Время измеряется только сутками найди ошибки

Формирование временных представлений у детей младшего и среднего дошкольного озрастаВведениеДорого вовремя времяВремени много и малоС. Я. МаршакТемой времени пронизаны произведения мног

Формирование временных представлений у детей младшего и среднего дошкольного озраста

Введение

Дорого вовремя время

Времени много и мало

С. Я. Маршак

Темой времени пронизаны произведения многих писателей, художников, поэтов, философов. Ещё в древности люди ощутили загадочность, могущество времени, олицетворяя его с божественным существом Хроносом, в котором видели начало мироздания.

В современном мире социальная необходимость сталкивает человека с проблемой времени ежедневно. Во времени живёт и ребёнок, познание которого и знакомство с окружающим миром протекает также во времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научится самим ориентироваться во времениопределять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение рационально распоряжаться своим временем создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, обязательность, пунктуальность, необходимых не только в организации повседневной жизни дошкольника, но и при подготовке детей к школе, так как у дошкольника и младшего школьника разные временные режимы, а значит нужны определённые механизмы адаптации к новым условиям.

Как считают Тарабарина Т. Н., Кошапов Р., Лебеденко Е. Н., освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью, но интерес к временным отношениям возникает очень рано. Поэтому мы говорим о необходимости формирования временных представлений у детей, начиная с младшего дошкольного возраста. Вместе с тем, специфические особенности времени, как объективной реальности, затрудняют его восприятие детьми. Поэтому педагогу в работе по развитию у детей представлений о времени необходимо учитывать данный фактор.

Особенности времени, как объективной существующей реальности.

Слово «время» произошло от древнерусского «веремя», что означает «вращение». В толковом словаре русского языка Ожегова С. И. понятию «время» даётся 10 вариантов определений. Мы остановились на одном из, на наш взгляд, наиболее полно раскрывающем сущность и свойства времени.

Время – одна из форм существования бесконечно развивающейся материи; последовательная смена её явлений и состояний. Таким образом, можно выделить следующие особенности времениВремя всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к бедующему. Его нельзя задержать, вернуть, т. к. оно необратимо. Увидеть, услышать время невозможно, потому что оно беспредметно.

Специального, самостоятельного анализатора времени не существует. В основе восприятия времени, по учению Павлова, лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, их динамика. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы. Кроме того, время, как бесконечно развивающаяся материя обладает следующими свойствами:

длительность. Отражает порядок сменяющих друг друга явлений и состояний материи. Определяется словами медленно, скоро, долго, быстро, мгновенно, сейчас. Измеряется секундами, минутами, часами, сутками, неделями, месяцами, годами, веками;

последовательность. Отражает чёткую расчленённость и объективно существующую смену одних явлений другими, что формирует представления о настоящем, прошедшем и будущем. Определяется словами сначала, потом, раньше, позже;

прерывность – непрерывность;

цикличность. Модель времени, которая относится к восточной культуре восприятия временных отношений.

Таким образом, возникает ряд вопросов: Что же может и должен знать младший дошкольник о времени?

На эти вопросы мы сможем ответить, если обратимся к особенностям мышления и восприятия детей младшего дошкольного возраста.

Особенности мышления и восприятия времени детьми младшего дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте ребёнок погружён в нерасчисленное время, поскольку его социальные связи не носят ещё чётко обозначенной и заданной ориентации во времени, реализуемой социально значимым взрослым. Его ориентация во времени осуществляется в значительной мере стихийно, раздражённо, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, и прежде всего психологические особенности мышления и восприятия данного возраста. Как считают Кашапов Р., Непомнящая Р. Л., эти процессы в младшем дошкольном возрасте неотделимы. И более того, над сознанием ребёнка довлеет восприятие, а не мышление.

В 3-4 года восприятие носит предметный характер. Ребёнок все свойства предметов считает принадлежащими им нераздельно. Поэтому детям трудно делить время на определённые отрезки, что затрудняет восприятие длительности явлений. Менее сложным представляется для детей восприятие последовательности явлений, которое опирается на чёткую расчлененность и объективную существующую смену одних явлений другими. Этот вид восприятия времени проще подкрепляется наглядными примерами, поэтому в детском саду, чаще всего, с помощью серий картин объясняется смена времён года и времени суток. В свою очередь конкретность мышления, по мнению Рихтерман Т. Д., Рубинштейна, обуславливает восприятие смены частей суток за счёт объективных показателей (положение солнца, освещенность). Как считает Рихтерман Т. Д., в процессе эмпирического опыта, самостоятельно дети приобрести эти знания о частях суток не могут. Это объясняется тем, что в процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению Павлова И. П., слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом социального внимания детей.

Наглядно-образное мышление и воображение являются ведущими у детей до 4-го года жизни, как считают Лебеденко Е. Н., Непомнящая Р. И. следовательно, образная подача материала обеспечивает наибольшую эффективность его запоминания и возможность самостоятельного мышления.

Особенно важно учитывать тот фактор, что процесс познания и восприятия у ребёнка 4-го года жизни связан с эмоциями.

Важнейшей отличительной чертой информации, которую получают дети младшего дошкольного возраста, является то, что они воспринимают знания во время общения, то есть через отношения. Поэтому дети воспринимают только то, как скажет Кашапов Р., Лебеденко Е. Н., что несёт положительные эмоции – то, что приятно, интересно, увлекательно, забавно, ново. Поэтому использование принципа одушевления и приёма сюжетной подачи материала в процессе формирования представлений младших дошкольников о времени поможет педагогу добиться атмосферы общей заинтересованности и привлекательности в детском коллективе.

Не стоит забывать, что у детей 4-го года жизни, как и у трехлетних детей, сохраняется эгоцентризм. Они всё ещё считают себя центром Вселенной и думают, что только их понимания и представление является правильным. Как считают исследователи, эгоцентризм четырёхлетнего ребёнка тесно связан с его восприятием и мышлением. Соглашаясь с этой точкой зрения, мы считаем, что использование фотографий детей в процессе формирования временных представлений обеспечит наибольшую эффективность понимания и запоминания материала.

В силу наглядно-действенного характера мышления младших дошкольников, по мнению Шалимовой Т., Люблинской, Кашапова Р., формировать представления о времени необходимо с опорой не только на наглядность, но и на личный опыт ребёнка в процессе проведения режимных моментов, осуществления продуктивной и практической деятельности. Исследователями доказано, что подключение движений к стихотворным текстам, содержащих большое количество глаголов, помогает наглядно демонстрировать сказанное, ритмизирует речь, делает её эмоциональной. Более того, наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие и память. Поэтому слово, в сочетании с движением является средством для усвоения младшими дошкольниками временных отношений. Таким образом, развитие представлений о времени у детей 4-го года жизни теснейшим образом связаны с их конкретным, житейским образом, с их эмоциональными переживаниями. Исходя из этого, что в течение первых лет жизни у детей из собственного жизненного опыта складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Именно поэтому первая единица измерения с которой необходимо начинать знакомство детей со временем, — это сутки. Кроме того, к 3-4 годам у детей имеются некоторые представления о временах года. Поэтом необходимо в младшем дошкольном возрасте проводить работу по формированию у детей представлений об общих признаках, связанных с природными изменениями в разные сезоны.

Формирование представлений о частях суток.

Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца.

Продолжительность одного оборота земного шара вокруг своей оси равна суткам. В обыденной жизни вместо слова «сутки» часто говорят «день», хотя точнее день — это продолжительность времени от восхода солнца до его заката. В разных местах земного шара и в разное время года продолжительность дня и ночи различна, поэтому для измерения времени понятия «день» и «ночь» как эталоны непригодны. Сутки как мера времени имеют свою определенную количественную характеристику — 24 часа, поэтому время измеряется сутками. Это первая естественная единица измерения времени.

Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Такое деление, с одной стороны, связано с объективными изменениями, происходящими в окружающей среде в связи с различным положением солнца, освещенностью земной поверхности, воздушного пространства, появлением и исчезновением луны, звезд, а с другой стороны, со сменой видов деятельности людей в разные части суток, с чередованием труда и отдыха. Продолжительность каждой части суток бывает различной, поэтому их смена принята условно.

В Словаре русского языка С. И. Ожегова дается такое определение частей суток: день — часть суток от утра до вечера; вечер — часть суток перед наступлением ночи, следующая после окончания дня; ночь — часть суток от вечера до утра; утро — начало дня.

При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам.

При обучении детей распознавания частей суток достаточно ограничиться соотношением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признаком с учётом следующих особенностей:

Неравномерность во владении названиями частей суток. Наибольшую сложность вызывают такие части суток, как день и вечер.

Выделение раньше тех частей суток, которые чаще называются взрослыми, связанные с характерными видами деятельности (подъем, одевание, зарядка, ночной сон) и имеют конкретные признаки (восход солнца и луны).

Соотношение показателей частей суток с собственным опытом жизни и деятельности.

Индивидуальные условия быта. Признаки ночи (темно, все ложатся спать) могут быть нехарактерны для детей, у которых родители работают по сменам.

Исходя из этих особенностей, мы наметили поэтапную работу, а так же выбрали методы и приёмы по формированию у детей знаний о частях суток.

Конкретным определителем времени для детей младшего дошкольного возраста является в первую очередь их собственная деятельность. Поэтому, на первом этапе работы, для определения каждой из частей суток необходимо использовать деятельность максимально приближенную к личному опыту каждого ребенка. По мнению Люблинской А. А., освоение времени осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни. Поэтому важно насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, проговаривая и называя соответствующее время.

Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребёнка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и др. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющие несколько раз в течение дня, в разные части суток, игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка. Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с определенным названием частей суток можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени или показывая эту деятельность на картинках. Можно ввести единый персонаж (кукла Таня, с которым вместе с детьми можно обыгрывать показательные виды деятельности. При этом особое внимание, уделяя упражнению детей в правильном названии частей суток. Для лучшего запоминания все части суток можно «прохлопать»«протопать». Название частей суток можно вводить в игры-драматизации (сказка «Колобок»«Утром бабка слепила колобок…»«Днём колобок покатился по тропинке»; сказка «Курочка Ряба»«Вечером прибежала мышка, хвостиком махнула…» и т. д.). Используются словесные игры«Скажи тихо»«Скажи громко»«Скажи быстро»«Скажи медленно»«Назови пропущенное слово» (воспитатель пропускает название частей суток, дети дополняют). Дидактические игры с картинками«Когда это бывает»«Какой картинки не стало»; подвижные игры«Покажи, что назову» (воспитатель называет часть суток, дети показывают характерную для этого времени деятельность«Найди ошибку» (выбирается водящий, его уводят в другую комнату. Воспитатель даёт детям задание«Мы занимаемся» Когда приглашают водящего, все дети действиями изображают занятие. Воспитатель говорит«Ночью мы занимаемся». Водящий должен найти ошибку. Если угадал, дети разбегаются, водящий догоняет). П/и «День-ночь», где название частей суток служат сигналом к определённым действиям. Сюжетно-ролевые игры«Приводим детей в детский сад» «Идём на прогулку» и т. д. Для закрепления знаний детей можно использовать:

отрывки из рассказов, стихотворений, в которых описывались характерные для данной части суток практические действия;

картинки сказочного содержания, связанные с деятельностью сказочных персонажей или животных в различные части суток;

игры с моделью «Части суток», где изображены показательные виды деятельности каждой части суток и объективный показатель (цветовой фон, к которому, в рамках данного этапа, не привлекаем специального внимания детей«Что сначала, что потом»«Покажи что назову»«Когда это бывает?»«Найди ошибку».

Если на первом этапе знакомства детей с частями суток мы использовали деятельность, максимально приближенную к опыту самих детей, то на втором этапе показываем, что бывает и что делают утром, днём, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые, животные, растения. С этой целью необходимо использовать картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, девочка утром поливает цветы, старший брат гуляет днём с собакой, цветы вечером закрывают лепестки и опускают соцветия, папа днём на рыбалке и т. д.

Работу можно проводить по частям. Сначала предложить детям из всех картинок выбрать те, на которых нарисовано то, что бывает утром; затем рассмотрев с детьми серии картинок, на которых нарисовано всё, что бывает днём, вечером, ночью. Знакомство с разнообразной деятельностью, характерны для каждых частей суток, также осуществляется посредством игр.

Словесные игры:

«Найди лишнее слово» («Утром мы завтракаем, занимаемся, обедаем»«Ночью спим, гуляем с папой»)

«Назови пропущенное слово» («Мы завтракаем утром, а вечером?»«Мы пойдём гулять…»)

«Придумай-ка» (необходимо придумать предложение с заданным словом«Утром я …» или «Спим мы …»

«Придумай рассказ» (составление коротких рассказов на заданную тему, как реальных, так и вымышленных)

Игры-инсценировки:

«Утром бабочка проснулась …»«Утром солнышко встаёт …»«Выходим на прогулку …» и т. д.

Дидактические игры:

«Когда это бывает?»

«Найди лишнюю картинку»

«Найди пару» (детям раздаются картинки с изображением людей, животных, растений в разное время суток: цветы утром с раскрытыми лепестками, цветы вечером с закрытыми лепестками)

Игры с моделью «Режим дня» (данная модель также имеет цветовые секторы: голубой, синий, желтый, черный, которые дополняются разнообразными видами деятельности детей):

угадывают, о какой части суток говорится в загадке, стихотворении;

подбирают соответствующие картинки;

определяют соседей каждого вида деятельности («Что делали до того, как пошли на прогулку? После прогулке?»)

к названной части суток находят соответствующий символ и наоборот.

Подвижные игры:

«День – ночь»;

«Утро – вечер»

«Утро – ночь»

«День – вечер» (название частей суток является сигналом для соответствующей деятельности).

В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободно включают в речь их название.

После того как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, необходимо их познакомить с объективными показателями, которые символизируют время. На третьем этапе обращаем внимание детей на положение солнца, степень освещённости земли, цвет неба. С этой целью необходимо организовать ежедневные наблюдения на прогулках, в группе сопровождая их отрывками из стихотворений, произведениями устного народного творчества. Поскольку восход и закат солнца увидеть можно не каждый день из-за погодных условий, мы использовали иллюстрации с изображением цвета неба и положения солнца. Незаменимой в данном случае стала модель «Части суток» — «Что покажет солнышко?». На первой части круга изображено утро: голубое небо, внизу видна верхняя часть круга с лучами. На второй – день: желтое небо, круг солнца с расходящимися лучами. Третье – вечер: синее небо, в нижней части круг солнца с короткими лучами. Четвёртое – ночь: черное небо с месяцем и звёздами. В процессе работы с моделью дети выполняют различные упражнения:

угадывают, о какой части суток говорится в стихотворении;

подбирают к символу соответствующую картинку, изображающую какой-либо вид деятельности;

игра «Когда это бывает?» — дети стрелочкой указывают на соответствующий символ названный воспитателем.

