Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; формировать умение проверять парные согласные в корне слова разными способами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сопоставлять произношение и написание слов; применять правила правописания; осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах; подбирать примеры на изученную орфограмму.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Словарная работа
(На доске записаны слова.)
Ребята, дорога, коньки, весело, снеговик, осина, береза, девочка, морковь.
— Найдите лишнее слово. (Лишнее слово снеговик. Его можно проверить, остальные слова с непроверяемыми гласными.)
— Спишите слова, подчеркните непроверяемые безударные гласные.
— Кто сделал ошибку в каком-либо слове в контрольном диктанте?
— Проговорите это слово вслух. Запомните его.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
бп вф зс дт жш
— Расшифруйте схему. Что это? (Это парные звонкие и глухие согласные.)
— Почему эти буквы являются орфограммой? (В конце слова или в середине перед глухим согласным парные согласные оглушаются.)
— Как проверить парный согласный в корне слова? (Надо изменить слово или подобрать проверочное, чтобы после согласного звука стоял гласный.)
IV. Работа над ошибками
(Учащиеся получают индивидуальные карточки в зависимости от вида ошибок.)
Карточка 1. Правописание безударных гласных в корне слова
В проверочном слове поставь ударение, в проверяемом слове вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму.
подводник — в..дяной
певчий — зап..вала
ясный — объяснил
сердце — с..рдечный
тянут — пот..нули
кончик — нак..нечник
долг — зад..л жал
скрип — заскр..пел
винтик — зав..нтил
Карточка 2. Правописание парных согласных в корне слова
Из двух слов выбери проверочное, в проверяемом слове вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму.
положи, ложки — ло..ка
следы, вслед — сле.,
просьба, просил — опро..
отрез, вырезать — сре..
обувка, нет обуви — обу..ь
завязал, связка — завя..ка
кладу, подклад — закла..ка
травы, травка — сбор тра..
Карточка 3. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
1. Дополни правило.
ЧА—ЩА пиши с буквой ..
ЧУ— ЩУ пиши с буквой ..
ЖИ—ШИ пиши с буквой ..
2. Вставь пропущенные буквы.
Поют чиж.. .Летают стриж… Волки ищ..т добыч… Над рекой крич..т ч..йки.
В ч..сах поменяли пруж..ну. Молоко налили в кувш..н и ч..шку.
V. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
VI. Обобщение изученного материала
Инструкция к работе
1. Возьми закладку и закрой ею первый столбик таблицы.
2. Выполни задание.
3. Передвинь закладку вниз до следующей горизонтальной линии, проверь, правильно ли выполнено задание (ответы даны в первом столбике).
4. Если допущена ошибка, вернись к заданию, перечитай его и исправь ошибку.
5. При проверке ответов будь внимателен, не оставляй неисправленных ошибок.
Звонкие и глухие согласные в корне слова
[Ж]—[Ш]; [3]—[С]; [Г]—[К]; [Д]—[Т]; [Б]—[П] |
Многие согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости-глухости: [Б]—[П], [В]—[Ф]. Укажи парные глухие для данных звонких согласных: [Ж]—..; [3]—..; [Г]—..; [Д]—..; [Б]—.. |
[Б], [П]; [3], [С]; [Ж], [Ш] |
Одна и та же буква может обозначать разные звуки. Какой звук обозначает в словах выделенная буква: дубы — .., дуб — ..; возы — .., воз — ..; лужи — .., много луж — ..? |
Гласный |
В конце и в середине слова звонкие согласные звуки часто произносятся как глухие. Чтобы правильно писать согласные буквы в конце и в середине слова, их нужно проверять. Для этого надо изменить слово или подобрать родственное так, чтобы после согласного стоял … звук |
Гудок, дубы, книжечка, мороз, трава, лазить, молотить, косить, ложечка, рассказывать, мягонький, легонько |
Напиши проверочные слова. Гудки — …, дуб — …; книжка — …, заморозки — …, травка — …, залезть — …, молотьба — …, косьба — …, ложка — …, рассказчик — …, мягкий — …, легко — … |
Пруд, лебедь, утки, пород, бед, сорок, город, утят, сторож, воровку, робкие, близкий друг |
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. В центре Томска есть большой пру… Третий год живет там лебе..ь Катя. Рядом плавают у..ки разных поро.. . Много бе.. утятам от соро.. . Когда горо.. спит, сороки утя.. воруют. Но нашелся сторо.. — журавль Фомка. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили Фомку. Теперь он для них самый бли..кий дру.. |
VII. Рефлексия
— С какой орфограммой познакомились в этом разделе?
— Кто понял материал этого раздела?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Давайте обобщим наши знания, выучив стихотворение:
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Домашнее задание
Придумать диктант для соседа: десять слов с пропущенной парной согласной буквой.
Образец: яго..ка — …, творо.. — … .
Чтобы научиться писать правильно и грамотно, необходимо читать по несколько страниц в день. Также нужно выполнять упражнения, которые помогают запомнить правила орфографии.
Содержание
- Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка
- Видео: Работа над ошибками по русскому в 1-2 классе
- Видео: Работа над ошибками по русскому в 3-4 классе
Эта подборка несложных упражнений поможет проверить и подтянуть знания в области правописания.
Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка
Проводить работу над ошибками по русскому языку очень важно. Ведь только так вы сможете разобрать причину неправильного написания того или иного слова. Такая методика работы над ошибками по русскому языку поможет вам навсегда запомнить грамотное написание.
- Большая буква в начале предложения.
- найти и переписать предложение правильно;
- придумать схожее предложение для закрепления;
- привлечь внимание для лучшего запоминания подчеркиванием.
Например: Сегодня нелетная погода. Идет снег.
- Знаки препинаний в конце предложений.
- найти и выписать предложение правильно с такими знаками препинания: (.); (!); (?);
- подчеркнуть знаки препинания, которые находятся в конце предложений.
Например: В магазине за углом продаются вкусные сладости. Мне очень нравится шоколадное мороженое! Можно ли перед обедом съесть одну конфету?
- Знак (Ь) в конце предложения.
- найти и выписать слово, в котором есть знак (ь) правильно;
- закрепить повторным написанием слов с подобным употреблением (выбирайте др.слова);
- подчеркнуть мягкий знак в словах для акцентирования внимания.
Например: жизнь, ноготь, капать, морковь.
- Знак (Ь) в середине предложения.
- найти и записать слова, в которых знак (ь) стоит в середине слова;
- придумать и записать несколько своих слов с использованием этого знака;
- подчеркнуть знак (ь).
Например: кольцо, борьба, калька, семья.
- Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
- выписать три слова, соответствующих этому правилу;
- подчеркнуть заглавные буквы;
- придумать и записать еще три слова под это правило;
- также подчеркнуть большие буквы.
Например: Костя, Ирина, Белгород, Мерседес, Халк, Жучка.
- Правильный перенос слова.
- найти и выписать понравившиеся четыре слова, которые имеют минимум два слога;
- разделить слова на слоги и сделать правильный перенос.
Например:
- Дружба — друж — ба;
- Граница — гра — ни — ца;
- Квартира — квар — ти — ра;
- Вешалка — ве — шал — ка.
- Безударную гласную необходимо проверять при помощи ударения.
- выписать слово и поставить ударение;
- нужно подобрать проверочное слово и его однокоренные слова.
Например: больной — боль, болит, больница.
- Правильное написание слогов ча-ща.
- вначале нужно выписать слово;
- написать еще несколько слов на это правило.
- выделить нужный слог.
Например: часто, щавель чаща, чаша.
- Правильное написание слогов чу-щу.
- нужно найти и выписать слово;
- написать еще два слова, подходящих под это правило.
- подчеркнуть нужный слог.
Например: щука, щупальца, чумка, чудо, чувство.
10. Правильное написание слогов жи-ши.
- придумать и написать несколько слов с использованием слогов жи-ши;
- подчеркнуть слоги, подходящие под это правило.
Например: лыжи, машина, жизнь, животное, шило.
- Двойные согласные в словах.
- необходимо найти и выписать слова с удвоенными буквами;
- подчеркнуть двойные буквы;
- разделить слова для переноса.
Например:
- Терраса, хоккей, аттракцион, искусство, миллион.
- Тер-раса, хок-кей, ат-тракцион, искус-ство, мил-лион.
- Удвоенные согласные
- выписать слово с удвоенной согласной три раза;
- придумать и записать два предложения с этим словом;
- подчеркнуть удвоенные буквы.
Например: жужжать, жужжать, жужжать. Муха над моей головой не перестает жужжать.
- Словосочетание букв чн и чк пишутся без мягкого знака.
- найти и выписать по три слова на данное правило;
- подчеркнуть словосочетание.
Например: кончик, бабочка, привычка, кирпичный, отличник цветочный.
- Предлоги всегда пишутся отдельно.
- написать предложение, в котором есть предлог;
- выделить предлог в предложении.
Например: Из-за облаков выглянули солнечные лучи.
- Наречия всегда пишутся одним словом. Перед ними никогда не бывает предлогов.
- выписать три наречия;
- к каждому слову поставить вопрос.
Например: (где?) справа, (когда?) вчера, (откуда?) издалека.
- Приставка НЕ с глаголами практически всегда пишется раздельно. Исключением являются ситуации, когда глагол без НЕ не употребляется.
- выписать три глагола с приставкой НЕ раздельно;
- подчеркнуть приставку;
- придумать несколько слов с приставкой НЕ, которые пишутся слитно;
- выделить приставку.
Например:
- Не знал, не выучил, не понял;
- Недоумевать, несдобровать, невзлюбить.
- Глаголы второго лица единственного числа всегда пишутся с мягким знаком.
- найти и выписать несколько примеров глаголов второго лица единственного числа;
- подчеркнуть окончание.
Например: (Что делаешь?) — играешь, читаешь, танцуешь.
Продолжим тему о правописании такими статьями:
- Как правильно написать «Привести» или «Привезти»
- Глажка или глажение: как правильно написать
- Как писать слово НЕ БЫЛО
- «Не правильно» или «неправильно» — как писать
- Как правильно писать приставку БЕЗ и БЕС в словах в русском языке
Видео: Работа над ошибками по русскому в 1-2 классе
Видео: Работа над ошибками по русскому в 3-4 классе
Работа над ошибками, или
По секрету всему свету (короткий вариант)
Сцена 1. В гостях у Царя.
Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Царь, Первый Гонец,
Второй Гонец, Желание.
На сцене слева стоит трон,
справа – ширма, за ней – парта, стул. За партой сидит Ваня. Зрители пока не
видят Ваню.
Звучит музыка (1):
Вступление. На сцене появляется гномик Вася.
Гномик Вася. Здравствуйте! Это я, Гномик Вася, из гимназического
научного общества малышей лицея №9.
Некогда в тридевятом царстве,
В дружном школьном государстве
Жил-был славный мудрый царь,
Справедливый государь.
На сцене появляется Царь,
подходит к трону, садится.
Долго он страною правил,
Всех учиться он заставил.
И однажды захотел
Подвести итог всех дел.
И во все страны концы
Были посланы гонцы:
Разузнать и доложить,
Хорошо ль в стране той жить.
Прибежал один гонец.
На сцену выбегает Первый
Гонец.
Первый Гонец.
Что я видел, царь-отец!
Много знаний в царстве есть,
И чудес на нем не счесть.
Русский дети обожают,
С интересом изучают.
Гномик Вася.
Тут вбежал другой гонец.
Второй Гонец.
Батюшка, наш царь-отец!
Подтвердить бы это рад,
Да беда пришла в наш град.
Ученик вот объявился,
Он учиться разленился.
Ваней мальчика зовут.
Что с ним делать, не поймут.
Второй Гонец отодвигает ширму. За партой сидит мальчик
Ваня.
Гномик Вася.
Царь подумал и сказал…
Царь. Будем Ване помогать.
Надо к нам его позвать.
Царь проводит рукой(2)
Гномик Вася, Первый Гонец и Второй Гонец убирают ширму. Гонцы уходят со сцены.
Ваня оказывается в тридевятом царстве. С удивлением смотрит по сторонам.
Царь (весело). Ну, здравствуй, здравствуй, Ваня. Наслышан
я о тебе. Рассказывай, да все, без утайки!
Ваня (грустно). Надоело мне учиться, сложно и не весело
совсем.
Царь. И чего же ты хочешь?
Ваня. Есть у меня одно заветное желание.
Только сам я его никак не могу исполнить. Может, вы поможете мне?
Царь (с лукавой улыбкой). Помогу, конечно! В нашей стране все
желания легко исполняются! Ну-ка, Гномик Вася, открывай наш волшебный ларец со
свежими желаниями! Да, чуть было Не забыл. Есть одно условие.
Гномик Вася приводит Ванино
Желание (Желание накрыто покрывалом).
Ваня. Какое условие?
Царь. Насколько грамотно ты напишешь свое
желание на волшебной доске, такой результат и получишь!
Ваня. Да это проще простого! Давайте сюда свою
волшебную доску.
Гномик Вася дает Ване ручку.
Ваня, произнося вслух, пишет. На сцене снова появляются гонцы и постепенно –
по мере того, как Ваня пишет свое желание – снимают покрывало с Желания.
Сначала появляется искривленное лицо. Затем скрюченное, замотанное толстой
веревкой туловище. (Веревка может быть связана из нескольких разноцветных
кусков, с большими узлами, под веревкой – разноцветные лохмотья; на лице –
слезы и грязь, волосы взъерошены.)
Пока Ваня пишет, Гномик Вася
в ужасе хватается за голову. Царь все это время спокоен и весел. Он
одобрительно кивает головой, хорошо понимая происходящее. Он знает обо всем,
что ждет Ваню, и хочет (как мудрый учитель), чтобы Ваня на собственном опыте
понял свои ошибки
Ваня. Не хочу учиться, а хочу веселиться:
каникулы круглый год, перемена весь день.
На волшебной доске написано
так: «нихачю учица ахачю висилица коникулы круглый гот пиримена вез ден».
Пока Ваня пишет, Желание
стонет, корчит гримасы, корежится и наклоняется то в одну, то в другую
сторону.
Желание (завывая и плача). Не бу-у-у-удееем учи-и-и-ить-ся,
бу-у-у-удем весели-и-и-иться, Ва-а-а-анечка! Желание цепляется за Ванину руку и
виснет на ней.
Ваня (Царю, разочарованно). Разве это
мое желание? Я другое загадывал! Как же я с ним могу веселиться?
Царь. Я тебя предупреждал! Что напишешь, то и
получишь. Но не печалься, Ваня. Если ты совершишь путешествие по моей стране,
то сумеешь исправить все ошибки. Тогда твое желание исполнится так, как ты и
хотел.
Ваня (решительно). Я эту кашу заварил,
мне и расхлебывать! Я готов спасать свое желание!
Царь. Будь по-твоему, отправляю тебя в
путешествие по моему царству! А Гномик Вася будет помогать тебе!
Звучит музыка (3):
«Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова). Царь уходит. Гонцы убирают
трон.
Сцена 2. В Фонетике.
Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Гласная,
Согласный.
На сцене Ваня, Желание,
Гномик Вася.
Желание все время стонет,
охает, висит у Вани на руке.
Ваня. И куда же мы идем?
Гномик Вася. В Фонетику, там помогут тебе найти
ошибки.
Ваня. А кто живет в Фонетике?
Гномик Вася. Звуки.
Ваня. Эй, звуки, я пришел. Выходите, академики!
Гномик Вася. Ничего не получится. Их не видно, их можно
только услышать. Правда, есть одно заклинание.
Желание. Дава-а-а-а-ай, дава-а-а-а-ай
колду-у-у-у-уй!
Гномик Вася. Транскрипцией нарядись, звук явись!
Звучит музыка (2). На
сцене появляются звуки Гласная (девочка в красном плаще) и Согласный (мальчик в
сине-зеленом плаще).
Ваня (показывает на стонущее Желание и
грустно говорит). Нам бы ошибки найти да исправить мое Желание, помочь
бедолаге.
Согласный. Это легко. Мы можем подсказать тебе, что
делать!
Гласная. Поставь ударение.
Желание. Ва-а-а-анечка, выруча-а-ай!
Ваня (старательно, с состраданием глядя на
Желание). Да, конечно, конечно! Ударение я умею ставить.
Ваня расставляет ударение.
Желание облегченно вздыхает. Одна вежа на шее у него ослабевает, и ему удается
ее снять.
Гласная. Ваня, подчеркни все безударные гласные,
там возможны ошибки.
Ваня подчеркивает зеленым
цветом все безударные гласные.
Согласный. Ай-яй-яй! Сочетания чу и щу пишем только
с буквой у!
Ваня. Как же я забыл? (Исправляет, Желание
немного выпрямляется.)
Согласный. Здесь не хватает буквы – показателя мягкости
согласных. У нас такой нет. Отправляйся в Графику.
Ребята благодарят Согласного
и Гласную. Согласный и Гласная машут Ване и уходят.
Желание. Бежи-и-им, Ва-а-аня, а то я все
скуко-о-о-ожен-ное.
Звучит музыка (3):
«Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова). Ваня, Желание и Гномик Вася
бегут, делая круг по сцене.
Сцена 3. В Графике.
Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Каллиграф-Кал-
лиграфыч.
Гномик Вася. Вот мы уже и на месте!
Все останавливаются. На сцену
выходит Каллиграф-Каллиграфыч.
Каллиграф-Каллиграфыч. Чего изволите, уважаемые?
Гномик Вася. Здравствуйте, дорогой Каллиграф-Каллиграфыч.
Вот, привел к вам ученика. Надо ему спасти своего друга. Помогите нам исправить
ошибки!
Каллиграф-Каллиграфыч.Какая
буква тебе нужна?
Ваня. Мягкий знак. Мне надо обозначить
мягкость согласных.
Каллиграф-Каллиграфыч. Эта буква называется «ерь».
Звучит музыка (4):
«Утренняя гимнастика» (В. Высоцкий).
(Все
поют)
Желание. До-о-о-олго еще? О-о-о-очень у-у-уж
тяжело щне таким скрюченным ходи-и-ить, Ва-а-аня!
Гномик Вася. Быстро сказка сказывается, да не быстро
дело делается. Идем в Морфологию. Надо узнать, в каких частях речи ты допустил
ошибки.
Ребята благодарят.
Каллиграф-Каллиграфыч прощается и уходит.
Сцена 4. В Морфологии.
Действующие лица: Гномик
Вася, Ваня, Желание, Участковый Морфологин, Полицейские.(5) Ваши
документики….. !
В а н я. Я Ваня.
Участковый Морфологин. А этот несчастный кто?
Ваня. Мое желание. Мне спасти его надо. Узнать, какие части речи
я написал на волшебной доске.
Участковый Морфологин. Вы попали по точному адресу. Я главный
специалист по частям речи- Участковый Морфологин.
Полицейский 1-й (четко чеканя слова). Итак,
приметы имени существительного: это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на
вопросы «кто?» и «что?», вот так!
Ваня. Нашел! Что? Каникулы, год, перемена,
день.
Полицейский 2-й. Имя прилагательное – это самостоятельная
часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какой?»,
вот так!
Ваня. И это нашел! Какой? Круглый!
Полицейский 3-й. Глагол – это самостоятельная часть речи,
которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делать?», вот
так!
Ваня. Что делать? Учиться, веселиться.
Участковый Морфологин. Ты слышишь, что в вопросе? Что делать?
Вот и пиши «-ться». (Ваня исправляет.) Это ведь не «виселица», это не
существительное. Глагол на -ца не может оканчиваться!
Полицейский 1-й. Товарищ участковый, мы обнаружили частицу
не, а она пишется раздельно.
Союз а – служебная
часть речи, необходимая для связи слов в предложении, пишется раздельно.
Ваня. А «везь» – это какая часть речи?
Полицейский
2-й. Нет такого слова. Мы
знаем местоимение «весь»: вся, всю, всё.
Звучит музыка (3):
«Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова).
Ваня, Желание и Гномик Вася
проходят круг по сцене.
Гномик Вася. Спешим в Морфемику, разберем слова
по составу.
Сцена 5. В Морфемике.
Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Дизайнеры- Строители.
Ваня. Время не терпит! Моему другу плохо из-за
моей лени и неграмотности! Помогите мне разобрать
слова на запчасти!
Дизайнер-Строитель 1-й. Не на запчасти, а на значимые части.
При помощи нас, слово-строителей,
мы переделаем эту фразу в более красивую и элегантную.
Дизайнер-Строитель 2-й. Выделяем окончания:-у, -ть, -у, -ть,
-ы, -ый, -а.
Дизайнер-Строитель 1-й. Теперь корень (одновременно выделяет):
захочу, неуч, веселящийся, каникулярный, кругленький, менять.
Дизайнер-Строитель 2-й. Суффикс-и-, постфикс-ся.
Ребята благодарят Дизайнеров-Строителей. Дизайнер-Строитель 1-й
указывает ребятам путь и потом машет рукой, прощаясь.
Звучит музыка (3): «Ничего
на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова). Ваня, Желание и Гномик Вася проходят
круг по сцене. Вдруг Ваня останавливается и устало садится на стул.
Ваня. Сил больше нет!
Желание. Ой-ёй-ё-ёй, что же нам де-е-е-елать,
Ва-а-а-анечка?
Сцена 6. В Орфографии.
Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Старичок
Орфограф.
Музыка(3).
На сцене появляется Старичок
Орфограф.
Запомни, Ваня, слабые позиции
в корне проверяются проверочными словами: хочешь, весело, веселый, годы.
Ваня (обращается к Гномику Васе растерянно). Слово «каникулы» не можем проверить…
Гномик Вася. Надо спросить у Старичка Орфографа. Он
знает этимологию слов.
Ваня. Уважаемый! Достопочтенный Старичок
Орфограф, подскажите нам, пожалуйста, как проверить слово «каникулы» и узнать,
откуда оно произошло.
Старичок Орфограф. «Каникулы» – от латинского слова cans – «собака». Детей распускали из школы в жаркое время года, когда
на небе появлялось созвездие Пса. Какие слова еще вам трудно проверить?
Ваня. Слово «погода».
Старичок Орфограф. Кстати, «погода» – тоже словарное слово,его
нужно запомнить.Дети поют строчки из песни «Полгода плохая погода…»
Орфограф:А если в плохую
погоду станцевать,то она покажется не такой уж плохой.(7)
В а н я. Интересно у вас тут! Кажется, теперь я
начинаю понимать, чего я хочу на самом деле. Хочу весело и интересно учиться!
Желание (облегченно, потягиваясь и снимая часть
веревок).
Ах, Ванечка, как же мне
хорошо сейчас стало!
Гномик Вася.
Молодец, Ваня!
Если не будешь лениться,
А будешь весело учиться,
То быстро и легко тогда
Умчится всякая беда!
Но не останавливайся на
достигнутом. Ты еще не все свои ошибки исправил.
Желание (жалобно, вспомнив про остальные
веревки, которые еще не сняты). Да у-у-уж, ты постарайся, Ванечка!
Ваня (удивленно). Неужели еще не все
исправил?
Гномик Вася. А теперь отправимся в Синтаксис и
Пунктуацию.
Ребята благодарят Старичка
Орфографа. Старичок Орфограф машет ребятам рукой и уходит со сцены.
Звучит музыка (3):
«Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова).
Сцена 7. В Синтаксисе и Пунктуации.
Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Знаки Препинания.
Желание (грустно). Да, судя по моему виду, не скоро нам еще
до моего полного освобождения!
Ваня (устало и грустно). Прости меня,
мой друг Желание! Я не знал…
Желание. Что твоя лень и безграмотность…
Ваня. Может причинить столько страдания мне и
другим.
На сцену выходят Знаки
Препинания.
Знаки Препинания. Здравствуйте!
Ваня. Помогите нам!
Знаки Препинания исправляют ошибки.
Точка. Ваня, запомни! Начало предложения пишется
с большой буквы. А в конце предложения ставится точка, или вопросительный знак,
или восклицательный знак!
Запятая. Не забудь, перед союзом а ставится
запятая!
Участники спектакля танцуют.
(6) Постепенно Желание преображается:
снимает оставшиеся веревки, маску и тоже танцует.
Сцена 8. Встреча
с Царем. Выводы Вани.
Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Царь и
остальные участники спектакля.
(8)На сцену выходит Царь, собираются
остальные участники спектакля. Все радостно смотрят на Ваню. На сцене
появляются гонцы.
Первый-Гонец.
Рад великий мудрый царь,
Школограда государь.
Второй Гонец.
Рада вся его страна. Та, что
знаниями полна!
Ваня. Как же много я понял за это путешествие!
Гномик Вася. Что же ты понял, Ваня?
Ваня. Теперь я хочу учиться! Я знаю, что это
будет весело и интересно. Потому что я сам так хочу и выбираю!
Царь. Ваня, посмотри, как теперь преобразилось
твое Желание, как оно засияло! С такими грамотными, осознанными желаниями ты
много хорошего можешь сделать людям.
Желание. Так вот какой путь надо было проделать,
чтобы осознать и исправить все твои ошибки!
Царь. Это путь длиной в четыре года, Ваня. А
впереди еще много трудных слов, много лет учебы.
Царь. Но ты, Ваня, молодец! За твое старание мы
тебя награждаем медалью. . И скажу тебе по секрету…
Царь (продолжает). Эта медаль волшебная. Если ты будешь терпеливым
и трудолюбивым, то она станет настоящей – золотой!
Русский
язык (Амина Агаметова)
Я
люблю свой родной язык!
Он понятен
для всех,
Он
певуч.
Он,как
русский народ,многолик,
Как
держава наша,могуч.
Хочешь
– песни,гимны пиши,
Хочешь,выскажи
боль души.
Будто
хлеб ржаной,он пахуч,
Будто
плоть земная,живуч.
На
совете
За
круглым столом
Разговаривайте
на нем.
Недвусмысленный
и прямой,
Он
подобен правде самой.