Vita nostra работа над ошибками отзывы

Чтение-страсть

Репутация
30987

Россия, Санкт-Петербург

Жестокое разочарование.

26.01.2022

Достоинства:

Остались в первой части

Недостатки:

Весь опус

Дааа… Во-первых, спасибо автору Бартимеус за рекомендацию первой книги.https://otzovik.com/review_12962126.html Хотя фантастика именно такого направления — совсем не мой жанр, очень уж редко авторам удаётся справиться с противоречиями и придумать достоверную, убедительную реальность, и Vita Nostra…

Бартимеус

Страх и свобода. Совершенно нежданное, но очень даже сильное продолжение

28.01.2022

Достоинства:

Стиль, центральный конфликт, развязка

Недостатки:

Любовная линия всё же слишком натянута

Книга «Vita Nostra» — действительно одна из самых сильных вещей, что вышли из-под пера авторского дуэта Марины и Сергея Дяченко. Сюжет обрывается резко, на взлёте, но, тем не менее, книга кажется вполне законченной. Во всяком…

Синяя-Птица-74

Репутация
7215

Беларусь, Могилев

Ностальгия

12.07.2022

Достоинства:

Встреча с полюбившимися героями и полюбившимися темами первой книги

Недостатки:

Ничего нового

Писать отзывы на технику вообще не моё) Поэтому продолжу о книгах. Ещё одна книга, прочитанная мною за время многомесячного молчания на «Отзовике» — это книга моих любимых-прелюбимых авторов Марины и Сергея Дяченко. Называется она «Vita…

PutnikT

Репутация
36696

Россия, Тара

Неожиданное для меня продолжение одного из самых странных романов Дяченко

1

29.11.2021

Достоинства:

Совершенно загадочный и невероятный сюжет, филигранно выписанные чувства и мироощущение героев. Это — ДЯЧЕНКО!

Недостатки:

не было желания их искать…

Да, это действительно было неожиданным для меня, потому что обдумывая в свое время частый для Дяченко открытый финал романа «Vita Nostra» я был уверен, что больше мне не придется встретиться с этими удивительными героями не…

Semichvetik

Репутация
7596

Россия, Сызрань

Теперь поняла концовку первой книги. И, кажется, не совсем — концовку второй.

13.06.2022

Достоинства:

Возвращение к полюбившимся героям.

Недостатки:

Книга понравилась меньше первой.

Как можно понять уже из названия, эта книга — продолжение и, скорее всего, окончание истории про Сашу Самохину, незаурядную студентку особенного Института Специальных Технологий. Я была рада новой встрече с уже полюбившейся героиней в стенах…

ket9183590521

Репутация
45451

Россия, Краснодар

Жуткие средства, непонятная цель. Масса вопросов, но интересно.

11.02.2022

Достоинства:

Необычное и интересное продолжение

Недостатки:

мне так и осталась непонятна цель этого учебного процесса

Я довольна, что прочитала подряд две книги Марины и Сергея Дяченко первую, и ее продолжение. Между их написанием в реальном нашем мире прошло 14 лет. В книге вроде тоже, но вот тут сразу непонятно немного…

PavelRom

Репутация
1

Россия, Санкт-Петербург

Очень смешанные чувства…

14.01.2022

Достоинства:

Читается на одном дыхании

Недостатки:

перечеркнула смысл первой части смысл первой

Что ж, решил и я написать рецензию, хотел никогда этого не делал ранее, наверное, потому, что и первая и вторая книга не оставили меня равнодушными! И это ещё мало сказано!!! Я считал, что настолько глубокие…

Nadezda1803

Репутация
38609

Россия, Астрахань

Я -Слово, которое лежит в основе новой реальности.

12.08.2022

Достоинства:

Сюжет, язык, стиль

Недостатки:

Не настолько захватывает, как первая

Добрый день! Первая книга перевернула полностью мое сознания, забралась в каждую извилину мозга и зудела там непрерывно, как надоевший комар. Эта книга продолжение первой, видимо так авторы захотели ответить на вопросы читателей и поставить точку…

Здесь будут храниться ваши отложенные товары.

Вы сможете собирать коллекции книг,
а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии!







  • Позвонить




  • Сообщения

    У вас пока нет сообщений!








  • Mой Лаб​иринт




  • 0



    Отложено

    Здесь будут храниться ваши отложенные товары.

    Вы сможете собирать коллекции книг,
    а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии!




  • 0



    Корзина


  • Книги


  • Иностранные


  • Главное


  • Школа


  • Канцтовары


  • Игрушки


  • Товары для дома


  • CD/DVD


  • Сувениры


  • Журналы


  • Еще


  • Клуб






  • Объединенный






     — 


    доставим 14 фев.



  •  

  • Доставка и оплата
  • Сертификаты
  • Рейтинги
  • Новинки
  • Скидки
  • 8 800 600-95-25
  • Контакты
  • Поддержка
  • 25 пунктов самовывоза
  • Главное 2023
  • Все книги
  • Билингвы

    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Билингвы»

    • Все книги жанра

    • Билингвы для детей

    • Билингвы. Английский язык

    • Билингвы. Другие языки

    • Билингвы. Испанский язык

    • Билингвы. Итальянский язык

    • Билингвы. Немецкий язык

    • Билингвы. Французский язык

  • Книги для детей

    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Книги для детей»

    • Все книги жанра

    • Детская художественная литература

    • Детский досуг

    • Первые книги малыша. Развитие ребенка

    • Познавательная литература для детей

  • Комиксы, Манга, Артбуки

    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Комиксы, Манга, Артбуки»

    • Все книги жанра

    • Артбуки. Игровые миры. Вселенные

    • Комиксы

    • Комиксы для детей

    • Манга

    • Манга для детей

    • Новеллизации

    • Образовательные комиксы

    • Ранобэ

    • Фан-сувениры

  • Молодежная литература
  • Нехудожественная литература

    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Нехудожественная литература»

    • Все книги жанра

    • Бизнес. Экономика

    • Государство и право. Юриспруденция

    • Домашние ремесла. Рукоделие

    • Домоводство

    • Естественные науки

    • Информационные технологии

    • История. Исторические науки

    • Книги для родителей

    • Коллекционирование

    • Красота. Этикет

    • Кулинария

    • Культура. Искусство

    • Медицина и здоровье

    • Охота. Рыбалка. Собирательство

    • Психология

    • Публицистика

    • Развлечения. Праздники

    • Растениеводство

    • Ремонт. Строительство. Интерьер

    • Секс. Камасутра

    • Технические науки

    • Туризм. Путеводители. Транспорт

    • Универсальные энциклопедии

    • Уход за животными

    • Филологические науки

    • Философские науки. Социология

    • Фитнес. Спорт. Самооборона

    • Эзотерика. Парапсихология

  • Периодические издания
  • Религия

    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Религия»