Эффективны следующие методы и приёмы:

Ритуалы. Проводятся ежедневно. Помогают не только организовать детей на продуктивную деятельность и снять психологическую напряжённость, но и позволяют добиться более глубокого понимания и запоминанию названий частей суток, их объективных признаков. Ритуалы могут быть организованы в различной форме:

утром перед занятием воспитатель предлагает: «Ребята, давайте подойдём к окошку, с солнышком поздороваемся. Солнышко ярко светит? Глазки могут на него смотреть? Высоко солнышко расположено в небе? А почему? Потому что сейчас утро. Солнышко только просыпается. Давайте скажем«Доброе утро, солнышко!» и пойдём заниматься.

днем на прогулке: «Ребята, а сейчас можно на солнышко смотреть? Почему? (ярко светит) Верно, лучики расправило! Высоко солнышко поднялось, чтобы всем светло стало. Добрый день солнышко!»

днем после прогулки (солнце в течении дня передвигается в небе, поэтому дети осознают, что утром мы с солнышком в одно окошко здороваемся, днём – в другое) «Ребята, пойдёмте солнышком полюбуемся? К какому окошку подойдём?

«Светит солнышко в окошко

Смотрит в нашу комнату

Мы похлопаем в ладоши

Очень рады солнышку»

вечером после ужина: «Ребята, а почему стало не так светло, как днём? Где же солнышко? Собирает свои лучики. Каким цветом стал снег? (если зимой? Посмотрите на дома. Окошки светятся почему? и т. д.

Д/и «Альбом Зайчика» Представляет собой фотоальбом на который одевается мягкая игрушка-обложка. Альбом наполняется фотографиями детей, которые сделаны в разное время суток. Фотографии располагаются так, чтобы их можно было сравнить, выделить существенные признаки. Игру можно проводить следующим образом: «Тук-тук. А кто же к нам пришёл в гости? Зайка — попрыгайка. С кем же он пришёл в этот раз? Давайте посмотрим. Кто это ребята? Вика. Почему Вика жмурит глаза. Солнышко ярко светит. Когда это бывает? С каждым «приходом» Зайки-попрыгайки дети знакомятся с новыми фотографиями и с нетерпением ждут, когда же появятся их фотографии в альбоме.

Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам по принципу сравнения. Дети не только вспоминают сюжет сказки, любимых героев, но и учатся определять по характерным объективным показателям каждую часть суток.

Подвижные игры«Солнышко и лучики» (дети стоят по кругу. В центре круга воспитатель – солнышко. По сигналу«Утро» — дети поднимают медленно руки вверх, тянутся на носочках) По сигналу«День» — дети разбегаются по группе. По сигналу«Вечер» — дети бегут к солнышку. «Ночь» — садятся вместе с солнышком на колени, закрывают глазки. «Что нам солнышко покажет?» (по сигналу «Утро» — дети тянутся на носочках, поднимают руки вверх. По сигналу «День» — производят движения рук в стороны, вперёд, назад. «Вечер» — поднимают руки вверх и опускают вниз, садясь на коврик. «Ночь» — закрывают глазки руками, открывают лицо, изображая луну, сжимают и разжимают кулачки, имитируя звёзды в небе.

Игры с пирамидой «Части суток». Данное пособие способствует закреплению детьми представлений о всех частях суток, умению определять по характерной деятельности и объективным показателям каждую из них. Представляет собой пирамиду, каждая грань которой – одна из четырёх частей суток, различающихся по цвету: утро – голубое, день – жёлтый, вечер – синий, ночь – чёрная. К пирамиде прилагаются разрезные картинки, изображающие признаки каждой части суток.

Вышеперечисленные игры и упражнения дают возможность детям увидеть преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, синего в вечерние и чёрного в ночное время. Признак цвета, таким образом становится показателем различных частей суток. Появляется возможность на следующем 4-ом этапе по формированию у детей представлений о частях суток использовать цветные знаки (например, квадратики голубого, жёлтого, синего и чёрного цвета) как модели, символизирующий один из значимых признаков каждой части суток – её цветовую гамму. Такой цветной знак отражает существенные признаки каждой из частей суток, связанные с различным положением солнца и степенью освещенности земной поверхности. В последующей работе, уде в средней группе обобщённые знаки будут служить наглядным материалом, для установления последовательности между частями суток, помогут детям составить представление о продолжительности суток. Переход к использованию цветовых символов как условных знаков можно осуществлять следующим образом. На занятии прикрепляем к картинки соответствующий квадратик. Показывая целый ряд картинок со знаками, мы предлагаем детям отобрать те, на которых нарисовано утро, день, вечер, ночь. Правильность отбора проверяем путём анализа содержания картинок. В дальнейшем детям предлагаются только цветные знаки, как раздаточный материал. Воспитатель показывает картинку или читает отрывки стихотворений, а дети, определив, в какую часть суток это бывает, поднимают соответствующий знак. По нашему мнению, на данном этапе целесообразно познакомить детей со значением слова «сутки», не раскрывая количественную и порядковую характеристику. Оно должно выступить как обобщение, т. е. сутки состоят из 4-х частей – день, вечер, ночь, утро.

С последовательностью частей суток и длительностью. Каждой из них мы знакомим детей в средней группе, хотя некоторые исследователи (Кашапов Р.) склонны выделять данный этап в младшей группе. Мы придерживаемся первой точки зрения, но все же, считаем, что такие понятия как «сначала»«потом»«раньше»«позже» дети способны осмыслить уже на 4-ом году жизни. Для достижения этой цели используем игры и упражнения:

«Цепочка времени» (детям предлагаются картинки с изображением людей женского и мужского полов в разные периоды времени; необходимо выложить картинки последовательно. Так же можно использовать аналогичные картинки с изображением сказочных персонажей);

игры с сериями картинок по сюжетам сказок;

игры с моделированием (герои в сказке представляем в виде геометрических фигур: лиса – оранжевый круг, волк – серый треугольник и т. д. Могут быть использованы предметы — заместители);

использование игр и упражнений педагогической технологии М. В. Крулехт«Оденься сам», где дети определяют последовательность одевания на прогулку с опорой на схему. «Готовим салат», где дети по картинкам определяют последовательность обработки и приготовления овощей и т. д.

Таким образом, осуществляется педагогическая деятельность младших дошкольников с частями суток.

Формирование представлений об общих признаках времён года.

Развитие у ребёнка четвёртого года жизни представлениях времён года связана с его конкретным, житейским опытом. Исследования и наблюдения, которые по этому вопросу имеются, указывают на то, что дети выделяют общие признаки, связанные с изменением того времени года, которое они проживают в данный момент, в сравнении с предыдущим сезоном. Ассоциируют природные изменения с собственным, эмоционально важным событием.

На данном возрастном этапе важно воспитать интерес к явлениям природы, научить ребенка наблюдать. Поэтому основной формой работы на этапе ознакомления детей с признаками времён года являются прогулки, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, подкреплённые соответствующими произведениями устного народного творчества, художественной литературы.

Знания о временах года можно условно разделить на три группы:

знания о сезонных изменениях в неживой природе;

знания о сезонных изменениях в живой природе;

изменения жизни и труд людей в разные сезоны.

Закрепить полученные знания можно в играх и упражнениях:

«Три медведя». Необходимо одеть плоскостные фигурки, изображающие медведей, в одежду соответствующую сезону.

введение единого персонажа (кукла Таня) «Оденем куклу на прогулку».

«Посели животных в лес». Детям раздаются карты с изображением леса в разные временные сезоны, картинки с изображением животных на фоне различных временных признаков.

альбом «Зайка – попрыгайка» (фотографии детей, сделанные в разное время года)

Игры с моделями:

«Когда это бывает?». Модель представляет собой круг, разделённый на 4-ре части золотого, красного, зелёного и серебристого цвета. На каждой части крепятся картинки с изображением явлений, предметов, атрибутов, соответствующих каждому сезону; дети рассматривают содержание каждой части модели, составляет рассказы, выбирает определенную часть модели, которая соответствует загадкам, отрывкам стихотворений о времени года.

