1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 2. Им руководила жажда в деятельности. 3. Следует уделять большое внимание на орфографию. 4. Первоклассники уже отличают звук и букву. 5. Мать тревожилась о ребенке. 6. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 7. В наше время женщина должна занять важную роль в политике. 8. Мы говорим, что мы достигли в Думе. 9. В дискуссии участвовали много ученых. 10. Посмотрев фильм, началась работа над рецензией о нем. 11. Нелепые, но порой труднопреодолимые препятствия отцу в воспитании детей, особенно когда они знают и любят их, калечат психику ребенка. 12. Мы доводим закон от начала до конца. Ответ: 1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победе (п.п.). 2. Им руководила жажда деятельности (р.п.). 3. Следует уделять большее внимание орфографии. 4. Первоклассники уже отличают звук от буквы. 5. Мать тревожилась о ребенке. 6. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 7. В наше время женщина должна занять важное место в политике. 8. В Думе мы говорили о том, чего достигли. 9. В дискуссии участвовали многие ученые. 10. После просмотра фильма началась работа над рецензией о нем. 11. Нелепые, но порой труднопреодолимые препятствия в воспитании, особоенно когда дети знают и любят отца, калечат психику ребенка. 12. Мы проводим закон от начала до конца.
9) Выберите один из вариантов:
1. Крыша была покрыта (толем – толью). 2. Портниха пришила к рукаву (манжет – манжету). 3. Из вазы (торчал – торчала) (свежий – свежая) (георгин – георгина). 4. На пальце (вырос – выросла) (толстый – толстая) мозоль. 5. Плотник починил (вольер – вольеру). 6. От сильного мороза (рельс – рельса) (лопнул – лопнула). 7. Ветер хлопал (ставнем – ставней). Ответ: 1. Крыша была покрыта толем . 2. Портниха пришила к рукаву манжету. 3. Из вазы торчал свежий георгин . 4. На пальце выросла толстая мозоль. 5. Плотник починил вольер. 6. От сильного мороза рельс лопнул . 7. Ветер хлопал ставней.
10) Слова, заключённые в скобки, поставьте в нужной форме:
1. Оба абитуриента (Петров) успешно сдали вступительные экзамены в университет. 2. Широко внедряется опыт футбольного тренера Олега (Волк). 3. Супруги (Сазерленд) побывали в гостях у российского писателя Николаева. 5. В трудах японского учёного (Никамура). 6. У кубинского шахматиста (Капабланка) был неповторимый стиль игры. 7. Сёстры Эмма и Катарина (Штольц) недавно вернулись из путешествия в Австралию. 8. Наш научный руководитель переписывается с английской исследовательницей Барбарой (Трэверс). 9. У сибирского краеведа (Белых) есть интересные документы об истории родного края. 10. С директором металлургического комбината Сергеем (Масло) журналист беседовал около часа. Ответ: 1. Оба абитуриента Петровых успешно сдали вступительные экзамены в университет. 2. Широко внедряется опыт футбольного тренера Олега Волка. 3. Супруги Сазерленд побывали в гостях у российского писателя Николаева. 5. В трудах японского учёного Никамуры. 6. У кубинского шахматиста Капабланки был неповторимый стиль игры. 7. Сёстры Эмма и Катарина Штольц недавно вернулись из путешествия в Австралию. 8. Наш научный руководитель переписывается с английской исследовательницей Барбарой Трэверс. 9. У сибирского краеведа Белых есть интересные документы об истории родного края. 10. С директором металлургического комбината Сергеем Масло журналист беседовал около часа.
11) Исправьте предложения, учитывая нормы образования степеней сравнения прилагательных:
1. Это наиболее простейший способ решения проблемы. 2. Этот пример является более лучшим. 3. Это открытие является самым величайшим. 4. Более худшего варианта развития событий нельзя и представить. Ответ: 1. Это наиболее простой способ решения проблемы. 2. Этот пример является лучшим. 3. Это открытие является самым великим. 4. Более плохой варианта развития событий нельзя и представить
12) Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, устраните неправильные формы:
1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четырёх сирот – четверых сирот). 3. В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента – двое доцентов). Ответ: 1. Радостно встретились после долгой разлуки двое друзей. 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи четверых сирот. 3. В семье было трое сыновей, все три – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними троими приедет мать. 5. При больном неотлучно находились трое слуг. 6. Семинар вели два доцента.
Тема 3. Лексические нормы .
Лексические нормы — это правила применения слов в речи: 1) правильность выбора слов из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; 2) употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; 3) уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях. Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и ее правильности.
1) Найдите предложения, в которых слова не соответствуют тем предметам, признакам и явлениям, которые они обозначают. Исправьте
ошибки, связанные с нарушением лексических норм.
1. Началась избирательная фиеста. 2. Он познакомился с плеядой новых компьюте-ров. 3. Депутаты приняли решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков. 4. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. 5. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека. 6. На очередном заседании клуба Книголюбов прошла презентация первых номеров альманаха «Владикавказ».
Ответ: 1. Началась избирательная кампания. 2. Он познакомился с несколькими моделями новейших компьютеров. 3. Депутаты приняли важное решение, которое поможет устранить имеющиеся недостатки. 4. Бабушка ласково кивает лицом. 5. Эта борьба ведется под эгидой защиты прав человека. 6. На очередном заседании клуба Книголюбов прошла презентация первого номера альманаха «Владикавказ».
2) Определите по толковым словарям значения следующих синонимов, их стилистическую окраску, а также их происхождение в русском языке: в каких прямых и переносных значениях и устойчивых контекстах употребления они могут заменять друг друга, а в каких нет и почему (приведите для подтверждения своего ответа примеры словосочетаний и предложений с этими словами):
Восстановление – реставрация, агитация – пропаганда, авария — катастрофа, осваивать — обживать, сотрудничество – взаимодействие, импульс — толчок, регион — район, реформа — изменение . Ответ: Восстановление – реставрация (позд. лат.). Востановление/реставрация здании. Востановление(спец.)
Агитация (лат.)-пропаганда (лат.). Антигосударственная пропаганда/агитация. Пропаганда здорового образа жизни. Агитация-распространение, к-либо настроения в пользу, к-либо идеи. Пропаганда-распространение идей.
Авария(фран.)-катастрофа(греч.). Авария- повреждение. Катастрофа-1) неожиданное событие в романах, драмах, служащее разведкой. 2) ужасное проишествие. Имеет большуюэкспрессию и трагизм, чем авария. Автомобильная авария/катастрофа. Натянутое отношение супругов должно же было наконец разрешиться в какую-нибудь катастрофу.
Осваивать- обживать. Осваивать- учиться пользоваться чем-либо. Обживать-осваивать новые места. Осваивать новый компьютер. Обживать новый дом.
Сотрудничество-взаимодействие. Сотрудничество-участие в каком-либо общем деле. Взаимодействие (книж.) -взаимная связь;(психол.)-процесснепосредственного воздействия объектов друг га друга, порожающий их взаимную обусловленность и всязь. Наша компания сотрудничает/взаимодействует с редакцией газеты «К». После появления квант. теории поля представление о взаимодействии существенно изменилось.
Импульс-толчок(лат.). Импульс-1) мера механического движения 2) внушение, побуждение. Толчок-резкий короткий удар, производимый движением от себя. Дать толчка кому-либо. Посылать электрические импульсы.
Регион(лат.)-район(фран.). Регион-1) область, район, частьстраны,отчичающая от других областей совокупностьюестественных или исторических сложившихся особенностей. 2) группа близлежащих стран . Экономико-географический или близкий по состату район мира. Район-извесный округ. Определённая часть местности.
Реформа-изменение(лат.). Реформа- преобразование, вводимое законодательным путем. Изменение- превращение в нечто другое. Реформа образования. Изменение показаний счетчика.
3) Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов, исправьте их, определив значения неправильно употребленного и нужного в данном случае слова по толковому словарю:
В полку царило воинствуюшее настроение. Народ терпел двойственный гнет. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. В конце собрания слово представили профессору Дьяконову. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растений. Ответ: В полку царило воинственное настроение. Народ терпел двойной гнет. Хищническое истребление лесов привело к образованию оврагов. В конце собрания слово предоставили профессору Дьяконову. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияет на развитие растений.
4) Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях и исправьте их, определите, какие типы лексических норм нарушены в каждом случае, значения неправильно употребленных слов определите по толковому словарю:
Он записал песни коренных аборигенов Севера. В школах Сыктывкара родилась новая традиция. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. Нервы охотников напряжены: палец на мушке. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод. Ответ: Он записал песни коренных жителей Севера. В школах Сыктывкара появилось новая традиция. Жизнь старой крестьянки постепенно стала невыносимой. Сегодня у нас гости из Мадрида. Нервы охотников напряжены: палец на курке. В субботу бутик «Ягуар» устроит показ мод.
Абориген-это коренной житель.
5) Оцените целесообразность использования иноязычных слов вследующих предложениях, аргументируйте свою позицию при помощи толкового словаря и словаря иностранных слов:
1. В понедельник состоится fashion-show (показ моделей) модельера Ярослава Куриленко под названием «Цветы Востока». 2. Своей балетной харизмой Плисецкая осеняет тех, кому танцевать дальше. 3. Новый триллер создает в зрительном зале атмосферу саспенса (напряжения). 4. Важную роль в современном обществе играет создание опережающих технологий, ноу-хау. 5. Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у голубых экранов в ожидании хеппи-энда?
Ответ: 1. В понедельник состоится (показ моделей) модельера Ярослава Куриленко под названием «Цветы Востока». 2. Своей харизмой Плисецкая осеняет тех, кому танцевать дальше. 3. Новый триллер создает в зрительном зале атмосферу саспенса (напряжения). 4. Важную роль в современном обществе играет создание опережающих технологий. 5. Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у голубых экранов в ожидании хеппи-энда?
4) Ноу-хоу- секрет производства.
6) Найдите и устраните ошибки, связанные с неточным выбором слова и нарушением норм лексической сочетаемости:
1. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 2. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха. 3. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 4. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла I. 5. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека. 6. Пора подвести результаты встречи.. 7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора.
Ответ: 1. На предприятии использовалось оборудование. 2. У людей появилась уверенностьвозможностииметь частную собственность своими силами добиться успеха. 3. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 4. Благоприятно сказался на промышленниках Указ императора Павла I. 5. Сейчас эти функции возможны на одного человека. 6. Пора подвести итоги встречи.. 7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял функции кладовщика и экспедитора.
7) Устраните речевую избыточность и тавтологию:
1. Федеральные подразделения углубились вглубь республики. 2. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. 3. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 4. Реформа ведётся при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 5. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация.
Ответ: 1. Федеральные подразделения продвинулись вглубь республики. 2. Пресса высоко оценивает результаты выборов. 3. Если это предположить, то ситуация видится в ином свете. 4. Реформа ведётся при одновременном существовании старых и новых структур управления. 5. Инициатором движения является экономическая ассоциация.
Объясните, почему неправильно следующее словоупотребление:
Более изощрённее; в мае месяце; в самое ближайшее время; взаимное сотрудничество, иметь полный кворум; видеть воочию; впервые познакомиться; госпитализировать в больницу; опубликовать в печати; отступить назад; патриот родины; полный аншлаг; прейскурант цен; самый оптимальный; художественное оформление интерьера; народный фольклор; огромная махина.
Ответ: Изощрённее; в мае; в ближайшее время; сотрудничество, иметь полный кворум; воочию; познакомиться; госпитализировать; опубликовать; отступить; патриот; аншлаг; прейскурант; оптимальный; оформление интерьера; фольклор; махина.
9). Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним:
1. Он привык работать без надрыва (методически, методично), чётко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 2. мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении. 3. (Критичный, критический) анализ этого исследования был не очень (критичный, критический). 4. Осторожно, во дворе (злой, злостный) собака. 5. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть (спасательный, спасительный) жилеты. 6. Я посмотрел ваш (фактичный, фактический) материал и нахожу его не очень (фактический, фактичный). 7. Он проявил (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность в решении этих (хозяйственный, хозяйский) вопросов.
Ответ: 1. Он привык работать без надрыва методично, чётко выполняя все методический рекомендации. 2. мы с вами должны собраться и обговорить те вопросы, которые не были оговорены в соглашении. 3. Критический анализ этого исследования был не очень критичный.4. Осторожно, во дворе злая собака. 5. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть спасательный жилеты. 6. Я посмотрел ваш фактический материал и нахожу его не очень фактичный. 7. Он проявил хозяйскую заинтересованность в решении этих хозяйственных вопросов.
10). Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов, антонимов и паронимов:
1. Старые порядки и прежние организационные структуры уже отброшены. 2. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значительным. 3. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 4. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. 5. Недостоверные факты должны нас настораживать. 6. На псарне у Троекурова были гоночные собаки. 7. Полярники дрейфили на льдине. 8. Наташа кричала, онемев от страха. 9. Дубровский родился в бедной, но довольно-таки зажиточной семье. 10. Над городом стоял сильный смокинг – результат вредных выбросов.
Ответ: 1. Старые порядки организационные структуры уже отброшены. 2. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значимым. 3. Этот агрегат позволяет значительно снизить температуру соединения материалов. 4. Он признался в том, что было скрыто от нас. 5. Недостоверные факты должны нас настораживать. 6. На псарне у Троекурова были гончие собаки. 7. Полярники дрейфовали на льдине. 8. Наташа кричала от страха. 9. Дубровский родился в довольно-таки зажиточной семье. 10. Над городом стоял сильный смок – результат вредных выбросов.
11). Подберите к следующим словам пары с противоположным значением:
Тупой, шум, тишина, ветер, темнеет, расцветает, весна, ум.
12) Укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях и устраните её:
1. После повторного анализа были получены отличные данные. 2. Вы как редактор можете оставить этот термин.
1. После повторного анализа были получены другие данные. 2. Вы как редактор можете оставить этот термин.
*отличные 1)в значении хорошие 2) разные
13). Устраните речевую недостаточность в предложениях:
1. Язык героев Шукшина резко отличается от персонажей других авторов. 2. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере.
Ответ: 1. Язык героев Шукшина резко отличается от языка персонажей других авторов. 2. Левоцентристский блок пока не имеет лидера, но очень нуждается в нём.
Помогите найти лексические ошибки в предложениях
Традиция вновь стала возрождаться.
Это сложившаяся ситуации сложилась сейчас в России.
Автор пытается вникнуть в Древнюю Русь.
Депутаты пришли на встречу с главным мэром города.
После удачного выступления я впервые узрел свою силу.
Все деревенские новости концентрируются у колодца.
Студентам представлены все условия для занятий.
1.Традиция вновь стала возрождаться. Лишнее слово «вновь» поскольку традиция и так стала «возрождаться». Т. е. существовала ранее, потом исчезла, и ВНОВЬ появилась. Тавтология.
Надо: Традиция стала возрождаться.
2.Это сложившаяся ситуации сложилась сейчас в России.
Во-первых, не этО ситуация, а этА (слово «ситуация» женского рода)
Во-вторых, опять масло масляное — «сложившаяся сложилась»
Надо: Такова сложившаяся в России ситуация.
3. Автор пытается вникнуть в Древнюю Русь.
Невозможно вникнуть в Русь, даже древнюю:) )
Надо: Автор пытается понять Древнюю Русь.
