Откуда берется страх ошибок и неудач? Из детства. Именно в детстве нам внушали, что ошибка — это очень плохо, это нечто страшное и непоправимое, а еще многих из нас не раз высмеивали даже за незначительные промахи. Страх неудачи — это страх быть отвергнутым, страх оказаться в одиночестве перед лицом опасности, страх смерти.
Что еще может послужить причиной возникновения и развития страха, что у нас ничего не получится?
1. Неадекватные, завышенные требования к себе
Обычно это продолжение завышенных требований к нам родителей. В итоге мы видим все только в черном или только в белом цвете, не признаем никаких промежуточных оттенков. Либо гений, либо неудачник — середины нет. Быть гением — значит быть на гребне волны. Потерпеть неудачу равносильно смерти. Либо пан, либо пропал. Сплошные крайности. Но жить все время на подъеме, на пределе сил просто невозможно. Мы не герои боевиков, и если зададим себе такой темп, то рано или поздно сломаемся.
Выход: принять свое несовершенство и разрешить себе делать ошибки.
2. Недооценка своих возможностей
Это может быть следствием неадекватной самооценки, сформированной у нас еще в детстве, когда мы слепо верим мнению о нас родителей и других значимых взрослых. Почему у детей формируется заниженная самооценка? Это бывает следствием как недостаточной заботы родителей, так и гиперопеки. Гиперопека, пожалуй, даже опаснее, потому что в результате у нас формируется так называемая наученная беспомощность. Наученная беспомощность — это когда мы привыкли, что все делают за нас, либо стараясь не напрягать, либо не доверяя. Как следствие, мы не учимся, не получаем соответствующего нашему возрасту опыта, вообще боимся что-либо делать из-за страха сделать плохо или же не зная, как подступиться к задаче. Наученная беспомощность может формироваться и другим путем. Например, когда негативная обратная связь, или, иначе говоря, неконструктивная критика, значительно превосходит обратную связь положительную, когда наши действия одобряют и нас хвалят. В этом случае мы заранее уверены, что и сейчас у нас ничего не получится, как бы мы ни старались, поскольку предыдущие 999 раз все наши усилия пошли прахом. И в результате мы опускаем руки и перестаем предпринимать какие-либо попытки к улучшению собственного состояния.
Выход только один: делать, делать и делать. Пробуя, ошибаясь и начиная сначала — до тех пор, пока не получится. И постоянно анализировать: что получилось так, как мы хотели, и никакая доработка не нужна; что получилось не совсем удачно и требует корректировки (обязательно сразу продумать, какой именно); что получилось из рук вон плохо. В последнем случае необходим тщательный анализ: какие именно наши решения и действия привели нас не туда, куда было нужно, что в этих наших мыслях и действиях следует поменять, чему научиться и что предпринять, чтобы получить тот результат, на который мы рассчитываем. И еще один очень важный момент: все эмоции на этот период нужно отключить, чтобы они не отвлекали и не сбивали с пути, тем более что обязательно найдутся люди, которые будут нас осуждать, смеяться над нами или обесценивать наш труд. Черед эмоций и реагирования на действия окружающих придет потом, когда дело будет сделано. Вот тогда можно будет и порадоваться, и погоревать, и все остальное. А пока дело не сделано, нужно оставить только логическое мышление: что получается и почему, что не получается и почему, что тогда предпринять, чтобы это изменить. Единственное исключение: если мы вдруг слышим конструктивную критику, которая может помочь приблизиться к цели, то на нее реагируем и активно используем в собственных интересах. Наша задача — максимально сфокусироваться на том, что приближает нас к желаемой цели, и игнорировать либо отметать все, что этому мешает.
3. Преувеличение сложности задачи
У страха, как говорится, глаза велики. Лекарство от этого — составление подробнейшего плана достижения цели. Та цель, которая сначала кажется нам настолько огромной и недостижимой, что мы сразу же падаем духом и опускаем руки, становится вдруг вполне обозримой и посильной, когда мы разбиваем движение к ней на маленькие шажки. Шажки, которые мы однозначно в состоянии сделать, зачастую даже не прикладывая особых усилий. Главное — как следует продумать маршрут. Скажем, покорить Эверест кажется абсолютно невозможным, а подняться в гору на 100 или хотя бы 50 метров — вполне реальным.
Выход: метод обратного планирования. Мы ставим себе конечную цель, которую хотим достичь в будущем, а потом движемся от желаемого будущего к реальному настоящему, все время задавая себе вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы получить это?» Возьмем пример с покорением Эвереста, ведь в каком-то смысле любая наша цель — это Эверест, который мы хотим покорить. Что нужно сделать, чтобы покорить Эверест? Нужно получить опыт восхождения на более низкие высоты. Что нужно сделать, чтобы получить опыт восхождения на более низкие высоты? Нужно стать выносливее и приобрести необходимую экипировку. Что нужно сделать, чтобы стать выносливее? Нужно записаться в клуб, который готовит будущих альпинистов, и заняться там своей физической подготовкой. А что нужно сделать, чтобы приобрести экипировку? Получить информацию о том, что именно нужно, найти нужный магазин и сделать покупку. Вот мы уже и пришли от вершины Эвереста к настоящему и можем делать первые реальные шаги — записываться в клуб и узнавать, какая экипировка нужна начинающему альпинисту.
4. Самозапугивание
Мы мастерски умеем себя запугивать, мы воображаем ужасы, которые случатся не только в случае нашего поражения, но и при малейшей ошибке.
Выход: во-первых, зададим себе вопрос: «Что самое ужасное может с нами случиться, если это произойдет?» А во-вторых, воспользуемся методом амплификации (в переводе с латинского — «расширение, усиление, обогащение»). То есть дадим волю своему воображению и напридумываем кошмарные и трагические варианты развития событий. Нужно довести пугающую ситуацию до абсурда. Можно создать много ужасных историй и даже устроить конкурс на самую страшную. Так мы проживем все эти страхи и пропустим через себя. А заодно ощутим в процессе сочинения и проживания, что с нами не случится даже миллиардная доля того, что мы нафантазировали и чем так старательно себя запугивали.
Три упражнения, чтобы преодолеть страх неудач
1. Изменить отношение к ошибкам
Есть эффективный способ благополучно пережить те разочарования и поражения, которые ждут нас на пути к цели. Как мы воспринимаем допущенные нами ошибки? Обычно как катастрофу вселенского масштаба, как нечто, что никто никогда и ни при каких условиях не сможет исправить. Но если мы сменим точку зрения на свои промахи и начнем воспринимать их просто как информацию о том, что мы нашли неверное решение, если будем воспринимать свои промахи как способ приобретения жизненного опыта, то расстраиваться будет просто не из-за чего. Нет никакой катастрофы и трагедии, есть просто обратная связь, есть просто информация о том, что мы пошли не тем путем и нам нужно выбрать другой. Пожалуй, один из самых ярких и известных примеров подобного мышления — это Томас Эдисон, который, прежде чем изобрести электрическую лампочку, провел 10 тысяч неудачных экспериментов. Именно он сказал: «Я никогда не терпел неудач. Я просто нашел 10 тысяч способов, которые не работают».
2. Заменить слова
В своих размышлениях о будущем замените слово «но» на слова «даже если». Например, обычно вы думаете так: «Я хочу стать блестящим оратором и уверенно держаться на публике, но боюсь, что сначала надо мной все будут смеяться». Меняйте негативную формулировку на позитивную установку: «Я стану блестящим оратором и буду уверенно держаться на публике, даже если сначала надо мной все будут смеяться». Такая, казалось бы, мелочь — замена одного слова на другое, а какой эффект, какое действие! Мы сразу чувствуем, как расправляются плечи и выпрямляется спина, как дыхание становится более ровным и глубоким, а походка — твердой и уверенной. Мы вырастаем в собственных глазах и начинаем относиться к себе с уважением. Следом с уважением к нам начинают относиться и окружающие люди. Так и получается, что, меняя одно слово на другое, мы на самом деле меняем собственную жизнь.
3. Перестать избегать
Если мы боимся чего-то (например, неудачи в новом деле), то мы часто начинаем этого избегать — того, что может быть неприятно или причинить боль. Избегание становится для нас способом защититься от провала. Беда в том, что область избегаемого будет расширяться до бесконечности, до тех пор, пока мы не станем бояться абсолютно всего. Жизнь превратится в сплошные ограничения, да и можно ли будет назвать это жизнью? Поэтому стоит мыслить не в стиле «Чего мы не потеряем, если не сделаем?», а в стиле «Что мы приобретем, если сделаем?». Иначе говоря, стоит заменить движение от чего-то (то есть избегание чего-то) на движение к чему-то.
Резюме
В основе страха допустить ошибку лежат страх смерти, завышенные требования к себе, недооценивание своих возможностей (вследствие гипер- или гипоопеки), преувеличение сложности задачи, неумение грамотно планировать достижение поставленных целей и самозапугивание.
Справиться же со страхом неудачи вам помогут следующие упражнения.
1. Делая что-то, не опускайте руки при первой же неудаче и не бросайте начатое. Переделайте, если сразу не получилось, или сделайте это как-то по-другому. Главное — делать, делать и делать. Пробуя, ошибаясь и начиная сначала. До тех пор, пока не получится.
2. Если задача перед вами стоит сложная, составьте подробный план своих действий. Ну или воспользуйтесь приемом обратного планирования.
3. Если вы привыкли сами себя запугивать, когда что-то начинает идти не так, то задайте себе вопрос: «Что самое страшное может случиться, если это произойдет?» Воспользуйтесь методом амплификации, то есть преувеличения, и доведите пугающую вас ситуацию до абсурда. Тогда она перестанет вас пугать.
4. Если вы воспринимаете любую свою ошибку как катастрофу вселенского масштаба, повторяйте себе каждый раз следующее: «Нет никакой трагедии и катастрофы в том, что я ошибся. Есть только обратная связь, информация о том, что я пошел не тем путем и мне нужно выбрать другой».
5. Замените в своих размышлениях слово «но» на слова «даже если».
6. Замените мышление «от» на мышление «к». Или, другими словами, вместо вопроса «Чего я не потеряю, если этого не сделаю?» задавайте себе мысленно вопрос «Что я приобрету, если сделаю это?».
Упражнения можно выполнять в любом порядке — в зависимости от ситуации и от вашего настроения.
От редакции
Мотивационный коуч Давид Ларош делит уверенность в себе на три типа. Какие приемы подойдут для прокачки каждого из них, читайте в статье: https://psy.systems/post/tri-tipa-uverennosti-v-sebe
А что делать, если вы боитесь… успеха? Были ли в вашей жизни ситуации, когда за пару шагов до результата что-то с вами случалось («как будто сглазили») и в итоге вы ничего не достигали? Или вместо необходимых действий занимались чем-то ненужным? Или заранее думали: «Все равно у меня ничего не получится!» — и даже не начинали реализовывать свою мечту? Или «выходили из игры», потеряв интерес, при первых же достижениях? Что же стоит за таким самосаботажем и как победить страх успеха? Читайте Ольгу Юрковскую — http://psy.systems/post/strax-uspexa.
Известные американские психологи Эллиот Аронсон и Кэрол Теврис написали полезную книгу «Ошибки, которые были допущены (но не мной). Почему мы оправдываем глупые убеждения, плохие решения и пагубные действия», чтобы разобраться в причинах наших самооправданий и в том, какой ущерб они причиняют и нам, и окружающим: https://psy.systems/post/elliot-aronson-kerol-tevris-oshibki-kotorye-byli-dopuscheny.
Как справиться со страхом совершить ошибку
Страх ошибиться знаком каждому из нас. Первоначально он сформировался, чтобы защитить нас от реальных угроз, а теперь просто мешает нам добиваться желанных целей. Но с ним можно и нужно справиться.
Сколько раз страх совершить ошибку удерживал вас от поступков, которые могли бы в корне изменить вашу жизнь? Причём в положительную сторону. Сколько раз вам приходилось жалеть о том, что, побоявшись, вы упустили возможности, которых так ждали? Наверное, все могут привести пару примеров таких случаев.
Интересно, смогли бы мы в детстве научиться ходить, если бы постоянно боялись упасть? А можно ли научиться плавать, не снимая спасательного жилета? Кататься на коньках, не отпуская папиной руки? Вряд ли. Чтобы чего-то добиться, нужно справиться с парализующей силой страха.
Откуда вообще взялся этот страх
Страх ошибок глубоко укоренился в нашем сознании. Он представляет собой реакцию на то, что мы воспринимаем как потенциальную угрозу. Ключевое слово — воспринимаем. Эти механизмы сформировались в нашем сознании тысячелетия назад, чтобы помочь нам защититься от таких реальных угроз, как, например, нападение хищников.
Теперь то, что спасало нас от львов, включается в работу, когда нам предстоит принять решение, связанное с определённым риском, или попросту выйти из зоны комфорта. В итоге сейчас эти механизмы только ограничивают нас и мешают нам развиваться.
Проблема состоит в том, что наша внутренняя защитная система плохо различает реальные и воображаемые риски.
Зона комфорта — это не просто заезженное психологическое понятие. Чтобы выйти за её границы, нужно преодолеть серьёзные нейрофизиологические механизмы. Останься в пределах этой зоны, и ты будешь чувствовать себя в безопасности. А если осмелишься вылезти наружу, внутренняя система защиты включит предупредительные сигналы в виде страха. Уберегая вас от неизвестного и незнакомого, ваше сознание делает то, чему научилось в результате эволюции.
Раньше эта система защищала нас и наше окружение от смерти, то есть от реальной физической угрозы. Сейчас угроза носит в большей степени эмоциональный характер. Мы пытаемся сохранить свою эмоциональную безопасность. И защитные механизмы по-прежнему оказывают на нас парализующее действие.
Как бороться со страхом ошибиться
1. Смените угол зрения
Что такое ошибка или неудача? Настоящим провалом можно считать только тот, из которого вы не извлекли никаких уроков. Facebook* несколько раз публично провалилась со своими инициативами (например, с рекламной системой Beacon и приложением для обмена фотографиями, сообщениями и «подмигиваниями» Poke). Компания преуспела только потому, что не боялась ошибок.
Девиз Facebook* — Fail fast, fail forward. Его можно выразить так: не раздумывай долго, косячь и двигайся вперёд. В этой компании понимают, что самой большой ошибкой было бы не пытаться выйти за пределы привычного и стать лучше.
Если бы Facebook* не брала на себя риски, компания бы постепенно прекратила своё существование. Если бы она пользовалась только теми методами, которые работали пять лет назад, то превратилась бы в Yahoo, Twitter или Myspace, а не стала бы одной из самых крупных и успешных компаний в мире с рыночной капитализацией в 362 миллиарда долларов.
В сфере продаж распространён афоризм: «Каждое новое „нет“ на один шаг приближает вас к „да“». Чем больше «нет» вы услышите за один день, тем лучше. Это будет значить, что вы обратились ко всем, к кому могли обратиться, и скоро вы услышите «да». Тренируйтесь, привыкайте слышать разные ответы, и страх пройдёт. Вы продвинетесь вперёд, это неизбежно.
2. Найдите причину своего страха
Чего именно вы боитесь? Причины того, почему нас пугают ситуации, связанные с риском, перемены и вообще что-то новое, совсем не одинаковы. Вы боитесь совершить ошибку потому, что представляете себе худший исход, или потому, что отчаянно стремитесь делать всё идеально? Или потому, что вам ужасно страшно, что вам откажут?
Если вы собираетесь начать свой бизнес, вы представляете, что при неудаче потеряете всё. И что же тогда? Вы останетесь без друзей и близких? У вас больше не будет семьи? Вы растеряете инициативность и запал, благодаря которым вы собрались начать своё дело? Если вам хватило храбрости начать свой бизнес, значит, вы относитесь к тому типу людей, которых мечтают нанять многие работодатели. Вы явно не останетесь без работы.
Когда вы решаете двигаться вперёд, вы одновременно принимаете решение продолжать бороться несмотря ни на что. И когда вы делаете это, происходят удивительные вещи. Худшим сценарием, который вы можете вообразить, даже пахнуть не будет.
3. Противопоставьте страху уверенность
Уверенность появляется в результате принятия решения, взятия на себя ответственности и публичного признания этой ответственности. Удача, как известно, награда за смелость. И за уверенность.
Мир поддерживает тех, кто верит в себя. Никто не хочет поставить вам палки в колёса, не ждёт, когда вы оступитесь. Наоборот, если вы будете принимать решения уверенно и определённо, окружающие обязательно откликнутся и поддержат вас. Всё будет способствовать вашему успеху. Нужные события произойдут, нужные обстоятельства сложатся, нужные возможности появятся.
4. Действуйте
Другая причина страха совершить ошибку состоит в том, что задача, которую нам предстоит выполнить, кажется нам слишком сложной и мы зацикливаемся на непосильности её решения. Посмотрите на фотографии Эвереста, сделанные из базового лагеря. Они настолько поражают, что подъём к вершине кажется абсолютно невозможным. Кроме того, на неё обрушиваются штормы, там стоит холод –50 градусов, поэтому кажется, что человеку в этом месте делать абсолютно нечего.
Однако каждый год сотни людей восходят на вершину Эвереста. И чаще всего это не профессиональные альпинисты, они не отличаются исключительной физической подготовкой. Это просто люди, у которых есть цель и мечта. Все они начинают одинаково: с первого шага по направлению к вершине. Небольшие шаги суммируются, и вскоре вы набираете такую скорость и мощь, что вас уже не остановить.
5. Игнорируйте страх
Смельчаки, занимающиеся сёрфингом на больших волнах, седлают волны, высотой равные пятиэтажному зданию. Это агрессивные чудища, обладающие колоссальной силой, которая внушает ужас. Не бояться таких волн просто невозможно. Чтобы противостоять страху, который может парализовать и привести к гибели, многие из самых искусных сёрферов не смотрят на то место, где волна обрушивается вниз.
Все мы боимся многих вещей. Некоторым из этих страхов можно и нужно взглянуть в глаза, а затем укротить их. Но есть такие страхи, которые могут завести вас в могилу, и с ними лучше лишний раз не соприкасаться.
6. Бросьте себе вызов
Займитесь чем-то, что не связано напрямую с теми сферами, в которых вы хотели бы развиваться. Вас никогда не удивляло, почему различные марафоны и гонки героев стали так популярны? Люди хотят бросить себе вызов и узнать, на что они способны. Так развивается сила воли и приобретается драйв, необходимый для того, чтобы двигаться вперёд.
Когда вам удаётся достичь каких-то серьёзных целей в одной сфере, вы понимаете, что сможете применить те же умения и навыки, ту же настойчивость и решительность для того, чтобы добиться желаемого в других сферах. Когда вы понимаете, что, приложив достаточно усилий, тренируя своё тело и разум, вы можете пробежать марафон, вы осознаёте, что множество других, не менее сложных, задач вам также по силам.
Не бойтесь ошибаться. Бойтесь через год оказаться на том же месте, на котором стоите сейчас.
7. Помните, что все боятся
Существует распространённое заблуждение, что успешные люди обладают какими-то необыкновенными качествами и не подвержены страхам. На деле они просто добились своего с помощью усердного труда, постоянной практики и принятия необходимых решений. Их бесстрашие — это миф. И для многих этот миф становится барьером на пути достижения целей.