«Волшебный цветок». Усложненная модель: картинки-признаки отсутствуют, но остаётся условный знак каждого времени года / цветовой фон и символ: зима – снежинка, весна – сосулька с капелью, лето – солнце красное, осень – желтый листочек.

Так же имеется набор карточек в форме лепестков с изображением явлений, атрибутов, предметов, соответствующих каждому времени года. Дети должны расположить лепестки по окружности модели.

Игры с модулями: выбираются самые яркие запоминающиеся признаки времён года и оформляются в виде 4-х подвесных модулей, сочетающих в себе оттенки, характерные для каждого времени года. Эти модули можно использовать в играх:

составление маленьких описаний сезонных явлений;

«Найди, что опишу» (воспитатель описывает природное явление, дети находят признак среди модулей);

«Живые загадки» (подвижная игра: воспитатель читает отрывок стихотворения с описанием какого либо признака, дети выполняют соответствующие движения и под музыку бегут к тому модулю, о котором загадка)

Игры с Капой и Тошей. При изготовлении игры учитывался гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Капа и Тоша – две капельки, девочка и мальчик. Этих героев можно вводить, как постоянных сказочных персонажей на занятиях по ознакомлению детей с сезонными изменениями. Капельки попадают в различные проблемные ситуации, которые дети пытаются разрешить. У Капы и Тоши имеются комплекты одежды, соответствующие каждому сезону по набору цветовых оттенков и признаков (зима – белые, голубые снежинки; весна – оттенки зелёного, зелёные листочки, подснежники и т. д.)

Игры с пирамидой «Времена года». Данное пособие изготовляется по тому же принципу, что и пирамида «Части суток». Только меняется цвет граней (серебристый, зелёный, красный, золотой) и содержание карточек, которые крепятся к пирамиде (признаки времён года).

С частями суток и признаками времён года дети знакомятся не только по средствам игровой деятельности, но и в специально организованной деятельности (на занятиях). В рамках основной образовательной программы нашего детского сада «Детство» нами разработан тематический план занятий на учебный год (см. приложение)

Таким образом, дети знакомятся с частями суток и признаками времён года. Следует отметить, что эти блоки взаимосвязаны между собой и могут быть реализованы в образовательном процессе с учётом некоторых условий:

систематичность (от простого к сложному);

целенаправленность;

цикличность;

наглядность;

действенность;

непрерывность;

эмоциональность;

игровой подход (всё самое сложное в игре становится простым);

этнический подход.

Отслеживание результативности

Для отслеживания результативности данной работы мы использовали методику в форме дидактических игр. С помощью этих игр мы выявляли знания детей о частях суток и общих сезонных изменениях.

№ 1 Д/и «Найди картинку»

Цельопределить уровень знаний детей о временах года

Оборудование: четыре картинки из серии «Времена года» с изображением характерных признаков каждого времени года

Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Они тебе нравятся? Какая картинка нравится больше? Почему? Когда это бывает? Найди теперь картинку с изображением весны, зимы, лета, осени. Как ты догадался (догадалась?»

Оценивание: за каждое правильно названное время года -1 балл. Если ребенок называет только признаки, но не знает название времени года – 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 4.

№ 2 Д/и «Что покажет солнышко» (модель)

Цельопределить уровень знаний детей о частях суток

Оборудование: модель часов с изображением объективных показателей частей суток (положение солнца, цвет неба)

Инструкция: «Смотри, какие у меня часы. Они волшебные. Показывают, когда наступает утро, день, вечер, ночь. А ты сможешь показать стрелочкой на часах утро? День? Вечер? Ночь?»

Оценивание: за каждое правильно показанное время суток – 1 балл. Максимальное количество баллов – 4.

№ 3 Д/и «Режим дня»

Цельопределить уровень знаний детей о временных понятиях «сначала»«потом».

Оборудование: три карточки с изображением деятельности мальчика в разное время суток: просыпается, чистит зубы, делает зарядку.

Инструкция: «Посмотри на картинки. Кто изображен на картинках? Что он делает на этой картинке? Чем занимается здесь? А на этой картинке? Кто-то перепутал все картинки. Помоги разложить их правильно. Выложи на стол ту картинку, которая должна быть сначала. А потом какую положим? А после?»

Оценивание: если ребенок по порядку разложил все три картинки – 3 балла, если две картинки в правильной последовательности – 2 балла. Если ребенок не справился с заданием – 0 баллов.

Литература

Блехер, Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2008. — №11. – С. 14-23.

Гендрякова, М. Время в зеркале детской игры [Текст] / М. Гендрякова // Дошкольное воспитание. – 2002. — №1. – С. 80-81.

Игнатьева, Ю., Зайнутдинова, М. Календарь «Круглый год» [Текст] / Ю. Игнатьева, М. Зайнутдинова // Дошкольное образование. – 2006. №17. – С. 3.

Кашапов, Р. Практическая психология для родителей или Педагогика взаимности / Р. Кашапов. – М.: Аст-Пресс, 2004. – 320с.

Лебеденко, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников / Е. Н. Лебеденко, — СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 80с.

Люблинская, А. А. Детская психология /А. А. Люблинская. – М., 1977. – 173с.

Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста / Р. Л. Непомнящая, — СПб.: Детство-Пресс, 2005г. – 94с.

Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, М. Ю. Шведова. – М.: ООО ИТИ Техноложи, 2006. – 944с.

Прейс, Р. В. Создание предметно-развивающей среды в групповом помещении [Текст] / Р. В. Прейс // Дошкольная педагогика. – 2007. — №5. – С. 14-15.

Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991. – 110с.

Тарабарина, Т. И. Детям о времени [Текст] / Т. И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с.

Теплюк, С. Весенняя прогулка с малышом [Текст] / С. Теплюк. – М.: Издательство Скрипторий, 2004. – С. 78-81.

Теплюк, С. Прогулки зимой [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 2002. — №2. – С. 92-96.

Шалимова, Т. Время в этюдах [Текст] / Т. Шалимова // Обруч. – 2006. — №6. – С. 19-21.

Шевердинова, М. Зимняя улица движения [Текст] / М. Шевердинова // Обруч. – 2006. — №6. – С. 22-24.

Щербаков, Е., Фунтикова, О. Формирование временных представлений [Текст] / Е. Щербаков, О. Фунтикова // Дошкольное воспитание. – 1988. — №3. – С. 14-18.

Яфальян, А., Дрень, О. Как стать Хозяином Времени [Текст] / А. Яфальян, О. Дрень // Обруч. – 2006. — №6. – С. 17-18.

Терминологический словарик

Весна – время года, следующее за зимой и предшествующее лету.

Вечер – часть суток, сменяющая день и переходящая в ночь.

Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Восприятие темпа – отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы свершающегося во времени процесса.

Временная ориентировка – сознательное восприятие времени в процессе социально-производственной практики.

Временные отношения – понятие, которое отражает порядок сменяющих друг друга явлений и состояний материи, характеризующихся длительностью.

Время – одна из форм существования бесконечно развивающейся материи – последовательная смена её явлений и состояний.

День – часть суток от восхода до захода солнца, между утром и вечером.

Звезда – небесное тело (раскаленный газовый шар, ночью видимое как светящаяся точка.

Лето – самое теплое время года, следующее за весной и предшествующее осени.

Луна – небесное тело, спутник Земли, светящееся отраженным солнечным светом.

Месяц – диск луны или его часть.

Мышление – высшая степень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Ночь – часть суток от восхода до захода солнца, между вечером и утром.

Осень – время года, следующее за летом и предшествующее зиме.

Представления – образы предметов и явлений, воспринятые человеком ранее и в данный момент не действующие на его органы чувств; образы, отражённые в памяти в результате предшествующего восприятия предметного мира и закреплённые в слове.

Солнце – небесное светило – раскалённые плазменные тела шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и др. планеты.

Сутки – промежуток времени от одной полуночи до другой, 1/7 часть недели, а так же вообще промежуток времени в 24 часа.

Утро – часть суток, сменяющая ночь и переходящая в день, нач

zimind10

zimind10

Вопрос по русскому языку:

Найдите исправьте ошибку (ошибки) в образовании форм слова
1)Спуститься в метро
2)Не зависеть от время
3)Самый умнейший
4)Двое суток
(И напишите правильно это слово)

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

moshesibe

moshesibe

2) Не зависеть от времени (время не правильно)
3) Самый умный (умнейший не правильно)

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

10 способов измерить время  Невероятные факты

Люди начали измерять время сравнительно недавно по отношению ко всей нашей долгой истории. Желание синхронизировать наши действия пришло около 5000-6000 лет назад, когда наши кочевые предки начали заселять земли и строить цивилизации. До этого мы разделяли время только на день и ночь, а именно: яркие дни для охоты и работы, а темные ночи для сна. Но с тех пор, как люди стали чувствовать необходимость координировать свои действия для проведения общественных собраний и аналогичных мероприятий, они посчитали нужным ввести систему измерения времени.

Безусловно, ученые скажут вам, что мы обманываем себя, когда полагаем, что мы действительно отслеживаем время. «Различие между прошлым, настоящим и будущим – это всего лишь стойкая иллюзия», — говорил Альберт Эйнштейн. Его ежедневные прогулки возле башни с часами в Берне (Швейцария), привели ученого к некоторым изменившим мир представлениям о природе времени.

Тем не менее, реально время или нет, его измерение, все же, стало жизненно важным для нас. На протяжении веков люди придумывали различные творческие методы хронометража, от самых простых солнечных часов до атомных часов. Ниже представлены различные способы измерения времени, некоторые из них новейшие, а некоторые также стары, как само время.

Солнце

Древние люди обратились к природе для создания первого хронометража. Люди начали отслеживать движение Солнца по небу, а затем стали использовать предметы для измерения изменений. Египтяне, как предполагается, были первыми, которые создали хронометраж науки. В 3500 году до н.э. они соорудили обелиски и расположили их в стратегически важных местах, где в определенное время «приборы» отбрасывали тени. На первый взгляд, эти обелиски могли отметить только время прихода полдня, но затем они стали делать более глубокие подразделения.

Две тысячи лет спустя, египтяне разработали первые солнечные часы, «циферблат» которых был разделен на 10 частей. Солнечные часы работали, отслеживая движение солнца. Когда часы показывали полдень, необходимо было передвинуть стрелку часов на 180 градусов для того, чтобы измерить послеобеденное время. Конечно, древние солнечные часы не могли определить точное время в пасмурный день или в ночной период времени. Кроме того, время, показываемое солнечными часами, было неточным, поскольку в разные времена года часы были короче или длиннее в зависимости от сезона. Тем не менее, солнечные часы были лучше, чем ничего, а к 30 году до н.э. более 30 различных видов часов использовались в Греции, Италии и Малой Азии. Даже сегодня солнце лежит в основе нашей системы хронометража. Мы создали часовые пояса планеты для того, чтобы имитировать вращение Земли вокруг Солнца.

Звезды

Древние египтяне, как полагается, разработали первый способ определения времени ночью, изобретя первый астрономический инструмент «меркхет» в приблизительно 600 году до н.э. Инструмент представляет собой натянутую нить с весом, которая работает также, как плотник сегодня использует отвес.

Египетские астрономы использовали два меркхета, ориентированных на Полярную звезду для того, чтобы выявить небесный меридиан в ночном небе. Время же отсчитывалось по принципу пересечения звездами этого меридиана.

Звезды использовались не только для того, чтобы отметить прохождение часов, но и прохождение дней. Это измерение вращения Земли называется звездным временем.

Когда определенная воображаемая точка среди звезд пересекает небесный меридиан, то этот момент обозначается как звездный полдень. Время, которое прошло от одного звездного полдня к другому, называется звездными сутками.

Песочные часы

Происхождение песочных часов уходит далеко вглубь веков. Они состоят из двух стеклянных колб, одна поверх другой с узким отверстием между ними. Песок постепенно попадает из верхней части в нижнюю при переворачивании часов. Когда весь песок из верхней части перешел в нижнюю, то это означает, что время вышло, однако, это не всегда означает, что прошел час.

Песочные часы могут быть сделаны таким образом, чтобы измерить практически любой короткий промежуток времени, для этого нужно всего лишь регулировать количество содержащегося песка в нем, или же отверстие между колбами.

Водяные часы

Водяные часы, известные как «клепсидра», были одним из первых устройств, которое для измерения времени не использовало солнце или звезды, то есть ими можно было пользоваться в любое время суток.

Водяные часы работают путем измерения количества воды, которое капает из одного контейнера в другой. Они были изобретены в Египте, но распространились по всему древнему миру, а в некоторых странах люди даже в 20 веке пользовались водяными часами.

Древние греки и римляне строили большие водяные часы в виде башен, а в Китае такие часы назывались «Лу» и зачастую были сделаны из бронзы. Однако, несмотря на то, что водяные часы были очень распространены, они были не совсем точны.

Механические часы

В Европе в 1300-х годах изобретатели начали делать механические часы, которые работали при помощи системы весов и пружин. У этих первых часов не было лицевой части и стрелок, а о прохождении часа свидетельствовал звонок. На самом деле, слово часы происходит от французского «колокольчик». Эти огромные первые часы, как правило, устанавливались в церквях и монастырях, для того, чтобы объявлять о времени прихода необходимости помолиться.

Вскоре появились часы с двумя стрелками, минутной и часовой. Позднее стали появляться настольные и каминные часы. Несмотря на то, что часы были усовершенствованными, они, все же, были неточными. В 1714 году британский парламент предложил хорошее вознаграждение тому, кто сможет разработать точные часы, которые помогали бы работе морской навигации. В итоге такие часы были изобретены, их погрешность составляла всего пять секунд. С приходом промышленной революции, началось массовое производство часов, благодаря чему эту устройство попало в дом каждому человеку.

Необычные часы

Когда мы думаем о часах, мы, как правило, представляем себе знакомый циферблат с двумя, а, возможно, с тремя стрелками. На протяжении многих веков люди создавали всевозможные конструкции для того, чтобы определить время. Китайцы в период между 960 и 1279 годами изобрели ладановые часы, а затем они распространились во всей Восточной Азии. В одном из видов ладановых часов, металлические шарики были прикреплены к благовонию при помощи проволоки. Когда ладан догорал, металлический шарик падал и звучал гонг, что свидетельствовало о прохождении часа.

Другие часы использовали в своей работе цвет, а некоторые – различные ароматы для обозначения разных периодов времени. Существовали также часы, сделанные из маркированной свечи, когда свеча догорала до определенной отметки, то проходил заданный период времени.

Наручные часы

Открытие в 1400-х годах того, что спиральные источники могут быть уменьшены в размерах, привело к тому, что были созданы наручные часы. В то время и на протяжении многих веков после этого, карманные часы были приоритетом мужчин, женщины же носили наручные часы. Все эти правила моды изменились во время Второй Мировой войны, и в итоге с тех пор, наручные часы начали носить и мужчины. Дарение часов символизировало переход к зрелости.