4..Депутаты пришли на встречу с главным мэром города. лишнее слово — «главный» Мэр не может быть «главным» или «не главным». Он ОДИН на весь город
Надо: Депутаты пришли на встречу с мэром. Слово «город» тоже избыточно.
5.После удачного выступления я впервые узрел свою силу. Глагол «узреть» стилистически выбивается из общего контекста фразы. Это раз. Во-вторых, силу вообще невозможно «узреть». ее можно «осознать». Нарушена словосочетаемость.
Надо: После удачного выступления я впервые осознал свою силу
6.Все деревенские новости концентрируются у колодца.
Глагол «концентрироваться» неуместен. Новости не могут концентрироваться — раз, и тем более, у колодца — два. Нарушение словосочетаемости.
Надо: Все деревенские новости можно узнать у колодца.
7. Студентам представлены все условия для занятий. Не «представлены», а предОставлены.
Надо: Студентам предОставлены все условия для занятий.
представляют кого-то кому-то, предоставляют что-то кому-то.
Неправильное употребление глагола из-за явления паронимии.
Традиция вновь стала возрождаться. — ок
Это сложившаяся ситуации сложилась сейчас в России. — тафтология сложившаяся . сложилась
Автор пытается вникнуть в Древнюю Русь. — нельзя в не вникнуть, можно вникать в ее культуру, историю и т. п.
Депутаты пришли на встречу с главным мэром города. — главного мера не бывает, он всего один
После удачного выступления я впервые узрел свою силу. — силу нельзя узреть, лишь ее последствия/результат
Все деревенские новости концентрируются у колодца. — стиль хромает
Студентам представлены все условия для занятий. — ок
Традиция начала возрождаться.
Это ситуации сложилась сейчас в России.
Автор пытается мысленно перенестись в Древнюю Русь.
Депутаты пришли на встречу с мэром города.
После удачного выступления я впервые ощутил
свою силу.
Все деревенские новости обсуждаются у колодца.
Студентам предоставлены все условия для занятий.
Эта ситуация сейчас сложилась в России.
Автор пытается вникнуть в историю Древней Руси.
Депутаты пришли на встречу с мэром города.
После удачного выступления я впервые ощутил свою силу.
Все деревенские новости обсуждаются у колодца.
Традиция (вновь) стала возрождаться.
ЭтА (сложившаяся) ситуациЯ сложилась сейчас в России.
Автор пытается (вникнуть) в Древнюю Русь.
Депутаты пришли на встречу с (главным) мэром города.
После удачного выступления я впервые (узрел) свою силу.
Все деревенские новости (концентрируются) у колодца.
Студентам (представлены) все условия для занятий.
Вновь возрождаться.
Сложившаяся сложилась.
Пытается вникнуть в Дренюю Русь.
Главный мэр.
Узрел свою силу.
Деревенские новости концентрируются.
Представлены.
источники:
http://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-teme-grammatika-4659262.html
http://sprashivalka.com/tqa/q/22582205
Лексические нормы
1. В
нижеприведенных предложениях найдите
слова, употребленные в несвойственном
им значении. Исправьте речевые ошибки.
Произведения
Твардовского – это признак жизнеутверждающего
оптимизма. В душе князя Андрея накапливается
противоречие к войне. Несмотря на то
что мы с большой оказией добрались до
театра, настроение было приподнятое.
Эти данные позволяют основать следующие
выводы и предположения. Субъекты
федерации какую роль несут в полиции?
В школах Москвы родилась новая традиция.
Началась избирательная фиеста. Он
познакомился с плеядой новейших
компьютеров.
2. Укажите,
с какими прилагательными и глаголами
сочетаются следующие существительные.
При выполнении задания используйте
«Словарь сочетаемости слов русского
языка» / Под ред. П.Н.Денисова, В.В.Морковкина
(любое издание).
Анализ, задание,
программа, приказ, задолженность, платеж,
оплата, расчеты, проблема, способность,
контроль.
