Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 58 человек из 31 региона
- Сейчас обучается 135 человек из 50 регионов
аудиоформат
- Сейчас обучается 50 человек из 18 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Лексические нормы русского языка
Алдохина Н.Г.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №11 п. Новый Ургал -
2 слайд
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Д.С.Лихачёв -
3 слайд
Лексические нормы – это…
1) правильность выбора слова;
2) уместность его использования в общепринятых в языке сочетаниях. -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
14 слайд
Выберите одно из слов в скобках.
1 группа
(Отборный, отборочный) тур.
(Зрительные, зрительские) аплодисменты.
(Искусно, искусственно) рисовать.
2 группа
(Экономика, экономия) времени.
(Одеть, надеть) пальто.
(Красочный, крашеный) пейзаж.
3 группа
(Звуковой, звучный) голос.
(Глинистый, глиняный) берег.
(Вековые, вечные) ценности. -
15 слайд
Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов.
1 группа
Мы не можем обсуждать героиню за этот поступок.
Сегодня мы обсуждали план работы.
2 группа
Мы попали в затрудненное положение.
Дыхание стало затрудненным.
3 группа
Песочный пляж простирался на несколько километров.
Песочные часы используются и сейчас. -
-
17 слайд
Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
1 группа
1. Тут он неуклюжим движением руки уронил вазу.
2.Я ехал долго, не встречая никаких примет жилья.2 группа
3.Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
4.Эта встреча играла в моей жизни большое значение.3 группа
5.Необходимо много читать, чтобы повышать свой кругозор.
6.Дети страшно обрадовались. -
18 слайд
Выберите нужное слово.
Дружба ( сильная, крепкая).
Приходить в (ярость, радость).
Высказать (мнение, вопрос).
-
-
20 слайд
Подберите русские синонимы к иноязычным словам.
вердикт —
пунктуальный —
реставрация —
корректный-
коммуникабельный- -
21 слайд
Подберите русские синонимы к иноязычным словам.
вердикт — решение
пунктуальный
реставрация
корректный
коммуникабельный -
22 слайд
Подберите русские синонимы к иноязычным словам.
вердикт — решение
пунктуальный — точный
реставрация
корректный
коммуникабельный -
23 слайд
Подберите русские синонимы к иноязычным словам.
вердикт — решение
пунктуальный — точный
реставрация — восстановление
корректный
коммуникабельный -
24 слайд
Подберите русские синонимы к иноязычным словам.
вердикт — решение
пунктуальный — точный
реставрация — восстановление
корректный – тактичный, вежливый
коммуникабельный -
25 слайд
Подберите русские синонимы к иноязычным словам.
вердикт — решение
пунктуальный — точный
реставрация — восстановление
корректный – тактичный , вежливый
коммуникабельный — общительный -
26 слайд
Исправьте лексические ошибки.
1 группа
Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.2 группа
В этом тексте выступления много дефектов.3 группа
Мальчик сложил в пенал свои школьные аксессуары. -
-
28 слайд
Устраните лексические ошибки.
1 группа
1.Мы поражались его поразительной памяти.
2.Подруга долго не возвращала мне книгу обратно.2 группа
3.Я не успел закончить до конца эту работу.
4.Это очень прекрасный материал для доклада.3 группа
5.В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран.
6.Всадники приближались ближе к деревне. -
29 слайд
1 группа.
Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию.
Написать свою автобиографию; в марте месяце; например, приведем такой пример; закономерно вытекает закономерность; трудоемкий труд; ценные сокровища; можно спросить вопрос; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; ледяной айсберг. -
30 слайд
2 группа.
Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов, исправьте их.
1.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.
2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
3.Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.
4.Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения – влияют на развитие растений.
5.Между ними установились доверчивые отношения. -
31 слайд
3 группа.
Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки.«В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан, он отправился к ущелью. Он шел, оглядывая по сторонам, но вокруг никого не было. Он поставил капкан и положил приманку. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он сидел рядом с капканом, а возле него лежала перекушенная веревка». ( текст об охотнике и барсе)
-
32 слайд
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И ядом радость отравить.
Им можно лед зимой расплавить,
И камень в крошку превратить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить.
Того, кто слушает тебя. (В. Солоухин) -
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 119 843 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 15.02.2017
- 1942
- 10
- 15.02.2017
- 672
- 2
- 15.02.2017
- 356
- 0
- 15.02.2017
- 758
- 0
Рейтинг:
4 из 5
- 15.02.2017
- 10840
- 486
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
Приложение к уроку русского языка на тему «Лексические нормы русского языка (9 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Работа с таблицей.
Задания для 1 группы
1. Задание: Умеете ли вы правильно использовать паронимы? Выберите одно из двух слов в скобках.
( Отборный, отборочный) тур.
(Зрительные, зрительские) аплодисменты.
(Искусно, искусственно) рисовать.
2. Задание: Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов.
Мы не можем обсуждать героиню за этот поступок.
Сегодня мы обсуждали план работы.
3. Задание : Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
1. Тут он неуклюжим движением руки уронил вазу.
2.Я ехал долго, не встречая никаких примет жилья.
4. Задание : Исправьте лексические ошибки.
Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.
5. Задание. Устраните лексические ошибки.
1.Мы поражались его поразительной памяти.
2.Подруга долго не возвращала мне книгу обратно.
Выберите один из предложенных вариантов.
1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).
2. Урок мне показался (коротким / длинным).
3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен).
4. За урок я (устал / не устал)
Задания для 2 группы
1. Задание: Умеете ли вы правильно использовать паронимы? Выберите одно из двух слов в скобках.
(Экономика, экономия) времени.
(Одеть, надеть) пальто.
(Красочный, крашеный) пейзаж.
2. Задание: Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов.
Мы попали в затрудненное положение.
Дыхание стало затрудненным.
3. Задание : Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
1.Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
2.Эта встреча играла в моей жизни большое значение.
4. Задание : Исправьте лексические ошибки.
В этом тексте выступления много дефектов.
5. Задание. Устраните лексические ошибки.
1. Я не успел закончить до конца эту работу.
2.Это очень прекрасный материал для доклада.
Выберите один из предложенных вариантов.
1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).
2. Урок мне показался (коротким / длинным).
3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен).
4. За урок я (устал / не устал)
Итоговое задание. «Побудьте редакторами». Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов, исправьте их.
1.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.
2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
3.Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.
4.Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.
5.Между ними установились доверчивые отношения.
Итоговое задание. «Побудьте редакторами». Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов, исправьте их.
1.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.
2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
3.Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.
4.Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.
5.Между ними установились доверчивые отношения.
Задания для 3 группы
1. Задание: Умеете ли вы правильно использовать паронимы? Выберите одно из двух слов в скобках.
(Звуковой, звучный) голос.
(Глинистый, глиняный) берег.
(Вековые, вечные) ценности.
2. Задание: Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов.
Песочный пляж простирался на несколько километров.
Песочные часы используются и сейчас.
3. Задание : Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
1.Необходимо много читать, чтобы повышать свой кругозор.
4. Задание : Исправьте лексические ошибки.
Мальчик сложил в пенал свои школьные аксессуары .
5. Задание. Устраните лексические ошибки.
1.В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран.
2.Всадники приближались ближе к деревне.
Выберите один из предложенных вариантов.
1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).
2. Урок мне показался (коротким / длинным).
3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен).
4. За урок я (устал / не устал)
Итоговое задание. «Побудьте редакторами».
Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки.
« В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан, он отправился к ущелью. Он шел, оглядывая по сторонам, но вокруг никого не было. Он поставил капкан и положил приманку. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он сидел рядом с капканом, а возле него лежала перекушенная веревка». ( текст об охотнике и барсе )
Итоговое задание. «Побудьте редакторами».
Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки.
« В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан, он отправился к ущелью. Он шел, оглядывая по сторонам, но вокруг никого не было. Он поставил капкан и положил приманку. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он сидел рядом с капканом, а возле него лежала перекушенная веревка». ( текст об охотнике и барсе )
Итоговое задание. «Побудьте редакторами» Устраните плеоназмы, тавтологию.
Написать свою автобиографию; в марте месяце; например, приведем такой пример; закономерно вытекает закономерность; трудоемкий труд; ценные сокровища; можно спросить вопрос; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; ледяной айсберг.
Итоговое задание. «Побудьте редакторами» Устраните плеоназмы, тавтологию.
Написать свою автобиографию; в марте месяце; например, приведем такой пример; закономерно вытекает закономерность; трудоемкий труд; ценные сокровища; можно спросить вопрос; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; ледяной айсберг.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 800 человек из 80 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 327 человек из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 318 человек из 66 регионов
- Алдохина Наталья ГеннадьевнаНаписать 2247 15.02.2017
Номер материала: ДБ-198661
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 15.02.2017 2695
- 15.02.2017 546
- 15.02.2017 2454
- 15.02.2017 866
- 15.02.2017 410
- 15.02.2017 369
- 15.02.2017 211
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Устранить лексические ошибки в предложениях и указать тип ошибки.
1.В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега.
2.Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.
3.Сегодня у нас в гостях гость приехавший из Белоруссии.
4.В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.
5.Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение. Так что факт списания сочинения установлен.
6.Павел Власов целеустремленно стремится к своей цели.
7.Ниловна призывает народ бороться за народное дело.
8.Белинский направил Некрасова на правильный и верный путь.
9.Нагульнов предан партии, но у него есть отрицательные недостатки, и он делает ошибки и промахи.
10.Корчагин в ледяной холод и стужу работает на строительстве узкоколейки.
11.Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.
12.В магазин завезли импортные моющие обои.
13.Врачиха выписала мне лекарство.
14.Я познакомился с ужасно красивой девушкой.
15.В институт я не пошла, так как была заболевши.
16.В личной жизни я потерпел полное фиаско.
17.На концерте мы видели всех знаменитых артистов, ихние наряды были потрясные.
18.Отсюдова было хорошо видно море.
19.Я предъявил оплоченый чек.
20.Красноречие юноши произвело на девушку надлежащий эффект.
1. В прошедшие дни выпало много снега.
2. Я считаю, что выступающие будут говорить о деле.
3. Сегодня у нас в гостях человек, приехавший из Белоруссии.
4. В свободное время дети занимаются в кружках.
5. Сочинение списано, потому что тот, кто списал и тот, кто дал списать, подтвердили этот факт.
6. Павел Власов стремится к своей цели.
7. Ниловна призывает народ бороться за свое дело.
8. Белинский направил Некрасова на правильный путь.
9. Нагульнов предан партии, но у него есть недостатки, и он делает ошибки.
10. Корчагин в холод и стужу работает на строительстве узкоколейки.
11. Сегодня холодно, поэтому я надела шубу.
12. В магазин завезли импортные моющиеся обои.
13. Врач выписала мне лекарство.
14. Я познакомился с очень красивой девушкой.
15. В институт я не пошла, так как заболела.
16. В личной жизни я потерпел фиаско.
17. На концерте мы видели всех знаменитых артистов, их наряды были потрясающие.
18. Отсюда было хорошо видно море.
19. Я предъявил оплаченный чек.
20. Красноречие юноши произвело на девушку нужный эффект.
Помогите пожалуйста!
Исправьте стилистическую ошибку в приведенном ниже предложении. Исправление объясните. Запишите исправленный текст: В личной жизни я потерпел полное фиаско.
1.В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега.
прошедшие- прошли снегопады -много снега
В прошедшие дни выпали снегопады ( или выпало много снега) .
2.Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.
выступающие- выступать
Я считаю, что выступающие, будут говорить о деле.
3.Сегодня у нас в гостях гость приехавший из Белоруссии.
в гостях гость
Сегодня у нас гость, приехавший из Белоруссии.
4.В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.
от занятий- занимаются
В свободное от уроков время дети занимаются в кружках.
5.Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение.
списано- списавший- списал- списать- написал- списать
Сочинение списано, и скопировавший не отрицает, что скатал сочинение, а тот, кто дал сдуть, даже написал, что позволил срисоватьработу.
Так что факт списания сочинения установлен.
6.Павел Власов целеустремленно стремится к своей цели.
целеустремленно- к своей цели
Павел Власов преднамеренно стремится к своей цели.
7.Ниловна призывает народ бороться за народное дело.
народ- за народное дело
Ниловна призывает бороться за народное дело.
8.Белинский направил Некрасова на правильный и верный путь.
направил- на правильный
Белинский указал Некрасову правильный и верный путь.
9.Нагульнов предан партии, но у него есть отрицательные недостатки, и он делает ошибки и промахи.
отрицательные недостатки, делает ошибки и промахи.
Нагульнов предан партии, но у него есть отрицательные качества, и он допускает ошибки и совершает промахи.
10.Корчагин в ледяной холод и стужу работает на строительстве узкоколейки.
ледяной холод и стужу
Корчагин в ледяной холод работает на строительстве узкоколейки.
11.Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.
Одеть — кого, что. 1. Облечь кого-л. в какую-л. одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; ср. одеть куклу, манекен…
Надеть — что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.) , покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…
Сегодня холодно, поэтому я надела шубу.
12.В магазин завезли импортные моющие обои.
13.Врачиха выписала мне лекарство.
врачиха ж. разг. -сниж. Женщина-врач.
Врач выписала мне лекарство.
14.Я познакомился с ужасно красивой девушкой.
ужасно красивой- нарушены нормы лексической сочетаемости слов
Презентация на тему Лексические нормы русского языка Алдохина Н.Г. учитель русского языка и
Презентация на тему Презентация на тему Лексические нормы русского языка Алдохина Н.Г. учитель русского языка и из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 33 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!
Слайды и текст этой презентации
Лексические нормы русского языка Алдохина Н.Г. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №11 п. Новый Ургал
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачёв
Лексические нормы – это… 1) правильность выбора слова; 2) уместность его использования в общепринятых в языке сочетаниях.
Выберите одно из слов в скобках. 1 группа (Отборный, отборочный) тур. (Зрительные, зрительские) аплодисменты. (Искусно, искусственно) рисовать. 2 группа (Экономика, экономия) времени. (Одеть, надеть) пальто. (Красочный, крашеный) пейзаж. 3 группа (Звуковой, звучный) голос. (Глинистый, глиняный) берег. (Вековые, вечные) ценности.
Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов. 1 группа Мы не можем обсуждать героиню за этот поступок. Сегодня мы обсуждали план работы. 2 группа Мы попали в затрудненное положение. Дыхание стало затрудненным. 3 группа Песочный пляж простирался на несколько километров. Песочные часы используются и сейчас.
Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости. 1 группа 1. Тут он неуклюжим движением руки уронил вазу. 2.Я ехал долго, не встречая никаких примет жилья. 2 группа 3.Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться. 4.Эта встреча играла в моей жизни большое значение. 3 группа 5.Необходимо много читать, чтобы повышать свой кругозор. 6.Дети страшно обрадовались.
Выберите нужное слово. Дружба ( сильная, крепкая). Приходить в (ярость, радость). Высказать (мнение, вопрос).
Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — пунктуальный — реставрация — корректный- коммуникабельный-
Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный реставрация корректный коммуникабельный
Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный — точный реставрация корректный коммуникабельный
Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный — точный реставрация — восстановление корректный коммуникабельный
Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный — точный реставрация — восстановление корректный – тактичный, вежливый коммуникабельный
Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный — точный реставрация — восстановление корректный – тактичный , вежливый коммуникабельный — общительный
Исправьте лексические ошибки. 1 группа Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель. 2 группа В этом тексте выступления много дефектов. 3 группа Мальчик сложил в пенал свои школьные аксессуары.
Устраните лексические ошибки. 1 группа 1.Мы поражались его поразительной памяти. 2.Подруга долго не возвращала мне книгу обратно. 2 группа 3.Я не успел закончить до конца эту работу. 4.Это очень прекрасный материал для доклада. 3 группа 5.В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран. 6.Всадники приближались ближе к деревне.
1 группа. Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию. Написать свою автобиографию; в марте месяце; например, приведем такой пример; закономерно вытекает закономерность; трудоемкий труд; ценные сокровища; можно спросить вопрос; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; ледяной айсберг.
2 группа. Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов, исправьте их. 1.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки. 2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча. 3.Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала. 4.Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения – влияют на развитие растений. 5.Между ними установились доверчивые отношения.
3 группа. Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки. «В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан, он отправился к ущелью. Он шел, оглядывая по сторонам, но вокруг никого не было. Он поставил капкан и положил приманку. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он сидел рядом с капканом, а возле него лежала перекушенная веревка». ( текст об охотнике и барсе)
Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши: Оно бывает то свинцово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком в выси, То медью траурной поет, Покуда слово сам не взвесил, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить И ядом радость отравить. Им можно лед зимой расплавить, И камень в крошку превратить. Оно ограбит иль одарит, Пусть ненароком, пусть любя, Подумай, как бы не ударить. Того, кто слушает тебя. (В. Солоухин)
источники:
http://sprashivalka.com/tqa/q/12414412
http://theslide.ru/uncategorized/leksicheskie-normy-russkogo-yazyka-aldohina-ng
istrorndat600
Вопрос по русскому языку:
Какие ошибки допустили школьники в своей речи?Найди их,запиши исправленные предложения.Наши лыжники пришли первыми,высунув язык на плечо.Мы поражались его поразительной памяти.Птицы порхали и летали с ветки на ветку.
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
bontapededy
Поражались и поразительный- это одно значение. Порхали и летали- это также одно значение. Ошибка в том, что школьники повторяли в одном предложении слова с одинаковым значением. Исправление ошибок: Мы поражались его прекрасной памятью. Птицы перелетали с ветки на ветку
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Разделы презентаций
- Разное
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Медицина
- Менеджмент
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
- Юриспруденция
Презентация на тему Лексические нормы русского языка Алдохина Н.Г. учитель русского языка и
Содержание
-
1.
Лексические нормы русского языка Алдохина Н.Г. учитель русского языка и -
2.
Вернейший способ узнать человека – его умственное -
3.
Лексические нормы – это… 1) правильность выбора -
4.
Слайд 4 -
5.
Слайд 5 -
6.
Слайд 6 -
7.
Слайд 7 -
8.
Слайд 8 -
9.
Слайд 9 -
10.
Слайд 10 -
11.
Слайд 11 -
12.
Слайд 12 -
13.
В -
14.
Выберите одно из слов в скобках. -
15.
Найдите предложения с ошибками в употреблении -
16.
Слайд 16 -
17.
Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости. -
18.
Выберите нужное слово. Дружба ( сильная, крепкая). Приходить в (ярость, радость). Высказать (мнение, вопрос). -
19.
Слайд 19 -
20.
Подберите русские синонимы к иноязычным словам. -
21.
Подберите русские синонимы к иноязычным словам. -
22.
Подберите русские синонимы к иноязычным словам. -
23.
Подберите русские синонимы к иноязычным словам. -
24.
Подберите русские синонимы к иноязычным словам. -
25.
Подберите русские синонимы к иноязычным словам. -
26.
Исправьте лексические ошибки. 1 группа Во время -
27.
Слайд 27 -
28.
Устраните лексические ошибки. 1 группа 1.Мы -
29.
1 группа. Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию. Написать свою -
30.
2 группа. Найдите в предложениях ошибки, связанные -
31.
3 группа. Отредактируйте текст, устранив речевые -
32.
Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, -
33.
Слайд 33 -
34.
Скачать презентанцию
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Лексические нормы русского языка
Алдохина Н.Г.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №11 п. Новый Ургал
Слайд 2Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его
моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он
говорит.
Д.С.Лихачёв
Слайд 3Лексические нормы – это…
1) правильность выбора слова;
2) уместность его
использования в общепринятых в языке сочетаниях.
Слайд 14Выберите одно из слов в скобках.
1 группа
(Отборный, отборочный)
тур.
(Зрительные, зрительские) аплодисменты.
(Искусно, искусственно) рисовать.
2 группа
(Экономика, экономия) времени.
(Одеть, надеть) пальто.
(Красочный,
крашеный) пейзаж.
3 группа
(Звуковой, звучный) голос.
(Глинистый, глиняный) берег.
(Вековые, вечные) ценности.
Слайд 15
Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов.
1 группа
Мы
не можем обсуждать героиню за этот поступок.
Сегодня мы обсуждали план
работы.
2 группа
Мы попали в затрудненное положение.
Дыхание стало затрудненным.
3 группа
Песочный пляж простирался на несколько километров.
Песочные часы используются и сейчас.
Слайд 17Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
1 группа
1. Тут он неуклюжим движением руки уронил вазу.
2.Я ехал долго, не встречая никаких примет жилья.
2 группа
3.Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
4.Эта встреча играла в моей жизни большое значение.
3 группа
5.Необходимо много читать, чтобы повышать свой кругозор.
6.Дети страшно обрадовались.
Слайд 18Выберите нужное слово.
Дружба ( сильная, крепкая).
Приходить в (ярость, радость).
Высказать (мнение, вопрос).
Слайд 20Подберите русские синонимы к иноязычным словам.
вердикт —
пунктуальный —
реставрация —
корректный-
коммуникабельный-
Слайд 21Подберите русские синонимы к иноязычным словам.
вердикт — решение
пунктуальный
реставрация
корректный
коммуникабельный
Слайд 22Подберите русские синонимы к иноязычным словам.
вердикт — решение
пунктуальный —
точный
реставрация
корректный
коммуникабельный
Слайд 23Подберите русские синонимы к иноязычным словам.
вердикт — решение
пунктуальный —
точный
реставрация — восстановление
корректный
коммуникабельный
Слайд 24Подберите русские синонимы к иноязычным словам.
вердикт — решение
пунктуальный —
точный
реставрация — восстановление
корректный – тактичный, вежливый
коммуникабельный
Слайд 25Подберите русские синонимы к иноязычным словам.
вердикт — решение
пунктуальный —
точный
реставрация — восстановление
корректный – тактичный , вежливый
коммуникабельный — общительный
Слайд 26Исправьте лексические ошибки.
1 группа
Во время интервала между уроками в
аудиторию вошёл преподаватель.
2 группа
В этом тексте выступления много дефектов.
3 группа
Мальчик
сложил в пенал свои школьные аксессуары.
Слайд 28Устраните лексические ошибки.
1 группа
1.Мы поражались его поразительной памяти.
2.Подруга
долго не возвращала мне книгу обратно.
2 группа
3.Я не успел закончить
до конца эту работу.
4.Это очень прекрасный материал для доклада.
3 группа
5.В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран.
6.Всадники приближались ближе к деревне.
Слайд 291 группа.
Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию.
Написать свою автобиографию; в марте месяце;
например, приведем такой пример; закономерно вытекает закономерность; трудоемкий труд; ценные
сокровища; можно спросить вопрос; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; ледяной айсберг.
Слайд 302 группа.
Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов,
исправьте их.
1.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной
долине к устью реки.
2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
3.Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.
4.Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения – влияют на развитие растений.
5.Между ними установились доверчивые отношения.
Слайд 313 группа.
Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки.
«В голове у
него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан,
он отправился к ущелью. Он шел, оглядывая по сторонам, но вокруг никого не было. Он поставил капкан и положил приманку. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он сидел рядом с капканом, а возле него лежала перекушенная веревка». ( текст об охотнике и барсе)
Слайд 32Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно
бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То
медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И ядом радость отравить.
Им можно лед зимой расплавить,
И камень в крошку превратить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить.
Того, кто слушает тебя. (В. Солоухин)
В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.
- Примеры распространённых лексических ошибок
- Нарушение лексической сочетаемости слов
- Ошибки в похожих словах
- Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
- Ошибки из-за невнимательности
- Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
- Словари сочетаемости
- 1. Gufo
- 2. КартаСлов.ру
- 3. Грамота.ру
- Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
- 4. Орфограммка
- 5. Текст.ру
- 6. LanguageTool
- 7. Тургенев
- 8. Главред
- Небольшой тест
- Выводы
Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).
В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.
Примеры распространённых лексических ошибок
На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.
Теперь разберём детальнее самые популярные из них.
Нарушение лексической сочетаемости слов
Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.
Типичным примером таких ошибок являются фразы:
- Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
- Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
- Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.
Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:
- Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.
- Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».
- Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.
- «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.
Ошибки в похожих словах
Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:
- Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
- Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
- Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
- Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
- Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.
Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.
- Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».
Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.
Неправильно:
Правильно:
- Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».
«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.
Неправильно:
Правильно:
Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».
С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.
Ошибки из-за невнимательности
Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:
- «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
- «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.
Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.
Словари сочетаемости
По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.
1. Gufo
Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.
Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:
2. КартаСлов.ру
Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.
Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.
3. Грамота.ру
Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.
Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.
Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:
Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.
4. Орфограммка
Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.
Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.
Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:
- Грамотность — для исправления всех видов ошибок.
- Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.
- Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.
В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.
5. Текст.ру
Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.
В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.
Зато иногда Word ошибается в пунктуации:
А Advego – в согласовании числительного и существительного:
У text.ru таких грехов нет.
В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.
6. LanguageTool
Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.
Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.
Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.
7. Тургенев
Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).
Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.
В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).
8. Главред
Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.
Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).
Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.
А в примерах предложений заметил только канцеляризм.
Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.
Небольшой тест
Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.
Выводы
Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.
Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.
Еще по теме:
- Как составить ТЗ копирайтеру, чтобы статья попала в ТОП без ссылок?
- Что и как писать на главной. Текст, который говорит
- Новогодняя подборка: перлы копирайтинга — 2013
- Текст для пользователя и Яндекса. 5 «НЕ» для копирайтера – о наболевшем
- Лето, тексты, вода: Как убрать из текста «воду» и чем ее заменить
Вопрос о том, как готовить качественные статьи, приносящие позиции и поисковый трафик, уже давно волнует контент-проекты и коммерческие сайты с инфоразделами. Случаи, когда статьи по…
«Текст, написанный таким простым языком, выглядит непрезентабельно» — считают многие владельцы сайтов. Мы же считаем, что текст должен «разговаривать» с посетителями. Чтобы объяснить, что мы имеем…
У всех бывают промахи, и у копирайтеров тоже. Но в канун Нового года хочется с улыбкой вспомнить творчество копирайтеров, пусть иногда и абсурдное, но очень…
Основываясь на опыте, хотим дать несколько советов. Как писать текст так, чтобы он подходил и оптимизатору, который в первую очередь ориентируется на алгоритмы поисковых систем,…
Мы часто говорим, что текст не должен содержать «воду», но не разбираем этот вопрос подробно. В этой статье на примерах конкретной тематики рассмотрим, что такое…
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.