Языковые нормы отличаются найдите ошибку

Тест (специальный формат) для студента-практиканта, учителя-предметника для 11, 10 класса по ФГОС. Учебно-дидактические материалы по Русскому языку для 11, 10 класса по УМК любой.

Профильный конкурс на лучшую разработку теста по русскому языку

ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ». 10 КЛАСС.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

1. Внимательно прочитайте задания.

    К каждому заданию дано 5 вариантов ответов.

2. Из них правильными могут быть один или несколько вариантов,                            которые записываются соответствующей (-ими) буквой (-ами).

    Это ясно по формулировке задания.

3. Будьте внимательны! Ответы к заданиям № 6 и № 12 записываются

    в виде пар (например, 1 – Е и т. д.).

4. Ответы на вопросы заданий №7, №9, №17 должны дополнительно содержать      краткую запись в виде слова, словосочетания, предложения. 

Желаю удачи!

КОНТРОЛЬНО — ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Орфоэпические нормы

1. В словах какого ряда ударение падает на второй слог?

а) углубить, диспансер, прозорливый;

б) ходатайство, закупорить, оптовые;

в) отрочество, феномен, досуг;

г) столяр, шарфами, ободрить;

д) мозаичный, щавель, балованный.

2. В каком ряду ударение во всех словах поставлено верно?

а) договОр, красивЕйший, языковЫе (явления), закУпорить;

б) логИн, фОрзац, квартАл, бАнты; освЕдомиться;

в) тОрты, вероисповедАние, жалюзИ, включИм;

г) согнУтый, обеспЕчение, завИдно, каталОг;

д) звонЯт, мАстерски, апострОф, срЕдства.

Лексические нормы

3. В каком ряду паронимы употреблены правильно?

а) войти на вершину горы, глубинные процессы;

б) дипломатический ход, доверчивый тон;

в) терпимость к чужим поступкам, дипломатичный вопрос;

г) взойти в класс, грозовая туча;

д) эффектное средство, болотистая местность.

4. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ?

а) Начинающий писатель представил свой роман на суд зрителей.

б) Абитуриенты представили аттестаты и медицинские справки.

в) Она представила себе эти поля под осенним беспросветным дождём.

г) Русский язык – это сокровищница, которая представляет нам безграничные возможности.

д) Представьте ужас моего положения.

5. Укажите ряд, где нет нарушения лексических норм
а) неприятный инцидент, гуманные побуждения, купить экспрессо, кивнул головой;

б) весёлая шимпанзе, возвратиться назад, дополнительный бонус, достоин награды;

в) печальный опыт, мощно низвергаться, содружество муз, новый шлягер;

г) совместное сотрудничество, предварительная работа, молодая девушка, раннее утро

д) полный аншлаг; скоростной экспресс, личное мнение, в конечном итоге.

6. Установите значение слова (запишите соответствия парами)

1)Консолидация

А. Осуществление действий, порочащих чью-нибудь деятельность, репутацию с помощью документов, информации

2) Конфискация

Б. Сплочение для усиления деятельности

3)Компрометация

В. Моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве.

4) Коррупция

Г. Лицемерие, угодливое восхваление.

5) Конфронтация

Д. Изъятие имущества в пользу государства  по постановлению судебной власти

Е. Излишняя снисходительность, снижение требовательности

Ж. Противоборство, противопоставление, столкновение

 социальных систем, классовых интересов, убеждений 

Морфологические нормы

7. Укажите примеры  с ошибками в образовании формы слова.

    Запишите их в исправленном виде.

а) около пятиста девяносто фотографий;

б) салат из помидор и перца;

в) поезжайте в город;

г) к обоим соседкам;

д) пара килограмм конфет.

8. Укажите ряд, где нет  ошибок в образовании формы слова

а) пять  гектаров, наиболее интересно, пара чулок, наилучшее средство;

б) красивый тюль, известные профессора, в полутора метрах, тонна помидоров;

в) у пятерых подруг, красивые торты, самоклеящие обои, жалел о пятьсот рублях;

г) более мрачнее, по окончанию школы, последние договоры;

д) новым шампунем, не хватает двухсот грамм, нет мест, с обеих сторон.

9. Укажите вариант с ошибкой. Запишите слово правильно.

а) компроментировать; б) опустил; в) поскользнулся; г) разонравился; д) насмешка

Синтаксические нормы

10. Найдите ошибки в управлении

а) заведующий кабинета  б) вопреки ожиданиям в) сойти с места

г) оплатить за билет д) по приезде домой

11. Укажите предложения с ошибкой в управлении

а) В своих дневниках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

б) В посёлке интересовались и верили всему необычному.

в) По окончании доклада учёный ответил на вопросы.

г) Вчера у моего друга было день рождения.

д) Будем действовать согласно приказу.

12. Запишите соответствия парами, соблюдая нормы управления

1) отзыв

А. к книге

2) рецензия

Б. о книге

3) аннотация

В. книги

4) презентация

Г. по книге

5) сочинение

Д. на книгу

13. Укажите грамматически верное продолжение предложения.

Готовясь к устному выступлению,

а) потребуется личная убежденность оратора.

б) необходимо разобраться в существе вопроса.

в) у меня возникло свое видение проблемы.

г) стала понятна точка зрения оппонента.

д) тема должна быть продумана до мелочей.

14. Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы.

а) Навстречу колонне машин, везущих продовольствие, выехал милицейский патруль.

б) Все тридцать учеников, посещавших курсы, сдали экзамен на «пять».

в) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к  истине.

г) Окончив училище, я получил звание лейтенанта.

д) Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

15. Укажите предложение без грамматической ошибки.

а) Те, кто читали этот рассказ, убеждались в живом интересе автора к слову.

б) Никто из присутствующих даже не догадывались о заговоре.

в) Все, кто стоял в очереди, продолжал молчать.

г) Докладчик привел новые данные, которые частично уже были опубликованы.

д) На графиках показаны двадцать один этап соревнований.

16. Укажите предложение без нарушения синтаксической нормы.

а) Искусство не только обогащает человека эмоционально, но и заставляет его думать.

б) Мы увлекаемся и любим посещать выставки экспрессионистов.

в) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

г) С древности люди наблюдали и восхищались закатами солнца.

д) На выставке не только представлена живопись, но и скульптура.

Речевые нормы

17. В каких предложениях допущены стилистические ошибки? Отредактируйте эти предложения, выписав в лист ответов.

а) Наконец мы получили долгожданный приз по велогонке.

б) В состав совета вошли представители деловой, культурной, научной элиты.

в) На данный момент я в отпуске, собираюсь с семьёй на море.

г) Все вакансии сейчас уже закрыты.

д) В силу недостаточности освещения многие растения гибнут.​​​

                                        Критерии оценки работ

                                      «5» — 15 – 17 б. (88% и более)

                                      «4» — 12 – 14 б.  (70 – 87%)

                                       «3» —   9 – 11 б. (50 – 69 %)

                                       «2» —   0 – 8 б.   (менее 50%)

пояснительная записка
DOC / 55.5 Кб
языковая норма тест+
DOC / 72.5 Кб
Ответы
DOC / 24 Кб

10-11 класс. Контрольная работа «Современные нормы русского языка».

Орфоэпические нормы

1. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

а) углубить, диспансер, прозорливый; б) ходатайство, закупорить, оптовые;

в) отрочество, шарфами, черпать; г) столяр, феномен, ободрить; д) мозаичный, щавель, балованный.

2. В каком ряду ударение во всех словах поставлено верно?

а) создАвший, каталОг, начАв, тОрты, аэропортЫ;

б) созЫв, отзЫв (посла), добелА, оптОвый, тубдиспансЕр

в) укрАла, клАла, звонИт, прИняли, сливОвый (сок);

г) квартАл, мЕстностей, ободрИть, принУдить, нОвостей;

д) звонЯт, мАстерски, апострОф, срЕдства.

Лексические нормы

3. В каком ряду паронимы употреблены правильно?

а) болотный ил, лесистая гора;

б) гуманной помощи, слова признательности;

в) доклад информативным, дождевую воду;

г) каменная почва, жестокая боль;

д) с огромной выгодой, доверительный характер.

4. В каком предложении неверно употреблено выделенное слово?

а)Советская власть отказалась платить по долгам ЦАРСТВЕННОГО и Временного правительств.

б)Ленивые ученики любят УКЛОНЯТЬСЯ от работы, находя для этого множество оправданий.

в)Собака пропадала где-то несколько дней и вернулась домой грязная, худая, с ОБРЫВКОМ верёвки на шее.

г)Для получения коричневого цвета при окрашивании пряжи использовались натуральные КРАСЯЩИЕ вещества, добываемые из трав и коры деревьев.

д)Дети с интересом рассматривали собранные в музейной экспозиции якутские КОСТЯНЫЕ фигурки.

5. Укажите номера примеров с ОШИБКОЙ в образовании формы слова

1) троих велосипедистов, 2)поезжай быстрее, 3)более значительный,4) пара чулок, 5) решимый вопрос, 6) отказавшись ехать, 7) огородные чучела, 8) одинаковые почерка, 9)сделающий ошибку, 10)трехстам ученикам, 11) наиболее правильней, 12) их соседи, 13) гулять в саду, 14) ложите сюда, 15) с восьмьюстами пятьюдесятью двумя участниками, 16) воротник из кружевов

6. Установите значение слова (запишите соответствия парами) (например, 6И)

1)Паритет 2) Приоритет 3)Привилегия 4) Прерогатива 5) Преимущество 6)Право

А. Деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц

Б. Равенство взаимоотношений двух или более сторон по каким-либо параметрам.

В. Исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу.

Г. Качество, свойство, выгодно отличающее кого-либо, что-либо от других;

Д. Права и льготы, полученные субъектом общественных отношений в безраздельное пользование

Е. Система установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных правил общего характера

Ж. Понятие, показывающее важность, первенство.

Морфологические нормы

7. Укажите примеры  с ошибками в образовании формы слова.    Запишите их в исправленном виде.

а) около шестьсот пяти шаров;_______________________________________________________________________

б) салат из огурцов и перцов;_________________________________________________________________________

в) ехайте на вокзал;__________________________________________________________________________________

г) о четверых старушках;_____________________________________________________________________________

д) много джинс__________.___________________________________________________________________________

8. Укажите ряд, где нет  ошибок в образовании формы слова

а) опытные тренеры, по обоим сторонам, звучит не менее громко, поезжайте вперед, нет туфель

б) идя по бульвару, приведший к успеху, несколько джинсов, бежит намного быстрее, на двухсот третьем километре

в) столы для кухонь, забрать из ясель. лазит по заборам, напоив чаем, более полутораста подписчиков

г) четырьмястами рублями, клади аккуратно, крепчайшее рукопожатие, двое очков, несколько кеглей

д) зажжётся огонь, разные возрасты, в двух тысячи шестой раз, несколько солдат, быть выше всех

9. Укажите вариант с ошибкой. Запишите слово правильно.

а) обгрызанная корка; б) в аэропорту; в) постригся; г) недра; д) лягте

Синтаксические нормы

10. Найдите ошибки в управлении, запишите исправленный вариант

а) загадали загадку  б) по прибытию поезда в) согласно приказа г) надеть шапку д) несмотря на дождь

11. Укажите предложения с ошибкой в управлении

а) Руководитель предприятием должен контролировать соблюдение правил по технике безопасности.

б) В случае нарушения данной инструкции учащийся допускается к занятиям только с письменного разрешения завуча.

в) Нужно улучшать технологии переработки отходов с этих фабрик .

г) Прошу принять меня на работу в должности юрисконсульта.

д) Согласно приказа директора школа переходит на дистанционную форму обучения

12. Запишите соответствия парами, соблюдая нормы управления

1) отзыв 2) рецензия 3) аннотация 4) презентация 5) сочинение

А. к книге Б. о книге В. книги Г. по книге Д. на книгу

13. Укажите грамматически верное продолжение предложения. Играя в шахматы,

а) у меня заболела голова. в) мы развиваем логическое мышление.

б) незаметно пролетел вечер. г) воспитывается воля и наблюдательность.

14. Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы.

а) Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом.

б) Эти слова заключают в себе всю силу памяти и как мы от неё зависим.

в) Человеческую жизнь можно сравнить с ручейком, берущим начало своё в недрах земли.

г) Мать очень беспокоилась о сыне, уехавшем в экспедицию.

д) Народ, ущемленный в правах, живет сейчас очень бедно.

15. Укажите предложение без грамматической ошибки.

а) Моя подруга была согласна о том, что надо готовиться к экзамену.

б) Провожающие шли с сумками и печальными лицами.

в) Современная молодежь в качестве кумиров выбирают людей обеспеченных, известных.

г) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

д) Добро и любовь заложены в глубине души человека.

16. Укажите предложение без нарушения синтаксической нормы.

а) Однажды, благодаря тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека.

б) Все, кто видел море, не забывает его.

в) Я ещё не решил, буду ли поступать в этом году в университет.

г) О своём отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке » Постскриптум».

д) Он многое пересмотрел в своей жизни по приезде домой..

Речевые нормы

17. В каких предложениях допущены стилистические ошибки? Отредактируйте эти предложения, записав в лист ответов.

а

Критерии оценки работ

«5» — 21 – 18 б. (88% и более)

«4» — 17 – 15 б.  (70 – 87%)

«3» -14– 11 б. (50 – 69 %)

«2» — 10 – 0 б.   (менее 50%)

) В сочинении были хорошо описаны окрестности школы.

б) Он облокотился на стол

в) Для предотвращения катастрофы мы приняли все зависящие от нас меры

г) Рост населения в стране зависит от концепции планирования.

д) Девушка стала вглядываться к подозрительным теням

18. Отредактируйте  предложения, записав правильный вариант .

а) Печорин позитивно оценил лук княжны.

б) Освобождать попавшего под напряжение человека можно только с помощью специальных средств, рассчитанных на него.

в) Наконец-то влюбленные соединились воедино

г) Короче, пошли отсюда. Лекция типа закончилась.

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ

вариант 2

1. Б

2. Б

3. В

4. Г

5. В

6.

1 – Б

2 – Д

3 – А

4 – В

5 – Ж

7. А (около пятисот девяноста

фотографий)

Б (салат из помидоров и перца)

Г (к обеим соседкам)

Д (пара килограммов конфет)

8. Б

9. А (компрометировать)

10. А, Г

11. А, Б, Г

12.

1 – Б

2 – Д

3 – А

4 – В

5 – Г

13. Б

14. В

15. Г

16. А

17. В (Сейчас я в отпуске…),

Д (Из-за плохого освещения…)

18.

1. Единообразные, закрепленные в речевой практике образованных людей правила произношения, образования и употребления слов, использования грамматических и стилистических средств, т.е. правила образцового использования единиц языка в речи:
а) нормы литературного языка +
б) виды литературного языка
в) методы литературного языка

2. Один из основных признаков норм литературного языка:
а) неустойчивость
б) общеобязательность +
в) необязательность

3. Один из основных признаков норм литературного языка:
а) общедоступность
б) несоответствие возможностям языковой системы
в) общеупотребительность +

4. Один из основных признаков норм литературного языка:
а) распространенность +
б) нераспространенность
в) несоответствие возможностям языковой системы

5. Один из основных признаков норм литературного языка:
а) шаткость
б) нестабильность
в) стабильность +

6. Один из основных признаков норм литературного языка:
а) неустойчивость
б) устойчивость +
в) изменчивость

7. По языковому статусу нормы бывают:
а) заявленный
б) письменные
в) языковые +

8. По языковому статусу нормы бывают:
а) текстовые +
б) второстепенный
в) спонтанные

9. По языковому статусу нормы бывают:
а) заимствованные
б) основные
в) коммуникативные +

10. По степени строгости нормы делятся с учетом допустимости вариантов на:
а) интерактивные
б) императивные +
в) позитивные

11. По степени строгости нормы делятся с учетом допустимости вариантов на:
а) диспозитивные +
б) негативные
в) диспозиционные

12. По сфере употребления норма может быть:
а) общедоступной
б) общеупотребительной +
в) самоупотребительной

13. По сфере употребления норма может быть:
а) ограниченной по сфере употребления +
б) неограниченной по сфере употребления
в) заимствованной

14. По временному признаку норма делится на:
а) «среднюю»
б) «большую»
в) «старшую» +

15. По временному признаку норма делится на
а) «младшую» +
б) «меньшую»
в) «среднюю»

16. Вариант языкового употребления, изначально являющийся нормативным:
а) «средняя» норма
б) «старшая» норма» +
в) «младшая» норма

17. Вариант, признанный нормативным наряду с существующим (первоначальным) вариантом языкового употребления:
а) «старшая» норма»
б) «средняя» норма
в) «младшая» норма +

18. Медленное развитие языковой нормы обеспечивает ее:
а) нестабильность
б) стабильность +
в) четкость

19. Процесс фиксации нормы называется:
а) ограничение
б) установление
в) кодификацией +

20. Нормы, допускающие использование вариантов употребления языковых единиц:
а) архаичные нормы
б) диспозитивные нормы +
в) императивные нормы

21. В каком слове ударение падает на предпоследний слог:
а) подкралась +
б) заперлась
в) началась

22. В каком слове ударение падает на последний слог:
а) принял
б) положить +
в) каракуль

23. В каком слове ударение падает на первый слог:
а) цемент
б) не была
в) не был +

24. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, испытывающий ненависть к людям»:
а) максималист
б) мизантроп +
в) меланхолик

25. Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»:
а) фразеологизм
б) архаизм
в) неологизм +

26. Регулируют правила создания текстов разных стилей и жанров:
а) коммуникативные нормы
б) текстовые нормы +
в) языковые нормы

27. Регулируют правила использования языковых единиц разных уровней:
а) языковые нормы +
б) текстовые нормы
в) коммуникативные нормы

28. Регулируют речевое взаимодействие людей в рамках речевой ситуации:
а) языковые нормы
б) текстовые нормы
в) коммуникативные нормы +

29. В зависимости от аспекта нормирования языкового употребления выделяются разные:
а) типы норм +
б) методы норм
в) фазы норм

30. Литературные нормы поддерживаются речевой практикой и отражают закономерные процессы, происходящие в:
а) мире
б) языке +
в) стране

Модуль
4 . Специальный раздел

Понятие
нормы

Языковые
нормы

(нормы литературного языка, литературные
нормы) — это правила использования
языковых средств в определенный период
развития литературного языка, т.е.
правила произношения, правописания,
словоупотребления, грамматики. Норма
— это образец единообразного, общепризнанного
употребления элементов языка (слов,
словосочетаний, предложений).

  • Языковое
    явление считается нормативным, если
    оно характеризуется такими признаками,
    как:

    • соответствие
      структуре языка;

    • массовая
      и регулярная воспроизводимость в
      процессе речевой деятельности
      большинства говорящих;

    • общественное
      одобрение и признание.

Языковые
нормы не придуманы филологами, они
отражают определенный этап в развитии
литературного языка всего народа. Нормы
языка нельзя ввести или отменить указом,
их невозможно реформировать административным
путем. Деятельность ученых-языковедов,
изучающих нормы языка, заключается в
другом — они выявляют, описывают и
кодифицируют языковые нормы, а также
разъясняют и пропагандируют их.

  • К
    основным источникам языковой нормы
    относятся:

    • произведения
      писателей-классиков;

    • произведения
      современных писателей, продолжающих
      классические традиции;

    • публикации
      средств массовой информации;

    • общепринятое
      современное употребление;

    • данные
      лингвистических исследований.

  • Характерными
    чертами языковых норм являются:

    • относительная
      устойчивость;

    • распространенность;

    • общеупотребительность;

    • общеобязательность;

    • соответствие
      употреблению, обычаю и возможностям
      языковой системы.

Нормы
помогают литературному языку сохранять
свою целостность и общепонятность. Они
защищают литературный язык от потока
диалектной речи, социальных и
профессиональных жаргонов,просторечия. Это
позволяет литературному языку выполнять
одну из важнейших функций —
культурную.
     Речевой
нормой называется совокупность наиболее
устойчивых традиционных реализаций
языковой системы, отобранных и закрепленных
в процессе общественной
коммуникации.Нормированность
речи

— это ее соответствие литературно-языковому
идеалу. Указанное свойство нормы было
отмечено профессором А.М. Пешковским,
который писал: «Существование языкового
и д е а л а   у говорящих, — вот главная
отличительная черта литературного
наречия с самого первого момента его
возникновения, черта, в значительной
мере   с о з д а ю щ а я   самое
это наречие и поддерживающая его во все
время его существования»

     Профессор
С.И. Ожегов подчеркивал социальную
сторону понятия нормы, складывающейся
из отбора языковых элементов наличных,
образуемых вновь и извлекаемых из
пассивного запаса. С.И. Ожегов обращал
внимание на то, что нормы поддерживаются
общественно-речевой практикой
(художественной литературой, сценической
речью, радиовещанием). В 60-80-е гг. ХХ в.
литературные произведения и радиопередачи
действительно могли служить образцом
нормативного употребления. На сегодняшний
день ситуация изменилась. Не всякое
литературное произведение и не всякая
передача по радио и телевидению могут
служить в качестве образца нормативного
употребления языка. Сфера строгого
следования нормам языка значительно
сузилась, лишь некоторые передачи и
периодические издания могут быть
использованы как примеры
литературно-нормированной
речи.
     Профессор Б.Н.
Головин определял норму как функциональное
свойство знаков языка: «Норма — это
свойство функционирующей структуры
языка, создаваемое применяющим его
коллективом благодаря постоянно
действующей потребности в лучшем
взаимном понимании» (Головин
Б.Н.

Основы культуры речи. М.: 1980 // Цит. по:
Соколова
В.В.

Культура речи и культура общения. М.:
Просвещение, 1995. С. 47).

Динамичность
развития языка и изменчивость норм

«Языковая
система, находясь в постоянном
использовании, создается и видоизменяется
коллективными усилиями тех, кто ее
пользуется… Новое в речевом опыте, не
вписывающееся в рамки системы языка,
но работающее, функционально целесообразное,
ведет к перестройке в нем, а каждое
очередное состояние языковой системы
служит основанием для сравнения при
последующей переработке речевого опыта.
Таким образом, язык в процессе речевого
функционирования развивается, изменяется,
и на каждом этапе этого развития языковая
система с неизбежностью содержит в себе
элементы, которые не завершили процесс
изменения. Поэтому различные колебания,
варианты неизбежны в любом языке»

     Постоянное развитие
языка ведет к изменению литературных
норм. То, что было нормой в прошлом
столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня
может стать отклонением от нее. Так,
например, в соответствии с «Толковым
словарем русского языка» (1935-1940) слова
закусочная,
игрушечный, булочная, будничный, нарочно,
порядочно, сливочный, яблочный, яичница

произносились со звуками [шн]. По данным
«Орфоэпического словаря русского
языка» (1983) такое произношение в
качестве единственной (строго обязательной)
нормы сохранилось только в словах
нарочно,
яичница
.
В словах булочная,
порядочно

наряду с традиционным произношением
[шн] признано допустимым новое произношение
[чн]. В словах будничный,
яблочный

новое произношение рекомендуется в
качестве основного варианта, а старое
допускается в качестве возможного
варианта. В слове сливочный
произношение [шн] признается хотя и
допустимым, но устаревшим вариантом, а
в словах закусочная,
игрушечный

новое произношение [чн] стало единственно
возможным нормативным вариантом.

  • На
    этом примере хорошо видно, что в истории
    литературного языка возможны:

    • сохранение
      старой нормы;

    • конкуренция
      двух вариантов, при которой словари
      рекомендуют традиционный вариант;

    • конкуренция
      вариантов, при которой словари
      рекомендуют новый вариант;

    • утверждение
      нового варианта в качестве единственно
      нормативного.

В
истории языка изменяются не только
орфоэпические, но и все другие
нормы.
     Примером
изменения лексической нормы могут
служить слова дипломант
и абитуриент.
     В
30-40-е гг. ХХ в. слово дипломант
обозначало студента, выполняющего
дипломную работу, а слово дипломник
было разговорным (стилистическим)
вариантом слова дипломант. В литературной
норме 50-60-х гг. произошло разграничение
в употреблении этих слов: словом дипломник
стали называть студента в период
подготовки и защиты дипломной работы
(оно утратило стилистическую окраску
разговорного слова), а слово дипломант
стало употребляться для наименования
победителей конкурсов, смотров,
соревнований, отмеченных дипломом
победителя.
     Слово
абитуриент
в 30-40-е гг. ХХ в. употреблялось как
обозначение тех, кто оканчивал среднюю
школу, и тех, кто поступал в вуз, так как
оба эти понятия во многих случаях
относятся к одному и тому же лицу. В 50-е
гг. ХХ в. за оканчивающими среднюю школу
закрепилось слово выпускник,
а слово абитуриент
в этом значении вышло из
употребления.
     Изменяются
в языке и грамматические нормы. В
литературе XIX в. и разговорной речи того
времени употреблялись слова георгина,
зала, рояля

— это были слова женского рода. В
современном русском языке нормой
является употребление этих слов как
слов мужского рода — георгин,
зал, рояль
.
     Примером
изменения стилистических норм является
вхождение в литературный язык диалектных
и просторечных слов, например забияка,
нытик, подоплека, свистопляска, шумиха
.
Как пишет профессор Ю.А. Бельчиков, «для
русского литературного языка характерно
интенсивное взаимодействие с просторечием
(постоянное пополнение главным образом
лексики и фразеологии, выразительных,
синонимических средств)… Известная
часть заимствований из народно-разговорного
языка органически включается в
лексико-фразеологический состав
литературной речи, в его стилистическую
структуру, становясь достоянием не
только разговорной, но и книжной речи»

     Каждое новое поколение
опирается на уже существующие тексты,
устойчивые обороты речи, способы
оформления мысли. Из языка этих текстов
оно выбирает наиболее подходящие слова
и обороты речи, берет из выработанного
предшествующими поколениями актуальное
для себя, привнося свое, чтобы выразить
новые идеи, представления, новое видение
мира. Естественно, новые поколения
отказываются от того, что кажется
архаичным, не созвучным новой манере
формулировать мысль, передавать свои
чувства, отношение к людям и событиям.
Иногда они возвращаются к архаичным
формам, придавая им новое содержание,
новые ракурсы осмысления

     В
каждую историческую эпоху норма
представляет собой сложное явление и
существует в довольно непростых условиях.
Об этом писал еще в 1909 г. В.И. Чернышев:
«В языке всякой определенной эпохи
для ее современников много неясного:
слагающегося, но не сложившегося,
вымирающего, но не вымершего, входящего
вновь, но не утвердившегося»

Типы
норм

  • В
    литературном языке различают следующие
    типы норм:

    • 1)
      нормы письменной и устной форм речи;

    • 2)
      нормы письменной речи;

    • 3)
      нормы устной речи.

  1. К
    нормам, общим для устной и письменной
    речи, относятся:

  • лексические
    нормы;

  • грамматические
    нормы;

  • стилистические
    нормы.

  • Специальными
    нормами письменной речи являются:

    • нормы
      орфографии;

    • нормы
      пунктуации.

  • Только
    к устной речи применимы:

    • нормы
      произношения;

    • нормы
      ударения;

    • интонационные
      нормы.

    Нормы,
    общие для устной и письменной речи,
    касаются языкового содержания и
    построения текстов. Лексические нормы,
    или нормы словоупотребления, — это нормы,
    определяющие правильность выбора слова
    из ряда единиц, близких ему по значению
    или по форме, а также употребление его
    в тех значениях, которые оно имеет в
    литературном языке.
         Лексические
    нормы

    отражаются в толковых словарях, словарях
    иностранных слов, терминологических
    словарях и справочниках.
         Соблюдение
    лексических норм — важнейшее условие
    точности речии ееправильности.

    • Их
      нарушение приводит к лексическим
      ошибкам разного типа (примеры ошибок
      из сочинений абитуриентов):

      • неправильный
        выбор слова из ряда единиц, в том числе
        смешение паронимов,
        неточный выборсинонима,
        неправильный выбор единицысемантического
        поля(костяной тип мышления,
        проанализировать жизнедеятельность
        писателей, николаевская агрессия,
        Россия переживала в те годы много
        казусов во внутренней
        и внешней политике)
        ;

      • нарушение
        норм лексической сочетаемости (стадо
        зайцев, под гнетом гуманности, тайный
        занавес, закоренелые устои, прошел все
        стадии развития человека)
        ;

      • противоречие
        между замыслом говорящего и
        эмоционально-оценочными коннотациямислова (Пушкин правильно выбрал дорогу
        жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые
        следы; Он внес непосильный вклад в
        развитие России);

      • употребление
        анахронизмов(Ломоносов поступил в институт,
        Раскольников учился в вузе);

      • смешение
        лингвокультурологических
        реалий(Ломоносов жил за сотни миль
        от столицы);

      • неверное
        употребление фразеологических оборотов
        (Молодость била из него ключом; Надо
        вывести его на свежую воду).

    Грамматические
    нормы

    делятся на словообразовательные,
    морфологические и синтаксические.
    Грамматические нормы описаны в «Русской
    грамматике» (М., 1980, т. 1-2), подготовленной
    Академией наук, в учебниках русского
    языка и грамматических
    справочниках.
         Словообразовательные
    нормы

    определяют порядок соединения частей
    слова, образования новых
    слов.     Словообразовательной
    ошибкой является употребление
    несуществующих производных слов вместо
    существующих производных
    словс другихаффиксом,
    например: описывание характера,
    продажничество, беспросвет, произведения
    писателя отличаются глубизной и
    правдивостью.
         Морфологические
    нормы требуют правильного образованияграмматических формслов разныхчастей речи(форм рода, числа, кратких форм и степеней
    сравнения прилагательных и др.). Типичным
    нарушением морфологических норм является
    употребление слова в несуществующей
    или несоответствующейконтекстусловоизменительной форме (проанализированный
    образ, царящиеся порядки, победа над
    фашизмами, назвал Плюшкина прорехом).
    Иногда можно услышать такиесловосочетания:
    железнодорожная рельса, импортная
    шампунь, заказной бандероль, лакированный
    туфель. В этих словосочетаниях допущена
    морфологическая ошибка — неправильно
    оформлен род имен существительных.
         Синтаксические
    нормы предписывают правильное построение
    основных синтаксических единиц —
    словосочетаний и предложений. Эти нормы
    включают правиласогласованияслов и синтаксическогоуправления,
    соотнесения частей предложения друг с
    другом с помощью грамматических форм
    слов с той целью, чтобы предложение было
    грамотным и осмысленным высказыванием.
    Нарушение синтаксических норм имеется
    в следующих примерах: читая ее, возникает
    вопрос; Поэме характерен синтез
    лирического и эпического начал; Выйдя
    замуж за его брата, никто из детей не
    родился живым.
         Стилистические
    нормы определяют употребление языковых
    средств в соответствии с законамижанра,
    особенностями функциональногостиляи — шире — с целью и условиями
    общения.
         Немотивированное
    употребление в тексте слов другойстилистической окраскивызывает стилистические ошибки.
    Стилистические нормы зафиксированы в
    толковых словарях в качестве специальных
    помет, комментируются в учебниках по
    стилистике русского языка и культуре
    речи.
         Стилистические
    ошибки состоят в нарушении стилистических
    норм, включении в текст единиц, не
    соответствующих стилю и жанру текста.

    • Наиболее
      типичными стилистическими ошибками
      являются:

      • стилистическая
        неуместность (зацикливается,
        царский беспредел, пофигист, любовный
        конфликт обрисован во всей красе

        — в тексте сочинения, в деловом документе,
        в аналитической статье);

      • употребление
        громоздких, неудачных метафор(Пушкин и Лермонтов — два луча света в
        темном царстве; Этим цветам — посланникам
        природы — неведомо, что за буйное сердце
        бьется в груди под каменными плитами;
        Имел ли он право отрезать эту ниточку
        жизни, которую не сам подвесил?)
        ;

      • лексическая
        недостаточность (Меня
        до глубины волнует этот вопрос)
        ;

      • лексическая
        избыточность (Он
        их будит, чтобы они проснулись; Надо
        обратиться к периоду их жизни, то есть
        тому периоду времени, когда они жили;
        Пушкин — поэт с большой буквы этого
        слова)
        ;

      • двусмысленность
        (Во
        время того, как Обломов спал, многие
        готовились к его пробуждению; Единственное
        развлечение Обломова — Захар; Есенин,
        сохраняя традиции, но как-то не так
        любит прекрасный женский пол; Все
        действия и отношения между Ольгой и
        Обломовым были неполными)
        .

    Нормы
    орфографии

    — это правила обозначения слов на письме.
    Они включают правила обозначения звуков
    буквами, правила слитного, дефисного и
    раздельного написания слов, правила
    употребления прописных (заглавных) букв
    и графических сокращений.
         Нормы
    пунктуации

    определяют употребление знаков
    препинания.

    • Средства
      пунктуации имеют следующие функции:

      • отграничение
        в письменном тексте одной синтаксической
        структуры (или ее элемента) от другой;

      • фиксация
        в тексте левой и правой границ
        синтаксической структуры или ее
        элемента;

      • объединение
        в тексте нескольких синтаксических
        структур в одно целое.

    Нормы
    орфографии и пунктуации закреплены в
    «Правилах русской орфографии и
    пунктуации» (М., 1956), единственном
    наиболее полном и официально утвержденном
    своде правил правописания. На основе
    указанных правил составлены различные
    справочники по орфографии и пунктуации,
    наиболее авторитетными среди которых
    считается «Справочник по орфографии
    и пунктуации» Д.Э. Розенталя, неоднократно
    переиздававшийся, в отличие от самого
    официального свода правил, изданного
    дважды — в 1956 и 1962 гг.

         Орфоэпические
    нормы

    включают нормы произношения, ударения
    и интонации. Соблюдение
    орфоэпических норм является важной
    частью культуры речи, т.к. их нарушение
    создает у слушателей неприятное
    впечатление о речи и самом говорящем,
    отвлекает от восприятия содержания
    речи. Орфоэпические нормы зафиксированы
    в орфоэпических словарях русского языка
    и словарях ударений. Интонационные
    нормы описаны в «Русской грамматике»
    (М., 1980) и учебниках русского языка.

    Типы
    нормативных словарей и принципы работы
    с ними

    Толковый
    словарь.

    Наиболее полные сведения о слове дает
    толковый словарь. Современным нормативным
    толковым словарем является «толковый
    словарь русского языка» С.И. Ожегова
    и Н.Ю. Шведовой. Он служит руководством
    к правильному употреблению слов,
    правильному образованию слов, правильному
    произношению и написанию. Из всего
    многообразия лексики современного
    русского языка в этот словарь отобран
    основной ее состав. В соответствии с
    задачами словаря в него не включались:
    специальные слова и значения, имеющие
    узкопрофессиональное употребление;
    диалектные слова и значения, если они
    не используются достаточно широко в
    литературном языке; просторечные слова
    и значения с ярко выраженной грубой
    окраской; устаревшие слова и значения,
    вышедшие из активного употребления;
    собственные имена.
         С
    целью сокращения объема словаря некоторые
    разряды производных слов помещаются
    под основным словом в его гнезде.
         В
    затруднительных случаях, чтобы облегчить
    отыскание слова, находящегося в гнезде,
    в общий алфавит включены ссылочные
    слова.
         В словаре
    раскрывается значение слова в кратком
    определении, достаточном для понимания
    самого слова и его употребления.
         В
    словаре дается характеристика употребления
    слова: книжное, высокое, официальное,
    разговорное, просторечное, областное,
    презрительное, специальное.
         После
    толкования значения слова в необходимых
    случаях даются примеры, иллюстрирующие
    его употребление в речи. Примеры помогают
    точнее понять значение слова и способы
    его применения. В качестве примеров
    даются короткие фразы, наиболее
    употребительные сочетания слов, а также
    пословицы, поговорочные, обиходные и
    образные выражения, показывающие
    употребление данного слова.
         После
    толкования и примеров даются
    фразеологические обороты, в которые
    входит данное слово.
         Вот
    пример словарной статьи из этого
    словаря:
         ВИЛКА,
    -и, ж.
    1.
    Принадлежность столового прибора с
    острыми зубьями на длинной ручке. 2.
    Название различных устройств,
    приспособлений с деталью в виде зубьев,
    выступов. Штепсельная
    в.

    3.
    Такое положение при стрельбе, когда
    один снаряд падает ближе, а другой дальше
    цели (спец.) Взять
    батарею в вилку. ¦ прил.

    вилочный,
    -ая, -ое.
         После утверждения
    «Правил орфографии и пунктуации»
    1956 г. в том же году был издан нормативный
    «Орфографический словарь русского
    языка» под редакцией С.И. Ожегова и
    А.Б. Шапиро, содержащий 110 тысяч слов,
    расположенных строго в алфавитном
    порядке.

    • В
      этом словаре указано нормативное
      ударение, даны грамматические формы
      слова, вызывающие затруднение, например:

      • взгорочек,
        -чка

      • взгорье,

      • взгревать,
        -аю, -аешь

    В
    конце словаря в качестве приложения
    даны правила орфографии.
         Орфоэпический
    словарь

    фиксирует нормы произношения и ударения.
    Первый такой словарь вышел в свет в 1959
    г.: это «Русское литературное
    произношение и ударение. Словарь-справочник»
    под редакцией Р.И. Аванесова и С.И.
    Ожегова, содержит 52 000 слов. Результатом
    его коренной переработки стал
    «Орфоэпический словарь русского
    языка. Произношение, ударение,
    грамматические формы» под редакцией
    Р.И. Аванесова (1983), включающий в себя 63
    500 слов и отражающий изменения орфоэпических
    норм за последние десятилетия.

    • В
      этот словарь преимущественно включаются
      слова:

      • произношение
        которых не может быть однозначно
        установлено на основании их письменного
        облика;

      • имеющие
        подвижное ударение в грамматических
        формах;

      • образующие
        некоторые грамматические формы
        нестандартными способами;

      • слова,
        испытывающие колебание ударения во
        всей системе форм или в отдельных
        формах.

    Словарь
    вводит шкалу нормативности: некоторые
    варианты рассматриваются как равноправные,
    в других случаях один из вариантов
    признается основным, а другой допустимым.
    В словаре также даются пометы, указывающие
    на вариант произношения слова в
    поэтической и профессиональной речи.

    • В
      произносительных пометах отражаются
      следующие основные явления:

      • смягчение
        согласных, т.е. мягкое произношение
        согласных под влиянием последующих
        мягких согласных, например: рецензия,
        -и [ньзь];

      • изменения,
        происходящие в группах согласных,
        например произношение стн
        как [сн] (местный);

      • возможное
        произношение одного согласного звука
        (твердого или мягкого) на месте двух
        одинаковых букв, например: аппарат,
        -а [п];
        эффект,
        -а [фь];

      • твердое
        произношение согласных с последующим
        гласным э
        на месте орфографических сочетаний с
        е
        в словах иноязычного происхождения,
        например отель,
        -я [тэ];

      • отсутствие
        редукции в словах иноязычного
        происхождения, т.е. произношение
        неударных гласных звуков на месте букв
        о,
        е, а
        ,
        не соответствующее правилам чтения,
        например: бонтон,
        -а [бо];
        ноктюрн,
        -а [факульт. но];

      • особенности
        в произношении согласных, связанные
        со слогоразделом в словах с побочным
        ударением, например завлабораторией
        [заф/л],
        нескл.
        м, ж
        .

    Словари
    синонимов

    русского языка дают читателю возможность
    найти замену какому-либо слову или
    сочетанию, отвечают на вопрос, как
    сказать иначе, как другими словами
    выразить ту же мысль, назвать тот или
    иной предмет. Слова в таком словаре
    приводятся в виде рядов синонимов к
    основным словам, расположенным по
    алфавиту, например:
         КЛЕВЕТА;
    наговор, оговор, поклеп, напраслина
    (разг.);
    наклеп, обнос (прост.);
    диффамация, инсинуация (книж.);
    извет, навет (устар.)
    / о клеветническом
    произведении:

    пасквиль. (Александрова
    З.Е.

    Словарь синонимов русского языка:
    Практический справочник: ок. 11 000 синоним.
    рядов. М.: Русский язык, 1989.)
         Словари
    паронимов

    позволяют разобраться в значениях,
    близких по звучанию, но различных по
    смыслу слов, таких как, например, глубокий
    — глубинный, героизм — героика — геройство,
    выжидать — ждать
    .
    Структура словарной статьи в «Словаре
    паронимов современного русского языка»
    Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой (М.:
    Русский язык, 1994) включает толкующую
    часть, сопоставление сочетальных
    возможностей паронимов и комментарий,
    в котором разъясняются различия в
    значениях паронимов и описываются
    ситуации их употребления, а также
    характеризуются грамматические и
    стилистические свойства паронимов.

    Словари
    иностранных слов

    имеют такую же цель и структуру словарной
    статьи, что и толковые словари, отличаясь
    от них тем, что здесь собраны слова
    иностранного происхождения, которое
    также указывается в словарной
    статье.
         Терминологические
    словари

    имеют профессиональную направленность
    — они предназначены для специалистов в
    определенной области научных знаний
    или практической деятельности. Эти
    словари описывают не языковые свойства
    слов и сочетаний, а содержание научных
    и других специальных понятий и номенклатуру
    вещей и явлений, с которыми имеет дело
    специалист некоторой отрасли науки или
    производства.

  • Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Проверочная работа по русскому языку: Языковые нормы (10 класс)

    Вариант 1

    1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
    каталОг
    красИвее
    дозировАть
    вы прАвы
    тОрты
    2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
    выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    Не так легко было найти выход из ЗАТРУДНЁННОГО положения, в котором мы все оказались.
    Большинство людей не затрудняет себя выбором наиболее подходящего слова в БУДНИЧНОЙ обиходной речи.
    В их тёмной, сумрачной гущине блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
    От знакомства я, конечно, УКЛОНИЛСЯ самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу.
    ДВОЙНЫЕ звёзды — весьма распространённые объекты.
    3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
    слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    ТРОЕ друзей

    ПОЛОЖЬТЕ на полку
    пара НОСКОВ
    БОЛЕЕ ТОЧНО
    НАИЛУЧШИЙ результат
    4. Найдите ошибку в предложении, запишите исправленный вариант. Укажите вид ошибки.
    1) Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
    2) Не все главы поэмы «Мертвых душ» Гоголь включил в окончательную редакцию произведения.
    3) Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской

    4) Обработав статистические данные, была выявлена интересная закономерность развития языка.

    5) Работая над рукописью, у Пушкина была возможность познакомиться с архивными документами.

    6) Заводская молодежь участвуют в культурно-массовых и спортивных мероприятиях.

    7) А.А.Блок писал, что «я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как небо, аи».

    8) Вопреки Вашего предсказания моя поездка прошла замечательно.

    9) Сбежавшую собаку от хозяев искали всем двором.

    10) Мысль о том, что насколько важно читать, должна с человеком жить до конца его дней.

    5. Исправьте речевую ошибку, исключив лишнее слово.

    Народный фольклор – неотъемлемая часть культуры вообще.

    Проверочная работа по русскому языку: Языковые нормы (10 класс)

    Вариант 2

    1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово
    гнАлась 
    зАтемно 
    кремЕнь 
    звонИт 
    тОрты
    2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО? Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 
    Туристическая фирма обязана ПРЕДСТАВИТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.
    К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.
    В соответствии с «Правилами предоставления услуг почтовой связи» заказное письмо только тогда считается доставленным, когда АДРЕСАНТ лично расписался в уведомлении о вручении.
    После мокрого снегопада необходимо ОТРЯХНУТЬ снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались.
    Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.


    3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
    пять ПОЛОТЕНЦЕВ
    у ОБЕИХ сестер
    наиболее ВКУСНЫЙ
    ДОКТОРА наук
    ДВУМЯСТАМИ рублями
    4.  Найдите ошибку в предложении, запишите исправленный вариант. Укажите вид ошибки.
    1) Посещая Третьяковскую галерею, внимание туристов непременно привлекают картины Василия Перова.
    2) Благодаря советов Безухова Андрей Болконский начал возрождаться к жизни.
    3) Одним из знаменитых учёных, оказавших значительное влияние на развитие лингвистики, был Фердинанд де Соссюр.
    4) Лингвист А.Х.Востоков дал описание системы языка в книге «Русской грамматике».

    5) Пушкин писал, что «не дай мне Бог сойти с ума».

    6) Прочитав текст о гениях, мои мысли обратились к Пушкину.

    7) Если ты понимаешь, что насколько серьезна проблема, надо её решать.

    8) Вопреки предостережения Максима Максимыча Бэла всё-таки вышла за пределы крепости.

    9) В 1827 году по прибытию в Москву Лермонтов начал писать стихи, создавал первые поэмы.

    10) ТГУ объявило о начале приема документов.

    5. Исправьте речевую ошибку, исключив лишнее слово.

    Главная суть статьи для него осталась тайной.

    Проверочная работа по русскому языку: Языковые нормы (10 класс)

    Вариант 3

    1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

    избАлованный
    принЯться
    обеспЕчение
    понЯвший
    облегчИть


    2. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
    Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.
    История, знакомая по учебникам и романам, ОЖИВАЛА перед глазами.
    Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
    В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.
    Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.

    3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    ПРОМОКНУЛ под дождём 
    СКУЧНЕЕ всего
    пушные ТОРГИ 
    КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж
    ЧЕТВЕРО братьев
    4.  Найдите ошибку в предложении, запишите исправленный вариант. Укажите вид ошибки.
    1) Согласно приказа субботник перенесли на апрель.
    2) В торговом центре «Карнавале» сегодня распродажа.
    3) Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.
    4) Жизненный путь героя тяжел и трагичный. 
    5) Большинство возражали против такой оценки его творчества. 
    6) Получив заказное письмо, причины ошибки при оформлении документов стали понятны.
    7)  Мы знаем писателей, благодаря которых оживают страницы истории.
    8) Я знаком с  ребятами из параллельного класса, болеющих за «Динамо».

    9) Надо понимать, что насколько важно всегда помнить о сохранении своего здоровья.

    10)   В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделенной любви.

    5. Исправьте речевую ошибку, исключив лишнее слово.

    В пределах водной акватории велось исследование, запланированное еще в прошлом году.

    Определение

    Языковая норма (норма литературного языка) – это совокупность традиционных правил, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации, общепринятые нормы устной и письменной речи для данной эпохи.

    Языковая норма (норма литературного языка) – это совокупность традиционных правил, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации, общепринятые нормы устной и письменной речи для данной эпохи.

    Виды языковых норм

    Языковые нормы делятся на:

    1. Директивные (императивные) – обязательные к употреблению для всех членов предложения (например, орфографические нормы);
    2. Вариативные – допускающие варианты написания и произнесения: твóрог – творóг.

    Нормы существуют на каждом уровне:

    Орфоэпические нормы

    Орфоэпические – нормы ударения и произношения. Орфоэпические нормы связаны с правильной постановкой ударения в словах, их произношением. Эти нормы фиксируются в акцентологических и орфоэпических словарях.

    Например: правильно произносится вероисповéдание, а не вероисповедáние, яи[шн] ица, а не яичница;

    Лексические нормы

    Лексические нормы – употребление слова в том или ином значении, лексическая сочетаемость слов. Точность словоупотребления, правила сочетаемости слов, использование паронимов – всё это входит в лексические нормы. К традиционным ошибкам в это группе относятся:

    1. нарушение лексической сочетаемости (можно сказать карие глаза, но нельзя карие волосы);
    2. смешение паронимов (болотные сапоги – болотистая местность; нельзя болотистые сапоги – болотная местность);
    3. неточность словоупотребления (Он добротный артист вместо Он хороший артист);
    4. плеоназм – избыточное значение (первая премьера, памятные сувениры);
    5. тавтология – повтор однокоренных или одинаковых слов (изобразить образ);

    Морфологические нормы

    Морфологические нормы – употребление тех или иных форм слова или частей речи. Это правила, согласно которым происходит образование грамматических форм различных частей речи.

    Например: при образовании сравнительной и превосходной степени прилагательного мы либо добавляем соответствующий суффикс, либо слова более, менее, самый. Смешение этих форм (более мудрее, самый сладчайший) недопустимо;

    Синтаксические нормы

    Синтаксические нормы – употребление словосочетаний и предложений. Это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Например: подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе.

    Нельзя написать: Знание языка и опыт работы за границей помогло мне. Правильно: Знание языка и опыт работы за границей помогли мне;

    Орфографические нормы

    Орфографические нормы – нормы правописания. Правописание слов закреплено в словарях. Нужная орфограмма всегда выбирается с учётом лексической и грамматической характеристики слова (часть речи, лексическое значение, морфема, грамматическая категория слова).

    Например: в предложении он поджёг дом в слове «поджёг» необходимо писать Ё (так как это глагол); в предложении он совершил поджог дома нужно писать О (так как это существительное). Нарушение данной орфограммы будет считаться ошибкой;

    Пунктуационные нормы

    Пунктуационные нормы – нормы постановки знаков препинания. Пунктуационные нормы регулируют постановку пунктуационных знаков в предложении. Мы знаем, к примеру, что перед сочинительными противительными союзами всегда ставится запятая (Я любил её, но так и не решил в этом признаться). Иногда от постановки знака будет зависеть смысл предложения.

    Классический пример – «казнить нельзя помиловать».

    Стилистические нормы

    Стилистические – использование лексики, способ построения предложений в соответствии со стилем. За каждым стилем языка закреплён определённый набор слов, форм слов, предложений. Таким образом, в официально-деловом стиле будут неуместны просторечия и разговорные обороты (разгильдяй, ему мозгов не хватит сдать этот экзамен), в то время как в разговорной речи странно прозвучат слова инакомыслие, феномен, благодеяние. Выбор в пользу того или иного стиля регулируется речевой ситуацией, фигурой самого говорящего (или пишущего) и его целевой аудиторией.

    Нормы построения текста

    Нормы построения текста – фактическая точность, композиционная цельность и логичность изложения. Текст как единица речи представляет собой цельное единство, в котором каждый элемент подчиняется единой теме повествования, выраженной, как правило, в заглавии. Текст имеет чёткую структуру: вступление, основную часть и концовку. Единство текста достигается за счёт различных средств межфразовой связи (одни описываемые предметы, пространство, время, использование синонимов).

    Нормы, регулирующие построение текста, учитывают все предыдущие уровни (орфоэпический, лексический, морфологический и т.д.) и включают правила не только смыслового, но и графического оформления текстов (выделение абзацев, соблюдение «красной строки»).

    Рассмотрим пример неудачного построения текста:

    Моя семья

    В моей семье всего четыре человека: я, мама с папой и мой старший брат. Мы живём в огромной квартире на первом этаже. Ещё у нас есть собака Рекс. Я очень люблю Рекса и выгуливаю его каждый день. Моя мама работает врачом, а папа инженером. Старший брат учится в университете. У брата много друзей. Он часто гуляет с ними, ходит в кино и посещает музеи. Я люблю свою семью!

    Заглавие сочинения лишь частично отражает его суть. Автор текста отвлекается на детали и при внешнем соблюдении композиции текста отступает от темы. Отсутствует красная строка.

    Как в письменной, так и устной речи необходимо следить за соблюдением языковых норм. Именно это позволяет судить об уровне грамотности и освоении языка.

    Задание ER0721R

    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    ИСПЕКЁТ пирожок

    ОБОИМИ столами

    известные КОНСТРУКТОРЫ

    СКОРЕЙШЕГО выздоровления

    КОЛЫШЕТСЯ листва


    • В 1-ом словосочетании ИСПЕКЁТ пирожок ЕСТЬ ошибка в образовании формы слова.

    Перед нами форма 3-го лица единственного числа будущего времени глагола «испечь». При спряжении этого глагола наблюдается чередование согласных «к» / «ч». Буква «к» пишется в глаголах испеку, испекут. В остальных формах пишется «ч»: испечёшь, испечёт, испечём, испечёте. Значит, правильно – испечёт.

    • Во 2-ом словосочетании ОБОИМИ столами НЕТ ошибки в образовании числительного.

    Выбор гласной определяется родом существительного, идущего следом. Слово стол мужского рода. Значит, числительное написано верно.

    • В 3-ем словосочетании известные КОНСТРУКТОРЫ НЕТ ошибки в образовании множественного числа именительного падежа существительного.
    • В 4-ом словосочетании СКОРЕЙШЕГО выздоровления НЕТ ошибки в образовании превосходной степени прилагательного (от прилагательного скорый при помощи суффикса «ейш»).
    • В 5-ом словосочетании КОЛЫШЕТСЯ листва  НЕТ ошибки в образовании формы слова. В личном безударном окончании глагола колышется пишется гласная «е», так как этот глагол относится к первому спряжению.

    Ответ: испечёт

    pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

    Задание ER0621R

    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

    По воспоминаниям К.С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями.


    В задании предлагается исключить лишнее слово. Значит, ищем плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов):

    По воспоминаниям К.С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями.

    Обратим внимание на сочетание первая премьера. Слово премьера обозначает «первый показ», «первое представление». Видим, что слово первая уже входит в значение существительного премьера. Значит, слово первая – лишнее.

    Ответ: первая

    pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

    Задание ER0521R

    В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Цель программы – расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.

    Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.

    Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.

    Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра принесла ему всенародную любовь и славу.

    Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой.


    • В предложении №1 выделенное слово употреблено НЕВЕРНО, так как прилагательное изобретательный выражает значение «находчивой, быстрой на выдумку; способной изобретать» (чаще всего относится к человеку). Понимаем, что деятельность не может быть находчивой, способной изобретать. По смыслу подойдёт пароним изобретательский со значением «относящийся к изобретательству». Правильно – изобретательской деятельности.

    Варианты употребления паронимов в предложениях 2, 3, 4 и 5 не вызывают сомнения.

    • В предложении №2 пароним предоставить используется в значении «дать возможность кому-либо сказать».
    • В предложении №3 пароним передача используется в значении «что-то, передаваемое кому-нибудь; процесс передачи».
    • В предложении №4 пароним великий используется в значении «выдающийся, важный по значению».
    • В предложении №5 пароним переполняться используется в значении «наполняться чем-либо сверх меры, с избытком».

    Ответ: изобретательской

    pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

    Задание ER0421R

    В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    позвонИшь

    облегчИть

    недУг

    нАлита

    крАны


    • позвонИшь – буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ВЕРНО, так как в глаголах, которые оканчиваются на «ить», ударение падает на окончания (позвонИТЬ –позвонИшь);
    • облегчИть – буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ВЕРНО, так как в глаголах, образованных от прилагательных (в данном случае от «лёгкий»), ударение падает на «ить»;
    • недУг – буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ВЕРНО. Постановку ударения на последнем слоге нужно запомнить. Во всех падежных формах гласная «у» также находится в сильной позиции;
    • нАлита – буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена НЕВЕРНО, так как в кратких страдательных причастиях женского рода в прошедшем времени ударение падает на окончание (правильно: налитА);
    • крАны – буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ВЕРНО. В этом существительном фиксированное ударение, которое во всех падежах остается на корне.

    Ответ: налита

    pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

    Задание ER0619T

    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

    В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.


    1. Необходимо исправить лексическую ошибку, выписать лишнее слово.
    2. В предложении нет паронимов, синонимов, антонимов и других лексических единиц. Если в задании, предлагается исключить лишнее слово, то искать нужно плеоназмы.
    3. Выражали главную суть воды – суть это и есть самое главное в любом понятии, поэтому слово главную – лишнее.

    Ответ: главную

    pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

    Задание ER0601

    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

    Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.


    1. Необходимо исправить лексическую ошибку, заменить неверное слово и записать подобранное.
    2. Ищем устойчивые выражения и сочетания слов, возможно, речевые клише, в которых может быть допущена ошибка: причастные к инциденту – принимающие участие в инциденте – все верно; предотвращение подобных случаев – принятие каких-то мер, чтобы такого больше не произошло – все верно.
    3. Сделали ряд решений – решения невозможно сделать или совершить; слово сделали употреблено неверно, вместо него нужно употребить слово приняли.

    Ответ: приняли

    pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

    Задание ER0602

    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

    В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.


    1. Необходимо исправить лексическую ошибку, заменить неверное слово и записать подобранное.
    2. Ищем устойчивые выражения и сочетания слов, возможно, речевые клише, в которых может быть допущена ошибка. Особое внимание на себя обращает сочетание слов одержали поражение.
    3. Одержали поражение – поражение можно только потерпеть, а одерживают победу.

    Ответ: потерпели

    pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

    Задание ER0603

    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Работодатель оценил мои профессиональные умения и навыки, однако на тот момент свободных вакансий не нашлось.

    Работодатель оценил мои профессиональные умения и навыки, однако на тот момент свободных вакансий не нашлось.


    1. Необходимо исправить лексическую ошибку, выписать лишнее слово.
    2. Ищем устойчивые выражения и сочетания слов, возможно, речевые клише, в которых может быть допущена ошибка: оценил профессиональные умения и навыки – верное употребление слов; свободных вакансий не нашлось – ошибка в употреблении – плеоназм.
    3. Свободных вакансий– слово свободных лишнее, так как слово вакансии само по себе обозначает свободное рабочее место.

    Ответ: свободных

    pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

    Задание ER0418T

    В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    1. нажИвший
    2. Отрочество
    3. жилОсь
    4. вернА
    5. взЯлась

    • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
    • НажИвший – ударение поставлено верно, в действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -вш- ударение падает на гласную перед этим суффиксом; Отрочество – верно, нужно запомнить ; жилОсь – верно, в глаголах прошедшего времени ударение ставится на окончание; вернА – ударение поставлено верно, так как в кратких прилагательных ударение ставится на окончание.
    • В указанных выше словах ударение стоит верно.
    • Сомнения вызывает последнее слово: взЯлась или взялАсь? Вспоминаем правило: в глаголах 3 лица женского рода ударение падает на окончание. Значит, ударение стоит неправильно.

    Ответ: взялась

    pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

    Задание ER0401

    В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    1. обогналА
    2. занятА
    3. корЫсть
    4. облЕгчит
    5. влилАсь

    • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
    • Согласно правилу о глаголах женского рода прошедшего времени ударение в первых двух словах поставлено верно; то же относится и к варианту под номером 5. Ударение в слове «корысть» также стоит правильно, его нужно просто запомнить.
    • В указанных выше словах ударение стоит верно.
    • Ошибочным является вариант 4; это подтверждается и правилом о глаголах с окончанием инфинитива на «-ить-» — правильное ударение в этом слове стоит на букве «и». Итак, ответ – облегчит.

    Ответ: облегчит

    pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

    Задание ER0402

    В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    1. нЕдуг
    2. ободренА
    3. плодоносИть
    4. свЁкла
    5. налитА

    • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
    • Ударение в слове под номером 2 поставлено верно, по правилу о кратких причастиях прошедшего времени, образованных от слов с суффиксом «ённ»: ободрённый – ободренА. В слове под номером 5 также все правильно: это – страдательное причастие женского рода прошедшего времени, ударение в котором падает на окончание. В слове под номером 4 ошибки в ударении нет: в словах с буквой Ё ударение часто падает именно на неё. То, в слове «плодоносить» ударение падает на «и», нужно просто запомнить
    • В указанных выше словах ударение стоит верно.
    • Сомнения вызывает слово недуг. Нужно запомнить, что ударение в нем падает на букву У. Следовательно, это и будет правильным ответом.

    Ответ: недуг

    pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

    Задание ER0403

    В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    1. тортЫ
    2. положИл
    3. докумЕнт
    4. приручЁнный
    5. освЕдомишься

    • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
    • ПоложИл – ударение стоит верно, в глаголах на -ить ударение падает на И, докумЕнт – слово нужно запомнить, прирученнЁнный – в причастиях прошедшего времени с суффиксом -ённ- ударение падает на этот суффикс, освЕдомишься – слово нужно запомнить.
    • В указанных выше словах ударение стоит верно.
    • Сомнения вызывает тортЫ. На самом деле, правильное ударение в нем – тОрты. Это нужно запомнить.

    Ответ: торты

    pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

    Задание ER0722T

    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    урожай ПОМИДОРОВ

    БЛИЖАЙШАЯ станция

    у наших ВОРОТ

    нет ПОЛТОРАСТА рублей

    детские ДОКТОРА


    • В 1-ом словосочетании урожай ПОМИДОРОВ нет ошибки в образовании формы слова, так как названия фруктов или овощей мужского рода, которые оканчиваются на согласный, имеют окончание ОВ в родительном падеже множественного числа (лимонов, апельсинов, мандаринов и т.д.).
    • Во 2-ом словосочетании БЛИЖАЙШАЯ станция нет ошибки в образовании простой превосходной степени прилагательного. Неправильно употреблять рядом с этим прилагательным слова самая, наиболее и наименее.
    • В 3-ем словосочетании у наших ВОРОТ нет ошибки в образовании формы существительного, так как в родительном падеже множественного числа слов, обозначающих парные предметы, часто оказывается нулевое окончание.
    • В 4-ом примере нет ПОЛТОРАСТА рублей есть ошибка в образовании формы числительного. В предложенном примере это числительное употребляется в родительном падеже («чего?»), а во всех падежах, кроме именительного и винительного (полтораста), это числительное пишется с буквой «у» в середине. Соответственно, правильно – нет полутораста рублей.
    • В 5-ом словосочетании детские ДОКТОРА нет ошибки в образовании множественного числа именительного падежа существительного.

    Ответ: полутораста

    pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

    Задание ER0622T

    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

    Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6–8 ° С для кедра и 8–10 ° С для ели и пихты.

     


    В задании предлагается исключить лишнее слово. Значит, ищем плеоназм (речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого):

    Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6–8 ° С для кедра и 8–10 ° С для ели и пихты.

    Обратим внимание на сочетание очень оптимальные. Прилагательное оптимальные употребляется в значении «наиболее благоприятные, наилучшие в данных условиях». Оптимальный – это и есть самый / наиболее подходящий, идеальный в данных условиях. Сроки не могут быть очень оптимальными. Значит, слово очень – лишнее.

    Ответ: очень

    pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

    Алёна Базан | Просмотров: 6k

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Яндекс браузер не отвечает на ноутбуке как исправить windows 7
  • Языковая норма всегда строго обязательна все что является отклонением от нормы считается ошибкой
  • Язык пушкина отличается от гоголя речевые ошибки
  • Язык описания абстрактного синтаксиса данных базовый код ошибки кодирования сертификата
  • Яндекс браузер не отвечает на компьютере на виндовс 7 как исправить