Рус. яз. Исправить лексические ошибки
2) У нас сложились неблагоприятные отношения с главком.
3) На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование.
4) Ваши замечания я прослушал
8)После соревнование авторитарному жюри предстоит назвать победителя
У нас сложились неблагоприятные отношения с руководством главка. Предприятием использовалось более современное оборудование. Мною были выслушаны ваши замечания. По итогам соревнования, авторитарное жюри назовет победителя.
2) У нас сложились нехорошие отношения с главком.
3) На предприятии использовалось более лучшее оборудование.
4) Ваши замечания я не слышал
8)После соревнования авторитарному жюри предстоит выбрать победителя
У нас сложились негативные отношения с главком.
На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование.
Ваши замечания я выслушал.
После соревнования авторитетному жюри предстоит назвать победителя.
4) выслушал
авторитетному
У нас сложились неважные отношения с главком.
на предприятии использовалось более современное оборудование.
Ваши замечания я выслушал, принял к сведению.
после соревнования авторитетное жюри назовёт победителя или определит победителя.
Как можно понять данные предложения? Почему возможно двойное толкование слов в этом тексте? Что нужно сделать, чтобы текст стал однозначным?
План урока в Zoom.
Последующий материал используем для работы
Лексическая система русского языка. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
1. Слово представляет собой важнейшую единицу языка. Слово является предметом изучения всех разделов русского языка, но рассматривается с разных позиций.
2. Лексика рассматривает слово с точки зрения его смысла.
3. Определим значение (смысл) следующих слов:
Невежда – малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-нибудь области.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Зарубежный – находящийся за рубежом, заграничный.
Иностранный – относящийся к другой стране.
Преемник– продолжатель, тот, кто занял чье-нибудь место, должность
Приемник – аппарат для приема сигналов, звуков при помощи электромагнитных, световых и иных волн.
Саван – широкое одеяние, покров из белой ткани для покойников.
Убор – Одежда, наряд
Вывод: таким образом, только знание лексического значения слова способствует осуществлению его выбора в определенном контексте.
Определим, в чем речевые ошибки.
А) Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
Б) Как проехать на вокзал? – Вы проехали давно.
Я спросил в трамвае. Возвращаться нужно.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
— В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вывод: чтобы избежать речевых ошибок, чтобы речь была доступна и понятна окружающим, необходимо говорить точно и правильно.
1. Он учился в музыкальной консерватории.
2. Налицо незаконное разбазаривание государственного имущества.
3. Перед своей смертью он долго болел.
4. Состоялся обмен имеющимся опытом.
5. Они окончательно закончили работу.
6. .Какое значение (прямое или переносное) имеет выделенное слово:
Холодный прием (равнодушный, неласковый), холоднаяголова (умеющая здраво рассуждать), холодныйсуп (остывший), на черный день (плохой, неудачный), черные мысли (дурные, нехорошие), черные чернила (цвет), потерять голову (потерять контроль), потерять дар речи (не знать, что говорить), потерять деньги (где-то оставить).
Как соотносятся между собой прямое, переносное значения с однозначностью и многозначностью слов?
Найти «лишний» вариант. Мотивировать свой ответ:
А) Одет со вкусом (стильно, к лицу), приятный на вкус, вкус лимона.
Б) Сила воли, воля к победе, дать волю (свободу).
В) Вывести на парад, вывести ребенка из класса, вывести цыплят (произвести на свет).
Г) Залиться краской стыда (покраснеть), залиться соловьем, залиться смехом.
Как можно понять данные предложения? Почему возможно двойное толкование слов в этом тексте? Что нужно сделать, чтобы текст стал однозначным?
1. Тренер: «У нас хромают защитники».(Плохо подготовлены защитники)
2. Врач: «Наш долг не отмахиваться от больного, а довести его до конца». (Лечить до полного выздоровления)
3. Докладчик: «Ваши замечания я прослушал» (выслушал)
4. Учитель: «Мы наметили посетить городской музей и вынести из него самое лучшее, самое ценное».
5. На костре – лучшие люди нашего села.
Лексическое значение определяется не только предметной отнесенностью слова, но и теми связями, которые существуют между словами. Рассмотрим их. Слайд 11.
Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского язык
1. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов.
Столько нервов приходится тратить, читая письма ветеранов.
Какое это нервное занятие — читать письма ветеранов.
2. Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик.
Заказанный металл не поступил на завод.
Вышеуказанный (вышеозначенный) металл не поступил на завод-заказчик.
3. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи.
К моменту обмена квартиры в ней все еще были прописаны жена с дочерью и находились личные вещи.
4. Горе не сломило эту женщину, ее любви к работе, ее мужества.
Горе не сломило эту женщину, не лишило её мужества и даже не сказалось на её любви к работе.
5. Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом.
Есть люди, которые, сделав много хорошего и полезного, скромно молчат об этом.
6. Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам.
Учитель должен давать советы и делать замечания своим ученикам.
7. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу.
Ударил мороз и сильно прихватил кукурузу.
С первыми заморозками сильно прихватило кукурузу.
8. С заданием мы справились уверенно.
С заданием мы справились легко.
9. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры.
Спонсоры подарили школьной библиотеке книги, а детям настольные игры
10. Наставник от всей души отругал меня за поломку фрезы.
Наставник в сердцах отругал меня за сломанную фрезу.
Наставник гневно выругал меня за поломку фрезы.
11. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез исповедовать мнение этого чудака.
Не думаю, что найдутся люди, которые всерьез разделят мнение этого чудака.
12. Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он думает: кто же первый, если не я?
Когда пилот садится в кабину нового самолета, он думает: кто, если не я, впервые поднимет его в воздух? (поднимет первым его в воздух)
13. Но сержанту не суждено было довести следствие до конца. Вечером 28 июля судно «Мстислав Келдыш» скоропостижно покинуло место происшествия, оставив на волнах траурный венок.
Но сержанту не суждено было довести следствие до конца. Вечером 28 июля судно «Мстислав Келдыш» спешно покинуло место происшествия, оставив после себя только колышущийся на волнах траурный венок.
14. Прошу Вашего разрешения выписать мне половину полтонны угля.
Прошу Вас (вашего разрешения) выписать мне четверть тонны угля.
источники:
http://poisk-ru.ru/s3477t23.html
http://proza.ru/2013/11/11/1309
Речевая недостаточность.
Случайный
пропуск слова,
или речевая
недостаточность,
— результат небрежности говорящего.
Подобные ошибки часто возникают в устной
речи, когда говорящий торопится и не
следит за правильностью выражения
мысли. Такими ошибками наносится урон
и смысловой стороне речи: в предложении
нарушаются грамматические и логические
связи, затемняется смысл.
Например:
объявления у кассы цирка: «Дети до пяти
лет проходят в цирк на руках»; на двери
рентгеновского кабинета: «Делаем только
срочные переломы». Не сразу и догадаешься,
что детей родители должны держать на
руках, а рентгенологи будут делать лишь
срочные снимки переломов.
В результате
пропуска слова могу возникнуть:
-
алогизм
– сопоставление несопоставимых понятий:
«Сравните показатели первой таблицы
с таблицей седьмой» (сравнивать можно
показатели с показателями, таблицы с
таблицами); -
подмена понятия
– «На выставке среди экспонатов был и
филателист из Омска» (экспонировался
ведь не сам собиратель марок, а его
альбом)
Речевую недостаточность
нужно отличать от эллипса
– стилистической фигуры, основанной
на пропуске слова для создания особой
выразительности. Наиболее распространены
конструкции без глагола-сказуемого,
передающие динамические движения: «Я
за свечку, свечка – в печку! Я за книжку
– та бежать». При эллипсе нет нужды
восстанавливать пропущенные слова,
т.к. смысл предложения понятен без них
и введение уточняющих слов лишит его
выразительности.
Задание:
Исправьте предложения:
-
Больные, не
посетившие поликлинику в течении трёх
лет, выкладываются в архив. -
Студенты, не
сдавшие экзамен по истории, повешены
на первом этаже. -
В кабинете
литературы висят великие писатели. -
Страховая компания
приглашает вас каждый четверг для
получения травмы и каждую среду –
пожара. -
Павел Власов купил
гармошку и стал ходить с накрахмаленной
грудью.
Полисемия.
Термин полисемия
переводится на русский язык как
«многозначность» (греч. поли – много,
сема – знак). Полисемия слова означает,
что оно может употребляться в разных
значениях. Например:
в ироническом замечании в «Золотом
телёнке» о жене Остапа Бендера слово
«молодая» употребляется в двух значениях
– «только что вступившая в брак» и
«юная, не достигшая зрелого возраста»
(молодая
сияла как начищенный к свадьбе самовар).
Разные значения
слов приводятся в толковых словарях:
первым указывается основное (прямое,
первичное, главное), а потом – производные
от него (неосновные, переносные,
вторичные).
Слово, взятое
изолированно, всегда воспринимается в
своём основном значении, в котором чаще
всего и употребляется в речи. Производные
же значения выявляются только в
словосочетаниях. Например:
идти
– первое значение, что приходит на ум
– «передвигаться, ступая ногами», «Идти
по улице». Но у этого слова есть и другие
значения. Приведём несколько иллюстраций:
-
Находиться в пути,
будучи посланным. Письмо
ваше получил. Оно шло 25 дней. -
Протекать, проходить
(о времени, возрасте). Часы
идут, за ними дни проходят. -
Иметь направление.
Тропинка
шла под гору. -
Распространяться
(о слухах). И
про тебя идут дурные толки. -
Исходить, вытекать.
Дым идёт из трубы дома. -
Об атмосферных
осадках. Дождь
идёт. -
Совершаться.
Как у вас торговля идёт? -
Быть к лицу.
Вам идёт красный цвет. -
Проявлять
готовность. Готов
пойти на что угодно.
Можно построить
фразу так, что слово будет восприниматься
сразу в прямом и переносном значении:
«Труднее всего провести время» (Эмиль
Кроткий).
Полисемия может
служить причиной непонимания собеседниками
друг друга, если они понимают слово в
разных его значениях. Например:
учитель спрашивает ученика – «Кем
работает твоя мама?» и получает ответ
– «Старшим научным сотрудником». Но
учителю захотелось уточнить: «В какой
области?» и ученик ответил: «В московской».
Задание:
-
Укажите многозначные
слова и их значения, на которых основаны
шутки в следующих примерах.
-
Мыльные пузыри
всегда жалуются, что их надувают. -
Нулей, которые
знают своё место, — считанные единицы. -
Перья у писателя
были, ему не хватало крыльев.
-
Исправьте речевые
ошибки в приведённых ниже предложениях.
-
Значение образа
Татьяны велико: Пушкин первым оценил
полноту русской женщины. -
Греки своими
острыми носами пробивали корабли
персов. -
Ваши замечания я
прослушал. -
Наши ребята
привыкли всё хорошее брать друг у друга. -
Долг врача не
отмахиваться от больного, а довести
его до конца.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Главная
Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов студентов.
-
- 0
-
?
Карина Буйгунсова
Вопрос задан 25 июля 2019 в
5 — 9 классы,
Русский язык.
-
Комментариев (0)
1 Ответ (-а, -ов)
- По голосам
- По дате
-
- 0
-
1. кладу; положи; положу;
2. складываю;
3. эскалаторе;
4. кенгуру;
5. клади;
6. щеколдой (?);
7. ростом;
8. туристический;
9. занят.
Фёдор Попрыгаев
Отвечено 25 июля 2019
-
Комментариев (0)
Ваш ответ
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
7
Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов студентов.
1 ответ:
0
0
1. кладу; положи; положу;
2. складываю;
3. эскалаторе;
4. кенгуру;
5. клади;
6. щеколдой (?);
7. ростом;
8. туристический;
9. занят.
Читайте также
Ежедневно, наперебой, наперерез, смирно, добровольно, безграмотно,редко, иногда , хмуро
Н. ф. газета- женский род.
Ж.р,м.р,ср.р.(род)
ед.ч,мн.ч.(число)
Обсудил тему, подчеркнул слово,объяснил ситуацию, определил значение,продумала план, рекламировал чушь,изложить план,
1.Берг продолжал рассказывать о том, как в полку все любят его. — соединены союзом КАК, значит, придаточное изъяснительное.
<span>2.С непривычки он скучал в деревне сильно и часто не мог придумать, куда и на что употребить длинный вечер.— соединены союзом КОГДА, значит, придаточное изъяснительное. </span>
<span>3.Остановить сказку, (когда?) когда она появляется на свет, почти невозможно. — Придаточное времени.</span>
Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов студентов.
Darcccins
4 года назад
Светило науки — 7 ответов — 27 раз оказано помощи
1. кладу; положи; положу;
2. складываю;
3. эскалаторе;
4. кенгуру;
5. клади;
6. щеколдой (?);
7. ростом;
8. туристический;
9. занят.
(3 оценки)
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. 1) (В)следстви.. по этому …
здравствуйте помогите пожалуйста составить 3 плана (в каждом по три пункта)для сочинения описания, рассуждения и повествования учебник 5 класс …
2класс,руский язык упражнение40,стр20
Обособленные обстоятельства. Задание 161) Выпиши номер предложения, в котором встречается обособленное обстоятельство (число без точки в конце) …
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста, а также позицию автора(избегайте чрезмерного цитирования). Напишите, согласны или н …
Упражнения
к самостоятельной работе по теме «Типичные ошибки, связанные с нарушением
лексической сочетаемости»
Упражнение
1. Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных
сочинений.
1.
Мы приехали в Волгоград 9 мая на экскурсию. Нас сразу же повели к памятнику
«Победа». Наше внимание особенно привлек обелиск, который называется «Стоять
насмерть». Этот обелиск — фигура солдата, сжимающего в руке автомат.
2.
В Самаре на одной из улиц находится двухэтажный дом с мансардой. На фронтоне
этого двухэтажного здания висит мемориальная доска, На доске сделана надпись:
«Здесь жил великий пролетарский писатель A.M.
Горький в 1895 г.».
3.
Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие спелеологической науки.
Упражнение
2. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
1.
На девочке было (одето, надето) осеннее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не
отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 4. (Лесные, лесистые) озера
очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной)
литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет. 8. В нашей школе больше нет
(непоправимых, неисправимых) двоечников. 9. На первое – (черепаший, черепаховый)
суп.
Упражнение
3. Устраните лексические ошибки
1.Сегодня
мы всем классом ходили в Эрмитаж. – Ну, и что ты вынес оттуда?
2.Эти
расчеты по установке генератора мы просмотрели.
3.Тренер:
«У нас хромают защитники».
4.Докладчик:
«Ваши замечания я прослушал».
5.Культорганизатор:
«Отдыхающие, идемте вешаться».
Упражнение
4. Перепишите пример. Подчеркните слова, которые лексически не сочетаются. Исправьте
ошибки.
1.
В техникуме большое значение уделяют физкультуре и спорту. 2. Из глаз Сони
беззвучно текли слезы. 3. После гибели Ленского Ольга женится на гусаре. 4.
Большую роль имеет физическая подготовка будущих воинов.
Домашняя
работа. 1)Спишите предложения, подчеркните
лексические ошибки. Напишите предложение правильно.
1.
Гимнастка одержала первенство на
областных соревнованиях.
2.
Парад планет — необычный природный феномен.
3.
Не нужно из этого факта строить проблему.
4.
Во время обеда подняли тост ха хозяина.
5.
Заглавный герой романа
«12 стульев» никогда не терял чувство юмора.
6.
На экскурсии мы купили памятные сувениры.
7.
Объявление в рентгеновском кабинете «Делаем только срочные переломы».
8.
Артист одел сценический костюм.
2)
Создайте рисунок, содержащий оксюморон.
Задания для практического занятия
Задания для практического занятия
Задание 1. Какой фразеологизм имеет значение:
1)«Приходить в состояние смятения, растерянности, лишаться самообладания»:
а. Курить фимиам;
б. Петь дифирамбы;
в. Терять голову;
г. Биться как рыба об лед.