3. На
основе данных словарей продолжите
список прилагательных, сочетающихся
со следующими словами:
— политика:
инвестиционная, налоговая, социальная,
активная, антимонопольная, маркетинговая,
монетарная, …
— оппозиция:
политическая, непримиримая, легальная,
…
— служба: миграционная,
налоговая, городская, …
— власть: федеральная,
региональная,
— опыт: политический,
….
— климат:
инвестиционный, …
— предприятие:
убыточное, ….
4.
Определите виды речевых ошибок, исправьте
предложения.
Образец: Хочу
одолжить у знакомого 500 рублей.
Одолжить — что
кому. Дать
взаймы. (//Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый
словарь русского языка. М., 1999). В данном
предложении слово одолжить
употреблено в несвойственном ему
значении. Правильно: Хочу
занять
у знакомого 500 рублей.
Основную работу
с группой мы начали с начала учебного
года.
Сторонники этого
метода объединились воедино.
К недостаткам
диссертации нужно отнести недостаточную
разработку отдельных частных вопросов.
Как и следовало
ожидать, все выяснилось на следующий
день.
Роль самого артиста
в этом скандале, мягко говоря,
нелицеприятная.
Похвальбу близко
к сердцу не принимаю.
Ситуация в стране
меняется со всей принципиальностью.
Студенты, авторы
кроссворда, в разгадывании не участвуют,
но представляют преподавателю перечень
слов кроссворда.
Директора лицея
скоропостижно сняли с должности.
Кроме глубоководного
оборудования ждут психологов из центра.
Он записал песни
коренных аборигенов Севера.
Уровень несчастных
случаев на шахтах увеличивается.
В субботу бутик
«Ягуар» учинит показ мод.
Вдали показалась
стая уток и зайцев.
И в этой боевой
операции отряд ОМОНа потерпел победу.
Это высказывание
меня очень потрясло.
Подростки сознались
в убийстве подполковника под пытками.
Осмысление
содержания самого вопроса теста и в
особенности правильного ответа требует
от студента сосредоточенности, достичь
которой в период менее 1 минуты
проблематично либо совершенно нереально.
Факт проведения
тестирования хорош тем, что заставляет
студентов серьезно готовиться к нему
и, следовательно, способен выполнить
роль активного средства в подготовке
студентов к тому или иному учебному
курсу.
В этом понимании
считаю, что тестированию студентов
должно уделяться особое внимание как
со стороны кафедр, так и учебного отдела
университета.
Мы не успели еще
расположиться, а я уже понимал, что
происходит, ибо увидел папу со скрипкой
в черном деревянном футляре.
5.
Уточните
по словарю значения приведенных слов,
составьте с ними словосочетания
Активация –
активизация, абонент – абонемент,
действенность — действительность,
дипломат – дипломант, гарантийный –
гарантированный, замысел – умысел,
прогрессивный – прогрессирующий,
рекомендательное – рекомендованное,
оплатить – заплатить, эффектный –
эффективный, будний – будничный, отборный
– отборочный, отображение – отражение,
дипломатический – дипломатичный,
воинственный – воинствующий, цветной
– цветовой, криминальный – криминогенный,
экономный – экономический – экономичный.
6. Раскройте
скобки, выбирая подходящие по смыслу
слова.
(Демократичная,
демократическая) система.
Телевизор (дефектный,
дефективный).
(Наследие, наследство)
Ренессанса.
В заводской столовой
всегда был (сытый, сытный) обед.
(Заплатить, оплатить)
проезд по железной дороге.
Слово (представляется,
предоставляется) генеральному директору.
В ответ на конкретный
вопрос мы получили весьма (пространственные,
пространные) ответы.
Депутаты
(демонстрационно, демонстративно)
покинули зал.
В журнале «Русский
язык в школе» существует рубрика
«Лингвистическое (наследство, наследие)»,
в которой рассказывается о деятельности
выдающихся лингвистов прошлого.
