Грамматические нормы
Задание
№5. Найдите
и исправьте грамматические ошибки в
следующих предложениях. Объясните
характер ошибок, обоснуйте свой выбор.
А.
Энергетическая промышленность является
одной из самых важнейших отраслей
народного хозяйства.
Б.
После окончания школы он поступает
работать на наше предприятие, где за
короткое время приобрел квалификацию
токаря.
В.
Ваше предложение ни на чем не обосновано.
Г.
Магазину срочно требуются продавцы
овощей и картофеля.
Д.
Рассматривая фотографии прошлых лет,
ему не верилось, что все это когда-то
было в его жизни.
-
При
выполнении данного задания рекомендуется
использовать лекции, а также следующие
учебные пособия и справочники:
Голуб
И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб.
пособие. – М., 2001. – С.300 — 331;
Федосюк
М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А.
Русский язык для студентов-нефилологов:
Учеб. пособие. – М., 1997. – С.81 — 90;
Культура
устной и письменной речи делового
человека: Справочник. Практикум. – М.,
1997. – С.57 — 75.
*
А. Энергетическая промышленность
является одной из
самых
важнейших
отраслей народного хозяйства.
Ошибка
в использовании превосходной степени
имени прилагательного, так как здесь
одновременно используется простая
превосходная степень (важнейший) и
составная (самый важный).
Правильные
варианты:
1)Энергетическая промышленность является
одной из важнейших отраслей народного
хозяйства. 2) Энергетическая промышленность
является одной из самых важных отраслей
народного хозяйства.
Б.
После окончания школы он поступает
работать на
наше предприятие, где за короткое время
приобрел
квалификацию
токаря.
Нарушение норм
согласования однородных членов (глаголов)
во времени.
Правильный
вариант:
После
окончания школы он поступил работать
на наше предприятие, где за короткое
время приобрел квалификацию токаря.
В.
Ваше предложение ни
на чем не
обосновано.
Нарушены
нормы управления: местоимение должно
быть употреблено в Д.п. без предлога.
Правильный
вариант:
Ваше
предложение ничем не обосновано.
Г.
Магазину срочно требуются продавцы
овощей и
картофеля.
В
ряд однородный членов включены родовое
(овощи) и видовое (картофель) понятия.
Правильный
вариант:
Магазину
срочно требуются продавцы овощей.
Д.
Рассматривая
фотографии прошлых лет, ему
не верилось,
что все это когда-то было в его жизни.
Ошибка
в построении предложения с деепричастным
оборотом. Действие, выраженное
деепричастием, должно соотноситься с
подлежащим, поэтому недопустимо
употребление деепричастного оборота
в безличном предложении (ему
не верилось).
Деепричастный оборот в данном примере
необходимо заменить придаточным
предложением.
Правильный
вариант:
Когда
он
рассматривал фотографии прошлых лет,
ему не верилось, что все это когда-то
было в его жизни.
II. Функциональные стили речи. Научный стиль речи
Задание
№6. На основе
предложенного текста составьте тезисы.
Обозначьте композиционно-смысловую
структуру тезисов.
Основные понятия
культуры речи
Культура
речи – это, во-первых, владение средствами
языка в речевом процессе, а во-вторых,
– лингвистическая дисциплина, изучающая
речевой процесс и средства оптимального
речевого воздействия и взаимодействия.
Культура речи исходит из требований
нормативности и целесообразности выбора
языковых средств.
Нормативная
сторона речи – ее грамматическая
правильность, соответствие нормам
орфоэпии, акцентологии, лексики,
фразеологии, словообразования, морфологии,
синтаксиса.
Целесообразность
речи – ее соответствие таким качествам,
как точность, логичность, уместность,
чистота, краткость, действенность,
выразительность.
Культура
речи как
качество личности –
умение не только нормативно и целесообразно
строить речь, но и говорить так, чтобы
собеседник с максимальной полнотой
понимал сказанное. Объем понимания –
отражение качеств нашей речи. «Другому
как понять тебя?» — Ф.И.Тютчев задает
этот вопрос отнюдь не как риторический:
у собеседников обычно оказывается
различным жизненный опыт, с одним словом
связываются разные представления;
общению мешает то, что называют «внутренней
формой слова» (А.А.Потебня) или
«индивидуальным смысловым контекстом»
(А.Л.Никифоров). Культурной можно считать
лишь такую речь, которая не только
предполагает понимание и активный
ответ, но и исключает непонимание.
