Ошибка |
Исправление |
|
1. Нарушение согласования |
Я знаком с группой ребят, серьёзно |
Я знаком с группой ребят, серьёзно |
2. Нарушение управления |
За молодёжью принадлежит будущее. |
Молодёжи принадлежит будущее. |
3. Нарушение связи между подлежащим и |
Большинство возражали против такой |
Большинство возражало против |
4. Нарушение способа выражения |
Он написал книгу, которая эпопея. |
Он написал книгу, которая является |
5. Ошибки в построении предложения с |
Страна любила и гордилась поэтом. |
Страна любила поэта и гордилась им. |
6. Ошибки в построении пред-ложения с |
Читая текст, возникает такое чувство… |
Когда я читаю текст, возникает такое |
7. Ошибки в построении предложения с |
Узкая дорожка была покрыта |
Узкая дорожка была покрыта снегом, |
8. Ошибки в построении простого и |
Эта книга научила меня ценить друзей, |
Эта книга, которую я прочитал ещё в |
9. Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с |
Автор сказал, что он не согласен с |
10. Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже |
Когда герой опомнился, было уже |
11. Нарушение видовременной |
Замирает на мгновение сердце и вдруг |
Замрёт на мгновение сердце и вдруг |
1.
Прочитать
внимательно предложение. Найти грамматическую(-ие) основу(-ы). Проверить в
каждом случае связь между подлежащим и сказуемым. (Найдя ошибку, вычеркивать
соответствующий вариант из первого столбца.)
2.
Почему в
предложении стоят запятые?
а) если между частями сложного предложения – проверить,
как они связаны между собой, где находится
придаточная часть, к какому слову в главном относится;
б) если
запятые между однородными членами, проверить, как они связаны (союз не
только.., но и; как…, так и; не столько…, сколько); если однородные
сказуемые – обратить внимание на видовременную соотнесённость;
в) если
запятые при причастном обороте, проверить, как он согласуется с определяемым
словом и где располагается;
г) если
запятые при деепричастном обороте, проанализировать его построение (субъект
действия, видовременную соотнесённость деепричастия и глагола-сказуемого).
3) Если в предложении есть название в кавычках (несогласованное
приложение), проверить, есть ли перед ним слова журнал, газета,
картина, пьеса, роман и т.п. (в этом случае название должно быть в И.п.: в
театре «Современник», на ледоколе «Арктика»; НО в «В войне и мире» более 800
персонажей; в «Аргументах и фактах» интересная статья).
4) Если предложение передаёт чужую речь (глаголы писал, говорит,
утверждал и т.п.), обратить внимание на средство связи и местоимение
(Прямая речь: «Чувства добрые я лирой пробуждал», —
писал Пушкин. Косвенная речь: Пушкин писал, что он «чувства
добрые … лирой пробуждал»).
5) В предложениях (особенно без знаков препинания) проверить
падежные формы существительных с предлогом, видовременную соотнесённость
глагольных форм, глагольное и именное управление.
1. Много молодежи пришло на вечер танцев.
При подлежащем, которое имеет в своем составе собирательное существительное (большинство, меньшинство, ряд, часть, половина), сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа.
2. Глядя на эту ветку сирени, я вспомнил молодость.
Деепричастный оборот нельзя употреблять, если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.
3. В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей – уральских рабочих.
Слово «уральскими рабочими» является обобщающим словом при однородных членах предложения. Вместо союза «и» необходимо поставить тире, поскольку башкиры, татары и чуваши были уральскими рабочими.
4. Он мечтал о поездке в Москву, чтобы учиться, работать, быть полезным людям.
Это сложноподчиненное предложение с придаточным цели. В предложении пропущен подчинительный простой союз «чтобы».
5. В теплые дни много молодежи можно увидеть повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
Повторение предлога при однородных членах необязательно, но при условии, что они требуют одного и того же предлога; разные же предлоги не должны опускаться. Так как нельзя сказать «на скверах» то перед последним однородным членом следовало вставить предлог «в».
6. Рождество я отмечал на даче у коллеги. Значение слово «коллега» — товарищ по работе. Словосочетание «у коллеги по работе», ни что иное как тавтология.
7. Отец умер, когда мне было 9 лет. Возможность соотнесения местоимения с разными словами в предшествующем тексте может служить источником неясности или двусмысленности. В данном предложении неясно о ком идет речь, поскольку в 9 лет человек может умереть, но ему затруднительно стать отцом в этом возрасте, необходимо заменить местоимение «ему» на местоимение «мне», тогда предложение приобретает смысл.
8. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся под ногами снегом. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом. Причин ошибки — неверный порядок слов в предложении: определяемое слово не должно находиться внутри определения.
9. Группа студентов пришла слушать курс лекций доцента Юрьева по сварке. Нарушен порядок слов в предложении и лексическая сочетаемость.
10. Недорослями называют молодых людей, недостаточно воспитанных родителями. Слово «воспитанных» зависит от главного «людей» и должно согласовываться с ним в роде, числе и падеже.
Грамматические
ошибки (Г)
– это ошибки в структуре языковой
единицы: слова, словосочетания или
предложения, т. е. нарушение какой-либо
грамматической нормы – словообразовательной,
морфологической, синтаксической.
№ |
Вид |
Примеры |
Ошибочное |
Благородность, |
|
Ошибочное |
более |
|
Ошибочное |
с |
|
Ошибочное |
ихнего сколько |
|
Ошибочное |
надсмехаться. Им Вышев |
|
Г |
Нарушение |
Я Из |
Г |
Нарушение Ошибки, |
Нужно Все |
Г |
Нарушение |
Главное, Он Человечество |
Г |
Ошибки |
Страна В |
Г |
Ошибки |
Читая |
Г |
Ошибки |
Узкая |
Г |
Ошибки |
Эта Человеку Перед |
Г |
Смешение |
Автор |
Г |
Нарушение Неудачный |
Его |
Г |
Нарушение |
Замирает |
Г |
Пропуск |
На |
Г |
Ошибки, |
Хорошо В |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
На чтение 3 мин Просмотров 2.2к. Опубликовано 09.07.2010
Да, человеку свойственно ошибаться. И не важно, кто он, этот человек: молодой или старик, школьник или учёный, студент или профессор.
Ошибки совершали люди во все времена, и совершают по сей день. И даже технический прогресс не избавит нас от них.
По своей сути ошибки очень разнообразны: научные, врачебные, педагогические. Даже на счету самой матушки Природы они есть!
Ошибки имеют совершенно разное значение в жизни как отдельного человека, так и всего человечества в целом: одни стоят кому-то жизни, а другие становятся великими открытиями века.
Но для девятиклассника, сдающего ОГЭ по русскому языку, ошибки, конечно же, не станут открытиями, как и не будут стоить жизни. А вот потеря баллов в этом случае гарантирована.
Итак, рассмотрим типы ошибок, которые допускаются экзаменуемыми чаще всего в сочинениях и изложениях:
- грамматические;
- речевые;
- логические;
- орфографические;
- пунктуационные;
- фактические.
В этой статье мы сосредоточимся на ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБКАХ.
Я не только расскажу о том, какими они бывают, но и для наглядности приведу конкретные примеры.
1. Ошибочное словообразование
Пример: трудолюбимый (вместо трудолюбивый), надсмехаться (вместо насмехаться)
2. Ошибочное образование формы существительного
Пример: многие чуда (вместо чудеса) техники, не хватает время (вместо времени)
3. Ошибочное образование формы прилагательного
Пример: более интереснее (вместо более интересно), красивше (вместо красивее или красивей)
4. Ошибочное образование формы числительного
Пример: с пятистами рублями (вместо пятьюстами)
5. Ошибочное образование формы местоимения
Пример: ихнии дети (вместо их)
6. Ошибочное образование формы глагола
Пример: они ездиют (вместо ездят), хочут (вместо хотят)
7. Нарушение согласования
Пример: Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом. (вместо увлекающихся)
8. Нарушение управления
Пример: повествует читателей (вместо читателям)
9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Пример: Большинство возражали против такой оценки его творчества. (вместо возражало)
10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Пример: Все были рады, счастливы и весёлые. (вместо веселы)
11. Ошибки в построении предложения с однородными членами
Пример: Страна любила и гордилась поэтом. (вместо Страна любила поэта и гордилась им.)
12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Пример: Проезжая на велосипеде вдоль деревни, на меня накинулся гусь. (вместо Когда я проезжал на велосипеде вдоль деревни, на меня накинулся гусь.)
13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Пример: Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. (вместо Узкая дорожка была покрыта проваливающимся под ногами снегом.)
14. Ошибки в построении сложного предложения
Пример: Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. (вместо Эта книга, которую я прочитал ещё в детстве, научила меня ценить и уважать друзей.)
15. Смешение прямой и косвенной речи
Пример: Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. (вместо Автор сказал, что он не согласен с мнением рецензента.)
16. Нарушение границ предложения
Пример: Когда герой опомнился. Было уже поздно. (вместо Когда герой опомнился, было уже поздно.)
17. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Пример: Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. (вместо Замирает на мгновение сердце и вдруг стучит вновь.)
Источник информации: Левченко О.С., Тишина Т.Н. «Готовимся к ГИА по русскому языку. 9 класс» омск 2009
Блог в помощь!
Ошибки в построении предложений с однородными членами.
1). Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять причастный оборот и придаточное предложение, начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ; дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение.
Ошибка. Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
Экономисты говорят и снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
Правильно. Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем. ЛИБО: Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек по зарплате. ЛИБО: Экономисты говорят о том, что не предвидится снижение инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
Запомните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными!
2). Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять как однородные члены имя существительное и инфинитив.
Ошибка. Я люблю музыку и кататься на коньках.
Правильно. Я люблю слушать музыку и кататься на коньках. ЛИБО: Я люблю музыку и катание на коньках.
3). Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять два сказуемых, если идущее за ними имя существительное грамматически связано только с одним из них: нельзя, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.
Ошибка. Автор в этой статье исследует и рассуждает о природе света.
Правильно. Автор в этой статье исследует и изучает природу света. ЛИБО: Автор в этой статье исследует природу света и рассуждает о ней.
Запомните: в предложениях, в которых сказуемые имеют при себе одно и то же зависимое слово и соединяются союзом И, от каждого из сказуемых должен задаваться один и тот же вопрос к общему зависимому слову!
4). Части двойных союзов не только.., но и…; как.., так и… должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.
Ошибка. На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
Правильно. На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
5). Части двойных союзов являются постоянными. Недопустимо заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары
Запомните: не только.., но и…; как…, так и …; не столько.., сколько…; если не.., то…
6). Однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.
Ошибка. Автор наделяет полководца Кутузова (чем?) редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота.
Правильно. Автор наделяет полководца Кутузова (чем?) редкими душевными качествами: (чем именно?) справедливостью, благородством, простотой.
7). При перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги; разные предлоги опускать нельзя.
Ошибка. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
Правильно. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
Ошибки в построении предложений с причастным оборотом.
1). Причастный оборот не может разрываться определяемым словом; определяемое слово должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота.
Ошибка. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Правильно. Узкая дорожка была покрыта снегом, проваливающимся под ногами. ЛИБО: Узкая дорожка была покрыта проваливающимся под ногами снегом.
2). Причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже, что проверяется по вопросу, который задаётся от определяемого слова к причастию.
Ошибка. Школьники активно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы.
Правильно. Школьники активно помогали группе археологов, приехавшей из Москвы.
3). Причастный оборот должен быть согласован с тем именем существительным, которое для него является определяемым словом.
Ошибка. Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.
Правильно. Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.
3. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.
1). Грамматически правильным является такое предложение, в котором подлежащее выполняет и основное действие, названное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, названное деепричастием.
Ошибка. Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь.
Правильно. Возвращаясь домой, Борис попал под дождь.
Запомните: употребление деепричастного оборота возможно в БЕЗЛИЧНОМ предложении, сказуемое в котором выражено НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА.
Правильно. Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.
4.Ошибки в построении предложений с несогласованным приложением.
1). Название, заключённое в кавычки и данное ПОСЛЕ родового слова (роман, рассказ, повесть, журнал, фирма, передача и так далее), должно стоять в форме ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.
Ошибка. В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на это произведение.
Правильно. В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на это произведение.
Запомните: Название, заключённое в кавычки и данное без родового слова, изменяется по падежам.
Правильно. В «Войне и мире» действуют свыше пятисот персонажей.
5. Ошибки, связанные с неправильным употреблением падежной формы имени существительного с предлогом.
1). Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ употребляются с дательным падежом (кому? чему?).
Правильно. Благодаря знаниям человека; согласно традициям.
2). Предлог БЛАГОДАРЯ лексически связан с глаголом благодарить и употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат.
Ошибка. Благодаря крушению поезда…
Правильно. Из-за крушения поезда…
3). После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в форме родительного падежа: по прибытии, по окончании, по завершении, по истечении, по приезде, по прилёте.
4). Следует запомнить управление при следующих именах существительных:
Оплатить что? (оплатить проезд)
Указывать на что? (указывать на недостатки)
Признаваться в чём? (признаваться во всём)
Уделять внимание чему? (уделять внимание изучению)
Отчитаться в чём? (отчитаться в проделанной работе)
Скучать, грустить по ком? (грустить по вас, по нас)
Поражаться чему? (поражаться твоему терпению)
Упрекать в чём? (упрекать в бессердечии)
Удивляться чему? (удивляться рассказам)
Установить что? (установить причины аварии)
Заведующий чем? (кафедрой)
Управляющий чем? (фирмой)
Отзыв о чём? (о книге)
Рецензия на что? (на книгу)
6. Ошибки, связанные с нарушением связи между подлежащим и сказуемым.
1). Запомните:
Подлежащее ТЕ (ВСЕ) + глагол-сказуемое во множественном числе.
Подлежащее КТО + глагол-сказуемое в единственном числе.
7. Ошибки в построении предложений с косвенной речью.
1). Местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменять местоимениями и глаголами в форме третьего лица.
Ошибка. В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «Я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».
Правильно. В своих воспоминаниях Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».
8. Ошибки, связанные с нарушением видовременной соотнесённости глагольных форм.
1). Ошибка. А.С.Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
Правильно. А.С.Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрывает истинную сущность своего героя.
9. Ошибки, связанные с нарушением построения сложного предложения.
1). Наиболее частая ошибка: неправильный выбор союза, неверное употребление одного союза вместо другого, употребление лишнего союза.
Ошибка. Размышляя о значении литературы, понимаешь, что насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека.
Правильно. Размышляя о значении литературы, понимаешь, насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека.