Имя файла: | 1343.Экз.01;ЭЭ.01;2 |
Размер: | 143 Kb |
Дата публикации: | 2015-03-09 03:37:54 |
Описание: | |
Культура речи и деловое общение — Электронный экзамен
Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов): Верно ли расставлены знаки препинания? |
|
Для отправки этого файла Вы должны ввести код указаный на картинке справа в поле под этой картинкой —> | |
ВНИМАНИЕ: | |
|
|
Введите e-mail для отправки файла: | |
Русский язык и культура речи (СПО)
Верны ли утверждения? А) Использование парантезы является грубой грамматической ошибкой. В) Парантеза – самостоятельное, интонационно и графически выделенное высказывание, вставленное в основной текст и имеющее значение добавочного сообщения, разъяснения или авторской оценки.
Русский язык и культура речи (СПО)
_____________ разновидность русского литературного языка представлена произведениями, предназначенными для печати, обработанными в соответствии с требованиями письменной нормы.
Русский язык и культура речи (СПО)
Установите связь между термином и определением:
жанр канцелярского подстиля, который функционирует в административно-управленческой сфере, а также и научно-технической
один из книжных стилей русского литературного языка, который обслуживает сферу правовой и административной деятельности, общение в государственных учреждениях, в суде, при деловых и дипломатических переговорах
слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо одной профессией
Русский язык и культура речи (СПО)
Ошибки и уловки спорщиков, относящиеся к аргументам:
от сказанного с условием – к сказанному безусловно
предвосхищение вывода — нечаянное или намеренное опережение событий
ложность оснований – ошибка в аргументах – неверные факты, ненадежные, ошибочные данные
истинность тезиса доказывается аргументами, а истинность аргументов – тезисом
ошибка (уловка), которую называют “не следует”, состоит в том, что создают только видимость логической связи между аргументами и тезисом
Русский язык и культура речи (СПО)
Нормы литературного языка кодифицируются, т. е. сводятся в специальные книги — __________, грамматики, различного рода справочники по культуре речи.
Русский язык и культура речи (СПО)
Установите связь между термином и определением:
совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением морфем, слов, предложений
предполагают существование вариантов произношения, грамматических и синтаксических единиц; они рекомендуют отдавать предпочтение тому или иному варианту в зависимости от ситуации общения
строго обязательные нормы, их нарушение трактуется как слабое владение русским языком
Русский язык и культура речи (СПО)
В русской лексике М.В. Ломоносов выделил три группы: 1) «речения словенороссийские, то есть употребительные в обоих наречиях»; 2) слова собственно _________; 3) «презренные слова, которые ни в одном штиле употреблять непристойно».
Русский язык и культура речи (СПО)
К стилистическим средствам языка относятся:
тропы – эпитет, метафора, метонимия, гипербола, синекдоха
эмоционально-экспрессивные слова и фразеологические единицы
суффиксы субъективной оценки
стилистически маркированные слова и фразеологизмы
синтаксические фигуры, основанные на параллелизме конструкций, инверсии, эллипсисе, парцелляции
Русский язык и культура речи (СПО)
Всякая реальная эмоция обычно включает в себя единство аффективного и интеллектуального, переживания и познания, так же как она включает в себя в той или иной мере и «волевые» моменты влечения, стремления, поскольку вообще в ней в той или иной мере выражается весь человек
Был август, почти середина влажного сезона, когда река так полноводна и широка, что трудно различить, где кончается русло и начинается берег с покрытыми водой рисовыми полями
Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается органом записи актов гражданского состояния на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении
Русский язык и культура речи (СПО)
По целям анализа и основному подходу к лингвистическому материалу _____________ противопоставлена описательным разделам языкознания – фонетике, грамматике, лексикологии, и соотносительна с культурой речи, риторикой, теорией литературного языка.
Русский язык и культура речи (СПО)
______________ стиль используется в общественно-политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио- и телепередачах, документальном кино, некоторых видах ораторской речи (например, в политическом красноречии).
Русский язык и культура речи (СПО)
Верны ли утверждения? А) Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской. В) В публицистике употребляется только высокая книжная лексика.
Русский язык и культура речи (СПО)
Установите связь между термином и определением:
установления единых норм и требований
Стилистика художественной речи
изучает вопросы, связанные с приобретением языковыми единицами в контексте цельного художественного произведения эстетической значимости
приведения к единообразию оформления текста
Русский язык и культура речи (СПО)
Центральным принципом речевого поведения в деловом общении является принцип кооперации, реализующийся согласно теории Г. П. Грайса в максимах:
релевантности высказывания
Русский язык и культура речи (СПО)
Четверо детей в тяжелом состоянии были помещены в отделение реанимации и интенсивной терапии, пятеро детей в состоянии средней тяжести — в детское отделение
Благодарим за Ваше письмо от 20.11.99 г. и сообщаем, что мы принимаем все условия Вашего предложения, кроме сроков исполнения
Большая часть городища-святилища находилась под открытым небом, очень часто на них находились расположенные по кругу постройки, предназначенные, по всей вероятности, для ритуальных пиров, для потребления жертвенной пищи – «требища»
Русский язык и культура речи (СПО)
Есть литературные языки с максимально разнообразным составом функций и сфер применения: от обиходно-бытового устного общения до ____________ и межгосударственного общения, например русский, английский, испанский, французский, немецкий.
Русский язык и культура речи (СПО)
Научный стиль известен не только в большом количестве жанровых воплощений, но и в различных подстилях, среди которых обычно выделяют собственно научный, или _____________, научно-учебный, научно-технический, научно-популярный.
Русский язык и культура речи (СПО)
Самые распространенные у спорщиков ошибки и уловки, относящиеся к демонстрации:
от сказанного с условием – к сказанному безусловно
предвосхищение вывода — нечаянное или намеренное опережение событий
истинность тезиса доказывается аргументами, а истинность аргументов – тезисом
ошибка (уловка), которую называют “не следует”, состоит в том, что создают только видимость логической связи между аргументами и тезисом
Русский язык и культура речи (СПО)
Установите связь между термином и определением:
представляет собой неоднородную по составу и размытую в своих границах сферу, в которой взаимодействует нелитературная речь необразованных людей, лишь частично владеющих нормами русского литературного языка, а также территориальные и социальные диалекты (жаргоны)
местные разновидности русского языка; ими пользуется население этих мест в сфере повседневного общения
нелитературная разновидность русского языка, которую используют различные социальные группы людей; они отличаются в большинстве случаев специальной лексикой
Русский язык и культура речи (СПО)
Для современной газетной публицистики характерно совмещение высокой книжной лексики (свершение, чаяние, самопожертвование, претворять, созидать, отчизна) с ___________, сниженной (шумиха, показуха, кайф, разборка, мочить).
Русский язык и культура речи (СПО)
Верны ли утверждения? А) Речевой штамп –намек на известные исторические обстоятельства и текста. В) Антифразис имеет две разновидности: иронию — завышение оценки с целью ее понижения и мейозис – занижение оценки с целью ее повышения.
Русский язык и культура речи (СПО)
В публицистике употребляются как стандартные, клишированные средства языка, так и ______________, выразительные, эмоционально воздействующие на аудиторию средства языка.
Русский язык и культура речи (СПО)
К речевым стилистическим средствам следует отнести:
синтаксические фигуры, основанные на параллелизме конструкций, инверсии, эллипсисе, парцелляции
стилистически маркированные слова и фразеологизмы
тропы – эпитет, метафора, метонимия, гипербола, синекдоха
фонетические средства, основанные на созвучии, различных типах интонации
эмоционально-экспрессивные слова и фразеологические единицы
Русский язык и культура речи (СПО)
_______________ представляет собой неоднородную по составу и размытую в своих границах сферу, в которой взаимодействует нелитературная речь необразованных людей, лишь частично владеющих нормами русского литературного языка
Язык художественной литературы
Русский язык и культура речи (СПО)
Верны ли утверждения? А) Художественный текст не имеет определенного лексического набора и грамматического инструментария, которые отличают, обычно, одну разновидность от другой. В) Основной формой реализации разговорного стиля является устная речь, хотя он может проявляться и в письменной форме (неофициальные письма, записки, дневники, реплики персонажей в пьесах).
Русский язык и культура речи (СПО)
Высокий уровень стандартизации речи делает официально-деловой стиль в сознании говорящих образцом стандартности речи, поэтому именно этот стиль является основным источником распространения в устной разговорной и письменной речи неоправданного употребления речевых ____________.
Верны ли утверждения?
А) Метафоризация представляет собой использование слов в переносных значениях в целях создания яркого образа, выражения оценки, эмоционального отношения к предмету речи; она призвана оказать воздействие на адресата речи
В) Наиболее часто метафоризация слов наблюдается в официально-деловом стиле
(*ответ*) А — да, В — нет
А — нет, В — нет
А — нет, В — да
А — да, В — да
Верны ли утверждения?
А) Монолог — это обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины
В) По целям общения различаются: а) информативный разговор; б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо); в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения)
(*ответ*) А — нет, В — да
А — нет, В — нет
А — да, В — да
А — да, В — нет
Верны ли утверждения?
А) Особую трудность для правильного употребления представляют собой паронимы — слова близкие по звучанию, но различные по значению
В) Паронимы – это слова с противоположным значением
(*ответ*) А — да, В — нет
А — нет, В — нет
А — нет, В — да
А — да, В — да
Верны ли утверждения?
А) Присущая художественной речи динамика, в отличие от статики научной и официально-деловой речи, проявляется в высокой частотности употребления глаголов
В) Академический подстиль научного стиля составляет его ядро, ту основу, вокруг которой группируются другие подстили, в частности научно-технический и научно-учебный
(*ответ*) А — да, В — да
А — да, В — нет
А — нет, В — да
А — нет, В — нет
Верны ли утверждения?
А) Самыми яркими штампами являются фразеологические единицы и метафоры
В) Штампы не следует смешивать с клише – положительными конструктивными единицами, которые представляют собой не претендующие на образность и экспрессивность обороты, служащие для экономии мыслительных усилий
(*ответ*) А — нет, В — да
А — нет, В — нет
А — да, В — да
А — да, В — нет
Верны ли утверждения?
А) Характерным признаком языка публицистики является использование синонимов в целях избежания повтора, усиления эмоциональности высказывания или же уточнения наименования явления
В) Использование синонимов недопустимо в письменной речи
(*ответ*) А — да, В — нет
А — нет, В — нет
А — нет, В — да
А — да, В — да
Данная пара слов является паронимической?
А) Демократический — демократичный
В) Свобода — порядок
(*ответ*) А — да, В — нет
А — нет, В — нет
А — нет, В — да
А — да, В — да
Данная пара слов является паронимической?
А) Криминальный — криминогенный
В) Общество — государство
(*ответ*) А — да, В — нет
А — нет, В — нет
А — нет, В — да
А — да, В — да
Определение термина
Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.
Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.
Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.
Классификация и разновидности
Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».
Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:
- Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
- Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».
Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.
В словообразовании и морфологии
Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.
Разновидность | Пример | Правильный вариант |
Словообразовательные | ||
Использование несуществующей модели образования слов | Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество | Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество. |
Замена одной из морфем в слове | Отвесить | Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить». |
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) | Канительство, рецензист, эмпиричественный | Канитель, рецензент, эмпирический |
Морфологические | ||
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного | Много собаков | Много собак |
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным | Я умоляла ветерка перестать | Я умоляла ветерок перестать |
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. | Работать заставили два кота | Работать заставили двух котов |
Изменение рода при склонении | Булочка с повидлой | Булочка с повидло |
Склонение несклоняемых имен | Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов | Играть на пианино, пить кофе, много фламинго. |
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот | Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. | Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли. |
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного | Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. | Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный. |
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения | Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше | Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее. |
Нарушение правил образования глагольных форм | Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. | Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей. |
Неверное образования числительных, особенно сложных | Он шел с триста рублями в кошельке | Он шел с тремястами рублями |
Ошибки в образовании причастий и деепричастий | Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. | Ехав в машине; озираясь по сторонам. |
Ошибочное образование форм местоимений | Ихний, еенный, ейный | Их, ее. |
Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.
Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.
Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:
- Найти правильный вариант.
- Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
- Соотнести пример ошибки и ее тип.
Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.
Нарушение синтаксических норм
Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.
Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).
Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:
- Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
- Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
- Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
- Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
- Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
- Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).
В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:
- Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
- Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
- Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
- Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).
Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».
Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.
Оглавление
- 1 Классификация грамматических ошибок
- 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
- 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
- 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
- 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
- 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
- 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
- 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
- 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
- 1.9 Стилистические ошибки
Классификация грамматических ошибок
Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
Вид ошибки | Пример | |
а) | В употреблении рода и числа существительных. | Он ударился о край бордюры. Начались подготовки к выпускным экзаменам. |
б) | В образовании форм прилагательных. | Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. |
в) | В употреблении формы местоимения. | В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. |
г) | В употреблении форм числительных. | На обоих сторонах листа был напечатан текст. |
д) | В употреблении форм глаголов. | Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. |
е) | В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. | С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. |
ж) | В употреблении деепричастий. | На деревьях сидели птички, весело поя песни. |
Ошибки в употреблении предлогов
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за |
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга. |
б) | Отсутствие предлога. | Нельзя не приклоняться его героизмом. |
в) | Наличие ненужного предлога. | Автор описывает о событиях послевоенного времени. |
Вид ошибки | Пример | |
а) | Падежная форма управляемого существительного. | Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. |
б) | Общее зависимое слово при однородных сказуемых. | Как коренной москвич он любил и гордился столицей. |
в) | При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. | Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. |
Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
Вид ошибки | Пример | |
а) | Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. | О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
б) | Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. | Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
в) | Определение находится в отрыве от определяемого слова. | Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
г) | Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. | В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
д) | Ошибочное местоположение предлога. | Через часа два спор закончился (часа через два) |
е) | Ошибочное местоположение составного союза. | Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. |
ж) | Ошибочное местоположение частицы бы. | Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. |
Ошибки в построении предложений с однородными членами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. | Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
б) | Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. | Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
в) | Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. | Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. |
г) | Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. | Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
д) | Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. | Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. |
е) | Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. | Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. |
ж) | Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. | В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! |
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение действительных и страдательных причастий. | Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. |
б) | Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. | Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. |
в) | Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. | Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. |
г) | Нагромождение причастных конструкций. | Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. | Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. |
б) | Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. | Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
в) | Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. | Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». |
г) | Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. | Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. |
д) | Нагромождение деепричастных конструкций. | Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. |
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. | Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
б) | Употребление противительного союза вместо соединительного. | Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. |
в) | Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. | Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. |
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. | Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
б) | Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. | Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. |
в) | Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. | Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
г) | Отсутствие в главном предложении указательного слова. | Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
д) | Пропуск части составного союза. | Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. |
е) | Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). | Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. |
ж) | Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. | Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
з) | Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. | Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. |
и) | Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. | Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. |
Стилистические ошибки
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью. | Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. |
б) | Употребление речевых штампов. | Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. |
в) | Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля). | Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. |
г) | Неуместное использование фразеологизмов. | Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. |
В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся.
Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.
Упражнение № 1
Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.
- В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
- Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
- В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
- Через дня четыре он добрался до своей деревни,
- Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
Упражнение № 2
Определите вид ошибки. Исправьте предложение.
- Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
- Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
- Через подобные ситуации порой гибнут люди.
- Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
- Они перестают понимать и доверять друг другу.
Упражнение № 3
Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.
- Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
- С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
- Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
- Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
- Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
Упражнение № 4
В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.
Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.
В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.
Упражнение № 5
Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.
1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.
вариант языка, используемый в непринужденном общении между представителями некоторых социальных и профессиональных групп, – это …
- социальный диалект
- литературный язык
- территориальный диалект
- просторечие
Вариант языка, используемый в непринуждённом общении между представителями профессиональных и некоторых социальных групп,– это …
- территориальный диалект
- социальный диалект
- литературный язык
- просторечие
В выделенной части отрывка из стихотворения М. Цветаевой используется такая фигура речи, как … Терпеливо, как щебень бьют, Терпеливо, как смерти ждут, Терпеливо, как вести зреют, Терпеливо, как месть лелеют, Буду ждать тебя
- Анафора
В выделенном фрагменте из стихотворения М. Лермонтова используется такое выразительное средство, как … Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана …
- Инверсия
В выделенном фрагменте из стихотворения М. Светлова используется такое выразительное средство, как … Траурный Шопен громыхал у заката
- Метонимия
В выделенном фрагменте из текста Н. Гоголя используется такое выразительное средство, как … – Эй, Борода! А как проехать отсюда к Плюшкину …
- Синекдоха
в деловых бумагах уместно использовать языковую конструкцию …
- власти предержащие
- живые деньги
- безналичный расчет
- единым росчерком пера
Вместо слова костный нужно употребить слово костяной в предложении …
- Костный панцирь черепахи очень прочен.
- Живая костная ткань человеческого организма пропитана минеральными солями.
- Я увидел красивый костный нож.
- В ежедневный рацион животных должна входить костная мука.
Вместо слова реальный нужно употребить слово реалистичный в словосочетании …
- реальное направление в живописи
- реальная действительность
- решать реальные задачи
- добиться реальных успехов
В отрывке из стихотворения В. Брюсова используется такая фигура речи, как … Так много думано, исполнено так мало.
- Антитеза
в официально-деловом стиле уместно использовать слово …
- оприходовать
- конкретика
- платежеспособность
- безнал
В предложении «До чего может снизойти человек!» нарушено такое коммуникативное качество речи, как …
- точность
- чистота
- выразительность
- уместность
В предложении «Его стремление стать хирургом осуществилось» допущена такая ошибка, как …
- смешение паронимов
- нарушение нормы сочетаемости слов
- плеоназм
- употребление слов в несвойственном им значении
в приведенном ниже предложении нарушены … нормы. в выступлении руководителя основное внимание было уделено на факты нарушения трудовой дисциплины.
- б) синтаксические
- в) морфологические
- а) пунктуационные
- г) акцентологические
в приведенном ниже предложении нарушены … нормы. в фильме «калина красная» заглавную мужскую роль сыграл василий шукшин.
- а) лексические
- в) морфологические
- г) пунктуационные
- б) синтаксические
в приведенном ниже предложении нарушены … нормы. густые заросли кустарника чередовались с вечными дубовыми рощами и березовыми лесочками.
- в) морфологические
- б) синтаксические
- а) орфографические
- г) лексические
в приведенном ниже предложении нарушены … нормы. его младший сын очень любит и увлекается математикой.
- б) синтаксические
- г) акцентологические
- в) морфологические
- а) пунктуационные
в приведенном ниже предложении нарушены … нормы. извилистая каменная тропинка вела в горы.
- в) морфологические
- а) лексические
- б) синтаксические
- г) пунктуационные
в приведенном ниже предложении нарушены … нормы. множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова.
- г) пунктуационные
- б) синтаксические
- а) лексические
- в) морфологические
в приведенном ниже предложении нарушены … нормы. московский метрополитен перевозит за год более двести миллионов человек.
- б) синтаксические
- г) акцентологические
- в) морфологические
- а) пунктуационные
в приведенном ниже предложении нарушены … нормы. покрытые скалы инеем уходили в неясную даль.
- а) морфологические
- б) лексические
- г) пунктуационные
- в) синтаксические
в приведенном ниже предложении нарушены … нормы. прочитав вторично рукопись, у редактора появилась уверенность, что текст нуждается в корректуре.
- а) лексические
- г) пунктуационные
- в) морфологические
- б) синтаксические
в приведенном ниже предложении нарушены … нормы. словно ребенок, я плескался в воде, предаваясь самому высочайшему наслаждению.
- г) морфологические
- б) акцентологические
- в) лексические
- а) орфоэпические
в приведенном ниже предложении нарушены … нормы. убедительной является речь того человека, который обосновывается на фактах.
- а) лексические
- в) морфологические
- г) пунктуационные
- б) синтаксические
в приведенном ниже предложении нарушены … нормы. это предприятие было когда-то гордыней нашей родины.
- г) лексические
- в) морфологические
- б) акцентологические
- а) орфоэпические
В приведённом ниже фрагменте из текста делового письма нарушены … нормы Мне представилась возможность поблагодарить Вас за согласие помочь нам в проведении ежегодной компании по сбору средств в пользу организации «Мир вашему дому».
- морфологические
- синтаксические
- лексические
- акцентологические
В приведённом ниже фрагменте из текста делового письма нарушены … нормы Требование по сокращению штата чиновников должно быть выполнено не позднее 20 декабря 2011 года.
- акцентологические
- лексические
- морфологические
- синтаксические
В приведённом ниже фрагменте из текста делового письма нарушены … нормы Уважаемый господин Вяземский. В ответ на Ваше письмо от 05.07.09 мы вынуждены сообщить Вам, что, к сожалению, не сможем сделать пожертвования Вашему фонду
- пунктуационные
- синтаксические
- лексические
- орфографические
Все формы степеней сравнения прилагательных являются нормативными в ряду …
- самый глубокий – глубже – более глубже – глубочайший
- короче – более короткий – самый кратчайший – наиболее короткий
- более смелый – смелее – смелее всех – самый смелый
- высший – самый высокий – наиболее высочайший – выше всех
к литературной книжной лексике относится словосочетание …
- на основании решения
- дать о себе знать
- стоять на своём
- передергивать факты
К литературной книжной лексике относится словосочетание …
- ставить в известность
- передёргивать факты
- стоять на своём
- смотреть сквозь пальцы
К литературной разговорной лексике относится словосочетание …
- подытожить сказанное
- отреагировать на просьбу
- дать о себе знать
- облечь в нужную форму
Коммуникативное качество, заключающееся в использовании в речи изобразительно-выразительных средств, употреблении пословиц, поговорок, фразеологизмов,– это …
- богатство
- правильность
- логичность
- выразительность
Коммуникативное качество, заключающееся в отсутствии в литературной речи лишних слов, слов-паразитов и нелитературных слов,– это …
- логичность
- выразительность
- точность
- чистота
Коммуникативное качество, заключающееся в разнообразии используемых в речи слов, словосочетаний, предложений,– это …
- богатство
- логичность
- выразительность
- правильность
Коммуникативное качество, заключающееся в соответствии речи обстановке, в которой происходит общение,– это …
- выразительность
- логичность
- богатство
- уместность
коммуникативный признак, заключающийся в отсутствии в речи нелитературных слов – жаргонизмов, арготизмов, диалектизмов, просторечных слов и слов-паразитов,– это …
- б) точность
- г) логичность
- в) чистота
- а) правильность
коммуникативный признак, заключающийся в хорошей организации как письменной, так и устной речи, в последовательности изложения,– это …
- г) выразительность
- а) точность
- б) уместность
- в) логичность
коммуникативный признак, предполагающий употребление слов в строгом соответствии с обозначаемыми предметами, явлениями действительности,– это …
- в) уместность
- б) точность
- а) логичность
- г) выразительность
коммуникативный признак, учитывающий использование в речи изобразительно-выразительных средств языка, употребление пословиц, поговорок, фразеологизмов,– это …
- а) уместность
- г) логичность
- б) богатство
- в) выразительность
к официально-деловому стилю относится …
- диссертация
- аннотация
- повесть
- устав
К разговорно-просторечной лексике относится слово …
- выговор
- выволочка
- арест
- штраф
крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему – это …
- водевиль
- сонет
- ода
- поэма
крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему – это …
- водевиль
- сонет
- ода
- баллада
культура речи – это…
- а) имитация определенного стиля речи путем использования характерных для него средств выражения (слов, оборотов, синтаксических конструкций)
- г) раздел языкознания, занимающийся проблемами нормализации речи, разрабатывающий рекомендации по умелому пользованию языком
- в) раздел языкознания, изучающий общение между представителями разных национальностей на региональном и мировом уровнях
- б) совокупность наук, изучающих духовную культуру какого-либо народа, выраженную в слове и закрепленную в письменном тексте
лексические и словообразовательные нормы нарушены в предложении «…»
- г) Рекламации могут быть заявлены не позднее дней после прибытия товаров на место назначения.
- в) Мы готовы предоставить Вам образцы нашей продукции в ближайшее время.
- а) Нам удалось координально изменить эту ситуацию.
- б) Покупатель имеет право заявить претензию на основании акта экспертизы.
лексические нормы русского литературного языка в употреблении паронимов нарушены в предложении …
- Она произнесла последнюю фразу ледяным голосом
- В знойный летний день так приятно пройтись по тенистым аллеям парка
- В степи мы увидели огромный земельный курган
- Человек всегда может найти в себе скрытые резервы
Лексические нормы русского литературного языка в употреблении фразеологизмов нарушены в предложении …
- Телеграф открыт круглые сутки.
- Ваше дело гроша ломаного не стоит.
- Наш герой сварил эту кашу, а расхлёбывать будут другие.
- Я здесь не ко двору.
лексические нормы русского литературного языка нарушены в предложении …
- Покупатель имеет право заявить претензию на основании акта экспертизы
- Мы готовы предоставить Вам образцы нашей продукции в ближайшее время
- Рекламации могут быть заявлены не позднее 120 дней после прибытия товаров на место назначения
- На крутых склонах с каменной почвой тающая снеговая вода сбегает
Лексические нормы – это правила …
- передачи звукового языка на письме
- постановки ударения в словах
- образования форм различных частей речи (рода, числа, падежа и др.)
- словоупотребления, т.е. правила употребления слов в тех значениях, которые они имеют в языке, уместность использования слов в той или иной коммуникативной ситуации
метафоричность, многозначность, использование разных стилевых пластов лексики – это характерные черты …
- официально-делового стиля
- языка художественной литературы
- разговорной речи
- научного стиля
. морфологическая норма нарушена в конструкции «…»
- в) пятеро студенток
- г) культурное наследие болгар
- а) летучая мышь
- б) килограмм абрикосов
. морфологическая норма нарушена в конструкции «…»
- г) красивее всех
- а) грущу по вас
- в) с восьмистами рублями
- б) пять килограммов
морфологические нормы – это правила …
- употребления слов в тех значениях, которые они имеют в языке, уместность использования слов в той или иной коммуникативной ситуации
- регулирующие постановку ударения в словах
- устанавливающие единообразную передачу звукового языка на письме
- образования форм различных частей речи (рода, числа, падежа и др.)
на месте пропуска одна буква «н» пишется в выделенном слове в конструкции «…»
- а) малохоже…ые тропы
- в) купле…ые товары
- б) балова…ый ребенок
- г)холсти…ая рубаха
на месте пропуска пишется буква з в словосочетании …
- сделать и_подтишка
- не_держанный
- чере_чур строгий
- бе_возмездный
на месте пропуска «ь» (мягкий знак) пишется в слове «…»
- г) ад…ютант
- б) спряч…тесь (от дождя)
- а) камен…щик
- в) нян…чить
на месте пропусков тире ставится в предложении «…»
- а) Он (…) скептик и материалист.
- б) Два сапога (…) пара.
- в) Наша задача (…) укреплять Родину.
- г) Бедность (…) не порок.
на месте пропусков точка с запятой ставится в предложении «…»
- б) Вдруг мужики с топорами явились (…) лес зазвенел, застонал, затрещал.
- г) Острою секирой ранена береза (…) по коре сребристой покатились слезы.
- в) Был солнечный, прозрачный и холодный день (…) выпавший за ночь снег нежно лежал на улицах, на крышах и на плешивых бурых горах.
- а) Мы собирались выйти затемно (…) так как путь предстоял длинный.
неверно, что в предложении … необходимо поставить двоеточие
- В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения
- Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта
- Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал
- Сыр выпал: с ним была плутовка такова
неверно, что в предложении … необходимо поставить тире
- Назвался груздем – полезай в кузов
- Лес богатство – нашей Родины
- Закат – словно зарево пожара
- Дважды два – четыре
неверно, что источник языковых норм – это …
- произведения классической литературы
- диалект
- язык дикторов центрального телевидения
- научные исследования
Неверно, что словосочетание … является фразеологизмом …
- переступать с ноги на ногу
- с головы до ног
- ни в зуб ногой
- жить на широкую ногу
Нейтральная в стилистическом отношении лексика, которая составляет основу словаря, называется …
- общеупотребительной
- книжной
- просторечной
- разговорной
нормативно употребление конструкции «благодаря …»
- а) неисправности
- б) болезни
- г) трудолюбию
- в) пожару
Нормативным является выбор предложного управления (т.е. выбор управления с предлогом) в предложении …
- Корреспондент был аккредитован на чемпионат мира по футболу.
- Я очень хочу купить популярный самоучитель для игры на гитаре.
- На этом сотрудничество двух стран не исчерпывается.
- Удар гонга означает о том, что испытания закончились.
Нормативным является построение предложения с деепричастным оборотом …
- Подъезжая к дачному посёлку, детские воспоминания начали оживать в моей памяти.
- Записываясь на приём в городскую администрацию, граждане получают пропуска.
- Освоив наш видеокурс, языковой барьер перестанет Вас беспокоить.
- Вглядываясь в далёкие звёзды, суета будней начинала понемногу отпускать меня.
нормативным является согласование прилагательного с несклоняемым существительным в конструкции «…»
- б) талантливая маэстро
- в) финское салями
- а) военный атташе
- г) забавное шимпанзе
нормативным является согласование прилагательного с существительным в конструкции «…»
- а) шелковая тюль
- б) сухой мозоль
- г) питательный шампунь
- в) ценный бандероль
нормативным является согласование прилагательного с существительным мужского рода, называющим лицо женского пола в конструкции «…»
- б) способная преподаватель
- г) молодая ректор нашего университета
- в) выдающийся математик Софья Ковалевская
- а) модная водитель
нормы, регулирующие постановку ударения в словах,– это принятые в общественно-языковой практике образованных людей … правила
- г) лексические
- а) орфоэпические
- б) акцентологические
- в) морфологические
Образцовый вариант языка, который используется во всех основных сферах общественной жизни (науке, образовании, культуре, сфере общественных отношений и т.д.),– это …
- национальный язык
- литературный язык
- территориальный диалект
- просторечие
Одна из форм существования языка, служащая средством общения в основном малообразованной части городского населения,– это …
- территориальный диалект
- социальный диалект
- просторечие
- литературный язык
. орфоэпические нормы регулируют …
- в) правила словоупотребления
- б) произношение гласных и согласных звуков
- а) образование морфологических форм
- г) правила построения словосочетаний и предложений
Ошибка в выборе синтаксического управления допущена в конструкции …
- хранитель музея
- сочувствие чужой беде
- памятник Пушкина
- памятник известного скульптора
Ошибка в выборе синтаксического управления допущена в конструкции …
- скучаем по вас
- согласно требований жилищного кодекса
- тоскует по нему
- по истечении срока договора
Ошибка в координации (согласовании) подлежащего со сказуемым допущена в предложении …
- Три подруги встречаются в кафе.
- Немало воды утекло с тех пор.
- На выставке представлены свыше 500 ювелирных изделий.
- Половина собравшихся являются студентами.
Ошибка в координации (согласовании) подлежащего со сказуемым допущена в предложении …
- Сэкономлены полтора миллиона рублей.
- На зачете присутствовало около двадцати человек.
- Часть помещений оснащена новым оборудованием.
- В секции занималось только шесть студентов.
ошибка в образовании превосходной степени прилагательного допущена в конструкции «…»
- г) умнее всех
- б) самый умнейший
- в) умнейший
- а) самый умный
ошибка в образовании формы именительного падежа множественного числа существительного допущена в слове «…»
- б) профессора
- в) ректора
- г) директора
- а) доктора
ошибка в образовании формы родительного падежа множественного числа существительного допущена в конструкции «…»
- б) отряд партизан
- в) трагедия осетинов
- а) один килограмм баклажанов
- г) десять гардемаринов
ошибка в образовании формы числительного допущена в конструкции …
- с восьмистами студентами
- менее ста сорока страниц
- в девяноста девяти случаях
- двадцатитысячное войско
Ошибка в образовании формы числительного допущена в конструкции …
- более полутораста человек
- две тысячи восьмого года
- в трёхстах метрах
- с пятидесятью рублями
ошибка в употреблении паронимов допущена в предложении …
- Если заставить колебаться две одинаково натянутые струны, одна из которых вдвое длиннее другой, возникнет гармоническое созвучие
- Адвокат произнёс обдуманную, артистически разыгранную защитительную речь, благодаря которой подсудимый был помилован присяжными
- Оказавшись в глухой псковской деревне, Пушкин постоянно ездит в соседское Тригорское
- В доме Карамзина бывали поэты, литераторы, музыканты, дипломаты, знатные вельможи, великосветские красавицы
ошибка в употреблении паронимов допущена в предложении …
- Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его водяной поверхности
- Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична болотистая местность
- Довольно часто устойчивое выражение, имеющее целостный смысл, переводится на другой язык одним словом
- Наполеон проявил особое уважение к Сперанскому, подарив ему табакерку с собственным портретом
Ошибка в употреблении числительного допущена в конструкции …
- пятеро малышей
- шестеро студенток
- двое брюк
- семеро козлят
ошибочным является согласование прилагательного с несклоняемым существительным в конструкции «…»
- а) убедительное алиби
- в) восхитительное адажио
- г) элегантный фортепиано
- б) пушистое боа
Подлежащее и сказуемое правильно согласованы в предложении …
- Большинство решили не ходить на концерт.
- Было намечено ряд важных вопросов.
- Бабушке исполнилось семьдесят пять лет.
- Небольшая часть студентов, аспирантов и докторантов участвовала в забастовке.
Подлежащее и сказуемое правильно согласованы в предложении …
- Большинство были настроены решительно.
- Пролетели несколько месяцев.
- Студентов выступили пятеро.
- Небольшая часть учеников справилась с заданием.
правила постановки знаков препинания устанавливают … нормы
- в) морфологические
- б) синтаксические
- г) пунктуационные
- а) лексические
правила построения словосочетаний и предложений определяют … нормы
- г) акцентологические
- а) пунктуационные
- в) морфологические
- б) синтаксические
правила словоупотребления, т.е. употребление слов в тех значениях, которые они имеют в языке, уместность использования слов в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях,– это … нормы
- а) синтаксические
- б) акцентологические
- в) морфологические
- г) лексические
призыв или обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование – это …
- лозунг
- эссе
- политический памфлет
- воззвание
. пунктуационная норма нарушена в предложении «…»
- а) Гарик толкнул калитку, и друзья пролезли в сухой палисадник.
- г) Пугачев дал знак и меня тотчас отпустили.
- в) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
- б) Пахло талым снегом, землей, и солнце светило застенчиво и робко.
пунктуационная норма нарушена в предложении «…»
- б) Сотни птиц, как только я выходил в парк начинали суетиться в ветвях.
- г) Он рассказал нам, как найти его жилище, и предложил остановиться у него в доме.
- в) Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
- а) Я узнал, что зовут его Филиппом Кузьмичом и что он камердинер барина.
раздельно пишется наречие …
- с_начала
- в_крутую
- в_одиночку
- с_горяча
. синтаксическая норма нарушена в предложении «…»
- в) Благодаря разумного графика подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории.
- б) Озеро Байкал всегда славилось своей необыкновенной прозрачностью, чистотой.
- г) В газете «Сельские новости» были опубликованы метеосводки на ближайшую неделю.
- а) Выдвижение кандидатуры Иванова на должность доцента было поддержано более чем тридцатью голосами.
синтаксическая норма нарушена в предложении «…»
- в) Благодаря проведенным мероприятиям предприятие стало рентабельным.
- б) Ряд новых домов появился в конце нашего квартала.
- г) Заведующий библиотекой был вежливым, образованным человеком.
- а) Мы утверждаем об этом в нашей программной статье.
Синтаксическая норма нарушена в предложении …
- Заведующий кафедрой консультирует студентов и аспирантов по понедельникам с 12 до 15 часов.
- По достижении совершеннолетия подросток становится полноправным гражданином.
- Как складывалась Ваша жизнь в первый год по приезду?
- Познакомившись с трудами известного биолога, я по-настоящему увлёкся биологией.
. синтаксическая ошибка допущена в конструкции «…»
- г) ввиду предстоящего отъезда
- а) рецензия на книгу
- в) заведующий кафедры
- б) отзыв о диссертации