На самом деле смелость не означает отсутствие страха. Смелые люди бросают себе вызов и идут именно туда, где им предстоит встретиться со своими страхами. Страх вполне нормален, он свойственен человеческой природе. Фактически это одна из наших определяющих характеристик. Страх — часть нас.
Когда герой «Игры престолов» Робб Старк спрашивает своего отца, как можно быть смелым, когда ты напуган, Нед отвечает ему, что только так и можно быть смелым.
Смелые люди — это не те, кто ничего не боится. Это те, кто смог справиться со своим страхом.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
С малых лет детям необходима похвала и положительная оценка.
Важно, чтобы окружающие соответствующе оценивали его поступки.
Часто дети бывают грубыми, не одобряют свои поступки – они не знают, что это чревато развитием атихифобии. Что же это такое?
Содержание
- Определение понятия
- Место фобии в психологии и психиатрии
- Формы болезни
- Причины развития
- Предрасположенность
- Симптомы
- Диагностика
- Как побороть страх самостоятельно?
- Когда требуется помощь профессионала?
- Профилактика развития и обострений
- Последствия и прогноз
- Полезное видео
- Заключение
Определение понятия
Атихифобия переводится с латинского языка как «новый» и «боязнь». Страх нового – результат заниженной самооценки человека, его нерешительности. Это патологический страх перед ошибками. Он возникает при взаимодействии с обществом.
Простыми словами – это страх перед неудачами, то есть человек боится ошибиться. Он уверен, что у него ничего не получится. Он может даже не начинать дело.
Место фобии в психологии и психиатрии
В психологии и психиатрии изучению проблемы отводится целый раздел. Специалисты знают, что эта проблема встречается у многих людей, поэтому важно выработать эффективные методики по оказанию помощи.
Психотерапевты считают атихифобию серьезным отклонением, ведь страх у человека настолько мощный, что личность больше не желает развиваться, она становится пассивной.
К нормальной жизни человек уже не способен – он всегда нервничает, переживает, не может найти себе места.
Из-за психологических проблем он не может найти работу, не стремится к карьерному росту, впадает в депрессию. Это все усуглубляет и течение заболевания.
Похожих непосредственно на боязнь провала патологий нет. Но есть состояния, которые возникают вследствие отсутствия лечения атихифобии, такие, как неуверенность в себе, депрессия и даже склонность причинять вред самому себе.
Формы болезни
Прежде, чем начинать искать способы преодоления боязни, нужно рассмотреть ее формы. Есть несколько проявлений болезни:
- Самоизоляция. Человек не берется ни за какие дела, не стремится к саморазвитию. У него присутствует боязнь отказа в личной жизни. Он замыкается в себе, не контактирует с людьми.
- Самосаботаж. Если индивид возьмется за какое-либо дело, он его не закончит или сдаст не вовремя. Это состояние, при котором человек сам создает себе препятствия на пути выполнения работы.
- Перфекционизм. Человек старается быть лучшим не во всех начинаниях, а лишь в тех, которые у него хорошо получаются. Он концентрируется на том, в чем потерпит неудачу.
- Самобичевание. Человек уверяет себя в том, что он ничего не умеет, у него недостаточно знаний и нет талантов.
На ранней стадии болезни у человека снижается самооценка, он не верит в себя, винит себя за каждую мелочь. Для средней и тяжелой степени характерны отказ от посещения различных мероприятий, изоляция от людей (даже знакомых), сужение круга общения, боязнь начинания даже легкой и знакомой работы.
Причины развития
Причин появления страха неудачи много. Наиболее распространенная – отрицательный опыт в прошлом. Часто человек делает умозаключение на основании одного случая.
Такие люди уверены, что если они совершили ошибку один раз, то неудача будет их сопровождать до конца жизни. Этот стереотип не позволяет им развиваться, двигаясь вперед.
Одна из причин страха неудачи – оценка деятельности человека по конечным итогам. Он не берет во внимание личностные качества, особенности. Индивид навешивает клеймо и не разбирается в ситуации, не оценивает собственные таланты и причины неправильного действия.
Основные причины атихифобии:
- негативная реакция родителей (и других родственников) на неудачи детей;
- выслушивание оскорблений и насмешек в свою сторону (в школе, на улице и т.д.);
- навязывание социальных страхов обществом, когда человеку твердят, что он должен быть лучше других.
Предрасположенность
В большинстве случаев атихифобия берет свое начало из детства, когда ребенок еще зависит от мамы и папы. Если детские ошибки сопровождаются критикой взрослых, дети начинают чувствовать себя немощными, беспомощными.
Когда на детей кричат, вся негативная энергия откладывается в подсознании, и у них «записываются» установки «я ничего не умею», «я не смогу» и т.д. Эти установки с детства заставляют уже взрослых людей паниковать.
Провоцирует фобию и чрезмерная опека. Если мама с папой делали все дела за ребенка, опекали его, у чада сформируется установка, что он ничего не сможет сделать, что другие выполнят лучше.
То есть, к атихифобии предрасположены больше дети. Но когда они вырастают, этот негатив остается у них в сознании.
Атихифобия возникает у людей, не замечающих прекрасного и не умеющих его ценить. Также этим синдромом страдают мнительные люди, воспринимающие любую информацию близко к сердцу.
Опасность этой фобии в том, что она подкрадывается незаметно. Сначала человек просто решает отложить дело, потом снова и снова. Он не подозревает, что теряет способность преодолевать трудности.
Симптомы
Негативные эмоциональные реакции проявляются при ситуации, требующей конкретных решений или действий от человека. К ним относятся:
- неуверенность в дальнейших действиях;
- беспокойство;
- чувство вины;
- самокопание;
- угнетенность и постоянное прокручивание в голове психотравмирующих событий.
Симптомы, сопровождающие атихифобию, могут быть не только психологическими, но и соматическими:
- повышенное потоотделение;
- дрожь;
- побледнение кожи;
- перебои в работе сердца;
- нарушенное дыхание;
- тошнота.
При таком состоянии у человека меняется восприятие температурного режима: когда на улице холодно – ему жарко, и наоборот.
У детей фобия проявляется в виде заниженной самооценки. Например, когда родители требуют от ребенка лучших результатов во всем (в школе, спорте и различных секциях), его сопровождает постоянное напряжение.
К тому же, если они не поощряют чадо за успехи, а за неудачи ругают, представление о достижениях у него будет искаженным. Он осознает, что не способен к достижению успеха.
Когда над ребенком насмехаются в садике или в школе, это сказывается на его психике, и в дальнейшем у него развивается страх неудач.
Взрослые, страдающие атихифобией, всегда тревожны, они волнуются перед любым событием. Если их просят выполнить какую-либо работу, кроме тревожных чувств их сопровождают учащенное биение сердце, жжение в животе, побледнение кожи. У таких людей трусятся руки, учащается пульс. Например, перед собеседованием у человека нарушен сон, могут возникнуть панические атаки.
Диагностика
Если человек заметил у себя симптомы этой болезни, первое, что нужно сделать – посетить специалиста. Он соберет анамнез и проведет осмотр: задаст вопросы о симптоматике, расспросит о переживаниях и пр. Психотерапевт распознает атихифобию, ее стадию и даст рекомендации по избавлению от страха.
Как побороть страх самостоятельно?
Человек может сразу не обращаться за помощью к специалисту, а попытаться справиться с проблемой самостоятельно. Психологи советуют следующее:
- Провести самоанализ – вспомнить, какая неудача сказалась на развитии страха. Необходимо вспомнить каждое обстоятельство – полный анализ выявит, что человек не виноват в поражении, а причина этого – обстоятельства, не зависящие от него.
- Узнавать информацию о предстоящем деле. Варианты развития, прогнозы и риски позволят оценить реальную картину и выбрать более подходящий вариант.
- Научиться говорить «нет». Если после проведенного анализа выяснится, что дело провальное, нужно сразу отказаться от него. Не нужно пытаться его спасти.
- Настраиваться психологически. Нужно убедить себя, что неудача – дело не очень хорошее, но жизнь на этом не заканчивается. Не нужно сразу опускать голову.
Часто этих советов хватает. Но если не получилось справиться с проблемой, нужно обратиться к профессионалу.
В первую очередь, человеку необходимо признать, что проблема у него есть. За собственную жизнь каждый должен отвечать самостоятельно. Так человек получит не то, что заслуживает, а то, чего он достиг сам.
Чтобы побороть атихифобию, нужно думать позитивно. Не менее важно расслабиться – так паника быстрее пройдет, а в будущем человека не будет мучить страх провала.
Когда требуется помощь профессионала?
Если человек не может самостоятельно справиться с проблемой, необходимо обратиться к специалисту. На начальной стадии профессионал назначит индивидуальную психотерапию, направленную на анализ воспоминаний из детства.
Отношение атихифоба к собственным страхам позволит выявить индивидуальная беседа с психотерапевтом. В этом случае применяется метод моделирования – создание ситуации, которая вызывает нерешительность, и просьба описать ощущения с начала ситуации и до ее конца.
Также эффективна групповая терапия. Работая в группе, человек понимает, что он не один, что есть и другие люди, страдающие фобией. Пациенты поддерживают друг друга и вместе находят выход из ситуации.
Часто таким пациентам психиатры, помимо психотерапии, назначают поддерживающую терапию (противотревожные и успокаивающие препараты).
Профилактика развития и обострений
Профилактика предполагает, что человек избавится от неуверенности в себе и от зависимости от мнения других. Чтобы не «подхватить» фобию, нужно научиться себя любить и ценить, принимать таким, какой есть. Нужно изучить собственные сильные и слабые стороны, таланты. Человек не должен соответствовать ожиданиям окружающих, у него должна быть собственная концепция своего «Я».
Последствия и прогноз
У детей атихифобия негативно сказывается на обучении, вызывая у обучающихся трудности. Страх неудач отрицательно сказывается на жизни индивида. Он не хочет саморазвиваться, заниматься профессиональной деятельностью, налаживать связь с другими.
Полезное видео
О понятии, симптомах и признаках атихифобии рассказывается в видео:
Заключение
Таким образом, атихифобия – явление распространенное. Чтобы справиться с этим страхом, нужно не так много усилий, как человеку кажется. Главное – проанализировать ситуацию и смириться с тем, что идеальных людей нет, а неудачи преследуют каждого. Так проблема совершить ошибку постепенно уйдет.
Все мы стараемся избегать неудач, и это нормально.
Но иногда боязнь совершить ошибку становится настолько сильной, что вызывает панические атаки и влияет на каждое решение. Человек вообще перестает браться за что-либо важное — ведь тогда он будет застрахован от провала. Так проявляется атихифобия. Рассказываем о ней в новом выпуске путеводителя по психике.
В предыдущем выпуске: что такое синдром Улисса.
Что нужно знать о работе мозга
Главное о действенных способах не поддаваться стрессу и ошибкам мышления — в вашей почте дважды в месяц по пятницам. Бесплатно
Что это
Атихифобия — это необоснованный и неконтролируемый страх потерпеть неудачу, который негативно влияет на жизнь человека.
Симптомы — тревога, паника, тремор, затруднение дыхания, головокружение, усиленное сердцебиение. Все это человек ощущает либо в момент неудачи, либо когда есть только риск неудачи. Например, сотрудник может почувствовать себя плохо, как только получит задание от начальника, а студент — когда узнает о предстоящем экзамене.
Причем человек может понимать, что бояться нечего, но это осознание не защищает от физических и эмоциональных симптомов. Обычно специалисты говорят о сформировавшейся фобии, если такое состояние преследует пациента больше шести месяцев. Это считается формой проявления тревожного расстройства.
Хотя описание подобных состояний и встречается в научных текстах с конца 1960-х годов, отдельных исследований, посвященных атихифобии, пока нет. Обычно ее изучают вместе с остальными специфическими фобиями или в качестве причины прокрастинации.
От рационального желания избегать неудач атихифобию отличает то, что она обычно ничем не подкреплена: к примеру, человек еще не составил резюме и не сходил ни на одно собеседование, но уже напуган потенциальными отказами.
Кроме того, нормальный страх перед негативными последствиями работает как источник мотивации и заставляет нас действовать активнее — потратить больше времени и сил на подготовку, спросить совета, продумать запасной план. А люди, страдающие от атихифобии, наоборот, склонны выбирать стратегию избегания и вообще не попадать в ситуации, где можно потерпеть неудачу.
Если вам свойственны подобные мысли, возможно, это и есть проявления атихифобии:
- «Лучше вообще не ходить на экзамен, чем его завалить»;
- «Что-то сложную задачу мне подкинули. Лучше пойду посмотрю мемы и отвлекусь»;
- «В прошлый раз у меня ничего не вышло, и в этот не получится»;
- «Это будет полный провал. Меня уволят с позором и больше никуда не возьмут»;
- «Когда мне сказали, что придется выступать перед публикой, у меня чуть сердце не остановилось».
Почему возникает
Из-за негативного опыта. Часто атихифобия появляется у тех, кто раньше попадал в травматичные ситуации, связанные с неудачами. Например, за результаты труда человек получил порцию жесткой критики на работе или в интернете.
Из-за воспитания. Атихифобия может развиваться под воздействием поведения авторитарных родителей и других значимых взрослых. Исследование 2019 года показало, что спортсмены больше боялись неудач, если с ними работали тренеры, склонные к сильному контролю и дающие меньше свободы. А ребенок, в семье которого боялись неудач и избегали любых потенциально приводящих к ним ситуаций, скорее всего, начнет действовать так же.
Из-за перфекционизма. То, что люди понимают под неудачей, сильно различается. Для одного это заваленный экзамен и исключение из вуза, а для другого — не высший балл и отсутствие похвалы от преподавателя. Так что причиной развития атихифобии иногда становится и перфекционизм — стремление сделать все идеально, которое бывает даже важнее достижения цели.
Из-за когнитивных ошибок. Страх неудач могут вызывать и усиливать сразу несколько когнитивных искажений:
- Катастрофизация, из-за которой мы обычно ожидаем худшего и прописываем в голове самые страшные сценарии последствий любой неудачи. Например, сотрудник не просто боится критики за плохой результат работы, а сразу думает об увольнении, безденежье, о потере друзей и распаде семьи.
- Предсказание будущего — склонность предполагать, что нас ждет, но при этом не оценивать реальные шансы на провал или успех, а просто воспринимать предполагаемые события как реальные.
- Сверхгенерализация, или ошибка обобщения, заставляющая нас переносить опыт одного события на все остальные. В этом случае появляется мысль: «В прошлый раз у меня ничего не получилось, не получится и в этот».
Из-за культуры «успешного успеха». Ученые из Гарвардской школы бизнеса доказали, что постоянное выставление напоказ достижений и замалчивание сложностей негативно влияет на молодых людей. Разговоры о простом и быстром пути к успеху провоцируют зависть и совсем не дают мотивации. Человеку, привыкшему брать на себя ответственность за свои поступки, кажется, что раз у него не получается все так же легко, то он сам виноват в своих неудачах. Это заставляет бояться провалов только сильнее.
Чем опасна
Помимо того, что симптомы атихифобии неприятны сами по себе, она часто становится причиной прокрастинации и полного отказа от любых действий, которые могут повлечь неудачу. Человек, боящийся провалов, выбирает стратегию избегания и самоограничения: она позволяет спастись от страха и защитить свою самооценку, ведь вообще не пойти на экзамен не так стыдно и обидно, как завалить его. Это сказывается на доходе, а также не дает человеку менять его жизнь, даже если это необходимо.
Кроме того, одно небольшое исследование 2018 года доказало, что страх неудач влияет на когнитивные способности. Из-за того, что все ресурсы тратятся на беспокойство о потенциальном негативном исходе событий, запоминать информацию и учиться новому становится сложнее.
Что делать
Научитесь справляться с симптомами. В первую очередь нужно совладать с паникой, сильным сердцебиением, тремором, которые возникают в момент, когда вы узнаете о неудаче или ее угрозе. Для этого подойдут несложные дыхательные упражнения: глубокий вдох, задержка дыхания на семь секунд и спокойный выдох через рот. Чтобы лучше почувствовать, как происходит процесс дыхания, можно положить руку на живот — он должен вздуваться в момент вдоха, тогда дыхание будет достаточно глубоким и правильным. Несколько повторений — от четырех до восьми — должны помочь справиться с паникой.
Еще один простой способ — переключить внимание на что-то внешнее, например вкус, звук или запах. Сконцентрируйтесь, например, на текстуре предмета, который лежит у вас в кармане, аромате кофе из стаканчика в руке или каком-то приятном изображении — пускай это будет просто фото семьи или любимого места в телефоне.
Снять тревогу и вернуть мыслям ясность помогают прогулки быстрым шагом. Если вам сложно в момент паники отправиться на улицу, подойдет и любое другое движение, например интенсивные танцы или бег на месте.
Встретьтесь со своими страхами. Эффективным методом лечения многих фобий считается экспозиционная терапия. Человек должен периодически встречаться со своими страхами, но под контролем специалиста и в малых дозах. Можно попробовать выполнять упражнения из экспозиционной терапии и самостоятельно.
Одно из несложных упражнений — «лестница». Составьте список ситуаций, которые вас пугают: например, разговор с начальником, момент отправки письма с результатом работы, необходимость выступить перед группой коллег и другие. Расположите их в порядке от самой простой до самой пугающей: внизу списка должно оказаться то, что вызывает небольшую тревогу.
Начните обдумывать наименее страшные ситуации — как вы могли бы избежать неудачи в них, что реально вам угрожает в этот момент, какие могут быть последствия, если вы допустите ошибку. Постепенно переходите к более сложным ситуациям, будто бы поднимаетесь по лестнице, но останавливайтесь тогда, когда вам становится некомфортно двигаться выше. Эти ситуации отложите на следующий раз.
Если какая-то «ступень» дается особенно тяжело, можно разбить это действие на несколько маленьких и постепенно проходить их. На одной и той же «ступени» можно задерживаться сколько угодно времени, но важно делать это упражнение регулярно. Часто сталкиваясь с тем, что вас пугает, и понимая реальные последствия таких ситуаций, вы научитесь реагировать на них не так остро.
Не поддавайтесь когнитивным искажениям. Справиться с атихифобией помогает и когнитивно-поведенческая терапия. Для этого нужно научиться замечать когнитивные ошибки — катастрофизацию, сверхгенерализацию и предсказание будущего.
Каждый раз, когда вас посещают пугающие мысли о неудаче, остановитесь и подумайте, не попали ли вы под действие одного из этих искажений. Попробуйте специально начать оспаривать негативную мысль. Например, если вы уверены, что не сможете выполнить рабочую задачу, вспомните, что раньше этим вообще занимался стажер без опыта, и он как-то справлялся, а вы работаете не первый год и наверняка не просто так находитесь на хорошем счету у начальства.
Чтобы справиться с катастрофизацией, оцените реальные последствия своей неудачи. Скорее всего, вы поймете, что ошибки не обязательно приведут к чему-то серьезному — исключению из вуза, увольнению, нищете, разрушенной репутации. Возможно, вам грозит всего лишь совет быть повнимательнее в следующий раз.
Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine.
Совершать ошибки — это плохо. Любое неверное решение может обернуться катастрофой. Нам с детства дают такие установки. Но верны ли они? Да, есть ошибки, которые могут дорого обойтись, но в большинстве случаев нас ругают за то, что можно исправить. И тогда появляется боязнь сделать что-то не так. Разбираемся, почему так происходит и как побороть этот страх.
Боязнь ошибиться во время обучения появляется в детстве. Причиной страха может быть строгое наказание или выговор от родителей за какой-нибудь проступок, отсутствие одобрения со стороны окружающих. В начальной и средней школе боязнь ошибиться могут вызвать критика со стороны учителей за недочеты в задании или некрасивого почерка. Как следствие, возникает страх получить плохую отметку. Высмеивание допущенных ошибок при сверстниках также может сыграть злую шутку. В старшей школе, особенно в выпускном классе, подростки часто слышат фразы а-ля «Не сдашь ЕГЭ — лишишься достойного будущего». Подобные негативные установки вселяют страх получить низкий балл, и ученик начинает лихорадочно готовиться к экзамену, мучая себя бесконечным решением пробников ради того самого «достойного будущего».
Что касается последствий — боязнь совершить ошибку отрицательно сказывается на образовательном процессе, так как вызывает у учащихся различные трудности. А отсутствие этого страха и готовность работать над ошибками, наоборот, гарантирует эффективное обучение. Такой вывод сделала философ Жюли Реше.
Но всегда ли боязнь ошибиться мешает? Согласно теории профессора психологии Стэнфордского университета Кэрола Двэка, существует два типа людей по образу мышления, от него и будет зависеть отношение к ошибкам. Люди с фиксированным мышлением руководствуются принципом «выше головы не прыгнешь», а потому не стремятся достигать новых высот. Ошибку они воспринимают как знак собственной неспособности. Тех же, кто обладает гибким мышлением, интересует именно процесс развития. Они полагают, что если приложат достаточно усилий и проявят трудолюбие и терпение, смогут значительно улучшить свои способности. Ошибка для них — это повод учиться. Таким образом, людям, имеющим фиксированное мышление, страх оступиться преграждает дорогу к интересной жизни, полной новых возможностей, чего не скажешь о тех, у кого гибкий тип мышления.
С теорией все понятно, а что на практике? Узнали, как школьники справляются со страхом ошибок:
«С детства я стремилась выполнять все школьные задания на 5. Но не потому, что я знаю и понимаю предмет на пятерку и это моя настоящая оценка, а потому, что так надо. Правда, кому и зачем — непонятно. Хорошая оценка подразумевает отсутствие ошибок, поэтому их наличие приравнивается к потере пятерки. Со временем я стала понимать, что другие оценки не делают меня или остальных людей плохими. Думаю, каждый должен получать те отметки, на которые знает и понимает предмет. Поэтому бессмысленно гнаться за идеальной успеваемостью, если изначально усваиваешь хорошо не все. Нужно стремиться не к отсутствию ошибок, а к их исправлению. Ведь в процессе обучения человек понимает, почему именно нельзя поступать так или иначе и можно ли исправить последствия».
(Елена Л., выпускница)
«Страх ошибиться при обучении мучил меня много лет. Я всегда была отличницей, и слишком уж косячить мне не приходилось, поэтому не могу сказать, что каждая ошибка на меня как-то влияла. Я всегда воспринимала неудачи как норму: все с этим сталкиваются. Как мы можем чему-то научиться, если не ошибаемся? Даже если очень хочется, невозможно сразу сделать все идеально. Но в какой-то момент я стала замечать, что мне сложно делать домашние задания для курсов, тесты в школе, писать текст в новом жанре. Все потому, что боюсь ошибиться и таким образом показать, что я глупая, что-то не знаю. Это очень волнительный момент, когда понимаешь, что где-то есть недочет, и начинаешь себя ругать: взял и накосячил в такой мелочи. Однако эта ситуация — палка о двух концах. С одной стороны, ты же только учишься и не можешь не ошибаться, к тому же мы не на ЕГЭ. Но, с другой стороны, все равно страшно: не понимаешь, как это могло случиться, ведь ты старался. Другие люди не ошибаются, но, на самом деле, так только кажется. Конечно, страх сделать что-то не так влияет на результат. В каком-то неосознанном потоке мыслей думаешь только о том, как бы не ошибиться. И по закону подлости ошибаешься, потому что отвлекаешься, волнуешься. Косячишь там, где на первый взгляд это невозможно, и расстраиваешься. А что делать? Ошибки — это нормальное явление. И наверное, избежать нервотрепки поможет только осознание этого, которое, кстати, приходит далеко не сразу. Существует же синдром отличника, когда человек стремится сделать все безупречно. И ошибки никак не вписываются в понятие идеальности. Не круто, когда ты ругаешь себя за то, что ошибся. Ты сделал то, что свойственно всем людям. Ты не ругаешь себя за то, что дышишь, так зачем ругать за ошибки? Мне потребовалось много времени, чтобы хотя бы начать это осознавать».
(Алина Л., 9 класс)
«Я считаю, что всем свойственно ошибаться, и это тот самый тернистый путь, который мы обязательно проходим. Я сам с этим сталкивался. Было дело, когда трясся над каждой работой в попытках довести ее до идеала. Наверное, я так переживал за отсутствие ошибок потому, что родители поощряли меня за хорошие оценки, и мне хотелось больше таких привилегий. Я боялся ошибиться еще и потому, что в случае провала меня не похвалят перед классом, а ведь так хочется блеснуть знаниями. Но, чем меньше времени оставалось до ОГЭ, тем быстрее уходил этот страх. Где-то в глубине души я понимал, что в принципе неважно, сколько получу баллов: если не хватит для 10 класса, пойду в техникум, о котором хорошо отзывались друзья. И как-то постепенно боязнь ошибиться исчезла. Я спокойно прорешивал варианты, готовясь к экзамену, и в итоге получил две пятерки и две четверки, чем очень доволен. Хочу сказать, что ни в коем случае не стоит забивать на учебу просто потому, что боишься сделать ошибку. Работай усерднее и не паникуй, тогда страх уйдет сам».
(Алексей И., 10 класс)
«Страх ошибиться — нередкое явление в нашей школьной жизни. Некоторые опасаются потерять авторитет, строившийся годами. Для других, ошибка — это плохая оценка, которая повлияет на успеваемость. Есть и те, кто боится допустить любую оплошность, которая может поставить под сомнение их первенство в определенной сфере. Так было и со мной. По своему любимому предмету всегда хочется оказаться в списке лучших. Поэтому страх сказать на уроке то, в чем ты абсолютно не уверен, в какой-то степени обоснован. А вдруг ошибка? При всем классе. При учителе. Но понимающие, дружелюбные ребята никогда и никого за подобное не осудят. Ошибаться может любой человек, это часть развития, без которой рост невозможен. Неудача может стать дополнительным стимулом для учебы, познания себя и мира. А некоторые вещи и события вовсе не стоят таких переживаний».
(Мария Ш., выпускница)
«В моих планах окончить школу с золотой медалью и таким образом получить 5–10 дополнительных баллов для поступления на бюджет. Поэтому мне никак нельзя допустить четверок и, соответственно, ошибок. Для этого нужно прикладывать максимум усилий, несмотря на то, что хорошо учиться становится все труднее, в том числе из-за подготовки к ЕГЭ. Так я думал вплоть до конца 10 класса. Но уже к маю ситуация изменилась. Я видел, как сверстники готовятся к экзаменам: решая пробники на сайте «Решу ЕГЭ», они будто опасаются несоответствия их ответа верному. Сразу сверяют ответ, а объяснение игнорируют. И тогда я подумал: а смысл? Мы же работаем на себя, а не на кого-то, кто оценит ответ. И тогда я понял: в этом и есть секрет успеха. Ты учишься на собственных ошибках, и чем их больше, тем полезнее для тебя.
(Никита К., 11 класс)
Кто всегда добивается успеха? Только тот, кто не сдается. Как Томас Эдисон, Стивен Спилберг и Джоан Роулинг:
Когда Томас Эдисон изобретал лампу накаливания, он провел 1999 неудачных экспериментов, повезло лишь в 2000-ый раз. Ученый говорил: «Я не ошибся ни разу. Я нашел 1999 способов того, как не стоит делать лампочки».
Стивен Спилберг много раз пытался поступить в Школу кинематографических искусств на разные факультеты, но баллов не хватало. Будущий гениальный режиссер поступил в технический колледж и все свободное время посвятил короткометражкам. Студия Universal Pictures заметила и оценила его творчество, а затем пригласила на работу.
Рукопись, ставшую позже бестселлером, на тот момент еще никому не известная писательница Джоан Роулинг набирала на старой печатной машинке. В издательствах Роулинг оказывали в публикации 11 раз! Редакторы советовали найти другую работу. Но женщина упорно шла к своей цели, пока одно небольшое издательство в Лондоне не опубликовало ее роман о Гарри Поттере.
Почему иногда важно ошибаться? Чтобы найти ответ на этот вопрос, поговорили с репетитором по русскому языку Викторией Николаевной Горенко. Вот, что она рассказала:
«Я работаю репетитором по русскому языку третий год, специализируюсь на подготовке к ЕГЭ. На моей практике было немало случаев проявления у детей боязни ошибиться. Чаще всего ученик либо молчит в ответ на вопрос по теме, либо затягивает с домашним заданием, не укладываясь в дедлайны. Можно только предполагать, о чем ребята думают в этот момент. Возможно, боятся показаться неспособными. Или не хотят услышать в свой адрес критику, которая отобьет желание учиться дальше. А если нет желания, нет и отличного результата, на который мы работаем и к которому стремимся. Ученики это понимают. Поэтому важно побороть в себе страх ошибок как можно раньше. Я всегда говорю детям: лучше сделать промах сейчас, на этапе подготовки, чем на самом экзамене. Именно эти неудачи и помогают достичь высокого балла. Ребенок запоминает место ошибки, понимает, что эту тему нужно подтянуть, и, как правило, больше трудностей не возникает. Мои ученики знают, что если работа идеальная, без единой помарочки, это подозрительно — высока вероятность списывания. А если я вижу в заданиях ребят ошибки, сразу понимаю: человек старался, делал сам, пусть и не все получилось. Поэтому всем учащимся я советую одно: не бойтесь оступиться. Ваш статус прилежного ученика не упадет ни в чьих глазах, зато вы поймете, на что обратить внимание в следующий раз, и таким образом быстро исправите ошибки. И обязательно справитесь с заданиями любой сложности!»
Привет, перед вами четвертый пост из рубрики«100 способов изменить свою жизнь». Сегодня не будет конкретной истории, а будут вдохновляющие…на ошибки мысли.
Как ошибки меняют жизнь?
Есть девушка по имени Сара Блэйкли, она CEO компании Spanx, занимающейся продажей нижнего белья. По итогам 2012 года американский Forbes назвал Сару самой молодой женщиной-миллиардером в мире, самостоятельно заработавшей свое состояние, и включил в список 100 наиболее влиятельных женщин планеты.
Однажды ее спросили про факторы успеха, которые позволили построить бельевую империю. И Сара сказала, что одним из важных факторов стало то, что отец каждый вечер задавал ей вопрос:
«Что у тебя сегодня не получилось?».
И если Сара говорила, что получилось всё, то отец очень расстраивался, потому что это значило, что она не допускает ошибок и, соответственно, не растет.
По-моему, папа молодец -)
Источник, — Сара Блейкли на обложке Forbes
Я каждый день встречаю людей, которых пытались воспитать «идеальными» и поэтому они просто повернуты на правильных решениях.
Они всегда ищут ЛУЧШЕЕ решение, а любая ошибка приводит их в ужас. У них падает самооценка и наступает паралич действия, из которого они не могут выбраться.
Люди дико бояться ошибаться. Но самый большой вред, который могут принести ошибки, заключается в страхе их совершить. Без ошибок не бывает побед. Только ошибаясь, мы открываем новые возможности. Как правильно подметил папа Сары, нет ошибок — нет роста.
Что делать?
По моему мнению, самый идеальный подход к обучению описан в книге Джона Кэссиди про жонглирование для новичков. Первую половину книги Джон рассказывает не о технике жонглирования, не о том, как привыкнуть к шарикам, как выбрать их и так далее. Он просто учит ронять шарик. Снова и снова, снова и снова.
Джон объясняет это очень просто. Страх ошибки сковывает наш мозг и наше тело. Мы начинаем вести себя неестественно и у нас ничего не выходит. Но как только мы привыкаем к тому, что мы уже тысячу раз роняли этот шарик, мы не видим ничего страшного в том, чтобы уронить его в тысячу первый раз. И вот тогда случается магия. Мы перестаем сопротивляться ошибкам, расслабляемся, и все складывается хорошо.
В общем, если как следует поошибаться, то потом, вероятнее всего, будет легче. Или не будет. Никто этого не знает.
Но одно ясно точно: каждая новая ошибка увеличивает ваш шанс на успех. Давайте еще раз и помедленнее (ибо это ключевая мысль поста): каждая новая ошибка увеличивает ваш шанс на успех.
— В продажах есть похожее правило, которое называется 1000 «НЕТ». Суть его простая: вы делаете себе таблицу с 1000 квадратиков. В каждом квадрате пишете слово «Нет». Ваша задача: набрать 1000 отказов. Причем, вы должны не бояться получить отказ, а буквально стремиться поставить галочку в квадрате, получая очередной отказ. После 1000 отказов страх продаж снимает как рукой.
И в миллионный раз приведу цитату Майкла Джордана (больно уж она красноречивая): «Я промазал более 9000 раз за свою карьеру. Я проиграл почти 300 игр. 26 раз мне было доверено совершить решающий бросок и я мазал. Я терпел поражения снова и снова в своей жизни. И это именно то, благодаря чему я преуспел».
Источник, — Майкл Джордан всегда ошибался больше других, поэтому преуспел
— Еще мне нравится, как этот же момент описал Алексей Похабов, основатель центра развития личности Arcanum, в своей заметке «Лучшее решение»:
«Как-то однажды я беседовал с Учителем. Передо мной был выбор и мой Дух колебался. Я очень боялся ошибиться. Ведь если я оступлюсь, то разочарование уничтожит меня. Нельзя ошибиться, нельзя!
И вот я донимал самого авторитетного для себя человека этим вопросом. Он как всегда смотрел спокойно и дружелюбно. И вдруг, после очередного допроса с моей стороны на тему того, как же не совершить ошибку, он сказал:
— А ты соверши.
У меня отпала челюсть от удивления. Я уже полчаса рассказываю о том, как это для меня важно и, что ошибка может испортить мне всю жизнь, но он продолжал:
— Соверши ошибку. Пусть будет больно. Пусть все пойдет не так, как ты планируешь. Впусти жизнь в себя. Ведь Дух присутствует не только в желаемом. Пусть ты ошибешься, и будешь жалеть. Пусть. Это и есть жизнь. Любой опыт обогащает тебя, так зачем же отворачиваться от боли.
Он говорил и говорил. Я уже и не помню всего. В памяти осталось только одно. Я вдруг заметил, что я больше не боюсь плохого развития событий. Страх исчез. Я увидел ситуацию ясно во всех ее проявлениях. Решение было принято еще до того момента, как учитель закончил свою речь. Я был готов принять оба варианта. И до сих пор бесстрашие этого выбора не покидает меня.
Не получится прожить жизнь только на светлой стороне. Неизвестно, какие сюрпризы приготовила нам Судьба и сколько боли нам придется вытерпеть на своем пути. Но если так будет, то ответ один — пусть так. Значит встретим свою Судьбу без страха.
Это и есть ЛУЧШЕЕ РЕШЕНИЕ».
— И вот еще один забавный прием, описанный в книге «Что ты выберешь»:
«В одной из презентаций проекта Pop!Tech дирижер и педагог Бенджамин Цандер продемонстрировал зрителям, что значит быть свободным от страха неудачи.
В этой презентации Цандер работает с пятнадцатилетним виолончелистом, помогая ему реализовать своей потенциал. Во время исполнения пьесы Баха в какой-то момент молодой виолончелист делает ошибку и явно расстроен этим. Когда он заканчивает играть, Цандер предлагает ему перестать мучиться из-за ошибки, а вместо этого сказать: «Как интересно получилось!»
И юноша, и зрители с облегчением смеются и больше не зацикливаются на неудачах. Затем Цандер продолжает прорабатывать с юношей этот отрывок и, когда тот снова делает ошибку, Цандер ликующе восклицает: «Как интересно получилось!»
После пятнадцати минут освобождения от страха перед неудачей игра виолончелиста становится заметно легче, свободнее, радостнее. Вот так же и вся наша жизнь — и как целое, и в каждый отдельный момент — может измениться, если мы сумеем научиться воспринимать неудачи как интереснейшую обратную связь».
— Ответ на вопрос «Как избавиться от страха ошибок?» —
Ошибаться. Еще и еще. Ронять свои шарики для жонглирования. Путать музыкальные партии. Не попадать мячом в корзину.
И напоследок мне, как и папе Сары Блэйкли, хочется задать вам один вопрос: «А что у вас сегодня не получилось?».
И очень надеюсь услышать в ответ не молчание, а длинный рассказ. Можете смело рассказывать мне о своих ошибках.
До встречи через неделю!)
upd: Книга «100 способов изменить жизнь» уже в продаже! В ней — еще больше мотивации и вдохновения. Под обложкой — новые неопубликованные «способы», концентрат из 1000 книг по саморазвитию и десятки реальных историй. Мечтай. Делай. Меняйся.
«Бояться глупо» — знаменитая фраза из фильма «Достучаться до небес» не имеет подтверждения статистикой. Например, в США 75% компаний закрываются в первые 10 лет, одна из причин, по словам экспертов, — боязнь неудачи владельцев бизнеса.
Недавний опрос работающих жителей России также показал, что страх ошибок вгоняет людей в стресс и вызывает стойкую неприязнь к работе. Эту тему мы решили подробнее разобрать с руководителем центра позитивной психологии «Фонарь» Вадимом Самылиным.
Страх — это врожденная эмоция
Страх — нормальная, типичная для человека эмоция. В повседневной жизни работает как функция самосохранения и, после тревоги, это единственное, что позволяет нам выживать, разрабатывать технологические решения и расширять круг знакомств.
Источник этой эмоции — базовая потребность человека в безопасности. Следовательно, риск возникновения препятствий реализации этой потребности — есть угроза, ну а ошибка — главный «кирпичик». Чем кирпичиков больше, тем больше человек чувствует себя нереализованным, несостоявшимся, что приводит к социальной изоляции.
Вы наверняка встречали среди своих коллег или знакомых тех, кого снисходительно называют «тихоня». Человек не проявляет инициативы, не высказывает идей, не испытывает идентичности с компанией и командой, не участвует в корпоративных движах и, кажется, что все его устраивает. В большинстве случаев такие персонажи просто боятся показаться неуместными, неумными, непрофессиональными. Но бороться с этим можно и нужно.
Как самостоятельно побороть страх ошибок
Дайте себе право на ошибку
Совет психолога: любая ошибка — опыт, ступенька для роста. А для того чтобы прыгнуть, надо присесть. Нельзя знать все и сразу, поэтому не будьте строги к собственным промахам, учитесь! Один раз запнулись, в другой раз выше поднимите ногу.
Совет управленца: когда в «Инфомаксимум» появился отдел PR мы поставили цель нанять универсалов. Продвижение высокоинтеллектуальных IT-решений — задача непростая, а в период масштабирования нам нужно было параллельно перекрывать направление HR, работать над формированием внутренней политики компании. Поэтому два человека с опытом в смежных с PR отраслях начали работу с нуля.
Боялись? Да. Первое время согласовывали каждый шаг, каждую запятую и созвон с редакциями. Ошибались? Да. Огромный поток информации о продуктах, который надо переварить, планерки, совещания, работа с командой и внешние коммуникации.
Ошибки были некритичные, но вводили сотрудников в ступор. Тут очень важна поддержка управленцев, которые в начале своей карьеры тоже оступались и нарабатывали профессиональную мудрость и хватку.
Что помогло: деликатный разбор ошибок в формате обмена опытом. Помощь в построении модели продвижения, составлении плана. Кроме того, важно хвалить за успехи. Это мотивирует. Сейчас отдел работает в штатном режиме, инициирует благотворительные акции, внутрикорпоративный движ, работу со СМИ и сотрудничество с вузами.
Не делайте то, что не умеете
Совет психолога: знание своих границ компетенций — важная штука в формировании здравого отношения к ошибкам и их принятию. Иными словами, не берите на себя слишком много, если не хватает знаний.
Умейте сказать, что не готовы, и вам требуется помощь. Или сначала прокачивайте скилл, а потом показывайте класс. Начинайте с решения новых, но легких задач, это важно для позитивного опыта. Составляйте план и двигайтесь к намеченной цели поэтапно.
Совет управленца: мы не рождаемся с базой знаний, поэтому не стоит бояться ошибиться. Мне кажется, я родился программистом. Первый рабочий код написал еще в школе, а вот быть управленцем, стратегом, бизнесменом пришлось учиться. Перед тем как получилось вывести на рынок коммерчески успешный продукт, было три менее удачных проекта, которые пришлось закрыть. Все из-за недостатка знаний и опыта.
Здесь главное не опускать руки и быть готовыми пополнять базу своих знаний ежедневно, ежечасно. Запомните простую формулу: ошибка = опыт = ступенька вверх.
Знайте врага в лицо
Совет психолога: поиграйте в писателя, ученого, исследователя. Возьмите лист бумаги, напишите все, что касается вашей ошибки. Как случилась, при каких обстоятельствах, что ей предшествовало? После этого проанализируйте написанное и попробуйте структурировать.
Это необходимо для того, чтобы научиться разбирать критические ситуации, мыслить практично и избегать повторения сценария.
Совет управленца: признавать свои ошибки — сложно. Но важно. Каждый закрытый IT-проект — для меня урок. Помню, как создали и выпустили систему планирования проектов, казалось, что она выстрелит и всем нужна. Вроде бы и книжки про Customer Development уже были, но вера в себя в тот момент была сильнее здравого смысла. Проект пришлось закрыть. Мы недооценили конкурентов, поздно занялись продвижением и маркетингом. В последующем учли свои же «косяки» и к следующему релизу были во всеоружии, что позволило выйти из тени и завоевать свою аудиторию.
Работайте с самооценкой
Совет психолога: это про самоэффективность и доверие себе. Как только примете себя со всеми достоинствами и недостатками, будет в разы проще делать что-то новое. Вы же не можете повлиять на то, что у вас размер ноги 45, а хотелось бы 38. Поэтому, если вам что-то не по силам сейчас, меняйтесь и учитесь. Но в случае, если шаг к новому воспринимается как насилие над личностью, успокойтесь и делайте то, что умеете. Слышали же истории, что мама и папа заставили поступить на математический, а ребенок оказался гениальным артистом? Так это и работает, примите себя.
Совет управленца: у нас был момент, когда были открыты сразу несколько вакансий: тестировщик, PHP-разработчик и помощник проектного менеджера. Пришла совсем юная девушка на собеседование и, удивительно, подходит на все вакантные места по комплексу знаний и умений. А главное, сама не могла ответить на вопрос: каково ее призвание?
Для любого работодателя человек-оркестр — ценный кадр, который сможет перехватить направления в случае крайней необходимости, но для меня было важным создать комфортные условия. Чтобы человек мог развиваться в конкретном направлении и стать асом. Поэтому мы протестировали знания и рекомендовали пойти в помощники проектного менеджера. Девушка прислушалась, обучилась азам, сейчас успешно работает и, главное, ей нравится. Но если вас некому направить, подумайте сами, в какой области вы в большей степени сможете проявить себя?
Откажитесь от «синдрома Бога»
Совет психолога: понимание того, что окружающий мир — совсем не такой, каким мы его представляем, поможет ориентироваться в его неопределенности и более здраво понимать, что «карта не есть территория» (А. Коржибски).
Случиться может все что угодно, независимо от ваших ожиданий, действий или противодействий. Даже если был план, мало ли что его может нарушить. Этот факт надо просто принять.
Совет управленца: на практике это работает так — приезжаете на встречу подготовленный, теоретически отработали все возможные возражения, отрепетировали речь, даже галстук в цвет костюму подобрали. А встречу отменили, новую не назначили. Что делать? Принять факт, быть терпеливее, свыкнуться с мыслью, что в жизни бывают обстоятельства, которые нельзя спланировать. Как отмену рейса по погодным условиям или поломку машины по пути на ЖД-вокзал.
Просите помощи
Совет психолога: у коллег, друзей, специалистов в области, где работаете. За спрос денег не берут, это во-первых. А за рвение выучить материал и прокачать скиллы еще и похвалят.
Совет управленца: преодолеть порог смущения и подойти с вопросом иногда действительно непросто. Поэтому в «Инфомаксимум» отработана система наставничества. Она подразумевает плавное вхождение в команду. Ментор есть у всех, кто только переступил порог офиса. Зачем? Для вопросов, не только по «внутренней кухне», но и о профессиональной деятельности. У нас есть база знаний в Confluence, где вся информация о продуктах, конкурентах, исследования рынка. И все члены команды открыты к общению, иначе нельзя. Поэтому советую не стесняться, ведь специалистом становится тот, кто учится.
Кроме того, не стоит игнорировать онлайн-тренинги и общение с профессионалами в той сфере, где вы хотите развиваться или уже работаете. Общение мотивирует и снимает блоки. А если страх ошибок мешает не только развиваться в профессиональной сфере, но и снижает качество повседневной жизни, лучше обратиться к психологу.
Как получить максимум
- Бояться ошибок — нормально, научитесь не ругать себя за ошибки и принимать их как ступеньку к успеху.
- Выбирайте дело по душе! История знает много примеров, когда люди бросали хорошую работу за большие деньги ради разведения коров, например. Поэтому выберите направление, в котором вам реально интересно развиваться. Тогда ошибки будут восприниматься как этап обучения.
- Объективно оценивайте свои возможности. Это как с историей про велосипед — не умеете? Учитесь. И нет гарантии, что в процессе удастся избежать обидных падений. Чтобы развиваться, надо понимать, каких еще навыков не хватает для достижения профессионального счастья.
- Фиксируйте ошибки и разбирайте. Заведите дневник, блог, пишите и ищите ответы на вопросы: что стало причиной неудачи? Если их было несколько, что объединяло? А потом исключайте каждый фактор и будьте терпеливыми.
- Примите себя, уважайте свои знания и умения. В IT, медицине, педагогике и других профессиях надо постоянно держать руку на пульсе и учиться. Нельзя знать все и всегда. Не принижайте свои, уже имеющиеся скиллы, они — база для роста.
- Не стесняйтесь просить помощи. Адекватных и готовых делиться знаниями людей больше, чем тех кто проигнорирует просьбу. Общайтесь с профессионалами в сети, ищите тематические паблики, будьте смелее.
- Помните, что бывают ситуации, которые от вас не зависят. Если вы сделали все со своей стороны, но вмешались обстоятельства непреодолимой силы, не паникуйте. Это ничего не изменит. На будущее имейте план «Б».
И никогда не сдавайтесь. Удача любит смелых.
Позволим себе ошибаться!
Мы знаем, что ошибок не совершает лишь тот, кто ничего не делает. Но все равно продолжаем их бояться. А зря! Разрешая себе не быть безупречными, мы получаем шанс шире взглянуть на мир и открыть в нем новые возможности.
«Мыслю, следовательно, существую», — провозгласил в первой половине XVII века философ Рене Декарт. Фраза стала крылатой, однако немногие помнят, что у нее есть афоризм-предшественник.
Еще за 12 веков до Декарта Блаженный Августин произнес похожую по смыслу и все же разительно отличную фразу: «Если я ошибаюсь, я существую». Великий мыслитель и богослов признавал за человеком право на ошибку — право, которого так старательно лишают нас сегодня и школа, и семья, и общественные институты. То самое право, в котором мы решительно отказываем себе сами.
Природа страха перед ошибками
«На недавней книжной выставке, общаясь с читательницами, я поздравил одну из них с будущим ребенком, — рассказывает 45-летний издатель Максим. — Она вздрогнула, покраснела и убежала, сказав только: «Я не беременна!» Встреча была сорвана, я не мог говорить дальше. В тот момент мне хотелось лишь одного: немедленно, сию же секунду умереть!»
«Провалиться сквозь землю», «умереть от стыда», «сгореть от смущения» — наш язык щедр на хлесткие описания эмоций, которые мы испытываем, сделав что-то не так. Действительно, многим из нас приходилось хотя бы раз в жизни мучительно переживать свои оплошности.
Но почему возникает настоящая буря негативных и явно неадекватных эмоций? Откуда этот ужас перед вполне безобидными ситуациями и почему он столь силен, что ошибка бессознательно воспринимается нами едва ли не как угроза физическому существованию?
«Даже небольшая оплошность способна вызвать панику, спровоцировать чувство страха, — соглашается психотерапевт Александр Бадхен. — И связаны эти чувства с переживаниями раннего детства, временем, когда ребенок начинает осознавать собственную зависимость от других людей и необходимость соответствовать их требованиям».
И в самом деле: он жизненно зависит от взрослых. Ребенку не выжить, если его перестанут кормить или не возьмут за руку на переходе через оживленную улицу.
«Чтобы удержаться и не пропасть, чтобы оказаться принятым теми, от кого зависит выживание, ему приходится подстраиваться под требования родителей, отказываясь от своей подлинности, — продолжает Александр Бадхен. — Именно в этот момент ребенок начинает терять спонтанность ради сохранения жизненно важных отношений.
Он делает свои первые ошибки, которые переживает как собственное несоответствие тому, как должно быть. И эти несоответствия для маленьких детей действительно несут в себе угрозу небытия».
Ошибки и наказания
Вполне объяснимы и негативные эмоции, которые могут буквально захлестывать нас, когда мы допускаем даже незначительную оплошность. «Совершая ошибки, мы переживаем чувство стыда, страдает наша самооценка, — поясняет Александр Бадхен.– Бывает, в такие моменты мы просто не можем выносить самих себя».
Именно на чувстве стыда и наказании за ошибки построено подавляющее большинство социальных механизмов в человеческом обществе.
«Вспомните, как начинается социальная жизнь ребенка в школе, — предлагает семейный психолог и нарративный консультант Екатерина Дайчик. — Разве, когда дети пишут диктант, кто-то отмечает, сколько слов они написали правильно? Зато каждая ошибка подчеркнута красной ручкой.
Чем больше ошибок — тем больше неприятных слов выслушает ребенок и от учителей, и от родителей, которые увидят в случившемся еще и отражение собственных педагогических ошибок. Мне кажется, это вообще одна из проблем западной культуры: мы фокусируемся на промахах, а не на успехах».
С этим трудно не согласиться. Сколько семейных бурь порождают незакрытый тюбик с зубной пастой или разбросанная по дивану одежда! А так ли часты восторги, когда колпачок завинчен, а одежда убрана в шкаф? То же относится и к работе.
Ошибки в ней чреваты как минимум нагоняями и штрафами. А вот чтобы заслужить премию, чаще всего мало выполнять свои обязанности, нужны свершения и прорывы. Но многие ли на них способны? Ведь тут необходимо брать на себя ответственность, принимать непростые решения… и опять рисковать ошибиться.
«Я благодарна судьбе за то, что мне достался такой опыт»
Марина, 47 лет, предприниматель
«Самую большую ошибку я совершила в середине 90-х. Мы жили в Подмосковье, у мужа был неплохой бизнес. В какой-то момент открылись отличные перспективы, но нужно было вложить крупную сумму. С кредитом не вышло, и я решила продать квартиру, доставшуюся от родителей. Я была уверена, что все делаю правильно!
Мы переехали на съемную квартиру, а через несколько месяцев начались проблемы. Муж сделался нервным, от вопросов о делах отмахивался. Я ничего не понимала: после института я «работала» женой бизнесмена, никакого опыта и знаний у меня не было. Но тут поневоле пришлось вникать в тонкости бизнеса.
Я начала разбираться в бумагах и документах, ездила с мужем на все переговоры… И скоро поняла, что муж мой и бизнесменом оказался плохим, и человеком не очень порядочным. Полагался на «авось», кричал там, где надо было объяснять, и соглашался там, где надо было спорить, а деньгами распоряжался просто глупо.
И наш брак, и его бизнес закончились одновременно. На съемных квартирах мы с сыном после этого промыкались почти 15 лет. Теперь мы с ним живем в отличном таунхаусе. Сын занялся компьютерным бизнесом, а я помогла организовать дело и сейчас работаю гендиректором в его фирме. Параллельно создала небольшую компанию по дизайну интерьера.
Опыт, который я получила, пытаясь спасти свой брак и свои деньги, мне очень пригодился в жизни. Поэтому я даже благодарна судьбе за ту ошибку: я смогла сама построить свою жизнь, которой сегодня довольна. Хотя ту квартиру, где прошло мое детство, мне жаль до сих пор».
Бесполезное бегство
Американская журналистка и писательница Кэтрин Шульц много лет исследует отношение общества к ошибкам и наши страхи, связанные с ними. В своем выступлении на конференции уникальных идей TED она приводит забавный пример.
Во многих мультфильмах есть такие сцены, когда один герой в погоне за другим (волк за зайцем в «Ну, погоди!», кот за мышью в «Томе и Джерри») совершает шаг с обрыва или края крыши. И некоторое время еще продолжает бежать — пока вдруг не обнаружит, что бежит по воздуху. Лишь после этого незадачливый преследователь падает вниз.
Кэтрин Шульц уверена, что все мы ведем себя ровно так же. «Мы настолько приучены к недопустимости ошибок, что порой просто не верим, что и сами способны ошибиться, — говорит она. — Ведь мы же хотим быть хорошими и успешными, а ошибки — удел неудачников. Поэтому мы до последнего готовы отрицать их.
А когда ошибки становятся очевидны и нам самим, когда мы понимаем, что бежали по воздуху, — мы падаем в пропасть, оказываемся парализованы и неспособны что-либо делать».
Возможно, еще опаснее то, что мы склонны отождествлять себя со своими недочетами
«Ошибся — значит, ты плохой. Опять ошибся — опять плохой, именно этому учит нас общество. А дальше уже очень легко и совсем махнуть на себя рукой: раз я такой плохой, то какая вообще разница, что и как делать», — предупреждает Екатерина Дайчик.
Желание избежать оплошностей парализует не только в ситуации, когда ошибка уже совершена. Оно способно остановить нас в развитии.
«Бессознательно мы выбираем те стратегии поведения, которые лучше отвечают потребности в выживании и внутренней стабильности, — даже ценой потери других возможностей, ценой отказа от более полного проявления своей личности, — поясняет Александр Бадхен. — Но стабильность, купленная такой ценой, сама по себе порождает внутренние противоречия.
Чувство стыда и неуверенность в себе становятся прекрасными помощниками в формировании внутреннего критика (главной задачей которого будет оберегание от ошибок). В дальнейшем этот внутренний критик, эта контролирующая часть личности, станет преградой, которая постарается не допустить проявления спонтанности».
Действовать и творить
Ошибки учат шире смотреть на мир, а отрицая их, мы закрываем двери для воображения и творчества. «Человек — единственное существо, способное осознавать свои ошибки, — говорит Кэтрин Шульц. — Уже поэтому они — преимущество, а не недостаток!»
Чтобы это преимущество в полной мере могли использовать наши дети, Екатерина Дайчик предлагает сместить акценты.
«Родителям стоит больше обращать внимание не на ошибки, а на то, что получается у ребенка, — уверена она. — «Ты сделал вот это, это и это — просто здорово! А если бы сумел еще и вот с этим справиться, было бы вообще потрясающе!» Так мы будем окрылять ребенка, а не подрезать ему крылья».
Ну а что делать самим взрослым? Можем ли мы перестать бояться ошибок? Александр Бадхен полагает, что можем. «Мы не в силах изменить свое детство, но у нас все же остается возможность изменить себя, свое отношение к прошлому опыту, восстановить свое «Я», вернуть утраченную внутреннюю целостность», — говорит он.
Путь к этому у каждого свой. Так, в психотерапии набирает популярность идея посттравматического роста. Суть ее можно объяснить примерно так: когда мы совершаем ошибку или с нами случается беда, перед нами открывается и возможность развития.
Конечно, в идеале было бы лучше не допускать ошибок и избежать бед. Но раз уж они неизбежны, то кроме неприятностей из них можно извлечь и нечто полезное. Возможно, узнать что-то о себе самих или о том, как следует поступить в будущем, вновь столкнувшись с подобной ситуацией.
Екатерина Дайчик добавляет: «Попробуйте задуматься над тем, что вам действительно кажется самым страшным в жизни. И сравнить с последствиями возможной или уже допущенной ошибки».
Конечно, это не универсальный рецепт. Но он помогает понять, что оговорка в публичном выступлении или задержка со сдачей квартального отчета — не катастрофа. И что настоящая ошибка состоит именно в том, чтобы остановиться в развитии, лишив себя возможности действовать и творить из страха ошибиться.
Гениальные промахи
Многими достижениями человечество обязано именно ошибкам. Да и самим существованием тоже. В сущности, мутация — это ошибка клеток. Но без нее невозможна эволюция.
С ошибками тесно связана и история открытий. Колумб буквально по ошибке открыл Америку: плыл-то он в Индию. А Александр Флеминг, уезжая в отпуск, забыл на столе сосуды с культурами бактерий. Если бы не эта оплошность, он вряд ли открыл бы пенициллин.
И даже ошибки психотерапевтов способны помочь тем, кто пришел за помощью. Так, выстраивая гипотезы о причинах проблем, психолог, психоаналитик может ошибаться. Но и ошибочный взгляд способен подтолкнуть пациента к тому, чтобы добраться до сути своих проблем и преодолеть их.
«Пациент может проработать промахи родителей или тех, кто за ним ухаживал, используя похожие промахи аналитика», — пишет психоаналитик Патрик Кейсмент в книге «Обучаясь на собственных ошибках. Размышления о технике психоанализа».