2) «Наиболее уязвимое место»:
а. Авгиевы конюшни;
б. Вавилонское столпотворение;
в. Ахиллесова пята;
г. Филькина грамота.
Задание 2. Лексические нормы. Как правильно сказать? Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов обучающихся.
1) Я ложу книгу на место. Он ложит папку на стол. «Положь трубку»… Покладу на место.
2) Слаживаю числа.
3) Кенгеру – австрийское животное.
4) Он щелкнул щиколоткой калитки.
5) Дочь за три года возрастом догнала мать.
6) Прежде разработает туристский маршрут.
7) Мне некогда заниматься с младшим братом, я сегодня занятый.
Задание 3. Найдите и исправьте языковую неточность.
1. Она страшно красивая.
2. Он ужасно хорошо выступил.
3. Миша не пойдет в школу, у него температура.
4. Спортсмен сегодня в форме.
5. Танцуют в темпе.
Задание 4. Отредактируйте предложения, устраните речевые ошибки.
1.Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 2. Артист завоевал признательность зрителей. 3. Это свойство свойственно всем писателям. 4. О моей автобиографии я уже рассказывал. 5. Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый. 6. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика. 7. В этом движении важную скрипку играют христианские демократы. 8. Получить фиаско может каждый спортсмен. 9. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр. 10. Вышеупомянутые ученики не пришли в школу. 11. Поэт стоял у источников новой поэзии. 12. Речи Трофимова, как и другим персонажам, свойствен лиризм.
Задание 5. Запишите по 2-3 примера к каждой лексической группе (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, арготизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы).
Задание 6. Составьте устное связное высказывание о своей профессии, употребляя профессионализмы.
До встречи на занятиях.
Упражнения
к самостоятельной работе по теме «Типичные ошибки, связанные с нарушением
лексической сочетаемости»
Упражнение
1.
Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений.
1.
Мы приехали в Волгоград 9 мая на экскурсию. Нас сразу же повели к памятнику
«Победа». Наше внимание особенно привлек обелиск, который называется «Стоять
насмерть». Этот обелиск — фигура солдата, сжимающего в руке автомат.
2.
В Самаре на одной из улиц находится двухэтажный дом с мансардой. На фронтоне
этого двухэтажного здания висит мемориальная доска, На доске сделана надпись:
«Здесь жил великий пролетарский писатель A.M.
Горький в 1895 г.».
3.
Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие спелеологической науки.
Упражнение
2. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
1.
На девочке было (одето, надето) осеннее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не
отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 4. (Лесные, лесистые) озера
очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной)
литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет. 8. В нашей школе больше нет
(непоправимых, неисправимых) двоечников. 9. На первое – (черепаший,
черепаховый) суп.
Упражнение
3. Устраните лексические ошибки
1.Сегодня
мы всем классом ходили в Эрмитаж. – Ну, и что ты вынес оттуда?
2.Эти
расчеты по установке генератора мы просмотрели.
3.Тренер:
«У нас хромают защитники».
4.Докладчик:
«Ваши замечания я прослушал».
5.Культорганизатор:
«Отдыхающие, идемте вешаться».
Упражнение
4. Перепишите пример. Подчеркните слова, которые лексически не сочетаются. Исправьте
ошибки.
1.
В техникуме большое значение уделяют физкультуре и спорту. 2. Из глаз Сони
беззвучно текли слезы. 3. После гибели Ленского Ольга женится на гусаре. 4.
Большую роль имеет физическая подготовка будущих воинов.
Домашняя
работа. 1)Спишите предложения, подчеркните
лексические ошибки. Напишите предложение правильно.
1.
Гимнастка одержала
первенство на областных соревнованиях.
2.
Парад планет — необычный природный феномен.
3.
Не нужно из этого факта строить проблему.
4.
Во время обеда подняли тост ха хозяина.
5.
Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не
терял чувство юмора.
6.
На экскурсии мы купили памятные сувениры.
7.
Объявление в рентгеновском кабинете «Делаем только срочные переломы».
8.
Артист одел сценический костюм.
2)
Создайте рисунок, содержащий оксюморон.