Всем подарили памятные сувениры тип ошибки

Cкачать: Тестирование по Методике преподавания русского языка для студентов 4 курса факультета русской филологии ТГИЯ

Тестирование 
по дисциплине

«Методика
преподавания русского языка (РЯНШ)» (1-ое полугодие, 2 кредита)

4
курс, 140,141 группы факультет русской филологии (ст. преподаватель Саидов С.)

Всего 100 вопросов

#Виды работ по
развитию письменной речи учащихся:

— монологи;

— диалоги;

— проблемные
ситуации;

+изложения;   

 -обсуждения.

#Виды работ по
развитию  устной речи:

— диктант;

— сочинение;

+пересказ;

— творческое
списывание;

— письмо наизусть.

#Что является
единицей обучения диалогической речи:

— словарная
работа;

— заучивание
наизусть;

+диалогическое
единство;

— прямая речь;

— классный
руководитель.

#С каким разделом
связано обучение  орфографии:

— лексикой;

+грамматикой;

— чтением; 

— сочинением;

— рисованием.

#Что изучается  в 
разделе «Пунктуация»:

— морфемы;

— звуки и буквы; 

+знаки препинания;

— вводные слова;

— исторические
даты.

#Укажите вид
обучающего диктанта:

— индивидуальный;  

+объяснительный; 

— психологический;

— активный; 

— загадочный.

#Орфография – это
……

— словарная
работа;

— заучивание
наизусть; 

— диалогическое
единство;

— прямая речь; 

+ система правил о
единообразном написании слов.

#Для чего нужен
план  к изложению:

— для вежливости;

— сохранения  
здоровья;

+соблюдения   
последовательности    мыслей;

— хорошего слуха;

— усвоения правил
поведения.

#Формы
использования родного языка учащихся:

 — физкультминутка;   

 — обозрение;   

 +словарная
работа;

 — грамматический
разбор;  

 — моральный
кодекс.

#Способ подачи
нового материала на уроке русского языка обусловлен:

 — творческим
списыванием;

 — развитием речи;
 

 — настроением
учащихся;

 — этичностью
учащихся;

 +возрастными
особенностями учащихся.

#Какие
психолого-педагогические условия необходимо соблюдать при организации диалога:

 — не
стереотипность характера;

 +свободный обмен
мнениями;

 — влияние голоса;

 — хорошее
настроение;

— строгое наказание.

#Назовите
иллюстративный материал учебника русского языка:

— экзаменационный
билет; 

— красивый почерк;

— пересказ
текстов;

+рисунки, схемы,
таблицы, графические обозначения;

— письмо наизусть.

#В каких классах
отведено время обучению речевому этикету:

— в  5;

— ни в одном; 

— в  9;

+во  всех; 

— в 11.

#Сколько оценок
выставляется за изложения и сочинения:

+две;

— одна;

— три;  

— ни одной;

— полторы.

#Что необходимо
учитывать при обучении русскому языку:

— настроение;

— окружающую
среду; 

+особенности
родного языка;

— интерьер;  

— внешность
учителя.

# Формы
организации внеклассной работы:

— диктант;

— речевая
разминка;

+кружок;

— техника чтения; 

— работа с
учебником.

#Укажите вид
творческих работ:

— словарный
диктант;

— диалог; 

+ рассказ по
данному сюжету;

— работа у
доски;   

— уборка класса.

#Укажите вид
изложений:

— индивидуальное; 

+сжатое;

— грамотное;

— историческое;

— неопределённое.

#Способ подачи
нового материала на уроке русского языка обусловлен:

— творческим
списыванием;

— развитием речи;

— настроением
учащихся;

— этичностью
учащихся;

+ возрастными
особенностями учащихся.

#Важнейшая цель
обучения русскому языку в национальной школе:


функциональная;  

+коммуникативная
компетенция; 


стилистическая;     

— обзорная;  

— спортивная.

#Основная форма учебно-воспитательной
работы  в школе:

 — факультативные
занятия

+ урок

 — внеклассная
работа

— индивидуальная
работа

— коллективная.

#Общедидактическое
требование к современному уроку русского языка:

+ вооружение
учащихся знаниями;  

— проверка
домашнего задания;

— обучающие
диктанты;   

— занятия
спортом;  

— любовь к
животным.

