Юлианский календарь был принят в Европе и России до перехода на григорианский календарь. Введен в Римской республике Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н.э., или 708 г. от основания Рима. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря во главе с Созигеном создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем.
Юлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта. В Киевской Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона». Юлианский календарь («старый стиль») — эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.
Ошибка юлианского календаря
В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Поскольку в году не ровно 365 суток, а несколько более, замысел состоял в учреждении високосного года: продолжительность каждого четвертого года устанавливалась в 366 дней, в который добавляется один день — 29 февраля. Созиген оценивал продолжительность года, т.е. время между 2 днями весеннего равноденствия, в 365,25 суток. В реальности это число составляет 365,2422. Ошибка юлианского календаря в 11 мин 14 сек в год к XVI веку привела к тому, что весеннее равноденствие приходилось не на 21 марта, а на 11-е. Смещение приводило к соответствию тех же дней года другим природным явлениям. Это пагубно сказывалось на планировании сельскохозяйственных работ, установлении дат ярмарок и т.д. Результатом явился переход на григорианский календарь («новый стиль»).
Юлианский календарь в православии
На сохранении юлианского календаря настаивает православная церковь, исчисляющая даты праздников по «старому стилю». Сам по себе Юлианский календарь – изобретение языческого мира, к христианству он вообще отношения не имеет. По сути, он нам не должен быть особенно дорог. Но дело в том, что на этом календаре основана та самая Александрийская Пасхалия, которая в течение столетий – с конца III – начала IV века – определяла строй не просто литургической жизни, но строение самого литургического года. Именно на основе этой Пасхалии формировалась система христианских праздников, которая как раз с IV века начала создаваться и к VI веку приобрела уже более-менее устойчивый – почти современный нам – вид. Календарь выполняет роль организатора литургической жизни, и вот в этом своем значении Юлианский календарь уже врос, впитался в церковную традицию настолько крепко, прочно, что любые попытки его оттуда изъять обязательно приводят к очень серьезным соблазнам, к тому, что греки называли «скандала», то есть к тому, что оскорбительно для людей, привыкших к этой литургической традиции. А литургическая традиция значит для христиан гораздо больше, чем просто какой-то ритуал.
В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. Также юлианский календарь используют неканонические Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная православная церковь, Черногорская православная церковь и Польская православная церковь.
2017-09-13
Ровно 100 лет назад Российская республика прожила первый день по новому стилю. Из-за перехода от юлианского календаря к более точному григорианскому, который был принят в большинстве европейских стран еще в XVII веке, 13 первых дней февраля 1918 года просто выпали из календаря, и вслед за 31 января сразу наступило 14 февраля. Это не только помогло синхронизировать национальный календарь с календарями других стран, но и привело к тому, что день Великой Октябрьской революции в Советском Союзе, несмотря на название, стали отмечать 7 ноября, день рождения Пушкина — в июне, хотя родился он, как известно, 26 мая, а в середине января появился непонятный праздник — Старый Новый год. При этом Русская православная церковь до сих пор пользуется юлианским календарем, поэтому, например, православные и католики празднуют Рождество в разные дни.
Двадцать шестого января 1918 года был принят декрет, в соответствии с которым молодая советская Российская республика перешла на общепринятый в Европе григорианский календарь. Это привело не только к сдвигу дат, но и к некоторым поправкам при определении високосных годов. Для того чтобы разобраться, откуда берется расхождение между двумя календарями, рассмотрим сначала те природные процессы, которые использовались при их разработке.
Астрономия и календарь
Наиболее распространенные календари основаны на соотношении времен трех циклических астрономических процессов: вращения Земли вокруг своей оси, вращения Луны вокруг Земли и вращения самой Земли вокруг Солнца. Эти три процесса приводят к хорошо заметным на Земле периодическим изменениям: смене дня и ночи, смене фаз Луны и чередованию времен года соответственно. Отношение длительностей этих временных интервалов и лежит в основе подавляющего числа используемых человечеством календарей. Понятно, что существуют и другие астрономические события, заметные человеку на Земле, которые происходят с удобной регулярностью (например, в Древнем Египте наблюдали за восхождением Сириуса, которое имело тот же годовой цикл), но использование их для разработки календаря — все же скорее исключение.
Из трех указанных интервалов, с астрономической точки зрения, проще всего разобраться с самым коротким из них — длиной суток. Сейчас за промежуток времени, на основе которого, в частности, составляются календари, берут средние солнечные сутки — то есть средний период времени, за который Земля совершает оборот вокруг своей оси относительно центра Солнца. Солнечными сутки являются потому, что центр Солнца используется в качестве начала отсчета, а усреднять сутки за год приходится из-за того, что вследствие эллиптичности орбиты Земли и ее возмущения другими небесными телами период обращения нашей планеты меняется с течением года, и самые длинные и самые короткие сутки отличаются друг от друга почти на 16 секунд.
Второй из нужных для календаря временных промежутков — это год. Из нескольких возможных вариантов для определения промежутка продолжительностью в один год при составлении календаря используется сезонный цикл, который можно наблюдать, если смотреть на положение Солнца на небе с Земли, — так называемый тропический год. Он определяется по изменению эклиптических координат Солнца, и один годовой цикл соответствует изменению на 360 градусов его эклиптической долготы (то есть его продольного положения на небесной сфере, отсчитываемого от точки весеннего равноденствия, в которой пересекаются плоскость вращения Земли
вокруг Солнца и экваториальная плоскость Земли). При этом продолжительность года может немного варьироваться в зависимости от выбора начальной точки, и, как правило, в качестве начальной позиции выбирают именно точку весеннего равноденствия, потому что для нее погрешность определения длины года минимальна.
В основе наиболее распространенных сейчас солнечных календарей (в том числе юлианского и григорианского) лежит отношение времени суточного и годового периода. Это отношение, то есть длительность тропического года в сутках, конечно, не целое и составляет 365,2422. И от того, насколько близко календарь сможет подстроиться под это значение, напрямую зависит его точность.
Стоит отметить: несмотря на то, что длительность одного тропического года практически постоянна, из-за небольших возмущений орбиты Земли она все же немного меняется. Эти возмущения связаны с влиянием ближайших к Земле небесных тел, в первую очередь Марса и Венеры, все они периодические и имеют амплитуду от 6 до 9 минут. Период каждого из возмущений составляет два или три года, которые в совокупности
дают 19-летний нутационный цикл. Кроме того, длительность тропического года не совпадает с временем оборота Земли вокруг Солнца (так называемым сидерическим годом). Это связано с прецессией земной оси, которая приводит к возникновению отличия, которое сейчас составляет примерно 20 минут (длина сидерического года в сутках равна 365,2564).
Третий из используемых для составления календарей промежутков времени — синодический месяц. Он отсчитывается как время между двумя одинаковыми фазами Луны (например, новолуниями) и в среднем равен 29,5306 солнечных суток. Фазы луны определяются взаимным положением трех небесных тел — Земли, Луны и Солнца и, например, не соответствуют периодичности положения Луны на небесной сфере относительно звезд. Кроме того, как и тропический год, синодический месяц сильно колеблется по своей продолжительности.
Основанные на смене фаз Луны лунные календари использовались довольно широко, но в большинстве были вытеснены солнечными или солнечно-лунными календарями. Это объясняется как неудобством использования лунных календарей из-за заметных вариаций продолжительности месяца, так и естественной привязкой деятельности человека к сезонным изменениям погоды, которые можно связать с положением на небе Солнца, но не с фазой Луны. Сегодня лунные календари применяются, в основном, для определения дат религиозных праздников. В частности, лунным является мусульманский календарь, также по лунному календарю определяются и даты ветхозаветных христианских праздников, в первую очередь Пасхи.
Любой календарь основан на попытках связать между собой хотя бы два из этих временных интервалов. Но так как любые из этих отношений нельзя представить в виде обыкновенной дроби, то абсолютно точный календарь составить невозможно. Решить эту проблему можно относительно простым способом, вообще не прибегая ни к каким календарям, а используя только один интервал, например длину суток. Так предлагают поступать, например, астрономы, которые просто считают дни, начиная от определенной точки в прошлом (по современному календарю, эта точка соответствует полудню 24 ноября 4714 года до нашей эры). В этом случае любая временная точка определяется юлианской датой — дробным числом, которое соответствует числу суток, прошедших от начала отсчета.
На рисунке выше: Способ определения эклиптических координат небесного тела (например Солнца) на небесной сфере. Они отсчитываются от точки весеннего равноденствия.
Юлианский календарь
Но считать время только по дням все-таки не слишком удобно, и хочется иметь под руками временные интервалы большего масштаба. Даже понимая, что никакой календарь не позволит с абсолютной точностью описать связь между длительностью солнечных суток, тропического года и синодического месяца, можно добиться от него удовлетворительной точности. Именно в степени точности при описании отношения двух из трех этих интервалов и заключается разница между юлианским календарем и григорианским.
Оба этих календаря — солнечные, они предназначены для того, чтобы связать между собой длительность средних солнечных суток и тропического года. Мы знаем, что с астрономической точки зрения продолжительность тропического года составляет примерно 365,2422 суток. Чтобы составить календарь, это число надо каким-то образом описать так, чтобы в каждом календарном году было целое число суток. Проще всего это сделать, варьируя длительность года.
Самое грубое из приемлемых округлений дает 365,25 суток, и именно на нем строится юлианский календарь. Если при таком округлении средней длины года разбить год на 365 суток, то за каждые четыре года будет набегать ошибка в одни сутки. Именно отсюда и появляется структура календаря, в котором каждый четвертый год — високосный, то есть включает в себя на один день больше, чем обычно. Полный цикл такого календаря составляет всего четыре года, что и делает его очень простым в использовании.
Юлианский календарь был разработан александрийскими астрономами, назван в честь Юлия Цезаря и введен в использование в 46 году до нашей эры. Интересно, что изначально дополнительный день в високосный год добавлялся не за счет введения новой даты — 29 февраля, а за счет дублирования 24 февраля.
Конечно, юлианский календарь — далеко не первый вариант солнечного календаря. Так, основой для всех современных солнечных календарей послужил древнеегипетский солнечный календарь. Он отсчитывался по положению на небе восходящего Сириуса и включал в себя 365 дней. И хотя египтяне понимали, что при такой системе счета очень быстро происходит, например, смещение дат солнцестояний и равноденствий, для удобства длительность года не менялась. Поэтому каждые четыре года происходило смещение на один день, и через 1460 лет (этот интервал называли Великим годом Сотиса) год возвращался к своей исходной позиции.
При этом в самом Древнем Риме юлианский календарь заменил использовавшийся до этого римский календарь, состоявший из десяти месяцев и включавший в себя 354 дня. Чтобы привести в соответствие длину календарного года с длиной тропического, каждые несколько лет к году добавлялся лишний месяц.
Юлианский календарь оказался значительно удобнее римского, однако все равно был не очень точным. Разница между 365,2422 и 365,25 все-таки велика, поэтому неточность юлианского календаря заметили довольно скоро, в первую очередь из-за смещения даты весеннего равноденствия. К XVI веку она сдвинулась уже на 10 дней относительно своей начальной позиции, установленной Никейским собором в 325 году на 21 марта. Поэтому, чтобы повысить точность календаря, было предложено внести поправки к существующей системе из високосных годов.
График смещения времени летнего солнцестояния в зависимости от года по григорианскому календарю. По оси абсцисс отложены годы, по оси ординат — рассчитанное действительное время летнего солнцестояния в календарном обозначении (четверть суток соответствует шести часам).
Григорианский календарь
Новый календарь был введен в пользование папой Григорием XIII, выпустившим в 1582 году буллу «Inter gravissimas». Для более точного соответствия календарного года тропическому количество високосных годов в новом григорианском календаре по сравнению с юлианским уменьшилось на три за каждые 400 лет. Поэтому високосными годами перестали быть те, порядковые номера которых нацело делятся на 100, но при этом не делятся на 400. То есть 1900 и 2100 — не високосные, а вот, например, 2000 год был високосным.
С учетом введенных поправок длительность одного года в сутках по григорианскому календарю составила 365,2425, что уже намного ближе к необходимому значению в 365,2422 по сравнению с тем, что предлагал юлианский календарь. В результате предложенных поправок между юлианским и григорианским календарями за 400 лет набегает разница в три дня. При этом поправку проводили по смещению дня весеннего равноденствия по отношению к установленной Никейским собором дате — 21 марта 325 года, поэтому она составила всего 10 дней (следующим днем после 4 октября в 1582 году стало сразу 15 октября), и нулевая разница между календарями соответствует не первому веку нашей эры, а третьему.
Переход на более точный григорианский календарь в Европе происходил постепенно. Сначала, в 80-х годах XVI века, на григорианский
календарь перешли все католические страны, а в течение XVII и XVIII веков — постепенно и протестантские государства. Несмотря на то, что реформа Григория XIII была мерой Контрреформации, символически подчинявшей календарное время булле римского понтифика, ее объективные преимущества были слишком очевидны, чтобы ей можно было долго противиться из религиозных соображений.
В России же процесс перехода к уточненному календарю несколько затянулся: до 1700 года, когда большинство европейских стран уже жило по григорианскому календарю, в Российском царстве все еще было принято византийское летосчисление. С точки зрения определения високосных годов, византийский календарь, разработанный в VII веке, соответствовал юлианскому календарю, но отличался названиями месяцев, датой начала года (1 сентября) и точкой отсчета летосчисления. Если юлианский и григорианский календари точкой отсчета считают 1 января года, в который родился Иисус Христос, то в византийском варианте время считается «от сотворения мира», якобы пришедшегося на 5509 год до нашей эры. (Заметим, что при определении точного года рождения Христа, вероятно, была допущена ошибка в несколько лет, из-за чего по юлианскому календарю это должен быть не первый год нашей эры, а 7–5 года до нашей эры).
На юлианский календарь Россию перевел Петр I в 1700 году. С одной стороны, он видел необходимость «синхронизировать» историческое время России с европейским, с другой стороны, испытывал глубокое недоверие к календарю «папистов», не желая вводить «еретическую» пасхалию. Правда, старообрядцы так и не приняли его реформы и до сих пор отсчитывают даты по византийскому календарю. Новообрядческая православная церковь перешла на юлианский календарь, но при этом до начала XX века противилась введению более точного григорианского.
Из-за практических неудобств, возникавших при ведении международных дел, в результате несоответствия между календарями, принятыми в Европе и Российской империи, вопрос о переходе на григорианский календарь поднимался, особенно в течение XIX века, неоднократно. Впервые подобный вопрос обсуждался во время либеральных реформ Александра I, однако до официального уровня тогда так и не дошел. Более серьезно проблему календаря подняли в 1830 году, для этого даже был собран специальный комитет при Академии наук, но в результате Николай I предпочел отказаться от реформы, согласившись с доводами министра народного просвещения Карла Ливена о неготовности народа к переходу к другой календарной системе из-за недостаточной образованности и о возможных возмущениях.
В следующий раз серьезную комиссию по поводу необходимости перехода на григорианский календарь в Российской империи собирали уже в самом конце XIX века. Комиссия была образована при Русском астрономическом обществе, но, несмотря на участие в ней заметных ученых, в частности Дмитрия Менделеева, от перехода все равно было решено отказаться из-за недостаточной точности григорианского календаря.
При этом комиссия рассматривала вопрос перехода как на григорианский календарь, так и на еще более точный вариант, разработанный профессором Дерптского университета астрономом Иоганом Генрихом фон Медлером в 1884 году. Медлер предложил использовать календарь со 128-летним циклом, содержащим 31 високосный год. Средняя длина года в сутках по такому календарю составит 365,2421875 и ошибка в один день при этом накапливается за 100 тысяч лет. Однако и этот проект принят не был. Как утверждают историки, значительную роль в отказе от реформ сыграло мнение православной церкви.
Только в 1917 году, после Октябрьской революции и отделения церкви от государства, большевики приняли решение о переходе на григорианский календарь. К тому моменту разница между двумя календарями уже достигла 13 дней. Для перехода на новый стиль было предложено несколько вариантов. Первый из них предполагал постепенный переход за 13 лет, при котором каждый год вносилась бы поправка в один день. Однако в итоге был выбран второй, более радикальный, вариант, в соответствии с которым в 1918 году просто отменили первую половину февраля, так что после 31 января сразу наступило 14 февраля.
График смещения времени весеннего равноденствия по новоюлианскому календарю. По оси абсцисс отложены годы, по оси ординат — рассчитанное действительное время весеннего равноденствия в календарном обозначении (четверть суток соответствует шести часам). Синей вертикальной линией отмечен 1923 год, когда календарь был разработан. Период времени до этой даты считается по пролептическому новоюлианскому календарю, который расширяет датировку на более раннее время.
Юлианский календарь и православная церковь
Русская православная церковь до сих продолжает пользоваться юлианским календарем. Основная причина, по которой она отказывается от перехода к григорианскому календарю, — это привязка ряда церковных праздников (в первую очередь Пасхи) к лунному календарю. Для расчета даты Пасхи используется система пасхалий, которые исходят из сопоставления лунных месяцев и тропических лет (19 тропических лет довольно точно равны 235 лунным месяцам).
Переход на григорианский календарь, по мнению представителей Русской православной церкви, приведет к серьезным каноническим нарушениям. В частности, в некоторых случаях при использовании григорианского календаря дата католической Пасхи оказывается раньше даты иудейской или совпадает с ней, что противоречит Апостольским правилам. После перехода на григорианский календарь католики четыре раза праздновали Пасху раньше иудеев (все — в XIX веке) и пять раз — одновременно с ними (в XIX и XX веках). Кроме того, православные священники находят и другие причины не переходить на григорианский календарь, например сокращение длительности некоторых постов.
При этом часть православных церквей в начале XX века перешла на новоюлианский календарь — с поправками, введенными сербским астрономом Милутином Миланковичем (известным в первую очередь, благодаря описанию климатических циклов). Миланкович предложил вместо вычитания трех високосных годов каждые 400 лет проводить вычитание семи високосных годов каждые 900 лет. Таким образом, полный цикл новоюлианского календаря составляет 900 лет, что делает его еще более точным, но при этом и более сложным в использовании, даже по отношению к григорианскому.
Поправки Миланковича приводят к тому, что дата по новоюлианскому календарю может отличаться от григорианской как в большую, так и в меньшую сторону (в обозримом будущем — не более чем на один день). В данный момент даты новоюлианского и григорианского календаря совпадают, и ближайшее расхождение между ними появится только в 2800 году.
Точность новоюлианского календаря приводит к накоплению ошибки в один день за 43500 лет. Это значительно лучше, чем у григорианского календаря (один день за 3280 лет) и, уж конечно, юлианского (один день за 128 лет). Но, например, уже упоминавшиеся поправки Медлера, которые также рассматривались Русской православной церковью в качестве альтернативы юлианскому календарю, позволяют добиться в два раза большей точности (один день на 100 тысяч лет), даже несмотря на значительно более короткий цикл в 128 лет.
Возвращаясь к вопросу о датировке Октябрьской революции и дня рождения Пушкина, стоит отметить, что их датируют по новому стилю (то есть по григорианскому календарю), в скобках указывая дату по старому (юлианскому) стилю. Похожим образом поступают и в европейских странах для датировки даже тех событий, которые произошли до введения григорианского календаря, используя при этом так называемый пролептический григорианский календарь, то есть расширяя григорианское летосчисление на период до 1582 года.
Разница между датами католического и православного Рождества сейчас полностью соответствует разнице между юлианским и григорианским календарями. Соответственно, после 2100 года православное Рождество сдвинется с 7 на 8 января, и различие дат увеличится еще на один день.
Александр Дубов
Весь западный мир давно перешел на грегорианский календарь. Православная Церковь придерживается юлианского. Оправданна ли такая позиция? По этому поводу идут острые споры. Проблему комментирует физик, математик, философ Виктор ТРОСТНИКОВ.
Часто можно услышать, что юлианский календарь — единственно правильный, что это какой-то исконный сакральный календарь. Конечно , все это — плоды астрономического невежества. Что такое календарь? Календарь — это система счисления времени. Человек живет не только в пространстве, но и во времени, он должен иметь какие-то временные координаты наперед и в прошлое. Это счисление должно учитывать — и это необходимое требование — два природных цикла: суточный — ночь-день и цикл годичный, или климатический, упрощенно говоря, лето-зима. Мы знаем четыре времени года, но упрощенно можно говорить о двух сезонах. Летний, который начинается с весеннего равноденствия и кончается осенним равноденствием, и зимний — с осеннего равноденствия до весеннего. Таким образом, весеннее равноденствие — это начало лета. Если мы хотим вписаться в природный климатический цикл, мы должны создать такой календарь, который не отпускает далеко дату начала лета от действительного начала лета. Согласовать это с природным движением, т. е. с движением Земли вокруг Солнца. Земная ось наклонена под углом 22 градуса к вертикали. То она более подставляет Солнцу Северное полушарие, и тогда там лето. То она другой стороной отклоняется от Солнца, и тогда более обогревается Южное полушарие, а в Северном наступает зима. Климатический год есть период между двумя последовательными равноденствиями, от одного весеннего, скажем равноденствия, до следующего. Он играет огромную роль в жизни всей природы, эта цикличность сказывается и на человеке, и на всем живом. Поэтому календарь должен это учитывать. Но ведь какая досада: за период между двумя равноденствиями проходит не целое число суток. То есть пока Земля оборачивается вокруг Солнца и попадает в ту же точку весеннего равноденствия, вокруг своей оси Земля совершает не целое число оборотов. А именно: пока Земля проходит вокруг Солнца — совершает климатический цикл, за это время вокруг своей оси она совершает 365 оборотов плюс еще примерно четверть оборота. Да и с чего бы природа должна была синхронизовать эти циклы, для этого никаких оснований нет, это не связанные между собой вещи. Если бы даже при сотворении Господь установил такую точную кратность, то она все равно бы «съехала», так как вращение Земли вокруг своей оси замедляется из-за влияния Луны, как это известно из физики и астрономии. Бог, который Сам и предпослал законы физики и материи, не может их отменить, да и не было у Него такой цели. Бог дал законы астрономии, тяготения и проч, и пусть человек к ним приспосабливается, а календарь — человеческое изобретение, совершенно условная вещь, он введен для удобства и не имеет какого-то абсолютного значения.