Однако, по мере развития 21 века, вездесущие наручные часы, могут постепенно кануть в лету, поскольку сейчас мы чаще всего проверяем время, глядя на монитор компьютера, мобильного телефона или дисплея МР3-плеера. Однако, все же неформальный опрос нескольких тысяч людей показал, что большинство из них не собираются отказываться от своих наручных часов.

Кварцевые часы

Минеральный кварц, как правило, с помощью аккумулятора, является основной движущей силой кварцевых часов.

Кварц является пьезоэлектрическим материалом, а это означает, что когда кристалл кварца сжат, он генерирует небольшой силы электрический ток, который способствует вибрации кристалла. Все кристаллы кварца вибрируют на одной и той же частоте.

Кварцевые часы используют батарейку для создания кристальной вибрации и для подсчета колебаний. Таким образом, система работает так, что создается один импульс в секунду. Кварцевые часы по-прежнему доминируют на рынке из-за своей точности и низкой стоимости производства.

Атомные часы

Хотя название звучит достаточно устрашающе, на самом деле, атомные часы не представляют собой никакой опасности. Они измеряют время, отслеживая как долго один атом переходит с положительного на отрицательное энергетическое состояние и обратно.

Официальный временной стандарт для Соединенных Штатов устанавливается NIST F-1, атомные часы Национального института науки и технологии в городе Боулдер (штат Колорадо). NIST F-1 являются фонтанными часами, названными в честь атомного движения. Ученые вводят газ цезий в вакуумный центр часов, а затем добавляют прямые инфракрасные лазерные лучи под углом в 90 градусов. Сила лазера собирает все атомы в одном месте, на которое в большой силой воздействует заполненная микроволнами область. Ученые измеряют количество атомов, которые оказываются в измененном состоянии, а также управляют микроволнами, задавая им разные частоты до тех пор, пока большая часть атомов не изменит свое состояние. В итоге, последняя частота, при которой меняются атомы, и есть частота колебаний атомов цезия, равняющаяся секунде. Это звучит довольно сложно, однако, данная технология является мировым стандартом измерения времени.

Атомные часы отслеживают самые незначительные изменения времени.

Календари

Как мы видели, фактический подсчет минут и секунд требует проведения достаточно сложных процедур, но подсчет дней и месяцев основан на положении солнца и луны. Различные культуры, однако, используют разные методы.

Христианский, или григорианский календарь, один из наиболее популярных сегодня, опирается на солнце. Исламский календарь использует фазы луны, еврейские и китайские календари полагаются на сочетание обоих этих методов.

В григорианском календаре, день – это время, прошедшее от одного восхода солнца до следующего, или же один полный оборот Земли вокруг своей оси. Месяц, по григорианскому календарю, это приблизительно 29,5 дней, что является одним полным циклом фаз Луны, а год – это 364,24 дня, или время, необходимое для того, чтобы Земля сделала полный круг по орбите Солнца.

1. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки.

1) Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пассажирами.

2) Расстояние измеряется восемью тысячами семьюстами шестьюдесятью девятью километрами.

3) Сбор дошел до двух тысяч трехсот семидесяти пяти рублей.

4) Библиотека пополнилась девятьюстами шестьюдесятью девятью книгами.

5) Теперь уже понятно, что можно было обойтись и двумя тысячами рублями.

6) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружены вредители.

7) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли.

8) До конца экспедиции осталось двадцать двое суток.

9) По обеим сторонам реки тянется живописный лес.

10) В моей библиотеке около полутораста книг.

2. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки.

1) Двое суток нам пришлось провести в аэропорту.

2) Семеро козлят стали предметом гастрономического интереса одного голодного волка.

3) Четверо подруг сидели за столиком в кафе и весело смеялись.

4) Нас было двое, а их – четверо.

5) В лесу охотник едва отбился от троих матерых волков.

6) У обоих часов сломана секундная стрелка.

7) Оставшуюся полсотни километров участники гонки преодолели с большим трудом.

8) Трое неизвестных неожиданно появились перед нами.

9) Проект будет готов к двадцать шестому сентябрю.

10) Озеро находится в полутора километрах от города.

Вы перешли к вопросу 1. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки?. Он относится к категории Русский язык,
для 5 — 9 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот
вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического
умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории
Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном
объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части
сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете
ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

1. «Мичурин родился 28(15) октября 1855 года». Разберитесь в этих датах и сообразите, верны ли они:
а) Надо было написать 27(15) октября 1855 г. +
б) Надо было написать 28(13) октября 1855 г.
в) Надо было написать 28(16) октября 1855 г.

2. Почему римляне присоединили добавочный день в високосном году к февралю, а не к какому-нибудь другому месяцу:
а) Потому что февраль самый короткий месяц в году
б) Потому что в римском календаре февраль сначала был последним месяцем года +
в) Потому что в римском календаре февраль сначала был первым месяцем года

3. Датой открытия Америки считается 12 октября 1492 года. Какая эта дата по новому стилю:
а) 26 октября 1492 года
б) 25 октября 1492 года
в) Нового стиля тогда еще не было +

4. Существует ли разница в днях недели в старом и новом стиле:
а) Нет. Она должна была образоваться, но ее постарались избежать +
б) Да. Она должна была образоваться, ее нельзя избежать
в) Да. Только в високосные года

5. Иногда говорят о всемирном времени. Какому роду времени оно относится:
а) Всемирное время может быть только среднее солнечное
б) Всемирное время может быть только среднее звездное
в) Всемирное время может быть только среднее солнечное и среднее звездное. Эфемеридное время тоже можно считать всемирным +

6. В каких местах земного шара солнечные часы имели бы самое простое устройство:
а) На экваторе
б) На земных полюсах +
в) В Антарктиде

7. Все путешественники отмечают, что в тропических странах, и особенно на экваторе, сумерки непродолжительны: после захода Солнца очень быстро наступает ночь. Чем это объяснить:
а) Атмосферной рефракцией
б) Атмосферной рефракцией и продолжительными сумерками
в) Большой крутизной тех дуг, по которым Солнце в этих местах движется по небесной сфере +

8. Дата рождения Циалковского по новому стилю 17 сентября 1857 года. В какую дату родился ученый по старому стилю:
а) 5 сентября +
б) 7 сентября
в) 9 сентября

9. Сколько времени держится на Земле любая дата, например, 1 января:
а) В течение трех суток
б) В течение суток
в) В течение двух суток +

10. Почему в астрономических календарях длительность времен года выражается не только в целых сутках, но и в долях суток:
а) Потому что их отсчитывают от моментов летнего и зимнего дня солнцестояний
б) Потому что их отсчитывают от моментов равноденствий и солнцестояний, а эти моменты наступают в разные часы суток +
в) Потому что их отсчитывают от моментов равноденствий

11. Что такое астрономическая рефракция:
а) Явление преломления световых лучей от небесных светил при прохождении через атмосферу +
б) Кажущееся отклонение небесных светил от истинного положения на небесном своде, вызванное относительным движением светила и наблюдателя
в) Величина, характеризующая отражательную способность небесных тел, освещаемых извне, например планет, их спутников, метеоритов

12. Что не является основной единицей счёта времени:
а) Сутки
б) Месяц +
в) Год

13. Как называется единица времени, если его измеряют по звёздам:
а) Звёздные сутки +
б) Звёздный час
в) Звёздный год

14. Часовым углом какой точки измеряется звёздное время:
а) Точки осеннего равноденствия
б) Точки зимнего солнцестояния
в) Точки весеннего равноденствия +

15. Как называется момент верхней кульминации Солнца:
а) Истинный полдень +
б) Наивысший угол Солнца
в) Восхождение звезды

16. На сколько истинные солнечные сутки продолжительнее звездных суток:
а) Десять минут
б) Четыре минуты +
в) Семь минут

17. Как называется разница между истинным и средним солнечным временем:
а) Разница времени
б) Остаток времени
в) Уравнение времени +

18. Когда в СССР было введено декретное время:
а) В 1948 году
б) В 1918 году +
в) В 1968 году

19. Какой календарь называется солнечным:
а) Основанный на солнечном противостоянии
б) Основанный на смене лунных фаз
в) Основанный на смене сезонов года +

20. Кто разработал юлианский календарь:
а) Юлий Цезарь
б) Созиген +
в) Александр из Эг

21. Как называется современная система исчисления времени:
а) Григорианский календарь +
б) Юлианский календарь
в) Пролептический календарь

22. Средние солнечные сутки:
а) На 4 мин короче звездных суток
б) На 3 мин 56 с короче звездных суток +
в) На 3 мин 56 с длиннее звездных суток

23. В древние времена люди полагали, что Солнце, перемещаясь относительно звезд, обходит нашу планету по кругу в течение:
а) Шести лет
б) Двух лет
в) Одного года +

24. Для измерения коротких промежутков времени в астрономии основной единицей является средняя длительность таких суток:
а) Звездных
б) Солнечных +
в) Ночных

25. Для счета больших промежутков времени люди с древних пор использовали продолжительность либо лунного месяца, либо:
а) Лунного года
б) Солнечного месяца
в) Солнечного года +

26. Год определяет периодичность таких изменений:
а) Дневных
б) Сезонных +
в) Месячных

27. К 20 в. разница между новым стилем и старым (юлианским) достигла:
а) 13 суток +
б) 14 суток
в) 15 суток

28. Разница между старым и новым стилями в возрастет до:
а) 16 суток
б) 15 суток
в) 14 суток +

29. Основная физическая величина, характеризующая последовательную смену явлений и состояний материи, длительность их бытия:
а) Время +
б) Час
в) Периодичность

30. Промежуток времени, в течение которого Земля делает один полный оборот вокруг своей оси относительно какого-либо ориентира:
а) Час
б) Сутки +
в) Месяц

Конспект
открытого урока

по
математике

на
тему: «Единицы измерения времени. Год. Месяц»

                               
Выполнила:
Воробьёва
И.В., учитель начальных классов

                                                                  
высшей квалификационной категории

2017 г.

 
Тема урока:

Единицы времени. Год. Месяц.

Методическая
цель урока:
создать
условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени»

Цели
урока:

образовательные:
формировать представление о годе, месяце, неделе, познакомить с
табелем-календарем; формировать конкретные представления об отношении между
единицами измерения времени

развивающие: развивать
умение рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания

воспитательные:
воспитывать умение анализировать, сравнивать, делать выводы

Планируемые
результаты:

Личностные
умения: проявлять интерес к изучению темы, желание усваивать учебный материал,
необходимый для решения задачи; осознание собственных достижений при освоении
учебной темы, позитивное отношение к результатам обучения.

Метапредметные
умения:

Познавательные
умения:
умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить
ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.

Регулятивные умения: умение прогнозировать
предстоящую работу (составлять план); умение оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение слушать и понимать
других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции.

 Предметные: умение пользоваться календарём,
часами, выполнять действия с числовыми значениями времен: сравнивать,
преобразовывать крупные единицы времени в мелкие, выполнять арифметические
действия; решать задачи на табличное умножение и деление; совершенствовать
вычислительные навыки.

Методы обучения: словесные, наглядные, методы
самостоятельной работы и работы под руководством, проблемно-поисковые,
частично-поисковые

Тип урока: урок изучения нового
материала
Вид урока: комбинированный

Ход урока

Слайд
1 (Урок математики в 3В классе)

I. Организационный
момент
.

— Здравствуйте, 
Слово какое чудесное, 
Красивое, доброе, чуточку нежное. 
-Здравствуйте! 
Скажем мы новому дню! 
-Здравствуйте, скажем мы нашим гостям! 
Здоровья желаем всем и всему!

— Дети, садитесь.

Сегодняшний  урок у нас  
Науке посвящается, 
Что математикой всегда 
В школе называется 
Она поможет воспитать 
Такую точность мысли, 
Чтоб в нашей жизни все
познать, 

Измерить и исчислить. 

(Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

«Исчислить» —  высчитать
вычислить)

II.
Актуализация знаний.

1)Единицы длины.

— А что мы с вами умеем измерять? (Длину, массу, площадь, …объём,
температуру, давление)

— Чем можно измерить длину? (Инструменты)

-Назови единицы измерения длины? Чем измеряли Удава герои
м/ф?

Слайд 2 (13 мм, 13 м, 13 дм, 13 см)

— Как называются эти числа? (Именованные или величины.)

В чем
заключается их особенность? (Их можно измерить)

Итак, мм,
см, дм, м,  км – единицы измерения длины.

-Какое число повторяется? Почему? (Сегодня 13
декабря)

– Что вы можете сказать о числе 13?
(Число 13 – двузначное, записано с помощью двух различных цифр – 1 и 3, соседи
12 и 14.В числе 13- 1 десяток и 3 единицы. Число можно заменить суммой
разрядных слагаемых 10 и 3) .


Запишите число, классная работа

Какие
двузначные числа можно составить с помощью цифр 1 и 3?

11,13,31,33 (Запись
в тетради)

-Вырази в более
крупных единицах длины, начиная с самой мелкой (По 1 человеку к доске).

2)Единицы массы.

-Чем можно измерить массу?(Весами)

-Назови единицы измерения массы?

— Кто знает свой вес?

Слайд 3(г, кг)

— Что мы знаем о площади? (Величина, которая показывает,
сколько места занимает фигура)

— Как её найти? В каких единицах измерения записать, чтобы фигура
поместилась  на странице тетради? (см²).

Слайд 4 (Прибор геометр)

— Начерти прямоугольник, длины сторон которого соответствуют
цифрам  сегодняшнего числа. (1см, 3 см).

— Найди его периметр, площадь. (2 человека к доске)

— Молодцы! Сели ровно.

Итак, вы вспомнили единицы измерения… (длины, массы, площади)

III. Этап
постановки темы и цели урока.

1. Подготовка к
восприятию новой темы.

— Что же ещё можно измерить?

— Мы узнаем это, выполнив задание.

Слайд 5 (Устный счёт)

Задание:
к каждому примеру 1 столбика найти пример с  таким же ответом из 2го столбика. Решаем
устно, ответы записать, расположив в порядке возрастания. Каждому числу
соответствует буква. Прочтите слово.


Проверим на слайде.

Слайд
6 (ВРЕМЯ)

Итак,
о чём дальше пойдёт речь, какова тема урока?


Определите задачи урока.

Слайд
7(
Задачи:

-Что
такое время?

-Чем
измеряется время?(Приборы)


Какими единицами измеряются разные промежутки времени?


Для чего нужно измерять время?)

Оно не ждёт и не стоит,

Оно всегда вперёд бежит,

Все берегут его. Друзья,

Его вернуть, увы, нельзя

— Что такое время? …

В современном мире очень важно знать, что такое время.
Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах,
спортивных соревнований и передач по телевидению — все это происходит в точно
назначенный час.

Время нельзя увидеть, попробовать, подержать в руках.
Время не останавливается ни на один миг, его нельзя повернуть, так как движется
оно только от прошлого к будущему. Время можно сравнить с рекой, которая
постоянно движется. Наш урок будет посвящён путешествию по реке времени.

— Какими приборами можно измерить время? Слайд8

IV Этап организации восприятия и
осмысления новой информации.

— Сейчас мы внимательно посмотрим
видеоролик, а потом всё обсудим. Просмотр видеоролика («Инфоурок»- 2мин. 10с).

— Что вы запомнили?

(Есть большие промежутки времени, маленькие и совсем
маленькие)

Год. Месяц. Неделя – это
единицы времени, с ними мы сегодня и познакомимся.

Год – это большая
единица времени.

 Что вы про него знаете? (В году 4 времени года,12
месяцев).

-Какой сейчас идет год? (2017)

-Какой год наступит после него? (2018)

-В каком году вы родились? (2008)

-Сколько вам полных лет? (9 лет)

Слова «год» и «лет» имеют одинаковое значение, но
употребляются по-разному в зависимости от текста.

Мы говорим 9 лет, но 1 год.

-Единицей времени, меньшей по продолжительности, чем
год является месяц. В году месяцы идут в строго определенном порядке.

Месяцев всего 12,

Чтобы нам в них разобраться,

Нужно не ленивым быть,

Их запомнить, заучить.

-С какого месяца начинается год? (С января).

          — Перечисляем месяцы…

-Как называется промежуток времени,
меньший, чем месяц?

-Правильно! Это неделя – единица времени,
меньшая, чем месяц.

-Сколько дней в неделе? (7 дней).

— Назовите их по порядку. Молодцы!

V I. Работа по
теме урока.

 
1)
Знакомство
с разными  календарями.
 

В старину, чтобы измерить
время, люди делали зарубки. Это способ был не очень удобным, тогда люди стали
составлять календари.

Слово «календарь» в переводе с латинского языка
означает первый день месяца. Вот как они выглядели раньше.

 Слайд 9

Календари бывают разные: настольные, настенные. Различные
по тематике: природный, православный, огородника, кулинарный и даже восточный.

V. Физкультминутка. Слайд 10

2) Работа с календарем

 -Намного позже был составлен табель календарь
такой, как в учебнике на с. 98.

— Откройте учебники на странице 98 и выполним №1(2,3)

  -Запишите в тетрадь единицы времени.

— Что вы записали? Проверьте по образцу (на доске образец)

Слайд 11 (Оцените работу)

1 год = 12 мес

1 мес = 30  или  31 день

1 год = 365 или 366 дней

1
неделя = 7 дней

— Что объединяет все эти
слова? (Это единицы измерения времени)

— Значит, время можно
измерить? Сделайте вывод. (Время – это величина. Год, месяц, недели, дни – это
единицы времени)


А может кто из вас знает другие единицы измерения времени? Какие?


Давайте поиграем!

Слайд
12(Расположи единицы измерения времени по возрастанию)

№2(1), с.99

Прочитайте задачу.
О чем говорится в задаче? Что известно? Что надо узнать? Пользуясь
табелем-календарем, определите, сколько дней в каждом месяце? (30, 31, 30).  Можно
работать в паре
.

 Чтобы запомнить, сколько дней в каждом
месяце, придумано много различных правил. Одно из них называется «правило
кулака
».

Сожмите руку в кулак. Край кулака имеет 4
косточки-выступа и 3 впадины между ними. Начиная с косточки указательного
пальца переходим к впадине и т. д., называя по порядку месяцы года. Месяцы,
соответствующие косточкам, имеют 31 день, соответствующие впадинам – 30 (28,
29) дней. Назовем хором месяцы по кулаку.

Сколько недель в
одном месяце?(4)  А в 3?(12) Как узнали? Запишите решение. (Один ученик у
доски комментирует вслух)

1)30+30+31=91(день)-
в осенних месяцах.

2)4×3=12(нед.)
— в осенних месяцах.

Ответ: 91день,
12недель
.

ДОП. Посчитайте, сколько дней продлятся летние
каникулы. (92 дня).

— Сколько дней будет гостить попугай Кеша
у бабушки, если приедет к ней 30 июня, а уедет 13 июля? (14 дней).

— Галчонок Ктотам начал читать книгу 5
января, а закончил 12 января. Сколько дней он читал книгу? (8 дней). Молодцы!

2) Просмотр видеоролика (Продолжение)

ДОП.  Практическая
работа
«Составление
календаря» (3 группы)

-Удобно пользоваться календарем, но если
его нет, что делать?

— Давайте узнаем, каким днём недели
является 31 декабря(31 мая, если 16 мая — среда, 31 августа, если 15 авг
-среда). Групповая работа.

— Попробуем?

ДЕКАБРЬ  — Какое сегодня
число, какой день недели?(13 декабря, среда).

Пн.                       18        
25          

Вт.                      19         
26         

Ср.       13            20         
27          

Чт.     14            21          28

Пт.     15            22          29

Сб.      16            23          30

Вс.      17            24           31

-Каким днем недели будет 31 декабря?
(воскресенье)

                                                   
31 мая? (четверг)

                                                    
31 августа? (пятница)
Молодцы!

VII.
Работа над пройденным материалом.

1. С.99 №4.

-Что такое 8 дм? (Это одна пятая часть ленты)

-Значит, ленту разделили на сколько частей?

-Как найти длину всей ленты?

-Запишите решение и преобразуйте единицы.

-Сколько в 1м дециметров?

2.Коллективный анализ решения задачи, самостоятельная запись
решения задачи.

С.99№5.

— Прочитайте
задачу. Назовите условие, вопрос к задаче. Что известно в задаче? Что нужно
найти? Как узнать, на сколько недель хватит корма? Каким действием? Запишите
решение самостоятельно.

27:3=9 (нед.)

Ответ: на 9 недель
хватит 27 пакетиков.

С. 99, №6,7. Или по рядам. Проверка

 VIII. Закрепление
пройденного материала.

1)    Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят
созданные им пословицы и поговорки.

Слайд 13
(Расшифруй пословицы и поговорки)

Век
живи, век учись.

Обещанного
3 года ждут.

Делу
время, а потехе час.

Неделя
год кормит.

2)Тест  
«Единицы измерения времени».

Слайд 14

1.Найди
верное утверждение

а) 1час = 50 мин
б) 1 год = 12 месяцев
в) 1 месяц = 26 дней

2. Найди
ошибки, если  они есть:

а) самый короткий
месяц – февраль;
б) декабрь – первый месяц в году;
в) Луна вращается вокруг Солнца за 1 месяц.
3.  Самая мелкая единица измерения времени из данных:
а) месяц;
б) неделя;
в) год.
( Проверка осуществляется по слайду).

IX.Итог
урока.

— Подведем итог нашего сегодняшнего урока.

— В начале урока мы определили задачи.

 Попытаемся на них ответить.

Задачи:

-Что такое время? (Величина)

-Чем измеряется
время? (Приборы: часы, секундомер,…)

— Для чего нужно
измерять время?

— Какими единицами
измеряется время?

X. Рефлексия
учебной деятельности на уроке

Слайд 15

Сегодня на уроке я
узнал(а)…

Теперь я могу…

Было интересно…

Эти знания
пригодятся мне…

— А закончить наш
урок хочется стихотворением.

Дни идут, минуты тают,
Быстро время пролетает 
Год какой сейчас идёт —
Календарь ответ даёт 
Что за месяц на дворе —
Смотрим мы в календаре.
Как-то раз 12 братцев 
В календарь смогли собраться. 
Каждый месяц — каждый брат —
Встрече с нами очень рад.

Минуты идут, и
заканчивается наш урок. Всем большое спасибо.

Берегите
время!

 X1. Домашнее задание. С. 99,
№2(2), №8 Оценки.
Работали активно…

Математика единицы массы - Свежие фильмы, софт, музыка, обои и многое другое

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Время действия кода истекло error code 19005 сбросить повторить
  • Вольво хс90 ошибка 0095
  • Вольво хс90 ошибка 0070
  • Вольво хс90 ограничение мощности двигателя ошибка
  • Вольво хс90 alarm triggered check car 51 ошибка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии