I
Нынче скромен наш клуб именитый,
Редки в нем и не громки пиры.
Где ты, время ухи знаменитой?
Где ты, время безумной игры?
Воротили бы, если б могли мы,
Но, увы! не воротишься ты!
Прежде были легко уловимы
Характерные клуба черты:
В молодом поколении — фатство,
10 В стариках, если смею сказать,
Застарелой тоски тунеядства,
Самодурства и лени печать.
А теперь элемент старобарский
Вытесняется быстро: в швейцарской
Уж лакеи не спят по стенам;
Изменились и люди, и нравы,
Только старые наши уставы
Неизменны, назло временам.
Да Крылов роковым переменам
20 Не подвергся (во время оно
Старый дедушка был у нас членом,
Бюст его завели мы давно)…
Прежде всякая новость отсюда
Разносилась в другие кружки,
Мы не знали, что думать, покуда
Не заявят тузы-старики,
Как смотреть на такое-то дело,
На такую-то меру; ключом
Самобытная жизнь здесь кипела,
30 Клуб снабжал всю Россию умом…
Не у нас ли впервые раздался
Слух (то было в тридцатых годах),
Что в Совете вопрос обсуждался:
Есть ли польза в железных путях?
«Что ж, признали?» — до новостей лаком,
Я спросил у туза-старика.
— Остается покрытая лаком
Резолюция в тайне пока… —
Крепко в душу запавшее слово
40 Также здесь услыхал я впервой:
«Привезли из Москвы Полевого…»
Возвращаясь в тот вечер домой,
Думал я невеселые думы
И за труд неохотно я сел.
Тучи на небе были угрюмы,
Ветер что—то насмешливо пел.
Напевал он тогда, без сомненья:
«Не такие еще поощренья
Встретишь ты на пути роковом».
50 Но не понял я песенки спросту,
У Цепного бессмертного мосту
Мне ее пояснили потом…
Получив роковую повестку,
Сбрил усы и пошел я туда.
Сняв с седой головы своей феску
И почтительно стоя, тогда
Князь Орлов прочитал мне бумагу…
Я в ответ заикнулся сказать:
«Если б даже имел я отвагу
60 Столько дерзких вещей написать,
То цензура…» — К чему оправданья?
Император помиловал вас,
Но смотрите!!. Какого вы званья? —
«Дворянин». — Пробегал я сейчас
Вашу книгу: свободы крестьянства
Вы хотите? На что же тогда
Пригодится вам ваше дворянство?..
Завираетесь вы, господа!
За опасное дело беретесь,
70 Бросьте! бросьте!.. Ну, бог вас прости!
Только знайте: еще попадетесь,
Я не в силах вас буду спасти… —
Помню я Петрашевского дело,
Нас оно поразило, как гром,
Даже старцы ходили несмело,
Говорили негромко о нем.
Молодежь оно сильно пугнуло,
Поседели иные с тех пор,
И декабрьским террором пахнуло
80 На людей, переживших террор.
Вряд ли были тогда демагоги,
Но сказать я обязан, что всё ж
Приговоры казались нам строги,
Мы жалели тогда молодежь.
А война? До царя не скорее
Доходили известья о ней:
Где урон отзывался сильнее?
Кто победу справлял веселей?
Прискакавшего прямо из боя
90 Здесь не раз мы видали героя
В дни, как буря кипела в Крыму.
Помню, как мы внимали ему:
Мы к рассказчику густо теснились,
И героев войны имена
В нашу память глубоко ложились,
Впрочем, нам изменила она!
Замечательно странное свойство
В нас суровый наш климат развил —
Забываем явивших геройство,
100 Помним тех, кто себя посрамил:
Кто нагрел свои гнусные руки,
У солдат убавляя паек,
Кто, внимая предсмертные муки,
Прятал русскую корпию впрок
И потом продавал англичанам,—
Всех и мелких, и крупных воров,
Отдыхающих с полным карманом,
Не забудем во веки веков!
Все, кем славилась наша столица,
110 Здесь бывали: куда ни взгляни —
Именитые, важные лица.
Здесь, я помню, в парадные дни
Странен был среди знати высокой
Человек без звезды на груди.
Гость—помещик из глуши далекой
Только рот разевай да гляди:
Здесь посланники всех государей,
Здесь банкиры с тугим кошельком,
Цвет и соль министерств, канцелярий,
120 Откупные тузы,— и притом
Симметрия рассчитана строго:
Много здесь и померкнувших звезд,
Говоря прозаичнее: много
Генералов, лишившихся мест…
Зажигалися сотнями свечи,
Накрывалися пышно столы,
Говорились парадные речи…
Говорили министры, послы,
Наши Фоксы и Роберты Пили
130 Здесь за благо отечества пили,
Здесь бывали интимны они…
Есть и нынче парадные дни,
Но пропала их важность и сила.
Время нашего клуба прошло,
Жизнь теченье свое изменила,
Как река изменяет русло…
II
Очень жаль, что тогдашних обедов
Не могу я достойно воспеть,
Тут бы нужен второй Грибоедов…
140 Впрочем, Муза! не будем робеть!
Начинаю.
Москва. День субботний.
(Петербург не лишен едоков,
Но в Москве грандиозней, животней
Этот тип.) Среди полных столов
Вот рядком старики-объедалы:
Впятером им четыреста лет,
Вид их важен, чины их немалы,
Толщиною же равных им нет.
Раздражаясь из каждой безделки,
150 Порицают неловкость слуги,
И от жадности, вместо тарелки,
На салфетку валят пироги;
Шевелясь как осенние мухи,
Льют, роняют,— беспамятны, глухи;
Взор их медлен, бесцветен и туп.
Скушав суп, старина засыпает
И, проснувшись, слугу вопрошает:
«Человек! подавал ты мне суп?..»
Впрочем, честь их чужда укоризны:
160 Добывали места для родни
И в сенате на пользу отчизны
Подавали свой голос они.
Жаль, уж их потеряла Россия
И оплакал москвич от души:
Подкосила их «ликантропия»,
Их заели подкожные вши…
Петербург. Вот питух престарелый,
Я так живо припомнил его!
Окружен батареею целой
170 Разных вин, он не пьет ничего.
Пить любил он; я думаю, море
Выпил в долгую жизнь; но давно
Пить ему запретили (о горе!..).
Старый грешник играет в вино:
Наслажденье его роковое
Нюхать, чмокать, к свече подносить
И раз двадцать вино дорогое
Из стакана в стакан перелить.
Перельет — и воды подмешает,
180 Поглядит и опять перельет;
Кто послушает, как он вздыхает,
Тот мучения старца поймет.
«Выпить, что ли?» — Опаснее яда
Вам вино! — закричал ему врач…
«Ну, не буду! не буду, палач!»
Это сцена из Дантова «Ада»…
Рядом юноша стройный, красивый,
Схожий в профиль с великим Петром,
Наблюдает с усмешкой ленивой
190 За соседом своим чудаком.
Этот юноша сам возбуждает
Много мыслей: он так еще млад,
Что в приемах большим подражает:
Приправляет кайеном салат,
Портер пьет, объедается мясом;
Наливая с эффектом вино,
Замечает искусственным басом:
«Отчего перегрето оно?»
Очень мил этот юноша свежий!
200 Меток на слово, в деле удал,
Он уж был на охоте медвежьей,
И медведь ему ребра помял,
Но Сережа осилил медведя.
Кстати тут он узнал и друзей:
Убежали и Миша и Федя,
Не бежал только егерь — Корней.
Это в нем скептицизм породило:
«Люди — свиньи!» — Сережа решил
И по-своему метко и мило
210 Всех знакомых своих окрестил.
Знаменит этот юноша русский:
Отчеканено имя его
На подарках всей труппы французской!
(Говорят, миллион у него.)
Признак русской широкой природы —
Жажду выдвинуть личность свою —
Насыщает он в юные годы
Удальством в рукопашном бою,
Гомерической, дикой попойкой,
220 Приводящей в смятенье трактир,
Да игрой, да отчаянной тройкой.
Он своей молодежи кумир,
С ним хорошее общество дружно,
И он счастлив, доволен собой,
Полагая, что больше не нужно
Ничего человеку. Друг мой!
Маловато прочесть два романа
Да поэму «Монго» изучить
(Эту шалость поэта—улана),
230 Чтоб разумно и доблестно жить!
Недостаточно ухарски править,
Мчась на бешеной тройке стремглав,
Двадцать тысяч на карту поставить
И глазком не моргнуть, проиграв,—
Есть иное величие в мире,
И не торный ведет к нему путь,
Человеку прекрасней и шире
Можно силы свои развернуть!
Если гордость, похвальное свойство,
240 Ты насытишь рутинным путем
И недремлющий дух беспокойства
Разрешится одним кутежом;
Если с жизни получишь ты мало,
Не судьба тому будет виной:
Ты другого не знал идеала,
Не провидел ты цели иной!
Впрочем, быть генерал-адъютантом,
Украшенья носить на груди —
С меньшим званием, с меньшим талантом
250 Можно… Светел твой путь впереди!
Не одно, целых три состоянья
На своем ты веку проживешь:
Как не хватит отцов достоянья,
Ты жену с миллионом возьмешь;
А потом ты повысишься чином —
Подоспеет казенный оклад.
По таким—то разумным причинам
Твоему я бездействию рад!
Жаль одно: на пустые приманки,
260 Милый юноша! ловишься ты,
Отвратительны эти цыганки,
А друзья твои — точно скоты.
Ты, чей образ в порыве желанья
Ловит женщина страстной мечтой,
Ищешь ты покупного лобзанья,
Ты бежишь за продажной красой!
Ты у старцев, чьи икры на вате,
У кого разжиженье в крови,
Отбиваешь с оркестром кровати!
270 Ты — не знаешь блаженства любви?..
Очень милы балетные феи,
Но не стоят хороших цветов,
Украшать скаковые трофеи
Годны только твоих кучеров.
Те же деньги и то же здоровье
Мог бы ты поумнее убить,
Не хочу я впадать в пустословье
И о честном труде говорить.
Не ленив человек современный,
280 Но на что расточается труд?
Чем работать для цели презренной,
Лучше пусть эти баловни пьют…
…………..
Знал я юношу: в нем сочетались
Дарованье, ученость и ум,
Сочиненья его покупались,
А одно даже сделало шум.
Но, к несчастию, был он помешан
На комфорте — столичный недуг,—
290 Каждый час его жизни был взвешен,
Вечно было ему недосуг:
Чтоб приставить кушетку к камину,
Чтоб друзей угощать за столом,
Он по месяцу сгорбивши спину
Изнывал за постылым трудом.
«Знаю сам,— говорил он частенько,—
Что на лучшее дело гожусь,
Но устроюсь сперва хорошенько,
А потом и серьезно займусь».
300 Суетился, спешил, торопился,
В день по нескольку лекций читал;
Секретарствовал где—то, учился
В то же время; статейки писал…
Так трудясь неразборчиво, жадно,
Раздробившись на тысячу дел,
Ничего он не сделал изрядно,
Да и сам—то пожить не успел,
Не потешил ни бога, ни черта,
Не увлекся ничем никогда
310 И бессмысленной жертвой комфорта
Пал — под игом пустого труда!
Знал я мужа: командой пожарной
И больницею он заправлял,
К дыму, к пламени в бане угарной
Он нарочно солдат приучал.
Вечно ревностный, вечно неспящий,
Столько делал фальшивых тревог,
Что случится пожар настоящий —
Смотришь, лошади, люди без ног!
320 «Смирно! кутай башку в одеяло!» —
В лазарете кричат фельдшера
Настежь форточки — ждут генерала,—
Вся больница в тревоге с утра.
Генерал на минуту приедет,
Смотришь: к вечеру в этот денек
Десять новых горячечных бредит,
А иной и умрет под шумок…
Знал я старца: в душе его бедной
Поселился панический страх,
330 Что погубит нас Запад зловредный.
Бледный, худенький, в синих очках,
Он недавно еще попадался
В книжных лавках, в кофейных домах,
На журналы, на книги бросался,
С карандашиком вечно в руках:
Поясненья, заметки, запросы
Составлял трудолюбец старик,
Он на вывески даже доносы
Сочинял, если не было книг.
340 Все его инстинктивно дичились,
Был он грязен, жил в крайней нужде,
И зловещие слухи носились
Об его бескорыстном труде.
Взволновали Париж беспокойный,
Наступили февральские дни,
Сам ты знаешь, читатель достойный,
Как у нас отразились они.
Подоспело удобное время,
И в комиссию мрачный донос
350 На погибшее блудное племя
В три приема доносчик принес.
И вещал он властям предержащим:
«Многолетний сей труд рассмотри
И мечом правосудья разящим
Буесловия гидру сотри!..»
Суд отказом его не обидел,
Но старик уже слишком наврал:
Демагога в Булгарине видел,
Робеспьером Сенковского звал.
360 Возвратили!.. В тоске безысходной
Старец скорбные очи смежил,
И Линяев, сатирик холодный,
Эпитафию старцу сложил:
«Здесь обрел даровую квартиру
Муж злокачествен, подл и плешив,
И оставил в наследие миру
Образцовых доносов архив».
Так погиб бесполезно, бесследно
Труд почтенный; не правда ли, жаль?
370 «Иногда и лениться не вредно» —
Такова этих притчей мораль…
III
Время в клуб воротиться, к обеду…
Нет, уж поздно! Обед при конце,
Слишком мы протянули беседу
О Сереже, лихом молодце.
Стариков полусонная стая
С мест своих тяжело поднялась,
Животами друг друга толкая,
До диванов кой-как доплелась.
380 Закурив дорогие сигары,
Неиграющий люд на кружки
Разделился; пошли тары-бары…
(Козыряют давно игроки.)
Нынче множество тем для витийства,
Утром только газеты взгляни —
Интересные кражи, убийства,
Но газеты молчали в те дни.
Никаких «современных вопросов»,
Слухов, толков, живых новостей,
390 Исключенье одно: для доносов —
Допускалось. Доносчик Авдей
Представлялся исчадием ада
В добродушные те времена,
Вообще же в стенах Петрограда
По газетам, была тишина.
В остальной необъятной России
И подавно! Своим чередом
Шли дожди, бунтовали стихии,
А народ… мы не знали о нем.
400 Правда, дикие, смутные вести
Долетали до нас иногда
О мужицкой расправе, о мести,
Но не верилось как-то тогда
Мрачным слухам. Покой нарушался
Только голодом, мором, войной,
Да случайно впросак попадался
Колоссальный ворище порой —
Тут молва создавала поэмы,
Оживало всё общество вдруг…
410 А затем обиходные темы
Сокращали наш мирный досуг.
Две бутылки бордо уничтожа,
Не касаясь общественных дел,
О борзых, о лоретках Сережа
Говорить бесподобно умел:
Берты, Мины и прочие… дуры
В живописном рассказе его
Соблазнительней самой натуры
Выходили. Но лучше всего
420 Он дразнил петербургских актеров
И жеманных французских актрис.
Темой самых живых разговоров
Были скачки, парад, бенефис.
В офицерском кругу говорили
О тугом производстве своем
И о том, чьи полки победили
На маневрах под Красным Селом:
«Верно, явится завтра в приказе
Благодарность войскам, господа:
430 Сам фельдмаршал воскликнул в экстазе:
„Подавайте Европу сюда!..“»
Тут же шли бесконечные споры
О дуэли в таком-то полку
Из-за Клары, Арманс или Лоры,
А меж тем где-нибудь в уголку
Звуки грязно настроенной лиры
Костя Бурцев («поэт не для дам»,
Он же член «Комитета Земфиры»)
Сообщал потихоньку друзьям.
440 Безобидные, мирные темы!
Не озлят, не поссорят они…
Интересами личными все мы
Занималися больше в те дни.
Впрочем, были у нас русофилы
(Те, что видели в немцах врагов),
Наезжали к нам славянофилы,
Светский тип их тогда был таков:
В Петербурге шампанское с квасом
Попивали из древних ковшей,
450 А в Москве восхваляли с экстазом
Допетровский порядок вещей,
Но, живя за границей, владели
Очень плохо родным языком,
И понятья они не имели
О славянском призваньи своем.
Я однажды смеялся до колик,
Слыша, как князь NN говорил:
«Я, душа моя, славянофил».
— А религия ваша? — «Католик».
460 Не задеты ничем за живое,
Всякий спор мы бросали легко,
Вот за картами,— дело другое! —
Волновались мы тут глубоко.
Чу! какой-то игрок крутонравный,
Проклиная несчастье, гремит.
Чу! наш друг, путешественник славный,
Монотонно и дерзко ворчит:
Дух какой-то враждой непонятной
За игрой омрачается в нем;
470 Человек он весьма деликатный,
С добрым сердцем, с развитым умом.
Несомненным талантом владея,
Он прославился книгой своей,
Он из Африки негра-лакея
Вывез (очень хороший лакей,
Впрочем, смысла в подобных затеях
Я не вижу: по воле судеб
Петербург недостатка в лакеях
Никогда не имел)… Но свиреп
480 Он в игре, как гиена: осадок
От сибирских лихих непогод,
От египетских злых лихорадок
И от всяких житейских невзгод
Он бросает в лицо партенёра
Так язвительно, тонко и зло,
Что игра прекращается скоро,
Как бы жертве его ни везло…
Генерал с поврежденной рукою
Также здесь налицо; до сих пор
490 От него еще дышит войною,
Пахнет дымом Федюхиных гор.
В нем героя война отличила,
Но игрок навсегда пострадал:
Пуля пальцы ему откусила…
Праздно бродит седой генерал!
В тесноте, доходящей до давки,
Весь в камнях, подрумянен, завит,
Принимающий всякие ставки
За столом миллионщик сидит:
500 Тут идут смертоносные схватки.
От надменных игорных тузов
До копеечных трех игроков
(Называемых: терц от девятки)
Все участвуют в этом бою,
Горячась и волнуясь немало…
(Тут и я, мой читатель, стою
И пытаю фортуну, бывало…)
При счастливой игре не хорош,
Жаден, дерзок, богач старичишка
510 Придирается, спорит за грош,
Рад удаче своей, как мальчишка,
Но зато при несчастье он мил!
Он, бывало, нас много смешил…
При несчастье вздыхал он нервически,
Потирал раскрасневшийся нос
И певал про себя иронически:
«Веселись, храбрый росс!..»
Бой окончен, старик удаляется,
Взяв добычи порядочный пук…
520 За три комнаты слышно: стук! стук!
То не каменный гость приближается…
Стук! стук! стук! — равномерно стучит
Словно ступа, нога деревянная:
Входит старый седой инвалид,
Тоже личность престранная…
…………..
Муза! ты отступаешь от плана!
Общий очерк затеяли мы,
Так не тронь же, мой друг, ни Ивана,
530 Ни Луки, ни Фомы, ни Кузьмы!
Дорисуй впечатленье — и мирно
Удались, не задев единиц!
Да, играли и кушали жирно,
Много было типических лиц,—
Но приспевшие дружно реформы
Дали обществу новые формы…
Клуб оставив пока в стороне,
Мы ко всей обратимся стране…
IV
Благодатное время надежд!
540 Да! прошедшим и ты уже стало!
К удовольствию диких невежд,
Ты обетов своих не сдержало.
Но шумя и куда-то спеша
И как будто оковы сбивая,
Русь! была ты тогда хороша!
(Разуметь надо: Русь городская.)
Как невольник, покинув тюрьму,
Разгибается, вольно вздыхает
И, не веря себе самому,
550 Богатырскую мощь ощущает,
Ты казалась сильна, молода,
К Правде, к Свету, к Свободе стремилась,
В прегрешениях тяжких тогда,
Как блудница, ты громко винилась,
И казалось нам в первые дни:
Повториться не могут они…
Приводя наше прошлое в ясность,
Проклиная бесправье, безгласность,
Произвол и господство бича,
560 Далеко мы зашли сгоряча!
Между тем, как народ неразвитый
Ел кору и молчал как убитый,
Мы сердечно болели о нем,
Мы взывали: «Даруйте свободу
Угнетенному нами народу,
Мы прошедшее сами клянем!
Посмотрите на нас: мы обжоры,
Мы ходячие трупы, гробы,
Казнокрады, народные воры,
570 Угнетатели, трусы, рабы!»
Походя на толпу сумасшедших,
На самих себя вьющих бичи,
Сознаваться в недугах прошедших
Были мы до того горячи,
Что превысили всякую меру…
Крылось что-то неладное тут,
Но не вдруг потеряли мы веру…
Призывая на дело, на труд,
Понял горькую истину сразу
580 Только юноша-гений тогда,
Произнесший бессмертную фразу:
«В настоящее время, когда…»
Дело двинулось… волею власти…
И тогда—то во всей наготе
Обнаружились личные страсти
И послышались речи — не те:
«Это яд, уж давно отравлявший
Наше общество, силу забрал!» —
Восклицал, словно с неба упавший,
590 Суясь всюду, сморчок генерал
(Как цветы, что в ночи распускаются,
Эти люди в чинах повышаются
В строгой тайне — и в жизни потом
С непонятным апломбом являются
В роковом ореоле своем).
«Со времен Петрашевского строго
За развитьем его я следил,
Я наметил поборников много,
Но… напрасно я труд погубил!
600 Горе! горе! Имею сынишку,
Тяжкой службой, бессонным трудом
Приобрел я себе деревнишку…
Что ж… пойду я теперь нагишом?..
Любо вам рисоваться, мальчишки!
А со мной-то что сделали вы?..»
Если б только такие людишки
Порицали реформу… увы!
Радикалы вчерашние тоже
Восклицали: «Что будет?.. о боже!..»
610 Уступать не хотели земли…
(Впрочем, надо заметить, не много,
Разбирая прошедшее строго,
Мы бы явных протестов начли:
По обычаю мудрых холопов,
Мы держалися побольше подкопов
Или рабски за временем шли…)
Некто, слывший по службе за гения,
Генерал Фердинанд фон дер Шпехт
(Об отводе лесов для сечения
620 Подававший обширный проект),
Нам предсказывал бунты народные
(«Что, не прав я?..» — потом он кричал).
— Всё они! всё мальчишки негодные! —
Негодующий хор повторял.
Та вражда к молодым поколеньям
Здесь начальные корни взяла,
Что впоследствии диким явленьем
В нашу жизнь так глубоко вошла.
Учрежденным тогда комитетам
630 Потерявшие ум старики
Посылали, сердясь не по летам,
Брань такую: «Мальчишки! щенки!..»
(Там действительно люди засели
С средним чином, без лент и без звезд,
А иные тузы полетели
В то же время с насиженных мест.)
Не щадя даже сына родного,
Уничтожить иной был готов
За усмешку, за резкое слово
640 Безбородых, безусых бойцов;
Их ошибки встречались шипеньем,
Их несчастье — скаканьем и пеньем:
«Ну! теперь-то припрут молодцов!
Лезут на стену, корчат Катонов,
Посевают идеи Прудонов,
А пугни — присмиреет любой,
Станет петь превосходство неволи…»
Правда, правда! народ молодой
Брал подчас непосильные роли.
650 Но молчать бы вам лучше, глупцы,
Да решеньем вопроса заняться:
Таковы ли бывают отцы,
От которых герои родятся?..
_________
Клубу нашему тоже на долю
Неприятностей выпало вволю.
Чуть тронулся крестьянский вопрос
И порядок нарушился древний,
Стали «плохо писать из деревни».
«Не сыграть ли в картишки?» — На что—с? —
660 Отвечал вопрошаемый грубо.—
Своротили вы, сударь, с ума!.. —
Члены мирно дремавшего клуба
Разделились; пошла кутерьма:
Крепостник, находя незаконной,
Откровенно реформу бранил,
А в ответ якобинец салонный
Говорил, говорил, говорил…
Сам себе с наслажденьем внимая,
Формируя парламентский слог,
670 Всем недугам родимого края
Подводил он жестокий итог;
Человеком идей прогрессивных
Не без цели стараясь прослыть,
Убеждал старикашек наивных
Встрепенуться и Русь полюбить!
Всё отдать для отчизны священной,
Умереть, если так суждено!..
Ты не пой, соловей современный!
Эту песню мы знаем давно!
680 Осуждаешь ты старое смело,
Недоволен и новым слегка,
Ты способен и доброе дело
Между фразами сделать пока;
Ты теперь еще шуткою дерзкой
Иногда подлеца оборвешь,
Но получишь ты ключ камергерской —
И уста им навеки запрешь!
Пуще тех «гуртовых» генералов,
Над которыми ныне остришь,
690 Станешь ты нажимать либералов,
С ними всякую связь прекратишь,—
Этим ты стариков успокоишь,
И помогут тебе старики.
Ловко ты свое здание строишь,
Мастерски расставляешь силки!..
Словом, мирные дни миновали,
Много выбыло членов тогда,
А иные ходить перестали,
Остальных разделяла вражда.
700 Хор согласный — стал дик и нестроен,
Ни игры, ни богатых пиров!
Лишь один оставался спокоен —
Это дедушка медный Крылов:
Не бездушным глядел истуканом,
Он лукавым сатиром глядел,
Игрокам, бюрократам, дворянам
Он, казалось, насмешливо пел:
Сравнительный и деепричастный обороты
Вариант 1
1. Укажите предложение со сравнительным оборотом, поставьте, где нужно, запятые:
-
Герасим как лев выступал сильно и бодро (Тургенев).
-
Через пять минут мы целеустремленно мчались из леса (Солоухин).
2. Укажите предложение, в котором сравнительный оборот не выделяется запятыми:
-
В луга, вперед и в стороны (1) словно щупальца (2) побрели дозорные (А.Н. Толстой).
-
Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил (1) как из ведра (Л. Толстой).
3. Отметьте предложение, в котором слова, набранные курсивом, являются сравнительным оборотом:
-
Крылатые ели (1) как большие птицы (Горький).
-
На мысе, над морем, белел песок (1) как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов (Паустовский).
4. Укажите предложение с деепричастным оборотом:
-
Была у Ермолая легавая собака (1) по прозванию Валетка (Тургенев).
-
Раскрашенный в цвета осени (1) сад был тоже наполнен красноватой духотой (Горький).
-
Сверкая и искрясь (1) осыпался иней с древесных вершин (Полевой).
5. Укажите предложение, в котором деепричастный оборот не обособляется:
-
Мельница работала (1) заглушая шум дождя (Чехов).
-
Мальчик бежал (1) сломя голову.
6. Укажите предложение, в котором деепричастие обособляется:
-
Пошумев (1) река успокоилась и вновь легла в берега (Полевой).
-
Яков шел (1) не торопясь (Горький).
7. Поставьте правильно знаки препинания:
Я оглянулся. На опушке леса (1) приложив одно ухо (2) и приподняв другое (3) перепрыгивал заяц (Л. Толстой).
1)1,2,3;
2)1,3.
8. Расставьте правильно знаки препинания:
«Орел» наконец пошел и ( 1) развив ход (2) и (3) догнав эскадру (4) занял свое место в строю.
1)1,2,3,4;
2)1, 4.
9. Укажите предложение с ошибкой:
1) Отредактировав рукопись, я передал ее в издательство.
2) Все изложенное в книге написано предельно кратко, учитывая бюджет времени студента.
Сравнительный и деепричастный обороты
Вариант 2
1. Укажите предложение со сравнительным оборотом, поставьте, где нужно, запятые:
-
Лед был гладкий (1) как зеркало (2) чистый и прозрачный (Арсеньев).
-
За опушкой кричали чибисы, точно плакали маленькие дети (С.-Ценский).
2. Укажите предложение, в котором сравнительный оборот не выделяется запятыми:
-
В ожидании парохода все сидели (1) как на иголках.
-
Маленькие вагоны (1) точно игрушки (2) тянулись по профилю дороги (Короленко).
3. Отметьте предложение, в котором слова, набранные курсивом, являются сравнительным оборотом:
1) Жизнь теченье свое изменила, как река изменяет русло (Н. Некрасов).
2) В неодетом лесу ранние ивы, как люстры, как грезы, как виденья.
4. Укажите предложение с деепричастным оборотом:
1) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду (Соколов-Микитов).
2) Страстный любитель охоты, я целыми неделями не бывал дома (Соколов-Микитов).
5. Укажите предложение, в котором деепричастие не обособляется:
1) Матрос сошел по сходням вниз и (1) не оборачиваясь (2)слился с толпой.
2) Близкому человеку помогают (1) не задумываясь.
6. В каком варианте ответа правильно объяснены все запятые:
Соловей, рассыпаясь ликующей трелью, пел свою весеннюю песню.
-
выделяется деепричастный оборот;
-
выделяется причастный оборот.
7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Записывая математическое выражение…
-
используйте только натуральные числа;
-
мною была допущена ошибка.
8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
-
Читая романы Дюма, получаешь интересные сведения из истории.
-
Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой в почве сохранилось много влаги.
Сравнительный и деепричастный обороты
Вариант 3
1. Укажите предложение со сравнительным оборотом:
-
Но едва Владимир выехал за околицу в поле (1) как поднялся ветер (Пушкин).
-
Вчерашняя пороша лежит по насту (1) как пудра со сверкающими блестками (Пришвин).
2. Укажите предложение, в котором сравнительный оборот не выделяется запятыми:
-
Дорога была видна (1) как на ладони.
-
И сам (1) как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья (Горький).
3. Отметьте предложение, в котором слова, набранные курсивом, выделяются запятыми:
-
Дорога гладка (1) как водяная поверхность (Федин).
-
Дождь полил (1) как из ведра, и все скрылось (Пришвин).
4. Укажите предложение с деепричастным оборотом (одиночным деепричастием):
-
Всю ночь гремел овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (Фет).
-
Увлеченные игрой, они не слышали, как открылась дверь (Н. Чуковский).
-
Я люблю северный лес за строгую красоту его девственных линий, за бархатную зелень красавиц пихт (Соколов-Микитов).
5. В каком варианте ответа правильно поставлены и объяснены все запятые:
Прилетев на место (1) гуси шумно опускаются на воду (2) распахнув ее грудью на обе стороны (Соколов-Микитов).
1) 1,2- выделяются деепричастные обороты;
2)1- выделяется деепричастный, 2 — причастный оборот.
6. Поставьте правильно знаки препинания:
Солнце (1) обойдя дом (2) и (3) уже переходя на западное небо (4) зеркально заглядывало под сосны и пихты (Бунин).
1)1,4;
2)1,2,3,4;
3)1,2,4.
7. Укажите, где нужно поставить знаки препинания:
Море играло маленькими волнами (1) рождая их (2) украшая бахромой пены (3) сталкивая друг с другом (4) и разбивая в мелкую пыль (Горький).
1)1,2,3;
2) 1,2,3,4.
8. Продолжите правильно предложение:
Окончив училище…
-
нас направили на стройку;
-
многие из нас стали работать на заводе.
Ответы
Задание |
Ответ |
||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
|
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
4 |
3 |
1 |
1 |
5 |
2 |
2 |
1 |
6 |
1 |
1 |
1 |
7 |
2 |
1 |
1 |
8 |
2 |
2 |
2 |
9 |
2 |
— |
— |
Достарыңызбен бөлісу:
На чтение 12 мин Просмотров 1.4к.
Сложноподчинённое предложение складывается из главной части и зависимой от неё. Приведем примеры сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных частей.
Что такое сложноподчиненное предложение?
Cложноподчинённое предложение состоит из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а другое — зависимым. Зависимость одного предложения от другого выражается подчинительными союзами и союзными словами.
Часть, в которой находится подчинительный союз или союзное слово, является придаточным предложением, соответственно, часть, в которой их нет, называется главным предложением, или главной частью.
Сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называется сложноподчинённым.
Синтаксически зависимая часть сложноподчиненного предложения называется придаточным предложением.
Связь между главным и придаточным предложением более тесная, чем в сложносочиненном предложении, где его части сохраняют относительную самостоятельность. Например, рассмотрим предложение:
Было ясно, что дед с отцом не успеют закончить к вечеру крышу дома.
Сообщение, которое несет в себе главная часть (было ясно) неполно без пояснения его второй частью, поэтому связь между главным и зависимым предложениями более тесная, чем в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы и союзные слова выражают различные смысловые отношения между главной и придаточной частями. В зависимости от этого различают следующие виды сложноподчиненных предложений:
- с придаточными определительными;
- с придаточные изъяснительными;
- с придаточными обстоятельственными.
Сложноподчиненные предложения также можно разделить на две большие группы в зависимости от того, относится ли придаточная часть к одному слову в главной части или поясняет её всю. В главной части одно слово поясняют следующие придаточные части:
- определительные
- изъяснительные
- образа действия
- меры и степени
- места.
Поясняют все главное предложение придаточные части:
- времени
- цели
- причины
- уступки
- следствия
- условные
- сравнительные.
Примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных частей
Придаточная изъяснительная часть относится в главном предложении к словам со значением речи (говорить, рассказать, спросить, отвечать), мысли (думать, решать), чувства (радоваться, обижаться, сердиться). Она «изъясняет» (истолковывает, раскрывает их смысл) и отвечает на падежные вопросы что? о чём? чем? чему?
Предложения с придаточными изъяснительными
Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встает (И. Никитин).
Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита (Ф. И. Тютчев)
Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни (К. Паустовский).
Этот тип сложноподчиненных предложений подробно с примерами рассматривается в статье «Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным».
Предложения с придаточными определительными
Придаточное определительное предложение поясняет слово с предметным значением в составе главного предложения и отвечает на вопросы какой? каков? чей?
Милы мне не жаркие страны, где крылатые пальмы видны, а вот эти седые туман и мохнатые лапы сосны (Кежун).
Дайте дело такое, чтобы сердце горело и не знало покоя (Лев Ошанин).
См. еще примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным из художественной литературы.
Предложения с придаточными образа действия
Этот тип придаточных относится к указательному слову «так» в главной части и обозначает, каким образом совершается действие.
Следует прожить свою жизнь так, чтобы потом не было за что краснеть.
Она говорила так, как будто держала что-то за щекой.
Продолжим знакомство с примерами сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия из художественной литературы.
Предложения с придаточными меры и степени
Придаточные меры и степени относятся к указательным словам «так», «такой», «столько», «настолько», «до того», обозначают степень проявления признака, качества, действия и отвечают на вопросы в какой степени? сколько? насколько?
Биатлонистка Дарья Домрачева прошла дистанцию быстрее, чем предполагали журналисты.
Время шло медленнее, чем капала в бочку дождевая вода с крыши.
Дождь прошел так быстро, что земля в саду под яблонями не успела как следует намокнуть.
См. еще несколько примеров предложений.
Предложения с придаточными места
Придаточные места относятся к наречиям «там», «туда», «оттуда», «везде», «всюду», «отовсюду» или обстоятельствам места и отвечают на вопросы где? куда? откуда?
Там, где люди борются с пургой, встанет над тайгой наш город юный (М. Исаковский).
Куда ведёт путь прямой, туда не ездят на кривой.
Где нет знаний, там нет и смелости.
Куда дерево подрублено, туда оно и валится.
Предложения с придаточными времени
Придаточные времени поясняют все главное предложение и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор?
Когда зашло солнце, мы вернулись на бивак.
Как только наступил рассвет, туристы двинулись в путь.
Пока я дышать умею, я буду идти вперед (Лев Ошанин).
Читаем еще примеры сложноподчиненных предложений с придаточной частью времени из художественной литературы.
Предложения с придаточными цели
Придаточное предложение цели называет цель, а главное — предпосылку, которая обеспечивает достижение указанной цели. От главного предложения зададим к нему вопросы с какой целью? зачем? для чего?
Ребята остались в школе после уроков, чтобы поиграть в волейбол.
Наконец, смущаясь и краснея, она повернулась ко мне, чтобы спросить об этом.
Мне нужен мир, чтоб всей земле моей вовек не знать военного пожара (А. Безыменский).
Предложения с придаточными причины
Придаточная часть причины указывает причину того, о чем говорится в главном предложении, и отвечает на вопросы почему? отчего? по какой причине?
Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое.
Может, Блок искал эту тишину и близость моря, потому что она возвращает смятенному человеческому сердцу спокойствие (К. Паустовский).
Он владел одинаково плохо всеми европейскими языками и в разговоре постоянно перемешивал их, коверкал слова, может быть, несколько умышленно, поскольку в каждом акробате всегда сидит немного клоуна (Александр Куприн).
Предложения с придаточными уступительными
Действие в главном предложении разворачивается вопреки тому, о чем говорится в придаточной уступительной части. Придаточная уступки отвечает на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
Человек должен трудиться в поте лица, кто бы он ни был (А. Чехов).
Хотя утро было прекрасное, но выехали в поле не так рано (С. Аксаков).
Пускай шумит волна морей, утёс гранитный не повалит (М. Лермонтов).
Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо (В. Гаршин).
Предложения с придаточными условными
В придаточной условной части содержится условие, в рамках которого развивается событие, обозначенное в главной части.
Ты должен посвятить отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек (Фонвизин).
Если по-русски скроен, и один в поле воин (Пословица).
Когда я зря минуту потерял, мне жаль себя (С. Островой).
Предложения с придаточными следствия
Придаточные следствия указывают на итог, результат, вытекающий из того, о чем идет речь в главной части. От главной части к придаточной задается вопрос что явилось следствием?
Село Уклеево лежало в овраге, так что с шоссе и со станции видны были только колокольня и трубы ситценабивной фабрики… (А. Чехов).
Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей (А. Чехов).
Тихий звук снаружи не доходил в комнату, так что в этой тишине постукивание маятника казалось сильным звуком (Л. Толстой).
Предложения с придаточными сравнения
В сложноподчиненных предложениях с придаточными сравнения два события сравниваются, уподобляются друг другу.
На низине, за опушкой кричали чибисы, точно плакали маленькие дети (С. Сергеев-Ценский).
Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду (С. Есенин).
Жизнь теченье своё изменила, как река изменяет русло (Н. Некрасов).
Цель: обеспечить усвоение типов
сложноподчиненных предложений;
формировать умение реализовывать
поставленные цели; развивать умение
применять знания на практике.
Практические рекомендации. Перед
выполнением заданий внимательно
ознакомьтесь с учебной литературой и
текстами, прилагаемыми к заданиям. Не
забывайте о многообразии терминов в
синтаксисе и последовательно применяйте
их при выполнении заданий.
*Каждому номеру задания соответствует
такой же номер предложений для анализа
в текстах.
ЗАДАНИЕ 1. Спишите сложноподчиненные
предложения. Подчеркните все грамматические
основы, обозначьте границы между
предикативными частями, выделите
формальные средства связи. Укажите СПП
нерасчлененной и расчлененной структуры.
Докажите это.
ЗАДАНИЕ 2. Спишите сложноподчиненные
предложения нерасчлененной структуры.
Подчеркните грамматические основы,
обозначьте границы между предикативными
частями, выделите формальные средства
связи. Определите тип придаточной части
и виды синтаксических отношений. Укажите
средства выражения этих отношений.
ЗАДАНИЕ 3. Спишите сложноподчиненные
предложения расчлененной структуры.
Подчеркните грамматические основы,
обозначьте границы между предикативными
частями, выделите формальные средства
связи. Определите тип придаточной части
и виды синтаксических отношений. Укажите
средства выражения этих отношений.
ЗАДАНИЕ 4. Спишите сложноподчиненные
предложения с несколькими придаточными
частями. Подчеркните грамматические
основы, обозначьте границы между
предикативными частями, выделите
формальные средства связи. Определите
тип связи придаточных частей с главными.
Укажите средства выражения этих
отношений. Постройте схемы СПП.
ЗАДАНИЕ 5. Выпишите из текста одно
сложноподчиненное предложение с
несколькими придаточными частями.
Выполните его полный синтаксический
разбор.
ТЕКСТЫ
Вариант 1.
1. Горько думать, что пройдет жизнь без
горя и без счастья, в суете дневных забот
(Б.). Чем прозрачнее воздух, тем ярче
солнечный свет (Пауст.). Есть мгновения,
когда ни единого звука нельзя вымолвить
(Б.). Мы сидели на углу бастиона, так что
в обе стороны могли видеть все (Л.). Как
дерево роняет тихо листья, так я роняю
грустные слова (Ес.).
2. Произошло то, чего никак не ожидал
Григорий (Шол.). То сердце не научится
любить, которое устало ненавидеть (Н.).
Я думал о людях, чья жизнь была связана
с этими берегами (Пауст.). Насколько он
был неблагообразен, настолько же пригожа
была его жена (С.-Щ.). На вокзале собралось
столько знакомых, что мы не успели со
всеми попрощаться (Л.Т.).
3. Любовь к труду необходима для того,
чтобы построить новую, счастливую жизнь
(М.Г.). Оживленное гудение базара привлекало
прохожих, подобно тому как запах меда
привлекает пчел (Сол.). Близкого человека
только тогда и поймешь вполне, когда с
ним расстанешься (Т.). Всякий труд важен,
ибо облагораживает человека (Л.Т.).
4. В тот вечер, когда он ехал с почты через
Шаховское, через эту старинную усадьбу
с черной еловой аллеей, он очень точно
выразил своим неожиданным даже для
самого себя восклицанием то крайнее
изнеможение, которого он достиг (Б.). Но
кажется, что песня все еще длится, что
ей нет и не будет конца (Б.). Чувствуя,
что мне было надобно что-нибудь сказать,
я спросила довольно некстати, по делам
ли заехал он в нашу сторону (П.).
5. Кончилось тем, что, по обыкновению,
вернулся домой и заснул Алексей Алексеич
только в семь часов, когда в его кабинете
на Конюшенной уже синел грязный утренний
сумрак. А проснулся после полудня, часу
во втором, и проснулся, по свидетельству
его слуги, как-то внезапно, сразу, раскрыв
глаза с испугом. Некоторое время после
этого он лежал без всякого движения,
глядя в стену перед собою, потом позвонил
и приказал подать себе сельтерской воды
(Б.).
Вариант 2.
1. А он шагал и шагал, уже совсем не
заботясь о том, как будет это истолковано
в доме (Б.). Герасим вырос немой и могучий,
как дерево растет на плодородной почве
(Т.). Берегись всего того, что не одобряется
твоей совестью (Л.Т.). Дядюшка пел так,
как поет простой народ (Л.Т.). Всякое дело
надо любить, чтобы хорошо его делать
(М.Г.).
2. Снегу так много, что уже можно кататься
на лыжах (Газ.). Я спросила у кукушки,
сколько лет я проживу (Ахм.). Он позволил
открыть свой портфель, откуда при
радостных криках собравшихся были
извлечены злополучные свечи и мыло
(Зощ.). Есть святые чувства, которых не
должна касаться чужая рука (С.-Щ.). А вот
у вас все получилось гораздо лучше, чем
мы ожидали (Газ.).
3. Жизнь всегда выше искусства, потому
что искусство есть только одно из
бесчисленных проявлений жизни (Бел.). С
утра он брал лодку и греб далеко вверх
по реке, пока руки не сводило от усталости
(Гран.). Оттого, может быть, что в глазах
мелькали деревья, телеграфные столбы
и сугробы, самые разнообразные мысли
приходили ей в голову (Ч.). Весна, конечно,
самое лучшее и самое поэтическое время
года, о чем писано и переписано поэтами
всех стран и народов (М.-С.).
4. Нужно с горестью признаться, что
реальная личность писателя, художника,
артиста редко совпадает с тем
представлением, какое мы составляем по
их произведениям (Кор.). Хотя Леонтьеву
и очень хотелось поехать в лесничество,
к Петру Максимовичу, но он решил до
осени, пока хотя бы вчерне не окончит
книгу, никуда не выезжать из Ленинграда
(Пауст.). Вот уже две недели, как я живу
в деревне и не вижу, как время летит
(П.).
5. Как ни дышит полдень знойный в
растворенное окно, в этой храмине
спокойной, где все тихо и темно, где
живые благовонья бродят в сумрачной
тени, в сладкий сумрак полусонья погрузись
и отдохни. Здесь фонтан неутомимый день
и ночь поет в углу и кропит росой незримой
очарованную мглу. И в мерцанье полусвета,
тайной страстью занята, здесь влюбленного
поэта веет легкая мечта (Ф.Тютчев).
Вариант 3.
1. Каков я прежде был, таков и ныне я (П.).
Жизнь теченье свое изменила, как река
изменяет русло (Н.). По мере того как
солдаты проходили мимо обоза, из рядов
сыпались нетерпеливые возгласы (Купр.).
Вновь я посетил тот уголок земли, где я
провел изгнанником два года незаметных
(П.). Когда в товарищах согласья нет, на
лад их дело не пойдет (Кр.).
2. Лучше не развиваться человеку, нежели
развиваться без мысли об общественных
делах, без гражданских чувств (Черн.).
Переправа – и холод такой, что слезы в
глазах замерзали (Н.). Сколь вечна в нас
душа, столь бренно наше тело (Н.). Прав,
что не взял меня с собой и не назвал
своей подругой, я стала песней и судьбой,
сквозной бессонницей и вьюгой (Ахм.).
Была та смутная пора, когда Россия
молодая, в бореньях силы напрягая, мужала
с гением Петра (П.).
3. Над берегом нависла песчаная глыба
ржавого цвета, словно огромная собака
тянула к реке свою лохматую морду
(Алекс.). К марту все наши колонисты были
так одеты, что им мог бы позавидовать
любой артист, исполняющий роль мельника
в «Русалке» (Мак.). Загадочных людей нет,
их выдумывают писатели для того, чтобы
позабавить вас (М.Г.). Когда Пьер совсем
очнулся на другое утро, в небе уже никого
не было (Л.Т.).
4. От странной лирики, где каждый шаг –
секрет, где пропасти налево и направо,
где под ногой, как лист увядший, слава,
по-видимому, мне спасенья нет (Ахм.). Дома
у себя я застал гостя, старого приятеля,
который, поздоровавшись, начал мне
жаловаться, что, пока ехал ко мне,
заблудился в лесу и у него отстала
хорошая дорогая собака (Т.).
5. Татуша и в самом деле была довольна
собой. Затевая свою игру, в которой
таилась крупица серьезности, она не
ждала, что успех окажется столь быстрым
и полным. Ей представлялось, что Сережа
не остался равнодушен к Верочкиной
влюбленности. Но стоило лишь пальцем
поманить … Сама того не желая, Татуша
сделала, как говорят охотники, дуплет,
вернее же, одним выстрелом двух зайцев
убила. Заряд предназначался Сереже, а
сражен был заодно и Митя Зилоти (Наг.).
Вариант 4.
1. Еще издали слышался шум мокрых деревьев,
будто вдалеке шумела вода в шлюзах
(А.Т.). Для того чтобы выучиться говорить
правду людям, надо научиться говорить
ее самому себе (М.Г.). Случается иногда,
что два уже знакомых, но не близких друг
другу человека внезапно и быстро
сближаются в течение нескольких
мгновений… (Т.). К самому вечеру так
стихло, что листок на березе не шевелился
(Пришв.). А еще он спрашивал, по скольку
у них картошки к обеду варят (Сол.).
2. Кто живет без печали и гнева, тот не
любит отчизны своей (Н.). Я пришел к тебе
с приветом рассказать, что солнце встало,
что оно горячим светом по листам
затрепетало (Фет). Кипренский понял, что
дружба гаснет от долгой разлуки (Пуст.).
В ту же ночь широкая лодка отчалила от
гостиницы, где жили Инсаровы (Т.). Трудно
описать восторг и страдание, какими
светилось ее некрасивое лицо (Ч.).
3. Она чувствовала внутренний жар, как
будто в груди у ней лежало раскаленное
железо (Л.). Но прежде чем оставить эту
комнату и увидеть солнце, я считаю нужным
сказать вам несколько слов (Ч.). Когда
паром подошел, Чайковский вышел из
коляски (Пауст.). Руки мне жгло и рвало,
словно кто-то вытаскивал кости из них
(М.Г.).
4. Между тем лесок, до сих пор сливавшийся
с чернотой ночи, так что его нельзя было
и разглядеть, начал смутно проступать,
потому что сзади него пожелтело и
засветилось (Сол.). Есть много слов,
которые произносишь по привычке, не
думая о том, что скрыто за ними (М.Г.).
5. Рахманинов засмеялся. Хорошо обжечь
рот, хорошо бы еще получить крепкого
тумака, чтобы окончательно спуститься
на землю. Он ударил себя увесистым
кулаком по затылку, что-то хрястнуло, и
он опять засмеялся. Ну вот, теперь все
в порядке. То, что было, не приснилось,
не пригрезилось, не померещилось в
дурманной усталости, которая все чаще
охватывала его в последние дни от
мучительной, незаладившейся работы.
Не шел его фортепианный концерт, а теперь
пойдет. Он узнал, что такое музыка. (Ю.
Нагибин)
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Цель урока Обобщение и систематизация знаний
учащихся о синтаксисе сложноподчиненного
предложения.
Задачи урока
- Закрепить полученные знания о СПП, о средствах
связи в них. - Совершенствовать навыки определения видов СПП,
постановки в них знаков препинания, составления
СПП. - Воспитывать такие нравственные качества, как
патриотизм, служение Отечеству.
Тип урока — комбинированный
Форма проведения урока – урок-практикум
Оборудование урока
- компьютер, проектор, экран;
- раздаточный материал – карточки с заданием –
поставить знаки препинания, союзы и союзные
слова в СПП, - презентация к данному уроку.
Оформление доски
- Дата
- Тема урока
- Эпиграф к уроку
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
А. Пушкин
План урока
1. Оргмомент.
2. Постановка темы и цели урока.
3. Сообщение о СПП.
4. Практикум по разбору видов СПП
— выведенных на экран;
— на слух.
5. Сообщение о словах ЧТО, ЧЕМ, КОГДА, КАК.
6. Практикум по составлению СПП (на карточках)
(вставка союзов и союзных слов в предложения из
стихотворений В. Высоцкого).
7. Работа по картине А. И. Лактионова “Письмо с
фронта” (составление СПП – по группам).
8. Проверка составленных предложений.
9. Объяснение домашнего задания: написать
сочинение-миниатюру по картине Лактионова
10. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА.
1. ОРГМОМЕНТ
— Добрый всем день! Сегодня у нас гости.
Ребята, для нас с вами торжественный час
наступил. Очень хочется порадовать гостей своими
знаниями, активностью и смелостью. Пожелаем друг
другу удачи, плодотворной работы.
2. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
— На уроке нам предстоит обобщить изученное о
сложноподчиненном предложении.
Мы покажем, насколько мы обладаем умением
различать виды СПП, конструировать их,
определять в них союзы и союзные слова, ставить
знаки препинания, строить схемы.
Знания о видах подчинительной связи в сложных
предложениях необходимы при выполнении
экзаменационных заданий на ГИА и, конечно, в 11
классе на ЕГЭ.
Мы уже выполняли такие задания. И потому знаем,
что в В6 мы должны правильно указать количество
грамматических основ. И часто мы теряем
безличные предложения в составе
сложноподчиненного. В В7 – задание на умение
видеть придаточные предложения, в В8 – задание
найти СПП с разным подчинением придаточных, да и
в В9 мы должны проявить умение в сложном видеть
разные виды связи, в том числе и подчинительную
связь. Ошибки ваши в основном связаны с
“невидением” односоставных в
сложноподчиненном.
Ко всему умелое использование СПП в устной и
письменной речи свидетельствует о богатстве
грамматического строя языка. Без СПП наша речь
бедна.
К сегодняшнему уроку вы получили особое
задание – выписать из цитат великих людей только
СПП и только на тему “Россия, Родина, служение
Отечеству”.
Приступим к работе.
Вначале – сообщение о СПП. Подготовил(а) его
…………..
3. СООБЩЕНИЕ О СПП
— о строении СПП,
— о видах СПП ( по структурно-семантической
классификации в языкознании),
— о средствах подчинения в СПП.
Примеры СПП
- Когда я слышу слово “Родина”, вспоминаю
свой дом. (СПП с придаточным времени) - Я знаю, что будущее России прекрасно. (СПП
с придаточным изъяснительным) - 2012 год, который объявлен годом Российской
истории, принесёт много новых открытий. (СПП с
придаточным определительным) - Там, где прошли ожесточенные бои,
воздвигнуты обелиски. (СПП с придаточным
места)
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ
“Виды СПП” — по учебнику (стр. 60)
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВИДОВ СПП
(запись предложений в тетради, выполнение
обозначений
- И если враг в слепой надежде Русь покорить
сберется вновь, его погоним, как и прежде. (А.
Гладков) (СПП с придаточным условия) - Чтобы поверить в добро, надо начать делать
его. (Л. Толстой) (СПП с придаточным цели) - Это святая обязанность – любить страну, которая
вспоила и вскормила нас, как родная мать (М.
Шолохов) (СПП с придаточным определения) - Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто
бы он ни был. (А. Чехов) (СПП с придаточным
уступки)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ СПП НА СЛУХ.
- Нет предела силы человечьей, если эта сила –
коллектив. (В. Маяковский). (СПП с придаточным
условия). - Хотя у совести нет зубов, она может загрызть
насмерть. (пословица) (СПП с придаточным
уступки). - Кто Родиной торгует, тот кары не минует. (пословица)
(СПП с придаточным местоименно-определ.). - Чем больше человек дает людям и меньше
требует себе, тем он лучше. (А. Толстой) (СПП
с придаточным сравнения).
6. СООБЩЕНИЕ О СОЮЗАХ И СОЮЗНЫХ СЛОВАХ ЧТО,
ЧЕМ, КОГДА, КАК.
Слова ЧТО, ЧЕМ, КОГДА, КАК могут быть и
союзами, и союзными словами (местоимениями и
наречиями).
- Живу заботой Родины, заботой родной земли, что
так ко мне щедра. (В. Фирсов) (что – союзное
слово, местоимение, является членом предложения),
СПП с придаточным определительным. - Заметьте, что неуважение к предкам есть
первый признак дикости и безнравственности. (А.
Пушкин) (Что – союз, не является членом
предложения), СПП с придаточным изъяснительным. - Хорошо писать, когда впереди тебя ждет
что-нибудь интересное, радостное, любимое.
(К. Паустовский) (Когда – союз, не является
членом предложения), СПП с придаточным времени - Мы не знаем, когда наступит прекрасное
завтра. (В. Солоухин) (когда – союзное слово,
наречие, является членом предложения), СПП с
придаточным изъяснительным. - Жизнь течение свое изменила, как река
изменяет русло. (Н.Некрасов) (Как – союз, не
является членом предложения), СПП с придаточным
сравнения. - Распахни глаза, хоть на миг ощути, как
прекрасна жизнь и Земля. (Р. Рождественский)
(Как – союзное слово, наречие, является членом
предложения), СПП с придаточным
изъяснительным.
7. ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
(на карточках, проверка )
Слово учителя.
— Вы получили карточки.
На них предложения, взятые из стихотворений
поэта-песенника Владимира Высоцкого, человека,
который был не просто актером, певцом, а был
личностью, гражданином России, служил своим
творчеством Родине.
Выполняя задание, вспомните его строки.
- Человек должен быть наделён фантазией, чтобы
творить. (В. Высоцкий) - Я наблюдал свысока, как волны головы ломают. (В.
Высоцкий) - Живешь в заколдованном диком лесу, откуда
уйти невозможно. (В.Высоцкий) - Все равно я отсюда тебя заберу во дворец, где
играют свирели. (В.Высоцкий) - Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, если
терем с дворцом кто-то занял (В.Высоцкий) - Мне теперь не понять, кто же прав был из
нас в наших спорах без сна и покоя. (В.Высоцкий) - Мне не стало хватать его только сейчас, когда
он не вернулся из боя. (В.Высоцкий)
8. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ СПП ПО КАРТИНЕ А.И.
ЛАКТИОНОВА “ПИСЬМО С ФРОНТА” (1947 г.)
Слово учителя (или ученицы).
— Великая Отечественная война оставила
значительный след как в истории нашей страны, так
и в судьбах миллионов людей.
Поэтому картина А.И. Лактионова сразу же
завоевала сердца зрителей на просторах
необъятной страны.
Картина задумана художником еще в годы войны, в
1943 году, но написана она в 1947 году в Загорске, где
жила семья Лактионова после эвакуации.
Лактионов в своей картине “Письмо с фронта”
воплотил атмосферу жизни советских людей в дни
войны.
Сюжет ее прост.
В каком-то небольшом русском городке у широко
распахнутой двери старого деревянного дома
собралась семья фронтовика.
Долгожданную весточку с фронта принес раненый
боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно
держит перед собой дорогие листки.
Картина написана светлыми красками, наполнена
солнцем: золотыми лучами пронизано небо,
белокурые волосы девушки.
Кажется, что светится сам воздух. Во всем
ощутимо дыхание близкой и такой желанной победы.
Вам предстоит сейчас в своих группах составить
по картине “Письмо с фронта” разные СПП:
— СПП с придаточными определительными,
— СПП с придаточными изъяснительными,
— СПП с придаточными обстоятельственными.
9. ПРОСЛУШИВАНИЕ СОСТАВЛЕННЫХ ПО КАРТИНЕ СПП.
СПП с придаточными определительными
- На картине Лактионова изображена семья, которая
получила веточку с фронта. - Художник изобразил счастливый момент, когда
вся семья слушает чтение письма. - Сама природа радуется за эту семью, которая
получила добрую весть от близкого человека. - Картина рассказывает о людях, которые жили,
трудились в далеком тылу и ждали весточки с
фронта от родных и близких.
СПП с придаточными изъяснительными
- Наверное, глава семьи в письме сообщает, что
жив-здоров и что у него все хорошо. - Поза бойца указывает на то, что он тоже
внимательно слушает чтение письма. - Радостные лица героев картины свидетельствуют
о том, что люди в тылу жили ожиданием весточек
с фронта.
СПП с придаточными обстоятельственными
- Собрались все родные и соседи, чтобы потом
обсудить события на фронте. - Девочке, может, обидно и завидно, потому что
читать письмо дали братишке. - Мальчик внимательно читает, чтобы не
пропустить не одной строчки.
10. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Подготовиться к контрольной работе (повторить
правила о СПП) - Написать сочинение-миниатюру по картине А.И.
Лактионова “Письмо с фронта”, используя разные
виды СПП.
11. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ.
— В чем же своеобразие СПП?
— Какие трудности испытывали при изучении этой
темы?
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК УЧАЩИМСЯ ЗА УРОК.