Итак, есть такая незадача: за год 365 оборотов да еще четверть лишнего. Прошло 365 дней, и мы считаем, что год кончился, а он еще на четверть оборота продолжается, значит, наш календарный год оказывается немножко короче истинного климатического года. И эта разница постепенно накапливается, на что первым обратил внимание Юлий Цезарь, сверхгениальный полководец и государственный деятель. Он заинтересовался этим астрономическим вопросом и запросил александрийскую обсерваторию, чтобы узнать, на сколько отличаются на самом деле 365 дней от истинного года. Ему ответили, что на четверть суток. Тогда Юлий Цезарь, наверное посоветовавшись с астрономами, постановил нагонять недостающее время таким образом — каждый четвертый год считать состоящим из 366 дней. Для простоты это прибавление делается 29 февраля, этот 366-дневный год называется високосным. Таким образом эта «четвертушка» компенсируется, год календарный приводится в значительно более точное соответствие с годом климатическим. Эта реформа календаря была сделана в 46 году до н. э., и календарь называется по имени Цезаря — юлианский.
Итак, все вроде бы было в порядке, жили люди по этому календарю, получалось примерное соответствие между климатическим и календарным годами. Но по мере накопления астрономических знаний и после появления более точных приборов в XVI веке обнаружилось, что ежегодная разница составляет не совсем точно четверть суток. В юлианском календаре считается, что суток в климатическом году — 365,25. На самом деле — 365,2422, то есть чуть меньше. И в юлианском календаре год принимается чуть более длинным, чем климатический год. Это значит, что календарное начало лета (весеннее равноденствие) наступает несколько позже истинного. Астрономы в XVI веке установили, что это запаздывание за 128 лет достигает суток, а с момента введения юлианского счисления достигло 13 суток. Надо было что-то делать. Чтобы больше календарь не съезжал, было решено три раза в 400 лет високосные годы делать обыкновенными (когда первые две цифры, за которыми следуют нули, не делятся на 4). Такая поправка приводит календарный год в гораздо лучшее соответствие с климатическим годом. Но как быть с теми 13 днями, которые мы проглядели? Глава Католической Церкви папа Григорий XIII в 1582 году утвердил такую меру: к каждой дате юлианского календаря прибавить число 13. Что этим достигалось? В католическом мире начало лета опять стало попадать на 22-е марта.
Но православный мир этой прибавки не принял, потому что за долгое время пользования юлианским календарем нагрузил его сакральным содержанием — святцами, а главное — пасхалией. И менять все это считали кощунством. Кто же был прав? Арбитром тут может служить только пасхалия. Праздновать память святым по новому стилю легко привыкнуть, а изменить составленное на 7980 лет вперед расписание Пасхи гораздо болезненнее. В постановлении Никейского собора 325 года сказано, что Пасха празднуется по такому правилу: ждем весеннего равноденствия, затем первого полнолуния и после него первого воскресения. По юлианскому календарю равноденствие считается случившимся 22 марта, но это неверное предположение — оно наступает на 13 дней раньше! Значит, празднование Пасхи по юлианской пасхалии нарушает постановление Никейского собора! То есть нам пришлось бы сказать, что юлианское счисление неправильное, если бы не одно поразительное обстоятельство. Святой огонь в храме Воскресения в Иерусалиме нисходит на православную «неправильную» Пасху, а не на «правильную» католическую.
Как видим, все дело в вере. Христос сказал, что вера может сдвинуть гору с места. Оказывается, что она может сдвинуть с места и весеннее равноденствие.
Какое нам дело до астрономического солнца — всего лишь раскаленного камня, — когда у нас есть Солнце правды — Иисус Христос!
Пасха — событие не астрономическое
Как определяется день празднования Пасхи? Принцип расчета, принятый на Никейском соборе в 325 году, объясняет священник Борис ЛЕВШЕНКО, клирик Николо-Кузнецкого храма (Москва), завкафедрой догматического богословия ПСТГУ.
— Почему на Никейском соборе был поставлен вопрос о пасхалии? Потому что до него в разных концах империи Пасху праздновали в разное время. В малоазиатских Церквах, например, тогда, когда мы отмечаем Чистый четверг, Тайную Вечерю, 14 нисана по еврейскому календарю. Но поскольку Церковь на тот момент в империи стала единой, решили праздновать Пасху все вместе — в ближайшее воскресенье после полнолуния, которое идет за весенним равноденствием по юлианскому календарю. (По дополнительному условию, если это воскресенье совпадет с иудейской Пасхой, христианскую передвигают на неделю дальше.) Почему привязали Пасху к юлианскому календарю? Он оказался очень удобным в отличие от других календарей — лунного, солнечного, звездного и т. д. Он как бы промежуточный между этими календарями, сочетает и лунный, и солнечный циклы и обладает хорошей периодичностью. Раз в 28 лет даты в нем совпадают с днями недели, а раз в 19 лет — с фазами луны. По нему легко рассчитать, когда случилось то или иное событие в прошлом. Скажем, в историческом источнике написано: когда при императоре Феодосии I произошла такая-то битва, было лунное затмение и был четверг. В каком году это случилось? Чтобы произвести подобный расчет, даже григорианцы сейчас переходят на юлианский календарь, с помощью которого это делается мгновенно.
Да, весеннее равноденствие по юлианскому календарю не совпадает с реальным весенним равноденствием, но точно оно не совпадает и в григорианском календаре, потому что Земля и вокруг оси, и вокруг Солнца движется неравномерно. Реально точка весеннего равноденствия у каждого года своя, она плавает, и для астрономических нужд ее всякий раз необходимо рассчитывать заново.
Привязка к весеннему равноденствию возникла потому, что события Воскресения Христова происходили на еврейскую Пасху, а Пасха в древнем Израиле была связана с посевной кампанией. И календарная реформа папы Григория XIII была вызвана тем, что он хотел праздник удержать в пределах ветхозаветной традиции, которая соотносила его с днями урожая. Католики испугались, что через тысячи лет Пасха будет служиться осенью, и решили, изменив календарь, привязать Пасху к весне. Но и по юлианскому календарю мы из весны выйдем не скоро, а, может быть, и вообще не выйдем, если до этого случится Второе Пришествие. И главное, мы же во время Пасхи празднуем не биографическое событие, не день рождения — эти земные привязки для религиозной жизни не имеют большого значения. Что и подтверждает, в частности, схождение Благодатного огня.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Священномученик Киприан Карфагенский:
«Обычай, если на его стороне не стоит истина,
есть только старое заблуждение».
Юлианский календарь был веден в римским императором Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова. Автор календаря – Созиген – оценивал продолжительность года в 365,25 суток. В реальности это число составляет 365,2422. Ошибка юлианского календаря в 11 мин 14 сек в год привела к тому, что Рождество Христово теперь справляется 7 января и уже начали рождаться те, кому возможно придётся его праздновать 8 января (с 2100 г.)…
Заметим, расхождение в 13 дней нашего церковного календаря со светским (григорианским) это не его особенность, это его ошибка, неточность юлианского календаря составляет 1 день в течение 128 лет (1/(365,25-365,2422)=128).
Иногда григорианский календарь называют католическим (что исторически справедливо, т.к. он был введён римским папой Григорием XIII и назван григорианским в честь него), но тогда по аналогии появляется возможность называть юлианский календарь языческим, ведь римский император, верховный жрец (Роntifex Maximus) Гай Юлий Цезарь был язычником, а юлианский календарь назван в честь него…
Что же касается т.н. «католического Рождества», то можно заметить, что 11 из 15-ти автокефальных Церквей, в том числе и Первенствующая – Константинопольская, перешли на новоюлианский стиль. Поэтому Рождество 25 декабря – столь же «католическое», сколь «протестантское» и «православное».
Даже самые горячие противники григорианского календаря в богослужебной жизни, фактически уже живут по нему. Спросите у любого из них: «Какое сегодня число?» Ответ очевиден, никто даже не вспомнит про наличие юлианского календаря. Т.е. даже у них происходит раздвоение сознания в календарном вопросе.
А какой календарь применяется в церковном документообороте, какими датами подписываются решения Соборов, заседания Священного Синода, указы Святейшего Патриарха? Это тоже не секрет – григорианским.
Нам всё равно – гордо заявляем мы – даже полезно попоститься когда безумствует в алкогольном ослеплении вся страна. В реальности же многие либо неосознанно гордятся своим аскетизмом, либо (а то и вместе с тем) осуждают внешних. Таким образом мы сами создаём себе искусственные искушения при наличии и без того большого числа естественных соблазнов.
Кроме того, у многих из нас нецерковные родственники и необходимость проявить любовь к ним приводит к вынужденным компромиссам. Посмотрите какой всплеск вопросов в новый год по этой тематике в интернете, закрывать глаза на проблему не представляется возможным.
И всё же в головах многих наших современников юлианский каледарь занимает место среди основных догматов веры и вводить людей в соблазн просто опасно. Каков же выход? Самый простой – исправить накопившуюся ошибку в 13 дней, не меняя календаря. Это исправление позволило бы нам забыть про такие казусы, как старый стиль, католическое Рождество и незабвенный старый новый год.
Предвижу вопрос: что делать с празднованиями, выпадающими на те 13 дней, которые придётся «вычеркнуть» при исправлении ошибки? Ответ прост: случаи переносов встречаются ежегодно, по благословению Святейшего Патриарха празднования или поминовения усопших просто переносятся с одного дня на другой. Вполне можно выбрать оптимальный для этого период в течение года и присовокупить празднования или поминовения к другим дням.
А что же дальше? Ведь через 96 лет ежегодные 11 минут ошибки снова превратятся в целые сутки. Я думаю, что у наших потомков будет выбор — оставить всё как есть из-за незначительности расхождения, снова скорректировать календарь или перейти на новоюлианский.
Ещё несколько аргументов в защиту исправления ошибки календаря:
1) Оно избавило бы всех нас от «календарного раздвоения личности», когда мы заявляем, что живём по юлианскому календарю, а фактически живём по новому стилю: новым стилем датируются все церковные документы, даже в официальном патриархийном календаре указываются две даты.
2) Вернуло бы символику установленной церковью дате празднования Рождества Христова.
«25 декабря в северном полушарии – день зимнего солнцеворота*, день начала наступления света на темноту ночи после зимнего солнцестояния. Т.о. теряется знаменательная богословская символика победы Солнца над зимней тьмой, которая явилась для великих христианских богословов решающей в определении времени празднования дня Рождения Христа.
«В этот день, – говорит святитель Григорий Нисский, – тьма начинает уменьшаться, и при возрастающем солнечном свете мера ночи сокращается. Не случайно, братья, и не сам собою установлен такой порядок во время праздника, когда Христос является среди человеческой жизни, но сотворенный Богом мир через эти явления открывает внимательным людям свою тайну»».
3) Постепенно удалось бы преодолеть «большевистскую рокировку» НГ и РХ, которая привела к тому, что главным праздником стал НГ и он перетянул на себя рождественские традиции (ёлку, звезду, атмосферу главного праздника в году для многих православных в т.ч.). Даже консерваторы признают, что это привело к «маргинализации церкви», вытеснению её из общественной жизни.
Избавило бы нас от компромиссов, которые лишают Рождество Христово миссионерской составляющей. Например, ёлка становится новогодней, а не рождественской; молебны служатся по случаю новостильного Нового года, Святейший Патриарх поздравляет россиян с Новым годом так же по новому стилю.
4) Нам (не живущим в монастырях и уединении), а особенно нашим детям, не пришлось бы думать о второстепенном (как бы и ближних не обидеть, и не оскоромиться) в преддверии Рождества Христова.
5) Восстановилось бы календарное единство с большинством поместных Православных церквей.
P.S.
— В настоящее время Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, а также афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются юлианским календарем, все остальные из 15-ти Поместных Церквей — новоюлианским (расхождение в одни сутки набегает в нём примерно за 43 500 лет, который до 2800 г. будет полностью совпадать с григорианским). Однако, это всё же другой календарь и его введение м.б. воспринято некоторой частью церковного общества болезненно.
— Вопросы пасхалии в этой заметке не рассматриваются.
* Когда-то 25 декабря было днем зимнего солнцестояния и поэтому празднование Рождества решили связывать с этим днем, как напоминание о том, что Христос — Солнце Правды. Прошли века… день зимнего солнцестояния сместился на 21 декабря, но весь мир продолжает праздновать Рождество 25-го!
Пересчет календарных дат старого и нового стиля
Григорианский календарь
Этот калькулятор позволяет перевести дату с Юлианского на Григорианский календарь, а также расчитать дату православной Пасхи по старому стилю
* для расчета пасхи по новому стилю необходимо полученную по старому стилю дату ввести в форму для расчета
13 января 2023
пятница
(поправка +13
дн. к Юлианскому календарю)
2023 год невисокосный
В 2023 году православная Пасха выпадает на 3 апреля (по Юлианскому календарю)
Расчет даты православной пасхи выполняется по алгоритму Карла Фридриха Гаусса
Недостатки юлианского календаря
В 325 г. н. э. состоялся Никейский церковный собор. На нем был принят для всего христианского мира юлианский календарь, по которому в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Для церкви это был важный момент в
определении времени празднования пасхи — одного из важнейших религиозных праздников. Принимая юлианский календарь, церковники полагали, что он является идеально точным.
Однако в нем, как мы знаем, за каждые 128 лет накапливается ошибка в одни сутки.
Ошибка юлианского календаря привела к тому, что действительное время весеннего равноденствия перестало совпадать с
календарным. Момент равенства дня и ночи переходил на все более ранние числа: сначала на 20 марта, затем на 19, 18 и т. д. Ко второй половине XVI в. ошибка составила 10 дней: по юлианскому календарю момент равноденствия должен был наступать 21 марта, а в действительности он наступал уже 11 марта.
История григорианской реформы.
Неточность юлианского календаря была обнаружена в первой четверти XIV в. Так, в 1324 г.
византийский ученый Никифор Григора обратил внимание императора Андроника II на то, что весеннее равноденствие уже не приходится на 21 марта и, значит, пасха будет
постепенно отодвигаться на более позднее время. Поэтому он считал необходимым исправить календарь и вместе с ним расчет пасхалий. Однако император отклонил предложение
Григора, считая реформу практически неосуществимой из-за невозможности достигнуть на этот счет соглашения между отдельными православными церквами.
На неточность юлианского календаря указывал и греческий ученый Матвей
Властарь, живший в Византии в первой половине XIV в. Однако он не считал нужным вносить исправления, так как видел в этом некоторое «преимущество», состоящее в том,
что запаздывание православной пасхи избавляет ее от совпадения с еврейской пасхой. Одновременное их празднование запрещалось постановлениями некоторых «Вселенских» соборов и различными церковными
канонами.
Интересно отметить, что в 1373 г. византийский ученый Исаак Аргир, более
глубоко понимавший необходимость исправления юлианского календаря и правил расчета пасхалий, считал такое мероприятие бесполезным. Причина такого отношения к
календарю объяснялась тем, что Аргир был глубоко уверен в предстоящем через 119 лет «светопреставлении» и конце мира, так как исполнится 7000 лет «со
дня сотворения мира». Стоит ли заниматься реформой календаря, если для жизни всего человечества осталось так мало времени!
Необходимость реформы юлианского календаря понимали и многие представители
католической церкви. В XIV в. за исправление календаря высказывался папа Климент VI.
В марте 1414 г. календарный вопрос обсуждался по инициативе кардинала Пьера д′Альи. Недостатки юлианского календаря и неточность существующих пасхалий были предметом обсуждения на Базельском соборе в марте 1437 г. Здесь со своим проектом
выступил выдающийся философ и ученый эпохи Возрождения Николай Кузанский (1401—1464), один из предшественников Коперника.
В 1475 г. папа Сикст IV начал подготовку к реформе календаря и исправлению пасхалий.
Для этой цели он пригласил в Рим выдающегося немецкого астронома и математика Региомонтана (1436—1476). Однако неожиданная смерть ученого вынудила папу
отложить осуществление своего намерения.
В XVI в. вопросами реформы календаря занимались еще два «вселенских» собора:
Латеранский (1512— 1517) и Тридентский (1545—1563). Когда в 1514 г. Латеранский собор создал комиссию по реформе календаря, то римская курия пригласила тогда уже известного в
Европе польского астронома Николая Коперника (1473—1543) приехать в Рим и принять участие в работе календарной комиссии. Однако Коперник уклонился от участия в
комиссии и указал на преждевременность такой реформы, так как, по его мнению, к этому времени не была установлена достаточно точно продолжительность тропического года.
Григорианская реформа. К середине XVI в. вопрос о реформе календаря получил
настолько широкое распространение и важность его решения оказалась столь необходимой, что откладывать этот вопрос дальше было признано нежелательным. Вот
почему в 1582 г. римский папа Григорий XIII создал специальную комиссию, в состав которой ввел Игнатия Данти (1536-1586) — известного в то время профессора
астрономии и математики Болонского университета. Этой комиссии было поручено разработать проект новой календарной системы.
После ознакомления со всеми предложенными вариантами нового календаря комиссия одобрила проект, автором которого
являлся итальянский математик и врач Луиджи Лилио (или Алоизий Лилий, 1520—1576), преподаватель медицины университета города Перуджи. Этот проект в 1576 г. опубликовал брат ученого — Антонио Лилио,
еще при жизни Луиджи принимавший активное участие в разработке нового календаря.
Проект Лилио был принят папой Григорием XIII. 24 февраля 1582 г. он издал специальную
буллу (рис. 11), по которой счет дней был передвинут на 10 суток вперед и день после четверга 4 октября 1582 г. пятницу предписывалось считать не 5, а 15 октября.
Этим сразу была исправлена ошибка, накопившаяся со времени Никейского собора, и весеннее равноденствие вновь пришлось на 21 марта.
Труднее было решить вопрос с введением в календарь такой поправки, которая
обеспечивала бы на долгие времена совпадение календарной даты весеннего равноденствия с его фактической датой. Для этого надо было знать продолжительность тропического года.
К этому времени уже были опубликованы астрономические таблицы, известные под
названием «Прусских таблиц». Они были составлены немецким астрономом и математиком Эразмом Рейнгольдом (1511— 1553) и изданы в 1551 г. Продолжительность года в них
принималась равной 365 суткам 5 часам 49 минутам 16 секундам, т. е. более истинного значения тропического года всего на 30 секунд. Длина года юлианского календаря
отличалась от нее на 10 мин. 44 сек. в год, что давало ошибку в сутки за 135 лет, а за 400 лет — несколько более трех суток.
Следовательно, юлианский календарь в каждые 400 лет уходит вперед на трое суток.
Поэтому во избежание новых ошибок было решено в каждые 400 лет выбрасывать из счета 3 дня. По юлианскому календарю за 400 лет должно быть 100 високосных годов. Для
осуществления реформы понадобилось сократить их число до 97. Лилио предложил считать простыми те вековые годы юлианского календаря, число сотен в которых не делится на 4. Таким образом, в новом
календаре к високосным относятся только те вековые годы, число столетий которых делится на 4 без остатка. Такими годами, являются: 1600, 2000, 2400, 2800 и т. д. Годы же 1700, 1800,
1900, 2100 и т. д. будут простыми.
Реформированная календарная система получила название григорианской или «нового стиля».
Точен ли григорианский календарь? Мы уже знаем, что григорианский календарь тоже не совсем точен. Ведь при исправлении календаря начали выбрасывать трое суток в каждые 400 лет, тогда как такая ошибка набегает лишь за 384 года. Для определения ошибки григорианского календаря вычислим среднюю продолжительность года в нем.
В периоде из 400 лет будет 303 года по 365 дней и 97 лет по 366 дней. Всего дней в четырехвековом периоде будет 303 × 365 + 97 × 366 == 110 595 + 35 502 = 146 097. Разделим это число на 400. Тогда получим 146097/400 = 365,242500 c точностью до шестого десятичного знака. Такова средняя продолжительность года григорианского календаря. Это значение отличается от принятого сейчас значения длины тропического года всего-навсего на 0,000305 средних суток, что дает различие в целые сутки за 3280 лет.
Григорианский календарь можно было бы усовершенствовать и сделать еще более точным. Для этого достаточно один високосный год раз в 4000 лет считать простым. Такими годами могли бы быть 4000, 8000 и т. д. Так как ошибка григорианского календаря составляет 0,000305 суток в год, то за 4000 лет она составит 1,22 суток. Если исправить календарь еще на одни сутки в 4000 лет, то останется ошибка, в 0,22 суток. Такая ошибка увеличится до целых суток только за 18 200 лет! Но такая точность уже не представляет никакого практического интереса.
Когда и где впервые введен григорианский календарь? Григорианский календарь не сразу получил всеобщее распространение. В странах, где господствующей религией был католицизм (Франция, Италия, Испания, Португалия, Польша и др.), он был введен в 1582 г. или несколько позднее. Другие страны признали его только через десятки и сотни лет.
В государствах, в которых было сильно развито лютеранство, долгое время руководствовались поговоркой, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой». Еще дольше против нового стиля выступала православная церковь.
В ряде стран при введении григорианского календаря пришлось преодолеть большие трудности. В истории известны «календарные беспорядки», возникшие в 1584 г. в Риге и направленные против указа польского короля Стефана Батория о введении нового календаря не только в Польше, по и в Задвинском герцогстве, находившемся в то время под литовско-польским господством. Несколько лет продолжалась борьба латышского народа против польского засилия и католицизма. «Календарные беспорядки» прекратились только после того, как в 1589 г. руководители восстания Гизе и Бринкен были арестованы, подвергнуты жестоким пыткам и казнены.
В Англии введение нового календаря сопровождалось переносом начала нового года с 25 марта па 1 января. Таким образом, 1751 год в Англии состоял только из 282 дней. Лорда Честерфильда, по инициативе которого была произведена календарная реформа в Англии, горожане преследовали криками: «Отдай нам наши три месяца».
В XIX в. делались попытки ввести григорианский календарь в России, но всякий раз эти попытки терпели неудачу из-за противодействия церкви и правительства. Только в 1918 г., сразу после установления в России советской власти, была осуществлена календарная реформа.
Различие между двумя календарными системами. Ко времени реформы календаря разница между старым и новым стилями составляла 10 суток. Эта поправка осталась такой же и в XVII в., так как 1600 год был високосным как по новому стилю, так и по старому. Но в XVIII в. поправка увеличилась до 11 суток, в XIX в. — до 12 суток и, наконец, в XX в. — до 13 суток.
Как установить ту дату, после которой поправка меняет свою величину?
Причина изменения величины поправки зависит от того, что в юлианском календаре 1700, 1800 и 1900 годы являются високосными, т. е. эти годы в феврале содержат по 29 дней, а в григорианском не являются високосными и имеют в феврале только 28 дней.
Для перевода юлианской даты любого события, происшедшего после реформы 1582 г., на новый стиль можно пользоваться таблицей:
Интервал дат (по старому стилю) | Поправка, дни |
От 5 октября 1582 г. по 29 февраля 1700 г. | +10 |
от 1 марта 1700 г. по 29 февраля 1800 г. | +11 |
от 1 марта 1800 г. по 29 февраля 1900 г. | +12 |
от 1 марта 1900 г. по 29 февраля 2100 г. | +13 |
от 1 марта 2100 г. по 29 февраля 2200 г. | +14 |
Из этой таблицы видно, что критическими днями, по прошествии которых поправка увеличивается на один день, являются 29 февраля по старому стилю тех вековых годов, в которых по правилам григорианской реформы из счета выброшен один день, т. е. годов 1700, 1800, 1900, 2100, 2200 и т. д. Следовательно, начиная с 1 марта этих годов, опять же по старому стилю, поправка увеличивается на один день.
Особое место занимает вопрос о пересчете дат событий, имевших место до введения григорианского календаря в XVI в. Такой пересчет важен и тогда, когда собираются отметить годовщину какого-либо исторического события. Так, в 1973 г. человечество отмечало 500-летие со дня рождения Коперника. Известно, что он родился 19 февраля 1473 г. по старому стилю. Но мы сейчас живем по григорианскому календарю и поэтому надо было произвести пересчет интересующей нас даты на новый стиль. Как же это было сделано?
Так как в XVI в. разница между двумя календарными системами составляла 10 суток, то, зная, с какой скоростью она изменяется, можно установить величину этой разницы для различных веков, предшествовавших реформе календаря. При этом следует иметь в виду, что в 325 г. Никейский собор принял юлианский календарь и весеннее равноденствие тогда приходилось па 21 марта. Учитывая все это, можно продолжить табл. 1 в обратную сторону и получить следующие переводные поправки:
Интервал дат | Поправка |
от 1.III.300 г. до 29.II.400 г. | 0 суток |
от 1.III.400 г. до 29.II.500 г. | + 1 сутки |
от 1.III.500 г. до 29.II.600 г. | + 2 суток |
от 1.III.600 г. до 29.II.700 г. | + 3 суток |
от 1.III.700 г. до 29.II.900 г. | + 4 суток |
от 1.III.900 г. до 29.II.1000 г. | + 5 суток |
от 1.III.1000 г. до 29.II.1100 г. | + 6 суток |
от 1.III.1100 г. до 29.II.1300 г. | + 7 суток |
от 1.III.1300 г. до 29.II.1400 г. | + 8 суток |
от 1.III.1400 г. до 29.II.1500 г. | + 9 суток |
от 1.III.1500 г. до 29.II.1700 г. | + 10 суток |
Из этой таблицы видно, что для даты 19 феврале 1473 г. поправка будет составлять +9 суток. Следовательно, 500-летие со дня рождения Коперника отмечалось 19 +9—28 февраля 1973 г.
Анатолий Григоренко
11 января 1700 года в России вместо византийского календаря был введен юлианский календарь. Император Петр I, не мудрствуя лукаво, взял да и обрезал 1699 год, перенеся его начало с 1 сентября на 1 января. Таким образом, тот год длился всего 4 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Наша страна жила по календарю, придуманному древнеримским правителем Юлием Цезарем, до 1918 года. SPB.AIF.RU вспоминает, когда появился Юлианский календарь, его преимущества и недостатки.
Правило костяшек
Юлианский календарь был разработан группой александрийских астрономов во главе с ученым Созигеном. Но древнеримский государственный деятель Гай Юлий Цезарь был человеком мудрым, понимал, как можно войти в историю навеки, поэтому дал новшеству свое имя.
Введен был календарь 1 января 45 года до нашей эры.
Особенность его в том, что время в нем структурировано. Год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется 1 день – 29 февраля. Таким образом, юлианский год имеет среднюю продолжительность 365,25 дней. В этом состоит главный минус исчисления, так как данный срок больше тропического (солнечного) года примерно на 11 минут. Из-за этого с годами начали появляться несоответствия.
Но были и очевидные удобства, которыми мы пользуемся и по сей день. Как известно, в каждом месяце разное количество дней, 30 или 31 (исключение – февраль). Но мало кто помнит количество этих дней. Тогда на помощь приходит «правило костяшек» на руках, по которым легко определить, длинный это месяц или короткий. Если начать с левой руки, то на первую костяшку попадает январь – 31 день, за костяшкой идет ямка – февраль, затем снова костяшка – март – 31 день. Хитрость в том, что при переходе с левой на правую руку идут подряд две костяшки, они означают июль и август, в которых, как известно, по 31 дню.
Как мы уже сказали выше, несовершенство Юлианского календаря состоит в его невысокой точности. Из-за лишних ежегодных 11 минут каждые 128 лет накапливается лишний день. Рождество, например, которое изначально совпадало с зимним солнцестоянием, за 16 веков серьезно сдвинулось в сторону весны. Смещение пагубно сказывалось на планировании сельскохозяйственных работ, установлении дат ярмарок.
Поэтому уже в 1582 году в католических странах Юлианский календарь был заменен на более точный. Постановил переход на новое время папа Григорий XIII и «скромно» назвал календарь Григорианским. Постепенно, в течение нескольких веков, европейские страны переходили на новые рельсы. Так же, как и в Юлианском, в Григорианском есть високосный год. Однако раз в 100 лет он отменяется, благодаря чему исключаются накопившиеся сутки.
По старому стилю
Первым в России Юлианский календарь попытался ввести князь Владимир Святославович еще в X веке. Однако явного восторга от нововведения народ, мягко говоря, не испытывал, умудряясь жить по двум календарям. Сохранились образцы деревянных народных календарей, на которых можно найти одновременное обозначение церковных праздников по Юлианскому летоисчислению, и местных событий, основанных на языческом народном календаре, который вел начало от сотворения мира.
Юлианский календарь использовали в первую очередь в тех случаях, когда необходимо было узнать о дате церковных праздников. Старый же календарь, основанный на лунных фазах, солнечном цикле и смене времен года, сообщал о датах жизненно важных дел, о начале или завершении полевых работ.
В современной жизни сохранились такие языческие праздники, как Масленица, связанная с лунным циклом, или «солнечные» чествования – Коляда и Купала.
Проблему представляла и путаница, которая возникала в летописях: русские летописцы опирались на датировку по славянскому календарю, а приглашенные греки использовали даты нового календаря. Никакие запреты старого календаря, вплоть до казней особенно рьяных его приверженцев, не помогали. Царствующий Великий князь Московский Иван III попытался «утрясти» разночтения. В Лето 7000 года от Сотворения Мира, то есть в 1492 году, Московский церковный собор утвердил перенос начала года с 1 марта на 1 сентября (решение, которое действует в Русской православной церкви и поныне).
Официально трансформировать летоисчисление удалось только Петру I. Любопытно, что к тому времени Европа уже пару веков как перешла на более точный Григоринский календарь, Петр же утвердил устаревший.
Григорианский был установлен в России 24 января 1918 года, после того, как к власти пришли большевики. В соответствии с ним была введена поправка на 13 суток. Год в григорианском исчислении длиннее тропического на 26 секунд, и разность в сутки накапливается в течение 3323 лет.
А за Юлианским календарем закрепилось название «старый стиль». По нему продолжает жить Православная церковь, которая сохраняет традиции. Сегодня по Юлианскому календарю живут всего четыре православные церкви: Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская. И всего два государства – Эфиопия и Таиланд. Последней страной, которая приняла это наиболее точное исчисление, был Китай, который ввел Григорианский стиль в 1949 году.
Смотрите также:
- Разбросаны по всему миру. В эти дни отмечается 400 лет дому Романовых →
- Бородатая история. Как Петр I пытался научить горожан бриться →
- От парадного подъезда до кабинета →
На сегодня эта публикация уже заработала 96,60 рублей за дочитывания
Зарабатывать
Краткое содержание:
- Юлианский календарь
- Ошибка в Юлианском календаре, которая сделала его нежизнеспособным
- Как появился новый Григорианский календарь
- Переход России на Григорианский календарь
- Обсуждение
В январе 1918 года России перешла на новый, Григорианский календарь, которым в те годы пользовалась уже вся Европа. Необходимость эта назревала давно, и объясняется она в первую очередь дипломатическими удобствами. При назначении встреч и подписании международных документов важно единство в понимании дат.
24 января решение о замене прежнего, Юлианского календаря на Григорианский было принято Советом народных комиссаров РСФСР и обозначено в декрете «О введении в Российской Республике западноевропейского календаря».
26 января 1918 года Ленин подписал декрет, и документ был опубликован в центральной газете нового государства – «Известия».
Вводная часть к декрету гласила: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени ввести, по истечении января месяца сего года, в гражданский обиход новый календарь…».
После этого время в России сдвинулось сразу на 2 недели: после 31 января наступило 14 февраля вместо 1-го.
То есть правомерна запись:
«1 февраля по старому стилю и 14 февраля по новому стилю».
После перехода на новый календарь было предусмотрено перенесение сроков всех обязательств «путем прибавления к каждому соответствующему сроку 13 дней». Декрет обязывал до 1 июля 1918 г. в документах «писать, после числа каждого дня по новому календарю», то есть Григорианскому, в скобках – число по Юлианскому.
В связи с этим, в документах 1-й половины 1918 года дни в календаре были указаны и по новому, и по старому стилям одновременно, чтобы люди не путались.
Почему время должно сдвигаться именно так и зачем вообще это было нужно делать — читайте ниже.
Юлианский календарь
До революции в России использовался Юлианский календарь, известный ещё с 45 года до н.э. и привезенный из Европы Петром I. Само по себе исчисление от «нашей (новой) эры» появилось несколько позже.
Юлианский календарь был введён указом римского императора Юлия Цезаря (потому он и зовётся «Юлианским») и являлся основным способом летоисчисления не только в римском мире, но и на территории Западной Европы на протяжении 16 веков.
В России Юлианский календарь появился благодаря Петру I, который, как мы помним, прорубил окно в Европу и перенял многие европейские ценности, не гнушаясь ими, в отличие от сегодняшних отдельно взятых граждан.
Царь большой, ему видней.
Так в 1700 году в России впервые появилось летоисчисление по Юлианскому календарю:
7208-й год от «создания мира» был заменен на 1699-й от «Рождества Христова». Теперь бумаги с Европой можно было подписывать одной датой!
К слову сказать, православный календарь, существовавший на Руси и ранее – «Миротворный круг», или «Церковный круг», – оказался ближе всего к тому, который привез Петр Великий. Церкви было несложно с ним свыкнуться.
Именно с введением Юлианского календаря в России появился новый праздник Новый год, который по римским правилам наступал 1 января, поскольку в этот день вступали в должность новые консулы. На Руси же ранее датой Нового года считалась пора сбора урожая — условно говоря, 1 сентября.
Ошибка в Юлианском календаре, которая сделала его нежизнеспособным
Юлианский календарь делался с опорой на астрономические явления, тем не менее содержал в себе погрешность, которая из года в год увеличивалась. Секунды складывались в минуты, минуты — в дни, и таким образом за несколько столетий время, взятое за основу измерения месяцев, существенно отклонилось от астрономических явлений, в частности от циклического обращения Земли вокруг Солнца. Весеннее и осеннее равноденствие сдвинулись.
Отличительной особенностью этого календаря было варьирование дней в феврале и наличие високосного года (1 високосный через 3 обычных года), в котором вместо 365 дней обозначалось 366. Средняя продолжительность года была округлена до сотых: 365,25 дней. И именно этот момент в итоге стал ключевой ошибкой:
по Юлианскому календарю каждые 128 лет прибавляли к календарному времени один день, который никак не учитывался.
Долгое время европейские церковники упорствовали в своём пуризме, но к концу 16-го столетия разница между астрономическим и календарным временем стала слишком очевидной: «лишних» дней накопилось уже десять и на декаду сдвинулись рамки времён года!
Назрела необходимость подкорректировать календарь.
Именно поэтому в ХХ веке, когда Россия дошла до смены календарного стиля, перевод времени был уже на 13 дней: любая дата в период с 1901-го по 2099 год включительно по юлианскому календарю на 13 дней будет отставать от соответствующей даты Григорианского календаря.
Как появился новый Григорианский календарь
Папа Римский Григорий XIII решил положить конец бардаку в исчислении времени и составил буллу, в которой провозгласил, что календарь меняется — корректируется в сторону астрономических реалий.
Изменения, которые внёс Папа Григорий XIII в юлианский календарь:
- продолжительность среднего года уменьшилась с 365,25 дней до 365,2425 дней, что требовалось для корректировки отклонение от солнечного года: именно уменьшение календарного года на 0,0075 дня смогло остановить смещение условного календаря относительно реальной даты весеннего равноденствия;
- четкая продолжительность февраля: 28 дней в обычный год и 29 – в високосный;
- в июнь, сентябрь и ноябрь было добавлено по 1 дню (30 календарных дней),
- в август и декабрь — добавлено по 2 дня (31 календарный день).
С учетом всех корректировок получилось, что время нужно сдвинуть на 10 дней.
Таким образом, в 1582 году за четвергом 4 октября последовала пятница 15 октября 1582 года.
Первоначально реформа была принята только католическими странами и их колониями. В течение XVII–XX веков к новому календарю постепенно приобщались протестантские страны и страны Восточной Европы. Греция стала последней европейской страной, которая приняла Григорианский календарь в 1923 году — уже после России.
В Европе старый и новый стиль сокращенно называют O.S. и N.S. соответственно.
В ХХ веке многие страны, не относящиеся к Европе, так же приняли Григорианский календарь, чтобы облегчить дипломатическое взаимодействие на мировой арене.
Переход России на Григорианский календарь
В то время как в большинстве западных стран уже четыре столетия люди жили по новому Григорианскому календарю, Россия вступила в ХХ век всё ещё по Юлианскому.
Сохранение так называемого старого стиля летоисчисления в царское время было связано с православием: представители Церкви использовала юлианский календарь. И довольно консервативная в этом отношении политика государства не позволяла светскому обществу жить по иным датам.
После революции же большевики отделили Церковь от государства, объявив новую Россию светским обществом, в котором мы, к слову, живем и по сей день. То есть государство — отдельно, Церковь — отдельно.
ВНИМАНИЕ: те граждане, которые считают, что старый стиль идёт после нового, ошибаются.
13 января – Старый Новый год – это НЕ дата по старому стилю!
7 января — Рождество Христово — это НЕ дата по Юлианскому календарю!
13 января Новый год стал бы отмечаться, если бы после перехода с Юлианского календаря на Григорианский дата праздника тоже перенеслась.
Поскольку Новый год стало принято отмечать именно 1 января, то сам праздник оставили на прежнем месте, не перенося его вместе с корректировкой календарных дней..
13 января – это гипотетический Новый год, который «отмечался бы» после перевода дней в календаре вперёд, «если бы» дата начала года не оставалась статичной. О_о Собственно, несусветная чушь, но русским дай лишь повод выпить.
При этом РПЦ перенесла на 7 января празднование Рождества Христова, которое в царское время отмечалось по Юлианскому календарю 25 декабря — как и в Европе, где католики и большинство протестантов в те же годы (начиная с 16-го столетия) отмечали его также 25 декабря, но уже по новому, Григорианскому стилю.
Вдумались?
Таким образом, фраза о том, что наша РПЦ живёт по юлианскому календарю, крайне ошибочна — это очередной миф, который принимается на веру без попытки критически осмыслить сказанное.
ЗАПОМНИТЕ: старый стиль — это на 10–13 дней РАНЬШЕ сегодняшней даты, а не наоборот!
Вот такие они, календарные дела.
Источники:
www.archive-nnov.ru
radiosputnik.ria.ru
wikihre.ru
wikihre.ru