    • Все книги жанра

    • Ислам

    • Религии мира

    • Религиоведение

    • Христианство

  • Учебная, методическая литература и словари

    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»

    • Все книги жанра

    • Вспомогательные материалы для студентов

    • Демонстрационные материалы

    • Дополнительное образование для детей

    • Дошкольное обучение

    • Иностранные языки: грамматика и учебники

    • Книги для школы

    • Педагогика

    • Подготовка в вуз

    • Пособия для детей с ограниченными возможностями

    • Словари и разговорники

  • Художественная литература

    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Художественная литература»

    • Все книги жанра

    • Афоризмы

    • Басни

    • Детективы

    • Драматургия

    • Историческая проза

    • Классическая проза

    • Отечественный боевик

    • Поэзия

    • Приключения

    • Сентиментальная проза

    • Современная проза

    • Фантастика

    • Фэнтези

    • Эпос и фольклор


  • Скидки
    ·
    Обзоры
    ·
    Рецензии
    ·
    Подборки читателей
    ·
    Новинки
    ·
    Рейтинг
    ·
    Авторы
    ·
    Изд-ва
    ·
    Серии
  • Все книги на иностранном языке
  • Книги на английском языке

    • Назад в «Иностранные»
    • Все книги в жанре «Книги на английском языке»

    • Все книги жанра

    • Курсы изучения языка

    • Литература на английском языке для детей

    • Нехудожественная литература на английском языке

    • Художественная литература на англ. языке

  • Книги на других языках

    • Назад в «Иностранные»
    • Все книги в жанре «Книги на других языках»

    • Все книги жанра

    • Литература на других языках

    • Литература на других языках для детей

  • Книги на испанском языке

    • Назад в «Иностранные»
    • Все книги в жанре «Книги на испанском языке»

    • Все книги жанра

    • Литература на испанском языке

    • Литература на испанском языке для детей

  • Книги на итальянском языке
  • Книги на немецком языке

    • Назад в «Иностранные»
    • Все книги в жанре «Книги на немецком языке»

    • Все книги жанра

    • Литература на немецком языке

    • Литература на немецком языке для детей

  • Книги на татарском языке
  • Книги на французском языке

    • Назад в «Иностранные»
    • Все книги в жанре «Книги на французском языке»

    • Все книги жанра

    • Литература на французском языке

    • Литература на французском языке для детей

  • Все игрушки
  • Детское творчество

    • Назад в «Игрушки»
    • Все товары в разделе «Детское творчество»

    • Все товары раздела

    • Алмазные мозаики

    • Витражная роспись

    • Гравюры

    • Другие виды творчества

    • Конструирование из бумаги и другого материала

    • Лепка

    • Наборы для рукоделия

    • Наклейки детские

    • Панч-дыроколы фигурные

    • Работаем с воском, гелем, мылом

    • Работаем с гипсом

    • Работаем с деревом

    • Скрапбук

    • Сопутствующие товары для детского творчества

    • Творческие наборы для раскрашивания

    • Фрески

  • Игры и Игрушки

    • Назад в «Игрушки»
    • Все товары в разделе «Игры и Игрушки»

    • Все товары раздела

    • Все для праздника

    • Головоломки

    • Детские сувениры

    • Детские часы

    • Другие виды игрушек

    • Игрушка-антистресс

    • Игрушки для самых маленьких

    • Игры для активного отдыха

    • Игры с мишенью

    • Книжки-игрушки

    • Конструкторы

    • Куклы и аксессуары для кукол

    • Кукольный театр

    • Магнитные буквы, цифры, игры

    • Машинки и Транспорт

    • Музыкальные инструменты

    • Мягкие игрушки

    • Наборы для тематических игр

    • Настольные игры

    • Научные игры для детей

    • Пазлы

    • Роботы и трансформеры

    • Ростомеры

    • Сборные модели

    • Слаймы

    • Фигурки

    • Электронные игры


  • Скидки
    ·
    Отзывы
    ·
    Новинки
    ·
    Рейтинг
    ·
    Производители
    ·
    Серии
  • Все канцтовары
  • Аксессуары для книг

    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Аксессуары для книг»

    • Все товары раздела

    • Закладки для книг

    • Обложки для книг

  • Глобусы
  • Обложки для документов

    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Обложки для документов»

    • Все товары раздела

    • Другие обложки

    • Конверты для путешествий

    • Обложки для автодокументов

    • Обложки для военных билетов

    • Обложки для зачетных книжек

    • Обложки для паспортов

    • Обложки для проездных билетов

    • Обложки для студенческих билетов

    • Чехлы для карт, обложки для пропусков

  • Офисная канцелярия

    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Офисная канцелярия»

    • Все товары раздела

    • Бумажная продукция для офиса

    • Мелко-офисная канцелярия

    • Офисные принадлежности

  • Папки, скоросшиватели, разделители

    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Папки, скоросшиватели, разделители»

    • Все товары раздела

    • Папки из картона

    • Папки из пластика

    • Папки из текстиля

    • Папки-портфели (с пластиковыми отделениями)

  • Письменные принадлежности

    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Письменные принадлежности»

    • Все товары раздела

    • Карандаши черногрифельные

    • Ручки

  • Принадлежности для черчения

    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Принадлежности для черчения»

    • Все товары раздела

    • Другие виды чертежных принадлежностей

    • Линейки

    • Наборы для черчения, готовальни

    • Транспортиры

    • Треугольники

    • Тубусы

    • Циркули

    • Шаблоны, трафареты, лекала

  • Рисование

    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Рисование»

    • Все товары раздела

    • Аксессуары для рисования

    • Инструменты и материалы для каллиграфии

    • Карандаши цветные

    • Кисти

    • Краски

    • Линеры для творчества

    • Маркеры акварельные

    • Мелки

    • Наборы для рисования

    • Палитры, стаканы-непроливайки

    • Папки для чертежей и рисунков

    • Пастель

    • Тушь, перья

    • Уголь художественный

    • Фломастеры

    • Холсты. Мольберты

  • Сумки
  • Товары для школы

    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Товары для школы»

    • Все товары раздела

    • Веера, счетный материал, счетные палочки

    • Другие виды школьной канцелярии

    • Канцелярские наборы

    • Косметички, кошельки

    • Ластики

    • Мешки для обуви

    • Ножницы школьные

    • Обложки для тетрадей и книг

    • Папки для школьных тетрадей. Папки для труда

    • Пеналы

    • Пластилин

    • Подставки для книг

    • Рюкзаки, портфели

    • Точилки

    • Фартуки. Клеенки для уроков труда

    • Школьная бумажно-беловая продукция

    • Школьные наборы, подставки, органайзеры


  • Для школы
    ·

    Скидки
    ·
    Отзывы
    ·
    Новинки
    ·
    Производители
    ·
    Серии

  • Каталог журналов
  • Новое в мире толстых литературных журналов
  • Все сувениры
  • Календари

    • Назад в «Сувениры»
    • Все товары в разделе «Календари»

    • Все товары раздела

    • Адвент-календари. Семейные календари-планеры

    • Календари на магните

    • Квартальные календари

    • Настенные календари

    • Настольные календари

  • Сувенирная продукция

    • Назад в «Сувениры»
    • Все товары в разделе «Сувенирная продукция»

    • Все товары раздела

    • Альбомы, рамки для фотографий

    • Воздушные шары

    • Детские сувениры

    • Значки и медали

    • Игрушки для животных

    • Конверты для денег

    • Магниты

    • Новогодние сувениры

    • Открытки

    • Пакеты подарочные

    • Подарочная упаковка

    • Подарочные сертификаты

    • Постеры

    • Праздничные аксессуары

    • Таблички и статусы для рабочего стола

    • Шкатулки

    • Другое


  • Скидки
    ·
    Отзывы
    ·
    Новинки
    ·
    Рейтинг
    ·
    Производители
    ·
    Серии
  • Все товары
  • Мыло
  • Салфетки влажные
  • Другое

  • Скидки
    ·
    Отзывы
    ·
    Новинки
    ·
    Рейтинг
    ·
    Производители
    ·
    Серии
  • Весь клуб
  • Журнал

    • Назад в «Клуб»
    • Лабиринт. Сейчас

    • Детский навигатор

    • Новости Лабиринта

    • Книжные обзоры

    • Рецензии читателей

    • Подборки читателей

    • Литературные премии

  • Скидки и подарки

    • Назад в «Клуб»
    • Акции

    • Бонус за рецензию

  • Только у нас

    • Назад в «Клуб»
    • Главные книги

    • Подарочные сертификаты

    • Эксклюзивы

    • Предзаказы

  • Развлечения

    • Назад в «Клуб»
    • Литтесты

    • Конкурсы

    • Дома с детьми

  • Лабиринт — всем

    • Назад в «Клуб»
    • Партнерство

  • Приложения Лабиринта

    • Назад в «Клуб»
    • Apple App Store

    • Google Play

    • Huawei AppGallery





  • Школа
  • Игрушки
  • Канцтовары
  • CD/DVD
  • Сувениры
  • Журналы
  • Товары для дома

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта.
Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.

клуб ЖЖ

Введите Ваш логин в ЖЖ, и цена товаров пересчитается согласно величине Вашей скидки


Примем заказ, ответим на все вопросы

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

  1. Главная
  2. Социальная фантастика
  3. ⭐️Марина и Сергей Дяченко
  4. 📚Vita Nostra. Работа над ошибками
  5. Отзывы на книгу

отзывов и рецензий на книгу

Самый верный способ управлять человеком — это страх.
Я думала, что знаю о страхе всё. Когда с отвращением неизбежности читала «Сияние». Когда с замиранием сердца не могла оторваться от «Фантомов». Когда осознавала леденящую безысходность «1984». Когда в прошлом году двинулась умом и бегала от Слендерменов по всему городу. Нет, я не знала ничего. Всю глубину понятия «страх» я осознала лишь вчера, когда открыла «Вита ностру», будто вживую почувствовала этот парализующий озноб ужаса, ломающий волю и превращающий человека в чудовище.
«Страх делает из человека зверя. Но лишь он способен превратить зверя в человека.»

Саша Самохина не хотела такой жизни, но страх вынудил ее повиноваться этому незнакомцу. Пошла на поводу. Что двигало ей? Шантаж, обман, забота о близких? Роковая неизбежность или критическая вероятность? Обман повлек за собой дальнейший обман, разрывающий череду действительности, и вот уже делаешь шаг за грань, разделяющую миры — ты еще живешь в старом мире, еще ходишь по его улицам, но уже не принадлежишь ему, как бы ни старался убедить себя, что это сон, ночной кошмар или горячечный бред.
Место, в которое попала Саша, можно назвать школой магии с очень большой натяжкой. Эксперимент. Насилие. Дрессировка. Подавление личности. Искажение. Перестройка. Сколько времени надо человеку, чтобы человеком перестать быть? И кем он станет в итоге?
А что, если всё это было уготовано с самого начала? Если ты с самого рождения человеком не был? Почему тогда продолжаешь цепляться за прошлое, за связи, за семью и бояться — бояться непрерывно, отчаянно, до потери рассудка в течение нескольких лет?
Это очень страшно, скажу я вам. Безмолвная манипуляция сознанием, угроза и неотступное чувство вины. И вся эта магия, сводящая с ума, буквосочетания, при взгляде на которые меняется молекулярное строение организма. Ужас, неизвестность, непонятность, превращение человека в собственную тень, проекцию.
Если мир — это текст, то и люди в нем — слова, грамматические конструкции и функции. И опять же непреклонность и неизбежность. Но самый большой кошмар в том, что всё это, лишь с небольшими вариациями мне пришлось прожить несколько дней назад. Вы знаете, как леденеет кровь, когда сначала слышишь нечто в реальности, а через несколько часов читаешь эти же самые слова в книге? Ничем, кроме рокового и судьбоносного, я это объяснить не могу. Так что эта книга была для меня тяжела и ужасна вдвойне. Надеюсь лишь на то, что именно она даст мне соломинку, чтобы выплыть. Надо же было — именно сейчас, ни днем раньше, когда бы я еще ничего не поняла и не увидела намеков, ни днем позже, когда уже было бы поздно. Саша Самохина сделала свой выбор. Наверное, пора и мне тоже.

Информационный шум.
Совершенно не представляю, что можно внятно про неё написать.
Итак книга для меня дважды бессмысленна.
Алкоголь, наркотики-не сегодня…
Прочитана-то прочитана, а вот рецензия будет о о дарьедонцовости и памперсах.
Самый верный способ управлять человеком — это страх.
Быть избранным — тяжко
Восхитительно!
Мир изменился.
Ш
Ш
ш
ш
.
Это все обо мне.

Как жаль, что в текст невозможно вставить звук. Если бы я могла, я бы наполнила ее белым шумом, вроде того, что издает мой фен, будучи включенным на третьей скорости. Тот самый звук, под который только и мог заснуть мой двухмесячный сын, намучившись от колик и аллергии. Тот самый звук, под который только и могла я прекратить реветь, расставшись со своим навсегда в мужском обличье. Белый шум, вслушиваясь в который, можно ненароком услышать ближайшее будущее. Все у тебя будет хорошо. Или плохо. На один и тот же факт, можно посмотреть с разных сторон, главное смотреть.

Или бы я заполнила этот текст зелеными латинскими буковками, стекающими вниз, вроде тех, что ползают у братьев Вачовски, теперь уже брата и сестры. Бессмысленный гул. Бесконечный массив информации. Из которого проступают платоновские эйдосы (они нематериальны, они не могут проступать, они проецируются), фиксируясь (деепричастие) то на предмете (существительное), то на белых (имя признака), то красиво (имя признака действия). От этого гула невозможно, просто нереально убежать. Он преследует и хватает и втягивает в свой мир, эти чертовы Дяченки, они сломали мне мозг (хрипит, выбираясь из кресла-качалки).

Как же меня подвела привычка никогда не смотреть аннотации. Ведь как все хорошо начиналось. Пятнадцатилетняя Саша Самохина отдыхает на море. Классно, попаданка, наверное. Ее преследует мужчина в очках. Круто, это, наверное, темный маг, раз уж жанр темное фэнтези, должен же быть темный маг. А потом Саша начинает творить всякие вещи, плавать голышом, бегать по утрам, блевать золотыми монетами, и вот она уже в старинном городе Торпе, поступила в ПТУ. А дальше начинается нервовынос и мозгокрут: учебные дисциплины, философия и английский, угу. Специальность. Чтение бессмысленной бредятины. Отношения. Косорукие и кривоглазые второкурсники держатся за крыльцо, врубаются в косяки. Две романтические линии, курево, алкоголь и страх. Страх как основы безопасности жизнедеятельности. Кухня. Осень, зима, весна, лето и снова осень. Повторить три раза. Три года. Путь, пройденный Сашей, от человека до спойлера.

Метаморфозы — путь, который невозможно прервать. Человек от рождения до старости неизбежно меняется, пусть не так радикально как Саша Самохина, но кто может сказать, что он остался таким же, как и год назад? Я не могу. Я больше не знаю, что еще сказать об этой книге. Я согласна с отрицательными рецензиями: многое в книге коробит, что-то не прописано совсем, что-то прописано без нужды четко. Я согласна с тем, что финал слит, некоторые персонажи не раскрыты, и вообще ой-ей. Но я согласна и с положительными рецензиями тоже: серенькая атмосфера дождливости, несмотря на это динамичный сюжет, книга уносит в себя так, что вынырнуть оттуда очень трудно, а только такие книги я заношу в избранное. Так что, да, я заношу Вита Ностру в избранное, и чудовищно жалею, что не могу читать продолжение вотпрямщасжи.

Какая-то бессмыслица получилась. Информационный шум. Да пофиг.

Совершенно не представляю, что можно внятно про неё написать. Я перечитываю эту книгу уже не раз и буду ещё, где-то раз-два в год я испытываю эту патологическую тягу и совсем не могу с ней бороться. Эта книга входит в список тех книг, которые я вынесу из горящего дома, если будет время спасать именно книги.
А почему?
Видимо, дело в каких-то комплексах и незакрытых гештальтах, ну как обычно. Я, как постоянно болезненно меняющееся внутренне и испытывающее разного рода экзистенциальные муки, существо, претендую в собственных глазах на исключительность и раз за разом эти претензии не оправдываю, а о всяких душевных деформациях мне вообще много чего известно. А эта книга — мой костыль, если так подумать. Можно сказать, она меня подстёгивает каждый раз. Сперва опускает на дно, а потом вытаскивает оттуда за волосы и даёт пинка аж до стратосферы. Моё пристрастие не слепо, я прекрасно вижу недостатки и трещинки книги, но это придаёт объекту страсти ещё немного мрачного очарования. Нелогично и дыряво — ну да, как и всегда у меня в жизни.
Я люблю её за бытовуху — изматывающую серую цепочку дней и ночей – которая перемежается с запредельным, за бесприютный мрак одиночества, изоляции и оторванности от всего, что составляло твой уютный мирок, а теперь больше нет, за грани, которые постоянно нужно перешагивать, за мощные внутренние резервы, которые, я верю, всегда можно найти и изреалить. За красоту и страх. За капитаноочевидные истины «и те, кого очень сильно любили, умерли тоже». За это постоянное выдавливание из себя человека и прорастание чужеродными смыслами.
Один профессор математики как-то сказал, что эта книга о воспитании богов, но я не согласна или согласна не полностью. Что если боги капризны, что если они люди, всего лишь люди — слабые, ленивые, испуганные, не готовые к своей божественной сути? Винтики и шпунтики, заготовки, умело обработанные острым резцом, и как на такой обижаться, если он прав?
За какие пределы выносит человека, который чётко понимает своё место в мире, однажды придуманном, который знает, что право определённо справа, а если выпить жидкость из пузырька с пометкой «Яд», рано или поздно почувствуешь недомогание?
Что будет с этим человеком, когда он узнает – всё подвижно, зыбко, мира, каким вы его видите не существует, и если переставить всего лишь запятую в этом нескончаемо огромном пульсирующем предложении, то…
А что же происходит с запятой, которая встала не туда или вообще всё пропустила, и бьют ли её ногами в раздевалке для запятых?
Созидать – это больно?
Будет ли жизнеспособен мир без страха, можно потом в «Мигрант, или Brevi Finietur» прочесть, не скажу, что всё будет понятно, но некоторые ниточки тянутся и обретают плоть. Живую, дышащую, без.., но и с..
Это всё.

Книга прочитана в рамках *Флэшмоба-2011* по рекомендации freyakasi .

Прочитана-то прочитана, а вот рецензия будет о о дарьедонцовости и памперсах.

Начну с основного.
*Монета падает решкой*: ситуация с романом «Vita Nostra» достаточно серьезная. Книга заодно с ее авторами получила целый ворох отечественных фантастических премий разного уровня и масштаба — здесь тебе и серьезный «РосКон», и качественная премия журнала «ЕСЛИ» — «Сигма-Ф», и юная «Серебряная Стрела», и даже титул книги года по версии уважаемого лично мной Фантлаба. Настраивает на нужный уровень, как минимум.
*Монета падает орлом*: напоминая, с другой стороны, что прочитанная мной некоторое время назад третья книга цикла «Метамофозы» — «Мигрант или Brevi Finietur» («Vita Nostra» открывает цикл) вызвала абсолютно брезгливое ощущение поимения читательского мозга, полного отсутствия внятных идей и абсолютно серого, никудышнего внутреннего мира той истории, может быть, и годившуюся в литературную пищу для нулевого читателя, но для писателей приличного уровня, в общем-то, явный моветон.

Что же такое вынесенная в начало рецензии «дарьедонцовость» (или просто «донцовость») в моем понимании? Есть жанры, выполняющие от литературы, например, развлекательную роль. Детективы и фантастика сюда, безусловно, попадают. Книги такого плана отличаются тем, что в процессе чтения происходящее цепляет, бывает крайне симпатично, интересно, иногда захватывающе, несмотря даже на зачастую обычные антуражи — и вот здесь жаждущий интересной истории читатель целиком полагается на мастерство автора. НО — как правило, время такие книги не щадит — через некоторое время ты уже не можешь вспомнить не то, что имени главных героев, а даже информационного, духовного, нравственного, какого_там_еще посыла прочитанного произведения.

Российская фантастика последнего времени болеет донцовостью почти на все свои сто процентов. Не стоит вдаваться в подробности, почему всё так, — пачкаться совестью издательских домов никто не хо.

Так о чем это я? А о том, что с момента прочтения книги прошла, фактически всего неделя, даже меньше — но образы, основные перепетии сюжета, за исключением, конечно, пары важных сюжетных моментов, уже не вспомнить — при том, что читать было достаточно любопытно. В чем же проблема? А в том, что нельзя ТАК писать книги. И не надо здесь бравировать фантастическими премиями — дело в другом. «Vita Nostra», по своей сути — это роман, предназначающийся для молодого поколения, роман взросления, недаром цикл назван «Метаморфозы». По общему замыслу, в конце истории должно быть совсем не то, что было в начале — и к этому самому концу за ручку должен привести «страшный зверь Обоснуй «.

Нашу главную героиню, Сашку Самохину, как и всю историю, этот зверюга взял да и обошел стороной. Есть девчонка. Как все. 16-летняя, молодая, юная, наверное, даже вкусно пахнущая. В один прекрасный момент она встречает таинственного незнакомца в черных очках с золотыми коронками в зубах и буйноволосатой грудью, который странным образом завладевает ее душевным смятением и заставляет выполнять всякую ерунду, мотивируя тем, что в случае неповиновения родня юной и прекрасной начнет умирать, болеть, и т.п. Чтобы родные не страдали, девушке нужно то каждое утро очень рано голой плавать в море до буйка, то опять каждое утро выходить на пробежку и ходить в кусты, простите, пописять. После чего ее каждый день чуть позже рвет золотыми монетами, которые ей нужно собирать. Помимо дисциплины ради дисциплины непонятно, зачем именно. Плавай, писяй и собирай.

В дальнейшем оказывается, что наша девчонка особенная (правда, непонятно чем), и посему ей нужно ехать учиться в институт в далеком городе. Потому что нужно. И вот *наконец* перед нами разворачивается картина этого обучения. Три долгих года молодое создание будет испытывать лишения, издевательства преподавателей и сокурсников, брожение чувств к противоположному полу, страшные нагрузки на нервную систему, учебные перегрузки, …чтобы прийти к своему Призванию. И здесь, казалось бы, все нормально — все так и должно быть, если мы говорим о юном / молодом поколении людей в процессе становления личности…

….но Дяченко всё портят. Во-первых, своими нижепоясными репликами. Думается, они призваны вызывать некоторый культурный шок (за который в советское время, наверное, супружеской чете устроили бы экскурсию на Колыму, а в наше время уже все можно, чо) — девочка, ходящая зимой в туалет под кусты. Старенький сгорбленный преподаватель, с ехидной улыбочкой советующий девочке поскорее расстаться с девственностью. Комментарии а-ля «ну, у вас же есть менструации, вы взрослая, должны понимать» или «я сейчас тебе эту прокладку в жопу запихну».

Во-вторых, скудостью общей атмосферы. Девчонка три года живет и учится, сначала в общежитии, потом в отдельной квартире — а описание мест, где она побывает за эти три года, занимает от силы два абзаца, половина из которых — то, что на ее улице есть фонари. В «институте» вообще такое ощущение, что есть две локации (аудитории) и коридор, которые эти локации связывает.

В-третьих, и это к вопросу о памперсах — в книге всё сухо, как попка младенца. Молодая девушка, у которой происходит ломка сознания сообразно возрасту. Да любое воображение нарисует вам особу, которая должна (ведь правда?) ради чего-то учиться, но и влюбляться, заниматься сексом, чувствовать, постигать, узнавать. Этого в книге вообще нет. Ни описаний, ни лепестков сакуры, ни красиво падающих в грустные моменты капель дождя, я уж не знаю, что там еще. Ничего. Как будто если о чувствах юной женщины писал бесчувственный мущщино. Есть только некоторая Е.Х., ради которой все студенты должны в казарменном стиле выполнять приказы и не думать ни о чем. Мол, делай, потому что надо. Делай, потому что сказано. Учись, детка. Ради самого обучения, конечно, а ты что хотел.

В-четвертых, авторам таки всё-равно удается потихоньку складывать интересный мир, учитывая жанр «городская фантастика», но только он начинается вырисовываться, как оппля — и книга закончилась. Привет.

В конце истории Дяченко делают своеобразный пируэт, пытаясь вывести все к постижению юным созданием Любви как основообразующей истине жизни, но хоспади, как же это все нелепо сделано. Финал является оборванным и предлагает додумывать то, что додумывать абсолютно не хочется. Читателю хочется ЧИТАТЬ. Читать интересно и с увлечением. Мы живем не в пятидесятые, где картинка показывала двух разнополых людей, раздевающихся в разных комнатах, после чего следовало затемнение экрана, и зрителю нужно было додумать, что там происходит. Время у нас другое, эпоха быстрой информации — и писатель должен это понимать, иначе книга будет написана для тиража, а не для юного/молодого читателя.

В конечном итоге и финал, и вся сюжетная метаморфоза главной героини вызывает просто жалкий и огорченный смешок. Персонаж фактически даже не взрослеет — этого не видно. Добродушная юная девушка Сашка не превращается в Александру — остается добродушной юной девушкой Сашкой. И всё, финита. Вот уже второй раз сталкиваюсь с этим ощущением у авторской четы Дяченко. Причем в рамках одного и того же цикла. Постоянство — признак….кхм, мастерства.

ИТОГ — да, безусловно, в наше время потерянных талантов и юных людей, которые сидят в социальных сетях, погрязают в виртуальностях и ничего от жизни не хотят, «Vita Nostra» ставит актуальные, нет, не так — АКТУАЛЬНЫЕ вопросы . Кто ты? Чем ты будешь заниматься в своей жизни? Кем ты хочешь быть? Что ты готов сделать, как готов упахиваться и разбиваться на осколки, чтобы у Тебя это было? Но ответы в этой книге искать не нужно — их там нет. «Vita Nostra» — всего лишь обрывчатый и поверхностный романчик о несостоявшемся взрослении.

Я была знакома только с одним человеком, который уверенно публично заявлял, что не отступится от своих принципов, даже если его будут пытать или угрожать здоровью и жизни его близких. Правда, с ним такого (к счастью) никогда и не происходило, так что проверить крепость его слова мне не удалось.
Остальные, при случае, признавались, что все-таки есть пытки и страхи, которые и их наверняка бы сломали. Будем считать это правилом. Против лома нет приема.
Поэтому мне всегда странными кажутся романы о героях, которых заставили и которым не дали выхода. Скажем, «Коллекционер». Правдо, тут постмодерн, немного иные задачи…

Начало романа Vita Nostra также реализовано по правилу лома. Незнакомец дает героине неловкое, бессмысленное поручение. Если она откажется — пострадает ее мать. Девушка подчиняется.
Как-то естественным образом ждешь дальше рассказа о том, как героиня выпутается из истории, победит своих палачей, но зная Дьяченко, понимаешь, что такого не произойдет. Начав ломать героя, они обязательно доламывают его до конца.

