Речевые ошибки учащихся, их типология и исправление
М.Р. Львов выделяет речевые
ошибки и неречевые.
Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические,
морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические.
Лексико-стилистические
ошибки:
1.
Повторение одних и тех же слов. Причины: а) малый объем внимания, забыл, что
только что употребил слово и выбирает его снова; б) бедность словаря: ребенок
не владеет синонимией, не умеет пользоваться местоимениями.
Легко
исправляют повторы, если получают указания учителя внимательно перечитать
текст.
2.
Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении (целеустремлённый
– ответственный, «он шел к своей цели»)
3.
Нарушение общепринятой сочетаемости слов.
Например:
Ветер постепенно принимал силу.
4. Употребление
просторечных слов и сочетаний.
Например:
Вперед всех к реке прибежал Вова.
Путь предупреждения всех
лексико-стилистических ошибок – это создание речевой среды, отвечающей
требованиям культуры речи; языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов.
Морфолого-стилистические
ошибки –
неправильное словоизменение или словообразование.
1.
Детское
словотворчество (приречная полоса — по аналогии со словом приморская).
2. Образование диалектных и
просторечных форм от слов литературного языка (хочут, выстрельнул
из…, ихняя)
3.
Пропуск
морфем, чаще всего суффиксов (трудящие).
Причины: трудно
произносить громоздкие слова.
4.
Образование
формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в
единственном числе.
Например:
Крышу кроют железами. Причина: стремление к конкретности.
Синтаксико-стилистические – ошибки в построении
словосочетаний и предложений.
1. Нарушение управления, чаще всего
предложного ( добро побеждает над злом, смеялись с него)
2.
Нарушение
согласования, чаще всего сказуемого с подлежащим.
Например:
Детям очень понравилось елка.
3. Неудачный порядок слов в
предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла (Только равнодушным
оставался кот Васька).
4. Нарушение смысловой связи
местоимений с теми словами, на которые они указывают или которые заменяют (По
улице шли дети с шарами. Они были красные).
5. Местоименное удвоение подлежащего
(Витя – он был самый сильный из ребят)
6.
Нарушение
границ предложений, неоправданное деление сложного предложения на простые (Дворник
когда подметал двор. Сломал ростки тополя)
Исправление
данных ошибок – различные упражнения с предложениями.
Неречевые
ошибки — это композиционные, логические,
искажение фактов.
Типичная
композиционная ошибка — несоответствие рассказа, изложения, сочинения составленному
плану.
Причины
ошибок кроются в подготовке к изложению, сочинению.
К числу логических
ошибок относятся:
1. Пропуск необходимых слов, иногда
существенных эпизодов, фактов.
2.
Нарушение последовательности.
3.
Нелепые, парадоксальные суждения (Утро клонилось к вечеру).
Обучение младших школьников самопроверке
творческих работ:
После написания сочинения (изложения) осуществляется несколько
прочтений с разными целевыми установками:
а) оценить, все ли будет понятно читающему, удалось ли раскрыть свою мысль,
нет ли в содержании лишнего, не пропущено ли главное, последовательно ли
изложены мысли, связаны ли они между собой, удачно ли сформулированы;
в) проверить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной
грамотности.
Приемы правки:
при желании устранить предложение или часть текста – заключить их в
квадратные скобки [ ];
при необходимости дополнить текст – в соответствующем месте поставить
значок V, потом повторить его после всей работы и написать недостающее;
при нарушении последовательности предложений или фрагментов текста –
воспользоваться цифрами;
при необходимости одно слово заменить другим – зачеркнуть ненужное,
надписав над ним более удачное;
при замене или перестройке целого предложения – поместить новое
предложение после всего текста, пометив то, которое заменяется. Каким-то
условным значком, например «звездочкой».
Важное условие правки – аккуратность.
ntshengod
Вопрос по русскому языку:
Помогите с речевой ошибкой не пойму какое неправильно!
Ветер постепенно принимал силу. Осенью часто льет мелкий дождик.
У воинов не хватало оружий.
Дети радовались красоте природы.
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 2
sedgaran579
У воинов не хватало либо ружий, либо оружия
usutiskn877
Ветер постепенно принимал силу
Ветер постепенно НАБИРАЛ силу
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Методика работы над предупреждением и
исправлением ошибок при написании сочинений
Ошибки в
сочинениях могут касаться как содержания и построения, так и языкового
оформления.
В содержательном
плане замечаются такие нарушения, или ошибки:
1)
непонимание идеи высказывания;
2)
неправильное или неполное раскрытие темы;
3)
фактическое несоответствие материала;
4)
неконкретность изложения;
5)
бездоказательность выдвигаемых положений;
6)
несоответствие плану;
7)
нарушение последовательности и др.
Ошибки
со стороны языкового оформления классифицируются как речевые, к которым относятся и
стилистические. Стилистические ошибки – это несоблюдение стилистических норм
литературного языка, приводящее к немотивированному разрушению единства стиля.
Понимание и раскрытие их требует знакомства обучающихся с категориями
стилистики; знания стилистических свойств слова, свободной и ограниченной
сочетаемости; понятия о стилях речи и их особенностях и др. С этими ошибками в
устной и письменной речи обучающихся нередко соседствуют другие нарушения норм
литературного языка, которые также отрицательно влияют на стиль и при анализе
школьных сочинений и изложений должны рассматриваться как ошибки со стороны
слога или стиля.
К числу
речевых ошибок относится неудачно выбранное слово, неправильно построенное
предложение, искаженная морфологическая форма. В начальных классах работа над
подобными ошибками затруднена почти полным отсутствием теоретической основы: те
краткие грамматические сведения, которые предусмотрены программой начальных классов,
совершенно недостаточны для исправления и предупреждения речевых ошибок. Для
планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо
знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов. Изучение причин таких
ошибок может послужить базой для их исправления и предупреждения. Речевые
ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и
синтаксико-стилистические.
