Железная дрога – удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей. При огромных объемах перевозок, высокой интенсивности и повышенных скоростях движения поездов, железные дороги являются зоной повышенной опасности.
Мгновенно, в случае необходимости, остановить движущийся поезд невозможно, но это затрачивается несколько минут. Даже когда машинист локомотива применяет экстренное торможение, состав поезда, в силу своей огромной скорости и массы, продолжает двигаться по инерции. Поэтому нахождение людей на железнодорожных путях, в местах, не установленных для переходов, или их неожиданное появление в момент прохода поезда, может привести к несчастному случаю.
Чтобы не стать жертвой несчастного случая, будьте дисциплинированы. Не нарушайте Правил, установленных на железнодорожном транспорте. Не подвергайте свою жизнь и жизнь других людей опасности. Будьте внимательны и осторожны. Помните! Железная дорога – не место для прогулок, а зона повышенной опасности, где даже маленькая оплошность может обернуться бедой.
Очень часто некоторые из нас в поисках приключений устраивают игры на железнодорожном полотне, вблизи железнодорожных путей, перебегают пути в неустановленных местах, бросают камни и другие предметы в проходящие поезда, прыгают на ходу с движущегося состава, подкладывают посторонние предметы на рельсы, катаются на велосипедах, санках, роликах. Это приводит к тяжелым последствиям, а иногда к гибели самого нарушителя. Молодые люди любят слушать музыку, разговаривают по мобильному телефону при пересечении путей. Это очень сильно отвлекает внимание при пересечении железнодорожных путей.
Основными причинами травмирования граждан железнодорожным составом или поражение током являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры на железнодорожных путях.
Ежегодно на железной дороге нашей республики гибнут и получают увечья около 400 человек. Нередко несчастные случаи происходят с детьми. Это происходит тот того, что ребята, зная правила на железной дороге, пренебрегают их выполнением, а иногда умышленно нарушают, ошибочно считая, что при этом проявляют мужество и геройство. А очень часто такие «горе-герои» остаются без рук, ног, или погибают.
В связи с имеющими место случаями смертельных травм на объектах железнодорожного транспорта, а также фактах вандализма и хулиганских действий подростков в отношении объектов железнодорожного транспорта, необходимо знать и выполнять общепринятые Правила безопасности на железнодорожном транспорте:
- Переходить железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переездами, настилами, а также в местах, где установлены специальные указатели;
- Переходить железнодорожные пути на переезде лишь при открытом шлагбауме;
- При переходе через железнодорожные пути по пешеходному переходу: убедиться, что в зоне видимости нет движущегося состава;
- Внимательно следить за световыми и звуковыми сигналами, подаваемыми техническими средствами или работниками железнодорожного транспорта, не переходить пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров;
- Выходить из вагона только со стороны посадочной платформы;
- Не переходить железнодорожный путь на красный свет светофора;
- Не использовать наушники и мобильные телефоны при переходе через железнодорожные пути;
- Не заходить за линию безопасности у края платформы;
- Не подлезать под вагон, платформы, железнодорожного подвижного состава, не перелезать через автосцепные устройства между вагонами;
- Не бежать по пассажирской платформе рядом с движущимся поездом, не устраивать различные подвижные игры;
- Не подниматься на крыши поездов;
- Не подниматься на опоры и специальные конструкции контактной сети и воздушных линий и искусственных сооружений;
- Не приближаться к оборванным проводам;
- Не повреждать, не снимать, самостоятельно не устанавливать знаки, указатели или иные носители информации;
- Не повреждать железнодорожный состав;
- Не оставлять на железнодорожных путях посторонние предметы;
- Не играть с огнеопасными и воспламеняющимися веществами;
- Не походить к вагону, и не выходить из него до полной остановки;
- Не прислоняться к дверям поезда и не открывать их во время движения состава;
- Не стоять на подножках и переходных площадках;
- Не препятствовать автоматическому открытию/закрытию дверей вагонов;
- Не высовываться из окон вагонов, дверей, тамбуров;
- Обнаружив посторонние, забытые, подозрительные предметы, сообщить об этом взрослым.
За нарушение данных правил предусмотрена административная ответственность по ч. 5 ст.18.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (проход по железнодорожным путям или нахождение на железнодорожных путях в неустановленном месте) в виде наложения штрафа в размере от двух десятых до двух базовых величин. Нарушение правил проезда железнодорожного переезда согласно ст.18.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях влечет наложение штрафа в размере от двух до четырех базовых величин.
За 2021 год на Белорусской железной дороге допущено 4 случая травмирования подростков, за истекший период 2022 года – 1 случай.
РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» напоминает, что железнодорожные пути являются объектами повышенной опасности. Находясь на них, вы подвергаете свою жизнь риску.
Если посмотреть на карту нашей республики, то убеждаешься, как густо на ней проложены железнодорожные магистрали. Пожалуй сегодня трудно найти человека, который бы не пользовался железнодорожным транспортом. Протяженность железной дороги такова, что ее не обнесешь забором и не поставишь сторожей.
При нахождении в зоне железнодорожных путей надо всегда помнить об опасности. Надо всегда помнить: железная дорога не тропа для пешехода! В самом деле какая же это безопасная тропа, если пассажирский поезд в секунду проходит расстояние 30 метров. Что бы остановить поезд на такой скорости необходимо не одна сотня метров. На тормозной путь затрачивается больше половины минуты, а счет в эти моменты идет на доли секунды. Если человек за эти мгновения не уйдет с пути, он может погибнуть или тяжело пострадать. А как трудно бывает в таких случаях машинисту поезда! Сколько приходится пережить ему, когда перед локомотивом вдруг оказывается человек. Какого напряжения силы воли и реакции требуется для того, чтобы спасти его жизнь.
Нередки случаи, когда школьники взбираются на путь, укладывают на рельсы камни, другие предметы и с нездоровым интересом наблюдают, что из этого получится. За такой шалостью стоят страшные последствия. Если работниками железной дороги за таким занятием нарушители будут задержаны, тогда родителям, да и подросткам не избежать серьезного наказания, вплоть до уголовной ответственности.
Можно ли сказать, что ребята не знают Правил поведения на железной дороге? Нет! Все они знают эти правила, но считают их мелочью, пренебрегают их выполнением, а иногда и умышленно их нарушают, ошибочно считая, что при этом они проявили мужество, геройство. А очень часто такие герои остаются без рук, без ног, или погибают.
Для того, чтобы самому не стать жертвой гражданам необходимо соблюдать элементарные требования:
Не нарушайте правила поведения граждан на железной дороге и не позволяете это делать другим!
Переходите железнодорожные пути только в установленных местах (пешеходные переходы, переезды) предварительно убедившись в отсутствии приближающихся поездов. На перегоне выбирайте для этого места с хорошей видимостью в обе стороны. Переходить пути нужно под прямым углом, не наступая на рельсы (на них можно поскользнуться и упасть).
Особую осторожность необходимо соблюдать на станциях, ведь при скоплении поездов и постороннем шуме трудно заметить или услышать приближающийся поезд.
Пропуская поезд, необходимо быть внимательным, не стоять на соседнем пути. Помните, что движущийся поезд рассекает воздух и частично увлекает его за собой. Вблизи состава образуется воздушная волна, которая может затянуть человека под колеса. Запрещается бежать за идущим поездом, делать посадку или высадку во время движения поезда.
Запрещается проезд на подножках, переходных площадках, тамбурах, крышах вагонов.
Особое внимание необходимо уделять недопущению нахождения на железнодорожных путях, на пешеходном переходе в наушниках.
Работники железнодорожного транспорта делают все возможное, что бы обеспечить безопасное и бесперебойное движение поездов. Однако не всегда железнодорожникам удается это сделать в том числе и из-за нарушения правил поведения на железнодорожных путях.
Во избежание несчастных случаев, запрещается:
- переходить пути перед движущимся поездом;
- переходить пути после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления;
- проходить вдоль железнодорожных путей ближе 5 м от крайнего рельса;
- подлезать под вагоны и перелезать через автосцепку для прохода через занятый путь;
- переходить железнодорожные переезды при закрытых шлагбаумах, а также когда шлагбаум начинает закрываться, или при красном показании сигнала переездной сигнализации;
Помните, что движущийся поезд мгновенно остановить невозможно. Только Ваша осмотрительность, дисциплинированность и строгое соблюдение правил нахождения вблизи железнодорожных путей помогут избежать страшных последствий. Берегите свою жизнь и уважайте труд работников железнодорожного транспорта.
Защитите себя и своих близких!
Дополнительно также сообщаем, что в феврале-марте 2022 г. на объектах железнодорожной инфраструктуры вновь зарегистрирован ряд совершенных несовершеннолетними противоправных посягательств, направленных на дестабилизацию устойчивой работы железнодорожного транспорта и причинение ущерба ГО «Белорусская железная дорога».
Так, в Пуховичском районе двое несовершеннолетних учащихся в период с 21 по 24 марта 2022 года красителем красного цвета нанесли надписи циничного содержания на здание железнодорожного остановочного пункта «Зазерка» РУП «БелЖД».
На территории Минского района 27.03.2022 двое несовершеннолетних накладывали посторонние предметы на железнодорожные пути вблизи д. Таборы.
Несовершеннолетние учащиеся учреждений города Жодино 28.03.2022, находясь на 692 км перегона «Жодино — Южное» — станция «Жодино», вблизи улицы Лебедевского г. Жодино, неизвестным предметом повредили стекло в третьем вагоне поезда № 866 сообщения «Минск — Орша», двигавшегося в сторону г. Орша.
Обращаем внимание, что противоправные деяния подростками совершены в вечернее и каникулярное время. Это свидетельствует как о незанятости детей во внеурочное время, так и о ненадлежащем родительском контроле за образом жизни несовершеннолетних. Более того, бесцельное нахождение несовершеннолетних вблизи объектов железнодорожной инфраструктуры представляет опасность их жизни и здоровью.
Одной из действенных профилактических мер в сложившейся ситуации является повышение ответственности родителей или лиц, их заменяющих, за воспитание своих детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности.
Железная дорога — удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.
Ежегодно под колесами железнодорожного транспорта получают тяжелые травмы десятки детей и подростков. Немало случаев травматизма со смертельным исходом. Железная дорога является зоной повышенной опасности: находясь вблизи путей нужно быть предельно бдительным самому и внимательным к окружающим.
Несчастья в семьях пострадавших объясняются не только нарушением или пренебрежением пострадавших к правилам техники безопасности при нахождении на железнодорожных путях, но и равнодушием, невнимательностью рядом находящихся людей, которые могли подсказать, остановить, потребовать выполнения правил нахождения на железнодорожных путях, но не сделали этого.
Железная дорога для всех, а для детей особенно — зона повышенной опасности. Но, как, ни странно, именно она привлекает подростков для игр, прогулок и забав. Однако печальная статистика должна насторожить как несовершеннолетних, так и взрослых, напомнить им, что только от внимательности и соблюдения, строгих правил поведения зависит здоровье, а порой и жизнь.
Большинство несчастных случаев приходится на время школьных каникул. Самой распространенной причиной травматизма на железной дороге является хождение по путям, переход их в неустановленных местах.
В связи со сложившейся ситуацией с травматизмом несовершеннолетних на объектах железной дороги, в целях профилактики и предупреждения происшествий с участием несовершеннолетних находящихся вблизи железнодорожных путей напоминаем:
Памятка по безопасному поведению на железной дороге и объектах железнодорожного транспорта
1. Железнодорожные пути являются объектами повышенной опасности. Находясь на них, вы подвергаете свою жизнь риску. Никогда не переходите через железнодорожные пути в неустановленных местах, не оборудованных для этого местах, не перебегайте перед проходящим поездом. Помните, что поезд сразу остановить нельзя.
2. Для перехода через железнодорожные пути пользуйтесь переходными мостами, пешеходными настилами и переездами, обращайте внимание на указатели «Переход через пути», прислушивайтесь к подаваемым звуковым сигналам.
3. Не проходите по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора, переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.
4. Проезд на крышах и подножках вагонов, переходных площадках и в тамбурах вагонов, а также на грузовых поездах категорически запрещен.
5. Не выходите на междупутье сразу после проследования поезда, убедитесь в отсутствии поезда встречного направления. Не подлезайте под вагоны стоящего состава. Поезд в любой момент может тронуться.
6. В ожидании поезда, находясь на платформе, не устраивайте игр и других развлечений (фото, видеосъемка) с выходом на железнодорожный путь.
7. Во избежание поражения электрическим током не влезайте на крыши вагонов. В контактной сети высокое напряжение. Не поднимайтесь на опоры и специальные конструкции контактной сети, воздушных линий и искусственных сооружений, не прикасайтесь к токоведущему оборудованию под вагонами пассажирских и электропоездов.
8. При пользовании железнодорожным транспортом соблюдайте правила поведения на вокзалах, проезда в поездах.
9. Не подлезайте под пассажирские платформы и подвижной состав; не прыгайте с пассажирской платформы на пути.
10. Входите в нагон и выходите из вагона при полной остановке поезда и только на сторону, имеющую посадочную платформу.
11. Находиться на объектах железнодорожного транспорта в состоянии алкогольного опьянения опасно для жизни.
На железной дороге запрещено:
1. Ходить по железнодорожным путям на станциях и перегонах. Не рискуйте своей жизнью! Железнодорожная колея – не место для прогулок!
2. Переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров.
3. Переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления.
4. На станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь.
5. Проходить вдоль, железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.
6. Проходить по железнодорожным мостам и тоннелям, не оборудованным дорожками для прохода пешеходов.
7. Стоять на подножках и переходных площадках, открывать двери вагонов на ходу поезда, задерживать открытие и закрытие автоматических дверей пригородных поездов.
8. Проезжать в поездах в нетрезвом состоянии.
9. Оставлять детей без присмотра на посадочных платформах и в вагонах.
10. Выходить из вагона на междупутье и стоять там при проходе встречного поезда.
11. Прыгать с платформы на железнодорожные пути.
12. Устраивать на платформе различные подвижные игры.
13. Курить в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородных поездов, в не установленных для курения местах в поездах местного и дальнего сообщения.
14. Бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.
15. На железной дороге также запрещено наложение на рельсы посторонних предметов, закидывание поездов камнями и другие противоправные действия, так как они могут повлечь за собой гибель людей.
Родителям!
На железной дороге запрещено оставлять детей без присмотра — это может привести к трагическим последствиям. Всегда помните, что, находясь на железнодорожных объектах, детей необходимо держать за руку или на руках.
Железная дорога не место для игр, а зона повышенной опасности! Берегите вашу жизнь и жизнь ваших детей!
Любое постороннее вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта незаконно, оно преследуется по закону и влечет за собой уголовную и административную ответственность (за нарушения правил безопасности детьми ответственность несут их родители).
Уважаемые взрослые!
Соблюдайте сами и учите детей правилам безопасности на железнодорожном транспорте!
Не оставляйте детей одних и не позволяйте им играть вблизи железнодорожных путей! Не проходите равнодушно мимо шалостей детей вблизи железнодорожной дороги.
Тысячи людей ежегодно находят свою смерть на железнодорожных путях. Одни просто не хотят платить за проезд, другие ищут острых ощущений, а некоторые просто готовы рискнуть жизнью ради пары выигранных минут, срезая дорогу по путям. Для пресечения безрассудства граждан общественники решили выработать дорожную карту развития транспортной безопасности в рамках единой рабочей группы.
За нахождение на путях нужен административный арест
Только за шесть месяцев этого года 873 человека пострадали от поездов и 100 человек получили удары тока на железной дороге. Такие цифры привел начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Дмитрий Раенок, выступая на «круглом столе» в Общественной палате, посвященном травматизму граждан на железных дорогах. «В прошлом году смогли добиться снижения детского травматизма на 20 процентов, но сейчас за 6 месяцев вновь наблюдается рост на 20 процентов», — сказал он. Хотя чаще всего в зону риска попадают именно подростки, пожилые люди также зачастую не прислушиваются к новым требованиям по обеспечению безопасности и безрассудно рискуют своей жизнью. «Ежегодно обновляется по 30-40 тысяч плакатов, призывающих к внимательности при переходе путей, но это малоэффективно», — считает чиновник. Подростки в капюшонах и с включённой музыкой в наушниках сами идут под колёса поезда. По его мнению, только просветительская работа с общественностью, с детьми в школах и повышение ответственности взрослых за несоблюдение техники безопасности на железной дороге может принести результаты.
«Из всех случаев травмирования на железных дорогах 80 процентов — это хождение по путям», — считает исполнительный директор ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» Максим Дьяконов. Только 10 процентов пострадали на переходах, но с этим ничего нельзя сделать — людей не останавливает ни светофор, ни звуковая сигнализация. И большая часть пострадавших на путях оказывается там в попытке избежать оплаты проезда. «В ряде мест существуют спецбригады, которые оперативно выезжают и с использованием техники восстанавливают проломы в заборах. Ни одна заделанная дырка не продержалась более дня. Не вижу другого пути к наведению порядка, кроме как введение административного ареста за нахождение на путях в неположенном месте», — подчеркнул он.
Его поддержал председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности Антон Цветков. На его взгляд, пролом ограждений для доступа на железнодорожные пути необходимо увязать с транспортной безопасностью и ответственностью должна быть вплоть до уголовной. Также общественник призвал провести анализ всех пешеходных переходов на железнодорожных путях. «Лишь некоторые из них пользуются спросом, остальные же пустуют, в то время как граждане идут в опасный обход через пути», — отметил он. Транспортная полиция сейчас настолько сокращена, что не может эффективно выполнять надзорную функцию, люди толпами ходят по путям, стоит рассмотреть возможность передать их функции к перевозчикам. Антон Цветков предложил рассмотреть возможность создания единой сводной рабочей группы по разработке дорожной карты по развитию транспортной безопасности на железных дорогах и вынести её на рассмотрение законодателей.
Адреналин ценою жизни
Особняком в проблеме травматизма на железной дороге стоит ситуация с зацеперами. Зацепинг — это способ передвижения, когда человек находится снаружи поезда и держится за поручни, лестницы, подножки и другие элементы. Зацепер может ехать на крыше, на сцепках между вагонами, с боковых или торцевых сторон. В перенаселённой Индии такой способ путешествия считается обычным делом и даже не относится к экстремальному времяпрепровождению. Но в России среди подростков такое увлечение приносит дополнительные очки к крутизне иногда ценою здоровья или жизни. Только в Москве в прошлом году пострадали 17 подростков, 9 из которых погибли. Впрочем, зацепингом не брезгуют и солидные взрослые люди, поскольку он помогает не платить за проезд. К тому же действующие штрафы за это увлечение просто смешные, иногда дешевле стоимости поездки, да это еще и с условием, что тебя сперва поймают. Если это всё-таки произойдёт, вам выпишут штраф в 100 рублей на железных дорогах общего пользования и 500 рублей за проезд снаружи трамваев и безрельсового транспорта. Самые крупные штрафы за данное нарушение начиная с 2013 года действуют в Нижегородском метрополитене, где зацеперам придётся раскошелиться на сумму от 1000 до 3000 рублей.
«Чем принципиальнее машинист и его помощник, тем меньше будет возможности у зацеперов проехать в их излюблённой манере. Потому важно поднять уровень добросовестного отношения железнодорожников к работе», — считает Антон Цветков. Для совершеннолетних зацеперов, которые вовлекают в опасное занятие подростков, он предложил ввести уголовную ответственность, поскольку это опасное для жизни увлечение. А также, помимо штрафа, установить административный арест до 15 суток — единственная эффективная мера, которая действительно заставит нарушителей задуматься о последствиях. Несовершеннолетних зацеперов, по мнению общественника, следует помещать в Центр временного содержания несовершеннолетних нарушителей.
Осложнить жизнь любителям ездить с ветерком депутаты уже пытались. В 2013 году заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту, депутат от ЛДПР Александр Старовойтов предложил увеличить размер штрафа со ста до пяти тысяч рублей. «Весь YouTube в роликах про молодых ребят-зацеперов. В большинстве своём это дети, не достигшие 18 лет. Есть специальные группы, это уже фактически субкультура. Если мы это не остановим, мы будем терять наших детей», — говорил парламентарий в поддержку своей инициативы. Тем не менее законопроект был отклонён и проблема за три года только разрослась.