Однако нам скажут, что это не обломки, это получается теперь новый человек. Новое Слово! В самом высоком смысле, простите за каламбур, слова.
Умышленно ли, неосознанно ли, авторы не дают проверить читателю — овладела ли героиня действительно магической силой благодаря всем пройденным испытаниям. Все чудеса, которые она творит, и которые творятся вокруг нее, заметны только ей. Магический университет хорошо засекречен. Она летает, но ее не видят в городе. Она что-то нехорошее случайно делает с мозгом маленького братика — его успевают вылечить. Так магическая система по сути становится шизофренической. Ведь все происходящее оправдывается только в сознании героини, никакие внешние события не доказывают читателю, что институт, бессмысленные упражнения, превращения людей в слова на самом деле зачем-то нужны.

Итак книга для меня дважды бессмысленна. Во-первых, сюжет, движение героини, обусловлены насилием. Во-вторых, с целью ее надули. Так можно написать роман по инструкции от стиральной машины с точки зрения самой стиральной машины, а высшей целью назвать превращение машины в металлолом после тысяч мучительных стирок.

Ну и что самое неприятное (и опасное) в книге — это представление авторов о педагогике. Например, тупая муштра в институте сравнивается с обучением дошкольников. Дескать, те тоже не знают, зачем им уметь считать и сначала их учат, а потом они уже понимают, в чем дело. Это настолько лживо… Дети, как никто, мотивированы на учебу, на то, чтобы понять взрослый мир. И им не надо угрожать смертью матери, чтобы вбить в них азбуку или счет.

В общем, не пробуйте повторить это дома на своих детях. Начните с хомячков.

Никак не могу смириться, что Фарит — воплощение страха. Ну не тянет эта личность на вселенского злодея, никак не тянет. Хотя авторы добавили ему сарказма, некоторой хитрости, вкрадчивости — довольно неуклюже добавили, между прочим. Глазами Павленко даже похоти! Все это совершенно не вяжется с образом Фарита Коженникова, созданного в Вита Ностра…
Не верится в то, что Самохина всего лишь должна была «перевыпустить» Фарита.
Зачем ему «новое иформационное пространство»? Надоело быть, располагаться, длиться в этом мире?
«Работа над ошибками» оставила кучу вопросов и несогласие… Наверное такой и должна быть хорошая литература….

Я даже не могу описать эти две книги про Самохину. Когда бролась читать, не думала, что так тяжело будет мне. С одной стороны очень интересный и неординарный сюжет, а с другой — тяжело понять, что написано и что требуется. Лично для меня — читалось тяжеловато, но и бросить не могла, дочитала. Когда берусь за книгу, хочу отдохнуть, расслабиться, но не в этом случаи.
Книги достойные, советую к прочтению, так как для меня это совершенно новый сюжет открылся.

Абсолютно ненужное продолжение, которое все впечатление от первой части испортило

очень зря они решили переписать первую книгу.

«Vita Nostra. Работа над ошибками», Марина и Сергей Дяченко. Издательство «Эксмо», 2021

Поделиться

Как часто продолжения известных фильмов, альбомов и книг повторяют успех своих предшественников? Вторую часть фантастического романа-бестселлера «Vita Nostra» авторы смогли сделать интересной и увлекательной. Так считает юрист E1.RU, а по совместительству книжный обозреватель Вадим Бадретдинов. Публикуем его рецензию.

Роман «Vita Nostra» Марины и Сергея Дяченко был опубликован в 2007 году и мгновенно прославился в качестве сложной интеллектуальной литературы, пусть даже и предубеждение о легкомысленности фантастики преодолеть сложно до сих пор.

Выбирая в качестве жанровой основы комбинацию университетского романа (а зверь этот довольно редкий) и фантастики, Дяченко сформулировали несколько иной, не похожий ни на что, жанр, дать определение которому предстоит читателю.

Книга «Vita Nostra» повествует о девушке Саше Самохиной. Она оканчивает школу и планирует поступать в МГУ, но странный мужчина в темных очках, неожиданно встреченный ею, выбирает для Саши иной путь. Фарит Коженников (так его зовут) заставляет ее выполнять абсурдные задания, смысла которых она не понимает, а отказ и сопротивление влечет губительные для близких ей людей последствия. Оказывается, что это были вступительные испытания в Институт специальных технологий, которые Саша сдает успешно. Хочет она того или нет, теперь ей придется уехать в провинциальный город Торпа и начать обучение.

Она ежедневно решает бессмысленные задачи, зубрит абракадабру, сдает жесткие экзамены и зачеты. Кому и зачем нужна эта бессмыслица, для Саши и ее одногруппников долгое время остается загадкой, но отказаться нельзя: за плохую учебу, а тем более исключение, следует гибель любимого человека. И лишь в середине романа становится понятно, что преподаватели института — вовсе не люди, а обучение — это процесс трансформации человека в часть Речи. Роман заканчивается сценой экзамена на третьем курсе, который Саша, самая успешная студентка, то ли сдает, то ли нет, ведь она приобретает форму самой могущественной части Великой Речи — Пароля, способного изменить мир, уничтожить его или создать новый.

Роман хоть и заканчивается открытым финалом, но ожидать продолжения не приходится. Тем не менее, спустя четырнадцать лет после выхода первой части супруги Дяченко выпускают «Vita Nostra. Работа над ошибками» — роман, ожидаемый разве что самыми преданными фанатами писателей, да и то смирившимися с завершенностью истории. Из новой книги читатель наконец-то узнает, что Саша экзамен все-таки завалила, но ей дан шанс исправить ошибки и прозвучать, как это было завещано ее преподавателями.

Главное, на чем сосредоточен писательский интерес супругов Дяченко — тема страха, которая для них не нова и уже анализировалась в других их романах. В каждом из них авторы дают страху собственное определение. В «Пещере» страх — это способ физически выжить в мире, где люди делятся на жертв и охотников, в «Армагед-доме», в котором человечество каждые двадцать лет переживает неотвратимый апокалипсис, страх — это неизвестность, в «Долине совести» — нежелание причинить страдание.

Для героев Дяченко страх — это их мотивация, пробуждающая в них, как ни странно, лучшие качества. И в первом, и во втором романах мира «Vita Nostra» писатели берутся за еще более сложную категорию и объясняют страх как неотъемлемый элемент любви. Не соглашаясь с самими собой, они направляют героиню на путь бесстрашия, не отказывая ей в стремлении к любви.

После столь длительного перерыва и откровенно слабого романа «Луч» у читателя может возникнуть вполне обоснованное сомнение в качестве новой книги, но волноваться не стоит: ожидания не оправдаются. Дяченко удалось удержать планку, взятую почти пятнадцать лет назад. Некоторая избыточность второго романа о событиях в Институте специальных технологий компенсируется безупречным мастерством авторов, соединяющих исключительно фантастический мир с миром реальным, сентиментально узнаваемым каждым, кто был студентом. Как минимум, продолжение получилось увлекательным, что уже немало для хорошего времяпрепровождения.

Приблизительное время чтения: 5 мин.


print

Давным-давно, в 2007 году, у Марины и Сергея Дяченко вышел роман «Vita Nostra». Я о нем тогда писал для журналов «Если» и «Знамя». И вот сейчас вышло продолжение: «Vita Nostra: Работа над ошибками». Роман, в котором поставлены точки над некоторыми i из первой книги.

Внимание, дальше есть спойлеры!

На первый взгляд всё просто: главная героиня дилогии, Сашка Самохина, заблудилась в трех соснах, и сосны эти — любовь, свобода и страх. Напомню, что Сашка не просто 20-летняя девушка. Она уже и не совсем человек, а слово Великой Речи (некой высшей информационной сущности, проекциями которой оказывается всё то, что мы, люди, считаем реальностью). Причем она не просто слово, не какое-то худосочное прилагательное или местоимение, она — Пароль, то есть такое слово, которое если прозвучит, то создаст новую реальность, новый мир (и, как опасаются ее преподаватели в Институте специальных технологий) попутно уничтожит старый. То есть вселенная сожмется в точку (космологическую сингулярность), из которой потом родится нечто принципиально новое (хотя, может, и примерно то же самое).

Первый роман, собственно, кончается тем, что на третьем курсе, на экзамене, Сашка готова была уже прозвучать, сотворить новый мир, мир любви — но в последний момент испугалась, потому что поняла: любовь неотделима от страха, и сама она, Сашка, неотделима от страха, и значит, новая вселенная тоже будет заражена страхом. То есть экзамен она провалила, и сюжет второго романа в том и заключается, что преподаватели дали ей еще один шанс, дали возможность провести работу над ошибками. Сашка и проводит — хотя и совсем не так, как от нее этого ждали.

Что выберет девушка, от которой зависит судьба Вселенной: разбираем новый роман Марины и Сергея Дяченко
Марина и Сергей Дяченко

В «Работе над ошибками» продолжается главная тема первого романа: как, становясь чем-то бóльшим, нежели человек, остаться человеком. Как сохранить себя, свое самосознание, свою любовь. Причем эта задача не решается простым «даунгрейдом», то есть отказом от всемогущества и бегством в обычную человеческую жизнь. Не прокатит, не позволит ей это Великая Речь в лице своих воплощений: преподавателей института и, главное, Сашкиного куратора Фарита Коженникова. С Великой Речью как с мафией: вход рубль, выход два. Поэтому Сашке ничего другого не остается, как переиграть противника на его же поле, по его же правилам.

Так вот, насчет трех сосен. Всё просто лишь на первый взгляд, а на самом деле соотношение этих базовых понятий, любви, свободы и страха, крайне сложно. Да, совершенная любовь изгоняет страх (о чем писал апостол Иоанн Богослов в своем Первом послании), но так то совершенная… а обычная человеческая любовь неотделима от страха: мы же боимся за тех, кого любим. Мы же не розовощекие идиоты, мы же понимаем, насколько хрупок мир, насколько он несовершенен, и потому всегда существует вероятность самых разных несчастий. И чем дороже нам человек, тем сильнее мы за него боимся. А чем сильнее боимся, тем беззащитнее перед манипуляциями.

Но с другой стороны, страх убивает любовь, потому что разрушает доверие, без которого любви быть не может. Если доверяешь — значит, сознательно идешь на какие-то риски, то есть преодолеваешь страх.

И как это связано со свободой воли? Если ты делаешь свободный выбор, то ведь тоже рискуешь, поскольку принимаешь на себя ответственность за последствия. Ответственность ведь возникает как раз тогда, когда что-то пошло не так… Рискуешь — значит, ощущаешь страх, который либо преодолеваешь, либо он разрастается и пожирает тебя, лишая и свободы, и любви.

И связь любви со свободой тоже не столь однозначна. Любовь может противиться свободе, а может ей способствовать. В «Работе над ошибками» есть знаковый эпизод. Сашка полюбила летчика Ярослава, и летчик Ярослав полюбил Сашку — но не сам по себе, а под воздействием Сашкиного куратора Фарита Коженникова. Куратору нужно, чтобы Сашка кого-то любила, ведь тогда ее легче шантажировать. А Сашка, когда это осознаёт, применяет магию Великой Речи, чтобы освободить Ярослава от навязанной ему извне любви. Она страшно рискует — ведь, избавленный от «приворота», Ярослав может к ней совершенно охладеть. Свобода может убить любовь. Но и без свободы любовь — какая-то не такая, не высшее проявление духа, а просто психофизиологическая зависимость.

Что выберет девушка, от которой зависит судьба Вселенной: разбираем новый роман Марины и Сергея Дяченко

В общем, все Сашкины метания во втором романе, все ее бунты, выходки, глупые поступки и мудрые решения вызваны именно этим: попыткой найти правильное соотношение между любовью, страхом и свободой. Не решив эту задачу, она не сможет прозвучать как Пароль, не сможет создать мир с любовью и свободой, но без страха. И тогда ей останется лишь самоуничтожиться — не как человеку даже, а как части Речи. В кульминационный момент она очень близка к такому метафизическому суициду (и ее можно понять — она же таким образом спасает существующую реальность от распада, совершает, можно сказать, подвиг). Но всё же не сделала последний шаг.

И какие же итоговые выводы? К чему пришла Пароль Самохина? А пришла она к тому, что незачем сразу решать проблему глобально. Достаточно сначала создать некую сферу с любовью, свободой и отсутствием страха, а потом уже постепенно распространять ее, растягивать. Сперва в этой сфере будет она сама, пилот Ярослав, его пожилой отец… а со временем и другие. Вот так она в финале и прозвучала, вот такой новый мир создала. Внутри старого мира.

Остаётся понять, как, вынеся за скобки фантастические декорации, приложить эти выводы к нашей обыденной жизни. На мой взгляд, высказана простая, не слишком оригинальная, но вполне работающая идея: делай что должно, и будь что будет. Или, если угодно, «теория малых дел». Люби по-настоящему, доверяй тому, кого любишь, не позволяй своему страху за любимого возобладать над тобой, не иди на компромиссы со злом из прагматических соображений. Не ущемляй свободы любимых, не ставь во главу угла собственный душевный покой. Старые, проверенные временем истины.