Наряду с
речевыми ошибками также различают неречевые: композиционные, логические и
искажение фактов.
Рассмотрим
причины лексико – стилистических ошибок.
Лексико–стилистические ошибки |
||
Название ошибки |
Пример ошибки |
Причины ошибки |
Повторение одних и тех же слов |
У нас есть щенок. Нашего щенка |
Причины ошибки – малый объем |
Употребление слова в неточном пли |
Примеры: Река покрылась модным льдом (у |
Эти ошибки – следствие |
Нарушение общепринятой |
Ветер постепенно принимал силу (надо: набирал силу). Вышел красный |
Причина ошибок – малый речевой опыт, |
Употребление слов без учета их |
Он почувствовал, что утопает в болоте, |
Эти ошибки связаны с недостаточным |
Употребление диалектных и просторечных |
Вася шел взади (т.е. сзади). Обратно пошел снег (т.е. опять) |
Подобные слова дети употребляют под |
Хотя
причины лексических ошибок не одинаковы и, следовательно, неодинаковы и способы
их исправления и разъяснения, но есть общий путь их предупреждения – это
создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых
текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, выяснение роли и
целесообразности именно этого, а не какого-либо другого слова н данном
контексте.
К группе морфолого
– стилистических ошибок относится неправильное образование форм слов,
неправильное словоизменение или словообразование. Рассмотрим причины морфолого
– стилистических ошибок.
Морфолого – стилистические ошибки |
||
Название ошибки |
Пример ошибки |
Причины ошибки |
Детское словотворчество |
а) На стройке работают бетонщики, б) Приречная полоса (по аналогии с приморская, прибрежная). |
Эти ошибки требуют |
Образование диалектных пли просторечных |
Они хочут, он хотит, он пришел без пальта |
Эти ошибки искореняются под |
Пропуск морфем, чаше всего суффиксов (и |
а) «Трудящие» вместо «трудящиеся». б) Несколько раз «выглядал» в окно (нужно: |
Эти ошибки требуют обратить |
Образование формы множественного числа |
а) Крышу кроют «железами» (надо б) Съел «две каши» (надо: две тарелки каши). |
Причина этих ошибок – в |
Синтаксико–стилистические
ошибки проявляются в
построении словосочетаний и предложений. Рассмотрим причины синтаксико –
стилистических ошибок.
Синтаксико – стилистические ошибки |
||
Название ошибки |
Пример ошибки |
Причины ошибки |
Нарушение управления, чаще всего – |
а) Добро побеждает над злом (возможно, здесь влияние сочетания одержало б) Все радовались красотой природы в) Жители городов и сел выходили |
Эти ошибки требуют обратить |
Нарушения согласования, чаще всего – |
а) Солнце ярко светила (светило). б) В сентябре дети пошло (пошли) в |
Причины ошибок кроются в |
Неудачный порядок слов в предложении, |
а) Узкая полоска только с берегом б) Только равнодушным оставался кот |
Причина ошибки в том, что |
Нарушения смысловой связи между |
Когда Коля прощался с отцом, |
В предложении пишущему или Необходимо проводить |
Местоименное удвоение подлежащего |
а) Миша, когда вернулся в отряд, он был б) Петя – он был самый сильный из ребят. |
Можно указать на две причины |
Употребление глаголов в не соотнесённых |
а) Надвигалась темная туча и полил дождь. б) Незнакомец входит в хижину и |
Ошибки свидетельствуют о |
Неумение находить границы предложений |
а) Учитель когда вел урок. Написал б) Охотник однажды шел по лесу, из чащи |
Причина ошибки: в устном |
Основа
исправления ошибок седьмого типа – различные упражнения с предложениями, в том
числе разделение текста, напечатанного без точек, на отдельные предложения.
Как
говорилось выше, неречевые ошибки – это композиционные, логические ошибки, а
также искажения фактов. Рассмотрим причины неречевых ошибок.
Неречевые ошибки |
||
Название ошибки |
Пример ошибки |
Причины ошибки |
Композиционные ошибки |
||
Несоответствие сочинения, рассказа, |
Мне нравится картина художника ….. На заднем плане я вижу ….. На переднем плане изображены …. Я рассматриваю картину художника ….. |
Причины |
Логические ошибки |
||
Пропуск необходимых слов, а иногда и |
Снеговик |
Чтобы понять причины |
Нарушение логической последовательности |
На элеваторе из зерна получают муку. |
Легко устраняются в процессе |
Употребление в одном ряду понятий разных |
По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в |
Необходима более подробная |
Система
исправления и предупреждения ошибок складывается из следующих элементов:
а)
исправление речевых ошибок в тетрадях обучающихся;
б)
классная работа над ошибками общими, типичными, на тематических 15 –
20-минутных фрагментах уроков анализа проверенных сочинений и изложений, с
целью подготовки обучающихся к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок
определенного типа;
в)
индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными (индивидуальными)
ошибками; их обнаружение, уяснение и исправление;
г)
система стилистических и иных языковых упражнений, в которых учитываются
возможные и наиболее вероятные речевые ошибки; языковой анализ текстов на
уроках чтения и грамматики, что служит общей основой для конкретной работы над
ошибками, допускаемыми учениками;
д)
языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением с целью
подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его
фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;
е)
стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических тем,
указания на то, как данная грамматическая тема может сослужить основой для
предупреждения ошибок;
ж)
специальное обучение школьников самопроверке и самосовершенствованию
(«редактированию») собственного сочинения.