Назад
Тост: поднять тост или сказать тост
Вопрос
Как правильно: поднять тост или сказать тост? В старых версиях словаря Ожегова такого оборота нет, но говорят, что сейчас он узаконен, со ссылкой на то, что тост — еще и кубок с вином. Интересно, что во всех словарных определения слова тост речь идет о вине (бокал вина, кубок вина, стакан вина), но нигде не сказано, что вместо вина может быть любой алкогольный напиток.
Согласно толковым словарям тост – короткая застольная речь с пожеланием чего-нибудь, предложение выпить бокал вина в честь кого-чего-нибудь (см. БАС-1, МАС). В БАС-1 как устойчивые зафиксированы пить, выпить тост за кого-нибудь (т. 15, 1963).
У Даля тост – заздравное, застольное пожелание, величание; кубок вина, на пиру, с речами или приговором в честь кому-либо; заздравие, исполатье. А если кубок вина, то – его можно поднять.
И в «Толковом словаре русского языка: В 4 т.» под ред. Д. Н. Ушакова (уже в 1938) как переносное было зафиксировано с пометой разговорное такое значение слова тост – бокал, стакан с вином, выпиваемый в знак добрых пожеланий кому-нибудь: осушить тост в честь кого-нибудь; выпить тост (СУ, т. 4).
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (М., 1989) и в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (М., 1997) в качестве примеров приведены речения произнести (провозгласить, предложить, поднять) тост.
Тост – от англ. toast – устар.: человек, за здоровье которого пьют; первоначально в Англии перед оратором ставили стакан с водой и поджаренный ломоть хлеба.
У Брокгауза и Ефрона находим: «Тост — застольная речь за чье-либо здоровье; на политич. банкетах повод для агитацион. речей». От этого же корня и тост – обжаренный ломтик хлеба, как полагают некоторые, в старину жители Британских островов, прежде чем выпить вино или какой-либо более крепкий напиток, окунали в него поджаренный на огне ломтик хлеба, чтобы напиток впитал в себя также и хлебный аромат. Впоследствии традиция окунать хлеб в вино забылась, но возникла традиция перед тем, как выпить вина, произносить тост.
Итак, сегодня у слова тост два значения –
- застольная речь;
- стакан (бокал, стопка), наполненный алкогольным напитком, выпиваемый в знак доброго расположения к кому-нибудь.
Второе значение – переносное, метонимическое (метонимия – перенос значения по смежности). Словосочетания: выпить тост, поднять тост следует считать соответствующими нормам литературного языка, как и словосочетания сказать, провозгласить, произнести тост, в которых слово тост употреблено в первом значении.
Правильно
сказать тост 1 (= произнести застольную речь) и поднять тост 2 (= поднять бокал с алкогольным напитком, выпиваемый в знак доброго расположения к кому-нибудь и в знак согласия, одобрения тоста 1).
Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог
Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.
Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.
Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?
Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.
Виды речевых ошибок
Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.
Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.
Виды речевых ошибок:
Примеры и причины возникновения речевых ошибок
С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.
Произносительные ошибки
Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:
Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).
Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».
Лексические ошибки
Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.
Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:
- Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
- Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
- Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).
Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.
Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.
Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».
Фразеологические ошибки
Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:
- Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
- Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
- Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
- Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
- Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
- Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
- Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».
Морфологические ошибки
Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.
- Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
- Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
- Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
- Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
- Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».
Орфографические ошибки
Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».
Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.
Стилистические ошибки
Этой теме мы посвятили отдельный материал.
Пути исправления и предупреждения речевых ошибок
Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:
- Чтение художественной литературы.
- Посещение театров, музеев, выставок.
- Общение с образованными людьми.
- Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.
Онлайн-курс «Русский язык»
Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.
Подробнее Купить сейчас
Источники
- Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
- Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
- Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
- Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
- Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.
Отзывы и комментарии
А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.
ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ УСТОЙЧИВЫХСЛОВОСОЧЕТАНИЙ?
Русский язык | 5 — 9 классы
ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ УСТОЙЧИВЫХ
1. Известно, какую важную роль в воспитании нашей молодежи имеет наша литература.
2. Кроме прививок населению, большое значение в профилактике играет уничтожение грызунов.
3. Только при этих условиях руководитель сумеет занять авангардную роль на производстве.
4. Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку.
5. Я поднял тост за моих далеких друзей.
6. Я вам зуб даю на отсечение.
, зачет вы не сдадите.
7. Так вот, где собака порылась!
8. Странный ты человек : прекрасно разбираешься в сложных вещах, а в этом простом деле вдруг заблудился в трех березах, — сказал мне мой старший брат.
9. Нашему герою все удается, должно быть, он родился под счастливой луной.
10. Давно надо было привести в порядок библиотеку, но никак дело не доходит.
1)Имеет = играет 2)играет = имеет 4)ПЕРВУЮ скрипку 5) поднял БОКАЛ 6) просто зуб даю, «на отсечение» здесь лишнее 7) собака ЗАРЫТА 8)в трех СОСНАХ 9) под счастливой ЗВЕЗДОЙ 10) РУКИ не доходят.
Упражнение 13 Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний?
Упражнение 13 Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.
Составьте пять предложений с этими фразеологизмами (на выбор).
Используйте фразеологический словарь.
Так вот, где собака порылась!
«Странный ты человек : прекрасно разбираешься в сложных вещах, а в этом простом деле вдруг заблудился в трёх берёзах», — сказал мне мой старший брат.
Нашему герою всё удаётся, должно быть, он родился под счастливой луной.
Давно надо было привести в порядок библиотеку, но никак дело не доходит.
Я вам зуб даю на отсечение, зачёт вы не сдадите.
Только при этих условиях руководитель сумеет занять авангардную роль на производстве.
Я поднял тост за моих далёких друзей.
Составите предложения с данным словосочетаниями : иметь место, играть роль, иметь значение , иметь в виду, иметь дело?
Составите предложения с данным словосочетаниями : иметь место, играть роль, иметь значение , иметь в виду, иметь дело.
Какую роль играет зависть в наше время?
Какую роль играет зависть в наше время.
Какую роль играет Русский язык в нашей жизни?
Какую роль играет Русский язык в нашей жизни?
Исправить лексические ошибки в предложениях и объяснить : 1)Нашему герою все удается, должно быть, он родился под счастливой луной?
Исправить лексические ошибки в предложениях и объяснить : 1)Нашему герою все удается, должно быть, он родился под счастливой луной.
2)Партнер — это соучастник какого — либо действия, события, игры.
Какую роль в нашей речи играет глагол?
Какую роль в нашей речи играет глагол?
Помогите?
Что такое местоимение?
Какую роль оно играет в нашей речи?
ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ ?
Найдите ошибки , объясните и исправьте их .
Играть значение, иметь роль, львиная часть, одержать успехи, носить значение, тратить нервы, играть главную скрипку, заварился сыр — бор.
Дайте развёрнутый ответ на вопрос «Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
Дайте развёрнутый ответ на вопрос «Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
Расскажите, какую роль в нашей жизни играет музыка?
Расскажите, какую роль в нашей жизни играет музыка.
На странице вопроса ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ УСТОЙЧИВЫХСЛОВОСОЧЕТАНИЙ? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 5 — 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.
3 — б, это деепричастный оборот 4 — в.
1отевет б 2 ответ а надеюсь.
Я люблю школу, а в частности информатику. Этот урок такой такой занимательный и интересный, он способствует развитию мозга и разминки пальцев. Когда мы приходим на урок у меня сразу готовность номер один, так как компьютеров в нашей школе очень мал..
Мой любимый предмет информатика. Его преподаватель ИМЯ_УЧИТЕЛЯ. На уроке мы учимся управлению и свойствам компьютера. Я люблю этот предмет потому — что ПРИЧИНА.
Ров, паста, тор, рот, нота, тон, пот, топ, роса, оса, нора, рана, пар, рис, сова, вор.
«ПАСТАФАРИАНСТВО» Паста ; Паства ; Пастор ; Пари ; Пар ; Пост ; Пас ; Пот ; Ас ; Сафари ; Стоит ; Стоп ; Сто ; Сова ; Сорит ; Сито ; Сон ; Сан ; Страна ; Риностоп ; Рис ; Твари ; Твори ; Топ ; Топ — топ ; Тон ; Торт ; Тона ; Тина ; Тир ; Рана ; Роса ..
Есть латинские, которые X, V, а арабские просто арабы придумали.
Книга — это наш , и друг, и товарищ , и путь к неизвестному . Открывая страницы любимой Книги , сразу переносишься в события рассказа , слушаешь своих героев , представляешь себя на их месте . Только из книг мы узнаем историю своего народа , своей ..
БЫл тЁплый дЕнь. ДЕти идУт в рОщу. ВОт большОй пень. А тАм Осы. ДЕти убежАли домОй.
Был тЁплый день. ДЕти идУт в шкОлу. КругОм тишинА. Вот большОй пень. А там Осы. ДЕти убежАли домОй.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Тренировочные задания по лексике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Готовимся к ЕГЭ
Тренировочные задания по лексике
1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1.Я знал своего друга с детских лет и не переставал утверждать, что он был сильно слабый человек.
2.Из-за любви люди часто делают необдуманные поступки.
3.Наконец комиссия ставит окончательный вердикт: останки принадлежать Романовым.
4. Решение, принятое собранием акционеров, признаны незаконными, потому что, как было установлено впоследствии, не было форума.
5.Мой брат недавно приехал из археологической экспедиции и мне с апогеем рассказывал о находках.
6.Всё лето трудились они не покладая рук на своей плодородной земле, возделывая урожай.
7.Вскрытие рек ещё больше увеличило уровень воды.
8.Наконец поднялся тамада и поднял тост за юбиляра.
9.В этот город нам, вопреки предположениям пришлось ехать окружным путём.
10.В час пик поезда метро наполнены пассажирами до отвала.
11.В своей статье критик дал высокую оценку творчеству поэта, заявив, что поэма является пиком в творчестве мастера.
12.Княжна Марья часто представляет себя идущей среди богомолов в простом платье к святым местам.
13.Его осудили к пяти годам исправительных работ.
14.После долгих переговоров удалось прийти к концессии по многим вопросам.
15.Вдали от Родины с глубиной чувствуешь свою ответственность за то, что происходит дома.
16.Сейчас многие отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров.
17. Болельщики, сидя на трибунах стадиона, твёрдо верили в неминуемую победу.
1. очень, весьма, чрезвычайно
5. с упоением, восторгом
6. поле, землю, огород
8. бокал или произнёс тост
14. консенсусу, согласию
16. понизить, уменьшить
17. бесспорную, безоговорочную
2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
1. Необходимо придавать эти факты широкой гласности.
2. История и современность занимают очень огромное место в творчестве
3. В этом осеннем пейзаже не было ни одной кричащей краски, но его скупые
озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную
суть воды больше, чем все моря и океаны.
4. Много лет мы знаем его как человека достойного, прекрасного художника,
патриота своей Родины.
5. Мнение о том, что ангина чаще случается из-за холодного мороженого,
ошибочно – это доказали датские учёные.
6.Мария Годунова и сын её Фёдор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые
7.Особенно важно, чтобы в данной ситуации мы объединили свои усилия вместе.
8. Они казались спокойны и смелы; однако при моем приближении обе
потупили опущенные головы и закрылись своими изодранными чадрами.
9.Некомпетентность и беспечность руководителя фирмы привела предприятие к
10. То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью
тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.
11. Пушкин накопил завидные энциклопедические знания и большой запас
12. Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно, которое
Уходило глубже, и озерная вода становилась черной.
13.Ладонью руки он медленно гладил ребёнка по голове.
14.Восстание на Сенатской площади Петербурга было плохо подготовлено,
многие из офицеров колебались, и всё закончилось крайне плачевно.
15. Когда канонада утихла и солдаты вошли в дом, на полу обнаружили
совершенно мёртвого человека.
16.Поэт яростно негодует по поводу гибели Пушкина и, бросая вызов всему
обществу, пишет стихотворение «Смерть поэта».
17. Берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем
прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.
18.Она рискует жизнью, выполняя свой медицинский долг.
19. Скрывать истинную правду было бесполезно, да Григорий и не считал себя
вправе это делать.
20.Мы видим то царя, то юродивого нищего, то патриарха, то толпу на площади.
21. Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало
Сергея, бывшего здесь впервые.
22.Поэт всецело принимает сторону Николая I .
23.Базаров резко противопоставлен всем действующим лицам. Он человек иной
среды, иного лагеря, и это проявляется в его взглядах, словах, во
взаимоотношениях с родителями, другом, любимой женщиной.
24. Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в
репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью
25.Старый граф Болконский имел большое влияние при дворе, но оставил службу
и удалился в своё загородное имение.
26. То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью
тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.
27. Кабаниха лицемерная ханжа, подающая нищим, а дома обращающаяся со
слугами, как с рабами
28. Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не
участвовал, работал всегда молча, без слов.
29. Местные аборигены радостно встретили путешественников.
В каждом задании может быть 1, 2 или более примеров с речевыми ошибками .
Лексические нормы
1. Выделите слова, употребленные без учета их семантики. Исправьте ошибки (замените соответствующими паронимами):
1. Речь прокурора отличается, прежде всего, доказанностью.
2. Ваша фирма является гарантом по реализации контракта.
3. Вина подсудимой не доказана.
4. Психолог доказал, что преступление совершено в состоянии аффекта.
2. Выделите слова, употребленные без учета их семантики. Исправьте ошибки (замените соответствующими паронимами):
1. Лицо, привлекающееся к ответственности, должно быть зарегистрировано.
2. Его выступление можно считать удачным.
3. Криминальная обстановка в городе улучшилась.
4. Адвокат делает судей как бы соучастниками поиска истины.
3. Выделите слова, употребленные без учета их семантики. Исправьте ошибки (замените соответствующими паронимами):
1. Командировочные курсанты были размещены в общежитии.
2. Эта девушка произвела на всех хорошее впечатление.
3. Решение было принято без согласованности с директором.
4. Тренеры скрупулезно отбирали игроков в состав сборной команды.
4. Выделите слова, употребленные без учета их семантики. Исправьте ошибки (замените соответствующими паронимами):
1. Мы получили в основном дефективные товары.
2. Его выступление можно считать удачным.
3. Он очень гуманистический человек.
4. В Приамурье много болотистых мест.
5. Выделите слова, употребленные без учета их семантики. Исправьте ошибки (замените соответствующими паронимами):
1. Все наши дипломанты хорошо защитили свои выпускные работы.
2. Существует возможность ратификации соглашения по стратегическим вопросам.
3. Слово представляется Иванову.
4. Большая часть времени уходила на отчеты.
6. Выделите слова, употребленные без учета их семантики. Исправьте ошибки (замените соответствующими паронимами):
1. Надо тактически намекнуть ему на это.
2. Он дал мне дружественный совет.
3. Необходимо учитывать факторы, определяющие развитие экономики.
4. Работая в профсоюзе, он часто занимал выборные должности.
7. Определите слово по толкованию его лексического значения:
Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется
8. Определите слово по толкованию его лексического значения.
Утверждение высшей инстанцией какого-либо акта, придающее ему правовую силу; в международном праве — меры, принимаемые против стороны, нарушающей соглашение, называют
9. Определите слово по толкованию его лексического значения:
Пересмотр, отмена судебного решения низшей инстанции вышестоящей по причинам нарушения законов или несоблюдения низшей инстанцией правил судопроизводства называют
10. Определите слово по толкованию его лексического значения:
Столкновение противоположных взглядов, интересов; Расхождение между отдельными законами одного государства или противоречие законов, судебных решений различных государств называют
11. Определите слово по толкованию его лексического значения:
Укрупнение денежной единицы (без её переименования) в целях упорядочения денежного обращения и придания большей полноценности национальной валюте называют
12. Определите слово по толкованию его лексического значения:
Официально выраженное одобрение, основанное на испытании, проверке, называют
13. Определите слово по толкованию его лексического значения:
Установление совпадения, соответствия одного предмета, явления другому предмету, явлению называют
14. Определите слово по толкованию его лексического значения.
Сильное душевное возбуждение, бурное, болезненное проявление чувств, состояние чрезвычайного раздражения называют
15. Определите слово по толкованию его лексического значения:
Систему мероприятий по изучению рыночных отношений, направленных на обеспечение максимального сбыта продукции и расширение рыночной зоны фирмы, называют
16. Определите слово по толкованию его лексического значения:
Злостный вымысел, клевета, преднамеренное распространение ложных сведений с целью опорочить кого-либо — это …
17. Определите слово по толкованию его лексического значения:
Неприятный случай, происшествие, недоразумение, столкновение — это …
18. Определите слово по толкованию его лексического значения:
Вменить в вину, предъявить кому-либо обвинения в чем-либо – это …
19. Определите слово по толкованию его лексического значения.
Долгосрочное вложение капитала в какую-либо отрасль экономики, какое-либо предприятие внутри страны или за рубежом с целью получения прибыли – это …
20. Определите слово по толкованию его лексического значения:
Возвращение на родину с восстановлением в правах гражданства эмигрантов, бывших военнопленных, принудительно перемещенных и прочих лиц, оказавшихся вне пределов своей страны в силу разных обстоятельств, – это
21. Определите слово по толкованию его лексического значения:
Международный договор, соглашение между государствами по какому- либо специальному вопросу – это …
22. Определите слово по толкованию его лексического значения:
Способ обжалования и пересмотра высшим судом не вступивших в законную силу судебных решений и приговоров (по ходатайству или протесту прокурора или по жалобе сторон) – это …
23. Определите слово по толкованию его лексического значения:
Лицо, проверяющее финансовую деятельность компании на основе контракта и по специальным полномочиям государственных органов, наблюдающих за деятельностью компаний, — это …
24. Определите слово по толкованию его лексического значения:
Постоянный союз государств, сохраняющих независимое (суверенное) существование, объединяющихся с целью координации своей деятельности по некоторым вопросам – это…
25.Значение какого слова определено неверно:
1. Адресант – лицо, отправляющее письмо.
2. Аминь – заключительное слово христианских молитв, означающее «верно, воистину так».
3. Дезинформировать — сообщать искаженные, ложные сведения.
4. Импорт – вывоз товара из страны для продажи.
26. Значение какого слова определено неверно:
1. Свекровь – мать мужа.
2. Десерт – сладкие блюда, фрукты, подаваемые в конце обеда.
3. Обескуражить — лишить кого-то уверенности в себе.
4. Репутация — уважение к кому-либо или чему-либо со стороны людей.
27.Значение какого слова определено неверно:
1. Эксперт – научный работник.
2. Двойственный – противоречивый.
3. Новация – новшество.
4. Кортеж – торжественное шествие.
28. Значение какого слова определено неверно:
1. Денационализировать – выходить на демонстрацию.
2. Популярный – известный, признанный.
3. Пресс-секретарь – представитель власти по делам печати.
4. Приватизация – передача собственности в частные руки.
29. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу:
1. Любой (проступок, поступок) заслуживает осуждения.
2. (Вина, виновность) подсудимой не доказана.
3. В нашем городе (криминальная, криминогенная) обстановка
4. В доме много старинных вещей сохранилось, потому что мой
дедушка (бережливый, бережный) человек.
30. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу:
1. Все (дипломники, дипломанты) защитили выпускные работы успешно.
2. Судебный оратор делает судей как бы (участниками, соучастниками) поиска истины.
3. (Защитная, защитительная) речь адвоката произвела огромное впечатление на суд присяжных.
4. (Мандант, мандат) вручил мне документ, удостоверяющий все мои права.
31. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу:
1. Он привык работать без надрыва, (методично, методически), четко выполняя все (методический, методичный) рекомендации.
2. К нам приехала китайская делегация с (дружеским, дружественным) визитом.
3. Необходимо учитывать все (факты, факторы), определяющие развитие современной экономики.
4. Надо (тактически, тактично) намекнуть ему, что он должен принимать ответственные решения.
32. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу:
1. Меня потрясло (исполнительное, исполнительское) мастерство пианиста.
2. (Конъюнктура, конъектура) на рынке по продаже зерна сегодня неблагоприятна.
3. Она произвела (эффективное, эффектное) впечатление на окружающих.
4. Иванов нашел более (экономный, экономичный) способ хозяйствования в своем районе.
33. Выделите словосочетания с нарушением лексической сочетаемости. Исправьте ошибки:
1. Они твердо верили в неминуемую победу.
2. За свою жизнь он вкусил много несчастья.
3. Я поднимаю тост за своего друга.
4. Войдя в автобус, не забудьте оплатить за проезд.
34. Выделите словосочетания с нарушением лексической сочетаемости. Исправьте ошибки:
1. При увольнении с работы надо смело ставить свои требования к руководителю предприятия.
2. В спорте большое значение играет регулярная тренировка.
3. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
4. За успешную работу ему дали благодарность.
35. Выделите словосочетания с нарушением лексической сочетаемости. Исправьте ошибки:
1. Телевидение сегодня имеет большое влияние на молодежь.
2. При приеме на работу большую роль имеет диплом об окончании вуза.
3. Партизаны в период Великой Отечественной войны соблюдали крепкую конспирацию.
4. Вопрос снят из повестки дня.
36. Подберите противоположные по значению слова:
1) строгое (наказание) —
37. Подберите противоположные по значению слова:
38. Найдите предложения, в которых есть тавтология и избыточность слов. Исправьте ошибки:
1. После первого дебюта актриса стала получать предложения сниматься за границей.
2. Одна из самых действенных форм обучения и воспитания студентов — лекция.
3. Наставниками студентов являются крупные ученые, известные практики, талантливые педагоги.
4. Местные аборигены хорошо знают эти места.
39. Найдите предложения, в которых есть тавтология и избыточность слов. Исправьте ошибки:
1. Авторитет этого актера был велик.
2. Внутренний интерьер их квартиры вызвал недоумение.
3. Буря аплодисментов вознаградила актера.
4. Катя наш ведущий лидер.
40. Найдите предложения, в которых есть тавтология и избыточность слов. Исправьте ошибки:.
1. Главная суть этой книги в пятой главе.
2. С двух лет была отдана на воспитание бабушке.
3 В августе месяце мы отдыхаем.
4. Подсудимый стал пинать ногами потерпевшего.
41. Найдите предложения, в которых есть тавтология и избыточность слов. Исправьте ошибки:
1. Пешеходы составляют большую часть человечества.
2. У нас свободных вакансий нет.
3. Расскажи свою автобиографию.
4. С возрастом меня все больше тянет к Пушкину.
42. Найдите предложения, в которых есть ошибки в употреблении фразеологизмов.
1. Однажды он полез ко мне драться, а я со всех ног домой.
2. Его поведение приводит меня в ярость.
3. Ответчик свалил вину на больную голову.
4. Мой подзащитный всей душой и телом уважает законы.
43. Какая пара фразеологизмов не является антонимами:
1. Рукой подать, за тридевять земель.
2. Семи пядей во лбу, звёзд с неба не хватает.
3. Выеденного яйца не стоит, цены нет.
4. Раз-два и обчёлся, как с гуся вода.
44. Какой фразеологический оборот имеет значение «нет ничего, совершенно пусто»:
1. Хоть отбавляй.
2. Хоть глаз выколи.
3. Хоть шаром покати.
4. вольная птица
45. Какой фразеологический оборот имеет значение «самостоятельно, без чьей-либо помощи»:
1. Своими руками сделать.
2. Своя голова на плечах.
3. Смотреть сквозь пальцы.
4. Своими глазами увидеть.
46. Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям:
1. Как снег на голову. 1. Нависшая угрожающая опасность.
2. Брать быка за рога. 2. Начинать действовать энергично.
3. Курам на смех . 3. Неожиданно.
4. Дамоклов меч. 4. Крайне бессмысленно, глупо.
5. Бить баклуши. 5. Бездельничать.
47. Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям:
1. Семи пядей во лбу. 1. Ничего нет, пусто.
2. Хоть шаром покати. 2. Совершать необдуманные поступки.
3. Подлить масла в огонь. 3. Очень умный, мудрый, выдающийся.
4. Терять голову. 4. Обострять отношения, усугублять какие-либо чувства, настроения.
5. Попасть впросак. 5. Оказаться в неприятном, неловком положении из-за своей оплошности.
48. Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям:
1.Ни к селу ни к городу. 1. Очень много, в огромном количестве.
2.Яблоку негде упасть. 2. Совершенно некстати, не к месту.
3.Без году неделя. 3. Совершенно, очень сильно (похож).
4.Как две капли воды. 4. Совсем немного времени, недавно.
5. С глазу на глаз. 5. Наедине, без свидетелей.
источники:
http://infourok.ru/gotovimsya-k-ege-po-russkomu-yazyku-trenirovochnye-zadaniya-po-leksike-4377921.html
http://poisk-ru.ru/s3168t22.html