В рецензии на первую книгу дилогии 14 лет назад я писал, что перед нами — метафизический роман, притворяющийся романом воспитания. Потому что в нем все Сашкины перипетии, ее трудное взросление, студенческий быт, любови-моркови — это лишь декорации, а суть — в духовной проблематике, в отношениях между человеческим и сверхчеловеческим. А вот с «Работой над ошибками», похоже, получается наоборот: тут метафизические декорации, но главная идея — вполне посюсторонняя, земная. Свобода-любовь-страх — как нам со всем этим быть? Нам, не словам Великой Речи, а обычным людям? Здесь, в земной жизни?

Правда, от решения этой задачи зависит не только земная жизнь. Но это уже кто как верует.

Я точно помнила, что «Вита Ностру» я читала (примерно, когда она вышла, т.е. примерно 14 лет назад), но решив ознакомиться с продолжением, обнаружила, что не помню ничего вообще, кроме того, что это книжка про девочку, которая была глаголом (и это было непонятно), в ней имелся традиционный для Дяченко слитый финал, и она не вызвала никакого восхищения. Пришлось перечитать. К сожалению, старой рецензии у меня не сохранилось, а впечатление, пожалуй, поменялось.

«Вита Ностра»
Оказалось, что «Вита Ностра» — вообще говоря, про страх. Страх, формирующий реальность каждого конкретного человека, страх — как стимул к движению, страх – как отсутствие свободы и ей же противопоставление. Наверное, это самое важное в книге, то, что в свое время поставило ее на вершину творчества Дяченко и привлекло столько внимания.

Сюжет строится вокруг девочки Саши, которая неожиданно для себя (и совершенно не имея такого желания) попадает в некий Институт

чародейства и волшебства,

находящийся в маленьком провинциальном городе Торпе. Никакого Гарри Поттера, волшебная школа напоминает скорее какое-нибудь армейское училище. Жесткая дисциплина, шаг вправо, шаг влево — расстрел. Непонятные предметы, непонятно зачем изучаемые. Странные преподаватели, еще более странные студенты. Предстоящий на 3-м курсе экзамен, которым пугают, начиная с первого.

И страх. Во всех перечисленных выше ипостасях. Страх, отгородиться от которого помогает разве что привычка учиться. Потому что отвлекает и дает надежду, что когда-нибудь ты станешь тем, кто.

Говоря про эту книгу, часто упоминают приятную достоверность студенческого быта. Ну… это, видимо, субъективно. Никакого особого впечатления этот быт не производит, и он здесь больше для обслуживания сюжета, нежели себя самого (или милых ностальгических мелочей и деталей, которых как раз почти и нет) ради.

Основной призыв книги звучит, как «не бояться», синонимом которому авторы выбрали «осмелиться». Но всем понятно, что лексическое значение этих слов разное. И потому заменить страх чем-то еще не получилось.

«Жить – значит быть уязвимым. От кромешного ада отделяет тоненькая стенка мыльного пузыря. Лед на дороге. Неудачное деление стареющей клетки. Ребенок подбирает с пола таблетку…»

Написано увлекательно и драматично, оторваться сложно, но книгу портят две вещи. На протяжении всего романа перед читателем висит морковка на веревочке, за которой он покорно следует, постоянно понимая чуть меньше, чем хотелось бы. Это было бы нормально, если бы в финале сложился каменный цветок, или хотя бы его эскиз был намечен, с приглашением достроить композицию. Но нет. Уже упомянутое отсутствие финала – вторая беда книги. Самое обидное, что эти же две проблемы остаются и во второй части.

«Вита Ностра – работа над ошибками»

Вторая книга внезапно оказалась про любовь. Как-то надо было выпутываться из мутного окончания первой, что-то мощное противопоставить страху, и ничего, кроме любви у авторов не нашлось. И это, пожалуй, слабое место книги. Не потому, что любовь – неподходящее чувство. Чего только не совершается во имя любви! Но только не здесь. Потому что все рассуждения об указанном предмете сводятся к вопросу: «люблю ли я этого человека, или только использую». А потому Сашкины переживания и отношения остаются на уровне практической работы, но не более.

Она выглядит отличницей-перфекционисткой, которая привыкла быть лучшей, и одновременно прятаться за учебниками от реальности. Она любит также, как пытается строить новые миры – словно это не настоящая жизнь, а учебная задачка. И за границу этого круга никак не получается выйти, даже создавая новый мир. Особенно создавая новый мир.

В «Работе над ошибками» Сашка повзрослела, научилась жить одна, увидела вероятностную развилку своей судьбы и, кажется, с учетом всего этого, логичнее было бы противопоставить страху – одиночество, которое та же самая свобода. Но нет. Или это было бы слишком просто? Сашка ищет (возможно подсознательно) того, ради кого стоило бы жить дальше. А значит – дальше бояться.
Философские игры с понятиями – штука занимательная, и жаль, что авторы не поставили именно это в центр книги, хотя явно пытались.</p>

«Сидя за столом с прямой спиной, Сашка выписывала смыслы – перебирая имена, выстраивая связи, моделируя на бумаге мир, в котором есть все, кроме свободы. Где на месте понятия «свобода» – фигурная дырка. Почти сразу она запуталась в трех соснах – в свободе и воле, в тюрьме и каторжных цепях, свободе как грамматической идее и физической реальности. Сплелись, уводя в сторону, образы кулака, остановившегося у чьего-то носа, и заодно почему-то очереди в деревенский сортир (осознанная необходимость физиологического отправления?). Сашка разорвала блокнотный лист, снова заточила карандаш и начала сначала: она должна собрать воедино все, что не является свободой, не имеет к свободе отношения и одновременно выражает свободу так, что ее уже ни с чем не спутаешь. …

Твоя свобода при тебе, но она выражена через несвободу. Судьба, рок, предопределение, необходимость, принуждение, закон… и любовь, разумеется».

В остальном – самостоятельной книги не получилось. Вторая часть полностью и целиком завязана на первую, словно они были написаны вместе, и лишь изданы с большой разницей во времени.

Впечатление осталось странное. Идея, положенная в основу Института, осталась на уровне намеков, и, хотя мне понравилась высказанная кем-то мысль о том, что это место, где воспитывают богов, она, к сожалению, не находит подтверждения. Либо заложенные авторами смыслы остались для меня скрытыми, либо туманный финал – просто прикрытие того факта, что им так и не удалось придумать красивое завершение своей серии.

Читали? Что, на ваш взгляд, происходит в финалах каждой из книг?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Visual styles related operation resulted in an error
  • Visual studio ошибка c4996
  • Visual studio неизвестная ошибка при установке
  • Visual studio как изменить цветовую схему
  • Visual studio как изменить цвет кнопки