7. Найдите среди
приведенных ниже словосочетаний
ошибочные, внесите необходимые
исправления
Демонстративный
материал, методологическая литература,
оборонительный рубеж, отрывной календарь,
сыскать уважение, оплатить за проезд,
выразить признание, снискать ключ,
снискать средства к жизни, сыскать
дорогу домой, надеть шляпу, предоставить
в дирекцию отчет, водяные растения,
неоплаканные слезы, прогрессивная
близорукость.
8. Отредактируйте
данные предложения
В.В.Маяковский
стоял у источников новой поэзии. В
искусстве он совершенный невежа. Авторы
представили издательству рукописи
книг. Он был смешной парень: как начнет
смеяться, так не остановишь. За
нетактическое поведение на занятии
Юрий получил замечание. Ни один из
уколов, сделанных нашей медсестрой, не
был больным. Я оцениваю ваши слова как
клевету. У него были невыразимые черты
лица. Они не сумели основать свои
требования. Дело это хлопотливое, требует
большого терпения.
Он уже привык
к галантерейному обхождению и очень
удивился холодности встречающих.
9.
Выясните значение приведенных ниже
фразеологизмов. Какова их стилистическая
окраска: нейтральная, разговорная,
книжная? В каких стилях речи Вы можете
их употребить? Составьте текст, включив
в него не менее 7 фразеологизмов.
Калиф на час,
перейти Рубикон, кануть в Лету, буриданов
осёл, панургово стадо, адамово яблоко,
яблоко раздора, по щучьему велению,
орать благим матом, белые мухи, притча
во языцех, прокрустово ложе, Содом и
Гоморра, избиение младенцев, дамоклов
меч, геркулесовы столбы, аттическая
соль, гордиев узел, аркадская идиллия,
желтая пресса.
10. Замените
выделенные слова подходящими по смыслу
фразеологизмами.
Встать
рано;
я вас
разоблачу;
не надо преувеличивать;
это ему не
поможет;
изучить основательно;
ребенок растет быстро;
у него много
денег; он учится с
большим напряжением; ему
все безразлично;
администрация не
замечает
этих недостатков; он очень умный;
путешественникам пришлось поголодать.
11. В
каких предложениях допущены ошибки при
употреблении фразеологизмов?
Выпускники,
радостные и веселые, на прощанье спели
свою лебединую песню. В соседней комнате
раздался веселый гомерический хохот.
Никому не удавалось провести его вокруг
пальца. Гордиев узел абитуриента – не
сделать ошибок в работе. Он не хочет
работать, а гоняется за длинными рублями.
Необходимо уделить самое серьезное
значение подготовке к экзаменам.
Значительный эффект на аудиторию
оказывает использование лектором
примеров из жизни. Ваше предложение
представляет интерес для нас. Пора
приподнять занавес над этой историей.
На солнечной полянке дети заморили
червячков и пошли по дороге к станции.
В этом году «Аэрофлоту» удалось удержать
поток пассажиров на высоком уровне.
Положение на комбинате остается из рук
вон плохим. И пошел он куда глаза смотрят.
Сын во всем следовал за стопами отца.
Ребята просили после окончания техникума
отправить их в одно место. Вам это чревато
боком. Начало – полдела, конец – всему
делу голова.
11. Какие
фразеологизмы обыгрываются в следующих
примерах?
-
Во всю ивановскую
трачу деньги. (Чехов). 2) Для концессионеров
началась страдная пора. Остап утверждал,
что стулья нужно ковать, пока они горячи.
(Ильф и Петров). 3) Новое в архитектуре.
По проекту архитектора М.Фрункеля на
главной площади города Уйска строители
возвели напраслину. (Кнышев). 4) Большая
и тяжелая гора свалилась с плеч
заведующего хозяйством. (Ильф и Петров).
12. Напишите
сочинение-экспромт на тему «Жить, а не
существовать», используя для этого
фразеологизмы
Путевка в жизнь,
коптить небо, вариться в собственном
соку, горы свернуть, не покладая рук,
золотые руки, тепленькое местечко, за
чужой счет, за чьей-либо спиной.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #