Юридический адрес признан недостоверным как исправить

Порядок актуализации сведений в ЕГРЮЛ, в отношении которых содержится запись о недостоверности | ФНС России | 54 Новосибирская область

54 Новосибирская область

Дата публикации: 04.07.2018

Законодателем установлена возможность внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, государственный реестр, реестр) записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов.

Данная запись может быть внесена в отношении сведений об адресе места нахождения юридического лица, руководителе и (или) учредителе (участнике) юридического лица.

Наличие в государственном реестре записи о недостоверности влечет ограничения для внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице как о постоянно действующем исполнительном органе или участнике (учредителе) юридического лица в случае наличия у данного лица подобного статуса в отношении юридического лица, по которому в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности. Срок действия такого ограничения для гражданина составляет три года с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности.

Кроме того, юридические лица, в отношении которых в ЕГРЮЛ более шести месяцев назад внесена запись о недостоверности, могут быть исключены из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по вышеуказанному основанию аналогична процедуре исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.

Регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, которое публикуется в Вестнике государственной регистрации.

В течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица, вправе направить или представить в регистрирующий орган мотивированное заявление, т.е. из содержания такого заявления должно быть понятно, как исключение юридического лица из ЕГРЮЛ затрагивает права и законные интересы лица, направившего заявление.

Необходимо соблюсти также требования о способе представления такого заявления. Так, заявление заинтересованного лица может быть направлено в регистрирующий орган по почте, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. При направлении заявления по почте подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заявления в регистрирующий орган заинтересованное физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а уполномоченный представитель заинтересованного юридического лица, не являющийся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, — нотариально удостоверенную доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке.

Если такие заявления не поступят, юридическое лицо исключается из реестра.

При этом исключение юридического лица из государственного реестра, которое на момент его исключения имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, либо указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию, также влечет ограничения для внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице как о постоянно действующем исполнительном органе или участнике (учредителе) юридического лица в случае наличия у данного лица подобного статуса в отношении исключенного юридического лица.

В целях недопущения негативных последствий в виде принятия решения об отказе в государственной регистрации и (или) исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа следует актуализировать сведения в государственном реестре, в отношении которых содержится запись о недостоверности.

Для того, чтобы ранее внесенная запись о недостоверности сведений утратила свою актуальность, в регистрирующий орган необходимо представить соответствующее заявление о государственной регистрации (по форме Р13001, Р14001), и документы, подтверждающие достоверность представленных сведений.

Кроме того, положениями Закона о государственной регистрации предусмотрена возможность регистрирующего органа принять решение о приостановлении государственной регистрации для проведения соответствующей проверки.

Рекомендуется в целях подтверждения достоверности заявленных при государственной регистрации сведений представлять дополнительные документы, которые не являются обязательными на момент представления документов, но могут повлиять на результат предоставления государственной услуги в случае устранения сомнений регистрирующего органа.

До подачи соответствующего пакета документов рекомендуется всесторонне оценить обстоятельства, которые могут повлиять на результат предоставления государственной услуги, и устранить все известные препятствия.

КАЧЕСТВО РОЛИКА


15 Мб

Недостоверность адреса в ЕГРЮЛ: что делать

Заказав выписку из ЕГРЮЛ, компания вдруг обнаруживает так называемую «черную метку» в отношении юридического адреса. Что это означает? Какие действия незамедлительно нужно предпринять, чтобы избавиться от метки о недостоверности адреса? Что будет с компанией, если она проигнорирует эту ситуацию?

Недостоверность адреса в ЕГРЮЛ: что делать

Иллюстрация: RosCo

О том, что налоговики в 2016 году проводили работу по выявлению компаний, которые обладают признаками «однодневок», мы писали в одной из наших статей. И если на заре выявления недостоверности адреса, метку можно было увидеть в выписке из ЕГРЮЛ на «бумаге», то начиная с 2017 года – «черная метка» фигурирует и в электронных выписках из ЕГРЮЛ.

Что означает недостоверность адреса

Забегая вперед отметим, что далеко не всегда недостоверность адреса по решению налоговиков, таковым является на самом деле.

Частыми признаками, которые позволяют отнести юридический адрес к категории «недостоверный» являются (п. 2 приказа ФНС от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@):

  • по данному адресу фигурирует 5 и более компаний;
  • по заявленному адресу находится разрушенный объект недвижимости;
  • адрес в принципе не может использоваться для размещения офиса.

Например, по данному адресу располагаются органы государственной власти: военкомат, органы соцзащиты.

Как правило, недостоверность адреса выявляется при регистрации компании.

Тем не менее, «черную метку» в связи с недостоверностью адреса могут получить уже существующие компании. Например, налоговики могут прийти на указанный в ЕГРЮЛ адрес и не обнаружить компанию. На практике известны случаи, когда налоговики, не увидев вывеску компании, делали вывод о недостоверности ее адреса.

В любом случае налоговики должны направить компании уведомление о необходимости подтверждения достоверности адреса в ЕГРЮЛ. В свою очередь, компания в течение 30 дней должна представить сведения о достоверном адресе.

Опять же, компания может не получить направленное уведомление либо налоговики «забывают» это сделать и сразу вносят данные о недостоверности адреса компании.

Какие последствия будут у компании, если ничего не делать

Получив уведомление от налоговиков о недостоверности, некоторые руководители не спешат к урегулированию данного вопроса с налоговиками. А бывает, что компания случайно узнает о «черной метке». Например, при очередном заключении договора с контрагентом, заказывается выписка из ЕГРЮЛ. И уже в выписке видна дата внесения записи о недостоверности адреса в разделе об адресе организации.

Если компания не примет незамедлительных мер, то по истечении 6 месяцев после появления «черной метки» ее могут исключить из ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 21.1 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, как и при добровольной ликвидации компании, должно быть опубликовано в Вестнике государственной регистрации.

Конечно, если в отношении компании возбуждено банкротство или у нее есть долги перед бюджетом, автоматически она не будет исключена.

Но наличие «черной метки» чревато массой неприятностей в бизнесе. Контрагент не будет заключать договор с такой компанией, чтобы его впоследствии не заподозрили в непроявлении должной осмотрительности при заключении сделок. Поэтому наличие метки сказывается и на репутации бизнесмена.

Как снять метку о недостоверности адреса

Рассмотрим ситуацию, когда налоговики ошибочно внесли «черную метку» в части адреса компании. Если 30-дневный срок ответа на уведомление налоговиков не пропущен, то компании нужно обосновать достоверность сведений об адресе.

Для этого необходимо представить документы, подтверждающие нахождение компании по данному адресу, а также сопроводительное письмо (письмо Минфина от 11.03.2019 № 03-12-13/15455). Например, копию договора аренды или субаренды, фотографии здания и офиса, иные пояснения.

Если налоговиков не убедят аргументы компании, то тогда нужно направить жалобу в Управление ФНС. Жалобу рассматривают в месячный срок. Подать жалобу можно лично, через доверенное лицо в налоговую инспекцию. Жалоба может быть подана в электронном виде либо направлена по почте.

Впоследствии решение по жалобе можно также оспорить в суде (ст. 198 АПК). В данном случае компания не обязана соблюдать претензионный порядок урегулирования споров.

При рассмотрении подобных споров суды анализируют действия налоговиков: предпринимали ли налоговики меры по осмотру здания внутри и со двора, как устанавливали собственников помещения по адресу, опрашивали ли лиц, располагающих сведениями о нахождении компании по данному адресу (постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.04.2021 № А32-27074/2020).

Более «запущенным» случаем является уже внесение «черной метки» в ЕГРЮЛ. Понятно, что в этом случае сроки ответа на уведомление уже истекли.

Вторым способом является внесение достоверных сведений. Например, у компании не совпадает юридический и фактический адрес. В таком случае компания может подготовить документы о смене адреса.

Компания заполняет форму Р13014 (утв. приказом ФНС от 08.12.2021 № ЕД-7-14/948@). Адрес компании нужно указать в листе Б формы Р13014.

Общий срок рассмотрения налоговиками формы Р13014 – 7 дней. При необходимости проверки в отношении юридического адреса налоговики могут увеличить срок до 30 дней.

Как избежать «черной метки»

Для того чтобы избежать существенных проблем в будущем, необходимо проверять актуальность сведений в ЕГРЮЛ. При этом можно воспользоваться бесплатным сервисом на сайте налоговиков. Достаточно указать ИНН либо ОГРН компании.

Компания может заказать электронную выписку в налоговой инспекции. Также можно заказать бумажную выписку через МФЦ.

недостоверные сведения в егрюл

ЕГРЮЛ — это государственный реестр юридических лиц. В реестре отражаются основные сведения об организации: дата создания, местонахождение, состав учредителей, размер уставного капитала, имя руководителя, виды экономической деятельности и др. Сведения из реестра являются открытыми, и юридическое лицо несёт ответственность за их достоверность.

Что такое недостоверные сведения

Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ – это та информация об организации, которая не соответствует действительности или вызывает сомнения у налоговых органов. Согласно указаниям ФНС (письма № ГД-4-14/14127 и № ГД-4-14/14126) без доказательств признаются недостоверными такие сведения об юридическом лице:

  • для организаций, созданных до 01.08.2016 – массовый учредитель, руководитель, адрес, имеющий отношение более чем к 50 юр лицам;
  • для организаций, созданных после 01.08.2016 – критерий для массового учредителя и адреса снижен до 10 юрлиц, а для руководителя – до 5 юрлиц.

Такой высокий показатель массовости для организаций, созданных до 01.08.2016, вызван регистрацией сотен тысяч фирм-однодневок. Эти компании изначально создавались не для ведения бизнеса, а для нелегальных целей – участия в налоговых схемах, обналичивания денег, вывода активов за рубеж, да и просто обмана контрагентов. Когда-то ФНС допустила регистрацию большого количества организаций с признаками массовости, но сейчас активно взялась за чистку данных, указанных в реестре.

Кроме того, недостоверной признается информация о руководителе, если он дисквалифицирован или является умершим.

Для организаций, которые ведут реальный бизнес и не имеют признаков массовости, недостоверные сведения в ЕГРЮЛ могут объясняться несвоевременным внесением новых данных в реестр или ошибкой при их указании.

Как проверить достоверность сведений

Учитывая, что сведения из реестра относятся к публичной информации, узнать об их недостоверности может любое заинтересованное лицо: банки, контрагенты, инвесторы, государственные органы. При этом основной контроль за этими данными осуществляет Федеральная налоговая служба.

Проверить, достоверны ли сведения о юридическом лице, могут сами участники и руководитель организации. Предоставление сведений из ЕГРЮЛ возможно с помощью бесплатного сервиса ФНС. Достаточно ввести один из кодов ИНН/ОГРН или название юридического лица и через несколько минут вы получите актуальную информацию. Учтите только, что такие данные из ЕГРЮЛ по ИНН не заменяют официальную выписку из реестра, а носят информационный характер.

Если вы самостоятельно обнаружили по вашей организации недостоверность сведений в реестре, то их надо изменить. Кроме того, сообщить о наличии недостоверных сведений в ЕГРЮЛ может налоговая инспекция, направив соответствующее уведомление.

К сожалению, случаи необоснованных подозрений со стороны налоговых органов в адрес легальных действующих организаций участились. Например, налоговики признают недостоверность данных об адресе по самым формальным признакам. Это может быть отсутствие директора на рабочем месте в момент проверки, недостаточно подробный юридический адрес (нет номера комнаты или офиса) или письмо, которое работники Почты РФ вернули в налоговую инспекцию, как неполученное.

В результате требование представить достоверные сведения об адресе получают компании, действительно работающие по указанным контактам. Отреагировать на такое обращение ИФНС надо в течение 30 дней, иначе информация о недостоверности юридического адреса будет внесена в ЕГРЮЛ.

Обычно, в качестве доказательства достоверности адреса, в налоговую представляют договор аренды офиса, свидетельство о праве собственности на помещение, фотографии вывески и рекламы, письма госорганов, полученные по этим контактам и др. При этом надо быть готовым к тому, что ничего из этого во внимание признаваться не будет. Позицию инспекции можно оспаривать в вышестоящем органе или в суде, но все это требует времени. Быстрее будет адрес просто сменить.

Как изменить сведения в реестре

Таким образом, изменить сведения о государственной регистрации юридических лиц в реестре надо в следующих ситуациях:

  1. При смене руководителя, юридического адреса, состава участников, кодов ОКВЭД, уменьшения или увеличения уставного капитала, изменения долей в нем.
  2. При самостоятельном обнаружении ошибок или неточностей в реестре.
  3. По требованию ИФНС, обнаружившей недостоверные сведения в ЕГРЮЛ.

Для снесения изменений подаётся форма Р13014. Срок подачи документов – три рабочих дня со дня смены директора, адреса, участников, изменения УК и т.д.

Узнать в подробностях о том, какие документы надо представить для изменения регистрационных данных в разных ситуациях можно из этой публикации:

  • Внесение изменений по форме Р13014

Существует ещё один способ сообщить о недостоверных данных в ЕГРЮЛ, им могут воспользоваться лица, обнаружившие, что в отношении них внесена недостоверная информация. Для этого разработана форма Р34001 приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@. Подают такое заявление физические лица, в отношении которых внесены сведения об участии или руководстве организацией.

Ответственность за недостоверность сведений в реестрах

Чем грозит внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об организации? Согласно статье 14.25 КоАП РФ за представление недостоверных сведений в госреестры, в том числе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности, наступает административная ответственность. Размер штрафа для должностных лиц составляет от 5 до 10 тысяч рублей, а при повторном нарушении – от 10 до 50 тысяч рублей с возможностью дисквалификации.

Но, кроме штрафа по статье 14.25 КоАП РФ, метка о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ влечёт за собой ещё ряд негативных последствий:

  1. По требованию налоговой инспекции расчётный счёт организации может быть заблокирован.
  2. Партнёры компании не смогут подтвердить расходы по совершённым сделкам, из-за чего возможно прекращение сотрудничества.
  3. Существует высокий риск назначения выездной налоговой проверки.
  4. Если запись о недостоверности провисит в ЕГРЮЛ больше полугода, юридическое лицо должно быть исключено из реестра. При этом порядок исключения из реестра по такому основанию не до конца проработан налоговой службой, поэтому реальных историй ещё нет.
  5. Участник, имеющий более 50% доли в уставном капитале, и руководитель такой организации не вправе в течение трёх лет создавать новое юридическое лицо или руководить им.
  6. Если в результате использования недостоверной информации из ЕГРЮЛ контрагент или другое лицо понесёт убытки, организация обязана будет их возместить.

Учитывая такие высокие финансовые, административные и репутационные риски, руководителю и участникам ООО надо всегда следить за тем, чтобы в государственных реестрах отражалась только актуальная и достоверная информация об организации.

Сдача отчётности онлайн

Отметка о недостоверности адреса в ЕГРЮЛ. Что делать, чтобы исправить ситуацию?

22 ноября 2018 #

Каждый день мы решаем сотни предпринимательских задач, разбираем простые и сложные вопросы, считаем, ищем, находим, заполняем, обучаем, возвращаем на землю, радуем.

Мы решили, что можно делиться частыми и интересными историями. Поэтому запускаем новую рубрику. Назовём её просто — #ответыКнопки. Будем публиковать вопрос, который когда-то задал один из наших клиентов, и тут же наш ответ. Думаем, будет полезно :)

Вопрос:

Увидел отметку о недостоверности адреса в ЕГРЮЛ. Как так могло получится? Что нужно сейчас сделать чтобы исправить ситуацию?

Ответ:

Налоговая может вносить такую запись по многим причинам — массовость адреса, при проверке сотрудники налоговой не нашли вас на месте или иные причины, по которым вы вызвали интерес. Про массовость уже писали — это когда по одному адресу зарегистрировано пять и больше юрлиц. Поможет проверка на массовый адрес

После обнаружения нарушения налоговая даёт месяц на исправление, прежде чем вносить изменения в ЕГРЮЛ. Уведомление о нарушении как раз приходит почтой на юридический адрес. Если нет доступа к адресу, вы просто пропустили это письмо. Отметка уже появилась.

Оставлять это нельзя:

— контрагенты могут прекратить сотрудничество;

— банки заблокировать текущий счёт и отказать в открытии нового, а также начать проявлять повышенный интерес к вашим операциям;

— если в течение полугода не принять меры по подтверждению или смене адреса, налоговая может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ.

Что делать дальше?

  1. Если вы находитесь по своему юридическому адресу.

Налоговые рьяно взялись проверять адреса, часто признают недостоверными даже те, где находятся реальные офисы или квартиры учредителей. В этом случае подайте документы в налоговую на тот же адрес. По процедуре это будет выглядеть так же, как простая смена адреса. Затем налоговая придёт с проверкой. Если удостоверится, что всё в порядке, то запись из ЕГРЮЛ будет исключена. Обязательно указывайте адрес с точностью до строения или помещения, до офиса или комнаты.

  1. Если вы не находитесь по своему юридическому адресу.

Тут несколько вариантов:

  • Смена юридическего адреса на адрес фактического проживания руководителя. Это исключит затраты на аренду и покупку адреса.

  • Покупка адреса. Любой купленный адрес может стать массовым. Когда налоговая узнает об этом, снова внесёт запись в ЕГРЮЛ. Поэтому всегда рекомендуем брать настоящие адреса, где будете находится.

На всё уйдёт 5 рабочих дней, не считая дня подачи и получения документов.

Запись о недостоверности сведений пропадёт, когда адрес станет достоверным. Останется только запись в конце выписки ЕГРЮЛ, где перечислены все изменения в хронологическом порядке.

Если хотите что-нибудь добавить, пишите :)

Все статьи мы анонсируем в Телеграме. Ещё там найдёте новости, советы и лайфхаки для предпринимателей. Присоединяйтесь :)

Оставьте заявку, проконсультируем, ответим на все вопросы,
подключим.


Телефон, Имя

Вниманию корпоративных секретарей, сотрудников юридических департаментов и подразделений по разрешению корпоративных споров

Юридическая компания «Пепеляев Групп» подготовила ряд практических комментариев и рекомендаций, которые компания может использовать в споре с регистрирующим органом (ИФНС) по делу об оспаривании записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ в отношении компании. Далее рассмотрены наиболее важные аспекты, которые следует учитывать в ситуации внесения записи о недостоверности сведений компании.

В рамках указанной категории дел часто оспаривается законность внесенной ИФНС записи о недостоверности сведений о действующей компании. Однако нередко оспариваются внесенные регистрирующим органом записи уже об исключении общества из ЕГРЮЛ в связи с наличием предшествующей записи о недостоверности. Как в первом, так и во втором случае на практике суды нередко встают на сторону заявителя, тем самым подтверждая законность действий компании. Это приводит к безрадостному выводу о том, что даже добросовестная компания, сведения о которой фактически были достоверными, может быть исключена из ЕГРЮЛ. Это может произойти, если ИФНС в рамках проведенной проверки примет необоснованное решение о недостоверности сведений. Далее рассматриваются аспекты, которые необходимо учесть, чтобы успешно оспорить неправомерно внесенную в ЕГРЮЛ запись о недостоверности.

Как в ЕГРЮЛ появляется запись о недостоверности

В деятельности многих компаний нередко возникают ситуации, когда регистрирующий орган вносит о них запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Такую запись регистрирующий орган вносит в случае установления по результатам проверки недостоверности сведений о компании, содержащихся в ЕГРЮЛ в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[1] («Закон о государственной регистрации»). По выявлении недостоверных сведений регистрирующий орган направляет в адрес компании, ее участников и директора уведомление о необходимости в тридцатидневный срок представить в ИФНС соответствующую достоверную информацию[2]. Если юридическое лицо в указанный срок не сообщит достоверные сведения и не представит документы, подтверждающие корректность спорных сведений, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности. Через шесть месяцев с даты внесения указанной записи компания может быть исключена из ЕГРЮЛ[3].

Обращаем Ваше внимание, что в течение упомянутого шестимесячного срока компания по-прежнему вправе представить в регистрирующий орган информацию и документы, подтверждающие достоверность соответствующих сведений, в том числе она может делать это неоднократно. Как показывает практика, многие компании никак не реагируют на факт внесения записи о недостоверности. Такое бездействие впоследствии нередко толкуется регистрирующим органом в качестве безусловного основания для исключения компаний из ЕГРЮЛ. Тем не менее, как будет показано далее, исключение компании из ЕГРЮЛ в таком случае далеко не всегда является правомерным.

Какие сведения могут быть признаны недостоверными

Напомним, что, согласно правилам, предусмотренным Законом о государственной регистрации[4], запись о недостоверности может быть внесена исключительно в отношении указанных ниже сведений:

  • об адресе компании в пределах места нахождения;
  • об учредителях (участниках) организации;
  • о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени компании:

    — фамилия, имя, отчество;

    — должность;

    — паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    — идентификационный номер налогоплательщика при его наличии
  • в отношении акционерных обществ – сведения о держателях реестров их акционеров;
  • в отношении обществ с ограниченной ответственностью:

— сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам;

— сведения о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении;

— сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

Внесение записей о недостоверности в отношении иных сведений законодательством не предусмотрено.

Предмет и бремя доказывания

Дела об оспаривании записей о недостоверности в ЕГРЮЛ относятся к делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностных лиц. Порядок рассмотрения таких дел регулируется главой 24 АПК РФ[5]. Производство возбуждается на основании заявления заинтересованного лица[6], то есть рассмотрение дел об оспаривании записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ производится в порядке заявительного, а не искового производства.

comment.jpgНапомним, что убытки, причиненные включением в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице по вине уполномоченного органа (ИФНС) полежат возмещению за счет казны Российской Федерации[7].

Бремя доказывания в таких спорах распределяется в соответствии с формулой — каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается[8]. Для признания решения регистрирующего органа о внесении записи в ЕГРЮЛ недействительным (незаконным) заявитель должен доказать наличие одновременно двух обязательных условий:

  • несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону, и
  • нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя[9].

На налоговый орган, принявший спорное решение о внесении записи, возлагается бремя доказывания факта недостоверности соответствующих сведений[10]. О распределении бремени доказывания подробнее будет сказано далее.

Обращаем Ваше внимание, что некоторые суды прямо указывают на то, что шестимесячный срок наличия записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ[11] предназначен для проверки и установления регистрирующим органом факта недостоверности сведений, послуживших основанием внесения спорной записи в ЕГРЮЛ.

Как обосновать правовую позицию в делах об оспаривании записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ

Чтобы выработать верную и обоснованную правовую позицию в деле об оспаривании законности внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, при подготовке к судебному разбирательству компаниям рекомендуется учесть ключевые обстоятельства, на которые суды обращают особое внимание в рамках таких споров. В частности, рекомендуется ознакомиться с позициями судов о том, какие, по их мнению, обстоятельства могут свидетельствовать о незаконности действий регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности, и о доказательствах, которыми компания может подтвердить неправомерность действий ИФНС.

1. Бремя доказывания факта недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, несет исключительно регистрирующий орган, и оно не может быть возложено на заявителя (компанию)

В спорах по делам об оспаривании законности записи о недостоверности суды нередко ссылаются на презумпцию достоверности данных, внесенных в ЕГРЮЛ. Это связано, в частности, с тем, что сведения о компании вносятся в ЕГРЮЛ на основании заявления по установленной форме[12], в котором заявитель (чья подпись удостоверяется в нотариальном порядке) подтверждает их достоверность и предупреждается об ответственности за предоставление недостоверной информации[13].

Как было упомянуто выше, обязанность доказать факт недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений возлагается на регистрирующий орган. Суды последовательно отмечают, что обязанность доказывания обстоятельств, на основании которых государственным органом принимается какое-либо решение, возлагается на соответствующий орган. То есть доказать соответствие закону решения о внесении записи о недостоверности (а следовательно – факт недостоверности соответствующих сведений) или о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должен регистрирующий орган[14].

В частности, регистрирующий орган обязан представить суду документы, на основании которых в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности[15]. Основанием для принятия решения о внесения записи о недостоверности сведений в отношении компании могут являться, например, материалы проверки регистрирующего органа. В случае отсутствия бесспорных доказательств факта недостоверности сведений о компании, суд с высокой вероятностью признает решение о внесении записи о недостоверности сведений незаконным[16].

Таким образом, компания-заявитель не обязана доказывать достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, если регистрирующим органом не предоставлены документы, подтверждающие обратное. Обязанность доказывать достоверность сведений не может быть возложена на юридическое лицо.

Обращаем Ваше внимание на то, что даже в тех случаях, когда суд первой инстанции ошибочно переносит бремя доказывания факта достоверности сведений на заявителя[17], суды вышестоящих инстанций однозначно указывают на не соответствующую закону позицию суда и неправильное распределение бремени доказывания[18].

2. Проверка регистрирующим органом достоверности сведений в ЕГРЮЛ не должна носить формальный характер

В частности, для проверки достоверности сведений об адресе юридического лица регистрирующим органом может быть проведена проверка, в рамках которой устанавливается осуществление проверяемым обществом фактической деятельности по соответствующему адресу.

О недостоверности сведений об адресе юридического лица, например, могут свидетельствовать следующие обстоятельства[19]:

  • адрес юридического лица, согласно сведениям ЕГРЮЛ, обозначен как адрес большого числа иных юридических лиц (т. н. адрес массовой регистрации), в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.);
  • адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
  • адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
  • адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т. п.);
  • имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

В рамках выездных проверочных мероприятий регистрирующий орган, как правило, всегда обращает внимание на наличие вывески с фирменным наименованием компании и возможность беспрепятственно связаться с представителями организации. При этом, как отмечают суды, такая проверка не может носить формальный характер. Иными словами, действия регистрирующего органа должны быть направлены на подлинное установление факта недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Если, например, по результатам проверки сведений об адресе было установлено отсутствие юридического лица только на основании того, что регистрирующим органом не была обнаружена вывеска компании по проверяемому адресу, или отсутствовали представители компании, суды выявляют обстоятельства и порядок проведения такой проверки.

В частности, суды указывают на следующее:

  • не могут подтверждать факт отсутствия юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, обстоятельства, выявленные во время проверки, проведенной в выходной день, даже если в результате проверки не обнаружена вывеска с наименованием общества[20];
  • не признается надлежащим осмотр территории и помещения по месту нахождения общества, произведенный «только с улицы на предмет наличия вывесок на здании, свидетельствующих о деятельности общества по проверяемому адресу» (без осмотра здания внутри, установления собственников помещений по данному адресу, проведения опросов собственников помещений и иных лиц, располагающих сведениями о нахождении общества по юридическому адресу)[21].

3. Когда наличие противоречивых сведений может являться доказательством недостоверности сведений

Наличие у регистрирующего органа противоречивой информации в отношении регистрируемых сведений может свидетельствовать о недостоверности соответствующих сведений. Однако, если противоречивая информация поступает регистрирующему органу от недобросовестного третьего лица (то есть если общество добросовестно предоставило для регистрации достоверные данные, а третьим лицом в адрес регистрирующего органа была направлена информация, компрометирующая ранее внесенные сведения), то наличие противоречивых сведений не может служить основанием для вывода о недостоверности сведений[22].

Например, если собственник арендуемого обществом помещения направил арендатору (обществу) письмо, подтверждающее, что нежилое помещение предоставлено обществу в аренду, в том числе для регистрации в качестве адреса местонахождения постоянно действующего исполнительного органа, и данный адрес может использоваться во всех официальных документах общества, а впоследствии такой собственник направил регистрирующему органу письмо об отзыве своего предыдущего письма и об отказе обществу в юридическом адресе, то ссылка на такое доказательство недостоверности должна быть отклонена, если соответствующий договор аренды не был расторгнут, и арендодатель получал арендную плату от общества[23].

4. Документы, подтверждающие недостоверность сведений в ЕГРЮЛ, должны быть получены и оформлены ИФНС надлежащим образом

Свидетельские показания широко используются при доказывании недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, особенно при проверке достоверности сведений о генеральном директоре или участниках компании.

Несоблюдение предусмотренных законодательством процедур получения доказательств регистрирующим органом влечет недопустимость данных доказательств. Например, в случае нарушения ИФНС установленного налоговым законодательством[24] порядка проведения допроса или несоблюдения требований, предъявляемых к протоколу проверки, суд может прийти к выводу о том, что надлежащая проверка достоверности сведений регистрирующим органом не проводилась. Следовательно, документы, составленные по итогам такой проверки, не будут приобщены в качестве допустимых доказательств или суд отнесется к ним критически.

Обращаем Ваше внимание на то, что протокол допроса, в котором не указана дата его составления, фамилия, имя, отчество должностного лица регистрирующего органа, осуществляющего проведение допроса, который не вручен допрашиваемому лицу, или не соответствует другим требованиям законодательства, не может являться допустимым доказательством[25].

Более того, содержание протокола может быть опровергнуто лицом, дававшим показания, в судебном заседании[26]. Таким образом, даже правильно составленный и оформленный протокол не является неоспоримым доказательством, и самого по себе (в отсутствие других доказательств) его может быть недостаточно для подтверждения ИФНС факта недостоверности сведений.

Обращаем Ваше внимание на то, что налоговый орган может инициировать процедуру исключения юридического лица из ЕГРЮЛ только в том случае, когда у него имеются достоверные сведения, свидетельствующие о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности[27]. То есть налоговый орган должен убедиться в том, что общество не ведет финансово-хозяйственную деятельность.

5. Как общество может подтвердить осуществление деятельности по адресу, указанному в ЕГРЮЛ

Суды придерживаются позиции о том, что регистрирующий орган не вправе исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям[28]. Исключить общество из ЕГРЮЛ (при наличии необходимых для этого оснований[29]) можно только в случае, если общество не осуществляет свою хозяйственную деятельность.

Поэтому в некоторых случаях компании необходимо самостоятельно подтвердить осуществление фактической деятельности по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Свидетельствовать о достоверности адреса юридического лица могут в том числе:

  • договор аренды и письма собственника арендуемого недвижимого имущества о нахождении юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и осуществлении деятельности по данному адресу;
  • договоры поставки, купли-продажи, договоры с иными контрагентами, заключенные, в том числе в период после внесения регистрирующим органом сведений о недостоверности адреса[30]
  • акты выездных проверок иных государственных органов, содержащих адрес юридического лица;
  • документы и отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

При наличии у общества совокупности таких документов даже в случае отрицательных результатов проверки налогового органа общество не должно быть исключено из ЕГРЮЛ на формальных основаниях наличия записи о недостоверности сведений в отношении общества.


[1] Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

[2] Такое уведомление дополнительно может направляться в том числе по электронной почте

[3] Пункт 5 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации

[4] Пункт 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации

[5] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ

[6] Статьи 197 – 198 АПК РФ

[7] Пункт 7 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ

[8] Статья 65, часть 5 статья 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

[9] Суды последовательно применяют данные правила (см. например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2020 года № Ф05-23538/2019 по делу № А40-84228/2019)

[10] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 ноября 2019 года № Ф05-20066/2019 по делу № А40-3662/2019

[11] Подпункт «б» пункта 5 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации

[12] Приказ ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (Зарегистрировано в Минюсте России 14 мая 2012 года № 24139)

[13] Ответственность за предоставление для государственной регистрации недостоверных сведений устанавливается статьей 25 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статьей 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, а также статьей 170.1 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ

[14] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2020 года № Ф05-23538/2019 по делу № А40-84228/2019

[15] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 ноября 2019 года № Ф05-20066/2019 по делу № А40-3662/2019

[16] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 февраля 2020 года № Ф06-57042/2019 по делу № А12-8724/2019

[17] Постановление Арбитражного суда города Москвы от 12 июля 2019 года по делу № 40-84228/19-93-711

[18] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2020 года № Ф05-23538/2019 по делу № А40-84228/2019

[19] Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»

[20] Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2019 года № 20АП-6248/2019 по делу № А54-2761/2019

[21] Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2020 года № Ф02-701/2020 по делу № А33-7287/2019

[22] Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2019 года № 20АП-6248/2019 по делу № А54-2761/2019

[23] Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2019 года № 20АП-6248/2019 по делу № А54-2761/2019

[24] Глава 14 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ

[25] Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда суда от 21.11.2019 N 07АП-11036/2019 по делу N А03-5201/2019

[26] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 февраля 2020 года № Ф06-57042/2019 по делу № А12-8724/2019

[27] Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 января 2020 года № Ф08-11721/2019 по делу № А53-20798/2019

[28] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 сентября 2018 года № Ф06-24836/2017 по делу № А72-18631/2016

[29] Статья 21.1 Закона о государственной регистрации

[30] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 февраля 2020 года № Ф06-57042/2019 по делу № А12-8724/2019

В последнее время все чаще налоговая внезапно, без каких-либо оснований, признает недействительными сведения об адресе, о руководителе или об учредителе организации. На практике это серьезно затрудняет работу компании: невозможно сдать налоговую отчетность, банки могут приостановить операции по счету, контрагенты счесть недопустимым риском и прекратить работу с «недостоверной» организацией.

В прошлом году налоговая с целью расчистки от «однодневок» уже проводила веерные рассылки уведомлений о недостоверности сведений об адресе. Особенно бизнес был удивлен, когда сведения о недостоверности адреса вносили при наличии реально арендуемых офисов или даже находящихся в собственности помещений (!) в разгар пандемии (после истечения моратория), очень часто даже без фактического посещения инспекторами помещений. Вероятно по логике “через полгода исключим действительно недостоверные организации, а остальные как-то озаботятся и подтвердят сведения о себе».

Но ФНС решила не останавливаться на достигнутом, после волны рассылок по недостоверности адресов, пошла волна рассылок по недостоверности сведений о директорах и учредителях. Внезапно, без причин, приходит уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений, в соответствии с которым налоговая уведомляет, что в отношении организации установлена недостоверность сведений о директоре и/или участнике.

Причем налоговая предельно демократична: в моей практике, такие решения выносились как в отношении успешных предпринимателей — владельцев группы компаний, с высокой суммой доходов и активов, так и в отношении участников небольших компании, зачастую находящихся в тяжелом экономическом состоянии, лишая их возможности добровольной ликвидации.

При этом закон связывает с недостоверностью сведений в ЕГРЮЛ, не важно об адресе, участнике или директоре чрезвычайно жесткую санкцию — исключение организации из ЕГРЮЛ — то есть прекращение самого юридического лица, если недостоверность не будет исправлена в течение 6 месяцев.

Но и такого произвольного немотивированного внесудебного прекращения лица было недостаточно налоговому органу. Теперь при наличии сведений о недостоверности, никто не может совершать никакие регистрационные действия, в частности, сделки с долями: ни продавать, ни покупать доли в уставном капитале общества участники не смогут даже при недостоверности адреса.

По мнению налоговой, подержанному нотариусами, чтобы ранее внесенная запись о недостоверности сведений утратила свою актуальность, такому директору/участнику до заключения договора надлежит представить в регистрирующий орган соответствующее заявление о государственной регистрации и документы, подтверждающие достоверность представленных сведений. по мнению налоговой возможно только после допроса руководителя или участника организации в районной налоговой и после этого — подача заявления в регистрационную инспекцию с приложением протокола допроса территориальной налоговой инспекции, где юридическое лицо состоит на учете и т.д.

По сути, произвольным административным действием, без даже мотивировки и обоснования участники компании оказываются ограничены, а то и лишены права собственности на свое имущество (доли компании) они не могут продать, не могут даже выйти из компании, сменить директора, уже не говоря о том, что недостоверность сведений в ЕГРЮЛ затрудняет, а то и делает невозможным саму предпринимательскую деятельность юридического лица — невозможно сдать отчетность, ограничивается или прекращается банковское обслуживание, контрагенты не желая ставить под угрозу свою осмотрительность отказываются от сотрудничества.

Надо заметить, что во всех подобных действия налоговая ссылается на ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон) которая устанавливает порядок и процедуру принятия решения о государственной регистрации.

Можно выделить два случая недостоврености:

1) Заявительный, указанный в пункте 5 ст.11 Закона. в этом случае недостоверность сведений, вносится в ЕГРЮЛ в отношении лица (например, участника или директора), на основании заявления такого лица. Допустим, кто-то потерял паспорт и обнаружил, что на него зарегистрировали компанию.

2) Инициативная проверка, установленная пунктом п.4.2 ст 9 и пунктом 6 ст.11 Закона.

В случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, не только при государственной регистрации, но и уже включенных в ЕГРЮЛ, регистрирующим органом может проводится проверка таких сведений. В случае, если проверка недостоверность, то регистрирующий орган направляет уведомление о недостоверности. Это означает, что для адресата (компания, учредитель) необходимо представить достоверные сведений в течение тридцати дней. В случае непредставления достоверных сведений, а также в случае, если представленные документы не разубеждают налоговую, она вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности.

Казалось бы, налоговая действует на основании закона и остается выполнять любые ее требования?

Однако в соответствии с законом Основания, условия и способы проверки должны быть установленными приказом самой Федеральной налоговой службы. И действительно существует Приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/[email protected] (далее- Приказ).

Что же в нем говорится о возможных основаниях проведения проверок — возникновении упомянутых в Законе обоснованных сомнений в достоверности?

Основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, уже включенных в ЕГРЮЛ, в соответствии с Приказом являются:

— получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также

— иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным регистрационным органом после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

Увы, приказ не раскрывает, что же эта такая иная информация.

Однако это можно установить, рассмотрев основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ

1) наличие в регистрирующем органе, письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ;

2) несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС;

3) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если:

указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;

находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;

указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);

указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица;

4) включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам;

5) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо об участнике общества с ограниченной ответственностью в отношении лица, о котором в ЕГРЮЛ ранее вносилась запись о недостоверности сведений, либо такое лицо на основании вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения в виде непредставления или представления недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган и срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек;

6) представление в регистрирующий орган в качестве документа, подтверждающего основание перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к обществу, заявления участника общества о выходе из общества, оформленного до 1 января 2016 года (за исключением случаев, когда такое заявление участника общества нотариально удостоверено);

7) представление документов при государственной регистрации в связи с реорганизацией юридического лица (юридических лиц) в случаях, если:

в реорганизации участвуют два и более юридических лица;

в отношении юридического лица, которое в результате реорганизации прекратит свою деятельность, не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам такой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у указанного юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам.

Таким образом, Закон и Приказ устанавливают критерий обоснованности сомнений регистрирующего органа в отношении сведений как только включаемых в ЕГРЮЛ, так и уже включенных (и прошедших проверку).

Иначе, говоря некие сведения, полученные регистрационным органом, должны не соответствовать сведениям ранее включенным в ЕГРЮЛ, и на основании этого может быть проведена проверка и при подтверждении достоверности ранее включенных сведений, направлено уведомление о недостоверности. Ни законом, ни приказом не предусмотрен произвольное предположение о недостоверности сведений об адресе, сведений об участнике или единоличном исполнительном органе.

Но для бизнеса существенен вопрос не о законных основаниях действий государственного органа или отсутствии таких, а о том, что же все же делать при получении уведомления о недостоверности или уже по факту внесения сведений о недостоверности в ЕГРЮЛ. Здесь надо понимать, что отстаивание своих прав требует затрат времени, ресурсов, в том числе трудовых и материальных.

Вариант 1. Конформизм

Самым простым способом является обращение в территориальную налоговую для проведения допроса лица, сведения о котором были признаны недостоверными в качестве свидетеля либо же осмотра недвижимости при признании недостоверными сведений об адресе. Затем копий соответствующих протоколов в качестве приложения к заявлениям о государственной регистрации изменений сведений в ЕГРЮЛ должны быть поданы уже в регистрирующую налоговую. Вместо осмотра помещения как мероприятия налоговой инспекции по проверке достоверности адреса, можно приложить к заявлению договор аренды, сведения о платежах и фото/видеоматериалы подтверждающие использование помещения как место нахождения единоличного исполнительного органа.

Вариант 2. Обжалование

Для тех, у кого первый вариант не принес результаты, либо же есть время и ресурсы на оспаривание незаконных действий инспекции, есть два вариант

1) Обжаловать в административном порядке. В этом случае жалоба на решение регистрирующего органа подается либо в саму инспекцию, которая внесла сведения о недостоверности либо в вышестоящий регистрирующий орган.

2) Обжаловать в судебном порядке. Причем, можно сразу обжаловать в суд вместо административного порядка, либо же после него, получив неудовлетворительное решение вышестоящего налогового органа.

Для тех, у кого первый вариант не принес результаты, либо же есть время и ресурсы на оспаривание незаконных действий инспекции, есть два вариант

Правовые основания обжалования

Несмотря на свою сложность и трудозатратность, в случае необоснованного признания налоговой сведений недостоверными, судебный вариант имеет хорошие перспективы и решения налоговой могут быть признаны недействительными.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений. Очевидно, что при принятии решения о признании недостоверными сведений, уже содержащихся в ЕГРЮЛ, также требуется исчерпывающая мотивировка, что заставило регистрирующий орган усомниться в достоверности ранее внесенной информации.

Судом также сформулированы следующие выводы:

  • если установлено, что проверочных мероприятий регистрирующим органом (по его поручению) не проводилось, а сведения признаны недостоверными, то это нарушение налоговой установленной законом процедуры,
  • внесение адреса в перечень адресов массовой регистрации, еще не свидетельствует о невозможности для юридического лица осуществлять деятельность по нему.

Общество может доказать достоверность адреса приложив договор аренды, экспликации помещений, фотографии и видеосъемку. Реальное исполнение договора аренды можно подтвердить, например, объяснениями арендодателя или платежными поручениями (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.05.2021 N Ф06-3421/2021 по делу N А55-11556/2020). Тогда суд придет к выводу, что организацией деятельность по адресу ведется, почтовая корреспонденция получается, договор аренды на указанное помещение заключен, общество осуществляет предпринимательскую деятельность а следовательно признание налоговой сведений недействительными является незаконным (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.09.2018 N Ф05-13687/2018 по делу N А40-231098/2017).

У Инспекции по мнению судов должны быть достаточные правовые основания для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений в отношении руководителя и учредителя Общества, причем выявленные Инспекцией нарушения требований законодательства, сами по себе не могут являться основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности сведений об учредителе и руководителе юридического лица (например, доводы о транзитном характере платежей, отсутствии эксплуатационных расходов, перечислении в адрес поставщиков, указанных в налоговых декларациях), поскольку нарушения Обществом налогового законодательства, само по себе не подтверждают нелегитимность руководителя и учредителя Общества. Равно как и то, что директор/учредитель является учредителем в иных организациях, поскольку эти факты также не свидетельствуют о фактической непричастности его к учреждению и руководству Общества (см. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 N 01АП-1640/2021 по делу N А79-8876/2020).

Суды также констатируют, что налоговая не может ссылаться на отсутствие вывески, регистрацию по указанному адресу нескольких юридических лиц, поскольку это не свидетельствует о том, что по данному адресу не осуществляется связь с юридическим лицом.

Более того, даже отсутствие директора и сотрудников на рабочем месте не является однозначным доказательством недействительности сведений об адресе или директоре, ведь, например, в организации может быть установлен дистанционный режим работы или ненормированный рабочий день, когда сотрудники вправе покидать непосредственное рабочее место в течение дня (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.04.2018 N Ф01-1343/2018 по делу N А28-9627/2017).

Что же касается, практики налоговой об отказе в регистрации любых изменений при внесении ей информации о недостоверности сведений, в результате чего участники оказываются лишены возможности распоряжаться своим имуществом: долей в уставном капитале, то можно ожидать, что практика регистрирующих органов будет изменена после судебных решений, признающих такие внесудебные ограничения собственности недействительными.

Например, по мнению налоговой, государственная регистрация изменений в ЕГРЮЛ об управляющем или управляющей организации, адреса места нахождения которых не совпадают с адресом юридического лица, не могла быть произведена без регистрации сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении его местонахождения на адрес управляющей организации. Иными словами, если у вас общество находится в регионе, а управляющая компания в Москве, то налоговая требовала сменить адрес самого общества на Москву, что являлось не только незаконным, но и нелогичным. После успешного доказывания в суде, что Закон предусматривает возможность передачи функций исполнительного органа юридического лица управляющей организации, но при этом не устанавливает обязанности по изменению места нахождения юридического лица в связи с нахождением управляющей организации в ином населенном пункте, практика налоговых инспекций развернулась и более отказов регистрации по данному основанию не было. (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.04.2017 N Ф07-3508/2017 по делу N А26-7785/2016, при этом суд первой инстанции поддержал управление ФНС своего региона).

Таким образом, для оспаривания, независимо от того, какой способ вы выбрали, административный или судебный первостепенное значение имеет правильная предварительная подготовка документов (сбор доказательств):

1) В части адреса — собрать все доказательства реальности адреса: фото- видеофиксация помещения, доказательства прав на помещения собственности либо аренды, в последнем случае еще доказательство оплаты помещения, его фактического использования.

Если ваша деятельность связана с дистанционной или разъездной работой — укажите это на табличке на двери и оставьте контакты — тогда при видеофиксации проверки инспектору будет тяжело доказать в суде правомерность действий налоговой. Регулярно проверяйте приходящую на адрес регистрации корреспонденцию — доставленное на адрес регистрации письмо о его недостоверности будет хорошим аргументом для суда.

2) в части участника и директора — собрать протокол о назначении директора/решения учредителей или документы на основании которых участник приобрел долю в обществе, приобщить заявление участника/директора (ради достоверности можно засвидетельствовать верность подписи), если есть время и желание — можно сходить и на допрос в районную налоговую.

Чем больше неправомерных действий будет оспорено, тем лучше будет практика в пользу добросовестных организаций и тем меньше будет желание у регистрирующего органа выходить за пределы закона.

Певницкий Сергей Геннадьевич

кандидат юридических наук, адвокат, партнер Адвокатского бюро г.Москвы “Гриб и партнеры”

pevnitsky.legal

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Юридические ошибки тгп
  • Юридические ошибки субъекта преступления
  • Юридическая сторона вопроса полностью не на вашей стороне ошибка
  • Юридическая ошибка следует считать
  • Юридическая ошибка лица совершившего преступление