Я напою тебя какаом ошибка

Работа по теме: УП КРиС Боб дист. Глава: Неправильное ударение. ВУЗ: ГУ-УНПК.

Правильное
ударение

очередно’й,
-ая, -ое

подро’стковый,
-ая, -ое

порто’вый,
-ая, -ое

проторённый,
-ая, -ое

развито’й,
-ая, -ое

со’гнутый,
-ая, -ое

тигро’вый,
-ая, -ое

Неправильное ударение

очерёдный

подростко’вый

портово’й

прото’ренный

ра’звитой

согну’тый

ти’гровый

2.1.3. Ударения в глаголах

Трудности
глагольного ударения в основном связаны
с формами прошедшего и будущего времени,
а также с причастиями. Очень часто
делаются ошибки в употреблении форм
глагола звонить.
Несмотря на относительно широкую
употребительность в речи форм звонит,
позво
нит,
все орфоэпические словари в качестве
литературной нормы указывают ударение
звони’т,
позвони’т.

Формы
прошедшего времени женского рода
наиболее употребительных глаголов
отличаются тем, что в них ударение падает
на окончание, в то время как в мужском
и среднем роде, а также во множественном
числе ударной оказывается основа. Эти
глаголы (всего их около 280), а также
производные с приставками следует
запомнить, в трудных случаях проверять
себя по словарям: брать
– брал, брала’, бра’ло, бра’ли; быть –
был, была’, бы’ло, бы’ли; взять – взял,
взяла’, взя’ло, взя’ли; гнать – гнал,
гнала’, гна’ло, гна’ли
и
т. д.

Так
же ведут себя и приставочные глаголы:
добы’ть
добы’л,
добыла’, добы’ло, добы’ли; забра’ться –
забра’лся, забра’лась,
забра’лось, забра’лись

и др.

Ударение
в формах глаголов нача’ть
и приня’ть
ставятся следующим образом: нача’ть
на’чал,
начала’, на’чало, на’чали; приня’ть

при’нял,
приняла’, при’няло, при’няли.

У
остальных глаголов ударение в различных
формах прошедшего времени унифицировано:
знать
– знал, зна’ла, зна’ло. зна’ли.

В
причастиях, как и в прилагательных,
затруднение может вызывать ударение в
кратких формах. Здесь нужно запомнить
следующее правило: если в полной форме
ударение падает на суффикс -онн-/-енн-,
то таким же оказывается ударение в
краткой форме мужского рода. В женском
и среднем роде и во множественном числе
ударение перемещается на окончание:
введённый –
введён, введена’, введено’, введены’;
заграждённый – заграждён, заграждена’,
заграждено’, заграждены’.

В
других кратких причастиях ударение
может падать и на основу, и на окончание:
на’чатый – на’чат, начата’, на’чато,
на’чаты; принятый – при’нят, принята’,
при’нято, при’няты.

2.2. Морфологические нормы

2.2.1. Образование формы имени существительного

Ошибки
в формообразовании существительных
встречаются при употреблении категории
одушевлённости и неодушевленности,
рода, числа и склонения.

Усвоение
категории одушевлённости – неодушевлённости
в целом не вызывает затруднений, так
как основано на различии живого и
неживого. Есть случаи, когда грамматика
вступает в противоречие со смыслом.
Например, синонимичные существительные
«труп» и «мертвец» по категории
одушевлённости – неодушевлённости
оказываются разными. Различие между
ними обнаруживается только в форме
винительного падежа (вижу
труп – вижу мертвеца
,
ср. вижу дом
– вижу кота
),
поэтому отступления от нормы могут быть
выявлены тогда, когда существительные
употреблены именно в этой форме. Ошибки
в употреблении таких существительных
бывают двух типов: употребление
неодушевлённых существительных в
качестве одушевлённых в наоборот.

В
первом случае ошибка проявляется в том,
что форма винительного падежа совпадает
с формой родительного, а не винительного:
Все смотрели
на него как на призрака

(«призрак» – существительное
неодушевлённое, поэтому должна быть
использована форма смотрели
как на призрак
).
Может подвергаться изменению форма
винительного падежа в сочетаниях типа
играть в
солдатиков

(правильно – играть
в солдатики
),
играть в
казаков-разбойников

(правильно – играть
в казаки-разбойники
).
Употребление одушевлённых существительных
в качестве неодушевлённых чаще всего
встречается в словосочетаниях «два,
три, четыре + существительное»:
Когда он нес важные бумаги, ему в
провожатые давали два чекиста
,
Они запрягали
в сани два медведя и сажали туда гостей
.

При
употреблении рода имен существительных
ошибки группируются следующим образом:
а) изменение рода; б) не соответствующее
норме употребление существительных
общего рода; в) ошибки, связанные с
возможностью употребления существительных
мужского рода применительно к лицам
женского пола.

В
первом случае мы имеем дело с неодушевлёнными
существительными, родовая принадлежность
которых ничем не мотивирована. И
действительно, близкие по значению
слова «платье», «костюм», «рубашка»
являются по признаку рода разными.
Родовая принадлежность неодушевлённого
существительного устанавливается на
основании формальных признаков (в первую
очередь – системы падежных окончаний).
Но не все окончания могут быть в равной
степени информативны. Так, у существительных
разных склонений в некоторых падежах
единственного и множественного числа
окончания совпадают
о дом
е,
о квартир
е,
о солнц
е;
о домах,
о квартир
ах,
о солнц
ах.
Следовательно, заключение о роде имени
существительного можно сделать на
основании лишь некоторых форм единственного
числа (чаще всего именительного падежа).
Типичные ошибки, связанные с неверным
определением рода существительных,
представлены в следующих предложениях:

1.
Мы с мамой
испекли пирожки с повидлой
(правильно
– с повидлом
).
Существительное среднего рода «повидло»
употреблено в форме рода женского,
сравните «пирожки с курагой»,
«пирожки с
мясом»).

2.
Гринев, как
он сам говорил, был недорослью
.
Существительное мужского рода «недоросль»
употреблено в форме женского рода,
правильно – «был недорослем»;
существительные 2-го в 3-го склонения,
оканчивающиеся на -ь и шипящий, весьма
неустойчивы, так как не имеют ярко
выраженных родовых различий в форме
именительного падежа единственного
числа, поэтому чрезвычайно широко
распространены ошибки, связанные с
влиянием просторечия, – новая
рояль, больной мозоль
,
белая тюль,
розовая
шампунь
.

3.
Золушка так
торопилась, что потеряла один туфель

(правильно – «одну туфлю»). Ряд
существительных (туфли,
погоны, тапки, валенки, галоши, брюки

и т.д.) употребляются преимущественно
в формах множественного числа, которые
едины для всех родов. Поэтому, если нужно
употребить их в форме единственного
числа, возникают затруднения и появляются
ошибки.

4.
Мы выехали
на просторное авеню

(существительное «авеню» по аналогии
с родом слова «улица», называющего более
общее, родовое понятие, должно быть
употреблено в женском роде – «выехали
на просторную авеню»). Для несклоняемых
существительных выбор рода может
определять и традиция относить такие
слова к среднему роду – какао,
пальто,
кашне
(по аналогии с имеющими окончание

и
исконными словами поле,
небо).
Особняком в ряду таких слов стоит кофе,
мужской род которого кажется неоправданным.
В соответствии с указаниями
словаря-справочника «Грамматическая
правильность русской речи» (Граудина
Л.К. и др. – М., 1976. – С. 80) допускается
употребление этого слова в среднем
роде, но только в сфере разговорной
речи. Несклоняемые существительные,
обозначающие животных и птиц, обычно
принимают форму мужского рода, если не
подчеркивается их пол: забавный
пони
, но пони
кормила детеныша
.
Исключение составляют слова иваси,
цеце,
которые являются в женском роде под
влиянием слов рыба
и муха.
Несклоняемые существительные, обозначающие
географические названия, принимают
форму рода в соответствии со словами
город,
река,
озеро,
столица,
гора
и т. д.: полноводное
Онтарио
,
солнечный
Сочи.

В
современном русском языке насчитывается
около двух сот существительных общего
рода. Они
могут употребляться как в значении
женского («такая размазня»), так и в
значении мужского рода («такой размазня»).
Окончания существительных общего рода
совпадают с окончаниями существительных
женского рода, и в случае их использования
в значении мужского рода возникает
противоречие между их формой и
употреблением. Эта ошибка понимания
может и не обнаружиться, если у
существительного нет согласуемых слов
(определения или сказуемого). Если же
они есть, возникают ошибки: Гаврик
рос круглой сиротой, Когда Ломоносов
пришел учиться в академию, его все
дразнили: «Такая дылда пришла учиться!».

Некоторые
существительные, имеющие значение
качественной оценки (лиса,
свинья, жертва
),
употребляются
как
существительные
женского рода и по отношению к лицам
мужского пола. Формальная и смысловая
их близость к существительным общего
рода вызывает ошибка такого типа:
Молчалин
оказался очень хитрым лисой

(правильно – хитрой
лисой
).

В
современном языке существительные
мужского рода могут употребляться для
обозначения лиц женского пола, поэтому
вполне возможны следующие варианты:
Белова –
опытный преподаватель

и Белова –
опытная преподавательница
.
Однако в ряде случаев соотносительные
образования со значением женского пола
отсутствуют, и тогда вынужденно
используются существительные мужского
рода: «Белова – опытный архитектор
(инженер, педагог, контролёр, дизайнер,
водитель трамвая, адвокат, судья, врач,
инспектор, председатель, президент,
майор, комиссар, профессор, доцент и
т.д.). Не соответствует норме употребление
существительного мужского рода, если
есть соотносительное существительное
женского рода: Алёше
бабушка казалась добрым волшебником
(правильно
доброй
волшебницей
).

Существительные
могут иметь параллельные родовые формы,
появляющиеся в процессе развития языка
или принадлежащие разным его стилям,
например, книжному и разговорному: жираф
– жирафа, вольер» – вольера, скирд –
скирда, ставень – ставня.

Общеупотребительное существительное
может использоваться в профессиональной
речи и здесь принимает другую родовую
форму – заусенец
(острый выступ на поверхности металла)
заусеница
(задравшаяся кожица возле ногтя), манжет
(кольцо для скрепления концов трубы) –
манжета
(деталь рукава), клавиш
(наконечник рычажка в механизме) –
клавиша
(деталь определенного вида музыкальных
инструментов).

В
основе категории числа имён существительных
лежит противопоставление единственности
и множественности, которое по-разному
проявляется у конкретных, вещественных,
собирательных и отвлечённых существительных.
Ошибки наиболее часто встречаются в
следующих случаях: 1) образование не
существующих в нормативном языке форм
множественного к единственного числа;
2) использование такой формы числа,
которая неуместна в данном контексте.

1.
При употреблении собирательных
существительных мы сталкиваемся с
необычным явлением: единственное число
выражает множественность. Этот
лингвистический парадокс влечёт за
собой ошибку понимания, и на её основе
возникает и ошибка говорения (письма):
Все вокруг заросло кустарниками калины
.
Собирательное существительное кустарник,
единственное число которого обозначает
множественность, употреблено в предложении
неправомерно и должно быть заменено
существительным кусты.
Аналогичному переосмыслению часто
подвергают слова, служащие для обозначения
родовых понятий (так называемые гипонимы):
оружие,
посуда, продовольствие, скотина, обувь,
одежда
и
т.д. Сравните: У
старшего брата было много скотин, а у
младшего – только осёл

(правильно
было много скота
).

Образование
форм множественного числа отвлечённых
существительных вызвано стремлением
выразить формой множественного числа
реальную повторяемость действий: Ребята
криками и свистами прогнали собаку

(правильно – криками
и свистом
).

Конкретные
существительные типа брюки,
сани, ножницы

употребляются только в форме множественного
числа, которая при этом оказывается
двузначной: обозначает как единственный
предмет, так и множество: мастерская
по пошиву курток и брюк

(много предметов) – не
могу найти свои серые брюки

(предмет один). При употреблении таких
существительных часто исходят из
формального внешнего признака (окончания),
который указывает на реальную
множественность предметов. Поэтому,
если предмет один, то происходит процесс
преобразования числа существительного
в форму единственного по аналогии с
именами, имеющими обе формы: У
нас во дворе качель сломалась
.
Конкретное существительное «качели»
не имеет единственного числа, но по
аналогии с конкретными же существительными
«стол», «дверь», которые во множественным
числе принимают форму с окончанием –
и(-ы),
образуется форма единственного числа
с нулевым окончанием.

Для
вещественных существительных лежащее
в основе категории числа противопоставление
один – много
невозможно, поэтому та или иная форма
числа закреплена за ними традицией и
является немотивированной. В речи она
часто заменяется на противоположную:
Окна выкрасили белилом

(правильно – выкрасили
белилами
).

2.
Для существительных, которые в
нормированном языке обладают обеими
формами числа, одна из них в определённых
контекстах оказывается более
предпочтительной. Так, слово обед
в сочетании
готовить обед

употребляется только в форме единственного
числа даже в том случае, если речь идёт
о фактах, многократно повторяющихся. А
существительное цель
в сочетании использовать
в… целях

может быть употреблено только в форме
множественного числа даже тогда, когда
речь идёт об одной-единственной цели.

Довольно
часто встречаются ошибки в склонении
существительных. Наиболее распространённая
– неправильный выбор варианта падежного
окончания. Дело в том, что ряд существительных
имеет вариативные формы падежа: стакан
чая – стакан чаю, жить в лесу – говорить
в лесе, посетить цехи – посетить цеха
.
В связи с этим появляются следующие
речевые недочёты: а) использование формы
окончания на -а(-я)
у существительных с суффиксом субъективной
оценки, относящихся ко 2-му склонению в
употреблённых в родительном падеже
единственного числа: налейте
мне чайка, положите сахарка

– правильно
налейте чайку, положите сахарку
.
Одинаково возможны формы сахара
и сахару.
Реже, но встречаются и неправомерные
формы обратной замены: Земля
от холоду

(правильно – холода)
стала крепкой.

Ряд
существительных 2-го склонения имеет
двойные формы предложного падежа: для
обозначения места используется ударное
окончание -у(-ю)
на берегу’,
на лугу’
, а
в других значениях (например, объекта)
– безударное окончание
о лу’ге, о
бе’реге
. В
речи не всегда эти окончания используются
в соответствии с нормой, и возникают
выражения типа: У
меня на гла’зе был ячмень

или Листья
шелестят на ве’тре
.

В
течение последнего столетия, как отмечают
исследователи, конкурируют между собой
формы окончаний на -а(-я)
и -ы(-и)
существительных 2-го склонения в
именительном падеже множественного
числа. Так, в XIX столетии обычным считалось
употребление формы
до’мы, до’кторы, учи’тели, поса’ды
.
В ряде слов форма на -а(-я) закрепилась
– доктора’,
поезда’, учителя’
,
в других удерживает свои позиции форма
на -ы(-и) – инжене’ры,
сле’сари.
В
ряде слов наблюдается колебание:
тра’кторы –
трактора’, це’хи» – «цеха’.

Вследствие многообразия вариантов
возникают речевые ошибки: Нам
нужны про’воды для уроков физики, Они
совсем взрослые, и у них уже есть
па’спорты
.
Употребление форм существительных
шофера’,
торта’, инженера’

объясняется воздействием на литературный
язык просторечия.

Широко
распространены ошибки при употреблении
формы родительного надежа множественного
числа. Здесь возможны три варианта
окончаний: —ов
(-ев), -ей
и
нулевое. Выбор того или иного варианта
зависит от типа склонения и последнего
звука основы. Самое продуктивное
окончание – -ов
(-ев),
поэтому
часто оно ставится вместо нулевого
окончания, и возникает речевая ошибка:
Мальчик был
разведчиком у партизанов

(правильно – был
разведчиком у партизан
).
Использование нулевого окончания вместо
продуктивного -ов
(-ев)
является
тоже весьма распространённой речевой
ошибкой: У
сестёр было много красивых платий
(правильно
– было много платьев
).

Под
воздействием просторечия довольно
часто появляются ошибки в употреблении
несклоняемых существительных: гласный
основы отбрасывается, и слово изменяется
по одному из типов склонения. Например,
Я напою тебя
какаом,
или
Мама укрыла
тесто пальтом
(правильно:
Я напою тебя
какао
и Мама
укрыла тесто пальто
).

Встречается
в речи и ненормативное употребление
форм разносклоняемых существительных
на -мя.
В основе именительного падежа единственного
числа данных существительных отсутствует
суффикс -ен-,
тогда как во всех остальных формах он
есть. Причина возникающих ошибок –
уподобление этих форм форме именительного
падежа единственного числа: Сколько
время?
(правильно
Сколько
времени?
).

У
ряда существительных основы единственного
и множественного числа различаются.
Например, значительное число существительных
мужского рода в основе имеют звук [и’] –
колос –
колосья

[-и’а], стул –
стулья
[и’а].
Распространено унифицирование форм:
от основы единственного числа образуется
форма множественного числа: Мы
набрали много листов клена и ясеня
.
При этом в именительном падеже окончание
-а(-я)
меняется на -ы(-и).
Например, Браты-боровички
дружно высыпали на опушку леса
.
Основа единственного числа ряда
существительных отличается от основы
множественного числа наличием суффикса
-ин-.
В речи встречается уподобление основы
единственного числа основе множественного:
Он попал
домой только благодаря своему
односельчанину – Санчо Пансе
.
Не менее распространено и обратное
явление – уподобление основы множественного
числа основе числа единственного: У
северянинов принято ездить на оленях
и собаках
.
Большая группа существительных, которые
имеют значение «невзрослости»,
характеризуется противопоставлением
в основах единственного и множественного
числа суффиксов -онок-
(-ёнок-)
и
aт-
(-ят-)
:
медвежонок
– медвежата, ослёнок – ослята
.
Распространенной ошибкой является
уподобление основы множественного
числа основе единственного числа:
Сначала мы
будем октябренками, а потом пионерами.

Вызывает
затруднение и образование некоторых
форм существительных, которые по разным
причинам лишены одной или нескольких
форм. Это явление называется «пустыми
клетками в парадигме», оно присуще не
только имени существительному: глаголы
«победить», «очутиться» и пр. не имеют
формы лица. Так, например, отсутствует
форма родительного падежа множественного
числа у существительных мечта,
тахта, мольба, дно
,
между тем, в речи бывает необходимо
употребить эти слова в данной форме и
получаются такие предложения:
Нельзя предавать своих юношеских мечт
.
Некоторые существительные лишены формы
единственного числа, хотя их лексическое
значение нисколько этому не противодействует.
Речь идет о весьма распространенных
словах девчата,
зверята, ребята, домашние, родители,
родные
и
т.д. Ошибка возникает тогда, когда
образуют единственное число от данных
слов: На
собрании объявили, что каждый родитель
должен принять участие в дежурстве
.
Форма родитель
отмечается в словарях как устаревшая
(то же, что и отец)
или разговорная.

Светлана Былкова, Елена Махницкая - Культура речи. Стилистика

Упражнения

Упражнение 14. Охарактеризуйте нормативность образования выделенных форм косвенных падежей множественного числа имен существительных. Исправьте ошибки.

1. Необычный сорт помидоров начали выращивать юннаты нашей школы. 2. Ради одной затяжки солдат мог расстаться с такой драгоценностью, каковой являлись знаменитые фронтовые сто грамм. 3. Много еще у нас здесь неполадков. 4. В главе «Переправа» Твардовский использует мало троп. 5. Состоялась традиционная встреча партизан бригады имени Чкалова. 6. Ныне запланировано уложить больше пятидесяти километров рельсов. 7. Направо от Жилина стояло трое татаринов. 8. Отряд вышел искать партизанов. 9. Одного недоставало для полноты наряда – хороших офицерских сапог. 10. Впереди предстояло немало хлопотных буден.

Упражнение 15. Устраните ошибки в употреблении форм числа имен существительных.

1. Эти влюбленные принадлежат к различному социальному слою. 2. В речах детей всегда можно встретить забавные выражения. 3. Красноармейцы часто попадали в окружения, но всегда вырывались из них. 4. Все цехи фабрики работают, превышая план. 5. В ее представлениях о семье все было по-другому. 6. В партизанских движениях участвовали самые разные слои населения. 7. Всем тургеневским героиням свойственны тонкие понимания русской природы.

Упражнение 16. Выберите предложения с грамматическими ошибками.

1. Он не помнил весенних будней. 2. Интересно: сколько время? 3. Он попал домой только благодаря своему односельчану – Санчо Пансе. 4. В ее приданом не хватало только полотенец. 5. Нельзя предавать своих юношеских мечт. 6. У северянинов принято ездить на оленях и собаках. 7. Часовой всю ночь простоял на посту. 8. Старый армян выдал свою дочь замуж и очень тосковал по ней. 9. Фестиваль собрал и башкир, и хазар, и мегрелов, и румын, и лезгин, и осетин, и якутов. 10. У печи она не нашла кочерег. И. Для наших Валь, Галь и Ваней это было непривычно.

Тесты для самопроверки

Тест № 1

1. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

1. В музыкальном театре занавесь алого цвета.

2. На почте он получил долгожданный бандероль.

3. Билет с плацкартой на этот раз был в кармане.

4. Пирожки с повидлой были ароматны и вкусны.

2. Определите предложения, содержащие грамматические ошибки.

1. Травяной шампунь прекрасно пенился.

2. Ему не удавалось найти левый тапок.

3. Строители не успели покрыть крышу толью.

4. В центре клумбы красовался огромный георгин.

3. Найдите предложения без грамматических ошибок.

1. Витрина-стенд помещена в коридоре.

2. Клуб-читальня закрыт на ремонт.

3. В землянке кто-то забыл свой плащ-палатку.

4. Выписанную из Петербурга кресло-кровать поставили в углу спальни.

4. Отметьте предложения, в которых нет грамматических ошибок.

1. Полноводное Онтарио я посещал ежегодно.

2. СНГ давно, к сожалению, утратил свою мощь.

3. ЖКХ заявил о снижении тарифов на некоторые услуги.

4. Сельпо пригласила к сотрудничеству колхозников.

5. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

1. От получаса не осталось ни одной минуты.

2. К полудюжине ручек добавлено ещё пять.

3. Учитель невольно остановился на полуслове.

4. В полверсте, в кустах – противник.

6. Определите предложения, которые содержат грамматические ошибки.

1. Нам нужны проводы для уроков физики.

2. Они совсем взрослые, и у них уже есть паспорты.

3. Мальчик был разведчиком у партизанов.

4. Я могу угостить тебя кофе.

7. Найдите предложения без грамматических ошибок.

1. Небо затянуло серыми облаками.

2. В Историческом музее я видел старинные ружьи.

3. В одной из клеток мы увидели странного зверенка.

4. На Кавказе много глубоких ущельев.

8. Отметьте предложения, в которых нет грамматических ошибок.

1. Не подскажете: который час?

2. Сейчас хлебу у нас вдоволь.

3. Новых сапог у него, конечно, нет и никогда не было.

4. Им приказали сдать все оружие.

9. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

1. Слуцкие пояса – подлинный шедевр белорусского искусства.

2. Тоны сердца у больного чистые.

3. Свои адресы сообщу вам своевременно.

4. В кои-то веки встретились.

10. Определите предложения без речевых ошибок.

1. У меня челюсть… завтра хоть рельсу грызть.

2. Он поморщился: одна клавиша не звучала.

3. Действовавшие в стране лагери демократов и социал-демократов объединились накануне выборов.

4. Через два дня Клим Самгин сидел в парке санатории.

Тест № 2

1. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

1. На юге их измотал жар.

2. На правой манжете были пятна от соуса.

3. Черная вуаль скрывала её лицо.

4. И на покорную рояль властительно ложились руки.

2. Определите предложения, содержащие грамматические ошибки.

1. Франция превращается в огромный Чикаго.

2. У вешалки стоял лишь один черный туфель.

3. Таинственный инкогнито внезапно исчез.

4. Таинственная инкогнито внезапно исчезла.

3. Найдите предложения без грамматических ошибок.

1. Ракета-носитель вышел на орбиту.

2. По мнению зрителей рассказ-оценка очень оригинальна.

3. Письмо-открытка было доставлено по адресу вовремя.

4. Я увидел, что полка-прилавок завалена книгами.

4. Отметьте предложения, в которых нет грамматических ошибок.

1. РГУ приглашает школьников на день открытых дверей.

2. НЭП была переходным этапом в жизни СССР.

3. Живописный Капри в течение многих лет привлекает туристов.

4. МВД заявил о новых требованиях.

5. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

1. В полу арбузе было три килограмма веса.

2. На полслове он обрывал и тёр себе лоб.

3. Полгодом позже я написал стихотворение о ней.

4. В течение получаса она безостановочно говорила о своей любви.

6. Определите предложения, которые содержат грамматические ошибки.

1. У братьев уже есть новые паспорта.

2. У сестёр было много красивых платий.

3. Я напою тебя какаом.

4. Мама накрыла тесто пальтом.

7. Найдите предложения без грамматических ошибок.

1. Катя научила меня танцевать старинный танго.

2. В этом кафе можно купить разнообразные торты.

3. Я не могу писать, так как у меня закончилось чернило.

4. Мы с подругой приехали с дач в один и тот же день.

8. Отметьте предложения, в которых нет грамматических ошибок.

1. Мы долго наблюдали за яркий пламенем костра.

2. Перед походом необходимо запастись продовольствием.

3. Налейте мне, пожалуйста, чайку и насыпьте сахарку.

4. На этой иллюстрации изображена одна из главных героев повести.

9. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

1. Умчались школьные года!

2. Змей поднимался, и от зуб его уже не было спасенья.

3. Сапог его тоже нигде не было.

4. Он был в офицерской форме, но без погон.

10. Определите предложения без речевых ошибок.

1. Кофе со столетним коньяком выпито.

2. Шоссе ваша очень гладкая, по ней катишься, как по маслу.

3. Небо и море окрасились в мягкие темно-синие тона.

4. На территории России размещаются различные климатические поясы.

Имя прилагательное

В грамматико-стилистическом плане представляет интерес употребление форм степеней сравнения имен прилагательных, а также полной и усеченной формы некоторых прилагательных (типа почтенен – почтен), т. е. те случаи, которые допускают возможность выбора.

§ 1. Роль полной и краткой форм имен прилагательных

Смысловое различие заключается, во-первых, в том, что полные формы обозначают постоянный признак или вневременное качество, а краткие – временный признак, недлительное состояние, ср.: друг болен – друг больной.

Во-вторых, в том, что некоторые краткие формы имен прилагательных резко расходятся в своем значении с соответствующими полными, например: вольный (‘свободный’) и волен (‘может действовать согласно своему желанию’), способный (‘наделенный способностями’) и способен (‘может что либо сделать’), должный (‘подобающий’) и должен (‘обязан’). Существует несколько прилагательных, которые имеют только краткую форму: рад, надобен (‘нужен’), горазд (‘способен на что-либо’), люб (‘нравится’).

Следует помнить, что краткая форма имен прилагательных характеризуется большей определенностью, книжностью, категоричностью.

   1. Травяной шампунь прекрасно пенился.
   2. Ему не удавалось найти левый тапок.
   3. Строители не успели покрыть крышу толью.
   4. В центре клумбы красовался огромный георгин.

    3. Найдите предложения без грамматических ошибок.
   1. Витрина-стенд помещена в коридоре.
   2. Клуб-читальня закрыт на ремонт.
   3. В землянке кто-то забыл свой плащ-палатку.
   4. Выписанную из Петербурга кресло-кровать поставили в углу спальни.

    4. Отметьте предложения, в которых нет грамматических ошибок.
   1. Полноводное Онтарио я посещал ежегодно.
   2. СНГ давно, к сожалению, утратил свою мощь.
   3. ЖКХ заявил о снижении тарифов на некоторые услуги.
   4. Сельпо пригласила к сотрудничеству колхозников.

    5. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
   1. От получаса не осталось ни одной минуты.
   2. К полудюжине ручек добавлено ещё пять.
   3. Учитель невольно остановился на полуслове.
   4. В полверсте, в кустах – противник.

    6. Определите предложения, которые содержат грамматические ошибки.
   1. Нам нужны проводы для уроков физики.
   2. Они совсем взрослые, и у них уже есть паспорты.
   3. Мальчик был разведчиком у партизанов.
   4. Я могу угостить тебя кофе.

    7. Найдите предложения без грамматических ошибок.
   1. Небо затянуло серыми облаками.
   2. В Историческом музее я видел старинные ружьи.
   3. В одной из клеток мы увидели странного зверенка.
   4. На Кавказе много глубоких ущельев.

    8. Отметьте предложения, в которых нет грамматических ошибок.
   1. Не подскажете: который час?
   2. Сейчас хлебу у нас вдоволь.
   3. Новых сапог у него, конечно, нет и никогда не было.
   4. Им приказали сдать все оружие.

    9. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
   1. Слуцкие пояса – подлинный шедевр белорусского искусства.
   2. Тоны сердца у больного чистые.
   3. Свои адресы сообщу вам своевременно.
   4. В кои-то веки встретились.

    10. Определите предложения без речевых ошибок.
   1. У меня челюсть… завтра хоть рельсу грызть.
   2. Он поморщился: одна клавиша не звучала.
   3. Действовавшие в стране лагери демократов и социал-демократов объединились накануне выборов.
   4. Через два дня Клим Самгин сидел в парке санатории.

Тест № 2

   1. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
   1. На юге их измотал жар.
   2. На правой манжете были пятна от соуса.
   3. Черная вуаль скрывала её лицо.
   4. И на покорную рояль властительно ложились руки.

    2. Определите предложения, содержащие грамматические ошибки.
   1. Франция превращается в огромный Чикаго.
   2. У вешалки стоял лишь один черный туфель.
   3. Таинственный инкогнито внезапно исчез.
   4. Таинственная инкогнито внезапно исчезла.

    3. Найдите предложения без грамматических ошибок.
   1. Ракета-носитель вышел на орбиту.
   2. По мнению зрителей рассказ-оценка очень оригинальна.
   3. Письмо-открытка было доставлено по адресу вовремя.
   4. Я увидел, что полка-прилавок завалена книгами.

    4. Отметьте предложения, в которых нет грамматических ошибок.
   1. РГУ приглашает школьников на день открытых дверей.
   2. НЭП была переходным этапом в жизни СССР.
   3. Живописный Капри в течение многих лет привлекает туристов.
   4. МВД заявил о новых требованиях.

    5. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
   1. В полу арбузе было три килограмма веса.
   2. На полслове он обрывал и тёр себе лоб.
   3. Полгодом позже я написал стихотворение о ней.
   4. В течение получаса она безостановочно говорила о своей любви.

    6. Определите предложения, которые содержат грамматические ошибки.
   1. У братьев уже есть новые паспорта.
   2. У сестёр было много красивых платий.
   3. Я напою тебя какаом.
   4. Мама накрыла тесто пальтом.

    7. Найдите предложения без грамматических ошибок.
   1. Катя научила меня танцевать старинный танго.
   2. В этом кафе можно купить разнообразные торты.
   3. Я не могу писать, так как у меня закончилось чернило.
   4. Мы с подругой приехали с дач в один и тот же день.

    8. Отметьте предложения, в которых нет грамматических ошибок.
   1. Мы долго наблюдали за яркий пламенем костра.
   2. Перед походом необходимо запастись продовольствием.
   3. Налейте мне, пожалуйста, чайку и насыпьте сахарку.
   4. На этой иллюстрации изображена одна из главных героев повести.

    9. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
   1. Умчались школьные года!
   2. Змей поднимался, и от зуб его уже не было спасенья.
   3. Сапог его тоже нигде не было.
   4. Он был в офицерской форме, но без погон.

    10. Определите предложения без речевых ошибок.
   1. Кофе со столетним коньяком выпито.
   2. Шоссе ваша очень гладкая, по ней катишься, как по маслу.
   3. Небо и море окрасились в мягкие темно-синие тона.
   4. На территории России размещаются различные климатические поясы.

Имя прилагательное

   В грамматико-стилистическом плане представляет интерес употребление форм степеней сравнения имен прилагательных, а также полной и усеченной формы некоторых прилагательных (типа почтенен – почтен), т. е. те случаи, которые допускают возможность выбора.

§ 1. Роль полной и краткой форм имен прилагательных

   Смысловое различие заключается, во-первых, в том, что полные формы обозначают постоянный признак или вневременное качество, а краткие – временный признак, недлительное состояние, ср.: друг болен – друг больной.
   Во-вторых, в том, что некоторые краткие формы имен прилагательных резко расходятся в своем значении с соответствующими полными, например: вольный (‘свободный’) и волен (‘может действовать согласно своему желанию’), способный (‘наделенный способностями’) и способен (‘может что либо сделать’), должный (‘подобающий’) и должен (‘обязан’). Существует несколько прилагательных, которые имеют только краткую форму: рад, надобен (‘нужен’), горазд (‘способен на что-либо’), люб (‘нравится’).
   Следует помнить, что краткая форма имен прилагательных характеризуется большей определенностью, книжностью, категоричностью.
   Грамматическое, или синтаксическое, различие между полной и краткой формами заключается в следующем: краткая форма способна к синтаксическому управлению, а полная, употребленная в И.п., – нет, ср.: Она способна (к чему?) к живописи, гости готовы (к чему?) к отъезду, он был болен (чем?) гриппом.
   Однако в художественной литературе для внесения просторечной окраски в высказывание встречаются конструкции с наличием управляемых слов при полной форме: Старик… на язык легкий и занятный (Н. Грибачев).

    Итак, все вышесказанное обобщим в таблице:

 

   В современном русском языке существует выбор при употреблении полной и краткой формы имен прилагательных в Тв.п., например: Сделался известен – сделался известным. Но при глаголе-связке быть чаще употребляется краткая форма, ср.: Он был стар – он был старым, она была умна – она была умной.
   Чтобы избежать грамматических ошибок, в качестве однородных сказуемых следует употреблять или только полные, или только краткие формы имен прилагательных, например: Он явился перед нами мрачный и разочарованный. Он был мрачен и разочарован. В противном случае налицо нарушение нормы. Ср.: Он был мрачный и разочарован.
   В художественной литературе в качестве стилистического приема встречаются предложения с сочетанием обеих форм как синтаксически однородных. В таких конструкциях при наличии слов как и так употребляются только краткие формы, а со словами какой и такой сочетаются имена прилагательные в полной форме.
   При вежливом обращении на «Вы» употребительна либо краткая форма, либо полная, которая согласовывается в роде с реальным полом лица, к которому обращена речь (Вы чудес-, Вы такой привлекательный). А употребление формы %па вы умные при обращении к одному лицу – просторечие.

§ 2. Дублетные формы кратких прилагательных

   Наблюдаются колебания в образовании краткой формы от полных форм с неударяемым – енный типа родственный (родственродственен).
   В нейтральных стилях речи используются экономные формы на ен. безбоязнен, болезнен, легкомыслен, бездействен, величествен, медлен, безжизнен, воинствен, многочислен, безнравствен, двусмыслен, Могуществен, безукоризнен, единствен, невежествен, беспочвен, естествен, бессмыслен, злокачествен, неприязнен, бесчувствен, искусствен, ответствен, подведомствен, родствен, свойствен, соответствен, существен, таинствен, тождествен, явствен[7].
   Форму на – енен образуют прилагательные с ударным суффиксом – енный, кроме своевременный (своевремен) и блаженный (блажен).

Упражнения
   

Упражнение 1. Укажите предложения, в которых допущены грамматические ошибки. Запишите в тетрадь верный вариант.
   1. Сила моряков неудержима, настойчива, целеустремленна. 2. Открытая шея тонка и нежная. 3. Был я молодым, горяч и искренним. 4. Он добрый, но слабовольный. 5. Взгляды оригинальны, хотя и примитивны в своей основе. 6. Их дети умны и трудолюбивые. 7. Кто в этом виноватый? 8. Мальчик смел и решителен. 9. Мальчик смелый и решительный. 10. Воздух был свеж, душистый и прозрачен. 11. Олег был храбрый и честен. 12. Он остер на язык. 13. Этот признак свойствен данному предмету. 14. Кто ответственен за проведение праздничного вечера? 15. Шляпка гриба была полная воды. 16. Дети были готовые к длительному путешествию.

    Упражнение 2. От приведенных ниже прилагательных образуйте их краткую форму и запишите в одну колонку прилагательные с суффиксом – енен, а в другую – с – ен.
   Откровенный, обыкновенный, мужественный, торжественный, неизменный, несомненный, многочисленный, величественный, мгновенный, сокровенный, таинственный, свойственный, обыкновенный, вдохновенный, легкомысленный, невежественный, современный, своевременный.

    Упражнение 3. Выберите из упражнения предложения, которые составлены верно.
   1. Я хотел бы быть вам полезен. 2. Он быстро охмелел, стал болтливым. 3. Парень был смугл и весь мокрый. 4. Я способен, и вы должны принять меня в актеры. 5. Дед заметно становился жаден. 6. В детстве мальчик был очень полон, потому что много ел. 7. Это род войск был подведомствен ему. 8. Выводы в работе интересны, но не свободные от противоречий. 9. Женщина была очень полна, так как тяжело болела. 10. Ее взгляд был таинствен. 11. Он стал несказанно богат. 12. Костя был безумно радый приезду мамы. 13. Картофель уже совсем готовый к употреблению. 14. Клоун был веселый на каждом представлении.

§ 3. Степени сравнения имен прилагательных

   Часто в речи возникают ошибки при образовании степеней сравнения имен прилагательных. Это происходит из-за того, что говорящим не учитывается отсутствие в русском языке для данных слов таких форм. Мы имеем в виду ряд качественных прилагательных, которые не имеют сравнительной степени. К ним относятся имена прилагательные с суффиксами: к-, -ск-, -ов-, -ев-, – л-, например: дружеский, боевой, амий, маркий и др. Сравнительная степень подобных прилагательных образуется при помощи слов более и менее.
   Также ненормативным считается образование сравнительной степени от качественных прилагательных, обозначающих ‘абсолютный признак’, типа слепой, хромой, так как они наедятся вне сопоставления. Однако в ряде случаев эти признаки разворачиваются в динамике и требуют сопоставления, Которое, согласно нормам русского языка, можно оформить, образовав сложную (аналитическую) степень сравнения.
   Ошибочным следует считать и соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени типа более красивее.
   Нарушением грамматических норм является и употребление конструкций, образованных по схеме: «самый + превосходная степень прилагательного (самых добрейших)», так как они носят плеонастический характер (плеоназм[8] – излишнее уточнение). В формах наейший илиайший уже содержится указание на предельный признак, а слово самый дублирует это значение.

Упражнения
   

Упражнение 4. Исправьте грамматические ошибки в приведенных ниже примерах.
   1. День ото дня подросток становился все смелее и боевее. 2. Я понял, что мама в любом споре правее меня. 3. Это путь гораздо длиньше, чем тот. 4. Эта задача более легче,? чем та, которую решали вчера. 5. Я никогда не видел книгу толстее. 6. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в Нью-Йорке.

Упражнение 5. Укажите грамматические ошибки в данных предложениях.

   1. У него были и более худшие привычки. 2. По его виду было понятно, что он устал больше вчерашнего. 3. Все это требует от участников совещания наиболее серьезного подхода к делу. 4. И продавала она все по самой выгоднейшей цене. 5. Помните: работу надо выполнить получше. 6. И вот в гостиную вошел тетин Лизин муж. 7. Это был один из самых честнейших людей в городе. 8. Она находилась в более лучшем положении. 9. Вадим говорил более чем наисерьезно. 10. Печорин привел самое наиубедительнейшее доказательство. И. Котенок был заметно ловчее старой кошки. 12. Это варенье, честное слово, слаже бабушкиного. 13. Из слов Ирины мы поняли, что она живет лучше прежнего. 14. Голос этой девушки, по мнению слушателей, был звончее других.

    Упражнение 6. Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением.
   1. Уехать далеко нам не удалось, так как автомобиль оказался (неисправный, неисправен, неисправным) 2. Скажите честно: кто из вас (виноватый, виноват, виновен). 3. Она, несомненно, принадлежит к людям, которые (способны, способные) к подвигу. 4. Из невзрачного подростка она превратилась в (красивую, красивейшую, наикрасивейшую) девушку. 5. Этот маршрут наиболее (опасный, опасен, опаснейший). 6. Татьяна, по словам близких, всегда (милая, мила) и (добрая, добра). 7. Школьники остались очень (довольные, довольны, довольными), что посетили выставку. 8. В городском саду растут (редчайшие, наиредчайшие, самые редкие) породы деревьев. 9. Сюжет рассказа (интересный, интересен) во многих отношениях.
   10. Его вклад в работу (существен, существенен).

Тесты для самопроверки
Тест № 1

   1. Укажите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
   1. Сила моряков неудержима, настойчивая, целеустремленна.
   2. Молчание становилось тягостным.
   3. Он добрый, но слабоволен.
   4. Мне купили красивое платье.

    2. Найдите предложения без грамматических ошибок.
   1. Октябрь был на редкость холодный, ненастен.
   2. Открытая шея тонка и нежна.
   3. Взгляды оригинальные, но не совсем научны.
   4. Движения гимнастов легки и уверенные.

    3. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.
   1. Этот вскрик радости был вполне естествен.
   2. Срок отъезда уже определен.
   3. Наши дети здоровы, бодры, спокойные и веселые.
   4. Его стихи близкие народу и созвучные эпохе.

    4. Отметьте предложения без грамматических ошибок.
   1. Этот овраг более глубже предыдущего.
   2. Озеро в соседнем селе более глубокое.
   3. В этом месте река глубже всего.
   4. С ним всегда веселее.

    5. Укажите предложения, содержащие грамматические ошибки.
   1. Ему удалось побёдить самого сильнейшего противника.
   2. Сегодня наша команда показала более лучшую игру.
   3. Случай вполне определенен.
   4. Юбиляр почтен нашим вниманием.

    6. Найдите предложения без грамматических ошибок.
   1. Да, это был самый почтеннейший гость.
   2. Мое дело, как мне кажется, важнее вашего.
   3. Этот признак свойственен данному предмету.
   4. Гурмыжская присвоила себе имение самым наглейшим образом.

    7. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.
   1. Эту волну сменила другая волна, пошире, покруче.
   2. В детстве горячее солнце, гуще трава.
   3. Правда чище ясного солнца.
   4. Мой брат младше меня на семь лет.

    8. Отметьте предложения без грамматических ошибок.
   1. Можно быть краше Мери, но нельзя быть милей.
   2. Молчалин прежде был так глуп! Жалчайшее созданье.
   3. Дороги хуже худшего.
   4. Этот фильм был более интереснее.

    9. Укажите предложения, содержащие грамматические ошибки.
   1. Путь героини легкий и комичный.
   2. По мнению известных критиков, этот рассказ еще хуже.
   3. Вклад Павки Корчагина в работу был существен.
   4. Мама готовит более вкуснее, чем бабушка.

    10. Найдите предложения без грамматических ошибок.
   1. Петров – самый способнейший студент вуза.
   2. Маленькое дело лучше большого безделья.
   3. Заметно, что тебе в этом пальто удобнее.
   4. Он был способный выполнить самую трудную задачу.

Тест № 2

   1. У кажите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
   1. Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок.
   2. Такой брак должен быть счастлив и благополучен.
   3. Петя Ростов был предан Родине и беспощадный к врагу.
   4. Как она мила, какая умненькая.

    2. Найдите предложения без грамматических ошибок.
   1. Этот дом выше соседнего.
   2. Выводы в работе интересные, но не свободны от противоречий.
   3. Я на такую тяжесть уже не способный.
   4. Брат принужден уехать.

    3. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.
   1. Как горбат, а приятный.
   2. Ванин ответ более лучший.
   3. Старик весьма почтенен.
   4. Это здание самое высочайшее в городе.

    4. Определите предложения без грамматических ошибок.
   1. Нам пришлось решать самые наисложнейшие вопросы.
   2. Мой брат намного мол од ее меня, но кажется моим ровесником.
   3. На этом вопросе следует остановиться несколько поподробнее.
   4. Наша успеваемость в этой четверти более высокая, чем в предыдущей.

    5. Укажите предложения, содержащие грамматические ошибки.
   1. Ребенок склонен к простуде.
   2. Расскажите об этом немного поподробнее.
   3. Мое дело, ежели разобраться, поважнее, чем этот рояль.
   4. Он был весь черен, с головы до ног.

    6. Найдите предложения без грамматических ошибок.
   1. Самый ближайший путь через лес.
   2. Это самая кратчайшая дорога.
   3. Здесь присутствовали граждане из самых отдаленнейших мест.
   4. Самый старейший из нашего круга произнес прощальную речь.

    7. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.
   1. Трава соломы зеленее.
   2. Я сразу заметил, что эта улица красивше других.
   3. На фронте нужны покрепче сапоги.
   4. В детстве темнее небо и смертельно интересен каждый человек.

    8. Отметьте предложения без грамматических ошибок.
   1. Путь героя тяжел и трагичен.
   2. По-моему, это произведение более худшее.
   3. Эти произведения, вне всякого сомнения, связаны самым теснейшим образом.
   4. Российская публичная библиотека – крупнейшая в нашей стране.

    9. Укажите предложения, содержащие грамматические ошибки.
   1. Со второго этажа доносилось более громкое пение.
   2. Петя, по-видимому, самый спокойный в семье.
   3. Море было спокойно, черно и густо, как масло.
   4. Этот грунт наиболее мягчайший.

    10. Найдите предложения без грамматических ошибок.
   1. Наш город красивый в любое время года.
   2. Кто аккуратен, тот и людям приятен.
   3. Наш преподаватель химии кажется более образованнее.
   4. Она воспитанна и добра.

Имя числительное

   Имя числительное – это часть речи, насчитывающая всего несколько десятков слов и уже не пополняющаяся новыми образованиями. Невзирая на это, усвоение форм числительных представляет собой достаточно сложный процесс и ошибки здесь встречаются часто. Связаны они, в основном, со следующими речевыми ситуациями:
   • Выбором количественного или собирательного числительного из синонимичных пар типа два – двое и т. п.
   • Образованием форм косвенных падежей числительных, особенно сложных и составных.
   • Употреблением числительных в составе словосочетаний.

§ 1. Синонимия количественных и собирательных числительных

   В современном русском языке для наименования количества используются количественные числительные, обозначающие собственно количество, и собирательные, обозначающие количество как совокупность.
   • Чаще всего мы употребляем семь собирательных числительных: оба (обе), двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро. Иногда встречаются в речи и восьмеро, девятеро. Особенность данной группы числительных заключается в том, что они избирательно сочетаются с именами существительными, а именно:
   а) употребляются с названиями лиц мужского и общего рода: двое солдат, трое сирот, четверо обжор;
   б) существительные дети, ребята, люди, лица (в значении ‘люди’): двое детей, трое ребят, четверо людей, пятеро лиц;
   в) субстантивированными прилагательными и причастиями: двое раненых, трое больных, вошли четверо, пятеро знакомых;
   г) существительными, имеющими формы только мн.ч.: двое часов, трое носилок, четверо саней, пятеро суток, шестеро ножниц[9];
   д) личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их трое, у вас троих, к вам двоим;
   е) названиями детенышей животных: трое верблюжат, четверо котят.

    • Количественные числительные употребляются:
   1) при неодушевленных существительных в косвенных падежах: более двух суток, менее трех часов;
   2) с именами существительными ж.р.: три подруги, четыре студентки;
   3) с именами существительными м.р., обозначающими на-звания животных: три коня, четыре волка.

    • Стилистически однозначными являются конструкции с количественными и собирательными числительными:
   а) типа три студента и трое студентов. Однако в зависимости от контекста они могут иметь разные значения или оттенки смысла. Например, если речь идет о трех разных визитах, следует произнести: На кафедру заходили три студента, так как фраза На кафедру приходили трое студентов свидетельствует об одном визите.
   б) в косвенных падежах при одушевленных существительных: двое, двоих детей – двух детей; трое, троих солдат – трех солдат.

    • Собирательные числительные оба (обе), в отличие от других собирательных числительных, имеют более свободную сочетаемость с именами существительными. Они не сочетаются с существительными, имеющими только форму мн.ч. Так, предложение Стражники стояли у обеих ворот содержит речевую ошибку (следует говорить: У тех и у других ворот).
   Числительные оба (обе) изменяются по родам, смешение форм рода этих имен числительных является речевой ошибкой (в обоих комиссиях, верно: в обеих комиссиях).

Упражнения
   

Упражнение 1. Определите, в каких случаях собирательные числительные уместны, в каких следует заменить их количественными, и наоборот. Объясните, почему.
   1. Пятеро девушек из нашей группы летом работали в стройотряде. 2. Ракета уносила ввысь троих посланцев Земли. 3. Среди студентов нашей группы четыре были отличниками. 4. Метель не утихала в течение троих суток. 5. На скотном дворе застрелили двое волков, б. Им для работы требовалось три пары ножниц. 7. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 8. Охотники поймали четверо зайцев и двух лис. 9. В спектакле задействованы двое новых героинь. 10. Восемь детей было у матери Димитрова. 11. Меж дорических колонн и массивных декораций – Девять муз и трое граций.

    Упражнение 2. Составьте словосочетания со словами.
   1. Два – двое (друзья, мы, чемпионы, суждения, бакенбарды, медвежата, розвальни). 2. Три – трое (рельсы, люди, обыватели, шашки, носилки, медсестры, ошибки).
   3. Четыре – четверо (утки, дети, собрания, сани, цыплята). 4. Пять – пятеро (строители, они, генералы, ворота, цифры, людишки, студентки). 5. Шесть – шестеро (абитуриенты, гимнасты, хитрости, мечты). 6. Семь – семеро (вы, здоровых, львы, лица).

    Упражнение 3. Найдите ошибки в употреблении числительных оба – обе, устраните и другие речевые ошибки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Я совершила ошибку фнаф текст
  • Я совершила ошибку на миг один отвлеклась теперь обречена страдать веками текст
  • Я совершила ошибку на миг один отвлеклась теперь обречена страдать веками скачать песню на русском
  • Я на балу произвела фужер ошибка
  • Я собираюсь предоставить свою работу на конкурс исправьте лексическую ошибку