Русский язык,
вопрос задал animesnikplas,
4 года назад
Ответы на вопрос
Ответил rjd47bv2mq
1
1. У князя в сакле собралось много народу.
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Новые вопросы
Биология,
6 месяцев назад
Лабораторная работа «Изучение строения мышечных тканей». Классификация мышц тела человека Выбери верные утверждения о разнообразии мышц тела человека.  Верных ответов: 3 По форме мышцы могут…
Алгебра,
6 месяцев назад
Укажите пары параллельных прямых (отрезков) докажите равенство. Помогите пожалуйста…
История,
4 года назад
ПОМОГИТЕ СРОЧНО!!!!!!!! Какие факты о революции времён правления монтаньяров верны, а какие нет? 1 Большую роль в переходе власти к монтаньярам сыграло нежелание Жирондистов сотрудничать с…
Физика,
4 года назад
Есть две детали одинаковой массы. Одна из стали, другая из меди. Объем какой детали больше? *…
История,
6 лет назад
как проявилось возрождение в искусстве…
Математика,
6 лет назад
на праздник детям привезли 9 коробок печенья ,по 4 кг в каждой, и 8 коробок конфет,по 3 кг в каждой сколько всего кг печенья и конфет привезли на праздник?
Урок на тему:
«Систематизация сведений о видах сложного предложения.Пунктуация в них» 9 класс.».
9 класс
Учитель: Васильчук Е.А.
Тема урока: Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений
Цель урока |
Повторить, обобщить и систематизировать знания о сложном предложении, его структуре, смысловых отношениях, средствах грамматической связи между частями сложного предложения. |
Задачи урока 1) обучающая |
Отработка умения классифицировать сложные предложения. |
2) развивающая |
Развитие навыков определения типов СП, постановки знаков препинания, решения заданий . |
3) воспитывающая |
Воспитание доброго отношения к людям. |
Тип урока |
Урок комбинированный (систематизации и обобщения, контроля знаний, умений, навыков) |
Методы обучения |
Метод активизации познавательной деятельности, метод упражнений, метод индивидуализации, метод актуализации опорных знаний. |
Формы |
Классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная, групповая и коллективная форма организации работы, тестовые задания. |
Основные понятия и термины урока |
Сложное предложение, союзные и бессоюзные сложные предложения, средства связи СП. |
Оборудование, использование ИКТ источники информации |
Презентация «Сложное предложение», учебник «Русский язык» 9класс, раздаточный материал, мэнэдж мэт. |
Ход урока
I.Организационный момент.
( Подготовка учащихся к уроку. Учащиеся рассаживаются по 4 человека. Каждый стол пронумерован.
Приветствие учителя. Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное — доброе начало.
Тренинг (дети за каждым столом протягивают руку в центр стола)
«Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу».
II. Разминка
1. – Наш сегодняшний урок мы начнём не совсем обычно: с минутки для шутки. Объявляется конкурс дикторов. Только проходить он будет в шутливой форме. У вас на столах лежат карточки с заданиями.
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения. (КОНТИНИУС РАУНД РОБИН – структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга) Ответ:
Бабу –ягу одолел недУг: разболелся запломбирОванный зуб. Никакие срЕдства не помогали, но старушка знала рецепт одного снАдобья, которое уж точно должно было облегчИть её страдания. ЗнАхАрка взяла зубчАтый кУхонный нож, накрошила в кастрюлю свЁклы, щавелЯ и вяленой кАмбалЫ, добавила кедрОвых орешков и щепОть соли, налилА воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга принялА лекарство, и недУг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тЕфтЕлями вкусным слИвовым компотом и смотрела на заИндевЕвшие окна, вспоминая тёплые АвгустОвские вечера. (Слайд)
2. Умейте правильно «изречь», предложенную вам речь!
Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1.У князя в сакле собрались много народу.
2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.
3. Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет».
4.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.
5. В жаркий день принято бродить по теневым аллеям.
6.Она была очень эффективной женщиной.
Ответ:
Паронимы
(сходные по звучанию, но не совпадающие по значению слова)
-
Теневой – тенистый
-
Эффектный – эффективный
-
У: Ребята, оцените свою работу. («+», «?», «???»). Уч-ся работают с картой самооценки.
III. Повторение и систематизация материала.
-
Фронтальный опрос.
— Какие предложения называются простыми?
— Чем могут быть осложнены простые предложения?
— Какие знаки препинания могут встречаться в простых предложениях?
— На какие виды могут делиться предложения? (простые и сложные)
-Какова тема урока?( Уч-ся записывают тему в тетрадях).
— Какие цели, ребята, поставим на сегодняшнем уроке? (Уч-ся отвечают)
2. ) ТОКИН МЭТ
Сложные предложения
1 этап («мозговой штурм»):
А) Учитель задает тему для обсуждения и время для размышления.
Б) Ученики записывают максимальное количество слов или фраз по теме индивидуально и в тишине.
2 этап (создание связей и формулирование вопроса):
Команды переходят от стола к столу, чтобы проанализировать работы других команд с целью:
— установления взаимосвязей между данными ответами (соединяя идеи стрелками) или формулирования вопросов по теме
3 этап (формулирование выводов и обмен ответами):
А) Ученики, создавшие ТОКИН МЭТ, подводят итоги, отвечая на заданные вопросы и анализируя созданные связи.
Б) Команды презентуют свой ТОКИН МЭТ друг другу.
-
У: Ребята, оцените свою работу. («+», «?», «???»). Уч-ся работают с картой самооценки.
3) —А теперь, ребята, сделаем итог и по структуре ФИНКИН МЭПС составим карту-дерево (классифицирование)
“Восстановление слепой схемы” (РЕЛЛИ ТЭЙБЛ – структура , в которой два участника поочередно записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги)
Каждая группа показывает карту – дерево. (Показ эталона карты-дерева на слайде, уч-ся проверяют свои работы)
4) Карта – двойной шар (сравнение и сопоставление)
СПП
ССП
(уч-ся обсуждают в группах)
5) Работа с текстом (слайд)
(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.
(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.
(3)Инвалид принялся заправлять постели.
(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, — привык, видать, заниматься домашними делами.
(5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.
(6) — Мурочка! (7)Всё в порядке, — известил он даму и присел к столику.
(8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»
(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.
(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:
(11)- Ну, хорошо, хорошо! — (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.
(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку — не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.
(15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? — строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.
(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.
(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно. (По В. Астафьеву)
-Ребята, какое впечатление у вас осталось после прочтения текста?
-Какие отношения были между инвалидом и его женой?
-Была ли между ними любовь?
-Как вы понимаете смысл последнего предложения? Прокомментируйте свой ответ.
— Какие проблемы поднимает автор в данном тексте?
_-Ребята, выпишите из данного текста все виды сложных предложений, разберите их и составьте к ним схемы.
Ответы:1,14.17,18(СПП),10(ССП),13(БСП)
IV. Рефлексия
Над какой темой работали?
Какие задания вызвали затруднения?
Какие задания наиболее интересными?
Работа с листами самоконтроля. Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
1. Задания для умников и умниц!
Придумайте самостоятельно задание на тему «Сложные предложения» и проведите его на следующий урок с классом.
Карта самооценки
ФИ уч-ся_____________________________________
Задания |
Знаю хорошо |
Делаю ошибки |
Нужна помощь |
Разминка |
|||
ТОКИН МЭТ |
|||
ФИНКИН МЭПС(работа с картами_ |
|||
Работа с текстом, разбор предложений. |
(!) (?) (???)
-
Оцените себя по 5-балльной системе ___________
-
Впечатления от урока
ПРИЁМ «Анкетирование»
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
2. Умейте правильно «изречь», предложенную вам речь!
Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1.У князя в сакле собрались много народу.
2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.
3. Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет».
4.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.
5. В жаркий день принято бродить по теневым аллеям.
6.Она была очень эффективной женщиной.
__________________________________________________________________________
2. Умейте правильно «изречь», предложенную вам речь!
Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1.У князя в сакле собрались много народу.
2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.
3. Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет».
4.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.
5. В жаркий день принято бродить по теневым аллеям.
6.Она была очень эффективной женщиной.
_________________________________________________________________________
2. Умейте правильно «изречь», предложенную вам речь!
Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1.У князя в сакле собрались много народу.
2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.
3. Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет».
4.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.
5. В жаркий день принято бродить по теневым аллеям.
6.Она была очень эффективной женщиной.
Разминка
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.
_____________________________________________________________________________
Разминка
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.
_____________________________________________________________________________
Разминка
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Конспект открытого урока русского языка в
11 а кл. по теме: Сложное предложение. Подготовка к ЕГЭ.
Цель: систематизировать знания учащихся о
сложносочинённом предложении; повторить материал о строении СПП, развивать
навыки постановки знаков препинания в сложном предложении (ССП,
СПП).
Задачи: а) образовательные: — закрепить умения анализировать
текст, используя знания пунктуации и синтаксиса; — закрепить навыки работы с
тестовыми заданиями;- развивать навыки работы в группе; — совершенствовать
речь учащихся
б) развивающие:
— развивать умения применения теоретических знаний при выполнении практических
упражнений;
в) воспитывающие: воспитывать культуру умственного труда, умение работать в
группе.
Оборудование: учебник «Русский язык для 10 — 11
класса», распечатка дидактических материалов,
презентация.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Слово учителя. Подготовка к ЕГЭ – неотъемлемая часть
современного курса русского языка в 11 классе.
2.Речевая разминка. Исправьте
речевые ошибки в предложениях.
1.Ивану прочили карьеру дипломата. 2. Я
получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет». 3.Рабочие жаловались на
нетерпимые условия работы. 4. В жаркий день принято бродить по теневым
аллеям. 5.Она была очень эффективной женщиной.
Нестерпимый
— с трудом переносимый; очень сильный по степени проявления: нестерпимая боль; нестерпимая обида; нестерпимая жара;
нестерпимое горе.
Нетерпеливый —
испытывающий или выражающий нетерпение: нетерпеливый покупатель; нетерпеливое ожидание.
Нетерпимый —
1) такой, с которым нельзя мириться; недопустимый: нетерпимый поступок; нетерпимое поведение; нетерпимая выходка; нетерпимое обращение; 2) такой,
который отличается нетерпимостью: он человек ограниченный и
нетерпимый.
Индивидуальное задание:
выполнить синтаксический разбор предложения.
Неожиданно кончился
лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, внезапно ударила в глаза
росистая яркость лугов. ПРОВЕРКА
3. Работа по теме урока.
1) Теоретическая разминка. – Какие предложения называются сложными? —
На какие группы делятся сложные предложения? — Какие предложения называются ССП
?
На какие группы делятся ССП по союзам и
значению?
По союзам и значению ССП делятся на 3
группы
а) ССП с соединительными союзами и, да =
и, ни – ни, тоже, также. В них перечисляются явления, которые происходят
одновременно, или явления, которые следуют одно за другим);
б) ССП с разделительными союзами или
(иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли; в них указывается на
чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких);
в) ССП с противительными союзами а, но,
да = но, однако, зато, же.
В них одно явление противопоставляется
другому).
2) Задание:
определите, какое предложение ( — я) являет( ют) –ся
сложносочинённым. (слайд )
А. Сотников догнал его, и они вместе пошли
по склону. (В.Быков). + ССП
Б. Вода казалась светлее неба и уже не
кипела больше. (И.Куприн). (Предложение простое, с однородными сказуемыми, которые
соединены сочинительным союзом и, запятая не ставится).
В. На поле, где ровно посреди стояло
расщеплённое грозой дерево, тихо опускался вечер. (СПП)
Г. Снега уже нет, и улица, казалось,
открылась из края в край. + ССП
Д. За окном брезжил рассвет и кричали
петухи. (А.Н.Толстой). + ( ССП с общим второстепенным членом предложения).
Ответ: А. Г. Д.
Самостоятельная
работа. Задание: списать предложения, подчеркнуть
грамматические основы, расставить знаки препинания, выделить в предложениях
сочинительные союзы, определить значение союзов (соединительный,
разделительный, противительный и на что они указывают).
1.Заря сквозь лес зарозовела, и первый луч
упал в траву. (соедин., одно явление следует за другим).
2. Задание было лёгкое, зато времени мало.
(противительный, одно явление противопоставляется другому).
3. В очарованье русского пейзажа есть
подлинная радость, однако она открыта не для каждого. (Однако –
противительный союз)
4. То солнце тусклое блестит, то туча
чёрная висит. (То – то – разделительный союз, чередование явлений).
5. Было темно, но я всё – таки видел и
деревья, и воду, и людей. ( Но – противительный союз, значение
противопоставления).
6. Снег только что выпал, и болота ещё не
успели замёрзнуть по – настоящему. (Союз и – соединительный, одновременность
явлений).
Задание:
расставьте в предложениях знаки препинания (если они необходимы), составьте
схемы. (под диктовку на доске).
1.По ночам подмораживало и звёзды
усеивали тёмное небо. (ССП с общим второстепенным членом, обстоятельством,
запятая не ставится).
2. Будем лечиться или пусть живёт? В
состав ССП входят два вопросительных предложения.
3.Возможно, душевная слабость
ведёт к физической слабости и долголетний опыт меня в этом убедил. (По
Д.С.Лихачёву) простые предложения в составе
сложного имеют общее вводное слово
4. Когда выглянуло солнце, море
перестало штормить и все побежали купаться.
Вывод по теме. части
ССП разделяются запятыми. Запятая в ССП не ставится:
1)Если имеется общий второстепенный член
предложения; 2)если части сложного предложения представляют собой
вопросительные предложения; 3) общее придаточное предложение; 4) обособленный
второстепенный член (вводное слово).
2) Между частями СПП ставится тире, если
предложения указывают на мгновенные действия.
5) Сложноподчинённые предложения.
Работа по тексту.
Это
только потом, через годы, я стал понимать,
Как
казнят матерей безучастьем и чёрствостью дети.
Друг мой,
брат мой, товарищ мой, если зовёт тебя мать,
Рвись к
ней сердцем, спеши, мчись к ней в самой крылатой ракете.
С. Островой. «Мать».
1. Прочитайте текст внимательно. 2.
Прочитайте текст выразительно.
— Почему это текст? — Какова тема
отрывка? ( Тема отношения детей к матери, к родителям, звучит призыв..)
— В связи с этой темой какая поднимается
проблема? (Одиночество престарелых родителей, проблема сыновнего и дочернего
долга).
— Какова идея текста? (уделять должное
внимание родителям).
Задание: списать текст, расставить
знаки препинания. (Два ученика подчёркивают грамматические основы
предложений, чертят схемы, определяют типы придаточных, объясняют знаки
препинания). Проверка.
—
Определите, как построены части данного текста? ( Это сложные предложения.
СПП с одним придаточным).
6) — Расскажите, что вы
знаете о СПП предложениях. ( спп – это такие предложения, в которых простые
предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами; в СПП
выделяют главное и придаточное предложения, придаточное зависит от главного, и
в нём употребляется союз или союзное слово).
УПР.440.+ Готовимся к ЕГЭ.
7) Задание: в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы),
обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными
сочинительной связью.
1)В её классе все люди были просто
замечательными,(1) и потому я решил уточнить, (2) чем же знаменит именно этот
доселе неведомый мне Коржиков. Выяснилось вот что. Когда ни один человек в
школе не смог ответить, (3) как кричит кенгуру, (4) только отважный Коржиков не
растерялся, (5) и теперь вся школа умеет кричать, будто стадо перепуганных
кенгуру. (1,5)
2) Женщины погалдели, (1) потолкались
возле автолавки, (2) потом разошлись по домам, (3) а огорчённый продавец
принялся собирать разворошённые товары, (4) чтобы сесть за руль и
уехать. 3) Поезд уже замедлял ход перед Останкино, (1) и
Сашка слез с полки, (2) угостил рабочего табачком и, (3) наскоро попрощавшись,
(4) двинулся к выходу. (1)
Задание:
в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы),
обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью.
1)Теперь этого танкового кладбища нет. Оно
распахано и засеяно, (1) а железный лом войны давно поглотили мартены.
Заровняли и сгладили рытвины от мин и фугасов, (2) и только по холмам остались
братские могилы. Дядя Саша, (3) иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал,
(4) как трактористы стороной обводят плуги, (5) оставляют нетронутыми рыжие
плешины среди пашни. (4)
2) Моложавый, (1) с крупной серебристой
головой и выразительным, (2) энергичным лицом, (3) он, (4) войдя в комнату и
радушно улыбаясь, (5) здоровается общим полупоклоном, (6) представительный, (7)
почтенный и привычный к вниманию окружающих. Все уже знают, (8) что
Сергей Васильевич – писатель, (9) человек известный и уважаемый.
(8)
3)Ямщик повернулся к нам и, (1)
наклоняясь, (2) стал говорить что – то, (3) и помню, (4) что он
смеялся. (4)
Задание: укажите количество
грамматических основ в предложениях.
1. Я чувствовал, как подо мной
покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в
тяжёлых струях воды. (2)
2. Он был прирождённым рассказчиком, и
ветвистость его рассказов только подчёркивала подлинность самого древа жизни,
которое он описывал. (3).
3.Недалеко от деревни мы обнаружили
небольшое озерцо, у берегов которого плавали дикие утки. (2)
4. Солнце погасло, и вода у берегов стала
тяжёлой, кубовой. (2)
5. Было ещё очень рано, над водой стелился
туман, и не было никого на берегу.(3).
Вывод по уроку. Домашнее задание: УПР.440.+
Готовимся к ЕГЭ.
Презентация на тему: » Разминка Минутка для шутки Бабу –ягу одолел недУг: разболелся запломбирОванный зуб. Никакие срЕдства не помогали, но старушка знала рецепт одного снАдобья,» — Транскрипт:
1
Разминка Минутка для шутки Бабу –ягу одолел недУг: разболелся запломбирОванный зуб. Никакие срЕдства не помогали, но старушка знала рецепт одного снАдобья, которое уж точно должно было облегчИть её страдания. ЗнАхАрка взяла зубчАтый кУхонный нож, накрошила в кастрюлю свЁклы, щавелЯ и вяленой кАмбалЫ, добавила кедрОвых орешков и щепОть соли, налилА воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга принялА лекарство, и недУг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тЕфтЕлями вкусным слИвовым компотом и смотрела на заИндевЕвшие окна, вспоминая тёплые АвгустОвские вечера.
2
Умейте правильно «изречь», предложенную вам речь! Исправьте речевые ошибки в предложениях. Исправьте речевые ошибки в предложениях. 1.У князя в сакле собрались много народу. 2. Шекспира следует изучать в школе более глубже. 3. Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет». 4.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте. 5. В жаркий день принято бродить по теневым аллеям. 6.Она была очень эффективной женщиной.
3
Паронимы (сходные по звучанию, но не совпадающие по значению слова) Теневой – тенистый Теневой – тенистый Эффектный – эффективный Эффектный – эффективный
4
Теневой 1) находящийся в тени, менее освещённый. 1) находящийся в тени, менее освещённый. Теневая сторона дома заросла диким виноградом. Теневая сторона дома заросла диким виноградом. 2) неблагоприятный, отрицательный. (Переносное) 2) неблагоприятный, отрицательный. (Переносное) В этом деле есть свои теневые стороны. В этом деле есть свои теневые стороны.
5
Тенистый обильный тенью обильный тенью Мы зашли в тенистый старый сад. Мы зашли в тенистый старый сад.
6
Эффективный Дающий эффект, действенный. Дающий эффект, действенный. Этот лекарственный препарат самый эффективный. Этот лекарственный препарат самый эффективный.
7
Эффектный Производящий эффект (впечатление). Производящий эффект (впечатление). На ней был эффектный костюм. На ней был эффектный костюм.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Буинска Республики Татарстан
Урок на тему:
«Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений».
11 класс
Учитель: Юсупова
Алсу Расыховна
2017 г.
Тема урока: Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений
Цель урока |
Повторить, обобщить и систематизировать знания о сложном предложении, его структуре, смысловых отношениях, средствах грамматической связи между частями сложного предложения. |
Задачи урока 1) обучающая |
Отработка умения классифицировать сложные предложения. |
2) развивающая |
Развитие навыков определения типов СП, постановки знаков препинания, решения заданий 15,18 из ЕГЭ. |
3) воспитывающая |
Воспитание доброго отношения к людям. |
Тип урока |
Урок комбинированный (систематизации и обобщения, контроля знаний, умений, навыков) |
Методы обучения |
Метод активизации познавательной деятельности, метод упражнений, метод индивидуализации, метод актуализации опорных знаний. |
Формы |
Классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная, групповая и коллективная форма организации работы, тестовые задания. |
Основные понятия и термины урока |
Сложное предложение, союзные и бессоюзные сложные предложения, средства связи СП. |
Оборудование, использование ИКТ источники информации |
Мультимедийный проектор, презентация «Сложное предложение», учебник «Русский язык» (автор Н.Г. Гольцова), сборник для подготовки к ЕГЭ (автор И.П.Цыбулько), раздаточный материал, мэнэдж мэт. |
Обучающие структуры: КОНТИНИУС РАУНД РОБИН, РЕЛЛИ ТЭЙБЛ, ТОКИН МЭТ, ФИНКИН МЭПС (карта-дерево, карта -двойной шар)
Ход урока
I.Организационный момент.
( Подготовка учащихся к уроку. Учащиеся рассаживаются по 4 человека. Каждый стол пронумерован. На каждом столе лежит мэнэдж мэт.
Приветствие учителя. Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное — доброе начало.
Тренинг (дети за каждым столом протягивают руку в центр стола)
«Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу».
II. Разминка
1. – Наш сегодняшний урок мы начнём не совсем обычно: с минутки для шутки. Объявляется конкурс дикторов. Только проходить он будет в шутливой форме. У вас на столах лежат карточки с заданиями.
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения. (КОНТИНИУС РАУНД РОБИН – структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга) Ответ:
Бабу –ягу одолел недУг: разболелся запломбирОванный зуб. Никакие срЕдства не помогали, но старушка знала рецепт одного снАдобья, которое уж точно должно было облегчИть её страдания. ЗнАхАрка взяла зубчАтый кУхонный нож, накрошила в кастрюлю свЁклы, щавелЯ и вяленой кАмбалЫ, добавила кедрОвых орешков и щепОть соли, налилА воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга принялА лекарство, и недУг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тЕфтЕлями вкусным слИвовым компотом и смотрела на заИндевЕвшие окна, вспоминая тёплые АвгустОвские вечера. (Слайд)
2. Умейте правильно «изречь», предложенную вам речь!
Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1.У князя в сакле собрались много народу.
2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.
3. Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет».
4.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.
5. В жаркий день принято бродить по теневым аллеям.
6.Она была очень эффективной женщиной.
Ответ:
Паронимы
(сходные по звучанию, но не совпадающие по значению слова)
- Теневой – тенистый
- Эффектный – эффективный
- У: Ребята, оцените свою работу. («+», «?», «???»). Уч-ся работают с картой самооценки.
III. Повторение и систематизация материала.
- Фронтальный опрос.
— Какие предложения называются простыми?
— Чем могут быть осложнены простые предложения?
— Какие знаки препинания могут встречаться в простых предложениях?
— На какие виды могут делиться предложения? (простые и сложные)
-Какова тема урока?( Уч-ся записывают тему в тетрадях).
— Какие цели, ребята, поставим на сегодняшнем уроке? (Уч-ся отвечают)
2. ) ТОКИН МЭТ
1 этап («мозговой штурм»):
А) Учитель задает тему для обсуждения и время для размышления.
Б) Ученики записывают максимальное количество слов или фраз по теме индивидуально и в тишине.
2 этап (создание связей и формулирование вопроса):
Команды переходят от стола к столу, чтобы проанализировать работы других команд с целью:
— установления взаимосвязей между данными ответами (соединяя идеи стрелками) или формулирования вопросов по теме
3 этап (формулирование выводов и обмен ответами):
А) Ученики, создавшие ТОКИН МЭТ, подводят итоги, отвечая на заданные вопросы и анализируя созданные связи.
Б) Команды презентуют свой ТОКИН МЭТ друг другу.
- У: Ребята, оцените свою работу. («+», «?», «???»). Уч-ся работают с картой самооценки.
3) —А теперь, ребята, сделаем итог и по структуре ФИНКИН МЭПС составим карту-дерево (классифицирование)
“Восстановление слепой схемы” (РЕЛЛИ ТЭЙБЛ – структура , в которой два участника поочередно записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги)
Каждая группа показывает карту – дерево. (Показ эталона карты-дерева на слайде, уч-ся проверяют свои работы)
4) Карта – двойной шар (сравнение и сопоставление)
СПП
ССП
(уч-ся обсуждают в группах)
5) Работа с текстом (слайд)
(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.
(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.
(3)Инвалид принялся заправлять постели.
(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, — привык, видать, заниматься домашними делами.
(5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.
(6) — Мурочка! (7)Всё в порядке, — известил он даму и присел к столику.
(8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»
(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.
(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:
(11)- Ну, хорошо, хорошо! — (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.
(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку — не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.
(15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? — строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.
(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.
(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно. (По В. Астафьеву)
-Ребята, какое впечатление у вас осталось после прочтения текста?
-Какие отношения были между инвалидом и его женой?
-Была ли между ними любовь?
-Как вы понимаете смысл последнего предложения? Прокомментируйте свой ответ.
— Какие проблемы поднимает автор в данном тексте?
_-Ребята, выпишите из данного текста все виды сложных предложений, разберите их и составьте к ним схемы.
Ответы:1,14.17,18(СПП),10(ССП),13(БСП)
6) Работа с тестами ЕГЭ. Выполнение заданий 15,18(по сборнику И.П.Цыбулько)
IV. Рефлексия
Над какой темой работали?
Какие задания вызвали затруднения?
Какие задания наиболее интересными?
Работа с листами самоконтроля. Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
1. Напишите сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по тексту В.Астафьева, используя различные виды сложных предложений.
2. Задания для умников и умниц!
Придумайте самостоятельно задание на тему «Сложные предложения» и проведите его на следующий урок с классом.
Карта самооценки
ФИ уч-ся_____________________________________
Задания |
Знаю хорошо |
Делаю ошибки |
Нужна помощь |
Разминка |
|||
ТОКИН МЭТ |
|||
ФИНКИН МЭПС(работа с картами_ |
|||
Работа с текстом, разбор предложений. |
(!) (?) (???)
- Оцените себя по 5-балльной системе ___________
- Впечатления от урока
ПРИЁМ «Анкетирование»
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
2. Умейте правильно «изречь», предложенную вам речь!
Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1.У князя в сакле собрались много народу.
2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.
3. Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет».
4.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.
5. В жаркий день принято бродить по теневым аллеям.
6.Она была очень эффективной женщиной.
__________________________________________________________________________
2. Умейте правильно «изречь», предложенную вам речь!
Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1.У князя в сакле собрались много народу.
2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.
3. Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет».
4.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.
5. В жаркий день принято бродить по теневым аллеям.
6.Она была очень эффективной женщиной.
_________________________________________________________________________
2. Умейте правильно «изречь», предложенную вам речь!
Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1.У князя в сакле собрались много народу.
2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.
3. Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет».
4.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.
5. В жаркий день принято бродить по теневым аллеям.
6.Она была очень эффективной женщиной.
Разминка
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.
_____________________________________________________________________________
Разминка
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.
_____________________________________________________________________________
Разминка
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.