Утром ребята уже были на туристической базе радуге ошибка

Тысячи заданий с решениями для подготовки к ЕГЭ

8.3. Согласование сказуемого с подлежащим

ВВЕДЕНИЕ

Подлежащее — главный член предложения, который согласуется со своим сказуемым по законам грамматики.

Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица, например: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.

В таких случаях можно говорить о согласовании сказуемого с подлежащим. Однако соответствие грамматических форм главных членов предложения не обязательно, возможно неполное соответствие грамматических форм главных членов: Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой — соответствие форм числа, но разные формы рода; Твой удел — нескончаемые хлопоты — несоответствие форм числа.

Грамматическая связь главных членов предложения рассматривается как координация. Эта грамматическая связь более широкая и свободная в сравнении с согласованием. В неё могут вступать разные слова, их морфологические свойства не обязательно должны соответствовать друг другу.

При координации главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда род/число подлежащего трудно определить. Рассмотрению этих вопросов и посвящён этот раздел «Справки».

СОДЕРЖАНИЕ

→В сложноподчинённом предложении в роли подлежащих выступают местоимения

→Координация сказуемого с подлежащим, выраженным словом или сочетанием слов со значением количества

  →В роли подлежащего выступает собирательное имя существительные и слова, близкие к ним по значению

  →В роли подлежащего выступает собирательное существительным с количественным значением типа БОЛЬШИНСТВО/РЯД

  →В роли подлежащего выступает сочетание числительного и существительного

→Координация между подлежащим и сказуемым, оторванными друг от друга

  →Координация подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»

  →Координация сказуемого с подлежащим, при котором есть уточняющие члены

→Координация сказуемого с подлежащим, род или число которого определить сложно

  →Координация с аббревиатурами, условными наименованиями.

  →Координация сказуемого с подлежащим со значением профессии

→Координация сказуемого с подлежащим, при котором находится приложение

→Подлежащее выражено однородными членами

→Сочетание в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой»

8.3.1. В сложноподчинённом предложении в роли подлежащих выступают местоимения

Если в предложении ( и не обязательно в СПП !) в роли подлежащего используется местоимение, то нужно знать ряд правил, предписывающих, как правильно согласовать с ним сказуемое.

А) Если подлежащее выражено местоимениями КТО, ЧТО, НИКТО, НИЧТО, КОЕ-КТО, НЕКТО, КТО БЫ НИ, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Например: [Те, (кто пренебрегает мнением других), рискуют остаться в одиночестве].

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1 (Кто бы ни пришЛИ), [все узнают].

ПРИМЕР 2 [О том, (что занятие перенесено), никто не знали].

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 1 (Кто бы ни пришЁЛ, [все узнают].

ПРИМЕР 2 [О том, (что занятие перенесено), никто не знаЛ].

Б) Если подлежащее выражено местоимением во множественном числе ТЕ, ВСЕ, сказуемое ставится в форме множественного числа. Если подлежащее выражено местоимениями в единственном числе ТОТ, ТА, ТО, сказуемое ставится в форме единственного числа.Например: [ТЕ, (кто закончил школу с отличием), имеЮт больше шансов поступить в ВУЗ на бесплатной основе].

Это предложение построено по такой модели:

[Те, (кто+ сказуемое), …сказуемое…]. И это  — самая распространённая модель, в которой предлагается найти ошибку. Проанализируем строение сложного предложения: в главном предложении местоимение «те» — является подлежащим, мн. ч; «имеют»—сказуемым, мн.ч. Это соответствует правилу Б.

Теперь внимание на придаточное предложение: «кто»—подлежащее, «закончил»— сказуемое а единственном числе. Это соответствует правилу А.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1 [Все, (кто приобрёл билеты в кассах), должЕн самостоятельно зарегистрироваться на рейс].

ПРИМЕР 2. [Те, (кто хоть однажды видел северное сияние), уже не сможЕт забыть это необыкновенное явление].

ПРИМЕР 3. [Те, (кто планируЮт отпуск на лето), покупают билеты весной ].

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 1 [Все, (кто приобрёл билеты в кассах), должНЫ самостоятельно зарегистрироваться на рейс].

ПРИМЕР 2. [Те, (кто хоть однажды видел северное сияние), уже не смоГУТ забыть это необыкновенное явление].

В примерах 1 и 2 ошибку легко увидеть: достаточно выбросить придаточное предложение. В следующем примере ошибка часто остаётся незамеченной.

ПРИМЕР 3. [Те, (кто планируЕТ отпуск на лето), покупают билеты весной ].

В) Если подлежащее выражено словосочетанием ОДИН ИЗ.., КАЖДЫЙ ИЗ…, НИКТО ИЗ.. то сказуемое ставится в форме единственного числа. Если подлежащее выражено словосочетанием МНОГИЕ ИЗ…, НЕКОТОРЫЕ ИЗ…, ВСЕ ИЗ.. то сказуемое ставится в форме множественного числа. Например: [Никто из тех, (кто занял призовое место), не захотеЛ ехать на республиканский конкурс].

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 4 [Многие из тех, (кто бывал в парке Михайловского), поражаЛся величине старинных усадебных деревьев].

ПРИМЕР 5 [Каждый из нас, (кто бывал в подобной ситуации), непременно думалИ о путях выхода из неё].

ПРИМЕР 6 [Каждая из сторон, (которая представила свой проект), отстаивалИ его преимущества перед другими проектами].

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 4 [Многие из тех, (кто бывал в парке Михайловского), поражалИсь величине старинных усадебных деревьев].

ПРИМЕР 5 [Каждый из нас, (кто бывал в подобной ситуации), непременно думал о путях выхода из неё].

ПРИМЕР 6 [Каждая из сторон, (которая представила свой проект), отстаивалА его преимущества перед другими проектами].

Г) Если в предложении имеется оборот КТО, КАК НЕ.., сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода. Например: Кто, как не родители, ДОЛЖЕН учить детей умению общаться?

Данный оборот можно рассматривать как уточняющий, см. другие примеры в пункте 8.3.3, часть Б.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 7 Кто, как не мы, должнЫ беспокоиться о чистоте своих городов?

ПРИМЕР 8 Кто, как не мама, преподал тебе образец выносливости и жизнелюбия?

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 7 Кто, как не мы, должЕн беспокоиться о чистоте своих городов?

ПРИМЕР 8 Кто, как не мама, преподаЛ тебе образец выносливости и жизнелюбия?

НАВЕРХ

8.3.2 Координация сказуемого с подлежащим, выраженным словом или сочетанием слов со значением количества

При координации главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда подлежащее указывает на множество предметов, но выступает в единственном числе.

А) В роли подлежащего выступает собирательное имя существительные и слова, близкие к ним по значению.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое: ЛИСТВА, ДУБНЯК, ОСИННИК, ДЕТВОРА, СТУДЕНЧЕСТВО, УЧИТЕЛЬСТВО, ПРОФЕССУРА, КРЕСТЬЯНСТВО.Они имеют форму только единственного числа, не сочетаются с количественными числительными и со словами, обозначающими единицы меры, но могут сочетаться со словами много/мало или сколько: МАЛО РОДНИ, НЕМНОГО ЛИСТВЫ, МНОГО МОШКАРЫ.

Близким к ним по значению собирательности можно отнести и слова НАРОД, СТАЯ, ВОЙСКО, ГРУППА, ТОЛПА; ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, СОТНЯ; ТРОЙКА, ПАРА; ТЬМА, БЕЗДНА, УЙМА И ДРУГИЕ

Подлежащее, выраженное собирательным существительным, требует постановки сказуемого только в форму единственного числа:

Например: Детвора резвилАсь во дворе дома; молодёжь часто проявляЕт инициативу.

Подлежащее, выраженное существительным типа ГРУППА, ТОЛПА также требует постановки сказуемого только в форму единственного числа:

Например: Группа участников фестиваля поделилАсь своими впечатлениями; тройка лошадей пронеслась под окнами

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно обращались с жалобами в вышестоящие организации.

ПРИМЕР 2. Стайка разноголосых птичек наперебой щебетали на лужайке.

ПРИМЕР 3. Пара влюблённых сиделИ на лавочке.

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 1. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно обращалОсь с жалобами в вышестоящие организации.

ПРИМЕР 2. Стайка разноголосых птичек наперебой щебеталА на лужайке.

ПРИМЕР 3. Пара влюблённых сиделА на лавочке.

Б) В роли подлежащего выступает собирательное существительным с количественным значением

Существительные БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ, несмотря на грамматическую форму единственного числа, обозначают не один предмет, а много, и поэтому сказуемое может принимать не только форму единственного числа, но и множественного. Например: На этом-то пруде… выводилось и держалось бесчисленное множество уток ; Множество рук стучат во все окна с улицы, и кто-то ломится в дверь. Какой же из форм отдать предпочтение?

Подлежащее, имеющее в своём составе собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ требует постановки сказуемого только в форму единственного числа, если :

а) от собирательного существительного нет зависимых слов

Часть ушлА в отпуск, а часть осталАсь; множество разбежалОсь, меньшинство осталОсь

б) у собирательного существительного есть зависимое слово единственного числа

Большинство коллектива проголосовалО за проведение репетиции.Часть класса всталА на сторону девушки. Большинство группы вернулОсь в занятиям.

При подлежащем, имеющем в своём составе слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ можно поставить сказуемое как в форму множественного числа, так и множественного, если при существительном есть зависимое слово во множественном числе:

Большинство студентов сдалИ зачёт; ряд участников продемонстрировалИ отличные знания.

Часть книг была закупленА для библиотеки; ряд объектов сдаН раньше срока

Множественное число сказуемого в подобных конструкциях обычно указывает на активность действующих лиц.

Рассмотрим случаи, при которых использование множественного число сказуемого разрешено и допустимо.

Сказуемое ставят
в единственном числе, если во множественном числе, если
Активность одушевлённых лиц не подчёркивается:

Большинство авторов согласилось с замечаниями.

Часть участников конференции не приняла участие в обсуждении

Активность подчёркивается. Подлежащее —одушевлённое.

Большинство писателей решительно отвергали исправления редактора. Большинство учеников хорошо отвечали на уроке.

Активность не подчёркивается, страдательное причастие говорит о том, что предмет сам не выполняет действие.

Ряд работников привлечён к ответственности.

Часть произведений была опубликована.

Активность подчёркивается при наличии причастного или деепричастного оборота.

Большинство авторов, заключивших договоры с издательством, представили рукописи.

Большинство авторов, заключив договор, работают над рукописями.

Активность не подчёркивается, подлежащее — неодушевлённое

Большинство предметов лежало в беспорядке

Ряд мастерских изготавливает детали для нашего цеха.

На активность также указывает ряд однородных членов:

Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы.

Большинство редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы. Ряд однородных сказуемых.

Тем не менее надо учитывать, что форма единственного числа сказуемого в большей мере соответствует традиции книжно-письменных стилей и употребление формы множественного числа сказуемого должно быть чётко обосновано. Ошибкой в заданиях ЕГЭ будет необоснованная постановка сказуемого во множественное число.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 4 Большинство заданий былИ выполненЫ недостаточно грамотно.

ПРИМЕР 5 Ряд мероприятий пройдУт в Ельце, Воронеже, Орле.

ПРИМЕР 6 Множество стихотворений этого автора изданЫ в серии «Детская библиотека»

ПРИМЕР 7 Ряд статей этого автора посвященЫ истории нашего города

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 4 Большинство заданий было выполнено недостаточно грамотно.Сказуемое в форме страдательного причастия указывает на пассивность действующего лица.

ПРИМЕР 5 Ряд мероприятий пройдЁт в Ельце, Воронеже, Орле. Мероприятия не могут сами действовать, поэтому сказуемое нужно употребить во единственном числе.

ПРИМЕР 6 Множество стихотворений этого автора издано в серии «Детская библиотека». Сказуемое в форме страдательного причастия указывает на пассивность действующего лица.

ПРИМЕР 7 Ряд статей этого автора посвящеН истории нашего города.Сказуемое — краткое причастие.

НАВЕРХ

В) В роли подлежащего выступает сочетание числительного с существительным

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием, возникает та же проблема: в каком числе лучше употребить сказуемое. У Чехова находим: Какие-то три солдата стояли рядом у самого спуска и молчали; У него было два сына. Л. Толстой предпочёл такие формы: В санях сидело три мужика и баба; В душе его боролись два чувства — добра и зла.

Примечание: В заданиях ЕГЭ подобные случаи не встречаются, так как велика возможность неверной классификации типа ошибки — подобные случаи можно отнести к ошибке на употребление имени числительного. Поэтому ограничимся замечаниями общего характера и отметим наиболее грубые ошибки, допускаемые в письменных работах.

При подлежащем, имеющем в своём составе числительное или слово со значением количества, можно поставить сказуемое как в форму множественного числа, так и единственного числа:

Прошло пять лет; десять выпускников выбрали наш институт

Употребление разных форм зависит от того значения, которое вносит сказуемое в предложение, активность и общность действия подчёркивается множ. числом.

Сказуемое ставят обычно в единственное число, если

• в подлежащем числительное, оканчивающееся на «один»:

Двадцать один студент нашего института входИт в сборную команду города по волейболу, но Двадцать два (три, четыре, пять…) студента нашего института входЯт в сборную команду города по волейболу

• если сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придаётся безличный характер:

ПроданО двадцать два костюма; В другой класс будет переведенО три или четыре ученика.

• сказуемое выражено глаголом со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве:

Три царства перед ней стоялО. В комнате былО два окна с широкими подоконниками.Три окна комнаты выходилО на север

Ошибочно: Три царства стоялИ. В комнате былИ два окна с широкими подоконниками.Три окна комнаты выходилИ на север

• единственное число, создающее представление о едином целом, употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени:

На покраску крыши потребуЕтся тридцать четыре килограмма олифы. До конца пути оставалОсь двадцать пять километров. ПрошлО сто лет. Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробилО. Пять месяцев истеклО с тех пор

Ошибочно: На покраску крыши потребуЮтся тридцать четыре килограмма олифы; До конца пути оставалИсь двадцать пять километров. ПрошлИ сто лет. Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробилИ. Пять месяцев истеклИ с тех пор.

• при подлежащем, выраженном сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-, сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени — в среднем роде, например: полчаса пройдЁт, полгода пролетелО, полгорода участвовалО в демонстрации.

Ошибочно: полкласса участвовалИ в конкурсе, пройдУт полчаса

НАВЕРХ

8.3.3 Координация между подлежащим и сказуемым, оторванными друг от друга

Между подлежащим и сказуемым могут находиться второстепенные обособленные члены предложения, уточняющие члены, придаточные предложения. В этих случаях нужно чётко соблюдать общее правило: сказуемое и подлежащее должны быть согласованы.

Рассмотрим частные случаи.

А) Координация подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»

Примечание для учителя: такой тип ошибки в СПП отмечает в своём пособии «Как получить 100 баллов ЕГЭ» (2015 год) И.П. Цыбулько, при этом в «Справочнике по правописанию и литературной правке» Д. Розенталя такая ошибка называется смещением конструкции в сложном предложении.

Именная часть сказуемого в предложении, построенном по модели сущ+сущ., должна стоять в именительном падеже.

Например: [Первое, (чему следует научиться), –это выделениЕ основы предложения].

Грамматическая основа главного предложения состоит из подлежащего первое и сказуемого выделение. Оба слова стоят в именительном падеже.

А вот так выглядит предложение с ошибкой: [Первое, (чему следует научиться), –это выделениЮ основы предложения]. Под влиянием придаточного сказуемое получило родительный падеж, что и является ошибкой.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1 [Главное, (чему необходимо уделить внимание), — это идейной стороне произведения]

ПРИМЕР 2 [Последнее, (на чём следует остановиться), — это на композиции книги]

ПРИМЕР 3 [Самое важное, (к чему стоит стремиться), — это к исполнению мечты]

Приведём исправленные варианты:

Ошибку легко увидеть, если выбросить придаточное предложение.

ПРИМЕР 1Главное, (чему необходимо уделить внимание),— это идейнАЯ сторонА произведения]

ПРИМЕР 2[Последнее, (на чём следует остановиться), — это ккомпозициЯ книги]

ПРИМЕР 3[Самое важное, (к чему стоит стремиться), — это исполнениЕ мечты]

НАВЕРХ

Б). Координация сказуемого с подлежащим, при котором есть уточняющие члены.

Для того, чтобы уточнить подлежащее, иногда употребляют уточняющие (поясняющие обороты), присоединительные члены предложения, обособленные дополнения. Так, в предложении Жюри конкурса, в том числе выбранные из зала представители косметической фирмы, не смогло определить победителя выделенный оборот является присоединительным ( в других пособиях он называется уточняющим).

Наличие в предложении любого члена, уточняющего значение подлежащего, не оказывает влияния на число сказуемого. Такие обороты прикрепляются словами: ДАЖЕ, ОСОБЕННО, В ТОМ ЧИСЛЕ, НАПРИМЕР; КРОМЕ, ПОМИМО, ВКЛЮЧАЯ и подобными. Например: Редакция журнала, в том числе и редакторы интернет-портала, выступаЕт за проведение реорганизации.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 4. Весь коллектив, включая танцоров и жонглёров, высказалИсь за участие в конкурсе.

ПРИМЕР 5. Вся семья, а особенно младшие дети, с нетерпением ждалИ приезда дедушки.

ПРИМЕР 6. Администрация школы, включая членов родительского комитета, выступилИ за проведение расширенного родительского собрания.

Приведём исправленные варианты:

Ошибку легко увидеть, если выбросить придаточное предложение.

ПРИМЕР 4 Весь коллектив, включая танцоров и жонглёров, высказалСЯ за участие в конкурсе.

ПРИМЕР 5 Вся семья, а особенно младшие дети, с нетерпением ждалА приезда дедушки.

ПРИМЕР 6 Администрация школы, включая членов родительского комитета, выступилА за проведение расширенного родительского собрания.

НАВЕРХ

8.3.4 Координация сказуемого с подлежащим, род или число которого определить сложно.

Для правильной связи подлежащего со сказуемым очень важно знать род имени существительного.

А) Определённые разряды или группы существительные имеют сложности в определении рода или числа.

Род и число несклоняемых существительных, аббревиатур, слов-условных наименований и ряда других слов определяются особыми правилами. Для правильного согласования таких слов со сказуемым нужно знать их морфологические признаки.

Незнание этих правил вызывают ошибки: Сочи стали столицей Олимпиады; какао остыЛ; шампунь закончилАсь; вуз объявило набор студентов, МИД сообщило

Нужно : Сочи стаЛ столицей Олимпиады; какао остылО; шампунь закончилСЯ, вуз объявил набор студентов, МИД сообщил

Имена существительные, род/число которых трудно определяется, рассматриваются в разделе «Морфологические нормы. Имя существительное». Изучив приведённый материал, вы сможете успешно выполнить не только задание 6, но и 7.

Рассмотрим предложения с ошибками

ПРИМЕР 1. Бандероль был отправлен в начале недели.

В предложении слово «бандероль» является подлежащим, женского рода. Сказуемое «был отправлен» стоит в мужском. Это ошибка. Исправляем: Бандероль былА отправленА в начале недели

ПРИМЕР 2. Тюль прекрасно гармонировала с цветом мягкой мебели.

В предложении слово «тюль» является подлежащим, мужского рода. Сказуемое «подошла» стоит в женском. Это ошибка. Исправляем: Тюль прекрасно гармонироваЛ с цветом мягкой мебели.

ПРИМЕР 3. ООН собралось на очередное заседание.

В предложении слово «ООН» является подлежащим, женского рода (организация). Сказуемое «собралось» стоит в среднем. Это ошибка. Исправляем: ООН собралАсь на очередное заседание.

ПРИМЕР 4. МИД сообщило об участии в заседании

В предложении слово «МИД» является подлежащим, оно не изменяется. При расшифровке получаем «Министерство

иностранных дел». При этом вспоминаем, что данное слово относится к мужскому роду. Сказуемое «сообщило» стоит в среднем. Это ошибка. Исправляем: МИД сообщиЛ об участии в заседании.

ПРИМЕР 5. «Московский комсомолец» напечатала рейтинг лучших вузов страны.

В предложении словосочетание «Московский комсомолец» является подлежащим, это условное русское наименование, слово мужского рода, как слово «комсомолец». Сказуемое «напечатала» стоит в женском. Это ошибка. Исправляем: «Московский комсомолец» напечатаЛ рейтинг лучших вузов страны.

ПРИМЕР 6. Тбилиси привлекают туристов.

В предложении слово «Тбилиси» является подлежащим, это неизменяемое условное наименование. Это слово мужского рода, как слово «город». Сказуемое «привлекают» стоит во множественном числе. Это ошибка. Исправляем: Тбилиси привлекаЕт туристов . 

Б) Координация сказуемого с подлежащим со значением профессии

При имени существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т.д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идёт речь. Например: педагог сделал доклад, директор вызвал к себе сотрудника

С ошибкой будут предложения, в которых педагог сделала доклад, директор вызвала к себе сотрудника .

Обратите внимание: при наличии собственного имени лица, особенно фамилии, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Педагог Сергеева прочла лекцию. Подробнее об этом пункт ниже, 8.3.5

НАВЕРХ

8.3.5 При подлежащем находится приложение

Приложение — это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже: город (какой?) Сочи, птица (какая?) колибри, сайт (какой?) «РешуЕГЭ»

По общему правилу сказуемое согласуется с подлежащим, и наличие при последнем приложения в форме другого рода или числа не влияет на согласование

Например: Завод, эта грандиозная махина, казалось, тоже быЛ кораблем неслыханных размеров Ошибочным будет предложение Завод, эта грандиозная махина, казалось, тоже былА кораблём неслыханных размеров.

Если при подлежащем есть приложение, то, прежде всего, необходимо выяснить, какое из слов является подлежащим, а какое – приложением, а после этого ставить сказуемое в том или ином роде.

Таблица 1. Приложение и подлежащие написаны раздельно. При сочетании родового наименования и видового или видового и индивидуального подлежащим считается слово, обозначающее более широкое понятие, и сказуемое согласуется с ним. Приведём примеры:

Приложение —имя нарицательное:

цветок роза изумительно пах; дерево дуб разрослось; суп харчо сварен

Приложение — имя собственное

река Днепр разлилась; газета «Московский комсомолец» вышла; собака Барбос залаяла

Исключение: фамилии людей. В парах инженер Светлова сообщила, доктор наук Званцева вышла, завуч Марина Сергеевна отметила имена собственные являются подлежащим.

Таблица 2. Подлежащим является сложное существительное, образует термины, в которых одна часть по функции напоминает приложение. В этих случаях ведущим (определяемым) словом является то слово, которое выражает более широкое понятие или конкретно обозначает предмет.

Сказуемое согласуется с первым словом, оба слова изменяются

кресло-кровать стоялО в углу; завод-лаборатория выполниЛ заказ; счет-фактура выписаН своевременно; театр-студия воспитаЛ немало актеров; внимание привлекалА таблица-плакат; песня­-романс сталА весьма популярной

Сказуемое согласуется со вторым словом, первое слово не изменяется:

кафе-столовая открыта (столовая- более широкое понятие); автомат-закусочная открыта (в этом сочетании носителем конкретного значения выступает часть закусочная); плащ-палатка лежала (палатка в виде плаща, а не плащ в виде палатки); «Роман-газета» вышла большим тиражом (газета более широкое название).

Рассмотрим предложения с ошибками:

ПРИМЕР 1 Торт-мороженое разрезано на равные части.

Сложное существительное «торт-мороженое» по главному, более общему слову «торт» мужского рода, поэтому: Торт-мороженое разрезаН на равные части

ПРИМЕР 2 Повесть «Дети подземелья» написаны В.Г. Короленко..

Условное наименование является приложением, поэтому согласовывать сказуемое нужно со словом «повесть»: Повесть «Дети подземелья» написанА В.Г. Короленко.

ПРИМЕР 3 Крохотная собачка, совсем щенок, вдруг громко залаял..

Подлежащим является слово «собачка», оно женского рода, поэтому: Крохотная собачка, совсем щенок, вдруг громко залаяла.

ПРИМЕР 4 Вчера прочитал первую лекцию молодой преподаватель Петрова. .

Подлежащим является фамилия «Петрова», оно женского рода, поэтому: Вчера прочиталА первую лекцию молодой преподаватель Петрова.

НАВЕРХ

А) В предложении однородные подлежащие и одно сказуемое

Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединённым союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы координации:

Сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном числе:

Промышленность и сельское хозяйство в России неуклонно развиваются.

Сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них:

В деревне послышался топот и крики

Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе.

Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным. Не ты, но судьба виновата.

Рассмотрим предложения с ошибками:

ПРИМЕР 1 Увлечение спортом и жёсткий распорядок дня сделал своё дело..

Два подлежащих, сказуемое стоит после ряда однородных членов, поэтому должно стоять во множественном числе: Увлечение спортом и жёсткий распорядок дня сделалИ своё дело.

ПРИМЕР 2 Не разум, а страх вдруг овладели мной..

Два подлежащих, с союзом а, сказуемое поэтому должно стоять в единственном числе: Не разум, а страх вдруг овладеЛ мной.

ПРИМЕР 3 Вдали раздавалИсь привычный шум и громкие голоса. .

Два подлежащих, сказуемое стоит перед рядом однородных членов, поэтому должно стоять в единственном числе: Вдали раздавалСЯ привычный шум и громкие голоса.

НАВЕРХ 

Б) Сочетание в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой»

Постановка сказуемого во множественное или единственное число зависит от того, какое значение придаётся словосочетанию: совместного действия или раздельного.

При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой» сказуемое ставится:

во множественном числе, если оба названных предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими);

Паша с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались.

в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением):

Мать с ребёнком пошла в амбулаторию. Николай с младшей сестрой пришёл позже всех.

Только в единственном числе при наличии слов ВМЕСТЕ, СОВМЕСТНО:

Отец вместе с матерью уехал за город.

Только в единственном числе при подлежащем, выраженном местоимением Я, ТЫ

я с другом приду; ты с мамой поссорился

Рассмотрим предложения с ошибками:

ПРИМЕР 1 Брат вместе с друзьями отправились на пляж..

При слове «вместе» сказуемое не может стоять во множественном числе: Брат вместе с друзьями отправиЛся на пляж.

ПРИМЕР 2 Я с Русланом придём сегодня на занятие..

При подлежащем я (+кто-то ещё ) сказуемое не может стоять во множественном числе: Я с Русланом придУ сегодня на занятие. Или: Мы с Русланом придём сегодня на занятие.

ПРИМЕР 3 Ты с сестрой будете жить в этой комнате..

При подлежащем ты (+ кто-то ещё) сказуемое не может стоять во множественном числе: Ты с сестрой будеШЬ жить в этой комнате.Или: Вы с сестрой будете жить в этой комнате.

НАВЕРХ

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Приложение – это определение (признак предмета, отвечающий на вопрос: какой?), выраженное существительным.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении приложение, а также знать, что приложение всегда должно быть согласовано с определяемым словом.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».

Определяемое слово: очерке. Приложение: Постскриптуме (в очерке каком?). Нужно согласовать приложение с определяемым словом (очерке «Постскриптум») либо убрать определяемое слово, и тогда форма слова «Постскриптум» будет зависеть от глагола «написал».

Верный вариант 1:

О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».

Верный вариант 2:

О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в «Постскриптуме».

Пример 2

Предложение:

Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».

Определяемое слово: базе. Приложение: Радуге (на базе какой?). Нужно согласовать приложение с определяемым словом (базе «Радуга»).

Верный вариант:

Утром ребята уже были на туристической базе «Радуга».

Пример 3

Предложение:

Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.

Определяемое слово: города. Приложение: Сочей (от города какого?). Название города Сочи не склоняется, поэтому в предложении нужно исправить Сочей на Сочи.

Верный вариант:

Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 8. (3 БАЛЛА!) Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1.Ищи ошибки в предложениях:

1) с однородными членами; (ищи однородные сказуемые с союзом И.Задай вопрос от глагола к однородным членам предложения. Вопрос должен быть один и тот же, если нет, то ошибка! Это будет правильный ответ. (Я вижу ? (пропущен член предложения) и горжусь природой? Вижу что?, горжусь чем?)

2) с причастными оборотами; ( смотри на окончание причастия, помни, что с определяемым словом должно быть согласование в роде, числе, падеже.)

3)с именами собственными, заключёнными в кавычки и являющимися названием газет, журналов, книг, картин, фильмов;

4) с производными предлогами благодаря, согласно, вопреки и непроизводным предлогом по, употреблённом в оборотах речи по окончании, по приезде, по завершении, по прибытии;

5) с двойными союзами не только…но и; как…так и;

6) с использованием цитат;

7) начинающихся со слов: все, кто…; те, кто…; никто из тех, кто…

Виды ошибок в 8 задании ЕГЭ по русскому языку

  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом: не совпадает число подлежащего и сказуемого; не совпадает род подлежащего и сказуемого. Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила: Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения. Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского. Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания. Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде. Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого. Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.

Пример 1: Те, кто придут позже, займут свободные места.

Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе). Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число.

Верный вариант: Те, кто придет позже, займут свободные места.

Пример 2:Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.

Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.

Верный вариант: Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.

  • Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;

Приложение – это определение (признак предмета, отвечающий на вопрос: какой?), выраженное существительным. Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении приложение, а также знать, что приложение всегда должно быть согласовано с определяемым словом.

Пример 1: О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».

Определяемое слово: очерке. Приложение: Постскриптуме (в очерке каком?). Нужно согласовать приложение с определяемым словом (очерке «Постскриптум») либо убрать определяемое слово, и тогда форма слова «Постскриптум» будет зависеть от глагола «написал».

Верный вариант 1: О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».

Верный вариант 2: О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в «Постскриптуме».

Пример 2: Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».

Определяемое слово: базе. Приложение: Радуге (на базе какой?). Нужно согласовать приложение с определяемым словом (базе «Радуга»).

Верный вариант: Утром ребята уже были на туристической базе «Радуга».

Пример 3: Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.

Определяемое слово: города. Приложение: Сочей (от города какого?). Название города Сочи не склоняется, поэтому в предложении нужно исправить Сочей на Сочи.

Верный вариант: Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.

  • Ошибка в построении предложения с однородными членами;

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила: Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия. Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения». Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов. Не должно быть избыточного использования союзов.

Пример 1: Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант: Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.

Пример 2: Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант: Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.

  • Нарушение в построении предложения с обособленным определением;

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении определение, обособленное запятыми

Пример 1: Тургенев был писателем, необыкновенно чуткий к красоте слова.

Обособленное определение «чуткий» относится к определяемому слову «писателем», поэтому оно должно быть согласовано с ним (писателем каким? чутким – творительный падеж).

Верный вариант: Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова.

Пример 2: Статья о Корнее Ивановиче Чуковском, известным широкой публике, пожалуй, лишь произведениями для детей, открывает нам новые грани его таланта переводчика.

Обособленное определение «известным» относится к определяемому слову «Корнее Ивановиче Чуковском», поэтому оно должно быть согласовано с ним (Корнее Ивановиче Чуковском каком? известном – предложный падеж).

Верный вариант: Статья о Корнее Ивановиче Чуковском, известном широкой публике, пожалуй, лишь произведениями для детей, открывает нам новые грани его таланта переводчика.

  • Нарушение в построении предложения с причастным оборотом;

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:

  • Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
  • Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
  • Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.

Пример 1: Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.

Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? подходящий.

Верный вариант: Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.

Пример 2: Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов. Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него.

Верный вариант 1: Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.

Верный вариант 2: Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.

  • Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом;

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать, что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу

Пример 1: Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».

Верный вариант: Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

Пример 2: Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.

Верный вариант: Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

  • Нарушение согласования;

Пример 1: Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.

Существительное «лошади» связано с причастием «покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже, поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»: лошади какие? покрытые пеной.

Верный вариант: Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.

Пример 2: Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.

Существительное «князей» связано с причастием «враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.

Верный вариант: Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующих друг с другом.

  • Нарушение управления;

Пример 1: В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.

Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).

Верный вариант: В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.

Пример 2: Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.

Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.

Верный вариант: Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.

  • Ошибка в построении сложного предложения (сложносочиненного и сложноподчиненного);

Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении сложноподчиненного предложения. Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:

  • Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода; Составные союзы не должны быть искаженными;
  • В предложении нельзя употреблять лишние союзы.

Пример 1: Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.

Верный вариант 1: Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Верный вариант 2: Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Пример 2: Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».

Верный вариант: Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.

  • Неправильное построение предложения с косвенной речью;

Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять прямую и косвенную речь в предложении и не смешивать их.

Пример 1: Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России.

В предложении присутствуют признаки прямой («я обращаюсь» – речь от первого лица) и косвенной речи («автор пишет, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.

Верный вариант: Автор статьи пишет, что он обращается ко всем, кому не безразлична судьба России.

Пример 2: Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.

В предложении присутствуют признаки прямой («трех моих жизней» – речь от первого лица) и косвенной речи («журналист сказал, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.

Верный вариант 1: Как сказал журналист, что трех его жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.

  • Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм;

Чаще всего эта ошибка проявляется в предложении следующим образом: не совпадает вид глаголов; не совпадает время глаголов. Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять вид и время глаголов в предложении.

ПРИМЕР 1: Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.

В предложении 2 глагола «вяжет» и «подарила» используются как однородные члены, хотя «вяжет» – глагол настоящего времени несовершенного вида (бабушка что делает?), а «подарила» – глагол прошедшего времени совершенного вида (бабушка что сделала?). Получается, что бабушка вяжет шарф сейчас, но она уже подарила его внуку. Нужно, чтобы оба глагола были одного вида и времени, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «вяжет» на «связала».

Верный вариант: Бабушка связала шарф и подарила его своему внуку.

ПРИМЕР 2: Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.

В предложении 2 глагола: разбредались и подошли. «Разбредались» – глагол несовершенного вида (что делали?), а «подошли» – глагол совершенного вида (что сделали?). Нужно, чтобы оба глагола были одного вида, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «подошли» на «подходили».

Верный вариант: Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подходили к рассказчику.

  • Неправильное употребление падежной формы существительного;

Ошибка встречается в двух вариантах: неправильное употребление падежной формы существительного; неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь ставить существительное в правильный падеж, а также знать правила: Если предлог «по» имеет значение «после чего-нибудь», то существительное после него должно стоять не в дательном падеже, а в предложном (по приезде, по прибытии, по завершении, по окончании и др.).

Предлоги «Благодаря», «Согласно», «Вопреки», «Наперекор» употребляются только с дательным падежом. Предлог «По» в значении «после» употребляется с предложным падежом: «по окончании выступления»

ПРИМЕР 1: Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта.

Существительное «инструкций» стоит в родительном падеже, а должно быть в дательном (согласно чему? инструкциям).

Верный вариант: Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.

ПРИМЕР 2: По приезду в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.

Существительное «приезду» с предлогом «по» в значении «после приезда» стоит в дательном падеже, а должно быть в предложном.

Верный вариант: По приезде в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.

  • Неправильное употребление местоимения;

Варианты ошибки: неправильное употребление местоимения с предлогом; неправильное употребление падежной формы местоимения; неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом. Чтобы найти ошибку, нужно уметь ставить местоимение в правильный падеж и с правильным предлогом.

ПРИМЕР 1: Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: с них смеялись даже самые серьезные.

Местоимение «них» в предложении используется не с тем предлогом и не в том падеже (смеялись над кем? над ними).

Верный вариант: Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: над ними смеялись даже самые серьезные.

ПРИМЕР 2: Хотелось бы уделить ваше внимание на то, что главную роль в фильме играет начинающий актёр.

Местоимение «то» в предложении используется с предлогом и не в том падеже (уделить внимание чему? тому).

Верный вариант: Хотелось бы уделить ваше внимание тому, что главную роль в фильме играет начинающий актёр.

  • Неправильное употребление имени числительного.

Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных: У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово; Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа; Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.

ПРИМЕР 1: Трое спортсменок выступили очень удачно.

Числительное «трое» нужно заменить на «три», так как существительное «спортсменки» женского рода.

Верный вариант: Три спортсменки выступили очень удачно.

ПРИМЕР 2: Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

Числительное «четыре» нужно заменить на «четверо», так как существительное «сутки» сочетается только с ним.

  • Верный вариант: Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.

ТИПИЧНЫЕ
СЛУЧАИ НАРУШЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ

1.       
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

          
благодаря (кому) другу

          
вопреки (чему) ожиданию

          
согласно (чему?) расписанию

          
по приездЕ в Казань

          
по истечениИ срока

          
по прибытиИ домой

o          Запомните,
что предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным
падежом:

o          Предлог
«ПО» управляет предложным падежом.

Вспомним
предлоги
, вызывающие затруднение при их и пользовании, запомним падежи,
с которыми они должны употребляться.

Предлоги

С каким падежом употребляются

Примеры словосочетаний

Благодаря

Дательный

(кому?
чему?)

Благодаря другу, вниманию, решению.

Согласно

Дательный

Согласно расписанию, решению, закону.

Вопреки

Дательный

Вопреки ожиданию, решению, желанию.

Подобно

Дательный

Подобно сказке.

Наперекор

Дательный

Наперекор судьбе, трудностям,

Наперерез

Дательный

Наперерез волнам, судьбе.

Ввиду

Родительный

(чего?)

Ввиду нехватки денег

Вместе с

Творительный

Вместе с друзьями, детьми.

Наряду с

Творительный

(
кем? чем?)

Наряду с прочими причинами.

По  (в значении «после чего-то»)

Предложный


ком? о чём?)

По завершении, по приезде, по окончании

2.
Ошибка в построении сложного предложения, которые бывают трех видов:

o          сложносочиненные
(состоят из равноправных частей)

o          сложноподчиненные
(состоят из главной и придаточных частей)

o          сложные
предложения с разными видами связей

3.         Неправильное
употребление им. числительного

Чтобы
найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных:

o          У
сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных
изменяется только последнее слово;

o          Числительное
«оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного
числа;

o          Числительные
«двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со
словами, обозначающих взрослых животных.

4.         Неправильное
употребление местоимения.

Варианты
ошибки:

·        
неправильное
употребление местоимения с предлогом;

·        
неправильное
употребление падежной формы местоимения;

·        
неправильное
употребление падежной формы местоимения с предлогом.

Чтобы
найти ошибку, нужно уметь ставить местоимение в правильный падеж и с правильным
предлогом.

Примеры
ошибок:

ПРИМЕР
1

Предложение:
Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: с них смеялись
даже самые серьезные. Местоимение «них» в предложении используется не с тем
предлогом и не в том падеже (смеялись над кем? над ними).

Верный
вариант: Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: над
ними смеялись даже самые серьезные.

ПРИМЕР
2

Предложение:
Хотелось бы уделить ваше внимание на то, что главную роль в фильме играет
начинающий актёр. Местоимение «то» в предложении используется с предлогом и не
в том падеже (уделить внимание чему? тому).

Верный
вариант: Хотелось бы уделить ваше внимание тому, что главную роль в фильме
играет начинающий актёр.

ПРИМЕР
3

Предложение:
Вы уже в курсе о том, что из пяти команд в финал выйдут только три. Местоимение
«том» в предложении используется с предлогом и не в том падеже (в курсе чего?
того).

Верный
вариант: Вы уже в курсе того, что из пяти команд в финал выйдут только три.

5.         Неправильное
построение предложения с косвенной речью.

ПРИМЕР
1

Предложение:
Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России.
В предложении присутствуют признаки прямой («я обращаюсь» – речь от первого
лица) и косвенной речи («автор пишет, что»). Нужно переделать предложение в
косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.

Верный
вариант: Автор статьи пишет, что он обращается ко всем, кому не безразлична
судьба России.

ПРИМЕР
2

Предложение:
Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему
Байкала. В предложении присутствуют признаки прямой («трех моих жизней» – речь
от первого лица) и косвенной речи («журналист сказал, что»). Нужно переделать
предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения
третьего лица.

Верный
вариант 1: Как сказал журналист, (что) трех его жизней не хватит, чтобы
исчерпать тему Байкала.

ПРИМЕР
3

Предложение:
Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. В
предложении присутствуют признаки прямой («я никогда не прячусь» – речь от
первого лица) и косвенной речи («герой говорит, что»). Нужно переделать
предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения
третьего лица.

Верный
вариант 1: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими
спинами.

6.         Ошибка в построении предложения с однородными членами

Чтобы
найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также
знать основные правила:

o          Нельзя
объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы
прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное
предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.

o          Нельзя
употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного
управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных
членах предложения».

o          Двойные
союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок
слов при использовании двойных союзов.

o          Не
должно быть избыточного использования союзов.

ПРИМЕР
1

Предложение:

Занятия
ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика. Однородные члены: в
соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим
для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии»
ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а
«на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего?
графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим
зависимым словом.

Верный
вариант: Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе
него.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Он
чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери. Однородные
члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является
общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления:
«восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем?
матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому?
к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим
зависимым словом.

Верный
вариант: Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к
ней.

ПРИМЕР
3

Предложение:

Недалеко
от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями. Однородные
члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является
общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели»
ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а
«познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с
кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало
быть общим зависимым словом.

Верный
вариант: Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и
познакомились с ними.

ПРИМЕР
4

Предложение:
Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.
Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит» находится в краткой
форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую,
либо в полную форму.

Верный
вариант: Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только
ранен.

ПРИМЕР
5

Предложение:
Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны. Однородные
члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны. Родовое понятие «домашние
животные» объединено в однородный ряд с видовыми понятиями «собаки, кошки,
грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных из однородного ряда, либо
сделать его обобщающим словом, так как все перечисленные дальше животные
являются домашними.

Верный
вариант: Простудам подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.

ПРИМЕР 6

Предложение:
Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.
Однородные члены: учителей и учащихся. Они объединены двойным союзом «НЕ ТОЛЬКО
… НО И». Однако первая часть двойного союза находится не на своем месте.
Нужно поставить ее перед «для учителей».

Верный
вариант: Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших
классов.

ПРИМЕР 7

Предложение:
Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор,
который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.
Однородные члены: кинофильмы и телепередачи. Они объединены двойным союзом «КАК
… А ТАКЖЕ». Однако такого двойного союза нет, есть двойной союз «КАК … ТАК
И». Поэтому нужно исправить вторую часть союза на верную.

Верный
вариант: Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный
проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой
поверхности.

7.         Нарушение
в построении предложения с несогласованным приложением.

Приложение
– это определение (признак предмета, отвечающий на вопрос: какой?), выраженное
существительным.

ПРИМЕР
1 Предложение: О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в
очерке «Постскриптуме». Определяемое слово: очерке. Приложение: Постскриптуме
(в очерке каком?). Нужно согласовать приложение с определяемым словом (очерке
«Постскриптум») либо убрать определяемое слово, и тогда форма слова
«Постскриптум» будет зависеть от глагола «написал».

Верный
вариант 1: О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в
очерке «Постскриптум». Верный вариант 2: О своём отношении к классической
музыке В.П. Астафьев написал в «Постскриптуме».

ПРИМЕР
2 Предложение: Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».
Определяемое слово: базе. Приложение: Радуге (на базе какой?). Нужно
согласовать приложение с определяемым словом (базе «Радуга»).

Верный
вариант: Утром ребята уже были на туристической базе «Радуга».

ПРИМЕР
3 Предложение: Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.
Определяемое слово: города. Приложение: Сочей (от города какого?). Название
города Сочи не склоняется, поэтому в предложении нужно исправить Сочей на Сочи.

Верный
вариант: Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.

ТЕОРИЯ ПО ПРИЛОЖЕНИЮ

Определяя предмет, приложение даёт ему другое название.

Приложение вместе с определяемым словом обозначает один и
тот же предмет.

Отличие от определения только в том, что приложение
выражено НЕприлагательным и другими частями речи,
отвечающими на вопрос какой, а существительным.

Приложение бывает согласованным и
несогласованным.

Согласованное приложение согласуется с главным словом в роде, числе, падеже.
Оно бывает одиночным, то есть состоит из одного слова, ираспространённым.

Примеры: девушка-студентка (о
девушке-студентке- здесь одиночное приложение); мне, человеку
любопытному
 (обо мне, человеке любопытном- здесь распространённое
приложение).

Согласованное приложение не вызывает трудностей, когда мы
употребляем его в речи.

Другое дело- несогласованное приложение.

Несогласованное приложение связано с главным словом связью управление,
поэтому оно всегда стоит в определённом падеже, не
изменяет форму при данном определяемом слове.

Примеры.

Роман (какой?) «Война и мир» 
 о романе «Война и мир».

Фабрика (какая?) «Заря» —
о фабрике «Заря».

Конфеты (какие?) «Красная шапочка» —
конфетам (какими?) «Красная шапочка».

В чём суть ошибки, которая
допускается при употреблении несогласованного приложения?

Ошибка заключается в том, что изменяют
форму приложения, как это делают при согласованном приложении. А этого делать
нельзя.

Запомните: несогласованное
приложение стоит в именительном падеже, если при нём есть определяемое
слово.

Сравните

Неверно.

Верно.

О рассказе «Ионыче».

О рассказе «Ионыч».

Санаторием «Волной».

Санаторием «Волна».

В журнале «Истории».

В журнале «История».

Запомните: если
при несогласованном приложении нет определяемого слова, то приложение стоит в
форме того падежа, который необходим по контексту.

Примеры: говорили о «Капитанской дочке»
А.С.Пушкина», написано в «Известиях», наслаждались «Лебединым озером».

Что нужно делать, чтобы найти
ошибку?

·        
Найдите предложение, в котором название чего-либо (книги,
кинофильма, журнала и т.д.) дано в кавычках. Это будет предложение с
несогласованным приложением.

·        
Посмотрите, есть ли при приложении определяемое слово (слово,
от которого задаётся к нему вопрос). Если есть, то тогда приложение должно
стоять только в именительном падеже. Если падеж
другой, то это ошибка.

·        
Запомните образец, по которому будете сравнивать ваш
пример.

Правильно: повесть
«Капитанская дочка» — о повести «Капитанская дочка».

Рассмотрим пример.

В основе сюжета романа «Отцов и
детей»
 — конфликт между старшим и младшим поколением.

Пояснение:

При несогласованном приложении есть
определяемое слово (романа), поэтому приложение должно стоять в именительном
падеже.

Верно.

В основе сюжета романа «Отцы и
дети»
 — конфликт между старшим и младшим поколением.

8.         Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым.

Чтобы
найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а
также знать основные правила:

o          Сказуемое
должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами
предложения.

o          Если
подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или
профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание
на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае –
мужского.

o          Если
подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется
главным словом из словосочетания.

o          Местоимение
«кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.

o          Обособленный
оборот не влияет на форму сказуемого.

o          Если
числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно
быть в единственном числе.

9.
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Чаще
всего эта ошибка проявляется в предложении следующим образом: не совпадает вид
глаголов; не совпадает время глаголов.

ПРИМЕР
1

Предложение:
Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку. В предложении 2 глагола «вяжет»
и «подарила» используются как однородные члены, хотя «вяжет» – глагол
настоящего времени несовершенного вида (бабушка что делает?), а «подарила» –
глагол прошедшего времени совершенного вида (бабушка что сделала?). Получается,
что бабушка вяжет шарф сейчас, но она уже подарила его внуку. Нужно, чтобы оба
глагола были одного вида и времени, поэтому форму одного из них нужно изменить.
Например, заменить «вяжет» на «связала».

Верный
вариант: Бабушка связала шарф и подарила его своему внуку.

ПРИМЕР 2

Предложение:
Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику. В
предложении 2 глагола: разбредались и подошли. «Разбредались» – глагол
несовершенного вида (что делали?), а «подошли» – глагол совершенного вида (что
сделали?). Нужно, чтобы оба глагола были одного вида, поэтому форму одного из
них нужно изменить. Например, заменить «подошли» на «подходили».

Верный
вариант: Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подходили к
рассказчику.

ПРИМЕР 3

Предложение:
Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
Предложение является сложным: в первой части глагола нет, но подразумевается
настоящее время, во второй части есть глагол прошедшего времени «водили».
Поэтому нужно сделать, чтобы обе части были или в настоящем или в прошедшем
времени.

Верный
вариант 1: Летом небо на юге было чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто
водили хоровод. Верный вариант 2: Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на
нём как будто водят хоровод.

12.       Нарушение
в построении предложения с причастным оборотом (обособленным определением)

Чтобы
найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также
знать основные правила:

o          Причастный
оборот должен быть согласован с определяемым словом;

o          Причастный
оборот не должен быть удален от определяемого слова;

o          Причастный
оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.

ПРИМЕР
1

Предложение:
Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и
заживления ран. Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления
ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот
причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что
неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное
«антисептик»: антисептик какой? подходящий.

Верный
вариант: Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и
заживления ран.

ПРИМЕР
2

Предложение:
Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым
словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот
полностью перед определяемым словом или после него.

Верный
вариант 1: Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание
туристов. Верный вариант 2: Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно
привлекает внимание туристов.

ПРИМЕР
3

Предложение:
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой. Причастный
оборот: притворившийся очередной правдой. Он относится к слову «лжи», но не
согласован с ним. Существительное «лжи» относится к женскому роду и стоит в
родительном падеже, а причастие «притворившийся» – к мужскому и в именительном.
Поэтому нужно поставить причастие в родительный падеж и женский род:
«притворившейся».

Верный
вариант: В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.

ПРИМЕР 4

Предложение:
Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда
появятся в поле комбайны. Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он
находится далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что
причастный оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный
оборот перед определяемым словом или после него.

Верный
вариант 1: Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того
часа, когда появятся в поле комбайны.

Верный
вариант 2: Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того
часа, когда появятся в поле комбайны.

Нарушение в построении предложения с
деепричастным оборотом

Деепричастный оборот – это речевая конструкция, состоящая из
деепричастия и зависимых от него слов. Деепричастный оборот указывает на
дополнительное действие, которое выполняется существительным или местоимением
(представленным в предложении подлежащим), и обычно относится к глаголу
(сказуемому). Отвечает на вопросы – 
Что делая? Что сделав?

Пример
предложения:
 Не
открывая глаз
,
я 
наслаждался утренним пением птиц.

Жирным курсивом
выделен деепричастный оборот, линией подчеркнут глагол-сказуемое, к которому он
относится.

Как правило, в предложении деепричастный оборот выполняет синтаксическую
роль обстоятельства и выделяется запятыми.

Примеры правильно построенных деепричастных оборотов:

·        
Дым, окутывая
дома
, поднимался
вверх 
(поднимался
вверх – каким образом? – окутывая дома)
.

·        
Я делаю
пометки, 
читая книгу (делаю пометки – когда? – читая книгу).

·        
Я
задумался, 
решая задачу (задумался – когда? – решая задачу).

·        
Мальчик взял
книгу, 
подойдя к шкафу.

·        
Выпив воды, путник утолил жажду.

·        
Мы долго
трудились и, 
закончив с делами, решили отдохнуть.

·        
Он выбежал, захлопнув за собой дверь.

·        
Водитель, заметив запрещающий сигнал
светофора, нажал на педаль тормоза.

·        
Обязательно выполняйте практические
задания, готовясь к экзамену! (можно подставить ВЫ в односоставное
определенно-личное предложение)

·        
Отдыхая в лесу, помни о пожарной безопасности
(можно подставить ТЫ).

·        
Покупая продукты, следует смотреть на срок
годности (безличное, можно подставить ВАМ).

Исключение. Если деепричастный оборот представляет
собой фразеологизм, то в предложении он не выделяется запятыми. Примеры: 
Я бежал сломя голову. Они
работают спустя рукава.

Обратите внимание! Деепричастный оборот употребляется только в
случаях, когда обозначает добавочное действие того же лица (предмета, явления),
что и основной глагол. В других случаях деепричастный оборот не используется.
Пример нарушения при употреблении деепричастного оборота: 
Выбирая фрукты, мне понравились красные
яблоки
 (подлежащее
– 
яблоки, сказуемое –понравились, деепричастный оборот выбирая фрукты по смыслу относится к второстепенному члену
предложения 
мне).

Примеры
НЕПРАВИЛЬНОГО использования деепричастного оборота:

Подойдя к
квартире, за дверью послышались шорохи.

Главное действие
совершают шорохи (шорохи послышались). Но действие деепричастного оборота (Подойдя
к квартире) направлено на другой объект (например, он или я).

Тут часто ошибаются, потому что основное и добавочное
действие производятся разными объектами, а по правилам деепричастный оборот и
глагол-сказуемое должны обозначать действия одного лица или объекта. Это
популярная ошибка при употреблении деепричастного оборота в предложении.

ПРИМЕР 1

Предложение:
Находясь в пути, всегда вспоминается дом. Деепричастный оборот: находясь в
пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится
к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову
«дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В
пути находится рассказчик, то есть «я».

Верный вариант:
Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

ПРИМЕР 2

Предложение: Уходя
со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики. Деепричастный оборот:
уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое
«проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже
должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что
оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.

Верный вариант:
Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.


ПРИМЕР 3

Предложение:
Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно. Деепричастный
оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала.
Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие
«наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается,
что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином
наслаждались «мы».

Верный вариант:
Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Уточненная 6 ндфл как исправить если нашел ошибку после срока сдачи
  • Уточнение правильности выполнения деталей техники исправление ошибок является целью этапа
  • Утомившись дорога казалась ему бесконечно длинной как исправить
  • Утм статус остановлен как исправить
  • Утм ошибка связи не уходят исходящие