Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь опубликовать свои стих – опущено указательное слово. Корректная конструкция: заключается в том, что.
1. Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь опубликовать свои стих – опущено указательное слово. Корректная конструкция: заключается в том, что…
2. Необходимо то, чтобы ты зашёл ко мне – указательное слово то ошибочно употребляется при наречии, не требующем такого распространения;
в) неуместное использование одного союза или союзного слова вместо другого:
например:
Нельзя мириться с таким положением, когда работы выполняются наспех – следовало бы: Нельзя мириться с тем, чтоработы выполняются наспех;
г) неуместное использование одновременно союза и союзного слова при однородном подчинении:
например:
Писатель понял, что Булька бежал за ним 20 вёрст и какой преданный друг у него есть – следовало бы: Писатель понял, чтоБулька, бежавший за ним 20 вёрст, – преданный друг; Писатель понял, что Булька бежал за ним 20 вёрст и что пёс – преданный друг.
6. В некоторых типах сложноподчинённых предложений могут использоваться инфинитивные предложения (сказуемое выражено в них независимым инфинитивом). Это возможно только в том случае, если в главном и в придаточном предложениях говорится об одном и том же действующем лице:
Чтобы не опоздать на поезд, мне пришлось взять такси.
►Нельзя использовать инфинитивные конструкции в тех случаях, когда в главном и в придаточном предложениях действуют разные субъекты.
Например: Чтобы написать сочинение, учительница рассказала нам о плане. В данном случае сочинение будут писать школьники, а о плане им рассказала учительница! Поэтому грамматически корректной будет конструкция: Чтобы мы смогли написать сочинение, учительница рассказала нам о плане.
►Не рекомендуется также использовать целевые придаточные с союзом чтобы (особенно в позиции – после главного предложения!) в том случае, если главное предложение выражает не активное действие, а пассивное состояние, отношение и т.п.:
Лампочки на катке горят ровно, чтобы освещать каток.
7. Невыраженность существенного звена мысли, связанного с восприятием какого-либо явления или его оценкой, часто приводит к речевым недочётам, которые выглядят как логические ошибки:
В библиотеке холодно, потому что на стул надета шаль.
8. При использовании определительных придаточных предложений типичными являются следующие ошибки и недочеты:
а) придаточные предложения отрываются от определяемого слова:
Холодный дождик смочил поля, в котором так нуждались посевы;
б) союзные слова ошибочно согласуются не с тем существительным, которое является определяемым:
Кролик – зверь, который живёт в лесу;
в) союзное слово который неправомерно переносится в середину придаточного предложения:
Гоги – это грузинский мальчик, в детстве который был взят в плен русским спецназом;
г) неправомерно опускается определяемое слово в главном предложении.
например:
Командир пригласил, кто спас девочку.
пояснение: В данном случае придаточное предложение должно соотноситься либо с существительным, либо с местоимением:
Командир пригласил человека, который спас девочку;
Командир пригласил того, кто спас девочку
Контрольные вопросы (устно):
1.Назовите отличительные черты простого предложения от сложного.
2.Какие виды союзных сложных предложений вы знаете?
3.Чем отличается сложносочиненное от сложноподчиненного предложения?
4. Назовите основные ошибки в построении сложных предложений.
Обновлено: 09.02.2023
Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.
Сложными называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых, соединённых в одно целое по смыслу и интонации. Сложносочинённым называется предложение, в котором простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами (и, но, зато, тоже и др.). Сложноподчинённым называется предложение, в котором одно простое предложение подчинено другому и связано с ним подчинительной союзом или союзным словом (когда, чтобы, которая и др.). В сложноподчинённом предложении одно простое является главным, второе – придаточным.
При употреблении сложных предложений часто допускают следующие ошибки.
5. Неправильное употребление союзов или союзных слов:
Прилагаю техкарту по теме «Анализ недочетов и ошибок в построении простого и сложного предложений. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения».
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_221_16.06.doc | 75 КБ |
kontrolnaya_221_16.06.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Маншеева Марина Михайловна
Синтаксис и пунктуация
Анализ недочетов и ошибок в построении простого (сложного) предложения. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.
Номер учебного занятия по КТП
Урок обобщения и систематизации знаний
Образовательная: способность анализировать ошибки и недочеты в построении простых и сложных предложений;
Развивающая: развивать речемыслительную деятельность обучающихся,
навыки правильной постановки знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчинённых предложениях посредством выполнения тренировочных упражнений; формировать устойчивую мотивацию к изучению русского языка, к достижению пунктуационной грамотности — как важного качества будущего специалиста.
Воспитывающая: воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи.
Воспитание уважения к русскому языку (родному), который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности
Владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом); владение языковыми средствами;
Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения (учебно-научной, деловой и др.).
Организация образовательной среды
Междисциплинарные и межкурсовые связи
Формы организации работы
текст произведения, раздаточный материал-рекомендации
1. индивидуальная работа;
Работа по учебнику ;
1) беседа; 2) обсуждение;
Анализ недочетов и ошибок в построении простого (сложного) предложения. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.
Образовательная: способность анализировать ошибки и недочеты в построении простых и сложных предложений;
Развивающая: развивать речемыслительную деятельность обучающихся,
навыки правильной постановки знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчинённых предложениях посредством выполнения тренировочных упражнений; формировать устойчивую мотивацию к изучению русского языка, к достижению пунктуационной грамотности — как важного качества будущего специалиста.
Воспитывающая: воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи.
Структурная часть урока
3.Проверяет готовность группы к уроку.
В продолжение изучения сложного предложения мы с вами проведем заключительный урок по русскому языку. Урок будет состоять из практических работ, где проведем анализирование ошибок и недочетов в построении простого и сложного предложений.
2. Готовятся к уроку.
3.Планируют свою деятельность с заданными целями и содержанием урока.
4. Слушают. Записывают.
2. Этап всесторонней проверки знаний
1. Выявляет факт выполнения домашнего задания, причины невыполнения задания отдельными студентами. Организует контроль.
2. Определяет типичные недостатки в знаниях студентов.
3. Использует взаимопомощь и самоконтроль студентов.
1.Назовите отличительные черты простого предложения от сложного.
2.Какие виды союзных сложных предложений вы знаете?
3.Чем отличается сложносочиненное от сложноподчиненного предложения?
4. Назовите основные ошибки в построении сложных предложений.
1. Проверяют задание по эталону.
2.Отвечают на вопросы.
3. Проверяют тетради друг у друга.
4. Выполняют работу. Рецензируют ответы, дополняют, высказывают
свою точку зрения.
3. Этап усвоения новых знаний.
1. Выявляет факт выполнения домашнего задания.
2. Определяет типичные недостатки в знаниях студентов.
3. Использует взаимопомощь и самоконтроль студентов.
4. Организует учебную деятельность в форме: зум-беседы и практической работы
Для повторения пройденного материала просьба зайти по ссылке и послушать
2. Овладевают умениями и навыками рационально учиться.
3. Выполняют записи в тетради, записывают алгоритмы.
4. Задают вопросы. Воспринимают и перерабатывают информацию.
5. Работают самостоятельно
4. Этап закрепления новых знаний.
Среди ошибок и недочётов, связанных с употреблением сложных предложений наиболее распространёнными являются следующие:
— неправильное построение самой конструкции предложения;
— использование излишне громоздких конструкций.
1. Одним из самых распространенных недочётов является загромождение сложного предложения придаточными предложениями.
►Неуместно также нанизывание однотипных синтаксических конструкций сложносочинённого или сложноподчинённого предложения.
Ср.: Кай старался отцепить санки, а они точно приросли, а седок поворачивался и мотал головой, а Герда только глядела вслед другу.
2. В ряде случаев одна и та же ситуация может быть выражена с помощью как сложносочинённых, так и сложноподчинённых предложений.
Ср.: Он вошёл, и мы встали; Когда он вошёл, мы встали.
Ср.: Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.
3. К грамматическим ошибкам относится также использование разнотипных частей сложного предложения.
Например: Представитель нашей делегации выдвинул два положения: 1) без России Совет Европы не может полноценно функционировать; 2) необходимость стабилизации положения на Кавказе. В данном бессоюзном предложении при пояснении в первом случае используется двусоставное предложение (Совет не может функционировать, во втором – назывное предложение с одним главным членом – подлежащим необходимость (эта часть может быть охарактеризована и в качестве словосочетания, а не предложения).
4. Речевым недочётом при построении сложного предложения является так называемое смещение конструкции.
Например: Последнее, о чём я скажу, это о перерасходе средств. В данном случае в главном предложении (Последнее. это о перерасходе средств) произошло смещение конструкции под влиянием придаточного предложения (о чём я скажу). Грамматически более корректной была бы конструкция: Последнее, о чём я скажу, это перерасход средств.
5. Очень распространены в речи ошибки и недочёты, связанные с неправильным употреблением союзов и союзных слов:
а) использование одновременно нескольких союзов, союзных слов, лишней частицы бы при союзе чтобы.
1. Мать заболела, но тем не менее, однако, она не осталась дома. Корректная конструкция: Мать заболела, но тем не менеене осталась дома.
2. Он подумал, что кончена ли жизнь в тридцать лет. Корректная конструкция: Он подумал, кончена ли жизнь в тридцать лет.
3. Надо, чтобы он зашёл бы ко мне. Корректная конструкция: Надо, чтобы он зашёл ко мне;
б) неуместная вставка или, напротив, неправомерное опущение указательных слов: тот, то, такой и др.
1. Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь опубликовать свои стих – опущено указательное слово. Корректная конструкция: заключается в том, что.
2. Необходимо то, чтобы ты зашёл ко мне – указательное слово то ошибочно употребляется при наречии, не требующем такого распространения;
в) неуместное использование одного союза или союзного слова вместо другого:
Нельзя мириться с таким положением, когда работы выполняются наспех – следовало бы: Нельзя мириться с тем, чтоработы выполняются наспех;
г) неуместное использование одновременно союза и союзного слова при однородном подчинении:
Писатель понял, что Булька бежал за ним 20 вёрст и какой преданный друг у него есть – следовало бы: Писатель понял, чтоБулька, бежавший за ним 20 вёрст, – преданный друг; Писатель понял, что Булька бежал за ним 20 вёрст и что пёс – преданный друг.
СПП состоит из нескольких простых предложений, объединенных подчинительной связью.
Ошибка 1. Неправильное или лишнее употребление союзов и дополнительных слов в зависимых предложениях.
Неверно: Мы волновались за то, что опоздаем на урок.
Она восхищалась, что он был так талантлив.
Подумайте, как будет верно?
Ошибка 2. Употребление похожих по смыслу подчинительных и сочинительных союзов.
Неверно: Пробежав однажды марафон, я понял: для того чтобы победить нужно регулярно заниматься, причем с тренером.
Подумайте, как будет верно?
Неверно: Мы завели кошку, которая была очень подвижной, которая легко забегала вверх на карниз, который, в конце концов, отвалился.
Ошибка 4. Одновременное использование подчинительных и сочинительных союзов.
Неверно: Она радовалась как дождю, так и солнцу, как будто ребенок.
Неверно: Они не гадали, что будет ли в этом году снежная зима.
Ошибка 6. Пропуск указательных слов в главной части, в связи с чем, грамматически и по смыслу предложение не закончено.
Неверно: Она училась в школе, где французский был профилирующим предметом.
Ошибка 7. Лишнее употребление указательных слов в главном предложении.
Неверно: У нее было такое чувство, что она где-то уже слышала эту песню.
Ошибка 8. Некорректное присоединение зависимого предложения.
Неверно: Бабушка сказала, что везет кошку на дачу, за которой нужно будет следить. (Следить нужно будет за дачей или кошкой?)
Неверно: Клюква была тем витамином, которая очень полезна для иммунитета в зимнее время.
Неверно: Если бы мы вышли на пять минут раньше, то мы бы успели бы на электричку.
Ошибка 11. Путаница с косвенной и прямой речью.
Неверно: Посмотрев фильм 15 минут, друзья подумали, что лучше бы мы остались дома.
1. Воспроизводят основные идеи нового материала.
2.Выделяют существенные признаки ведущих понятий, конкретизируют эти признаки.
3.Узнают и соотносят факты с понятиями, правилами и идеями.
4. Обобщают, сравнивают, анализируют.
5 этап подведения итогов и д/задание
Домашнее задание: найти и записать
2 простых предложений
2 сложноподчиненных предложений
- Слушают. Задают вопросы, осмысливают выполнение.
- Записывают домашнее задание.
- Внимательно слушают.
- Выполняют задание рефлексии.
Приложение к уроку.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по литературе 20 века
2. Не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии:
1) Н.Гумилев; 2) В.Маяковский; 3) Ф.Тютчев; 4)А.Блок.
3. Выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом:
1)В.Брюсов; 2) К.Бальмонт; 3) И.Анненский; 4)Н.Гумилев
1)А.Блок; 2)С.Есенин; 3)В.Маяковский; 4)Н.Гумилев.
6.Укажите название приема, к которому прибегает С.Есенин в создании образа:
Дымом половодье зализало ил,
Желтые поводья месяц уронил…
1)олицетворение; 2)сравнение; 3)эпитет; 4)метафора.
10. Как Вы думаете, почему Григорий выбирает Аксинью из двух этих женщин? Как этот выбор соотносится с характером самого Григория? Из какого произведения эти герои?
12. Кому принадлежат данные отрывки?
1) На заре ты ее не буди
На заре она так сладко спит;
2) Под насыпью, во рву некошеном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке на косы брошенном,
Красивая и молода
3. Имя твое- птица в руке,
Имя твое-льдинка на языке…
13. Престижная литературная премия, которую получил И.Бунин в 1933 году, став первым русским писателем-лауреатом этой премии.
14. Рассказ А. Куприна носит название драгоценного камня. Запишите название.
16. Основной мотив лирики С.Есенина? Покажите данную тему на примере одного из стихотворений поэта.
18. Кто является самым любимым поэтом или писателем литературы 20 века. Напишите. Почему ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды сложных предложений
Презентация по теме «Виды сложных предложений». Сложные предложения делятся на сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. Презентация поможет при подготовке к ЕГЭ.
Конспект урока по русскому языку «Бессоюзные сложные предложения» (10-11кл.)
Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме:»Бессоюзные сложные предложения».
Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении
Технологии: личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно — опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн.
тех.карта урока: ТЕМА: «ПОСТРОЕНИЕ ПРОСТЫХ ПРЕДМЕТОВ В ПЕРСПЕКТИВЕ»
Дидактическая задача: изучение нового материала, закрепление новых знаний, отработка умений и навыков, обобщение знаний и их контроль.Цели: Научитесь строить простые предметы в перспективе.
Презентация. Буквенный диктант. Простое и сложное предложение
В презентации представлен материал для проведения буквенного диктанта в 9 классе. Тема диктанта «Простое и сложное предложение» .
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского зыка в 10 классе по теме «Ошибки в построении сложного предложения»
Цель: способствовать развитию умения анализировать ошибки и недочеты в построении сложных предложений; развивать речемыслительную деятельность обучающихся,
навыки правильной постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях посредством выполнения тренировочных упражнений; формировать устойчивую мотивацию к изучению русского языка, к достижению пунктуационной грамотности — как важного качества будущего специалиста.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Проверка дз
3.Изучение новой темы.
Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:
В задании № 8 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.
Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.
От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении -подчинительная.
А теперь подходим к сути вопроса № 8.
Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.
Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).
Ошибки в использовании подчинительных союзов.
Неверно подобранный подчинительный союз.
Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.
Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.
Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)
Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.
Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.
Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.
Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.
Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном
Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.
Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.
Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.
Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.
Пропуск необходимого указательного слова.
Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.
Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.
Неоправданное употребление указательного слова.
У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.
У меня есть предположение, что он просто не подготовился.
Использование указательного слова в неверном падеже.
Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.
Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.
Неверное построение сложноподчинённого предложения.
Неверное присоединение придаточного предложения , что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.
В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)
В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.
Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.
Контрольная работа, назначенная на понедельник
и к которой я готовился, была вдруг отменена.
Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.
Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.
(Героем каким?- который)
Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Ошибки в сложном предложении.
· Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
· Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
· Посмотрите на союз или союзное сл ово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
· Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
· Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.
4. Домашняя работа.
Выполните тестовое задание. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Ответ дайте по образцу: 1 – 3), 2 – 4).
1) Мой соперник выиграл партию в шахматы благодаря тонкого понимания сложной позиции.
2) Студенты проходили практику в одном из цехов завода, недавно реконструированном.
3) В.Стасов, который был известен как музыкальный критик, уделял в своей публицистике много внимания и изобразительному искусству.
1) По окончании переговоров между странами установились дипломатические отношения.
2) Мы должны радоваться жизни и ценить, ведь она у нас одна и пережить ее заново возможности уже не будет.
4) Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.
2) Воспитанники Академии художеств очень любили и уважали своего учителя Павла Петровича Чистякова.
3) Идея всемирного братства людей, золотого века, всеобщего счастья – самые дорогие мечты писателя с юношеских лет и до конца его дней.
4) По прошествии многих лет с момента создания произведения искусства могут оцениваться иначе.
1) Многочисленные факты, накопленные наукой, подтвердили правильность гипотезы, выдвинутой молодым ученым.
2) Мужество и отчаяние, скорбь, тоску и одиночество – все эти чувства выражают глаза матери в эскизе М.А. Врубеля.
4) Открытие памятника Пушкина в Москве в июне 1880 года было незаурядное событие в истории русской культуры.
1) Мой подопечный был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией.
3) Те, кто не набрал нужного количества баллов, будут вынуждены выполнить зачетную работу еще раз.
4) На мой взгляд, в любой школе должно работать достаточное количество учителей-мужчин, которые бы могли своей строгостью и сдержанностью дополнить такие качества, как мягкость и безмерную любовь к детям, присущие почти всем учителям-женщинам.
Сложное предложение включает несколько простых и может быть:
- сложносочиненным (ССП);
- сложноподчиненным (СПП);
- бессоюзным.
СПП состоит из нескольких простых предложений, объединенных подчинительной связью.
Ошибка 1. Неправильное или лишнее употребление союзов и дополнительных слов в зависимых предложениях.
Неверно: Мы волновались за то, что опоздаем на урок.
Она восхищалась, что он был так талантлив.
Верно: Мы волновались о том, что опоздаем на урок.
Она восхищалась его талантом.
Ошибка 2. Употребление похожих по смыслу подчинительных и сочинительных союзов.
Неверно: Пробежав однажды марафон, я понял: для того чтобы победить нужно регулярно заниматься, причем с тренером.
Верно: Пробежав однажды марафон, я понял: для того чтобы победить нужно регулярно заниматься с тренером.
Ошибка 3. Использование одинаковых слов в придаточных предложениях.
Неверно: Мы завели кошку, которая была очень подвижной, которая легко забегала вверх на карниз, который, в конце концов, отвалился.
Верно: Мы завели кошку, которая была очень подвижной: она легко забегала вверх на карниз, и, в конце концов, он отвалился.
Ошибка 4. Одновременное использование подчинительных и сочинительных союзов.
Неверно: Она радовалась как дождю, так и солнцу, как будто ребенок.
Верно: Она радовалась дождю и солнцу, как будто ребенок.
Неверно: Они не гадали, что будет ли в этом году снежная зима.
Верно: Они не гадали, будет ли в этом году снежная зима.
Ошибка 6. Пропуск указательных слов в главной части, в связи с чем, грамматически и по смыслу предложение не закончено.
Неверно: Она училась в школе, где французский был профилирующим предметом.
Верно: Она училась в той школе, где французский был профилирующим предметом.
Ошибка 7. Лишнее употребление указательных слов в главном предложении.
Неверно: У нее было такое чувство, что она где-то уже слышала эту песню.
Верно: У нее было чувство, что она где-то уже слышала эту песню
Ошибка 8. Некорректное присоединение зависимого предложения.
Неверно: Бабушка сказала, что везет кошку на дачу, за которой нужно будет следить. (Следить нужно будет за дачей или кошкой?)
Верно: Бабушка сказала, что везет кошку, за которой нужно будет следить, на дачу.
Неверно: Клюква была тем витамином, которая очень полезна для иммунитета в зимнее время.
Верно: Клюква была тем витамином, который очень полезен для иммунитета в зимнее время.
Неверно: Если бы мы вышли на пять минут раньше, то мы бы успели бы на электричку.
Верно: Если бы мы вышли на пять минут раньше, то успели на электричку.
Ошибка 11. Путаница с косвенной и прямой речью.
Неверно: Посмотрев фильм 15 минут, друзья подумали, что лучше бы мы остались дома.
Верно: Посмотрев фильм 15 минут, друзья подумали, что лучше бы они остались дома.
Читайте также:
- Конспект занятия устное народное творчество
- Конспект занятия в средней группе дружба народов
- Конспект урока знакомство с буквой о
- Куклы из пластмассовых ложек подготовительная группа конспект занятия
- Гражданское общество местное самоуправление 9 класс конспект урока
Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь опубликовать свои стих – опущено указательное слово. Корректная конструкция: заключается в том, что
2. Необходимото, чтобы ты зашёл ко мне – указательное слово то ошибочно упо-требляется при наречии, не требующем такого распространения;
в) неуместное использование одного союза или союзного слова вместо другого:
Нельзя миритьсяс таким положением, когдаработы выполняются наспех – следовало бы: Нельзя миритьсяс тем, чтоработы выполняются наспех;
г) неуместное использование одновременно союза и союзного слова при однородном подчинении:
Писатель понял,чтоБулька бежал за ним 20 вёрст икакойпреданный друг у него есть – следовало бы: Писатель понял,чтоБулька, бежавший за ним 20 вёрст, – преданный друг; Писатель понял, что Булька бежал за ним 20 вёрст и что пёс – преданный друг.
6. В некоторых типах сложноподчинённых предложений могут использоваться инфини-тивные предложения (сказуемое выражено в них независимым инфинитивом). Это возможно только в том случае, если в главном и в придаточном предложениях говорится об одном и том же действующем лице:
Чтобы не опоздать на поезд, мне пришлось взять такси.
Нельзя использовать инфинитивные конструкции в тех случаях, когда в главном и в при-даточном предложениях действуют разные субъекты.
Чтобы написать сочинение, учительница рассказала нам о плане. В данном случае со-чинение будут писать школьники, а о плане им рассказала учительница! Поэтому грамматичес-ки корректной будет конструкция: Чтобы мы смогли написать сочинение, учительница расска-зала нам о плане.
Не рекомендуется также использовать целевые придаточные с союзом чтобы (особенно в позиции – после главного предложения!) в том случае, если главное предложение выражает не активное действие, а пассивное состояние, отношение и т.п.:
Лампочки на каткегорятровно, чтобы освещать каток.
7. Невыраженность существенного звена мысли, связанного с восприятием какого-либо явления или его оценкой, часто приводит к речевым недочётам, которые выглядят как логичес-кие ошибки:
В библиотеке холодно, потому что на стул надета шаль.
8. При использовании определительных придаточных предложений типичными явля-ются следующие ошибки и недочеты:
а) придаточные предложения отрываются от определяемого слова:
Тёплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы;
б) союзные слова ошибочно согласуются не с тем существительным, которое является определяемым:
Белка – зверь, которая живёт на дереве;
в) союзное слово который неправомерно переносится в середину придаточного пред-ложения:
Мцыри – это грузинский юноша, в детстве который был взят в плен русским генера-лом;
г) неправомерно опускается определяемое слово в главном предложении.
Например: Офицер пригласил, кто спас мальчика. В данном случае придаточное предло-жение должно соотноситься либо с существительным, либо с местоимением: Офицер пригласил человека, который спас мальчика; Офицер пригласил того, кто спас мальчика.
Кроме того, следует учитывать, что союзные слова который, какой, чей замещают бли-жайшее к ним существительное. Особенно важно учитывать это в том случае, если придаточное предложение стоит после словосочетания, включающего несколько существительных одного рода или стоящих во множественном числе.
Например: Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной. При таком порядке слов следует сделать вывод, что казаки, а не их лошади были покрыты пеной. Чтобы скорректировать высказывание, можно поставить причастный оборот перед тем словом, к ко-торому относится действие причастия (ср.: Впереди неслись покрытые пеной лошади казаков).
В целом при построении сложного предложения необходимо следить за тем, чтобы мысль развертывалась логически точно! Иначе могут появиться не только логические, но и грамматические ошибки.
Источник
3.7. Некоторые особенности употребления сложных предложений, прямой и косвенной речи
Среди ошибок и недочётов, связанных с употреблением сложных предложений, прямой и косвенной речи, наиболее распространёнными являются следующие: неправильное построение самой конструкции предложения, использование излишне громоздких конструкций.
1. Одним из самых распространенных недочётов является загромождение сложного предложения придаточными предложениями.
Ср.: Заявление представителей иностранных кругов, игнорирующее тот факт, что торговые отношения, которые в последние годы неуклонно развивались и проявляют тенденцию к дальнейшему росту, свидетельствует о том, что кто-то по-прежнему заинтересован в сохранении атмосферы «холодной войны» и ликвидации массового стремления к дружбе, которое охватило народы Европы и Америки, а это не может не отразиться на действиях нашего государства, которое продолжает рассчитывать на успех переговоров, хотя понимает, что достичь прогресса в таких переговорах будет нелегко, но мы привыкли преодолевать трудности.
Неуместно также нанизывание однотипных синтаксических конструкций сложносочинённого или сложноподчинённого предложения.
Ср.: Кай старался отцепить санки, а они точно приросли, а седок поворачивался и мотал головой, а Герда только глядела вслед другу.
2. В ряде случаев одна и та же ситуация может быть выражена с помощью как сложносочинённых, так и сложноподчинённых предложений.
Ср.: Он вошёл, и мы встали; Когда он вошёл, мы встали.
В то же время в речи часто наблюдаются случаи «сбоя структуры»: предложение, начатое как сложноподчинённое, заканчивается как сложносочинённое, и наоборот. Это недопустимо!
Ср.: Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.
3. К грамматическим ошибкам относится также использование разнотипных частей сложного предложения.
Например: Представитель нашей делегации выдвинул два положения: 1) без России Совет Европы не может полноценно функционировать; 2) необходимость стабилизации положения на Кавказе. В данном бессоюзном предложении при пояснении в первом случае используется двусоставное предложение (Совет не может функционировать, во втором – назывное предложение с одним главным членом – подлежащим необходимость (эта часть может быть охарактеризована и в качестве словосочетания, а не предложения).
4. Речевым недочётом при построении сложного предложения является так называемое смещение конструкции.
Например: Последнее, о чём я скажу, это о перерасходе средств. В данном случае в главном предложении (Последнее. это о перерасходе средств) произошло смещение конструкции под влиянием придаточного предложения (о чём я скажу). Грамматически более корректной была бы конструкция: Последнее, о чём я скажу, это перерасход средств.
5. Очень распространены в речи ошибки и недочёты, связанные с неправильным употреблением союзов и союзных слов:
1. Мать заболела, но тем не менее, однако, она не осталась дома. Корректная конструкция: Мать заболела, но тем не менее не осталась дома.
2. Он подумал, что кончена ли жизнь в тридцать лет. Корректная конструкция: Он подумал, кончена ли жизнь в тридцать лет.
3. Надо, чтобы он зашёл бы ко мне. Корректная конструкция: Надо, чтобы он зашёл ко мне;
б) неуместная вставка или, напротив, неправомерное опущение указательных слов: тот, то, такой и др.
1. Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь опубликовать свои стих – опущено указательное слово. Корректная конструкция: заключается в том, что.
в) неуместное использование одного союза или союзного слова вместо другого:
Нельзя мириться с таким положением, когда работы выполняются наспех – следовало бы: Нельзя мириться с тем, что работы выполняются наспех;
г) неуместное использование одновременно союза и союзного слова при однородном подчинении:
Писатель понял, что Булька бежал за ним 20 вёрст и какой преданный друг у него есть – следовало бы: Писатель понял, что Булька, бежавший за ним 20 вёрст, – преданный друг; Писатель понял, что Булька бежал за ним 20 вёрст и что пёс – преданный друг.
6. В некоторых типах сложноподчинённых предложений могут использоваться инфинитивные предложения (сказуемое выражено в них независимым инфинитивом). Это возможно только в том случае, если в главном и в придаточном предложениях говорится об одном и том же действующем лице:
Чтобы не опоздать на поезд, мне пришлось взять такси.
Нельзя использовать инфинитивные конструкции в тех случаях, когда в главном и в придаточном предложениях действуют разные субъекты.
Например: Чтобы написать сочинение, учительница рассказала нам о плане. В данном случае сочинение будут писать школьники, а о плане им рассказала учительница! Поэтому грамматически корректной будет конструкция: Чтобы мы смогли написать сочинение, учительница рассказала нам о плане.
Не рекомендуется также использовать целевые придаточные с союзом чтобы (особенно в позиции – после главного предложения!) в том случае, если главное предложение выражает не активное действие, а пассивное состояние, отношение и т.п.:
Лампочки на катке горят ровно, чтобы освещать каток.
7. Невыраженность существенного звена мысли, связанного с восприятием какого-либо явления или его оценкой, часто приводит к речевым недочётам, которые выглядят как логические ошибки:
В библиотеке холодно, потому что на стул надета шаль.
8. При использовании определительных придаточных предложений типичными являются следующие ошибки и недочеты:
а) придаточные предложения отрываются от определяемого слова:
Тёплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы ;
б) союзные слова ошибочно согласуются не с тем существительным, которое является определяемым:
Белка – зверь, которая живёт на дереве;
в) союзное слово который неправомерно переносится в середину придаточного предложения:
Мцыри – это грузинский юноша, в детстве который был взят в плен русским генералом;
г) неправомерно опускается определяемое слово в главном предложении.
Например: Офицер пригласил, кто спас мальчика. В данном случае придаточное предложение должно соотноситься либо с существительным, либо с местоимением: Офицер пригласил человека, который спас мальчика; Офицер пригласил того, кто спас мальчика.
Кроме того, следует учитывать, что союзные слова который, какой, чей замещают ближайшее к ним существительное. Особенно важно учитывать это в том случае, если придаточное предложение стоит после словосочетания, включающего несколько существительных одного рода или стоящих во множественном числе.
Например: Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной. При таком порядке слов следует сделать вывод, что казаки, а не их лошади были покрыты пеной. Чтобы скорректировать высказывание, можно поставить причастный оборот перед тем словом, к которому относится действие причастия (ср.: Впереди неслись покрытые пеной лошади казаков).
В целом при построении сложного предложения необходимо следить за тем, чтобы мысль развертывалась логически точно! Иначе могут появиться не только логические, но и грамматические ошибки.
9. При переводе прямой речи в косвенную очень часто не учитывается, что это разные конструкции.
В частности, типичной ошибкой является сохранение формы первого лица подлежащего и глагола-сказуемого.
Ср.: Сергей сказал, что я вернусь на следующей неделе. Корректная конструкция: Сергей сказал, что он вернётся на следующей неделе.
Достаточно часто в косвенной речи ошибочно сохраняется без изменения конструкция прямой речи.
Ср.: Он спросил, знаю я о болезни матери. Корректная конструкция: Он спросил, знаю ли я о болезни матери.
► Читайте также другие темы раздела 3 «Синтаксические нормы»:
Источник
Некоторые особенности употребления сложных предложений, прямой и косвенной речи в русском языке.
Среди недочётов и ошибок, связанных с употреблением сложных предложений, прямой и косвенной речи, наиболее распространёнными являются следующие: неправильное построение самой конструкции предложения, использование излишне громоздких конструкций.
1. Одним из самых распространенных недочётов является загромождение сложного предложения придаточными предложениями.
Приведем пример:
Заявление председателей комиссии нотариальной конторы, игнорирующее тот факт, что деловые отношения, которые в последний месяц неуклонно угасали и проявляют тенденцию к дальнейшему падению, говорят о том, что кто-то по-прежнему заинтересован в сохранении атмосферы «холодной войны» и ликвидации массового стремления к дружбе, которое охватило жителей Америки и Азии, а это не может не отразиться на действиях нашего государства,
которое продолжает рассчитывать на успех переговоров, хотя понимает, что достичь прогресса в таких переговорах будет нелегко, но мы привыкли преодолевать трудности.
Неуместно также нанизывание однотипных синтаксических конструкций сложносочинённого или сложноподчинённого предложения.
Приведем пример:
Олег старался отцепить санки, а они точно приросли, а седок поворачивался и мотал головой, а Алена только глядела вслед другу.
2. В ряде случаев одна и та же ситуация может быть выражена с помощью как сложносочинённых, так и сложноподчинённых предложений.
Приведем пример:
Она зашла, и мы все вскочили;
Когда она зашла, мы вскочили.
В то же время в речи часто наблюдаются случаи «сбоя структуры»: предложение, начатое как сложноподчинённое, заканчивается как сложносочинённое, и наоборот. Это недопустимо!
Приведем пример:
Когда Константину надоедало возиться с щенками, и он уходила куда-нибудь отдохнуть.
3. К грамматическим ошибкам относится также использование разнотипных частей сложного предложения.
4. Речевым недочётом при построении сложного предложения является так называемое смещение конструкции.
5. Очень распространены в речи ошибки и недочёты, связанные с неправильным употреблением союзов и союзных слов:
а) использование одновременно нескольких союзов, союзных слов, лишней частицы бы при союзе чтобы.
1. Отец заболел, но однако, тем не менее, он не отдыхать дома.
Корректная конструкция:
Отец заболел, но тем не менее не остался дома.
2. Она подумала, что кончена ли жизнь в сорок лет.
Корректная конструкция:
Она подумала, кончена ли жизнь в сорок лет.
3. Нужно, чтобы она пришла бы к нему.
Корректная конструкция:
Нужно, чтобы она пришла к нему;
б) неуместная вставка напротив, или, неправомерное опущение указательных слов: то, тот, такой и другие.
1. Наша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь опубликовать свои поэмы – опущено указательное слово.
Корректная конструкция: заключается в том, что.
2. Необходимо то, чтобы ты зашёл ко мне – указательное слово то ошибочно употребляется при наречии, не требующем такого распространения;
в) неуместное использование одного союза или союзного слова вместо другого:
Нельзя мириться с таким положением, когда работы выполняются наспех – следовало бы: Нельзя мириться с тем, что работы выполняются наспех;
г) неуместное использование одновременно союза и союзного слова при однородном подчинении:
Антошка понял, что Ерошик бежал за ним 20 километров и какой преданный друг у него есть – следовало бы:
Антошка понял, что Ерошик, бежавший за ним 20 километров, – преданный друг; Писатель понял, что Ерошик бежал за ним 20 километров и что пёс – преданный друг.
6. В некоторых типах сложноподчинённых предложений могут использоваться инфинитивные предложения (сказуемое выражено в них независимым инфинитивом). Это возможно только в том случае, если в главном и в придаточном предложениях говорится об одном и том же действующем лице:
Чтобы не опоздать на поезд, мне пришлось взять такси.
7. Невыраженность существенного звена мысли, связанного с восприятием какого-либо явления или его оценкой, часто приводит к речевым недочётам, которые выглядят как логические ошибки:
В кабинете жарко, потому что на стул надета покрывало.
8. При использовании определительных придаточных предложений типичными являются следующие ошибки и недочеты:
а) придаточные предложения отрываются от определяемого слова:
Холодный дождик смочил поля, в котором так нуждались посевы;
б) союзные слова ошибочно согласуются не с тем существительным, которое является определяемым:
Кролик – зверь, который живёт в лесу;
в) союзное слово который неправомерно переносится в середину придаточного предложения:
Гоги – это грузинский мальчик, в детстве который был взят в плен русским спецназом;
г) неправомерно опускается определяемое слово в главном предложении.
Приведем пример:
Командир пригласил, кто спас девочку.
В данном случае придаточное предложение должно соотноситься либо с существительным, либо с местоимением:
Командир пригласил человека, который спас девочку;
Командир пригласил того, кто спас девочку.
9. При переводе прямой речи в косвенную очень часто не учитывается, что это разные конструкции.
В частности, типичной ошибкой является сохранение формы первого лица подлежащего и глагола-сказуемого.
Приведем пример:
Антон сказал, что я вернусь в следующем месяце.
Корректная конструкция:
Антон сказал, что он вернётся в следующем месяце.
Достаточно часто в косвенной речи ошибочно сохраняется без изменения конструкция прямой речи.
Приведем пример:
Она спросила, знаю я о болезни отца.
Корректная конструкция:
Она спросила, знаю ли я о болезни отца.
Источник
Русский язык. Литература
Рубрики
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Декабрь 2021
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
Peклaмa
Поиск
8 задание ЕГЭ
Размещено 3.10.18 в рубрике 11 класс
Как выполнять такое задание? Целесообразнее начинать с левой части. Названное синтаксическое явление (причастный оборот, подлежащие и сказуемое и т. д.) находите в предложениях справа и проверяете, нет ли грамматической ошибки. Начинайте с тех, что легче найти и определить.
Разберем типичные грамматические ошибки в таком порядке, в каком их следует проверять на экзамене.
Несогласованное приложение
Несогласованное приложение – это название книги, журнала, фильма, картины и т. д., заключенное в кавычки.
В предложении изменяется по падежам родовое слово, а несогласованное приложение стоит в начальной форме и не изменяется: в романе «Война и мир»; картину Левитана «Золотая осень», на станции метро «Тверская».
Если родового слова в предложении нет, изменяется по падежам само приложение: герои «Войны и мира»; смотрю на «Золотую осень» Левитана, встретимся на «Тверской».
Грамматическая ошибка: в романе «Войне и мире»; на картине «Золотой осени», на станции метро «Тверской».
В задании такая ошибка встретилась в предложении 3.
Прямая и косвенная речь.
Предложение с косвенной речью представляет собой сложноподчиненное предложение. Сравните:
Причастный оборот
Находим предложения с причастным оборотом, смотрим, нет ли ошибок в его построении.
1. Внутрь причастного оборота не может попасть определяемое (главное) слово, оно может стоять до или после него. Грамматическая ошибка: пришедшие зрители на встречу с режиссером. Правильно: пришедшие на встречу с режиссером зрители или зрители, пришедшие на встречу с режиссером.
2. Причастие должно согласовываться в роде, числе и падеже с главным словом, которое определяется по смыслу и по вопросу: жители гор (какие?), напуганные ураганом или жители гор (каких?),заросших елями. Грамматическая ошибка: жители гор, напуганных ураганом или жители гор, заросшие елями.
Обратите внимание: одно из событий, случившееся прошлым летом (согласуем причастие со словом ОДНО – речь идет об одном событии). Вспоминается ряд событий, случившихся прошлым летом (задаем вопрос от СОБЫТИЙ «каких?»).
3. У причастия есть настоящее время (ученик, запоминающий правило), прошедшее время (ученик, запомнивший правило), но нет будущего времени (ученик, запомнящий правило – грамматическая ошибка).
В задании такая ошибка встретилась в предложении 5.
Деепричастный оборот
Запомните: Деепричастие называет добавочное действие, а глагол-сказуемое – основное. Деепричастие и глагол-сказуемое должны относиться к одному действующему лицу!
В определенно-личном предложении легко восстановить подлежащее: Я, МЫ, ТЫ, ВЫ: Составляя предложение, учитывайте (вы) грамматическое значение слова. Рассуждаем: вы учитываете и вы составляете – ошибки нет.
Глагол-сказуемое может быть выражен инфинитивом: Составляя предложение, надо учитывать грамматическое значение слова.
Рассуждаем: Прочитав предложение, мне кажется, что ошибки нет. МНЕ не может быть подлежащим, так как стоит не в начальной форме. Данное предложение с грамматической ошибкой.
Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым.
Ошибка может скрываться в сложноподчиненных предложениях, построенных по модели «ТЕ, КТО…», «КАЖДЫЙ, КТО…», «ВСЕ, КТО…», «НИКТО ИЗ ТЕХ, КТО…», «МНОГИЕ ИЗ ТЕХ, КТО…», «ОДИН ИЗ ТЕХ, КТО…». В каждом простом предложении в составе сложноподчиненного будет свое подлежащее, надо проверить, согласуются ли они со своими сказуемыми. КТО, КАЖДЫЙ, НИКТО, ОДИН, сочетаются со сказуемыми в единственном числе; ТЕ, ВСЕ, МНОГИЕ сочетаются со своими сказуемыми во множественном числе.
Анализируем предложение: Никто из тех, кто побывал там летом, не были разочарованы. НИКТО НЕ БЫЛИ – грамматическая ошибка. КТО ПОБЫВАЛ – ошибки нет. Те, кто не пришли на открытие выставки, об этом пожалели. ТЕ ПОЖАЛЕЛИ – ошибки нет. КТО НЕ ПРИШЛИ – грамматическая ошибка.
В задании такая ошибка встретилась в предложении 2.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
В задании такая ошибка встретилась в предложении 1: Тургенев подвергает и раскрыл.
Однородные члены предложения
Грамматические ошибки в предложениях с союзом И.
Союз И не может связывать один из членов предложения с целым предложением. Я не люблю болеть и когда получаю двойку. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им. Когда Онегин вернулся в Петербург и встретив Татьяну, он не узнал её. Слушали лекцию о значении спорта и почему им нужно заниматься. (Исправим ошибку: Слушали лекцию о значении спорта и о пользе спортивных занятий. Или: Слушали лекцию о том, какое значение имеет спорт и почему им нужно заниматься.)
Союз И не может связывать однородные члены, выраженные полной и краткой формой прилагательных и причастий: Он высок и худощавый. Она умная и красива.
Союз И не может связывать инфинитив и существительное: Я люблю стирать, готовить и чтение книг. (Правильно: Я люблю стирать, готовить и читать книги.)
Трудно распознать ошибку в такой синтаксической конструкции: Декабристы любили и восхищались русским народом. В этом предложении дополнение НАРОДОМ относится к обоим сказуемым, но грамматически связано только с одним из них: ВОСХИЩАЛИСЬ (КЕМ?) НАРОДОМ. От глагола ЛЮБИЛИ задаем вопрос КОГО? Обязательно задавайте вопрос от каждого глагола-сказуемого к дополнению. Вот типичные ошибки: родители заботятся и любят детей; я понимаю и сочувствую тебе; он изучил и пользовался правилом; я люблю и горжусь сыном. Исправление такой ошибки требует введения разных дополнений, каждое будет согласовываться со своим глаголом-сказуемым: Я люблю сына и горжусь им.
Использование составных союзов.
Учитесь распознавать в предложении следующие союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И». В этих союзах нельзя пропускать отдельные слова или заменять их другими: Не только мы, но наши гости были удивлены. Атмосферу эпохи в комедии создают не только действующие лица, а также внесценические персонажи. Как и днем, так и ночью кипит работа.
Части двойного союза должны находиться непосредственно перед каждым из однородных членов. Неправильный порядок слов ведет к грамматической ошибке: Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. (Правильный порядок: Мы не только осмотрели…, но и побывали…) В сочинении надо как о главных героях, так и рассказать о художественных особенностях. (Правильный порядок: В сочинении надо рассказать как о главных героях, так и о художественных особенностях.)
Обобщающие слова при однородных членах
Обобщающее слово и следующие за ним однородные члены стоят в одном и том же падеже: Занимайся двумя видами спорта: (чем?) лыжами и плаваньем. (Грамматическая ошибка: Сильные люди обладают двумя качествами: доброта и скромность.)
Предлоги при однородных членах
Предлоги перед однородными членами можно опускать только в том случае, если эти предлоги одинаковы: Он побывал в Греции, Испании, Италии, на Кипре. Грамматическая ошибка: Он побывал в Греции, Испании, Италии, Кипре.
Сложноподчиненное предложение
Очень распространены ошибки, связанные с неправильным использованием союзов, союзных слов, указательных слов. Вариантов ошибок может быть много, рассмотрим некоторые из них.
Лишний союз: Меня мучил вопрос, что надо ли всё рассказать отцу. Я не подумал, что насколько я был далек от истины.
Смешение сочинительных и подчинительных союзов: Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.
Лишняя частица БЫ: Надо, чтобы он зашел бы ко мне.
Отсутствует указательное слово: Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь. (Пропущено В ТОМ.)
Союзное слово КОТОРЫЙ оторвано от определяемого слова: Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались растения. (Правильно: Теплый дождик, в котором нуждались растения, смочил землю.)
В задании такая ошибка допущена в предложении 9.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1. Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕРЕЗ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО + существительное в ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ: благодаря умению, согласно расписанию, вопреки правилам.
Предлог ПО может употребляться в значении «ПОСЛЕ». В этом случае существительное стоит в предложном падеже и имеет окончание И: по окончании школы (после окончания), по приезде в город (после приезда), по истечении срока (после истечения срока).
Запомните: по прибытиИ, по окончаниИ, по завершениИ, по истечениИ, по приездЕ, по прилетЕ.
Запоминаем особенности управления в следующих словосочетаниях:
Доказывать (что?) правоту
Избегать (чего?) опасности
Отчитаться (в чём?) в расходах
Поражаться (чему?) терпению
Привести пример (чего?) ошибки
Подвести итог (чему?) работе
Признаться (в чём?) в преступлении
Скучать, грустить (по ком?) по вас
Уделять внимание (чему?) мелочам
Указывать (на что?) на недостатки
Упрекать (в чём?) в жадности
Запоминаем пары:
Беспокоиться о сыне – тревожиться за сына
Верить в победу – уверенность в победе
Вопрос о строительстве – проблемы со строительством
Извлекать доход из аренды – получать доход с аренды
Неосведомленность в проблеме – незнакомство с проблемой
Обидеться на недоверие – обидеть недоверием
Обращать внимание на здоровье – уделять внимание здоровью
Озабоченность делами – тревога о делах
Оплатить проезд – заплатить за проезд
Отзыв о сочинении – рецензия на сочинение
Отчитаться в своей работе – отвечать за свою работу
Плата за услугу – оплата услуги
Превосходство над ним – преимущество перед ним
Предостеречь от опасности – предупредить об опасности
Различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов
Источник