Говоря, скажем, о «фрактальных аттракторах
сложных систем», ученый окажется понятым
своими коллегами на симпозиуме, но его
сообщение не будет соответствовать
требованиям культуры речи, если он в
таких же выражениях будет давать
интервью, предназначенное для популярного
издания, для широкого читательского
круга.
Целью
всякой речевой деятельности является
достижение понимания и взаимопонимания;
этим
подчеркивается безусловный приоритет
коммуникативной функции языка. Даже в
такой, казалось бы, монологической
ситуации, как научная лекция, Л.Витгенштейн
обычно задавал вопросы присутствующим
и отвечал на их реплики. Часто большую
часть занятия вообще шел прямой диалог.
«Живое общение, непосредственное
взаимодействие» с аудиторией видит в
преподавательской деятельности известный
философ А.Ф.Лосев, признающий, что он не
только учит студентов, но и многому
учится в творческом взаимодействии с
ними. Профессор современного вуза,
предлагающий студентам примеры
аналогичных явлений, схожих фактов,
подобных позиций, вызовет у аудитории
гораздо большее внимание, понимание и
интерес к предмету, чем просто излагающий
материал, даже самый интересный.
Литературовед
М.М. Бахтин подчеркивал, что «высказывание
с самого начала строится с учетом
возможных ответных реакций»; по мнению
психологов, мыслить – значит пересоздавать
сказанное, повторять процесс создания
высказывания, речи, произведения
(текста).
Таким
образом, именно в слове собеседники
предстают друг перед другом как личности;
слово помогает им пристальнее вглядеться
в настоящее и воскресить прошлое.
И
координация общественного бытия тоже
достигается общением, диалогом;
язык консолидирует людей, делает
возможным их совместную деятельность.
С наибольшей
полнотой это показано в сюжете о
Вавилонской башне: люди перестали
понимать друг друга – и строительство
было прекращено. Можно говорить, что
язык дает возможность формировать некое
коллективное «Я»; именно благодаря
этому человек становится преимущественно
не биологическим, а социальным существом.
(Мурашев
А.А., Русецкий В.Ф. Культура речи: Практикум.
– М.: Издательство Московского психолого-
социального института; Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — С. 20 — 22).
*
Тезисы
I.
Тезис-преамбула.
Культура
речи – понятие многозначное: это и
владение средствами языка (культура
речи как качество личности) и лингвистическая
дисциплина.
II.
Основное тезисное изложение.
-
Основные
требования культуры речи к выбору
языковых средств – нормативность
(соответствие нормам современного
языка) и целесообразность (соответствие
таким качествам, как точность, логичность,
уместность, чистота, краткость,
действенность, выразительность). -
Культура
речи как качество личности – это умение
говорить так, чтобы собеседник понял
тебя с максимальной точностью. -
Целью
речевой деятельности является достижение
понимания и взаимопонимания, что
подчеркивает приоритет коммуникативной
функции языка.
III.
Заключительный тезис.
Благодаря
этой цели язык консолидирует людей,
делает возможной их совместную
деятельность.
zevnlysonge
Вопрос по русскому языку:
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ,А ТО Я УЖЕ ГОЛОВУ СЛОМАЛА НАД НЕКОТОРЫМИ:
Найдите речевые ошибки и устраните неточность речи в следующих предложениях.
1. За бесплатный проезд штраф 10 рублей.
2. Если вы хотите сделать подарок своим близким, приходите в наш магазин: только у нас супердешевые цены на всю бытовую технику.
3. В жилищно-коммунальном хозяйстве города за последние два года произошли глобальные изменения.
4. Руководители предприятий стремятся к тому, чтобы объем инвестиций в производство стал выше.
5. Ваше предположение ни на чем не обосновано.
6. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека.
7. Данный вопрос не входит в нашу миссию.
8. У нас работают настоящие патриоты своего дела, трудоголики в самом лучшем смысле этого слова.
9. Он не только писал стихи, но и повести.
10. Погода сопутствовала хорошему отдыху.
11. Пишите свои инициалы полностью.
12. Эта проблема с каждым днем ухудшается
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 2
orelutrs698
1. Безбилетный проезд. Или проезд без билета
5. Ни чем не обосновано
9. Он писал не только стихи, но и повести
11. Пишите своё имя полностью. (Или имя, фамилию и отчество)
2. Низкие цены
6. Под лозунгом
7. Не входит в нашу компетенцию
8. Ситуация ухудшалась
xparicoviet
В первом предложении что-то с ЗА БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕЗД…
2.супердешевые цены
3 глобальные изменения
4 объем инвестиций… стал выше
5 предположение ни на чем не обосновано
6 тезисом защиты
7 вопрос не входит в миссию
8 патриоты своего дела
9 не только писал ( напрашивается продолжение текста, но и читал) стихи. (он не только стихи писал, но и повести — так правильно)
10 погода не может сопутствовать отдыху
11 инициалы пишутся сокращенно — это начальные буквы фамилии, имени, отчества
12 проблема ухудшается — состояние человека ухудшается,а проблема ухудшаться не может
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
В ряде случаев возникают трудности при написании слов с частицей «не». Попробуем разобраться, в каких случаях следует употреблять слова «не обоснованно» и «необоснованно» слитно, а когда раздельно.
Читайте в статье
- Как правильно пишется?
- Морфемный разбор слова «необоснованно»
- В каких случаях пишут «необоснованно»
- Примеры предложений
- В каких случаях пишут «не обоснованно»
- Примеры предложений
- Синонимы слова «необоснованно»
- Ошибочное написание слов «не обоснованно» и «необоснованно»
Как правильно пишется?
Значение слова «необоснованно» в русском языке: отсутствие достаточных доводов, убедительных доказательств, весомых аргументов.
Слово «необоснованно» может быть наречием, неизменяемым словом, частью предложения — обстоятельством. Слово «необоснованно» — в некоторых случаях краткое прилагательное с начальной формой «необоснованный».
«Необоснованно» пишется с двумя «н» в конце слова, частица «не» пишется слитно или раздельно в зависимости от контекста.
Морфемный разбор слова «необоснованно»
Разбор слова «необоснованно» по составу (морфемный разбор):
необоснованно
- «не», «об» — приставки;
- «основ» — корень;
- «а», «нн» — суффиксы;
- «о» — окончание (краткое прилагательное) либо суффикс (наречие).
Основа слова — «необоснованн» (краткое прилагательное) либо «необоснованно» (наречие).
В каких случаях пишут «необоснованно»
Примеры предложений
Примеры употребления слова, где частица «не» является приставкой и пишется слитно:
- Необоснованно завышенные требования к работникам могут повлечь массовые увольнения.
- Люди, необоснованно претендующие на звание целителей, способны нанести значительный ущерб здоровью больных.
- Отсутствие конкуренции необоснованно завышает стоимость продукции.
В каких случаях пишут «не обоснованно»
- присутствуют частицы — «вовсе», «отнюдь», «далеко»;
- в предложении имеется противопоставление с союзом «а»;
- наличие отрицательного местоимения или наречия с приставкой «ни».
Если в контексте содержится отрицание признака, «не» — отрицательная частица, пишущаяся раздельно.
Примеры предложений
Предложения, когда правильным будет написание слова с частицей «не» отдельно:
- Увольнение было не обосновано, а вызвано личной неприязнью к сотруднику.
- Если утверждение отнюдь не обоснованно, его нельзя считать истиной.
- Не обоснованно, а интуитивно он искал выход из создавшейся ситуации.
В данных случаях раздельное написание слова вызвано особенностями контекста и совпадает с правилами русского языка.
Синонимы слова «необоснованно»
Синоним — близкое по значению слово, при замене которым смысл предложения не теряется.
Синонимы слова «необоснованно»:
- начинающиеся с приставки «не» — несостоятельно, неоправданно, неубедительно, немотивированно, неосновательно, неаргументированно, несостоятельно;
- заканчивающиеся на окончание «о» — голословно, беспочвенно, малодоказанно;
- разговорная речь — «взятый с потолка», «притянутый за уши».
Иногда синонимом слова может быть фраза — «без всякого основания», «не будучи подкреплено убедительными аргументами», «без весомых доказательств».
Ошибочное написание слов «не обоснованно» и «необоснованно»
Согласно русскому орфографическому словарю под ред. О.Е. Ивановой и В.В. Лопатина (2004 г.), вне контекста слово пишется слитно — «необоснованно».
В ряде исключений частица «не» пишется отдельно.
Примеры ошибочного написания слова:
- «ниобоснованно» — ошибка в приставке;
- «неабоснованно», «необаснованно» — ошибки в основе слова;
- «необосновано» — пропущена буква в суффиксе.
В тексте можно встретить слово «не обосновано» — это наречие, написанное без ошибки, но имеющее суффикс «н». Оно является другим словом.
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Символов в тексте
0
Без пробелов
0
Количество слов
0
Вставьте ваш текст для проверки
Ваш текст проверяется
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
-
Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
-
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
-
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,
-
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Приложение доступно в Google Play
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Зачетный Опарыш
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА! Исправьте грамматические ошибки:
1. Серьезные нарушения вскрыты по производству лекарств и
витаминных добавок. 2. Ваше предложение ни на чем не обосновано.
3. Преступник не раскаялся за содеянное. 4. Большая работа сейчас
предстоит перед нашими правоохранительными органами. 5. Люди жалуются: стражи порядка часто грубят с задержанными гражданами. 6. Приведенные Сергеем Стахович факты в докладе свидетельствуют о больших успехах нашей медицинской науки. 7. Инспектор не раз отмечал о том, что необходимо соблюдать инструкцию. 8. Прочитав объяснительную записку, многое стало понятно в его поведении. 9. Встреча прошла с большим интересом. 10. Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел. 11. Приведенные сведения в последнем статотчете говорят о том, что проблема еще не решена. 12. Для зеленых насаждений кислотные дожди чрезвычайно вредные. 13. Поздравляю вас от всей души и лично от себя! 14. В одном из складских помещений, которое было недавно отремонтировано, возник пожар, который вовремя был
потушен и который не нанес большого ущерба. 15. Согласно приказа завкафедры, завтра состоится предзащита дипломных проектов.
Источник
1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
а) поражаться — кому? чему?
б) восхищаться — кем? чем?
в) возмущаться — кем? чем?
г) удивляться — на кого? что?
2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
а) рад — кому? чему?
б) обеспокоен — кем? чем?
в) доволен — за кого? что?
г) спокоен — за кого? за что?
3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
а) отзыв — на что?
б) вера — во что?
в) рецензия — на что?
г) уверенность — в чем?
4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
а) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
б) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
в) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
г) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.
5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
а) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
б) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
в) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
г) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.
6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
а) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
б) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
в) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
г) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
а) Девочка очень бережно относилась с книгами.
б) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
в) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
г) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.
8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?
а) препятствовать (развитие)
б) примириться (недостатки)
в) отчитаться (работа)
г) приветствовать (победители)
9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?
а) поздравить (награда)
б) уклониться (ответ)
в) разочароваться (профессия)
г) убедиться (правота)
10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?
а) родительного падежа
б) винительного падежа
в) дательного падежа
г) творительного падежа.
11. В каком случае в предложении сказуемое требует формы единственного числа?
а) Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел.. в ветвях акации.
б) В течение сотен лет на волжские просторы тянул..сь люди.
в) Студенчество города принимал.. участие в восстановлении церкви.
г) Миллионы огней и раньше и после манил.. не одного меня своей близостью.
Источник
Помогите найти ошибки в управлении
Высшее образование. Русский язык для нас
Помогите найти ошибки в управлении ⇐ Высшее образование
Сообщение _Кариночка_ » 11 янв 2010, 07:21
Пожалуйста, помогите сделать поседнее задание. Если можно, с пояснениями. Заранее спасибо
Укажите ошибки в управлении. Исправьте предложения:
1. Назовем основные показатели, за которые спорят спортсмены области.
2. Оплата за руководство производственной практикой производится по принятым расценкам.
3. Бетонщикам особенно сильно допекают подпочвенные воды.
4. Старший преподаватель Иванов был прикомандирован в одногодичную аспирантуру.
5. Нами уделяется много внимания на развитие производства.
6. В статье описывается о трудностях перестройки производства.
7. Нетрудно опровергнуть ни на чем не обоснованное обвинение.
Сообщение Мариам » 11 янв 2010, 10:37
Сообщение _Кариночка_ » 11 янв 2010, 16:25
Сообщение самый главный енот » 11 янв 2010, 19:47
Сообщение Pearl » 11 янв 2010, 21:49
Источник
Нормы русского литературного языка: учебное пособие (4 стр.)
К неточности речи часто приводят логические ошибки. К числу таких ошибок относятся, например, алогизмы (сопоставление несопоставимых понятий). Часто выявление алогизма не вызывает затруднений, просто говорящему или пишущему человеку надо внимательнее относиться к своей речи, например, легко исправить ошибку в следующем предложении:
Поведение Чацкого отличается от остальных героев пьесы. Правильно: Поведение Чацкого отличается от поведения остальных героев пьесы.
Часто неправильно сопоставляются элементы в конструкциях с перечислением: В митинге-концерте участвовали певцы, музыканты, артисты. Получается, что певцы и музыканты – не артисты. Правильно: В митинге-концерте участвовали певцы, музыканты и другие артисты.
Иногда сопоставление несопоставимого является намеренным приемом, например, в художественной литературе для создания юмористического эффекта. В одном из рассказов А.П. Чехова читаем: «Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом на дачу». В современной рекламе можно обнаружить множество примеров таких ошибок: «Магазин «Карелия». Все для отдыха и дайвинга» или: «Обслуживание свадеб и торжеств» (из объявления).
Еще одна распространенная логическая ошибка – подмена понятия: Приближения дня премьеры коллектив театра ждет с особым волнением (не приближения дня премьеры, а саму премьеру).
Недопустимо также смешение в одной фразе реального и идеального планов, конкретного и отвлечённого:
Учительница подошла к доске и попросила детей внимательно прочитать содержание таблицы. Конечно, читать надо было не содержание, а саму таблицу.
Ошибкой является и необоснованное употребление родового понятия вместо видового, что не только лишает речь точности, конкретности, выразительности, но и придает стилю канцелярскую окраску (когда говорят головной убор вместо шапка, шляпа или фуражка, зелёные насаждения вместо парк или аллея, атмосферные осадки вместо снег или дождь). На такие ошибки указывал К.И. Чуковский в своей книге о русском языке «Живой как жизнь».
Задание 1. Найдите речевые ошибки и устраните неточность речи в следующих предложениях.
1. За бесплатный проезд штраф 10 рублей.
2. Если вы хотите сделать подарок своим близким, приходите в наш магазин: только у нас супердешевые цены на всю бытовую технику.
3. В жилищно-коммунальном хозяйстве города за последние два года произошли глобальные изменения.
4. Руководители предприятий стремятся к тому, чтобы объем инвестиций в производство стал выше.
5. Ваше предположение ни на чем не обосновано.
6. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека.
7. Данный вопрос не входит в нашу миссию.
8. У нас работают настоящие патриоты своего дела, трудоголики в самом лучшем смысле этого слова.
9. Он не только писал стихи, но и повести.
10. Погода сопутствовала хорошему отдыху.
11. Пишите свои инициалы полностью.
12. Эта проблема с каждым днем ухудшается.
Полисемия (многозначность)
Слова необходимо употреблять точно, в соответствии с их значениями – этого прежде всего требуют нормы словоупотребления. Значения слов зафиксированы в словарях русского языка. В них содержатся толкования слов, даются грамматические, стилистические и другие характеристики слова. Трудность соблюдения норм словоупотребления связана с тем, что для большей части слов русского языка характерна многозначность.
Многозначность (полисемия) – это способность слова употребляться в нескольких значениях. У некоторых слов – 2–3 значения, у других – до 5-10 значений. Интересно, что в русском языке самыми многозначными словами являются глаголы. Язык постоянно пополняется новыми значениями, которые не сразу успевают фиксировать словари.
Одно из значений слова является основным, другие – производными. В словарях основное значение слова указывается первым.
Производные значения развиваются из основного под влиянием сочетания данного слова с другими, а также в результате ассоциаций по сходству и смежности (низкий забор, низкое место, низкое давление, низкие цены, низкое качество, низкий поступок, низкий поклон, низкое происхождение и т. д.).
Для того, чтобы эти значения проявились, их нужно употребить в речи. При употреблении многозначных слов очень важен контекст. Значения многозначных слов реализуются в разных контекстах и разграничиваются на основе их различной сочетаемости с другими словами.
Многозначность свидетельствует о неограниченных возможностях языка, использование многозначных слов делает нашу речь богатой.
Задание 2. Проанализируйте структуру словарной статьи в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова или «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Уточните по словарю значение следующих слов.
Идти, золотой, море, соль, жизнь.
Задание 3. В приведенных ниже шутках выделите многозначные слова и составьте с ними словосочетания или предложения, употребив слова в других значениях.
1. Отпуск не проведешь: он всегда кончается вовремя.
2. Жаль, что и близкие бывают недалекими.
3. Мыльные пузыри всегда жалуются, когда их надувают.
4. В связи с тем, что у меня обнаружен склад ума, прошу выставить охрану.
5. Не бросайтесь словами – соблюдайте технику безопасности.
6. Перья у писателя были, ему не хватало крыльев.
Задание 4. Найдите многозначные слова в следующих предложениях, проанализируйте их значения. Объясните, о чем идет речь.
1. Последний выстрел был совсем неудачным: пуля попала в молоко.
2. Водитель не заметил, что там был кирпич.
3. «Проходимцы российских дорог» (заголовок статьи о новых отечественных автомобилях).
4. «Мода загоняет нас в клетку» (заголовок одной из газетных статей).
5. «Спрей «Для нос». Эффективное средство по вашим средствам».
Задание 5. Исправьте предложения.
1. Моя семья никакого отношения к музыке не имела. Я родился в нормальной семье.
2. Поручите нам свои заботы – и мы сократим ваше время (из рекламы).
3. Дуэлянта и задиру Долохова произвели в солдаты.
4. Даже я, закоренелая москвичка, путаюсь в этих автобусных маршрутах.
5. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге сторожа.
6. На выставке представлено вооружение, которым партизаны вели борьбу с немецкими захватчиками.
Омонимия
От многозначности следует отличать омонимию. Омонимы слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение. Например: ключ (студеный ключ) и ключ (стальной ключ); лук (зеленый лук) и лук (тугой лук). В современном русском языке зафиксировано значительное количество слов-омонимов, причем с развитием языка их становится все больше и больше. Лексическая омонимия бывает полной и неполной. Собственно лексические омонимы необходимо отграничить от омоформ, омофонов и омографов.
Омофоны (фонетические омонимы) – слова, имеющие одинаковое звучание, но различное графические изображение на письме (пруд – прут; род – рот; развевать – развивать).
Омоформы (грамматические омонимы) – это совпадение отдельных форм слов (например: лечу от лететь и лечу от лечить).
Омографы (графические омонимы) отличаются друг от друга ударением (замок – замок, орган – орган, характерный – характерный и т. д.).
Задание 6. Составьте с каждым словом по два предложения, употребляя слова в разных значениях.
Свет, среда, брак, нота, мир, пар, наряд, прослушать, просмотреть, почитать, отобрать, махнуть, вязать, занять, отстоять.
Задание 7. Укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях. Устраните неясность.
1. В верхнем ящике стола лежали марки.
2. В 25 лет он остепенился.
3. Сегодня футболисты покинули поле стадиона без голов.
4. Николай тебя не узнает.
5. Эту особенность поведения модели просмотрели.
6. По выходным я вожу детей в парк.
7. После повторного анализа были получены отличные результаты.
Паронимы
Паронимами называются близкие, но не тождественные по звучанию однокорневые слова с ударением на одном и том же слоге, относимые к одной грамматической категории, к одной части речи, к одному числу, роду (или виду, если это глаголы и их формы) и обозначающие разные понятия (например, факт – фактор, осудить – обсудить, конструкторский – конструктивный).
Сходность в звучании приводит к смешению паронимов в речи, в результате чего возникают:
• искажение смысла (Беседа прошла в обстановке откровения и дружбы; Книга – источник познания);
• нарушение лексической сочетаемости (красивая и практическая обувь);
• ложные ассоциации (апробировать – опробовать; статус – статут).
Лингвисты различают три разновидности лексических паронимов: полные, неполные и частичные.
Источник
Ваше предложение ни на чем не обосновано какая ошибка
Упражнение 332. Проанализируйте употребление оборотов с предлогами кроме, помимо, наряду, вместо и др. Объясните характер ошибок и устраните их в следующих предложениях.
1. В медпункте будут проводиться противогриппозные уколы, кроме освобожденных врачом. 2. Помимо большого экономического эффекта работы выполнены с высоким качеством. 3. Вместо отчета о работе Иванов организовал пикник. 4. Наряду со всеми положительными качествами Петров был еще и прекрасный спортсмен. 5. Подобно многим другим его произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет. 6. Вместе со всеми школами по общей программе проводятся экзамены в школах рабочей молодежи. 7. В периоды кризиса наряду с безработицей и резким снижением заработной платы занятых в производстве рабочих сокращаются и урезываются пособия по безработице и по болезни. 8. Кроме материальных потерь, гроссмейстер находился еще в сильном цейтноте.
Упражнение 333. Укажите смысловые и стилистические различия приведенных словосочетаний, придумайте с ними предложения.
Упражнение 334. Оцените употребление предлогов и беспредложных конструкций, в случае необходимости исправьте ошибки на управление, отредактируйте предложения.
1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Редакция получила много откликов по этому произведению. 3. Статья написана по той же теме. 4. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 5. Началась подготовка по проведению выборов. 6. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 7. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 8. Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне. 9. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. 10. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 11. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 12. Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе. 13. Изобретатель удостоен высокой награды. 14. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 15. Ответ по заявлению жалобщика был получен им немедленно. 16. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 17. Что, кроме осуждения, заслуживает подобное бюрократическое отношение? 18. В отделе критики и библиографии «толстых» журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы. 19. Исключительно важное значение имеет обладание воспитателями высоких моральных качеств, большой чуткости. 20. Большую роль приобретает выработка правильных взаимоотношений воспитателей к воспитанникам.
Упражнение 335. Проанализируйте выбор падежной формы дополнения при глаголах с отрицанием.
1. Жалею, что ты вместе со мною не видел великолепную цепь гор (П.). 2. Так как ваш рассказ вы не прислали мне, судить о достоинствах или недостатках его я, разумеется, не могу (М. Г.). 3. Никогда я ваши морозы не любил. 4. Он не оставит Петрушу своими милостями (П.). 5. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь. 6. Обед она вам не сварила… Это верно (И. Павл.). 7. А море я и не люблю (Софр.). 8. Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда (Остр.). 9. Она не признает эту интриганку своей дочерью. 10. Женя шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть на небо, чтобы не видеть падающих звезд, которые почему-то пугали ее (Ч.). 11. До вас никто еще этого браслета не надевал (Купр.). 12. Мы не имеем права недооценивать опасности терактов (из газ.). 13. Весь день было неприятное чувство, будто он что-то недосказал, что-то недоделал (Добр.). 14. Она не могла слышать его грустного голоса, не могла видеть его тоски и страданий. 15. Басни Крылова дойдут до потомства и никогда не потеряют в нем своей силы и свежести.
Упражнение 336. Проанализируйте выбор управляемых форм с предлогом и без предлога, укажите ошибки на управление и исправьте их.
7.7. Стилистические особенности предложений с однородными членами
Упражнение 337. Охарактеризуйте стилистические функции однородных членов предложения в приведенных отрывках из художественных и публицистических произведений.
Источник