#С чем необходимо
связывать работу с текстом:

—  с фонетикой;  

+ с языковым
материалом;  

—  с глаголами;

—  с планированием;  

—  с настроением
директора.

#Для ученика
учебник русского языка является:

— помощником в
умении дискутировать;

— средством
общения;

+источником
информации;

— интересным
сюжетом;

— выражением
индивидуальности.

#Учебник русского
языка предназначен для:

— описания
природы;

— игры в теннис;

+достижения
учебных целей;

— физкультминутки;

— наполняемости
класса.

#Выделите
познавательные цели изучения раздела «Лексика»

— формирование у
школьников научного мировоззрения;

+вооружение
учащихся основами знаний о лексике и фразеологии русского языка;

— постановка
ударения в слове;

— определение
звукового состава слова;

— развитие у
учащихся языкового эстетического идеала.

#Принцип прочности
знаний учащихся обеспечивается:

+ясным
пониманием нового материала;

— душевностью;

— путевыми
заметками;

— уважением к
окружающим;

— трудовым
воспитанием.

#Чему 
способствует проблемное изложение материала:

— выразительному
чтению;  

— красочному
оформлению; 

+логическому
мышлению;  

— почерку;  

— хорошему
настроению.

#Определите
принцип обучения русскому языку в национальной школе

— близорукость;

— духовность; 

— коллективизм; 

+доступность;  

— чистоплотность.

#Чему способствуют
тексты для самостоятельного чтения:

+развитию
критического мышления; 

— хорошему
здоровью;

— повышению
температуры; 

— красивому
почерку;

— вежливости.

#Тексты
учебников по русскому языку делятся на:

— игровые;

— психологические;

— грамматические;

+основные и
дополнительные;

— загадочные.

#Тип урока,
формирующий коммуникативную компетенцию учащихся:

— урок-экскурсия;

+урок-коммуникация;

— урок-лекция;

— урок-консультация

— урок-повторение.

#Цель
коммуникативно-деятельностной методики:

 — формирование письменной
речи учащихся;

 +формирование языковой
личности учащегося; 

 — формирование
здорового образа жизни;

 — совершенствование
каллиграфии;

 — формирование коллективизма.

#Что изучается в
разделе «Фразеология»:

— буквы;  

— местоимения;  

+идиомы;  

— пословицы;  

— климат.

#Какое
психолого-педагогическое условие необходимо соблюдать при организации диалога
между учителем и учеником:

— не
стереотипность характера;

+свободный обмен
мнениями;

— влияние голоса; 

— хорошее
настроение;

 — строгое
наказание.

#Для учителя учебник
русского языка является:

— методическим
журналом;

 — средством
контроля;

— рассказом по
данному сюжету;

— языковой
цензурой;

+ источником
методической системы.

#Чем должно
сопровождаться чтение текстов:

— прямой речью; 

+беседой; 

— красивыми
песнями;

— контрольным
диктантом;   

— хлопаньем в
ладоши.

#В основных
текстах описываются:

— наполняемость;

— просмотр
фильмов;

— экскурсии в
горы;

— темпераменты
учащихся;

 + явления языка и
речи.

#Новые знания,
нужные  для овладения умениями и навыками даются:

— в окружающей
среде;

— в настроении;

— в оглавлении;

+в таблицах;

— в заданиях и
упражнениях.

#Чем отличается
поэтический текст от прозаичного:

— актуальностью; 

+лиризмом;  

— громкостью; 

— радостью;

— коварством.

#Классный час это

+форма воспитания;

— метод
воспитания;

— средства
воспитания;

— учебное
занятие;   

 — все ответы
верны.

#Обучение должно
носить __________________характер.

+творческий,
личностный;

— циклопоточный;

— индивидуальный;

— субъектный;

— полисубъектный.

#Принципы обучения
впервые сформулировал:

— Песталоцци И.

+Коменский Я.

— Монтень М.

— Ушинский К.

— Белинский В.

#Продолжительность
стандартного урока:

+45 минут;

— 30 минут;

— 50 минут;

— 60 минут;

— 70 минут.

#Цели обучения
русскому языку:


организационно-методические, смысловые;

— коррекционные,
организационные и общедидактические;

+ образовательные,
коммуникативные и воспитательные;

— внутренние и
внешние;

— общедидактические.

#Какой из уроков
не является уроком контроля знаний, умений и навыков?

— компьютерный;

+ суггестивный;

— сочинение;

— урок-повторение;

— урок-игра.

#Методы обучения —
это

+ способы
совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решения задач обучения;

— монологическая
форма изложения материала;

— средство
самообучения;

— средство
взаимообучения;

— самообразование.

#Что не относится
к письменному контролю?

— тест;

+ сообщение;

— диктант;

— сочинение;

— изложение.

#К методам
контроля не относят:

— устный контроль;

— письменный
контроль;

+ взаимооценку;

— компьютерный
контроль;

— диктант.

#Методы обучения в
переводе с греческого означают:

— механизмы
обучения;

— средства
достижения цели обучения;

+ пути, способы
достижения цели обучения;

— приёмы обучения;

— образование.

#Форма организации
обучения в школе – это:

— занятие;

+урок;

— классный час;

— час общения;

— воспитательный
урок.

#Нестандартный
урок отличается от стандартного:


продолжительностью;

— формой;

— целью;

+разработанной
моделью;

— наглядностью.

#К учреждениям
среднего образования не относят:

— вечерняя школа;

— лицей;

— гимназия;

— образовательное
учреждение;

+ вуз.

# Метод иллюстраций – это:

+ использование иллюстративных пособий,
плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок;

— задействование приборов, технических
установок, кинофильмов, диафильмов;

— активная учебная деятельность с
имитацией моделирования изученных явлений и процессов;

— использование разнообразных творческих
работ, охватывающих различные аспекты здорового образа  жизни (рефераты,
тезисы, сообщения);

— доклад.

#Формы организации учебной работы – это:

+ специально организованная
взаимосвязанная деятельность учителя и учеников, которая происходит в
установленном порядке, в определенном режиме;

— совокупность средств и приёмов
организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивает активность
учащихся в приобретении знаний;

— активная учебная деятельность с
имитацией моделирования изученных явлений и процессов;

— использование иллюстрированных пособий,
плакатов, таблиц, картин, карт;

— кружковая
работа.

#Учебный план — это:

+ нормативный государственный документ,
который определяет распределение учебной нагрузки учащихся по этапам обучения,
устанавливает количество часов в неделю по данному предмету;

— совокупность средств и приёмов
организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивает активность
учащихся в приобретении знаний;

— использование разнообразных творческих
работ, охватывающих различные аспекты здорового образа жизни (рефераты, тезисы,
сообщения);

— использование иллюстрированных пособий,
плакатов, таблиц, картин, карт;

— иллюстративный
материал.

#Основной
целью преподавания русского языка  в национальной школе:

-формирование языковой компетенции;

-формирование лингвистической 
компетенции;

+формирование коммуникативной компетенции;

-формирование грамматической  компетенции;

— чтение и письмо.

#Метод
проблемного обучения – это:

-слово учителя;

-беседа;

+эвристическая беседа;

-иллюстративный;

— монолог.

 # Средства обучения, позволяющие быстро
осуществить индивидуальную проверку знаний большого количества учащихся:

-упражнения из ученика;

-дидактические карточки;

+тесты;

-рассказы по картине;

— диалог.

# Какой из
диктантов требует объяснения нового материала в процессе написания:

— «проверяю себя»;

— объяснительный;

— письмо по памяти;

— комментированное
письмо;

+ предупредительный.

#Тип урока, на
котором реализуются межпредметные связи:

— урок-экскурсия;

+интегрированные
уроки;

— инновационные
уроки;


урок-консультация;

— урок-повторение.

#Сведения
о выдающихся лингвистах, их роли в развитии науки о языке формируют:

— речевую компетенцию;

+лингвистическую компетенцию;

— коммуникативную компетенцию;

— грамматическую  компетенцию;

— читательскую компетенцию.

#На
уроках развития речи осуществляется формирование _____________ компетенции.

— читательской;

— лингвистической;

+ коммуникативной;

— грамматической;

— образовательной.

# Развернутый
конспект урока соответствует следующему виду планирования учебного процесса:

— годовое (календарное);

— тематическое;

+ поурочное;

— грамматическое;

— образовательное.

# Выберите
определение, соответствующее понятию «развитие речи»:

— процесс овладения
языковыми умениями и навыками;

— изучение системы
языковых разделов;

+процесс формирования
коммуникативной компетенции;

— процесс формирования
языковой компетенции;

процесс
формирования лингвистической компетенции.

# К источникам
пополнения словарного запаса учащихся не относится:

— речь учителя;

+молодёжный сленг;

— чтение книг;

— СМИ;

чтение газет.

# К какому из типов речи подходит определение – «изображение
картины мира в причинно-следственных связях»:

— описание;

— повествование;

+ рассуждение;


повествовательно-описательное;

живописное.

# В каком типе
изложения требуется краткая передача содержания исходного текста:

— близкое к тексту;

+ сжатое;

— подробное;

— с языковым анализом;

с речевым
анализом.

# Школа с малым количеством учащихся, где процесс обучения
требует особых форм его организации, называется:

— средняя;

+ малокомплектная;

— гимназия;

— лицей;

колледж.

# Слушание
и говорение; чтение и письмо — это

+ виды речевой деятельности;

— виды речи;

— виды мышления;

— виды темперамента;

— виды памяти.

# Произведения, которые не рекомендуются для пересказа, а в
большинстве случаев заучиваются наизусть, относятся к жанру:

+ басни;

— сказки;

— научно-популярные тексты;

— художественные тексты;

— загадки.

# Использование музыкальных отрывков, репродукций картин, слайдов и
т.п. рекомендуется при подготовке к восприятию:

+лирических
произведений;

эпических
произведений;

драматических
произведений.

— художественных текстов;

— романов.

# Творческая работа, требующая наивысшей самостоятельности
школьника —

изложение;

диктант;

+сочинение;

— словесное рисование;

— контрольный диктант.

# Вид речи, которому свойственны продуманность, богатство
синтаксических конструкций, —

устная речь;

+ письменная
речь;

внутренняя
речь;

— внешняя речь;

— разговорная речь.

# Импровизированная,
моментальная, ситуативная речь –

+
устная речь;

письменная
речь;

внутренняя
речь;

— внешняя речь;

— иноязычная речь.

# Тип речи (текста), в котором нет событий, сюжета,
изображаются картины природы, отдельные явления, предметы, портреты, –

+описание;

— повествование;

— рассуждение;


повествовательно-описательное;

живописное.

# Тип речи (текста), в котором излагается последовательность
событий, —


описание;

+повествование;

— рассуждение;


повествовательно-описательное;

живописное.

# Тип речи (текста), в котором для доказательства или
опровержения какого-то утверждения (тезиса) используются различные доводы,
аргументы, —


описание;

— повествование;

+ рассуждение;


повествовательно-описательное;

живописное.

#Организация практического усвоения младшими школьниками
орфоэпических норм русского литературного языка осуществляется на уровне:


словарном;

+произносительном;

— грамматическом;

— лексическом;

языковое.

# Определите вид речевой ошибки в предложении «Всем подарили
памятные сувениры».

+употребление
лишнего слова;

-тавтология;

— нарушение лексической
сочетаемости;

— нарушение
грамматической сочетаемости;

письменная
речь.

# Укажите вид
работы по воспитанию интереса к изучению русского языка:

— письмо наизусть;

— комментированное
чтение;

— зрительный
диктант;

+занимательность;

— работа над
ошибками.

# Что такое
алгоритм:

— дневник;   

— альбом;     

— спортивная
обувь; 

+опорная
схема-конспект;

— таблица.

# Укажите вид
грамматического разбора:

—  детальный;     

— 
субъективный;     

+ морфологический;

—  интересный;  

—  занимательный.

# Что изучается в
разделе «Орфоэпия»:

— стиль одежды; 

— разряды
прилагательных; 

— знаки
препинания;

+правильное
произношение;

— иностранный
язык.

#  Укажите
основные задачи изучения морфологии в школе:

— выработка
грамотной и правильной речи;

— знакомство
учащихся с синтаксическими нормами языка;

— обучение
синтаксическому разбору;

— процессы
овладения пунктуацией; 

+формирование
морфологических понятий «части речи», «морфологические признаки частей речи».

# Продолжите
утверждение, выбрав правильный ответ: «Методика синтаксиса изучает…»

+процессы усвоения
учащимися синтаксических понятий, различных типов словосочетаний и предложений;

— формирование
умений и навыков определения морфологических признаков слов; 

— рассмотрение
звука в морфеме;

— деление слова на
слоги;

— обучение
правильному словоизменению.

# Принцип
обогащения словарного запаса учащихся:

— прямой;     

— грамматический;  


экстралингвистический;

+словарный;  


контактный.          

# Что изучается в
разделе «Состав слова и словообразование»:

— причастия;  

— синонимы;  

+ морфемы; 

— сказуемое;   

— логарифмы.

#  Выберите
фонетические умения:


целенаправленное  обогащение  синтаксического строя речи учащихся;

— процессы
овладения пунктуацией;

+определение 
смыслоразличительной  роли звуков;

— обучение
правильному произношению;

— познакомить
учащихся с синтаксическими синонимами. 

# К
специальным орфографическим упражнениям относится:

+ диктант;

— постановка
ударения в словах;

— определение
звукового состава слова;

— создание базы
для успешного усвоения школьниками правил пунктуации;

— обучение правильной
расстановке знаков препинания.

#К собственным
ученическим словарям относятся:

+ постатейные,
тематические и алфавитные;

— только
тематические;

— постатейные и
алфавитные;

— орфографические;

— только
алфавитные.

#Постатейные
словари применяются в классах:

— 2-4 классы;

— 5-9 классы;

— 2-11 классы;

— 10-11 классы;

+ 5-11 классы.

#Ученические
словари, составленные по определённой теме, называются:

— постатейные
словари;

— алфавитные
словари;

+тематические
словари;

— орфографические
словари;

— пунктуационные
словари.

#Ученические
словари, составленные в алфавитном порядке, называются:

— постатейные
словари;

+алфавитные
словари;

— тематические
словари;

— орфографические
словари;

— пунктуационные
словари.

#Перевод с родного
языка на русский главным образом применяют на следующих занятиях:

+развитие речи;

— письменная речь;

— пунктуация;

— орфография;

— сочинение.

#По мнению этого
учёного, «текст – словесное устное или письменное произведение, представляющее
собой единство некоторого более или менее завершённого смыла и речи»:

+Б. Головин;

— И. Гальперин;

— Н. Валгина;

— С. Ожегов;

— Е. Пассов.

#Результат речевой
деятельности в устной и письменной форме, реализованной в произведении
словесности, которое обладает смысловой завершённостью и структурным единством:

+текст;

— диалог;

— монолог;

— диктант;

— изложение.

#Что из
представленного не относится к тексту:

— очерк;

— фельетон;

— рассказ;

+слово;

— роман.

#Общение, обмен
информацией, связь объекта с субъектом:

+коммуникация;

— квалификация;

— компьютеризация;

— систематизация;

— страноведение.

#По мнению этого
учёного, основные признаки текста  — это «завершённость,
структурно-композиционное и композиционно-прагматического единство
компонентов».

— Б. Головин;

+И. Гальперин;

— Н. Валгина;

— С. Ожегов;

— Е. Пассов.

Речевые ошибки

Основные причины речевых ошибок:

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Встречаются следующие виды многословия:

1. Плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.
Пример:
Все гости получили памятные сувениры . Сувенир — подарок на память, поэтому памятные в этом предложении — лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный , очень малюсенький , очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.

2. Использование лишних слов . Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.
Пример:
Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин «Дружба».

3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos — слово) — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками «пестрят» не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.
Пример:
Руководители предприятий настроены на деловой настрой .

4. Расщепление сказуемого . Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться — вести борьбу , убирать — производить уборку .
Пример:
Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора . Может быть, в официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики решили убрать школьный двор .

5. Слова-паразиты . Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т. п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, фактически, вообще, честно говоря и т. п. Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается и на страницы печатных изданий.
Пример:
В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест .

7. Лексическая неполнота высказывания.

Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.
Пример:
Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего . У Куприна, может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова. Или: «. не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь межнациональную вражду «. Так получается — «страница телевидения».

При выборе слова необходимо учитывать не только его семантику, лексическую, стилистическую и логическую сочетаемость, но и сферу распространения. Употребление слов, имеющих ограниченную сферу распространения (лексические новообразования, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы), всегда должно быть мотивировано условиями контекста.

Неудачно образованные неологизмы являются речевыми ошибками.
Пример:
А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей . И только контекст помогает разобраться: «ямочный ремонт» — это ремонт ям.

Поиск ответа

Всего найдено: 5

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, окружающий вокруг-это плеоназм?

Ответ справочной службы русского языка

Правильнее сказать, что это тавтология. Тавтология (от греч. tauto – то же самое + . логия) – это употребление в пределах одного или соседних предложений однокоренных или близких по звучанию слов. Плеоназм [от греч. pleonasmós – излишество] – это повтор смыслов, выраженных разнокорневыми словами. Окружающий вокруг – это тавтология, а, например, памятный сувенир – это плеоназм.

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, в чём разница между тавтологией и плеоназмом? Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Эти термины обозначают речевую избыточность. Тавтология (от греч. tauto – то же самое + . логия) – это употребление в пределах одного или соседних предложений однокоренных или близких по звучанию слов. Плеоназм [от греч. pleonasmós – излишество] – это повтор смыслов, выраженных разнокорневыми словами. Спросить вопрос – это тавтология, памятный сувенир – это плеоназм. Если тавтология и плеоназм используются намеренно для создания какого-то стилистического эффекта, то их нужно считать средствами художественной выразительности (Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья. [А. С. Пушкин]). Если повторы непреднамеренные, не оправданные стилистическим контекстом, то это речевые ошибки (Новое оборудование нужно использовать с большей пользой).

Добрый день! Какие знаки препинания нужны в предложении:

«Первым 20 заказавшим продукцию памятный сувенир «? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Можно поставить тире: Первым 20 заказавшим продукцию — памятный сувенир . Но обратите внимание на избыточность сочетания памятный сувенир : сувенир – это подарок на память. Лучше сказать: памятный подарок или просто сувенир.

Здравствуйте! Можно ли сказать «ландшафт местности», или же это словосочетание является плеонастическим(избыточным), как, например, памятный сувенир или свободная вакансия? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Такое сочетание лексически избыточно.

скажите пожалуйста, какая разница между словами тавтология и плеоназм? по смыслу очень похоже

Ответ справочной службы русского языка

Плеоназм — лексическая избыточность высказывания (когда значение одного слова дублирует смысловой компонент, входящий в значение другого), например: памятный сувенир (сувенир – это уже ‘подарок на память’), ледяной айберг (айсберг сам по себе ‘ледяная глыба’). Надо отметить, что некоторые обороты, изначально плеонастичные, через канцелярскую речь все-таки пробираются в литературный язык ( февраль месяц, на сегодняшний день ).

Тавтология – неоправданное соседство однокоренных слов ( следует отметить следующие особенности текста ).

исправьте и объясните (!) лексические ошибки

1. В субботу в нашем клубе состоится лекция для бездетных родителей.
2. Подвиги совершают не только молодые, но и пожилые люди, например, космонавты.
3. По уровню знаний нынешний абитуриент превосходит какого-нибудь профессора XIX века.
4. Павел Власов сказал: «Самодержавие не является нашей единственной целью».
5. Моя школьная учительница десять лет учила меня первому слову: «Мама».
6. Ленин заботился о здоровье Горького и проверял, не мокрые ли у него простыни.
7. Позвольте вам вручить этот сувенир на память!
8. Ностальгия по родине не давала им покоя.
9. Корпоративные интересы толкали его на нарушения государственных законов.
10. Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета.

«исправьте и объясните (!) лексические ошибки» — извините, если кто то не так понял, но «(!)» я поставил не потому что приказываю, а для того чтобы обратили внимание на то, что объяснить эти ошибки нужно обязательно, ибо исправить я их могу и сам, а объяснить не смогу.

Да ради бога, получайте свои ошибки, буквально, с первой строки:

Вы писали: «исправьте и объясните (!) лексические ошибки»

Отсутствие вопросительного знака, в частности, в конце предложения.
Как следствие — вопрос воспринимается как приказ, что изначально вызывает негативное отношение со стороны собеседника.

Восклицательный знак в скобках — моветон, рожденный непонятно чем (Фидо с icq вы, скорее всего, не застали — т. ч. на ум приходит только лень, что, опять же, негативно сказывается на настроение отвечающего) .

Куча какого-то текста, похожего на домашнее задание 8-ого класса, что, банально, не интересно.

1.Родители не могут быть бездетными по определению.
2.Космонавты не могут быть пожилыми людьми по состоянию здоровья.
3.Слово «Абитуриент» должно быть употреблено во множественном числе.
4.Фраз непонятна.
5.Бред.
6.Тоже бред.
7.Сувенир на память — этотавтология (бессмысленное повторение понятного, как мокрая вода или масло масляное) .
8.Ностальгия — это уже тоска по родине. Второй раз слово Родина употреблять излишне.
9.Законы всегда государственные, употреблено лишнее прилагательное.
10.Непонятно.

10. Это можно объяснить лишь по особенностями национального менталитета.

1. если это родители, то они не могут быть бездетными

источники:

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%81%D1%83%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80

http://sprashivalka.com/tqa/q/18183134

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Упражнения «Лексико-стилистические (речевые) ошибки», слайд 1

Лексико-стилистические (речевые) ошибки
Упражнения

Слайд 2

Упражнения «Лексико-стилистические (речевые) ошибки», слайд 2

Плеоназм
Плеоназм – употребление лишних слов.
Дорога каждая минута времени.
Соревнования намечены на апрель месяц.
Всем участникам семинара организаторы подарили памятные сувениры.
РЕЧЬ

Слайд 3

Упражнения «Лексико-стилистические (речевые) ошибки», слайд 3

Тавтология
Тавтология – употребление рядом или близко однокоренных слов.
В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением населения.
РЕЧЬ

Слайд 4

Упражнения «Лексико-стилистические (речевые) ошибки», слайд 4

Устраните тавтологию
1. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.
2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.
3. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества.
4. Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналоговых конструкций на мировом рынке.
5. Между этими тренажерами не существует существенной разницы.

Слайд 5

Упражнения «Лексико-стилистические (речевые) ошибки», слайд 5

Устраните тавтологию
1. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.
2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.
3. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества.
4. Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналоговых (плеоназм) конструкций на мировом рынке.
5. Между этими тренажерами не существует существенной разницы.

Слайд 6

Упражнения «Лексико-стилистические (речевые) ошибки», слайд 6

Фразеологизм
Быть (оставаться, находиться) на мёртвой точке — быть (оставаться, находиться и т.п.) в одном и том же состоянии, без каких-либо признаков движения, изменения, развития.

Слайд 7

Упражнения «Лексико-стилистические (речевые) ошибки», слайд 7

Устраните тавтологию. Проверка
1. Строительство школы не должно оставаться на мертвой точке.
2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше желающих.
3. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное состояние одиночества.
4. Это новая конструкция двери, не имеющая аналогов на мировом рынке.
5. Между этими тренажерами нет существенной разницы.

Слайд 8

Упражнения «Лексико-стилистические (речевые) ошибки», слайд 8

Найдите избыточные выражения (плеоназмы). Вычеркните лишнее слово.
1. Мне возвратили обратно бракованную вещь.
2. Андрей впервые познакомился с Верой на выставке.
3. Прейскурант цен висел на стене перед входом в зал.
4. Кондратьев написал свою автобиографию год назад.
5. Первый дебют молодой певицы был весьма удачен.
6. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.
7. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.
8. Мимика на ее лице была чрезвычайно выразительна.
9. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
РЕЧЬ

Слайд 9

Упражнения «Лексико-стилистические (речевые) ошибки», слайд 9

Найдите избыточные выражения (плеоназмы). Вычеркните лишнее слово. ПРОВЕРКА
1. Мне возвратили /обратно/ бракованную вещь.
2. Андрей /впервые/ познакомился с Верой на выставке.
3. Прейскурант /цен/ висел на стене перед входом в зал.
4. Кондратьев написал /свою/ автобиографию год назад.
5. /Первый/ Дебют молодой певицы был весьма удачен.
6. Фирма объявила о /свободной/ вакансии на место главного бухгалтера.
7. Президент фирмы призвал всех к /совместному/ сотрудничеству.
8. Её мимика /на/ /лице/ была чрезвычайно выразительна.
9. Больной был немедленно госпитализирован /в больницу/.
РЕЧЬ

Слайд 10

Упражнения «Лексико-стилистические (речевые) ошибки», слайд 10

Нарушение лексической сочетаемости
Они твердо верили в неминуемую победу.
В стихах Есенина особую роль имеют сравнения.
РЕЧЬ

Слайд 11

Упражнения «Лексико-стилистические (речевые) ошибки», слайд 11

Источник
Т. П. Скорикова. Практикум по русскому языку и культуре речи. Москва. 2014. Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Все это печально ошибки фатальны
  • Все это было ошибкой манга
  • Все ошибки майнкрафт
  • Все зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты ошибка
  • Все делают ошибки картинки