Уж топтался на одном месте он не мог взлететь ошибка

Если вы предпринимаете меры, уделяете значение и улучшаете свой уровень, вам стоит прочитать эту статью и избавиться наконец от речевых ошибок.

Посмотрите, пожалуйста, ролик и постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет эти фрагменты?

Да, действительно, мы снова столкнулись с довольно распространенной речевой ошибкой — нарушением лексической сочетаемости слов.

Предпринять меры. Что не так с этим словосочетанием? Почему нельзя так говорить? Ведь мы же поняли суть зашифрованной в нем информации. Оказывается, этого недостаточно, чтобы считаться речевым явлением, не выходящим за границы языковой нормы. Мы же не должны переходить пешеходный переход во время красного сигнала светофора только потому, что в поле зрения нет ни одного автомобиля. В языке тоже есть свои чётко обозначенные нормы, которые не уступают по своей строгости правилам дорожного движения.

Слово предпринять сочетается со словами шаги, попытки. А слово меры требует постановки рядом глагола принять.

Предпринять шаги, принять меры — только в таких вариантах сочетание двух слов не противоречит нормам русского языка. В противном случае мы имеем дело с речевой ошибкой.

Лексическая сочетаемость — это способность слова употребляться вместе с другим словом в речевом отрезке. Давайте вместе познакомимся с этим языковым явлением поближе, а в конце вас, как обычно, ждёт тест на внимательность.

С первого взгляда может показаться, что закрепление той или иной нормы лексической сочетаемости происходит стихийно и не имеет логического объяснения. Особенно это касается синонимичных слов, как в нашем примере. На самом же деле этот единичный пример подтверждает очень интересную и важную мысль о том, что язык — это живая материя.

Живёт себе слово в абстрактном языковом поле, а потом мы его вставляем в контекст, и с ним происходят удивительные метаморфозы: оно оживает и начинает проявлять свой характер и индивидуальные черты поведения, как любое живое существо.

Мы не зря сгруппировали ролики с ошибками по сходной тематике. Непростые взаимоотношения людей и животных, описанные в новостных текстах, вполне созвучны проблемам лексической сочетаемости некоторых слов в языковом потоке.

Ну не хотят некоторые слова стоять рядом в словосочетании или предложении, и ничего мы с ними не поделаем — язык учёл их пожелания и закрепил это как норму.

Хотите объяснений? Оно одно: такова языковая традиция.

Потрясающе, правда? Вот и вынуждены мы все стараться учитывать эти «капризы», чтоб не прослыть невеждами.

Приведём примеры наиболее часто встречающихся ошибок:

играть значение, уделять значение иметь значение, уделять внимание
не имеет роли не играет роли
постигать навыки приобретать навыки
повысить кругозор расширить кругозор
поднять тост произнести тост, поднять бокал за…
дать поддержку оказать поддержку
одержать первенство одержать победу, завоевать первенство
пристально слушать внимательно слушать
быть в поле внимания быть в поле зрения
стремительно ползёт вверх/вниз стремительно поднимается/опускается
дешёвые цены низкие цены
оплатить штраф заплатить, выплатить штраф
повышение имиджа повышение престижа, формирование положительного имиджа
повысить выпуск продукции увеличить выпуск продукции
улучшить уровень благосостояния повысить уровень благосостояния
рост экономики рост экономических показателей
оказать заботу проявить заботу
улучшился уровень обслуживания улучшилось качество обслуживания
одержать поражение потерпеть поражение
приобрести уважение заслужить уважение
глубокая весна поздняя весна
оказать впечатление произвести впечатление

Откуда мы узнаем о способности слова к сочетаемости? В науке это называется валентность (от лат. valentia — сила, способность). Слово «карие», например, может сочетаться только с существительным «глаза», а «закадычным» может быть только друг.

Например, мы говорим: стадо коров, табун лошадей, отара овец, стая волков, караван верблюдов. Это слова с низкой валентностью. Почему можно сказать «глубокая осень», а вот «глубокая весна» — это уже ошибка? Причины уходят корнями в далёкое прошлое.

Вся информация о валентности, помимо лексического значения, заложена в каждом слове изначально. Фактически каждое слово в языке имеет свой запрограммированный индивидуальный код лексической сочетаемости. У одних слов способность к сочетаемости высокая, а у других — минимальная.

Носители языка считывают эту информацию интуитивно. Возраст и уровень речевой культуры всё дальше отдаляют нас от лексических ошибок. Это нарабатывается годами, именно поэтому работники СМИ должны пристально следить за своей речью, так как они в ответе за формирование и закрепление речевых норм у своих слушателей и зрителей.

В школьных сочинениях порой можно встретить такие «перлы»:

  • Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.
  • Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.
  • Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
  • Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.
  • Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы…

Кстати, нарушение лексической сочетаемости — это бич не только детей. Эта лингвистическая тонкость является буквально проклятьем для тех, кто изучает иностранные языки. Представляете, сколько должно пройти времени, чтобы иностранцу научиться тому, что проезд можно оплатить, а штраф — нет? Штраф можно уплатить.

Здесь мы столкнулись с паронимами. О них есть смысл подробно поговорить в следующей статье.

Если вы хотите наглядно увидеть, как иностранные студенты буквально тонут в лексических ошибках при написании сочинений и изложений на русском языке, советуем почитать работы ставшего уже по-настоящему легендарным вьетнамского студента Ли Вон Яна.

Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением (контаминацией) похожих словосочетаний. Вот часто встречаемые пары:

  • удовлетворять требования — отвечать потребностям
  • беседа проведена — лекция прочитана
  • возместить ущерб — взыскать деньги, штраф
  • принять меры — предпринять шаги
  • повысить уровень — улучшить качество
  • приобрести известность — заслужить уважение
  • играть роль — иметь значение

Бывают ли случаи, когда семантическая или лексическая сочетаемость оправдана? Конечно. Любое исключение из правил в руках истинного мастера слова превращается в настоящую жемчужину. Оцените сами.

В романе «Золотой телёнок» авторы придумали чудесное выражение «резиновая мысль» для описания изобретения чиновника Полыхаева:

…Творческая мысль Полыхаева не ограничилась, конечно, исключительно административной стороной дела. Как человек широких взглядов, он не мог обойти вопросов текущей политики. И он заказал прекрасный универсальный штамп, над текстом которого трудился несколько дней. Это была дивная резиновая мысль, которую Полыхаев мог приспособить к любому случаю жизни. Помимо того, что она давала возможность немедленно откликаться на события, она также освобождала от необходимости каждый раз мучительно думать. Штамп был построен так удобно, что достаточно было лишь заполнить оставленный в нем промежуток, чтобы получилась злободневная резолюция.

А в романе «12 стульев» Илья Ильф и Евгений Петров употребляют дивное по своей образности выражение «табунчик девушек»:

…Тиражные операции на этот день были закончены. Зрители разместились на береговых склонах и, сверх всякого ожидания, шумно выражали своё одобрение аптечно-негритянскому ансамблю. Галкин, Палкин, Малкин, Чалкин и Залкинд гордо поглядывали, как бы говоря: «Вот видите! А вы утверждали, что широкие массы не доймут. Искусство, оно всегда доходит!» Затем на импровизированной сцене колумбовцами был разыгран легкий водевиль с пением и танцами, содержание которого сводилось к тому, как Вавила выиграл пятьдесят тысяч рублей и что из этого вышло. Артисты, сбросившие с себя путы никсестринского конструктивизма, играли весело, танцевали энергично и пели милыми голосами. Берег был вполне удовлетворен. Вторым номером выступил виртуоз-балалаечник. Берег покрылся улыбками.
«Барыня, барыня, — вырабатывал виртуоз, — сударыня-барыня».
Балалайка пришла в движение. Она перелетала за спину артиста, и из-за спины слышалось: «Если барин при цепочке, значит — барин без часов!» Она взлетала на воздух и за короткий свой полет выпускала немало труднейших вариаций.
Наступил черед Жоржетты Тираспольских. Она вывела с собой табунчик девушек в сарафанах. Концерт закончился русскими плясками.

Лексическая сочетаемость слов играет особо важную роль в художественной речи. Как в прозаической, так и в поэтической. Изучая черновики рукописей, можно в этом убедиться наглядно. В 1961 году «Моснаучфильм» снял потрясающую документальную ленту под названием «Рукописи Пушкина». В ней наглядно продемонстрировано, как поэт при создании поэмы «Медный всадник» подбирал каждое слово.

Этот чёрно-белый фильм без какой-либо сложной анимации и спецэффектов позволяет буквально следить за рукой Александра Сергеевича. Именно при таком скрупулезном анализе становится очевидным, насколько важна лексическая сочетаемость слов в контексте художественного творчества.

Большие мастера художественного слова в состоянии расширить привычные границы сочетаемости, но работа эта поистине ювелирная, иначе есть большой риск скатиться до банальной речевой ошибки. Надо быть настоящим профессионалом, чтобы подобные эксперименты порождали яркие метафоры, неожиданные образы и выражали необходимую экспрессию.

В конце разговора по традиции проверим себя с помощью теста на внимательность и речевую грамотность. Посмотрите видео и попробуйте найти ошибки:

Если количество правильных ответов стремительно ползёт вверх увеличивается, значит, будем и дальше повышать расширять кругозор и говорить предметно о речевых ошибках.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.



  • 0


Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.
Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
Литературно-критические статья Белинского трепещут политическими страстями.
Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.
После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.

  • Комментариев (0)



  • 0


1. Из глаз Сони текли слёзы (слёзы всегда текут без звука).
2. Литературно-критические статьи Белинского полны политических страстей ( статьи трепетать не могут, трепетать(дрожать могут листья на ветру;трепетать перед кем-то — бояться).
3. Уж оставался на одном месте: он не мог взлететь (уж не имеет ного, поэтому он не может топтаться).
4.После гибели Ленского на дуэли Ольга выходит замуж за гусара. 

  • Комментариев (0)

xiangsth30

xiangsth30

Вопрос по русскому языку:

Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.
Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
Литературно-критические статья Белинского трепещут политическими страстями.
Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.
После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

okion

okion

1. Из глаз Сони текли слёзы (слёзы всегда текут без звука).
2. Литературно-критические статьи Белинского полны политических страстей ( статьи трепетать не могут, трепетать(дрожать могут листья на ветру;трепетать перед кем-то — бояться).
3. Уж оставался на одном месте: он не мог взлететь (уж не имеет ного, поэтому он не может топтаться).
4.После гибели Ленского на дуэли Ольга выходит замуж за гусара.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

6.5. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов

При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принад­лежностью, эмоциональной окраской, граммати­ческими свойствами и др.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Например, неудачной следует признать такую фразу: Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду. Существительное вражда может сочетаться с прилагательным открытая, но не с прилагательным – сильная.

Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:

  • не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз );
  • уютное впечатление (правильно: приятное впечатление; впечатление уюта );
  • встреча созвана (правильно: встреча состоялась );
  • повысить кругозор (правильно: расширить кругозор).

Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.

Например, такую ошибку содержит фраза: Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания: поднять бокал и произнести тост. В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.

Смешение внешне похожих словосочетаний – одна из самых распространённых в речи ошибок.

Так, уже традиционной стала ошибка типа: Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. Уровень может возрасти, повыситься, а улучшиться может качество. Поэтому корректной будет фраза: Улучшилось качество (повысился уровень) обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.

При употреблении слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи.

Например, расширение возможностей сочетаемости отглагольного прилагательного удручённый (в языке возможно: удручённый горем) делает следующую фразу нелепой и комичной: К нам пришли люди, удручённые опытом.

Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. В этом случае перед нами один из видов тропов – оксюморон.

Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близких по значению слов, даже синонимов. Поэтому в сложных случаях следует обратиться к помощи толковых словарей и специальных словарей сочетаемости.

Стремительно ползём: что вы знаете о лексической несочетаемости?

Если вы предпринимаете меры, уделяете значение и улучшаете свой уровень, вам стоит прочитать эту статью и избавиться наконец от речевых ошибок.

Посмотрите, пожалуйста, ролик и постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет эти фрагменты?

Да, действительно, мы снова столкнулись с довольно распространенной речевой ошибкой — нарушением лексической сочетаемости слов.

Предпринять меры. Что не так с этим словосочетанием? Почему нельзя так говорить? Ведь мы же поняли суть зашифрованной в нем информации. Оказывается, этого недостаточно, чтобы считаться речевым явлением, не выходящим за границы языковой нормы. Мы же не должны переходить пешеходный переход во время красного сигнала светофора только потому, что в поле зрения нет ни одного автомобиля. В языке тоже есть свои чётко обозначенные нормы, которые не уступают по своей строгости правилам дорожного движения.

Слово предпринять сочетается со словами шаги, попытки. А слово меры требует постановки рядом глагола принять.

Предпринять шаги, принять меры — только в таких вариантах сочетание двух слов не противоречит нормам русского языка. В противном случае мы имеем дело с речевой ошибкой.

Лексическая сочетаемость — это способность слова употребляться вместе с другим словом в речевом отрезке. Давайте вместе познакомимся с этим языковым явлением поближе, а в конце вас, как обычно, ждёт тест на внимательность.

С первого взгляда может показаться, что закрепление той или иной нормы лексической сочетаемости происходит стихийно и не имеет логического объяснения. Особенно это касается синонимичных слов, как в нашем примере. На самом же деле этот единичный пример подтверждает очень интересную и важную мысль о том, что язык — это живая материя.

Читайте также :

Живёт себе слово в абстрактном языковом поле, а потом мы его вставляем в контекст, и с ним происходят удивительные метаморфозы: оно оживает и начинает проявлять свой характер и индивидуальные черты поведения, как любое живое существо.

Мы не зря сгруппировали ролики с ошибками по сходной тематике. Непростые взаимоотношения людей и животных, описанные в новостных текстах, вполне созвучны проблемам лексической сочетаемости некоторых слов в языковом потоке.

Ну не хотят некоторые слова стоять рядом в словосочетании или предложении, и ничего мы с ними не поделаем — язык учёл их пожелания и закрепил это как норму.

Потрясающе, правда? Вот и вынуждены мы все стараться учитывать эти «капризы», чтоб не прослыть невеждами.

Приведём примеры наиболее часто встречающихся ошибок:

играть значение, уделять значение иметь значение, уделять внимание
не имеет роли не играет роли
постигать навыки приобретать навыки
повысить кругозор расширить кругозор
поднять тост произнести тост, поднять бокал за…
дать поддержку оказать поддержку
одержать первенство одержать победу, завоевать первенство
пристально слушать внимательно слушать
быть в поле внимания быть в поле зрения
стремительно ползёт вверх/вниз стремительно поднимается/опускается
дешёвые цены низкие цены
оплатить штраф заплатить, выплатить штраф
повышение имиджа повышение престижа, формирование положительного имиджа
повысить выпуск продукции увеличить выпуск продукции
улучшить уровень благосостояния повысить уровень благосостояния
рост экономики рост экономических показателей
оказать заботу проявить заботу
улучшился уровень обслуживания улучшилось качество обслуживания
одержать поражение потерпеть поражение
приобрести уважение заслужить уважение
глубокая весна поздняя весна
оказать впечатление произвести впечатление

Откуда мы узнаем о способности слова к сочетаемости? В науке это называется валентность (от лат. valentia — сила, способность). Слово «карие», например, может сочетаться только с существительным «глаза», а «закадычным» может быть только друг.

Например, мы говорим: стадо коров, табун лошадей, отара овец, стая волков, караван верблюдов. Это слова с низкой валентностью. Почему можно сказать «глубокая осень», а вот «глубокая весна» — это уже ошибка? Причины уходят корнями в далёкое прошлое.

Вся информация о валентности, помимо лексического значения, заложена в каждом слове изначально. Фактически каждое слово в языке имеет свой запрограммированный индивидуальный код лексической сочетаемости. У одних слов способность к сочетаемости высокая, а у других — минимальная.

Носители языка считывают эту информацию интуитивно. Возраст и уровень речевой культуры всё дальше отдаляют нас от лексических ошибок. Это нарабатывается годами, именно поэтому работники СМИ должны пристально следить за своей речью, так как они в ответе за формирование и закрепление речевых норм у своих слушателей и зрителей.

В школьных сочинениях порой можно встретить такие «перлы»:

  • Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.
  • Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.
  • Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
  • Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.
  • Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы…

Кстати, нарушение лексической сочетаемости — это бич не только детей. Эта лингвистическая тонкость является буквально проклятьем для тех, кто изучает иностранные языки. Представляете, сколько должно пройти времени, чтобы иностранцу научиться тому, что проезд можно оплатить, а штраф — нет? Штраф можно уплатить.

Здесь мы столкнулись с паронимами. О них есть смысл подробно поговорить в следующей статье.

Если вы хотите наглядно увидеть, как иностранные студенты буквально тонут в лексических ошибках при написании сочинений и изложений на русском языке, советуем почитать работы ставшего уже по-настоящему легендарным вьетнамского студента Ли Вон Яна.

Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением (контаминацией) похожих словосочетаний. Вот часто встречаемые пары:

  • удовлетворять требования — отвечать потребностям
  • беседа проведена — лекция прочитана
  • возместить ущерб — взыскать деньги, штраф
  • принять меры — предпринять шаги
  • повысить уровень — улучшить качество
  • приобрести известность — заслужить уважение
  • играть роль — иметь значение

Бывают ли случаи, когда семантическая или лексическая сочетаемость оправдана? Конечно. Любое исключение из правил в руках истинного мастера слова превращается в настоящую жемчужину. Оцените сами.

В романе «Золотой телёнок» авторы придумали чудесное выражение «резиновая мысль» для описания изобретения чиновника Полыхаева:

А в романе «12 стульев» Илья Ильф и Евгений Петров употребляют дивное по своей образности выражение «табунчик девушек»:

Лексическая сочетаемость слов играет особо важную роль в художественной речи. Как в прозаической, так и в поэтической. Изучая черновики рукописей, можно в этом убедиться наглядно. В 1961 году «Моснаучфильм» снял потрясающую документальную ленту под названием «Рукописи Пушкина». В ней наглядно продемонстрировано, как поэт при создании поэмы «Медный всадник» подбирал каждое слово.

Этот чёрно-белый фильм без какой-либо сложной анимации и спецэффектов позволяет буквально следить за рукой Александра Сергеевича. Именно при таком скрупулезном анализе становится очевидным, насколько важна лексическая сочетаемость слов в контексте художественного творчества.

Большие мастера художественного слова в состоянии расширить привычные границы сочетаемости, но работа эта поистине ювелирная, иначе есть большой риск скатиться до банальной речевой ошибки. Надо быть настоящим профессионалом, чтобы подобные эксперименты порождали яркие метафоры, неожиданные образы и выражали необходимую экспрессию.

В конце разговора по традиции проверим себя с помощью теста на внимательность и речевую грамотность. Посмотрите видео и попробуйте найти ошибки:

Если количество правильных ответов стремительно ползёт вверх увеличивается, значит, будем и дальше повышать расширять кругозор и говорить предметно о речевых ошибках.

Лексическая сочетаемость слов — нормы, нарушения и примеры употребления

Смысл понятия

Основой учения о сочетаемости слов является теория академика В. В. Виноградова. Известный лингвист предположил, что способность единиц речи к созданию связи друг с другом зависит от типа их лексических значений. Всего их три:

  • свободные. Это почти все служебные слова, вспомогательные глаголы, некоторые прилагательные (хороший, плохой, большой, маленький). Они способны легко образовывать сочетания;
  • фразеологически связанные. Подобные лексические значения предельно ограничивают возможность слов соседствовать с другими. К примеру, «бразды» могут быть только «правления» — нельзя сказать «бразды руководства» или «бразды власти». Есть лексемы, способные сочетаться с синонимами: закадычный + друг, товарищ или приятель, щекотливый + вопрос или положение, одержать + победу или верх;
  • значения с ограниченной лексической сочетаемостью. Это слова, возможность употребления которых вместе с другими зависит от норм и традиций языка. К примеру, сказать «крепкая дружба» или «крепкий мороз» можно, а «крепкая ненависть» или «крепкая жара» — нельзя, хотя речь идёт об одних и тех же явлениях (чувствах и погоде).

Прежде всего смысл стоящих рядом слов не должен противоречить друг другу. Так, ошибочны сочетания «огромный домик», «отъявленный герой», «страшно красивый». Однако существует много выражений, неправильных с точки зрения логики, но при этом закрепившихся в языке: профилактика здоровья, громоотвод, выгодный кредит. Их употребляют по привычке.

Во избежание огрехов спорные примеры лексической сочетаемости слов необходимо сверять со словарём. Но важно помнить, что нормы не могут быть окончательно утверждёнными, так как язык постоянно обновляется. Этому способствует проникновение устной речи в средства массовой информации. Так, выражение «автор гола» ненормативно, но его можно услышать даже на центральных телеканалах.

Виды ошибок и причины их возникновения

Нарушения норм лексической сочетаемости часто встречаются даже у носителей языка. Трудность заключается в том, что необходимо не просто иметь обширный словарный запас, но и знать различные особенности современной речи. К примеру, сейчас уже невозможно объяснить, почему ночь и осень могут быть глубокими, а день и весна — нет.

В зависимости от того, чем регулируется комбинирование слов, различают три вида сочетаемости — семантическую, синтаксическую (грамматическую) и лексическую:

  • Семантическая предполагает согласование по смыслу. Нарушение возникает, когда нет точного понимания значения слов. Распространённые примеры: «она женилась» вместо «она вышла замуж», «одолжить у друга денег» вместо «занять у друга денег».
  • Синтаксическая сочетаемость подразумевает, что слова должны быть грамматически согласованы. Например, нельзя сказать «большинство времени», поскольку первая лексема употребляется только с существительными, означающими поддающиеся счёту предметы. Правильно — «бо́льшая часть времени». Кроме того, нарушение грамматической сочетаемости возникает при неверном глагольном управлении: говорить за жизнь, описывать об успехах, приехать с деревни.
  • Случаи лексической сочетаемости самые сложные, поскольку для грамотного употребления слова необходимо учитывать всё богатство его ассоциативных связей. Так, прилагательное «закоренелый» помимо значения «застарелый, не поддающийся исправлению» имеет дополнительную негативную окраску, поэтому сказать «закоренелый преступник» можно, а «закоренелый филантроп» — нет.

Нарушения лексической сочетаемости

Об этих ошибках следует рассказать отдельно, так как они встречаются часто и имеют множество разновидностей. При этом отношение к недочётам двоякое: если автор отклоняется от нормы из-за собственной невнимательности, то это свидетельствует о его небрежном отношении к языку. Однако намеренное ошибочное словоупотребление допустимо, поскольку является художественным приёмом.

Яркий пример: сочетание «живой труп» в полицейской сводке и в литературном тексте. В первом случае это явное нарушение, поскольку речь идёт, скорей всего, о недоразумении, при котором живого человека сочли погибшим. Что касается второго примера, то в нём автор пытается словами изобразить крайнюю степень измождённости персонажа, поэтому употребление не возбраняется.

Все виды нарушений можно разделить на две основных группы — смысловые и стилистические ошибки.

Смысловые недочёты

Непонимание точных значений похожих слов приводит к появлению таких популярных фраз, как «удовлетворять потребностям», «заслужить известность», «длинное лечение», «логический вывод». Все они являются неправильными.

Самыми распространёнными причинами подобных ошибок считаются:

  • Контаминация. Возникает при путанице похожих словосочетаний. Так, из «удовлетворять требования» и «отвечать потребностям» появилось «удовлетворять потребностям», а заодно «запросам», «критериям» и «правилам». Шаблонные «повысить качество» и «поднять уровень» привели к появлению фразы «улучшить уровень». Другие примеры: играть роль + иметь значение = играть значение, принять меры + предпринять шаги = предпринять меры, подорожали товары + повысились цены = подорожали цены, поднять бокал + сказать тост = поднять тост, уделять внимание + проявлять заботу = уделять заботу.
  • Неразличение синонимов. У них бывают дополнительные значения, что и вызывает ошибки в употреблении. Например, «храбрый» и «смелый» похожи по смыслу, но первое прилагательное подразумевает лишь внешнее проявление качества, поэтому не сочетается со словами «мысль» или «идея». Другой пример: «построить» и «возвести». Второй глагол применяется к объектам, возвышающимся над поверхностью, и не сочетается с существительными, обозначающими хозяйственно-бытовые конструкции. Поэтому, к примеру, подвал или сарай можно только построить.
  • Путаница в паронимах. Бо́льшая часть последних — однокоренные слова. Разные приставки и суффиксы придают им дополнительные оттенки значения или стилевую окраску, но из-за внешнего сходства часто возникают ошибки в употреблении. Распространённый пример — «оплатить за проезд» вместо «оплатить проезд» или «уплатить за проезд». Другие варианты, когда возможно непонимание: практичный и практический, логичный и логический, экономный и экономический, чужой и чуждый, военный и воинский, гарантийный и гарантированный, одеть и надеть.

Во всех перечисленных случаях неправильное словоупотребление портит речь и может привести к искажению смысла предложения (например, «проступок» вместо «поступок»), поэтому в трудных ситуациях надо сверяться со словарём.

Проблемы со стилистикой

В данном случае ошибки связаны с нарушением требований стиля, неоправданным употреблением эмоционально окрашенных слов, речевой избыточностью или недостаточностью. Примеры: патриот родины, управленческий менеджмент, соединить воедино, свободная вакансия, прейскурант цен.

Подобные фразы приходится слышать довольно часто, что указывает, с одной стороны, на недостаток знаний, а с другой — на желание разнообразить речь, сделать её более выразительной.

Самыми распространёнными стилистическими ошибками являются:

  • Неуместное употребление канцеляризмов, например, «осуществить сравнение», «в данное время», «большое количество вещей», «испытывать чувство радости» вместо «сравнить», «сейчас», «много вещей» и «радоваться». В большинстве случаев длинные обороты можно заменить одним или двумя словами. Предложение от этого только выиграет.
  • Неоправданное употребление просторечной, жаргонной, бранной лексики в литературном или деловом контексте. Этим часто грешит современная пресса: «обчистить квартиру», «демонстранты сматывают удочки», «дефицит налички», «отрываться на фестивале». Основной смысл, конечно, ясен, но не каждому зрителю или читателю нравится, когда с ним общаются на сленге.
  • Смешение стилей. Например, употребление разговорных слов в научном или публицистическом тексте: «фишка корпускулярно-волнового дуализма света», «давеча на конгрессе присутствовали делегации разных стран».
  • Периссология — одновременное употребление заимствованного и русского слова с похожими смыслами. Так, в сочетании «прейскурант цен» первая лексема означает «справочник цен на товары». Другие примеры: хронометраж времени, внутренний интерьер, ведущий лидер, атмосферный воздух, свободная вакансия, коллега по работе, памятный сувенир, перспективы на будущее, дополнительный бонус.
  • Плеоназм — ошибка, аналогичная периссологии, но без использования заимствований. В сочетании присутствуют русские слова, близкие по смыслу, из-за чего возникает неуместное дублирование информации. Примере: главная суть, ценные сокровища, упасть вниз, май месяц, молодая девушка, впервые познакомиться, короткое мгновение, равная половина, бесплатный подарок, опытный специалист, неподтверждённые слухи.
  • Тавтология — употребление однокоренных слов: рассказчик рассказывает, возобновить вновь, многократно приумножить, предложить другое предложение, проливной ливень, заработать зарплату, виток развития. Правда, подобные сочетания не являются ошибкой, когда подбор синонимов невозможен: варить варенье, белое бельё, словарь иностранных слов, загадать загадку, чёрные чернила, отслужить службу, болеть базедовой болезнью.

Особенности употребления заимствований

С появлением интернета русский язык начал активно пополняться. Ничего плохого в этом нет: система коммуникации просто реагирует на потребности общества, и так было всегда. Функция заимствований заключается не только в обозначении предметов и понятий: новые речевые единицы обогащают речь, являясь свидетельством прогресса и международных контактов.

Однако иностранные слова поначалу имеют в русском языке особый статус: их точное значение мало кому известно, родственные связи в новой среде отсутствуют, а грамматические свойства вызывают вопросы. При этом ощущается их современность и даже некое превосходство над привычной лексикой, из-за чего люди стремятся употреблять их в речи. Естественно, при этом допускаются многочисленные орфографические, орфоэпические, грамматические ошибки. С лексической сочетаемостью тоже возникают проблемы.

Самое распространённое нарушение связано с непониманием точного смысла. Например, нельзя сказать «консилиум учителей», так как первое слово означает собрание врачей. Другие неправильные варианты: приятный инцидент, роскошный мотель, автобусный круиз.

Второй распространённой ошибкой является употребление иностранного слова без внесения нового смысла в сочетание. Например, «презентация парфюма» вместо «презентация духов» уместна, когда речь идёт о каком-то особом аромате или о целом классе подобных изделий, поскольку две заимствованных лексемы создают ощущение важности события. Если же мероприятие посвящено обычным духам, то русский синоним предпочтительней.

Ещё одна ошибка заключается в нагромождении иностранных терминов с целью придать речи более научный вид. Хорошо, если они употреблены в правильном значении. Но даже в этом случае понять смысл фразы непросто. Например, «селекция рентабельности собственности» вместо «отбор более прибыльных видов собственности».

Намеренные нарушения как стилистический приём

В художественных произведениях и публицистических текстах несочетаемость может использоваться для усиления выразительности речи. Такой приём позволяет создавать яркие образы, добавлять словам новые оттенки смысла. В качестве примеров можно вспомнить названия литературных произведений: повести Б. Л. Васильева «Завтра была война», романов Ю. В. Бондарева «Горячий снег» и А. Азимова «Конец вечности».

Соседство слов со взаимоисключающими смыслами легло в основу оксюморона — стилистического приёма, любимого многими поэтами и писателями. У А. С. Пушкина встречается «пышное природы увяданье», у Н. А. Некрасова — «убогая роскошь наряда». Существуют сочетания, значения которых понятны и вне художественного контекста: долгий миг, горькая радость, сладкая боль, звонкая тишина, грустный праздник.

Нарушить правила компоновки слов можно для придания речи комичности, что часто делают юмористы в своих выступлениях: «гения признали заживо», «прощать чужие достоинства», «наши заклятые друзья», «правительство добилось ухудшения жизни народа».

Вопрос лексической сочетаемости является сложным. Многие варианты употребления закреплены традицией, и объяснить их не могут даже языковеды. Однако постоянное расширение словарного запаса, использование словаря и стремление излагать мысли красиво и правильно поможет не только избежать ошибок, но и сделать свою речь более яркой, образной и запоминающейся.

источники:

http://newtonew.com:81/lifehack/lexical-incompatibility

http://nauka.club/russkiy-yazyk/leksicheskaya-sochetaemost.html

Термины и понятия
к теме:

  1. Лексические
    нормы.

  2. Морфологические
    нормы.

  3. Синтаксические
    нормы.

  4. Стилистические
    нормы.

Основные вопросы:

  1. Лексическая
    избыточность и речевая недостаточность.

  2. Морфологические
    ошибки.

  3. Типичные
    синтаксико-стилистические ошибки..

Практическая
работа.

1Упражнения
на повторение.

2
В примерах, взятых из ученических
сочинений, укажите нарушение лексической
сочетаемости и попробуйте исправить
эту стилистическую ошибку.

  1. В
    душе князя Андрея пробуждается новый
    идеал: он уходит в государственную
    деятельность.

  2. Бородинская
    битва вскрыла то лучшее, что было в
    князе Андрее.

  3. Произведения
    Пушкина овеяны идеями свободы.

  4. На
    Раскольникова в щелку смотрели маленькие
    глазки и совсем седые волосы.

  5. Катерина
    оказала протест против «темного
    царства».

  6. После
    гибели Ленского на дуэли Ольга женится
    на гусаре.

  7. Катерина,
    женившись на Тихоне, стала несчастной
    девушкой.

  8. Из
    глаз Сони беззвучно текли слезы.

  9. Любимые
    герои Толстого далеко не идеальны, они
    впадают в свои кризисы…

  10. Литературно-критические
    статьи Белинского трепещут политическими
    страстями.

  11. Вместе
    с духовным ростом у Павла и Ниловны
    растет их речь.

  12. Уж
    топтался на одном месте: он не мог
    взлететь.

2
Замените лексический повтор местоименной
связью.

  1. Так
    же как и Горький,
    Шолохов вышел
    из народных низов. С ранних лет
    Шолохов
    участвовал в борьбе за свободу,
    за лучшее, достойное людей будущее.

  2. Родина
    Шолохова – Дон. Здесь
    Шолохов родился, здесь
    прожил, почти неотрывно, все свои годы.

3
Замените повторяющееся слово синонимом
или перифразом.

1
Первый сборник рассказов
Шолохова появился в печати
в 1925 году.
Этот первый сборник
принес Шолохову известность.
(Это раннее литературное произведение.)

2
Для
художника слова языковое
мастерство – основа основ.
Художник
слова,
косноязычный или беспомощный
перед словом, подобен безоружному
бойцу, которого неприятель берет в плен
«голыми руками».

3
А. С. Серафимович напечатал
в «Правде» восторженный отзыв о романе
«Тихий Дон».
Серафимович сравнивал
Шолохова с молодым желтоклювым орленком,
который неожиданно размахнул огромными
крыльями.

4
Недружелюбные отзывы критики не
отразили отношения народа к
«Тихому
Дону».
Выход в свет восьмой,
заключительной части
«Тихого
Дона»
был для читателя большой
радостью.
«Тихий Дон» вызвал
горячие, восторженные отзывы.

4
Найдите и исправьте ошибки, связанные
с порядком слов. Исправьте и другие
речевые ошибки.

  1. Теперь
    вновь вернемся к обозначению усталости
    Бондаревым в романе.

  2. Парламент
    по очереди заслушал всех министров.

  3. Не
    только надо относиться друг к другу с
    добротой. Так же надо относиться и к
    природе.

  4. В
    самом начале рассказа мне очень
    понравилось, как Куприн описывал раннее
    утро, прохладное и росистое.

  5. Он
    поступил в больницу после вызова
    бригады скорой помощи в тяжелейшем
    состоянии.

  6. Времена
    прошли те давным уже давно.

  7. Парфюмерию
    и косметику качественную принимаем
    на реализацию.

  8. Ищет
    модель для стрижки ученица парикмахера
    в Риге.

  9. Праздничное
    настроение создает весеннее убранство
    дома.

5
Найдите и исправьте ошибки, связанные
с согласованием, управлением, порядком
слов.

  1. Блинная
    мука также продается в арендованных
    магазинах без наценки.

  2. В
    настоящее время государственные
    промышленность и сельское хозяйство
    рушится.

  3. Бунин
    считал «Темные аллеи» своей лучшей
    книгой, куда входят 38 рассказов-новелл.

  4. Большинство
    стихотворений Цветаевой пронизаны
    лирикой и красотой написания.

  5. Он
    понимает о необходимости помочь народу.

  6. Нашедшего
    трудовую книжку на имя Петровой Ольги,
    потерянную 2 мая, прошу вернуть
    убедительно.

6
Определите, какие виды ошибок встречаются
в данных предложениях. Исправьте их.

  1. Я
    считаю, что, учитывая наши традиции,
    учитывая проблемы настоящего периода,
    учитывая идущие реформы, нам надо
    вводить президентство.

  2. Я
    хотел обратиться к вам еще по поводу
    того, что сделать для того, чтобы
    прекратить информационное удушение.

  3. В
    целях улучшения процесса выполнения,
    исправления и получения заказов нам
    необходимо изменить отношение к работе.

  4. Книга,
    которую мне посоветовали, которую я
    взяла в библиотеке, которая находится
    недалеко от школы, которая недавно
    построена, мне понравилась.

7
Выберите нужную форму. Объясните свой
выбор.

  1. По
    приблизительным подсчетам, сегодня
    церковь (посещает, посещают) примерно
    треть жителей Латвии.

  2. Большинство
    произведений Куприна (заканчивается,
    заканчиваются) трагично.

  3. В
    течение трех последних лет руководство
    Центрального и районного рынков
    неоднократно (обращались, обращалось)
    в вышестоящие организации.

  4. Ровно
    в 6 часов вечера (прозвучало, прозвучали)
    одиннадцать выстрелов.

  5. В
    нынешнем году в столице (открылось,
    открылись) десять новых школ. Три школы
    (закрыты, закрыто) и три (переименованы,
    переименовано).

  6. Для
    них несколько фабрик (шьет, шьют)
    костюмы.

  7. В
    майские дни прошлых лет пресса, в том
    числе и автор этих строк, всегда (писала,
    писали) о победе над Германией,
    (вспоминали, вспоминала) героев войны.

8
Поставьте сказуемое в нужной форме.
Укажите возможные варианты.

  1. В
    конкурсе участвовал… тридцать один
    школьник.

  2. Три
    скамейки стоял… у стены.

  3. Большинство
    произведений поэта посвящен… теме
    любви.

  4. Не
    то снег, не то град выпад… завтра.

  5. Любопытство,
    а не жажда познания взял… верх.

9
Выберите нужную форму сказуемого и
объясните свой выбор.

  1. Музей-квартира
    художника (закрыт, закрыта) на реставрацию.

  2. Плащ-палатка
    (был, была) уж (сложен, сложена) и
    (упакован, упакована) в рюкзак.

  3. «Известия»
    уже неоднократно (поднимала, поднимали)
    эту проблему.

  4. Озеро
    Ильмень (расположен, расположено)
    недалеко от Новгорода.

  5. Часы-будильник
    (испортились, испортился) в первый же
    день.

  6. Женщина-врач
    (дал, дала) направление в больницу.

10
Раскройте скобки, поставьте существительные
в нужный падеж, объясните выбор падежа.

  1. В
    каждой группе осталось по (несколько)
    детей.

  2. По
    (окончание) лекции все собрались
    уходить.

  3. По
    (прибытие) на конференцию необходимо
    срочно оформить документы.

  4. Хорошей
    погоды порой ждали по (много) дней.

  5. Встречались
    часто, по (настроение).

11
Укажите ошибки, связанные с предложным
управлением и выбором предлога, исправьте
предложения.

  1. Приехав
    с Москвы, он расположился у родственников
    в центре города.

  2. Эти
    символы мы унаследовали до самых
    истоков человечества.

  3. На
    этот вечер смогли приехать престарелые
    люди со всех районов города.

  4. Согласно
    полицейского протокола водитель был
    оштрафован.

  5. Как
    складывалась ваша жизнь в первый год
    по приезду?

12
Исправьте ошибки, связанные с управлением.

  1. Уделите
    внимание на здоровье.

  2. Все
    эти мероприятия рассчитаны на благо
    природе.

  3. Заведующий
    больницы встретил нас «прохладно».

  4. Многие
    читатели нашей газеты уделяют огромное
    внимание на рубрику «Мир глазами
    путешественника».

  5. Для
    абитуриента, желающего учиться в этом
    институте, надо будет знать и английский
    язык.

13
Найдите и объясните ошибки в употреблении
деепричастия и деепричастного оборота.
Исправьте предложения.

  1. Как
    приятно знать, что, придя домой после
    школы, котенок встретит меня радостным
    мяуканьем.

  2. Прочитав
    о боях, мне сразу же представилась вся
    эта картина.

  3. Читая
    этот рассказ, создается впечатление,
    что Куприн сам был шахтером.

  4. Через
    год, будучи слепым и глухим, его привели
    к царю.

  5. Идя
    по мокрой тропинке, дождь не прекращался.

  6. Сергей
    Эфрон, вернувшись на Родину, был
    арестован и убит.

  7. Встретившись
    с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил
    перелом.

  8. Запахи
    многих опасностей, рождаясь, животные
    уже знают
    .

14
Найдите случаи неоправданного
употребления лексики устной речи
(разговорной и просторечной) и элементов
официально-делового стиля (канцеляризмов)
в газетных материалах. Сделайте
стилистическую правку.

  1. В
    Москве широко практикуется работа по
    оказанию помощи больным и инвалидам
    на дому.

  2. При
    странных обстоятельствах посредническая
    фирма разбазарила бензин общественного
    фонда и сама осталась без денег. Милиция
    возбудила уголовное дело по факту
    мошенничества. В ходе разбирательства
    засветились сомнительные фирмы, а в
    центре скандала оказались правоохранительные
    органы.

  3. Мы
    с Виктором Ивановичем соратники,
    союзники, мы не канаемся, кто там что-то
    лучше или больше (официальное выступление
    политика).

  4. Идет
    процесс развития движения за укрепление
    сотрудничества.

  5. Все
    это произошло уже после того как тусовка
    российских олигархов вернулась из
    Вашингтона с ежегодного форума деловых
    кругов.

  6. Суть
    схемы в том, что население сможет
    доллары только продавать, но не покупать,
    а банки будут иметь право на покупку
    зелени только под подтвержденные
    контракты.

  7. Но
    теперь, даже несмотря на кризис,
    общественный фонд не загибается! Сейчас
    заканчивается строительство нового
    здания.

  8. Людям
    нравится опускать профессиональных
    программистов, зарабатывающих по 100
    тысяч долларов в год.

  9. Его
    траурная речь была словно под копирку
    перекатана с речи полуторагодовалой
    давности.

10
Это первая марка обуви, вышедшая со
своей рекламной компанией на телевидение
и сделавшая свою рекламу куском
современной культуры.

11
Возмущенная всемирная кинобратва
решительно выступала против.

12
Сборная России, напоровшись на болгар
и итальянцев, в финал Чемпионата Мира
по футболу не вышла.

13
Однако грянуло 17 августа и россияне
переметнулись к отечественным продуктам.

14
Министр сразу начал накачивать экономику
пустыми деньгами, и в ноябре инфляция
скакнула на 11 процентов. Испугались,
позвали другого министра, который
вообще все зажал.

15
К середине второго тайма ситуация
устаканилась.

16
Подруга-рекламист (тоже вкалывающая
дома) посоветовала: «Заработай на
собственный компьютер». Ирина Ивановна
послушалась и замолотила, отказывая
себе во всем, на компьютер.

17
Силовой структуре, которая занимается
вооруженными преступниками, светиться
не пристало.

18
Давеча наш президент заявил, что
переизбираться не будет.

15
Найдите элементы текста, которые можно
отнести к штампам. Подчеркните их.
Отметьте аллюзии (иносказания).

  1. Настоящий
    коньяк производится в строго ограниченном
    регионе Коньяк.

  2. Ведь
    все, чем она занимается, обречено на
    успех.

  3. Россия
    обречена на это искусство (о скоморошьей
    традиции в народной музыке).

  4. Они
    предлагают прежде всего принять закон
    о соблюдении в центральных и региональных
    органах государственной власти участия
    представителей всех основных
    национальностей России с учетом
    численности населения конкретной
    нации.

  5. И
    даже в свои 89 лет дядя Иван ударно
    трудился на посту дворника.

  6. Это
    только первый шаг к зияющим высотам
    мироздания.

  7. Когда-то
    не выпускали «Иронию судьбы» из-за
    знаменитой пьянки в бане. Но теперь
    все будет гораздо круче, потому что
    курящих известных общественных деятелей
    всех времен и народов гораздо больше,
    чем активно пьющих.

  8. Яркая
    жизнь оборвалась, подобно натянутой
    струне.

  9. Холод,
    как и голод, не служил для них предметом
    сколько-нибудь серьезной заботы – это
    был один из неотъемлемых элементов их
    быта.

  10. Майк
    Верни – человек, давший путевку в жизнь
    множеству гитаристов «нового поколения».
    И теперь крестный отец современной
    электрогитары воздает ему почтение.

  11. Внешняя
    независимость государства призрачна,
    если каждый отдельно взятый житель на
    каждом шагу испытывает зависимость
    от своих бытовых проблем.

  12. Потом
    учитель географии основал школьный
    музей минералогии, и все дружно ходили
    походами в далекие края.

  13. С
    чувством глубокого удовлетворения
    министр недавно читал журналистам
    отрывки из интервью главы МВФ.

  14. Нынешний
    октябрь ближе к своему завершению
    вносит коррективы в прогнозы синоптиков.

  15. Они
    создают настроение отдельно взятого
    конца света.

  16. Но
    в коридорах власти уже проходило
    обсуждение этого вопроса.

  17. Уже
    сейчас невооруженным глазом видно,
    что наши действия возымели место на
    этом рынке.

  18. Правительство
    просчитывает последствия облегчения
    налогового бремени.

  19. Под
    занавес года ведущие производители
    представили новые модели струйных
    принтеров для дома и офиса.

16
Найдите в текстах случаи двусмысленности.
Объясните, отчего она возникает. Дайте
правильный вариант.

1
Время от времени в сопровождении своего
заместителя шеф полиции Вашингтона
откладывает в сторону другие дела и
направляется в вечернюю поездку по
центральным кварталам американской
столицы.

2
Я поздравляю вас с этой премией с
удовольствием.

3
Длительное безделье снижает умственный
потенциал человека.

4
Кто же победит из пяти кандидатов на
пост губернатора?

5
Социологическое изучение журналистов
продолжается.

6
Прблема приспособления городской среды
для инвалидов назрела давно.

7
Нормализоваласьобстановка дома, хотя
раньше семья была на грани распада.

8
Некогда известный эстрадный певец
Александр Буйнов ел мидии и пек блины.
Теперь у него два персональных повара.

9
Собрались представители партий,
вооруженные транспарантами и микрофонами
на русском и иностранных языках.

10
Ваше настроение поднимет слоеное тесто
«Белла» (реклама на ТВ).

11
Общественность широко готовится
отметить пятидесятилетие певицы.

12
Встретить знаменитостей из Петербурга
приехали журналисты.

13
Американцам нужно было позарез
растолковать миру, зачем неделей раньше
их спецназ захватил столицу африканского
государства Сомали.

14
Этими фактами сейчас также занимается
Генеральная прокуратура.

15
Зерна поджариваются обязательно на
глазах у гостей в глиняной печке.

16
Проект – это результат двухлетних
исследований, экспериментов и опытов,
подготовки иллюстративного к ним
материала.

17
Мы остановились, чтобы выяснить названия
мест, где были совершены нападения на
людей, и их точные даты.

17
Перестройте предложения так, чтобы
образовать конструкцию с именительным
представления. В каких стилях используется
этот стилистический прием и какова его
роль? Вставьте пропущенные буквы.

Образец:
Жигули на Волге прекрасны во все времена
года. – Жигули на Волге… Прекрасны они
во все времена года.

1
Человек, идущий в завтра,
немыслим без широты взгляда на жизнь.

2
Рождение радостно и тревожно.
И здесь на страже медицина – щедрая,
отзывч..вая, родная, плоть от плоти
Родины.

3
Когда-нибудь о
московских подростках
зимы 41 и 42 года
хороший детский
писатель напишет замечат..льную книгу.
Они были всюду. Они зам..нили отцов на
заводах. Они делали авт..маты, гранаты,
мины.

18
Рубежный контроль №2 по разделу
«Ортология».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Подборка по базе: Основные понятия психологии воспитания.docx, ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и, Основные понятия системного и структурного анализа..docx, Тема 1.1 Философия как наука, ее основные категории, понятия и ф, термины и определения по истории.docx, основные понятия приближенных вычислений.pdf, Основные понятия ТСП.pdf, Тест по ОБЖ для 7 класса по теме «Общие понятия об опасных и чре, 1 Основные понятия и определения ИС.docx, Основные понятия компьютерной графики.pdf


  1. Дайте определения понятия «антонимы». Приведите примеры ошибок, связанных с их употреблением.

Антонимы — (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать.

Примеры ошибок: В третьей части текста звучит

не веселый, но и не мажорный мотив.

В итоге пришлось признать, что предложенная ею программа была

лучшей из худших.

В этом сезоне у нас значительно

меньшее увеличение числа травм.

Лично я в этом ничего

плохого, кроме хорошего, не вижу.

  1. Спишите, расставляя ударения в выделенных словах в соответствии с нормами литературного произношения. В случае затруднения обращайтесь к словарям. Подчеркните слова, которые вы используете в профессиональной деятельности.

Агент по недвижимости, добрые намерения, исстари повелось, черпать силы, включенному в список, принято приезжать, положила щавель и свеклу, закупорила сосуд, убрала за собой, позвала Михаила.

71. Дайте толкование лексических значений слов. Составьте с каждым из них сложное предложение.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям. Синонимы– отзывчивость, сострадание, милосердие. Антонимы – равнодушие, эгоизм черствость.

Примером абсолютной толерантности является петрушка, рядом с которой прекрасно себя чувствуют различные растения — помидоры, салат, земляника.

Эргономика – отрасль знания, изучающая человека и его деятельность в условиях современного производства. Синонимы – эргология, эргономия.

Это устройство не предназначено для активной работы, его конструкция и эргономика ставит слишком много ограничений.

Пиетет – Глубокое уважение, почтительное отношение к кому либо или к чему либо. Синонимы – уважение, почтительное отношение, почтение. Антонимы – неуважение, презрение.

Он рассказал о том, что русские, питавшие религиозный пиетет к своим бородам, вынуждены были подчиниться царскому указу и обрить свои бороды.

96. Определите способ словообразования. Подберите по 3 примера с использованием данного способа словообразования. Примеры подбирайте с опорой на вашу будущую профессию.

Способ словообразования в слове «секретарь – референт» – это способ сложения.

Сложение – способ образования слов при помощи сложения. Сложение слогов или частей слова, например: завуч – заведующий учебной частью.

Инженер-программист, инженер – технолог, техник – путеец, осмотрщики – ремонтники.

121. Составьте предложения с данными сочетаниями. Цифры запишите прописью. Сохраните указанный падеж.

Из 543 проектов, об 463 школах, 5876 студентов.

Из пятьсот сорока трех проектов утвердили всего лишь триста двадцать шесть проектов, остальные двести семнадцать пошли на утилизацию.

В новостях сказали про двести семьдесят пять школ, что эти школы не успели пройти весь план за год , а об четырех шестьдесят трех школах сказали что они все успели пройти за год.

Институт гордится своими студентами потому что пять тысяч восемьсот семьдесят шесть студентов получили золотые медали.

126. Подберите 5 примеров использования в речи эпитетов.

Отговорила роща

золотая (С.А. Есенин).

А ну ка песню нам пропой,

веселый ветер (В. Лебедев — Кумач).

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на

печальные поляны льет печально свет она. «А.С. Пушкин»

Вечер

черные брови насопил «С. Есенин»

Ночевала тучка

золотая, на груди утеса великана…»М.Ю. Лермонтов»

151. Исправьте предложения, объяснив допущенные ошибки.

У нас работаю высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы.

Речевая избыточность: человек не может являться высококвалифицированным специалистом, не имея многолетнего опыта работы.

Правильно: У нас работают высококвалифицированные специалисты.

Внутренний интерьер особняка после революции оставлял желать лучшего.

Такая ошибка называется речевой избыточностью (в данном случае – плеоназм) , что подразумевает сочетание слов, дублирующих друг друга по смыслу. Значение слова интерьер уже содержит указание на внутреннюю обстановку помещения, поэтому сочетание его с прилагательным внутренний является лексически неоправданным и не несущим смысловой нагрузки. Такие сочетания лишь затрудняют понимание текста.

Слово внутренний – лишнее.

Гагарин был первым проходимцем в космосе.

Слово проходимцем неправильное, а правильно был первопроходцем.

(Гагарин был первым человеком в космосе.
И совсем не проходимцем.
Ни в космосе, ни в жизни.)

176. Определите к какому стилю принадлежит текст. Кратко охарактеризуйте данный стиль речи (примерный объем работы 1-страница). Выпишите слова подчеркивающие стилистическую принадлежность текста.

202-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в её силах. Если раньше аномальные погодные явления случались только в Африке и в Австралии, то теперь никакой континент от них не застрахован.

Стиль текста: публицистический.

Слова, подчеркивающие стилистическую принадлежность текста: Терроризм, стихиям, всемирная метеорологическая организация, катаклизмы, аномальные, Африка, Австралия.

«Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, побудительностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др.»

Для лексики публицистического стиля характерно:

· отбор языковых средств с установкой на их доходчивость (газета – наиболее распространенный вид массовой информации);

· появление большого количества иностранных слов (маркетинг, спикер, консенсус, инаугурация, имидж, хит, холдинг);

· использование неологизмов (нелегал, межгород, интернетчица, фанатизм раскрутка);

· активное употребление эмоционально-экспрессивной лексики;

Морфологические особенности:

· употребление глаголов в первом лице (речь часто ведется от первого лица);

· использование настоящего времени для описания событий, происходивших в прошлом;

· активное включение в текст прилагательных в превосходной степени (самый лучший);

· частое употребление сложных слов (всеевропейский, многосторонний) и аббревиатур (ЧП, СНГ, ОМОН).

В области синтаксиса этому стилю присущи:

· вопросительные, побудительные предложения, риторические вопросы;

· номинативные предложения, особенно в заголовках;

· вводные конструкции (по сообщению информационного агентства; по мнению аналитиков компании).

201. Напишите деловое письмо по любому, выбранному вами поводу.

ООО «МАГУЧ» Директору ООО «Просто-Мир»

626956 Козлову А.Д.

Новосибирская область г. Москва, ул. Ленина,151

г. Карасук ул.Тимонова 10-1

Тел./факс:/34-298/19-03-00

Е-mail:magucsh@gmail.ru

Уважаемый Алексей Дмитриевич!

ООО «МАГУЧ» Выражает вам искреннюю благодарность и глубокую признательность за плодотворное сотрудничество в уходящем 2019 году.

Мы верим в сохранение сложившихся деловых и дружеских отношений, надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество в 2020 году. Желаем успешного развития и достижения новых вершин в бизнесе.

С уважением,

Директор ООО «МАГУЧ» _____________А.Ю. Бутов

Практическая работа
2. От следующих прилагательных образуйте все возможные краткие формы. Расставьте в низ ударения.
Горький, горек, горька, горько, горьки.

Жалкий, жалко, жалки, жалок.

Красивый, красив, красива , красивы, красиво, красивее.

Светлый, светло, светило, светел.

Яркий, ярко, ярок, ярки.
3. Найдите ошибки вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.
Из глаз Сони беззвучно текли слезы. (слезы всегда текут без звука)

Из глаз Сони текли слезы.

Литературно – критические статьи Белинского трепещут политическими страстями. (Статьи трепетать не могут. Дрожать могут листья на ветру; трепетать перед кем-то бояться.)

Литературно – критические статьи Белинского полны политических страстей.

Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.  (уж не имеет ног, поэтому он не может топтаться).

Уж оставался на одном месте: он не мог взлететь 

После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре. (Ольга не может жениться на гусаре так как она женщина ,а женщины выходят замуж).

После гибели Ленского Ольга выходит замуж за гусара.
4. Выберите из предлагаемых паронимов подходящих по – смыслу.
Студент быстро (усвоил, освоил) материал.

Студент быстро усвоил материал.

Молодой рабочий (усвоил, освоил) профессию токаря.

Молодой рабочий освоил профессию токаря.

Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым, виновным) видом.

Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.

Мать приготовила (сытный, сытый) завтрак.

Мать приготовила сытный завтрак.

В новых кварталах города строятся только (высокие, высотные) дома.

В новых кварталах города строятся только высотные дома.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Уаз патриот ошибка р00
  • Уемов логические ошибки скачать fb2 бесплатно
  • Уаз патриот ошибка р 04 на приборной панели
  • Уе ошибка стиральных машин автомат лджи
  • Удостоен наградой лексическая ошибка